Загадка "кап арконы". "Самая успешная авиаатака" британских ВВС

3 мая 1945 года, за несколько дней до конца Второй мировой войны, когда ее исход уже ни у кого не вызывал сомнений, истребители-бомбардировщики Хаукер "Тайфун" из 184-го, 193-го, 197-го, 198-го и 263-го скуадронов британских Королевских ВВС отправили на дно Любекской бухты пассажирский лайнер "Кап Аркона", а также - грузовые суда "Дойчланд" и "Тильбек". На этих кораблях погибло около восьми тысяч узников нацистских концлагерей, которых гитлеровцы собирались вывезти Норвегию.
На Нюрнбергском процессе начальник гамбургской полиции Георг-Хеннинг фон Бассевиц-Бер, выступавший в роли свидетеля обвинения, дал показание, что шеф СС Гиммлер якобы намеревался утопить все три судна вместе с заключенными, однако, этому противоречит нахождение на "Кап Арконе", помимо узников, более 600 солдат и офицеров СС. Они тоже эвакуировались в Норвегию, все еще находившуюся под немецким контролем.


"Кап-Аркона" имел водоизмещение 27,5 тысяч тонн, длину 205 метров
и пассажировместимость - 1300 человек, из них 575 - в каютах первого класса.

Более того, о предстоящем рейсе "Кап Арконы", "Дойчланда" и "Тильбека" в Норвегию, а также - о том, что корабли буквально набиты заключенными, немцы заранее известили представителей шведской и швейцарской миссий Красного креста. 2 мая сотрудники миссий передали эту информацию британскому военному командованию.
В частности, ее получил генерал Джордж Робертс, возглавлявший английские войска, которые вели наступление в районе Любека Однако Робертс и его коллеги почему-то не переадресовали полученные сведения руководству ВВС. В результате летчики не знали, кого собираются вывозить из агонизирующего рейха "Кап Аркона", "Дойчланд" и "Тильбек".

Согласно официальной британской версии, авиацию не известили случайно, "по недосмотру". Однако вполне возможно, что сведения о заключенных, сидевших в трюмах, были намеренно скрыты от ВВС, так как английские генералы сочли их дезинформацией, предназначенной для обеспечения беспрепятственного бегства из Германии главарей нацистского режима и вывоза его сокровищ. Также возможно, что лагерниками, которых немцы фактически использовали в качестве "живого щита", решили пожертвовать ради недопущения такой возможности.
Как бы там ни было, а на следующий день более сотни "Тайфунов" расстреляли готовящиеся к отплытию корабли 60-фунтовыми ракетами RP-3 и сбросили на них несколько десятков 500-фунтовых фугасных бомб. Никакого сопротивления летчики не встретили и работали как на полигоне, поскольку на кораблях не было зениток, а немецкие истребители уже давно не появлялись в воздухе.
«Внезапно появились самолёты. Мы ясно видели их опознавательные знаки. „Это англичане! Смотрите, мы КаЦетники! Мы узники концлагерей!“ — кричали мы и махали им руками. Мы махали нашими лагерными шапками в полоску и указывали на нашу полосатую одежду, но не было к нам сострадания. Англичане стали бросать напалм на сотрясающийся и горящий "Cap Arcona". На следующий заход самолёты снизились, теперь они были на расстоянии 15 м от палубы, мы хорошо видели лицо пилота и думали, что нам нечего бояться. Но тут из брюха самолета посыпались бомбы… Некоторые падали на палубу, другие в воду… В нас и в тех, кто прыгнул в воду, стреляли из пулемётов. Вода вокруг тонувших тел сделалась красной», — писал Биньямин Якобс в книге «The Dentist of Auschwitz».

"Кап Аркона" получил около 60 ракетных и несколько бомбовых попаданий, от которых на нем вспыхнул пожар, вскоре охвативший весь корабль. Через многочисленные пробоины в трюмы хлынула вода. Пылающий гигант медленно накренился на левый борт, потом лег на бок и через полчаса опустился на грунт. Глубина в этом месте была небольшой и почти половина лайнера осталась над водой.
Как только началась бомбардировка, эсэсовцы и члены команды "Кап Арконы", надев спасательные жилеты, стали прыгать в воду. Но у запертых в трюмах узников не было такой возможности. Почти все они задохнулись в дыму, сгорели или утонули, а тех, кто сумели выбраться наружу через разбитые взрывами переборки, расстреливали из пушек носившиеся над бухтой "Тайфуны". Эсэсовцы при этом тоже гибли, но большинству из них все же удалось добраться до берега, либо их подняли из воды спасательные катера, траулеры и буксиры.


Расстрелянный и горящий "Кап Аркона". Снимок сделан одним из
английских летчиков на любительскую камеру из кабины своего самолета.

