Что такое омографы в русском языке определение. Занимательные языковые явления: что представляют собой омографы, примеры их в речи

В 1974 г. описанию омографов было посвящено небольшое Приложение в «Словаре омонимов русского языка» О.С. Ахмановой (М., 1974г. - С. 436 - 448).

Впоследствии на протяжении нескольких десятилетий инвентаризация омографов не проводилась.

Лишь в начале XXI в. лингвисты вновь обратились к этой малоисследованной теме.

В результате было создано несколько словарей омографов.

Машинные с ловари омографов:

    HomoForm.txt
    Словарь омонимичных словоформ содержит омоформы-омографы, т.е. формы разных (хотя часто близких по смыслу) слов, имеющие одинаковое написание. Ударение не учитывается, буква ё не используется - как это обычно бывает в письменном тексте. Например, бегу (бег, бежать), берете (брать, берет (головной убор)). Их мы и назвали омонимичными словоформами. Словарь организован таким образом, что слева стоят словоформы, а справа - лексемы (словарные слова), к которым эти словоформы относятся. В скобках указаны пометы частей речи.

    Полный список омонимичных словоформ получен при порождении всех словоформ из компьютерной версии Грамматического словаря А.А.Зализняка в отделе Машинного фонда русского языка Института русского языка Российской Академии наук.

    YOhmg.dic

    YOhmg.rex
    Словарь замен для разрешения ё-омографов все/всё - словарь с поддержкой расширенного формата DIC-словарей, допускающего звездочки внутри правил, а не только в начале/конце правила а также отдельно стоящие звездочки в правилах а также применение правила многократным проходом по DIC-словарю, выполняя замены до тех пор, пока это возможно.)

Фрагмент Словарь омографов русского языка Ю.Н. Гребневой (Примеры словарных статей):

ГРА ФЕ / ГРАФЕ
Группа I [сущ. и сущ.]

ГРА ФЕ , сущ., м., н. ф. граф; пр., ед.
Лицо, имеющее дворянский титул выше баронского.

Ографе Александре Сергеевиче Строганове сохранилась память как о покровителе наук, литературы и художеств .
Е. Карнович

ГРАФЕ , сущ., ж., н. ф. графа ; пр., ед. Или: дат., ед.
Полоса на бумажном листе, ограниченная двумя вертикальными линиями.

Учитель развернул тетрадь и, бережно обмакнув перо, красивым почерком написал Володе пять вграфе успехов и поведения .
Л. Толстой

ДРО ЖИ / ДРОЖИ
Группа II [сущ. и гл.]

ДРО ЖИ , сущ., ж., н. ф. дрожь; род., ед. Или: пр., ед. // дат., ед.
Частое судорожное сокращение мышц.

Мне стало стыдно своего волнения, своейдрожи .
А. Чехов
Голос Абогина дрожал от волнения; в этойдрожи и в тоне было гораздо больше убедительности, чем в словах .
А. Чехов

ДРОЖИ , гл., невозвр., несов., II спр., н. ф. дрожа ть; повел., ед., 2 го л.
Бояться; испытывать дрожь, трястись.

Медичка [перед уколом] намазала йодом под правой лопаткой Вани.
- Тише, недрожи ! - сказала она и оттянула пальцами кожу .
В. Белов

СТРУ НЫ / СТРУНЫ
Группа III [сущ.]

СТРУ НЫ , сущ., ж., н. ф. струна ; вин., мн. Или: им., мн.
Упругая нить, натягиваемая в музыкальных инструментах и издающая при колебании звук.

На кровати сидел Илья и задумчиво перебиралструны гитары .
В. Шишков

СТРУНЫ , сущ., ж., н. ф. струна ; род., ед. См. СТРУ НЫ.

Любви дни краткие даны,
Но мне не зреть её остылой;
Я с ней умру, как звук унылый
Внезапно порваннойструны .
А. Дельвиг

). К омографам могут относиться как слова, имеющие разное значение, так и разные формы одного и того же слова .

