Каким целям служит звукопись в литературе. Звукопись: примеры из литературы, определение звукописи

Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.

В художественных произведениях, и главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи .

Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе».

Звукопись - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.

Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию.

Например:
Я мечтою ловил уходящие тени ,
уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени ,
И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались ,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали рисовались ,
Вкруг меня раздавались от Небес до Земли.
(Бальмонт)

Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.

Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка - стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.

Например:
П ир ует П етр . И гор д, и я сен,
И сла вы по ло н взор его .
И цар ски й п ир его пр екра сен.

Здесь повторяются гласные [о], [а] и согласные [п], [р], [т] . Это делает стих музыкальным и ярким; в богатстве звуковых повторов словно отражается широта размаха воспеваемого победного торжества. Звучание речи подчеркивает основные, доминирующие в тексте слова пирует Петр .

Обычно стих бывает инструментован (как в нашем примере) повторением сразу нескольких звуков. И чем больше их вовлекается в такую «перекличку», чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит звучание текста.

Такова звуковая инструментовка пушкинских строк: Взгл яни: по д отдале нным сво до м гул яет вол ьная л уна; Взлеле ян ы в во сто чно й не ге , на се ве рно м, пе чально м сне ге вы не о ставил и сле до в (о ножках); Ей рано нра вились ро ман ы; Чья бла гор одная р ука потр епл ет ла вр ы стар ика!; И дам обдума нный на ряд ; Кро вать, покры тая ко вро м; Насле днико в сер дитый хор заво дит непр исто йный спор и т. д.

Вместо термина «звуковая инструментовка» иногда употребляют другие: говорят «инструментовка согласных» и «гармония гласных». Теоретики стиха описывают разнообразные типы звуковой инструментовки. Назовем лишь самые главные из них.

В зависимости от качества повторяющихся звуков различают аллитерацию и ассонанс .

Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных.

Аллитерация - древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы - Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира. Чувство меры и художественный такт поэта определяют выбор, характер и уместность аллитерации в стихе; правил пользования ею нет и быть не может.

В русском народном стихе аллитерация занимает заметное место. Звучные аллитерации рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве »:

..Тр убы тр убят в Новегр аде, ст оять ст язи в Пут ивле...

Звукосочетания [тр] и [гр] создают ощущение собирающегося войска, в этих звукосочетаниях слышатся звуки военных маршей, грохот военного оружия, тогда как звукосочетание [ст] дает ощущение стабильности, но вместе с тем и скрытой угрозы. Все вместе – передает напряжение перед битвой, с одной стороны, уже волнительного, с другой стороны – пока еще спокойного настроения.

Великолепными мастерами аллитерации были А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Н. А. Некрасов.

Например:
Нев а в здув алась и рев ела
Ко тло м клоко ча и кл убясь.

(А.С. Пушкин)


Во лга , Во лга , в есно й многово дной
Ты не та к за ливае шь поля ...

(Н. Некрасов)

В строфе из стихотворения Бальмонта повторяется звук [ л ] :
Л ебедь упл ыл в пол умгл у,
Вдал ь, под л уною бел ея.
Л астятся вол ны к весл у,
Л астятся к вл аге л ил ея...

В пушкинских строчках заметны аллитерации на [н ], [ д ], [ с ], [ в ] :
Н ас танет н очь; лун а обход ит
Д озором д альний св од небес ,
И с олов ей в о мгле д рев ес
Н апев ы зв учн ые зав од ит.

С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных. Так, возможна аллитерация на д - т или з - с и т. д.

Например:
Марш !
Чт об вр ем я
сзади
ядр ами р валось.
К ст ар ым дням
Чт об ветр ом
от носило
Т олько
пут аницу волос
(Маяковский).

Аллитерации на [ р ] в первой части этого отрывка, чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления трудностей...

В иных случаях образная символика звукописи более отвлеченна.

Так, только воображение поможет нам почувствовать в аллитерациях на ж - з леденящий холодок металла в отрывке из стихотворения Н. Заболоцкого «Журавли »:
А вож ак в рубаш ке из металла
Погруж ался медленно на дно,
И з аря над ним образ овала
З олотого з арева пятно.

Звуковой символизм до сих пор оценивается исследователями неоднозначно. Однако современная наука не отрицает того, что звуки речи, произносимые даже отдельно, вне слов, способны вызывать у нас незвуковые представления. В то же время значения звуков речи воспринимаются носителями языка интуитивно и поэтому носят довольно общий, расплывчатый характер.

Как утверждают специалисты, фонетическая значимость создает вокруг слов некий «расплывчатый ореол» ассоциаций. Этот неопределенный аспект знания вами почти не осознается и лишь в некоторых словах проясняется, например: репей, хрыч, мямля, балалайка - арфа, лилия . Звучание таких слов заметно влияет на их восприятие.

В художественной речи, и прежде всего в поэтической, сложилась традиция деления звуков на красивые и некрасивые, грубые и нежные, громкие и тихие. Употребление слов, в которых преобладают те или иные звуки, может стать в поэтической речи средством достижения определенного стилистического эффекта.

Органическая связь звукописи с содержанием, единство слова и образа придает звуковой инструментовке яркую изобразительность, однако восприятие ее не исключает субъективности. Вот пример из стихотворения Асеева «Заплыв »:
Легши на бок ,
напрягши плечо,
Я вперед уплываю
еще,-
постепенно
волной овладев,
по веселой
и светлой воде.
И за мной ,
не оставив следа,
Завивает
воронки вода
.

Нам представляется, что аллитерации на ш - п передают скольжение по волнам; настойчивое повторение [в ] в последних строчках вызывает представление о замкнутой линии, круге, что ассоциируется с воронками на воде.

Установление такого «звукосмыслового подобия» может опираться на довольно сложные ассоциации.

