Даль язык есть вековой труд целого поколения. «Язык есть вековой труд целого поколения.» В

Военный моряк и медик по образованию, он был филологом и литератором по призванию; датчанин по отцу, он был истинно русским человеком по своему мироощущению и менталитету. Государственный служащий, занимавший высокие должности чиновника особых поручений и заведующего канцелярией Министерства внутренних дел, он вошел в историю России как неутомимый собиратель, блестящий знаток русских говоров, традиционной народной культуры, как яркий представитель «натуральной школы» , известный читателям под псевдонимом «казака Луганского» .

Родился Владимир в поселке Луганский завод (ныне Луганск) 10 ноября 1801 года. Его семья была высокообразованной. Отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир получил прекрасное домашнее образование. В детстве в своей биографии Владимир Даль очень привязался душой к родному краю, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.

Образование в биографии Владимира Даля было получено в Петербургском Морском кадетском корпусе. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот. В 1828 1829 году принимает участие в русско турецкой войне. Даль участвует в сражениях, помогает раненым, оперирует в условиях полевых госпиталей.

В сборнике П. В. Киреевского опубликованы сказки и предания об Илье Муромце в пересказах Даля, а также полученные через него архангельские былины в записях А. Харито нова. Тому же Киреевскому собиратель передал огромную коллекцию уральских песен; часть его материалов увидела свет в «Песнях русского народа» И. П. Сахарова. Киреевский Петр Васильевич

Затем Даль всерьез занялся литературой. В 1832 году были опубликованы его «Русские сказки. Пяток первый» . Он заводит знакомства и дружбу с известными писателями и поэтами: Гоголем, Пушкиным, Крыловым, Жуковским и другими. Вместе с Пушкиным Даль путешествует по России. Даль присутствовал при кончине Пушкина, лечил его после дуэли, участвовал во вскрытии.

За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни. Он много путешествовал, поэтому отлично знал русский быт. Также Даль составил учебники «Ботаника» , «Зоология» , а в 1838 году стал членом Петербургской академии наук.

Самой значительной и объемной работой в биографии Владимира Даля остается «Толковый словарь» , содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремеслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в «Толковый словарь живого великорусского языка» .

Необычайно широк круг интересов Даля собирателя. Он записывал произведения практически всех фольклорных жанров. Только А. Н. Афанасьев получил от него «более тысячи списков» сказок и произведений несказочной прозы. Около 150 текстов вошло в состав «Народных русских сказок» – это примерно четверть их объема.

Перефразируя В. С. Бахтина, можно сказать, что «Даль знает всё» . Трудно назвать такую область духовной культуры русского народа, такой фольклорный жанр, которые не были бы представлены в словаре. Здесь мы найдем постоянные формулы и поэтические образы из былин и сказок, фрагменты баллад, похоронных плачей, календарных, свадебных и бытовых песен, приговоры свата и дружки, докучные сказки и анекдоты.

С 1849 по 1859 гг. Даль был управляющим Нижегородской удельной губернии конторой, что доставило ему возможности собрать разнообразный этнографический материал. За это время напечатаны многие статьи и сочинения. В Нижнем Новгороде Даль приготовил к изданию «Пословицы» и довел обработку словаря до буквы П. После переселения Даля в Москву начал выходить в свет его «Толковый Словарь» и напечатан другой капитальный труд всей жизни Даля: «Пословицы русского народа»

Под своим собственным именем Даль выпустил всего два фольклорных сборника – «Пословицы русского народа» и «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» . Тем не менее в русской дореволюционной фольклористике, пожалуй, только П. В. Киреевский может сравниться с ним по масштабам собирательской деятельности, а по количеству собственно ручных записей и он ему заметно уступает. Лидерство Даля в этой области становится еще более очевидным, если учесть огромный массив материалов, которые содержатся в его «Толковом словаре живого великорусского языка»

Великолепный и до сих пор непревзойденный образ представляет собой сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа» , включающий 31 тысячу пословиц, сгруппированных в 180 тематико смысловых разрядов. В основном пословицы носят наднациональный характер или отражают «законы природы» , в том числе человеческой природы. – «Что имеем, не храним, потерявши, плачем» , или предписывают определенные правила поведения – «Цыплят по осени считают» .

