Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи. И вашей, и любой

Сегодня мы в России, нравится кому-то или нет, входим в политическую эпоху, определяемую именно мыслью и словом Солженицына.

Одни формулы писателя стали официальной частью государственной политики, как «сбережение народа». Другие являются политическим фактом, как реализация его призыва к учреждению в России национального-авторитаризма вместо слепого копирования западных многопартийных демократий . Третьи, как его стремление к развитию земств, «демократии малых пространств» ещё ждут своего часа.

30 августа 1991 года Солженицын написал президенту Ельцину письмо, призывая его отказаться от автоматического признания советских административных границ государственными. Полтора десятилетия писатель подчеркивал, что рассматривать Крым и Севастополь как Украину - нелепо , да и восточным украинским областям, Новороссии, не худо бы дать высказаться на референдумах с кем они хотят быть.

с 2014 года мы живем в реальности, где обозначенные писателем ориентиры для нас особенно важны.

Одной из тревог Солженицына была судьба единства России, несправедливость того типа федеративного устройства , который угрожает «парадом суверенитетов», нелепость договоров центра и республик, недопустимость дискриминации русского языка.

Опубликованный на Западе «Архипелаг ГУЛАГ» произвел грандиозную детоксикацию западных элит от отравления коммунизмом - «опиумом интеллектуалов» (как выражался Раймон Арон). Другое дело, что этот поворот не дал им прививки от породившего большевизм воинствующего атеизма. Либеральный антикомунизм закономерно привел к торжеству коммунизма в новом, модернизированном обличье «культурного марксизма», - левого феминизма, разнузданной «толерантности», расистского «антирасизма», построению настоящего ЛГБТлага . Однако и эта перспектива была предсказана Солженицыным, предположившим, что в определенный момент покончившая со своим коммунистическим тоталитаризмом Россия в ужасе будет смотреть на торжество построенного либералами «коммунизма» западного.

Но столь же беспощаден как к коммунизму он и к западнической, да и просто западной русофобии . Именно он клеймит отчужденную от традиции и корней интеллигенцию кличкой «образованщина». Он возвращает в актуальный политический лексикон понятие «русофобия» (которое вскоре оформит в целостную теорию его ближайший соратник Игорь Шафаревич) и формулирует определение этой русофобии - рассмотрение исторической России как отсталой «страны рабов» и утверждение, что советская система является естественным продолжением исторической русской государственности - московской и петербургской, так же базирующихся, якобы, на попрании человека и жестокости.

В полемике с русофобами Солженицын формулирует тезис о нормальности дореволюционного исторического пути России и категорически отвергает не только большевизм, но и феврализм , как плод нигилистического желания переделать и перетрясти Россию, в сущности не зная её.

Коммунизм и либерализм лишь братья произведенные на свет идеологией Просвещения , ведущей человека по катастрофическому пути поклонения Материи вместо Духа , что неизбежно ведет и к замусориванию и деградации самой материи.

Солженицын выступает с последовательной и развернутой доктриной анти-Просвещения . Возвращение к Богу, добровольное самоограничение и самостеснение человека, память об обязанностях вместо разгула «прав» , приоритет внутренней свободы и недопустимость принесения народной жизни в жертву не только ради тоталитарной утопии, но и ради разгула свободы.

Доктрина Солженицына - одна из наиболее последовательных и политически чётких консервативных философий, сформулированных за последние столетия. Тем более, что дуэль Солженицына с призраками Вольтера и Руссо продолжается и после его смерти, причем счет, по прежнему, в пользу русского писателя.

бывшая некогда центром мирового коммунизма, то есть одного из полюсов Просвещения, Москва на глазах превращается (если не уклонится, конечно, от солженицынских заветов и этого пути) в своего рода Ватикан, или, если угодно, Мекку консерватизма . Именно здесь центр защиты образа человека в его традиционном христианском понимании.

