Причины острой нехватки воздуха во время кашля. Помощь подавившемуся человеку при полной закупорке дыхательных путей

Говорят, что он подрывает доверие не к РПЦ МП, а к православию как таковому. Согласимся с ними в том, что признаем: о. Андрей начал дискуссию о православии как таковом. Причем, начал так, чтобы всем было интересно. А богословие — оно вообще таково, что становится интересным «всем», когда удается всерьез оскорбить хотя бы некоторых. Даже у Иисуса не получалось иначе.

Сам о. Андрей это понимает прекрасно, но ему некогда объяснять: действовать и объяснять свои действия — это две разных работы, а тут дай Бог справиться хотя бы с первой. Поэтому я решаюсь хотя бы слегка взять на себя вторую. Тут, надеюсь, не помеха, что мы с о. Андреем верим в разные православия.

Итак, к чему же конкретно подрывается доверие, если это не только РПЦ МП?

Доверие подрывается к сословию духовенства. Или так: к духовенству, которое держится как сословие, то есть как изолированная корпорация. Такого духовенства и за пределами РПЦ МП хватает.

Духовенство любит держаться корпоративно и отделять себя от «мирян». А тут приходит о. Андрей и прямо гвоздями вбивает в мозг, что такое поведение свойственно психопатам разной степени общественной опасности. Еще раз повторю: не жуликам, а именно психопатам.

Светские люди тоже плохо понимают эту мысль о. Кураева. Они привыкли воспринимать жуликов церковных, особенно архиереев, точно так же, как жуликов светских. Им кажется, что корпоративная закрытость духовенства — автоматическое следствие главного закона коррупционного бизнеса «денежки любят тишину». Но такое мнение опровергается опытом малых церковных организаций, где бизнеса — и денег — почти никаких, а корпоративная замкнутость духовенства — в лучшем виде. Это в миру прав Карл Маркс, и экономика впереди. А в религии экономика всегда догоняет психологию, а за психиатрией ей вообще не угнаться.

Если духовенство держится с мирянами как «пришельцы среди нас», то здоровая реакция на такое поведение — задуматься об изоляции таких «пришельцев» от общества. Это проблема, от решения которой простых верующих должны освободить правоохранительные органы и система здравоохранения.

Таков лейтмотив о. Кураева, а я с ним очень всерьез не согласен, но только в одном: по-моему, верующие, — если они верующие в то, во что верую я, но не верует о. Кураев, — должны освободить себя сами, а не ждать помощи государства.

Лебедь-мутант

Отец Кураев, видимо, первым описывает явление психопатологизации целого сословия — духовенства, обособленного от остальных верующих условиями своей жизни. Это такое духовенство, которое служит за деньги, а не работает на светской работе.

В такой сословности, самой по себе, нет ничего криминального или психопатологического. Но много опасного. Поэтому раннее христианство ее не очень одобряло. У апостола Павла есть рассуждения о том, что он бы имел право не работать, которое дано еще в Законе Моисеевом, но ему лучше работать — на светской работе.

Там, где христианство становилось государственным культом, профессиональное духовенство возникало с неизбежностью. Тут появлялись свои сложности, но они не могли становиться катастрофическими. Между профессиональными служителями культа и всеми остальными сохранялся некий континуум: общество в целом жило одними и теми же ценностями и было все в целом заинтересовано в том, чтобы какая-то его часть занималась этими ценностями, не отвлекаясь. Эта часть, в свою очередь, понимала, чего от нее хочет общество, и старалась соответствовать. Поэтому, под пристальным и компетентным взглядом общества, она была способна к самоочищению. Эта способность проявлялась где-то лучше, где-то хуже, но понимание правильного и неправильного было общим для всех — и для клириков, и для всех остальных. Между духовенством и обществом возникало социальное разделение, но не возникало разрыва в понимании добра и зла.

Если бы не возникало даже и социального разделения между клиром и паствой — как это было у апостола Павла и в раннем христианстве, — то для разрыва в понимании добра и зла не было бы даже почвы. Теперь почва появилась, но различия понимания базовых ценностей на ней все равно не вырастало — атмосфера не позволяла.

Атмосфера сменилась тогда, когда общество стало секулярным. Секулярному обществу как целому вообще никакие священники не нужны. У него свои властители дум, ему хватает. А у священников в нем только два пути: либо маргинализация по небольшим группам верующих, как это и было в первые века христианства, — либо… А что «либо»? Тут ведь большой вопрос. На него отвечает воинствующий ислам, когда пытается сокрушить секулярное общество. Но куда уж нашему прикормленному «политическому православию» до шахидов и моджахедов... А тогда что?