Всего с "Кап Арконы" было спасено 420 служащих СС (из них 20 женщин), 16 членов команды и 350 заключенных. Погибло свыше пяти тысяч узников и примерно две сотни нацистов. Та же картина была на "Тильбеке". Из 2800 находившихся на нем лагерников выжило лишь 50 человек. Только с "Дойчланда" успели снять две тысячи заключенных, прежде чем корабль перевернулся и затонул.

Сразу после войны англичане тщательно обследовали лежавшие на мелководье суда, но никаких сокровищ не обнаружили. В трюмах были только тысячи трупов в полосатых лагерных робах. Их не стали поднимать на поверхность, поэтому еще более 30 лет на пляжи Любекской бухты выносило прибоем человеческие кости.
Среди погибших от английских бомб и ракет были представители более 20 национальностей: американцы, англичане, белорусы, бельгийцы, венгры, голландцы, греки, датчане, евреи, итальянцы, канадцы, латыши, литовцы, немцы, норвежцы, люксембуржцы, поляки, русские, румыны, сербы, украинцы, финны, французы, чехи и эстонцы.

Британские подводные лодки на Средиземном море неоднократно топили транспорта, на которых вывозились британские же пленные, причем британское командование прекрасно об этом знало из дешифровок "Ультры".

Но как вы понимаете, кровавый маньяк и садист-убийца исключительно капитан Маринеско...

«Кап Аркона» загорелся и позднее перевернулся. Пассажиров, оставшихся в живых после бомбежки, расстреляли из пулеметов охранники эсэсовцы и летчики, которые имели приказ уничтожать всех находившихся на борту атакованных кораблей людей.

«Мы расстреливали их в воде из 20-миллиметровых пушек,- вспоминал позднее Аллан Вайз, один из летчиков участвовавшей в нападении 193 эскадрильи английских ВВС.- Это был кошмар, но нам отдали приказ и мы его выполнили. Такова война!»

Естественно британское командование и сами летчики не знали, что «Кап Аркона» везет не эсэсовцев из Норвегии, а узников концлагеря. Впрочем, по одной из версий, в командовании такой информацией обладали, но по какой-то причине не довели ее до летчиков.

Из 4,5 тыс. пассажиров «Кап Арконы» уцелело менее 8%, только 350 заключенных. Значительно ниже оказались потери среди немцев, находившихся на борту: из 600 человек благодаря спасательным жилетам несмотря на холодную воду, температура которой в тот день не превышала 7°, уцелели почти 500. Немецкие траулеры спасли 16 моряков, ок. 450 эсэсовцев и 20 надзирательниц.

Вместе с «Кап Арконой» были потоплены и два других корабля. Общие потери в тот день оцениваются как минимум в 5 тыс. человек. Потопление «Кап Арконы» считается четвертой по масштабам морских катастроф в истории человечества.

С «Афин», находившихся в момент налета в Нойштадте, на следующий день союзными войсками было спасено 1998 заключенных.

Всего, по британским оценкам, налет ВВС унес жизни более 6500 узников. Еще 500 расстреляли немцы с береговых пулеметов. 7000 – это минимальная цифра, звучащая в материалах по данному инциденту. Считается, что она занижена. В других источниках называют до 13000 погибших.

В морских реестрах числится, что на борту «Кап Аркона» погибло 5594 человека. И это вторая по величине морская катастрофа в истории человечества. «Тильбек» с приблизительно 2800 погибшими занимает седьмое место в этом печальном списке.

Бухта Нойштадт очень мелкая, поэтому перевернутый лайнер со временем вынесло на берег. Еще несколько недель на берег выносило трупы узников концлагеря. Их собирали и хоронили в массовых могилах. Море продолжало делиться страшной добычей еще четверть века. Последний скелет вымыло на берег бухты в 1971 году.

«Кап Аркона» пролежал на берегу еще четыре года и в конце концов в 1949 году переломился на части.

В 1950 году «Кап Аркона» был разрезан водолазами и утилизирован. Спонсором проекта стала компания Rolls Royce, которая была производителем ракет, уничтоживших судно. В задачу водолазов входило четко документировать ход работ и произвести тщательную съемку повреждений затонувшего корабля. Нужно это было, чтобы доказать эффективность ракет потенциальным покупателям.
«Тильбек» был поднят со дна, восстановлен и продолжил морскую жизнь под новым именем. Долгое время ходил под панамским флагом. Закончил карьеру в югославском Сплите аж в 1974 году. Это единственный случай, когда судно, на котором погибло столько человек, было позже восстановлено и успешно эксплуатировалось.
«Афины» перешли по контрибуции СССР и получили название «Генерал Брусилов». Позже корабль передан Польше, где использовался на рейсах Гдыня – Буэнос-Айрес.

Про трагедию в бухте Любека многие предпочитают молчать, несмотря на огромное количество жертв. Первый документальный фильм появился лишь в 1995 году.

