Чн щн примеры. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч

Цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, 411, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; разви-н;пъ мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧН, ЧК, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собст-т-и ной работе орфографические ошибки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Словарная работа

(На доске записаны слова.) Язык, языковед, языкастый.

Прочитайте группу слов.

Что у них общего?

Спишите слова. Поставьте ударение, определите непрове­ряемую гласную.

Какие еще однокоренные слова вы можете подобрать? (Язычок.)

НЕ, Самоопределение к деятельности

На какие три группы разделены слова? бол.. кол.-цо ноч.лгай

ЛОС.. КОЦ..КИ ХИЩ..НЫЙ

ден.. пал..то кон-.чик

Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. Что вы о них можете сказать? (Это мягкие согласные.)

- Как обозначается на письме мягкость согласных? (Буквами Е, И, Я, Ё, Ю и мягким знаком.}

- Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (Мягкость обозначим мягким знаком.)

- Во втором столбике?

Что общего в написании орфограммы в первом и втором столбике? (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике - в конце слова, а во втором столби­ке-в середине слова.)

- Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике. Что вы можете о них сказать? (Это тоже мягкие согласные.)

- Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в этом столбике? (Никакую букву не будем ставить.)

- Почему? (В буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТмягкий знак не пишется.)

- Откройте учебник на с. 3. Прочитайте, чему будем учиться.

Откройте учебник на е. 4. Прочитайте название темы сего­дняшнего урока. (Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.}

IV. Работа по теме урока Упр. / (с. 4).

Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят.

Назовите слова с непарными шипящими согласными зву­ками. (Помощник, улочка, курочка.)

- Выполните последнее задание. Какие сочетания вы под­черкнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК.) Упр. 2 (с. 4).

- Найдите условный значок. Что он обозначает? (Нужно по­размышлять над вопросом и высказать свое мнение.)

- Почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [Ч"], [Щ"]? (Эти звуки всегда мягкие, но мягкий знак после букв Ч и Щ не пишется. Правописание этих буквосочетании нужно запомнить^)

- Выполните задание самостоятельно. (Четыре ученика работают у доски. После выполнения про­водится самопроверка по образцам на доске.)

Как произносятся согласные звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ? Можно ли сказать, что это опасные ме­ста в слове? В чем заключается опасность? (Звук произно­сится мягко, но мягкий знак не пишется.)

Как называются такие опасные места в словах русского язы­ка? (Они называются орфограммами.)

Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тетуш­ка Сова.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой

Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки. (Выполняется с комментированием).

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

(Краски и кисточка.)

Что это у Галочки? Ниточка на паточке. Палочка б руке, А ниточка в реке. (Удочка.)

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки -

Раздают всем огоньки. (Спички.)

На ветках плотные комочки,

В нихдремлют клейкие листочки. (Почки.)

Отгадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг. (Пончик.)

Подчеркните буквосочетания НЧ, ЧК. 2. Работа по учебнику Упр. 4 (с. 5).

(Выполняется самостоятельно.)

В каких словах вы подчеркнули буквосочетание ЧК?

Упр. 3 (с. 5).

(Дополнительное задание. Выполняется самостоятельно.)

Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [Ч 1 ]? (Мягкий согласный звук}

Какие буквосочетания вы подчеркнули в словах? (Буквосо­четание НЧ.}

VII. Рефлексия

(На доске записаны слова.)

Кон..ки, гюч-.та, птен.лик, меи..ше, хищ.-ник, бол.,ной.

Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Под­черкните орфограмму.

(Самопроверка. Один ученик читает"слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.)

(Также можно использовать КИМы (тест 4, с. 21).)

""41. Подведение итогов урока

Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?

Что нужно помнить при написании этих буквосочетаний?

Все ли вам было понятно?

Домашнее задание

Выполнить упр. 5 (с. 5).

Урок 79. Повторение темы «Твердые и мягкие согласные»

Цели: обобщить знания о правописании мягких и твердых согласных; формировать умение обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю, Ь; развивать навыки написания слов с сочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах изученные орфограммы; обосновывать написание слов; находить в чужой и собственной работе орфографиче­ские ошибки; заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу; определять произношение слова по орфоэпическиму словарю.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Анализ изложений. Работа над ошибками

2. Орфографическая минутка

Замените словосочетания одним словом, отвечающим!

