Опера Чайковского «Орлеанская дева. Опера «Орлеанская дева

Д"Арманьяки

Д"Арманьяки
Люттоли

Книга основана на реальных исторических событиях.

Париж. 1407 год. Король Франции безумен и не в состоянии править страной. Болезнь короля становится причиной беспощадной борьбы за трон. По приказу герцога Бургундского убит родной брат короля, герцог Орлеанский. Это убийство становится причиной кровавой войны между кланами «Бургундцев» и «Д’Арманьяков». Борьба между кланами завершается полной победой герцога Бургундского. Идёт повсеместное и полное избиение Д’Арманьяков. Триумф герцог Бургундского завершает казнь графа Д’Арманьяк и его двенадцатилетнего сына Филиппа. Палач спасает Филиппа. Спустя десять лет, Филипп соберёт под своими знамёнами новое поколение Д’Арманьяков и бросит вызов убийце своего отца, герцогу Бургундскому.

Луи Бриньон

Д"Арманьяки

Любовник королевы Франции

Наше повествование начинается с 10 сентября 1407 года. Но, прежде чем начать наше повествование, бросим лёгкий взгляд на Париж.

В то время Париж был разделен на две части. Старый город и новый город.

Старый город по всему периметру окружала стена Филиппа Августа. Здесь находился центр Парижа, Собор Парижской Богоматери, университет Сорбонна, госпиталь, церковь святой Катерины, аббатство святой Магноир и много других, не менее известных мест. В самой середине старого города протекала Сена. Через нее были переброшены три моста, соединяющие правый берег с левым.

Вторая стена, построенная Карлом V, охватила более обширную территорию. Она окольцовывала Париж, на западе заканчиваясь у берега Сены, возле Лувра, и соединялась малой стеной со старым городом. На востоке она также заканчивалась у берега Сены, невдалеке от Бастилии, и соединялась со старым городом.

Первая внутренняя стена напоминала формой овал, вторая – незаконченный шестиугольник. Взобравшись на холм в близлежащих окрестностях Парижа, люди могли наблюдать полную картину лежавшего перед ними города, который своими формами весьма напоминал человеческое лицо со шляпой на голове. Шесть массивных ворот, у которых денно и нощно дежурила многочисленная стража, служили выездом и въездом из Парижа.

Вечером многочисленные узкие улицы Парижа погружались во мрак. Редкие светильники, прикрепленные на небольшой высоте к деревянным столбам, весьма слабо освещали ночной город. Он словно в одночасье вымирал, ибо горожане опасались выходить по ночам из домов по причине большого количества грабителей, промышлявших на улицах Парижа. Лишь городская стража, охранявшая покой горожан, разъезжала по ночным улицам. Они предупреждали о своем появлении громкими криками:

– Берегись, стража!

Если кто и бодрствовал, кроме стражи, так это священники. Они оставляли двери церквей открытыми и всякий желающий помолиться или раскаяться, а возможно просто почувствовать дуновение божественного проведения, мог прийти в надежде получить понимание и сочувствие.

Однако не все отсиживались по домам в эту ночь. Одинокий всадник, облаченный в богатые одежды и вооруженный мечом, неторопливо ехал по одной из улиц Парижа. На попоне золотыми нитками был вышит герб всадника – королевские лилии.

Герцог Орлеанский, а это был именно он, остановился возле двухстворчатых железных ворот с кованой резьбой, кои украшали вход во дворец Барбет, или как его еще называли, малыми покоями королевы. Герцог не стал заезжать во дворец с главного входа. Он обогнул дворец с левой стороны и, через несколько минут подъехал к неприметной на вид калитке. Когда герцог спешился, он услышал скрип отворяемой калитки. Обернувшись, он увидел молодую женщину, стоявшую в проеме двери. На ней было простенькое платье и незамысловатая накидка. В руках женщина держала горящий светильник.

Молодая женщина поклонилась герцогу Орлеанскому. В тишине прозвучал приглушённый голос.

– Ее величество ждет, ваше высочество!

Герцог Орлеанский привязал коня к дереву раскинувшему ветви совсем рядом с калиткой, а затем без излишних слов последовал за своей провожатой. Молодая женщина дождалась, когда герцог Орлеанский войдет внутрь. После этого она заперла калитку на засов и повела герцога по одной из аллей сада к зданию дворца. Пламя светильника освещало им путь. Они вошли во дворец, и сразу попали в длинный, безлюдный коридор. Молодая женщина провела герцога Орлеанского до конца коридора, в котором не было ни дверей, ни окон, и они оказались в тупике. Молодая женщина подошла к стоящей перед ними каменной стене, шириной не более чем в два шага, и уверенно нажала рукой на один из камней. Стена слева от нее открыла узкий проход к основанию крутой лестницы. Они поднялись по лестнице наверх и оказались на небольшой слабоосвещенной площадке с одной-единственной дверью. Здесь она оставила герцога Орлеанского одного и ушла. Герцог Орлеанский уверенно отворил дверь и вошел в покои королевы.

Везде царил полумрак, но даже он не умалял обстановки, царившей в комнате. Полы устилали мягкие ковры, на стенах меж канделябров висели картины, посередине стоял круглый стол с красивыми резными ножками. Он был уставлен яствами. Несколько богато украшенных резьбой кресел стояли возле стола. Но самой примечательной в комнате была кровать, широкая, с белоснежным пологом, покрытая шелковым постельным бельем. На ней лежала очень красивая полуобнаженная женщина в воздушном одеянии из тончайшего батиста. Пальцы женщины были унизаны перстнями из драгоценных металлов. Взгляд, как и обстановка комнаты, выражал некое таинственное обещание.

Отбросив шляпу и на ходу стаскивая перчатки с рук, герцог Орлеанский опустился на край кровати рядом с королевой. С неподражаемой грацией королева протянула руку, усыпанную кольцами. Герцог один за другим медленно перецеловал все ее изящные пальчики и при этом не сводил страстного взгляда с королевы. Королева недовольно сморщила лицо.

– От вас просто веет холодом, – в её словах одновременно зазвучали разочарование и кокетство.

– Оскорбляя меня, любовь моя, вы должны быть готовы к возможным последствиям.

Герцог Орлеанский сбросил одежду и бросился на королеву, впиваясь ей в губы.

– Уже лучше, – прошептала королева, – но недостаточно убедительно.

Её слова заставили герцога издать возглас негодования. Он стал покрывать тело королевы быстрыми поцелуями. Не желая дольше терпеть, королева прижала двумя руками голову герцога к груди.

Любовные игры королевы и герцога Орлеанского продолжались более двух часов. Когда они, наконец, насытились плотскими утехами, обнажённая королева осталась нежиться в постели, а герцог Орлеанский, всегда испытывающий голод после занятий любовью с королевой, незамедлительно уселся за заранее приготовленный для него стол, на котором лежал обильный ужин и бутылка вина.

Герцог Орлеанский отдал должное и ужину и прекрасному вину. Пока он поглощал пищу, королева из – под опущенных ресниц следила за ним. Едва дождавшись, когда герцог Орлеанский покончит с ужином, королева деланно-равнодушным тоном произнесла:

– Знаете кузен, я видела утром его величество во дворце Сен-Поль!

Слова королевы прозвучали весьма неуместно. Герцог Орлеанский слыл человеком щепетильным, и не любил, когда королева упоминала о короле во время любовных встреч, тем самым напоминая ему, что его любовница ни кто иная как супруга его собственного брата. Притворившись, будто слова королевы ничуть не задели его, герцог равнодушно поинтересовался:

– Как чувствует себя мой венценосный брат?

– Отвратительно! Он вновь пытался избить меня, как сделал это в прошлый раз, – пожаловалась королева, – слава богу, ему не позволили сделать это.

