По каким признакам можно определить каждый падеж. Русский язык в полиэтнической школе.

Падежи имён существительных.

Русский язык сложно представить без падежей. Именно они помогают нам правильно разговаривать, писать и читать.
Всего в русском современном языке существует шесть падежей , каждый падеж имеет свой вопрос и свое окончание .
Для того чтобы было более понятно, мы рассмотрим каждый падеж в отдельности, а также разберем, на какие вопросы отвечают падежи.

Именительный падеж является единственным падежом в русском языке, на вопрос которого отвечает подлежащее.

Родительный падеж определяет принадлежность, родство и некоторые другие отношения.
Дательный падеж определяет точную конечную точку действия адресата послания.
Винительный падеж обозначает непосредственный объект действия.
Творительный падеж определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности.
Предложный падеж можно представить в виде вопроса: «Вы думаете о ком, о чём?».

Именительный падеж отвечает на вопросы «кто? », «что? »

Вспомогательное слово "есть "

Кто? Собака Что? Книга Что? Море
Кто? Человек Кто? Дети Что? Лес

Родительный падеж отвечает на вопросы «кого? », «чего? »

Вспомогательное слово "нет ". Предлоги: от, до, из, без, у, для, около, подле, возле.

Кого? Волка Чего? Стола Кого? Наташи
Чего? Игрушки Чего? Болота Кого? Студента

Дательный падеж отвечает на вопросы «кому? », «чему? »

Вспомогательное слово "дам ". Предлоги: к, по .

Кому? Спортсмену Чему? Прянику Кому? Бабушке
Чему? Дороге Чему? Полю Кому? Школьнице

Винительный падеж отвечает на вопросы «кого? », «что? »

Вспомогательное слово "вижу ". Предлоги: в, на, за, про, через .

Кого? Птицу Что? Пляж Что? Крышу
Кого? Акулу Кого? Врача Что? Камыш

Творительный падеж отвечает на вопросы «кем? », «чем? »

Вспомогательное слово "творю ". Предлоги: под, над, за, с, перед, между .

Кем? Ребёнком Чем? Домом Чем? Кроватью
Кем? Медведем Кем? Учительницей Чем? Лужой

Предложный падеж отвечает на вопросы «о ком? », «о чём? »

Вспомогательное слово "думаю ". Предлоги: в, на, о, об, при .

О ком?
(О) Маме
О чём?
(О) Тракторе
О чём?
(О) Математике
О ком?
(О) Жирафе
О ком?
(О) Папе
О ком?
(О) Мыше

В именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим .
Утром Таня (И. п.) подошла к окну.

Чтобы определить падеж других имён существительных надо:
а) найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу и поставить от него падежный вопрос;
б) по падежному вопросу определить падеж имени существительного.
Воробей стучал клювом по стеклу.
Стучал
(чем?) клювом (Т.п.)
Стучал (по чему?) по стеклу (Д.п.)

Три склонения имён существительных.

У существительных женского, мужского и среднего рода бывают разные падежные окончания.
По окончаниям существительные делятся на три склонения .
Чтобы определить склонение существительного, нужно:

  1. Определите род существительного
  2. Выделить окончание в начальной форме

К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже (зима , дедушка , стая ).

Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже и среднего рода с окончаниями , в именительном падеже (стол, дождь, воробей , поле , море ).

К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце и с нулевым окончанием в именительном падеже (лошадь, ночь, ель ).

Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже, нужно найти его начальную форму.




Категория падежа – грамматическая словоизменительная категория, выражающая синтаксическое отношение имени к другим словам, их функциональный статус (подлежащее, прямое или косвенное дополнение, обстоятельство, часть сказуемого) и отношения зависимости (управления) в рамках отдельных синтагм. (Ср.: рука ударила, руку ударила, рукой ударила).

Именительный падеж (лат. nominativus от nomen - “имя”) - исходная форма падежей, употребляется как название предметов, лиц, явлений. В предложении существительное в именительном падеже выступает в роли подлежащего, приложения, сказуемого, обращения, компонента сравнительного оборота.

Косвенные падежи (все, кроме именительного) выступают в роли второстепенных членов предложения.

Каждый падеж имеет ряд частных значений, которые обусловливаются семантикой управляющего слова, семантикой управляемого существительного, семантикой предлога.

Значение падежа - это обобщенное значение, выражающее отношение изменяемого слова к другим предметам, действиям и признакам. Падежное значение может выражаться различными падежными формами у изменяемых слов (думать о лете) и при помощи других слов у неизменяемых существительных (доволен новым пальто, пришла в пальто ). Основные значения, выражаемые падежами: субъектные, объектные, определительные и обстоятельственные.