По количеству жертв и тоннажу это крупнейшая "победа" Британии во 2-й мировой войне. 3 мая это произошло, а 4 мая немцы сдались фельдмаршалу Монтгомери.

Вооружение

Cap Arcona (1927) рус. «Кап Аркона» - океанский пассажирский лайнер повышенной комфортабельности, построен для Hamburg-Sued (Гамбург-Южно Американская пароходная компания) назван в честь мыса Аркон на острове Рюген. Он перевозил пассажиров и грузы между Германией и восточным побережьем Южной Америки. В 1940 году ВМС Германии реквизируют его как транспортник. Непосредственно перед капитуляцией Германии во Второй мировой войне , корабль был потоплен 3 мая 1945 года британскими бомбардировщиками.

История создания

В стремлении сохранить лидирующие позиции в Южной Атлантике, Hamburg-Sued заказал у Blohm & Voss (Блом унд Фосс) строительство океанского лайнера. В Гамбурге 21 июля 1926 года на стапелях Blohm + Voss судостроительной фирмой Германии было начато строительство судна. Cap Arcona был спущен на воду 14 мая 1927 года в качестве флагмана пассажирского флота, считался одним из лучших и самых красивых кораблей своего времени, гордостью Гамбурга. Передан заказчику 19 ноября 1927 года.

Описание конструкции

Профиль лайнера

Профиль Cap Arcona , как и у более поздних l’Atlantique , отличался от типичных представителей североатлантических круизных лайнеров. Его укороченный нос и расширенная надстройка дали величественный внешний вид и позволили увеличить площадь верхних палуб. Пассажировместимость лайнера, общая 1315 человек: 575 1-й класс, 275 2-й класс и 465 в общежитиях.

Корабль имел 26 спасательных шлюпок, большинство из которых были установлены в два яруса, с одним заметным новшеством: гравитационные шлюпбалки. Шлюпки на Cap Arcona не стояли на палубе, а были подвешены, освобождая дополнительное место для открытой прогулочной палубы.

В целях увеличения максимального комфорта и безопасности пассажиров, теннисный корт располагался на верхней палубе. Места общественного пользования, комната для курения, обеденный зал, зимний сад стали очень популярны у пассажиров.

Комната для курения

Комната для курения на Cap Arcona была одной из лучших на маршруте среди круизных лайнеров. Похожа на Салун (англ. Saloon), имела площадь 304 квадратных метров и высоту стен в 4.3 метра. Стены обшиты панелями из тёмного ореха, в центре зала мраморный камин врезанный в мраморную стену.

Зимний сад

Зимний сад может показаться излишним на лайнере который проэктировался и строился для круизов в Южную Америку, и большую часть времени плавания проводил в экваториальных водах. Но он был обязательным условием того времени для пассажиров лайнера 1 класса.

Обеденный зал

Главной особенностью обеденного зала Cap Arcona было 10 огромных окон, по 5 с каждой стороны, что увеличило визуальный объем помещения и позволяло проникать солнечному свету. Зал площадью 630 квадратных метров с высотой стен в 5.5 метра был облицован зелёным шёлковым полотном и декорирован древесиной джакаранды и свечного дерева. Стены украшали 3 больших гобелена а на полу лежал украшенный узорами ковёр.

Вспомогательное оборудование

Cap Arcona был оборудован современным навигационным и коммуникационным оборудованием своего времени. На борту лайнера так же находилась станция подводного сигнализирования, которая на протяжении некоторого времени считалась альтернативой радиостанции, система радио позиционирования и пеленгации а с 1934 года ещё и устройство эхолокации и гирокомпас.

История службы

Служба в составе HSDG

19 ноября 1927 года Cap Arcona покинул порт Гамбурга в своём первом плавании к берегам Аргентины. Маршрут Гамбург- Буэнос-Айрес лайнер преодолевал всего за 15 дней, были регулярные рейсы между Гамбургом и Мадейрой, Рио-де-Жанейро и Буэнос-Айрес. С ноября 1927 по август 1939 года лайнер совершил 91 рейс и перевёз более 200 000 пассажиров. Знаменитый пассажир 1928 года, пионер авиации Альберто Сантос-Дюмон (англ. Alberto Santos Dumont ),. 25 августа 1939 года, Cap Arcona под командованием командора Richard Niejahr последний раз из Южной Америки приходит в Гамбург.

Служба в составе ВМС Германии

30 марта 1945 Cap Arcona закончил свой ​​третий и последний рейс между Гдыней и Копенгагеном, эвакуируя 9000 солдат и беженцев. Турбины судна были полностью изношены, они могли быть частично восстановлены, ​​но дни дальних плаваний были закончены. Cap Arcona был выведен из эксплуатации и передан в распоряжение гауляйтера Гамбурга Карла Кауфмана, который использовал лайнер как тюрьму для переселенных узников концлагерей.

