Литературная композиция ко Дню матерей России «О, Вера наших матерей….

"Госпоже" (Шарль Сент Бёв)

Позвольте вас любить! Нет, это не возврат.
Не вспышка бурная мальчишеского пыла:
Не грешное меня стремленье охватило
Вам говорить о том, как чувства ум пьянят.;

Меня нескромные желания не томят
Коснуться плеч, груди, погладить локон милый
Иль шею стройную, - не страсть мой дух смутила.-
Мой пламень чист, как дня весеннего закат.

Мне просто хочется средь праздничного бала
Вас увести от всех, в тиши пустого зала
Беспечной болтовнёй молчанья лёд разбить.

Увидеть, как ваш взор весельем заискриться
И, взяв вас за руку, с толпою шумной слиться,
Где лёгкий вальс царит… Позвольте вас любить!


"О вера наших матерей" (В. Коротаев)

О вера наших матерей,
Вовек не знающая меры,
Святая, трепетная вера
В нас, подрастающих детей,

Её, как свет в березняке,
Не вытравит ничто на свете:
Ни единицы в дневнике,
Ни злые жалобы соседей.

Уж матери - такой народ –
Вздохнут,
Нас долгим взглядом смеря:
Пусть перебесятся, пройдет,
И снова верят, верят, верят.

Как верят матери одни
Взыскательно и терпеливо.
И - не крикливые - они
Не почитают это дивом.

И просто нипочем года
Их вере, трепетной и нежной,
Вот только мы-то не всегда
Оправдываем их надежды.


"Трудный путь” (Э. Мошковская)

Я решил и отправляюсь,
Я иду в этот трудный путь.
Я иду в соседнюю комнату,
Где молча сидит моя мама.
И придётся открыть дверь
И сделать шаг... и ещё
И еще, может десять, десять шагов!
И тихо к ней подойти,
И тихо сказать: "прости..."
Есть мужество стоять под выстрелом,
Под прорезью прицела тонкого,
Есть мужество решенья быстрого,
И мужество терпенья долгого.
А есть ещё такое мужество,
Что может быть других важнее.
Когда не в силах больше мучаться
Приходишь к нему иль ней.
Я был не прав, не прав до ужаса,
Прости меня и мне доверься
И отогреет это мужество
Тобой обиженное сердце.


"Мать" (А. Майков)

Бедный мальчик! Весь в огне
Всё ему неловко!
Ляг на плечико ко мне, -
Прислонись головкой!

Я с тобою похожу...
Подреми, мой мальчик,
Хочешь, сказочку скажу:
Жил-был мальчик с пальчик...

Нет? Не хочешь?.. Сказки - вздор
Песня лучше будет...
Зашумел сыр-темен бор,
Лис лисичку будит;

Во сыром темном вору...
Тише! засыпает...
Словно птенчик, все в жару
Губки открывает...

“Во сыром бору” поет
Мать и ходит, ходит...
Тихо, долго ночь идет...
Ночь уж лень выводит.

Мать поет... рука у ней
Затекла, устала,
И не раз слезу с очей
Бедная, роняла...

И едва дитя, в жару,
Вздрогнув, встрепенётся
"Во темном-сыром бору" -
Снова разлается,

Отклони удар, уйди,
Смерть с своей косою!
Мать дитя с своей груди
Не отдаст без бою!


"Красивая мама" (С. Богомазов)

Красивые мамы, на свете вас много
В глаза вы глядите открыто и прямо,
В какую бы даль не звала нас дорога,
Нас провожают красивые мамы.

Мы маме так редко приносим букеты
Но каждый так часто её огорчает.
А добрая мама прощает всё это
Красивая мама всё это прощает.

Под грузом забот, не сгибаясь, упрямо
Она выполняет свой долг терпеливо…
Красива по-своему каждая мама,
Любовью своей материнской красива.

Нас в детстве она эабавпяет игрушкой,
Порой мы о чём-то ей шепчем счастливо
Когда-нибудь, мама, ты станешь старушкой,
Но будешь по-прежнему самой красивой.


