Творческие и восстановленные диктанты

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

3 КЛАСС

ТЕМА: "ОБОЗНАЧЕНИЕ БУКВАМИ ПАРНЫХ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЯХ СЛОВ"

Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 3 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 3 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 3 классов начальной школы.

Распределительные диктанты

1. Записать в первую группу слова с парным согласным звуком на конце слова, во вторую - с парным согласным звуком в середине слова перед согласным.

Березка, тетрадь, кукушка, сельдь, ошибка, багаж, бумажка, жираф, булавка, шалаш, ягодка, подружка, друг, слезки, бровь, кактус, монетка, легкий, мороз, морковь, загадка, лебедь, близкий, народ.

2. Записать в первую группу слова на правило правописания слов с парным согласным звуком, во вторую - на правило правописания слов с безударным гласным звуком.

Сторона, пряжка, дождь, горох, указка, север, столица, блузка, зарядка, молоко, помидор, борода, гвоздь, сторожить, просьба, дубки, резьба, деревья, дорога, ногти, овощи, сказка, далеко, утюг.

БАНК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2 КЛАСС.

Тема: "Звуки и буквы".

Контрольный диктант № 1.

Летом . Летом жарко. Слава ходит на речку. Паша ждет Славу. (9 слов)

Грамматическое задание. 1. В первом предложении подчеркните гласные буквы. 2. В последнем предложении подчеркните согласные буквы.

Тема: "Звуки и буквы".

Контрольный диктант №2.

Пенал. У меня новый пенал. Там карандаш и ручка. Мой пенал очень удобный. (12 слов)

Грамматическое задание. 1. Постройте схему последнего предложения. 2. Постройте схему слова "пенал".

Тема: "Звуки и буквы".

Контрольный диктант №3.

Дети. Дети в лесу. Там грибы. Вот ели. Дети сели у ели. Они пели песни. (14 слов)

Грамматическое задание. 1. Постройте схему последнего предложения. 2. Постройте схему слова "карандаш".

Тема: "Звуки и буквы".

Контрольный диктант № 4.

Зима. Вот и зима. Целый день идет снег. Дети взяли санки. Они идут на горку. Им очень весело. (16 слов)

Грамматическое задание. 1. Постройте схему последнего предложения. 2. Постройте схему слова "морковь". 3. Подчеркните слова с мягким знаком на конце слова.

Тема: "Звуки и буквы".

Контрольный диктант №5.

Игрушки. Дети играют. У Лены юла. Девочка крутит юлу. Игрушка гудит и поет. Сережа взял кубики. Мальчик строит башню. (17 слов)

Грамматическое задание.

1.Построить схему последнего предложения. 2. Разделить на слоги слова: дети, кубики.

Тема: "Звуки и буквы".

Контрольный диктант №6.

Горка.

Взял Митя санки. Он идет на горку. Там дети. Мальчик возит Катюшу. Хорошо зимой! (15 слов)

Грамматическое задание.

1. Разделить на слоги слова: Митя, Катюша, зимой. 2. Поставьте ударение в словах: учитель, коньки, отец, ворона, стакан, сахар, воробей, заяц.

Тема: "Слово".

Контрольный диктант №7.

Весна.

Пришла весна. Дети в лесу. Они играют. Ваня - охотник. Миша - зайка. Ваня ловит зайку. А Миша быстро бегает. (17 слов)

Слова для справок: охотник, быстро.

Грамматическое задание.

1. Подчеркните слова двумя чертами, которые обозначают действие предмета и одной чертой слова, которые обозначают предмет. 2. Задай вопрос к словам: дети, Ваня, весна, играют, ловит.

Тема: "Предложение".

Контрольный диктант № 8.

Тают снега. По канавам бегут ручейки. Быстро шагает весна. На реках, озерах треснул лед. Набухли и лопнули почки. Скоро деревья наденут новый наряд. (22 слова).

Грамматическое задание.

1. Найдите в тексте предлоги и подчеркните их. 2. Поставьте ударение в словах: весна, лед, почки.

Контрольный диктант №9.

В саду.

Слова для справок: копал, сажал, дружно.

Грамматическое задание.

БАНК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 3 КЛАСС.

Тема: "Повторение. Диагностический диктант."

Контрольный диктант №1.

В саду.

Была весна. Дети работали в саду. Миша взял лопату. Он копал землю. Зина сажала капусту и помидоры. Витя носил воду. Ребята работали дружно. (22 слова)

Слова для справок: копал, сажал, дружно.

Грамматическое задание.

1. Выпишите словарные слова из текста и поставьте ударение. 2. Разделите слова на слоги: весна, работали, сад. 3. Постройте схему последнего предложения.

Тема:"Звуки и буквы"

Контрольный диктант№2

Дары лета.

Лес кормит людей, лес. Люди любят ходить в лес. Часами ищут грибы. Они приносят из леса полные корзины лесных даров. Белка сушит грибы, грызет шишки. (25 слов)

Грамматическое задание.

1. Построить схему последнего предложения. 2. В последнем предложении подчеркнуть все гласные буквы.

Тема: "Звуки и буквы"

Контрольный диктант №3

Сбор урожая.

Была осень. В саду поспели фрукты и ягоды. В огороде поспели овощи. Много работы у взрослых. Дети помогают им. Они рвут яблоки и кладут их в корзины. (27 слов)

Грамматическое задание.

1. Разделить слово "корзины" на слоги. 2. Разделить слово "яблоки" для переноса. 3. В слове "овощи" подчеркните все гласные буквы.

Тема: "Звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Мягкий знак в середине слова. Гласные после шипящих".

Контрольный диктант №4.

Рыжий друг.

Ольга часто ходит в парк. У Ольги там живет рыжий друг. Это маленькая белочка с пушистым хвостом. Девочка стучит по сосне. Зверек прыгает и берет корм. (28 слов)

Грамматическое задание.

1. В словах третьего предложения подчеркните твердые согласные одной чертой и мягкие согласные двумя. 2. Разделить слова для переноса: парк, живет, белочка.

Тема:"Звуки и буквы. Парные звонкие и глухие согласные".