– И кто же посмел воспротивиться моему брату? – герцог Орлеанский задал вопрос с искренним удивлением.

– Эта девица…Де Одинер. Король в последнее время только её и допускает к себе. Терпеть не могу эту девицу, – королева поморщилась, – король назвал меня шлюхой, а Дофина – ублюдком. Он заявил, что кроме Екатерины у него нет детей. Бедный мальчик, он присутствовал там и слышал все слова, которыми поносил его король. Дофин с такой ненавистью смотрел на меня, что мне стало не по себе. Дофин даже не пытается скрывать свою ненависть ко мне. Я даже думать боюсь о том, как он со мной поступит, когда наследует престол Франции.

– Не принимайте близко к сердцу, любовь моя, – посоветовал герцог Орлеанский, – Дофину всего шесть лет. С возрастом он изменится.

– Не думаю, мой друг, – возразила королева, – Дофин уже в столь юном возрасте определил отношение к своему окружению. Знаете ли вы, кузен, кем он восхищается? Графом Д,Арманьяк.

– Что же в этом странного любовь моя? – удивился герцог Орлеанский, – граф Д,Арманьякодин из достойнейших людей, которых я когда-либо знал. Он честен, храбр, великодушен и многие почитают за честь дружбу с ним, в том числе и ваш покорный слуга.

Будь герцог Орлеанский повнимательней, он бы заметил, как недовольно нахмурились королева. Некоторое время после слов герцога Орлеанского королева словно раздумывала. У неё был вид человека, который не знает, стоит ли говорить слова, которые она всё же произнесла:

– Вы, наверное, не слышали, какие нелицеприятные слова произнёс в мой адрес граф? Знаете ли вы, что он себе позволил? Граф прилюдно назвал меня «похотливой стервой, готовой затащить в постель любого». Он сказал, что голова короля не в состоянии уместить количество рогов, которые, я ему поставила. Так же он обозвал меня…я даже не хочу повторять эти отвратительные слова и добавил, что я приношу Франции больше вреда, чем принесла битва при Кресси, – приняв оскорблённый вид, королева продолжала гневным голосом, – графу нет оправдания, ибо вся Франция знает, что меня не интересует политика. Я не вмешиваюсь в дела моего супруга и вовсе не намерена терпеть наглые и бесцеремонные выпады графа.

В эту минуту герцог Орлеанский совершил роковую ошибку. Вместо того чтобы обрушится с гневной тирадой на недопустимое поведение графа, чего и ожидала от него королева, он лишь равнодушно пожал плечами.

– Граф и мне высказывает в лицо всё что думает. Ему не нравится наша связь и дело вовсе не в том, что я женат на его сестре. Граф считает нашу связь неприемлемой и богопротивной. Он честен и не выносит ухищрений, к которым склонны другие.

– Иными словами кузен, вы намерены спустить ему с рук слова, которые были сказаны в мой адрес? Он поливал меня нечистотами, а вы принимаете это как должное? – в голосе королевы прозвучала скрытая ненависть, которая укрылась от герцога Орлеанского.

– Отнюдь любовь моя, – возразил Герцог Орлеанский, – я непременно отправлюсь в Осер и поговорю с графом.

– Будет ли он наказан?

– Не забывайте любовь моя, граф один из двенадцати нотаблей входящий в королевский совет. И только королевский совет в полном составе может вынести ему наказание.

– Как всегда вы правы кузен, – королева натянуто улыбнулась и тут же испустив тяжёлый вздох приложила ладонь внешней стороной ко лбу, – кажется опять начинается мигрень – пожаловалась королева. Надеюсь, вы меня простите?!

– Любовь моя, – герцог Орлеанский подошёл к королеве и легко поцеловал в губы, – я провёл чудесные мгновения рядом с вами и желал бы продлить их, но, поскольку вам нездоровится, мне придётся откланяться.

Претворяя слова в действия, герцог Орлеанский поклонился, взял шляпу, перчатки и вышел. Королева долгое время с откровенной злобой смотрела на дверь, через которую он вышел. Затем, громко позвала служанку.

На страницах Интернета часто встречается много рассказов о представителях разных известных аристократических и королевских родов. Материала так много, что не знаю с чего начать. Вслепую по карте попала на Францию. А у Франции самый известный род после короля - род герцогов Орлеанских, или иначе Орлеанский дом. И немного истории (конечно, с уклоном в женскую линию, ибо женщины всегда оставались главными в истории: Vous cherchez une femme (Ищите женщину).

Орлеанский дом — название некоторых ветвей дома Капетингов: в XV веке — династии Валуа, с XVII века — династии Бурбонов. Графство Орлеанское — старинное владение французских королей — с 1344 года было несколько раз пожаловано младшим сыновьям королевского дома (с предоставлением титула герцога). Герцогство Орлеанское было апанажем (Апанаж — часть наследственных земельных владений или денежное содержание, которые передавались некоронованным членам королевской семьи.французской короны).

Первым герцогом Орлеанского дома был Филипп (1336—1375), 4-й сын короля Филиппа VI, не оставивший потомства.

Второй герцог Орлеанский Людовик Орлеанский (1372 — 1407),сын короля Франции Карла V Мудрого из династии Валуа и Жанны, дочери Пьера I де Бурбона, брат Карла VI Безумного. Его потомок стал королем Франции под именем Франциска I.

Карл, герцог Ангулемский (1391—1465) стал третьим герцогом Орлеанским. В свою очередь, сын Карла Людовик в 1498 году вступил на французский престол под именем Людовика XII, соединив владения Орлеанского дома с французской короной. Затем герцогством Орлеанского дома владели, до восшествия на престол, Генрих II, Карл IX и Генрих III.

В то же время собственно Орлеанский дом продолжался за счёт потомков графа Жана де Дюнуа (1402-68) — узаконенного внебрачного сына герцога Людовика I.

Граф Жан де Дюнуа (1402 — 1468).

Жан был внебрачным сыном Людовика I (1372—1407), герцога Орлеанского, и Мариетты д’Энгиен, дочери Жака д’Энгиен, сеньора д’Авре и Жаклины де Сент-Обер. В 1389 году Мариетта стала женой Обера ле Фламенка, сеньора де Канни и де Варенн, советника и камергера Карла Орлеанского.

До получения графского титула де Дюнуа, его называли Бастардом Орлеанским. Они владели графством Лонгвиль, которое Людовик XII повысил до степени герцогства. (Чего-чего, а уж бастрадов в истории Франции больше чем).

Король Франции Людовик XIII, старший сын короля Генриха IV и Марии Медичи. Портрет работы Рубенса, 1625.

Людовик XIII отдал в 1626 году герцогство Орлеанское и графство Блуа своему брату Гастону (1608—1660). Противник Ришелье, герцог Гастон Орлеанский несколько раз вынужден был бежать из Франции; в войнах Фронды он неоднократно переходил с одной стороны на другую.

Гастон Жан Батист Французский, герцог Орлеанский (1608 — 1660) — герцог Орлеанский, младший сын короля Генриха IV и Марии Медичи.

В 1652 году он вербовал армию для принца Конде; когда король и Мазарини одержали верх, он был изгнан в свой замок Блуа, где и умер. Дочерью его от первого брака с Марией Монпансье была Анна, герцогиня Монпансье (1627—1693), известная как Гранд Мадемуазель.

Анна Мария Луиза Орлеанская, герцогиня де Монпансье, картина кисти Жильбера де Сев.

После смерти Гастона Орлеанского в 1660 году, Людовик XIV отдал герцогство Орлеанского дома своему брату Филиппу (1640—1701), родоначальнику существующей теперь линии Бурбон-Орлеанский.

