Творческая встреча с писательницей еленой наумовой. «Четверо из семьи Ермаковых

, Слободской район , Кировской области , РСФСР , СССР

Еле́на Станисла́вовна Нау́мова (24 сентября 1954 года) - российская поэтесса и прозаик , журналист. Автор стихов и прозы для детей младшего и среднего возраста, педагог. Член Союза писателей СССР . Лауреат премии Кировской области по литературе и искусству ().

Биография

Елена Станиславовна Наумова родилась 24 сентября 1954 года в посёлке Вахруши Слободского района Кировской области . В 1968 году окончила музыкальную школу.

После окончания института работала в Кирове журналистом. В 1998 году Елена Наумова основала областную литературно-журналистскую студию при Кировском Дворце творчества детей и молодёжи , которой руководит по сей день. Кроме того, преподаёт в Кировском филиале .

Сын Елены Станиславовны Наумовой художник Максим Наумов оформил её книги - «День рождения», «Сказочник», «Сквозь листву», «Серая кошка на белом облаке», «Не будите спящего Орфея», «Жетончик» и др.

Видео по теме

Творчество

Отзывы

Елена Наумова - поэт из тех, кто живёт на весу - как листва, дрожит на ветру жизни - как листва, птицы радости и печали поют в её душе - как в листве, её стихи откровенны и трепетны - как листва, и в лучших её строках, есть волненье листвы, пребывающей в постоянном движении на весу…

Мне очень нравится проза Елены Наумовой. Есть проза, которая практически не поддается критическому анализу, даже и самому доброжелательному. Самое главное в ней неуловимо для анализа, ускользает от него. Это главное - живая жизнь. В прозе Наумовой на первый взгляд кажется все так просто. Берешь живую жизнь и описываешь. На самом деле это и есть самое сложное искусство: передать живую жизнь в образах, героях, прямой речи. Здесь всякое «искусство» будет заметно и будет мешать восприятию.

И настолько абсурд истории несовместим с «раем», что лирическая героиня Елены Наумовой возвращает Господу-Богу… нет, не билет… а номерок, жетончик из руки гардеробщицы, полузабытой подруги детства, лицо которой покалечено шрамом.

Библиография

  • Е. С. Наумова. Девочка и дождь: стихи. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1985. - 15 с.: ил. - (Кассета: «Истоки»).
  • Е. С. Наумова. Выстрел ветки: стихи / предисл. К. В. Скворцова. - М. : Молодая гвардия , 1988.
  • Е. С. Наумова. Счастливый билет: стихи / предисл. Н. К. Старшинова. - М. : Б-ка журнала «Молодая гвардия», 1990.
  • Е. С. Наумова. Девочка и дождь: стихи для дошк. возраста. - М. : Дет. лит., 1991. - 15 с.
  • Е. С. Наумова. День рождения: стихи / рис. М. В. Наумова. - Киров: Миньон, 1993. - 12 с.: ил..
  • Е. С. Наумова. Короткое лето: стихи и сказки о любви / рис. А. Николаев. - Киров: Вятка, 1997. - 191 с.: илл.
  • Е. С. Наумова. Серая кошка на белом облаке: Повести и рассказы. - Киров, 1998. - 172 с.: илл.
  • Е. С. Наумова. Сказочник: маленькие повести, сказки. - Киров, 2003. - 80 с.: илл. - (Народная библиотека).
  • СКВОЗЬ листву: стихи / Е. С. Наумова; сост. М. В. Карпова; худож. М. В. Наумов. - Киров: [б. и.], 2004. - 141 с.: илл.
  • СЕРАЯ кошка на белом облаке: повесть / Е. С. Наумова; [предисл. Е. О. Галицких; худож. М. В. Наумов]. - Киров: ОРМА, 2008. - 285 с.
  • ЦВЕТОК папоротника: стихи, сказки, рассказы, повести / Е. С. Наумова. - предисл. Е. О. Галицких. - Киров: О-Краткое, 2009. - 400 с. - (Антология вятской литературы. Том 11).
  • ШЛА по городу ворона: стихи для детей / Е. С. Наумова. - СПб., ГРИФ, 2010. - 64 с., илл.
  • НЕ БУДИТЕ спящего Орфея: повести и рассказы / Е. С. Наумова. - Киров: 2012. - 172 с., илл.
  • ЖЕТОНЧИКИ: книга лирики / Е. С. Наумова. - М. :

Елена Наумова родилась в поселке Вахруши Слободского района Кировской области.

На ряду с общеобразовательной закончила музыкальную школу по классу фортепьяно.

В 80-е годы была членом литературного клуба «Молодость» при Кировской писательской организации. Вскоре ее стихи стали печатать не только местные газеты, но и столичные издания. Первые публикации заметили и читатели, и критики. Елена Наумова становится победителем поэтических конкурсов журналов «Смена» и «Сельская молодежь». Ее стихи появляются в журналах «Наш современник», «Крестьянка», «Студенческий меридиан», «Литературная Россия»… А так же в альманахах «Истоки» и «Поэзия».

С 1984 по 1990 год учится в Литературном институте им. Горького (семинар поэзии).

В 1989 году на IX Всесоюзном совещании молодых литераторов, будучи студенткой IV курса Литинститута, Елена Наумова принята в члены Союза писателей. В Москве у нее выходят два поэтических сборника «Выстрел ветки» и «Счастливый билет». А в издательстве «Детская литература» сборник стихов для детей «Девочка и дождь».

В Москве молодую талантливую поэтессу отмечают известные поэты старшего поколения – Валентин Берестов, Владимир Костров, Евгений Долматовский… Поэт-фронтовик Николай Старшинов пишет предисловие к ее сборнику «Счастливый билет».

В 1990 году, окончив институт и вернувшись в Вятку, Елена работает журналистом и продолжает писать стихи и прозу.

С конца 90-х и в начале нового века ее произведения публикуют журналы «Октябрь», «Нижний Новгород», «Наш современник», «Москва», «Литературная газета» и др.

В 1998 г. выходит книга стихов и сказок о любви «Короткое лето».

