2 примера с разделительным ъ знаком. Разделительный мягкий знак (ь) — Гипермаркет знаний

































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

УМК В.П. Канакина «Русский язык»

Тип урока : изучение новых знаний.

Цель урока : Формирование умения правильно писать слова с разделительным твердым знаком.

Задачи урока :

1) обучающие:

  • уточнить и обобщить знания учащихся об орфограмме «разделительный твердый знак»;
  • познакомить с правилом написания разделительного твердого знака в словах;
  • обогащать речь учащихся через работу с фразеологизмами;

2) развивающие :

  • развивать умение применять изученное правило в практической деятельности;
  • формировать навык правописания слов с изученной орфограммой;
  • работать над умением осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания;

3) воспитывающие :

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • мотивировать учащихся на активное заинтересованное участие в процессе познания с использованием правил доброжелательного делового сотрудничества;
  • формировать умение объективно оценивать собственную учебную деятельность.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: формировать умение управлять собственным эмоционально- волевым состоянием; удерживать цель учебной деятельности; планировать и осуществлять решение учебной задачи; производить анализ, пошаговый и итоговый контроль собственной деятельности и деятельности партнеров.

Познавательные: учить воспринимать, анализировать, проверять, воспроизводить и применять необходимую учебную информацию; высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства.

Коммуникативные : отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение; планировать и эффективно осуществлять работу в группе; представлять результаты работы с информацией.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование умения находить в словах приставки и корни, дифференцировать согласные и гласные звуки, применять правило при написании слов с твердым разделительным знаком, вырабатывать навык грамотного письма.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся писать слова с разделительным твердым знаком, отличать слова, пишущиеся с ъ и без ъ;

метапредметные:

  • познавательные: научатся устанавливать причинно- следственные связи, высказывать и обосновывать выводы, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • коммуникативные: используют навыки делового сотрудничества, культуры речи и поведения в работе над учебной задачей;
  • регулятивные: проявят умение управлять эмоционально- волевым поведением, дадут объективную оценку собственной учебной деятельности;
  • личностные: проявят уважительное отношение к мнению товарищей, интерес к изучению русского языка.

Оборудование урока: учебник «Русский язык. 3 класс», автор В.П. Канакина: «Просвещение», 2013; электронное приложение к учебнику «Русский язык. 3 класс», автор В.П. Канакина; карточки для индивидуальной и групповой работы; «Школьные фразеологические словари» (3), автор А.В. Жуков, Астрель, 2010; конверты с заданиями для групповой работы, презентация, выполненная учителем; компьютер с необходимым программным обеспечением, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

– Ребята, сегодня на уроке вас ожидает много интересного. Нам предстоит отправиться в дальнюю дорогу. Перед тем, как отправиться в путь, предлагаю вам потереть ладошки. Потерли? Приложите их к своим щечкам. Чувствуете тепло? Возьмемся за руки и поделимся теплом друг с другом. И пусть на улице зима, но нас согреет тепло наших рук и сердец. А девиз нашего урока будет таким: «Путь нас дальний не страшит, дружба нас объединит!».

Вместе с нами в путешествие отправится Вася Непоседов. (Слайд 2 ) Не удивляйтесь, что он одет не по погоде, ведь он живет в учебнике.

В лес по заснеженной тропинке мы пойдем,
И к новым знаниям, открытиям придем.

II. Чистописание. Постановка темы урока.

зъе съю дъё бъя

– Посмотрите, на дорожке затейливые следы. (Слайд 3 ) Чем они удивительны? (Состоят из букв.)

– Что общего в этих буквосочетаниях? (Состоят из 3-х букв.)

– Какая буква встречается во всех буквосочетаниях? (Повторяется буква ъ.)

– Какое из буквосочетаний отличается от остальных? Чем? (В сочетании бъя используется нижнее соединение, а в остальных- верхнее).