Тут и начинаются бесконечные неловкости рук и многочисленные мошенничества. В западных странах, даже самых секулярных, проблема хотя бы смягчается тем, что общество привыкло к большому количеству попов в собственной среде. Идут два параллельных процесса: попы пытаются убедить общество, будто без них оно лишится чего-то, о чем стоит жалеть, а при этом и сами пытаются измениться и адаптироваться. Это нормальный социальный процесс. На постсоветском пространстве иначе: исторически — теперь уже «исторически» именно это — попов на нем не было, и им надо суметь по нему расползтись впервые. Это совсем другая задача.

Подавляющее большинство разумных людей, включая верующих, но материально не заинтересованных, увидев столь грандиозную цель, задаст только один вопрос: Зачем? Если нет паствы, то зачем столько пастырей?

Другая часть не менее разумных людей, включая неверующих, но сочувствующих, — и включая о. Кураева, — скажет: Затем, что будут пастыри — тогда и паства к ним соберется.

Рассуждающие так формально правы: русская пословица говорит, что минимум прихожан собирается даже вокруг бревна, если на него надеть фелонь. Спорно тут только то, какова будет ценность такой церкви. Нормальный церковный порядок предполагает строительство церковных общин снизу: сначала собирается община, а потом она сама и из своей собственной среды выбирает кандидата в священники. Но для этого община должна состоять из сознательных христиан, а не потребителей ритуальных услуг, которые соберутся вокруг присланного к ним профессионала религиозного бизнеса.

Миссионерство о. Кураева привлекало публику к тем попам, которых штамповало начальство. Выходило успешно, хотя неказисто. Но лет двадцать назад многим казалось, что это трудности роста. Тогдашней молодежи, как надеялся о. Андрей, предстояло через десяток-другой лет превратить гадкого утенка в прекрасного лебедя. И вот сегодня мы созерцаем того лебедя, грандиозного лебедя-мутанта.

Огромные человеческие потоки, переполнявшие РПЦ МП в 1990-е годы, большей частью вылились обратно — «расцерковились». А те, что не вылились, — вот они-то как раз застоялись, зацвели, забродили и запахли…

Этому ли учили их миссионеры с отцом Кураевым во главе? — На словах, конечно, чему-то другому. А по факту — как знать.

Генетика поповских мутаций

Миссионерский расчет о. Кураева мог бы оправдаться в России исторической. Там общество знало, чего ему хотеть от попов, там духовенство было бы под компетентным общественным контролем. Но, как мы сказали выше, в постсоветской России внешняя среда изменилась. А изменение внешней среды обладает мутагенным воздействием. Вот попы и мутировали. Новое поколение не стало исправлять грехи старого, а стало брать новые и новые высоты, до которых смогло дотянуться, стоя на плечах воспитавших их советских церковных гигантов.

В стране неверующих можно набрать верующее духовенство, но только в малом количестве. Хватит для секты, но не для массовой церкви. А для массовой церкви нужно брать, что дают, — значит, неверующих. И, главное, все духовенство нужно готовить так, чтобы для служения вера не была нужной. Верующий человек в такой компании возможен, но случаен, и его наиболее вероятная судьба — быть выплюнутым из «системы», как это произошло и с о. Кураевым, или быть ей перемолотым, как это тоже едва не произошло с тем же о. Кураевым (когда он подолгу засиживался в позе Шалтая-Болтая на раструбе этой мясорубки).

Окружающая среда массового духовенства в нерелигиозной среде состоит из денег. Не из людей и их денег, как в стране с религиозными традициями, а денег просто, отчужденных от тех, кто их принес. Да, есть очень много бедных деревенских приходов, где денег нет. Но и жизни там тоже нет. Там нет карьерных лифтов, а есть, напротив, кладбище поповских карьер: это места ссылки и заключения, идéже поповский плач и скрежет зубов.

Зато там, где деньги есть, — сверхрентабельный бизнес. Чем более население нецерковно, тем более оно суеверно, и тем легче тогда зарабатывать на его суевериях. Заложенные в 1990-е годы основы такой экономики описаны Николаем Митрохиным. То, что добавилось к этому в «тучные нулевые», через несколько лет будет описано какими-нибудь журналистами по материалам Следственного комитета. Сейчас эти детали нам неважны.

