Что такое ельцин центр. Ельцин-центр в Екатеринбурге: как устроен первый музей первого президента России

События такого масштаба, как открытие Ельцин-центра, в Екатеринбурге случаются нечасто. К приезду Владимира Путина в городе лихорадочно очистили центральные улицы от внезапного снега, а Центр заранее взяли в кольцо охраны - в 2012 году скульптуру каменного Ельцина, стоящую перед зданием, облили краской. Впрочем, визит президента стал лишь вишенкой на торте - завершение реконструкции БЦ «Демидов-плаза», где разместился Ельцин-центр, само по себе оказалось знаковым для миллионника явлением; как и появление на Урале музея невиданного до этого дня уровня.

История строительства

Фотография: Ельцин-центр

Бизнес-центр «Демидов» заложили на берегу главной екатеринбургской реки Исети еще в девяностые, но вскоре объект оказался заброшен. Годы шли, у стройплощадки менялись хозяева, а дело существенно вперед так и не двигалось - пока долгострой не перешел к Уральской горно-металлургической компании, вернее, ее строительной «дочке». Гиганты свердловской промышленности довели объект до сдачи в 2010 году. И все же двери бизнес-центра так и не открылись для арендаторов.

Дело в том, что в 2008 году правительство Медведева приняло закон, согласно которому в специальных президентских центрах России должно сохраняться наследие каждого главы государства, покинувшего пост. Уже через год в Москве приняли решение разместить Центр Ельцина в Екатеринбурге. Тогда же Фонд Ельцина обратил внимание на БЦ - его планировали сдать в эксплуатацию к саммиту ШОС летом 2009 года, но так и не успели. Решение сделать Центр в нем было очевидным: годом ранее улицу, на которой стоит здание, переименовали с 9 Января в Бориса Ельцина, ближайшими к «Демидову» объектами являются здания правительства Свердловской области и один из крупнейших в городе театров.

Реконструкция и финансирование Ельцин-центра


Фотография: Ельцин-центр

Всего на преобразование здания и оснащение Ельцин-центра потратили порядка 9,5 млрд рублей. Первый транш из федерального бюджета ельцинский фонд получил в 2011 году, на эти деньги выкупили часть площадей БЦ. Тогда же для работы над проектом пригласили Бориса Бернаскони, известного в первую очередь проектом в Сколково , до этого его бюро занималось проектированием Дома народной культуры, здания необычной формы в Первоуральске.

Реконструкция БЦ началась в 2013 году. Одновременно УГМК вела застройку прилегающей территории, где реализуется концепция екатеринбургского Сити: сейчас здесь возвышается недостроенная «Башня Исеть», которая станет самым высоким зданием в городе, рядом появятся еще три небоскреба. Фонд Ельцина вложил в реконструкцию здания 4 млрд 980 млн федеральных рублей, еще 2 млрд взяли в кредит из бюджета Свердловской области. Порядка 66 тысяч квадратных метров здания, которые не заняты Ельцин-центром (ему хватило 22,5 тыс.) выкупили на 2 млрд рублей, пожертвованных благотворителями. Имена каждого из них увековечены на стене перед входом в музей: пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова здесь соседствует со Сбербанком, и хотя очевидно, что их вклад был неодинаков, на размерах табличек это не отразилось.

Структура Ельцин-центра


Фотография: Антон Буценко/PhotoXPress

Ельцин-центр занимает четверть площади здания: свободная от президентского наследия территория постепенно заселится офисами и магазинами. Доход от аренды пойдет на обслуживание музея, организацию мероприятий и другие статьи расходов, а также на погашение кредита. Сам Центр первого президента помещается на трех нижних этажах южного крыла здания. Здесь находятся арт-галерея, архив с электронными материалами и медиатекой, детский образовательный центр, музей и кафе «1991» (часть меню здесь готовят по рецептам Наины Ельциной). Открытое пространство первого этажа будет задействовано как зона притяжения посетителей: здесь гости смогут поиграть в настольный теннис или шахматы, вечером - послушать концерт фортепианной музыки. Изогнутая стена высотой в несколько этажей представляет собой экран, где будут транслироваться фильмы и короткие ролики.

Книжный магазин и образовательный центр


Фотография: Ельцин-центр

Ядром образовательного центра стал магазин «Пиотровский» - давно известный гуманитариям книжный из Перми. Там его открыли в 2009 году, вскоре от продажи книг независимых издательств он перешел к созданию системы открытых лекций и прочим просветительским программам. В 2013 году магазин чуть не закрылся, но в том же году его владельцы выиграли тендер на участие в президентском проекте в Екатеринбурге. Сюда создатели лавки перенесли свою идею «Литературного дома», которую не удалось реализовать в Перми. На площадке «Пиотровского» будут проходить лекции, встречи, семинары на самые разные темы - от урбанистики до философии. Исполнительный директор Ельцин-центра Александр Дроздов публично пообещал не вмешиваться в дела книжного и не влиять на его курс. Рядом с образовательным центром соседствует детский, в нем за развлечения будет отвечать , просветительскую задачу возьмет на себя «Детский университет».

Арт-галерея


Фотография: Ельцин-центр

Один из немногих уральцев, играющих ведущую роль в Ельцин-центре, - арт-директор Галереи современного искусства Екатеринбурга Борис Салахов, он заведует выставочной деятельностью в здешней арт-галерее. К открытию первым проектом сделали выставку «90-е», куратором которой выступает создатель галереи «XL» Елена Селина. Предметом исследования экспозиции стала не столько сама эпоха, сколько феномен появления арт-рынка и первых коллекционеров в ельцинской России.

На выставке представлены самые известные в стране частные коллекции - собрания Дмитрия Коваленко и Шалвы Бреуса, Владимира Овчаренко и Пьера Броше и другие частные фонды, зарождавшиеся в девяностые. Среди экспонатов - работы Сергея Браткова, Олега Кулика, Владимира Дубосарского, все, конечно, с ярким политическим окрасом. Затем арт-галерея займется проектами, не связанными с перестроечной эпохой.

Центр документального кино

В конференц-зале Ельцин-центра находится филиал московского Центра документального кино. К открытию президентского центра ЦДК подготовил работы, посвященные девяностым: первые зрители увидят фильмы «Виноградов и Дубосарский: картина на заказ» и «Якиманка. 90-е годы» о художниках постеперестроечного периода. Дальше собираются показывать трансляции спектаклей, документальное и художественное кино; 10 декабря одновременно с Москвой состоится премьера ленты «Реальная цена моды», фильма - расследования американского режиссера Эндрю Моргана о моде и на мировых подиумах, и в беднейших кварталах третьего мира. В рамках «Документальных уикендов» ЦДК расширит простые показы до тематических встреч - с лекциями, мастер-классами и обсуждениями заданной темы.

