Контрольные диктанты

5-й КЛАСС

Друзья приходят на помощь

Целый день плакал мальчик. И ночью с горя заснул как убитый. И вдруг он услышал сквозь сон: кто-то осторожно мягкими лапками барабанит по его щеке.

Мальчик открыл глаза. Заяц стоял возле.

И все его друзья собрались вокруг ледяной постели. Утром они не вышли из своих домиков, потому что почуяли опасность. Но теперь, когда Прадедушка Мороз уснул, они пришли на выручку к своему другу.

Когда мальчик проснулся, семь белок бросились к ледяной постели старика. Они нырнули в снег шубы Прадедушки Мороза и долго рылись там. И вдруг что-то зазвенело тихонечко. Белки спрыгнули на пол и подбежали к мальчику.

И он увидел: они принесли в зубах большую связку ледяных ключей.

(112 слов)
(Е. Шварц. Два брата)

Задание

1. Подчеркните в предложении Мальчик открыл глаза все члены предложения.

2. В последнем предложении подчеркните главные члены предложения.

3. Выделите корни в существительных и глаголах последнего предложения.

2

5-й КЛАСС

Снег и сон

Птицы больше не прилетали клевать зерно. Трава плотно легла на землю, и холодный ветер свободно разгуливал по острову.

К тому времени Пик ужасно растолстел.

Какая-то вялость на него напала. Ему лень было много шевелиться. Он все реже вылезал из норки.

Раз утром он увидел, что вход в его жилище завалило. Он разрыл холодный рыхлый снег и вышел на луг. Вся земля была белая. Снег нестерпимо сверкал на солнце. Голые лапки мышонка обжигало холодом. Пик поскорее вернулся в норку.

Потом начались морозы.

Плохо пришлось бы мышонку, если бы он не запас себе пищи. Как выкапывать зерна из-под глубокого мерзлого снега?

(98 слов)
(По сказкам Виталия Бианки. Мышонок Пик)

Задание

1. Во 2-м предложении подчеркните главные члены.

2. Выделите корень в слове растолстел.

3. Подберите проверочное слово к слову с безударной гласной в корне нестерпимо.

3

5-й КЛАСС

Сонное царство под землей

Сонливая вялость всё чаще охватывала Пика. Теперь он не выходил из спальни по два, по три дня и всё спал. Проснувшись, отправлялся в погреб, наедался там и опять засыпал на нескольно дней.

Наружу он совсем перестал ходить.

Под землей ему было хорошо. Он лежал на мягкой постели, свернувшись в теплый, пушистый клубок. Сердчишко его билось все реже, все тише. Дыхание стало слабым-слабым. Сладкий долгий сон совсем одолел его.

Мыши-малютки не спят всю зиму, как сурки или хомяки. От долгого сна они худеют, им становится холодно. Тогда они просыпаются и берутся за свои запасы.

Пик спал спокойно.

(100 слов)
(По сказкам Виталия Бианки. Мышонок Пик)

Задание

1. Подчеркните главные члены в 1-м предложении 4-го абзаца. (Мыши-малютки не спят всю зиму…)

2. Приведите однокоренное проверочное слово к слову сер_чишко.

3. Запишите, сколько букв и сколько звуков в слове сер_чишко.

4

6-й КЛАСС

В жаркий-прежаркий день

Он был еще буйволенком, но уже достаточно большим, чтобы не сосать молоко, и его отпускали вместе с матерью и другими буйволами пастись в стаде. В тот удивительный день он вместе с матерью, отцом и другими буйволами ел траву в котловине Сабида.

И был жаркий-прежаркий день. И отец что-то вспомнил и повел куда-то всех буйволов. И они долго шли, шли, шли. Все время вниз, вниз. А потом была дорога, и они перешли ее и пошли дальше и вышли к огромной воде. И это было море, и море было свободой и счастьем свободы.

И отец вошел в воду, и вслед за ним вошли все буйволы, и они поплыли. И это было так прекрасно, в жаркий-прежаркий день огромная добрая вода, пахнущая свободой, и мама рядом, и отец рядом, и все остальные буйволы рядом, и они плыли и плыли, а потом остановились в море и блаженствовали, раздуваясь и шумно вдыхая воздух.

(147 слов)
(Ф.Искандер . Широколобый)

Задание

1. Подчеркните главные члены в 1-м предложении 3-го абзаца. Укажите, сколько в нем грамматических основ, как они связаны, и напишите, как называется такое предложение.