Филипп I Орлеанский (1640—1701) , младший сын Людовика XIII Французского и Анны Австрийской, родоначальник Орлеанской ветви дома Бурбонов.

Елизавета Шарлотта Пфальцская, Герцогиня Орлеанская (1652 — 1722) — немецкая принцесса из рода Виттельсбахов.

В декабре 1671 года Филипп I Орлеанский, младший брат короля Людовика XIV женился на Елизавете Шарлоттае Пфальцской, принцессе Палатинской из Баварского дома Виттельсбахов. Для Филиппа Орлеанского это был второй брак. В отличие от его первой жены, Генриетты, которая играла большую политическую роль, Елизавета Шарлотта плохо прижилась во Франции и неловко чувствовала себя при дворе. Против неё играло также то обстоятельство, что её муж не скрывал своей гомосексуальной ориентации. 2 августа 1674 года в семье Филиппа I Орлеанского и его супруги — принцессы Палатинской родился сын Филипп. При рождении Филипп получил титул принца Шартрского. Сын Филиппа Орлеанского от второго брака с Елизаветой Пфальцской, Филипп, герцог Шартрский (1674—1723), в качестве герцога Орлеанского известен как Филипп II, а в истории Франции — как регент. Богато одаренный от природы, он с ранней молодости отличался чрезвычайной распущенностью. При осаде Монса, в битвах при Стеенкеркене и Неервиндене он проявил большое мужество. В войне за испанское наследство он при Турине проиграл сражение принцу Евгению, но одержал ряд побед в Испании.

Филипп II Орлеанский, принц Шартрский, герцог Орлеанский (1674—1723).

Завоевав Валенсию и Арагонию, он в 1708 году вступил в Мадрид. Здесь он завел тайные переговоры, надеясь добиться для себя испанской короны, но был отозван во Францию. После смерти Людовика XIV (1715) он, за малолетством короля Людовика XV, сделался регентом Франции.

Это все политика. А личная жизнь и отношение с женщинами - это уже другое. Герцог де Сен-Симон писал, что «Людовик XIV с юных лет более чем кто-либо из его подданных создан для радостей любви». На самом деле Король-Солнце не был столь любвеобилен, как его представляют историки. Не стоит забывать, что такую оценку ему дали авторы XIX столетия - пожалуй, самого ханжеского века в европейской истории. У Людовика XIV было не более двух десятков партнерш, что по меркам XVII века для мужчины было весьма скромной цифрой. Сексуальная свобода той эпохи позволяла некоторым ловеласам иметь в своем «активе» и по нескольку сотен связей.

Генрих IV был влюбчив не менее своего внука и тоже не считал нужным соблюдать супружескую верность. Великий Беарнец был непосредственным в своих увлечениях, способным на безрассудные эскапады и часто путал любовный интерес с государственным. Людовик XIII отличался от своего родителя целомудренностью, и со всеми своими метрессами его связывали лишь платонические отношения.

Людовик XIV в отличие от своего деда по-другому смотрел на место женщин и государства в своей жизни. «Я всем приказываю: если вы заметите, что женщина, кто бы она ни была, забирает власть надо мной и мною управляет, вы должны меня об этом предупредить. Мне понадобится не более двадцати четырех часов для того, чтобы от нее избавиться и дать вам удовлетворение», -- говорил Людовик XIV своим придворным. Он любил подчеркивать, что государственные интересы для него всегда выше личных. «Время, которое мы отдаем нашей любви, никогда не должно наносить вреда нашим делам, - пишет король в своих «Мемуарах». -- Как только вы дадите свободу женщине говорить с вами о важных вещах, она заставит вас совершать ошибки».

У него было четыре наиболее известные любовницы, от которых от имел 12 детей. Детей он всех признал, дал титулы, поместья, переженил, пристроил.

И от жены королевы Марии -Терезии 6 детей. А престол оставить было некому. Но это уже совсем другая история.


Мадам Монтеспан в окружении своих детей от Людовика XIV .

Осенью 1666 года 26-летняя Франсуаза де Монтеспан была представлена 28-летнему королю Людовику XIV. Поначалу король не обратил внимания на Франсуазу, увлечённый любовью к своей 22-летней фаворитке Луизе де Лавальер, которая состояла фрейлиной при Генриетте Стюарт, первой жене Филиппа I Орлеанского.

Герцогиня Орлеанская Ганриетта Стюарт (1644 - 1670).

Впоследствии, король, бывая у своей фаворитки Лавальер, часто встречал Франсуазу и обратил внимание на её остроумные выражения, непринуждённые и жизнерадостные. Мало-помалу, Франсуаза снискала расположение Людовика XIV. Маркиза стала фавориткой короля в мае 1667 года. Живая, игривая, жеманная, она очаровывала своим присутствием и переполнялась насмешливыми и колючими остротами, не щадившими никого. Франсуаза унаследовала пресловутое семейное «остроумие Мортемаров». При этом она была прямолинейна и набожна.


Франсуаза Атенаис де Рошешуар де Мортемар (1640-1707) принадлежащая к одному из самых старинных дворянских родов Франции, дому Рошешуар , мадам де Монтеспан имела неофициальный титул «истинной королевы Франции» по причине своего огромного влияния на королевский двор в период своих романтических отношений с королём Людовиком XIV.

Её «господство» при французском дворе длилось более 10 лет; примерно с 1667 года, когда она впервые танцевала с 29-летним Людовиком XIV на балу в Лувре, и до 1683 года.

Она является основателем нескольких европейских королевских домов — в Испании, Италии, Болгарии и Польше

Фактически у короля Людовика XIV и мадам Монтеспан было семеро детей, из которых 6 впоследствии узаконили (без упоминания имени мадам Монтеспан), а зрелого возраста достигло четверо из них. В 1673 году трое живых детей Людовика XIV были узаконены королём и им была дана королевская фамилия Бурбон . Однако в документах легитимизации имя их матери не упоминалось. Вероятно, причиной этого был замужний статус мадам Монтеспан и если бы их мать указали официально, то её законный муж, маркиз Монтеспан , мог заявить юридические права на внебрачных детей короля и Франсуазы. Король наделил узаконенных детей титулами — самый старший, Луи-Огюст де Бурбон, стал герцогом Мэнским ; второй ребёнок, Луи-Сезар де Бурбон, стал графом Вексен ; а третий, Луиза Франсуаза де Бурбон, получила титул Мадмуазель де Нант .

Мадам де Монтеспан.

Поскольку мадам Монтеспан большую часть своего времени отдавала круговерти придворной жизни, её трое детей не часто общались со своей матерью, и большая часть их детских лет прошла в обществе воспитателя, мадам Скаррон .После непродолжительного охлаждения король и мадам Монтеспан возобновили свои отношения, и у них родилось ещё двое детей — в 1677 году Франсуаза-Мария, Мадемуазель де Блуа , и в 1678 году Луи-Александр, граф Тулузы . Оба были узаконены в 1681 году.После того, как король узаконил ребёнка, Франсуаза-Мария получила статус узаконенная дочь Франции. После легитимизации король удостоил её титула второй Мадемуазель де Блуа , и поэтому её называли Франсуаза-Мария де Блуа . Этот титул прежде носила её старшая сводная сестра, Мария Анна де Бурбон, узаконенная дочь короля Людовика XIV и Луизы де Лавальер.


Мадам де Монтеспан.