Например , в строчках Б. Пастернака
С во й со н за писывал Шо пен
На черной выпилке пюпитра -

можно увидеть фантастические очертания сна в прихотливом рисунке звуковых повторов и в необычном для русской фоники сочетании звуков в слове «пюпитр »

В стихотворении Маршака «Словарь » изобразительна такая строка: В его столбца х мерца ют искры чувства . Здесь дважды повторенное сочетание ца как бы изображает «мерцание ».

Независимо от образного осмысления звукописи, ее использование в поэтической речи всегда усиливает эмоциональность и яркость стиха, создавая красоту его звучания.

Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора.

Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным.

Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: «Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв» . Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.

Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс.

Ассонанс - приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.

Например:
Я во льный ве те р, я ве чно ве ю,
Во лную во лны, ласкаю ивы,
В Ве твях вздыхаю, вздо хнув, не ме ю,
ле ле ю травы, ле ле ю нивы.

Здесь повторяются гласные "о" и "е" .

В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных.

Так, в строках из «Полтавы » Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные:
Тиха укра инская но чь.
Про зрачно небо .
Звё зды блещут.
Сво ей дремо ты прево змо чь
не хочет воздух.

И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс.

В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс.

Например , в другой строфе из «Полтавы » звучание речи определяет ассонанс на у ; поскольку качество этого звука не меняется, и в безударном положении у подчеркивает фонетическое сходство выделяемых слов:
Но в иску шеньях долгой кары,
Перетерпев су деб у дары,
Окрепла Русь.
Так тяжкий млат,
Дро бя стекло,
Ку ет бу ла т.

В последних двух строках ассонанс на у соединяется с ассонансом на а .

В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно.
Мел о, мел о по вс ей земле
В о все пре де лы.
Све ча горел а на с толе ,
Све ча горел а
(Пастернак).

Здесь и ассонанс на е , и аллитерации на м, л, с, в ; повторяются сочетания согласных: мл, вс - св . Все это создает особую музыкальность поэтических строк.

Каждый хоть раз в жизни слышал или произносил считалочку, с помощью которой можно успокоить плачущих детей: «Т иш е, мыш и, кот на крыш е. А кот ят а ещ ё выш е ».

Почему одни фразы (стихи, скороговорки, цитаты) каждый из нас помнит и произносит всю жизнь? Как действуют заговоры, приговоры, бабки-шептуньи и пр.? В чем секрет популярных лозунгов и слоганов (политических, рекламных)? Мы уверены, что во всем этом большое значение имеет звукопись.

Диссонанс сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность.

Например:
Было:
социализм -
восторженное слово !
С флагом,
с песней
становились слева ,
и сама
на головы
спускалась слава .
Сквозь огонь прошли,
сквозь пушечные дула .
Вместо гор восторга
горе дола .

Стало:
коммунизм -
обычнейшее дело .

(В. Маяковский)

Крут
буржуев
озверевший норов .
Тьерами растерзанные,
воя и стеная ,
тени прадедов -
парижских коммунаров -
и сейчас
вопят
парижскою стеною .

(В. Маяковский)

Заберусь на рассвете на серебряный кедр
Любоваться оттуда на маневры эскадр .
Солнце, утро и море! Как я весело-бодр ,
Точно воздух - бездумен, точно мумия - мудр .
Кто прославлен орлами - ах, тому не до выдр .

(И. Северянин)

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание .

Звукоподражание – создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте.

Звукоподражание – простейший вид инструментовки состоит в том, что поэт определенным подбором звуков как бы намекает на звуковую сторону изображаемого.

Например:
Ввер ху р ычат гер манские мотор ы:
- Мы фюр ер а покорр ные р абы,
Мы пр евращаем горр ода в грр обы,
Мы - смер ть... Тебя уже не будет скорр о.

(«Пулковский меридиан» В. Инбер)

Повторение звука [р ] создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом.

Так, у Маяковского в фразе: «Били копыта, пели будто: гриб-граб-гроб-груб .. .» – даётся довольно чёткая имитация стука копыт.
Знакомым ш умом ш орох их верш ин...
(А.Пушкин)

Речь о соснах; подбором звуков [ш] и сближением двух скользящих придыхательных [х] воспроизведен их шум.
Чуть слыш но, бесш умно ш урш ат камыш и...
(К.Бальмонт)


Дро гнул дол , удар р азда лся...

(А.Майков)

Речь о взрыве; четыре [д] , три [р] , два ассонанса («уДАр разДАлся ») напоминают и звук взрыва, и раскат этого звука.
Тв оей тв ердыни ды м и гро м...
(А.Пушкин)

Речь о пушечном салюте; дважды [тв] , два раза [ды] соотносятся со звуками пальбы.

Вот образец гораздо более тонкого звукоподражания:
И бл еск, и ш ум , и гов ор б ал ов,
А в ч ас п ир уш ки хол остой
Ш ип енье п енистых б окал ов
И п унш а пл амень гол уб ой.

(А.Пушкин)

Здесь господствуют губные звуки ([б], [в], [м], [п] ), шипящие ([ч], [ш] ) и сонорные ([р], [л] ), составляющие массив в 28 звуков и 44 согласных этого отрывка, то есть 64%.

Ещё один приём, который используется реже других – ономатопея .

Это слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «храп », «хруст », и производные слова «храпеть », «хрустеть » и т.п.

Например:
И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)

Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки , как хруст аль

(И. Северянин)

Более сложный приём звукописи - каламбурная рифма .

Каламбурные рифмы – это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве.

Часто они используются с целью достижения комического эффекта. Пример такой рифмы есть у разных авторов, таких как, например, А. С. Пушкин, Д. Д. Минаев, В. В. Маяковский и другие.

В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.

Например:
Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу ,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу .

(А. С. Пушкин)

Он двадцать лет был нерадив ,
Единой строчки не родив .
(Д. Д. Минаев)

Область рифм - моя стихия ,
И легко пишу стихи я ,
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки ,
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром .
(Д. Д. Минаев)

Ещё один прием звукописи анафора и эпифора . Так называют подраздел звукописи, различающий её по местоположению в стихе.

Эпифора - повторение конца стиха.