Плавучая тюрьма

К концу апреля 1945 года Кригсмарине собрал небольшой флот кораблей в бухте Lübeck, состоящий из лайнеров Cap Arcona и Deutschland , и мелкие судна Thielbek и Athen . Так как рулевые двигатели Thielbek вышли из строя а турбины Cap Arcona были не рабочими, Athen был использован для передачи заключенных из Lübeck в лайнеры и между ними. К концу месяца, на этих кораблях находилось 10 000 заключенных из Нойенгамме и его вспомогательных лагерей.

Гибель

3 мая 1945 года, через три дня после самоубийства Гитлера, и только за один день до безоговорочной капитуляции немецких войск в Нидерландах. Cap Arcona , Thielbek , и пассажиры лайнера Deutschland были атакованы в рамках всеобщей блокады судоходства в Балтийском море силами 83 группы 2 тактической воздушной армии (англ. 2nd tactical air force ) ВВС Британии. Налёт осуществляли Хокер Тайфун (англ. Hawker Typhoon).
вооружение

  • 4 × 20 мм пушки Hispano Mk.II
  • две 230 кг бомбы.

Пилоты не знали что на кораблях были заключенные, командование военно воздушных сил при планировании удара думали что на кораблях осуществляется побег офицеров SS в Норвегию.

Большинству из охранников удалось выпрыгнуть за борт Cap Arcona , несмотря на температуре воды около 7 ° С, они стреляли в заключенных, которые пытались бежать. Были посланы тральщики для спасения экипажа, удалось спасти 16 моряков, в их числе капитан Генрих Бертрам и 400 охранников. Большинство заключенных, которые пытались забраться на борт траулера были опрокинуты назад, в то время как те, кто достиг берега были расстреляны. Только 350 из 4500 заключенных концлагерей на борту Cap Arcona выжил. Сильно поврежденный и горящий, Cap Arcona в конечном итоге перевернулся. Число погибших достигло 5 594 человек.

4 мая 1945 года, британский самолет-разведчик сфотографировал два затонувших судна, Thielbek и Cap Arcona , бухта Neustadt была мелкой. Перевернувшиеся обломки Cap Arcona дрейфовали на берег, в 1949 году полностью разрушившись. В течение нескольких недель после нападения тела погибших выбрасывало на берег, где они были собраны и захоронены в братских могилах в Нойштадт-ин-Хольштайн (нем. Neustadt in Holstein).

Гибель Cap Arcona (1927) в списке крупнейших морских катастроф

Корабль Дата Страна Тоннаж Число жертв Причина гибели
Goya 16 апреля 1945 Германия 5 230 ~7 000 Атака ПЛ Л-3
Jun"yō Maru 18 сентября 1944 Япония 5 065 5 620 Атака ПЛ HMS Tradewind
Toyama Maru 29 июня 1944 Япония 7 089 5 600 Атака ПЛ USS Sturgeon
Cap Arcona 3 мая 1945 Германия 27 561 5 594 Атака авиации Великобритании
Wilhelm Gustloff 30 января 1945 Германия 25 484 ~5 300 - 9 300 Атака ПЛ С-13
«Армения» 7 ноября 1941 СССР 5 770 5 000 Атака авиации Германии
Ryusei Maru 25 февраля 1944 Япония 4 861 4 998 Атака ПЛ USS Rasher
Doña Paz 25 декабря 1987 Филиппины 2 602 4 375 Столкновение с танкером и пожар
Lancastria 17 июня 1940 Великобритания 16 243 ~4 000 Атака

«Кап Аркона» - немецкий «Титаник» May 7th, 2016

Одной из незаслуженно забытых многочисленных черных страниц Второй мировой войны стало потопление союзниками в последние ее дни немецкого лайнера с тысячами людей на борту.

Речь идет о фешенебельном немецком круизном лайнере «Кап Аркона», потопление которого стало одной из самых больших трагедий на море Второй мировой войны.

Давайте узнаем об этом подробнее...


«Кап Аркону» (SS Cap Arcona) спустили на воду 29 октября 1927 года на верфи в Гамбурге и назвали в честь мыса Аркона, находящегося на немецком острове Рюгене в Балтийском море у побережья Померании. Строительство 200-метрового корабля продлилось менее полугода. 19 ноября 1927 года «Кап Аркона» отправился в свое первое плавание из Гамбурга в аргентинскую Ла-Плату. В 1940 году лайнер был передан военно-морскому флоту Третьего рейха - Кригсмарине и стал кораблем снабжения на Балтийском море. Портом базирования стал Готенхафен (Гдыня). Большую часть времени в годы войны корабль простоял на якоре и в основном использовался как казармы для солдат и моряков.

Война не помешала «Кап Арконе» заниматься и вполне мирными делами. На нем снимался фильм «Титаник» в 1943 году. Правда, ленту сразу после окончания съемок положили на полку, потому что в ней описывалась массовая гибель людей. В то время Германию уже регулярно бомбила авиация союзников, поэтому время для такого фильма было признано не самым подходящим.

