Дизайн surgeon дарк орбит. DarkOrbit корабли

Не думал не гадал, но вот пришлось писать статью о спец дизайнах после многих расспросов что и как. Думал и так все всем понятно, но потребовали рассказать так как новичкам не совсем понятно сразу что и куда.

Ну что же, приступим…

Итак в ангаре можно наблюдать спец дизайны которые стоят 250 000 уридиума. Это специальное предложение и приобрести его можно только за уридиум, но с появлением коробок под названием «пиратский трофей» можно вытащить потратив всего 1 500 уридиума на ключ к трофею.

Первый дизайн Диминишер (Diminisher, в народе «носатый») – дает к наносимому урону дополнительные 5% и обладает навыком «ослабление щитов». Что дает этот навык?

Включив навык вы тем самым ослабите щит противника на 50% то есть на половину. Урон в течении одной минуты будет нарастать и на последней секунде будет равен примерно 24 600 едениц, это дополнительный урон к общей силе корабля. Если у противника нет щита то навык бесполезен.

Дизайн подходит для тех кто любит играть в экшн игры в одиночку. Хорошо применяется в боях 1 на 2их. Если слили во время применения, то можно навык использовать еще раз. Уберечься от навыка можно использовав хайтек восстановитель щита либо использовать ракетки PLD8(заморозка лазеров)+импульс+процессор стенка. Использовать не все сразу, а последовательно по окончанию действия ранее использованного, ну можно еще соединить в придачу хайтеки боевого робота ремонтника и энерготрансфер. В принципе я выкручивался используя заморозку и импульс. Хотя должен заметить, что ситуации бывают разные и каждый раз не угадаешь что поможет)) Итог – берем если позволяют средства.

Следующий дизайн Сентинел (Sentinel, в народе: «колючка», «громила», «синий», «крепость», «вилка») – дающий к общей сумме щита еще + 10%, обладает навыком «Крепость». Навык ослабляет наносимый урон противником на 30%, что достаточно много и дает возможность выжить и победить противника. Удобен при любых полетах с активным навыком.

Как то втроем на пвп карте еле убили игрока с этим дизайном, но следующая с ним толпа соратников била нас пока мы надрывались в потугах, но все же мы смогли одолеть. Итог – дизайн полезен, нужно брать.

Дизайн Солейс (Solace, в народе: «зеленый», «рогатый») – как и предыдущий дизайн прибавляет +10% щита и обладает навыком «На но-кластерный ремонт».

При использовании навыка корабль ремонтируется на 50% прочности и раздает еще 25% тем кто с вами в группе. Достаточно удобен в группе при боевых вылетах. Есть возможность – покупайте на свое усмотрение.

Спектрум (Spectrum, в народе «спектр», «труба») – так же дает +10% щита как Солейс и Сантинел. Обладает навыком «Призма-щит». Приравнивается к своему собрату Сантинелу.

При активации навыка в течении всего лишь 30 секунд наносимый врагом урон будет уменьшен на 80%, но и собственный урон упадет на 50%. Бороться против него и так же на нем можно патронами саб и умными минами.

Веном (Venom, в народе: «вешалка, «жёлтый») – прибавляет 5% к урону и обладает навыком «Паралич». Навык прожигает прочку начиная наносить урон в 1 000 единиц увеличивая его на 200 единиц с каждым разом. Активен даже при снятии атаки и если противник стал в безопасную зону, но не перекидывайте лог на другого игрока ждите пока сгорит этот!

По своей сути навык практически бесполезен если у противника есть импульс, но в некоторых случаях помогает. Опять же таки применив его после бросания противником импульса увеличиваем шанс на победу. Уберечься от него можно использовав импульс или перепрыгнув в порт, но если импульсов нет и порт далеко тогда только победить врага на этом дизайне. При активации навыка в случаях когда летишь в невиде, то невид сразу снимается так как ориентирован на атаку.

Вот пожалуй и вся информация по этим дизайнам. Подведя итог мы имеем 3 дизайна щитовых, которые неплохо можно использовать в боях группой, и 2 дизайна боевых использование которых хорошо как в группе так и в одиночных вылетах. Каждый дизайн перезагружает свой навык два часа, поэтому использовав навык дизайна его лучше сменить на другой либо пользоваться используя базовое преимущество. Советовать что купить мы не будем, каждый должен для себя определить как ему играть и что использовать.