Анафора , или единоначатие, - стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

Звукопись - применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи.

Звукопись позволяет значительно (в разы) усилить воздействие речи и текста, подбирая слова с “правильными звуками”.

Например:
Трое сут ок было с лыш но, как в дороге скуч ной, долгой
Перестук ивали стык и: на восток , восток , восток. ..

(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

Или:
Возл е мен я по путям двигал ся ло ко мо тив.
Спра ва по р ельса м про еха л паро воз.

Звукопись часто встречается в русской литературе, особенно в стихах. Очень здорово её использует К.Д. Бальмонт, который дал образную характеристику звукам речи (звук есть «малый колдующий гном », волшебство) и, конечно, В.В. Маяковский.

Основные функции звукописи

Художественное назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии, музыкального звучания речи (У Че р но го мор я ч инар а стоит молодая… - Лермонтов М. Ю.). Такое использование звукописи, если оно не наносит ущерба логической стороне речи, вполне эстетически оправдано. Стройное повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту.

Однако художники слова обычно не довольствуются красотой звучания речи и стараются привлечь звукопись к решению более сложных стилистических задач. Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы. На эту сторону звукописи обращал внимание В.В. Маяковский, рассказывая об особенностях художественного творчества. В статье «Как делать стихи? » он писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова ». Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов. Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения.

Звукопись может играть композиционную роль : сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ.

Например:
Ты рв ану лась движеньем испу ганной п тицы,
Ты п рошла, слов но сон мой легка...
И в зд ох ну ли дух и, задре мали рес ниц ы,
Заш епт ались т ревож но ш елка.

(А. Блок)

Здесь повторение звуков в - у - п в первой строке объединяет слова, связанные с образом птицы; иную звуковую окраску получает сравнение словно сон; «перекличка» согласных и гласных отличает последующие речевые отрезки, разделенные паузами: за словосочетанием "вздохнули духи " словно слышится вздох (эту иллюзию создает сочетание звуков д - у - х ), образное выражение "задремали ресницы" получает особую экспрессию благодаря гармонии созвучий ре - ре, з - с - ц ; наконец, в последующей строчке выразительная аллитерация на шипящие отражает шум шелковых нарядов промелькнувшей таинственной незнакомки…

Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах .

Как выразительное средство используются звуковые повторы в заголовках газетных и журнальных статей, художественных произведенийРоса на рассвете », «Фонтаны Федоровки »). Такое использование звукописи можно назвать привлекающим внимание.

Если провести аналогию с приготовлением пищи, то звукопись позволяет не скучно готовить блюдо, а свободно экспериментировать в процессе, добавляя приправы и специи.

Пересаливать свою речь (устную, письменную) аллитерацией и ассонансом не стоит. Гораздо эффективней с их помощью подчеркнуть её основную сущность, вычленить сердцевину смысла, царапая собеседника в самое сердце.

Упражняясь в звукописи, можно не просто развить внимание, память и расширить словарный запас, но и (самое главное) почувствовать, как легко Ваши фразы изменяют свое звучание с МОЩНОГО и ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО, на ТИХОЕ и ПРОНИКНОВЕННОЕ, стоит лишь правильно подобрать слова.

Процесс повелевания предложениями приятно поражает. Затягивает. Позволяет получить положительные эмоции при написании даже самых скучных текстов.

Применение разнообразных приёмов для у силение звуковой выразительности стихотворений.

Звукопись (инструментовка) - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и без­ударных слогов, гласных и согласных звуков. Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту свое­образную симметрию.

Звукопись создаётся самыми различными приёмами:

1. Аллитерация -повторение согласных.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря, в берег бьется

Чуждый чарам черный челн...

Чуждый чистым чарам счастья,

Челн томленья, челн тревог

Бросил берег, бьется с бурей,

Ищет светлых снов чертог...

(К.Бальмонт )

В.В.Маяковский в статье «Как делать стихи?» писал об аллитерации:

Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе - строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань… Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.

Вверху рычат германские моторы:

Мы фюрера покоррные рабы,

Мы превращаем горрода в грробы,

Мы - смерть… Тебя уже не будет скорро.

(«Пулковский меридиан» В. Инбер )

Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок.

2. Ассонанс - повторение гласных. Иногда ассонансом называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные - не совпадают, (огромность - опомнюсь; жажда - жалко). Ассонанс усиливает выразительность речи.

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!..

(«Бородино», М. Лермонтов )

Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.

Вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь своим мечтам.

(А. Пушкин )

Ассонанс звука «у» использован чтобы изобразить гул городской улицы.

А вот пример использования ассонанса К. Бальмонтом .

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы
(К. Бальмонт)


Повторение гласных «о» и «е»

3. Каламбурные рифмы - рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. Часто они используются с целью достижения комического эффекта. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.

Вы, щенки! За мной ступайте!

Будет вам по калачу,

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу.

(А. С. Пушкин)

Он двадцать лет был нерадив,

Единой строчки не родив.

(Д. Д. Минаев)

4. Анафора - стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах, но она встречается иногда и в метрических стихах, построенных на основе метра.

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища.

(А. Пушкин)

Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

(К. Симонов)

Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:

Я стою у высоких дверей,

Я слежу за работой твоей.

(М. Светлов)

Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:

Земля!..
От влаги снеговой

Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.

Земля!..
Она бежит, бежит

5. Эпифора - стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф.

Шумели, сверкали

и к дали влекли,

и гнали печали,

и пели вдали…

(К. Бальмонт )

6. Ономатопея - слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.

И хруст песка, и храп коня

Морозом выпитые лужи

хрустят и хрупки, как хрусталь

(И. Северянин )

Существуют многие другие приёмы звукописи: диссонанс, стык, кольцо и др. Но шесть названных выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.