2. Выпишите из текста слово с уменьшительным суффиксом и обозначьте в нем все морфемы.

3. В сложном прилагательном жаркий-прежаркий объясните правописание приставки.

5

6-й КЛАСС

Музыкальные мелодии

Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли.

Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленых комнатах, и, может быть, в непроглядные и тихие ночи она снова просыпается и играет, но ее уже некому слушать, кроме пугливых мышей.

Мы долго потом насвистывали мелодию о милых покинутых горах, пока однажды нам ее не просвистел пожилой скворец, – он жил в скворечне около калитки. До тех пор он пел хриплые и странные песни, но мы слушали их с восхищением. Мы догадывались, что эти песни он выучил зимой в Африке, подслушивая игры негритянских детей. И почему-то мы радовались, что будущей зимой где-то страшно далеко, в густых лесах на берегу Нигера, скворец будет петь под африканским небом песню о старых покинутых горах Европы.

Каждое утро на дощатый стол в саду мы насыпали крошки и крупу. Десятки шустрых синиц слетались на стол и склевывали крошки. У синиц были белые пушистые щеки, и когда синицы клевали все сразу, то было похоже, будто по столу торопливо бьют десятки белых молоточков.

Синицы ссорились, трещали, и этот треск, напоминавший быстрые удары ногтем по стакану, сливался в веселую мелодию. Казалось, что в саду играл на старом столе живой щебечущий музыкальный ящик.

(227 слов)
(К.Паустовский . Жильцы старого дома)

Задание

1. Найдите в 3-м абзаце все прилагательные и определите, к какому разряду по значению они относятся.

2. Разберите по составу слово дощатый (5-й абзац), укажите, какие в нем есть (если есть) чередования согласных звуков; дайте морфологическую характеристику этого слова.

3. Напишите, какое лексическое и грамматическое значение имеет слово ходики в первом предложении. В чем его особенность?

6

6-й КЛАСС

Музыка Грига

В Бергене все было по-старому.

Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.

Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи: рокот северного океана, что катил волны из мглы, и ветер, что высвистывал над ними свою дикую сагу, песню девочки, баюкающей тряпичную куклу.

Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.

Тогда в тишине еще долго звучала только одна маленькая струна, будто это плакала Золушка, обиженная сестрами.

Григ, откинувшись, слушал, пока этот последний звук не затихал на кухне, где с давних пор поселился сверчок.

(141 слово)
(По К.Паустовскому
. Корзина с еловыми шишками)

Задание

1. Найдите в тексте два причастных оборота и сделайте морфологический разбор причастий.

2. Выпишите из текста деепричастный оборот и одиночное деепричастие. Выделите в словах деепричастные суффиксы.

3. Выделите морфемы в слове жилище.

7

7-й КЛАСС

Воспитанница

В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание. Горек чужой хлеб, говорит Данте, и тяжелы ступени чужого крыльца, а кому и знать горечь зависимости, как не бедной воспитаннице знатной старухи? <…> В свете играла она самую жалкую роль. Все ее знали, и никто не замечал; на балах она танцевала только тогда, как недоставало пары, и дамы брали ее под руку всякий раз, как им нужно было идти в уборную поправить что-нибудь в своем наряде. Она была самолюбива, живо чувствовала свое положение и глядела кругом себя, с нетерпением ожидая избавителя; но молодые люди, расчетливые в ветреном своем тщеславии, не удостоивали ее внимания, хотя Лизавета Ивановна была сто раз милее наглых и холодных невест, около которых они увивались. Сколько раз, оставя тихонько скучную и пышную гостиную, она уходила плакать в бедной своей комнате, где стояли ширмы, оклеенные обоями, комод, зеркальце и крашеная кровать и где сальная свеча темно горела в медном шандале! <…> Однажды Лизавета Ивановна, сидя под окошком за пяльцами, нечаянно взглянула на улицу и увидела молодого инженера, стоящего неподвижно и устремившего глаза к ее окошку.

(175 слов)
(А.С. Пушкин . Пиковая дама)

Задание

1. Найдите и выпишите слово, образованное лексико-грамматическим способом (переходом из одной части речи в другую).

2. Выпишите из текста все обособленные определительные обороты с определяемыми словами в такой последовательности: 1) со страдательным причастием прош. вр.; 2) с действительными причастиями наст. вр.; 3) с прилагательным – главным словом оборота.

3. В 3-м предложении подчеркните все слова как члены предложения и определите тип сказуемого.

