Исследование восприятия. Подлинное восприятие пространства, адекватно отражающее его объективные свойства и отношения, является очень сложным процессом, в котором чувственные и мысленное компоненты даны в сложном единстве и взаимопроникновении

Медицинская психология. Полный курс Полин А. В.

Исследование восприятия

Исследование восприятия

Для исследования восприятия используются клинические и экспериментально-психологические методы.

Основными ситуациями, в которых используется клинический метод, являются следующие:

1) определение состояния болевой и тактильной чувствительности, которое проводится с использованием специальных иголок, волосков, щетинок разной толщины и остроты;

2) определение состояния температурной, вибрационной чувствительности, а также состояния слуховой и зрительной чувствительности;

3) использование аудиометра для исследования слуховой чувствительности, ее пороговых значений. Экспериментально-психологические методики применяются для определения состояния более сложных слуховых и зрительных функций. Существует 2 основных варианта таких методик:

1) методики, исследующие простые стороны разных этапов действия анализаторов;

2) методики, применяемые для изучения более сложной комплексной деятельности. Кроме перечисленных, существуют и менее распространенные и применяемые.

Интересна методика, используемая для исследования зрительной агнозии. Для нее используются наборы всевозможных предметов и их графических изображений. На первом этапе исследования пациенту для анализа представляют четкие изображения, пациент должен сказать, узнал ли он предмет. На следующем этапе вниманию пациента представляют таблицы Поппельрейтера. Они представляют собой сложные рисунки, состоящие из перечеркнутых, наложенных или смазанных изображений. Испытуемый должен узнать все изображенные предметы. Анализ теста основан на количестве и характере ошибок. Для выяснения состояния слухового восприятия применяется тахистоскопический метод. Он заключается в том, что больному предлагают звукозаписи, на которых зафиксированы разнообразные звуки: журчание воды, звон разбитого стекла, шелест листьев или страниц читаемой книги, шепот и др. Также больному предъявляют различные изображения. В его задачу входит идентификация и записей, и изображений. При помощи данного метода порой удается выявить механизмы возникновения иллюзий и галлюцинаций при различных психических заболеваниях.

Из книги Стратегии гениев. Альберт Эйнштейн автора Дилтс Роберт

Позиции восприятия Позициями восприятия называются те основные точки зрения, которые могут быть приняты вами при рассмотрении взаимоотношений между вами и другим человеком.Первая позиция. Ассоциируется с вашей собственной точкой зрения, убеждениями и постулатами, с

Из книги Преобразующие диалоги автора Флемминг Фанч

Значение восприятия (Смысл восприятия) У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может

Из книги Исследование мира осознанных сновидений автора Лаберж Стивен

Структура восприятия Процесс восприятия представляет собой сложную и изначально бессознательную оценку сенсорной информации, а также другие факторы, распадающиеся на два основных вида: ожидания и

Из книги Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера автора Редозубов Алексей

Чувствительность восприятия Еще раз вспомним, как происходит восприятие. Информация из внешнего мира поступает на нейронные сети древнего мозга, в которых происходит первичное восприятие явления, его дифференциация на огромное количество составляющих - элементарных

Из книги Психология подсознания автора Подводный Авессалом

Спектр восприятия Если мы соберем все эмоции и ощущения, из которых строится восприятие человека, то получим своеобразный спектр восприятия. Этот спектр восприятия можно поделить на спектр ощущений и спектр эмоций. Спектр ощущений определяет наши физические

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Типы восприятия Связь с тонким миром осуществляет подсознание. И если мы хотим узнать, почувствовать, увидеть что-то новое, мы должны выключить сознание и передать управление программе подсознания, которая может сменить объект внимания в тонком мире.* * *Все люди довольно

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Штампы восприятия Штамп как программа подсознания обладает жестким форматом для информации на входе и выходе. Применительно к штампам восприятия это означает, что человек воспринимает информацию, априорно (подсознательно) предполагая, что она относится к одному из

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

Природа восприятия Все филогенетическое развитие чувствительности свидетельствует о том, что определяющим в процессе развития чувствительности по отношению к тому или иному раздражителю является его биологическая значимость, т. е. связь с жизнедеятельностью, с

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

Константность восприятия Всякое восприятие является восприятием объективной действительности. Ни одно восприятие не может быть ни истинно понято, ни даже правильно, адекватно описано вне отношения к объективному предмету, к определенному участку или моменту

Из книги Альтернатива терапии. Творческий курс лекций по процессуальной работе автора Минделл Эми

Осмысленность восприятия Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем не пучки ощущений и не структуры, а предметы, которые имеют определенное значение.Практически для нас существенно именно значение

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Историчность восприятия Как сознательный процесс, восприятие включается в процесс исторического развития сознания. Человеческое восприятие исторично. Чувственное восприятие человека не есть только сенсорный акт, обусловленный лишь физиологической природой

Из книги автора

Методика «Исследование восприятия индивидом группы» Автор методики - Е. В. Залюбовская. Методика позволяет выявить три типа направленности (восприятия индивидом группы): индивидуалистический, коллективистский и прагматический.ИнструкцияВам предлагается ряд

Из книги автора

Проблема восприятия Наша подруга рассказала о таком случае. Начальница собрала совещание и сообщила сотрудникам следующее: «Никто из вас не находится на грани нервного срыва, а это значит, что вы работаете недостаточно упорно».При всем желании трудно найти лучший пример