В 1685 году её дочь Мадмуазель де Нант вышла замуж за Бурбонского герцога Людовика III Бурбон-Конде. В 1692 году её сын герцог Мэнский взял в жёны внучку Великого Конде, а еще одна её дочь, Франсуаза-Мария, вышла замуж за племянника короля, герцога Шартрского. Она гордилась блестящими браками своих детей. Впрочем, король самостоятельно планировал эти браки, благодаря чему внебрачный, но узаконенный сын, герцог Мэнский получал возможность взойти на престол Франции в случае пресечения рода Бурбонов и, на случай своей смерти, он распорядился чтобы герцог Мэнский и его брат, граф Тулузский, обеспечивали регентство будущего Людовика XV.

Через трёх своих детей — Луизу Франсуазу, Франсуазу-Марию и Луи-Александра — мадам Монтеспан является основоположником современного Орлеанского дома и предком его современного главы Генриха Орлеанского, графа Парижского.

С ней связаны современные династии Браганса (королевский род Португалии и Бразилии), Эсте, Габсбургов-Эсте, а также Савойская династия, главным образом через внучку Шарлотту Аглаю Орлеанскую (дочь Франсуазы-Марии).

Король Людовик XIV. Мадам де Могтеспан.

Король Французов Луи-Филипп I был пра-пра-внуком Франсуазы-Марии. А через старшую дочь Луи-Филиппа, Луизу Марию Орлеанскую, супругу короля Бельгии Леопольда I, мадам Монтеспан является предком современного короля Бельгии Альберта II, а также его племянника, современного Великого герцога Люксембурга Анри.

Через сына Луи-Филиппа Фердинанда Филиппа она также имеет родственную связь с Испанским королевским домом и его главой, королём Испании Хуаном Карлосом I. Через четвёртую дочь Луи-Филиппа, принцессу Клементину Орлеанскую супругу племянника Леопольда принца Августа Саксен-Кобург-Готского, она также может считаться предком современного претендента на трон Болгарии, короля Симеона II.

В 1691 году мадам Монтеспан обратилась с просьбой покинуть двор и переехать в монастырь, Людовик XIV ответил: «С радостью!». Таким образом, полностью утратив расположение короля, в 1691 году мадам Монтеспан в возрасте 51 года, получив содержание в 500 000 франков, удалилась в парижскую женскую обитель Filles de Saint-Joseph (Дочери святого Иосифа), основанную ею же и находившейся в домах 10 — 12 по улице Сен-Доменик в современном VII округе Парижа.


Мадам де Монтеспан.

Прожив в опале более 15 лет, мадам Монтеспан жертвовала крупные суммы больницам и приютам. Также она оставалась покровительницей литературных талантов.

Последние годы её жизни прошли в строгом покаянии. Она умерла 27 мая 1707 года в возрасте 66 лет принимая лечебную ванну на термальном курорте Бурбон-л’Аршамбо в родовом гнезде Бурбонов в Оверни, где она находилась на лечении.

Её похоронили в часовне кордельеров в Пуатье рядом с могилой строгой и набожной матери Франсуазы, Дианы де Грансен. В наше время на этом месте находится торговый центр Кордельер, где заметны остатки прежней часовни.

Но вернемся к герцогам Орлеанским. При рождении сын Филиппа I Орлеанского,Филипп, получил титул принца Шартрского. Принц с юных лет проявил своё неравнодушие к женскому полу, что при дворе его дяди — Людовика XIV вовсе не порицалось.

В 1692 году Филипп женился на своей двоюродной сестре, Франсуазе Марии де Бурбон.

Франсуаза-Мария де Бурбон незадолго до замужества в 1692 г.

Франсуаза-Мария де Бурбон (1677 — 1749) внебрачный ребёнок (самая младшая дочь) короля Франции Людовика XIV и его официальной фаворитки маркизы де Монтеспан .

Франсуаза-Мария родилась 4 мая 1677 года в шато де Ментенон, которым владела, начиная с 1674 года, мадам Ментенон, воспитательница внебрачных детей мадам Монтеспан от короля Людовика XIV.


Шато де Ментенон.

Франсуазу-Марию, а также её младшего брата Луи-Александра, воспитывали мадам Моншеврёй, Кольбер и Жюссак. В детские годы её привозили в Версаль от случая к случаю, чтобы увидеться с родителями.

Мадмуазель де Нант, Луиза Франсуаза де Бурбон (1673 -1743).Выйдя замуж за Людовика III Бурбон-Конде (1668 — 1710) она стала герцогиней де Бурбон и принцессой Конде.

Старшая сестра и первый враг по жизни.Подобно своей старшей сестре, Луизе Франсуазе, она унаследовала красоту своей матери. В своих воспоминаниях мадам де Келюс пишет, что Франсуаза-Мария была «от рождения застенчива и прелестна», а также «маленькая красавица с прекрасным лицом и красивыми руками; полностью соразмерными».От своей матери она также унаследовала пресловутое фамильное остроумие Мортемаров. Надо отметить, что она особенно гордилась своим монаршим происхождением и тем, что от своего отца она унаследовала кровь Бурбонов.

Филипп герцог Шартрский (1674 - 1723) и Франсуаза Марим де Бурбон.

Несмотря на то, что расположение короля к мадам Монтеспан резко пошло на убыль, он продолжал одаривать официальную фаворитку подарками и обеспечил будущее Франсуазы-Марии, своей младшей дочери, устроив для неё выгодное замужество. Король Людовик XIV выбрал в мужья для Франсуазы-Марии своего племянника и её двоюродного брата Филиппа, герцога Шартрского (в будущем — регента Франции Филиппа II Орлеанского), единственного сына своего брата Филиппа I Орлеанского. Это решение короля стало шоком для матери жениха, принцессы Палатинской, чьё предубеждение по отношению ко множеству внебрачных детей Людовика XIV было общеизвестно.Узнав о том, что её юный сын согласился на этот брак, она ударила его в присутствии всего двора, и повернулась спиной к королю, склонившемуся перед ней в почтительном поклоне.

Принцесса Палатинская.

По случаю женитьбы молодых король Людовик XIV передал парижский дворец Пале-Рояль в собственность родителям жениха — Филиппу Орлеанскому и его супруге принцессе Палатинской. До этого времени Орлеанские пользовались дворцом в качестве резиденции, но не владели им. Поначалу этот дворец назывался Кардинальским дворцом и был передан в собственность короны в 1642 году по завещанию построившего его кардинала Ришельё. Король Людовик XIV также пообещал жениху высокую военную должность и распорядился выдать 100 000 ливров из казны фавориту отца жениха , шевалье де Лоррену .

Узнав о личности своего будущего супруга, Франсуаза-Мария заметила, «Меня не заботит, любит ли он меня; главное выйти за него замуж».

Приданое Франсуазы-Марии, обещанное её отцом Людовиком XIV, составляло более 2 миллионов ливров, что было в 2 раза больше приданого её старшей сестры Луизы-Франсуазы, выплаченного при её браке с прицем Конде.

Франсуаза-Мария де Бурбон, герцогиня Орлеанская, 2-я мадемуазель де Блуа (1677-1749) (слева) и её сестра Луиза-Франсуаза де Бурбон, мадемуазель де Нант, герцогиня де Бурбон (1673-1743) (справа), узаконенные дочери короля Людовика XIV и маркизы де Монтеспан .

Эта разница стала причиной огромной неприязни между двумя сёстрами. Обещанное приданое было выплачено только после окончания войны Аугсбургской лиги в 1697 году. Луиза-Франсуаза, пытаясь выразить своё недовольство размером приданого, не пришла на помолвку своей младшей сестры, которая проходила 17 февраля за день до венчания.

Венчание 14-летней Франсуазы-Марии и 17-летнего Филиппа, герцога Шартрского, произошло 18 февраля 1692 года в часовне Версальского дворца.