8

8-й КЛАСС

Пушкин о Грибоедове

Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, – все в нем было необыкновенно привлекательно. Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном. Люди верят только Славе и не понимают, что между ими может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в «Московском телеграфе». Впрочем, уважение наше к Славе происходит, может быть, от самолюбия: в состав Славы входит ведь и наш голос.

(140 слов)
(А.С. Пушкин. Путешествие в Арзрум)

Задание

1. Разберите 2-е предложение, подчеркнув в нем все слова как члены предложения. Начертите схемы, показывающие, какие синтаксические конструкции в нем встретились.

2. Перечислите, какие виды сложных предложений есть в тексте.

3. Сравните значения слов честолюбие и самолюбие и напишите, в чем вы видите разницу между ними.

9

8-й КЛАСС

Город

Сады стояли безмолвные и спокойные, отягченные белым, нетронутым снегом. И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, кленами и липами.

Сады красовались на прекрасных горах, нависших над Днепром, и, уступами поднимаясь, расширяясь, порою пестря миллионами солнечных пятен, порою в нежных сумерках, царствовал вечный Царский сад. Отвесные стены, заметенные вьюгою, падали на нижние далекие террасы, а те расходились все дальше и шире, переходили в береговые рощи над шоссе, вьющимся по берегу великой реки, и темная, скованная лента уходила туда, в дымку, куда даже с городских высот не хватает человеческих глаз, где седые пороги, Запорожская Сечь, и Херсонес, и дальнее море.

Зимою, как ни в одном городе мира, упадал покой на улицах и переулках и верхнего Города, на горах, и Города нижнего, раскинувшегося в излучине замерзшего Днепра, и весь машинный гул уходил внутрь каменных зданий, смягчался и ворчал довольно глухо. Вся энергия Города, накопленная за солнечное и грозовое лето, выливалась в свете. Свет с четырех часов дня начинал загораться в окнах домов, <…> в стеклянных сплошных окнах электрических станций <…>

(184 слова)
(По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»)

Задание

1. В 1-м предложении подчеркните грамматическую основу и назовите вид сказуемого.

2. Дайте характеристику 2-го предложения.

3. Из 3-го предложения выпишите по одному примеру на все виды словосочетаний (с тремя видами связи).

10

9-й КЛАСС

Невский проспект

В редкую эпоху личная судьба человека была так тесно связана с историческими событиями – судьбами государств и народов, – как в годы жизни Пушкина.

Через полгода после рождения Пушкина, 9 ноября 1799 года, генерал Бонапарт, неожиданно вернувшись из Египта, произвел государственный переворот. Первый консул, пожизненный консул и, наконец, император Наполеон, он оставался во главе Франции до военного поражения и отречения в 1814 году. Затем, через несколько месяцев, он на сто дней восстановил свою власть и в 1815 году, после разгрома под Ватерлоо, был сослан на остров Святой Елены. Годы эти были для Европы временем непрерывных сражений, в которые начиная с 1805 года была втянута и Россия.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года на другом конце Европы, в Петербурге, также произошел государственный переворот: группа дворцовых заговорщиков и гвардейских офицеров ворвалась ночью в спальню Павла I и зверски его задушила. На престоле оказался старший сын Павла, двадцатичетырехлетний Александр I.

Молодежь начала XIX столетия привыкла к жизни на бивуаках, к походам и сражениям. Смерть сделалась привычной и связывалась не со старостью и болезнями, а с молодостью и мужеством. Раны вызывали не сожаление, а зависть.

<…> Жаркие споры в кругу друзей влекли их (молодых людей) больше, чем балы и дамское общество. Грянула, по словам Пушкина, «гроза 1812 года». За несколько месяцев Отечественной войны русское общество созрело на десятилетия.

Война закончилась победой России. Молодые корнеты, прапорщики, поручики вернулись домой израненными боевыми офицерами, сознававшими себя активными участниками истории.

(234 слова)
(Ю.Лотман . Пушкин. Очерк творчества)

Задание

2. Определите сказуемые в предложених 1-го и 2-го абзацев.

11

9-й КЛАСС

Коллежский асессор Ковалев

Ковалев был кавказский коллежский асессор. Он два года только еще состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть; а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда майором… По этому-то самому и мы будем вперед этого коллежского асессора называть майором.