на вопрос какой?.

° Суп, который готовится на молоке. (Молочный.) " Порт на реке. (Речной.) й Суп из овощей. (Овощной.) ° Животное, которое питается мясом других животных]

(Хищное.)

Часы, в которых песок пересыпается из верхней емкости в нижнюю. (Песочные.)

Порошок из яиц. (Яичный.)

Зверь, которого приручили. (Ручной.)

- Запишите слова в строчку, через запятую.

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Катя, Игорь, Верочка, Дарья, Оленька, Люда, Анна.

Прочитайте слова. Что у них общего?

Назовите слово, в котором нет мягких согласных звуков.

Как обозначается мягкость согласных в остальных словах?

Назовите слова, в которых мягкость обозначена гласными буквами.

В каких словах мягкость согласного звука обозначена мяг­ким знаком?

В каком слове мягкость согласного звука не обозначена мягким знаком?

Объясните написание этого слова.

Сделайте вывод: какова тема урока?

IV. Работа по теме урока Упр. 6 (с. 6).

- Прочитайте задания к упражнению.

На какие группы можно разделить слова?

В каких словах обозначается мягкость указанных согласных звуков?

Мягкость каких согласных не будем обозначать мягким знаком?

Какое слово с непроверяемой орфограммой встретилось в тексте упражнения? Назовите орфограмму в этом слове.

(Учащиеся выполняют упражнение самостоятельно. Затем приводится самопроверка. Учащиеся по цепочке читают слова (I пЫ.нсняют их написание.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Упр. 7 (с. 6).

(Учащиеся объясняют написание слов с пропущенными ор­фограммами. Остальные задания выполняют самостоятельно.)

Упр. 8 (с. 6).

(Устное выполнение. Вариант /. На каждой парте орфоэпи­ческий словарь. Учащиеся в парах читают слова, затем проверяют друг друга по словарю. Вариант 2. Два-три ученика ищут в ор­фоэпическом словаре слова, пока остальные работают в парах, Затем учащиеся цепочкой произносят слова, а ученики у доски проверяют.)

Упр. 9 (с. 7).

(Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.)

VII. Рефлексия

(Письмо под диктовку.)

В чаще леса свишут синички. Трещат сороки. Цветут ландыши.

(Учащиеся проверяют друг друга в парах по образцу на доске" или на листочках, приготовленных учителем.)

«!» - молодец, ты все написал правильно.

«+ » - хорошо, но еще немного ошибаешься.

«-» - тебе нужна помощь учителя.

(Также можно использовать КИМы (с. 43).)

VIII. Подведение итогов урока

Какие орфограммы повторяли на уроке?

Все ли вам было понятно?

Какое задание вам было интересно выполнять?

Кто доволен своей работой?

Где допустили ошибки?

Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Домашнее задание

Выполнить упр. 10 (с. 7).


Согласные звуки. Сочетания букв ЧН, ЧК, ЩН
Звуки и буквы

На этом уроке мы узнаем, как правильно писать слова с сочетаниями букв ЧК, ЧН, ЩН, поймём, почему мягкий знак не пишется. Проведём речевую разминку, научимся образовывать слова с такими буквосочетаниями и выполним множество интересных заданий.

Речевая разминка

В начале урока проведём речевую разминку:

Ш — всегда шипящий звук.

Шар воздушный сдулся вдруг:

На камнях змея шипит:

Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш!

Море Черное шумит:

Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш!

Ж — конечно, звук жужжащий.

Это жук жужжит блестящий:

А еще жужжит пила:

Ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж!

И летящая пчела:

Ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж!

Ч — напомнит этот звук,

Как пускает пар утюг:

Как вагончики спешат:

Ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч!

Как жалеют малыша:

Ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч!

Щеткой вещи чищу чисто:

Обрывает ветер листья:

Щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ!

Щ — метем мы мусор щеткой:

Щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ!

Произносим звуки четко:

Ж Ш Ч Щ!