Контрольный диктант №5

Арбуз.

Сосед Олег принес большой арбуз. Папа взял нож и нарезал его дольками. Арбуз был красный, сочный. Глеб, папа и сосед ели арбуз. Хорош на вкус. (27 слов)

Грамматическое задание.

1. Подчеркнуть парные звонкие и глухие согласные в конце слова. 2. Подобрать проверочные слова к словам: арбуз, нож.

Тема: "Звуки и буквы. Разделительный мягкий знак".

Контрольный диктант №6

Наступила зима. А снега мало. Голые стоят деревья. Листьев нет. Снежных шапок нет. Надела Татьяна зеленое пальто. Пошла в лес. Обрадовались деревья. Подумали, что лето вернулось.

Слова для справок: обрадовались, вернулось.

Грамматическое задание.

1. Подчеркните в словах слоги с разделительным ь. 2. Построить схему последнего предложения и поставить ударение в словах.

Тема: "Слово. Слова обозначающие предмет, действия предмета. Большая буква в именах людей."

Контрольный диктант №7

Летом.

Володя и Таня летом жили в деревне у бабушки. Таня полола на огороде грядки. Володя поливал овощи. В саду было много ягод и яблок. Дети часто купались в реке. (29 слов)

Слова для справок: полола

Грамматическое задание.

1. Подчеркнуть в тексте два слова, обозначающие предмет и два слова, обозначающие действия предмета. 2. Закончить запись:

Володя (что делал?)... Таня (что делала?)... 3. Подчеркнуть большую букву в именах людей.

Тема: "Слово. Слова, обозначающие признаки предмета. Предлоги."

Контрольный диктант №8

Рыбная ловля.

Чудесный летний день. Мальчики бегут на речку. У воды шумят камыши. Волны тихо плещут на берег. Боря Чайкин закинул удочки. Попались две большие щуки. Хороши рыбы! (28 слов)

Слова для справок: попались.

Грамматическое задание:

1.Впервом предложении подчеркнуть слова, обозначающие предметы и слова, обозначающие признаки предметов. подписать вопросы к ним. 2. Подчеркнуть в тексте предлоги.

Тема: "Предложение".

Контрольный диктант №9

Дежурные.

Катя и Рома дежурят по классу. Они пришли рано. Катя стерла мел с доски. Стасик полил цветы. Скоро звонок. Какой урок первый? А первый урок - русский язык. (28 слов)

Слова для справок: рано.

Грамматическое задание:

1. Построить схему первого предложения. 2. Найдите и подчеркнуть по одному слову, обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета.

Тема: "Повторение изученного".

Контрольный диктант.

Урок.

Грамматическое задание:

4 класс

Диагностический диктант.

Урок.

Начался урок. На партах лежат тетради ручки, карандаши. Ученики изучают русский язык. Учительница Ирина Николаевна диктует трудные слова: дневник, сегодня, мебель. Девочки и мальчики пишут без ошибок. (28 слов)

Грамматическое задание:

1. Выписать из текста словарные слова, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы. 2. В третьем предложении подчеркнуть слова обозначающие предмет, признаки, действие предмета. 3. Разделить слова на слоги: девочки, мальчики.

Тема: "Мягкий знак"

Контрольный диктант №2

Рыбак.

Медведь любит ловить рыбу. Он может долго сидеть в реке и ждать. Вот плывет крупный лосось. Медведь схватит рыбу лапой и выбросит на берег. (24 слова)

Слова для справок: схватит.

Грамматическое задание.

1. Подчеркните мягкий знак в словах. 2. Посчитайте сколько букв и звуков в словах: медведь, лосось, берег, рыбу.

Тема: "Парные звонкие и глухие согласные".

Контрольный диктант №3

После уроков ребята спешат на обед. Сегодня дежурит наш класс. На столах стоят тарелки с супом, чашки с чаем, стаканы с молоком, лежат ложки и вилки. Дежурные несут хлеб и пирожки. (31 слово)

Грамматическое задание:

1. Выпишите три слова с парными согласными на конце слова, подберите проверочные слова, подчеркните парные согласные. 2. Укажите количество букв и звуков в словах: лебедь, вилки, день.

Тема: "Парные звонкие и глухие согласные. Ударение."

Контрольный диктант №4

Живой уголок.

У нас в классе есть живой уголок. В нашем живом уголке живут еж, ястреб, кролик, голубь, чиж. Мы изучаем жизнь животных. Мы ухаживаем за ними. Даем корм. Ведем дневник. (31 слов)

Грамматическое задание:

1.Выпишите три слова с парными согласными на конце, подберите проверочные слова, подчеркните парные согласные. 2. Поставь ударение в словах второго предложения.

Тема: "Ударные и безударные гласные".

Контрольный диктант №5

В лесу.

Стояли холодные дни. Юра и Петя ходили в лес на лыжах. На снегу было много следов разных зверей. На полянке следы зайца. У дороги следы лисы. Весь день друзья были в лесу. (31 слово)

Грамматическое задание:

1. Выпишите слово с непроверяемой безударной гласной. Подчеркните ее, поставьте в слове ударение. 2. Выпишите 2 слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.

Тема: "Слово. Слова, обозначающие название предметов, действий предметов".

Контрольный диктант №6

Каток.

Был на улице мороз и светило солнце. Дети в саду делали каток. Мальчики расчищали садовую дорожку. Девочки поливали дорожку водой. Вода замерзла. Дорожка покрылась льдом. В саду стал каток. Ребятам радостно. Они катаются на своем катке. (36 слов)

Грамматическое задание:

1. Найдите в тексте три слова, обозначающие предмет, поставьте к ним вопросы. 2. Найдите два слова, обозначающие действие предмета, поставьте к этим словам вопрос.

Тема:" Слова, обозначающие признак предметов. Большая буква в именах собственных. Предлоги."

Контрольный диктант №7

Наша речка .

