Картина памятник затопленным кораблям. Практическое исследование памятника затопленным кораблям

В Севастополе считается одной из самых узнаваемых достопримечательностей — этот монумент вы встретите в любом путеводителе. Объект имеет глубокое символическое значение, поскольку связан с проявлением мужества матросов Черноморского флота. Интересный факт: в 2016 году памятник Затопленным кораблям попал на рисунок российской банкноты 200-рублевого номинала. Севастопольская достопримечательность одержала уверенную победу в ходе всенародного голосования.

Расположен монумент в непосредственной близости от площади Нахимова и Приморского бульвара — оттуда открывается самый лучший обзор на оригинальное сооружение. В центре Северной бухты возвышается рукотворный утес, на котором установлена гигантская белая колонна — монумент сразу бросается в глаза. На самой набережной находится мемориальная доска с информацией об объекте. А вот GPS-координаты утеса: 44.618345, 33.524362.

История затопления

Сразу отметим, что история памятника Затопленным кораблям в Севастополе тесно связана с первой фазой Крымской войны. Альминское сражение оказалось для россиян неудачным, и над городом-героем нависла угроза оккупации. Князь Меншиков, верховный главнокомандующий, решил защитить внутренний рейд любой ценой. Так было принято решение избавиться от устаревших парусных судов, а заодно перегородить неприятелю вход в бухту. В 1854 году на траверзе двух артиллерийских батарей (Александровской и Константиновской) произошло затопление нескольких парусников:

  • «Силистрия»;
  • «Варна»;
  • «Уриил»;
  • «Селафаил»;
  • «Флора»;
  • «Сизополь»;
  • «Три святителя».

Наступила осень, и шторма частично разрушили заграждение, поэтому городские власти были вынуждены укрепить сооружение корветом «Пилад» и кораблем «Гавриил». На этом процесс не остановился — вскоре (1855 год) на дно отправились два фрегата («Мессемврия» и «Кагул»), а также парусники «Святослав», «Ростислав» и «Двенадцать апостолов». Фрегат «Мидия» стал последним «кирпичиком» во второй заградительной линии.

Стоит отметить, что погибшие суда имели свои команды, которые оставили родные палубы и пополнили собой ряды защитников Севастополя. За два года до описываемых событий был проведен эксперимент: устаревший купеческий бриг отправили в свободное плавание под огнем береговых батарей. Выяснилось, что корабль получил мизерные повреждения — после этого и начались разговоры о возведении дополнительных преград.

Идея затопления принадлежала капитану Зорину — оригинальную мысль тут же поддержал адмирал Нахимов. Севастопольская бухта была ключом к молниеносной победе вражеской коалиции — рейд нужно было срочно защищать всеми доступными способами. Впоследствии решение боевых командиров вызвало неоднозначные высказывания историков — многие полагали, что затопление не являлось острой необходимостью. Однако факты говорят о том, что защита Севастопольской бухты помешала коалиции захватить весь полуостров, выполнив свой первоначальный план.

В Севастополе памятник Затопленным кораблям, фото которого мы здесь разместили, воздвигнут не просто так. Почти год плохо укрепленный и не подготовленный к длительной осаде город успешно сдерживал неприятельские армады. Силы коалиции были измотаны до предела, и вскоре их оккупационным планам пришел конец. О героизме и доблести севастопольских защитников слагались легенды. Поэтому ничего удивительного в появлении мемориального комплекса нет.

Как появился монумент

В 1905 году севастопольцы праздновали пятидесятилетнюю годовщину успешной обороны своей малой родины. Городские власти решили построить искусственный остров и увековечить давний подвиг моряков оригинальным способом. Сооружение было воздвигнуто в 23 метрах от набережной, оно состояло из утеса, восьмигранного пьедестала и бронзовой картины с тонущими в пучине парусниками. В начале прошлого века по Российской империи ходили многочисленные черно-белые открытки с изображением достопримечательности.