Омографы в русском языке

В русском языке омографы часто возникают из-за того, что ударение может ставиться на разные слоги. Например,

За́мок - замо́к

Другая распространённая причина появления омографов это факультативность написания буквы . Например, если опустить точки над буквой ё, то следующие слова станут омографами:

Всё - все чёрта - черта́

Омографами могут быть как совершено разные слова, так и однокоренные слова :

Жа́ркое - жарко́е ко́мпас - компа́с возбу́жден - возбуждён э́ксперт - экспе́рт

Омографы в других языках

В английском языке омография возникает в частности из-за существительных, произошедших от многих глаголов в результате переноса ударения на первый слог (англ. Initial-stress-derived noun ). Например,

conflíct (глагол «конфликтовать») - cónflict (существительное «конфликт»)

Кроме того в английском довольно часта ситуация, когда омографы могу возникнуть не только из-за разного ударения. Например:

  • read ˈ r d (глагол «читать» в настоящем времени) - read ˈ r ɛ d (глагол «читал» в прошедшем времени).

В португальском часта ситуация, когда омографы возникают из-за разности в открытии или закрытии ударной гласной. К примеру:

  • порт. sede (с закрытым произношением ударной гласной - "жажда") - порт. sede открытым произношением ударной гласной - "центр", "резиденция")

Напишите отзыв о статье "Омографы"

Примечания

См. также

Ссылки

  • Голев, Н. Д. . Практикуемся в языках.
  • Гребенева, Ю. Н. . Культура письменной речи.

Отрывок, характеризующий Омографы

Бородинское сражение с последовавшими за ним занятием Москвы и бегством французов, без новых сражений, – есть одно из самых поучительных явлений истории.
Все историки согласны в том, что внешняя деятельность государств и народов, в их столкновениях между собой, выражается войнами; что непосредственно, вследствие больших или меньших успехов военных, увеличивается или уменьшается политическая сила государств и народов.
Как ни странны исторические описания того, как какой нибудь король или император, поссорившись с другим императором или королем, собрал войско, сразился с войском врага, одержал победу, убил три, пять, десять тысяч человек и вследствие того покорил государство и целый народ в несколько миллионов; как ни непонятно, почему поражение одной армии, одной сотой всех сил народа, заставило покориться народ, – все факты истории (насколько она нам известна) подтверждают справедливость того, что большие или меньшие успехи войска одного народа против войска другого народа суть причины или, по крайней мере, существенные признаки увеличения или уменьшения силы народов. Войско одержало победу, и тотчас же увеличились права победившего народа в ущерб побежденному. Войско понесло поражение, и тотчас же по степени поражения народ лишается прав, а при совершенном поражении своего войска совершенно покоряется.
Так было (по истории) с древнейших времен и до настоящего времени. Все войны Наполеона служат подтверждением этого правила. По степени поражения австрийских войск – Австрия лишается своих прав, и увеличиваются права и силы Франции. Победа французов под Иеной и Ауерштетом уничтожает самостоятельное существование Пруссии.
Но вдруг в 1812 м году французами одержана победа под Москвой, Москва взята, и вслед за тем, без новых сражений, не Россия перестала существовать, а перестала существовать шестисоттысячная армия, потом наполеоновская Франция. Натянуть факты на правила истории, сказать, что поле сражения в Бородине осталось за русскими, что после Москвы были сражения, уничтожившие армию Наполеона, – невозможно.
После Бородинской победы французов не было ни одного не только генерального, но сколько нибудь значительного сражения, и французская армия перестала существовать. Что это значит? Ежели бы это был пример из истории Китая, мы бы могли сказать, что это явление не историческое (лазейка историков, когда что не подходит под их мерку); ежели бы дело касалось столкновения непродолжительного, в котором участвовали бы малые количества войск, мы бы могли принять это явление за исключение; но событие это совершилось на глазах наших отцов, для которых решался вопрос жизни и смерти отечества, и война эта была величайшая из всех известных войн…

Русский язык - явление сложное, яркое, чрезвычайно многообразное. Это касается всех его уровней. Особенно интересные явления в нём можно наблюдать на уровне фонетики, лексики и грамматики. Эти пласты в первую очередь в наиболее полной форме расскажут нам о тех изменениях, что происходят в устной и с течением времени, под воздействием событий, протекающих в обществе. Если археологи добывают сведения о «делах давно минувших дней», разбираясь с артефактами, то лингвисты проделывают ту же работу, изучая жизнь слова.