Весной и летом, осенью и зимой я часто бегал на речку Быстрянку. Там

я наблюдал за жизнью птиц. У реки стучали дятлы. В реке жили пузатые

налимы. Темными ночами я с дедом Иваном искал раков. Я люблю свою

Слова для справок : Быстрянку, наблюдал, налимы, темными, часто.

Грамматическое задание:

1. Разделить для переноса слова: летом, реки, наблюдал, дятлы.

2. В первом предложении подчеркнуть гласные и согласные буквы,

выделить слоги, поставить ударения.

3.Найтиде и подчеркните предлоги в предложениях.

Тема: "Родственные слова"

Контрольный диктант №8

Вишенка.

Вот наш сад. В саду зреют вишни и сливы. Рядом со старой вишней

выросла тонкая вишенка. Она вышла из косточки. Алла и Илья стали

ухаживать за малюткой. Они каждый день рыхлили землю. Вишенка

распустила веточки. Теперь она радует глаз.

Слова для справок : вишенка, ухаживать, радует, малюткой.

Грамматическое задание :

1. Во втором предложении подчеркните слова, обозначающие предмет и действие предмета. 2. Разделить слова для переноса: зреют, выросла, вишенка, веточки, старой. 3. Подобрать родственные слова к слову: САД

Тема: "Главные и второстепенные члены предложения".

Контрольный диктант №9

В деревне.

Летом я жил в деревне. За деревней была река Истра. В саду у тети

Анны стояли ульи. Я часто наблюдал за пчелами. Они трудились весь

день. У тети всегда был душистый мед. Мы любили пить в саду чай с

Грамматическое задание.

2.Во втором предложении подчеркните главные и второстепенные члены предложения..

3. В первом предложении разделить слова на слоги и поставить ударения.

4. Записать проверочные слова к словам:

Тема:"Повторение."

Контрольный диктант №10

В бору.

Село Высокое стоит на берегу реки. За селом раскинулись поля. А за

полями сосновый бор. Жители села часто ходят туда за грибами. Осенью

дед Степан приносит много опят и рыжиков. Он ходит по лесу тихо и

слушает веселую песню сосен.

Грамматическое задание .

1. Выписать из текста слова с разделительным мягким знаком.

2. В четвертом предложении найдите и подчеркните главные члены предложения.

3. В первом предложении подчеркнуть гласные и согласные буквы,

разделить слова на слоги и поставить ударения.

4. Записать проверочные слова к словам.

Статья опубликована при поддержке Компании «Бьюти Бизнес Консалт». Компания «Бьюти Бизнес Консалт» предлагает широкий спектр услуг в области бухгалтерии и энергоаудита. Компания предлагает типовые решения для фермерских хозяйств по постановке бухгалтерского учета , ведении бухгалтерии и многого другого. Посетите офциальный сайт компании www.beautybc.ru и ознакомьтесь подробнее с предоставляемыми услугами.

Одной из ведущих целей обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности. Под орфографической грамотностью понимается умение учащихся верно употреблять изученные правила правописания. При формировании орфографической грамотности закладываются следующие виды орфографических умений:

1. Нахождение изученных орфограмм в устном и письменном слове и между словами (орфографическая зоркость).
2. Правильное написание слов с изученными орфограммами (в том числе с непроверяемыми написаниями).
3. Обоснование условий выбора изученных орфограмм в устной форме и при графическом письме.
4. Нахождение и исправление ошибок в словах (между словами) с изученными орфограммами.

Для успешного формирования орфографических умений учитель начальных классов использует различные виды диктантов: контрольный, предупредительный, объяснительный, словарный, диктант «Проверяю себя», самодиктант, выборочный диктант, распределительный, свободный, восстановленный, творческий, зрительно-слуховой, по памяти, грамматический, графический, по аналогии, диагностический и др.

Эффективность диктанта исследована еще недостаточно, но наблюдения методистов, опыт работы свидетельствуют, что роль его при обучении русскому языку значительна. Несомненно, что диктант эффективнее списывания. Ученик во время диктанта молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук, то есть фонему.

Среди диктантов можно выделить группу с творческим заданием, в которую входят следующие виды диктантов: выборочный, распределительный, выборочно-распределительный, творческий, восстановленный и др.: первые три – на 12–15 минут, а остальные могут быть на весь урок.

Диктанты с творческим заданием учат распределять внимание, свободно пользоваться в речи изучаемыми категориями, закрепляют навыки правописания. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности учащихся. Почти все диктанты этой группы проводятся по связному тексту. Подражание – естественный путь усвоения речи, образец имеет большое значение для развития речи учащихся.

В работе над любым диктантом выделяют три этапа:

1) знакомство с текстом до записи, объяснение цели диктанта;
2) запись текста;
3) проверка текста, по-другому – считывание.

Подробнее остановимся на диктантах с творческим заданием.

1. Выборочный диктант

Он применяется на первом этапе изучаемого материала. Учащиеся выбирают и записывают слова и словосочетания на закрепляемое правило. Например, при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова» во 2-м классе для выборочного диктанта дают предложения познавательного характера.

Африканский земляной волк питается только насекомыми. Хитрый леопард хранит добычу на деревьях. Медведь и енот – прекрасные рыболовы. Жук-златка в древности служил украшением. Дрозд кормится в основном на земле, реже – на деревьях. Крот является лучшим землекопом в мире. Голубь не пьет воду, а сосет ее. Ястреб является одним из самых надежных охранников аэродромов от птиц. Полярный медведь может иметь слой жира до 20 см.

У детей в тетрадях – слова на изучаемое правило с графическим обозначением орфограммы: волк, леопард, медведь, енот, жук, дрозд, крот, голубь, ястреб, медведь.

2. Распределительный диктант

Он нужен для разграничения сходных видов орфограмм (например, существительное на шипящую мужского и женского рода; безударные проверяемые и непроверяемые и др.) и для разграничения 2–3 изученных орфограмм (даже не сходных): безударные, непроизносимые согласные, парные звонкие и глухие согласные.

Например, в 4-м классе: существительные ж. р. с ь ; существительные м. р. без ь ; инфинитив ь ; глаголы 2-го лица единственного числа с ь ; -тся без ь (глаголы 3-го лица).