Никита Игоревич Кривошеин (род. 1934) — русский переводчик и писатель, общественный и политический деятель русской эмиграции. Внук министра земледелия Российской империи и премьер-министра правительства Юга России генерала Врангеля Александра Кривошеина. Окончил Московский институт иностранных языков. В августе 1957 года был арестован КГБ за напечатанную в газете «Le Monde» неподписанную статью о вторжении советских войск в Венгрию. Осуждён по статье 58 (ч. 10) Уголовного кодекса РСФСР; отбывал наказание в мордовских политлагерях. Работал на пилораме, на погрузочных работах. После освобождения с 1960 по 1970 годы работал письменным и синхронным переводчиком. Работал в журнале «Новое время». В 1971 году вернулся во Францию. Работал синхронным переводчиком в ЮНЕСКО, ООН, Совете Европы. Занимается переводами русской художественной литературы на французский язык. Автор публицистических работ и воспоминаний в изданиях «Русская мысль» (Париж), журнал «Звезда». Проживает в Париже.

Ниже размещена рецензия Никиты Кривошеина на книгу: Протоиерей Георгий Митрофанов. «Трагедия России. “Запретные” темы истории ХХ века». СПб., «Моби Дик», 2009. - Текст приводится по изданию: Никита Кривошеин. Дважды Француз Советского Союза: Мемуары, выступления, интервью, публицистика. — Нижний Новгород: Издательство «Христианская библиотека», 2016. Полностью книга доступна в электронной библиотеке Imwerden .

Об «уме, чести и совести нашей эпохи»
О книге протоиерея Георгия Митрофанова, о катарсисе и арьергардных массовых перестрелках, ею вызванных, и об игре зеркал

На отца Георгия накинулись многие: как, он предлагает видеть во Власове трагическую фигуру, жертву сталинского режима? В этом предателе? А вот в Германии две недели назад Бундестаг, все партии вместе, единодушно проголосовал за отпускную более чем тридцати тысячам немецких военных, расстрелянных и посаженных в годы Второй мировой войны «за измену присяге». Жертвами военных трибуналов вермахта и гестапо стали немцы в мундирах. У них на ремнях с пряжками готическим шрифтом было выбито «Gott mit uns» («С нами Бог»), и это несмотря на то, что Гитлер с окружением были «оккультисты», как нам сегодня настойчиво напоминают. Эти реабилитированные сегодня военные вели пораженческую антинацистскую пропаганду, стремились попасть в плен, участвовали в саботаже. Как относиться к этим тридцати тысячам «германских власовцев», в большинстве не коммунистам? Как оценить решение фельдмаршала Паулюса: после пленения в 1943 году он и многие офицеры вермахта не за лучшую пайку, а по совести создали в СССР комитет «Свободная Германия», участвовали в пораженческой агитации в германских войсках?

Кто они, враги народа? Изменники родины? Ускользнувшие от бдительного гестапо «антинемецкие элементы»? Русская эмиграция во время войны во Франции в большинстве своём встала на антигитлеровские позиции — почти все критики о. Георгия Митрофанова ссылаются на отказ Деникина сотрудничать с оккупантами. Но те же эмигранты сразу после окончания войны помогали бывшим власовцам и «перемещённым лицам» скрываться от советских репатриационных миссий, которые за ними охотились и вывозили в СССР — на расстрелы и в лагеря. Например, огромную помощь этим несчастным оказала в Париже эмигрантская семья Курисов. Смогут ли отыскать квадратуру этого порочного круга якобы православные, а на самом деле коммунисты-сталинцы, кинувшиеся охаивать отца Георгия Митрофанова, а заодно «литературного власовца» Солженицына и историка Николая Сванидзе за «внедрение в сознание масс пагубного западнического либерализма»?