Музей Ельцина. Первый этаж


Этот музей сильно отличается от своих аналогов в Екатеринбурге, по сути, общего у них лишь наименование: это масштабный мультимедийный проект, который должен захватывать зрителя и погружать его в особую атмосферу 90-х глубже, чем это сделал бы 3D-фильм. Отчасти это достигается за счет арсенала технических средств, частично благодаря обилию подлинных документальных материалов.

В конкурсе на создание музея участвовало больше двадцати компаний, включая Студию Артемия Лебедева, но победа досталась американскому Агентству музейного дизайна Ральфа Аппельбаума (RAA), известному в России по Еврейскому музею в Москве. Иностранцы работали над российской концепцией, в подготовке которой участвовал режиссер Павел Лунгин, их задача состояла в том, чтобы лучшим образом рассказать историю первого президента с помощью современных технических средств.

Музей располагается на первом и втором этажах, экскурсия начинается снизу. Около входа установлена витрина с подарками, которые получал Борис Ельцин. Установленный в центре экран демонстрирует их историю - например, оранжевого свитера, который преподнес президенту Борис Немцов. Далее следует «Лабиринт истории» - затемненная анфилада, где гости прокладывают свой путь сквозь годы, отмеченные на линии времени на полу. Исторический контекст общественной жизни в России с 1914 года представлен в документах, артефактах и роликах на мультимедийных экранах (чтобы послушать их, нужно встать под «звуковой душ»).

По стенам расположены фотографии, причем те из них, что подсвечены сверху, - это документальные кадры того или иного периода, а те, что светятся изнутри, - примеры пропагандистских материалов разных лет. В витринах по центру коридора - экспонаты, относящиеся непосредственно к семье Бориса Ельцина. Например, здесь лежит копия гранаты, из-за которой будущий глава РФ лишился нескольких фаланг на левой руке, или оригинал письма, в котором Ельцин отвечает читателям детского журнала.

Музей Ельцина. Второй этаж


Здание «Демидова» досталось Фонду Ельцина с планировкой, рассчитанной на обычных арендаторов БЦ: офисы и магазины. Задачу превратить круглый в горизонтальном сечении второй этаж в музей решал Павел Лунгин - он придумал концепцию «ротора», который запускает круговое движение посетителей: развернутые по часовой стрелке дверные проемы залов подталкивают гостей к переходу из одного помещения в другое. В середине второго уровня расположена круглая площадь, на ней скамейки и одинокая фигура бронзового Ельцина в натуральную величину - объект для селфи. Напротив экран, где транслируются фотографии из архива президента.

Комнаты по периметру площади носят названия семи дней - «День первый», «День второй» и т.д. Это метафора недели Творения - и семи исторических событий в судьбе первого президента. Так, в первой комнате воссоздан зал заседаний бюро ЦК КПСС: гости могут присесть в бархатные кресла и послушать, как будущий глава государства критикует политику Горбачева. Вообще в музее много интерьеров, воссозданных со всей скрупулезностью. Здесь есть и типичная квартира 1991 года (с хрусталем в серванте и «Лебединым озером» по телевизору), типичный дефицитный магазин (на прилавке - банки с березовым соком и салатом «Дальневосточным»). В музей инсталлировали большую часть настоящего троллейбуса, лобовое стекло которого стало мультимедийным экраном, «чайку» Ельцина, первого секретаря Свердловского обкома, и лимузин президента из кремлевского гаража.


Вообще, разнообразие форм, с помощью которых музей рассказывает посетителям историю времени, поражает. Количество мультимедийных экранов сложно подсчитать, телефоны звонят, и в трубке дискового аппарата звучит радио «Свобода», фотографии оживают и говорят с гостями. Зеркальные полотна стендов, посвященных свободам человека, отражают тех, кто этими свободами пользуется, - нас самих. В одном из залов перед экраном во всю стену соорудили настоящую баррикаду 1991 года: только бочки и бетонные блоки для нее изготовили специально, чтобы вмонтировать в них колонки. Из Кремля перенесли настоящий кабинет первого президентского срока Ельцина - вместе с мебелью, предметами интерьера и даже потолком, только ковер заменили копией. Вид из «окон» кабинета - реальная фотография, сделанная с того же ракурса, но обработанная с учетом времени года, погоды и времени, когда президент зачитывал свое последнее новогоднее обращение.

Есть немало и оригинальных экспонатов. За годы подготовки Фонд Ельцина с помощью историков, краеведов, журналистов собрал более 130 тысяч подлинных фотографий, порядка 3,6 тысяч уникальных предметов. Например, триколор, который подняли над Кремлем 25 декабря 1991 года (обычно флаги уничтожают после трех месяцев службы, но это полотнище сохранили).

Для экспозиции записали больше 130 интервью. В одном павильоне известные россияне - актеры, политики, писатели - по кругу, не останавливаясь, зачитывают Конституцию, а в зале Свободы, который служит шлюзом для выхода из музейного пространства обратно в Центр, экраны-колонны транслируют высказывания о Ельцине - мэра Екатеринбурга Ройзмана, президента Казахстана Назарбаева, режиссера Бондарчука. Стену этого зала украшает полотно «Свобода», которое написал концептуальный художник Эрик Булатов , родившийся в Свердловске.

Ельцин Центр, созданный в 2015 году, — это культурно-просветительский и образовательный комплекс, посвященный истории России, где посетители погружаются в атмосферу 1990-х, переломных для страны и мирового геополитического пространства. Крах коммунистической партии, формирование нового уклада жизни, реформы и кризисы отражены в архивных и мультимедийных материалах. Высокотехнологичное информационное оборудование соседствует с коллекциями подлинных предметов ушедшей эпохи.

Музей Бориса Ельцина

Перед осмотром экспозиции нужно пройти сквозь рамки металлодетекторов, а сумки проверяют сканером, как в аэропорту. У входа стоит автомобиль ГАЗ-14 «Чайка», который Борис Ельцин получил в служебное пользование в 1983 году, занимая пост первого секретаря Свердловского обкома. Еще одна машина — бронированный правительственный лимузин ЗИЛ 41052 из гаража особого назначения, на котором первый российский президент передвигался вплоть до своей отставки. Салон оснащен пуленепробиваемым стеклом, системами защиты от радиации и прослушивания. Рядом находится выставка подарков президенту РФ.