Второе рождение «Титаника» – в 1949 году тоже оказалось неудачным. Картина получила нелестные отзывы критиков и была быстро забыта.

В конце войны Кригсмарине проводил массовую спасательную операцию на Балтике. В преддверии наступления советских войск с востока на запад между концом 1944 и маем 1945 годов были вывезены св. 2 млн. человек, военных и беженцев. Потери при проведении этой спасательной операции составили примерно 25 тыс. человек. Военная статистика считает такие потери низкими, поэтому операция, в которой участвовали практически все находившиеся на Балтике немецкие суда и «Кап Аркона» в их числе, была признана очень успешной. Больше половины из всех потерь пришлись на потопления двух больших транспортов: «Вильгельма Густлоффа» и «Гойи».

За проведение операции отвечал гауляйтер Карл Кауфман, имперский комиссар морских перевозок, штаб которого находился в Гамбурге. Во многом эту обязанность дублировало созданное при вермахте в 1944 году командование, так называемая Seetra, возглавляемое контрадмиралом Карлом Дёницем.

Уже в 1945 году, в последние месяцы войны, «Кап Аркона» под командованием военных совершила три спасательные операции, в ходе которых с востока на запад были перевезены 26 тыс. человек, гражданских лиц и военных.

В конце апреле 1945 года «Кап Аркона» прибыла в Нойштадтскую бухту. К тому времени лайнер был переоборудован в плавучую тюрьму. В нем намечалось перевезти св. 4,5 тыс. узников концлагеря Нойенгамме под Гамбургом, представителей как минимум тридцати национальностей, в т.ч. русских, белорусов и украинцев.

На Нюрнбергском процессе Кауфман уверял, что узников предполагалось вывезти в Швецию. Однако шеф гамбургской полиции и СС, граф Георг-Хеннинг фон Бассевиц-Бер на том же процессе показал, что Гиммлер приказал затопить «Кап Аркону» со всеми находящими на борту заключенными. Это должны были сделать или «люфтваффе», или немецкие подводные лодки. По другой версии, корабль хотели взорвать.

В конце войны рейхсфюрер Гиммлер издал тайный приказ об эвакуации концлагерей и уничтожении всех узников, ни один из которых не должен был попасть живым в руки союзников. 2 мая 1945 г. на лайнер «Cap Arcona», грузовое судно «Thielbek» и корабли «Athen» и «Deutschland», стоявшие в гавани Любека, войска СС доставили на баржах 1000-2000 узников концлагерей: из Штуттгофа возле Данцига, Нойенгамме возле Гамбурга и Миттельбау-Дора возле Нордхаузена. Сотни узников погибли по дороге. Капитаны судов, однако, отказались принять их, так как на их судах уже находились 11 000-13000 узников, в основном, евреев. Поэтому рано утром 3 мая баржи с узниками было приказано вернуть к берегу.

Когда полумёртвые люди начали вылезать на берег, СС, Hitler Jugend и морские пехотинцы открыли огонь из пулемётов и убили более 500 человек. 350 человек выжило. Одновременно прилетели английские самолёты и начали бомбить корабли с поднятыми белыми флагами. «Thielbek» утонул за 15-20 минут. Выжило 50 евреев. Узники, находившиеся на «Athen», выжили, потому что кораблю было приказано вернуться в Нойштадт, чтобы забрать с баржей дополнительных узников из концлагеря Stutthof. Это спасло жизни 1998 людям.

Лагерные полосатые униформы узников были хорошо видны пилотам, однако английский приказ № 73 гласил: «уничтожить все сконцентрированные вражеские суда в гавани Любека».

«Внезапно появились самолёты. Мы ясно видели их опознавательные знаки. „Это англичане! Смотрите, мы КаЦетники! Мы узники концлагерей!” - кричали мы и махали им руками. Мы махали нашими лагерными шапками в полоску и указывали на нашу полосатую одежду, но не было к нам сострадания. Англичане стали бросать напалм на сотрясающийся и горящий „Cap Arcona”. На следующий заход самолёты снизились, теперь они были на расстоянии 15 м от палубы, мы хорошо видели лицо пилота и думали, что нам нечего бояться. Но тут из брюха самолета посыпались бомбы… Некоторые падали на палубу, другие в воду… В нас и в тех, кто прыгнул в воду, стреляли из пулемётов. Вода вокруг тонувших тел сделалась красной», - писал Биньямин Якобс в книге «The Dentist of Auschwitz».

263-я эскадрилья под командованием Мартина Румбольта атаковала судно «Кап Аркона». На каждом из восьми самолетов было по восемь ракет. Все 64 попали в цель.