Елена Наумова становится руководителем литературно-журналистской студии при областном Кировском Дворце творчества детей и молодежи.

В том же году ей присуждают премию им. Леонида Дьяконова и премию им. Николая Заболоцкого (г. Уржум) за поэтическую книгу «Короткое лето». А в 2005 году она становится лауреатом премии имени поэта-земляка Овидия Любовикова за цикл стихов, посвященных Великой Отечественной войне.

«Елена Наумова – поэт из тех, кто живет на весу – как листва, дрожит на ветру жизни - как листва, птицы радости и печали поют в ее душе – как в листве, ее стихи откровенны и трепетны – как листва, и в лучших ее строках, есть волненье листвы, пребывающей в постоянном движении на весу… » - это поэтическое вступление к новой книге Елены Наумовой «Сквозь листву», вышедшей в 2004году, написала Юнна Мориц, замечательный поэт, чье имя известно всем знатокам и любителям большой поэзии…

ДЕВОЧКА И ДОЖДЬ

Дождь стучит на улице: кап да кап… Только мне все чудится: пап да пап… Может, тоже слушаешь этот дождь. Вдруг возьмешь, надумаешь и придешь. Я тебе доверчиво расскажу, Что читаю вечером, с кем дружу. Мы живем по-прежнему: мама, я, Кошка тети Стешина - вся семья. Дождик, что ж ты ломишься: кап да кап… Может, ты воротишься, пап, а пап?.. 1981

* * *

В этом маленьком городе Наша большая любовь Не вмещалась в проспекты, В большие сады и аллеи. Не хватало ей места за городом В царстве грибов. Не хватало простора ей в поле, Где маки алели. А когда поселилась в квартире – Внезапно слегла. Все под шум телевизора Плакала в узкое кресло. Мы потом, спохватившись, Искали ее по углам. Но она не откликнулась, Словно навеки исчезла. 1987

* * *

Какая странная зима. Сначала нежный свет, И серебро, и терема, И след почти, что в след… А после ночь темным-темна – Заблудится любой. Какая странная зима Досталась нам с тобой. Но снег растает без следа. Идя по февралю, Ты не узнаешь никогда, Как я тебя люблю. 1991

Вспоминая Грина

Мне снится пиво бочковое, Креветки, красная икра… Под шум далекого прибоя Я сплю спокойно до утра. Видать, в одной из прежних жизней Была я каплею морской. И эта водная отчизна Дала мне волю и покой. …Когда я слышу запах моря, Где тихо плещется вода, Ни до чего мне нету горя. Спокойной ночи, господа! 2004

ЗА ТО, ЧТО БЫЛ ПЕРВЫМ

Григорий Булатов, Григорий Булатов… Он был, как мозоль, как ожог, как заплата. Его, без сомненья – «в шестую палату» - В психушку, в тюрьму, Чтоб не пил и не плакал. За что? Да за то, что мальчишкой крылатым Взлетел он тогда на рейхстаг в 45-м. И Знамя Победы (не дрогнули нервы!) Навеки воздвигнул… За то, что был первым! А первых у нас никогда не любили. Их судьбы ломали, их семьи гнобили. Начальство, шагая вдоль серого строя, Послушных, своих, назначало в герои. А он, знаменосец, стал лишним, преградой – Шпаной, уголовником, Гришкой-Рейхстагом… …Но век – за спиною, как тьма за стеною. Вернулся Григорий однажды весною. В граните вернулся мальчишка крылатый, Который взлетел над рейхстагом когда-то. И шли к нему люди все снова и снова… И был этот день - Воскресенье Христово. 2005

Короткое лето

Ни письма, ни звонка, ни привета,

Только слышу берез перезвон.

Помнишь наше короткое лето –

Солнце желтое, словно лимон.

Речка синяя. Шорохи. Звуки.

Имена на горячем песке.

Мы стоим по колено в разлуке

И по горло в любви и тоске.

И откуда – ни бури, ни вьюги…

Вдруг любовь от земли до небес.

Бес попутал!- кричали в округе.

Был такой замечательный бес.

Звезды ясные тихо светили,

Что-то нежно шептала вода…

Люди добрые беса схватили

И скрутили его навсегда.

Ни письма, ни звонка, ни привета.

Где ж то солнце, та речка, тот лес…

Да, такое короткое лето,

А любовь от земли до небес.

1989г.

* * *

У тебя друзья, работа.

Дом, жена. Родня. Пикник…

У меня свои заботы –

Сын, подруги. Горка книг.

Ничего-то не сказали

О любви друг другу мы.

Никому-то не солгали.

Суетой окружены.

Но соседки смотрят косо

Со двора на нас с тобой.

А на небе знак вопроса –

Полумесяц со звездой.

Публикации:

«Девочка и дождь» - Волго-Вятское книжное изд-во, 1985 г.

«Выстрел ветки» (предисловие Константина Скворцова) – изд-во «Молодая гвардия» серия «Молодые голоса», 1988 г.

«Счастливый билет» (предисловие Николая Старшинова) - изд-во «Молодая гвардия» серия «Библиотечка «Молодой гвардии», 1990 г.

«Короткое лето» - изд-во ГИПП «Вятка», 1998 г.

«Сквозь листву» (предисловие Юнны Мориц, графические работы Максима Наумова)

г. Киров, 2004 г.

Книг прозы:

«Серая кошка на белом облаке» г. Киров, 1999г. и «Сказочник» г. Киров 2003 г.

А так же сборников стихов для детей:

«Девочка и дождь» изд-во «Детская литература», 1991 г.

«День рождения» (рисунки Максима Наумова) г. Киров, 1993г.

Сквозь листву:Стихи/Худож.М.Наумов.-Киров:Обл. тип,2004.-144с.,ил.

Сказочник:Маленькие повести,сказки.-Киров,2003.-80с.-(Народная библиотека).

Серая кошка на белом облаке:Повести и рассказы.-Киров.1998.-176с.,ил.

Короткое лето:Стихи и сказки.-Киров:ГИПП «Вятка»,1997.-192;ил.