Лексические перевёртыши

Лексика, пожалуй, наиболее подвижный языковой пласт. Она более других разделов филологии связана непосредственно с говорящими, с живым общением. Поэтому лексический состав русского языка столь богат, многопланов, разнообразен. Помимо традиционных синонимических и антонимических групп, вступающих между собой в сложные коррелятивные отношения, лингвисты выделили ещё одну обширную общность слов, называемую омонимами. Она крайне неоднородна, её лексические единицы сами по себе образуют несколько обособленных ответвлений. Это, помимо собственно омонимов, омофоны и омографы, примеры которых нам предстоит разобрать.

Определение понятия

Термин пришёл к нам из и буквально переводится как «одинаково пишущийся» или «пишу одинаково». Что это значит? А то, что омографы - примеры таких слов, которые имеют сходное графическое начертание, но при этом произносятся по-разному и не совпадают по своему лексическому значению. Разница в произношение, главным образом, обуславливается несовпадением ударных позиций или фонетическими и грамматическими законами. Наиболее известные омографы, примеры которых наглядно демонстрируют это различие - слова за"мок и замо"к, а"тлас и атла"с и другие.

Объясняем детям

Лексика подробно изучается в школе в 5 классе, и затем уже дети целенаправленно не возвращаются к пройденному материалу вплоть до выпускных экзаменов, когда нужно вспомнить и систематизировать весь багаж знаний. Чего не скажешь о других языковых разделах. Поэтому важно, чтобы школьники изначально хорошо усвоили и легко классифицировали различные Объясняя на уроке, что такое омографы, примеры их учитель должен подробно разобрать, следуя принципу «от простого к сложному». Т. е., вначале сам разъясняет, затем просит это же сделать учеников. Очень важно в процессе прохождения темы давать словам лексическое толкование. Только тогда усвоение материала будет прочным, а запоминание - осознанным.

Контекстное окружение

Следовательно, разбираясь с теорией, с методической точки зрения более правильным будет приводить не одиночные омографы - примеры словосочетаний с пояснительными словами окажутся куда более наглядными. Если учитель запишет на доске словосочетания «старинный замок, средневековый замок, каменный замок, замок с высокими башнями, королевский замок», детям будет совершенно ясно, что речь идёт об архитектурном сооружение, жилом здании, и т. д. Далее, можно им самим записать 1-2 подходящих предложения с омографами. Примеры: «На высоком холме возвышался грозный средневековый замок. Он был окружён неприступной каменной стеной». А теперь омограф: хитроумный замок, навесной замок, поломанный замок, замок на молнии. Дети сразу определят, что данные примеры имеют в виду механизм для закрытия чего-либо. И смогут сами продолжить ряд: «Папа врезал в дверь новый надёжный замок. Теперь мы можем не бояться за сохранность своей квартиры». Если учитель во время занятий в последующих классах будет время от времени возвращаться к этому материалу, это благотворно скажется на языковой практике школьников.

Близкие, но не тождественные

Естественно, что ребёнку сложно сохранить в памяти все сведения, полученные им за период ученичества и в первозданном виде донести их до экзаменов. Первое, с чем он начинает путаться, когда материал по лексикологии утрачивает актуальность - что такое омографы и омофоны (синонимы и антонимы, омонимы запоминаются более прочно, т. к. у них ярче выражены дифференцированные черты). Явление омофонии основано на звуковой близости («фон» - звук).

Да, эти слова часто тоже пишутся одинаково (далеко не всегда!) Но и ударение у них совпадает, а у омографов - нет. Омофоны - это: лук - растение и лук - оружие, коса - волосы и коса - сельхозинвентарь, грипп - болезнь и гриб (разная графическая оболочка при одинаковом фонетическом оформление!) - растение.