Дети повторяют правила, а затем учитель диктует в разбивку слова. Ученики записывают в строчку 3–4 слова.

3. Выборочно-распределительный диктант

Выборочно-распределительный диктант – письменная работа, при выполнении которой производится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение выбранного на группы, чаще всего в столбики. Например, дается описательный оборот, а дети заменяют его словом на изучаемую орфограмму (в данном случае «Парные согласные на конце слова») и распределяют в два столбика (с оглушением и без оглушения).

Диктует учитель

Ответ детей

1. Косолапый зверь, хозяин леса

1. Медведь

2. Любитель сметаны, враг мышей

3. Серый разбойник

4. Могучий царь зверей

5. Зверек в бархатной жилетке

6. Белоснежный вестник весны

6. Подснежник

7. Знаток фокусов, волшебник, чародей

8. Могучее растение с мощным стволом

У детей – запись в тетрадях в два столбика:

4. Творческие диктанты

Это запись под диктовку текста с орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя. Можно выделить следующие разновидности творческих диктантов:

    Творческие диктанты на расширение текста: например, ввести прилагательное в предложение (время выполнения – 10 минут).

После дождя

(Теплый, легкие, слабые.)

Учитель. Замените в тексте прилагательные антонимами. Как озаглавим новый текст?

Перед дождем

Ветер дует в лицо. ... облака плывут над рекой. Доносятся... раскаты грома. (Холодный, тяжелые и сильные.)

– Обозначьте графически условия выбора орфограмм в словах.

    Творческие диктанты с заменами: например, заменить указанные слова близкими по значению.

2 класс

... зверята

Мы ходили в цирк. Там смотрели на... лисичку. Глеб смеялся над... медвежонком. Веселая обезьянка корчила... рожицы. Малыши всегда удивляют и забавляют.

(Синонимы: смешные, забавные, потешный, уморительный .)

    Творческие диктанты на сужение текста. При записи учащиеся сокращают прочитанный ими текст, опуская некоторые части предложений: например, из предложения записывают только подлежащее и сказуемое.

    Творческие диктанты на разделение текста. Проводятся при изучении синтаксиса и пунктуации. Например, сложное предложение заменить простым (в 4-м классе дети вначале повторяют признаки сложного и простого предложений).

Как переходить через дорогу

Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения, и они стараются их придерживаться всегда. Дети тоже их соблюдают, и они переходят улицу по зебре около светофора. Ребята смотрят налево, направо, а затем осторожно двигаются. Дети переходят через дорогу по сигналу светофора, а водители в это время терпеливо ждут. Мы идем через дорогу на зеленый свет, а красный свет и желтый свет запрещают двигаться. Дети на дороге не должны играть, и они не нарушают этого правила. Эти правила нужны нам всем, так как делают нашу жизнь безопасной.

Как переходить через дорогу (после преобразования)

Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения. Они стараются их придерживаться. Дети тоже их соблюдают. Они переходят улицу по зебре около светофора. Ребята смотрят налево, направо. Затем осторожно двигаются. Дети переходят через дорогу по сигналу светофора. Водители в это время терпеливо ждут. Мы идем через дорогу на зеленый свет. Красный свет и желтый свет запрещают двигаться. Дети на дороге не должны играть. Они не нарушают этого правила. Эти правила нужны нам всем. Ведь они делают нашу жизнь безопасной.

4 класс

Первый текст читается и разбирается устно.

Кодекс здорового человека

Каждый человек хочет быть здоровым. Для этого он должен соблюдать определенные правила. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты. Нельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи. Дети должны пить молоко, соки. Здоровый человек должен заниматься спортом. Он обязан чаще дышать свежим воздухом. Люди должны улыбаться, любить жизнь. Они не должны быть раздражительными, унывать, сердиться, обижаться.

После преобразования текст записывается в тетрадь.

Кодекс здорового человека

Каждый человек хочет быть здоровым, а для этого он должен соблюдать определенные правила:

1. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать.
2. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты, но нельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи. Дети должны пить молоко, соки.
3. Здоровый человек должен заниматься спортом и чаще дышать свежим воздухом.
4. Люди должны улыбаться, любить жизнь, но они не должны быть раздражительными, унывать, сердиться, обижаться.

У. Выберите вывод из пословиц:

    Береги платье снову, а здоровье – смолоду.

    В здоровом теле – здоровый дух.

    Здоровье даром не дается, за него бороться придется.

5. Восстановленный диктант

Этот вид диктанта, к сожалению, учителями применяется редко или совсем не используется. Ученики должны восстановить текст диктанта по опорным словам. Но опорные слова не любые, а на изучаемое правило.

Текст для проведения восстановленного диктанта можно составить по любой теме, можно по картине. Восстановленный диктант является промежуточной работой между диктантом и изложением, а при использовании картины, включая некоторые элементы сочинения по картине, восстановленный диктант – хорошее средство для развития связной речи.

Остановимся подробнее на методике проведения таких диктантов.

При изучении темы «Правописание звонких и глухих согласных в середине слова» (2–3-е классы) текст должен быть составлен так, чтобы в каждом предложении была изучаемая орфограмма.

1. Чтение текста.

Выпал пушистый снег. Мы надели теплые шапки, шубки, варежки и отправились в лес. Узкая дорожка привела нас в чащу. Редкий звук нарушает тишину. Хрупкие березки и дубки стоят без листьев. Чей это след? Это пробежала ловкая мышка. Медведь залез в берлогу. Белка в дупле ест грибки и орешки.

(46 слов)

2. Дети подбирают заглавие (Зимой в лесу. Зимний лес) . Самое удачное записывают в тетради.

3. Называют тему, главную мысль.

4. Учитель читает каждое предложение в отдельности.

Учащиеся находят слова на изучаемое правило (в данном случае – с парными звонкими и глухими согласными).

Учитель записывает эти слова на доске, учащиеся объясняют правописание, подбирая проверочные слова: снег, шапки, шубки, варежки, узкая дорожка, редкий, березки и дубки, след, мышка, медведь, залез, грибки и орешки

5. Учащиеся вспоминают, то есть восстанавливают все предложения по опорным словам, учитель помогает.

