Балиан II Ибелин. Ибелины

Старшая ветвь этого рода феодалов-крестоносцев носила титул сенешалей Кипра, младшая - графов Яффы. Последняя из Ибелинов, Алисия Антиохийская (уп. 1350), имела своим мужем патриарха Иоанна Лузиньяна, сына короля Гуго IV.

Замок

В те времена Аскалон принадлежал , которые каждый год устраивали набеги на территорию королевства.

Новый замок был призван укрепить обороноспособность этих территорий. Первый замок, построенный Фульком, имел 4 башни.

Первые Ибелины

Род Ибелинов, относительно скромного происхождения, превратился впоследствии в одну из важнейших семей Иерусалимского королевства. Своими предками они считали средневековых виконтов французского Шартра, однако это поздняя выдумка. Основатель династии Барисан Ибелин был рыцарем в , а в 1110 г. стал его коннетаблем. В благодарность за службу, он получил возможность жениться на Эльвис, наследнице сеньории Рама (Рамла).

Балиан Д"Ибелин с королем Балдуином V Anonymous , Public Domain

Барисан получил замок Ибелин в 1141, как награду за лояльность королю во время мятежа (1134) графа Яффы, Гуго II де Пюизе. Ибелин тогда был частью графства Яффа, ставшего частью королевского домена. У Барисана с Эльвис было 5 детей: Гуго, Балдуин, Балиан II, Эрменгарда и Стефанья.

Помимо Ибелина династия унаследовала Рамлу через Эльвис, а младший сын, Балиан II получил город Наблус после женитьбы на Марии Византийской, вдовствующей королеве. Балиан был последним владельцем этих территорий, так как все они в 1187 были завоёваны .

За 2 поколения статус фамилии повысился необычайно. В Иерусалимском королевстве такой взлёт был вполне возможен, в отличие от Европы. В люди, да и целые династии умирали гораздо чаще, и им требовалась замена.

Ибелины в XIII в.

Потомки Балиана были одними из ключевых фигур в королевстве. Его первый сын, Жан Ибелин был лидером оппозиции императору Фридриху II, когда тот пытался воздействовать имперским авторитетом на местных баронов.

Династия ненадолго вернула контроль над замком Ибелин, в 1241 г. после окончания Шестового Крестового похода, когда некоторые территории были возвращены христианам по договору. У Жана было несколько детей с Мелисандой из Арсуфа: Балиан, сеньор Бейрута; Балдуин, сенешаль Кипра; второй Жан, сеньор Арсуфа и коннетабль Иерусалима; и Ги, коннетабль Кипра. Этот Балиан женился на Эшиве де Монбельяр и был отцом Жана II сеньора Бейрута, который женился на дочери герцога Афинского, Ги де Ла Рош.

Жан из Арсуфа был отцом Балиана из Арсуфа, женившегося на Плезанции из Антиохии. Коннетабль Ги был отцом Изабеллы, жены Гуго III, короля Кипра.

Второй сын Балиана, Филипп, был регентом в кипрском королевстве, пока его племянница, королева Алиса, нуждалась в его помощи. С Алисой де Монбельярд Филипп был отцом Жана Ибелина, графа Яффы и Аскалона, регента Иерусалима и автора иерусалимских ассиз, важнейшего свидетельства устройства Иерусалимского королевства. Жан был женат на Марии, сестре Хетума I короля Армении, у них был сын Жак, граф Яффы и Аскалона, также юрист. Второй сын, Ги, граф Яффы и Аскалона был женат на своей кузине Марии, дочери Хетума I.

В начале XIII в. несколько членов семьи переселились в Кипрское королевство, остальные переселялись туда по мере утраты своих земель в Иерусалимском королевстве. Ни один из Ибелинов не уехал в это время в другие страны. Тогда же некоторые из Эмбриако, сеньоров Гибелета, приняли фамилию Ибелин, из-за родства с ней по женской линии.