Эти авторы, увы, среди них есть и лица духовные (и не последние из духовенства), отказывают русской белой эмиграции в причастности к судьбе России, якобы ими добровольно утраченной. И упрекают представителей эмиграции в том, что их жизнь сохранилась без «целительных» лагерей и ссылок. Буду им благодарен, если они скажут, как следует поступать немцам (да и нам, как оценивать ситуацию?) с Вильгельмом Пиком и Вальтером Ульбрихтом? Ведь их от прекрасной нацистской родины укрыл в Москве Коминтерн? Что думать о Томасе Манне, Бертольде Брехте и Марлен Дитрих, «сбежавших» в США? Изменники-невозвращенцы?! Как немцам следует отнoситься к тем двум перебежчикам (кажется, коммунистам), которые 20 июня 1941 покинули свою часть, перешли границу и сообщили советским пограничникам о готовящемся нападении на СССР? Для «нас» они были герои, но, если не ошибаюсь, Сталин распорядился им не верить и в благодарность за информацию расстрелять...

Можно ли провести некую аналогию между «Молодой гвардией» и антинацистской организацией «Белая роза»? В этой группе состояли молодые интеллигенты: протестанты Ганс и Софи Шоль, православный Александр Шморель. Они распространяли антигитлеровские листовки, были арестованы и казнены. Александр Шморель особо почитается Русской Православной Церковью за рубежом. Быть может, участники «Белой розы» заслужили ещё больших проклятия и забвения? Ведь они противостояли не противнику, а действовали против своей страны, такой, какой она тогда была. Исходя из христианского долга, как они его понимали. Авторов, утверждающих, что у власовцев мотивы были только шкурнические, что ими двигало желание худшего для России, — легион. Немало околоцерковных сайтов, блогов, печатных СМИ дают им приют...

Отца Георгия самого едва ли не обвиняют в переходе на сторону врага: доводы наступающих нелепы, многословны и однообразны. Ограничусь лишь одной цитатой: «Да, это было страшно и не дай Бог нам увидеть что-то вроде раскулачивания, ГУЛАГа и воронков по ночам, но если бы этого не произошло, сейчас уже не было бы не только русского народа, но и многих других, примкнувших к нему лет 200 назад племён. Большевики воссоздали страну после либерально-революционного погрома ценой жизни миллионов её сыновей и дочерей». Из сердоболия к автору этой фашистской и действительно «языческо-оккультистской» белиберды не называю его имени, но он профессор...

Нацизм = человеконенавистничество. А Советы, при «ошибках, трудностях роста, перегибах и культе личности» — человеколюбивы? Если верить написанному: «Всё для человека, всё для блага человека» — конечно же. Побывать в Бутово — усомнишься. Или в расстрельных Крымской ЧК после эвакуации Крыма, или в Соловках и Суханово. Гениальна сознательно замалчиваемая формулировка академика Вернадского о практике коммунистов: «классовый расизм»! Признать её правильность — и весь наш разговор (да и проводимая ныне в психотропных целях бесполезная попытка реставрации коммунистической идеологии) станет зряшным. «Ликвидация как класс», начавшаяся при Ленине, это ли не жёлтая звезда и не Освенцим-Колыма? Две мои двоюродные тёти, не сумевшиеэмигрировать, стали по закону лишенками в СССР: их морили без продовольственных карточек, не давали учиться, еле наметившихся женихов быстро арестовали и расстреляли. Их кузен дал показания на своего отца и необратимо спился.

Когда меня в 57-м ЧК упрятало на Лубянку, то в порядке отягчающего обстоятельства написала в своих ксивах, что я «из дворян»... А серовско-кабуловские депортации малых этносов — это ли не жёлтая звезда? Оказавшийся в середине 1970-х в Париже состарившийся И.С. Черноуцан, многолетний, со сталинских времен, ответственный работник Отдела культуры ЦК КПСС по литературе, захотел познакомиться с моим отцом. После приветствия засмущался: «Игорь Александрович, скажите мне прямо: где было хуже, в Бухенвальде или в Тайшете?» Отец, он это умел, учтиво уклонился. О смысле террора в обеих формациях:

При фюрере уничтожали евреев и цыган. Сажали коммунистов, социал-демократов, протестующих католиков, диссидентов, дворян, гомосексуалистов и сектантов. Номенклатура более или менее исчерпывающая. Бюргер, коли тихо жил, мог не бояться «почтальона или молочника» (слова Черчилля). «За болтовню» гестапо стало массово забирать, когда поражение стало очевидным. Но вот лагерный куплет о Сталине:

Жил в железной башне Джугашвили,
Псы его цепные сторожили....
Без суда и без закона он убил три миллиона
(это для размера. — Н. К.),
И его живые полюбили.
Но всему приходит свой конец:
Умер наш учитель и отец.
По нему поминки были,
Сутки трупы хоронили,
Тихо спи, за идеал борец.

Советский тоталитаризм отличался тем, что в придачу к ликвидации классов действовал алеаторно-массово, террор был слеп — и тем эффективен. Эффективен настолько, что и поныне объекты и жертвы «стокгольмского синдрома» находят много положительного в преступниках, державших в заточении целых четыре поколения. «Спасибо ж Вам за подвиг Ваш высокий, <...> За то, что Вы — такой, какой Вы есть...«* Это, увы, относится и к авторам текста, на который мы отвечаем. Видимо, вдохновляет их недостаточно напугавшая бескровность (почти) падения КПСС, а отсутствие подлинной декоммунизации вселяет надежды на очередное «светлое будущее». Нацисты процарствовали неполные тринадцать лет, а последующая денацификация была радикальной и плодотворной. Гитлер мечтал о тысячелетнем Рейхе и тем довольствовался, далее не заглядывал, да и во все стороны света тоже. Не помышлял подарить счастье Кубе или Гвинее, индоевропейского пространства ему для радости хватало. Советы были движимы вселенским мессианством: рисовали земной шар на своём гербе, коммунистическое общество замышлялось глобальным, не ограничивали они себя в долгожительстве ни до завершения его строительства, ни после Приносимое ими всечеловеческое счастье означало конец истории.

* * *
Дело не в «защите» Власова, тем более Гитлера. Война началась между социализмом расистским и социализмом универсальным («пролетарии всех стран...»). Отечественной она стала, когда народы России на себе почувствовали, что вермахт — вовсе не армия-освободительница от большевиков, а те же колхозы, Бабий Яр, казни заложников и насильственные вывозы в Германию. Когда т. Сталин из инстинкта самосохранения стал во время войны открывать церкви, распустил Коминтерн и решился воззвать к Дмитрию Донскому и к «братьям и сёстрам», плюс погоны, новый гимн — всё это внушило и русской интеллигенции (Пастернак, Твардовский...), и многим простым людям надежду на декоммунизацию СССР после победы. А Власов, его генералитет и офицерство, что ж, действительно персонажи трагические. Если вспомнить Софокла с Еврипидом: довольно быстро они осознали, что выхода нет, выбрать наименьшее зло не получилось. Это ли не трагедия?

В местах исполнения наказания (лагерь Дубравлаг) я застал последних пребывающих там рядовых из РОА. Чаще всего это были не очень грамотные крестьянские дети, у которых на глазах красные комиссары-горожане разрушали церкви, отнимали последнее у близких, раскулачивали, насаждали колхоз с поборами и недоеданием, потом шли аресты, теплушки и лагеря. А у других мобилизация, паническое отступление, окружение. О Треблинке они не знали. Солженицынский образ власовской РОА, «коней, мечущихся в горящей степи», абсолютно точен. От соседей по бараку, рано состарившихся от сидения, я неоднократно слыхал: «Что Гитлер, что Ус — один фуй». Вот и весь спрос. У меня эти сосидельцы вызывали, не боюсь сказать, сочувствие.