Важно другое — то, из-за чего светским людям так непонятна жизнь РПЦ МП и так неприятна нынешняя критика ее о. Кураевым. Им непонятно, почему среди множества прегрешений церковного руководства нужно делать такой акцент на гомосексуализме. Увы, иначе нельзя: такова фундаментальная особенность изучаемой психопатологической группы.

Нарциссизм и гомосексуализм

Очень трудно объяснить светским людям, как устроено руководство массовой церкви для нецерковного населения. Попробую это сделать в несколько стадий, двигаясь от привычного к «пришельцам среди нас».

Итак, этап нулевой : представляем себе коррумпированного чиновника внутри властной вертикали. Теперь методом последовательных итераций будем модифицировать этот образ.

Итерация первая : отменяем всякий финансовый контроль со стороны правоохранительных органов, оставляем финансовую ответственность только внутри «вертикали». — Денег сразу не просто больше, а они меняют качество: они встраиваются в обмен веществ, как наркотик. При этом ощущения двойственные: недостижимая для светского чиновника или коммерсанта безмятежность по отношению к внешним угрозам, но из-за этого и панический страх перед старшими по «вертикали» — страх наркомана быть изгнанным из его искусственного рая.

В светской коррупционной «вертикали» такое состояние достигается на куда более высоких этажах, а в церковной — уже на уровне настоятеля небольшого, но не совсем захолустного храма. Административные перспективы тут, однако, невелики. Можно стать благочинным, можно менять храмы с менее богатых на более. Единицы могут достигнуть высоких должностей в аппарате патриархии. Но на этом и все. Если ревнуешь о дарованиях бóльших — нужна следующая модификация образа.

Итерация вторая: безбрачие. — РПЦ МП приходится внешне следовать общеправославному стандарту безбрачия епископата. Представим себе, что чиновникам, начиная, допустим, с федерального уровня, предписывается безбрачие. Представим себе еще, что они подчиняются этому требованию; кто-то все равно содержит каких-то женщин, но официально нельзя, да и коллеги за такие обманы не уважают. Вопрос: для какой молодежи карьера чиновника будет представлять интерес? Скорее, гетеро- или, скорее, гомосексуальной? — Ответ очевиден. В Церкви тоже всегда его знали, но внутри традиционного общества всегда было достаточно контроля за этим. Гомосексуальных искателей архиерейства бывало много, но было кому их отфильтровывать или хотя бы отсеивать после рукоположения. Протаскивающие своих кандидатов «голубые лобби» бывали возможны, но редко и ненадолго, и чаще в монастырях, чем в епископате.

Но в самом проекте «массовой церкви для безбожников» все эти механизмы контроля не предусмотрены, а новых не придумано. И не может быть придумано: потому что нет разумного основания полагать, будто священник-гомосексуалист должен хуже понимать, что приятно публике, чем священник-аскет. Так что еще вопрос, кто из них двоих в такой церкви «более лишний». Недаром чуткий к потребностям жизни Николай Митрохин предлагает узаконить гомосексуальность духовенства.

Начиная с этого места, прошу особого внимания тех, кто критикует о. Кураева за дискриминацию гомосексуалистов.

Третья итерация. Поставим себя на место гомосексуалиста, думающего, где делать карьеру. Вариантов, где никого не интересует сексуальная ориентация, много. Но есть один, где ориентация интересует весьма. Официально туда гомосексуалистам нельзя. Но это не беда: там много «наших». Сделать карьеру там помогут, а плоды той карьеры — потоки денег прямо из воздуха и власть над людьми. Работа непыльная, даже совершение бессмысленных ритуалов приятно: все время на подиуме, как прима на фоне кордебалета. Пойдешь?

Чтобы пойти, нужны некие особые черты личности помимо гомосексуализма. Нужно совсем не тяготиться враньем как образом жизни, нужно реально хотеть прожить свою жизнь ради денег и власти, нужно реально любить ритуалы публичного поклонения собственной персоне… Перечень неполон, но уже достаточно специфичен. Теперь гомосексуализм из него можно даже и исключить: он желателен, но не обязателен. Обязательно лишь не забывать, кто в доме хозяин, и подыгрывать гомосексуалистам в удовлетворении их специфических нужд. Тогда тебя тоже возьмут членом клуба.

У нас получился обобщенный среднестатистический портрет церковного лидера или претендента на лидерство в массовой церкви для массово безрелигиозного населения. Этот портрет можно заменить одним психиатрическим термином: злокачественный нарциссизм (по Кернбергу).