Звукопись - это "исп-е вторичных звук признаков речи для выраж различн эмоций, доп смыслов и т.п. (Больш.советская энц-я). В поэт словаре А. П. Квятковского - звукопись - это услов термин для одного из видов инструментовки стиха, кот устанавлив соотв-е фонет состава фразы в изображенной картине. В. Холшевников пишет: "В отл от рифмы,
повторяюще регулярно, звуковые повторы внутри стиха то появл, то исчезают, то едва улавливаются, то слышны очень отчётливо. Поэтому, когда после ряда "нейтральных" в звук отношении стихов возникают явно слышимые повторы, стих заметно выделяется".

Писать звуками.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн...
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог...
(К.Бальмонт)

Звукопись - это художественный приём,
заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые
имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.).

Звукопись создаётся разными приёмами:

1. Аллитерация – повторение одинаковых или сходн.согласных. Чувство меры и худ такт поэта опр выбор, хар-р и уместность аллитерации в стихе; правил пользования ею нет и быть не может. («Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле... – Слово о полку Игореве). Передача настр-я перед битвой. Пушкин, Тютчев, Державин, Батюшков.

2. Ассонанс – повторение гласных звуков. Для выразительности речи.

(Лермонтов: У наших ушки на макушке, чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки…) Повт-е у – для созд-я атмосферы утра.

3. Каламбурная рифма – рифмы, постр.на игре слов и звук.сходстве. Для достиж.комич.эффекта. Пушкин, Маяковский. Исп-е омонимов, многознач.слов.

Пр. - Вы, щенки! За мной ступайте!

Будет вам по калачу ,

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу .

(А. С. Пушкин)

Он двадцать лет был нерадив ,

Единой строчки не родив .

(Д. Д. Минаев)

4. Анафора, эпифора

Эпифора – повт-е конца стиха. Анафора – повт-е сродных звуков, слов, синт.повт-й в нач.стихов, строф.

А) Лексич.анафора - Приутихло , приуныло море синее,
Приутихли , приуныли реки быстрые,
Приутихли , приуныли облака ходячие, -
Благоверная царица преставлялася...
(Народная историческая песня «Смерть Настасьи Романовны»)

Создаётся эффект грусти, плача.

Синтакс анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтакс констр-й:

Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.

(М. Светлов)

Строфическая анафора, повтор слов или синтакс построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается послед строкой:



От влаги снеговой

Она еще свежа.

Она бродит сама собой

И дышит, как дежа.

Она бежит, бежит.

Эпифоры- Шумели , сверкали

и к дали влекли ,

и гнали печали ,

и пели вдали

(К. Бальмонт)

5. Онопатомея – слова, имитир.собств.значение – храп, хруст.

Морозом выпитые лужи

Хрустят и хрупки, как хрусталь (Северянин)

Сущ многие другие приёмы звукописи: диссонанс, стык, кольцо и др. Но шесть названных выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.

Звуковые повторы

Они имеют сходный хар-р с другими повторения (припевами, роефренами) и имеют непоср-венное отношение к нашему восприятию. Чем больше повторяешь, тем больше убеждение.

В европейском стихе повторы начинаются на уровне аллитераций (кельтской, германской традции) – повторении одних и тех же близко звучащих времен. Аллитерация – принцип состоит на созвучии звуков, чаще согл., повторяющихся из строки в троку, но не регулярно, без сис-мы. Пр. в «Песне о Хилльдебранде» созвучны имена конунгов (Хельдебранд, Херебранд и т.д.).

«Песнь о Нибелунгах» несет в себе зачатки рифмы.

Гертруда Стайн написала: «а роза есть роза, есть роза, есть роза», или др. перевод: «…я роза как все, что угодно».

Но в этих аллитерациях не хватает некоей упорядоченности (они то появляются, то нет в любом месте), мы ждем отклика некоего и потому появилась рифма.

фоника

– учение о звуковой организации текста, с помощью которого определяются как соответствие текста нормам благозвучия в целом (например, текст проверяется на наличие фактов стечения гласных или стечения согласных ), так и применение его автором звуковых повторов (аллитерации , консонанса и ассонанса ), а также факты их семантизации.



Звукопись

это совокупность приемов фонетической организации текста. В обыденной речи звуки используются произвольно, так как носитель языка специально не задумывается над тем, какие из них следует применять. Между тем, многие авторы художественных произведений, особенно поэты, осуществляют тщательный отбор звуков, руководствуясь эстетическими задачами. Повторение одних и тех же звуков может понадобиться автору в качестве дополнительного средства ритмизации речи. Поэтому среди фонетических приемов прежде всего выделяют звуковые повторы. К их числу относятся аллитерация, консонанс и ассонанс.

Иногда повторы звуков или их сочетаний имеют исключительно орнаментальную функцию, т.е. украшают текст тем, что придают ему в целом благозвучие. Но иногда они связываются в авторском тексте с определенным семантическим значением – и именно тогда возникает явление звукописи:

Выходит Петр . Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстр ы. Он пр екр асен.
Он весь, как божия гр оза.
Идет. К нему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Др ожит. Глазами косо водит
И мчится в пр ахе боевом,
Гордясь могучим седоком.

В поэме ""Полтава"" А.С.Пушкин тщательным подбором слов формирует связь звуковых повторов со зрительным образом действий Петра. Так, сочетания согласных звуков в словах быс-тр -ы, пр -е-кр -асен, гр -оза, др -ожит, в пр -ахе передают энергию и целеустремленность русского царя.

Ещё отчётливее связь звукового состава речи со смыслом проявляется в тех случаях, когда писатели обращаются к парономазии.

Звукопись

Звукопись

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Зву́копись

Совокупность приёмов фонетической организации текста. В обыденной речи звуки используются произвольно, т. к. носитель языка специально не задумывается над тем, какие из них следует применять. Между тем многие авторы художественных произведений, особенно поэты, осуществляют тщательный отбор звуков, руководствуясь эстетическими задачами. «П ол ен о уп ал о н а п ал ец Н ап ол еон а» – в этой фразе многократный повтор согласных п -л (л’ )-н ясно различим на слух. Повторение одних и тех же звуков может понадобиться автору в качестве дополнительного средства ритмизации речи. Поэтому среди фонетических приёмов прежде всего выделяют звуковые повторы. К их числу относятся аллитерация , консонанс и ассонанс .
Иногда повторы звуков или их сочетаний связываются в авторском тексте с определённым семантическим значением:

Выходит Пётр . Его глаза


Сияют. Лик его ужасен.