Из книги автора

39. Свойства восприятия Избирательность восприятия. Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и

Из книги автора

Преграды для восприятия Дона Карлетта подчеркивала, что наше осознание привлекающего или раздражающего нас аспекта клиента имеет ключевое значение, поскольку в ином случае мы склонны восставать против этой характеристики или игнорировать ее, и наши способности

Из книги автора

Роль восприятия Истории, которые мы придумываем сами для себя, и объяснения, которые даем событиям, формируют нашу жизнь. Позитивные психологи выяснили, насколько восприятие людей и интерпретация событий влияют на способность адаптироваться к невзгодам – мелким и

Формы нарушения восприятия при различных заболеваниях

Как показано выше, нарушения восприятия имеют различ­ные причины и разные формы проявления. Знание этих особен­ностей позволяет психологу участвовать в постановке диагноза,

а знание механизмов нарушений - в разработке и осуществле­нии коррекционных программ.

При локальных поражениях головного мозга наблюдаются два вида нарушений:

1. Сенсорные расстройства (нарушение ощущения высоты, цветоощущения и т. д.). Эти нарушения связаны с поражениями подкорковых уровней анализаторных систем.

2. Сложные гностические расстройства, отражавшие нару­ шение разных видов восприятия (восприятие предметов, про­ странственных отношений). Эти нарушения связаны с пораже­ нием корковых зон мозга.

У больных с неврозами и неврозоподобными состояниями отмечаются нарушения болевой чувствительности. Чаще встре­чается не снижение, а усиление болевого ощущения, так назы­ваемые «психогенные» боли, что также является нарушением восприятия. При переживании боли большая роль отводится ожиданию, боязни боли, хотя, по исследованиям Б. Д. Карва-сарского, не существует боли, лишенной материальной основы, даже когда речь идет о психогенных болях. При этом важно ус­тановить соотношение сенсорного и эмоционального компонен­тов переживания боли для выбора правильного лечения: преоб­ладание медикаментозного воздействия или психотерапевтиче­ского.

У эпилептоидных больных восприятие чрезмерно детализи­ровано и малопродуктивно. Можно сказать, что они «за деревь­ями» не видят леса.

У больных шизофренией трудности узнавания объектов свя­заны большей частью с апатоабулическим синдромом и эмо­циональной амбивалентностью.

При психопатиях возбудимого круга повышается чувстви­тельность при повышении эмоционального тонуса.

При психопатиях тормозного типа отмечается ригидность и снижение чувствительности также при повышении эмоцио­нального тонуса.

При реактивных депрессиях восприятие нарушено по-разному, и зависит от клинической картины:

а) при депрессивно-параноидном синдроме - аффективное искажение восприятия;

б) при астено-депрессивном - фрагментарность восприятия с трудностями концентрации внимания и его переключения;

в) при истеро-депрессивном - восприятие отличается вну­ шаемостью, в силу чего возможны псевдоагнозии.

Исследование восприятия можно проводить клиническими и экспериментально-психологическими методами.

Клинический метод применяется в случаях, когда необхо­димо исследование болевой, тактильной, температурной, вибра­ционной или слуховой чувствительности, проводится с помо­щью специально подобранных волосков, щетинок, игл, анама-лоскопов, аудиометров и др. Осуществляют такую диагностику обычно врачи.

Для исследования более сложных слуховых и зрительных функций используются экспериментально-психологические мето­ды, к примеру, комплекс методик, предложенный Е. Ф. Бажиным.

Так, для выявления зрительной агнозии используют наборы разнообразных предметов и их изображений. В начале исследо­вания зрительного гнозиса испытуемому предлагают четкие изображения предметов (можно использовать «Классификацию предметов»). Испытуемый должен узнать предмет. Затем ему предлагают более сложные рисунки, к примеру, перечеркнутые и наложенные друг на друга изображения (таблицы Поппельрей-тера). Иногда для исследования зрительного восприятия ис­пользуют также таблицы Равена.

Для исследования сенсорной возбудимости на фоне органи­ческих изменений головного мозга используют таблицы с дви­жущимися квадратами, или «волнистый фон», предложенные М. Ф. Лукьяновой.

Для исследования зрительного восприятия используют та-хистоскопический метод (предъявление изображений в течение определœенного времени); а в случае крайне важности исследова-

ния слухового восприятия - идентификацию магнитофонных записей. Для этого крайне важно иметь звукозаписи, на которых записаны разные звуки: шелœест страниц переворачиваемой кни­ги, журчание воды, звон стекла, свист, шепот и т. д. С помощью этого метода, как вы уже знаете, можно обнаружить нарушения мотивационного компонента восприятия, вскрыть механизмы возникновения иллюзий и галлюцинаций у психически больных.

Библиографический список

1. Атлас для экспериментального исследования психиче­ ской деятельности человека / Под ред. И. А. Полищука и А. Е. Видренко Киев, 1980.

2. Бжалава И. Т. Восприятие и установка. Тбилиси, 1965.

3. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.

4. Гиляровский В. А. Учение о галлюцинациях. М., 1949.

5. Гильяшева И. Н. О применении методики ТАТ в диаг­ ностике неврозов и шизофрении // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и меди­ цинской деонтологии. Л., 1972.

6. Зейгарник Б. В. Биренбаум, Г. В. К проблеме смыслово­ го восприятия // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. М., 1935. Т. IV. Вып. 6.

7. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1999.

8. Кандинский В. X. О псевдогаллюцинациях. М„, 1952.

9. Костандов Э. А. Восприятие и эмоции. М., 1977.

10. Рубинштейн С. Я. Экспериментально-психологический подход к исследованию обманов слуха // Невропатоло­ гия и психиатрия им. С. С. Корсакова. 1971. № 6.

11. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патоп­ сихологии и опыт их применения в клинике. М., 1970.

Методика изучения особенностей восприятия (Т.Н.Головина).

Цель: исследование способностей к целостному восприятию фор­мы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и пред­метных изображений.

Материал: изображения геометрических фигур (круги, треуголь­ники) с неполными контурами и незаконченных контуров двух пред­метных изображений (бабочки и жука) (приложение 5).

Ход исследования: ребенка просят дорисовать предметы (“Дори­суй треугольники” и т.п.). Подчеркивают, что все шесть треугольни­ков одинаковой величины.

Оценка результатов. Дети старшего дошкольного возраста хоро­шо выполняют задание по восстановлению целостности фигур. При дорисовывании предметов они понимают принцип работы, но иногда допускают небольшую асимметрию. Ошибки в дорисовывании ха­рактерны для детей с отставанием в умственном развитии. Наиболь­шие трудности возникают у них при дорисовывании круга. Как пра­вило, площадь дорисованной фигуры оказывается уменьшенной. При дорисовывании предметных изображений отстающие в развитии дети не понимают принципа работы, допускают выраженную асимметрию, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажают форму предмета.

Методика исследования восприятия формы предметов (Л.А.Венгер)

а) Методика для детей младшего дошкольного возраста.

Цель: оценка степени овладения действием соотнесения общей формы конкретного предмета с формой заданного эталона.

Материал: три открытые коробки (размер стенки 20 х 30 см) с изображенными на них эталонами-образцами: прямоугольник, круг, треугольник; набор из 24 предметов: 8 - прямоугольной, 8 - круг­лой и 8 - треугольной формы. Предметы подразделяются на ма­ленькие и большие (по 4 маленьких и 4 больших).

Список предметов:

Прямоугольные: кубик, спичечный коробок, флакон, пуговица, брусок, мыло, батарейка, книжка;

Круглые: монета, медаль, пуговица, полушар, божья коровка (иг­рушка), пудреница, кольцо, цыпленок;

Треугольные: конус, ключ, камень, ель (игрушка), крыша, ракета (игрушка с круглым основанием), формочка, призма.

Ход исследования: коробки расставляют на столе перед ребенком. Обращают внимание на эталоны-образцы: “Смотри, здесь нарисована такая фигура (круг), а здесь - вот такая (треугольник), здесь - вот такая (прямоугольник)”. Ребенку поочередно показывают предме­ты. “На какую фигуру это похоже - на эту (показывает круг), на эту (показывает прямоугольник) или на эту (показывает треуголь­ник)?”

Затем предлагают положить предмет в коробку с изображением эталона-образца, на который указал ребенок, и вся процедура повто­ряется. Так дают все 24 предмета, которые он должен разложить по трем коробкам.

Обработка и оценка результатов: основным показателем при обработке результатов является правильность или ошибочность вы­полнения задания. Качественный анализ состоит в отнесении ребен­ка к одному из типов ориентировки.

Первый тип - “доэталонная” ориентировка - случайное рас­пределение объектов без соотнесения их формы с эталонами. Дети ориентируются не на форму, а на другие признаки предмета: величи­ну (большие кладут в одну коробку, маленькие - в другую) или предметное значение предмета (круглую и квадратную пуговицы кладут в одну коробку).

Второй тип - синкретический. Ребенок при сопоставлении пред­мета с эталоном выделяет отдельные признаки предмета, а не форму в целом. Например, ель и ракету, у которых круглые основания, не­правильно относят к числу круглых.

Третий тип - смешанный. Ориентировка зависит от сложности объекта. Простые предметы дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе сложных объектов у них появляется синкре­тический тип ориентировки.

б) Методика для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Цель: выявление степени овладения действием соотнесения об­щей формы конкретного предмета с формой данного эталона.

Материал: три открытые коробки. На одной из стенок каждой коробки изображен эталон-образец сложной формы. Эталоны раз­личны по форме, но одинаковы по размеру (каждый вписывается в квадрат размером 4 х 4 см), набор карточек с пятнадцатью изобра­женными предметами (по пять на каждый эталон: машина, голова собаки, ботинок, коляска, трактор (эталон - угольник); пирамида, морковь, желудь, утюг, кукла (эталон - конус); гитара, лампа, мат­решка, жук, груша (эталон - груша).

Ход исследования: ребенку дается инструкция: “Перед тобой ле­жат карточки с картинками. Ты должен взять любую карточку, по­смотреть на картинку и на фигурки, которые изображены на коро­бочках. Картинку надо положить в ту коробочку, на которой фигурка больше похожа на твою картинку” (приложение 6).

Обработка и оценка результатов. Подсчитывается количество правильно и ошибочно опущенных в коробки карточек. По резуль­тату выполнения задания ребенка относят к одному из типов ориен­тировки в задании.

Первый тип - “доэталонная” ориентировка. Дети ориентируют­ся не на сходство предмета с эталоном, а на его внешние признаки, например степень заполненности каждой коробки или содержание изображения.