Несмотря на своё скромное происхождение, Ибелины, в XIII-XV вв., были на первых ролях к кипрском королевстве и отдавали своих дочерей замуж за младших сыновей, внуков и братьев королей. Они заключали браки и с другими ветвями своей династии.

Потомки Ибелинов, через королевскую династию Кипра, имеются практически во всех дворянских домах Европы.

Balian d"Ibelin Рождение: 1142 год (1142 ) Смерть: 1193 год (1193 ) Отец: Барисан Ибелин , коннетабль Яффы Мать: Эльвиса (дочь Балдуина I, сеньор Рамлы) Дети: Жан I, сеньор Бейрута

Филипп Ибелин, регент Кипра
Эльвиса д’Ибелин
Маргарита, сеньора Ибелин

Бальян II, сеньор Наблуса (также Бальян д’Ибелин , правильнее - д’Ибелен фр. Balian d"Ibelin ) (Родился около 1142 года - ) - крестоносец из рода Ибелинов . Сын Бальяна I (французская версия имени Барисан) Старого д’Ибелена (по легенде, потомок графа Шартрского, но скорее пизанец или апулиец, в 1141 году получил от короля Фулька замок Ибелен; умер в 1150 году) и Эльвис (Элоизы) де Рамла (дочь Бодуэна, сеньора Рамлы и Мирабеля; во втором браке за коннетаблем Манасье д’Йержем, умерла около 1158 года).

Биография

После поражения армии Иерусалимского королевства в битве при Хаттине Балиан одним из немногих избежал гибели или пленения. В начале июля 1187 года вернулся в Иерусалим и оказался фактическим правителем королевства. В течение полутора месяцев вёл подготовку к отражению штурма города. Командовал обороной Иерусалима во время штурма города войсками Саладина 20 сентября - 2 октября 1187 года . Сдал город на почётных условиях, после того, как пригрозил Саладину разрушить мусульманские святыни.

Балиан в искусстве

В художественном фильме Ридли Скотта «Царство небесное » (2005) главным героем является «Балиан д’Ибелин», «сын Годфри д’Ибелина», точнее его бастард . Эту роль исполнил Орландо Блум . Сам фильм имеет весьма отдалённое отношение к биографии Балиана, в частности, он выведен в нём простым кузнецом, в считанные месяцы изучившим рыцарский воинский обычай.

Детали фильма, отчасти соответствующие историческим фактам: Балиан д’Ибелин действительно существовал, но его отец носил другое имя, да и сам он в описанное время, т.е. в 1187 году, был уже пожилым человеком; он был одним из баронов Заморья; он возглавил оборону Иерусалима в 1187 году и вёл переговоры с Саладином об условиях сдачи города. Частично биография Балиана в фильме заимствует факты жизни старшего брата исторического прототипа - Балдуина де Ибелина, в частности: неприязнь к Ги Лузиньяну и романтические отношения с Сибиллой. Прочие факты в фильме являются художественным вымыслом.

Семья и потомки

  • Отец: Барисан Ибелин , Коннетабль Яффы
  • Мать: Эльвиса (дочь Балдуина I, сеньор Рамлы)
  • Братья:


Балиан д’Ибелин сдаёт Иерусалим Саладину. Рисунок из французского манускрипта, ок. 1490 года.

Бальян II, сеньор Наблуса (также Бальян д’Ибелин , правильнее - д’Ибелен фр. Balian d"Ibelin ) (Родился около 1142 года - 1193) - крестоносец из рода Ибелинов. Сын Бальяна I (французская версия имени Барисан) Старого д’Ибелена (по легенде, потомок графа Шартрского, но скорее пизанец или апулиец, в 1141 году получил от короля Фулька замок Ибелен; умер в 1150 году) и Эльвис (Элоизы) де Рамла (дочь Бодуэна, сеньора Рамлы и Мирабеля; во втором браке за коннетаблем Манасье д’Йержем, умерла около 1158 года).