Из 275 пословиц, включенных Далем в раздел «Добро милость зло» , можно выделить три группы пословиц. Первая группа пословиц рассматривает значение добра вторая группа пословиц антипод добру зло и его проявления третья группа пословиц дает констатированную характеристику положительным и отрицательным сторонам человека и общества

Оценка интересующего нас явления во всех трех группах пословиц будет выражена по разному. Большая группа пословиц говорит о том, как тяжела жизнь, оправдывая недостатки людей, снисходительно говоря об их слабостях, например: «Видно не с той ноги порог переступил» , «Левой ногой с постели ступил» , «Бог тебе судья. Господь с тобой» .

О собранных Далем пословицах и поговорках Пушкин отозвался восторженно: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото! Ваше собрание не простая затея, не увлечение. Это совершенно новое у нас дело. Вам можно позавидовать - у Вас есть цель. Годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки перед изумлёнными современниками и потомками!» "А. С. Пушкин и В. И. Даль в виде святых Косьмы и Дамиана". Икона XIX в.

Григорович вспоминал о Дале: «Пользуясь своим положением, он рассылал циркуляры по всем должностным лицам внутри России, поручая им собрать и доставить ему местные черты нравов, песни, поговорки и прочее» . Но не чиновники своими подношениями составляли далевские коллекции. Все шире расходилась слава Даля, не только писателя, очеркиста, но и подвижника, взявшего на свои плечи общенациональное дело. Со всех концов России доброхоты посылают ему свои собрания, списки редких слов и речений. Это было время пробуждения интереса в обществе к быту, жизни народа. Русское географическое общество созданное при живом участии Даля, разослало во все концы России «Этнографический циркуляр» с предложением изучать быт населения всех краев»

Сочинения Цыганка. (1830) Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый. (1832) Исследование о скопческой ереси. (1844) Картины из русского быта (1848) Пословицы русского народа. (1862) Толковый словарь живого великорусского языка (первое издание - 1867)

2001 год в честь 200 летия со дня рождения В. И. Даля, ЮНЕСКО объявил годом В. И. Даля. В Луганске, на родине Владимира Даля, в память о выдающемся человеке создан Литературный музей В. И. Даля. Дом музей В. И. Даля в Москве открыт в 1986 году. Дом семьи Далей в Луганске, сейчас дом музей

«Язык не пойдет в ногу с образованием, не будет отвечать современным потребностям, если не дадут ему выработаться из своего сока и корня, перебродить на своих дрожжах. …Умереть сегодня страшно, а когда нибудь ничего. …Мы, кого обидели, зла не помним. » (В. И. Даль)

Литература: 1. В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: В четырёх томах. Т. 3. П. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2002. 2. В. И. Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: ок. 1500 ил. /В. И. Даль. М. : Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. 3. В. И. Даль. Пословицы русского народа. – М. : ООО «Издательство АСТ»: ООО «Астрель» , 2001. 4. В. Порудиминский. Даль. Жизнь замечательных людей. М. : 1971. 5. Тихонов А. И. «Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля. //В. И. Даль. Справочно информационные материалы. К 200 летию со дня рождения//. 6. Ю. А. Новиков. Этнолингвистическое наследие Владимира Даля

Назвался груздем – полезай в кузов. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Вилами по воде писано. Загребать жар чужими руками. От доски до доски… А знаете ли вы что обозначают эти выражения и поговорки?! Бить баклуши – бездельничать. А что такое баклуши? Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера – ложкаря. Работа эта считалась пустячной, поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.






По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение как пить дать в значении: точно, несомненно. Познакомьтесь, мой дружок - Маленький и быстрый Синеглазый ручеек Чубчик серебристый. Он бежит издалека, По камням и сучьям. Я завидую слегка: Ах, какой везучий! Он увидит океан, Корабли и чаек. Каждый мальчик-капитан О таком мечтает. Поспешает ручеек По траве и шишкам А на спинке он везет Лодочку мальчишки. Т. Жиброва


Во дни смоннеий, во дни тгяоснтых разудмий о суьдабх меой родины, - ты оидн мне подедржка и оопра, о веилкий, мгочуий, прадввиый и свобдоный рсуский яызк! Не бдуь тебя - как не вапсть в отачняие при вдие весго, что своершатеся дмоа? Но нлеьзя вреить, чтобы такой яызк не был дан влекиому наорду! Если в словах переставить буквы в беспорядке, оставив на своих местах только первую и последнюю букву, то текст все равно можно будет прочитать. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! - И. Тургенев


"Съешь же ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю." - известная фраза, содержащая все буквы русского алфавита.