Субъектное - значение отношения предмета к действию, которое совершает сам предмет, или к состоянию, характеризующему предмет: ученик пишет, брату не сиделось на месте .

Объектное : - значение отношения предмета к действию, которое направлено на этот предмет: рисовать картину, любить сестру.

Определительное - значение отношения одного предмета к другому с характеристикой по признаку, действию, свойству: тетрадь в клеточку, портфель сына.

Обстоятельственное (определительно-обстоятельственное) - значение отношения с характеристикой места, цели, причины и т.д.: уехать в деревню, дом у моря .

Каждый из шести падежей может имеет ряд самостоятельных значений, объединенных одной формой.

Именительный падеж: 1) субъектное: Дождь идет . 2) объектное: Лекция записывается ; 3) определительное: Потом и река стала называться Городничанка .

Родительный падеж: 1) субъектное: приезд делегатов ; нет времени ; 2) объектное: воспитание детей ; 3) определительное: помощь друга , дом из кирпича .

Дательный падеж: 1) субъектное: ребенку не спится, дочери три года; 2) объектное: писать матери , поручить заместителю ; 3) объектно-обстоятельственные: идти к лесу , бежать к дому ; 4) определительные: гимн труду , памятник Жилиберу .

Винительный падеж: 1) объектное: жаль сестру , читать книгу ; 2) обстоятельственное: пробыть час , ждать неделю .

Творительный падеж: 1) субъектное: ошибка допущена учеником , молнией зажгло дерево ; 2) объектное: владеть языками , наслаждаться музыкой ; 3) определительное: брат был учителем ; спуск террасами ; 4) обстоятельственное: работа вечерами , говорить басом .

Предложный падеж: 1) объектное: говорить о будущем , объявление о лекции ; 2) определительное: лицо в морщинах ; 3) определительно-обстоятельственное: жизнь в городе ; рисунок на скале ; 4) обстоятельственное: болеть в детстве , сад при доме .

Падежная форма – словоформа, имеющая значение определенного падежа. Падежные формы косвенных падежей могут быть предложными (с предлогами) и беспредложными (без предлогов), приименными (чтение книги ) и приглагольными (читать книгу ).

Особенности образования некоторых падежных форм

1. Существительные на -ий, -ия, -ие в предложном падеже имеют окончание –и: при желании, в кафетерии, об Афанасии (искл.: на острие ).

2. Существительные на -ей, -ея, -ье в предложном падеже имеют окончание –е: на юбилее, в ущелье, о Галатее (искл.: в волнении , в забытьи ).

3. Названия населенных пунктов на -ово(-ево), -ин(-ын) в творительном падеже имеют окончание -ом : Киевом, Воложином , Жлобином.

4. Русские фамилии на -ов(-ев), -ин(-ын) в творительном падеже имеют окончание -ым : Пушкиным , Булгаковым.

5. Иноязычные фамилии на -ов(-ев), -ин(-ын) в творительном падеже имеют окончание -ом : Дарвином, Чаплином.

6. Существительное дитя в косвенных падежах единственного числа (дитяти, к дитяти, о дитяти ) заменяется в современном русском языке словом ребенок .

7. Существительные на –мя во всех падежах, кроме именительного и винительного, перед окончанием имеют суффикс –ен (во множественном числе –ён): время - времени - времён, знамя - знамени - знамён ).

8. Существительные мать, дочь во всех косвенных падежах имеют наращение - ер: матери, дочери, матерью, дочерью.

Варианты падежных окончаний

1. В именительном падеже множественного числа возможны формы на -ы(-и) (торт - торты, порт - порты, слесарь - слесари ) и на -а(-я) (профессор - профессора, директор - директора ). При наличии у слова обоих вариантов окончаний (слесари и слесаря ), одна из форм, как правило, относится к литературной, нормативной, а другая - к разговорной: договоры (лит.), договора (разг.). Иногда вариант окончания указывает на различие в значении слов-омонимов: ордены (организации) - ордена (награды), пропуски (что-либо пропущенное) - пропуска (документы), хлебы (продукт, выпекаемый из муки) - хлеба (злак).

2. В родительном падеже множественного числа у существительных возможны варианты окончаний в зависимости от рода и окончания в именительном падеже, а также в зависимости от характера основы или семантики:

У существительных мужского рода возможно нулевое окончание и окончание ов;

Нулевое окончание, как правило, имеют слова, называющие:

Окончание -ов, как правило, имеют слова, называющие:

Парные предметы: (нет) ботинок, погон, чулок, эполет (но: носков , рельсов ).