День рождения:Стихи/Рис. М.Наумова.-Киров,1994,12с,ил.

Девочка и дождь:Стихи/Худож.Д.Юдина.-М:Дет.лит,1991.-16с;ил.

Выстрел ветки:Стихи//Голов А. Прикосновение и др. –М:Мол.гвардия,1988.-с79-108.

На этой солнечной земле.//М.-2003.-№12, с.128.

Стихи//Книга вятская для детей:Хрестоматия для детей младшего школьного возраста.

Киров:обл.дет.б-ка им.А.Грина,-2002.-с56-59.

Девочка и дождь; Помирю кота с собакой; Шла по городу ворона//Куклин А. Девочка и дождь: Песни для детей.-Слободской,1998.-с10-12;15-18.

Между небом и землей: Стихи.//Октябрь.-1999.-№11,с.63.

Стихи.//Очаг.-1997.-№10. с.9; фото.

Рисунок: Стихи.//Наш современник.-1997.-№10.-с.101.

Девочка и дождь; «Беда легла на плечи…» Сергуха; Короткое лето:Стихи.//ЭЗВ т.2.Литература.-Киров,1995.-с444-445.

Дядя сон;Ангина: Стихи//Куклин А. Танцующие нотки.-2-е изд;Киров,1994.-с7,20.

От земли до небес: Стихи.//Только любовь.-Киров,1993.-с89-102.

-«Необозримая печаль…»:Рассказ//Панорама,1991.-№3.-с38-40

Стихи.//Вечерний альбом: Стихи русских поэтесс. -М:Современник,-1990.-447с.

Счастливый билет: Стихи.//Двяченко Т.Морячка; Наумова Е. Счастливый билет; Бессонова Л.Снегопад и др. -М: Мол.гвардия,1990.-128с.ил.

-«Всё было ясно, просто, мило…», «В твоем окошке день…» А ты да я. Бабушка: Стихи.//Поэзия.1990:Альманах.-Вып.56.-М.Мол.гвардия.-1990.

Стихи.//Встречи: Произведения молодых киров.авт. -Киров,1990.-с89-91; 1986.-с133-134; 1984.-с131-132; 1982.-с138-139.

Никишкина любовь: Маленькая повесть.//Встречи:Сб-к.-Киров,1988.-с57-72.

Из цикла «Маски»//Артель:Лит-худож.альманах.Вып.Киров,1989.-с41-43.

Утро моего города: Стих-е.//Памятники истории и культуры г.Слободского в поэзии.-Слободской,1979.-с14.

Наумова в печати

Наумова,Е. Однолюбы [текст]: антология вятского рассказа/Елена Наумова//Вят.край.-2005.-№164.-6сент.-с.7

Наумова,Е. На этой солнечной земле//Москва.-2003.-№12.-с.128

Наумова,Е. Между небом и землей: стихи.//Октябрь.-1999.-№11.-с.63

Наумова,Е. Но хочется дожить до утренней звезды: стихи//Вят.край.-1999.-23 янв.-с.6.

Наумова,Е. Стихи//Очаг.-1997.-№10.-с.9; фото

Наумова,Е. Рисунок: стихи//Наш современник.-1997.-№10.-с.101.

Наумова,Е. Еще вчера серебряным звоночком: стихи//Киров.правда.-1995.-29 апр.

Наумова,Е. Памяти журналиста: стихи [посвящ. Вл. Листьеву]//Киров.правда.-1995.-4 марта

Наумова,Е. Погибают от пули, от водки…;Как много грустных веток…;

Конь-огонь. Золотые копыта…; Монолог Вронского; Когда душа молчит и дремлет…; И вновь – прощай…» Что-то осенью этой не спится…; Одичалая кружит метель…[стихи]//Киров.правда.-1994.-24 сент.

Наумова,Е. В лесу; По грибы; Упрямый козленок; День рождения; Щенок; Детки; Ленивый Андрейка; На закате: [стихи]//Слоб.куранты.-1994.-28 июня.

Наумова,Е. Необозримая печаль…[рассказ]//Панорама, 1991.-№3.-с.38-40

Наумова,Е. Иронические советы для взрослых: стихи//Наш вариант.-1991.-9 февр.-№6

Наумова,Е. Первый парень на Руси. [о лучшем частушечнике России В.Егошине из д.Шаваржаки Совет.района]//Комс.племя.-1990.-15 дек.-с.6

Наумова,Е. Когда смолкает пенье…Тиха поздняя осень. Пока ещё шумно и звонко…Весною – ранним утром…И выпал первый снег…[стихи] //Кир.правда.-1990. -27 сент.

Наумова,Е. Сердитый Петя; Про папу; Что сказала фляжка чашке; Шла по городу ворона; Щенок:[стихи]//Киров.правда.-1990.-1 июня.

Наумова,Е. Душа к насилию не привыкает…стихи.-Комс.племя.-1990.-№48.-с.10

Наумова,Е. Не покупаю сыну пистолета; Невеста; Письмо с острова Ханка: стихи//Лен.путь.-1985.-20 июля; портр.

Наумова,Е. Стану дуть на озябшие пальцы…[стихи]//Комс.племя.-1985.-31 янв.-с.3.

Наумова,Е. Ежик; Залетел в канаву мячик; Помирю кота с собакой: стихи//Киров.правда.-1983.-22 окт.

Наумова,Е. Для малышей и …не только: стихи; крат. биография//Комс.племя.-1983.-20 авг; фото

Внеклассное мероприятие

Сценарий творческой встречи с писателем Е.С.Наумовой

Участники встречи : учащиеся 7-8 классов, учителя, библиотекари.

Аннотация . Мероприятие проводится в форме творческой встречи в библиотеке имени А.С.Пушкина. Ученики знакомятся с интересным человеком: вятской писательницей Е.С.Наумовой. Заблаговременно учащимися проводится исследовательская работа (изучение биографии и творчества писателя, подготовка литературной композиции). В ходе встречи автор отвечает на вопросы, читает свои стихи.

Тема : «Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта» (Гёте).