6. Дети записывают диктант по памяти, в опорных словах обозначают графические орфограммы.

7. В конце урока учитель еще раз читает текст, ученики сравнивают его со своим.

ТЕКСТЫ ВОССТАНОВЛЕННЫХ ДИКТАНТОВ

3 класс

Тема: «Непроизносимые гласные»

Стояла ненастная осенняя погода. Солнце спряталось за тучу. Грустно смотреть на голые деревья. Печально шелестит на болоте тростник. Зима в этом году пришла поздно. Вся местность от снега сразу изменилась. С радостным криком ребята выбежали на улицу и стали играть в снежки. Они слепили чудесную снежную бабу. Для ребят зима – настоящий праздник. Зимой много интересных развлечений.

(55 слов)

(Ненастная, солнце, грустно, тростник, поздно, местность, радостным, чудесная, праздник, интересных.)

Тема: «Безударные гласные, проверяемые ударением»

Скоро зима. Кончились теплые летние деньки.
Пришла ненастная осень. Животные готовятся к холодной зиме. Птицы улетают от голода и холода на юг. Хлопотливый еж утепляет свою норку. Ночью и днем таскает он душистые сухие листочки, мягкий лесной мох.
Проворная белочка запасает на зиму вкусные орехи, крепкие грибы. Мышки вырыли норки под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно. Под корнями упавшей ели медведь решил устроить себе берлогу. Не страшна зима зверям.

(71 слово)

(Зима, деньки, осень, к холодной зиме, улетают, от голода и холода, хлопотливый, утепляет, свою, таскает, листочки, лесной, запасает, грибы, воруют зерно, под корнями, не страшна.)

4 класс

Тема: «Глаголы 2 лица единственного числа»

Урок здоровья

С волнением ты ждешь уроки физкультуры. На этих уроках ты учишься управлять своим телом. В спортивном зале научишься лазать по шесту, по канату. В походе ты легко заберешься на самое высокое дерево, преодолеешь крутой подъем. На уроке физкультуры ты ходишь по узкому бревну и сохраняешь равновесие. Потом без труда переберешься по тонкому бревнышку через ручей. На уроках здоровья ты укрепляешь свои мышцы, закаляешь весь организм.
Если ты любишь уроки физкультуры, то вырастешь крепким, сильным, выносливым, здоровым. Будешь здоровым – принесешь больше пользы себе и другим.

(Ждешь, учишься, научишься, заберешься, преодолеешь, ходишь, сохраняешь, переберешься, укрепляешь, закаляешь, любишь, вырастешь, будешь, принесешь.)

ОБРАЗЦЫ РАБОТЫ С ВОССТАНОВЛЕННЫМИ ДИКТАНТАМИ

2 класс

Тема: «Написание большой буквы в словах»

В нашем городе Кирово-Чепецке есть Дом малютки. Мы любим бывать там с Тамарой Алексеевной. Здесь живут наши друзья Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка. На Новый год мы подарили малышам собачку Жучку, кошечку Пушинку, петушка Красавца. Маленькая Олечка была рада черепахе Жужу. А Стасик весело играл с потешной коровушкой Буренкой. Всех забавляли проказы обезьянки Чапы.

(57 слов)

Этапы работы

1. Читается весь текст.

2. Дети выбирают заголовок из пословиц, самый удачный записывают в тетрадь:

    Делай добро и бросай его в воду.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Добра желаешь – добро и делай.

    Добро творить – себя веселить.

3. Ученики называют тему и главную мысль текста.

4. Каждое предложение читается в отдельности. Дети находят слова на изучаемое правило (в данном случае слова, которые пишутся с большой буквы). Слова записываются на доску. Дети объясняют правописание (Кирово-Чепецке, с Тамарой Алексеевной, Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка, Жучку, Пушинку, Красавца, Олечка, Жужу, Стасик, Буренкой, Чапы).

5. Дети восстанавливают все предложения по опорным словам.

6. Лексико-орфографическая подготовка.

Дети выясняют, по каким признакам слова объединены в столбики (по орфограммам), подбирают проверочные слова, говорят правила, проговаривают орфографически.

На доске – слова по группам (столбикам).

7. Учащиеся записывают диктант по памяти, используя опорные слова, которые остаются на доске. В опорных словах выделяют графически условия выбора орфограммы.

8. В конце урока еще раз зачитывается текст, дети сравнивают его со своим.

3 класс

Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Текст составлен по фрагменту сказки Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Мальчишки посадили в лодочку оловянного солдатика и пустили в канаву.
Они бежали рядом и хлопали в ладоши.
Лодочку бросало и вертело во все стороны. Оловянный солдатик весь дрожал, но держался стойко. Он не изменился в лице. Ружье было на плече, голова прямо, грудь вперед.
Лодку понесло под длинные мостки. Стало темно. Из-под мостков выбежала большая крыса. Она спросила у смельчака паспорт. Но храбрец молчал. Отважный мореплаватель еще крепче сжимал ружье.

Фрагмент передан учителем сжато, введены слова на безударную гласную.

1. Учитель читает текст.
2. Задает вопросы по содержанию.
3. Подбирается заголовок. (Отважный путешественник. Храбрец).
4. Дети называют тему, главную мысль текста.
5. Проводится лексико-орфографическая работа в каждом предложении.
6. На доску из каждого предложения выписываются слова на безударную гласную. Дети устно подбирают проверочные слова (посадили; бежали и хлопали; бросало и вертело, стороны; дрожал, но держался; не изменился в лице; ...на плече, голова; понесло; темно; выбежала большая; спросила у смельчака; храбрец молчал; мореплаватель).
7. Учащиеся вспоминают, то есть устно восстанавливают все предложения по опорным словам, учитель помогает.
8. Ученики записывают диктант по памяти. Опорные слова остаются на доске. Дети в тетрадях в опорных словах графически обозначают условия выбора орфограммы.
9. В конце урока еще раз читается текст, дети сравнивают его со своим.

