Некрасов николай - не ветер бушует над бором. Тает на лугу

"Мороз, Красный Нос!" Николай Некрасов. 1821-1877

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идёт - по деревне шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой её головой!

Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую
Хвастливую песню поёт:

"Вглядись, молодица, смелее,
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?

Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны -
Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построил народ.

Где быстрые шумные воды
Недавно свободно текли,-
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове ледянить.

На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.

Бабёнка, пеняя на леших,
Домой удирает скорей.
А пьяных, и конных, и пеших
Дурачить ещё веселей.

Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнём,
И бороду так приморожу
К вожжам - хоть руби топором!

Продолжение следует...

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в моё царство со мною
И будь ты царицею в нём!
Поцарствуем славно зимою,
А летом глубоко уснём.

Войди! приголублю, согрею,
Дворец отведу голубой..."
И стал воевода над нею
Махать ледяной булавой.

"Тепло ли тебе, молодица?"
С высокой сосны ей кричит.
"Тепло!" отвечает вдовица,
Сама холодеет, дрожит.

Морозко спустился пониже,
Опять помахал булавой
И шепчет ей ласковей, тише:
"Тепло ли?" - "Тепло, золотой!"

Тепло - а сама коченеет.
Морозко коснулся её:
В лицо ей дыханием веет
И иглы колючие сеет
С седой бороды на неё!

И вот перед ней опустился!
"Тепло ли?" промолвил опять,
И в Проклушку вдруг обратился
И стал он её целовать.

В уста её, в очи и в плечи
Седой чародей целовал
И те же ей сладкие речи,
Что милый о свадьбе, шептал.

Продолжение следует...

И так-то ли любо ей было
Внимать его сладким речам,
Что Дарьюшка очи закрыла,
Топор уронила к ногам.

Улыбка у горькой вдовицы
Играет на бледных губах,
Пушисты и белы ресницы,
Морозные иглы в борвях...

Ни звука! Душа умирает
Для скорби, для страсти. Стоишь
И чувствуешь, как покоряет
Её эта мёртвая тишь.

Ни звука! И видишь ты синий
Свод неба, да солнце, да лес,
В серебряно-матовый иней
Наряженный, полный чудес,

Влекущий неведомой тайной,
Глубоко-бесстрастный...Но вот
Послышался шорох случайный -
Вершинами белка идёт.

Ком снега она уронила
На Дарью, прыгн"ув по сосне.
А Дарья стояла и стыла
В своём заколдованном сне...

Отрывок из поэмы "Мороз, Красный Нос"

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

3 класс

Тема урока:

Н.Некрасов. "Не ветер бушует над бором…"

Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведениями.

Учебные задачи:

  1. вырабатывать умение понимать образные выражения, самостоятельно находить в тексте слова и выражения для изображения состояния природы, внешности «рассказчика», его чувств;
  2. развивать исполнительское мастерство (правильно сознательно читать вслух, расставляя акценты, выбирать темп речи, соотнося его с содержанием);
  3. развивать умение определять структурные особенности текста, ритмичность стихотворения.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, колонки.

Ход урока.

1. Сообщение темы урока. (слайд 1)

На прошлом уроке мы познакомились с новым для нас именем русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, который появился в литературе после А.С. Пушкина. Сегодня мы продолжим знакомиться с его творчеством.

2. Проверка домашнего задания. (слайд 2)

3. Речевая разминка. (слайд 3)

Прочтите стихотворение задумчиво, медленно, тихо. (Жужжащее чтение).

В каких местах нужно сделать паузу, какие слова выделить голосом?

Читают 1-2 ученика.