Второй тип - синкретическая ориентировка. Дети ошибочно относят весь предмет к какому-то эталону на основе выделения од­ной детали или, наоборот, без учета характерных деталей контура.

Так, изображения груши или гитары относят к эталону, имеющему форму угла на основании одной детали - выемки сбоку.

Третий тип - смешанная ориентировка. Ориентировка меняет­ся в зависимости от сложности объекта. При анализе сложных объек­тов (имеющих выступающие за контур детали, например, коляски) у этих детей проявляется синкретическая ориентировка.

Четвертый тип - адекватная ориентировка. Дети ориентиру­ются на соотношение общего контура и отдельных деталей. Задания выполняются безошибочно.

в) Методика для детей старшего дошкольного возраста (6 лет).

Цель: выявление степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам.

Материал: четыре одинаковые таблицы с шестнадцатью картин­ками, изображающими различные предметы (приложение 4). На каж­дой странице изображена фигурка-эталон для анализа формы пред­метов, нарисованных на картинках.

Ход исследования: ребенку дается инструкция: “Рассмотри вни­мательно на этой странице все картинки и фигурку под ними. Выбе­ри те картинки, которые более всего похожи на эту фигурку, и по­ставь под ними крестики. Ты должен отметить картинки на всех таблицах, сравнивая их уже с другими фигурками, нарисованными под ними”.

для качественного анализа ис­пользуется характеристика типов ориентировки в заданиях, приве­денная в описании предыдущей методики.

Методика “Кубики Кооса”.

Цель: изучение способностей к выполнению действий перцептив­ного моделирования.

Материал: набор из девяти одинаковых раскрашенных кубиков (2 белые грани, 2 - красные, 2 красно-белые по диагонали), карточ­ки-задания с узорами, трафаретка, расчленяющая узор на части по числу кубиков.

Ход исследования: инструкция: “Посмотри внимательно на этот узор и попробуй сложить такой же из этих кубиков”. Первый узор выкладывает сам экспериментатор, предлагая ребенку повторить его действия.

Оценка и интерпретация: учитывается характер действий ребен­ка при выполнении заданий (методом проб и ошибок, накладывани­ем кубиков на карточку, в умственном плане), уровень сложности заданий, доступных ребенку, восприимчивость к помощи взрослого и характер необходимой помощи, отношение ребенка к заданию.

Возможна количественная обработка результатов методики. В этом случае необходимо фиксировать время выполнения каждого задания и использовать для обработки шкалы детского варианта теста интел­лекта Векслера (приложение 8).

Исследование памяти.

Методика “Заучивание 10 слов” (А.Р.Лурия).

Цель: исследование памяти (непосредственного запоминания), состояния утомляемости, активности внимания.

Материал: десять специально подобранных, не связанных между собой слов.

Ход исследования: ребенку несколько раз зачитывают слова. После каждого прочтения он в произвольном порядке воспроизво­дит запомнившиеся. Ряд слов предъявляют до тех пор, пока ребенок не может полностью его воспроизвести. Порядок воспроизведения слов значения не имеет.

Обработка и оценка результатов: по протоколу воспроизведе­ния составляется “кривая запоминания” (количество правильно вос­произведенных слов после каждого прочтения ряда), по которой ана­лизируют способности запоминания. В норме число воспроизведенных слов растет с каждым предъявлением; умственно отсталые дети вос­производят меньшее число, могут демонстрировать застревание на “лишних” словах. Снижение кривой при большом количестве пра­вильно воспроизведенных слов после первого предъявления (8-9) свидетельствует о повышенной утомляемости. “Плато” на графике - показатель эмоциональной вялости ребенка, отсутствия интереса,

Методика “Воспроизведение рассказов”.

Цель: исследование особенностей понимания, запоминания, а так­же речи.

Материал: тексты небольших рассказов. Обычно используются рассказы Л.Н.Толстого.

Ход исследования: текст прочитывается психологом, а ребенок должен пересказать его.

Оценка результатов: анализируются средства, использованные ребенком для запоминания, особенности понимания или осмысле­ния текста, трудности в изложении.

Методика “Продуктивность преднамеренного запоминания”.

Цель: изучение продуктивности преднамеренного запоминания.

Материал: пятнадцать предметных картинок (три серии, по пять картинок в каждой, подобранных по общему признаку, например: мебель, транспорт, овощи).

Ход исследования: ребенку предлагается стопка перемешанных картинок со словами: “Возьми картинки, рассмотри их внимательно и запомни. Постарайся запомнить как можно больше картинок, по­тому что потом ты должен будешь мне их назвать”.

Обработка и интерпретация: фиксируется поведение ребенка при выполнении задания. Обращается внимание на приемы запомина­ния, которые использует ребенок (классификация картинок по сери­ям, повторение и т.д.). Определяется количество правильно воспро­изведенных картинок и характер ошибок.

Исследование мышления.

Методика “Лабиринт” (Л.А.Венгер).

Цель: выявление степени овладения действиями наглядно-образ­ного мышления.

Материал: перед началом эксперимента на детские столики рас­кладывают семь листов картона, на которых изображены различные разветвленные дорожки (два листа для двух вводных задач и пять листов для десяти основных задач). Далее эти изображения мы бу­дем называть полянками: полянка А и полянка Б - для вводных задач; полянка 1, полянка 2 и т.д. - для основных задач. На концах дорожек раскладывают объемные домики, по 2 домика на полянках А и Б, по 16 - на полянках 1- 4 и 32 домика - на полянке 5 (при­ложение 9).