Фрукты и овощи мужского рода: апельсинов, помидоров, томатов (но: груш, яблок, слив)..

Национальности, заканчивающиеся на -Н, -Р: англичан, лезгин, туркмен . Но: негров, бедуинов.

Национальности, заканчивающиеся не на -Н, -Р: калмыков, киргизов, хорватов, якутов .

Прежние обозначения военных: (нет) солдат, партизан, (но: мичманов), отряд гусар, улан. При наименовании отдельных лиц равноупотребительны обе формы: пять гусар (гусаров), гардемарин (гардемаринов).

Современные обозначения военных: парашютистов, саперов, минеров.

Некоторые единицы измерения: ампер, ватт, вольт, герц.

Некоторые единицы измерения: граммов, килограммов, гектаров.

У существительных женского рода в родительном падеже множественного числа возможно нулевое окончание или (реже) окончание –ей: туча - туч, баржа - барж, роща - рощ ; мягкий знак в этих формах не пишется, как и у сущ. на -ня : вишен, спален (исключение: барышень, боярышень, деревень, кухонь, яблонь) ; запомните также формы родительного падежа слов: грабель, вафель, нянь, кочерег, кровель, простынь и простыней, хохотунья - хохотуний (-ий- является суффиксом, окончание нулевое);

У существительных среднего рода возможно нулевое окончание и окончание ев: яблоко - яблок, побережье - побережий (-ий- суффикс!), дно (ведра) - доньев, одеяло - одеяльцев .

В русском языке всего шесть падежей:

  • Именительный;
  • Родительный;
  • Дательный;
  • Винительный;
  • Творительный;
  • Предложный.

Для чего же необходимо знать, как определить падеж? Определение падежа помогает проставить правильное окончание слова, следовательно, избежать грамматических ошибок. Как определить падеж существительного, местоимения, прилагательного или числительного быстро и безошибочно?

Существуют специальные падежные вопросы, с их помощью и определяют принадлежность частей речи к тому или иному падежу.

Падежные вопросы

Именительный: кто?, что? (рыба, бочка);

Родительный: кого?, чего? (рыбы, бочки);

Дательный: кому?, чему? (рыбе, бочке);

Винительный: кого?, что? (рыбу, бочку);

Творительный: кем?, чем? (рыбой, бочкой);

Предложный: о ком?, о чем? (о рыбе, о бочке).

Для правильного определения падежа следует запомнить вышеперечисленные вопросы, по два на каждый падеж. Но есть маленькая хитрость: вместо двенадцати можно запомнить всего шесть простых слов, которые помогут не только определить падеж, но и вспомнить падежные вопросы.

Определение падежа у разных слов

Как правильно определить падеж с помощью вспомогательных слов?

Есть рыба (кто, что) - именительный;

Нет рыбы (кого, чего) - родительный;

Дам рыбе (кому, чему) - дательный;

Вижу рыбу (кого, что) - винительный;

Доволен рыбой (кем, чем) - творительный;

Думаю о рыбе (о ком, о чем) - предложный.

Для примера рассмотрим предложение: "Рыба не влезла в бочку." В этом предложении два существительных: рыба, бочку. Подставляем вспомогательные слова: есть (кто, что) рыба - именительный падеж; вижу (кого, что) бочку - винительный падеж.

Подставляя к слову нужный вопрос, можно определить и падеж местоимений. Примеры: ей не дали билет. Ей (кому, чему) - дательный падеж. Все время думаю о нем. О нем (о ком, о чем) - предложный падеж.

Если возникают затруднения, то можно заменить местоимение подходящим по смыслу существительным: все время думаю о сыне. О сыне (о ком) - предложный падеж.

Когда уже понятно, как определить падеж у местоимений и существительных, можно рассмотреть числительные и прилагательные.

Как определить падеж прилагательного и числительного? Прилагательные и числительные имеют тот же падеж, как и существительные, к которым они относятся.

Например:

Плывет большая рыба. Большая рыба (кто, что) - именительный падеж.

Иду на первую встречу. Первую встречу (кого, что) - винительный падеж.

Если существительное в предложении опущено, то падеж можно определить, подставив подходящее по смыслу слово:

Идет самая красивая. Красивая (девушка) - кто, что - именительный падеж.

После десятого все закроют. Десятого (числа) - кого, чего - родительный падеж.

Если хорошо усвоить вышеизложенный материал, то вопрос о том, как определить падеж числительного, прилагательного, местоимения или существительного, больше у вас не возникнет.