4. Работа с новым текстом. (слайд 5)

1) Введение в тему. (На слайде только портрет). Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов, весенний "зеленый шум" лесов, русские морозы и снега. Он вспоминал о временах своей юности:

Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей...
Николай Алексеевич Некрасов своё детство провел в деревне близ Волги. Его отец был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме, а неподалеку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец Некрасова запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что зазорно сыну дворянина водиться с детьми крепостных. Но мальчик, улучив свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними лесную малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, уходил с той же ватагой на Волгу – кататься с крутых берегов на салазках. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила жизнь простого народа.
Его няня была крепостная крестьянка. Первые сказки, какие довелось ему услышать от няни, были старинные русские народные сказки, те самые, что в течение многих столетий рассказывали в каждой крестьянской семье. Сказки очень полюбились Некрасову, и он запомнил их на всю жизнь. Много сравнений, образных выражений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. Эти сказки слушаете и вы.
Не за горами и встреча с Дедом Морозом. Какой он? (Добрый, щедрый, строгий). В каких литературных произведениях мы его встречали? (Рус. нар. сказки «Морозко» и «Два Мороза», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»). В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы – могучего богатыря, чародея.

2) Работа до чтения. (слайд 6)

Рассмотрите иллюстрации. Что вы можете сказать о Морозе? О чём будет стихотворение? Как вы думаете – это будет стихотворение-рассказ, стихотворение-басня, стихотворение-сказка или стихотворение-описание природы? (Стихотворение-сказка)

Почему? (Высказываются предположения). Мы проверим ваши предположения в ходе чтения стихотворения.

Откройте с……Как называется стихотворение? (Своего названия не имеет. Это отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

Почему слово «красный» с большой буквы? (Прозвище одушевлённого лица. То есть используется такой литературный приём, как олицетворение).

(Тот же слайд, но с новой информацией).

Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода». Слово «воевода» имеет два значения. В каком значении оно используется в этом тексте: «начальник войска» или «начальник большого владения»? (Во втором).


Сейчас вы услышите отрывок из поэмы Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Мороз-воевода", как его называет поэт. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

На доске написаны слова:

Воевода – начальник войска

Дозор – обход для осмотра

Палица – старинное оружие- тяжёлая дубинка с утолщённым концом

Гнёт – тяжесть, груз

Обозы – несколько повозок с грузом

Казна – имущество, деньги или иные средства

Не скудеет – не беднеет

Слушайте внимательно стихотворение и будьте готовы ответить на вопросы.
^ Учитель читает отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос".
– Чем вам понравилось это стихотворение?
Выслушиваются ответы детей.
– Чем оно вам напоминает сказку?
Д. Мороз показан как живое существо, сравнивается с воеводой.
^ У. Каким вы представляете себе Мороза?
Д. Строгим, грозным, властным, богатым.
У. Прочитайте про себя стихотворение, отметьте легонько карандашом, что вам непонятно, потом спросите. Подумайте, на какие две большие части можно разделить это стихотворение? Дети самостоятельно читают стихотворение .

3) Работа с текстом во время чтения. Чтение про себя с целью проверить, верны ли предположенияПодтверждаются ли наши предположения?Чтение вслух по строфам с комментированием. Словарная работа по ходу чтения. Постановка ударений. Уточняющие вопросы на понимание содержания.

4) Работа с текстом после чтения с целью достижения понимания на уровне смысла.

а) Анализ содержания. Напомните, какой жанр напоминает это стихотворение? (Сказка).

Назовите сходство со сказкой. (Главный герой стихотворения сказочный. Он не существует, но поступает, как живой человек).Он совершает поступки вполне человеческие. Какие? (Обходит владенья, глядит, идёт, забрался на сосну, бьёт палицей, поёт). Как называется этот приём? (олицетворение)

Какие звуки мы слышим в его присутствии? (Трещит по замёрзлой воде, по веточкам палицей бьёт, песню поёт).Что он говорит сам о себе? (Пойду, построю, задумаю, упрячу).

Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Хозяин своих владений).

Какими эпитетами его можно наградить? Какой он? (Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый и т.п.).

Воевода – удачно ли это сравнение?

в) Чтение стихотворения детьми по цепочке .

г) Физкультпауза.

Руки вверх, руки вниз,
На носочках подтянись.
Руки ставим на бочок.
На носочках скок-поскок.
А затем поприседаем.
Мы зимой не замерзаем!

д) Анализ структуры текста.

На какие части можно разделить текст стихотворения?