Тема: «Правописание приставок и предлогов»

Грибы-лекари

В лесу можно повстречать удивительные грибы. В народе белый гриб называют «царем грибов». В нем ученые нашли антибиотики. При помощи гриба дождевика останавливают кровотечение. Шампиньоны тоже помогают в борьбе с болезнями. А вот грибы трюфели вырастают под землей на глубине десяти сантиметров. Их выкапывают, как картошку. Для поиска используют собак и даже поросят.

(54 слова.)

На доске :

Этапы работы

1. Чтение текста. Беседа по вопросам. Обязательное использование рисунков грибов.

2. Придумывание заглавия.

3. Выяснение темы и главной мысли текста.

4. Чтение каждого предложения в отдельности, нахождение слов на изучаемые правила (в данном случае – правописание приставок и предлогов). Записывание слов на доску, объяснение орфограмм (в лесу, повстречать, в народе, называют, в нем, нашли, при помощи, останавливают, помогают в борьбе с болезнями, вырастают, под землей, на глубине, выкапывают, для поиска используют.)
Последнее предложение ученики придумывают сами по схеме, например: Невероятно! Фантастика! Удивительно! Замечательно! Здорово!

5. Лексико-орфографическая подготовка.

У. По какому признаку слова объединены в первом и втором столбиках?

6. Восстанавливание текста по опорным словам.

7. Запись диктанта по памяти (опорные слова остаются на доске).

В диктанте дети графически обозначают условия выбора орфограмм в опорных словах.

Выводы. При написании восстановительных диктантов развиваются все виды орфографической памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная, моторная; наглядно-действенное словесно-логическое мышление, внимание, орфографическая зоркость.

4 класс

Тема: «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»

Тёма и Жучка

Была темная ночь. Тёма взял в сарае фонарь и длинную веревку. Мальчик пошел к старому колодцу. Тема решил спасти любимую собаку Жучку.
Он наклонился над страшным колодцем и позвал Жучку. Собака ответила ему радостным визгом. Тёма осторожно спустился по веревке в холодный вонючий колодец.
Он обвязал дрожащую Жучку веревкой. Мальчик собрал последние силы и с трудом вылез из колодца. Затем он вытащил измученную Жучку. Благодарная собака облизала своего спасителя.

(73слова)

Этапы работы

1. Читается весь текст.

2. Называется тема, главная мысль текста.

3. Задаются вопросы по содержанию.

4. Читается каждое предложение в отдельности.

Дети находят в них имена прилагательные, объясняют, от чего зависит правописание безударного окончания имени прилагательного.

Опорные слова выписываются на доску:

темная... (ночь), длинную... (веревку), к старому... (колодцу), любимую... (собаку), над страшным... (колодцем), радостным... (визгом), в холодной вонючий... (колодец), дрожащую... (Жучку), последние... (силы), измученную... (Жучку), благодарная... (собака)

5. Дети вспоминают, восстанавливают все предложения по опорным словам (устно). Идет пересказ по частям.

6. Лексико-орфографическая подготовка.

На доске выписаны по группам слова.

Шапку столбиков на доске можно не писать (см. таблицу).

У. Что общего между словами 1, 2 и 3-го столбиков?

7. Учащиеся записывают диктант по памяти. Опорные слова остаются на доске. В диктанте в опорных словах дети графически обозначают условия выбора орфограммы.

8. В конце урока текст читается учителем, учащиеся сравнивают его со своим.

Литература

1. Баранов М.Т . О видах диктанта по русскому языку в 4–8-х классах // Русский язык в школе. 1975. № 2.

2. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А . Русский язык (1–2 кл.) Методические рекомендации для учителей. – М.: Баласс, 2007.

3. Авертьянова И.В., Лаптина Н.Н . Предметные недели и праздники. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н . Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987.

Контрольные диктанты для 2 класса по системе Занкова

1 четверть входной диктант

Цели: проверка умения записывать слова различной звукослоговой структуры, умения оформлять предложения.

I. Диктант.

В лесу.

Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под елкой серые ежики.

II. Грамматические задания.

1. Разделить слова на слоги и для переноса: весело , поют , серые , ежики.

2. В последнем предложении подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

3. Найти в тексте и выписать слова: в одном – звуков больше, чем букв; в другом слове – букв больше, чем звуков. Указать количество букв и звуков.

1. Записать предложения, расставляя знаки препинания. Каждое предложение писать с новой строки.

З а п и с ь н а д о с к е:

Мы друг друга выручаем друг без друга мы скучаем никогда и ни за что не поссорит нас никто облетели листья клена клен от холода дрожит на дорожке у балкона золотой ковер лежит.

2. В последнем предложении подчеркнуть главные члены.

3. Выписать 2 слова, состоящих из 4 слов. Разделить их на слоги и для переноса.

диктант по теме «имена собственные»

Цели: проверка навыков употребления заглавной буквы в именах собственных; усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил написания слов.

Кто где живет

Моя подруга Люда Петрова живет в Москве. Дядя Вася живет в Калуге. Город Калуга стоит на реке Оке. Мы пишем друг другу письма. Летом поедем к бабушке в деревню Вязники. (33 слова.)

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

2. Слова: Ока , письма , поедем разделить на слоги и для переноса. Поставить ударения.

контрольный диктант за i четверть

Цель: проверка знаний, умений и навыков учащихся по изученным темам.

Горка

Стояла хорошая погода. Ребята вышли во двор. Что делать? Стали они строить горку. Дружно работали мальчики. Весь день они трудились. У стены сарая выросла горка. Дети полили ее водой. Горка замерзла.
(31 слово.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е

1. Выписать из текста 1–2 слова, в которых букв больше, чем звуков.

2. К слову работали выписать из текста слово, близкое по значению (синоним).

июль , банька , ежик , тетрадь , знойный .

4. В 7-м предложении подчеркнуть основу.

(Задания учитель может выбрать.)

i i четверть

тест по теме «разделительные ъ и ь»

Цель: проверка сформированности навыка правописания слов с разделительными ъ и ь .