Франсуаза-Мария вышла замуж в 1692 году в возрасте 14 лет за 17 летнего Филиппа Орлеанского, который доводился ей двоюродным братом. В этом браке было 8 детей, из которых четверо имели своих наследников.

Горделивая, неторопливая и привлекательная, она успешно вела интриги, направленные на устройство выгодных браков для множества своих дочерей, выдавая поочередно принцесс за лучших женихов Европы (принц Конти, герцог Беррийский, герцог Модены и король Испании) и соперничая, главным образом, со своей родной сестрой Луизой Франсуазой, герцогиней Бурбонской.

Семья проживала в парижской резиденции герцогов Орлеанских дворце Пале-Рояль.


Дворец Пале-Рояль.


Она была очень похожа на мать, мадам де Монтеспан, а также ей был присущ упорядоченный ум Людовика XIV, но также и его недостатки (несправедливость и жестокость к окружающим).

Была вовлечена в заговор в 1718 году, который должен был свергнуть ее мужа Филиппа Орлеанского в качестве регента королевства и заменить его своим любимым братом герцогом Мэнским, маркизом де Аргенсоном. Из восьми рожденных детей в живых осталось семеро (шесть дочерей и один сын).

В 1701 году после смерти «единственного брата короля» Филиппа I Орлеанского, его 27-летний сын и супруг Франсуазы-Марии наследовал титул герцога Орлеанского, а также все остальные титулы и поместья отца, став, таким образом, главой Орлеанского дома. Новая герцогиня Орлеанская в придворной субординации опередила свою свекровь и стала второй женщиной в королевстве, уступая только Дофине, герцогине Бургундской. Филипп Орлеанский скончался в замке Сен-Клу после горячей ссоры, произошедшей в Марли с королём Людовиком XIV, по поводу недопустимости открытых прогулок перед Франсуазой-Марией молодого герцога Шартрского вместе со своей беременной фавориткой, Марией-Луизой де Сери. Филипп, её свёкор и дядя, не испытывал нежных чувств к Франсуазе-Марии.


Пале-Рояль.

Новые герцог и герцогиня Орлеанские вели роскошную жизнь в парижском дворце Пале-Рояль, а также в замке Сен-Клу, находившемся в 10 километрах западу от Парижа. Личные апартаменты герцога и герцогини в Пале-Рояль проектировал и декорировал титулованный Жан Берен.


Замок Сен-Клу.

В то время как её супруг вёл распущенную жизнь большого женолюба, Франсуаза-Мария жила не сплетничая, весьма тихо, в противоположность своим сёстрам, Луизе Марии и Луизе Франсуазе, а также их старшему брату Луи-Огюсту. Остроумная и обворожительная, она предпочитала общество своей кузины герцогини Сфорца, которая была дочерью Габриелы, старшей сестры мадам Монтеспан. В её ближний круг входили и другие кузины. Её фрейлиной была графиня Кастри, в девичестве Мария Елизавета де Рошешуар, дочь брата мадам Монтеспан Луи Виктора. Её почётным кавалером был граф Кастри. Также она была близка с другой кузиной Дианой Габриелой Дама де Тианж, еще одной дочерью Габриелы, старшей сестры мадам Монтеспан.

В 1703 году в Версале Франсуаза-Мария родила сына, который впоследствии продолжил Орлеанскую династию.У неё это уже был пятый ребёнок, и первый мальчик. Когда Людовику XIV сообщили о рождении этого ребёнка король дал ему имя Людовик (предположительно, в свою честь) и удостоил его содержания, размер которого обычно соответствовал статусу Первого принца крови. Франсуаза-Мария и Людовик впоследствии всегда были близки друг другу. Свекровь Франсуазы-Марии часто сетовала, что её внук больше пошёл в мать, чем в отца.

Portrait of Elizabeth Charlotte of Bavaria (Свекровь Франсуазы - Марии)

В 1707 году, вскоре после своего 30-го дня рождения, Франсуаза-Мария потеряла свою мать, мадам Монтеспан.После того как в 1709 году скончался принц Конде, титул Первый принц крови официально перешёл от дома Конде к Орлеанскому дому. Поэтому её муж, герцог Орлеанский, получил право на почётное обращение Месье принц . А сама Франсуаза-Мария соответственно получила право титуловаться как Мадам принцесса . Однако, эти титулы никогда не использовались.

Такой переход титула от дома Конде к Орлеанскому дому существенно обострил неприязнь между Франсуазой-Марией и её старшей сестрой, Луизой-Франсуазой, которая теперь стала принцессой Конде , и после этого носила титул Мадам герцогиня до своей смерти в 1743 году, и по-прежнему была известна как герцогиня Бурбонская.

В пылу соперничества за титулы и богатство со своей старшей сестрой, Франсуаза-Мария особенно сильно заботилась о более выгодных браках своих детей. К 1710 году самый младший законный внук короля Людовика XIV, 23-летний Карл Беррийский, оставался не женат. Предполагалась его женитьба на Луизе Елизавете, дочери Луизы-Франсуазы. Франсуаза-Мария сделала всё, чтобы помешать этому браку, и упрочить свои связи с французским престолом. 6 июля 1710 года она обеспечила брак своей старшей дочери Марии Луизы Елизаветы Орлеанской с Карлом Беррийским, к неудовольствию своей сестры, герцогини Бурбонской . Этот брачный союз еще больше усилил конфликт между двумя сёстрами, поскольку он принёс Марии Луизе Елизавете титул внучки Франции ; никто из детей Конде не сможет обладать этим титулом.

9 апреля 1714 года Франсуаза-Мария участвовала в крещении своей племянницы Луизы-Франсуазы де Бурбон (1707—1743), единственной дочери её старшего брата, герцога Мэнского. Девочка была названа в честь сестры и соперницы Франсуазы-Марии, герцогини Бурбонской, и носила почётный титул Мадемуазель дю Мэн . Франсуазе-Марии помогал молодой Дофин, будущий король Людовик XV.

Франсуаза-Мария в период регенства.

После смерти Людовика XIV в 1715 году 5-летний Дофин становится новым королём Франции Людовиком XV. Было необходимо назначить регента на период малолетства нового короля и возникли крупные разногласия между старшим братом Франсуазы-Марии, герцогом Мэнским , и её супругом, герцогом Орлеанским , боровшимся за пост регента. Симпатии Парижского парламента были на стороне её мужа, который и был объявлен регентом. Будучи супругой де-факто правителя Франции, Франсуаза-Мария стала самой влиятельной женщиной в королевстве. В период регентства она правила двором и супруг повысил её годовое содержание до 400 000 ливров.


Павильон «Эрмитаж»; всё что осталось в наше время от шато Баньоле.

В марте 1719 года она купила шато Баньоле в коммуне Баньоле, восточном пригороде Парижа, и после её смерти имение унаследовал сын, Людовик Орлеанский. Франсуаза-Мария поручила ландшафтному архитектору Клоду Дего расширить имение. Дего, бывший племянником знаменитого садовника Людовика XIV, Андре Ленотра, уже работал над шато Со по заказу герцога Мэнского .

Французский двор эпохи Регентства имел самую дурную репутацию в Европе. Его именовали не иначе, как «вертеп». Однако герцог Орлеанский старался оградить маленького короля от дурного влияния своих придворных — молодой Людовик XV был поручен заботам добродетельной герцогини де Вантадур и священнику де Флёри (будущему кардиналу).

8 декабря 1722 года в возрасте семидесяти одного года скончалась принцесса Елизавета Шарлотта Пфальцская. Смерть любимой матери так потрясла регента, что вызвала тяжелейшую депрессию.

2 декабря 1723 года Филипп Орлеанский скончался в Версале на руках своей возлюбленной — мадам де Фалари. Похоронен в Сен-Клу. Сердце регента находится в Королевской капелле в Дрё.