"Не стареет твоя красота..." (А. Твардовский)

Не стареет твоя красота,
Разгорается только сильнее.
Пролетит неслышпо над ней
Словно легкие птицы лета.

Не стареет твоя красота,
И глаза не померкли от слёз
И копна темно-русых волос
У тебя тяжела и густа.

Ты идёшь по земле молодой,
Зеленеет трава за тобой
По полям, по дорогам идёшь
Расступается, кланяясь, рожь.

Молодая береза в лесу
Поднялась и ровна и бела
На твою она глядя красу,
Горделиво и вольно росла.

Не стареет твоя красота,
Слышно ль, женщины в поле поют
Голос памятный все узнают
Без него будто песня не та.

Окна все пооткроют дома
Стихнет листьев шумливая дрожь
Ты поёшь, потому так поёшь
Потому что ты песня сама.


"Мы славим женщин"

Сегодня день такой, мы славим женщин,
Да не коснётся вас беда, обиды, зло,
Мы славим бабушек, нет лучше их, добрее,
Во всём помогут и всегда умеют всё.

Мы славим наших мам, спасибо вам!
Любимым, любящим, не знающим покоя,
Неутомимым, столько дел на них,
Долготерпимым, к шалостям нестрогим,

Мы славим девочек, прекраснее их нет,
У них займёшь и ластик, и тетрадку,
Шепнут в контрольной правильный ответ,
Подскажут, как решается задача.

Мы славим женщин всех, спасибо вам,
За красоту, за доброту и нежность.
Вы помните – мы очень любим вас,
И постараемся оправдывать надежды.

На вопрос Кто автор стиха, которое начинается словами: "О, Вера наших матерей... " заданный автором шеврон лучший ответ это Виктор Вениаминович Коротаев
(8.1.1939, Вологда – 18.5.1997) – поэт.
Детство, совпавшее с годами войны, провел в д. Липовицы Сокольского района Вологодской обл. Бабушка привила К. любовь к народному творчеству, родной деревне. Мальчик рано приобщился к чтению. К. начал писать стихи с 14 лет. Публиковался в областных газетах, альманахах, сборниках. В 1963 окончил историко-филологический ф-т Вологодского педагогического ин-та. В 1963-65 служил в армии в Заполярье. Работал в газ. «Вологодский комсомолец» . В 1962 в Вологде вышла первая книга стихов «Экзамен» . В 1965 после выхода книги «Мир, который люблю» принят в СП СССР.
В 1969 вышли 3 поэтических сб. Коротаева: «Мальчишки из далеких деревень» и «Жребий» - в Москве, «Липовица» - в Архангельске. В 1969-71 учился на Высших лит. курсах в Москве.
Со временем творчество Коротаева получило всероссийскую известность. С 1962 по 1991 вышла 21 книга стих. В 1973-78 Коротаев возглавлял Вологодскую писательскую организацию, много лет был членом редколлегии ж. «Север» . Провел около 5000 творческих встреч с читателями. Руководил лит. Объединениями Вологодской обл. В 1992-97 возглавлял издательскую фирму «Вестник» , выпустившую около 30 книг. Лауреат лит. Премий им. А. Яшина, Н. Островского, А. Фадеева (1973, за поэму «Славянка») . Награжден орденом «Знак Почета» (1989).
Коротаев – самобытный представитель т. н. «тихой лирики» , «вологодской школы» 1960-70-х. Предшественниками и соратниками Коротаева были А. Яшин, А. Передреев, А. Прасолов, Н. Рубцов, Ю. Кузнецов, А. Романов. Главная тема творчества Коротаева – любовь к большой и малой Родине, ощущение кровной связи с Отечеством. Им движет чувство неразрывного единства с миром деревни, с родной землей и людьми, которые трудятся на ней. «Поэтический характер в поэзии Коротаева многосторонен. В нем юношеская жесткость и сознание долга… проникновенная нежность, а вместе с тем неуемность и бескомпромиссность чувств (особенно свойственные стихам о любви) » /Оботуров В. Всегда, Россия, о тебе… // Север. 1969. № 12. С. 122). Любовная лирика Коротаева отличается повышенной эмоциональностью. Ранний Коротаев – «тонкий бытописатель, знаток народных обычаев, мастер разговорной речи. В его стихах привлекали зоркость художественного видения, подлинный, пусть несколько грубоватый, юмор, точность языка, естественность жизненных ситуаций» (Федоров И. Нет у меня иного счастья… // Север. 1980. № 5. С. 123). В то же время в первых сб. поэта критики отмечали некоторую декларативность, излишний публицистический пафос.
Постепенно от пейзажных зарисовок и бытовых сценок поэт приходит к жизни души, предстает как психолог, способный запечатлеть самые тонкие нюансы нравственных переживаний. В зрелом творчестве Коротаева все чаще возникает образ совести, выражающий остроту самонедовольства и самоосуждения поэта («Дышу, словно каюсь, что раньше – увы! / Тщеславно и шумно любил я Отчизну») . Перед родной природой он «кается в душевной глухоте и жестокости… в ней же ищет он утешения и очищения» (Перцовский В. – С. 118) В стих. «Не лукавлю пред собой, как прежде… » поэт, некогда «закаленный партиец» , перед лицом вечности отвергает как ложную мысль о конечности человеческой души, утверждается в вере и бессмертие: «Но душе / Не хочется на свалку, / Ей повыше бы место / подыскать» («Единство» . С. 74). В поэзии Коротаева усматривали влияние С. Есенина, М. Лермонтова, Н. Рубцова.
Источник:

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Кто автор стиха, которое начинается словами: "О, Вера наших матерей... "

В день рождения Виктора Коротаева в музее «Литература. Искусство. Век ХХ» прошёл литературный вечер, посвящённый 75-летию со дня рождения поэта Виктора Коротаева. Здесь собрались поклонники его творчества, чтобы прочитать свои любимые стихи, принадлежащие перу замечательного русского поэта. Получился очень камерный литературно-музыкальный вечер, лирические нотки которому придавали выступления учеников школы искусств «Созвучие» и их педагога Татьяны Крыловой.

Своими воспоминаниями поделились те, кто был лично знаком с Виктором Вениаминовичем, как например, его преемник – председатель вологодского регионального отделения Союза писателей России .

Коротаев Виктор Вениаминович (8.1.1939, Вологда – 18.5.1997) – поэт.

Детство, совпавшее с годами войны, провел в д. Липовицы Сокольского района Вологодской обл. Бабушка привила К. любовь к народному творчеству, родной деревне. Мальчик рано приобщился к чтению. К. начал писать стихи с 14 лет. Публиковался в областных газетах, альманахах, сборниках. В 1963 окончил историко-филологический ф-т Вологодского педагогического ин-та. В 1963-65 служил в армии в Заполярье. Работал в газ. «Вологодский комсомолец». В 1962 в Вологде вышла первая книга стихов «Экзамен». В 1965 после выхода книги «Мир, который люблю» принят в СП СССР.

В 1969 вышли 3 поэтических сб. Коротаева: «Мальчишки из далеких деревень» и «Жребий» - в Москве, «Липовица» - в Архангельске. В 1969-71 учился на Высших лит. курсах в Москве.

Со временем творчество Коротаева получило всероссийскую известность. С 1962 по 1991 вышла 21 книга стих. В 1973-78 Коротаев возглавлял Вологодскую писательскую организацию, много лет был членом редколлегии ж. «Север». Провел около 5000 творческих встреч с читателями. Руководил лит. Объединениями Вологодской обл. В 1992-97 возглавлял издательскую фирму «Вестник», выпустившую около 30 книг. Лауреат лит. Премий им. А.Яшина, Н.Островского, А.Фадеева (1973, за поэму «Славянка»). Награжден орденом «Знак Почета» (1989).