– Запишите эти буквосочетания в тетрадь.

– Какая тема урока спряталась в этих следах? Верно, тема нашего урока «Слова с разделительным твердым знаком».

– Пока мы расшифровывали следы, Вася Непоседов оказался далеко впереди нас. И неудивительно. Ведь он сам о себе говорит: (Слайд 4)

«Не успею приехать, спешу отъехать.
Когда нужно выяснить, сам же не даю объяснить.
Словно юла, норовлю все куда-нибудь съюлить.
От мороза я не съёжился,
Боюсь что-то важное пропустить!»

III. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

– Ребята, какие слова в стихотворении говорят о том, что Вася действительно непоседа? Давайте выпишем из этих высказываний глаголы, помогающие передать характер Васи. (1 учащийся работает у доски, остальные в тетрадях). (Слайд 5)

  • отъехать
  • объяснить
  • съюлить
  • съёжился

– Озорной Вася забросал слова снежками. Посмотрите, в какую букву попали снежки? (В твердый знак.)

– Уберем снежки. Вы правы. А что вы знаете об этой букве, чем она особенна? (ъ не обозначает звука.)

– Ребята, а раз ъ звука не обозначает, может и необязательно его писать в слове?

– Прочтите слова без ъ. Изменилось ли произношение и смысл слов? (Слова исказились.)

– Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? (Твердый знак.)

Твердый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем.

– Легко ли допустить ошибку? (Да.)

– Значит, это орфограмма. Назовите её. (Разделительный твердый знак.) (Слайд 5).

IV. Открытие нового знания.

– Раскрыть секреты определения этой орфограммы помогут выписанные нами слова.

– Найдите и выделите в словах корень и приставку.

– Проверьте себя и выполните взаимопроверку тетрадей с товарищем. Представитель группы лучше других справившейся с заданием (правильно и быстрее других) выделяет корень и приставку в словах на доске. (Слайд 6)

– Какое место занимает в каждом из слов ъ? (Стоит между приставкой и корнем).

– После каких приставок пишется ъ? На какую букву, гласную или согласную, заканчиваются эти приставки? (Твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную.) Подчеркните согласные.

– Перед какими буквами корня стоит разделительный ъ? (Разделительный ъ стоит в словах перед гласными буквами е, ё, ю, я.) Подчеркните их.

– Давайте теперь составим правило: где же в словах пишется разделительный твердый знак?

– А теперь проверим свои предположения по учебнику.

V. Работа над теоретическим материалом (правилом в учебнике).

– Откройте учебник на с. 134. Прочтите правило.

– Верно ли мы сформулировали правило о написании ъ? (Верно.)

– Прочитайте правило еще раз и повторите про себя, воспользовавшись данной схемой. (Слайд 7)

– Расскажите правило соседу по парте.

VI. Целеполагание.

– Ребята, сформулируйте, какова же будет главная цель нашего урока. (Научиться писать слова с разделительным твердым знаком.)

Физкультминутка (Слайд 8)

Мы пришли зимою в лес.
Полный сказок и чудес,
Тихо берёзы ветвями шумят.
Мирно пушистые ёлочки спят.

По тропинке зайка проскакал,
От лисы трусишка убежал.
Снежинки в небе кружатся
И тихо на землю ложатся.

Ой! Слышите страшное рычание?
Это не серый ли волк здесь рыщет?
Какую добычу он ищет?
Садимся за парты все в раз,
Не найдет теперь он нас.

VII. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

– Ребята, узнаем, что разозлило волка из упражнения 265, стр. 135.. (Чтение про себя). -Подготовьте выразительное чтение стихотворения. (Читает учащийся.)

– Почему волк страшно разъярен? (Он не может съесть ежа).

– Прочь, злодей, ежа не трогай!
Мы ежонку – на подмогу!