А знаете ли вы что такое палиндром (перевертень)?! Жестоко – раздумье. Ночное молчанье Качает виденья былого, Мерцанье встречает улыбки сурово, Страданье – Глубоко-глубоко. Страданье сурово улыбки встречает, Мерцанье былого – виденья качает… Молчанье, ночное раздумье, - жестоко! В.Брюсов Я разуму, уму заря, Я иду с мечом, судия… Г.Р. Державин


Знали ли вы, что слово школа по- гречески значит «досуг»?! Не правда ли странно: школа – и вдруг досуг? Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге, беседы мудрецов – философов со своими учениками о разных науках. Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, гимнастику, музыку, поэзию, совсем как сейчас у нас в школе!


Каникулы. Нет на свете школьника, который не любит каникулы! А вот происхождение этого слова знают не все! При переводе его с латыни получится «собачка», «щенок»! Каникулой древние римляне стали называть самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни солнце проходило через это созвездие. Тогда-то и делали перерыв в занятиях, наступали каникулы!


Перо по-латыни будет пенна. А где хранили перья? В специальной коробочке, которую называли пенал. Теперь мы в нее складываем ручки, карандаши, ластики… Кстати, раньше писали настоящими гусиными перьями! И хотя они потом были заменены более удобными металлическими пластинками для письма, название перо, перья сохранилось. И уж, конечно, вы теперь это слово будете всегда правильно писать: пенал.

В. И. Даль

Назвался груздем – полезай в кузов.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Вилами по воде писано.

Загребать жар чужими руками. От доски до доски…

А знаете ли вы что обозначают эти выражения и поговорки?!

Бить баклуши – бездельничать. А что такое баклуши? Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера – ложкаря. Работа эта считалась пустячной, поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.

«Вилами по воде писано» - выражение это означает следующее: очень все сомнительно, неясною первоначальное значение слова вилы – «круги», а не вид сельскохозяйственного орудия (вспомните «вилок капусты»)

«От доски до доски» - это выражение связано с книгой. У старых книг переплеты были массивные. Их делали из досок, которые обтягивали кожей.

По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение как пить дать в значении: точно, несомненно.

Познакомьтесь, мой дружок - Маленький и быстрый Синеглазый ручеек Чубчик серебристый.

Он бежит издалека, По камням и сучьям. Я завидую слегка: Ах, какой везучий! Он увидит океан, Корабли и чаек.

Каждый мальчик-капитан О таком мечтает. Поспешает ручеек По траве и шишкам, А на спинке он везет Лодочку мальчишки.

Т. Жиброва

"Съешь же ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю." - известная фраза, содержащая все буквы русского алфавита.

А знаете ли вы что такое палиндром (перевертень)?!

Жестоко – раздумье. Ночное м Качает виденья былого, Мерцанье встречает улыбки су Страданье – Глубоко-глубоко.

Страданье сурово улыбки встр Мерцанье былого – виденья ка Молчанье, ночное раздумье, - В.Брюсов

Каникулы. Нет на свете школьника, который не любит каникулы! А вот происхождение этого слова знают не все! При переводе его с латыни получится «собачка», «щенок»! Каникулой древние римляне стали называть самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни солнце проходило через это созвездие. Тогда-то и делали перерыв в занятиях, наступали каникулы!

«Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной.» П. А. Вяземский

Богатство русского языка трудно переоценить. Это невероятно, но все чаще в научных кругах появляются заявления о том, что первый в мире алфавит появился на Руси. Исследователи приводят убедительные доводы и археологические находки в пользу своей теории. Какой же была древняя азбука наших предков и почему постепенно правителями вводились новые языковые реформы? Давайте разберемся вместе.

В истории, которую сейчас преподают в школе, довольно скудно описывается жизнь наших предков, их культура, ценности, письменность. В основном лишь несколько параграфов книги уделяется информации о том, что на территории древней Руси проживали разрозненные племена охотников, собирателей, а то и вовсе дикарей. Поэтому принято считать, что письменность у славян появилась в период становления христианства благодаря работе Кирилла и Мефодия.


Однако, находки археологов проливают свет на запыленную веками историю и помогают увидеть причины искажения информации о славянах. Предполагается, что славяне пользовались письмом как минимум с 500 года н.э., а скорее всего и раньше. В древности наши предки использовали пиктографическое письмо, которое постепенно трансформировалась в глаголицу, затем в буквицу, которую уже в свое время в угоду церкви переделали монахи Кирилл и Мефодий. Так было положено начало реформам по упрощению славянского языка, его примитивизации и потере образности.