К сожалению, торжественного открытия горожане не дождались — в 1905 году состоялась первая русская революция. А в 1917 году царский режим пал — по всей стране начали массово разрушаться памятники, так или иначе связанные с самодержавием. Но вот памятник Затопленным кораблям, фото которого впечатляли гостей города еще в прошлом веке, большевики решили пощадить. Правда, революционно настроенные чиновники стали предлагать свои варианты реконструкции. Вот несколько примеров:

  • переименование (это происходило с монументом около десяти раз);
  • смена символики (звезда вместо императорской короны);
  • подводка электрического освещения;
  • снятие бронзового креста (это в итоге и было сделано).

Крест был демонтирован в 1927 году, после чего о монументе на долгое время забыли. Таинственным образом памятник Затопленным кораблям выстоял в период ВОВ, хотя и находился в эпицентре событий. В 1941 году неподалеку от достопримечательности разорвалась мина, но объект не пострадал. Еще одну мину сумели обезвредить водолазы — это произошло сравнительно недавно, в 2005 году. Снаряды пролетали мимо объекта, бомбы не падали в его окрестностях — многие севастопольцы расценивают это как чудо.

В 1944 году передовые советские отряды достигли набережной Севастополя. К удивлению солдат, монумент стоял на месте, а чуть поодаль пылал «Продромос» — один из немецких танкеров. На старых фотоснимках запечатлен дымный шлейф и остов разрушенного взрывом немецкого корабля. В 1969 году достопримечательность перекочевала на герб Севастополя. Еще один интересный факт: памятник Затопленным кораблям описанием так и не обзавелся. В архивах и краеведческих центрах содержится очень мало сведений об этом объекте.

Чем памятник Затопленным кораблям заинтересует туристов

С набережной открывается прекрасный вид на старинную достопримечательность — можно рассмотреть не только сам утес, но и пьедестал со всеми декоративными элементами. Собственно, проектировщики (архитектор Фельдман и Академик Адамсон) так и задумали. Монумент включает следующие компоненты:

  • искусственная гранитная скала (высота достигает 9 метров);
  • восьмигранный пьедестал (выдается в сторону набережной);
  • триумфальная колонна;
  • капитель;
  • двуглавый орел.

Высота памятника (общая) составляет 16,7 метра, при этом семь метров приходится на триумфальную колонну. Особого внимания заслуживает навершие, состоящее из Андреевской ленты, императорской короны и двуглавого орла. Могучие крылья орла расправлены, клювы удерживают якорь и лавровый венок с вкраплением дубовых листьев. Грудь орла украшена щитом, на котором красуется барельеф Георгия Победоносца.

Основным материалом для скульптурной композиции послужила бронза — из нее выполнена капитель, база колонны и двуглавый орел. Если смотреть на монумент с набережной, можно увидеть бронзовый барельеф у самого навершия пьедестала — именно там изображены отправленные на дно парусники. Сохранилась и подпись академика Адамсона, создателя барельефа, датированная 1904 годом. Вершина скалы украшена датами «1854» и «1855», а к стене набережной прислонена пара якорей, снятых когда-то с погибших фрегатов.

Символическое значение монумента выражено в каждой детали — всё продумано до мелочей. Лавровые листья ассоциируются с триумфом, славой и очищением, дубовые — со стойкостью и силой. Орел повернут к морю обеими головами с умыслом — это грозный страж бухты, приготовившийся к противостоянию с захватчиками. А вот о создателях памятника известно не так уж много. Вот несколько интересных фактов, о которых вам не расскажут экскурсоводы:

  • Адамсон прибыл в Севастополь в 1904 году, но о цели его визита нигде не написано (есть версия, что он контролировал монтаж бронзовых элементов, отлитых в Петербурге);
  • Фридрих Энберг руководил технической стороной возведения монумента;
  • некоторые путеводители утверждают, что памятник Затопленным кораблям в Севастополе содержит секретную карту с отмеченными линиями затопления парусников;
  • есть исторические источники, согласно которым авторство Адамсона было подтверждено лишь в 1949 году (странно, что до этого никто не обращал внимания на подпись в нижнем углу бронзовой картины);
  • раньше со стороны моря виднелась закрепленная бронзовая мачта. выступающая из волн (потом этот элемент бесследно исчез);
  • в 1927 году Крым пострадал от мощного землетресения, но памятник остался на прежнем месте — еще один факт, будоражащий умы любителей мистицизма.

Как вы уже поняли, объект овеян многочисленными легендами, слухами и домыслами. Есть сведения о том, что подлинная длина колонны превышает 19 метров. Дело в том, что колонна является стержнем всей композиции и частично уходит под воду (и даже под землю). Диоритовые плиты понадобились для закрепления шпиля — всего было потрачено 48 двухметровых элементов, сцепленных между собой прочными скобами. Мы привыкли называть монумент гранитным, на самом же деле он диоритовый.

Существует легенда, согласно которой в расправленных крыльях орла можно увидеть профиль Нахимова. Некоторые энтузиасты проверяли этот миф, фотографируя памятник Затопленным кораблям с разных ракурсов. Выяснилось, что контур, визуально напоминающий фуражку Нахимова, — всего лишь самообман.

Старожилы еще в советские времена рассказывали о том, что революционеры намеревались демонтировать орла вместе с короной. Около 300 человек собралось на набережной. Обвязали навершие тросами и начали тянуть — но символ царской России не поддался. Впоследствии от попыток уничтожения достопримечательности власти отказались.

Как добраться

Объект расположился в самом сердце Севастополя, поэтому транспортных проблем у туристов не возникает. Местные жители предпочитают ездить на лайнах (так они называют маршрутки), курсирующих между Приморским бульваром и самыми отдаленными районами Севастополя. Стоимость поездки на маршрутном такси колеблется в пределах 10-13 рублей. Лучше всего использовать маршрутки № 110, 109, 12, 16 и 120. Также вы можете сесть на один из троллейбусов — в нужную сторону ходят номера 3, 7, 5, 12, 9 и 13.

Выходить можно на площадях Нахимова и Лазарева, но перед отправлением уточните, движется ли троллейбус или маршрутка к центру. Дальше ваш путь будет пролегать по Приморскому бульвару в направлении набережной. Хорошим решением будет пешая прогулка от площади Лазарева — вы сможете насладиться видом старого Севастополя и подышать морским воздухом. По дороге вам встретятся Дворец детского творчества и театр Луначарского.

Добираться на собственном автомобиле достаточно легко — ключевые магистрали сходятся у площади Нахимова. Припарковаться можно в Артиллерийской бухте — там имеется бесплатная стоянка. Дальше — к бульвару. Идти придется недолго, а героический монумент сразу бросается в глаза.

Памятник является символом города Севастополь, а его силуэт воспроизведен на эмблеме города. Он создан в память о российских парусных кораблях, затопленных в бухте с целью загородить вражеским кораблям проезд в бухту. Монумент признан объектом культурного наследия федерального значения России. В 2016 году именно изображение памятника Затопленным кораблям было выбрано народным голосованием для нанесения на новую банкноту в 200 рублей. Размещенный на главной набережной города, он неизменно приковывает к себе внимание отдыхающих. Памятник находится в воде на расстоянии в 20 метров от берега.

Общая высота монумента — 16, 7 метров.

Размах крыльев орла — 2, 67 метра.