– Ребята, прочитайте 2-ую часть задания к упражнению. (Учащиеся читают хором.) Выполните, соблюдая инструкцию. (Учащиеся самостоятельно списывают упражнение, находят слова с разделительным твердым знаком, выделяют в них приставки, подчеркивают твердый знак и букву после него.)

Волк ужасно разъярён –
Съесть ежа не может он.
Ёж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съёжась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.

– Назовите однокоренные слова.. (Съесть, съедобен, съеденья.)

– Проверьте свою работу по эталону. (Слайд 9)

VIII. Работа над развитием речи. Самостоятельная работа в группах.

– Какой частью речи является выделенное слово? (Это глагол.) В какой речи он чаще употребляется: разговорной или литературной? (Чаще в разговорной речи.)

– Поясните смысл этого слова, заменив его другими глаголами.

– Верно. Объегорить - означает кого-то обмануть, обхитрить. Присмотритесь к слову и скажите, как же звали самого хитрого человека? (Егор.)

– Действительно, когда-то Егор был самым хитрым, и люди стали говорить про человека, поступающего так же, как Егор - «объегорил».

– А вот и наш Вася, да прямо к волку: (Слайд 10)

«Ты что, волк, белены объелся ? Ну, ладно, я на улаживании конфликтов собаку съел . Проси, серый, у ежа прощения! Подружитесь так, что вас и водой не разольешь !

– Как называются выделенные выражения? (Это фразеологизмы).

– Хотите попробовать себя в роли языковедов? Тогда вооружитесь фразеологическими словарями. 1-ая группа выяснит и представит значение фразеологизма белены объелся, 2-ая группа пояснит фразеологизм собаку съел, а3-ая группарасскажет о фразеологизме водой не разольешь. Работайте в группах, согласно алгоритму на листочках:

  1. Выберите консультанта.
  2. Познакомьтесь со статьей в словаре.
  3. Обсудите в группе, что означает данное устойчивое выражение.
  4. Выберите спикера представить рассказ о фразеологизме.

Работая в группе, помните главное: (Слайд 11). (Учащиеся читают правило.)

(Выступление спикеров групп. Запись фразеологизмов в тетради.)

– В каком из выражений глагол отличается от других? Чем? (В фразеологизме водой не разольешь глагол пишется не с твердым, а с мягким разделительным знаком.)

– Почему в нем нужно писать не твердый разделительный знак, а мягкий? (Так как разделение звуков происходит не между приставкой и корнем.)

IX. Включение новых знаний в систему знаний и повторение..

– Ребята, давайте выясним, насколько хорошо мы уяснили, когда в словах пишется ъ. в каких словах на месте вопросительного знака следует писать ъ. Кто возьмет на себя роль эксперта? (Учащиеся по очереди выходят к доске и записывают только слова с ъ, эксперт каждый раз проверяет работу, параллельно слова записываются в тетради.)

(Учащиеся достают карточку со словами: об?ём, стул?я, про?езд, крыль?я, с?ел, об?едки, со?бирают, мурав?и, под?ёмный, с? ехал, сем?я, об?явил., с?езд, ноч?ю, из?явил.

– Хорошо в зимнем лесу. Сорока, лесная вещунья, принесла нам какую-то новость. Откройте конверты, «соберите» и прочтите послание. (Учащиеся в группах собирают «деформированное» предложение. Группа, выполнившая задание первой, зачитывает предложение: «Лоси у подъема на гору ждут вашей помощи».

– Ребята, я, кажется, знаю, где находятся лоси. Откройте электронное приложение к учебнику. Оказывается, лоси тоже путешествуют. Прочтите, какое задание нужно выполнить, чтобы их воздушные шары поднялись в воздух? (Выполняют задание на нетбуках)

– Давайте же расположим мешочки со словами так, чтобы слева находились только слова с твердым разделительным знаком, а справа без ъ.

X. Проверочная тестовая работа с самопроверкой по эталону.

– Подъем в гору – дело непростое. Но знания и упорство помогут нам..

