Divinity хронология игр. Игра Divine Divinity (Серия игр)

) - компьютерная игра в жанре ролевых игр , созданная студией Larian и выпущенная компанией CDV на территории Европы в 2002 году . На территории России локализованная студией Snowball игра была издана фирмой 1С под названием «Divine Divinity. Рождение легенды» и поступила в продажу 28 августа 2009 года .

Сюжет

Действие игры разворачивается в фэнтезийном мире Ривеллон, населённом представителями шести рас - людей , эльфов , гномов , ящеров , бесов , орков , а также магами. В предыстории игры рассказывается о том, как Повелитель Хаоса , могущественный демон , проникнув в мир людей при помощи магов , составляющих Тёмный Круг, и приняв обличье человека , вместе с армией демонов начал войну против жителей Ривеллона. Однако Совет семи рас, собранный народами, населяющими Ривеллон, нашёл способ убить Повелителя Хаоса с помощью редкого заклятия самопожертвования. После победы над армией демонов в руках людей оказался Клинок лжи - оружие, созданное Повелителем Хаоса, и позволяющее ему возродиться, используя для этого душу человека, владеющего этим мечом. Юноша, который подобрал Клинок лжи на поле боя сразу после поражения Повелителя Хаоса, пожертвовал собой, позволив замуровать себя в подвале Штормового замка, резиденции герцогов Феролов, правителей людей.

Сюжетная линия игры начинается через несколько сотен лет после окончания войны с Повелителем Хаоса, когда эти события уже стали историей, а Клинок лжи считается утерянным.

Игровой процесс

Своим героем игрок управляет с помощью мыши и нескольких горячих клавиш. В этом игра очень напоминает Diablo . Но в Divine Divinity можно не только щелчком мыши подбирать и выбрасывать предметы, но и перетаскивать их на нужное место из инвентаря. Можно менять все управляющие клавиши по своему выбору. Также вы можете использовать панель управления для того, чтобы вызвать большинство команд игры.

При создании героя игрок выбирает пол и класс. Всего в игре три класса - маг, воин и бродяга. Последний - это прямой аналог вора. От того, какой класс выберет игрок, зависит только то, куда будут распределены начальные очки. Можно сделать себе воина-мага или бродягу-бойца. В игре четыре характеристики - сила, проворство, телосложение и интеллект. Для того, чтобы использовать некоторые вещи, нужно иметь значение параметров не ниже заданных. Игрок получает опыт за то, что убивает врагов и выполняет квесты. Но в этой игре есть своя особенность набора опыта. Если с ростом уровня за монстров дают меньше опыта, то за квесты - наоборот.

Еще одна особенность Divine Divinity - это возможность торговать почти с каждым неигровым персонажем . На то, за сколько игрок приобретает какой-либо предмет, влияют его репутация и отношения с конкретным персонажем. Еще сюда добавляется возможность понизить цены путём развития пассивного навыка торговли.

В игре существует возможность зачаровывания вещей. Для этого нужно выучить навык зачаровывания, подобрать предмет с возможностью наложения на него чар и найти т. н. магическую гемму (charm quality), которая будет вложена в предмет. Процесс одноразовый - когда игрок инкрустирует предмет геммой - её уже нельзя вытащить. Также в игре есть алхимия . Для создания зелья нужно иметь пустой пузырек и ингредиенты.

Портал PC Gamer подготовилматериал, помогающий сгладить первые 20 часов пребывания в мире недавновышедшейDivinity: Original Sin II. Мы подготовили перевод этой статьи.

Впереди вас ждут незначительные спойлеры первых часов игры.

Выберите персонажа с предысторией

Генератор персонажей в Divinity: Original Sin II позволит вам создать фриков на любой вкус, но самые богатые впечатления вы получите, выбрав героев с предысторией. Они так же настраиваемы, как и любой другой герой, которого вы можете выбрать, но у них есть прошлое, дополнительная озвучка и личные квесты. Те, кого вы не выберете, станут спутниками, которые смогут присоединиться к вам в приключениях.

