Отечественная война в искусстве. Великая Отечественная война в литературе: лучшие произведения о подвиге советского народа

Литература . Отечественная культура деятелей искусств внесли весомый вклад в победу над фашизмом. Советская литература периода Великой Отечественной Войны имела, открыто агитационный характер, давая, по выражению Вс. Вишневского, "Чудовищный заряд ненависти к врагу". А. Толстой назвал советскую литературу в дни войны "Голосом героической души народа". Эти две характеристики выражают суть, и роль нашей литературы военного времени. Поэзия первых дней войны сыграла особую роль. Она первая откликнулась на трагические события и обращаясь к нравственному опыту нашего народа, говорила о переживаниях человека, оказавшегося лицом к лицу со смертью, понимания своего долга перед Родиной и самоотверженного служения ей. Лирика военных лет передавала облик времени, духовный мир сражавшегося народа в песнях эпического склада.

"Сын" П. Антокольского, "Зоя" М. Алигер, "Василий Теркин" А. Твардовского.

А. Твардовский создал образ советского солдата Великой Отечественной Войны. Он был узнаваем и близок каждому бойцу. Он был прост, доброжелателен, отзывчив, верен дружбе, самоотвержен в служении долгу. В этом образе как бы сконцентрировались характерные для русской литературы качества защитника родины. Василий Теркин сродни русским солдатам из Лермонтовского "Бородина" и тем, кто сражался на бородинском поле в "Войне и мире" Л. Толстого.

Советская литература военных лет развивала гуманистические традиции предшествующих веков, и это был действительный гуманизм, полный воли к жизни и готовности защищать ее. Не удивительно, что крылатые слова из поэмы "Василий Теркин".

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Особое место среде произведений начального периода войны занимает «Наука ненависти» М. Шолохова. Этот рассказ повествует, как мужало и крепло в советских людях чувство любви к Родине, как зрели ненависть и презрение к врагу. В названном рассказе была вынесена одна, из важнейших проблем того времени: как в незлобной душе народа рождается ненависть к врагу, как мирный гражданин становится умелым воином, защитником русской земли. Это священное чувство ненависти к врагу будила и поэзия, описывая зверство фашизма "Убей его!" К. Симонова.

Литература не только показывала чудовищное лицо фашизма, но и призывала к борьбе с фашизмом. В произведениях А. Толстого "Рассказы Ивана Сударева", Н. Тихонова "Черты советского человека", повести В. Василевской "Радуга" и пьесе Л. Леонова "Нашествие" был не только призыв к борьбе, но и рассказ о мужестве советского человека. Способность увлечь за собой людей на подвиг показывается в рассказах Л. Соболева "Морская душа", В. Гросмана "Народ бессмертен", К. Симонова "Дни и ночи" и др.

В 1943 году в газете "Правда" и фронтовой прессе появилось несколько глав из романа М. Шолохова "Они сражались за Родину". Писатель передал сокровенное качество русского характера. В.М. Немирович-Данченко так сказал об этом произведении: "Это героизм, смешанный с самым сильным юмором, не оставляющего русского человека, чуть ли не за три секунды до смерти. Слияние этого есть гений нации". В центре романа - судьбы простых солдат, вынесших на своих плечах все тяжести войны. Оптимизм, выраженный в характерах Лопахина, Поприщенко, Звягинцева сродни жизнелюбию Василия Теркина - любимого народного героя. Однако М. Шолохов не преуменьшал трудности начального этапа войны. С суровой искренностью книга рассказывает о судьбе народа, раскрывая "скрытую теплоту патриотизма" его души.

Война углубила чувства Родины. Она расширила и само понятие Родины, предала новое значение "чувство семьи единой". Для русской литературы традиционно отражение единство всего народа перед лицом опасности. Литература военного времени видела свое признание в том, что бы запечатлеть сплоченность народов в годину суровых испытаний. Яркий пример тому А. Бекка "Волоколамское шоссе", первые две повести который были опубликованы во время войны. Это произведение - своеобразный дневник сражения под Москвой. Автор показывает, как и почему вместе защищали Москву русские, казахи, украинцы. Главные герои повести казах Мамыш-Улы так объяснял: "Наши дети бегают вместе в школу, наши отцы живут бок обок, делят лишение и горе тяжелой годины. Вот почему я дерусь под Москвой, на этой земле, где не ступала нога моего отца, моего деда и прадеда".

Постепенно агитационная направленность отходила, все более заявлял о себе реалистический подход порой с элементами романтики. Повесть Б. Горбатого "Непокоренные" одна из первых попыток показать, как в ходе войны менялось отношение человека к происходящему, как росло его сознание и активность, углублялось понимание своего места в жизни.

При этом характеры героев раскрывались уже не в чем то исключительном, а в повседневном, ибо повседневное в войне становилось исключительным, а исключительное - повседневным. В повести К. Симонова "Дни и ночи" автор проводит мысль о том, что на войне люди привыкли к самому страшному, к тому что люди разговаривающие с ним только что, через мгновение переставали существовать. В способности человека привыкать, переносить ужасное сохранилось и возможность героического. Вершиной реализма в литературе военного времени была повесть В. Некрасова "В окнах Сталинграда", где не только показан "обыкновенный героизм наших воинов, но и их способность сохранить в себе человеческое начало".

В литературе звучала романтика, пронизанная атмосферой нравственной частоты. Повесть Э. Казакевича "Звезда" убеждает в том, что победа в этой священной войне добивалась чистыми руками. Лейтенант Травкин, вчерашний школьник, стал опытным воином, смелым, стойким, находчивым. Герой не просто честен - он "ненавидел не правду", непросто справедлив, но отличается "абсолютным бескорыстием". Не просто верен воинскому долгу, но самозабвенно предан делу, не просто смел, но "не знал, что такое паника". Повесть Э. Казакевича трагична, но так же, как в древних русских повестях погибающие войска обретают вечную жизнь, герои повести "Звезда" не погибают, а словно растворяются, обретая бессмертие. Заметим, что в суровые дни писатели были вместе со своим народом, со своими войсками на линии фронта. На фронте находились А. Сурков, Е. Петров, А. Бек, М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, В. Закруткин, М. Джалиль, А. Гайдар. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза.

Театр. В суровых условиях военного времени театральное искусство не только не утратило свою силу, но оно наоборот приобрело особое гражданское звучание. Театр, как никогда прежде становится необходим всем людям, но, пожалуй, особенно бойцам на фронте. О масштабах обслуживания фронта дают представление следующие цифры: за время войны в воинских частях побывало 3685 артистических бригад, в которых участвовало 42 тыс. творческих работников. Ими было дано 473 тыс. спектаклей и концертов.

Организуются и специальные фронтовые театры, которые имели в своем репертуаре не только концертные программы, но и целые спектакли. Многие ведущие театры страны - Малый театр, театр Е. Вахтангова, Большой драматический театр имени Горького - образовывали свои фронтовые финалы, которые прошли боевой путь вместе со своими бойцами. Фронтовыми стали и многие театры городов и областей, временно оккупированных гитлеровцами - Смоленска, Орла, Калинина. К концу 1944 года в действующей армии находилось 25 фронтовых театра.

В освобожденном Ленинграде продолжал действовать театр музыкальной комедии, театр Краснознаменного Балтийского флота. В октябре 1942 года появился "Городской театр". Из театра народного ополчения, организованного в июле 1942 года Н. Черкасовым, образуется Агитвзвод Ленинградского фронта. В самую страшную блокадную зиму 1941-42 г., спектакли в Ленинградских театрах не шли, но представления давались на предприятиях, в воинских частях и на фронте. Учитывая создавшиеся условия, Театр Краснознаменного Балтийского флота был разбит на "пятерки" и актеры в маскировочных халатах, под обстрелом добирались до боевых частей и там выступали с концертами.

