Иван дмитриевич папанин биография. Иван Дмитриевич Папанин: биография

Иван Папанин родился 14 (26) ноября 1894 года в Севастополе в семье моряка, работавшего в порту. Всё его детство и юность прошли рядом с морем. Окончил четыре класса начальной школы. В 1908 году поступил на работу на Севастопольский завод по изготовлению навигационных приборов. Иван Папанин очень хорошо зарекомендовал себя на производстве, и в 1912 году его перевели на судостроительный завод в Ревеле (Таллин).

В начале Первой мировой войны Папанина призвали на военную службу, и он вновь оказался в родном Крыму, на Черноморском флоте. 1918-1920 годы - активный участник Гражданской войны на Украине и в Крыму. С 1920 года - комиссар оперативного управления при командующем морскими силами и силами Юго-Западного фронта. С конца 1920 года - комендант Крымского ЧК. С июля 1921 по март 1922 года Папанин работал секретарем Реввоенсовета Черноморского флота.

В 1924 году он переехал в Москву, где занимался вопросами связи, и именно здесь он окончил Высшие курсы связи. После окончания учебы он уехал работать в Якутию.

С 1932 года Папанин был начальником полярной станции «Бухта Тихая» на Земле Франца-Иосифа, а с 1934 года - на станции на мысе Челюскин.

В 1937-1938 годах Иван Дмитриевич Папанин стал во главе первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс». Данное событие возвело его в ранг одного из самых знаменитых людей в нашей стране и мире.

Эта экспедиция пополнила уникальными научными данными знания об Арктике и ее природе. Итоги работы станции и ее дрейфа были доложены Общему собранию Академии наук СССР 6 марта 1938 года. Оценка деятельности экспедиции была очень высокой. За героический труд в тяжелых условиях Арктики все участники полярного дрейфа были представлены к званию Героев Советского Союза. Научное сообщество также высоко оценило их заслуги. Папанин и радист Эрнст Кренкель получили степени докторов географических наук.

В конце 1939 - начале 1940 года вся страна следила за спасением из ледового плена дрейфовавшего 812 дней ледокола «Георгий Седов». Иван Папанин возглавил спасательные работы, которые были успешно завершены. Иван Дмитриевич был второй раз представлен к званию Героя Советского Союза.

С 1939 по 1946 год Папанин возглавлял Главсевморпуть и по совместительству был назначен уполномоченным Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере.

В годы войны он успешно осуществлял прием и переправку на фронт военных грузов, которые доставлялись в СССР из США и Великобритании. Вместе с этой работой он курировал и строительство портовых верфей в Архангельске, Мурманске и на Дальневосточном побережье. В 1943 году ему присвоили воинское звание контр-адмирала.

После победы над фашистской Германией Иван Дмитриевич стал отходить от практической работы и больше занимался наукой. Это было связано с ухудшением здоровья (Папанин страдал сердечным заболеванием). В 1949 году по состоянию здоровья он вышел на пенсию, но продолжал трудиться. Он стал заместителем директора Института океанологии Академии наук СССР по экспедициям. С 1951 года он возглавлял отдел морских экспедиционных работ в Президиуме АН СССР. Параллельно Папанин находился во главе Московского филиала Географического общества СССР.

Иван Дмитриевич Папанин ушел из жизни 30 января 1986 года. Причиной смерти стала хроническая сердечная недостаточность. Ему был 91 год. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Славные страницы биографии Ивана Дмитриевича Папанина навсегда вошли в отечественную и мировую историю. Он является почетным гражданином Севастополя, Архангельска, Мурманска и Липецка. Республика Крым и Ярославская область также внесли его в списки своих почетных жителей. В честь Ивана Папанина назван мыс, расположенный на Таймыре, горы в Антарктиде, подводная гора в Тихом океане и остров в Азовском море.

Иван Папанин родился 14 (26) ноября 1894 года в Севастополе в семье моряка, работавшего в порту. Всё его детство и юность прошли рядом с морем. Окончил четыре класса начальной школы. В 1908 году поступил на работу на Севастопольский завод по изготовлению навигационных приборов. Иван Папанин очень хорошо зарекомендовал себя на производстве, и в 1912 году его перевели на судостроительный завод в Ревеле (Таллин).

В начале Первой мировой войны Папанина призвали на военную службу, и он вновь оказался в родном Крыму, на Черноморском флоте. 1918-1920 годы - активный участник Гражданской войны на Украине и в Крыму. С 1920 года - комиссар оперативного управления при командующем морскими силами и силами Юго-Западного фронта. С конца 1920 года - комендант Крымского ЧК. С июля 1921 по март 1922 года Папанин работал секретарем Реввоенсовета Черноморского флота.