Движенья быстр ы. Он пр екр асен.


Он весь, как божия гр оза.


Идёт. К нему коня подводят.


Ретив и смирен верный конь.


Почуя роковой огонь,


Др ожит. Глазами косо водит


И мчится в пр ахе боевом,


Гордясь могучим седоком.


В поэме «Полтава» А. С. Пушкин тщательным подбором слов формирует связь звуковых повторов со зрительным образом действий Петра. Так, сочетания согласных звуков в словах быс-тр -ы, пр -е-кр -асен, гр -оза, др -ожит, в пр -ахе передают энергию и целеустремлённость рус. царя.
Ещё отчётливее связь звукового состава речи со смыслом проявляется в тех случаях, когда писатели обращаются к парономазии .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Звукопись

ЗВУКОПИСЬ - по Потебне - ономапоэтичность речи. (’"Ονομα - имя название). Этим именем обозначается такое свойство, по которому речь своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных характеризует предмет, независимо от того смысла, который вложен в содержание слова. Поэтому ономапоэтические или звукописные слова дают представление о предмете двумя способами: внешней формой слова и внутренней - смыслом его. В словах - квакать, жужжать, мяукать, кукушка, хохот, топот - звуковая форма указывает на то, что квакает лягушка, мяучит кошка, мычит корова и т. д. Если для изучающего русский язык известно значение слов - лягушка, кошка и корова, - то о смысле приведенных сказуемых он догадается по одной звуковой форме, потому что слова эти носят в себе элемент звукоподражания. Звукоподражательные слова являются словами первообразно-поэтическими. Это обозначает, что они, кроме тропа, свойственного каждому слову первобытного языка, поскольку это слово в момент речи имело особый оттенок значения в сравнении с предшествующим употреблением, указывали еще и на то, какое действие предмет проявлял на орган слуха. Отсюда, казалось бы, легко сделать тот вывод, что все предметы, действия и признаки которых воспринимаются посредством слова, по своему происхождению должны быть звукоподражательными, но такое заключение будет ошибочно. Звукоподражание явлениям живой и неживой природы трудно воспроизводимо, потому что все звуки и шумы, кроме человеческого голоса, нечленораздельны. В мяуканьи кошки, ржаньи лошади, лае собаки, шуме водопада, грохоте мостовой и т. п. шумы так сливаются, что они производят одно слуховое ощущение, которое только по аналогоии с звуками голоса, расчленяется на несколько отдельных шумов. Этим объясняется то, что звукоподражательные слова в различных языках неодинаковы. Не может быть сходства в звукоподражательных словах еще и потому, что между моторными ощущениями движений органов речи и слуховыми установились в каждом языке свои ассоциации и, благодаря этому, каждое слово чужого языка произносится по тем схемам, которые свойственны языку говорящего. Этим объясняются все оттенки чужого произношения, напр., немцев, татар, китайцев и т. п. Если судить, по аналогии, принимая во внимание постепенное стремление детей освобождаться от звукоподражательных слов, навязываемых ребенку взрослыми, вследствие которого он вместо гамка произносит бака (собака), вместо мяу - кошка и т. д., то надо думать, что и в первобытном языке звукоподражание постепенно ослабевало. Оно должно было ослабевать и потому, что корень слова во всех изменяемых частях речи и в неизменяемых, происшедших от изменямых, осложняется суффиксами: ку-ку-шка, мы-чать и т. д. Вместе с тем по особым законам, различным для каждого языка, происходит изменение коренных звуков, слова. Т. о., греч. слово βου̃ς, лат. bos, русск. и слав, бык по своему строению звукоподражательное, но об этом мы узнаем только из сравнительного анализа, путем привлечения методов, свойственных сравнительному языковедению.

Благодаря тому, что звуки и шумы, образуемые в полостях рта и носа, часто не совпадают с шумами и звуками природы, а также и тому, что в каждом языке образуются свои артикуляции (свои уклады органов речи), - вследствие этого образуется субъективная ономапоэтичность слова. Для нас является звукоподражанием гром, для римлян tonitrus, для немцев Donner, для нас звукоподражание - топот, для немцев - Stampfen. Из этого мы видим, что каждый язык пользуется для звукоподражания своими средствами.

Что касается ономапоэтичности связной речи, здесь нужно различать: 1) ономапоэтичность звуков и 2) ритма. Первая зависит от инструментовки речи, вторая от темпа. Инструментовка может быть прямая и косвенная. Прямая инструментовка состоит в том, что звуки слова соответствуют действию предмета. Причем название предмета или действия может быть или ономаноэтическим, или же слова, имеющие другое значение, своим звуковым составом могут только указывать на предмет или действие, но не обозначать его. Чаще всего речь строится так, что звуковая идея ономапоэтического слова входит в звуковой состав других слов (см. Аллитерация). Приведем пример. В поговорке «от топота копыт пыль по полю несется» слово топот - ономапоэтическое: звуками т, и, т передается идея слухового ощущения; в слове - копыто, взятом отдельно, этой идеи нет, но она усиливается благодаря повторению согласных и новому согласному к. Приведем пример на второй случай. Слова, не имеющие никакого отношения к ономапоэтичности, благодаря повторению и аллитерации делаются ономапоэтическими:

О, как, о как

Нам к вам,

О, боги, не взывать.

(Сумароков).

Слова «как» и «к вам», взятые отдельно, не имеют отношения к кваканью лягушек, но в связи они характеризуют это кваканье.

Другой пример из Шантеклера Ростана, в переводе Щепкиной-Куперник:

ХОР ПЧЕЛ .