Психиатрическая диагностика имеет большую эвристическую силу. Она тут позволяет предсказать и объяснить другие черты — те, на которых в последнее время сосредоточено внимание журналистов:

Садистическое и эксплуататорское поведение пациента “морально оправдано”, по крайней мере, для самого пациента. …такие пациенты … реагируют сильной яростью на попытки поставить под вопрос “оправданность” их жестокого и эксплуататорского поведения. Эти пациенты как бы идентифицируются не просто с садистическим убийцей, … но с жестоким божеством, с бесчеловечным и эгоцентричным богом.

— Надо спросить у рядового батюшки, не знает ли он, о ком это написано.

Но кстати о батюшках. Они не гомосексуалисты, а с ними все равно не так просто. Во-первых, это описанная выше денежная наркомания; она актуальна для всего среднего командного состава. Для младших священников, которые ничем не управляют, денег в наркотической дозе нет, но есть проза жизни: светская профессия, если она была, забыта далеко позади. Страх потерять работу - пусть и не сверхприбыльную, но стабильную и непыльную, — вполне достаточен, чтобы стать невротизирующим фактором, заставляющим переносить как должное унижения от начальства и с легкостью подвирать прихожанам.

Поэтому очень поверхностно судят те, кто сейчас говорят о феодальном рабстве попов у архиереев. Такое феодальное рабство было болезнью госцеркви в дореволюционной России. А в нашем обществе от экономического принуждения осталась лишь внешняя оболочка, под которой внутри — психопатологическая зависимость наркомана от садистического лидера. Самые наркозависимые тут отцы настоятели. Будучи далек от мысли обидеть кого-то лично и имея в виду разъяснить лишь преобладающий психологический тип и интенсивность их зависимости от преосвященных патологических лидеров, могу привести в качестве аналогии только статус наркозависимых проституток в нелегальном борделе. Поэтому и столь труден стал подвиг пастырского служения — особенно для пасомых.

А для высшего начальства гомосексуализм — просто характерный, но необязательный симптом. В принципе, гомосексуализм может иметь весьма разную психологическую подоплеку. Злокачественный нарциссизм — довольно редкая патология, и потому люди «архиерейского» типа среди гомосексуалистов редки. Интенсивность «архиерейской» гомосексуальности зависит от степени развития патологии. Для нарцисса объект либидинозных стремлений — он сам. По мере усиления нарциссической патологии возрастает привлекательность собственного пола в сравнении с противоположным. При более сильной патологии возникает гомосексуальная педофилия, т.к. нарциссический образ себя — это образ младенца. Еще более сильно выраженная патология вообще пресекает сексуальную активность. Такой вот континуум, где гомосексуальность в центре.

Потому и «голубое лобби». А от голубого лобби садо-мазохистические приводные ремни распространяются на все духовенство. Вся эта масса средних и младших командиров инвестировала свои душевные силы в то, чтобы не замечать своего истинного положения.

Отец Кураев показал, что если некое сословие в нерелигиозном обществе претендует на особую неотмирность, то с таким сословием и на самом деле должно быть что-то особое. Скорее всего, это какие-то мутанты — система патологических групп с нарциссическими лидерами и садо-мазохистическими механизмами управления.

Вилка миссионера

Миссионер о. Кураев продолжает верить в Церковь, которая с большой буквы, и поэтому не боится разрушать то, что он так убедительно описал. Совершим мысленный эксперимент: представим себе, что о. Кураев победил, и все представители описанной им системы управления куда-нибудь испарились. Что дальше?

В итоге «второго крещения Руси» народ стал еще дальше от христианства, чем был при советской власти. Второго карт-бланша на «православное возрождение» он не даст. Если продолжать имитировать государственную церковь, то даже рывок начала 90-х повторить не удастся. Но не будем ограничивать наше воображение: предположим, что мы смогли бы возвратить тот народный энтузиазм. И что тогда? Не то же ли самое, но с другими именами и, может быть, в более спокойных формах, вроде того, что было при прежнем патриаршестве?

Строго говоря, проблема создания государственной церкви в абсолютно секулярном государстве не имеет решения. Нестрого говоря, ее можно решить выращиванием описанных выше «мутантов», но не очень надолго — до разоблачения. Но даже зная «систему» изнутри, миссионер может этого не понимать. Он в ней нашел для себя свой наркотик — возможность «пасти народы», используя ту известность, которую смог накопить лишь в компании тех самых патологических лидеров. Высокое удовольствие «пасти народы», даже если оно называется миссионерством, — это все-таки тоже садо-мазо, как нам объяснил Эрих Фромм. Поэтому освобождение из патологической группы — такой же сложный процесс, как завязать с наркотиками.