Всего в помещении 9 залов. «Лабиринт российской истории» охватывает период с 1914 по 1987 год и знакомит с бытом семьи Ельциных. Прежде, чем оказаться внутри, гости смотрят 3-минутный мультфильм, в котором главные действующие персонажи — правители России, начиная с Ивана Грозного. На стендах размещены фотографии, плакаты, кадры из художественных кинолент. В конце — рукописное послание Михаилу Горбачеву, в котором первый секретарь Московского горкома КПСС Борис Ельцин требует ускорить ход перестройки.

Семь следующих залов повествуют о самых значительных вехах времен распада Советского Союза. Они тематически объединены под названием «Семь дней, которые изменили Россию». Автор концепции — кинорежиссер Павел Лунгин.

День первый. «Мы ждем перемен!»

Декорации имитируют обстановку зала Кремля с гербом СССР, трибуной и ковровыми дорожками, где 22 октября 1987 года Борис Ельцин произнес свою знаменитую речь на пленуме ЦК. Желающие могут прослушать всю аудиозапись выступления. Тут же висят портреты членов политбюро, на обороте напечатаны их критические высказывания в адрес Ельцина. Следующий экспонат — настоящий троллейбус с видами Москвы из окон. Разрешается занять и пассажирские сиденья, и место водителя. Партийный лидер периодически пользовался общественным транспортом, как обычный житель столицы. Представлена информация о литературе, фильмах, рок-музыке, театрах, фестивалях конца 1980-х — начала 1990-х годов. Надев наушники, можно послушать и посмотреть на экране фрагменты концерта группы «Кино» и культовую песню Виктора Цоя, ставшую девизом поколения.

День второй. «Августовский путч»

Интерьер копирует типичную обстановку советской квартиры: гарнитур-«стенка», персидский ковер на полу, диван. Дата на календаре — 19 августа 1991 года. По телевизору показывают балет «Лебединое озеро» и дикторов Центрального телевидения. Звонит дисковый телефон. Трубку нужно снять, чтобы услышать тревожные новости. Открыв дверь, посетители оказываются на баррикадах. На экране демонстрируются видеокадры о событиях в центре Москвы. А на стендах — обращения организаторов ГКЧП. В музее выставлен флаг-триколор, поднятый над Кремлем, гитара Дмитрия Комаря, погибшего под гусеницами танка, милицейский щит «Витраж-АТ», диктофон защитника Белого дома. Далее подробно описывается процесс отделения бывших союзных республик.

День третий. «Непопулярные меры»

СССР прекратил существование. Грянул продовольственный кризис. Длинные очереди за продуктами, талоны. Сохранилась «карточка покупателя» Наины Ельциной. Зал устроен как магазин с пустыми полками — на витрине лишь салат из морской капусты «Дальневосточный» и березовый сок в трехлитровых стеклянных банках. Характерные приметы времени — видеотехника, кассеты, приставка «Денди», игра «Тетрис», приватизационные чеки, сериалы. Голограммы членов гайдаровского правительства говорят об экономических перспективах.

День четвертый. «Рождение Конституции»

Несмотря на итоги референдума 1993 года, страна оказывается на грани гражданской войны. Происходит попытка переворота. Воспроизведена студия телецентра Останкино, который штурмовали мятежники. Известные люди читают статьи Конституции.

Предвыборный штаб 1996 года уже был оснащен персональными компьютерами. Собраны агитационные материалы, избирательные бюллетени. Здесь же находится текст присяги и знак президента РФ. Рассказывается о кровопролитной войне в Чечне. Выставлены куклы из одноименной программы НТВ.

День шестой. «Президентский марафон»

Борис Ельцин перенес операцию на сердце, но продолжает руководить страной. Фотографии запечатлели встречи российского президента с политиками. В студии звукозаписи можно продиктовать свое радиообращение к нации продолжительностью 2 минуты. Диаграммы с экономическими показателями удручают. В 1998 году произошел дефолт. Особый интерес у посетителей вызывает «ядерный чемоданчик». Через бинокли открывается обзор на город и реку Исеть.

День седьмой. «Прощание с Кремлем»

Воссоздан антураж президентского кабинета в Кремле. Звучит последнее новогоднее обращение Бориса Ельцина к россиянам в канун 2000 года, в котором он отказался от власти и произнес знаменитое: «Я ухожу». В шкафу за стеклом: трудовая книжка, пенсионное удостоверение, наградные листы.

Зал Свободы задуман как место для дискуссий на тему прав человека в реалиях современной России. Зоны с экранами предоставляют возможность узнать о толковании слова «свобода» в понимании известных личностей и записать на видео собственные выказывания по теме: «Свобода предпринимательства», «Свобода передвижения», «Свобода собраний и объединений», «Свобода мысли и слова», «Свобода совести».

В центре холла на втором этаже музея на скамейке сидит сам Борис Николаевич в натуральную величину. Рядом с бронзовой скульптурой посетители любят делать селфи. Перед зданием установлен 10-метровый памятник Ельцину из белого мрамора. В вечернее время фасад превращается в медиагалерею.

Площадки и проекты Ельцин Центра

В комплексе Ельцин Центра работает несколько научных и выставочных площадок, оборудованы помещения под лектории, кинопоказы, концерты. Президентский центр является организатором и активным участником культурных событий городского, российского и международного уровней, в том числе ежегодных акций «Библионочь» и «Ночь музеев».

Арт-галерея

Проекты арт-площадки — выставки, мастер-классы и фотобиеннале.

Центр документального кино

Комплекс помещений киноконференц-зала — площадки для кинопоказов, проведения круглых столов, дискуссий и конференций, научных и культурных фестивалей.

Атриум

Универсальное пространство используется для реализации музейных проектов — показов видео высокого качества на большом экране, интерактивных занятий и интеллектуальных игр, творческих встреч и других мероприятий разных форматов.

Образовательный центр

В рамках Образовательного центра проводятся публичные лекции (лекторий книжного магазина «Пиотровский»), семинары, обучающие игры-квесты, мастер-классы, реализуются разнообразные просветительские программы. На третьем этаже работает музей науки Newton Park , организующий научно-развлекательные и обучающие мероприятия для детской аудитории.

Цены на билеты в Ельцин Центр в Екатеринбурге

На минувшей неделе был на Урале. В и . Встреч было много, масса впечатлений и новых знакомств.

В Екатеринбурге перед встречей с читателями я сходил в Ельцин-центр.

Каково мое отношение к Борису Николаевичу Ельцину?

Оно, мягко говоря, сложное.