Власов — совсем не главный герой книги о «запретных темах». Главное — то, что именно книга священнослужителя о. Георгия оказалась детонатором жесточайшей полемики, в которую вовлеклись самые разные круги, в том числе церковные. Решение дилеммы, кому быть верным, России или Советам, или им обоим в одном лице, частично (исчерпывающий ответ невозможен) данo в «Основах социальной доктрины Русской Православной Церкви»: не должно христианину исполнять приказов, противоречащих вере и морали (цитирую по памяти). Действительно: правильный выбор по совести между добром и злом приоритетен по отношению к чувству этнической верности — тем более, когда свой этнос начинает заниматься антропофагией!

Задача этого текста — не миссионерская агитация за православие, оно в нём не нуждается. Да, Церковь должна заниматься политикой. «Слесарю — слесарево» — так говорилось при диктатуре пролетариата. И она делала это даже в советские годы — священники, несмотря на запреты, с амвона говорили, что аборты — грех. Папа Пий XI издал энциклику Mater et magistras, в которой отлучил от Церкви коммунистов и голосующих за них. Святой Патриарх Тихон занимался политикой, отвергая большевиков. Патриарший местоблюститель Сергий, свободно, и до Сталина, призвав к защите Отечества, выступил как политик...

О полемике вокруг РОА и книге протоиерея Георгия Митрофанова сказали свое слово Синод РПЦЗ и архиепископ Марк Берлинский — это тоже церковное различение правды и неправды. Пример этих жёстких экзистенциальных диспутов и попытка найти ответы на сложнейшие вопросы — это пример того, как церковное слово способствует химчистке, психотерапии, начавшихся давно: 5 марта 1953-го. И без книги о. Георгия тема продолжала бы оставаться спящей инфекцией в коллективном сознании. В постсоветском обществе, ещё поныне не протрезвевшем от большевизма и застоя, не излечившемся от страха, лишений и спровоцированного ими цинизма, Церковь (тоже всем перечисленным, увы, поражённая) всё же приблизилась к тому, что можно недемагогически обозначить как «ум, честь и совесть нашей эпохи».

В разделе на вопрос "Ум, честь и совесть эпохи! " Чей слоган? Кому хвала и честь? заданный автором Люда Высоцкая лучший ответ это "Ум, честь и совесть нашей эпохи"- слова из статьи «Политический шантаж» (1917) В. И. Ленина, в которой он так характеризует свою партию (большевиков) . Выступая против российской прессы иной, небольшевистской ориентации, называя ее журналистов «шантажистами» и «клеветниками» , В. И. Ленин писал: «Будем стойки в клеймении шантажистов. Будем непреклонны в разборе малейших сомнений судом сознательных рабочих, судом своей партии, ей мы верим, в ней мы видим ум, честь и совесть нашей эпохи... » То есть призывал к расправе над инакомыслящими.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: "Ум, честь и совесть эпохи! " Чей слоган? Кому хвала и честь?

Ответ от Прососаться [гуру]
Партия, партия. КПСС.


Ответ от Котяра [активный]
партия


Ответ от Европейский [гуру]
ваще я от природы оч скромный... но эт про меня...


Ответ от Недоросль [гуру]
Компартии.


Ответ от Loser [гуру]
Ильич, так говорил о Коммунистической Партии...



Ответ от Антон Владимирович [гуру]
Слоган - принадлежит В. И. Ленину, который умер задолго до моего рождения, однако сказал эти слова про меня, который родился гораздо позже. В этом - заключается гениальная провидческая мудрость великого вождя, ибо он оказался прав.


Ответ от Конь педальный [гуру]

Не так давно в каком-то комментарии по поводу смерти одного околокультурного деятеля (Рязанова, кажется) написал про «Ум, честь и совесть». Думаю, что надо воспроизвести и тут в несколько расширенном виде, чтобы оно как-то не потерялось в дебрях интернета.

Итак, об уме, совести и чести.
Помните? В старые времена был такой лозунг: «Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи!»

Вполне себе очевидный и верный лозунг-то. Просто не все (далеко не все!) понимали его правильность.
Но жизнь - она течет, она развивается.

И практика показала, что… ну, не конкретно партия, а социалистическая идея действительно была умом, честью и совестью той эпохи.