  1. Обход владений Морозом, рассказ автора.
  2. Песня Мороза.

е) Чтение текста детьми с нужным интонированием .

У. Найдите в стихотворении место, где описывается шествие Мороза. Прочитайте это место и ответьте на вопросы. Почему поэт называет Мороза воеводой?

Д. Мороз руководит жизнью природы.
У. Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу?
Д. Что ему все подчиняются.
У. Как вам кажется, удачно ли это сравнение?
Д. Да.
У. Найдите первые два сравнения.
Д. Не ветер бушует над бором,
Не с гор
побежали ручьи ,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
У. Зачем они употреблены?
Д. Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза.
У. Посмотрите внимательно на иллюстрацию к стихотворению.
Каким изобразил Мороза художник? Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев?
Выслушиваются ответы учащихся.
– Прочитайте те строки стихотворения, в которых говорится о "заботах" Мороза.
Д. Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
У. Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.
Дети выполняют задание.
– Как Мороз говорит о своем могуществе?
Д. Хвастливо, гордо.
У. Найдите, как называет эту песню Некрасов?
Д. Хвастливой.
У. Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении?
Д. Он властный, грозный, удалой, хвастливый.
У. Прочитаем песню Мороза вслух.
Выслушивают 2–3 учеников.
– Кто лучше прочитал?
Высказывания детей.
– Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо.
Д. Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.
У. Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова. Как надо читать это стихотворение?
Д. Первую часть – неторопливо, веско, бодро.
– Вторую часть – гордо, несколько хвастливо.
У. Прочитайте стихотворение про себя. Найдите описание русской природы в этом стихотворении.
Дети выполняют задание.
– Как понять выражение: "Я царство мое убираю/В алмазы, жемчуг, серебро"?
Д. Мороз украшает все снегом, инеем.
У. Прочитайте стихотворение вполголоса. Приготовьтесь нарисовать словами картины к этому стихотворению.
Учащиеся выполняют задание.
– Какое отношение Мороз-воевода вызывает к себе у вас?
Выслушиваются ответы детей.
– Прочитайте стихотворение вслух, передавая свое отношение к Морозу.
Дети выполняют задание.
– Какие звуки мы слышим, читая стихотворение Некрасова?
Д. Такие звуки, словно ветер бушует, с гор побежали ручьи...
– И еще треск льда, то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям.
– Пение песни.
У. Какие картины видим?
^ Дети описывают картины.
– Докажите, что стихотворение Некрасова написано народным языком. Приведите примеры из текста.
Д. Используются слова "глядит", "чу", "навряд", "краше", "моря-окияны".
У
. Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы.
Дети читают "по цепочке".
5) Сравнение Мороза-воеводы с Дедом Морозом. Обоснование.

5. Подведение итогов урока. ()

Как вы думаете – ответили мы вопрос, поставленный в начале урока -это стихотворение-рассказ, стихотворение-басня, стихотворение-сказка или стихотворение-описание природы? (Стихотворение-сказка)

Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимнего дня, что мы запоминаем на всю жизнь слова: "Не ветер бушует над бором..."
Стихотворная фраза у Некрасова строится так естественно, все паузы, все знаки препинания настолько четко обозначены в ней, что любой школьник напишет его стихи под диктовку, не слишком ошибаясь в расстановке точек и запятых.

Какие картины природы изобразил Н. Некрасов с помощью фольклорного персонажа? (Зима. Настолько крепкий мороз, что трещат деревья в лесу. Солнце. Всё вокруг укрыто большим слоем снега. Водоёмы заморожены.)

Выставление оценок.

6. Домашнее задание. (слайд 15)

Выучить наизусть отрывок «Обход владений» или «Песня Мороза» (по вариантам).


Конспект занятия в разновозрастной группе (4-7 лет)

Образовательная область: «Речевое развитие»

Занятие:Чтение художественной литературы.

Тема: « Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором» (из поэмы Мороз, Красный нос) » (дети 5-6 лет).

Приоритетное направление: речевое развитие, интегрируется, социально – коммуникативным развитием, познавательным развитием.