Уникальность буквицы.

Древнеславянская азбука - поистине уникальна среди всех известных на данный момент способов буквенной письменности, к тому же она в полной мере обладает таким признаком, как акрофоничность. Акрофония - образование новых слов из начальных букв слов словосочетаний, когда эти новые слова читаются не по алфавитным названиям букв, а по их звукам. К примеру, акрофоническим способом построена знакомая всем фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Но вернемся к буквице, которая состояла из 49 букв. В этой древней азбуке каждой букве соответствует определенное слово и образ, а некоторым еще и цифра. Буквы составлены в квадрат семь на семь, что также очень символично, если вспомнить про сакральное значение семерки у всех древних народов. Таким образом, древнеславянская азбука представляет собой закодированное послание.

«Мама мыла раму» или различие морально-нравственных ориентиров древних и современных людей.


Первая буква в древней азбуке – А, звучит как Аз, что означает исток, изначалье, т. е. то, из чего все произошло. Также Аз употреблялась в качестве местоимения «я». Б - Боги, означала высшую структуру пантеона богов славян: Сварог, Лада, Рожана, Макошь и т. д. Д - добро… Согласитесь, наши предки приписывали определенной букве довольно необычные слова-образы. Сама последовательность: Аз, Боги, Веди, Глаголи, Добро и т. д., – говорит о высоких нравственно-моральных ценностях славян, об их жизненных ориентирах. Учитывая современную ситуацию в обществе, становится понятна причина постоянных языковых реформ. Ведь с утратой духовного наследия происходит деградация общества. А таким обществом уже становится гораздо легче управлять. Есть повод задуматься, не так ли? Интересна также славянская буква Ом, напоминающая английскую W. Многие считают, что родина этого звука - восток. Оказывается, нет! Наши ученые установили, что славянский язык является одним из праязыков, который распространился по всему миру. И буква Ом (W) обозначала у славян изначальный звук, произнесенный Богом.

Послание древних славян своим потомкам.

Но вернемся к посланию. Некоторые буквы имели также цифровое значение. На табличке с азбукой можно заметить определенную цифровую последовательность: 1-9, 10-90, 100-900. Таким образом, если сформировать табличку с числами от меньшего к большему, получится три столбца по девять строк. Вот вам и Тридевятое царство в Тридевятом государстве. Далее, если заменить каждую букву на соответствующее слово и адаптировать на современный русский язык получается следующее послание:

«Я истинная речь
знаю суть слова
Говорю люди твердо:
добро мыслить призыв
есть наша значимость.
Очень дух гармоничен,
Земля она душа
и покоя предел
слияние прекрасная цель.»

А теперь возникает вопрос: «Какие же дикари, охотники и собиратели могли такое сотворить?» Если взять буквы с их смысловым значением по горизонтали, то тоже получается послание. По вертикали и диагонали - аналогично. Становится очевидно, что наши древние предки знали гораздо больше о смысле жизни, нежели современный человек. Они понимали, что человек - временен и что целью его пребывания на земле не является банальное: «построить дом, посадить дерево и родить потомство».

«Язык есть вековой труд целого поколения.» В. И. Даль

Но это еще не все. Русские ученые-физики также проявили интерес к древней азбуке и установили, что что каждая буква имеет свою вибрацию. Сейчас об этом написано множество книг, сняты десятки фильмов. Удивительно, что всего лишь за тысячелетие наша азбука претерпела кардинальные изменения. Были изъяты 17 букв, убраны или подменены изначальные значения и образы букв. Таким образом, намеренно уничтожались родовые корни, истоки, культура, а главное - духовная мудрость предков.

«Ну что ты хотел, – пожал плечами Сэнсэй. – История для масс, к сожалению, в большинстве своих «фактов» фаршируется на кухне мировой политики и подается этими «поварами» на блюде с прикрасами, так сказать в форме «общепринятых мировых концепций» , - отрывок из книги .