Ход выполнения: инструкция для вводных задач: “Перед тобой полянка, на ней дорожки, на концах дорожек домики. В каком-то из этих домиков живет зверек. Ты должен(на) отнести к нему в гости белочку. Чтобы она не заблудилась, нужно смотреть на письмо, где написано, что идти надо начиная от травки по дорожке мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда и придешь в нужный домик”. Если ребе­нок нашел нужный домик, ему показывают игрушку, находящуюся в нем, а затем переходят ко второй вводной задаче. Если он ошибся, экспериментатор повторяет инструкцию, добиваясь, чтобы задача была решена верно.

При переходе ко второй вводной задаче экспериментатор указы­вает на новую полянку и новое “письмо”. Затем вместе с ребенком обходит остальные столы с полянками, и на каждой полянке ребенок дважды производит поиск домика со зверьком. Если в основных за­дачах домик найден верно, ребенку показывают игрушку, находящу­юся в нем. Если ошибся, экспериментатор говорит: “Давай поищем домик с помощью другого письма” или: “Давай поищем домик на другой полянке”.

Основные задачи (1-10) решаются на полянках 1-5.

Инструкций для основных задач:

К полянке I.

Задача 1. Здесь большая полянка, и домиков много. Попробуйте разыскать тот, в котором живет зверек. Чтобы найти его, надо идти по дорожке от травки, затем завернуть сюда, сюда, сюда, сюда (экспе­риментатор обводит указкой схему пути, данную в “письме”),

Задача 2. На этой полянке есть еще один домик, в котором живет зверек. Чтобы его найти, нужно идти так, как показано в другом “письме” (ребенку дается новое “письмо”). Идти надо от травки по дорожке и заворачивать так, как указано здесь.

К полянке П.

Задача 3. Чтобы найти здесь домик со зверьком, надо идти по дорожке от травки мимо цветочка, потом мимо грибка, березки, елоч­ки. Так, как показано в “письме”.

Задача 4. На этой же полянке есть еще один домик, в котором живет зверек. Чтобы найти новый домик со зверьком, надо смотреть на другое письмо. В нем показано, что идти надо от травки мимо березки, грибка, елочки, скамеечки.

К полянке III.

Задача 5. На этой полянке домик со зверьком отыскать очень трудно. Будь внимательным, веди белочку так, как показано в пись­ме: от травки мимо березки, затем мимо елочки, грибка, заборчика.

Задача 6. На этой полянке есть еще домик, в котором живет зве­рек. Вот письмо, указывающее, как его найти. Идти надо от травки мимо березки, мимо колокольчиков, колоска, яблочка.

К полянке IV.

Задача 7. А здесь другая полянка, на ней нарисованы только елоч­ки и грибочки. Нужный домик выбрать очень трудно. Чтобы не заб­лудиться, надо идти так, как указано в письме: от травки по дорожке вверх, пока не дойдешь до елочки и нужного поворота. Затем повер­нуть и идти прямо до тех пор, пока не найдешь елочку и нужный поворот. Повернув, найдешь домик.

Задача 8. На этой полянке есть и другой домик со зверьком. По­смотри на второе письмо. Идти надо от травки по дорожке прямо, пока не найдешь грибок и нужный поворот. Потом завернуть и идти опять до того места, где есть грибок и нужный поворот. Повернув здесь, найдешь домик.

К полянке V.

Задача 9. Здесь домиков еще больше, разыскивать надо так, как указано в письме: от травки по дорожке прямо до грибочка и нужно­го поворота, затем опять до грибочка и нужного поворота, затем до елочки и нужного поворота.

Задача 10. На этой полянке нужно разыскать еще один домик со зверьком. Идти надо от травки по дорожке до елочки и нужного поворота, затем опять до елочки и нужного поворота, затем до гри­бочка и нужного поворота.

Оценка результатов: в протокол записывается номер выбранно­го ребенком домика и количество очков, получаемых им за каждый выбор. Количество очков устанавливается по шкале оценок. Подсчи­тывается сумма очков по всем задачам. Максимальная оценка - 44 балла (см. таблицу шкалы оценок).

Шкала оценок по каждой задаче (в баллах):

Номер задачи

Тест классификации предметов.

Цель: исследование процесса обобщения, классификации.

Материал: набор карточек с предметными изображениями, пред­полагающими категориальную классификацию (мебель, посуда, иг­рушки, транспорт...).

Ход исследования: инструкция «Разложи эти карточки на сто­ле - что к чему подходит?» По ходу работы ребенку можно оказы­вать помощь и задавать вопросы по поводу раскладки карточек.

Оценка и интерпретация: при анализе результатов выясняется, по каким признакам ребенок производит классификацию: существен­ным, функциональным, побочным или объединяет предметы по ситу­ации. Фиксируется количество выделенных групп, наличие одноимен­ных групп, возможности словесного опосредования (объяснения) решения. Обращается внимание на трудности в выполнении задания и характер необходимой помощи.

Методика «Исключение лишнего».

Цель: выявление уровня обобщения.

Материал: наборы карточек, на каждой из которых изображены четыре предмета: три относятся к одной категории, четвертый, при внешнем сходстве, не относится к этой категории.