Биография

После поражения армии Иерусалимского королевства в битве при Хаттине Балиан одним из немногих избежал гибели или пленения. В начале июля 1187 года вернулся в Иерусалим и оказался фактическим правителем королевства. В течение полутора месяцев вёл подготовку к отражению штурма города. Командовал обороной Иерусалима во время штурма города войсками Саладина 20 сентября - 2 октября 1187 года. Сдал город на почётных условиях, после того, как пригрозил Саладину разрушить мусульманские святыни.


Балиан в искусстве

В художественном фильме Ридли Скотта «Царство небесное» (2005) главным героем является «Балиан Д"Ибелин», «сын Годфри Д"Ибелина», точнее его бастард. Эту роль исполнил Орландо Блум. Сам фильм имеет весьма отдаленное отношение к биографии Балиана, в частности, он выведен в нем простым кузнецом, в считанные месяцы изучившим рыцарский воинский обычай.

Детали фильма, отчасти соответствующие историческим фактам: Балиан д’Ибелин действительно существовал, но его отец носил другое имя, да и сам он в описанное время, т.е. в 1187 г., был уже пожилым человеком; он был одним из баронов Заморья; он возглавил оборону Иерусалима в 1187 году и вел переговоры с Саладином об условиях сдачи города. Всё прочее в фильме - вымысел, случайный или намеренный.


Семья и потомки

Герб рода Ибелин

  • Отец: Барисан Ибелин, Конетабль Яффы
  • Мать: Эльвиса (дочь Балдуина I, сеньор Рамлы)
  • Братья: Гуго Ибелин, Балдуин Ибелин
  • Дети:
    • Жан I, сеньор Бейрута
    • Филипп Ибелин, регент Кипра
    • Эльвиса д’Ибелин
    • Маргарита, сеньора Ибелин

Балиан, барон Ибелина. Историческая личность, главный герой фильма « Царство небесное» , которого изобразил на экранах Орландо Блум . Он был значительно старше, чем образ, показанный в кино (на момент сдачи города Саладину, ему было около 45 лет), и не приехал из Европы, Франции, если точнее, в 1184 году. Несколько поколений предков Балиана жили в Святой земле и отличались мирным терпимым отношением к мусульманам – они попали туда с первым Крестовым походом в 1099 году. Балиан родился в Ибелине и его отцом был не Годфри (Лиам Ниссон), а Барисан из Ибелина. Конечно, никакой трагедии с отцом, появившимся из неоткуда, спустя четверть века, не было. У Балиана из Ибелина было еще двое братьев и все три ребенка – законных. Он не задавался вопросом, бросил ли его Бог – настоящий Балиан был очень набожным человеком, преданным христианином. После смерти старшего из трех братьев, владение землей перешло ко второму, а тот сделал своим вассалом Балиана в 1169 году – почти на два десятилетия до событий фильма « Царство небесное» .

В реальности Балиан не принимал осознанного мужественного решения стать защитником Иерусалима. На фоне того, как Саладин консолидировал войска и был готов к штурму сердца « Царства небесного» , Балиан хотел вывести свою жену и детей из Иерусалима. Он послал прошение Саладину беспрепятственно попасть в город и увезти семью. Мусульманского военачальника отговаривали советники, так как Балиан мог быть привлечен к организации защиты Иерусалима. Балиан получил разрешение, дав клятву, что задержится в столице Святой земли только на одну ночь. Когда же он прибыл в город, его фактически принудили взять руководство и не отпустили. Он отослал Саладину еще одно сообщение, в котором объяснил ситуацию и просил освободить его от клятвы. Саладин не только согласился на это, но и выделил отряд воинов, чтобы сопроводить семью барона Ибелина из Иерусалима.

Что отвечает действительности в кино и запомнилось многим – Балиан действительно посвятил в рыцари каждого мужчину христианина в городе, который мог держать оружие во время осады города. Сделано это было скорее из отчаяния, так как основные силы христиан были разбиты Саладином тремя месяцами ранее (а не за несколько дней, как показано в фильме « Царство Небесное» ). Саладин выдвинул условия, что готов принять сдачу города и даже сохранить часть привилегий знати и рыцарям, но получил отказ. На него он ответил жесткой клятвой взять Иерусалим со всей решительностью, как это сделали крестоносцы в 1099 году (ту резню несколько раз упоминают в фильме ).