Цель : умение детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста

Задачи:

Образовательные: - Познакомить с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос»; обеспечить осознанное восприятие детьми стихотворения, помочь понять тему текста.

Развивающие: Развивать слуховое внимание, память, внимание, мышление.

Воспитательные: Прививать любовь к природе.

Оборудование: иллюстрации о снежной зиме, аудиозапись пьесы П. И. Чайковского из альбома «Времена года»; костюм Мороза-воеводы.

Демонстрационный материал : иллюстрации с изображением зимней природы;

Предварительная работа: наблюдения в природе за явлениями зимы; рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы; чтение стихотворений о зиме (И. Сурикова «Зима», Н. Артюховой «Белый дед», С. Есенин «Поёт зима – аукает»); изготовление с детьми книги о зиме.

Формы работы: подгрупповая, совместная игра со сверстниками, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Методы :

Наглядные - рассматривание образца;

Словесные – беседа , чтение стихотворения.

Практические: физминутка.

Игровые: игровая ситуация

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная, продуктивная.

Индивидуальная работа: привлекать мало активных детей к слушанию стихотворения.

Подходы: создать условия для желания детей слушать.

Мотивация: Почтальон принес письмо, а что в нем узнаем, когда его откроем.

Ход занятия: Мотивационный момент:

1.Вводная часть. Открываем письмо, а там флешка с музыкой.

Включаю музыку, предлагаю детям закрыть глаза и представить, какое время года изобразил композитор в музыкальном произведении. Выслушиваю ответы детей.

Что вы услышали в музыке? (падает снег, шумит метель)

Что вы можете сказать о зиме? Какая она? (пушистая, холодная, белая, морозная, снежная, студёная)

Какие явления природы можно увидеть зимой? (метель, вьюга, пурга, снегопад)

Мы с вами делали вот эту книгу о зиме, в которой поместили ваши рисунки и стихотворения о зиме. (Показываю книгу)

А хотите отправиться в лес и посмотреть, какая зима в лесу? Давайте отправимся в лес на лыжах, чтобы нам было легко идти по сугробам.

2.Основная часть.

В группе полукругом размещены картины снежной зимы (3-4 шт.). Рассматриваем картины.

Что вы видите? Вам нравится красота зимнего леса?

Под музыку П. И. Чаковского «Времена года» (зима), дети плавно кружатся изображая падающих снежинок.

Зимой природа очень красивая, композиторы пишут о зимней природе музыкальные произведения, художники показывают красоту зимней природы в своих картинах, а поэты воспевают красоту зимней природы образными словами.

Присаживайтесь на стульчики - пенёчки и мы с вами послушаем стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Мороз-воевода». (Читаю стихотворение)

Не ветер | бушует над бором, |

Не с гор побежали | ручьи , |

Мороз-воевода дозором |

Обходит владенья свои. | |

Глядит | – хорошо ли метели |

Лесные тропы занесли, |

И нет ли где трещины , щели, |

И нет ли где голой земли? | |

Пушисты ли сосен вершины, |

Красив ли узор на дубах? |

И крепко ли скованы льдины |

В великих и малых водах ? | |

Идёт | - по деревьям шагает, |

Трещит по замёрзлой воде, |

И яркое солнце играет |

В косматой его бороде…

Вам понравилось стихотворение? Воевода – это могучий сильный человек (могучий богатырь).

Физминутка.

Зима

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится, (Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

Надеваю костюм Мороза-воеводы и читаю стихотворение ещё раз.

Как вы думаете, это сказочное стихотворение?

Как в стихотворении назван мороз? (Воевода) Великий русский поэт Николай Некрасов изображает его веселым, могучим чародеем, повелителем снегов и метелей.

Как вы думаете, почему он назван воеводой? (Он самый главный зимой, без него не может быть зимы. Мороз не простой, он воевода, хозяин – «обходит владенья свои». Он идёт, как буря, «дозором», «не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи».)

Что проверяет в лесу Мороз-воевода? («Глядит – хорошо ли метели лесные тропы занесли, и не ли трещины, щели, и нет ли где голой земли?»)