Жужжа, кружим,

Кружа, жужжим,

Мы из жасминов жадно пили,

Потом летим к цветам чужим.

ХОР СОВ .

Ух, ух, ух!

Шипи и трещи и сипи-и-и-и,

И мяукай,

Ухай, вой, улюлюкай,

Запугивай адской мукой.

Ух, ух, ух!

Ономапоэтичность, построенная на косвенной инструментовке, состоит в установлении связи между слуховыми ощущениями и другими - зрительными или моторными. Пример из Шантеклера:

ХОР ОС .

Реет рой, рой резвых ос

Над грядой румяных роз;

Под игрою ранних рос

Нежно рдеют ризы роз.

Ономапоэтичность ритма сводится или к быстрому, или медленному его течению. Примеров мы приводить не будем: их можно подыскать на любой странице у наших поэтов. Ритм иногда сочетается с ономапоэтичностью, например, в пословице - «тише едешь, дальше будешь».

Ив. Лысков. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Звукопись" в других словарях:

    Звукопись … Орфографический словарь-справочник

    В стихосложении то же, что система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. п. (...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши, К. Д. Бальмонт) … Большой Энциклопедический словарь

    ЗВУКОПИСЬ, звукописи, мн. нет, жен. (лит.). То же, что эвфония во 2 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ЗВУКОПИСЬ, и, жен. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 звукозапись (5) повтор (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Звукопись - ЗВУКОПИСЬ по Потебне ономапоэтичность речи. (’ Ονομα имя название). Этим именем обозначается такое свойство, по которому речь своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных характеризует предмет, независимо от того смысла,… … Словарь литературных терминов

    звукопись - система звуковых повторов, ориентированная на условное воспроизведение звуков природы, рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т.д. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    И; ж. 1. Художественное воплощение в музыке звуков окружающего мира. 2. Совокупность приёмов (аллитерация и т. п.), способствующих усилению звуковой выразительности стиха. * * * звукопись в стихосложении то же, что система звуковых повторов, в… … Энциклопедический словарь

Шкловер Марк Юрьевич

Эмоции звука и звук эмоций

Табл. 1. Звук эмоций .

Все значения приведены относительно буквы "А". Грамматический потенциал буквы, Рифмовый потенциал буквы, величина Эмоционального потенциала буквы и Качество стихотворения оценивались по 5-ти балльной шкале.

Буква Коли-чество Потен-циал ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ВЕКТОР БУКВЫ Качество стихотворения Комментарии
слов глаголов грамматический рифмовый Величина Направление
А СМЯТЕНИЕ. Абсурд, азарт и апатия Мало глаголов, слабый ЭВБ.
Б ВРАЖДЕБНОСТЬ Бремя боя(брат бьет брата)
В Вера, величественность Вечность, время, вселенная
Г ГНЕВ Гнет гнева, греха, грязи и горя.
Д 1.5 ДОЛГ Дело, деньги, душа, дружба
Е 0.1 0.1 - - - Нет звука Е - Немощная буква
Ж 0.1 0.5 СТРАСТЬ, ЖАЖДА Желания, жажда жизни Немощная буква
З ЗАВИСИМОСТЬ Зов, земля, злато, зона, звено
И 1.5 ИНТЕРЕС Играть, искать, интрига Небольшой недостаток глаголов
Й - - - Немощная буква
К КОВАРСТВО Каверза, кинжал, конфликт
Л 0.5 1.5 ЛЮБОВЬ Ласкать, льнуть, лобызать
М 1.5 МАЯТА Мелькать, маячить, мяться Не достает глаголов
Н УНЫНИЕ Нытье, наказание, нервы Глагольное хранилище РЯ
О УДИВЛЕНИЕ Ошеломление, ой, обман Глагольное хранилище РЯ
П ГОРДОСТЬ Победа подвиг премия приз Глагольное хранилище РЯ
Р ИССТУПЛЕНИЕ Раж, рвение, рев, рык Глагольное хранилище РЯ Недостаток сущ. и прилагат.
С СОСТРАДАНИЕ Смерть, скорбь, старость
Т 2.6 ТРЕВОГА Темень, тайна, тишина Небольшой недостаток глаголов
У 8.6 УЖАС Упырь, убийца, урод Недостаток существительных
Ф 0.5 УВЕРЕННОСТЬ Форт, ферзь, фатум Серьезный недостаток глаголов.
Х 0.5 ОТВРАЩЕНИЕ Хам, хлам, хлев
Ц 0.1 0.5 ПРЕВОСХОДСТВО Царь, центр Немощная буква
Ч 0.5 ВЕСЕЛЬЕ Чудак, чучело, чумазый
Ш 0.5 ШОК Штурм, шквал, шторм Перекос в сторону глаголов, недостает существительных
Щ 0.05 0.3 ПРИВЯЗАННОСТЬ Щадить, щит, щупать Немощная буква
Э 0.5 0.5 0.5 ДОСАДА Эх Серьезный недостаток глаголов. Нулевой ЭВБ
Ю 0.05 0.1 Нет звука Ю Серьезный недостаток глаголов
Я 0.1 0.1 Нет звука Я Немощная буква


Табл. 2. Эмоция звуков . За основу взята классификация эмоций и чувств Ильин Е.П. (добавленные эмоции в левой колонке написаны строчными буквами)