Балиан, который был отличным дипломатом и до этого несколько раз успешно вступал в контакт с Саладином, обратился к мусульманскому военачальнику в преддверии наступления на город. Он действительно пообещал, что будут разрушены до камня все христианские и мусульманские святыни. Более того, что будут казнены все мусульмане, которые взяты под стражу в городе (чтобы не чинить диверсий). Саладин предпочел сохранить город и жизни людей, вместо того, чтобы исполнить свою клятву взять город силой. Таким образом, такое соглашение о сдачи Иерусалима было скорее результатом успешной дипломатии и торжества здравого смысла, чем необходимостью, после того, как две стороны зашли в тупик у стен города.

Королева Сибилла. В фильме ее изобразила Ева Грин . Она вышла замуж за Ги де Лузиньяна в 1180 году, за семь лет до сдачи Иерусалима мусульманам. Тогда вельможи города рассматривали ее как будущую королеву. Сибилла была замужем за Ги до самой смерти последнего, которая имела место спустя целых пять лет после описанных событий. Кроме того, роман между ней и Балианом, который в реальности был еще намного старше королевы, был полностью придуман для фильма « Царство Небесное» и в действительно не имел места. Интересно, что сын Сибиллы от первого брака был недолго королем, после смерти ее брата Балдуина IV.

Ги де Лузиньян. Ги действительно был коронован как король Иерусалима, но реальная история отличалась от того, что было показано в фильме « Царство Небесное» . В кино показано, что прокаженный король Балдуин IV умирает буквально в преддверии осады Иерусалима. В реальности это произошло за два года до этого – в 1185 году. Кроме того, последние годы болезнь Балдуина так усугубился, что он не мог ходить и был слеп. Также реальный король не носил металлическую маску, скрывающую проказу, как показано в фильме. Ему наследовал его племянник, Балдуин V (сын Сибиллы от первого брака) – совсем еще ребенком, при котором был назначен именитый регент и который уже два года был номинальным соправителем). Спустя год умирает этот девятилетний король и уже того, после череды интриг и непростых решений, благодаря браку с Сибиллой Иерусалимской, королем провозглашают Ги де Лузиньяна.

Его считали слабым и бесхарактерным правителем – полной противоположностью того, что мы увидели в кино. Ги сначала отказался выступать с войсками навстречу Садалину, который уже осаждал христианские крепости в Святой земле. Его уговорили другие военачальники, пригрозив назвать Лузиньяна трусом. Он не был компетентным военачальником и, как и показано в « Царство небесное» , армия даже не обеспокоилась запасами воды. Войско христиан попало в ловушку, устроенную Саладином и было разгромлено в битве при Хаттине , 4 июля 1187 года – погибло 20 000 воинов, в том числе, более тысячи рыцарей. Ги попал в плен, в котором пробыл год, а сцена с его позорным шествием на осле – вымысел для сюжета фильма. Уже с прибытием в Святую землю войска короля Ричарда Львиное Сердце, тот поддержал Ги, но понимал, что « Царству небесному» нужен более сильный правитель. Христиане перестали всерьез воспринимать Лузиньяна после поражения под Хаттином.

Саладин. Образ Саладина был довольно точно передан в фильме « Царство Небесное» . Он изображен как воин ислама, но, в тоже время, очень рассудительный и которому не чуждо сочувствие, что было редкостью для того времени и тех обстоятельств. Его сильные стороны признавали сами христиане, которые отмечали в Саладине качества настоящего рыцаря, хотя он и был мусульманином. Интересно, что он не был арабом, а Курдом. В фильме был опущен тот факт, что одним из условий сдачи Иерусалима была дань, которую должны были выплатить жители города (хотя, некоторые касты были освобождены от налога, фактически, на свою жизнь). Балиан заплатил за самых нуждающихся сам и даже предложил себя в качестве заложника, за оставшихся христиан, но Саладин не согласился. В итоге переходной период сдачи города и решения вопроса дани растянулся на целых 50 дней, а не на пару часов, как показано в кино.

