Заболоцкий я не умру мой друг. Заболоцкий николай - завещание

/ / / Анализ стихотворения Заболоцкого «Завещание»

Стихотворение Н. Заболоцкого «Завещание» относится к позднему периоду творчества. Написано оно было через 4 года после возвращения из лагерей. Советская власть восстановила Николая Алексеевича в Союзе писателей, после чего он брался за перо, когда мыслям становилось тесно и нужно было излить их на бумаге. Душевная и физическая сила понемногу покидали поэта, чувствуя приближение последнего часа, он написал «Завещание». Смерть настигла Николая Алексеевича спустя 10 лет после создания стиха.

Тема произведения – желание оставаться вместе с потомками после смерти. Автор утверждает, что душа человека, который оставил после себя значительный хороший след остается с потомками, чтобы быть им советником, наблюдать за тем, как они довершают ее незаконченные дела. Кроме того, он показывает слияние человека и природы, когда говорит, что по-настоящему он родился, когда научился вдумчиво наблюдать за дождем.

Центральный образ стиха «Завещание» – лирический герой, размышляющий о своей судьбе после смерти. Он уверен, что смерть – неизбежна, но надеется, что его прах «приютит» природа под водой или в лесу. Герой верит: умирает только внешняя оболочка, душа остается жить в деревьях, птицах, дожде, чтобы потомок «причастен был к сознанью» усопшего. Он с уверенностью заявляет, что «недаром в этом мире жил», поэтому ему сладостно подать руку потомку, чтобы тот завершил его начинания.

Образ души воссоздается при помощи пейзажных штрихов. Н. Заболоцкий изображает детали объемной панорамы окружающего мира: цветы, «многовековой дуб», птицу, зарниницу, дождь. Целостная картина получается светлой, в ней нет ни капли унылости или страданий, зато ощущается беспрерывное движение, символизирующее непрерывность жизни, которая продолжается в детях, внуках, правнуках. Автор не зря поселяет душу в корни, ветви дуба. Это дерево – знаковый символ славянской культуры, воплощение силы, могущества и мудрости. Мрачный тон ощущается только в строчках, где поэт изображает могилы.

Текст стихотворения Н. Заболоцкого «Завещание» привлекает внимание разнообразием художественных средств. На первый план выступают метафоры («иссякнет жизнь», «мир туманных превращений», «дуб мою живую душу корнями обовьет») и сравнения («в небо пролечу, как медленная птица», «как летний дождь прольюсь»). Эпитеты («далекий правнук», «безмолвный мрак», «бледная зарница») делают текст более насыщенным как в плане художественном, так и в смысловом.

Стихотворение состоит из двух восьмистиший, трех катренов и одного секстины с параллельной и кольцевой рифмой. Строчки объединены по смыслу, каждая строфа выражает относительно завершенную мысль. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Интонация стиха спокойная, единое восклицательное предложение выражает уверенность автора в том, что он говорит.

Произведение Н. Заболоцкого «Завещание» – образец гармоничного сплетения философской и пейзажной лирики, что позволяет оригинально выразить традиционные идеи.

«Завещание» Николай Заболоцкий

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы,-
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.

Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил - томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели,-
Я на земле моей впервые мыслить стал,
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая
Упала на него, в лучах изнемогая.

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Завещание»

В 1944 году Николай Заболоцкий вернулся из лагеря, где провел 6 лет по обвинению в антисоветской пропаганде. Жизнь за колючей проволокой подорвала здоровье поэта, который предвидел, что срок его земного существовании близится к завершению. Несмотря на то, что очень скоро все обвинения с Заболоцкого были сняты, и его даже восстановили в Союзе писателей, это не принесло поэту ощущения душевного спокойствия и равновесия. Столкнувшись со смертью лицом к лицу, он не боится покинуть этот мир . Но при этом надеется, что оставит после себя след в истории, который станет своеобразным связующим звеном с потомками. Именно этому посвящено стихотворение поэта «Завещание», написанное в 1947 году – за 10 лет до смерти.

«Я не умру, мой друг. Дыханием цветов себя я в этом мире обнаружу», — отмечает Николая Заболоцкий, опровергая материалистическое учение о сотворении мира. Автор не верит в загробную жизнь, но при этом не может допустить мысли о том, что скоро его тело превратиться в прах. Понимая, что ничего не исчезает бесследно, поэт прибегает к различным литературным приемам, чтобы донести эту мысль до читателей. Так, он предполагает, что «многовековый дуб мою живую душу корнями обовьет, печален и суров». Свой ум автор намерен «поселить» среди дубовых ветвей, а тело растворится во Вселенной, смешавшись с каплями летнего дождя и с ароматом луговых трав.