С одной стороны, этот тот, кто в угоду своим амбициям, своей неприязни к Горбачеву и для своей карьеры уничтожил великую страну, что стало стартом неописуемого числа бедствий на огромном геополитическом пространстве. И эти беды далеко не закончены, и конца и края им не видно. Начало этому горю было положено в Беловежской пуще, где 8 декабря 1991 года три руководителя трех союзных республик «распустили СССР». Не имея на то НИКАКОГО законного права.

А ещё один предатель — Горбачев — с этим легко согласился.

Ельцин мог стать главой СССР, мог спасти страну, но предпочел разрушить ее, чтобы избавиться от Горбачева и стать удельным князьком в малой России. Стать им вместо того, чтобы стать «царем» в СССР-России, большой, монархической по своему духу, великой державе.

Все это с одной стороны. С другой – Ельцин нашел Путина. Нашел и назначил того, кто в невероятно сложной ситуации восстановил мощь державы. И за это назначение Ельцину можно многое простить. Многое, но не все.

Я не буду перечислять все минусы Ельцина, этот материал не об этом. Ельцин-центр – это попытка реабилитации и мифологизации не Бориса Ельцина, а того политического курса, разрушительного для России, который он проводил и олицетворял. Ельцин-центр – это скопище всех возможных либеральных мифов. Это Зазеркалье, где добро подается злом, а зло одевается в одежды добра.

И все это на потрясающем техническом уровне.

Но начнем по порядку. Как известно, театр начинается с вешалки. Современный музей начинается с парковки.

Так вот парковка у Ельцин-центра крохотная (на 25 машин). Ее практически нет.

И это очень символично, что у Ельцин-центра отсутствует парковка. Это логично, потому что в результате реформ, которые Борис Ельцин осуществлял, у россиян не должно было быть не то, что машин, а вообще ничего. Именно в ельцинский период прошла грабительская приватизация, когда «ходорковские» воровали целыми ОТРАСЛЯМИ. Так что логика есть: «благодарные» россияне обязаны приходить к Ельцину пешком. В крайнем случае – на общественном транспорте.

Отсутствие нормальной парковки говорит либо о том, что те, кто его строили, прекрасно понимали, что народной тропы туда не будет и места на 25 машин вполне хватит. Либо по старой доброй традиции, которую не могут изменить никакие перемены, быстро отрапортовали о строительстве центра, а потом будут строить парковку , что тоже, мне кажется, весьма символично. Нам говорят, что там – что-то новое, а желание отрапортовать – старое. К чему нужно было торопиться и рапортовать?

Само здание музея первого президента России огромно, сделано по последнему слову западного музейного формата, поэтому всю экспозицию вы осмотрите за один час. Все мерцает, блестит, разговаривает. Лично у меня создается впечатление, что намеренно создается формат клипового сознания. Нормально пройти, посмотреть, все прочитать в спокойной обстановке в таком музее невозможно, поскольку всего так много, что невозможно на чем-то одном сосредоточиться.

Первое, что вы видите на входе – Закон о создании Ельцин-Центра. Сейчас многие возмущаются, что в сложной экономической обстановке открыто малопонятное здание, стоимостью во многие миллиарды рублей. При этом либералы, которые все меряют «садиками» и пенсиями», отчего-то не предложили не строить Ельцин-центр и не пересчитали его стоимость в «пенсиях» и «садиках». Приехали, охали и ахали на его открытии. Это военный бюджет, с их точки зрения, России не нужен. Ельцин-центр нужен и очень.

Так вот для прояснения ситуации. Закон о создании Ельцин-центра был подписан президентом Д.А. Медведевым 13 мая 2008 года и называется он так: «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий». Как видим, законная процедура была соблюдена и этот закон сначала ПОДДЕРЖАЛИ депутаты, затем сенаторы и только потом подписал президент Медведев. Сделано это было в мае 2008 года, когда цена на нефть била рекорды и к середине июля она дойдет до цифры 147$ за баррель. А потом будет 08.08.2008 и в ответ на защиту Россией своих интересов Запад начнет экономический и политический кризис, который продолжается до сих пор.

Идея сохранения памяти О ГЛАВАХ государства — идея правильная, вопрос только в форме её реализации. И в том, что память начали СОХРАНЯТЬ с Ельцина, а не с Петра Великого или Сталина. Память нужно хранить обо всех главах страны и обо всех говорить правду.

А что говорят, что показывают в Ельцин-центре? Сказать, что «искажают» историю, это будет очень мягко сказано. Нагло врут – в самый раз.

Первое, что показывают посетителю – фильм по истории России, сделанный в «мультяшном» варианте. Я бы сказал, «уральско-мультяшном» формате: такое ощущение, что все персонажи сделаны из самоцветов и камней, словно Данила-мастер их вытачивал.

С содержанием фильма согласиться невозможно: история России показана исключительно в негативном ключе. В этом смысле авторы фильма, точнее, авторы идеи, двигались в логике большевистских историков, которые всех царей рисовали черной краской и историю России показывали исключительно, как борьбу её народа с царским режимом. Вот больше ничем народ не занимался, века эдак с – цатого занимался «борьбой за свободу» и больше ни чем.

Вот здесь – то же самое. Все подается с точки зрения современного либерала. Начинается разговор об Иване Грозном . Используются все возможные визуальные эффекты, чтобы напугать зрителя. Особенно – ребенка. Царь Иван страшный, надвигается, давит людей, огромный, разрастающийся. С историей это не имеет ничего общего. Подтасовки совершенно наглые. Говорят: Иван Грозный ввел опричнину, показывают страшных людей, которые саблями всех рубят. Потом – следующее предложение: результатом чего стала гражданская война в стране. Я на секунду задумался: что за гражданская война при Иване Грозном, из-за того, что ОН ввел опричнину? Оказывается, речь идет о Смутном времени, которое началось через много лет ПОСЛЕ смерти Грозного царя и никакого отношения к его действиям не имела. Разве Лжедмитрий I появился, потому что была опричнина? И Лжедмитрий II появился, потому что была опричнина? А вот не было бы опричнины, поляки бы в Москву никогда не пришли, не было бы Семибоярщины , не было бы Минина и Пожарского , вообще бы ничего не было, если бы Иван IV собрал бы парламент и ввел демократию, так, что ли?

Вы понимаете, это с историей не имеет ничего общего. Русская Смута и трагедия XVII века имеет внешнюю канву значительно большую, нежели внутреннюю. Поляки и шведы начали рвать страну на части из-за предательства части элиты. Как раз, наверное, из-за того, что Иван Грозный не додушил в свое время измену, то предали не его, а Бориса Годунова и Василия Шуйского. Не говоря уже о том, что сейчас точно установлено, что смерть жены Грозного произошла из-за отравления, очень подозрительна смерть его сына, да и его самого.