Ход исследования: инструкция ребенку: «На каждой карточке изображены четыре предмета, три из которых сходны между собой (их можно назвать одним словом), а четвертый к ним не подходит, он здесь лишний. Найди этот предмет и скажи, почему он не подхо­дит к остальным и как можно назвать эти три предмета».

Оценка и интерпретация: основные показатели:

а) уровень обобщения: по какому признаку производится обобщение - существенному (категориальному), ситуативному (использование предметов в какой-либо ситуации), несущественному (побочному);

б) осознанность мышления определяется по способности мотиви­ровать, объяснять правильное решение. Использование методики по­зволяет также оценить такие свойства мышления, как инертность (повторение уже однажды принятого решения), неустойчивость (час­тые изменения решения), несамостоятельность (легкость смены ре­шения при оказании помощи).

Методика «Последовательные картинки».

Цель: исследование особенностей мышления - способности ус­танавливать причинно-следственные связи, видеть логическую пос­ледовательность событий.

Материал: серии из 3 - 4 картинок, отражающих быт детей. Все рисунки одного сюжета должны быть выполнены на отдельных лис­точках, чтобы можно было раскладывать их в любой последователь­ности. Нумеровать их на обороте не следует.

Ход исследования: все рисунки с одним сюжетом предъявляют одновременно. Объясняют ребенку, что на картинках изображено ка­кое-то событие, и просят разложить карточки так, чтобы восстанови­лась его последовательность и получился связный рассказ.

В протоколе исследования регистрируются очередность разложе­ния карточек, ход рассуждений ребенка, его способность корригиро­вать (самостоятельно или с помощью взрослого) мотивировку рас­кладки карточек.

Особенности выполнения задания позволяют судить о преоблада­нии того или иного стиля мышления:

    конкретность мышления - рассказы об отдельных рисунках или их деталях; ребенок видит сюжет, но не может его представить в достаточно логической последовательности;

    высокий уровень процессов обобщения и отвлечения, наличие критичности мышления - логичные последовательные рассказы о событии с мотивировкой адекватного выбора.

Тест “Описание сюжетной картинки”.

Цель: исследование понимания детьми сюжета картинки, особен­ностей развития речи, возможности выделения существенного.

Материал: сюжетные картинки, изображающие какие-либо события;

Ход исследования: ребенку предлагается картинка и задается воп­рос: “Расскажи, что здесь происходит”.

Оценка и интерпретация результатов: при описании картинки ребенок может находиться на одной из трех стадий: перечисления, описания или интерпретации. При затруднении с ответом задаются вопросы, направленные на выявление возможности осмысления ре­бенком ситуации, понимания связей между изображениями. Мето­дика позволяет также оценивать речевое развитие.

Методика “Невербальные аналогии”.

Цель: изучение логического мышления, оценка уровня развития операций сравнения и обобщения.

Материал: таблицы карточек из четырех частей. Три части за­полнены изображениями геометрических фигур (вариант - рисун­ки предметов). Две верхние находятся в определенных отношениях сходства. В левой нижней части расположена фигура, а изображение справа отсутствует.

Ход выполнения: ребенку говорят “Подумай, что здесь нарисова­но, и нарисуй”. Возможно проведение теста с готовыми вариантами ответа, из которых ребенок выбирает правильный.

Оценка результатов: определяется правильность выполнения и характер допущенных ошибок.

Система заданий У.В. Ульенковой.

Цель: изучение особенностей интеллектуального развития ребен­ка и определение интеллектуальной готовности к школе (дети 6-7 лет).

Материал: задания на

    обобщение 14 рядов конкретных понятий малого объема,

    конкретизацию понятий,

    обобщение рядов понятий более широкого объема,

    классификацию 16 предметных карточек,

    сравнение нескольких пар объектов,

    простейшие дедуктивные умозаключения,

    определение понятия.

Инструкция и ход исследования: задания даются ребенку в при­влекательной (игровой) форме.

1. Назови одним словом:

а) тарелки - стаканы - миски,

б) столы - стулья - диваны,

в) рубашки - брюки - платья,

г) туфли - ботинки - тапки,

д) кошка - корова - коза,

е) курица - утка - индюк,

ж) волк - рысь - куница,

з) глухарь - орел - дятел,

и) незабудка - астра - тюльпан,

к) клен - осина - дуб,

л) косынка - кепка - шляпа,

м) трактор - автобус - пароход,

н) окунь - щука - сом,

о) мячик - мишка - кубики.

2. Назови, какие (какая) бывают:

а) игрушки, д) деревья,

б) обувь, е) птицы,

в) одежда, ж) рыбы,

г) цветы, з) животные.

3. Назови одним словом:

а) птицы, рыбы, звери,

б) деревья, травы, кустарники,

в) мебель, посуда, одежда,

г) часы, весы, градусники,

д) пожары, болезни, ураганы.

4. Разложи 16 предметных картинок с изображением птиц, рыб, посуды, мебели по двум логическим основаниям: животные, домашняя утварь.

5. Чем похожи и чем отличаются:

а) одуванчик и ромашка,

б) ель и береза,

в) кошка и собака,

г) звери и люди,

д) животные и растений.

6. Предлагаются две загадки:

Сережа сидел на берегу реки и смотрел, как плывет лодочка, как плывет большое бревно. Мама спросила Сережу: «А будет ли дедушкина деревянная палка плавать?» Что ответил Сережа? А по­чему он так думает?