В 1924 году он переехал в Москву, где занимался вопросами связи, и именно здесь он окончил Высшие курсы связи. После окончания учебы он уехал работать в Якутию.

С 1932 года Папанин был начальником полярной станции «Бухта Тихая» на Земле Франца-Иосифа, а с 1934 года - на станции на мысе Челюскин.

В 1937-1938 годах Иван Дмитриевич Папанин стал во главе первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс». Данное событие возвело его в ранг одного из самых знаменитых людей в нашей стране и мире.

Эта экспедиция пополнила уникальными научными данными знания об Арктике и ее природе. Итоги работы станции и ее дрейфа были доложены Общему собранию Академии наук СССР 6 марта 1938 года. Оценка деятельности экспедиции была очень высокой. За героический труд в тяжелых условиях Арктики все участники полярного дрейфа были представлены к званию Героев Советского Союза. Научное сообщество также высоко оценило их заслуги. Папанин и радист Эрнст Кренкель получили степени докторов географических наук.

В конце 1939 - начале 1940 года вся страна следила за спасением из ледового плена дрейфовавшего 812 дней ледокола «Георгий Седов». Иван Папанин возглавил спасательные работы, которые были успешно завершены. Иван Дмитриевич был второй раз представлен к званию Героя Советского Союза.

С 1939 по 1946 год Папанин возглавлял Главсевморпуть и по совместительству был назначен уполномоченным Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере.

В годы войны он успешно осуществлял прием и переправку на фронт военных грузов, которые доставлялись в СССР из США и Великобритании. Вместе с этой работой он курировал и строительство портовых верфей в Архангельске, Мурманске и на Дальневосточном побережье. В 1943 году ему присвоили воинское звание контр-адмирала.

После победы над фашистской Германией Иван Дмитриевич стал отходить от практической работы и больше занимался наукой. Это было связано с ухудшением здоровья (Папанин страдал сердечным заболеванием). В 1949 году по состоянию здоровья он вышел на пенсию, но продолжал трудиться. Он стал заместителем директора Института океанологии Академии наук СССР по экспедициям. С 1951 года он возглавлял отдел морских экспедиционных работ в Президиуме АН СССР. Параллельно Папанин находился во главе Московского филиала Географического общества СССР.

Иван Дмитриевич Папанин ушел из жизни 30 января 1986 года. Причиной смерти стала хроническая сердечная недостаточность. Ему был 91 год. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Славные страницы биографии Ивана Дмитриевича Папанина навсегда вошли в отечественную и мировую историю. Он является почетным гражданином Севастополя, Архангельска, Мурманска и Липецка. Республика Крым и Ярославская область также внесли его в списки своих почетных жителей. В честь Ивана Папанина назван мыс, расположенный на Таймыре, горы в Антарктиде, подводная гора в Тихом океане и остров в Азовском море.

Папанин Иван Дмитриевич (1894-1986)

Дважды Герой Советского Союза, контр-адмирал, выдающийся исследователь Арктики, Почетный гражданин Архангельска


Родился 26 ноября 1894 г. в городе Севастополь. На службе с 1914 г. Был матросом, красноармейцем, участвовал в создании партизанского движения на Крымском полуострове, в боях против белогвардейцев в Украине и в Крыму. После Гражданской войны работал в системе РВС СССР, наркомата почт и телеграфов СССР, был начальником Центрального управления военизированной охраны НКПТ СССР (1927-1931).

Руководил экспедицией, а затем строительством радиостанции на золотых приисках Алдана. Начальник экспедиции и полярной станции в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа, полярной станции на мысе Челюскин, начальник дрейфующей экспедиции «Северный полюс-1», которая положила начало планомерному изучению высокоширотных районов полярного бассейна. Начавшийся 21 мая 1937 г. дрейф станции продолжался 274 дня и закончился 19 февраля 1938 г. в Гренландском море. За это время льдина прошла 2100 км. Участники экспедиции (океанолог П.П.Ширшов, геофизик Е.К.Фёдоров и радист Э.Т.Кренкель) в неимоверно трудных условиях сумели собрать уникальный материал о природе высоких широт Северного Ледовитого океана.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 г. за успешную научно-исследовательскую работу и умелое руководство станцией «Северный полюс» на дрейфующей льдине Папанину Ивану Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» (№ 37).