Среди драматических произведений, появившихся в первые дни войны,появляется пьеса А. Афиногенова "Накануне", которая рассказывала как война вторглась в мирную жизнь советских людей. Несмотря на трагичность происходивших событий, пьеса была пронизана верой в победу.

В середине 1942 появляются самые замечательные пьесы военного времени. В июле 1942 г. Л. Леонов прочел в Москве свою пьесу "Нашествие" Это философская, психологическая драма. Главная тема - героическое сопротивление русского народа фашистскому нашествию. Центральный герой пьесы Федор Таланов. Это человек с "тяжелым" прошлым, вернувшийся из заключения. Он обозлен на людей, глубоко обижен допущенной по отношению к нему несправедливостью. Но идея пьесы заключается в том, что в момент суровых испытаний не время вспоминать прежние обиды.

В это же время появилась пьеса К. Симонова "Русские люди". Любовь к своей земле, чувство патриотизма преломляется в характере каждого героя пьесы по своему. Командир батальона Сафонов - прежде всего солдат. Его принцип: "Стой Сафонов, и ни шагу назад! Умри, а стой! Десять ран прими, а стой!" Для молодой разведчицы Вали понятие Родина ассоциируется, прежде всего, с ее родными местами. "У нас в Ново- Николаевке изба на краю села стоит и около речка и две березки. Я качели на них вешала. Мне про родину говорят, а я все эти две березки вспоминаю". Дорогой ценой платят герои К. Симонова за свои убеждения, но не изменяют им. В течение одного года спектакли "Русские люди" прошли в 150 театрах страны.

Замечательным событием на театральных сценах был спектакль, поставленный по пьесе А. Корнейчука "Фронт". Спектакль повествует о том, как герой гражданской войны, заслуженный в прошлом человек командующий фронтом Иван Горлов безнадежно отстал от жизни. Окруженный льстецами и подхалимами, он уверовал в свою непогрешимость. Обличая Ивана Горлова,автор показывает людей, которые не только отважны, но и умеют вести войну по-новому.

В годы войны в осажденном Ленинграде А. Крон написал пьесу о моряках подводниках "Офицер флота", которую поставил театр Краснознаменного Балтийского флота и МХАТ.

Мы остановились только на некоторых темах, назвали только некоторые театры, которые сражались на полях Великой Отечественной Войны.

Изобразительное искусство. Будучи верными своему профессиональному и нравственному долгу более 900 художников ушли на фронт. Они были свидетелями, участниками происходящих событий Великой Отечественной Войны. Художники в своих походных альбомах делали наброски. Созданные ими многочисленные зарисовки представляют собой бесценный художественно-документальный материал.

Первыми кто откликнулся на события войны-художники Кукрыниксы плакатом " Беспощадно разгромим и уничтожим врага". В скоре создает свой плакат И. Таидзе "Родина- мать зовет". Этот плакат стал своеобразным символом Великой Отечественной Войны.

За годы войны были созданы тысячи плакатов, листовок, открыток. И по сегодняйший день живут в нашем сознании плакаты "Воин Красной Армии, спаси" В. Карецкого, "Пьем воду родного Днепра.Будем пить из Прута, Немана и Буга" В. Иванова, "Дойдем до Берлина" Л. Голованова.

Выходили и сатирические плакаты. Нередко, героическое соединялось в них с сатирическим, переплетаясь в единое целое. Особо это проявилось в плакатах "Окна ТАСС", которые, по сути, возродили известных "Окон сатиры Роста". Плакаты пользовались исключительной популярностью не только у нас, но и в других странах мира: в США, Англии, Турции, Китае, Иране, Швеции.

Наряду с документальными и репортажными зарисовками создавались живописные картины, на которых изображались горе и страдания народа, его героизм, смелость, мужество воинов, несгибаемая вера в победу. Одной из таких картин была работа А. Пластова "Фашист прилетел". В ней протест художника против жестокого, бессмысленного убийства, сливается с болью за поруганную землю. Выражением этой боли является образ убитого мальчика-пастушка на фоне печальной красоты родной природы.

Немало было создано картин, изображающих следы варварских бомбардировок мирных городов и сел, убийства, казни, издевательства, творимые фашистами над людьми. Таковы полотна "За что?" Я. Николаева, "Расстрел" В. Серова, "В рабство" Г. Ряжского, "Рабовладельцы" Т. Гапенко. Обратившись к народной жизни военных лет С. Герасимов в картине "Мать партизана" показал народное сопротивление врагу, моральное превосходство советских людей, сохранивших перед лицом смерти силу духа, достоинство. На картине крупным планом изображены две фигуры: простая русская женщина, сын которой через несколько секунд будет расстрелян, а напротив нее - палач эсэсовец. Гордому образу матери, стоящей на родной земле, художник противопоставил образ обреченного на гибель фашиста. Художники показывали не только страдания и бедствия народа, но и силу военного сопротивления врагу. Картина К. Юона "Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года" запечатлела с документальной точностью памятный для наших людей день, когда прямо с площади бойцы уходили на фронт.

Большим событием той поры стала картина А. Дайнеки "Оборона Севастополя". Автор показал не только открытую схватку моряков с врагом, но и дух моряков, их героизм.

Огромный вклад в формировании морального духа, ненависти к врагу сыграли мастера Студии военных художников имени М. Б. Грекова: И. Евстигнеев, К. Финогенов, П. Кривоногов.

В годы войны развивался исторический жанр. В самый разгар войны П. Корин создает картину

Продолжением исторической темы явилась картина А. Бубнова ""Утро на Куликовом поле "". В ней показан тревожный момент битвы. Дмитрий Донской показан на фоне развернутого боевого знамени с изображением Христа. Художник этим самым показывает не только справедливый характер борьбы русского народа, но и бескомпромиссный характер.

Видное место в изобразительном искусстве занял портретный жанр. Художники создали портретную галерею образов военачальников, офицеров, рядовых, партизан, сражавшихся в тылу врага. Всех не перечесть, назовем только некоторых ""Портрет Маршала Советского Союза Г.К Жукова"" Н.Крона, ""Герой Советского Союза гвардии генерал-майор Панфилов"". В. Яковлева. Першудцев запечатлел легендарных участников штурма Рейхстага - сержантов М.А Егорова и М. Кантария.

Музыка. Начало Великой Отечественной Войны мобилизовало всю общественность на борьбу с фашизмом. Большой отряд ушел на фронт. Многие композиторы и профессиональные музыканты участвовали в составе агитбригад в действующей армии.

Творческая деятельность композиторов приобрела конкретную и ясную направленность ""Все для победы!"". В первый день войны была создана ""Песня смелых"" В.Суркова, а на четвертый день войны – над всем миром звучала:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною

С проклятою ордой!

Эта песня А.В.Александрова на слова В.И.Лебедева - Кумача стала гимном народа, вставшего на защиту Отечества. Эта песня была в строю воинов, всего нашего народа. Нельзя переоценить ее роль и в наши дни.

В годы войны массовое значение приобретают лирические песни, становящиеся духовной опорой солдат, музыкальной связью с Родиной, за которую они воюют. ""Ой, туманы мои, растуманы "". В.Захарова, ""До свидания, города и хаты"". В.Соловьева - Седова, ""Вася - Василек"". А.Новикова, "" Заветный камень"". Б.Мокроусова. "" В землянке"" К. Листова, ""Темная ночь"". Н.Богословского и другие.

Значительный вклад в формирование патриотического духа - духовая оркестровая музыка. Создавались марши как непосредственный отклик на происходящее событие. Марши посвящались и подвигам отдельных полководцев ""Капитан Гостелло"" Н.Иванова-Родкевича, ""Рокоссовский"" С. Чернецкого, создавали обобщенный художественный образ борьбы народа с захватчиками. ""Слава гвардейцам"" Н. Чембериджи, ""Народные мстители"" Н.Иванова - Радкевича и др.