1. Подчеркните слова с разделительным ь:

1) колья;

2) сосулька;

3) здоровье;

4) бьют;

5) гвоздь.

2. Подчеркните слова с разделительным ъ. Вставьте пропущенные буквы.

1) об..явление;

2) плат..я;

3) под..езд;

4) в..юга;

5) раз..езд.

3. Зачеркните лишнее слово в каждой строке.

Илья, Татьяна, Ольга, Дарья.

Сеть, сыновья, сосулька, Сибирь.

4. Перед какими буквами пишется разделительный ь? (Обведите кружком, допишите недостающие буквы.)

е о у ю и

5. Перед какими буквами пишется разделительный ъ? (Обведите кружком, допишите недостающие буквы.)

я ы э ю а

6. Подчеркните слова с неправильным переносом.

Сучь-я, подъ-езд, вь-юга, съ-ехал, сосуль-ка.

7. Оформите следующие высказывания.

Пишется после приставки на согласный перед буквами _________.

Пишется после _________ перед буквами _________.

проверочный диктант по теме «слова
с сочетаниями
жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн»

Цель: проверка сформированности у учащихся навыка правильного написания слов с сочетаниями жи-ши , ча-ща , чу-щу , чк , чн , щн .

I в а р и а н т

Птички

Айболит открыл дверь. У двери сидела ласточка. Какое чудо! Ведь зимой ласточки живут в Африке. Птичке холодно. Она сидит на снегу и дрожит. Доктор усадил ее у печки. Ласточка прилетела из Африки. Ее послали больные звери. (37 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е

1. В восьмом предложении подчеркнуть главные члены.

ча , щу , чн .

II в а р и а н т

В лесу

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу. (33 слова.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е

1. В четвертом предложении подчеркнуть главные члены.

2. Записать слова с сочетаниями ши , чу , чк .

проверочная работа по теме «предложение»

Цели: проверка умения различать предложения, разные по цели высказывания; в сплошном тексте выделять предложения и оформлять их на письме; выделять главные члены предложения; владеть терминами: повествовательное, побудительное, вопросительное предложения, восклицательная и невосклицательная интонация.

Ход урока

1. Дополнить высказывания.

Предложение, которое содержит сообщение о ком-нибудь или о чем-нибудь, называется…

Предложение, которое содержит вопрос, называется…

Предложение, которое содержит приказ, призыв к действию, просьбу, называется…

(Каждый правильный ответ – 1 балл, всего 3 балла.)

2. Записать текст, расставляя знаки препинания.

Был теплый летний день но вдруг большая туча затянула небо неужели будет гроза блеснула молния ударил гром пошел сильный дождь но скоро небо прояснилось как хорошо после грозы

(Каждое правильно оформленное предложение – 1 балл.)

3. Записать предложение. Подчеркнуть главные члены предложения.

Красивый олень вышел на лесную поляну.

Стрелками показать связь слов в предложении. Надписать над словами части речи. (Правильный ответ – 3 балла.)

4. Подчеркнуть только предложения. Поставить знаки препинания.

О чем шепчутся деревья

Весна снова ручьями

Скоро распустятся ландыши

Очень задорно поют соловьи

(Каждое выделенное и правильно оформленное предложение – 1 балл.)

контрольный диктант за i i четверть

Цель: проверка знаний учащихся по изученным темам.

Весь день идет снег. Друзья Костя и Леша после школы пошли гулять в парк. Дети катались с горки на санках. Илья и Ксюша встали на лыжи. А две Маши пришли на коньках. Но снег все идет и идет. Он засыпает лыжню. (41 слово.)

1. В третьем предложении подчеркнуть главные члены и определить части речи.

2. Выписать из текста одно слово, в котором букв больше, чем звуков, и другое слово, где букв меньше, чем звуков.

3. Разделить слова для переноса: Илья, гулять, засыпает, друзья .

i ii четверть

контрольный диктант по теме
«парные и глухие согласные»

Цель: проверка навыка правописания слов с проверяемыми согласными на конце.

Зима в лесу

Пришла зима. Стоит сильный мороз. Снег укрыл березу и дуб. Толстый лед сковал реку. Ели надели снежные шубы. Пушистый шарф лежит на ветках сосны. Вот сугроб. Там крепко спит медведь.

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е

1. Подчеркнуть согласные буквы на конце слов, которые нужно проверить.

2. Подобрать три слова на это правило. Записать к ним проверочные слова.

3. Второе предложение разобрать по членам и частям речи.

контрольный диктант по теме «правописание
парных согласных на конце слов»

Цели: проверка умения правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения.

Рыбки

Во Внукове я выкопал маленький пруд и пустил туда золотых рыбок. В тот год был сильный мороз. Пруд покрылся снегом.

Наступила весна. Снег растаял. Но лед еще долго стоял. Когда он растаял, в пруду весело плавали рыбки. (38 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е

1. Записать 2–3 слова с парными согласными на конце слов. Подобрать и записать к ним проверочные слова.

2. Третье предложение разобрать по членам и обозначить части речи.

контрольный диктант по теме
«имя прилагательное»

Цель: проверка знаний об имени прилагательном.

Первый день зимы

Мы пошли на лесные озера. С неба падали одинокие снежинки. Вот маленькое озеро. Вода там прозрачная. Над головой было белое небо. Но вдруг пошли снеговые тучи. Хлопьями повалил густой снег. Зима стала хозяйничать над землей. (38 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е

1. Разобрать по членам предложения: I вариант – третье предложение; II вариант – седьмое предложение. Выписать словосочетания (прил. + сущ.). Определить род и число прилагательных и существительных.

2. Подобрать антонимы к словам.

I в а р и а н т – узкий ручей – …

длинная река – …

II в а р и а н т – трусливый мальчик – …

высокий куст – …

проверочная работа по теме
«приставки и предлоги»

Цель: проверка знаний детей по изученной теме.

Ход урока

1. Списать, раскрывая скобки. Подчеркнуть предлоги, выделить приставки.

(На) ступила (на) стоящая зима.

(По) льду (через) реку (про) тянулась дорога.