Возьмите карточку-тест, выберите правильный ответ на каждый из вопросов.

После какой части слова пишется «ъ»?

а) после приставки
б) после корня
в) после суффикса

После каких приставок пишется «ъ»?

а) после всех приставок
б) после приставок, оканчивающихся гласной буквой
в) после приставок, оканчивающихся на согласную букву

Перед какими буквами пишется Ъ?

а) а, у, ы, э
б) е, ё, ю, я
в) о, е, у, ю

Проверьте себя по эталону на слайде. Снежинки покажут верные ответы. (Слайд 12)

– Молодцы! Уверена, теперь вы справитесь с написанием слов с разделительным твердым знаком.

XI. Рефлексия.

– Вот мы и на вершине. Сказочно красив зимний лес, но нам пора возвращаться.

– Даже Вася Непоседов, тоже немало с нами потрудившись, понял очень важную истину. Дорисовав недостающие элементы в записи, вы сможете её прочесть. (Слайд 13)

(Учащиеся добавляя цветным карандашом недостающие в каждом элементе линии, получают буквы и читают русскую пословицу: «Всего света не изъездить»).

– Скажите, а что помогло нам успешно совершить наше путешествие? (Наша дружная работа, знания, упорство, старательность…)

– Давайте вспомним, с каким девизом мы отправились в путешествие. («Путь нас дальний не страшит, дружба нас объединит!») (Слайд14)

– Какое отношение имеет девиз к теме урока? (Содержит слово с разделительным твердым знаком.)

– Какую учебную цель вы ставили в начале урока? (Научиться писать слова с разделительным твердым знаком.)

– Как вы считаете, достигнута ли поставленная цель?

– Кто доволен своей работой на уроке, прикрепите на горку улыбающийся смайлик, кто не совсем доволен собой, серьезный смайлик, а грустный смайлик выберет тот, кто не удовлетворен собой. (Прикрепляют к горе на доске выбранные смайлики, при этом высота прикрепления на горке смайлика, дополнительно информирует учителя о самооценке учащегося).

XII. Домашнее задание.

(Слайд 15)

– Давайте же определим маршрут спуска с горы. Два друга-, опытные лыжники, советуют ответственно подойти к выбору спуска. Каждому из вас предоставляется выбрать домашнее задание в соответствии со своими возможностями.

  1. Те, ребята, кому по плечу скатиться с самой высокой горы, сочинит сказку о разделительном твердом знаке. Не забудьте «сдобрить» сказку словами с твердым знаком!
  2. Горка пониже покорится тем ребятам, кто выполнит в тетради с печатной основой упражнение 189, вставив пропущенные буквы и слова.
  3. А тем, кто пока не готов штурмовать крутые спуски, предстоит вставить, где нужно, ъ в словах на месте вопросительных знаков в рассказе лыжников.

Мы с товарищем вдвоём
Шли на лыжах на под?ём,
А потом с горы с?пускались,
Раз?езжались и с?езжались,
Об?езжали все пеньки,
До?езжали до реки.
А от речки от?езжали,
Снова к горке под?езжали,
Снова лезли на под?ём,
Чтобы с?ехать вниз потом.

– Всем желаю олимпийского упорства и выдержки.

– Ну вот, мы снова в своем классе. Благодарю всех за урок и желаю вам новых интересных путешествий и открытий в изучении русского языка! (Слайд 16)

3. ЗВУКИ И БУКВЫ

Как называются знаки ь и ъ? Что общего в их названиях и чем они отличаются? Для чего служит ь?

Разделительный твердый знак (ъ) пишется после согласных, обозначающих твердые звуки, перед гласными е, е, ю, я. Например: отъезд, подъем.

1. Прочитай слова соединяя их части.

2. Спиши получившиеся слова. Обозначь орфограммы.

3. Придумай с одним из слов вопросительное предложение. Запиши его.