Совершенным триумфом - художественным и историческим открытием стала ""Седьмая симфония"" Д. Шостаковича. Она была написана в блокадном Ленинграде. Симфония стала мощным оружием в борьбе с врагом. "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе",своему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию " - писал автор на страницах "Правды" 29 марта 1942 года. После этих слов симфония получила и еще одно название "Ленинградская".

Премьера ее состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, а 9 августа она прозвучала в осажденном Ленинграде. Успех симфонии был огромным. В течении короткого времени она прозвучала во многих странах мира. Ведущие дирижеры мира боролись за право исполнять ее. Только в США за сезон 1942-43 годов она была исполнена 62 раза. Концерты превращались в митинги поддержки воюющей России. Американский писатель М. Гольд писал: "Шостакович, может быть, является самым великим композитором современности". Обращение к героико-патриотической теме отмечено и в симфоническом творчестве других композиторов. Наиболее значительными сочинениями являются: "Вторая симфония" А. Хачатуряна, "С колоколом" и "Пятая симфония" С. Прокофьева. Но самым значительным событием в его творчестве явилось опера "Война и мир" написанная по роману Л. Толстого. Тема ратной истории России стала основой в музыкальном театре. Появились "Суворов" С. Василенко, "Дмитрий Донской" В. Крюкова, "Емельян Пугачев" М. Коваля, балет А. Хачатуряна "Гаянэ".

Следует отметить оперу Д. Кобалевского "Под Москвой" ("В огне "). С большой силой, выразившую ужасы вражеского нашествия, горя и страданий народа. Не представляется возможным перечесть все темы жанра музыкальной культуры Великой Отечественной, и только небольшая часть названных произведений свидетельствует, что вся музыкальная общественность считала себя войнами, оружием которой была музыка.

Киноискусство. Работники киноискуства считали себя мобилизованными и призванными на фронт. Главным содержанием, главной задачей становится духовная мобилизация народа, направленная на борьбу с врагом. Первыми кто откликнулся на события первых дней войны-документалисты. Кинооператоры принимали участие во всех операциях, вели съемки с самолетов, танков, на палубах военных кораблей. Многие из них были заброшены в тыл врага, где они участвовали в рейдах партизанских отрядов, снимали на кинопленку каждодневный подвиг "народных мстителей ".

Первые кинопленки выходят на экраны уже в июле 1941 года: "Подруги на фронт", "Чапаев с нами". Любимые герои с экрана обращались к зрителю с призывом к борьбе с врагом. Создавались "Боевые киносборники". В них принимали участие такие режиссеры как Г. Александров, Б.Бернет, С. Герасимов, Вс. Пудовкин и другие. Зрители видели на экранах своих любимых актеров - Л. Орлову, Б. Бабочкина, М. Ладынину, Н. Крючкова, Н.Черкасова и многих других.

В "Боевых киносборниках" было много несовершенного, поверхностного. Однако ленты рассказывали о народном гневе, о народе который поднялся на защиту своей страны. В частности в фильме "Пир в Жиримунке" рассказывалось о подвиге старой женщины крестьянки, которая осталась в деревне оккупированной фашистами, чтобы отомстить фашистам за все совершенные ими злодеяния. Она угощает незваных гостей отравленной пищей, а чтобы усыпить их бдительность, ест эту пищу вместе с ними и вместе с врагами погибает. В 1942 году уже стали выходить полнометражные фильмы о Великой Отечественной Войне: "Секретарь райкома" И. Пырьева, чуть позднее "Она защищает Родину" Ф. Эрмлера, "Радуга" М. Донского. "Она защищает Родину" - история простой русской женщины Прасковьи Лукьяновой, потерявшей при вторжении фашистов мужа и сына,и возглавившей партизанский отряд народных мстителей.

Огромной популярностью пользовались фильмы"Два бойца" Л. Лукова, "Парень из нашего города", "Жди меня" А. Столпера, "В шесть часов после войны" И. Пырьева, "Новые похождения Швейка" С. Юткевича и другие. Киноискусство сражалось вместе со своим народом. Оно смогло раскрыть патриотизм людей, потому что героем был участник, сражавшийся на фронте и в тылу еще и потому что главной целью было служение своему народу. Ушли в историю фильмы о великом сражении великой страны с фашизмом, но чем дальше уходит время, тем ценнее они для нас. Художественные ленты становятся "документальными" ибо они запечатлели время. Актеры не играли своих героев, они были частью их жизни.

Выводы

Вовремя войны по сообщению Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистких захватчиков, опубликованной в " Правде" в сентябре 1945 года, всего было разрушено и разграблено 430 музеев из 991, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Были осквернены дома музеи Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, А. С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовиневе, П. И. Чайковского в Клину. Безвозвратно утраченными для отечественной культуры, оказались фрески 12 века в Софийском соборе в Новгороде. Погибли картины Репина, Серова, Шишкина, Айвазовского. Все это не смогло не сказаться на развитии советской художественной культуры после войны.

Великая Отечественная Война сплотила всех работников искусства, они создавали свое "художественное оружие", которое было рядом со своим народом защищавшим свою родину. Оно формировало мужество и ненависть к врагу. Придя в фашистcкое логово, воины писали свою ненависть на колоннах рейхстага. Среди них написаны и имена работников искусств. И пусть сегодня их имена закрашены, но не сотрется людская память запечатленная в произведениях искусства.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные черты героико-патриотической литературы Великой Отечественной Войны.

2. Назовите литературные произведения Великой Отечественной Войны.

3. Перечислите произведения изобразительногоискусства А. Даинеки, А. Пластова, Кукрыниксов.

4. Назовите имя композитора «Седьмой Симфонии»

5. Перечислите имена композиторов создавших симфонические произведения в годы Великой Отечественной Войны.

6. Назовите кинофильмы, созданные в годы Великой Отечественной войны, раскрывающих подвиг советских людей.

Дата публикования: 2014-11-28 ; Прочитано: 1805 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

В годы Отечественной войны художники, графики, скульпторы, как и весь советский народ, воевали штыком и пером. С первых дней объявления войны в газетах, журналах, агитационных листках и листовках появились карикатуры и плакаты, зовущие на борьбу с фашистами. Художники и скульпторы также делали всё, что могли, для фронта и для победы. В период войны были созданы яркие по художественному и эмоциональному восприятию произведения изобразительного искусства, которые и сегодня взывают к патриотизму, не оставляя зрителей равнодушными.

Проникновенный язык военного плаката

Патриотический плакат стал действенным идеологическим оружием. Яркие художественные образы создавались минимальным набором графических средств в короткое время. Изображения на плакате были доступны и понятны всем гражданам. Герои плакатов вызывали сопереживание, ненависть к врагу и любовь к Родине, горячее желание встать на защиту Отчизны.

Создатели плакатов и их произведения стали классикой советской патриотической графики. Хрестоматийные примеры:

  • художник И. Тоидзе и его «Родина-мать зовет»;
  • Д. Шмаринов с требованием «Отомсти»;
  • В. Корецкий, призывающий «Воин Красной Армии, спаси!».

Классиками советского патриотического плаката называют В. Иванова, В. Касияна, А Кокорекина, Л. Голованова и др.

Острое перо карикатуры

В годы Отечественной войны художественная графика наиболее ярко представлена сатирической карикатурой. Классики советской карикатуры Кукрыниксы работают в газете «Правда», других печатных изданиях. Практические ежедневно появляются едкие карикатуры на фашистов, которые призывают граждан к сопротивлению, рассказывают, насколько жесток и коварен враг и как следует с ним драться.