Готовясь к смерти, Заболоцкий ни о чем не сожалеет, утверждая: «Я жизнь мою прожил, я не видал покоя: покоя в мире нет». Но при этом автор продолжает искать ответ на вопрос, зачем он вообще появился на свет. Творчество в расчет не берется, так как сам поэт относится к нему без фанатизма и не считает, что обладает настоящим литературным талантом. Гораздо важнее для него осознание того, что «я на земле моей впервые мыслить стал». Именно сила мысли по мнению Заболоцкого и сохранится в вечности , превратившись в дождевую каплю, которую, взяв в ладонь, «ты, дальний мой потомок, доделал то, что я не довершил». Уверенность в том, что преемственность поколений все же существует, дает поэту надежду на вечность и заставляет совсем по-другому воспринимать смерть. «О, я недаром в этом мире жил!», — восклицает Заболоцкий, не переживая о том, что ему отпущено на земле не так уж много времени. Важно ведь не то, сколько лет человеку, а то, как именно он прожил эти годы и что сумел оставить после себя тем, кто придет на его место.

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы,-
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.

Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил - томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели,-
Я на земле моей впервые мыслить стал,
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая
Упала на него, в лучах изнемогая.

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

Все стихи Заболоцкий Николай А. - Завещание

Подписка

Регион

Москва Московская облать

Тип объекта

Квартира Комната

Локализация

Авиамоторная м. Автозаводская м. Академическая м. Александровский Сад м. Алексеевская м. Алма-Атинская м. Алтуфьево м. Аннино м. Арбатская м. Аэропорт м. Бабушкинская м. Багратионовская м. Баррикадная м. Бауманская м. Беговая м. Белорусская м. Беляево м. Бибирево м. Библиотека им.Ленина м. Битцевский парк м. Борисово м. Боровицкая м. Ботанический сад м. Братиславская м. Бульвар Адмирала Ушакова м. Бульвар Дмитрия Донского м. Бунинская аллея м. Бутырская м. Варшавская м. ВДНХ м. Верхние Лихоборы м. Владыкино м. Водный стадион м. Войковская м. Волгоградский проспект м. Волжская м. Волоколамская м. Воробьевы Горы м. Выставочная м. Выхино м. Динамо м. Дмитровская м. Добрынинская м. Домодедовская м. Достоевская м. Дубровка м. Жулебино м. Зеленоград г. Зябликово м. Измайловская м. Калужская м. Кантемировская м. Каховская м. Каширская м. Киевская м. Китай-Город м. Кожуховская м. Коломенская м. Комсомольская м. Коньково м. Красногвардейская м. Краснопресненская м. Красносельская м. Красные ворота м. Крестьянская Застава м. Кропоткинская м. Крылатское м. Кузнецкий мост м. Кузьминки м. Кунцевская м. Курская м. Кутузовская м. Ленинский проспект м. Лермонтовский проспект м. Лубянка м. Люблино м. Марксистская м. Марьина Роща м. Марьино м. Маяковская м. Медведково м. Международная м. Менделеевская м. Митино м. Молодежная м. Мякинино м. Нагатинская м. Нагорная м. Нахимовский проспект м. Новогиреево м. Новокосино м. Новокосино м. Новокузнецкая м. Новопеределкино м. Новослободская м. Новоясеневская м. Новые Черемушки м. Окружная м. Октябрьская м. Октябрьское поле м. Орехово м. Отрадное м. Охотный ряд м. Павелецкая м. Парк культуры м. Парк Победы м. Партизанская м. Первомайская м. Перово м. Петровско-Разумовская м. Печатники м. Пионерская м. Планерная м. Площадь Ильича м. Площадь Революции м. Полежаевская м. Полянка м. Пражская м. Преображенская площадь м. Пролетарская м. Проспект Вернадского м. Проспект Мира м. Профсоюзная м. Пушкинская м. Пятницкое шоссе м. Речной вокзал м. Рижская м. Римская м. Рязанский проспект м. Савеловская м. Свиблово м. Севастопольская м. Селигерская м. Семеновская м. Серпуховская м. Славянский бульвар м. Смоленская м. Сокол м. Сокольники м. Солнцево м. Спортивная м. Сретенский бульвар м. Строгино м. Студенческая м. Сухаревская м. Сходненская м. Таганская м. Тверская м. Театральная м. Текстильщики м. Теплый стан м. Тимирязевская м. Третьяковская м. Трубная м. Тульская м. Тургеневская м. Тушинская м. Улица 1905 года м. Улица Академика Янгеля м. Улица Горчакова м. Улица Подбельского м. Улица Скобелевская м. Улица Старокачаловская м. Университет м. Филевский парк м. Фили м. Фонвизинская м. Фрунзенская м. Царицыно м. Цветной бульвар м. Черкизовская м. Чертановская м. Чеховская м. Чистые пруды м. Чкаловская м. Шаболовская м. Шипиловская м. Шоссе Энтузиастов м. Щелковская м. Щукинская м. Электрозаводская м. Юго-Западная м. Южная м. Ясенево м.

Расширенный поиск

Главная страница

АН «ХОРОС ГРУПП. Риэлти» работает в сфере недвижимости 4 года. Это молодое, динамичное агентство было организовано в результате объединения нескольких ведущих специалистов на рынке недвижимости Москвы и Подмосковья. Основными направлениями деятельности являются предоставление брокерских услуг и консалтинг на рынке столичной и подмосковной недвижимости.