А потом еще в недрах одного из американских институтов по созданию идеологических мемов родилась формулировка, которую с радостью подхватил Задорнов, кажется: «Партия минус ум, честь и совесть».

Так вот, как показала практика, так оно все и оказалось.

Как только из социалистической идеологии великими и самоотверженными трудами всякого рода «борцов за демократию» убрали ум, честь и совесть, так сразу же и качество творчества и жизни резко ухудшились.

Ну, возьмем в качестве примера тех же «творческих личностей», всякого рода артистов, писателей, режиссеров, певцов, поэтов.
Произошел контрреволюционный переворот девяностых, убрали из базовых установок «ум, честь и совесть», и - что получилось?

Творческая интеллигенция резко опустилась на четвереньки и организованно захрюкала.
Режиссеры, которые «под гнетом тоталитарной цензуры» создавали, не побоюсь этого слова, талантливые фильмы, резко как-то переключились на создание «истинных свободных шедевров». Например - воровских детективов, восхвалений проституток всех мастей, восторгов богатыми ворами, захлебывание голодной слюной при изображении «шикарной жизни» бандитов и грабителей, животного смеха от шуток «ниже пояса»…
Что талантливого создал Рязанов после окончания «эпохи тоталитаризма»? Именно то, о чем я сказал. Таланта - как не было. Убогость творческих потуг достойна исключительно туповатых гопников и определенных категорий депутатов.

Что талантливого создал за это время «бесогон» МихАлков? Примерно то же самое.
Какие запоминающиеся своим глубоким смыслом песни создали современные музыканты и поэты? Ну, кроме постоянного повтора тематики «ты мой лучик, я твоя призма, ты моя попка, я твоя клизма»? Или - кроме постоянного повтора с вариациями безголосыми певцами песен советского периода?

(Тут вообще парадокс. Не умея и не желая создавать новые творения, они старательно повторяют уже созданное с тщательным искажением, перевиранием, глумлением и прочими дешевыми изысками, выдавая это детское стремление раскурочить все, до чего дотянутся кривенькие шаловливые ручонки, за реальное творчество).

Какие талантливые произведения были написаны современными писателями за последние пятнадцать-двадцать лет? Что вообще из писательского творчества современности можно назвать талантливым, оригинальным, значимым?

Не так давно я вдруг узнал, что писатель Юрий Никитин, книги которого из цикла «Трое из леса» я с удовольствием читал еще в девяностых, да и теперь иногда с удовольствием перечитываю, написал под псевдонимом цикл о «Ричарде Длинные Руки». (Ну, если окажется, что я ошибся и это не Никитин - я только рад буду!).

Так вот, сравнивая «Троих из леса» и «Ричарда», которого таки взялся читать, понял интересную вещь: все то же самое, идея величия человеческого духа, выраженная в «Троих» (пусть и в форме старых анекдотов), как-то неизящно и навязчиво выродилась в идею некой абстрактной «духовности», в идею противопоставления «сердца и ума». То есть, на лицо откровенная деградация писателя. (Если, повторюсь, это именно тот самый Никитин. Не исключаю, что автором «Ричарда» является или иной человек, или группа «негров» под руководством кого-то еще).

Тут опять произошел этот самый «минус». Минус ума, чести и совести. Зато - налицо растущая доминанта «духовных скреп», в которые так сладострастно скатывается эта самая «творческая элитка».

Взять того же Василия Головачева. В те, прошлые времена, его творчество было, опять-таки не побоюсь слова, космичным. «Полет урагана», «Возвращение блудного Конструктора» - это были действительно оригинальные, сильные, умные книги. Потом - произошел перелом. Появилась откровенная мистика (то есть, тематика алогичности, сюрреализма и примитивизма мышления). Появилась откровенная конъюнктура. Всякие там «Контркримы», «супермены» местечкового розлива, псевдославянско-языческое фентэзи не самого высокого пошиба. Вот, в самом деле, если раньше книг Головачева ждал с нетерпением (там было, что читать и о чем размышлять), то последних я не стал читать вовсе. Уже взросла полная уверенность, что там - халтура. Крепкая такая, уверенная в себе, добротная дешевая халтура.