Строительство Севастополя изначально предполагалось как возведение основной крепости Российской Империи на Черном море. Поэтому здесь много объектов и памятников в честь воинской славы. И монумент в честь важного события Крымской войны является одним из самых необычных и величественных

История

Памятник посвящен важному событию — 50-летней годовщине Первой обороны Севастополя в период Крымской войны. Героический поступок совершили русские военные в 1854 году, приняв решение затопить свои корабли, чтобы не дать врагу пройти по морю в Севастополь. В результате бухта стала недоступной для англо-французского флота, помогавшего Турции. Севастополь являлся главной базой Черноморского флота Российской империи, поэтому его защита была стратегически необходимой задачей. Оборону возглавляли прославленные военачальники В. А. Корнилов и П. С. Нахимов. Они приняли это важное решение, так как осознавали количественное превосходство противника и опасную возможность их проникновения в бухту. От потопленных кораблей над поверхностью воды оставались торчать мачты, которые могли пробить дно вражеских кораблей. В первую очередь были потоплены 7 устаревших кораблей, однако позже ко дну были отправлены и хорошие судна. Всего под воду Севастопольской бухты ушло около 90 кораблей Черноморского флота. Тем не менее, жертвы были не напрасными и оборона выстояла до заключения мирного соглашения в 1856 году.

Описание памятника затопленным кораблям

Монумент был создан в 1905 году. Он выдержал и сильное землетрясение 1927 года, и выстоял во время военных действий Великой Отечественной войны и немецкой оккупации. Памятник был призван воплотить значимость и трагичность произошедших событий.

Памятник состоит из двух частей: подводной и надводной. Основание имеет квадратную форму и состоит из каменных блоков. Над водой располагается каменный утес в три метра высотой. В основании триумфальной колонны на утесе размещена надпись о событии, в память о котором возведен монумент. На этом постаменте также изображен барельеф со сценой затопления кораблей — его видно со стороны набережной. 7-метровая колонна завершается постаментом с двуглавым царским орлом. Орел держит в клюве венок из лавра — символа победы и дуба — символа славы и веры. На венке висит якорь в память о погибших моряках и морских победах. На голове орла — императорская корона. Композиция над колонной выполнена из бронзы. Частью памятника является также мемориальная стена на набережной с двумя якорями от затопленных кораблей.

На памятник можно посмотреть в реальном времени с помощью онлайн-камер Севастополя, установленных на набережной Корнилова.

Как добраться до памятника в Севастополе

Один из основных исторических памятников страны стоит в центре города-героя Севастополя неподалеку от Приморского бульвара. Доехать до него можно на общественном транспорте:

  • На троллейбусе : № 1, 3, 5, 7, 9, 10, 10к, 12, 13, 22, остановка «Площадь Лазарева» (800 метров до памятника) или «Площадь Нахимова» (200 метров до памятника).
  • На маршрутном такси : № 4, 6, 12, 13, 13а, 16, 31, 63, 71, 109, 110, 112, 120, остановка «Площадь Лазарева» или «Площадь Нахимова».
  • На автобусе : № 5, 12, 16, 22, 29, 30, 77, 92, 94, 109, остановка «Площадь Лазарева» или «Площадь Нахимова».

Выйдя из автобуса, нужно немного пройти через Приморский бульвар по направлению к набережной.

Путешественникам на автомобиле следует двигаться по направлению к центру города, а машину лучше оставить на бесплатной стоянке набережной Артиллерийской бухты.

До памятника можно доехать на такси: в Севастополе действуют сервисы Такси Везет, Яндекс. Такси, Maxim.

Панорама монумента с набережной:

Видео о памятнике затопленным кораблям:

Воздвигнут в память о кораблях, принесенных в жертву, чтобы прикрыть Севастополь от вражеских атак с моря.

В нескольких метрах от набережной Приморского бульвара, на трехметровом утесе, сложенном из грубо обработанных гранитных глыб, возвышается стройная коринфская колонна. Её венчает бронзовый орел, распростерший крылья. Склонив голову, он держит в лавровый венок. Надпись на пьедестале гласит: "В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд". Общая высота памятника - 16,66 м. Против памятника, на стене набережной Приморского бульвара, укреплены якоря с затопленных кораблей.