Ну удачи на онлайн пространстве)

Дроиды - это маленькие корабли, которые будут всегда рядом. В них можно ставить генераторы защиты, модули и лазеры. Расположение дроидов также может быть разным в зависимости от вашей тактики.
Есть три типа дроидов.
1-ый вид дроидов (Flax) приобретается за кредиты и имеет один отсек, при уничтожении игрока получает 3/2% повреждения,
2-ой вид Iris приобретается за уридиум, имеет два отсека.
При покупке каждого последующего дроида цена на него возрастает. При ремонте дроиды теряют один уровень.
3-й тип - пиратские Apis-Zeus - новейшая разработка.
Сбор дроидов происходит на хайтек-фабрике, при использовании частей чертежа, которые снижают стоимость постройки. Также, данные дроиды можно купить незамедлительно.

Цены на дроиды:

Дроиды за кредиты:

1. 100.000 Credits
2. 200.000 Credits
3. 400.000 Credits
4. 800.000 Credits
5. 1.600.000 Credits
6. 3.200.000 Credits
7. 6.400.000 Credits
8. 12.800.000 Credits

Дроиды за ури:

1. 15.000 Uridium
2. 24.000 Uridium
3. 42.000 Uridium
4. 60.000 Uridium
5. 84.000 Uridium
6. 96.000 Uridium
7. 126.000 Uridium
8. 200.000 Uridium

Дизайн "Havoc"

Что это за дизайн?
Это специальный дизайн для дроидов.Вы можете надеть его на любого дроида, любого уровня.

Как его получить?
Его можно получить лишь пройдя порт GGЗета (примерно 50% вероятности получения дизайна).


Данный дизайн увеличивает на 10% мощность лазеров, установленных на дроиды.
Бонус появляется лишь при полном комплекте дизайнов! Т.е. дизайны "Havoc" должны быть установлены на всех дроидах.

Над изображением каждого дроида обозначен его тип. Это может быть Flax, Iris, Apis, Zeus

Уровень.
С каждым новым уровнем эффективность дроида повышается.
Следует помнить, что установленные в дроиды дополнения не будут иметь бонуса.

Эффект: n\k. n - процент увеличения урона лазеров, установленных на дроид. k - процент увеличения объема щитов.
1 уровень (0 очков): эффект 0\0
2 уровень (100 очков): эффект 2\4
3 уровень (200 очков): эффект 4\8
4 уровень (400 очков): эффект 6\12
5 уровень (800 очков): эффект 8\16
6 уровень (1600 очков): эффект 10\20
6 уровень (1600 очков) + Havoc: эффект 20\20

Урон
При 100% повреждении дроид уничтожается и не подлежит восстановлению. В этом случае необходимо приобрести новый.
Для предотвращения этого необходимо ремонтировать дроиды. Ремонт одного дроида стоит 500 ур., 250 ур. - для игроков с премиумом. Если в наличии есть Купон на бесплатный ремонт - дроид отремонтируется, используя этот купон. Также, можно использовать процессоры авторемонта дроидов: DR01 и DR02.

Повреждение Флаксов - 3%, Ирисок - 2%
Обычные дроиды повреждаются на 5% за 2 смерти игрока. Идет череда: 1 смерть 3%, 2 смерть 2% и т.д.
Таблица соответствия процентного урона дроидов количеству сливов игрока после которого дроид лопнет:

Дизайн "Hercules"

Что это за дизайн?
Это специальный дизайн для дроидов. Вы можете надеть его на любого дроида, любого уровня.

Как его получить?
Его можно получить лишь пройдя порт GG >Каппа <

Какие бонусы у этого дизайна?
Данный дизайн увеличивает на 15% энергию щитов, установленных на дроиде.
Оснастив все дроиды данным дизайном прочность вашего корабля увеличится на 20%.

Как надеть этот дизайн на дроида?
В вооружении, в инвентаре найдите его и затем перетащите в специальный слот на дроиде.

Как выглядит данный дизайн в инвентаре?

Как потом будут выглядеть дроиды на карте?
Flax.

Представляет собой довольно ответственный процесс, так как он стоит достаточно немало, особенно, если покупать его за игровую валюту. Стоит только напомнить, что один хороший дизайн по стоимости будет обходиться практически как полный комплект лазеров LF3 для Веника. На сегодняшний день дизайнов существует огромное количество, но для начала давайте разберемся, что дает каждый из них.