Систематизация омографов

Проблемой омографии русского языка лингвисты начали серьёзно заниматься уже в нашем, 21 веке. До этого времени данное языковое явление рассматривалось весьма поверхностно. В современной же филологии, помимо графических омографов (т. е., в чистом виде), выделяются:

  • слова, которые одинаково пишутся и относятся к одной и той же части речи, например, мука" и му"ка;
  • сопоставляемые слова с разной частеречной принадлежностью: зво"нок и звоно"к;
  • ситуативные омографы: у Ко"ли - коли".

Разнообразные задания с занимательным уклоном помогут школьникам глубже проникнуть в загадки русской лексики и разобраться с её особенностями. И обязательно нужно учить их пользоваться словарями, в том числе и словарём омографов!

Что такое омографы? Для чего нужны омографы?

    В переводе дословно омографы это одинаково пишу

    В этих словах написание одинаково, а вот ударение и порою смысл слова разный

    например: берегу (глагол) я тебя берегу

    и сидишь на берегу (существительное)

    ты мне дорог и много дорог

    паром плавательное судно и обжечься паром

    Я плачу за все, и я плачу, когда больно(плакать)

    В русском языке есть слова омонимы, а есть слова омографы. Что это такое и почему важно их не путать?

    Если омонимы одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение, то омографы - пишутся одинаково, но произносятся по-разному.

    Слова-омографы в русском языке, примеры:

    атлАс (ткань) и Атлас (географический).

    селО (существительное, деревня) и сЕло (глагол, например: солнце село). Они пишутся одинаково, но звучат по-разному, и смысл тоже имеют разный.

    Для сравнения, слова-омонимы: завод (в значении предприятие) и завод (например, завод будильника). Они звучат одинаково, но имеют разный смысл.

    Омографы, как и другие слова, нужны для того, чтобы русский язык был богаче и выразительнее.

    Омографы - это слова, которые пишутся одинаково, но звучать они могут по разному (ударение, к примеру, на другой слог), а также значения они имеют различные. Например, такое слово, как большая. если поставить ударение на первый слог, то значение будет часть, которая больше, а если на второй слог, то просто в значении что-то, чего много

    Омографы - это слова, имеющие одно и тоже написание, но различное друг от друга произношение. Как правило, в этих словах ударение может падать на разные слоги.

    Например, МукА и МУка.

    Также есть случаи с буквой quot; - так как при письме вместо не можно писать букву Е, то могут возникнуть совпадения с абсолютно другими по смыслу словами.

    Например, Вс (значение - хватит, конец) -> (на письме) Все, но есть также слово Все (которое изначально пишется и произносится всегда с Е и имеет значение полный, абсолютный, всеохватывающий).

    Что такое ?

    Омографами в русском языке называют слова (в том числе, различные словоформы), которые графически неразличимы, но имеющие разницу во время произношения. Например, за счт разности ударений. Смысл каждого отдельного омографа в омографической паре отличается от смысла другого. Часто бывает так, что между ними невозможно найти ни одной лексической точки соприкосновения.

    Зачем нужны ?

    Омографы никто не создат специально, целенаправленно. Поэтому нельзя сказать: А давайте отменим омографию, ничего не изменится. Это порождение постоянных языковых процессов, которые невозможно проконтролировать. Таким образом, омографы нужны языку по той причине, что они существуют и демонстрируют его возможности.

    Примеры :

    (ударения помечены заглавными буквами)

    Персонаж этот был не безОбразным, а безобрАзным.

    Все зАмки были замкнуты на замкИ.

    омографы (от греческого одинаково пишу) - слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по разному обычно из-за ударений в разных слогах или некоторых букв, которые пишутся одинаково, но могут читаться по - разному..

    В русском языка существуют омографы - это связано в основном с тем, что в русском языке обычно не принято при написании слов ставить знаки ударения..

    Примеры омографов (самые известные):

    Духи (если поставить ударение на первый слог, то получится слово, производное от дух - мистическое существо или моральное состояние человека, если на последний,то получится ароматическое средство)..

    Замок (при ударении на первый слог - это средневековое сооружение, на последний - устройство для блокирования чего - либо)..