Но авторам вводного фильма надо за пять минут показать, что в России всегда все было плохо, но она всегда хотела «реформ». Причем ельцинских. Мы с вами понимаем, кто будет нравиться авторам этого фильма. Тот, кто будет выступать за слабую Россию, будет им нравиться. На самом деле

им не нравится никто из руководителей России. Никто, кроме Горбачева и Ельцина. Немного симпатии ещё к Николаю II. Почему? Так ведь он же «реформатор». Парламент создал, Конституцию. Вот авторы и лепят из него «реформатора».

Но все по-порядку. Следующий, кого показывают после Ивана Грозного – у них же вольная трактовка истории – это Петр I. 100 лет легко промотали. Петра I показывают злым тираном. Он хотел прорубить окно в Европу, и не считался ни с какими потерями. Показывают кадр: Петр I рубит дерево, оно распадается на осколки, они летят и убивают людей. Рубит налево упали люди, махнул топором направо – дерево упало на осколки, опять люди падают замертво. Вот она российская власть! Вся на крови и душегубстве!

Следующая, кого показывают, это Екатерина II. Начало, вроде бы, положительное: она выступала за просвещение, чтобы были подданные, а не рабы. но после этого в конце опять подают её под отрицательным соусом. Дальше – Александр I . Он, вроде бы, хороший, хотел Конституцию, но ее не сделал. Здесь появляются персонажи-реформаторы. У каждого царя есть такой реформатор типа Чубайса которого, если бы послушали, то вся бы жизнь по-другому пошла. Наполеон бы, конечно, не напал на Россию, если бы Сперанский провел какие-то реформы значительно раньше . Логика такая. Манипуляция во всем.

Дальше показывают Николая I . Это, понятно, злодей сказочный. Декабристы на площади. А он их, мятежников, расстрелял из пушек. А заканчивают про этого царя такой фразой: поражение в Крымской войне стало логическим завершением его правления. Это не цитата – это смысл. Царь был консервативный, поэтому в Крымской войне проиграл. Потом сразу переходят к Александру II. Думаю, как же покажут, что царя убили террористы? Показали. Со своей либеральной точки зрения: начал реформы, но потом отказался от реформ и поэтому его убили. То есть, получается, это нормально: отказался от реформ глава страны, так и убить его можно.

Спокойно смотреть этот «мультик» сложно. Такая концентрация вранья на квадратный сантиметр, что просто зашкаливает.

Экспонат Ельцин-центра

Царя Александра III, понятно, для них вообще не существует в истории, ничего о нем не говорится. К слову, это мой любимый царь, который, я считаю, наиболее соответствует нашему русскому мироустройству. После убитого душегубцами царя-освободителя сразу идет Николай II . Дал Конституцию в 1905 году и сразу же Россия зацвела, заколосилась, сразу все стало хорошо. Но тут, бац – и Первая мировая война, которая прервала этот «полет». То есть, когда Николай I делал определенные политические шаги и проиграл Крымскую войну, то это – позор и мракобесие, а когда Николай II дал Конституцию и проиграл Первую мировую войну – это так получилось.

В целом создается крайне негативный образ России, все – сатрапы и палачи, все великие государи только и думали, как загубить свой народ, а вот реформаторы думали, как бы спасти.

Дальше они переходят к большевистской революции. Ленин показан более-менее нейтрально. Либералы его никогда не ругают. Понятно, что Сталин – ужас, там мультяшные персонажи всех мучают и убивают. Как всегда, с либеральной легкостью говорят о потерях: погибло в результате репрессий 10-20 млн человек. Что так скромно-то ? Что такой маленький разброс в 10 млн, всего в два раза? Сказали бы, от 10 до 100 млн человек погибло. Следующая фраза: точной цифры до сих пор неизвестно. Подождите, вы только что ее назвали? Так 10-20 млн или ЦИФРА НЕИЗВЕСТНА?

Мне известна совершенно другая цифра, которая совершенно точна: 3 млн 777 тыс. 380 человек , которые были вообще осуждены к срокам заключения и , приговоренных к высшей мере наказания. Причем это с 1921 года по 1953. А в Ельцин-центре называют цифры, разнящиеся в десятки миллионов, а потом тут же, не стесняясь, говорят, что точной цифры не знают. Не знаете – молчите. Скажите: трагический период истории, точная цифра неизвестна. Все, понятна позиция: изучаем, узнаем – скажем. Нет, им надо очернить, сказать гадость, назвать ЛЮБУЮ огромную цифру и тут же сказать, что подтвердить они её не могут.

Дальше идет Великая Отечественная война. Тут тоже мимоходом все время негатив. Что они говорят? Народ-победитель уважал себя и заплатил за Победу такую цену, которую никто никогда не платил в истории. Это правда, но подается это с той точки зрения, что это плохо. Вроде, народ-то и не хотел бы платить эту цену, да заставили.

После Сталина мимоходом Хрущев – положительный персонаж. Реформатор. Далее мимолетно Брежнев с оттенком негатива (застой). Потом Горбачев-молодец. И вершина всей этой «пищевой цепочки» – Борис Николаевич Ельцин. Как самый великий политик в истории России.

А далее начинается сама экспозиция. Много предметов, плакатов, фотографий. Троллейбус, телефон, прилавок магазина. Вот это и есть тот самый калейдоскопический вариант, когда простому посетителю будет сложно на чем-то сосредоточиться.

Экспонаты Ельцин-центра

Что производит впечатление – это кабинет президента Ельцина. Я у Ельцина в кабинете не был, не знаю, как он выглядел, но ощущение, когда открываешь дверь и заходишь внутрь, сильное.

Чего не скажешь, об остальном в этом Ельцин-центре.

Сложные момент истории, которые они хотели бы обойти, они обходят. Например, мне было интересно, что они напишут про 1993 год. Про расстрел парламента и неконституционный Указ Ельцина.

И знаете, как ОНИ это назвали? Поэтически. «Рождение Конституции».

Там цитата из Бориса Ельцина висит. Смысл её примерно следующий : я, Борис Николаевич Ельцин, увидел, что неправильные решения принимает парламент, и понял, что эта группа лиц не должна управлять страной и не может. Конец цитаты. То есть пришел, увидел: плохая группа лиц, и сделал государственный переворот. Вот и все обоснование.

Про 1993 год все на коммунистов валят. То есть Ельцин-то за диалог был, но там начался военный мятеж, а то, что он до этого нарушил Конституцию своим указом, об этом ничего не сообщается. И вот такая ложь во всем.