Сооруженный в 1905 г. в связи с 50-летием первой героической обороны, памятник посвящен одному из скорбных и героических эпизодов этой эпопеи.

После высадки в сентябре 1854 г. англо-франко-турецкой армии и поражения русских войск на реке Альме положение Севастополя стало очень тяжелым. Опасаясь прорыва вражеского флота на рейд, атаки с моря, русское командование приняло решение затопить на входном фарватере часть устаревших парусных судов. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Северную бухту недоступной для вражеского флота.

У семи буйков, обозначивших места последних стоянок, бросила якоря ветераны флота: линейные корабли "Силистрия", "Уриил", "Селафаил", "Три Святителя" и "Варна". Ближе к берегам - один к северному, другой к южному - стали фрегаты "Сизополь" и "Флора". Корабли выстроились почти строго с севера на юг, между Константиновской и Александровской батареями.

Оснастку, которая могла пригодиться, тяжелые корабельные орудии, пороховой запас сняли с кораблей и доставили па берег. Поздней ночью 11 сентября 1854 г. суда были затоплены.

В приказе В.А. Корнилова по флоту от 11 сентября 1854 г. говорилось: "...Грустно уничтожить свой труд: много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные жертве, в завидном свету порядке, но надобно покориться необходимости. Москва горела, а Русь от этого не погибла..."

Команды затопленных кораблей, сойдя на берег, пополнили ряды защитников севастопольских бастионов. Высокая флотская дисциплина, воинское мастерство, отвага и мужество служили примером для всех участников обороны. Осадная зима выдалась суровой. Жестокие штормы разрушили преграду из затопленных судов, поэтому в феврале 1855 г. еще шесть старых судов - линейные корабли "Двенадцать апостолов", "Святослав", "Ростислав", фрегаты "Кагул", "Мидия" и «Месемврия" - были пущены на дно бухты между Николаевской и Михайловской батареями (восточнее затопленных ранее). Оставшиеся корабли использовались для артиллерийской поддержки сухопутных войск, некоторые служили госпиталями.

В августе 1855 г., когда русские войска по специально наведенному понтонному мосту перешли через бухту с Южной стороны на Северную, на севастопольском рейде были затоплены остальные корабли Черноморского флота...

Автор памятника долгое время оставался неизвестным. Лишь в 1949 г. в Центральном государственном историческом архиве города Ленинграда был обнаружен список произведений известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона (1855-1929), составленный им самим в связи с избранием его действительным членом Академии художеств. В этом списке значится и Памятник затопленным кораблям. Последние исследования выявили участие в создании этого памятника архитектора В.А. Фельдмана и военного инженера О.И. Энберга.

Этот величественный и гордый памятник - один из самых любимых севастопольцами и гостями города.

Почти все памятники Севастополя посвящены не только конкретным событиям, но и мужеству, славе, самоотверженности русских моряков. Памятник затопленным кораблям, ставший одним из самых узнаваемых символов города, подтверждает это.

1854-1855 годы – время Крымской войны и Первой обороны Севастополя, очень трудное для города и героическое одновременно. После того как союзная (франко-англо-турецкая) армия в составе 350 кораблей высадилась в Евпатории, было принято решение устроить на входе в бухту своеобразную баррикаду: затопить старые корабли и тем самым закрыть ее от неприятельских судов.

Решение это вызвало немало споров. Например, адмирал Корнилов считал, что необходимо разрабатывать альтернативный план, предполагающий отчаянный отпор врагу. Нахимов был не согласен с этим, поскольку союзные войска намного превосходили российские как в численности, так и в вооружении.

В споре победила точка зрения Нахимова и главнокомандующего Меншикова. К семи буйкам встали суда — ветераны русского флота, с которых сняли все орудия. В ночь на 11 сентября они были затоплены, позже, в ноябре-декабре, к ним добавились еще три судна, а в феврале затопили еще шесть кораблей. В августе 1855 года, когда защитники крепости вынуждены были оставить южную сторону, ко дну пошел остальной флот.