Коротаев – самобытный представитель т.н. «тихой лирики», «вологодской школы» 1960-70-х. Предшественниками и соратниками Коротаева были А.Яшин, А.Передреев, А.Прасолов, Н.Рубцов, Ю.Кузнецов, А.Романов. Главная тема творчества Коротаева – любовь к большой и малой Родине, ощущение кровной связи с Отечеством. Им движет чувство неразрывного единства с миром деревни, с родной землей и людьми, которые трудятся на ней. «Поэтический характер в поэзии Коротаева многосторонен. В нем юношеская жесткость и сознание долга… проникновенная нежность, а вместе с тем неуемность и бескомпромиссность чувств (особенно свойственные стихам о любви)» /Оботуров В. Всегда, Россия, о тебе…// Север. 1969. № 12. С.122). Любовная лирика Коротаева отличается повышенной эмоциональностью. Ранний Коротаев – «тонкий бытописатель, знаток народных обычаев, мастер разговорной речи. В его стихах привлекали зоркость художественного видения, подлинный, пусть несколько грубоватый, юмор, точность языка, естественность жизненных ситуаций» (Федоров И. Нет у меня иного счастья… // Север. 1980. № 5. С.123). В то же время в первых сб. поэта критики отмечали некоторую декларативность, излишний публицистический пафос.

Постепенно от пейзажных зарисовок и бытовых сценок поэт приходит к жизни души, предстает как психолог, способный запечатлеть самые тонкие нюансы нравственных переживаний. В зрелом творчестве Коротаева все чаще возникает образ совести, выражающий остроту самонедовольства и самоосуждения поэта («Дышу, словно каюсь, что раньше – увы! / Тщеславно и шумно любил я Отчизну»). Перед родной природой он «кается в душевной глухоте и жестокости… в ней же ищет он утешения и очищения» (Перцовский В. – С.118) В стих. «Не лукавлю пред собой, как прежде…» поэт, некогда «закаленный партиец», перед лицом вечности отвергает как ложную мысль о конечности человеческой души, утверждается в вере и бессмертие: «Но душе / Не хочется на свалку, / Ей повыше бы место / подыскать» («Единство». С. 74). В поэзии Коротаева усматривали влияние С.Есенина, М.Лермонтова, Н.Рубцова.

Коротаев обращался и к эпическим жанрам. В основе поэмы «Славянка» (1972) – легенда о спасении в годы войны памятника ценой жизни нескольких русских женщин.

В 1970-80-е все ощутимее становится тревога за судьбу гибнущих деревень и вековой, связанной с ними культуры. «Притяжение» (1976), как и др. книги этого периода, - это исповедь взволнованной души, мучающейся, плачущей, жаждущей радости и откровений. Один из главных уроков поэзии Коротаева – «желание быть, а не казаться» (Харчев В. Монологи Виктора Коротаева // Север. 1978. № 3. С. 120)). Книга «Вечный костер» (1984) – «попытка понять русскую народную натуру, тайну её живучести, попытка поглядеть на неё трезво, а порой и беспощадно, но для того, чтобы окончательно уверовать в её будущее» (Куняев С. Земная душа).

Поэтическая система Коротаева близка народной песне и романсу. Коротаев умело использует прием повторов, фольклорную метафоричность, широко вводит в поэтический язык разговорную речь. Его стихам присуща поэтика контрастов: любовь и ненависть, жизнь и смерть, добро и зло. Чтобы привлечь внимание читателя, К. подчас устранял излишнюю благозвучность рифм, любил игру интеллекта, меткость и ясность мысли. «Живое, энергичное, грубоватое ощущение жизни и языка согревается изнутри задушевной лирической волной» (Перцовский В. – С.119).