А ведь древние славяне ни на кого не нападали, не завоевывали чужих земель. Они жили мирно и мудро, и были добрым народом, в культуре которого не было разделения времени на прошлое, настоящее и будущее. Они жили здесь и сейчас, а впереди их ждала вечность. В былинах и сказаниях нашего народа даже боги – это реально существовавшие люди. Люди, достигшие определенных духовных высот и помогающие своему народу, а не обманывающие и устрашающие, как в мифах Древней Греции и др. Наверное, именно поэтому наша русская душа и по сей день пугает «сильных мира сего» своей непредсказуемостью…

В наше время остро стоит вопрос об объединении народов на основе дружбы и взаимопомощи. И кто, как не славяне, руководствуясь посланием предков, способны стать примером для мирового сообщества! Хоть история и разделила нас на разные государства, но духом наши народы все равно едины, ведь, по сути, все мы ветки одного дерева, поэтому у нас общие корни.

В АО “Казахтелеком” прошёл республиканский конкурс на знание государственного языка

Нагия СМАГУЛОВА, директор организационно-контрольного департамента АО “Казахтелеком”, представляя победителей, напомнила, что внедрение государственного языка было начато в компании в 1997 году, а в 2003 году была разработана программа на поэтапной основе. Первый этап был завершен в 2013 году, а сейчас реализуется второй этап, рассчитанный на 2014-2016 годы.
Она подчеркнула, что в компании создается атмосфера, при которой бы работники чувствовали причастность и заинтересованность в изучении государственного языка:
- Мы обеспечиваем обучение на безвозмездной основе, и такую возможность компания предоставляет всем желающим работникам. При реализации программы 2001-2010 годов было фронтальное обучение, сейчас проводится по уровням, в зависимости от владения государственным языком, - отметила Нагия Смагулова.
И это вкупе с ежегодными конкурсами и материальным стимулированием дает отличный результат: сейчас доля владеющих государственным языком в компании составляет 48,5 процента. Нагия Смагулова считает, что это хороший показатель для такой большой компании, как “Казахтелеком”.
О том, как, собственно, проходил конкурс на звание “Лучший руководитель организационно-контрольного отдела филиалов, владеющий государственным языком - 2016” и “Лучший руководитель отдела управления и развития персонала филиалов, владеющий государственным языком - 2016”, рассказала Гульшахар ТЫНЫБЕКОВА.
- Наша цель, - сказала она, - расширить применение госязыка во всех направлениях деятельности “Казахтелекома”. Начинали мы с нижних уровней персонала и поднялись до руководящих кадров. Я, пожалуй, единственная, кто знал все вопросы нынешнего конкурса, и я максимально загрузила себя по работе, чтобы меня не отвлекали расспросами о предстоящем состязании, и хранила тайну. Членам жюри надо было оценить по пятибалльной системе ответы конкурсантов, касающиеся непосредственно их работы, были дополнительные вопросы по национальным традициям, знанию творчества наших акынов и писателей... Коллеги нас не разочаровали: все прекрасно владеют казахским языком. А как творчески подошли участники к презентации “Я и моя работа”! За три минуты некоторые сняли занимательное кино, в котором нашлось место и юмору, и полету фантазии.
По поводу призовых мест у членов жюри разногласий не возникло, когда подводили итоги, выяснилось, что высший балл поставили все одним и тем же сотрудникам.
В этом году правление “Казахтелекома” решило заслуженно поощрить еще 11 человек в разных номинациях: “За глубокое знание государственного языка”, “За проявленные яркие способности”, “За творческий подход” и так далее…
Новшество - больше награжденных - понравилось и жюри, и конкурсантам, которым были вручены дипломы соответствующих степеней и призы.
Счастливые победители Зауре ХАМЗИНА, начальник отдела организационно-кадровой работы ДАИКТ - филиал АО “Казахтелеком”, и Гулян АХМЕТКЫЗЫ, начальник организационно-контрольной службы РДТ “Алматытелеком”, поделились своими впечатлениями.
Зауре призналась, что воспользоваться шпаргалками даже не пришло в голову, настолько все серьезно было. Как на ЕНТ у школьников. Но когда они вошли в аудиторию, мало кто смог сдержать улыбки: билеты были прикреплены к асыкам, которые надо было вытаскивать из коржуна!
Гулян рассказала, что пыталась отпроситься с конкурса, был семейный повод. Но когда она обратилась с просьбой, начальство коротко и категорично сказало: нет, если руководящие работники начнут пропускать такие мероприятия, то как можно требовать знаний от подчиненных?! Гулян созвонилась с братом, объяснила ему, насколько она любит свою работу и почему просит всю свою родню понять ее и переменить дату семейного мероприятия. Родня посовещалась и решила перенести дату. А Гулян выиграла в конкурсе!