Мы уже знаем, что звуки Ж, Ш, Ч, Щ - согласные. А ещё Ж, Ш, Ч, Щ - шипящие. Шипящие согласные не имеют пары по твёрдости и мягкости. Поэтому звуки Ж и Ш - всегда твёрдые, а звуки Ч и Щ - всегда мягкие. Нам уже знакомы правила: ЖИ-ШИ пиши с буквой И, ЧА-ША пиши с буквой А, ЧУ-ШУ пиши с буквой У. Сегодня мы узнаем об особенности написания буквосочетаний ЧК - ЧН - ЩН .

Особенности написания буквосочетаний ЧК - ЧН - ЩН

В сочетаниях ЧК - ЧН - ЩН мягкий знак не пишется , потому что звуки Ч и Щ всегда мягкие. Их мягкость обозначать не нужно.

Прочтём стихотворение, которое поможет нам запомнить это правило:

Ёлочка и белочка,

Шуточка, минуточка.

Срочный, уличный, ночной,

Точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,

Где ЧН, а где ЧК.

Мягкий знак не пишется,

Даже если слышится!

Закрепление знаний на практике

Рассмотрим картинки и назовём предметы. Запишем слова с сочетанием ЧК.

Проверим, что получилось: тучка, синичка, свечка, речка, спичка, печка.

Назовём сказочных героев, в чьих именах есть сочетание ЧК.

Рис. 7. Красная Шапочка ()

Рис. 8. Чиполлино ()

Рис. 9. Дюймовочка ()

Рис. 10. Буратино ()

Рис. 11. Русалочка ()

Рис. 12. Принцесса ()

Это Красная Шапочк а, Дюймовочк а, Русалочк а. В словах Чиполлино, Буратино, Принцесса сочетания ЧК нет.

Изменим выделенные слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК.

Хищная щука , свежее молоко , рыжая белка , доброе сердце , белая собака , яркая свеча , молодая ветка.

Проверим:

Хищная щучк а, свежее молочк о, рыжая белочк а, доброе сердечк о, белая собачк а, яркая свечк а, молодая веточк а.

Подберём к данным словам слова-родственники, отвечающие на вопрос какой? Выделим буквосочетания, которые мы использовали.

Яблоко - ……….пирог;

пшеница - ……хлеб;

огурец - ………сок;

овощи - …… салат;

ночь - ………поезд;

дача - ………сезон;

хищник - ……зверь.

Проверим:

Яблочн ый пирог

Пшеничн ый хлеб

Огуречн ый сок

Овощн ой салат

Ночн ой поезд

Дачн ый сезон

Хищн ый зверь

Мы использовали буквосочетания ЧН-ЩН.

Спишем, вставляя нужное буквосочетание: мо…ая машина, солне…ый день, то…ая наука, ре…ая вода, пе…ая труба.

Проверим: мощн ая машина, солнечн ый день, точн ая наука, речн ая вода, печн ая труба.

Соединим слова в словосочетания.

Мощная суп

изящная зверь

солнечный машина

синичкин день

хищный птенчик

овощной ваза

Проверим, что получилось:

Мощная машина

Изящная ваза

Солнечный день

Синичкин птенчик

Хищный зверь

Овощной суп

На следующем уроке мы узнаем, что одинаковые согласные, которые пишутся в слове подряд, называют удвоенные. Выучим правила их написания и переноса слов с удвоенными согласными.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Dondokova-tutor.ucoz.ru ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Arhschool1.ucoz.ru ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 114 С. 78, упр. 116 С. 79.
  • Подберите к данным словам слова-родственники, отвечающие на вопрос какой? Выделите буквосочетания, которые вы использовали.

Клубника - ……….торт; яблоко - ………повидло; овощи - …… сок; печь - ………труба; столица - ………клиника; жилище - ……комплекс.

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай загадки, где ответами будут слова с ЧК, ЧН, ЩН.

ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

ЦЕЛИ: сформировать представление о буквосочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ как орфограммах; развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; ознакомить с правилом употребления мягкого знака; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление; заострять внимание на языковых явлениях

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями, карточки для работы в парах, средней и повышенной сложности; предметные картинки.

Ход урока

I. Организационный момент

Начинаем мы урок.

Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

II. Актуализация знаний

а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2

Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

Ча с, ча й, ча йник, чаща , ча сть, све ча , ча шка;

Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща)

Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)

б) Игра «Волшебник мягкий знак»

- С помощью мягкого знака образуйте новые слова. Выиграет тот, кто быстрее выполнит задание

для проверки СЛАЙД 3

в) Диктант. (создание проблемной ситуации)

- Запишите слова в два столбика: в I – слова – названи е предметов с мягким знаком на конце, а во II - в середине слова.

Письмо, цепь, пальто, клюшка, пень, морковь, желудь, кисточка, деньги, зонт.

Ребята, в каких словах мягкость согласных звуков обозначена на письме с помощью мягкого знака? (Письмо, цепь, пальто, пень, морковь, желудь, деньги.)

А в каких словах –нет мягкого знака?(Кисточка, зонтик)

Почему в слове кисточка мягкий знак после буквы Ч не пишется? (вопрос остается открытым) СЛАЙ 4

III . Сообщение темы урока

- Сегодня тема нашего урока «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4

На какие три группы можно разделить слова?

Бол… кол…цо ноч… ной

лос… кон…ки хищ…ный

ден… пал...то кон…чик

Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные )

Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком )

Во втором столбике? (мягким знаком )

Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные )

Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем )

Почему? (в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

IV. Работа по учебнику (2-я часть )

Прочитайте, чему будем учиться.

Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)

V. Работа по теме урока

У.с. 4 упр.1 Пл.о.хой друг в деле не п о мощник.

На св о ей улочке и курочка хр а бра.

Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились?(проверяемая гласная)

Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками (помощник, улочка, курочка )

Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК )

Что обозначает условный значок на полях? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )

Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? (мачта )

Мачта - высокий столб на судне для парусов.

Отвечаем на вопросы после упражнения.

Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски )

а) с ЧК , удо чк а, ласто чк а, спи чк и, пе чк а;

б) с ЧН , песо чн ица, цвето чн ица, моло чн ый;

в) с ЧТ, ме чт а, по чт а, ма чт а;

г) с ЩН , помо щн ик, хи щн ик, мо щн ый.

Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко )

Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется )

Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами )

Физ-ка «буква – Л»

Для развития речи учащихся

● Шла по полю черепаха (идём пальчиками )

● И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат )

● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

● Никого я не боюсь! (отрицание - указательным пальцем )

VI. Знакомство с правилом

Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.

У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6

Выполните задание к упражнению

Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;

Кончик - уменьшительное к слову конец;

Блинчик – название сладкого блюда

Стаканчик – маленький стакан.

Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение сам-но.

VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

- Работа в парах по карточкам

Карточка 1

СИНИЧ Ь КА

Это было Зимой. К окну Прилетела синич ь ка. Она была голодна. У окна стояли дети. Им стало жаль птич ь ку. Они открыли форточ ь ку. Птич ь ка влетела в комнату. Она стала клевать хлебные крошки.

Карточка 2

Прчитайте текст и исправьте ошибки

ПОМОЩ Ь НИКИ.

Мы с дедушкой поехали на дач ь ный уч я сток. Там всегда много работы: накормить птенчиков курицы - крошеч ь ных ц и плят, сварить ежевич ь ное варенье. Дедушка сказал, что мы- настоящие помощ ь ники.

VIII. Рефлексия Слайд № 8

Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки

Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. (по чт а, пте нч ик, хи щн ик,очки )

Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

IХ. Итог СЛАЙД № 9

Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….

Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?(пишем без ь знака

Дерево знаний

Красная карточка _ не уверены в своих знаниях;

желтая -, если хорошо усвоили материал;

зеленая - если уверены в своих знаниях

Х. Домашнее задание

У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;

Спасибо за урок!

Используемая литература

Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко и др. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.

В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь Часть 2. Москва «Просвещение» 2012.

В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Учебник Часть 2- М.: Просвещение, 2012.

В.П. Канакина Г.С. Щёголева Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 кл. М.: Просвещение, 2009.

Большой толковый словарь русского языка: ок. Б79 60 000 слов/под ред. Д.Н. Ушакова. – М.:АСТ: Астрель 2008.