В этом вилка миссионера: если хочешь широкого влияния, то изволь зазывать туда, где тебя этим влиянием соблазнили. А если хочешь проповедовать православие, то не бойся оказаться в секте. Если ты не очень наломаешь дров, то придешь в ту же самую маргинальную еврейскую секту, в которую пришел Иисус, и которая сохранится на земле до скончания мира.

Исаакий отличается от Pussy Riot church в Москве (таково международное название лужковского новостроя на месте бассейна «Москва») как генеральская форма Российской империи от малинового пиджака девяностых. И вот не надо о деньгах, даже если тут все пропахло деньгами.

Исаакий - это рубеж. Если Исаакий превращается в гнездо РПЦ, то… То что?

Честно говоря, я бы не стал завидовать РПЦ в этой гипотетической ситуации: Исаакий замигает красной лампочкой на ментальной карте России - привлекая внимание к РПЦ как к первой мишени для народного гнева. Надо очень верить сразу в две неочевидные вещи, чтобы этого не бояться: в полицейское всесилие нынешнего режима и в его желание защищать РПЦ паче собственного живота. Но все возможно верующим, которые перестали верить в Бога, - поэтому в РПЦ встречаются самые замысловатые суеверия. И вот они-то нам и интересны. Каков же этот Исаакий мечты?

А таков: в нем созданная товарищем Сталиным РПЦ превращается в государственную церковь Российской империи. Это будет похоже на сталинское

...Погоны светятся, как встарь
На каждом красном командире…

Но как бы по-настоящему всерьез. Нынешнее государство РФ не имеет преемства от Российской империи, а ведь хочет иметь. Но юридически оно преемствует мизерабельному государству большевиков. Зато такое преемство с империей появится у РПЦ. Заползая в Исаакиевский собор, сталинская тварь мгновенно преображается в царевну. Будет ли кто подобен ей в государстве Российская федерация? Что будут значить все эти и будущие потомки «тонкошеих вождей» в сравнении с сиянием патриаршего брюха? Они будут дичками, привитыми к толстому стволу российской государственности, воплощенном в одной только РПЦ.

Но, повторю, вся эта картина только в мечтах. Она любопытна лишь потому, что объясняет нам кажущееся безумие клерикалов в борьбе за Исаакий.

А реально Исаакий - это поворотный момент, хоть захватит его РПЦ, хоть нет. Аналогичный поворот в судьбе РПЦ произошел в августе 2012, после приговора Pussy Riot. Тогда РПЦ потеряла репутацию. Репутация - это категория, которая важна для небольшой части населения, но общественное мнение формирует именно она. Пока государство тебя защищает, тебе наплевать на общественное мнение. А вдруг государство засмотрелось в сторону, не уследило? А вдруг оно само захотело тебя слегка пощипать? (Не будем рассматривать всякие ужасы вроде того, что вдруг оно и вовсе исчезло.) Вот тогда важно, чтобы кто-то мобилизовал общество тебя защищать. После августа 2012 года РПЦ защищать некому. Вот даже полицию и ДПС кто-нибудь иногда защищает, а РПЦ - не придет никто.

Теперь РПЦ начнет терять имущество - ровно по той же схеме, по которой она потеряла репутацию (эта схема описывается теорией катастроф: для любителей вдумчивого чтения я в 2013 году ). С имуществом будет так же, как с репутацией. Когда-то репутация у РПЦ была искусственно завышена. Поэтому вся негативная информация обществом не принималась, а авторитет РПЦ патологически возрастал. А потом - кааак шарахнуло! В катастрофическом процессе не бывает возврата к равновесному значению, а может быть только «до основанья», без всякого «затем».

Вот теперь начнется то же самое и с имуществом. Общественное внимание зафиксировалось на некоторой точке максимума, аналогичной приговору для Pussy Riot. Но сейчас у нас это внимание не только безобидных людей в очках. Серьезные люди тоже подтянулись, и мы уже ощущаем их незримое присутствие по расколу в стане чиновников. У них тут как раз сократились площади выпаса, и не все из них одинаково травоядны.