Следом боевой заход совершила 198 эскадрилья Джонни Болдуина. Пять самолетов атаковали военный корабль «Германия», четыре – «Тильбек». «Thielbek» и пошел первым ко дну, спустя всего 20 минут после успешной атаки. Находившихся на поверхности моря людей пилоты добивали из пулеметов. В итоге выжило около 50 членов экипажа и охранников и около 50 заключенных.

Поразительную точность продемонстрировала и 197 эскадрилья, сбросившая следом за этим 16 бомб на «Кап Аркона». 15 из них попали в цель.

«Кап Аркона» загорелся и позднее перевернулся. Пассажиров, оставшихся в живых после бомбежки, расстреляли из пулеметов охранники эсэсовцы и летчики, которые имели приказ уничтожать всех находившихся на борту атакованных кораблей людей.

«Мы расстреливали их в воде из 20-миллиметровых пушек,- вспоминал позднее Аллан Вайз, один из летчиков участвовавшей в нападении 193 эскадрильи английских ВВС.- Это был кошмар, но нам отдали приказ и мы его выполнили. Такова война!»

Естественно британское командование и сами летчики не знали, что «Кап Аркона» везет не эсэсовцев из Норвегии, а узников концлагеря. Впрочем, по одной из версий, в командовании такой информацией обладали, но по какой-то причине не довели ее до летчиков.

Из 4,5 тыс. пассажиров «Кап Арконы» уцелело менее 8%, только 350 заключенных. Значительно ниже оказались потери среди немцев, находившихся на борту: из 600 человек благодаря спасательным жилетам несмотря на холодную воду, температура которой в тот день не превышала 7°, уцелели почти 500. Немецкие траулеры спасли 16 моряков, ок. 450 эсэсовцев и 20 надзирательниц.

Вместе с «Кап Арконой» были потоплены и два других корабля. Общие потери в тот день оцениваются как минимум в 5 тыс. человек. Потопление «Кап Арконы» считается четвертой по масштабам морских катастроф в истории человечества.

С «Афин», находившихся в момент налета в Нойштадте, на следующий день союзными войсками было спасено 1998 заключенных.

Всего, по британским оценкам, налет ВВС унес жизни более 6500 узников. Еще 500 расстреляли немцы с береговых пулеметов. 7000 – это минимальная цифра, звучащая в материалах по данному инциденту. Считается, что она занижена. В других источниках называют до 13000 погибших.

В морских реестрах числится, что на борту «Кап Аркона» погибло 5594 человека. И это вторая по величине морская катастрофа в истории человечества. «Тильбек» с приблизительно 2800 погибшими занимает седьмое место в этом печальном списке.

Бухта Нойштадт очень мелкая, поэтому перевернутый лайнер со временем вынесло на берег. Еще несколько недель на берег выносило трупы узников концлагеря. Их собирали и хоронили в массовых могилах. Море продолжало делиться страшной добычей еще четверть века. Последний скелет вымыло на берег бухты в 1971 году.

«Кап Аркона» пролежал на берегу еще четыре года и в конце концов в 1949 году переломился на части.

В 1950 году «Кап Аркона» был разрезан водолазами и утилизирован. Спонсором проекта стала компания Rolls Royce, которая была производителем ракет, уничтоживших судно. В задачу водолазов входило четко документировать ход работ и произвести тщательную съемку повреждений затонувшего корабля. Нужно это было, чтобы доказать эффективность ракет потенциальным покупателям.
«Тильбек» был поднят со дна, восстановлен и продолжил морскую жизнь под новым именем. Долгое время ходил под панамским флагом. Закончил карьеру в югославском Сплите аж в 1974 году. Это единственный случай, когда судно, на котором погибло столько человек, было позже восстановлено и успешно эксплуатировалось.
«Афины» перешли по контрибуции СССР и получили название «Генерал Брусилов». Позже корабль передан Польше, где использовался на рейсах Гдыня – Буэнос-Айрес.

Про трагедию в бухте Любека многие предпочитают молчать, несмотря на огромное количество жертв. Первый документальный фильм появился лишь в 1995 году.

По количеству жертв и тоннажу это крупнейшая "победа" Британии во 2-й мировой войне. 3 мая это произошло, а 4 мая немцы сдались фельдмаршалу Монтгомери.


источники

Одной из незаслуженно забытых многочисленных черных страниц Второй мировой войны стало потопление союзниками в последние ее дни немецкого лайнера с тысячами людей на борту.

Речь идет о фешенебельном немецком круизном лайнере «Кап Аркона», потопление которого стало одной из самых больших трагедий на море Второй мировой войны.

Давайте узнаем об этом подробнее...