Расскажите, кокой Мороз-воевода? Волшебник, великан, им можно залюбоваться «идёт, по деревьям шагает», «идёт – по деревьям шагает», «и яркое солнце играет в косматой его бороде».

Каким ты себе представляешь Мороза - воеводу?

Пора нам возвращаться в группу.

Имитируя ходьбу на лыжах «возвращаемся» в группу

3.Заключительная часть.

Ребята, где мы вами побывали?

Какое стихотворение мы слушали? Какие строчки вам запомнились?

В поэме "Мороз, Красный нос" Некрасов коснулся глубинных пластов нашей культуры, неиссякаемого источника выносливости и силы народного духа, столько раз спасавшего Россию в годины национальных потрясений.

Николай Некрасов.

"Не ветер бушует над бором..."
Из поэмы «Мороз, красный нос».

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит, седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой ее головой!

Забрался на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:

«Вглядись, молодица, смелее.
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?

Метели, снега и туманы
Покорны Морозу всегда,
Пойду на моря-окияны -
Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли -
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.

На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.

Бабенки, пеняя на леших,
Домой удирают скорей.
А пьяных, и конных, и пеших
Дурачить еще веселей.

Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам - хоть руби топором!

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою.
А летом глубоко уснем.

Войди! приголублю, согрею,
Дворец отведу голубой...»
И стал воевода над нею
Махать ледяной булавой.

Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить.

Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе. Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни.

Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведениями.

Учебные задачи:

  1. вырабатывать умение понимать образные выражения, самостоятельно находить в тексте слова и выражения для изображения состояния природы, внешности «рассказчика», его чувств;
  2. развивать исполнительское мастерство (правильно сознательно читать вслух, расставляя акценты, выбирать темп речи, соотнося его с содержанием);
  3. развивать умение определять структурные особенности текста, ритмичность стихотворения.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, колонки, цифровая презентация материала урока (в архиве файл презентации с аудиофайлами в нее включенными).

План урока.

  1. Сообщение темы.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Речевая разминка.
  4. Работа с новым текстом:
    1. введение в тему;
    2. работа с текстом до чтения;
    3. работа с текстом во время чтения;
    4. работа с текстом после чтения:
        1. анализ содержания;
        2. прослушивание аудиозаписи;
        3. чтение для отработки исполнительского мастерства;
        4. физкультпауза;
        5. анализ структуры текста;
        6. чтение с нужным интонированием;
    5. анализ используемого стихотворного размера (если позволяет время);
    6. сравнение Мороза-воеводы Некрасова и Деда Мороза (если позволяет время).
  5. Подведение итогов. Выставление оценок.
  6. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Сообщение темы урока. (слайд 1)

На прошлом уроке мы познакомились с новым для нас именем русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, который появился в литературе после А.С. Пушкина. Сегодня мы продолжим знакомиться с его творчеством.

2. Проверка домашнего задания. (слайд 2)

Вернёмся к тексту отрывка из стихотворения Некрасова «Железная дорога» (с.168). Назовите «необычные» прилагательные-признаки обычных предметов, которые использует автор. Они звучны и точны.

(славная осень – выражает доброе приятное отношение поэта к осени; здоровый ядреный воздух – свежий, бодрящий, приятный).

Какой ещё литературный приём использовал Некрасов? (сравнения) Назовите их. (См. слайд)

Читают 1-2 ученика.

3. Речевая разминка. (слайд 3)

Картины осени давно сменились. За окнами много света и белизны. Вспомните, как однажды вы проснулись, посмотрели в окно, а там... (Учитель обращает внимание на слайд).

Прочтите стихотворение Л. Васильевой задумчиво, медленно, тихо. (Жужжащее чтение).

В каких местах нужно сделать паузу, какие слова выделить голосом?

Читают 1-2 ученика. (слайд 4)

4. Работа с новым текстом. (слайд 5)

1) Введение в тему. (На слайде только портрет).

Не за горами и встреча с Дедом Морозом. Какой он? (Добрый, щедрый, строгий).