Рене де Шатиньон. В реальности был даже большим негодяем, чем показано в фильме « Царство Небесное» . Он действительно совершал рейды на караваны мусульман, убивал пленных и даже злорадствовал, что Аллах не способен помочь своим подданным, которые вырезали рыцари тамплиеры. Рене был практически неуправляем и Ги де Лузиньян отказался от связей с ним, но позже не решился и выступить против Рене, несмотря на намеренные провокации против мирного договора с Саладином. Ненависть Рене к мусульманам зиждилась на пятнадцати годах, проведенных в их плену с 1160 по 1175 г.г. Рене действительно был казнен Саладином после поражения в битве при Хаттине и сцена с водой тоже исторический факт из хроник.

Тиберий. Тиберий, который изображен в качестве военачальника Иерусалимского – вымышленный персонаж, который не имел общего с описанными в фильме событиями.

« Царство небесное» — Еще факты и вымысел

Сцена, где английский король Ричард Львиное Сердце проходит проездом через бывшую деревню Балиана во Франции, вымышлена. Поход Ричарда в Святую землю, который стал известен как Третий Крестовый поход, пришелся на период, когда Балиан уже имел очень маленькое отношение к важным государственным событиям.

В фильме показана Сицилия того времени, как порт Мессина, из которого начинается путешествие в Святую землю. Изображена тогдашняя религиозная ситуация довольно точно – христиане управляли мусульманами. После поражения войска Христиан под Хаттином, король Сицилии посылал корабли с подмогой и припасами.

И хотя трудно сказать, куда именно прибыл морем корабль Балиана, опасности морского пути в Святую землю переданы точно. Тоже войска Ричарда Львиное Сердце столкнулось со штормами и понесло потери в пути. Впрочем, с этой сценой связана другая неточность – побережье Израиля не может предложить подобных ландшафтов с пустыней, похожей на Сахару, еще и у берега моря. Впрочем, съемки на натуре велись в Марокко в Африке, где топография своя.

С топографией самого Иерусалима тоже не все хорошо – город показан островом среди пустыни из песчаных дюн, без деревьев, без множества холмов, которые и сегодня окружают старый город – например гора Сион или Масличная гора, без каменоломен. Таким образом, армия Саладина беспрепятственно подводит штурмовые башни к стенам города, что в реальности очень проблематично и что испытала на себе армия Крестоносцев в 1099 году во время предыдущей крупной осады Иерусалима.

В отличие от реального Балиана, который был крестоносцем, мужчиной за сорок с жизненным опытом и жизнью в Святой земле, персонаж Орландо Блума удивительно быстро вошел в роль умелого фехтовальщика, после пятиминутного урока сражения на мечах в лесу. Более того, он спланировал защиту города, знак, как разметить поле боя для выстрелов катапульт, будучи простым кузнецом в деревне во Франции. Также он становится настоящим господином в своих новых владениях. Балиан в фильме « Царство небесное» подсказывает идею копать землю в поисках воды – удивительно, что они не додумались до этого за всего годы жизни в этом месте и за поколения опыта своих предков, живущих в пустыне.

Балиан в фильме несколько раз произносит проникновенные речи, суть которых в важности сохранения жизни людей – что Иерусалим – это, в первую очередь, люди, а не святыни, камни и стены. Довольно смелое утверждение и торжество равноправия для умов 12 столетия. Оно диссонирует с самой сутью Крестовых походов – когда десятки тысяч мужчин из Европы преодолевали половину тогда известного мира, чтобы попасть в « Царство Небесное» , а не к местным людям. Более того, люди того времени и убеждений расценивали насилие во имя Бога, как необходимое, даже как праведное дело.