«Кап Аркону» (SS Cap Arcona) спустили на воду 29 октября 1927 года на верфи в Гамбурге и назвали в честь мыса Аркона, находящегося на немецком острове Рюгене в Балтийском море у побережья Померании. Строительство 200-метрового корабля продлилось менее полугода. 19 ноября 1927 года «Кап Аркона» отправился в свое первое плавание из Гамбурга в аргентинскую Ла-Плату. В 1940 году лайнер был передан военно-морскому флоту Третьего рейха - Кригсмарине и стал кораблем снабжения на Балтийском море. Портом базирования стал Готенхафен (Гдыня). Большую часть времени в годы войны корабль простоял на якоре и в основном использовался как казармы для солдат и моряков.

Война не помешала «Кап Арконе» заниматься и вполне мирными делами. На нем снимался фильм «Титаник» в 1943 году. Правда, ленту сразу после окончания съемок положили на полку, потому что в ней описывалась массовая гибель людей. В то время Германию уже регулярно бомбила авиация союзников, поэтому время для такого фильма было признано не самым подходящим.

Второе рождение «Титаника» – в 1949 году тоже оказалось неудачным. Картина получила нелестные отзывы критиков и была быстро забыта.

В конце войны Кригсмарине проводил массовую спасательную операцию на Балтике. В преддверии наступления советских войск с востока на запад между концом 1944 и маем 1945 годов были вывезены св. 2 млн. человек, военных и беженцев. Потери при проведении этой спасательной операции составили примерно 25 тыс. человек. Военная статистика считает такие потери низкими, поэтому операция, в которой участвовали практически все находившиеся на Балтике немецкие суда и «Кап Аркона» в их числе, была признана очень успешной. Больше половины из всех потерь пришлись на потопления двух больших транспортов: «Вильгельма Густлоффа» и «Гойи».

За проведение операции отвечал гауляйтер Карл Кауфман, имперский комиссар морских перевозок, штаб которого находился в Гамбурге. Во многом эту обязанность дублировало созданное при вермахте в 1944 году командование, так называемая Seetra, возглавляемое контрадмиралом Карлом Дёницем.

Уже в 1945 году, в последние месяцы войны, «Кап Аркона» под командованием военных совершила три спасательные операции, в ходе которых с востока на запад были перевезены 26 тыс. человек, гражданских лиц и военных.

В конце апреле 1945 года «Кап Аркона» прибыла в Нойштадтскую бухту. К тому времени лайнер был переоборудован в плавучую тюрьму. В нем намечалось перевезти св. 4,5 тыс. узников концлагеря Нойенгамме под Гамбургом, представителей как минимум тридцати национальностей, в т.ч. русских, белорусов и украинцев.

На Нюрнбергском процессе Кауфман уверял, что узников предполагалось вывезти в Швецию. Однако шеф гамбургской полиции и СС, граф Георг-Хеннинг фон Бассевиц-Бер на том же процессе показал, что Гиммлер приказал затопить «Кап Аркону» со всеми находящими на борту заключенными. Это должны были сделать или «люфтваффе», или немецкие подводные лодки. По другой версии, корабль хотели взорвать.

В конце войны рейхсфюрер Гиммлер издал тайный приказ об эвакуации концлагерей и уничтожении всех узников, ни один из которых не должен был попасть живым в руки союзников. 2 мая 1945 г. на лайнер «Cap Arcona», грузовое судно «Thielbek» и корабли «Athen» и «Deutschland», стоявшие в гавани Любека, войска СС доставили на баржах 1000-2000 узников концлагерей: из Штуттгофа возле Данцига, Нойенгамме возле Гамбурга и Миттельбау-Дора возле Нордхаузена. Сотни узников погибли по дороге. Капитаны судов, однако, отказались принять их, так как на их судах уже находились 11 000-13000 узников, в основном, евреев. Поэтому рано утром 3 мая баржи с узниками было приказано вернуть к берегу.

Когда полумёртвые люди начали вылезать на берег, СС, Hitler Jugend и морские пехотинцы открыли огонь из пулемётов и убили более 500 человек. 350 человек выжило. Одновременно прилетели английские самолёты и начали бомбить корабли с поднятыми белыми флагами. «Thielbek» утонул за 15-20 минут. Выжило 50 евреев. Узники, находившиеся на «Athen», выжили, потому что кораблю было приказано вернуться в Нойштадт, чтобы забрать с баржей дополнительных узников из концлагеря Stutthof. Это спасло жизни 1998 людям.

Лагерные полосатые униформы узников были хорошо видны пилотам, однако английский приказ № 73 гласил: «уничтожить все сконцентрированные вражеские суда в гавани Любека».

«Внезапно появились самолёты. Мы ясно видели их опознавательные знаки. „Это англичане! Смотрите, мы КаЦетники! Мы узники концлагерей!” - кричали мы и махали им руками. Мы махали нашими лагерными шапками в полоску и указывали на нашу полосатую одежду, но не было к нам сострадания. Англичане стали бросать напалм на сотрясающийся и горящий „Cap Arcona”. На следующий заход самолёты снизились, теперь они были на расстоянии 15 м от палубы, мы хорошо видели лицо пилота и думали, что нам нечего бояться. Но тут из брюха самолета посыпались бомбы… Некоторые падали на палубу, другие в воду… В нас и в тех, кто прыгнул в воду, стреляли из пулемётов. Вода вокруг тонувших тел сделалась красной», - писал Биньямин Якобс в книге «The Dentist of Auschwitz».