ПРАВИЛА ГРУППЫ Мы рады приветствовать Вас в группе «Личный взгляд»! Хотим сразу отметить, что в нашей группе рады всем, независимо от их политических взглядов. Главное не просто иметь собственные убеждения, но и уважительно относится к чужому. Мы не ставим целью навязать вам какую-то точку зрения, мы будем рады, если получится дискуссионный клуб, где смогут спокойно, с достоинством и, самое главное, не оскорбляя друг друга спорить и общаться самые разные люди. И ватники, и либералы, и укропы, и колорады….русские и украинцы, немцы и евреи…ВСЕ! Каждый имеет право на собственное мнение, как и право на собственные же заблуждения. Спасибо, что присоединились к нашей группе и приятного Вам общения! Правила нашей группы: 1. Запрещается неадекватное поведение, раздраженный тон сообщений и реплик, нагнетание напряженности, оскорбление участников форума, переход на личности (т.е. нелицеприятное охарактеризование и обсуждение самой личности спорящего, а не предмета спора) и просто хамское поведение. Всё это наказуемо баном на определенное время или навсегда. Если вы стали свидетелем ругани, дайте знать об этом модератору. 2. Запрещаются сексуальные домогательства и разжигание межнациональной и религиозной вражды, под коим понимается как уничижительные отзывы о представителях наций и народностей и верований, так и использование словечек типа "америкос", "хохол", "москаль", "жид", "бульбаш", "лабус", "негр", "чернопопый", "косоглазый" и прочих подобных. Даже если вы не хотели никого обидеть, а хотели лишь пошутить, всё равно воздержитесь. Не все могут адекватно понимать ваши шутки. 3. Нецензурные выражения удаляются, а их автор отправляется в бан на 10 лет без права переписки. Если из песни слово не выкинуть, а такое бывает, то заменяйте большую часть букв символами #@$ и так далее, как это принято в Рунете. Например: "не пи@$#ть !" 4. Спам запрещен. Под спамом понимается двукратное и более размещение на форуме в разных разделах или подфорумах идентичной или похожей информации. "Дубли" будут удаляться, сам спамер может быть забанен без предупреждения. 5. В обсуждениях запрещено писать нестандартным шрифтом (КАПСлок- заглавными буквами, увеличенный шрифт, выделение цветом). При плохом зрении Вы можете увеличить шрифт на мониторе, используя "Ctrl" и "+". Держа кнопку "Ctrl", нажимайте на "+" до нужного Вам размера. 6. В обсуждениях запрещено использовать динамические фото-смайлы, картинки и/или фотографии содержащие порно, и/или оскорбляющие собеседников и администрацию. Слишком огромные смайлы, большое количество (свыше 5) смайлов. В постах разрешены только картинки и/или фотографии, а также ссылки-подтверждения соответствующие обсуждению темы. Всё, что не касается обсуждения темы, будет удаляться модерацией группы. 7. Флуд - общение не по теме - запрещен. 8. Неконструктивная критика действий модератора и/или админа, а также пререкание, спор с администрацией влекут за собой ограничение доступа к группе. Угроза, а также оскорбление администрации группы или угроза слива группы влечёт за собой вечный бан. 9. Администрация форума оставляет за собой право в одностороннем порядке без объяснения причин решать, является ли сообщение разрешенным или нет. 10. Модерирование. За несоблюдение вышеизложенных правил, либо за какие-то проступки, вызывающие негативную реакцию, пользователю может быть вынесено предупреждение. Далее, если поведение кого-либо из участников будет признано кем-то из администраторов несовместимым с климатом форума и заслуживающим пресечения, то этот участник будет забанен. Это решение не обсуждается. На усмотрение администрации отключать пользователя от форума возможно и без предупреждения.

November 9th, 2013 , 03:52 pm

Это его подлинные стихи!

Остается лишь надеяться, что в содержании ныне совершаемых еп.Григорием таинств , то есть в евхаристических чашах "Архиерейского Совещания РПАЦ", не содержится того вещества, выделение которого "в зените луны" посредством некой "Аннет" составляло для двадцатилетнего (и уже сознательно крестившегося в МП) Лурье возвышенное им в стихах "таинство".