В осаждённом Ленинграде моральный дух поддерживают карикатуристы, издавая журнал «Боевой карандаш». В Грузии карикатуристы выпускают альманах «Штыком и пером», в нем рисовал мастер Л.Д. Гудиашвили. Карикатуристы Борис Ефимов, М. Черемных сотрудничали с «Окнами ТАСС», оперативно реагируя на каждодневные события на фронтах. Юмор и сатира воодушевляли бойцов, направляли справедливый гнев народа на священную борьбу.

Военная станковая графика

В военный период активно развивается станковая графика. Этот динамичный и лаконичный по художественным средствам и приёмам вид изобразительного искусства не требовал специальных художественных материалов. Карандаш, уголь всегда были под рукой и позволяли художнику делать рисунки, документируя увиденное и свои впечатления на бумаге.

Классикой жанра стали зарисовки М. Сарьяна, литографии Верейского, акварельные рисунки А. Фонвизина, гравюры С. Кобуладзе. Жизнь блокадного Ленинграда отражена в гуашах художников Я. Николаева и М. Платунова, в акварельных и пастельных рисунках Е. Белухи и С. Бойма. Серия графических зарисовок Дм. Шмаринова «Не забудем, не простим!» была начата 1942 г. в освобожденных от фашистов городах. Выполнена углём, чёрной акварелью.

Военные будни и быт запечатлели рисунки Л.В. Сойфертиса в чёрной акварели. Серии «Севастополь», «Крым», «Кавказ» создавались с 1941 по 1944 годы. Жанровые картинки наполнены гордостью за советских людей, оптимизмом, прославляют боевой дух народа.

Отечественная война и её герои в произведениях живописи

Военная живопись, включая батальные полотна, в начальном этапе войны не отличалась глубиной проработки деталей. Однако эти полотна подкупают глубиной чувств, живостью впечатлений, которые хотел передать художник. Особое развитие получает портретный жанр. Художники, вдохновленные героическими подвигами бойцов, стремились запечатлеть одухотворённые и выразительные лица героев.

Одной из таких картин стал "Портрет партизанского командира" кисти Ф. Модорова, 1942 г. Художник написал целую галерею портретов простых партизан и боевых командиров. В боевой обстановке и в рабочем кабинете герои войны сосредоточены и решительны, они уверены в себе и в будущей победе. Также в 1942 г.портрет генерал-майора Панфилова написал художник В.Яковлев. На плечах командира походный полушубок, в руках – бинокль. Кажется, он только с линии фронта, но уже снова готов идти в бой.

Батальные сцены, героическое сопротивление врагу изобразил в монументальном полотне А.А. Дейнека «Оборона Севастополя» 1942. На мгновение застыли фигуры моряков, отражающих атаки врага. Сейчас в фашистов полетят связки гранат, часть врагов уже убита. Накал битвы усиливает красный закат, служащий фоном. Солнечный свет борется с чёрными клубами дыма так же, как моряки в белых одеждах с фашистами в тёмно-зелёной форме. Контраст движения – замахивающийся матрос и лежащий фашист и контраст цвета – красно-чёрный закат и яркая бела форма матросов придают полотну особую художественную выразительность. Она же и воодушевляет зрителя, который уверен в победе над врагом.

Бытовая и жанровая живопись периода ВОВ

Живописцам из блокадного Ленинграда В. Раевскому, В. Пакулину, Н. Рутковскому, Н. Тимкову, удалось запечатлеть с документальной точностью жизнь советских людей в осаждённом городе. С картины Я. Николаева «Очередь за хлебом», 1943г. на зрителя веет холод и мороз вместе с надеждой дождаться пайки хлеба. Надежда не покидала горожан, и они сумели выжить!

Курыниксы М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов, узнав о казни партизанки Зои Космодемьянской, приехали на место ее гибели. По свежим впечатлениям они написали полотно «Таня». Измученная девушка за миг до смерти непокорно и с ненавистью смотрит в глаза палачам. Зоя не сломлена, она прямо держит голову, кажется, девушка заговорит. Её уверенность и сила духа передаётся зрителям.

Монументальное искусство в годы Отечественной войны

В трудный период войны было востребовано и монументальное искусство. Скульпторы выезжали на фронт, создавая в сложных боевых условиях зарисовки и портреты с натуры. Советские монументалисты стремились отобразить патриотический подъем народа: военные сцены и героический труд в тылу. Это дало новый толчок к развитию жанровой и монументальной скульптуры.

Каноническим стал выполненный Е. В. Вучетичем бронзовый бюст генерала Черняховского 1945-1946. Статуя «Политрук» была создана им в 1942 г. Политрук поднимает в атаку бойцов, его героический порыв передается всем присутствующим. Многие скульпторы, побывавшие на фронте, создали бюсты и портреты простых солдат и военных командиров. Среди них:

  • работы Л. Е. Кербеля – портреты героев-летчиков;
  • И. Г. Першудчева – портрет генерала Ковпака, санинструктора Маши Щербаченко, воинов со знаменем Победы сержанта М.А.Егорова и сержанта М. В.Кантария;
  • В. И Мухиной – портреты полковников Б. А. Юсупова, И. Я. Хижняка;
  • Н. В. Томского – портрет дважды Героя Советского Союза М. Т. Гореева.

В период Отечественной войны художники не только отображали военные реалии и борьбу советских людей, но и развивали, совершенствовали художественную культуру, поддерживали в народе боевой дух, веру в победу, вдохновляли его на подвиги.


Содержание
1. Введение. 4
2. Искусство в годы Великой Отечественной войны.
2.1. Кинематограф. 5
2.1.1. Военная хроника и киноновеллы.
2.1.2. Художественные фильмы.
2.2. Изобразительное искусство. 10
2.2.1. Агитационный плакат как главный вид изобразительного искусства в годы войны.
2.2.2. Живопись, скульптура, графика.
2.3. Музыка военной поры. 16
3. Заключение. 19
Библиография. 20

1. Введение
Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагических страниц в истории нашей страны. Война стала страшным испытанием для всего советского народа. Испытанием мужества, стойкости, сплоченности и героизма. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени – фашистской Германией - стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв.
Во время войны ярко проявилась выработанная тысячелетним российским опытом способность нашего народа переносить жесточайшие социальные перегрузки. Война еще раз продемонстрировала удивительный «талант» русского народа раскрывать все свои лучшие качества, способности, свой потенциал именно в экстремальных условиях.
Все эти народные чувства и настроения проявились не только в массовом героизме советских солдат на фронте, но и в тылу. Не иссякал поток добровольцев на фронт. Десятки тысяч женщин, подростков, стариков встали к станкам, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших воевать мужей, отцов и сыновей.
Война с ее горем, потерями близких, страданиями, огромным напряжением всех духовных и физических сил народа и вместе с тем необыкновенным духовным подъемом отразилась на содержании произведений литературы и искусства периода военных лет. Мой реферат рассказывает о том огромном вкладе в великое дело Победы, которое внесла художественная интеллигенция, разделившая вместе со всем народом судьбу страны. В период работы над рефератом я изучила ряд статей и публикаций. Много интересного для себя я почерпнула в книге П. Топер «Ради жизни на земле…» Книга представляет собой широкое исследование мировой литературы, посвященной военной теме, рассказывает о произведениях этого периода, их идейной направленности и героях. Большой интерес вызвали сборники «Вторая мировая война: кинематограф и плакатное искусство», а также «История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период», познакомившие меня с известными мастерами кино, художниками, музыкантами и их работами. Учебное пособие для подготовки к экзаменам «Русская литература ХХ века» дало мне необходимую теоретическую базу. Также успешной работе над рефератом способствовали ресурсы Интернета.