Сэкономьте на отмычках, выбрав скелета

Если вы не планируете играть Фейном, персонажем-нежитью с собственной предысторией, то вам вне всякого сомнения стоит взять его в команду. Его компания вам понравится, ведь он представляет собой неиссякаемый источник сарказма, а его костлявые пальцы на удивление полезны. Фейн, как и любой персонаж-нежить, представляет собой ходячий скелетный ключ, способный использовать свои пальцы для вскрытия дверей и сундуков, если его навык взлома соответствует замку.

Кликайте на всё подряд

Вы никогда не знаете, что или кто в Divinity: Original Sin II окажется полезным. Каждый NPC является потенциальным источником квеста, хранителем важной информации или просто сногсшибательной шутки, которую он жаждет отмочить. А обычный кусок мусора, найденный на пляже или в пустом бочонке, может оказаться ключом к раскрытию некой тайны. Или, возможно, нужно просто поискать правильного торговца, который купит его.

Разговаривайте с животными

И особенно важно, чтобы вы кликали на встречающихся на пути зверушек. Если вы возьмёте талант «Друг животных», то сможете вести с ними диалог, и не только ради смеха - звери зачастую дают полезные советы, рассказывают чужие тайны и даже дают задания. Эти диалоги порой являются источником прекрасных ситуаций с участием ваших героев. Любой может взять талант «Друг животных», и вам просто необходимо сделать это во время создания персонажа.

Спасите чёрного кота

Разговаривая с животными, вы в какой-то момент заметите, что за вами следует чёрный кот. Он не может пострадать в ходе сражения, но если вы пройдёте через стражу у ворот тюрьмы Форта Радость, то один из лучников в лагере прикончит невинную кису. Не дайте этому случиться, и после того, как вы сбежите из лагеря, он присоединиться к вашему отряду в качестве питомца, дав способность меняться с ним местами во время сражения. Впрочем, вам придётся быть куда более осторожным, так как, став питомцем, он также станет уязвим в бою.

Чаще используйте быстрое сохранение

Divinity: Original Sin II очень сложна. Даже в Классическом Режиме, установленном по-умолчанию, битвы тяжелы, и в первом акте ваш отряд зачастую будет не готов к сражению. Свитки воскрешения очень дороги, хотя вы иногда сможете найти их на телах поверженных врагов. Автоматическое сохранение производится в момент начала битвы, а не до него, что не позволит вам сменить тактику и иначе подготовиться к схватке. Поэтому сохраняйтесь как можно чаще.

Отступление - это нормально

Если нет альтернативы, вы всегда можете просто сбежать. Как только персонаж выходит из зоны поражения врага, он может убежать, телепортировавшись к ближайшей точке перемещения. В пылу сражения выход из окружения может оказаться довольно непростым делом, так что можете инвестировать деньги или очки характеристик в средства, облегчающие побег. Телепортация, полёт и способность Тактическое Отсупление - эти особенности помогут вам свалить.

Эффекты окружения полезны и смертоносны

Битвы зачастую выигрываются благодаря тому, что ваш отряд искусно манипулирует окружающей обстановкой с помощью магии или стихийного оружия. Вызовите дождь над головами врагов, а затем прочтите заклинание холода, и может статься, что бой закончится обледенением противников. Некромант, к примеру, может скастовать кровавый дождь, а затем заклинание лечения, которое впитает в себя содержимое луж, увеличив своё здоровье.

Обзаведитесь постельным бельём как можно быстрее

Зелья лечения и заклинания очень важны в бою, но лучшим способом исцелиться вне схватки является сон. Это возможно только в том случае, если поблизости найдётся кровать, однако в диком лесу их не то чтобы много. Вот почему так важно заполучить первое же постельное бельё, которое вы увидите в игре. Вы сможете таскать его с собой повсюду, а нажатие на его иконку исцелит персонажа почти мгновенно.

Не забывайте вращать камеру

Это кажется очевидным, но легко забыть, что вы можете вражать камеру, чтобы лучше рассмотреть локацию, через которую пробираетесь. Зачастую угол камеры может скрыть дверь, пещеру, сундук или тайны проход. Но их легко увидеть, едва вы смените перспективу обзора. Я потратил около получаса на поиски пещеры только для того, чтобы обнаружить, что я прошёл мимо неё дюжину раз. Но лишь сменив обзор камеры я смог её увидеть.