То есть перед нами – начало мифологизации не Ельцина даже, а 90-х. Те, кто жил в девяностые годы, они же помнят, что там было, знают. А вот молодежь, которая не жила в эту эпоху?

Например, есть в Ельцин-центре некое пространство, называется площадь Свободы. И со всех экранов это слово повторяют. Или актеры читают Конституцию. Акцент на слове «человек». А о том, как человек в России жил при Ельцине, молчок.

Я жил в Советском Союзе и не помню, чтобы чувствовал отсутствие свободы. Это ведь очень сложное понятие, каждый его воспринимает по-своему. А в Ельцин-центре на таких абстрактных понятиях ведется пропаганда разрушения страны в 90-е годы. Там даже в одном месте Билл Клинтон рассказывает, как классно было в России в 90-е жить.

Зайдите, посмотрите. Наверное, Клинтону в те годы было хорошо. Даже в России.

Экспонат Ельцин-центра

Экскурсоводы – молодые люди, думаю, где-то 20-21 год. Может чуть старше. Наверное, студенты или просто молодежь. Подкованные, эрудированные, но не знаю, насколько они верят в то, что говорят, насколько они симпатизируют всему этому. Хочется верить, что не очень. Почему набрали таких молодых? Потому, что они не жили в 90-х. Взяли бы сорокалетнего мужика экскурсоводом, который работу тогда потерял, что-то ещё потерял, как бы он рассказывал, какой Ельцин замечательный? Он бы не мог этого делать! Поэтому берут молодых девушек, молодых людей, которые ничего этого не знают, не помнят.

Милая девушка-экскурсовод словно олицетворяет «реформы»: вся в пирсинге, волосы голубо-синие.

Память о президентах, безусловно, должна храниться, нравятся они нам или нет, но это – государственные деятели. Такие музеи нужны. Но они не должны быть местом пропаганды разрушительных реформ и предательских действий. Расскажите про Ельцина. Не забудьте поподробнее про войну в Чечне, про наркотики и застывшие города, про преданных им русских в бывших республиках СССР.

Это, по сути, музей не Ельцина, а разрушения России под соусом красивых слов о свободе. А Ельцин – ширмочка или повод этот музей открыть. Вы там увидите фотографии всех «демократов»: они и на фото, и на видео, и на мерцающих экранах, везде, со всех сторон улыбаются, начиная с Чубайса, заканчивая Немцовым. Тут все деятели медийного пространства либерального толка. Мне кажется, они использовали первого президента России как повод собраться вместе в каком-то пространстве и постараться оказать давление на общественное мнение.

Но не получится, не будет туда народной тропы.

В этом музее очень мало Ельцина и очень много либералов. Это музей 90-х годов. А девяностые – это не только приватизация и Чечня, не только МММ и обнищание. Это ещё и распад страны 1991 года.

А такие вещи воспевать нельзя!

Р.S. Своими впечатлениями об увиденном я поделился с екатеринбуржцами, а ресурс Накануне.ру об этом написал http://www.nakanune.ru/news/2015/12/07/22422334

На минувшей неделе был на Урале. В и . Встреч было много, масса впечатлений и новых знакомств.

В Екатеринбурге перед встречей с читателями я сходил в Ельцин-центр.

Каково мое отношение к Борису Николаевичу Ельцину?

Оно, мягко говоря, сложное.

С одной стороны, этот тот, кто в угоду своим амбициям, своей неприязни к Горбачеву и для своей карьеры уничтожил великую страну, что стало стартом неописуемого числа бедствий на огромном геополитическом пространстве. И эти беды далеко не закончены, и конца и края им не видно. Начало этому горю было положено в Беловежской пуще, где 8 декабря 1991 года три руководителя трех союзных республик «распустили СССР». Не имея на то НИКАКОГО законного права.

А еще один предатель — Горбачев — с этим легко согласился.

Ельцин мог стать главой СССР, мог спасти страну, но предпочел разрушить ее, чтобы избавиться от Горбачева и стать удельным князьком в малой России. Стать им вместо того, чтобы стать «царем» в СССР-России, большой, монархической по своему духу, великой державе.

Все это с одной стороны. С другой – Ельцин нашел Путина. Нашел и назначил того, кто в невероятно сложной ситуации восстановил мощь державы. И за это назначение Ельцину можно многое простить. Многое, но не все.

Я не буду перечислять все минусы Ельцина, этот материал не об этом. Ельцин-центр – это попытка реабилитации и мифологизации не Бориса Ельцина, а того политического курса, разрушительного для России, который он проводил и олицетворял. Ельцин-центр – это скопище всех возможных либеральных мифов. Это Зазеркалье, где добро подается злом, а зло одевается в одежды добра.

И все это на потрясающем техническом уровне.

Но начнем по порядку. Как известно, театр начинается с вешалки. Современный музей начинается с парковки.

Так вот парковка у Ельцин-центра крохотная (на 25 машин). Ее практически нет.

И это очень символично, что у Ельцин-центра отсутствует парковка. Это логично, потому что в результате реформ, которые Борис Ельцин осуществлял, у россиян не должно было быть не то, что машин, а вообще ничего. Именно в ельцинский период прошла грабительская приватизация, когда “ходорковские” воровали целыми ОТРАСЛЯМИ. Так что логика есть: “благодарные” россияне обязаны приходить к Ельцину пешком. В крайнем случае – на общественном транспорте.

Отсутствие нормальной парковки говорит либо о том, что те, кто его строили, прекрасно понимали, что народной тропы туда не будет и места на 25 машин вполне хватит. Либо по старой доброй традиции, которую не могут изменить никакие перемены, быстро отрапортовали о строительстве центра, а потом будут строить парковку , что тоже, мне кажется, весьма символично. Нам говорят, что там – что-то новое, а желание отрапортовать – старое. К чему нужно было торопиться и рапортовать?

Само здание музея первого президента России огромно, сделано по последнему слову западного музейного формата, поэтому всю экспозицию вы осмотрите за один час. Все мерцает, блестит, разговаривает. Лично у меня создается впечатление, что намеренно создается формат клипового сознания. Нормально пройти, посмотреть, все прочитать в спокойной обстановке в таком музее невозможно, поскольку всего так много, что невозможно на чем-то одном сосредоточиться.