Goliath

Для голиафа существуют дизайны, которые добавляют: 10% к чести, 10% к опыту, 5% к урону, 10% к щитам, а так же 5 дизайнов, которые помимо бонуса к урону и бонуса к щиту дают так же использовать очень полезные способности.

Solace – восстанавливает моментально половину прочности и пассивно дает 10% к щиту

Diminisher – моментально снимает половину щита у противника и пассивно дает 5% к урону

Spectrum – на 30 секунд дает 80% защиты от урона, но уменьшает ваш урон в это время и пассивно дает 10% к щиту

Sentinel – на 2 минуты дает 30% защиты от урона, но замедляет в это время и пассивно дает 10% к щиту

Venom – каждую секунду увеличивает урон по противнику на 1000 и пассивно дает 5% к урону

Стоит сразу сказать о том, что каждая способность корабля перезаряжается 2 часа вне зависимости от выбранного вами дизайна.

Если выбор состоит всех дизайнов, то среди обыкновенных нам может пригодится исключительно тот дизайн, который дает бонус к опыту. Нам он станет полезным до того момента, как мы заработаем 17 лвл, после чего уровень попросту перестает играть роль, так как все локации уже открыты.

Среди улучшенных дизайнов же выбор становится теперь несколько сложнее. Если выбирать один из всех дизайнов, то можно выбрать для начала Venom, чтобы потом было проще заработать на другие, но можно также и сразу купить понравившийся вам.

Стоит сразу сказать, что, наверное, помимо дизайна на определенный вкус, дизайны Solace и Spectrum являются практически бесполезными при одиночных боях. Разве что стоит заметить, что дизайн Solace восстанавливает прочность всем окружающим его кораблям, что делает его просто незаменимым в рейдовой группе. Однако с недавнего времени появились совершенно новые корабли, среди которых находится ремонтный корабль Aegis. Стоит сказать, что такой корабль является во много раз более полезным при групповых вылетах.

Spectrum же не представляет практически никакой пользы без поддержки ремонтного корабля или же Solace. Конечно, он предоставляет практически полную неуязвимость, однако зачем она нужна, если вы также не наносите урон своему противнику. Такая способность будет только полезна в том случае, если вы убегаете от противников.

Diminisher является, наверное, лучшим дизайном для того, чтобы совершать одиночные вылазки во вражеские локации, так как на этом корабле можно быстрее всего убить своего противника. Его способность сокращения вражеского щита в два раза, скорее всего, полностью разрушит тактику конфигурации соперника, при этом даже не даст ему убежать, так как буквально через несколько секунд он уже становится полностью беззащитным. Голиаф с таким дизайном может убить быстро противника и скрыться прежде, чем за ним начнется погоня.

Venom представляет собой лучшее средство для набивания Уридиума и кредитов, так как это единственный корабль, который способен убить Убер Кристаллона в одиночку. Делается это следующим образом: покупаете невидимость, после чего находясь в невидимости, бросаете на Убера способность «Паралич». По истечению 30 секунд начинаете бить кристаллона, нанося зелеными патронами примерно по 50 тысяч урона за каждый выстрел. Таким образом, каждые два часа обогащаемся очередной порцией огромной добычи.

Vengeance

К сожалению, разработчики придумали только один путный дизайн для Vengeance. Пока у вас не будет еще достаточного количества уридиума и вообще еще не будет достаточно сильного корабля, можно использовать дизайн, увеличивающий опыт, как на Гале. Так мы быстрее прокачиваемся по уровню.

После того, как мы заработали хотя бы нормальный апгрейд орудий и установили их по максимуму, устанавливаем дизайн на пассивный урон, чтобы быстрее убивать мобов и зарабатывать новые богатства. Когда было куплено хотя бы 10 щитов, можно уже рассматривать как вариант дизайн на пассивную защиту. Когда уже будет полностью укомплектован ангар щитами для веника, покупается дизайн на урон – Lighting.

Стоит заметить, что его даже не надо будет в будущем заменять на защитный дизайн, так как полная конфигурация на защиту с регенерацией будет давать практически миллион щита, которого вполне хватит для полной прочности. Именно поэтому нужно максимально развивать урон данного корабля.