ЭМОЦИЯ-ЧУВСТВО ЗВУК Эмоциональный вектор
Эмоции ожидания и прогноза
ТРЕВОГА Т Темнота, тайна, тишина
СТРАХ, ужас У Упырь, убийство
Фрустрационные эмоции
ДОСАДА Э Эх
УНЫНИЕ, нытье Н Ныть наказание напасть напрасно надрыв
ТОСКА, маята М Мелькать маячить мяться
ОТВРАЩЕНИЕ Х Хабал хам хлам
ГНЕВ Г Гад геена гниль гной гнусь грех гримаса гром
ИССТУПЛЕНИЕ, раж, Р Рев, радость, рвение, рык
Коммуникативные эмоции
ВЕСЕЛЬЕ Ч Чавкать чадо чечетка чмок чудак чучело
СМЯТЕНЬЕ, состояние абсурда А Агония адреналин авария анархия
сострадание С Смерть, скорбь, старость
Интеллектуальные эмоции
УДИВЛЕНИЕ, ошеломление О Очень обман обмереть ой осечка
ИНТЕРЕС И Игра, интуиция, искать
Эмоции догадки
УВЕРЕННОСТЬ Ф Факт форт ферзь финка фатум
Эмоции, возникающие в процессе деятельности
СТРЕСС, шок Ш Штурм шквал шторм шило шприц шпага шпиль шпора штык
ЧУВСТВА
ПРИВЯЗАННОСТЬ Щ Щадить, щит, щупать
зависимость З Зов, земля, золото, зона, звено, зерно
долг Д Делать, дети, дом, деньги, друг, держава, дружина, душа
ЛЮБОВЬ Л Ласкать, льнуть, лобызать
страсть, жажда Ж Желать, жить, женщина, жадность, жизнелюбие
ПРЕВОСХОДСТВО Ц Царить, целый, центр
ВРАЖДЕБНОСТЬ Б Бить, бичевать, бомбить, бой
АГРЕССИЯ, конфликт, коварство К Карать, кинжал, клинок, кипеть, конфликт
ГОРДОСТЬ П Побеждать патриот престиж перл подвиг почтение премия приз
вера, величественность В Вечность, время, вселенная, верх, воля, воин, власть

Звукоряд слов, создающий определенное звучание, выступает инструментом формирования смыслов. Это первая (и основная) функция звукописи в поэтическом тексте. Термин «функция» употребляется здесь в значении «задача» – попросту говоря, функция определяет, что дает употребление того или иного приема в тексте.

Функции звукописи

1. Звукопись является проводником смысла.
В этом контексте понятие «звукопись» употребляется в узком смысле слова: как соответствие звукового состава фразы изображаемому.


1. И буду слушать тишину,
Листая Пушкина поэмы,
Смотреть в окошко на Луну
И ворошить в уме проблемы.

2. Дует губы вечер. Ветер дует.
Хмурит речка брови-берега…


2. Звукоповтор действует суггестически, порождает магию слова, эффект музыкального сопровождения, тонко передает настроение лирического героя.
Фонетическая выразительность вносит весомый вклад в создание энергетики стихотворения, его воздействующего потенциала. Артикуляционное напряжение, с которым произносятся многие сочетания согласных, влечет за собой общую фонетическую напряженность стиха, и это напряжение передается содержанию, влияет на его восприятие.


Колосится колосок,
Солнце целится в висок.
Блики, лики, лица.
Но кукует птица.
Колесило колесо,
Закатилось за лесок.
Крест на колокольне
Небо колет больно


.
3. Звукопись усиливает нелинейность поэтического текста, проявляющуюся в большой роли вертикальной связности. Слова связываются не только по горизонтали, линейно – морфологической и синтаксической связью (когезия), но и по вертикали, т.е. создаются смысловые, образные, звуковые переклички слов, объединяющие их в одно целое (когерентность).


Анатолий Мельник
НА РЫБАЛКЕ

Легкая рябь и зыбь,
Темные спины рыб,
Блики и облака,
Солнцем полна река.
Плавные плавники,
Нега и блажь строки.
Мой невелик улов
Щук, окуней и слов.


4. Звукопись ослабляет неточную рифму, если таковая имеется в строфе. Например:

Глянул – совсем сед,
Рядом сосед, дед,
В душу мою – сад,
Семь поселил бед.

АЛЛИТЕРА́ЦИЯ (от лат. ad - к, при, со и littera - буква; собуквие) - древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков. А. встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. А. богаты стихи Гомера, Гезиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы - Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира. Чувство меры и художественный такт поэта определяют выбор, характер и уместность А. в стихе; правил пользования ею нет и быть не может.

В русской народной поэзии А. занимает заметное место. Звучные А. рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве»:

Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле...

Нощь стонущи ему грозою, птичь убуди; свист зверин въста близ...

С зарания в пятк потопташа поганыя плъкы половецкыя...

Многие русские пословицы и поговорки построены в звуковом отношении на А. и на рифме, которая вышла из А., находящейся под ударением: «Как возьмет голод, появится и голос»; «Тише едешь, дальше будешь»; «Один с сошкой, семеро с ложкой». У поэтов досиллабической и силлабической эпохи стихосложения А. не встречаются: в то время русские поэты усердно трудились над выработкой новых ритмических форм стиха, и такие детали, как А., были вне поля их зрения. Лишь в 18 в., когда реформаторы русского стихосложения В. Тредиаковский и М. Ломоносов развили основы нового метрического стиха, появилась тенденция к использованию А. как средства звуковой выразительности. Ученый и экспериментатор, Ломоносов сочинил специальные аллитерационные стихи, в которых преобладал звук «г»:

Бугристы берега, благоприятны влаги,

О, горы с гроздьями, где греет юг ягнят,

О, грады, где торги, где мозго-круглы браги...

(«О сомнительном произношении буквы „г“ в Российском языке»)

Удачны опыты аллитерирования стиха у А. Сумарокова, Г. Державина и К. Батюшкова. Великолепны А. в стихах А. Пушкина.


Нева вздувалась и ревела

Котлом клокоча и клубясь.

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

Кто к торгу страстному приступит?

Свою любовь я продаю...


В следующих стихах Пушкина применена тонкая А. - комбинация созвучий согласных и гласных:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса...

В духе пушкинского артистизма встречаются прекрасные А. и у других поэтов, например:

Как Волги вал белоголовый

Доходит целый к берегам.

(Н. Языков)

Волга, Волга, весной многоводной

Ты не так заливаешь поля...

(Н. Некрасов)

В стихах символистов, культивировавших А., нередко нарушается чувство меры; их А. вычурны и назойливы, что особенно относится к Бальмонту, поразившему когда-то современников стихотворением «Челн томленья», сплошь построенном на механической смене аллитерирующих звуков - в, б, ч, с и др.:


Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря, в берег бьется

Чуждый чарам черный челн...