Майор Ковалев имел обыкновение каждый день прогуливаться по Невскому проспекту. Воротничок его манишки был всегда чрезвычайно чист и накрахмален. Бакенбарды у него были такого рода, какие и теперь еще можно видеть у губернских и уездных землемеров, у архитекторов и полковых докторов, также у отправляющих разные полицейские обязанности и вообще у всех тех мужей, которые имеют полные, румяные щеки и очень хорошо играют в бостон: эти бакенбарды идут по самой середине щеки и прямехонько доходят до носа. Майор Ковалев носил множество печаток, сердоликовых, и с гербами, и таких, на которых было вырезано: середа, четверг, понедельник и проч. Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице-губернаторского, а не то – экзекуторского в каком-нибудь видном департаменте. Майор Ковалев был не прочь и жениться, но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу. И потому читатель теперь может судить сам, каково было положение этого майора, когда он увидел вместо довольно недурного и умеренного носа преглупое, ровное и гладкое место.

(220 слов)
(Н.В. Гоголь . Нос)

Задание

1. Выпишите сложноподчиненное предложение с последовательной связью придаточных. Начертите его схему и назовите тип придаточных.

2. Определите сказуемые в 1-м предложении 1-го и 2-го абзацев.

12

9-й КЛАСС

Невский проспект

Но страннее всего происшествия, случающиеся на Невском проспекте. О, не верьте этому Невскому проспекту. Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? Ничуть не бывало: он весь состоит из этого сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящейся церковью, судят об архитектуре ее? Совсем нет: они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой. <…> Вы думаете, что эти дамы… Но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. <…> Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. <…> Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде.

(197 слов)
(По Н.В. Гоголю . Невский проспект)

Задание

1. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным уступки, подчеркнув сказуемое, выпишите придаточную часть и объясните в ней все орфограммы.

2. Выпишите предложение, соответствующее схеме: [ – = ], (что –, (– =), =).

3. Начертите схему последнего предложения и назовите его тип.

Диктанты предложены Е.И. ВИГДОРОВОЙ,
г. Москва

РУССКИЙ ЯЗЫК

(письменно)

Учащиеся 6-х классов сдают письменный экзамен по русскому языку - диктант. Цель проведения диктанта – проверка уровня усвоения пройденного теоретического материала, умение применять его на практике. Материал для диктантов подбирается из произведений художественной литературы, изучаемых по программе, а также из научно-популярных произведений и периодической печати. Предлагаемый материал должен быть интересным и доступным для понимания учащихся, разнообразным по содержанию и стилю, способствовать их общему развитию.

Объем слов диктантов для 6-го класса - 100–120 слов.

Примерные варианты текстов диктантов (экзаменационный материал) возможно изменять на 15–20 %).

Критерий оценки знаний учащихся

Оценка

Критерии

«5»

Работа выполнена грамотно, соблюдено стилистическое единство текста, при этом допущена одна незначительная орфографическая либо пунктуационная ошибка

«4»

Работа выполнена с соблюдением стилистического единства текста, возможно 3 –4 орфографические, пунктуационные ошибки

«3»

Работа выполнена с нарушениями стилистического единства текста, нарушено абзацное членение, допущено 5–6 орфографических, грамматических и 3 пунктуационные ошибки

«2»

Работа выполнена с нарушением изложения текстового материала диктанта, отсутствует абзацное членение текста, допущено свыше 10 орфографических, грамматических, пунктуационных ошибок

« 1 »

Нарушено стилистическое единство, учащийся не владеет письменной речью, допущено свыше 12 и более ошибок

Диктант

Человек и природа

Наша жизнь тесно связана с природой. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях и в садах выращиваем урожай.

Природа украшает нашу жизнь. Она несет нам много радости. С каким удовольствием слушаем мы пение птиц, журчание ручейка, шум ветра и шелест листьев на деревьях. Как любуемся просторами полей, зеркальной гладью озер, высотой величественных гор.

А как приятно в утренней прохладе разливается сладкий и нежный запах цветов!

Хороша природа родного Узбекистана!

В нашем государстве принят закон об охране природы. Этот закон обязывает всех людей беречь природные богатства Родины. Природа должна еще долго служить людям и украшать их жизнь. Оглянись вокруг.

Это прекрасный мир окружает тебя! (110 слов).

Грамматическое задание:

1. Выбрать из третьего предложения глаголы и провести их морфологический разбор.

2. Выполнить разбор по составу и словообразовательный разбор слова «ископаемые».

Кот по кличке Умный

Большой черный кот с прелестной зеленоглазой мордочкой подошел к молодому деревцу у тротуара, поднялся на задние лапки и стал точить когти о его тонкий ствол.