По дороге в порт Мессина есть довольно неоднозначная сцена, где христианин в одежде священника декларирует вслух, что убить неверного – это путь в « Царство небесное» . В Библии и христианской традиций нет подобной риторики, в отличие от Корана. Позже, во время жаркого спора о выставлении войск против Саладина, один из присутствующих говорит: ‘‘Войско Христово, несущее его крест, невозможно победить’ ‘. Это также риторика, имеющая мало общего с христианской, в отличие от мусульманской.

Во время осады Иерусалима войсками Саладина, мы видим зрелищные сцены обстрела города из катапульт, как и ответные меры по разметкам Балиана. В то время самые лучшие установки были способны бить на расстояние всего около 200 метров с весом камней до 150 килограмм и не были оружием массового разрушения стен Иерусалима, как показано в кино « Царство Небесное» .

Поражение войска христиан под предводительством Ги де Лузиньяна, известное в истории как Битва под Хаттином, действительно имело место и стало важным событием в изменении баланса сил в Святой земле. Тогда погибло 20 000 воинов, де сотни тамплиеров были казнены по приказу Саладина, а знати оказали достойное содержание в плену. В реальности место, где продлила битва, снова же, мало напоминает пустыню с песчаными дюнами – сегодня это зеленые поля недалеко от побережья.


Участие в войнах: Войны с мусульманами.
Участие в сражениях: Битва на реке Иордан. Битва при Монжизаре

Влиятельный барон Иерусалимского королевства, второй сын Барисана Д’Ибелина

Вскоре после кончины старшего брата, Гуго , крепость Ибелин перешла к Балдуину , который оставался лордом Рамлы и передал Ибелин своему младшему брату Балиану. Совместно с Балианом Балдуин поддерживал Раймонда III - графа Триполийского против Миля де Планси в соперничество за регентство при короле Балдуине IV в 1174 г., а в 1177 г. братья участвовали в сражении при Монжизаре . Балдуин оказался в плену в битве на реке Иордан в 1179 г. За него внес выкуп греческий император Мануил Комнин , после освобождения Балдуин побывал в Константинополе в 1180 г. Говорят, что император посадил его на трон и с ног до головы осыпал золотом, предназначавшимися для выкупа. Во время его нахождения в Константинополе Мануил скончался.

В 1183 г. он поддерживал Раймонда против Ги Лузиньяна , мужа Сибиллы и, к тому моменту, регента при болезненном Балдуине IV (он был болен проказой). Балдуин был одним из баронов, рекомендовавших королю возвести на трон сына Сибиллы, Балдуина V, в 1183 г., пока Балдуин IV был ещё жив; это было попыткой предотвратить наследование Ги Лузиньяном королевского титула. Балдуин V стал монархом, еще, будучи малышом, в 1185 г., а в 1186 г., когда Балдуин V скончался, Сибилла взошла на трон вместе с Ги.

Претендент на престол, которого поддерживал Раймонд, Онфруа IV де Торон , отрекся от своих притязаний и не стал развязывать гражданскую войну, а примкнул к Сибилле и Ги. Все бароны поочередно присягали на верность Ги, но Раймонд и Балдуин с презрением отвернулись от новоиспеченного короля. Балдуин оставив своего сына под охраной младшего брата Балиана , сам отправился в Антиохию.

В соответствии с хроникой Эрнуля (позднее продолжение хроники Гийома Тирского, написанной оруженосцем Балиана), Балдуин ненавидел Ги , потому любил Сибиллу. Балдуин и Сибилла вели переписку во время его нахождения в плену, тем не менее фамилия Д’Ибелин не была столь родовитой, как французская Де Лузиньян, и Балдуин потерпел неудачу. Балдуин считал Ги «глупцом и сумасшедшим», отказавшись признавать его королём (тем более, что Ги прибыл из Европы, а Балдуин относился к местным баронам). Он отрекся от Ги в его противостоянии с