То же можно сказать и еще о ряде бывших «именитых». Просто уже не хочется всех их перечислять. Их и так все знают.

Хотя тут возникает и еще один нюанс. Те «творческие личности», которые с головой ушли в свое «новое творчество», которое «минус ум, честь и совесть» - не просто стали такими. Они элементарно откликнулись на социальный заказ массового читателя. Вы что думаете, это только творческая интеллигенция так захрюкала, а остальные - «д"артаньяны все в белом»? Таки нет.
Захрюкали очень многие. И этим захрюкавшим стало остро необходимо получить ту интеллектуальную «жратву», которой они могли бы с удовольствием наслаждаться в своем корыте.

(На этом фоне, кстати, я уважал и продолжаю уважать некоторых писателей, которые, осознав масштабы идейной катастрофы, просто перестали писать. Не прогнулись под «массу потребителей», просто ушли в другие сферы добычи корма насущного. Но - не потеряли совести. Да, и ума, и чести.)

И кстати же, некоторое время назад на остановках городского транспорта появились вот такие вот плакаты:

Я посмотрел и рассмеялся.
О! Если бы!
Если бы Донцова действительно вернулась к работе парикмахера! Хотя, думаю, что и парикмахером она была хреновым. Судя по ее страшным книжкам. Рассчитанным как раз на «хрюкающее» восприятие.

О! Если бы!
Если бы Панов стал инженером и перестал клонировать свои первые вполне читабельные, но бессмысленные книги. Хотя, думаю, что инженер из него тоже уже не получится. Квалификация потеряна навсегда. Это примерно, как с Задорновым. Учился на инженера, но не потянул и стал скоморохом.

В общем, господа-граждане хорошие, резюмирую.
Можно повторить слова Ленина про «жить в обществе и быть от него свободным невозможно». Это - очевидно. Общество потеряло вместе с идеей социальной справедливости и те самые «ум, честь и совесть». Потеряли их и «творческие личности», не способные реально создавать произведения искусства.

Но главное - в другом.
Они, эти «творческие личности», так и не осознав глубины своего краха, но подсознательно ощущая наличие творческой катастрофы, тем не менее старательно делают вид, что катастрофы - нет. Что их подспудная зависть к тем, прежним возможностям творчества - на самом деле «святая ненависть к жуткому тоталитаризму, к отсутствию свободы и демократии».
А зависть - остается. А чувство неполноценности - продолжает довлеть.

Таким образом, надо постоянно помнить, что советизм и антисоветизм - это не просто глупые мемы, которые так старательно пережевывает современная интеллигенция.
Советизм (социализм) - есть общество имеющее и ум, и честь, и совесть. Общество, которое способно к высокому творчеству, общество, которое способно созидать титанические творения.
Антисоветизм, антисоциализм (то есть капитализм и его высшее проявление - фашизм) - способны только воровать, ломать, искажать, перевирать, превращать в отходы организма любой ценный продукт. Не более того. И уж конечно, ум, честь и совесть - не есть категории антисоветизма и антисоциализма. По определению.
И еще момент. Нет, на самом деле в этом мире есть еще много людей, у которых есть и честь, и ум, и совесть. Как же без них?
Вот только, роиглядевшись, замечаем интересное: все эти люди в той или иной степени сторонники именно социализма (коммунизма), сторонники социальной справедливости, и противники того, во что превратилась страна за последние четверть века.
А вот ярые сторонники "капиталистических ценностей", успешные и процветающие манагеры всех мастей, "звезды" нашей, с позволения сказать, эстрады - это как раз все те, которые "МИНУС ум, честь и совесть".
Странно, правда?

Вот такая вот, дорогие друзья, печальная реальность. Данная нам в ощущениях…