2. Искусство в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война открыла взору художника россыпи материала, который таил огромные нравственные и эстетические богатства. Массовый героизм людей дал искусству как человековедению столько, что начатая в те годы галерея народных характеров все время пополняется новыми и новыми фигурами. Острейшие жизненные коллизии, в ходе которых с особой яркостью проявились идеи верности Отчизне, мужество и долг, любовь и товарищество, способны питать замыслы мастеров настоящего и будущего.

2.1. Кинематограф
243 оператора-документалиста запечатлели для нас хронику войны. Их называли "солдатами с двумя автоматами", потому что в их арсенале, помимо боевого оружия, главным оставалось оружие профессиональное - кинокамера.
Кинохроника во всех её видах была выдвинута на первый план. Работа фронтовых операторов - постоянный творческий поиск, отбор из огромного количества отснятого материала самого главного в суровых буднях Великой Отечественной.
В первые месяцы войны Ленинградская, Киевская, Минская студии кинохроники оказались выведенными из строя. Оставалась Московская киностудия, которая стала организующим центром, сумела быстро укомплектовать фронтовые киногруппы и разослать их в действующую армию. И уже 25 июня 1941 года в 70-й номер "Союзкиножурнала" были включены первые фронтовые киносъёмки, а с начала июля 1941 года в нём уже была постоянная рубрика "Кинорепортаж с фронтов Отечественной войны". Объединение хроникальных материалов в киножурналы и кинофильмы производилось в главном штабе - Центральной студии кинохроники в Москве.
Для нужд киногрупп, снимавших боевые действия наших лётчиков, командованием ВВС было выделено большое количество специальных узкоплёночных киносъёмочных аппаратов. Вместе с авиаконструкторами были найдены наилучшие места для установки их на самолётах: аппараты были спарены с авиационным стрелковым оружием и включались одновременно с выстрелом.
На фронтах Великой Отечественной войны работало около 250 кинооператоров. Основным ядром фронтовой кинохроники являлись операторы, закалённые на трудовых фронтах первых пятилеток, - Р.Кармен, М.Троневский, М.Ошурков, П.Палей. Но было и много талантливой молодёжи, впоследствии вошедшей в золотой фонд отечественной кинематографии, - В.Сущинский, Я.Лейбов, С.Стояновский, И.Беляков, Г. Бобров, П.Касаткин, Б.Небылицкий... Около полугода вела съёмки в партизанском соединении, действовавшем в тылу врага в Подмосковье, кинооператор М.Сухова. Не отрываясь ни на минуту от объектива камеры, снимал бой за освобождение советскими войсками станции Чоп, длившийся 5 часов, кинооператор Б. Пумпянский...
Каждому крупному сражению, имевшему этапное значение для хода Великой Отечественной войны, был посвящён отдельный полнометражный документальный фильм, а особо важным событиям - короткометражные фильмы или фронтовые выпуски.
Так, дни и ночи героической обороны Москвы фиксировались на плёнку операторами Центральной студии кинохроники. С ноября 1941 года студия приступила к выпуску киножурнала "На защиту родной Москвы". Первые бои с фашистской авиацией в небе столицы изо дня в день снимала группа операторов во главе с режиссёром М.Слуцким. Результатом стал фильм "Наша Москва", созданный летом 1941 года. Тот же режиссёр повторил приём, подсказанный М.Горьким для довоенного фильма "День нового мира". 23 июня 1942 года 160 операторов зафиксировали основные события 356-го дня войны на всех фронтах, а также работу тыла. Отснятые кадры были объединены в фильм "День войны".
Первым публицистическим фильмом о войне стал фильм "Разгром немецких войск под Москвой" режиссёров И.Копалина и Л. Варламова, с триумфальным успехом прошедший по экранам всего мира (только в США его посмотрели более 7 миллионов зрителей) и удостоенный высшей награды Американской киноакадемии - премии "Оскар" как лучший зарубежный документальный фильм 1942 года.
Последним документальным фильмом военных лет стала лента " Берлин" режиссёра Ю.Райлмана, созданная в 1945 году. Её демонстрацией открывался первый послевоенный международный кинофестиваль в Каннах. Французская газета "Патриот де Нисдю Сюд Эст" писала тогда: "Реализм "Берлина" граничит с галлюцинацией. Снимки с натуры смонтированы с удивительной простотой и создают впечатление реальности, которой достигло только советское кино... В "Берлине" победа достигается главным образом благодаря патриотизму, храбрости, выдержанности человека. "Берлин" дает нам чудесный урок кинематографического искусства, и несмолкаемые аплодисменты критиков и публики являются лучшим свидетельством этого".
Всего за годы войны было выпущено 34 полнометражных документальных фильма, 67 короткометражных, 24 фронтовых выпуска и более 460 номеров "Союзкиножурнала" и журнала "Новости дня". 14 документальных фильмов - среди них "Разгром немецких войск под Москвой", "Ленинград в борьбе", "Берлин" - были удостоены Государственной премии СССР.
За создание кинолетописи Великой Отечественной войны Центральная студия кинохроники в 1944 году была награждена орденом Красного Знамени. За документально- публицистическую эпопею "Великая Отечественная", состоявшую из 20 полнометражных фильмов, большому коллективу её создателей во главе с художественным руководителем и главным режиссёром Р.Карменом, впоследствии Героем Социалистического Труда, народным артистом СССР, в 1980 году была присуждена Ленинская премия.
Свыше 40 фронтовых кинодокументалистов пали смертью храбрых в годы минувшей войны... Их имена начертаны на мемориальных досках в зданиях Центрального Дома кино, Центральной студии документальных фильмов, Центральной студии детских и юношеских фильмов имени М. Горького. Мраморный пилон с именами погибших документалистов киностудии "Мосфильм" высится на территории студии. А рядом - скульптурная композиция, представляющая собой бетонный блок рваной формы с горельефными изображениями героических эпизодов войны, выполненная скульптором Л.Берлиным, архитекторами Е.Стамо и М.Шапиро и установленная здесь в мае 1965 года.
Иным, чем до войны, но по-прежнему могучим средством идейного воспитания масс стала художественная кинематография. Мастера художественной кинематографии стремились рассказать о героях фронта и тыла так, чтобы их подвиги вдохновили на новые героические дела тысячи и десятки тысяч солдат, офицеров, партизан, тружеников тыла.
Война поставила сложные задачи перед советской кинематографией. Решая их, работники кино проявили большое мужество и солдатскую доблесть. Уже 22 июня 1941 г. кинооператоры-документалисты произвели первые боевые съемки, а 25 июня в «Союзкиножурнал» № 70 был включен первый военный эпизод.
Выдающуюся роль в документации событий войны, в создании оперативных военных кинорепортажей и больших документально- публицистических фильмов о сражениях и походах сыграла Московская киностудия хроники. Студия объединила многих творческих работников художественного кино. Создав в Москве своеобразный штаб - Центральную студию хроники, кинодокументалисты организовали при каждом фронте киногруппы.