Дети Франсуазы-Марии и герцога Филиппа II Орлеанского:

    Мадемуазель де Валуа (17 декабря 1693 года — 17 октября 1694 года); умерла в младенчестве.

    Постановка «Орлеанской девы» в Уфе была приурочена к 175-летию со дня рождения ее автора, Петра Ильича Чайковского. Известно, что композитор очень любил это свое детище. Мне кажется, что наш спектакль получился таким же многослойным, как и опера Чайковского. Мы ничего не ломали, не ставили с ног на голову. Мы лишь дали свое понимание образа Иоанны. Но все же этот спектакль не про историческую личность: история всегда – только повод в искусстве. Кто есть Иоанна д’Арк: ясновидица или человек, действительно связанный с потусторонними силами? Или простая молодая девушка, страстно любящая свою родину? Подлинное искусство не дает ответов, напротив, оно ставит вопросы и заставляет думать. Наш спектакль тоже побуждает задуматься о многом, в этом я абсолютно убежден!

    Валерий Платонов

    «Орлеанская дева» – история о самопожертвовании и титаническом самопреодолении человека в мире, полном равнодушных и ищущих личной выгоды людей. Образ Иоанны чрезвычайно сложен и многогранен. У Чайковского это живой человек, девушка с огромным количеством противоречий. Любовь для нее – некий спасательный круг. Она ощущает всю тяжесть своей миссии, боится смерти, абсолютно не готова к подвигам. Однако, несмотря на сомнения и противоречия, героиня остается свободной.
    Мы не ставим себе задачу показать, кем была Иоанна д’Арк. Наша цель – тронуть зрителей эмоционально, а главные вопросы: кто мы сегодня, есть ли среди нас люди, готовые пожертвовать собой, и есть ли во имя чего жертвовать?
    Одним из главных персонажей выступает хор, поскольку в «Орлеанской деве» важна тема взаимоотношения личности и общества. Так что опера Чайковского звучит сегодня, нисколько не потеряв своей актуальности.

    Филипп Разенков

    Постановка Филиппа Разенкова затрагивает вопросы веры, самопожертвования, героизма слабых и малодушия сильных. Режиссер противопоставляет истовую силу Иоанны и слабохарактерность короля Карла VII, который здесь показан не иначе, как марионеткой в руках придворных интриганов.

    «Независимая газета»


    Судьба Жанны д’Арк стала одним из лейтмотивов театрального сезона: экспертам «Золотой Маски» довелось увидеть четыре музыкальных спектакля на эту тему, но лишь один из них попал в число номинантов – «Орлеанская дева» из Уфы. Музыка Чайковского, до сих пор полная нераскрытых красот, вольно струится в пустынном сценическом пространстве, придуманном режиссером Филиппом Разенковым и художником Эрнстом Гейдебрехтом. Такое ощущение, что именно из волн звука, разливающихся по сцене, материализуется Жанна Надежды Бабинцевой – смысловая, эмоциональная и музыкальная ось спектакля. И чем более «ненормальной», фанатично замкнутой на себе и своей миссии она предстает в начале, тем больше потрясает взрыв женской и просто человеческой чувственности, происходящий в Жанне перед финалом, – а именно ради этого чуда пробуждения в герое человека Чайковский, кажется, и затеял все трехчасовое действо.

    Ярослав Тимофеев


    На странице использованы фотографии Олега Менькова

    Посвящ. Э.Ф.Направнику.

    Создана в декабре 1878, Флоренция - августе 1879, Симаки.

    Впервые исполнена. 13 февраля 1881, в Петербурге, в Мариинском театре в бенефис Э.Ф.Направника. Дирижер Э.Ф.Направник. Художник по костюмам М.Григорьев. Были использованы декорации из других спектаклей.

    I д. Франция XV века. В разгаре Столетняя война с англичанами. На площади перед церковью деревенские девушки украшают дуб и поют песенки. Крестьянин Тибо д"Арк досадует на их легкомыслие в столь грозный для Отечества час. Он озабочен судьбой дочери, семнадцатилетней Иоанны и хочет выдать ее замуж за Раймонда, чтобы уберечь от опасности. Но Иоанна ощущает как веление свыше другое предназначение. Тревожный набат возвещает о падении Парижа и об осаде Орлеана, которому грозит гибель. Народ в страхе молится о спасении, Иоанна вдохновенно пророчествует о близкой победе над неприятелем. Девушка прощается с отчим краем, ей слышатся голоса ангелов, благославляющих ее на героический подвиг.

    II д. В замке Шинон развлекается забывший свой долг Король со своей возлюбленной Агнессой Сорель. Менестрели, пажи, цыгане, скоморохи сменяют друг друга песнями, плясками, забавами. Король парализован, бездействен. Ни появление рыцаря Лоре, смертельно раненого в бою, ни отречение мужественного рыцаря Дюнуа, решившего с честью разделить участь сражавшихся ("Прости! Монарха нет у нас! Я не слуга твой...") не может поколебать решения короля спасаться бегством. Внезапно появившиеся архиепископ, придворные, народ сообщают Королю о бегстве англичан, победе французов, о "славной деве", воодушевившей воинов на решающий бой. Иоанна рассказывает изумленным присутствующим о видении, которое посетило ее, о распоряжении свыше возглавить борьбу с иноземцами. Обет хранить девственность было условием этой победы. По распоряжению Короля Иоанна встает во главе войска.

    III д. 1 к. В глухом лесу Иоанна вступает в поединок с бургундским рыцарем Лионелем. Он сражен, отброшен шлем с забралом. Покоренная прекрасным ликом юноши, девушка не в состоянии убить его. Лионель тронут благородством Иоанны: "Молва идет, что ни один твой враг тобой не пощажен, за что же мне пощада, одному?" Она же потрясена проснувшемся чувством, одной возможностью нарушить обет. Лионель решается перейти на сторону французов и отдает свой меч пришедшему Дюнуа. В сердце недавнего противника зажглась любовь к Иоанне.

    2 к. Народ прославляет короля и Иоанну - победительницу. Ее отец Тибо, однако, удручен, он считает, что все деяния дочери - от дьявола и решает спасти ее душу, даже пожертвовав самой ее жизнью. В момент, когда король объявляет Иоанну спасительницей отечества и приказывает воздвигнуть ей алтарь, Тибо обвиняет дочь в сношениях с нечистым и требует от нее публично доказать свою невинность. На вопрос к ней: "Считаешь ли себя святой и чистой?" Иоанна ответа не дает, ее мучает любовь к Лионелю. Дюнуа пытается защитить героиню, но испуганный народ, впечатленный ударом грома,отрекается от нее, пророча кару неба. Иоанна гонит Лионеля, тщетно желающего вступиться за нее, прочь.

    IV д. 1 к. Иоанна д"Арк, всеми покинутая и проклятая, одна в глухой чаще леса. Как "смертному дерзну отдать творцу обещанную душу?.." - терзается она сакраментальным вопросом. Но девушка не в силах противиться любви, и она страстно отвечает на признание Лионеля, разыскавшего ее в лесу. Счастливый миг, однако, тотчас гаснет: ворвавшиеся в лес английские солдаты убивают Лионеля, а Иоанну уводят.

    2 к. На площади в Руане разложен костер. Иоанна должна быть казнена. Народ, заполнивший площадь, сочувствует героине, нарастает сомнение в праведности готовящейся расправы. Однако Иоанну привязывают к столбу, костер разжигается. Девушка, как символ защиты держащая в руках крест, взывает к богу, готовая смиренно принять смерть. Ей слышатся голоса ангелов, несущих прощение.