С 1939 г. по 1946 г. - начальник Главсевморпути при Совнаркоме-Совмине СССР. Первые годы основное внимание уделял строительству мощных ледоколов развитию арктического мореплавания, в 1940 г. возглавил экспедицию по выводу из ледового плена после 812-дневного дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов». Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-2-го созывов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 г. за образцовое выполнение правительственного задания по выводу ледокольного парохода «Георгий Седов» из льдов Арктики и проявленный при этом героизм начальник Главсевморпути Папанин Иван Дмитриевич награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 3/II). И.Д.Папанин является одним из славной пятерки тех славных сынов нашей Родины, кому до начала Великой Отечественной войны дважды было присвоено звание Героя Советского Союза.

В годы Великой Отечественной войны внес значительный вклад в организацию бесперебойного движения судов на трассе Северного морского пути. С 15 октября 1941 г. уполномоченный Государственного комитета обороны по морским перевозкам в Белом море и организации погрузки и выгрузки в Архангельском порту. В октябре 1943 г. руководил коренной реконструкцией порта Петропавловск-Камчатский.

После войны был на научной работе, в 1948-1950 гг. - заместитель директора Института океанологии АН СССР, затем до 1965 г. - директор Института биологии и внутренних вод АН СССР, начальник отдела морских экспедиционных работ АН СССР. Доктор географических наук.

Контр-адмирал. Награжден девятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденами Нахимова 1-й степении, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, медалями. Почетный гражданин города-героя Мурманска (1974), Почетный гражданин Архангельска (11.04.1975), Липецка и Ярославской области.

Бронзовые бюсты установлены в городах-героях Севастополе и Мурманске, а также в городе Архангельске. Мемориальные доски установлены в Москве, Архангельске. Его именем названы мыс на полуострове Таймыр, горы в Антарктиде, подводная гора в Тихом океане, Институт биологии внутренних вод, улицы в Архангельске (улица Папанинцев, улица Папанина), Екатеринбурге, Измаиле, Липецке, Мурманске и Ярославле.

(Информация Виталия Смирнова, г. Северодвинск, фото Павла Каца, сайт moscow-tombs.narod.ru)

Иван Дмитриевич Папанин – руководитель исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс», доктор географических наук, контр-адмирал.

Иван родился 14 ноября (по ст.ст.) 1894 года в портовом городе Севастополь в семье матроса Дмитрий Николаевича Папанина и домохозяйки Секлетии Петровны Коваленко. Предками Ивана были молдаване и украинцы. В семье воспитывалось шестеро детей. Когда Иван был еще подростком, мама умерла от сепсиса, и тяготы быта легли на плечи подростка. Поэтому, невзирая на хорошую успеваемость в школе, Ивану пришлось уйти работать на завод. В 1905 году юноша стал свидетелем восстания на корабле «Очаков». Уже тогда в сердце Ивана начали зарождаться революционные идеалы.


С 1908 года юноша устраивается судовым механиком, а затем осваивает специальность слесаря. В 16 лет Иван Папанин числился лучшим работником по сборке приборов навигации. В 1912 году молодого рабочего посылают на повышение квалификации в Таллин. В 1915 году войны попал в ряды Военно-морского флота России, но в 1917 голу, с началом революционного движения, принял сторону большевиков и присягнул Красной армии.


В 1918 году Иван возглавляет партизанский отряд на территории оккупированного немцами по Брестскому договору Крыма. Начинается диверсионная война, которой руководили большевики Мокроусов, Кун. Находясь у бывалых вояк в подчинении, Папанин совершил несколько успешных операций. Одним из противников партизан в те годы была и армия . Папанину было дано поручение пройти незамеченным через белогвардейскую территорию и вернуться обратно с подкреплением.


После победы над Врангелем на освобожденной территории Крымского полуострова Папанину достается должность коменданта Чрезвычайной Комиссии. С 1921 года Ивану Дмитриевичу пришлось поработать и следователем. 20-е годы остались в истории Крыма как время кровавой расправы над выжившими офицерами и солдатами Белой армии. Беспощадные чекисты расстреливали, топили и заживо закапывали соотечественников. Неизвестно, какие чувства испытывал в это время Иван Папанин, простодушный и честный от природы человек.

Экспедиции

Через год Ивана Дмитриевича переводят в Москву комиссаром по хозяйственному обеспечению флота, в 1923 году назначают руководителем Комиссариата почты и телеграфа. В этом же году Папанин записывается на Высшие курсы связи, на которых учится два года. Когда в 1925 году был объявлен набор в экспедицию по строительству радиостанции в Якутии, Папанин первым проявил желание отправиться на север.