Видное место в работе документалистов заняла тема обороны Москвы, героических подвигов москвичей. Уже летом 1941 г. режиссер М. Слуцкий выпустил фильм «Наша Москва». Осенью были сняты фильм о праздничном параде на Красной площади и специальный выпуск «На защиту родной Москвы». Полнометражный публицистический фильм «Разгром немецких войск под Москвой», смонтированный режиссерами И. Копалиным и Л. Варламовым из киносъемок десятков операторов, стал этапом в развитии документального кино. За этим фильмом последовали произведения об обороне Ленинграда, об эпопее на Волге, о партизанах, о битве за Украину, а позднее, в 1944-1945 гг., об освободительном походе Советской Армии, о взятии Берлина и о разгроме империалистической Японии. Эти и многие другие фильмы были созданы в подавляющем большинстве московскими режиссерами и кинооператорами. Немало славных «бойцов с киноаппаратами» погибло на фронте.
Большую плодотворную работу провела и Московская киностудия научно-популярных фильмов. Выполняя высокую миссию пропаганды научных и общественно-политических знаний, киностудия в годы войны была реорганизована на военный лад, переименована в Воентехфильм. Режиссеры В. Сутеев, В. Шнейдеров и другие создали фильмы «Немецкая оборона и ее преодоление», «Пехота в бою», «Уничтожай танки врага!»; режиссеры П. Мосягин, И. Свистунов сделали много полезных военно-медицинских картин. Были сняты инструктивные фильмы для населения по борьбе с пожарами, о поведении во время вражеских налетов, об оказании первой помощи пострадавшим от бомбежек.
В первые же дни войны на московской студии Мосфильм начали сниматься короткие киноновеллы, своеобразные киноплакаты о войне. Среди них были и сатирические (Сон Гитлера о поверженных псах-рыцарях, Наполеоне, оккупантах 1918г. и прочих горе-завоевателях), и героические (о подвигах советских разведчиков, пограничников, танкистов). Героями некоторых новелл были известные, любимые народом киногерои: Максим, почтальон Стрелка, три танкиста; в других появлялись новые герои, которым суждена была долгая экранная жизнь: бравый солдат Швейк, ловкий и бесстрашный солдат - кашевар Антоша Рыбкин - «родной брат» Василия Теркина. В киноновеллах широко использовался материал довоенных фильмов об Александре Невском, Петре I, В. И. Чапаеве. Эти киноновеллы, снятые в первые же месяцы войны на московских киностудиях «Мосфильм» и им. А. М. Горького, а также на «Ленфильме», затем объединялись в полнометражные «Боевые киносборники» под общим заглавием «Победа за нами!»
Перед художественной кинематографией стояла и вторая, не менее важная задача - завершить, несмотря на войну, все ценные художественные фильмы, начатые производством до нападения фашистов на СССР. И такие картины были закончены. Это «Свинарка и пастух», «Машенька», «Романтики» и другие фильмы.
Все эти фильмы напоминали зрителю о мирном труде, о достижениях национальной культуры, которые нужно теперь защищать с оружием в руках.
Кипучая кинематографическая деятельность не прекращалась в Москве ни на одну минуту. Однако в наиболее тяжелые дни, когда бои шли в нескольких десятках километров от нашей столицы, художественные киностудии из Москвы было решено эвакуировать. В Алма-Ате московские кинематографисты создали свои основные произведения военного времени.
Первым художественным полнометражным фильмом о Великой Отечественной войне был «Секретарь райкома», поставленный И. Пырьевым по сценарию И. Прута. В центре стоял образ партийного руководителя. Авторы фильма с большой агитационной силой и художественным мастерством раскрыли на экране народные истоки образа коммуниста, поднявшего людей на смертельную схватку с врагом. Секретарь райкома Степан Кочет в исполнении замечательного актера В.Ванина по праву открыл галерею масштабных, ярких характеров советского кинематографа военных лет.
Новый шаг к постижению правды войны художественный кинематограф сделал в фильме «Она защищает Родину» (1943). Важность этой картины, снятой режиссером Ф. Эрмлером по сценарию А. Каплера, заключалась прежде всего в создании героического, подлинно народного характера русской женщины - Прасковьи Лукьяновой, - воплощенного В. Марецкой.
Напряженные поиски новых характеров, новых способов их решения увенчались успехом в фильме «Радуга» (1943) с актрисой Н.Ужвий в главной роли, поставленном М. Донским по сценарию Ванды Василевской и снятом на Киевской киностудии. В этом произведении были показаны трагедия и подвиг народа, в нем появился коллективный герой - вся деревня, ее судьба стала темой фильма. Впоследствии этот фильм получает мировое признание и становится первым советским фильмом, получившим «Оскар». Наталья Гебдовская, актриса киностудии им. Довженко, рассказывала в своих воспоминаниях, что «рыдала, слушая по радио эту повесть», и что актеры были счастливы хоть как-то поучаствовать в постановке этого фильма. Через несколько месяцев после выхода фильма американский дипломат Чарльз Болен переводил «Радугу» Рузвельту в Белом доме. Рузвельт был крайне взволнован. Его слова после просмотра фильма были: «Фильм покажут американскому народу в подобающем ему величии в сопровождении комментариев Рейнолдса и Томаса». После этого он спросил: «Чем мы можем сейчас, немедленно им помочь?».
Партизанской борьбе, смелым и гордым советским людям, не согнувшимся перед фашизмом, не прекратившим борьбу за свободу и независимость, посвящались лучшие фильмы Центральной объединенной киностудии: «Она защищает Родину», «Зоя», «Нашествие», «Человек № 217», «Во имя Родины».
Немалую роль в мобилизации духовных сил народа на борьбу с фашизмом сыграла экранизация произведений К. Симонова, осуществленная режиссером А. Столпером (кинофильм «Парень из нашего города»), пьесы А. Корнейчука «Фронт» (режиссеры Г. и С. Васильевы).
О трудовых подвигах, совершаемых советскими людьми, особенно женщинами, в тылу, на заводах и в колхозах, рассказывали фильмы «Большая земля» режиссера С. Герасимова, «Родные поля» режиссера Б. Бабочкина по сценарию М. Падавы, «Жила-была девочка» режиссера В. Эйсымонта.
В 1943 г. студии начали постепенно возвращаться в свои московские павильоны. Первым большим художественным фильмом, снятым в годы войны на Мосфильме, был «Кутузов» (режиссера В. Петрова) с А. Диким в заглавной роли.
Для ознакомления частей действующей армии с последними достижениями исполнительского искусства был разработан и приобрел популярность жанр фильмов-концертов, в которых по тематическому, национальному или иному принципу объединялись музыкальные, театральные, балетные и эстрадные номера. Продолжалась работа и над экранизацией литературных произведений («Свадьба» и «Юбилей» по А. П. Чехову, «Без вины виноватые» по А. Н. Островскому). Было поставлено несколько историко-революционных фильмов.
Итак, война явилась трудным, но плодотворным периодом в жизни кинематографистов. Мастера «Мосфильма» и «Союздетфильма» оперативно отвечали на запросы своих зрителей, правдиво и страстно отражали в своих фильмах образы героев великой войны, продолжали и развивали традиции советского киноискусства. Широкое развитие хроникально-документальной кинематографии с ее правдивым, точным и вместе с тем подлинно художественным изображением всех важнейших военных событий помогло занять почетное место в советской культуре особому виду киноискусства - образной публицистике.