Цель : воспитание духовности, патриотизма, гражданственности; приобщение школьников к прекрасному; развитие связей между поколениями.

Задачи : ввести учащихся в художественный мир писателя Е.С.Наумовой, вовлечь их в творческую исследовательскую работу; развивать коммуникативную грамотность учащихся, их творческие способности; формировать эстетический вкус и воспитывать на этой основе эстетически-нравственную личность;

Мероприятие построено на основе метапредметной технологии. Учитель создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков, организует деятельность учащихся, становится помощником и участником учебного процесса. Ребята в процессе подготовки и участия в мероприятии учатся творчески представлять свои мысли, учатся сотрудничеству, умению соотносить свою деятельность с деятельностью других, самостоятельно добывать знания, при необходимости прибегая к помощи учителя и других учеников.

Планируемые результаты:

1)предметные:

понимание литературы как особого способа познания жизни,

формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия,

подготовка учащихся к творческой работе;

умение планировать пути достижения целей,

овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,

формирование информационной культуры личности ребенка,

формирование навыков творческой деятельности,

умение работать в группе, умение эффективно сотрудничать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; владение навыками самопрезентации; развитие умений давать аргументированную оценку;

3)личностные:

приобщение к морально-нравственным ценностям через общение с интересными и знаменитыми людьми,

формирование эмоциональной сферы через «проживание» текста.

Оборудование:

- выставка книг Е.Наумовой,

- презентация к литературной композиции;

- мультимедийный проектор.

Структура мероприятия:

1.Организация приема в библиотеке имени А.С.Пушкина (г. Киров).

2. Выставка книг Е.Наумовой.

4. Творческая беседа с писателем.

5.Вручение памятных экземпляров книг с автографом Е.Наумовой.

Содержание мероприятия.

Созданное произведение – биография души.

Е.Наумова.

1. Прием в библиотеке имени А.С.Пушкина.

2. Выставка книг Е.Наумовой.

3. Литературная композиция о жизни и творчестве Е.Наумовой.

(В ходе подготовки к мероприятию учащиеся работали в группах, были предложены задания: познакомиться с творческой биографией писателя, подобрать стихи для литературной композиции и выучить их наизусть, составить вместе с учителем сценарий и создать презентацию)

Учащиеся читают стихи наизусть.

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые наши гости, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами замечательный день. А замечателен он потому, что нас ожидает необыкновенная встреча! Встреча с удивительным, творческим человеком, способным увидеть чудо в самых простых и незаурядных явлениях, предметах,- Еленой Наумовой!

Ведущий 2. Родилась Елена Станиславовна Наумова в Кировской области, в поселке Вахруши Слободского района, в семье музыканта и служащей. Большую роль, помимо родителей, в воспитании будущего поэта сыграли бабушка и крестная.

Отец в силу своей профессии вынужден был большую часть времени находиться в поездках. Но, несмотря на занятость, именно он, прочитав первые стихи дочери, сразу увидел её по этическую одарённость, музыкаль ност ь , содержател ьность, искренность её стихов.

Ведущий 1. П озднее литературный клуб «Молодость» д а л возможность талантливой д евушке поверить в свои силы и представить свои стихи читателям. А принять р ешение поступать в Литературный институт помог тогда молодой писатель, а ныне известный ведущий телепередачи « Умники и умницы», профессор МГИМО Юрий Вяземский, который разглядел лири ческий дар Елены Наумовой.

Елена поступает - сначала на заочное, а затем переводится на дневное отделение Литературного института им. А. М. Горького. Но делает ли Литературный институт своих студентов поэтами и писателями? Скорее, помогает отточить мастерство, ведь дар слова и ясная осознанность своего пути пришли к Елене гораздо раньше.

В 1989 году студентку четвёртого курса Литинститута Елену Наумову на IX Всесоюзном совещании молодых писателей принимают в Союз писателей СССР.

Ведущий 2. 1990 год стал вехой: институт окончен, и нужно искать точку опоры. Елена возвращается на свою малую родину, в Вятку. Работает в областных периодических изданиях, организует ли тературно-журналистскую студию « Детские узоры» при Кировском областном Дворце творчества детей и молодежи и, конечно же, продолжает писать.

Ведущий 1. У Елены Наумовой свой широкий круг читателей. Имя поэтессы из Вятки давно открыто любителями поэзии, учителями-словесниками, студентами и школьниками. Её стихи, рассказы и повести публикуются не только в Вятке, но и в сто личных изданиях: в альманахах «Истоки», «ПОЭЗИЯ», «Вечерний альбом», «Русская душа», в журналах «Октябрь», «Москва», « Наш современник», «Север», на страницах «Литературной газеты», а также выходят отдельными сборниками.

Ведущий 2. Елена Наумова становится лауреатом кировских литературных премий имени Леонида Дьяконова, Овидия Любовиков а, Всероссийской премии имени Николая Заболоцкого. В 2005 и 2008 годах она - победитель ежегодного Московского международно го конкурса современной поэзии « Золотое перо».

Ведущий 1. С В 20 08 году повесть Елены Наумовой « Серая кошка на белом облаке» была но минирована известным критиком и литературоведом Павлом Басинским на п ремию «Ясная Поляна» имени Льва Толстого. И Елена Наумова становится финалистом премии имени Ивана Бунина.

Елена Станиславовна Наумова пользуется авторитетом среди собратьев п о перу. Но и уважение коллег, и любовь читателей, и внимание литературной критики её не успокаивают, а только побуждают к сомнениям, поискам, самоанализу и высокой требовательности к своим произведениям.

Ведущий 2. 2011 год. Стихи Е. Наумовой положены на музыку талантливым музыкантом Евгением Щекалёвым, который записал песню «Девочка и дождь» совместно с Валентиной Толкуновой.

Весна 2013 года. Выходит в свет сборник стихов "Жетончики".

Ведущий 1. Т ворчество Марины Цветаевой особенно часто « оживает» в воображении Елены Наумовой. Стихи Цветаевой помогают не отчаиваться, н е отказываться от творческих страданий и радостей. Елена находит ощущение родства с голосом, интонацией Мари ны Цветаевой. Есть прямые посвящения .