Divinity: Original Sin II так комплекса и велика, что даже после ознакомления с этим списком вам предстоит многое узнать и изучить. Но самое важное вы узнаете, если будете экспериментировать. Вы можете использовать телепортацию, чтобы обыскать труп, находящийся вне зоны пешей досягаемости. Если вам кажется, что мы можете что-то сделать, то велик шанс, что это действительно получится, так что попытайтесь.

Протагонист Divine Divinity , Люций (Lucian), в ходе событий игры из обычного человека стал носителем силы семи богов, вырезал множество культистов-демонопоклонников из Чёрного кольца (Black Ring) и убил Демона Лжи, от которого в то время исходили все беды Ривеллона. Но главной беде помешать не сумел: демон успел вызвать дух давно побежденного Лорда Хаоса и подселить его в человеческого младенца. Люций не смог поднять руку на ребенка, но решил держать его под присмотром. Он усыновил мальчика и нарек его Дамьяном (Damian).

Прошло пятнадцать лет…

Люций, за свои подвиги прозванный Божественным (The Divine), стал мудрым и справедливым правителем, в Ривеллоне царил относительный мир, а возмужавший Дамьян не подавал признаков демонической скверны. Однако культ демонопоклонников до конца искоренить не удалось, и одна из его сторонниц, молодая колдунья Йгерна, смогла втереться в доверие к юноше. Под ее руководством он в конце концов и начал изучать запретную магию.

Со временем Люций узнал об истинной природе подруги своего сына и решил казнить культистку. Однако в последний момент в зал ворвался Дамьян и связал свою жизнь с жизнью умирающей колдуньи, после чего немедля бежал из замка, чтобы присоединиться к культистам. Люций, не желая причинить сыну вреда, приказал забальзамировать тело Йгерны, вместо того чтобы сжечь его, как велел обычай.

В следующий раз отец и сын встретились на поле боя – но Люций опять пожалел Дамьяна, и вместо того, чтобы убить юношу, изгнал его в другое измерение. С этого и начинается история Beyond Divinity , в финале которой Дамьян сумел вернуться в Ривеллон, чтобы в очередной раз поднять с колен культ демонопоклонников и все-таки отомстить за казнь Йгерны.

В новой войне на стороне Люция выступили Рыцари-драконы, и успех казался неминуем, пока один из Рыцарей не убил Люция предательским ударом в спину. После этого армии Дамьяна отступили, предоставив людям и драконам разбираться между собой. Драконы в этой войне проиграли, и к началу событий Divinity 2 в живых остался только один Рыцарь-дракон (вернее, рыцарка). Ее быстро зарубили, но перед смертью она успел передать свои силы главному герою игры, после чего тот решил спасти мир от Дамьяна. Герой наделал много глупостей, воскресил Йгерну (которую, впрочем, потом убил) и так и не добрался до Дамьяна – зато по ходу дела вернул Люция в буквальном смысле с того света.

Что касается Original Sin 2 , то здесь диспозиция такова: все считают, что Люций мертв; его родной сын Александар (не унаследовавший титул Божественного) стоит во главе церкви и сгоняет носителей магии Source на тюремный остров, а по миру ползают твари-Voidwoken. При этом в прошлых Divinity магия Source считалась сугубо полезной и лечебной, о Voidwoken’ах никто не упоминал, а уж об Александаре и подавно речи не было. Поэтому среди фанатов и родилась теория, что, несмотря на первоначальные заявления разработчиков, события Original Sin 2 происходят не до Divinity 2 , а после. Однако в нашей беседе Свен ее опроверг: события новой игры происходят всего через четыре года после Beyond Divinity (то есть за шестьдесят лет до Ego Draconis ), а Александар в самом деле является сыном Люция от его романа с эльфийкой Элионессой.