Чуждый чистым чарам счастья,

Челн томленья, челн тревог

Бросил берег, бьется с бурей,

Ищет светлых снов чертог...


Другое стихотворение Бальмонта «Влага» сплошь аллитерировано на «л»:


С лодки скользнуло весло,

Ласково млеет прохлада.

«Милый! Мой милый!» - Светло,

Сладко от беглого взгляда.

Лебедь уплыл в полумглу,

Вдаль, под луною белея.

Ластятся волны к веслу,

Ластится к влаге лилея.

Слухом невольно ловлю

Лепет зеркального лона.

«Милый! Мой милый! Люблю» -

Полночь глядит с небосклона.


Оригинальны А. в следующих стихах И. Северянина:

Элегантная коляска в электрическом биеньи

Эластично шелестела по шоссейному песку.

«Дозировать аллитерацию, - писал В. Маяковский в статье „Как делать стихи?“, - надо до чрезвычайности осторожно и по возможности невыпирающими наружу повторами. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе - строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань...“. Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».

Одним из элементарных видов А. является звукоподражание, например в поэме В. Инбер «Пулковский меридиан» (рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом):

Вверху рычат германские моторы:

Мы фюрера покоррные рабы,

Мы превращаем горрода в грробы,

Мы - смерть... Тебя уже не будет скорро.

Или в стихотворении П. Антокольского «О парне из гитлеровской дивизии»:

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...

АССОНА́НС (франц. assonance - созвучие) - 1) распространенная в романской поэзии неполная рифма, в которой совпадают лишь ударные гласные звуки. В русской же поэтике А. принято называть неточную рифму, в которой совпадают ударные слоги, концы же рифмуемых слов или разнозвучны, или приблизительно созвучны. Ассонансные рифмы, как стилистический прием благозвучия, существуют в русской народной поэзии давно. А. встречаются в «Слове о полку Игореве», в «Повести о Горе-Злочастии», в «Задонщине» и других древних памятниках русской письменности. Например, А. в «Слове о полку Игореве»:

Рища в тропу Трояню,

чрес поля на горы, -

пети было песнь Игореви...

Коли Игорь соколом полете, -

тогда Влур влъком потече...

А. пересыпаны русские народные стихи - песни, частушки, пословицы и поговорки:


Девушка спесива -

Не дала спасибо,

Дружком не назвала.

Аленушка не добра,

Испить воду не дала.

Чернобровый большой парень

Положил на сердце камень.

Дарю платок - сини коймы,

Утирайся, милый, помни.

Милый - сокол, милый - лебедь,

Как соскучится - приедет.


Вот А. в частушках Ярославской области:


Сошью платьице с оборкой,

На оборке вышью буф.

Нету время тяжелее,

Когда милый любит двух.

Веселее пой, гармошка,

Громче, черномехая,

Моя милка по дорожке

На фордзоне ехала.

Подруженьки про меня

Говорят, что модница.

Мне и надо модной быть,

Потому - колхозница.


Наряду с рифмами А. встречаются в произведениях русских виршевиков. Реформой стихосложения, произведенной Тредиаковским - Ломоносовым, был установлен принцип классической рифмы: от гласного ударного звука до конца слова все звуки должны совпадать. Однако у русских классиков иногда можно найти среди строгих рифм и А., например у Пушкина:


И перед синими рядами

Своих воинственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

(«Полтава»)

Но уж дробит каменья молот,

И скоро звонкой мостовой

Покроется спасенный город,

Как будто кованной броней.

(«Путешествие Онегина»)


Развитие А. в русской поэзии конца 19 и начала 20 вв. следует рассматривать как важный момент поисков новых выразительных средств. В советскую эпоху А. пользуются почти все русские поэты.

Вот начало поэмы В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин», где первые две строфы целиком выдержаны в системе А.:


про Ленина рассказ.

Но не потому,

нету более,

время потому,

что резкая тоска

стала ясною,

осознанною болью.

ленинские лозунги развихрь!

растекаться

слезной лужею?

живее всех живых.

Наше знанье -

и оружие.


Вот ряд образцов А. в стихах других советских поэтов:


Мне хочется домой, в огромность

Квартиры, наводящей грусть.

Войду, сниму пальто, опомнюсь,

Огнями улиц озарюсь.

(Б. Пастернак)

Поздравляю вас, мама,

с днем рождения вашего сына.

За него вы волнуетесь,

и волнуетесь сильно.

Вот лежит он,

больной и неприбранный,

Неразумно женатый,

для дома неприбыльный.

(Е. Евтушенко)

Подолгу наблюдали мы закат,

Соседей наших клавиши сердили.

К старинному роялю музыкант

Склонял свои печальные седины.

(Б. Ахмадулина)

Когда в душе души избыток -

Ни мелких чувств, ни слов избитых.

Душа по-новому щедра,

Добра, как песенка щегла.

(Р. Казакова)


2) Повтор ударных, преимущественно гласных звуков внутри стиха. Внутренние А. встречаются в русском народном стихе, например в песне «Ах вы, сени, мои сени»:

Сени новые, кленовые, решётчатые...

Выпускала сокола из правого рукава...

Полети ты, мой сокол, высоко и далеко,

И высоко и далеко на родиму сторону.

Внутренним А. мастерски пользовался Пушкин, например в следующих стихах, построенных на гулком «у»:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь своим мечтам.

Весьма выразительны внутренние А. у М. Лермонтова на «у» и на «а» в стихотворении «Бородино»:

У наших ушки на макушке,


Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!..

Вот затрещали барабаны -


Примеры звукописи в русской поэзии

Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом… потому, … что он… приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын гармонии, поэт… Три дела возможны для него: во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают, во-вторых, - привести эти звуки в гармонию, дать им форму, в-третьих, внести эту гармонию во внешний мир.