Также веник с таким дизайном может вполне называть лучшим одиночным убийцей. На таком корабле можно будет довести убегающего противника даже до самого глубокого места в рядах противника, после чего молниеносно убежать от них при помощи способности данного дизайна.

Дизайны дарк орбит представляет собой достаточно трудоемкий, затратный процесс. Данную опцию можно приобрести за игровые деньги, но его стоимость будет колебаться на уровне полного лазерного комплекта LF3 для Vengeance. Существует большое разнообразие дизайнов. Рассмотрим каждый в отдельности.

Goliath включает дизайны, которые прибавляют 5-10% к чести, опыту, урону, щитам. Остальные 5 видов дизайна открывают доступ к ценным способностям. Дизайн сатурн дарк орбит представляется эксклюзивной разработкой для корабля, бонусная ценность равна 20% к прочности судна Голиаф.

Solace отвечает за мгновенную реабилитацию половины прочности, присовокупляет 10% к щиту. Diminisher стремительно снимает щитовую половину противника, прибавляет 5% к урону. Spectrum на полминуты увеличивает защиту от урона до 80%, дает 10% к щиту. Одновременно собственный урон снижается. Sentinel обеспечивает тридцатипроцентной защитой от урона в течение 2 минут, прибавляет 10% к щиту. Venom ежесекундно повышает урон по неприятелю на 1 000, придает 5% к урону.

В дарк орбит дизайны кораблей наиболее предпочтительны те, которые гарантируют бонус к опыту, ценны до заработка 17 лвл. Затем открывается доступ ко всем локациям, уровень теряет значимость. Из усовершенствованных дизайнов выбирать труднее. Предпочтительнее сначала остановиться на Venom, в последствие легче будет заработать на остальные. Возможно купить понравившийся дизайн.

Solace, Spectrum не годятся для одиночных боев. При групповых рейдах Solace обеспечивает прочность находящимся рядом кораблям. Последние разработки привели к созданию ремонтного судна Aegis. Корабль превосходит по ценности дизайны.


Spectrum бесполезен без поддержки ремонтного судна либо Solace. Абсолютная неуязвимость используется исключительно при побеге от противника. Для одиночных разведок по вражеским локациям оптимальным вариантом выступает Diminisher. На данном корабле уничтожение врага происходит максимально быстро. Способность снижения щита противника в 2 раза рушит его стратегию, исключает попытку побега врага, лишает защиты.

Venom считается лучшим кораблем для накопления Уридиума, кредитов. Судно способно уничтожить Убер Кристаллона самостоятельно. Для этого приобретается невидимость, под данной защитой на Убера бросается «Паралич». Через тридцатисекундный промежуток по Кристаллону наносятся зелеными патронами выстрелы по 50 тысяч урона в каждом.

В дарк орбит дизайны дроидов предполагают оснащение небольших кораблей генераторами защиты, модулями, лазерами. Различают 3 типа дроидов: Flax, Iris, Apis&Zeus. Первый вид покупается за кредиты, снабжен 1 отсеком, второй с 2 отсеками- за Уридиум, третий - за реальные деньги.

Для Vengeance разработан единственно достойный дизайн. Без достаточного кредита, Уридиума, мощного корабля доступен дизайн как на Гале для повышения опыта. После приобретения оптимального апгрейда орудий установите дизайна на пассивный урон для мгновенного уничтожения мобов, накопления богатств. Покупка десятка щитов приводит к установке дизайна на пассивную защиту. После полной укомплектовки ангара щитами для веника добывается дизайн на урон Lighting.

В играть интересно при наличии какого-либо из вышеописанных дизайнов кораблей. Чем лучше дизайн, тем менее уязвим пользователь для противников. Защищенные корабли становятся недосягаемыми для врага.

В научно-фантастическом сеттинге, поклонниками которой являются сотни тысяч пользователей со всего мира. Благодаря последнему обновлению под названием Reloaded, которое вышло в начале этого года, игроки получили возможность насладиться двумя сотнями новых миссий, по достоинству оценить непредсказуемость, масштаб и продуманность новых сюжетных линий, опробовать на себе все прелести обновленного интерфейса и получить доступ к большому количеству уникальных предметов и невиданных до этого возможностей.

Все поклонники многопользовательских космических RTS просто обязаны попробовать поиграть в . А чтобы знакомство с этим суровым и непредсказуемым миром прошло максимально гладко, достаточно воспользоваться некоторыми советами по игре, изложенными ниже.