Первое, что вы видите на входе – Закон о создании Ельцин-Центра. Сейчас многие возмущаются, что в сложной экономической обстановке открыто малопонятное здание, стоимостью во многие миллиарды рублей. При этом либералы, которые все меряют “садиками” и пенсиями”, отчего-то не предложили не строить Ельцин-центр и не пересчитали его стоимость в “пенсиях” и “садиках”. Приехали, охали и ахали на его открытии. Это военный бюджет, с их точки зрения, России не нужен. Ельцин-центр нужен и очень.

Так вот для прояснения ситуации. Закон о создании Ельцин-центра был подписан президентом Д.А. Медведевым 13 мая 2008 года и называется он так: “О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий”. Как видим, законная процедура была соблюдена и этот закон сначала ПОДДЕРЖАЛИ депутаты, затем сенаторы и только потом подписал президент Медведев. Сделано это было в мае 2008 года, когда цена на нефть била рекорды и к середине июля она дойдет до цифры 147$ за баррель. А потом будет 08.08.2008 и в ответ на защиту Россией своих интересов Запад начнет экономический и политический кризис, который продолжается до сих пор.

Идея сохранения памяти О ГЛАВАХ государства — идея правильная, вопрос только в форме ее реализации. И в том, что память начали СОХРАНЯТЬ с Ельцина, а не с Петра Великого или Сталина. Память нужно хранить обо всех главах страны и обо всех говорить правду.

А что говорят, что показывают в Ельцин-центре? Сказать, что “искажают” историю, это будет очень мягко сказано. Нагло врут – в самый раз.

Первое, что показывают посетителю – фильм по истории России, сделанный в «мультяшном» варианте. Я бы сказал, «уральско-мультяшном» формате: такое ощущение, что все персонажи сделаны из самоцветов и камней, словно Данила-мастер их вытачивал.

С содержанием фильма согласиться невозможно: история России показана исключительно в негативном ключе. В этом смысле авторы фильма, точнее, авторы идеи, двигались в логике большевистских историков, которые всех царей рисовали черной краской и историю России показывали исключительно, как борьбу ее народа с царским режимом. Вот больше ничем народ не занимался, века эдак с – цатого занимался “борьбой за свободу” и больше ни чем.

Вот здесь – то же самое. Все подается с точки зрения современного либерала. Начинается разговор об Иване Грозном . Используются все возможные визуальные эффекты, чтобы напугать зрителя. Особенно – ребенка. Царь Иван страшный, надвигается, давит людей, огромный, разрастающийся. С историей это не имеет ничего общего. Подтасовки совершенно наглые. Говорят: Иван Грозный ввел опричнину, показывают страшных людей, которые саблями всех рубят. Потом – следующее предложение: результатом чего стала гражданская война в стране. Я на секунду задумался: что за гражданская война при Иване Грозном, из-за того, что ОН ввел опричнину? Оказывается, речь идет о Смутном времени, которое началось через много лет ПОСЛЕ смерти Грозного царя и никакого отношения к его действиям не имела. Разве Лжедмитрий I появился, потому что была опричнина? И Лжедмитрий II появился, потому что была опричнина? А вот не было бы опричнины, поляки бы в Москву никогда не пришли, не было бы Семибоярщины , не было бы Минина и Пожарского , вообще бы ничего не было, если бы Иван IV собрал бы парламент и ввел демократию, так, что ли?

Вы понимаете, это с историей не имеет ничего общего. Русская Смута и трагедия XVII века имеет внешнюю канву значительно большую, нежели внутреннюю. Поляки и шведы начали рвать страну на части из-за предательства части элиты. Как раз, наверное, из-за того, что Иван Грозный не додушил в свое время измену, то предали не его, а Бориса Годунова и Василия Шуйского. Не говоря уже о том, что сейчас точно установлено, что смерть жены Грозного произошла из-за отравления, очень подозрительна смерть его сына, да и его самого.

Но авторам вводного фильма надо за пять минут показать, что в России всегда все было плохо, но она всегда хотела “реформ”. Причем ельцинских. Мы с вами понимаем, кто будет нравиться авторам этого фильма. Тот, кто будет выступать за слабую Россию, будет им нравиться. На самом деле

им не нравится никто из руководителей России. Никто, кроме Горбачева и Ельцина. Немного симпатии еще к Николаю II. Почему? Так ведь он же «реформатор». Парламент создал, Конституцию. Вот авторы и лепят из него «реформатора».

Но все по-порядку. Следующий, кого показывают после Ивана Грозного – у них же вольная трактовка истории – это Петр I. 100 лет легко промотали. Петра I показывают злым тираном. Он хотел прорубить окно в Европу, и не считался ни с какими потерями. Показывают кадр: Петр I рубит дерево, оно распадается на осколки, они летят и убивают людей. Рубит налево упали люди, махнул топором направо – дерево упало на осколки, опять люди падают замертво. Вот она российская власть! Вся на крови и душегубстве!

Следующая, кого показывают, это Екатерина II. Начало, вроде бы, положительное: она выступала за просвещение, чтобы были подданные, а не рабы. но после этого в конце опять подают ее под отрицательным соусом. Дальше – Александр I . Он, вроде бы, хороший, хотел Конституцию, но ее не сделал. Здесь появляются персонажи-реформаторы. У каждого царя есть такой реформатор типа Чубайса которого, если бы послушали, то вся бы жизнь по-другому пошла. Наполеон бы, конечно, не напал на Россию, если бы Сперанский провел какие-то реформы значительно раньше . Логика такая. Манипуляция во всем.

Дальше показывают Николая I . Это, понятно, злодей сказочный. Декабристы на площади. А он их, мятежников, расстрелял из пушек. А заканчивают про этого царя такой фразой: поражение в Крымской войне стало логическим завершением его правления. Это не цитата – это смысл. Царь был консервативный, поэтому в Крымской войне проиграл. Потом сразу переходят к Александру II. Думаю, как же покажут, что царя убили террористы? Показали. Со своей либеральной точки зрения: начал реформы, но потом отказался от реформ и поэтому его убили. То есть, получается, это нормально: отказался от реформ глава страны, так и убить его можно.

Спокойно смотреть этот “мультик” сложно. Такая концентрация вранья на квадратный сантиметр, что просто зашкаливает.

Экспонат Ельцин-центра

Царя Александра III, понятно, для них вообще не существует в истории, ничего о нем не говорится. К слову, это мой любимый царь, который, я считаю, наиболее соответствует нашему русскому мироустройству. После убитого душегубцами царя-освободителя сразу идет Николай II . Дал Конституцию в 1905 году и сразу же Россия зацвела, заколосилась, сразу все стало хорошо. Но тут, бац – и Первая мировая война, которая прервала этот “полет”. То есть, когда Николай I делал определенные политические шаги и проиграл Крымскую войну, то это – позор и мракобесие, а когда Николай II дал Конституцию и проиграл Первую мировую войну – это так получилось.