263-я эскадрилья под командованием Мартина Румбольта атаковала судно «Кап Аркона». На каждом из восьми самолетов было по восемь ракет. Все 64 попали в цель.

Следом боевой заход совершила 198 эскадрилья Джонни Болдуина. Пять самолетов атаковали военный корабль «Германия», четыре – «Тильбек». «Thielbek» и пошел первым ко дну, спустя всего 20 минут после успешной атаки. Находившихся на поверхности моря людей пилоты добивали из пулеметов. В итоге выжило около 50 членов экипажа и охранников и около 50 заключенных.

Поразительную точность продемонстрировала и 197 эскадрилья, сбросившая следом за этим 16 бомб на «Кап Аркона». 15 из них попали в цель.

«Кап Аркона» загорелся и позднее перевернулся. Пассажиров, оставшихся в живых после бомбежки, расстреляли из пулеметов охранники эсэсовцы и летчики, которые имели приказ уничтожать всех находившихся на борту атакованных кораблей людей.

«Мы расстреливали их в воде из 20-миллиметровых пушек,- вспоминал позднее Аллан Вайз, один из летчиков участвовавшей в нападении 193 эскадрильи английских ВВС.- Это был кошмар, но нам отдали приказ и мы его выполнили. Такова война!»

Естественно британское командование и сами летчики не знали, что «Кап Аркона» везет не эсэсовцев из Норвегии, а узников концлагеря. Впрочем, по одной из версий, в командовании такой информацией обладали, но по какой-то причине не довели ее до летчиков.

Из 4,5 тыс. пассажиров «Кап Арконы» уцелело менее 8%, только 350 заключенных. Значительно ниже оказались потери среди немцев, находившихся на борту: из 600 человек благодаря спасательным жилетам несмотря на холодную воду, температура которой в тот день не превышала 7°, уцелели почти 500. Немецкие траулеры спасли 16 моряков, ок. 450 эсэсовцев и 20 надзирательниц.

Вместе с «Кап Арконой» были потоплены и два других корабля. Общие потери в тот день оцениваются как минимум в 5 тыс. человек. Потопление «Кап Арконы» считается четвертой по масштабам морских катастроф в истории человечества.

С «Афин», находившихся в момент налета в Нойштадте, на следующий день союзными войсками было спасено 1998 заключенных.

Всего, по британским оценкам, налет ВВС унес жизни более 6500 узников. Еще 500 расстреляли немцы с береговых пулеметов. 7000 – это минимальная цифра, звучащая в материалах по данному инциденту. Считается, что она занижена. В других источниках называют до 13000 погибших.

В морских реестрах числится, что на борту «Кап Аркона» погибло 5594 человека. И это вторая по величине морская катастрофа в истории человечества. «Тильбек» с приблизительно 2800 погибшими занимает седьмое место в этом печальном списке.

Бухта Нойштадт очень мелкая, поэтому перевернутый лайнер со временем вынесло на берег. Еще несколько недель на берег выносило трупы узников концлагеря. Их собирали и хоронили в массовых могилах. Море продолжало делиться страшной добычей еще четверть века. Последний скелет вымыло на берег бухты в 1971 году.

«Кап Аркона» пролежал на берегу еще четыре года и в конце концов в 1949 году переломился на части.

В 1950 году «Кап Аркона» был разрезан водолазами и утилизирован. Спонсором проекта стала компания Rolls Royce, которая была производителем ракет, уничтоживших судно. В задачу водолазов входило четко документировать ход работ и произвести тщательную съемку повреждений затонувшего корабля. Нужно это было, чтобы доказать эффективность ракет потенциальным покупателям.
«Тильбек» был поднят со дна, восстановлен и продолжил морскую жизнь под новым именем. Долгое время ходил под панамским флагом. Закончил карьеру в югославском Сплите аж в 1974 году. Это единственный случай, когда судно, на котором погибло столько человек, было позже восстановлено и успешно эксплуатировалось.
«Афины» перешли по контрибуции СССР и получили название «Генерал Брусилов». Позже корабль передан Польше, где использовался на рейсах Гдыня – Буэнос-Айрес.

Про трагедию в бухте Любека многие предпочитают молчать, несмотря на огромное количество жертв. Первый документальный фильм появился лишь в 1995 году.

По количеству жертв и тоннажу это крупнейшая "победа" Британии во 2-й мировой войне. 3 мая это произошло, а 4 мая немцы сдались фельдмаршалу Монтгомери.


источники