В дальнейшем наш знаток подлунных таинств женился на Светлане Лурье , у них родилась дочь. Они были венчаны в Московской Патриархии. Затем без всякой канонической причины и по инициативе Григория Лурье последовал развод, причем, со стороны Светланы Лурье с ребенком на руках, развод отнюдь не добровольный. Чтобы оправдать это мероприятие Лурье написал целую книжку ("Призвание Авраама"), в которой всех брачных определил как не причастных к новозаветной благодати , из-за чего у многих христиан, в том числе и у меня, многогрешного, вышел с Лурье церковный спор. В 1999 году я разговаривал со Светланой лично и записал ее исповедь на диктофон. В том разговоре затрагивались разные темы, диктофонная запись нужна была для статьи об Империи, о которой в основном и шла речь, а вовсе не для комментирования чьей-то личной жизни, что само по себе отвратительно. Но так уж сложилось, что в конце записи было и личное. Ранее я об этом молчал, да запись и не предназначалась для публикации. Но, видимо, придется фрагмент этой аудио записи все-таки опубликовать вместе с текстуальной расшифровкой, если ручные анонимные сетевые церберы Лурье, коллекционирующие человеческие трагедии противников его богословских мнений, не успокоятся. Бумеранг, дорогой вл.Григорий, штука обоюдоострая. Я ведь Вас предупреждал - не держите при себе Вашу армию эсерок-бомбисток, только и занятых с Вашего негласного одобрения "дискредитацией" Ваших оппонентов. Переход на личности в концептуальных дискуссиях недопустим, а женские сплетни не метод церковной полемики. "Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе" (Пр.9-7)

Повседневная жизнь полна неожиданных, а часто и очень банальных ситуаций, когда жизнь человека повисает на волоске и на ее спасение дается только очень небольшое количество времени. Одна из таких ситуаций — внезапное удушье человека, спровоцированное тем, что он чем-то подавился. От этого каждый год умирают около 3800 людей. Мы расскажем вам, что делать, если человек подавился и не может нормально дышать.

Не зря уже с малого возраста родители повторяют: «не разговаривай, когда ешь, не смейся, сиди спокойно» — чаще всего подавиться можно именно во время приема пищи. Взрослые могут подавиться мясом, а дети и другими продуктами. Основные причины этого не приятного явления — глотание слишком больших, не до конца дожеванных кусков пищи, употребление алкоголя (поэтому часто люди давятся именно во время праздников), зубные протезы для людей пожилого возраста и уже упомянутые разговоры, смех, игры при приеме пищи. Человек давится тогда, когда пища или инородное тело, находящееся во рту, попадает не в пищевод, а в дыхательные пути и создает препятствие для попадания воздуха в легкие.

Частичное и полное удушье

Возможны два варианта внезапного удушья — полное и частичное. При частичном удушье инородное тело сужает дыхательные пути, но полностью их не забивает, а при полном удушье дыхательные пути полностью забиваются. Обычно инородное тело застревает на высоте голосовых связок, оставляя частичный вход в трахею около голосовых связок, или инородное тело бывает меньше, чем голосовым связкам ограниченное отверстие и падает в трахею, отчасти сужая ее просвет. В таком случае человек может вдохнуть, кашлять, разговаривать, но из-за суженных дыхательных путей и кашля дыхание бывает не нормальное, возникает дыхательная недостаточность. В случае смещения инородного тела в сторону голосовых связок частичное удушье может стать полным.

Полное удушье возникает тогда, когда инородное тело бывает большего размера, чем отверстие, ограниченное голосовыми связками (вход в трахею), и, застряв в этом месте, ее полностью забивает, в таком случае воздух в легкие не может ни войти, не уйти. Таким образом, человек не может вдохнуть, выдохнуть, говорить, кашлять, подходящую помощь надо оказывать как можно быстрее, иначе пострадавший умирает.

Человек, который подавился, может быть трудно управляемым, метаться из стороны в сторону, не разрешать вам оказывать помощь — не пробуйте ему помочь силой, наблюдайте за ним, и ему потеряв сознание приступите к начальному этапу реанимации.

Как помочь?

Частичное удушье

Подавившийся человек остается в сознании, может кашлять и разговаривать.

Действия

  • Наблюдайте за пострадавшим, не оставляйте его.
  • Кашель — самый лучший способ удаления инородного тела из дыхательных путей.
  • Не стучите пострадавшему между лопатками — это может мешать ему эффективно кашлять.
  • Не делайте приема Геймлиха: во время этого приема, выталкивается остаток воздуха, который остается выдохнув, поэтому этого остатка воздуха в легких может не хватить для эффективного приема Геймлиха при полном удушье.
  • При задержке такого состояния, вызывайте скорую помощь.

Полное удушье

Если дыхательные пути полностью блокированы, человек не сможет разговаривать. Принимать меры надо в тех случаях когда:

  • Человек дает знак, что он подавился — большим и указательным пальцами обнимает шею.
  • Не может ответить на вопрос: «Можете ли вы говорить?»
  • Кашель слабый, не эффективный.
  • При дыхании появляется свист.
  • Дыхательная недостаточность усиливается.
  • Человек начинает синеть.
  • Теряет сознание.