Кто быстрее и правильнее развесит игрушки: с ъ – на маленькую елку, с ь – на большую. Какие игрушки попали на большую елку, а какие – на маленькую?


В..юнок обез..яна вороб..и лист..я друз..я

1. Прослушай отрывок из рассказа “Пичугин мост”, который прочитает учитель.

По пути в школу р..бята любили разговаривать о подвигах.

– Хорошо бы, – об..ясняет один, – на пожаре р..бенка спасти!

– Даже самую большую щ..ку поймать – и то х..р..шо, – мечтает второй. – Сразу про тебя узнают.

– Лучше на Луну полететь, – говорит третий мальчик. – Во всех странах будут тебя знать.

А Сема Пичугин ни о чем таком не мечтал. Он задумал перекинуть м..стом бр..вно через ш..рокую реч..ку, чтобы всем было удобно х.. дить. Помог ему де.. . С тех пор его и стали называть “Пичугин мост”.

По Е. Пермяку

2. Выпишите выделенные слова, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга.

3. Обсудите, что такое подвиг. Кто из ребят мечтал о подвиге? Кто...

его совершил? Запишите диалог, правильно его оформив.

1. Расскажи, что ты знаешь о звуке [й], разделительных мягком и твердом знаках, используя слова-помощники. В рассказе употреби как примеры слова: стой, йод, поел, якорь, воробьи, объявлю.

Слова-помощники: звук [й]; буквы e, е, ю, я, и; разделительный мягкий знак; разделительный твердый знак.

2. Придумай с двумя-тремя словами связанные между собой предложения.

1. Восстанови схему. Что в ней пропущено?


2. Подбери пару.

[б] – [?], [в] – [?], [г] – [?], [д] – [?], [ж] – [?], [з] – [?]

1. Найди правило “Разделительный твердый знак” в конце учебника. Сравни его с правилом “Разделительный мягкий знак”. Чем они отличаются?

2. Спиши примеры с орфограммой “Разделительный твердый знак”, обозначь ее. Выучи правило наизусть.

3. Придумай и запиши предложения с этими словами.

Запиши ответы к игре “Да – нет” и проверь их при помощи учителя.

1. Гласные буквы е, е, ю, я могут обозначать один или два звука?

2. Мягкий и твердый знаки могут обозначать какой – либо звук?

3. Мягкость согласных звуков на письме можно обозначить буквой ь?

4. Разделительный твердый знак пишется после согласных, обозначающих твердые звуки, перед гласными е, е, ю, я?

1. Прочитай стихотворение В. Лунина. Найди в толковом словаре значение слова объегорить.

Волк ужасно раз..ярен –

С..есть ежа не может он.

Eж, хотя он и с..едобен,

Для с..еден..я неудобен:

С..ежась, выставил иголки –

Объегорил злого волка.

2. Придумай заглавие. Спиши стихотворение, вставляя пропущенный твердый или мягкий знак.

3. Сделай звуко-буквенный анализ выделенных слов.


(No Ratings Yet)

Related posts:

  1. Урок 23 Звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные Учимся различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные 163. Прочитай, правильно выговаривая слова. Каким звуком различаются последние слова каждой строки? Солнце греет целый день. От жары я прячусь в тень. А. Барто Есть ли разница в произношении звуков [д’] [т’]? Правильно ли ты произнес первое […]...
  2. ЗВУКИ И БУКВЫ. СЛОГ. УДАРЕНИЕ УРОК 27 ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ИХ НА ПИСЬМЕ 144 Произнеси звуки. Какой звук “лишний”? [а] [у] [б] [и] [ы] [э] [о] – Как называются остальные звуки? Что ты уже знаешь о гласных звуках? Сколько их в русском языке? Запомни! В русском языке шесть гласных звуков. Для обозначения их на письме […]...
  3. Урок 25 Звуки [г], [г’] Учимся правильно произносить слова с согласными звуками [г], [г’] 178. Прислушайся, как произносит учитель звук [г] в скороговорке. Произнеси скороговорку. Гремит гроза пока грозна. Какой звук нужно произносить на месте буквы г? 179. Прочитай. Переведи слова на украинский язык и произнеси. Отличается ли произношение звука, который обозначен буквой г, в […]...
  4. 6. СЛОВО ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ 20 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Здесь живут все, кто выступает в цирке. Это ученый гусь. А это дрессированный козел Бодай. А это – медведь Косолапыч. Это наш директор Кузьма Иванович. А рядом укротительница львов и тигров тетушка Кнутикова. По Е. Чеповецкому – Какие слова в тексте написаны с большой […]...
  5. СЛОВО УРОК 82 СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ СВЯЗАТЬ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ 420 Прочитай и отгадай загадки. 1. Через речку лег, Пробежать помог. 2. Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка. – Проверь по схемам звуковой состав слов-отгадок. Прочитай еще раз загадки без выделенных слов. Понятны ли без них предложения? Для чего служат выделенные слова в этих предложениях? […]...
  6. 5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЕМ 17 1. Прочитай текст. Назови тех, к кому обращаются в тексте. – Митя, ты сядешь за вторую парту… С последней парты тебе плохо видно, да и я тебя тоже не совсем хорошо вижу… Катя, пересядь на Митино место. Ты же у нас самая высокая в классе! Света, ты сегодня дежурная. […]...
  7. СЛОВО §32 Вимова і правопис слів із ненаголошеними звуками [е], [и] в корені слова 400. Прочитай слова. Запиши, вставляючи пропущені букви за зразком. Стебла – ст..бло, пера – п..ро, ребра – р..бро, сич – с..чі, лист – л..сти, стриж – стр..жі. 401. Попрацюйте разом! 1. Прочитайте вголос кожну групу слів, чітко вимовляючи наголошені звуки. 1. […]...
  8. СЛОВО §31 Корінь слова. Спільнокореневі слова 376. 1. Прочитай і відгадай загадку. Із одним вікном хатина. Роботяща в ній родина. По квітках усі літають, Мед пахучий добувають. Грицько Бойко 2. Розкажи, що тобі допомогло відгадати загадку. 3. Усно добери споріднені слова до виділених слів. 377. Попрацюйте разом! 1. Розгляньте малюнки і доберіть з довідки підписи […]...
  9. Русский язык – Російська мова Фонетика. Графика. Орфоэпия Звуки языка Звуки языка делят на гласные (,) и согласные звуки. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Твердые и мягкие согласные образуют пары. Не имеют пары мягкие звуки, и твердые звуки, . Звонкие согласные: Глухие согласные: […]...
  10. Урок 37. СЛОВА С ПРЯМЫМ И ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ Узнаем и словах с прямым и переносным значением 220. Прочитай стихотворение. О чем оно? Я проснулся утром рано, Застелил свою кровать, Сполоснул лицо под Краном. Буду маме помогать. Разогрею я котлеты, Кашу, воду вскипячу. И не стану есть конфеты, Сердить маму не хочу. А когда она проснется […]...
  11. СЛОВО УРОКИ 64 – 66 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ 327 Прочитай. Как ты думаешь, слово и предмет – это одно и то же или нет? Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных – нету! Александр Шибаев – Какой вывод о словах и предметах помогло тебе сделать стихотворение? 328 Рассмотри рисунки, […]...