Когда смолкает пенье

В преддверье холодов

И наступает время

Рябиновых плодов-

Вдали с последним клином

Прощальный тает крик…

Боярыня рябина

Рубинами горит.

Чем будут ливни злее

Хлестать и вкривь, и вкось-

Тем слаще и алее

Рябиновая гроздь.

Ведущий 2. Особую душеподъёмную роль в творческой биографии Е. Наумовой сы г рала Юнна Мориц - изумительный поэт, письма которой Елена Станисла вовн a хранит как реликвию и знак большой дружбы «поющего сердца». Юнна Мориц сумела профессионально оценить стихи Елены Наумовой и одарила пе репиской, дружеским общением. В предисловии к сборнику стихотворе ний « Сквозь листву» она пишет: « ... Елена Наумова - поэт из тех, кто живёт на весу - как листва, дрожит на ветру жизни - как листва, птицы радости и печали поют её душе - как в листве, её стихи откровенны и трепетны - как листва, и в лучших её строках есть волненье листвы, пребывающей в посто янном движении на весу»

Конечно, осень,

Конечно, осень

Мне всех милей.

Милей апрелей,

Сквозных капелей

И февралей.

Лист догорает.

Дрожит и тает.

Последний лист.

И тихий ангел

Над всем витает.

Спасен и чист.

Ведущий 1. Поэтесса «открывает» читателям источники своего творчества: « Бог, любовь, работа». Только о самом главном можно говорить стихами, и поэт одухотворяет сплав «страдания и труда» и наделяет свою лирику способностью « рождаться, жить, дышать».

Стихи мои не так уж и плохи.

Они без серебра и позолоты.

Без яркой мишуры и шелухи…

От Бога, от любви и от работы

Рождаются. И дышат, и живут.

И долго будут жить на этом свете.

Стихи мои - страдание и труд.

Стихи мои, открытые, как дети.

Ведущий 2 . Очень трогательным является стихотворение «За журавлем». Оно о трагической связи, человека, живущего на земле, с небом, с дыханием земли.

Может быть, я того журавля

Никогда-никогда не поймаю.

Боже, как беззащитна земля,

Как прекрасна,

Особенно в мае.

Я дыхание слышу её.

Каждый выдох и вдох ощущаю.

А высокое небо зовёт

Неустанно, особенно в мае.

Но чем яростней крик журавля,

Чем больней прорезаются крылья,

Тем отчаянней держит земля

Всеми соками, травами, пылью…

Уцепиться б за клин журавлей

И крылами взмахнуть наудачу.

Но опять остаюсь на земле,

И гляжу в поднебесье, и плачу.

Ведущий 1. В лирике Наумовой свой природный мир, в котором описаны разные явления. Создается впечатление, что поэтесса смотрит на него глазами художника, стремится создать картину, которую читатель увидит и почувствует.

Деревья

Ветра ли страшные подуют,

Иль зной измучает сады,

Они друг с другом не враждуют

Из-за земли, из-за воды.

Всех нас заботой окружая,

Несут тепло за веком век.

За что их только обижает

Большой и сильный человек?!

***

Как много грустных веток в октябре!

Они молчат, весну припоминая.

Лишь вздрагивают тихо на заре.

И под моим окном одна такая.

Исхлестана дождём, обнажена

Перед людьми, пред миром безучастным.

Она уже колюча, как зима,

Морозная. И всё-таки прекрасна.

***

Зимой деревья строже и мудрей,

Без лишней бижутерии, без блеска.

Без мартовских стекляшек. Без затей.

Без птичьего бессмысленного треска.

Всё – чистота и строгость в декабре.

Всё – графика, таинственные знаки…

И стройность лёгких линий на заре.

И в сумерках тишайших, и во мраке.

***

Сольные окончены концерты.

Улетают жаворонки,

Но…

Вопреки холодной круговерти

Крошим хлеб

И жёлтое пшено.

На снегу, как малая заря,

Птица эта алая –

Не зря.

Где-то в середине января

Справим день рожденья снегиря.

Сосулька

Как она стремительно летела

Вниз,

из зимних вырвавшись оков!

Как её серебряное тело

Раскололось звонко и легко!

Голубые тающие льдинки

Ручейками светлыми текли,

Помогая маленьким травинкам

Выбраться на свет из-под земли.

Ведущий 2. Стихи Елены Наумовой помогают читателям «слушать» жизнь, любить её «лучшее, что происходит в этот день», восхищаться чудом снега в июле, искусством дымковской игрушки, видеть в жизни ПОЭЗИЮ, верить в мечту.

Куда торопишься, дружок?

Идёт на улице снежок.

Ты посмотри, как он идёт,

Ты проследи его полёт.

Сперва летел, как мошка, он.

Потом, как снежный махаон.

Какие могут быть дела,

Когда зима белым-бела!

Ах,снег- мохнатый дивный зверь,

Плывёт над городом, как тень.

И это лучшее, поверь,

Что происходит в этот день.

Ведущий 1. Елена Наумова глубоко чувствует жизнь. С помощью художественного слова она передает свои размышления о её течении, о трудностях, с которыми ежедневно сталкивается каждый человек.

Только таким путём: путём страдания и радости рождаются хорошие книги. А хорошие книги изменяют человека, заставляют по-другому посмотреть на мир.

Быть может, встреча с книгами Елены Наумовой изменит к лучшему Вас и Вашу жизнь!

Разговор с сыном о звезде (стихотворение дано в сокращении)

Однажды мой сын мне сказал по секрету:

Я звёздочку с неба достану во – о- н эту.

Сачком ли, крючком ли, другим ли предметом-

Увидишь, достану я звёздочку эту.

Ведущий 2. Верьте в мечту, зажигайте на небе звездочки и читайте замечательные книги Елены Наумовой!

4.Творческая беседа с писателем.