Первые шаги в мире Дарк Орбит

После прохождения несложной обучающей миссии каждый игрок Дарк Орбит получает в свое распоряжение скромный по характеристикам и возможностям первый корабль – Феникс. По сравнению с Голиафами (Goliath) и Вениками (Vengeance) ваших союзников, этот звездолет смотрится довольно хилым, но не расстраивайтесь. Вы сможете его сменить буквально через несколько минут.

Чтобы обменять Феникса на нечто более внушительное, вам достаточно выполнить несколько заданий, которые можно получить прямо на станции Nyx. Так вы заработаете немного опыта и наличности. Стоит отметить, что на начальном этапе желательно выполнять абсолютно все квесты, которые будут вам попадаться. После того как вы немного поднимите свой уровень, смените корабль и получите доступ к большему количеству миссий, старайтесь браться только за те задания, где необходимо расправиться с определенными мобами – монстрами или компьютерными кораблями. Так вы сможете обзавестись двойным доходом – за выполнение самой миссии и получить определенное количество ресурсов за поверженного врага.

Не нужно в первые же дни игры браться за PvP квесты и ввязываться в схватки с другими пользователями. Лучше посвятите пару месяцев развитию своего персонажа и покупке снаряжения, чтобы не стать легкой наживой для других игроков в DarkOrbit Reloaded.

Смена корабля

На первых порах игры Дарк Орбит вам будет доступна всего пара разновидностей кораблей. Это прочный, но неповоротливый BigBoy и шустрая, но уязвимая Piranha. Для начала лучше всего выбрать именно БигБоя – он способен переносить на себе чуть больше лазерных орудий и уж точно выдержит схватку с несложными мобами. В то же время на Пиранье у вас будет куда меньше шансов выжить даже во время выполнения не самых сложных начальных заданий.

После приобретения корабля не забудьте обзавестись парой дроидов (как «флаков», так и «ирисок»), а также лазерами, щитами и скоростью. Участвуйте в аукционе и постарайтесь раздобыть на нем другие полезные вещи, например, авторакетчик и легкий расширитель отсеков. После этого ваш новый корабль можно считать полностью укомплектованным для выполнения несложных миссий.

Уже на данном этапе вы можете задуматься о том, каким будет ваш следующий корабль. Учитывайте, что после покупки очередного звездолета вы дойдете до того момента, когда вам придется столкнуться с другими игроками в DarkOrbit Reloaded. Поэтому лучше в качестве следующего корабля приобрести Веник, который без труда сможет оторваться от медленных и громоздких голиафов.

Подбираем снаряжение

Оснащение вашего корабля смело можно назвать одной из важнейших составляющих успешной игры в Дарк Орбит. Перед покупкой снаряжения следует осознать, что идеальной конфигурации обвеса корабля попросту не существует. Все зависит от ваших предпочтений, манеры игры и множества других факторов.

Не забывайте, что у каждого космического судна имеются две конфигурации (атакующая и защитная), переключаться между которыми можно даже во время схватки. Атакующий мод желательно оборудовать предметами, которые позволят наносить как можно больше урона противнику. Вторая же должна состоять по большей части из щитов, их регенерации и прочих усилений для обороны.

Для примера можно взять Голиаф, который лучше всего оснастить следующим образом:

— в защитной конфигурации на этот корабль лучше всего установить не менее тридцати пяти щитов и пятнадцать лазеров. При наличии сепромного апргрейда вы получите более шестисот тысяч щита, что сделает ваш звездолет практически неуязвимым;
— атакующая конфигурация может включать порядка тридцати лазеров. Остальные слоты следует забить несколькими щитами, регенерацией и ускорителями, чтобы в любой момент вы смогли догнать убегающего врага.

Аукцион

Не забывайте о такой важной составляющей игры DarkOrbit Reloaded, как аукцион. При помощи этого инновационного рынка вы сможете приобрести самые разные предметы по вполне приемлемым ценам, что позволит вам неплохо сэкономить.

Есть еще одно важное правило, которое следует учитывать, начиная . Помните, что идеальной стратегии развития в этом проекте не существует. Подбор корабля и снаряжения зависит от множества факторов, важнейшим из которых является ваша манера игры. Поэтому старайтесь прислушиваться к своей интуиции, а не подбирать амуницию по советам других игроков.