  12. II СЕМЕСТ Р УРОК 35 Тема. Согласные звуки. Обозначение их на письме буквами. Совершенствование графических навыков письма Цель: обобщать знания учащихся о согласных звуках, обозначении их на письме; совершенствовать графические навыки письма; развивать связную речь учащихся; обогащать словарный запас; воспитывать культуру оформления письменных работ. Тип урока: комбинированный урок. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Сообщение […]...
  13. УКРАЇНСЬКА МОВА. ПІДГОТОВКА ДО ЗНО БУДОВА СЛОВА. СЛОВОТВІР Будова слова Форми слова і споріднені слова У мові є слова змінювані (іменники, прикметники, числівники, займенники, дієслова) та незмінювані (прислівники, прийменники, частки, сполучники, вигуки). Кожне змінюване слово має систему форм (відмінкових, особових та ін.), але в усіх формах лексичне значення слова залишається тим самим. У реченнях: Слово […]...
  14. ЗВУКИ И БУКВЫ. СЛОГ. УДАРЕНИЕ УРОКИ 14 – 15 ЗВУКИ И ИХ РОЛЬ В РЕЧИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ 73 Прочитай стихотворение. Жизнь была бы страшно скучной, Если б жизнь была беззвучной. Как прекрасно слышать звук: Шум дождя и сердца стук!.. Рев слонов и мух жужжанье, Топот, свист, мычанье, ржанье – Звуки эти на заре […]...
  15. Урок 42 Тема. Аналіз контрольної роботи. Слова, що означають назви предметів. Складання речень. Вимова й написання слова портфель Мета: проаналізувати результати контрольної роботи; ознайомити дітей зі словами, які означають назви предметів, їх характерними ознаками; розвивати вміння класифікувати предмети; розширити уявлення учнів про різноманітність професій. ХІД УРОКУ I. Організаційний момент II. Аналіз контрольної роботи III. Актуалізація […]...
  16. 6. СЛОВО РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ОБСУЖДЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ 40 1. Прочитай рассказ. О чем он? Что понравилось тебе в рассказе, а что – нет? Весной я посадил желудь во влажный мох. Через неделю он дал побег. Мы пересадили дуб в землю и оставили дома. Весь год дуб Стоял на окне. Мы ухаживали за ним, поливали. […]...
  17. УРОК № 18 Тема. Согласные звонкие и глухие (парные и непарные). Звонкие и глухие согласные в сильных и слабых позициях Цель: углубить знания учащихся о звонких и глухих согласных; познакомить с классификацией звуков (сонорные, звонкие и глухие); формировать умение находить сильную и слабую позицию звонких и глухих согласных; воспитывать у учащихся познавательный интерес. Ожидаемые результаты: […]...
  18. Тема: Корінь слова. Спільнокореневі слова Мета: сприяти усвідомленню учнями поняття про спільнокореневі слова на основі дослідження спорідненості слів; вчити визначати корінь у ряді спільнокореневих слів; розвивати мовне чуття; виховувати повагу до старших людей. Тип уроку: урок засвоєння нових знань (формування мовної компетенції). Обладнання: підручник, зошит. Перебіг уроку І. Організаційний момент Ось дзвінок сигнал подав – […]...
  19. 7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BO ВТОРОМ КЛАССЕ СЛОВО Расскажи по схеме о разных группах слов. Приведи примеры. 10 Прочитай и отгадай стихотворение-загадку. Назови обращение в первом предложении. Ты его, дружок, не видишь, Но зато отлично слышишь. В коридоре топот ног, Значит, в класс зовет…. 2. Какая орфограмма подчеркнута? Расскажи правило. 3. Скоро прозвенит последний в этом […]...
  20. 2 класс Звуки и буквы Алфавит ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать выделенные буквы в алфавитном порядке. АЗБУКА Что случилось? Что случилось? С полки азбука свалилась! Больно вывихнула ножку Прописная буква М, Г ударилось немножко, Ж рассыпалось совсем! Потеряла буква Ю Перекладинку свою! Очутившись на полу, Поломало хвостик У! Ф, бедняжку, так раздуло – Не […]...
Ви зараз читаєте:

>>Русский язык 2 класс >>Русский язык: Разделительный мягкий знак (ь)

Разделительный мягкий знак (ь)

Роль и значение мягкого знака в русском языке

Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем изучать особую букву, которую называют мягким знаком. Такая буква, как мягкий знак, не имеет и не обозначает никакого звука, но ее роль заключается в том, чтобы обозначить мягкость согласных звуков на письме.

Например: банька, мель, уголь, тюлень, лень, жаль, конь.

Но, кроме того, что мягкий знак является показателем мягкости согласных звуков, он еще и бывает разделительным.

И так, теперь мы с вами можем подвести итоги и сделать вывод, что такая буква, как мягкий знак, в русском языке употребляется:

Для того, чтобы смягчить предшествующий согласный звук;
В качестве разделительного знака;
Для того, чтобы обозначить определенные грамматические формы.

Мы с вами уже определили, когда необходимо писать в словах мягкий знак для смягчения согласных. А теперь давайте попробуем разобраться с разделительным мягким знаком и узнаем, почему мягкий знак еще называют разделительным, в каких случаях мягкий знак, является разделительным, и как пишутся слова с разделительным мягким знаком.

Чтобы лучше усвоить эту тему и понять отличие мягкого знака, который служить для смягчения согласных звуков и разделительным мягким знаком, попробуем этот вопрос рассмотреть на примере.

Например: Семя и семья

Прочитайте внимательно данные слова. Теперь обратите внимание на то, как звучит последний слог в первом слове – семя. В этом слове «семя» звук [м"] имеет мягкое звучание, так как его мягкости придает буква Я, да и произносится в этом слоге гласный и согласный слитно.

А теперь давайте рассмотрим следующее слово. Слово «семья» - [сем"йа]. В этом случае мы видим, что согласный и следующий за ним гласный произносятся раздельно. Вот такое раздельное произношение между гласным и согласным на письме обозначается при помощи мягкого знака, который называют разделительным мягким знаком.

Например: Коля – колья, солю – солью, полёт – польёт.

Поэтому мы уже с вами можем сделать вывод, что разделительный мягкий знак, указывает на то, что согласный и гласный звук произносится раздельно.

Правила написания разделительного мягкого знака

Разделительный ь (мягкий знак) пишется:

Во-первых, в середине слова перед гласными: е, ё, ю, я. Например: вьюга, терьер, обезьяна, здоровье, бельё, листья.

Во-вторых, в словах иностранного происхождения перед буквой О. Например: шампиньоны, почтальон, бульон.

В-третьих, разделительный мягкий знак пишется в корнях слов, после согласных. Например: декабрь, ячмень, воробьи, степь, ночь.

Также, необходимо запомнить, что разделительный мягкий знак никогда не пишется:

Во-первых, вначале слова;
Во-вторых, после приставок.




А теперь давайте внимательно рассмотрим картинку и попробуем сопоставить разницу мягкого знака, который служит для смягчения согласного и разделительного мягкого знака:




Домашнее задание

1. Прочитайте внимательно слова с мягким знаком и запишите сначала только те, у которых мягкий знак выступает показателем мягкости, а потом – слова с разделительным мягким знаком.

Моль, платье, семья, коньки, день, стулья, шерсть, ручьи, колья, прорубь, лень, унынье, жилье, друзья, банька, здоровье, кисель, пальто, осень, письмо, ливень, компьютер, вельвет, Дарья, счастье, веселье, грусть.

2. Подберите к данным словам антонимы и скажите, в какой роли в них выступает мягкий знак?

Чистота, скука, работа, вред, свет, враги, сахар.

3. Запиши слова во множественном числе:

Друг, лист, крыло, сук, полено, дерево.

4. При написании разделительного знака, какой звук в словах вам слышится?
5. Разгадайте кроссворд.


Вопросы к кроссворду:

1. Как еще можно назвать снежную бурю?
2. Где живут пчелы?
3. Папа, мама, я – дружная ….
4. Животное, которое любит лазать по деревьям.
5. Любимое лакомство Карлсона.