Особое место в лирике Елены Наумовой занимают стихи о войне. Дело в том, что мама Елены ушла на фронт пятнадцатилетней девчонкой, после того как потеряла двух родных братьев. Этой теме посвящено одно из самых проникновенных стихотворений "По семьям били похоронки".

Поэтесса вдохновенно читала свои любимые стихи. Учащиеся внимательно её слушали, задавали интересующие их вопросы о жизни и творчестве, получали ёмкие, содержательные ответы.

5. Вручение памятных экземпляров книг.

В заключение мероприятия состоялось вручение памятных экземпляров книг с автографом писательницы, были сделаны фотографии.

Список информационных источников.

    Сквозь листву: стихи / Е. С. Наумова; сост. М. В. Карпова; худож. М. В. Наумов. - Киров: [б. и.], 2004.

    Серая кошка на белом облаке: повесть / Е. С. Наумова; [предисл. Е. О. Галицких; худож. М. В. Наумов]. - Киров: ОРМА, 2008.

    Цветок папоротника: стихи, сказки, рассказы, повести / Е. С. Наумова. - предисл. Е. О. Галицких. - Киров: О-Краткое, 2009.

    ru.wikipedia.org

    chitbiblioteka.ru

    pushkin-vyatka.ru

Семейная история вятской поэтессы Елены Наумовой как часть истории Победы

Елена Наумова известна прежде всего как лирик. Но уже в первой её книге «Девочка и дождь» (1985) присутствуют стихи о войне.
В год 70-летия Победы департамент культуры Кировской области выпустил новую книгу Елены Наумовой «Четверо из семьи Ермаковых». Эта художественно-документальная повесть — искренний рассказ о судьбах самых родных автору людей: мамы и трёх её братьев. ГодЛитературы.РФ публикует часть одной главы — ведь именно из таких частных историй собирается честная, не парадная история Победы.

Глава пятая
МАМА

А свет прожекторов

скользил по небу.

касаясь звёздной высоты.

И находил,

как призрачную небыль,

На самолётах

чёрные кресты.

Он ослеплял внезапно

самых прытких,

Как будто

злому вору по рукам

и били яростно зенитки

По ненавистным

чёрным паукам.

в минуты редкие покоя,

Считая сбитых,

грелись у огня.

засыпая после боя,

Была моложе

нынешней меня.

«Елена Станиславовна, напишите, пожалуйста, о своей маме. Если можете что прислать в школьный музей, будем рады. В октябре мы отмечаем 95-летие школы и открытие музея (письмо написано в 1990 году — Прим. авт. ), постараемся пригласить всех. Очень рада за Вас, я с огромной любовью читаю Ваши стихи, покупаю книги и дарю их своим друзьям и объясняю, что их написала дочка Майи. Будет время, посетите наш музей. Будьте здоровы!
Руководитель музея «Боевой памяти» посёлка Вахруши Слободского района Кировской области Слава Александровна Мясникова».

Этой женщине с символическим именем Слава я очень благодарна. Это она писала заметки и статьи в газету «Красный кожевник» о земляках-фронтовиках, в том числе и о моих родных. Это она делала запросы в архивы, собирала и систематизировала материалы, привлекала к этому делу школьников, а потом проводила музейные экскурсии. Так Слава Александровна берегла память о героях-земляках. И, конечно, с особым вниманием и уважением она относилась к моей маме, потому что таких отважных женщин, добровольно ушедших на фронт, в нашем посёлке были единицы.