Серия игр "Divinity" выделяется из всех остальных игр своим сюжетом. Что первая часть, что вторая, что официальная вторая часть - все игры серии имеют, чем удивить самого прихотливого игрока. Еще в далеком 2002 году вышла первая часть игры, носившая название Divine Divinity Рождение легенды. Претенциозное название, не правда ли? Ведь "Рождение Легенды" можно отнести и к рождению легенды в игре, и к рождению легендарной игры. В общем, если вы внимательны, то игра заставит задуматься еще на первых порах.

Как только игра Divine Divinity установлена и запущена - сразу же возникает очевидный вопрос: нам что, по ошибке продали приевшийся Diablo? Но нет, оказывается, не его. Начинаете играть - и хочется удавиться. Ну неужели нельзя придумать что-то свое, не просто слизав всё из игры-шедевра? Правда, такие мысли остаются только до первого задания. Потом вы понимаете, что из общего игры имеют только похожий движок и все. То количество разветвленных заданий, которые доступны в Divine Divinity, абсолютно затмевает собой все задания в Diablo. Если там вам надо было перекликать противников, то тут вы так просто не отделаетесь... Да и выбор героев немного беднее. В Divine Divinity Рождение легенды доступны такие герои как Воин, бродяга и маг. Так же, что преимущественно отличает ее от Диабло, игра Divine Divinity дает возможность выбрать между мужчиной и женщиной. Хотя выбор не принципиален. Примечательно так же получение опыта. Так за убитых монстров количество опыта с уровнем понижается, а за выполненные квесты - повышается. Так что для того, чтобы максимально развить своего героя имеет смысл сначала убить всех врагов, а потом выполнять все квесты. Хотя, конечно, вы можете использовать Divine Divinity трейнер и получить всё и сразу. Но разве же так интересно? По Divine Divinity советы давать трудно, но попробуйте все-таки, развиваться гармонично, без перекоса в какой-то один путь. Но пора продолжать...

2004 год очень порадовал фанатов серии Divinity. Вышла долгожданная игра Beyond Divinity, которая и является продолжателем. Теперь представьте, что главный герой, истинный воин света, помещен в тело Рыцаря смерти, и получите интригу, которая сходу заставляет задуматься, что же будет дальше, и как они уживутся в одном теле? Но с этим вы успешно разберетесь сами. Теперь в игре улучшен движок, стала более совершенной графика. Помните, в оригинальной версии Дивайн Дивинити вы управляли одним персонажем? Теперь вам предстоит играть минимум двумя, а, если проводить обряды вызывания, то и большим количеством персонажей. Введен очень интересный принцип обучения - теперь вам не хватит просто получить очки опыта для того, чтобы изучить новое умение. Теперь вам придется сначала узнать теорию о том, что же вы будете использовать.

Одним из самых существенных новшеств стал ввод Арены. Это такая местность, на которой вы сможете драться и получать трофеи. И, естественно, опыт. В любой игре важен опыт, а в играх серии Дивинити - тем более. Правда, чтобы попасть на Арену, вам понадобится специальный ключ, но, как только вы его получите, жизнь может показаться сахарной. Для этого советую использовать низкие уровни сложности. Правда, если игра кажется сахаром и вам это не нравится - попробуйте хард кор. Останетесь довольны, будьте уверены. Для Beyond Divinity характерно большое количество глюков, потому разработчики выпускают за патчем патч, Divine Divinity же была прекрасно сбалансирована и почти не имела глюков. Но ничего, все еще впереди... И последнее про игру... Сценарий для нее писала дочка знаменитого Терри Пратчетта. Стоит играть? Естественно!

2009 год... Выход новой части из знаменитой серии Дивинити. Теперь перед вами отличная ролевая игра Divinity 2 Ego Draconis. О ней можно сказать многое - и не сказать ничего... Общего с предшественницами - только компания-разработчик и такой же разветвленный сюжет. Ну и мир, естественно. Превращения в дракона, игры с магией, своя собственная магическая башня, игры в создателя, поиск тайников, даже чтение мыслей - все это доступно для вас в игре. И это - далеко не все новшества. Поиграйте - и посмотрите сами. На последок - последняя конфетка про игру. Графика здесь - как в сказке. Детализация на высочайшем уровне. Играть - обязательно.