    История Жанны д"Арк, французской крестьянки, которой дано было сверху святое предназначение - повести войско на защиту Отечества от противника, интересовала Чайковского с детства. В шестилетнем возрасте он написал стихотворение на французском языке "Героиня Франции". Обращение к "Орлеанской деве" Шиллера предвосхитило тот глубокий интерес к трагедии, который возник в 80-х годах в связи с постановкой ее в Малом театре (84 г.) с великой трагической актрисой М.Н.Ермоловой в главной роли, которая и прежде охотно читала на своих вечерах монологи из пьесы.

    После "Онегина" Чайковский стремился найти новый путь. новые сюжеты в сфере оперного театра:"...Мне приятно думать, что "Орлеанская дева" уже свободна от прежней ложной моей оперной манеры... Оперный стиль должен отличаться широтой, простотой и некоторой декоративностью", - признавался автор. (Из письма к Н.Ф.фон Мекк от 12 окт. 1879 г.)

    Либретто "Орлеанской девы" Чайковский составлял сам, пользовался автор и другими источниками, в частности, книгой Валлона о Жанне д"Арк, мотивами драмы "Жанна д"Арк" Ж.Барбье, либретто оперы "Орлеанская дева" О.Мерме, положив в его основу трагедию Шиллера в переводе Жуковского. ("... трагедия Шиллера, хотя и не согласна с исторической правдой, но превосходит все другие художественные изображения Иоанны глубиной психологической правды", - писал Н.фон Мекк. Из письма от 26 декабря 1878 г.). Композитор критически оценивал источники, подчас резко оспаривая их "позицию": "...Возвращаюсь к книге Валлона... Вместо того, чтобы постараться объяснить нам все величие факта, героинею которого является девятнадцатилетняя девушка, естественным образом, г.Валлон тщится доказать, что Иоанна в самом деле ежедневно разговаривала с архангелом Михаилом и другими небесными силами, и что она говорила и поступала под наитием святого духа. Но тогда отчего же эта могущественная протекция не извлекла ее из когтей инквизиции?" (из письма к фон Мекк от 10 декабря 1878 г.).

    Композитор одновременно работал над литературной и музыкальной частями оперы, посвящая одну половину дня сочинению музыки, другую - составлению либретто. В библиотеке Чайковского сохранились том Шиллера, на страницах которого запечатлена работа над либретто, и книга Валлона в красивом переплете, с иллюстрациями, которая была подарена ему Н.Ф.фон Мекк. В томе Шиллера Чайковского зачеркивал ненужное, вписывал новые стихи, сокращал, перепланировал сцены.

    В ряде моментов он отступил от Шиллера. Прежде всего - в трактовке финала, отказавшись от версии гибели Жанны на поле битвы. В опере Иоанна восходит на костер, обвиненная инквизицией в общении с нечистью. Другим отступлением от Шиллера было развитие лирической линии в сюжете: мотива взаимной любви Иоанны и рыцаря Лионеля, из стана противников. У Шиллера эта линия лишь едва намечена. У Чайковского Лионель - бургундский рыцарь. У Шиллера- английский.

    Эскизы оперы были готовы 21 февраля 1879 года, немногим менее, чем за три месяца. Партитура же закончена в конце августа того же года. В хоре менестрелей использована французская народная песня (Brunett) "Mes belles amourettes" Полугодом ранее та же песня вошла в несколько ином виде в "Детский альбом" ("Старинная французская песенка").

    "Орлеанская дева" по праву входит в круг типичных сочинений Чайковского. Лирические эпизоды, происходящие от песенных традиций русской оперы, облагораживают декоративно-изобразительный стиль оперы теплотой переживания. На фоне хоровых сцен рельефно выделяется образ Иоанны, помещенный в центр народной жизни. Даже в сохранившихся эскизах финальной сцены композитор, едва намечая музыкальную ткань, подробно выписывает сценические ремарки. Они показывают, как страдает и боится Иоанна казни. Народ своими выкриками, сочувствующими репликами пытается помочь и поддержать свою любимую героиню и спасительницу.

    Героический характер лирики, ее мужественный тон отличает этот персонаж. В такой лирике есть энергия, приподнятость, внутреннее горение и благородство. Например, вдохновенное пророчество Иоанны характеризует её знаменитую арию. Именно таковой воспринимала "речь" Иоанны лучшая исполнительница шиллеровской героини на сцене Малого театра М.Н.Ермолова, которая считала эту речь "приподнятой", каковой на земле не говорят.

    Образ Иоанны характерен для Чайковского. Она раздираемая противоречиями - в данном случае между психологией женщины и воительницы, между любовью и долгом; "земным" и "небесным".

    Судьба этой героини очень волновала Чайковского, он рассказывал, что: "Читая книгу Wallon о Жан д"Арк... и дойдя до процесса abjuration (отречения) и самой казни (она ужасно кричала все время, когда ее вели, и умоляла, чтобы ей отрубили голову, но не жгли), я страшно разревелся. Мне вдруг сделалось так жалко, больно за все человечество и взяла невыразимая тоска" (10 дек. 1878 г.). Следует заметить, что именно образу Иоанны, истории её жизни и подвига были посвящены стихи Чайковского - ребенка. На протяжении всей жизни он интересовался историей жизни этой героини Франции, а зная это пристрастие композитора Н.Ф.фон Мекк подарила ему часы с изображением конной статуи Иоанны в Орлеане, Это же изображение присутствует в виде водяных знаков на бумаге и конвертах, которыми пользовался Чайковский в своей переписке в последние годы своей жизни.

    Почти во всех актах "Орлеанской девы" грандиозные массовые кульминационные сцены следуют за "лирическими" эпизодами (монологами, дуэтами).

    Премьера оперы готовилась тщательно под руководством самого Чайковского. Роль Иоанны была передана меццо-сопрано М.Д.Каменской, что вызвало большие переделки в этой партии, предназначенной ранее для сопрано. "Нужно отдать справедливость Направнику, музыка моя разучена превосходно, и я могу быть уверенным, что в этом отношении будет сделано все, что можно, - писал Чайковский... Что меня очень радует, - отмечал он, - так это то, что все артисты исполняющие оперу, полюбили ее и делают свое дело не только по долгу, но с любовью и искренним усердием" (из письма к фон Мекк от 1 февр. 1881 г.).Зато постановка нищенская, - продолжал композитор... Все декорации и костюмы приказано набрать из старья..." Таким образом, опера, требовавшая по своему содержанию и характеру блестящего и эффектного сценического воплощения волей дирекции была обречена на скудную постановку в старых, обветшалых декорациях и костюмах. "Мизерно, грязно и жалко", - сетовал композитор.

    Тем не менее, на первом представлении опера имела шумный успех. По свидетельству брата и биографа композитора, "до наступления первой недели великого поста опера несколько раз давала полные сборы". При этом критика встретила оперу недоброжелательно, лишь несколько лет спустя грандиозный успех выпал на долю композитора при постановке её на сцене Национального театра в Праге: "Композитор... со смелой фантазией своей и техникой во всем законченной, сотворил произведение цены высокой и продолжительной".

    Из-за неблагоприятной атмосферы вокруг оперы она была вскоре снята с репертуара, осенью 1882 г. возобновлена и шла в течение одного сезона. Затем была снята снова и при жизни автора не возобновлялась. Известно, что Чайковский буквально в последние дни своей жизни намеревался переделать последнюю картину (сожжение Иоанны на костре) и заменить ее новой, по Шиллеру (гибель Девы в бою). Однако смерть помешала ему осуществить это намерение.

    ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА

    Опера в трех актах (шести картинах)

    Либретто П. И. Чайковского по Шиллеру и Жуковскому с сокращением многих стихов

    Действующие лица:

    Кавалеры и дамы двора, воины французские и английские, рыцари, монахи, цыгане и цыганки, пажи, шуты, карлики, менестрели, палачи, народ.