2.2 Изобразительное искусство

2.2.1. Агитационный плакат как главный вид изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны ощущался высокий национальный подъем, единство народов СССР. Во всех отраслях экономики и культуры, а так же военной промышленности были достигнуты высокие результаты, общество мобилизовалось и работало для победы. Художники вместе со всем народом встали в воинский строй. Молодые мастера направились в военкоматы, чтобы записаться добровольцами в Красную Армию. 900 человек - членов Союза художников сражались на фронтах, были солдатами. Пять из них стали Героями Советского Союза.
В двадцатом веке политическому плакату нигде в мире не придавалось такого большого значения, как в СССР. Плакат требовала ситуация: революция, гражданская война, колоссальное строительство, война против фашизма. Власть ставила перед народом великие задачи. Необходимость непосредственной и быстрой коммуникации – все это послужило основой для развития советского плаката. Он обращался к миллионам, часто решая с ними проблемы жизни и смерти.
Плакат в годы Великой Отечественной добился больших успехов. Этот период по масштабам сделанного сопоставим с развитием плакатного искусства времен Октябрьской революции и гражданской войны, но создано плакатных листов было в сотни раз больше, многие плакаты стали классикой советского искусства. По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня, плакат оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины, для оповещения срочных новостей фронта и тыла. Наиболее важную информацию необходимо было передать при помощи самых простых и действенных средств и при этом в короткие сроки.
У каждого периода войны были свои задачи, все они требовали безотлагательного решения. Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой.
«...Ночь. На подмогу разведчикам приходят местные жители. Тихо, крадучись во мгле по деревенским улицам и проулкам, осторожно обходя немецкие караулы и патрули, бесстрашные патриоты расклеивают, а в том случае, когда это не удается, раскладывают на земле цветные полотнища советских плакатов и «Окон ТАСС». Плакаты клеят на заборы, сараи, дома, где стоят немцы.
Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты - это весточка великой Родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся плакатов...», - так рассказывает о плакате ветеран Великой Отечественной войны.
Из-за нехватки времени не все плакаты были выполнены качественно, но, несмотря ни на что, они несли большое и искреннее чувство, потому что перед лицом смерти и страданий нельзя было солгать.
Крупнейшими центрами массового издания плакатов в 1941-1945 годах были Московское и Ленинградское отделение государственного издательства «Искусство». Печатались плакаты и в крупных городах Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Средней Азии, Закавказья, издавались политорганами РККА и ВМФ, редакциями газет. Так же часто плакаты изготавливались от руки и по трафарету, что ускоряло их выпуск, но делало невозможным распространение в тысячах экземпляров.
В жанре плакатного искусства в годы Великой Отечественной Войны работали многие художники, которые ни до войны, ни после войны не занимались плакатом.
Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти. Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах.
«В первоначальном варианте, - рассказывается в книге «Вторая мировая война: кинематограф и плакатное искусство», - штык красноармейца пронзал руку Гитлера, поэтому плакат звучал скорее как предупреждение. Но распечатан он был уже с другим сюжетом. Штык вонзался прямо в голову Гитлера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов. Подобное сочетание часто использовалось Кукрыниксами и другими художниками.
Нужно отметить, что воин Советской Армии расположен в правой части плаката, а Гитлер в левой. Интересно, что на многих советских военных плакатах противостоящие силы изображаются аналогичным образом. Результаты психологических опытов свидетельствуют о том, что зритель, взглянув на картину, газетную страницу или плакат, в первый момент замечает правый верхний квадрат, и уже отсюда его взгляд переходит на остальные части изображения. Таким образом, правый верхний квадрат, и вообще правая сторона картины или плаката с точки зрения психологии зрительного восприятия занимает особое место. На многих военных плакатах именно на этом месте изображаются бойцы Красной Армии, устремляющиеся в атаку на фашистов, фигуры которых помещаются на левой стороне плаката, в нижней части. Подобное решение помогает более глубокому раскрытию содержания, повышает выразительность произведения».
Кроме упомянутого, с 22 по 29 июня 1941 года из печати вышли плакаты Н. Долгорукова «Так было… Так будет!», «Сметем с лица земли фашистских варваров», Кукрыниксов «Наполеон потерпел поражение, тоже будет и с зазнавшимся Гитлером», А. Кокорекина «Смерть фашистской гадине!».
Сатирический плакат во время войны был очень популярен. Он соединил в себе традиции плаката гражданской войны с достижением политической газетно-журнальной карикатуры 30-х годов. Художники умело использовали язык метафоры, сатирические иносказания, плоскость белого листа, на котором четко вырисовывался силуэт фигур и хорошо читался лозунг. Популярны были сюжеты противостояния сил: злой агрессивной и справедливой защищающей.
Особенно много сатирических плакатов было создано в течение 1941 года. Среди них можно перечислить ряд интересных плакатов: Кукрыниксы «Людоед-вегетарианец, или две стороны одной медали»; Б. Ефимов, Н. Долгоруков «Выступали – веселились, отступали – обслезились»; Н. Долгоруков «Так было… Так будет!»; Кукрыниксы «Мы злому врагу все отрежем пути, из петли, из этой ему не уйти!». Сатирический плакат показывал в смешном свете врага и тогда, когда он был грозен и опасен в начале войны, и в то время, когда немецкая армия начала терпеть первые поражения. В плакате «Не так страшен черт, как его малюют» Кукрыниксы представили сцену из берлинской придворной жизни. В реальности фюрер был худым, на полотне же он - силач с большими бицепсами.
Яркие плакаты были созданы И. Серебряным «Накося, выкуси!», Н. Долгоруковым «Он слышит грозные напевы», В. Дени «На Москву! Хох! От Москвы: ох», «Лицо Гитлеризма» и другие. Больше всего сатирических плакатов было выпущено «Окнами ТАСС».
и т.д.................

ВОВ стала катализатором развития искусства в Советском Союзе. Деятели искусства, как и обычные граждане, были вовлечены в дело защиты страны. Но у творческих людей, помимо непосредственной, физической битвы с врагом была также не менее важная задача: поддерживать воевавших на фронте и оставшихся в тылу. Особое развитие в годы ВОВ получили следующие виды искусства: литература, живопись, графика и кино.

Литература – орудие борьбы

Во время ВОВ прозаиками, поэтами и драматургами создаётся образ воюющего народа и противостоящего ему врага, формируется настрой каждого гражданина страны. Важно было рассказать то, с кем предстоит сражаться, ЧТО несёт фашизм народу в целом и отдельному человеку. Литература стала орудием борьбы. Можно выделить черты литературы военных лет:

  • Сочетание публицистического и художественного осмысления происходящего;
  • Максимальный учёт обстановки в театре военных действий и в тылу;
  • Мобильность в отклике на события.

Основные литературные жанры и произведения

В Великую Отечественную войну особенного расцвета достигли такие жанры, как очерк (П. Лидов – «Таня»), баллада (Н. Тихонов, К. Симонов), поэма (А. Твардовский «Василий Тёркин», О. Берггольц «Ленинградская поэма»), лирическое стихотворение (А. Ахматова, Б. Пастернак) и др. Во время войны были популярны малые жанры, так как люди ценили быстроту отклика на военные события: писатель мог не успеть закончить своё произведение, как и люди могли не успеть прочитать его до конца…

Одно из самых прославленных произведений военного времени – «Василий Тёркин» А. Твардовского. В главном герое поэмы запечатлены все лучшие черты русского человека. Тёркин – простой добрый парень с щедрым сердцем, любящий жизнь и смотрящий вперёд с оптимизмом, он храбрый, но совершенно негордый. Это собирательный образ бравого, стойкого и жизнерадостного русского солдата.

Богатый литературный опыт тех лет показал, какой могучей и возвышающей силой может стать правдивое слово, направленное на борьбу за идеал. Литература 40-х гг. показала нам патриотическое и гуманистическое начало, народность, сплочённость советских граждан. Героями многих произведений становились реальные люди, участники войны.

Живопись времён ВОВ

Основной тематикой живописи тех лет была, разумеется, военная. Художники отражали в своих работах фашистскую угрозу, суровые будни, ненависть к врагу, страдания советского народа, скорбь по погибшим. В начале войны присутствовала торопливая фиксация увиденного, не исключающая глубины мысли (Я. Николаев «За хлебом», В. Пакулин «Набережная Невы. Зима»). В середине войны в живописи наблюдались лаконизм, простота, прямолинейность. К концу войны картины становятся сложнее, с развитой драматургией.

Основные жанры и произведения живописи

Развивались следующие жанры:

  • Портретная живопись (П. Кончаловский «Автопортрет», М. Сарьян «Портрет писателя М. Лозинского»);
  • Пейзажные зарисовки (А. Пластов «Фашист пролетел», К. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»);
  • Исторические полотна (А. Бубнов «Утро на Куликовом поле», М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»).