Сережа нашел на берегу реки какой-то шарик и бросил его в воду. Шарик утонул. Сережа сказал маме: «Я думал, что шарик деревянный, а он, оказывается, не деревянный». Мама спросила его: «Как ты догадался, что шарик не деревянный?» Что ответил Сережа?

7. Беседа о кукле по вопросам:

Что это такое?

    Почему ты думаешь, что это кукла?

    Зачем у вас в группе кукла?

    Чем куклы похожи на людей?

    Чем куклы не похожи на людей?

    Куклы, мячики, пирамидки…все это?

    Обработка данных: В качестве оценочных критериев сформированности у детей основных компонентов мыслительной деятельности могут быть: интерес к заданию; особенности эмоционального отношения к процессу деятельности и к ее результату; стремление продолжить работу; запас знаний и представлений об окружающем мире и элементарные житейские понятия, позволяющие решать предложенные задачи; овладение иерархией обобщений – усвоение понятий первой, второй и третьей степени обобщенности, а также абстрактных родовых понятий; специфика использования детьми системы доступных понятий; уровень понимания и принятия задания; качество самоконтроля в процессе выполнения задания и при оценке результатов деятельности.

Интерпретация: выделяют пять уровней овладения детьми об­щей структурой мыслительной деятельности:

    Задание заинтересовало ребенка, он эмоционально относится к нему, самостоятельно решает, рассуждает, обосновывает, проявляет эле­менты саморегуляции интеллектуальной деятельности. Помощь взрослого не нужна или нужна в минимальной степени - 5 баллов;

    Проявляет интерес и положительное эмоциональное отношение к заданию, принимает его без дополнительных разъяснений. Ходом мыслительной деятельности может управлять лишь с помощью взрослого, который побуждает ее или задает ряд наводящих вопросов. Сам замечает ошибки и исправляет их - 4 балла;

    Заинтересовался, но к содержанию индифферентен. Самостоя­тельно решает лишь наиболее легкие задачи. Не владеет необходимым запасом общих представлений и простейших житейских понятий. Ответы чаще всего ситуативны, не вычленяет главное. Нуждается в побуждении взрослого, в наводящих и подсказывающих вопросах. Ошибок не замечает - 3 балла;

    Проявляет кратковременный интерес при предложении отга­дать загадку. К содержанию индифферентен. Для решения заданий знаний мало. Дает импульсивные ответы, не связанные с содержанием задания. Старания взрослого помочь ребенку тщетны - 2 балла;

    Индифферентен как к ситуации задания, так и к содержанию задачи. Не реагирует на вопросы взрослого, связанные с задачей, не принимает ее - 1 балл. (38,39)

Исследование воображения.

Методика О.М.Дьяченко и А.И.Ки­риллова.

Цель: выявление особенностей воображения дошкольников.

Материал: 20 картинок с изображением контуров элементов пред­метных изображений и простых геометрических фигур.

Ход исследования: ребенка просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась картинка.

Обработка и оценка результатов: количественная обработка пред­ставляет собой определение степени оригинальности данного ребен­ком изображения, которая рассматривается как существенная ха­рактеристика творческого воображения. Подсчитывается количество неповторяющихся изображений (одинаковыми считаются те, в кото­рых эталонная фигура превращается в один и тот же элемент изобра­жения).

Изображения, созданные на основе одного эталона, могут сравни­ваться с изображениями других детей (при обследовании группы). В этом случае рассчитывается коэффициент оригинальности (кор), ко­торый равен количеству рисунков, не повторяющихся у самого ре­бенка и не повторяющихся (по характеру использования для дорисо­вывания эталона) ни у кого из детей группы.

Качественный анализ предполагает отнесение ребенка к одному из шести уровней решения задач:

0-й - ребенок рисует рядом с эталоном, который не использует­ся, что-то свое (свободное фантазирование);

1-й - фигура дорисовывается, и получается изображение отдель­ного объекта (дерева, девочки и т.д.), но изображение кон­турное, схематическое, лишенное деталей;

2-й - изображается отдельный объект, но с разнообразными де­талями;

3-й - отдельный объект включается в какой-нибудь воображае­мый сюжет (девочка, делающая зарядку);

4-й - ребенок изображает несколько объектов по воображаемо­му сюжету (например, девочка гуляет с собачкой);

5-й - фигура используется качественно по-новому - как один из второстепенных элементов образа воображения (напри­мер, треугольник - грифель карандаша, которым ребенок рисует картину).

Исследование восприятия проводится:

1) клиническими методами;

2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:

1) исследования тактильной и болевой чувствительности;

2) исследование температурной чувствительности;

3) исследование расстройств органов слуха и зрения.

4) исследование порогов слуховой чувствительности, восприятия речи.

Экспериментально-психологические методы обычно применяются для исследования более сложных слуховых и зрительных функций. Так, Е. Ф. Бажиным был предложен комплекс методик, который включает:

1) методики для исследования простых сторон деятельности анализаторов;

2) методики для исследования более сложной комплексной деятельности.

Также применяются следующие методики:

1) методика «Классификация предметов» – для выявления зрительной агнозии;

2) таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии;

3) таблицы Равена – для исследования зрительного восприятия;

4) таблицы, предложенные М. Ф. Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон), – для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга);

5) тахистоскопический метод (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т. д.) – для исследования слухового восприятия.