(На) стеклах мороз (на) рисовал (пре) красные узоры.

Землю (по) крыл пушистый снег.

Последнее предложение разобрать по членам и частям речи.

2. Выписать предложения с правильным употреблением предлогов и приставок.

1) Товары на грузили на пароход и до ставили до места назначения.

2) Товары нагрузили на пароход и доставили до места назначения.

3) Товары нагрузили на пароход и доставили доместа назначения.

4) Товары нагрузили напароход и доставили до места назначения.

3. Вставить нужные предлоги.

Слезть … крыши.

Автобус … кондуктора.

Отрывок … рассказа.

Смеяться … клоуном.

контрольный диктант за III четверть

Цели: проверка сформированности навыка правописания слов в диапазоне изученных правил: большая буква в именах собственных, парные звонкие и глухие согласные на конце слов, правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Ход урока

Новая школа

За деревней Морозки был пустырь. Жители для ребят построили новую школу. Ученики посадили у крыльца кусты роз. На клумбах цветут тюльпаны. За домом школьники разбили фруктовый сад. Пройдут годы. Ребята снимут с яблонь и груш урожай фруктов. (39 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к и е з а д а н и я

1. Подчеркнуть в тексте предлоги.

2. Второе предложение разобрать по членам и по частям речи.

3. Найти и выписать два слова с буквами, обозначающими парные согласные на конце слов. Подобрать проверочные слова.

i V четверть

проверочная работа по теме «Глагол»
(
тестирование )

Цель: проверка усвоения учащимися изученного материала.

1.

1) Глагол – это часть речи.

2) Глагол – это часть слова.

2. Выбери и подчеркни верное утверждение.

1) Глагол обозначает предмет.

2) Глагол обозначает действие предмета.

3) Глагол обозначает признак предмета.

3. Выбери и подчеркни верное утверждение.

1) Глагол изменяется по числам и временам.

2) Глагол не изменяется по числам и временам.

4. Выбери и подчеркни верное утверждение.

1) Глагол является главным членом предложения.

2) Глагол является второстепенным членом предложения.

5. Какие из данных слов являются глаголами (подчеркнуть):

1) петь; 4) певчий;

2) напев; 5) поёт.

3) певец;

6. Найдите глаголы, стоящие в форме множественного числа (подчеркнуть):

1) стирает;

2) вылезти;

3) заговорят;

4) молчит;

5) вёз.

7. Какое слово в каждой группе является лишним?

1) Говорил, пишите, вязала, висело;

2) воркует, борется, сотрёт, хохочет;

3) будут шить, срисует, обласкает, занёс.

8. Укажите предложения, в которых глагол употребляется
в форме прошедшего времени.

1) По реке плывет баржа.

2) В лесу ребята свернули с тропинки.

3) Летом Даша будет отдыхать в деревне.

4) Весна наступила.

5) Мы идем по лесу.

9. Укажите предложения, в которых главные члены подчеркнуты неверно.

контрольное списывание с заданием

Цели: проверка сформированности навыка правописания слов с безударными гласными в корне слов; проверка умения сличать написание с текстом.

Н а д о с к е з а п и с а н т е к с т:

Поймал С..режа ч..жа и пос..дил его в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка ул..тела. Пол..тел чижик к.кошку и ударился о ст..кло. Поднял С..режа птичку. Чижик т..жело дышал. Скоро он умер. После этого С..режа перестал л..вить птиц. (По Л. Толстому.)

Прочитайте рассказ.

О чем этот рассказ?

Какова его мораль?

Какие чувства он вызвал у вас?

Не забывайте: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

З а д а н и е:

Списать текст, вставляя пропущенные буквы в слова.

В скобках к этим словам написать проверочные.

контрольный диктант по теме
«Безударные гласные в корне слова»

Цели: проверка умения писать слова с безударными гласными в корне; распознавать орфограмму и подбирать проверочные слова.

Лесная поляна

Кругом поляны стояли ели. Каждая высылала вперед березу. Вся большая поляна была покрыта бугорками. Это кроты поработали. На эти холмы падало семя. Там выросли березки. А под их защитой – елочки.

Пройдут годы. Вся поляна зарастет одними елками. А березы зачахнут в тени. (43 слова.)

Г р а м м а т и ч е с к и е з а д а н и я

1. Последнее предложение разобрать по членам и по частям речи.

2. Выписать 2 слова с безударными гласными в корне, приписать к ним проверочные слова.

контрольное списывание
с грамматическим заданием

Цель: проверка знаний детей по изученным орфограммам.

Ход урока

1. Списать, вставляя пропущенные буквы.

В в..сеннем л..су ветер свободно гуляет. Ничто не мешает ему к..ч..ть с..режки у ольхи. Он (под) хватывает пыл..цу. Пыл..ца л..тит по всему л..су. Солнце (о) свещ..ет яркие и пуш..стые цв..ты. Лес пахнет медом. Гудят пчелы и шм..ли. (Про) л..тают первые бабоч..ки. Как все нарядно! (41 слово.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е

2. Пятое предложение разобрать по членам и по частям речи.

3. Подчеркнуть глаголы и определить их время.

итоговая контрольная работа (диктант)

Цели: выявление, в какой степени сформировался навык правописания слов на основе изученных правил, как овладели учащиеся умением распознавать орфограммы, находить способ проверки написания.

Ход урока

Подружились

Каждый день лесник косил траву на лугах. Он подъезжал на лошади. Старая лошадь стояла в тени и грустила.

На покос приходила девочка из соседней деревни. Она варила еду и приносила лошади. Лошадка ждала Лену. Грустные глаза становились радостными.

Съест весь хлеб и ищет крошки в ладонях губами. Потом кладет голову подружке на плечо и вздыхает.

С л о в а д л я с п р а в о к: плечо, становились, подружке, из соседней, грустные, радостными.

Г р а м м а т и ч е с к и е з а д а н и я

1. Восьмое предложение разобрать по членам и по частям речи.

2. Записать существительное, прилагательное и глагол с корнем -груст- .

3. Подобрать и записать слово, противоположное по значению (антоним): радостный – … .