    Место действия - Франция.

    Время: начало XV века.

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

    Славный подвиг героини французского народа Иоанны (Жанны) д’Арк, как сюжет для оперы, заинтересовал Чайковского в 1878 году. Такой интерес возник не случайно.

    Романтическая драма Шиллера «Орлеанская дева», впервые с огромным успехом поставленная в Лейпциге в 1831 году, пользовалась, благодаря переводу Жуковского (1817-1821), большой популярностью в прогрессивных кругах России. Популярность эта еще более возросла в годы общественного подъема 70-х-80-х годов. Но пьеса Шиллера была в то время запрещена к сценическому представлению. Тем не менее великая русская трагическая актриса М. Н. Ермолова нередко читала на вечерах, устраиваемых студенческой молодежью, монологи из «Орлеанской девы». Образ девушки-героини, беззаветно проникнутой идеей освобождения родины, воспламенял сердца демократической аудитории. Однако Ермоловой удалось поставить шиллеровскую трагедию на сцене московского Малого театра лишь в 1884 году, спустя три года после премьеры оперы Чайковского на тот же сюжет.

    Народно-патриотическое содержание трагедии прежде всего привлекло к ней внимание композитора: крестьяне и рыцари Франции, одушевленные личной отвагой и пламенным призывом крестьянской девушки, побеждают англичан в так называемой Столетней войне. Решающая битва произошла у Орлеана; отсюда название Жанны - Орлеанская дева. Оклеветанная, она по приговору католического суда предается сожжению на костре (казнена 30 мая 1431 года).

    Была, однако, и другая причина, побудившая Чайковского обратиться к шиллеровской пьесе. После лирических сцен «Евгений Онегин» он хотел создать театральное произведение более монументального плана, где лирика сочеталась бы со сценически-декоративной манерой письма. Трагедия Шиллера давала в этом отношении благодарный материал. К тому же композитор мог воспользоваться превосходным текстом перевода Жуковского.

    В конце 1878 года Чайковский приступил к осуществлению своего замысла, одновременно составляя либретто и сочиняя музыку. В январе 1879 года он писал: «Я очень доволен своей музыкальной работой. Что касается литературной стороны, то есть либретто… трудно передать, до чего я утомляюсь. Сколько перьев я изгрызу, прежде чем вытяну из себя несколько строчек! Сколько раз я встаю в совершенном отчаянии оттого, что рифма не дается, или не выходит известное число стоп, что недоумеваю, что в данную минуту должно говорить то или другое лицо». Чайковский поставил перед собой нелегкую задачу: он не только сокращал или частично дополнял текст драмы Шиллера - Жуковского, но и, прочтя некоторые исторические исследования, а также воспользовавшись пьесой Ж. Барбье «Жанна д’Арк», внес ряд новых сюжетно-сценических мотивировок, которые преимущественно коснулись финала.

    Несмотря на эти трудности, опера в эскизах была завершена к концу февраля, а партитура - в августе 1879 года. Всего же работа над столь монументальным сочинением заняла у Чайковского лишь девять месяцев. Клавир был издан в 1880 году. Позже композитор внес в него некоторые изменения.

    Вопреки цензурным препятствиям «Орлеанская дева» была поставлена на сцене Мариинского театра 13 (25) февраля 1881 года. Полтора года спустя состоялась ее премьера в Праге. При жизни Чайковского она, однако, ставилась не часто. Лишь в советское время пришло к ней полное признание.

    МУЗЫКА

    «Орлеанская дева» - одно из самых монументальных оперных творений Чайковского . Написанная в широкой декоративной манере с использованием больших хоровых масс и развернутых ансамблей, она в то же время отмечена лирико-психологической глубиной, характерной для творчества композитора. На фоне хоровых массивов рельефно выделяется облик главной героини, правдиво обрисованной в многообразии присущих ей душевных конфликтов. Этот образ главенствует во всей опере: его развитие определяет развертывание сценического действия в музыкальной драматургии произведения.

    В соответствии с таким замыслом музыка оркестрового вступления (интродукции) призвана передать основные черты характера Иоанны: ее простой пастушеский облик, страстное упоение мечтой, героическую целеустремленность.

    Пасторальный хор девушек открывает первый акт. В терцете Тибо, Раймонда и Иоанны назревает психологический конфликт, который прерывается большой хоровой сценой народного смятения, где выделяется взволнованный рассказ Бертранда. Иоанна увлекает всех своей молитвой «Царь вышних сил, ты наш покров, наша надежда!» Хор подхватывает гимнический напев, в котором воплощена сила и мощь народа. Оставшись одна, приняв решение, Иоанна изливает охватившее ее чувство печали в арии «Простите вы, холмы, поля родные». Интонации этой исповеди, трогающей своей непосредственностью, скорбно-сосредоточенны, но в лирике уже отчетливо прорываются героические черты. Они полностью утверждаются в заключении акта, после хора ангелов, исполняемого женскими голосами, в страстном монологе Иоанны «Вы, сонмы ангелов небесных».

    В оркестровом вступлении ко второму акту развивается тема гимна. Контрастом ему служат интермедийные сцены, характеризующие окружение короля. Стилизованный во французском духе хор менестрелей сменяется зажигательной пляской цыган, а танец пажей и карликов (сначала в характере менуэта, потом - оживленный) - гротескной пляской шутов и скоморохов. Дуэт Карла и Дюнуа завершается мужественной клятвой, тогда как дуэт Агнесы с Карлом отмечен изнеженными чертами. Драматургический центр акта - массовая сцена, выражающая вершину торжества Орлеанской девы. Выход Иоанны предваряется маршевой темой. Ее рассказ «Святой отец, меня зовут Иоанна» лирически проникновенен и в то же время героичен; здесь подвергается музыкальной обработке тема хора ангелов из предшествующего акта. Финал - развернутый ансамбль с хором: народ прославляет свою избранницу - Иоанна поведет войска к победе.

    Краткое оркестровое вступление к первой картине третьего акта живописует бой. На этом напряженном фоне проходят начальные эпизоды встречи Иоанны с Лионелем. Вся картина насыщена драматической конфликтностью, знаменующей переломный момент в судьбе Иоанны. Предельной выразительности достигает музыка на словах «Ах, зачем за меч воинственный я свой посох отдала».

    Следующая картина третьего акта построена на динамичном противопоставлении начального торжествующего марша и хора славления девы-воительницы обличениями Тибо. Это - кульминация драмы, воплощенная в звучании больших хоровых масс. Особенно впечатляет финальный септет с хором, который открывается словами Тибо «Ответствуй мне». В волнообразном, все время вверх устремленном движении мелодии раскрывается содержание этой потрясающей, огромной по своим размерам сцены: ее участники, пораженные молчанием Иоанны, обращают свои взоры к небесам,

    В первой картине четвертого акта полнее раскрываются иные стороны облика Орлеанской девы. Здесь в дуэте с Лионелем она предстает горячо любящей женщиной. Лирически восторженно звучит музыка на слова «О чудный, сладкий сон». Упоение страстью передано в оркестровом эпизоде, который предшествует дуэту.

    Единством мрачного похоронного настроения проникнута финальная сцена последнего акта (вторая картина). Зловещий траурный марш проводится, неуклонно нарастая, в оркестре. На этом фоне - выкрики солдат, скорбные возгласы народа. Словно языки пламени запечатлены в оркестровом звучании, когда на сцене разгорается костер. Одновременно слышится и пение ангелов, и отпевание монахов, и проклятья солдат, и страстные призывы к небесам Иоанны.