1. Анестезия, или утрата чувствительности, может захватывать как отдельные виды чувствительности (парциальная анестезия), так и все виды чувствительности (тотальная анестезия).

2. Довольно часто встречается так называемая истерическая анестезия – исчезновение чувствительности у больных с истерическими невротическими расстройствами (например, истерическая глухота).

3. Гиперестезия обычно захватывает все сферы (наиболее часто встречаются зрительная и акустическая). Например, такие больные не переносят звук обычной громкости или не очень яркий свет.

4. При гипоэстезии больной как бы нечетко воспринимает окружающий мир (например, при зрительной гипоэстезии предметы для него лишены красок, выглядят бесформенно и расплывчато).

5. При парестезииу больных отмечаются тревожность и суетливость, а также повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с постельным бельем, одеждой и т. д.

Разновидностью парестезии является сенестопа-тия – появление довольно нелепых неприятных ощущений в различных частях тела (например, чувство «переливания» внутри органов). Такие нарушения обычно возникают при шизофрении.

26. Определение и виды восприятия

Теперь рассмотрим основные нарушения восприятия. Но сначала определимся, чем же восприятие отличается от ощущений. Восприятие основывается на ощущениях, возникает из них, но обладает определенными особенностями.

Общим для ощущений и восприятия является то, что они начинают функционировать лишь при непосредственном воздействии раздражения на органы чувств.

Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а является качественно новой ступенью познания.

Основными принципами восприятия предметов считаются следующие.

1. Принцип близости (чем ближе друг к другу в зрительном поле располагаются элементы, тем с большей вероятностью они объединяются в единый образ).

2. Принцип сходства (похожие элементы стремятся к объединению).

3. Принцип «естественного продолжения» (элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры, контуры и формы).

4. Принцип замкнутости (элементы зрительного поля имеют тенденцию к созданию замкнутого целостного изображения).

Вышеперечисленными принципами обусловлены основные свойства восприятия:

1) предметность – способность воспринимать мир в виде отделенных предметов, обладающих определенными свойствами;

2) целостность – способность мысленно достраивать воспринимаемый предмет до целостной формы, если он представлен неполным набором элементов;

3) константность – способность воспринимать предметы постоянными по форме, цвету, консистенции и величине независимо от условий восприятия;

Основные виды восприятия выделяются в зависимости от органа чувств (как и ощущения):

1) зрительные;

2) слуховые;

3) вкусовые;

4) осязательные;

5) обонятельные.

Одним из наиболее значимых видов восприятия в клинической психологии является восприятие человеком времени (оно может значительно изменяться под влиянием различных заболеваний). Большое значение придается также нарушениям восприятия собственного тела и его частей.

27. Основные нарушения восприятия

К основным нарушениям восприятия относят:

1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.

По характеру возникновения выделяют три вида иллюзий:

1) физические;

2) физиологические;

3) психические.

2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

Зрительные и слуховые галлюцинации обычно делят на две группы:

1. Простые. К ним относятся:

а) фотопсии – восприятия ярких вспышек света, кругов, звездочек;

б) акоазмы – восприятия звуков, шума, треска, свиста, плача.

2. Сложные. К ним относят например слуховые галлюцинации, которые имеют вид членораздельной фразовой речи и носят, как правило, приказывающий или угрожающий характер.

3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.

4. Деперсонализацией называется искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого, выделяют два вида деперсонализации:

1) парциальную (нарушение восприятия отдельных частей тела); 2) тотальную (нарушение восприятия всего тела).

5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).

6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.

Выделяют следующие виды агнозий:

1. Зрительные агнозии – расстройства узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Делятся на:

а) предметную агнозию;

б) агнозию на цвета и шрифты;

в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже и т. д.).

2. Слуховые агнозии – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха;

3. Тактильные агнозии – расстройства, характеризующиеся неузнаванием предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности.

Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.

Методика 1. «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис. 11. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов*

10 баллов - ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек,

назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов - время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от

26 сек до 30 сек.

6-7 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 сек до

4-5 баллов - время поиска всех недостающих предметов составило от 36 сек

2-3 балла - время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах

от 41 сек до 45 сек.

0-1 балл - время поиска всех недостающих деталей составило в целом

больше чем 45 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

Баллов -высокий.

Баллов -средний.

Балла -низкий.

Балл -оченьнизкий.

* Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребенка. Наряду с такими общими выводами ребенок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.

Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребенка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.

Методика 2. «Узнай, кто это?»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т. е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рис. 12, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время - 10 сек - ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

Рис. 12. Картинки к методике «Узнай, кто это?»

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.

7-9 баллов - ребенок установил, что,на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек.

4-6 баллов - ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 сек до 30 сек.

2-3 балла - ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 сек до 40 сек.

0-1 балл - ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика 3. «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 13 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Рис. 13. Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Оценка результатов

10 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 сек до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 сек до 40 сек.

4-S баллов - ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 сек до 50 сек.

2-3 балла - ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 сек до 60 сек.

0-1 балл - за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8 -9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика 4. «Чем залатать коврик?»

Цель этой методики - определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 14. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Рис. 14. Картинки к Методике «Чем залатать коврик?»

Оценка результатов

10 баллов - ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек.

8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 сек. до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 сек до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 сек до 50 сек.

2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 сек до 60 сек.

0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.


Похожая информация.