Трудно вообразить живой разговор без ярких эпитетов, отражающих чувства человека – восхищение, ликование, радость, досаду, негодование. В основном эти необычные слова, делающие нашу речь насыщеннее – прилагательные, которые обозначают качество предмета и отвечают на вопросы: какая? какой? какое? какие? Определения просты в произношении, но не только школьники, но и взрослые, путаются в их написании. Чтобы избежать ошибок при письме, нужно правильно определять падеж этих колоритных слов.

Как определить падеж прилагательного по существительному

Обычно прилагательное согласуется в падеже с соподчиненным существительным. Рассмотрим простенькое предложение: «Узкая тропинка бежала через ельник, петляя и извиваясь, пока, наконец, не исчезла в непроходимой чащобе».

  • Ищите прилагательные, поставив вопросы – какая? какой? Выходит, что 2 слова – узкая и непроходимой – прилагательные.
  • Найдите существительное связанное с первым эпитетом, спросив – что? Ответ – тропинка, которая стоит в именительном падеже, выходит, и узкая – такого же падежа.

Запомните: если существительное является подлежащим – это И.п., если второстепенным членом – В.п.

  • Второе существительное – в чащобе, оно отвечает на вопрос – в чем? где? и имеет предложный падеж, поэтому и прилагательное – в непроходимой, стоит в П.п.

Как определить падеж прилагательного женского рода

Для каждого рода прилагательных свои правила определения падежей. Разберем склонение женского рода.

Именительный падеж обладает окончанием – ая, -яя, родительный, дательный, творительный и предложный – ой, -ей. Винительный – ую, -юю. Подробнее – в примере.

Как видите, окончания в разных падежных формах одинаковые, поэтому в случае затруднения, перепроверьте правописание по зависимому существительному, воспользовавшись подсказкой из 1-го пункта.


Как определить падеж прилагательного мужского рода

Чтобы определить падеж прилагательные мужского рода задайте к нему вопрос и ориентируйтесь по окончаниям:

И.п. – окончания – ой, -ый, -ий;

Р.п. – ого, -его;

Д.п. – ому,-ему;

В.п. – если предмет неодушевленный окончания будут – ой, -ый, -ий, живой объект – ого, -его;

Т.п. – ым, -им;

П.п – ом, -ем.


Как определить падеж прилагательного среднего рода

В именительном и винительном падеже прилагательные среднего рода единственного числа оканчиваются на – ое, -ее. Далее идет без повторов – родительный падеж – ого, -его, дательный – ому, -ему, творительный – ым, -им, предложный – ом, -ем.


Как определить падеж прилагательного множественного числа

Эти словоформы отвечают на вопрос – какие?, совпадают в числе с зависимым существительным и имеют такие падежные окончания:

И.п. – ые, -ие;

Р.п. и П.п. – ых, -их;

Д.п. – ым, -им;

В.п. – одушевленные предметы по Р.п., неодушевленные – по И.п.;

Т.п. – ыми, -ими.


Итак, вы узнали, как определять падеж имени прилагательного, пора закрепить результат. Распечатайте схемы-подсказки и пользуйтесь ими по мере надобности, чтобы писать правильно любое сложное прилагательное.

Падеж существительного – грамматическая категория, которая обозначает отношение этого существительного к остальным словам в словосочетании, предложении. Падежей в русском языке выделяют шесть, но их определение вызывает затруднения не только в начальной школе. Определить падежи существительных можно по характерным вопросам и значению, то есть по тому, для чего обычно применяется тот или иной падеж.

Рассмотрим вкратце все падежи.