Интересно, что корабль «Три Святителя» не хотел уходить ко дну, несмотря на стрельбу по нему. По одной из легенд, моряки вспомнили, что на нем хранится икона, подплыли к судну и забрали ее. Лишь после этого корабль был затоплен.

Идея увековечить память об этих событиях появилась еще в конце XIX века, но реализована она была лишь в 1905 году, к 50-летию обороны. В создании знаменитого монумента принимали участие инженер Энберг, который и придумал выступающую из воды колонну, архитектор Фельдман, поставивший колонну на скалу, и скульптор Адамсон.

Композиция

Величественный Памятник затопленным кораблям (погибшим, затонувшим – эти варианты тоже используются туристами, но они не являются точными) представляет собой вырастающую из моря скалу с пьедесталом, на котором возвышается коринфская колонна с бронзовым двуглавым орлом. Склонившая голову птица держит в клюве венок с якорем, а на ее груди – щит с нанесенным на него изображением Георгия Победоносца. Со стороны Приморского бульвара монумент украшает барельеф – трагическая сцена затопления кораблей.

Известен еще один факт, не имеющий отношения к обороне Севастополя, но очень интересный. Монумент установлен на устричной банке (отмели, когда-то населенной устрицами). В первой половине XIX века здесь находился ресторан «Поплавок», в центре которого располагался бассейн. Устриц из него доставали и готовили прямо при посетителях. Вообще, Севастополь был «устричной столицей» России: в городе работало три завода, и именно севастопольские устрицы поставлялись к императорскому столу. Более того, моллюски вывозились и во Францию, и для этого был создан первый в России вагон, оснащенный холодильной установкой.

Памятник затопленным кораблям воздвигнут в память о кораблях, принесенных в жертву, чтобы спасти город Севастополь от атак противника с моря во время Первой Крымской войны. Этот памятник - настоящий символ города, расположенный на красивейшей набережной и привлекающий тысячи туристов

Рассказу об этом монументе я решил посвятить отдельный пост, так как он является лицом города Севастополя. Итак, начнем…

В паре метров от набережной Приморского бульвара, на утесе высотой в три метра, возведенном из грубых гранитных плит, высится острая коринфская колонна. Её украшает орел из бронзы с распростертыми крыльями, держащий лавровый венок. На памятной плите надпись: "В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд". Полная высота монумента - 16,66 метров. Напротив от памятника затопленным кораблям, на стене набережной, находятся якоря с тех самых кораблей, которые были затоплены

Воздвигнутый в 1905 году к 50-летию первой героической обороны города, памятник напоминает об одном из печальных, но героических моментов той битвы:

После высадки в сентябре 1854 года войск союзников в Евпатории и разгрома русской сухопутной армии в сражении под Альмой, в Севастополь поступил приказ главнокомандующего князя А.С. Меньшикова: потопить несколько кораблей прямо у входа в бухту, создав тем самым своеобразную подводную баррикаду. Это распоряжение, чья логичность некоторыми исследователями оспаривается и по сей день, стало персональной для вице-адмирала трагедией. Узнав о распоряжении, Корнилов рассудил, что необходимо собирать военный совет и постараться убедить на нём офицеров использовать альтернативный план: дать отпор врагу всеми силами флота, а в случае провала пойти на абордаж и подорвать себя вместе с врагом. Оппонентом Корнилова на этом собрании стал Нахимов: союзные корабли прекрасно вооружены, их скорость выше, значительно превосходят численностью, а Севастополь в случае неудачи может оказаться вообще без всякой обороны. Когда стало очевидно, что совет в своём большинстве поддерживает мнение Нахимова, Корнилов пошел прямиком к главнокомандующему. Меньшиков в резкой форме повторил свой приказ, на что обозленный Корнилов ответил: «Как вице-адмирал и как генерал-адъютант, исполнение этой крайней меры я на себя не возьму!». После этого главнокомандующий приказал Корнилову сдать полномочия и покинуть город. Для вице-адмирала это было невыполнимо, его выдержка и рассудительность остудили разбушевавшиеся эмоции.