Таким образом, война становится основной темой во всех жанрах: в исторической живописи художники обращались к военному прошлому, в портретной – изображали героев войны и тружеников тыла, даже пейзаж приобретает патриотическую направленность.

Вдохновляющая графика

В графике процветал патриотический плакат. Все помнят плакаты В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», И. Тоидзе «Родина-мать зовёт!», Т. Ерёмина «Партизаны, мстите без пощады!» Все эти плакаты отвечали агитационным задачам. Первый плакат, вдохновляющий людей на подвиг, появился уже 23 июня 1941 г.: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» (Кукрыниксы). Плакат – один из ведущих жанров изобразительного искусства 40-х гг.

Кино – в деле защиты страны

И кинематограф не остался равнодушным к ужасным событиям тех лет. Были созданы документальные фильмы, хроника, кинорепортажи. Сюжетами для фильмов стала, опять же, борьба советского народа с захватчиками, показаны крупные сражения и нелёгкие будни трудящихся в тылу. Во время войны сняты такие известные художественные фильмы, как «Парень из нашего города», «Секретарь райкома», «Жди меня», «Два бойца», слава которых не утихает и сегодня. Были сняты и документальные ленты: «Битва за Севастополь», «Берлин», «Разгром немецких войск под Москвой» и др.

Таким образом, в начале 40-х гг. все силы деятелей искусства были брошены на правдивое изображение трагедии войны и прославление подвига советского народа. Мы доказали себе и врагам, что наша страна и в нелёгкое время остаётся страной свободных и талантливых, никому не покорившихся писателей, художников, деятелей кинематографа.

Война заставила по-новому, более глубоко и серьезно ощутить ценность всего того, на что посягал враг, что он хотел отнять и уничтожить.
Для того чтобы отразить самоотверженную и героическую борьбу народа, искусству нужны были особая глубина и сила выявления чувства, повышенная эмоциональность, проникновение во внутреннюю жизнь человека, в смысл явлений. Надо было не просто иллюстрировать отдельные факты и события, а создавать образы, несущие в себе большие чувства, переживания, отвечающие высокому патриотическому подъему советского народа.

В годы Великой Отечественной войны у советских художников, как и у всего народа, с особенной силой проявилось патриотическое чувство, интерес к национальному прошлому нашей Родины, к ее лучшим вековым традициям.
Исторической победе русского народа в Куликовской битве посвятил свою картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943) известный баталист М. И. Авилов.

Ряд картин на исторические темы написал в годы войны художник П. П. Соколов-Скаля. Самая значительная из них - «Иван IV в Ливонии. Взятие крепости Кокен Гаузен» (1940- 1942) - посвящается победе русского народа над ливонскими псами рыцарями.

Старейший советский художник Н. П. Ульянов создал образ великого русского полководца М. И. Кутузова в картине «Лористон в ставке Кутузова» (1945).

Народный художник РСФСР Е. Е. Лансере написал гуашью серию небольших картин, объединенных общим названием «Трофеи русского оружия». Автор задумал показать великие победы русского оружия в различные исторические эпохи: «После Ледового побоища», «На Куликовом поле», «Полтавская победа», «1812 год» и т. д. Смерть помешала художнику завершить эту интересную работу.

Благородную задачу воплотить в искусстве образы наших великих предков, чьи исторические подвиги вдохновляли советских людей на борьбу с врагом, поставили перед собой многие мастера искусства.

«Я писал его, - рассказывает художник, - в суровые годы войны, писал непокорный гордый дух нашего народа, который «в судный час своего бытия» встал во весь свой гигантский рост».

Темы исторического прошлого тесно переплетались с темами героического настоящего. Художники были свидетелями и непосредственными участниками стремительных атак и боевых штурмов, тяжелых военных походов и кровопролитных сражений. Время не ждало. Надо было писать по живым впечатлениям. Художники работали, напрягая все силы. Картины не всегда удавались, некоторым из них не хватало глубины раскрытия темы, силы обобщения. Но ни у одной из них нельзя было отнять главного - искренности и страстности, сознания высокого патриотического долга.

Картину победоносного наступления советских войск запечатлел в одном из первых батальных полотен военных лет художник В. Н. Яковлев («Бой под слободой Стрелецкой», 1942).

Художник А. А. Дейнека в картине «Оборона Севастополя» (1943) показал небывалую отвагу и стойкость моряков - защитников города-героя.

Им же были написаны картины «Сбитый фашистский ас», «Авиационный десант на Днепре» и другие.

В тяжелые дни блокады художники Ленинграда ни на один день не прекращали работы. О мужестве, необычайной силе воли, исключительном упорстве и терпении ленинградцев, героически переносивших непомерные тяготы жизни в условиях осажденного города, рассказывали они в своих полотнах.

Торжеством великой победы Советской Армии над врагом проникнута большая батальная картина «Прорыв блокады 18 января 1943 года», написанная коллективом ленинградских художников в составе А. А. Казанцева, И. А. Серебряного, В. А. Серова.

Картина изображает радостный момент соединения войск двух фронтов. Она была создана художниками вскоре после прорыва блокады, когда в памяти людей еще свежи были недавние переживания и горести, когда сама земля еще хранила следы ожесточенных сражений.

В годы Отечественной войны выдвинулись многие молодые художники, для которых работа над батальными темами явилась большой и плодотворной школой идейного и творческого роста.

В числе их наиболее ярко проявили себя воспитанники студии военных художников имени Грекова. Основанная в 1934 году как учебная, в дни войны она превратилась в боевой коллектив военных художников-профессионалов. Их работа протекала на передовых линиях фронта. Студийцы были непосредственными участниками подмосковных боев, великой битвы на Волге, форсирования Днепра и штурма Берлина.

Среди этой талантливой молодежи особенно выдвинулся живописец-баталист П. А. Кривоногов. В 1945 году он создал картину «Корсунь-Шевченковский», в которой запечатлел одно из больших сражений в районе Правобережной Украины, во время которого было окружено и уничтожено 11 немецких дивизий. Художник был свидетелем этой операции, что обусловило жизненную достоверность и документальную точность картины.

Наряду с историческим, батальным и бытовым жанрами видное место в советской живописи военных лет принадлежало портрету и пейзажу.
Высокого расцвета достигло искусство художника А. М. Герасимова. В 1944 году им было написано одно из лучших произведений - групповой портрет старейших русских художников В. Н. Мешкова, И. Н. Павлова, В. К. Бялыницкого-Бируля и В. Н. Бакшеева.

Целую галерею портретов белорусских партизан оставил нам художник Ф. А. Модоров. Здесь люди различных возрастов и званий, известные прославленные командиры и рядовые участники партизанских рейдов. Художник сосредоточил внимание на раскрытии внутреннего мира каждого, любовно написал их мужественные простые лица.

Новыми чертами отмечена также пейзажная живопись. В военный пейзаж художники вложили взволнованные чувства советских патриотов. Они показали сожженные врагом мирные села и города, варварски разрушенные памятники культуры. Грозное дыхание войны наполнило эти пейзажи героическим звучанием.

Во всенародной борьбе с врагом приняли участие не только живописцы, но и мастера скульптуры.

Отечественная война поставила перед ними чрезвычайно сложную и благородную задачу - увековечить для потомства образы защитников, советской страны, героев фронта и тыла, отважных партизан. Поэтому одним из ведущих жанров скульптуры стал портрет, в котором раскрывались лучшие качества советских людей, их духовное благородство и мужество.

Образы героев войны получили наиболее яркое воплощение в творчестве В. И. Мухиной. При внешней скромности и сдержанности композиционных решений Мухиной всегда удавалось раскрыть богатство внутренней жизни портретируемого, создать настоящий героический портрет. Таковы портреты полковников Б. А. Юсупова (1942), И. Л. Хижняка (1942), портрет партизанки.