Стихи этого периода овеяны болью за человеческую нищету, страдания, нищету и распад страны. Поэзия начала 1990-х – «это соприкосновение чуткой души поэта с горевыми вздохами всего российского народа. Это гнев и отрезвление от речей лукавых властителей» (Романов А. Дума о Викторе Коротаеве // Красный Север. Вологда, 1998. 16 мая). К. волновало положение русского поэта. Одно из последних стих. «За ржавою оградой…» (1997) – вера в необходимость поэтического слова в эпоху безвременья и смуты: «Звереет ветер с полюса, / У птиц сплошные тризны. / Но не теряют голоса / Певцы родной Отчизны».

На слова В. Коротаева написаны песни «Девичья лирическая», «Марш металлургов», «Песенка о Вологде», «Матери рождают не солдат…»

Коротаев – автор книг прозы «На свидание: Повести и рассказы» (м., 1978) и «Стояли две сосны» (Архангельск, 1984). Главные герои его рассказов – деревенские старики и старушки – характеры выносливые, несущие в себе духовный свет незаметного подвига жизни. В книге «Козырная дама: Почти документальная повесть с эпилогом о том, как убили поэта Н.М.Рубцова» (1991) Коротаев отразил последние годы жизни поэта, привел документы из закрытого судебного процесса над убийцей Рубцова.

«Его голос, - пишет о Коротаеве Е.Степаненко в статье «Тяжелый хлеб едят поэты…», - солнечный и звонкий, то бесшабашно-разудалый, то грустно-приглушенный, иногда сдержанно-напряженный, а порой и набатный, но всегда искренний, проникновенный, сохранивший выразительность и колоритность языка простого русского народа, - не затерялся в поэтическом многоголосии» (Север. 1981. № 11. С. 128). На памятнике поэту в Вологде начертаны слова, которые можно считать его творческим завещанием: «Но Русь была, и есть, и будет / При нас, до нас и после нас!»

Любомудров А.М. // Библиобиографический словарь. - М: «ОЛМА-ПРЕСС инвест», 2005.

Виктор КОРОТАЕВ * * *
…Нравственность можно подделать.
И подделывают. И очень удобно живут –
в «соответствии»…
В. Шукшин

Снова намутили, наболтали,
Всяческих навешали собак…
Так пожить хотелось
Без баталий,
Да не получается никак.
Поднимаюсь медленно со стула,
Прохожу неспешно вдоль стены,
Чувствую спиной, как ваши дула
Твёрдо на меня наведены.
И, природой наделённым пылом,
Принимаю к действию сигнал:
– Это кто там нас
Российским быдлом
Тихо,
Но старательно назвал?
Супостаты!
Вы всегда при деле,
Да и нам постыдно забывать:
Мы ведь только внешних одолели,
Внутренние выжили опять.
Знаю,
Как, мозгами поработав,
Вы в своём коронном
Тайном сне
Нас,
Неисправимых патриотов,
Жарите на медленном огне…
Неспроста,
Боясь разоблачений,
Зря не подставляя головы,
Блоками бетонных изречений
Забаррикадировались вы.
Презираю ваши баррикады,
Выхожу на линию огня.
…Я давно не жду от вас пощады.
Но и вы не ждите от меня!.. * * *
Пришли опять такие дни,
Где все не близко и не родно,
И жмут они,
И гнут они,
И не дают вздохнуть свободно.

Не для тебя шумит река,
И под росой дымятся травы,
И проплывают облака,
и распускаются купавы.

Я не писал бы горький стих,
На дни житейской непогоды,
Когда б,
в конце концов,
Из них
Мои не сладывались
Годы.

* * *
О вера наших матерей,
Вовек не знающая меры,
Святая трепетная вера
В нас,
Подрастающих детей.
Её, как свет в березняке,
Не вытравит ничто на свете:
Ни единицы в дневнике,
Ни злые жалобы соседей.
Уж матери такой народ –
Вздохнут,
Нас долгим взглядом смеря:
«Пусть перебесятся. Пройдет». -
И снова верят, верят, верят.
Так верят матери одни
Взыскательно и терпеливо.
Но – не крикливые – они
Не почитают это дивом.
А просто нипочем года
Их вере, трепетной и нежной;
Вот только мы-то
Не всегда
Оправдываем
Их надежды..