Действия

  • Пять раз стукните пострадавшему между лопатками.
  • Если состояние человека не улучшается, используйте прием Геймлиха пять раз (сделайте 5 толчков).
  • Эти действия выполняйте поочередно, пока удалится инородное тело, мешающее дышать, или пока человек не потеряет сознание.
  • Пострадавшему потеряв сознание, начните начальную реанимацию: сделайте два вдоха изо рта в рот и 30 раз нажмите на грудь. Эти действия повторяйте. Перед тем, как делать вдохи, раскройте рот пострадавшего и осмотрите полость рта. Если заметите во рту инородное тело, осторожно вытащите его.

Даже сделав очень глубокий выдох, в легких остается сколько-то воздуха, который под действием внешней силы (нажимом) можно вытолкнуть из легких. Таким способом получаемый эффект похож на выстрел пробки шампанского.

Нажим делайте так: встаньте пострадавшему за спиной, обнимите его одной рукой через талию, осторожно нагните человека вперед, сожмите руку в кулак и приложите ее к верхней части живота пострадавшего чуть ниже ребер. Другой рукой охватите свой кулак на высоте желудка пострадавшего и, действуя обеими руками, резким движением тяните человека на себя, как будто вы хотите его поднять. Эту процедуру повторяйте пять раз.

Специфические случаи

Наверное, у многих возникает вопрос: что делать, если я подавился, находясь в помещении в одиночку? Кто поможет предпринять все эти действия? Или если помощь надо оказывать беременной женщине или малышу — ведь они более чувствительны, чем все другие? В таких случаях следуйте этим советам.

Вы одни в помещении

Исполните прием Геймлиха сами: кулак одной руки положите на предназначенное для этого приема место (на среднюю линию области живота, над пупком, сразу ниже конца грудины), тогда другой рукой охватите свой кулак и быстрым движение нажмите его вверх. Обопритесь на рядом находящийся стабильный объект, например, спинку стула, раковину и всем телом нажмите на него. Имейте ввиду, что вешь, на которую вы будете опираться, должна не иметь острого конца.

Подавилась беременная женщина или полный человек

Выполняя нажимы подавившемуся человеку, находящемуся в сознании, руки кладите не на живот, а на грудь: встаньте рядом, обнимите грудь со стороны спины, ладони, сжатые в кулак, положите на среднюю часть грудины на высоте сосков. Выполните пять нажимов. Дальнейшая последовательность действий стандартная.

Что делать, если подавился ребенок

В этом абзаце мы расскажем о том, как вести себя, если подавился маленький ребенок, который еще слишком мал, чтобы объяснить это родителям. То есть нас больше интересует, как оказывать помощь младенцу, так как более взрослому ребенку подходят действия, о которых мы уже говорили выше.

Голова у малыша обычно довольно большая и тяжелая, но мышцы шеи у них слишком слабы, чтобы они могли удерживать стабильное положение головы при ударах в спину, поэтому, неправильно оказывая помощь, из-за резких движений головы ребенок может получить травму шейного отдела позвоночника. Строго запрещено и трясти ребенка, держа за ноги вниз головой. Если думаете, что малыш подавился (сам сказать он не может) — он находится в сознании, но не плачет, не может кашлять, перестал дышать, помощь оказывайте таким способом:

  • Положите ребенка на спину на предплечье своей правой руки, а кистью держите его головку.
  • Предплечье другой руки положите малышу на грудь и пальцами охватите нижнюю челюсть.
  • Поверните ребенка и держите его на предплечье левой руки таким образом, чтобы голова была немного ниже. Основой ладони свободной руки пять раз сильно ударьте по спине между лопаток. Рука будет более стабильной, если ею обопретесь на чуть согнутое бедро ноги той же самой стороны.

Если эти действия не помогли удалить инородного тела, придерживая головку малыша кистью свободной руки, а предплечье, приложив к спине, положите ребенка, перевернутого вниз головой, и пять раз двумя пальцами резко нажмите грудину на высоте линии, соединяющей сосочки (глубина нажимов — 1,5 см — 2,5 см). Рука будет более стабильной, если ею обопретесь на бедро ноги.

Эти действия повторяйте до того, пока малыш начнет дышать, кашлять, плакать или не потеряет сознания. При потере сознания приступите к начальному этапу реанимации, о котором мы уже говорили выше.