В каких литературных произведениях мы его встречали? (Рус. нар. сказки «Морозко» и «Два Мороза», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»).

Описал этого героя и Н.А.Некрасов. С.169 учебника.

2) Работа до чтения.

Рассмотрите иллюстрацию. Что вы можете сказать о Морозе?

О чём будет стихотворение? Это стихотворение-рассказ, стихотворение-басня, стихотворение-сказка или стихотворение-описание природы? (Стихотворение-сказка)

Почему? (Высказываются предположения).

Как называется стихотворение? (Своего названия не имеет. Это отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

Почему слово «красный» с большой буквы? (Прозвище одушевлённого лица. То есть используется такой литературный приём, как олицетворение).

(Тот же слайд, но с новой информацией).

См поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода». Слово «воевода» имеет два значения. В каком значении оно используется в этом тексте: «начальник войска» или «начальник большого владения»? (Во втором).

3) Работа с текстом во время чтения.

Чтение про себя с целью проверить, верны ли предположения. (слайд 6)

Подтверждаются ли наши предположения?

Чтение вслух по строфам с комментированием. Словарная работа по ходу чтения. Постановка ударений. Уточняющие вопросы на понимание содержания.

4) Работа с текстом после чтения с целью достижения понимания на уровне смысла.

а) Анализ содержания. (слайд 7)

Напомните, какой жанр напоминает это стихотворение? (Сказка).

Назовите сходство со сказкой. (Главный герой стихотворения сказочный. Он не существует, но поступает, как живой человек).

Он совершает поступки вполне человеческие. Какие? (Обходит владенья, глядит, идёт, забрался на сосну, бьёт палицей, поёт).

Какие звуки мы слышим в его присутствии? (Трещит по замёрзлой воде, по веточкам палицей бьёт, песню поёт).

Что он говорит сам о себе? (Пойду, построю, задумаю, упрячу).

Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Хозяин своих владений).

Какими эпитетами его можно наградить? (Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый и т.п.).

Воевода – удачно ли это сравнение?

б) Прослушивание аудиозаписи в исполнении народного артиста МХАТ Алексея Грибова. Учитель даёт установку обратить внимание на исполнение толстым густым низким мужским голосом. (слайд 8)

Строфы 1-3.

Строфы 4-5. (слайд 9)

Строфы 6-7. (слайд 10)

Строфы 8-9. (слайд 11)

в) Чтение стихотворения детьми по цепочке .

г) Физкультпауза.

Руки вверх, руки вниз,
На носочках подтянись.
Руки ставим на бочок.
На носочках скок-поскок.
А затем поприседаем.
Мы зимой не замерзаем!

д) Анализ структуры текста.

На какие части можно разделить текст стихотворения?

  1. Обход владений Морозом, рассказ автора.
  2. Песня Мороза.

Вторую? (Горделиво, громко, хвастливо).

е) Чтение текста детьми с нужным интонированием .

Слайды 12-13 используются в случае, если осталось время.

5) Сравнение Мороза-воеводы с Дедом Морозом. Обоснование. Выбор подходящего портрета. (слайд 12)

6) Определение стихотворного размера. (слайд 13)

Давайте изобразим хлопками в ладоши и на письме ритмический «рисунок» произведения:

неВЕтер буШУет над БОром, _ /_ _ /_ _ / _

не с ГОР побеЖАли руЧЬИ... _ / _ _ / _ _ / и т.д.

Таков стихотворный размер нашего стихотворения. Каждая разновидность стихотворных размеров имеет своё название. Определите, какой именно стихотворный размер использовал Н.А. Некрасов? (Амфибрахий).

5. Подведение итогов урока. (слайд 14)

Какие картины природы изобразил Н. Некрасов с помощью фольклорного персонажа? (Зима. Настолько крепкий мороз, что трещат деревья в лесу. Солнце. Всё вокруг укрыто большим слоем снега. Водоёмы заморожены.)

Выставление оценок.

6. Домашнее задание. (слайд 15)

Выучить наизусть отрывок «Обход владений» или «Песня Мороза» (по вариантам).