У семи буйков, обозначивших точки последних стоянок, стали на якорь ветераны флота: корабли "Силистрия", "Уриил", "Селафаил", "Три Святителя" и "Варна". Ближе к берегам - один к северному, второй к южному - расположились фрегаты "Сизополь" и "Флора". Корабли стояли строго с севера на юг, находясь между Константиновской и Александровской батареями. Все тяжелые корабельные орудия и порох сняли с кораблей и отправили на берег - все это могло пригодится при дальнейших сражениях. Ночью 11 сентября 1854 года корабли были потоплены. Потрепанный временем корабль «Три святителя» долго не могли потопить. Он был на плаву до самого утра и только после множественных залпов по нему с парохода «Громоносец» пошел ко дну. Даже опытные моряки и офицеры не могли выдержать этого трагического зрелища. После этого команды затопленных кораблей, сошли на берег, пополнив оборонительные ряды севастопольских бастионов

Вот фото фарватера где были затоплены корабли


В приказе В.А. Корнилова от 11 сентября 1854 года утверждалось: "…печально уничтожить свой многолетний труд: много было потрачено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные на гибель, в завидном свету порядке, но надобно покориться судьбе. Москва горела, а Русь от этого не погибла…"

14 ноября началась буря, давшая этой истории продолжение. Прежде всего, из Англии был отправлен в Севастополь пароход «Принц» с секретным арсеналом, минами и группой опытных водолазов для подрыва кораблей. Однако этот пароход во время ноябрьского шторма сам пошел ко дну у скал Балаклавы и, лежа на дне Чёрного моря, оброс чуть-ли не в равной степени морскими водорослями и легендами о золоте, будто-бы находившемся на его борту. Во-вторых, утонувшие в сентябре корабли были потревожены штормом, подводное заграждение было сильно нарушено – это послужило причиной создания второй линии кораблей, от Михайловской до Николаевской батареи. Поэтому в феврале 1855 года еще шесть старых суден - линейные корабли "Двенадцать апостолов", "Святослав", "Ростислав", фрегаты "Кагул", "Мидия" и «Месемврия" - отправились на дно бухты. Остальные корабли были задействованы для артиллерийской поддержки сухопутных войск, часть из них перебазировались в госпитали.

Где располагались вышеописанные батареи? Константиновская батарея в форме подковы и по сей день находится на Северной стороне, у самого входа в Севастопольскую бухту. Каждый день ровно в 12 часов отсюда раздается, следуя старой морской традиции, пушечный выстрел:


Михайловская находится также на северной стороне бухты, немного подальше от входа в неё:


Некоторые батареи не сохранились: Александровская находилась слева от Константиновской, на восточном мысу, а самая большая в то время в Европе Николаевская распростерлась практически во всю длину нынешнего Приморского бульвара. В августе 1855 года, когда русские войска по специально устроенному понтонному мосту перебрались через бухту с Южной стороны на Северную, на рейде были затоплены остальные корабли Черноморского флота… От истории сражений перейдем к истории самого памятника. Автор памятника длительное время оставался неизвестным. Только в 1949 году в Центральном историческом архиве Ленинграда был найден список творений знаменитого эстонского скульптора Амандуса Адамсона (1855-1929), составленный им самим в связи с назначением его членом Академии художеств. В этом списке находится и Памятник затопленным кораблям . Исследования доказали участие в создании этого памятника также архитектора В.А. Фельдмана и военного инженера Энберга. Этот величественный и гордый памятник - один из самых любимых севастопольцами и гостями города.