В должности заместителя руководителя строительства в условиях вечной мерзлоты Иван Дмитриевич добился возведения объекта в короткие сроки. Через семь лет Папанина направляют начальником полярной станции на острова Земли Франца-Иосифа, а еще через два года Иван Дмитриевич возглавляет станцию на Таймыре.


Когда в 1937 году правительство решается на запуск первой в мире дрейфующей арктической станции, ни у кого не возникало вопроса, кто отправится ее возглавлять. Целью экспедиции не являлось покорение Северного полюса, до Папанина это сделали другие (Роальд Амундсен, Ричард Берд, Умберто Нобиле). Советское правительство уже давно ставило перед собой задачу создания судоходства вдоль северной границы государства. Но арктический путь был еще не достаточно изучен. О наличии подводных течений, сроков неподвижного стояния льда и путей его дрейфа должна была дать ответ научная экспедиция, организованная прямо на льдине.


Советская экспедиция, которая широко освещалась в мировой прессе, состояла из руководителя и повара Ивана Папанина, гидролога и биолога Петра Петровича Ширшова, геофизика и астронома Евгения Константиновича Федорова и радиста Эрнста Теодоровича Кренкеля. На Большой Земле полярников готовил Отто Шмидт. За несколько месяцев до отправки было разработано специальное питание, пригодное к долгому хранению в условиях крайнего севера, разработано теплое жилище, а также подготовлена измерительная аппаратура.


Экспедиция отправилась на 4 воздушных бомбардировщиках в марте 1937 года и достигла конечного пункта 21 мая. Полет совершался вслепую, но летчик Михаил Водопьянов посадил воздушное судно точно на льдину. За 2 недели на льду была полностью оборудована научная станция, после чего воздушные суда отправились обратно, а льдина начала движение с севера на юг.


Дрейфовать полярникам пришлось 274 дня, тогда как планировалось провести в водах Северного Ледовитого океана полтора года. За это время ученые собрали сведения о фауне полярного региона, о наличие планктона в водах океана. «Папанинцы» сделали большое количество фото животных, обитающих в Арктике. Полярникам принадлежит открытие Большого подводного хребта, и создание метеокарты Арктики.


Начальник дрейфующей станции Иван Папанин и летчик Матвей Козлов

Критический момент для группы Папанина наступил в начале февраля 1938 года. Льдина, уже с осени приближающаяся к теплым водам Атлантики, начала таять и раскалываться на части. 19 февраля операция спасения была проведена двумя ледоколами «Таймыром» и «Мурманом», с одного из которых к станции отправился самолет пилотируемый летчиком Власовым. На следующий день оборудование и люди находились на «Таймыре».


Страна встречала «папанинцев» как национальных героев. Папанин стал кумиром миллионов, биографию Ивана Дмитриевича изучали в школах. 6 марта группа полярники отчитались на Общем Собрании АН СССР. После доклада Иван Папанин и Эрнст Кренкель стали докторами географических наук. Участники экспедиции были награждены орденами Ленина, всем присвоены звания Героев СССР. Ивана Дмитриевича назначают руководителем Главсевморпути.


В 1939 году Папанин участвовал в спасательной операции ледокола «Георгия Седова», который дрейфовал в водах Арктики с 1937 года из-за поломки рулевого управления. За спасение судна и экипажа Иван Папанин вновь получил Героя СССР.


Ледокол "Иван Папанин"

С началом войны Ивану Папанину было поручено курировать строительство портовых верфей в Архангельске, Мурманске, на Дальневосточном побережье. После Победы над фашистской Германией, проработав год на прежней должности, Папанин уходит в науку. Идеи Папанина о создании научного флота воплощаются в жизнь. С 1951 году Папанин руководит морскими экспедициями при АН СССР. С 1956 года Иван Дмитриевич возглавил Научный институт биологии внутренних вод в поселке Борок (Ярославская область). До конца жизни ученый трудился на благо родины.

Личная жизнь

Иван Дмитриевич Папанин был дважды женат. Первой супругой полярника стала уроженица Ялты Галина Кирилловна Касторживская. Женщина разделила с Иваном Дмитриевичем все тяготы жизни в Якутии и на Таймыре.


Галина была незаменимым помощником мужу, собирая метеорологические сведения и архивируя полученные данные. Заболев в середине 60-х годов раком, Галина Кирилловна скончалась в 1973 году. Детей в семье не было.