Моя мама Майя Андреевна Ермакова (в замужестве Наумова) родилась 18 апреля 1926 года. Анна Ивановна — моя бабушка, родила её — своего восьмого ребёнка — в 37 лет, когда старшему — Михаилу было уже семнадцать. Я хорошо помню свою бабушку, она доживала свой век с нами (с мамой и со мной). Я помню, как она умирала… Меня, шестилетнюю девочку, морозной зимней ночью отправили за помощью к бывшим соседям на улицу Полевую. Там жила бабушка Ясиновских с дочерью. Помню, как я, запыхавшаяся от бега, поднялась на второй этаж дома и, не постучавшись, толкнула дверь. Отчего-то дверь была не заперта. Я остановилась на пороге и услышала тревожное:
– Кто там?.
– Это я, бабушке плохо… — едва слышно прошелестела я.
В комнате зашевелились, вспыхнул свет. Дочь бабушки Ясиновских тётя Нина сказала:
– Надо быстрее идти, Анна Иванна умирает.
Помню, как я возмутилась, когда это услышала. Всё внутри у меня перевернулось:
– Она не умирает! Ей просто плохо… — этот внутренний протест остался во мне навсегда. Этот миг я помню лучше, чем сами похороны.
Прекрасно запомнила я и волевой бабушкин характер. Бабушка работала старшей воспитательницей поселковых яслей-сада, пока не вышла на пенсию. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 декабря 1945 года она была награждена орденом «Материнская слава». Её муж Андрей Кузьмич Ермаков, мой дедушка, умер в конце 20-х годов, поэтому полноправной хозяйкой в семье осталась она. Сыновья, а уж тем более, дочери всегда беспрекословно её слушались. Дядя Аркаша (один из маминых братьев), уже вернувшись с фронта и будучи мужем и отцом, перед своей строгой матерью всегда старался держаться «с особой выправкой». Её слово в семье было всегда самым веским и убедительным.
<…>
В школьные годы маме выпало непростое испытание: учителем физики и математики в их классе был её старший брат Михаил. А способностей к точным наукам у мамы как раз не оказалось… С одной стороны, каждый урок — мучение, а с другой — какую гордость ученица Майя Ермакова испытывала, когда видела, с какой любовью и уважением относятся одноклассники к ее старшему брату — учителю Михаилу Андреевичу Ермакову.
В начале войны этот учитель, несмотря на бронь, уйдёт на фронт. Летом 1942 года при отступлении нашей армии на юго-восточном направлении во время Воронежско-Ворошиловградской и Донбасской оборонительных операций попадёт в плен, в марте 43-го мученически погибнет в концентрационном лагере смерти «Гросслазарет Славута-цвай» на Украине. Но об этом моя бабушка Анна Ивановна, слава Богу, так и не узнает. В 1942 году она получит извещение о том, что её сын пропал без вести под Сталинградом. Документы же о его смерти в концлагере придут гораздо позже…
Когда началась война, маме только-только исполнилось пятнадцать лет. В первые дни войны от брата Виктора, лейтенанта 13-го истребительного авиационного полка ВВС Балтийского флота пришло одно-единственное письмо с полуострова Ханко. Это даже не СССР, это — Финляндия. Там, над Балтикой, с первого дня войны шли воздушные бои. А 29 июня «Лейтенант В.А. Ермаков на И-16 из 13-го истребительного авиационного полка при возвращении с задания над аэродромом Лагсберг обнаружил Ju-86. Начал его преследовать, произвёл несколько атак сбоку, сзади, вывел из строя стрелка-радиста и один мотор самолёта. Затем лётчик пошёл в атаку спереди, попал под огонь пулемётов штурмана и был убит. Это была первая потеря истребительной авиации Балтики». Так написано в Книге памяти Калининградской области.
Моя бабушка одна из первых в посёлке получила похоронку на сына.
А где-то недалеко у польской границы, не успев демобилизоваться из рядов Красной Армии после прохождения срочной службы, так и не повидав родных и близких, уже воевал третий мамин брат — Аркадий Ермаков.
А что может сделать пятнадцатилетняя девчонка? В военкомате сказали: — «Мала. Подрасти сначала…». И мама устроилась работать на кожевенно-обувной комбинат учеником монтёра в цех №1. Но когда через год после гибели брата Виктора, летом 1942 года пришло известие о пропавшем без вести в боях за Сталинград старшем брате, заместителе командира дивизиона 711 артиллерийского полка 227 стрелковой дивизии, старшем лейтенанте Михаиле Андреевиче Ермакове, то желание попасть на фронт и отомстить за двух любимых братьев стало самым главным. Вместе с подругой Ольгой Рохиной (всего два года назад одноклассницы Майя и Оля учили математику на уроках Михаила Андреевича…) мама снова идёт в военкомат. Им уже по шестнадцать, но… снова отказ. Тогда девчонки решают подправить документы — прибавить себе хотя бы год… Очередная попытка оказалась успешной. Может, действительно, военспецы не заметили «приписки», а может, сделали вид… Слишком накалилась обстановка на фронте. В военкоматах уже руководствовались Постановлением от 9 ноября 1941 года «Об усилении и укреплении противовоздушной обороны территории Союза». Этот документ фактически оформил Войска ПВО в самостоятельный вид Вооружённых Сил, а в апреле 1942 года был образован Московский фронт ПВО. Большую часть нового пополнения войск противовоздушной обороны Москвы составляли девушки. Первые эшелоны с ними прибыли в Подмосковье в апреле 1942 года. Это позволило высвободить для фронта шесть тысяч мужчин. А всего в течение 1942 года в части и соединения ПВО Москвы было направлено более 20 тысяч девушек. Шестнадцатилетняя Майя Ермакова оказалась одной из них.
Отправляться на фронт маме пришлось одной, без подруги, которая, как назло, заболела тифом. Конечно, бабушку мама в свои замыслы не посвятила. Какая мать отпустит шестнадцатилетнюю девчонку, младшую, а стало быть, любимую из детей, на войну, когда и так уже погибли два сына.
В красноармейской книжке мамы указано, что в ноябре 1942 года она уже красноармеец-телефонист 4-й роты 35-го зенитно-прожекторного полка. В январе 1943 года — принята присяга. Подразделение: 1 рота 35-го зенитно-прожекторного полка. Военно-учётная специальность — красноармеец-прожекторист.
Мне посчастливилось найти подробное описание жизни юных девчонок-добровольцев, служивших в соседнем с мамой 37-ом зенитно-прожекторном полку. Журналистка из города Покрова Галина Фомичёва рассказывает об этом, основываясь на воспоминаниях ветерана войны Пелагеи Мартыновны Бучинской (в военное время — прожектористки Полины Бывшевой), точно так же, как и моя мама, начавшей свой фронтовой путь под Москвой. Когда я прочитала этот очерк, то вспомнила, что обо всём этом я слышала в маминых рассказах.

«Через сутки томительного ожидания Полину вместе с другими новобранцами погрузили в вагон товарного поезда, и три дня состав находился в пути. Куда они ехали, никто не знал. И вот эта неопределенность первых дней, оторванность от дома, от семьи очень тяготила. Особенно таких молодых девчонок, как она. Жизненного опыта они ещё не имели, да и от дома надолго никто не отрывался. Но на то и молодость, чтобы не только печалиться, но и радоваться новым знакомствам, а необычные обстоятельства жизни вызывали одновременно тревогу и интерес.
Полина помнит, как проехали Москву, затем Раменск и прибыли в Нахабино. Здесь девушек-новобранцев одели в армейскую форму и поставили на довольствие. Местом службы девушки Полины из Покрова на все три военные года стал 37-й прожекторный полк, 2-я рота.
Полк охранял воздушное пространство на подходах к Москве, прожектористы вместе с артиллеристами-зенитчиками защищали столицу от вражеских самолётов.
Воинскую специальность девушкам-прожектористам пришлось осваивать в сжатые сроки. Это означало постоянные тренировки и занятия. Жизнь проходила по строгому распорядку, ходили в основном строем. В первые дни было очень тяжело, но многие девушки пошли на фронт добровольно и были готовы к любым трудностям. А потом, они тогда не были избалованы, с детства привыкли к труду и привыкли за себя отвечать.
Как бы там ни было, жизнь вошла в определённое русло, круг людей, среди которых приходилось вращаться, становился всё более узнаваемым, и это давало ощущение стабильности и своего привычного места.
Позиция Полины Бывшевой была под номером один. Её задачей было точное наведение прожектора дальнего действия на цель — вражеский самолет, который шёл к Москве. Это был разведчик или бомбардировщик. Позже она научилась по звуку определять их тип и точно знала, какой фашистский самолёт находится в воздухе.
Первыми врага в ночном небе обнаруживали военные связисты — «слухачи», которые круглые сутки следили за переговорами в эфире. Затаив дыхание и напрягая слух, ждали команды на своих позициях прожектористы, в боевой готовности находились зенитчики.