В целом создается крайне негативный образ России, все – сатрапы и палачи, все великие государи только и думали, как загубить свой народ, а вот реформаторы думали, как бы спасти.

Дальше они переходят к большевистской революции. Ленин показан более-менее нейтрально. Либералы его никогда не ругают. Понятно, что Сталин – ужас, там мультяшные персонажи всех мучают и убивают. Как всегда, с либеральной легкостью говорят о потерях: погибло в результате репрессий 10-20 млн человек. Что так скромно-то? Что такой маленький разброс в 10 млн, всего в два раза? Сказали бы, от 10 до 100 млн человек погибло. Следующая фраза: точной цифры до сих пор неизвестно. Подождите, вы только что ее назвали? Так 10-20 млн или ЦИФРА НЕИЗВЕСТНА?

Мне известна совершенно другая цифра, которая совершенно точна: 3 млн 777 тыс. 380 человек , которые были вообще осуждены к срокам заключения и , приговоренных к высшей мере наказания. Причем это с 1921 года по 1953. А в Ельцин-центре называют цифры, разнящиеся в десятки миллионов, а потом тут же, не стесняясь, говорят, что точной цифры не знают. Не знаете – молчите. Скажите: трагический период истории, точная цифра неизвестна. Все, понятна позиция: изучаем, узнаем – скажем. Нет, им надо очернить, сказать гадость, назвать ЛЮБУЮ огромную цифру и тут же сказать, что подтвердить они ее не могут.

Дальше идет Великая Отечественная война. Тут тоже мимоходом все время негатив. Что они говорят? Народ-победитель уважал себя и заплатил за Победу такую цену, которую никто никогда не платил в истории. Это правда, но подается это с той точки зрения, что это плохо. Вроде, народ-то и не хотел бы платить эту цену, да заставили.

После Сталина мимоходом Хрущев – положительный персонаж. Реформатор. Далее мимолетно Брежнев с оттенком негатива (застой). Потом Горбачев-молодец. И вершина всей этой “пищевой цепочки” – Борис Николаевич Ельцин. Как самый великий политик в истории России.

А далее начинается сама экспозиция. Много предметов, плакатов, фотографий. Троллейбус, телефон, прилавок магазина. Вот это и есть тот самый калейдоскопический вариант, когда простому посетителю будет сложно на чем-то сосредоточиться.

Экспонаты Ельцин-центра

Что производит впечатление – это кабинет президента Ельцина. Я у Ельцина в кабинете не был, не знаю, как он выглядел, но ощущение, когда открываешь дверь и заходишь внутрь, сильное.

Чего не скажешь, об остальном в этом Ельцин-центре.

Сложные момент истории, которые они хотели бы обойти, они обходят. Например, мне было интересно, что они напишут про 1993 год. Про расстрел парламента и неконституционный Указ Ельцина.

И знаете, как ОНИ это назвали? Поэтически. “Рождение Конституции”.

Там цитата из Бориса Ельцина висит. Смысл ее примерно следующий : я, Борис Николаевич Ельцин, увидел, что неправильные решения принимает парламент, и понял, что эта группа лиц не должна управлять страной и не может. Конец цитаты. То есть пришел, увидел: плохая группа лиц, и сделал государственный переворот. Вот и все обоснование.

Про 1993 год все на коммунистов валят. То есть Ельцин-то за диалог был, но там начался военный мятеж, а то, что он до этого нарушил Конституцию своим указом, об этом ничего не сообщается. И вот такая ложь во всем.

То есть перед нами – начало мифологизации не Ельцина даже, а 90-х. Те, кто жил в девяностые годы, они же помнят, что там было, знают. А вот молодежь, которая не жила в эту эпоху?

Например, есть в Ельцин-центре некое пространство, называется площадь Свободы. И со всех экранов это слово повторяют. Или актеры читают Конституцию. Акцент на слове “человек”. А о том, как человек в России жил при Ельцине, молчок.

Я жил в Советском Союзе и не помню, чтобы чувствовал отсутствие свободы. Это ведь очень сложное понятие, каждый его воспринимает по-своему. А в Ельцин-центре на таких абстрактных понятиях ведется пропаганда разрушения страны в 90-е годы. Там даже в одном месте Билл Клинтон рассказывает, как классно было в России в 90-е жить.

Зайдите, посмотрите. Наверное, Клинтону в те годы было хорошо. Даже в России.

Экспонат Ельцин-центра

Экскурсоводы – молодые люди, думаю, где-то 20-21 год. Может чуть старше. Наверное, студенты или просто молодежь. Подкованные, эрудированные, но не знаю, насколько они верят в то, что говорят, насколько они симпатизируют всему этому. Хочется верить, что не очень. Почему набрали таких молодых? Потому, что они не жили в 90-х. Взяли бы сорокалетнего мужика экскурсоводом, который работу тогда потерял, что-то еще потерял, как бы он рассказывал, какой Ельцин замечательный? Он бы не мог этого делать! Поэтому берут молодых девушек, молодых людей, которые ничего этого не знают, не помнят.

Милая девушка-экскурсовод словно олицетворяет “реформы”: вся в пирсинге, волосы голубо-синие.

Память о президентах, безусловно, должна храниться, нравятся они нам или нет, но это – государственные деятели. Такие музеи нужны. Но они не должны быть местом пропаганды разрушительных реформ и предательских действий. Расскажите про Ельцина. Не забудьте поподробнее про войну в Чечне, про наркотики и застывшие города, про преданных им русских в бывших республиках СССР.

Это, по сути, музей не Ельцина, а разрушения России под соусом красивых слов о свободе. А Ельцин – ширмочка или повод этот музей открыть. Вы там увидите фотографии всех “демократов”: они и на фото, и на видео, и на мерцающих экранах, везде, со всех сторон улыбаются, начиная с Чубайса, заканчивая Немцовым. Тут все деятели медийного пространства либерального толка. Мне кажется, они использовали первого президента России как повод собраться вместе в каком-то пространстве и постараться оказать давление на общественное мнение.

Но не получится, не будет туда народной тропы.

В этом музее очень мало Ельцина и очень много либералов. Это музей 90-х годов. А девяностые – это не только приватизация и Чечня, не только МММ и обнищание. Это еще и распад страны 1991 года.

А такие вещи воспевать нельзя!

Р.S. Своими впечатлениями об увиденном я поделился с екатеринбуржцами, а ресурс Накануне.ру об этом написал