Мы знаем этого кота. Он очень умный и храбрый, с большим чувством достоинства.

Его побаиваются собаки и уважают люди. К доброму человеку он относится снисходительно – позволяет себя гладить. Хозяева выпускают его погулять во двор. После прогулки он самостоятельно возвращается к себе на третий этаж и сидит перед дверью, терпеливо ожидая, когда она откроется. Если на лестничной площадке кто-нибудь появится, кот, глядя на человека своими мудрыми, таинственными глазами, просительно коротко мяукнет, будто скажет: «Нажмите, пожалуйста, кнопку звонка, вы же видите, что я сам не могу это сделать». (112 слов).

Грамматическое задание:

2. Выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова «зеленоглазой».

Мелодия весны

В каждое время года звучит своя музыка. Пробуждается природа от долгого зимнего сна.

Тает снег. Тоненькой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш.

Мелодично поет, звонко тикает капель. Начинают тихо перезваниваться падающие сосульки и вдребезги разбиваться, точно хрупкий хрусталь. Крохотные капельки повисают всюду. Они ярко переливаются на солнце. А в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются обледеневшие веточки деревьев. Смолкли скрипки мороза, а еще вчера они говорили полным голосом. Возрастает приток солнечного тепла, прогревается воздух. Высоко в небе застыли, не движутся весенние прозрачные облака. Воздух чист и свеж.

Солнечный луч заводит тихую музыку весны, а птицы и вода подпевают ей. Скоро прогремит первый весенний гром, первая гроза, будет накрапывать весенний дождь.

Природа запахнет свежестью. (115 слов).

Грамматическое задание:

1. Выбрать из первого предложения глаголы и провести их морфологический разбор.

2. Выполнить разбор по составу и словообразовательный разбор слова «солнечный».

5 КЛАСС

В конце каждого года обучения с учащимися проводятся различные контрольные работы, с целью выявления уровня подготовки обучаемых по темам курса русского языка пройденным в 5 классе. Таким образом, учитель осуществляет итоговый контроль за учебный год.

Одной из основных форм такого контроля является итоговый контрольный диктант по русскому языку за период обучения в 5 классе. Текст контрольного диктанта должен содержать такой набор элементов, который обеспечит максимальный охват тем, изученных за период обучения в 5 классе. Такой подход обычно позволяет выявить не только личный уровень подготовки каждого учащегося, но и определить какие темы, изученные в течение года, стали наиболее сложными к восприятию для большинства учеников 5 класса.

Объём текста итогового контрольного диктанта по русскому языку в 5 классе обычно составляет около 100 слов. Перед проведением итогового контрольного диктанта в классе должен быть создан определенный настрой на выполнение важной работы, результат которой будет учитываться и при выставлении годовой оценки за 5 класс по русскому языку.

Улыбка матери

Никогда не станет большим, благородным человеком тот, кто с детства не умел быть хорошим сыном, нежной дочерью. Подумай только, как многим ты обязан своей маме!

Сколько бессонных ночей провела она над твоей кроваткой, когда ты был малышом! Сколько забот она отдала тебе, пока ты подросла и сейчас, наверное, ты ей стоишь немало труда. Ведь она готова пожертвовать всем, лишь бы тебе было хорошо.

Неужели тебе не хочется тоже сделать что-нибудь для неё, чтобы ответить на эту заботу?

Старайся почаще хоть чем-нибудь помочь ей по хозяйству.

И уж никогда не ленись писать ей письма. Если бы ты мог увидеть, какое для неё счастье каждая написанная тобой строка, ты писал бы ей каждый вечер.

(По А. Дорохову)

В туристическом походе

Узкими тропинками и проселочными дорогами мы к вечеру добрались до какой-то деревушки. На нашей карте она была даже не обозначена. Пришлось расспрашивать местных жителей, как выбраться на шоссе.

Деревушка окружена непроходимыми болотами. Было решено здесь переночевать. Мы расположились на окраине деревни, под могучим дубом. Лучи заходящего солнца золотили его верхушку.

К нам подошёл старичок невысокого роста. В руках у него была плетеная корзинка, наполненная белыми грибами. Он предложил нам переночевать у него. Но мы отказались, так как все любим спать под открытым небом. Проснувшись утром, собрали вещи в свои рюкзаки и отправились дальше. Через полчаса наш небольшой отряд уже вышел на шоссе, ещё не успевшее просохнуть после ночной росы.