Иван Дмитриевич тяжело переживал утрату, но в 1982 году женился на Раисе Васильевне, которая редактировала издание мемуаров полярника. Вторая супруга была младше Папанина на 35 лет.

Смерть

Иван Дмитриевич до конца жизни отличался крепким здоровьем.

Умер полярник на 92 году жизни 30 января 1986 года от остановки сердца. Могила Папанина находится на Новодевичьем кладбище.

Папанин

Папа́нин

Иван Дмитриевич (1894–1986), исследователь Арктики, контр-адмирал (1943). Дважды был начальником полярных станций: в 1932–33 гг. на Земле Франца-Иосифа и в 1934–35 гг. на мысе Челюскина. В 1937–38 гг. возглавлял первую в мире дрейфующую высокоширотную станцию «Северный полюс» (СП-1), на которой также работали Э. Т. Кренкель, Е. К. Фёдоров и П. П. Ширшов. Они внесли неоценимый вклад в исследование Центр. Арктики: доказали отсутствие земель на протяжении 2500 км, обнаружили в р-не полюса глубины океана более 4 км и ряд поднятий океанского дна, опровергли мнение о безжизненности приполюсного р-на, подтвердили существование открытого Ф. Нансеном тёплого глубинного слоя атлантической воды. После дрейфа Папанин возглавлял Гл. управление Сев. морского пути (1939–46), был начальником Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (с 1951 г.), организатором и директором Института биологии внутренних вод АН СССР (1952–72). Благодаря активной деятельности Папанина значительно вырос научный флот АН. Имя Папанина носят горы в Антарктиде, подводная гора в Тихом океане и мыс на п-ове Таймыр.

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .


Смотреть что такое "Папанин" в других словарях:

    Папанин, Иван Дмитриевич Иван Дмитриевич Папанин И. Д. Папанин на дрейфующей станции СП 1 Дата рождения: 14 (26) ноября 1894 … Википедия

    Иван Дмитриевич (1894 1986), полярный исследователь, доктор географических наук (1938), контр адмирал (1943), дважды Герой Советского Союза (1937, 1940). Возглавлял первую в СССР дрейфующую станцию СП 1 (1937 38). Начальник Главсевморпути (1939… … Русская история

    Папанин - Папанин, Иван Дмитриевич … Морской биографический словарь

    Иван Дмитриевич Папанин И. Д. Папанин на дрейфующей станции СП 1 Дата рождения: 14 (26) ноября 1894(18941126) Место рождения: Севастополь, Российская империя Дата смерти: 30 января … Википедия

    Иван Дмитриевич [родился 14 (26).11.1894, Севастополь], советский арктический исследователь, доктор географических наук (1938), контр адмирал (1943), дважды Герой Советского Союза (27.6.1937 и 3.2. 1940). Член КПСС с 1919. Родился в семье …

    ПАКИН ПАПАНИН ПАПАНОВ ПАПИН ПАПКИН ПАПОВ ПАПКОВ ПАП ПАПКОВИЧ ПАПЧИХИН ПАПУША ПАПУША Так называемые отеческие фамилии, из того же ряда что и Батюшков, Тятин и т.п. С другой стороны, в старину бытовали канонические имена Папа и Папий. (Э). Из… … Русские фамилии

    Папанин И. Д. - ПАПÁНИΗ Иван Дмитриевич (р. 1894), дважды Герой Сов. Союза (1937, 1940), контр адмирал (1943), доктор географич. наук (1938). Чл. КПСС с 1919. Участник Гражд. войны. В 1931–38 возглавлял полярные экспедиции, в т. ч. 1 ю дрейфующую станцию… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Папанин И. Д. - ПАПÁНИН Иван Дмитриевич (1894–1986), полярный исследователь, д р геогр. наук (1938), контр адмирал (1943), дважды Герой Сов. Союза (1937, 1940). Возглавлял первую в СССР дрейфующую станцию СП 1 (1937–38). Нач. Главсевморпути… … Биографический словарь

    - [родился 14 (26).11.1894, Севастополь], советский арктический исследователь, доктор географических наук (1938), контр адмирал (1943), дважды Герой Советского Союза (27.6.1937 и 3.2. 1940). Член КПСС с 1919. Родился в семье матроса. В 1918 20… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Жизнь на льдине. Дневник , Папанин И. Д.. В июне 1937 года закончилась выгрузка всего имущества первой в истории станции "Северный полюс", самолеты улетели на юг, и четыре мужественных советских человека - Папанин, Федоров, Кренкель…