И вот звучит голос командира: «Луч!». Мгновенно в ответ на неё в тёмном небе, в одной, определённой точке, пересекаются огненные лучи прожекторов, наведённых на вражеский самолет: «Цель в луче!» — звучит ответ. Слышно, как лают зенитки, а в тёмном небе видно множество оранжевых вспышек. Стремительно падают горящие части самолёта противника, и рядом кто-то кричит с восторгом и ненавистью: «Так тебе и надо, фашистская сволочь!».
Так под Москвой было много раз. У молодых девушек-прожектористов прибавлялось опыта и точности в наведении на цель. Но тренировки продолжались, нередко девушек поднимали по тревоге ночью.
Место дислокации полк постоянно менял, продвигаясь по кольцу вокруг Москвы. На новом месте приходилось вновь устраивать свою позицию, выкапывать специальный окоп для прожектора, чтобы он не был обнаружен с воздуха. Словом, обживались, налаживали быт, ждали полевую кухню, которая прибывала позднее. «Жили мы дружно,- вспоминает Пелагея Мартыновна, — девочки все были скромные, домашние, заботились, помогали друг другу. На фронте иначе нельзя».

Мама тоже оставила воспоминания. В анкете Ветерана Великой Отечественной войны она написала:
«Наша боевая прожекторная точка № 117 35-го зенитно-прожекторного полка находилась под Москвой.
Я и ещё одна девчонка — москвичка Зоя Золотухина (после она погибла) были на «точке». Мы должны были освещать и ловить фашистские самолёты. Не подпускать врага к Москве — было нашей основной задачей. Мессершмиты летели на Москву чёрной стаей. Попав в крестовину двух лучей, фашистский лётчик терял курс и вынужден был лететь на посадку в сопровождении этих лучей. Так, в основном, они и попадали в плен. Но однажды, когда один немецкий самолет попался в крестовину наших лучей и, потеряв ориентир, пошёл на посадку, другой фашистский ас, летевший следом за ним, сбил… своего же товарища. Тот — первый — горящим упал и подорвался. Вот так — свой уничтожил своего! Мы, девчонки, были поражены — не верили своим глазам. Как же можно уничтожать своего?! Но у фашистов, видимо, так заведено: на земле, на воде и в воздухе убивать слабых, раненых. А у нас — советских воинов всех родов и войск, всегда во главе угла была крепкая солдатская дружба, взаимовыручка и девиз: «Сам погибай, но товарища выручай!». Наши лётчики дрались умело и бесстрашно, а мы, девчонки-прожектористки, помогали им, как могли. И в результате отстояли Москву. Затем мы двинулись на прибалтийский фронт, там участвовали в боях, освобождали Ригу и другие города и сёла».

9 мая 2000 года, в день 55-й годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне, на площади у памятника защитникам неба Москвы на вопрос молодого солдата: «А чем уж так прославились воины ПВО?» — участник отражения массированного налёта фашистской авиации на Москву полковник в отставке Н.П. Мартынов ответил: «Великих подвигов воины противовоздушной обороны не совершали. Просто для грядущих поколений они сохранили столицу нашей Родины — Москву!»
А маршал Жуков в своих мемуарах образно написал: «Более 100 миллиардов свечей осветили передний край, ослепляя противника и подсвечивая нашим танкистам и пехотинцам. Это была картина огромной впечатляющей силы, и за всю свою жизнь я не помню подобного зрелища». Жаль только, что Георгий Константинович не написал, что у прожекторов стояли девчонки. И многим из них, как моей маме, не было и двадцати…

Просмотры: 0

В последний день осени в читальном зале Центра патриотического воспитания имени Григория Булатова царила праздничная атмосфера. Здесь состоялась встреча учащихся 2 «а», 3 «б» и 3 «г» классов МКОУ СОШ № 14 с удивительным творческим человеком, вятской писательницей Еленой Станиславовной Наумовой.

Заведующая Центром Н. В. Лихачева представила гостью. Елена Станиславовна родилась в посёлке Вахруши Слободского района в семье музыканта и служащей. Большую роль, помимо родителей, в воспитании будущей поэтессы сыграли бабушка и крестная. Но именно отец, прочитав первые поэтические строки дочери, заметил её одаренность, необычайную искренность стихов, посоветовал заниматься творчеством и дальше. В Вахрушах Елена окончила общеобразовательную и музыкальную школы, а затем училась в литературном институте им. Горького и ещё студенткой 4-го курса была принята в члены Союза писателей СССР. Работала журналисткой, преподавателем.

Творчество поэтессы и прозаика известно не только на Вятке, но и в России, и даже за рубежом. Елена Станиславовна – лауреат многих литературных премий. Стихи, рассказы и повести Е. С. Наумовой публикуются не только в Кирове, но и в столичных изданиях. Всего этого автор добилась упорным трудом и, конечно, огромным талантом. А дальше слово взяла Елена Станиславовна и познакомила ребят со своими книгами. Упомянула, что иллюстратором многих её книг является сын Максим, сейчас уже известный на Вятке художник. Из самой новой, только что вышедшей в свет книги «Подарок» поэтесса прочитала несколько стихов.

Готовясь к встрече с поэтессой, школьники выучили наизусть её весёлые стихи. Немного волнуясь, они продекламировали их. И каково же было удивление детей, когда писательница не только каждого чтеца похвалила, но и подарила свою книгу с автографом!

После этого школьники засыпали автора вопросами: «как рождаются стихи», «в каком возрасте Вы написали своё первое стихотворение?», «сколько написано сказок, рассказов, басен, книг?», «кто Ваш любимый поэт?» На все вопросы ребят Елена Станиславовна ответила искренне и честно.

Уважаемая Елена Станиславовна! От души благодарим Вас! Приезжайте к нам ещё!