(Из газеты "Пионерская правда")

У скворцов вылупились птенцы. Птенец скворца есть истинное чудовище. Оно состоит целиком из головы, а точнее из огромного, жёлтого по краям, необычайно прожорливого рта. Для заботливых родителей наступило самое хлопотливое время. Сколько маленьких ни корми - они всегда голодны. А тут ещё постоянная боязнь кошек и галок. Страшно отлучиться далеко от скворечника.

Но скворцы - хорошие товарищи. Как только галки или вороны повадились кружиться около гнезда, сразу назначается сторож. Сидит дежурный скворец на маковке самого высокого дерева и зорко смотрит во все стороны. Чуть показались близко хищники, сторож подаёт сигнал. Тут же все скворечье племя слетается на защиту молодого поколения.

(По А. Куприну)

Знойный полдень

Пышет знойный полдень. Совершенная тишина. Не колыхнёт зелёный широкий пруд. Он точно спит в своих отлогих берегах. Камыши стоят неподвижно.

Материк и чистые от трав протоки блестят как зеркала. Всё остальное пространство воды сквозь проросло разновидными водяными растениями. То яркие, то тёмные листья стелются по воде. Глубоко ушли их корни в тинистое дно. Белые и жёлтые водяные лилии, кувшинки и красные цветочки тёмной травы разнообразят зелёный ковёр пруда.

Какая роскошь тепла! Какая нега и льгота телу! Как приятна близость воды и возможность освежить ею лицо и голову.

Контрольный диктант по теме "Словообразование. Орфография"

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.

(100 слов)

(По И. Соколову-Микитову . )

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – росистый, прохладная;

2 вариант – алмазная, бесчисленный.

3) Выпишите слова с орфограммой "Безударная гласная, проверяемая ударением". Обозначьте орфограмму. Подберите проверочное слово.

Диктант по теме "Имя существительное"

Русская зима

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

(112 слов)

(По И. Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – непогоду, на сучок;

2 вариант – жизнью, на ветках.

2) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – речонка;

2 вариант – бельчонок.

3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме "Имя существительное"

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.

(119 слов)

(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

1 вариант – на улей, подсолнух;

2 вариант – сборщики, (к) попрыгунье.

1 вариант – лучик;

2 вариант – пчелка.

4) Произведите синтаксический разбор 1 (1 вариант) и 2 (2 вариант) предложений.

Итоговый диктант за 2 четверть по теме "Имя прилагательное"

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц, хрустнет ветка, зашуршат опавшие листья.

Я присел и смотрю. Вдруг прямо на меня катится возок с листьями. "Ежик! – догадался я. – Тащит сухие листья в нору на подстилку."

Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их много, растопырит иголки и катится, с боку на бок переваливается. Встанет на лапки еж, а его под листьями не видно. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору.

(110 слов)

(По Е.Носову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – (к) лесному (озеру);

2 вариант – мягкий (ковер).

3) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант – озеру;

2 вариант – возок.

4) Произведите пунктуационный разбор 10 (1 вариант) и 13 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное"

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.

(119 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – ранним (утром), (на) песчаном (берегу);

2 вариант – рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – серебряные.

Контрольный диктант по теме "Имя числительное"

Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.

(113 слов)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – одна тысяча шестьсот сорок;

2 вариант – пятая часть.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

Итоговый диктант за 3 четверть по теме "Местоимение"

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

(118 слов)

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выпишите местоимения, определите их разряд.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложения последнего абзаца.

Диктант по теме "Глагол"

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.

Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.

Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.

(108 слов)

(По И. Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Графически объясните написания -тся (-ться) в глагол, которые встречаются в данном тексте..

3) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – услышите;

2 вариант – доносились.

4) Составьте схему 1 предложения последнего абзаца.

Контрольный диктант по теме "Глагол"

Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь – косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег.
Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится.

(110 слов)

(По Л. Толстому)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – поймали бы, светлеет;

2 вариант – ходил бы, боится.

4) Составьте схему 3 предложения первого абзаца.

Итоговый диктант за курс 6 класса

В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.

Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.

(117 слов)

(По Д. Зуеву.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант – елей;

2 вариант – осинке.

3) Произведите морфологический анализ

1 вариант – любого существительного;

2 вариант – любого прилагательного.

4) Произведите синтаксический разбор

1 вариант – любого сложносочиненного предложения;

2 вариант – любого осложненного предложения.