  • Именительный падеж. Вопросы: «кто?», «что?». Может употребляться только без предлога и обычно служит для выражения подлежащего в предложении. Просыпается (что?) природа.
  • Родительный падеж. Вопросы: «кого?», «чего?». У меня нет (чего?) книги.
  • Дательный падеж. Вопросы: «кому?», «чему?». Я дал яблоко (кому?) сестре.
  • Винительный падеж. Вопросы: «кого?», «что?». Он смотрел (что?) фильм.
  • Творительный падеж. Вопросы: «кем?», «чем?». Мать любовалась (кем?) дочерью.
  • Предложный падеж. Вопросы: «о ком?», «о чем?». Этот падеж мы употребляем только с предлогами. Мы говорили (о ком?) о моем отце.
Итак, чтобы правильно определить, в каком падеже существительное, необходимо:
  • найти то слово, к которому существительное относится;
  • задать от найденного слова вопрос к существительному.
Теперь о различных значениях косвенных падежей (это все падежи, кроме именительного).
  1. Родительный падеж. Данный падеж употребляется и при именах, и при глаголах. Примеры приглагольного употребления:
    • для обозначения какого-либо объекта, на который действие распространяется только частично: принести хлеба («не весь хлеб, а немного, какую-то его часть»);
    • для обозначения прямого объекта действия, когда у глагола есть частица «не»: не читал книги (книга – объект действия);
    • для обозначения объекта – при глаголах, выражающих желание, достижение, удаление: просить решения, требовать ответа, лишиться покоя.
    В приименном употреблении родительный падеж применяется:
    • для выражения отношений принадлежности: музыка Чайковского, комната брата;
    • для обозначения субъекта, обладающего каким-нибудь признаком (ясность мысли – «мысль, которая ясна») или действующего (шум волн – «волны шумят»);
    • для обозначения объекта действия; действие при этом выражено существительным, образованным от глагола: отправка посылки. Глагол, от которого образуется существительное, должен быть переходным (т.е. действие переходит на объект): отправлять (что?) посылку – отправка посылки;
    • для обозначения некоторого количества: стадо овец, стакан воды.
    Если родительный падеж употребляется рядом с прилагательным в сравнительной степени, он обозначает предмет такого сравнения: ярче (чего?) солнца, больше (чего?) километра.
  2. Дательный падеж. Обычно этот падеж используется при глаголах (написать бабушке, помочь другу), но встречается и приименное употребление. Здесь дательный падеж выражает:
    • объект действия: помощь друзьям;
    • назначение: корм коровам («предназначен для коров»).
    Дательный падеж также применяется для обозначения субъекта в определенном состоянии. Матери не спалось. Девочке хотелось играть.
  3. Винительный падеж. Данный падеж в основном используется при глаголах. Он обозначает некий объект действия: любить (что?) осень. Однако он может употребляться и с некоторыми существительными:
    • для обозначения времени: ждать (что?) неделю;
    • для обозначения пространства: пройти (что?) километр.
    Бывает, что слова в именительном и винительном падеже пишутся одинаково, а вспомогательные вопросы к ним очень похожи. В парке рос (что?) клен. Ураган сломал (что?) клен. Клен – существительное с нулевым окончанием и не изменяется в именительном и в винительном падеже. Попробуйте подставить любое другое слово, у которого есть окончание, чтобы проследить за его изменением. В парке росла (что?) береза («-а»/ «-я» - окончание им. п.). Ураган сломал (что?) березу («-у»/ «-ю» - окончание вин.п.). Еще одно важное указание на падеж: перед нами предмет (клен), на который направляется действие (ломать). И еще: в предложении слово в винительном падеже играет роль дополнения (а не подлежащего, как в именительном падеже).
  4. Творительный падеж. Чаще всего встречается при глаголах и обозначает:
    • предмет, с помощью которого можно совершить действие: писать карандашом;
    • того, кто действует: текст написан школьником;
    • объект, на который направляется действие: руководить отделом;
    • признак: казаться красавцем;
    • пространство: пройти стороной;
    • способ действия: говорить басом;
    • сравнение: ходить петухом.
    Творительный падеж может использоваться с отглагольными существительными: руководство отделом, вышивка крестиком. Он может выражать и различные отношения: недовольный работой, обрадованный успехом.
  5. Предложный падеж. Данный падеж существует только с предлогами: о (об / обо), в (во), на, по, при. Если попробовать отбросить предлог, самостоятельной падежной формы не получится: брате. Слову явно чего-то недостает – это предлог «о». В других падежах слово «брат» вполне самостоятельно: приехал брат, слова брата, сказал брату, вижу брата, сделано братом.
    Предложный падеж в сочетании с глаголами выражает:
    • объект мыслей, чувств, действия, речи, состояния: думать о прошлом, заботиться о дедушке, говорить о каникулах;
    • место действия: бродить по полю;
    • время действия: приехать в ноябре;
    • предмет, позволяющий совершить действие: играть на скрипке;
    • способ действия: передавать на словах;
    • образ действия: закричать в ярости.
    Существительное в предложном падеже обычно соседствует с существительными, образованными от глаголов: встреча на дороге, плавание в бассейне, игра на скрипке. Данный падеж может обозначать и признак или качество: мальчик в очках, куртка на меху.
При определении падежа могут возникать некоторые трудности. Но если запомнить вспомогательные вопросы и усвоить признаки, характерные для каждого падежа, его определение станет несложной задачей.