Риэлторы АН «ХОРОС ГРУПП. Риэлти» работают во всех сегментах рынка. Среди них как первичная, так и вторичная городская и загородная жилая недвижимость, коммерческая недвижимость, имеются эксклюзивные предложения элитного жилья.

Цели АН «ХОРОС ГРУПП. Риэлти»

Мы открываем новые возможности на рынке недвижимости. Наши услуги являются источником позитивных изменений в жизни наших клиентов.

Стратегическая цель

Повышение капитализации через интеллектуальное инновационное лидерство на рынке недвижимости.

Что ценят в АН «ХОРОС ГРУПП. Риэлти»

Когда-то мы выбрали для себя ориентиры, по которым решили работать и строить отношения внутри компании и с клиентами. Они воплотились в пять корпоративных ценностей, которые стали важной составляющей нашей жизни, негласными внутренними правилами. Прежде всего, эти ценности представляют нашу работу не как механический труд, а как творческий процесс, где каждый сотрудник — автор.

Принятие через переживание

Мы верим в силу личной вовлеченности. Быть лично вовлеченным - значит уметь понять и почувствовать интересы и желания другого человека, специфику его убеждений и устремлений, его страсть.

Развитие

Мы умеем обновляться, не останавливаться на достигнутом. Мы совершенствуемся, чтобы отвечать требованиям рынка, опережая своего клиента на один шаг. Мы лидируем в понимании сути современных услуг.

Стиль

Стиль - это профессиональный почерк, отражающий наше отношение к бизнесу и жизни. Это наш творческий вклад в формирование нового стиля услуг - первоклассного сервиса.

Уважение свободы индивидуальности

Мы видим в индивидуальности каждого сотрудника важный ресурс, нематериальный актив Компании, способствуем его реализации. Мы строим успешные альянсы, искренне ценя вклад каждого в общее дело.

Доверие

Это результат нашей работы. Это критерий, по которому мы измеряем уровень собственного профессионализма. Наше убеждение - с тобой останется тот, для кого ты готов быть человеком, а не машиной, не справочником, не исполнителем, а союзником и партнером.

В середине пятидесятых годов поэт возвращается из зоны заключения, где находился на протяжении шести лет. Жизнь в не свободы сильно ухудшает состояние Николая Заболоцкого, и он понимает, его жизнь скоро на этой земле закончится. Не глядя на то, что поэта все же смогли оправдать, и Николая Заболоцкого даже вернули в Союз писателей, это не дало ему ни умиротворения, ни уравновешенности. Почувствовав приближение кончины своей, он не испугался ее, а принял, как данность. Но все же верит, что после своего ухода, он оставит опечаток в истории, подобный цепочке, который будет связывать его с наследниками. И данное произведение гласит именно об этом. Создано оно за десять лет до его ухода из жизни.

Писатель в своем произведении опровергает мнение ученых, что мир произошел с помощью материалистических явлений. Михаил Заболоцкий опровергает жизнь вне этой земли, но при всем при этом не допускает думы и о том, что он сам скоро станет ни кем, раствориться раз и навсегда. Осознавая, что ничего не пропадает в не известность, автор использует все различные художественные методы, для того чтоб читатель понял его. Подобным образом, свои мысли Николай Заболоцкий готов «поселить» в ветвях дубовых, а тело растворить по всему земному шару, перемешавшись с летним дождем и с запахом травы.

Весь в мыслях о своей приближающейся кончине, поэт ни в чем не разочаровывается, говоря, что он прожил свою жизнь, не зная умиротворения, нет его во всем земном шаре. И в то же время Николай Заболоцкий все так же ищет ответы на свои не решенные вопросы, для чего он вообще родился? Его работа не считается, поскольку она его не поглощает целиком, и он и не думает, что у него есть истинный дар писателя. Для него ценнее то, что Николай Заблоцкий стал лучше думать и благодаря этому он и будет вечен.

Анализ стихотворения Завещание по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Айя-София Мандельштама

    Произведение из первого сборника поэта посвящено одному из шедевров мировой архитектуры – главной мечети Стамбула, прежде бывшей храмом святой Софии.

  • Анализ стихотворения Теплым ветром потянуло Фета

    Описание периода покоя, завершения дня является типичным для русской лирики. Покой является противоположностью труду и логичной наградой, приятным завершением дневного труда

  • Анализ стихотворения Демону Некрасова

    Произведение относится к гражданской лирике поэта, которое раскрывает демонический образ с особой стороны, отличающейся от традиционного понимания сущности демона в поэзии, описанного многими русскими поэтами.

  • Анализ стихотворений Набокова

    Не все даже знают, что это прозаик, переводчик, шахматист, просто удивительный человек ещё и сочинял стихи: сложные, насыщенные и красивые. Знакомство с ними просто не может оставить равнодушным.

  • Анализ стихотворения Прощанье Некрасова

    В 1856 году Некрасов написал стихотворение «Прощанье», но вот при жизни поэт так и не увидел его в печатном виде. А сам Некрасов часто читал его своим друзьям