Конспект урока в третьем классе «Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих. Обобщение и систематизация изученного

Конспект уроков по повторению изученного материала по русскому языку в 8 классе

Учитель : Тимошенко-Алпатова Е.В.

Урок №1

Тема : Употребление «Ь» после шипящих. Общие сведения о простом и сложном предложении

Цель : Повторить правила употребления «Ь» после шипящих на конце слов. Вспомнить все общие сведения о простом и сложном предложениях.

План

I . Повторение о правописании «Ь» после шипящих на конце слов.


  1. В процессе повторения составляется таблица:
«Ь» на конце слов после шипящих

С «Ь» после шипящих

Без «Ь» после шипящих

Имена существительные ж.р. 3 скл. в Им.п. ед.ч.

«тишь», «рожь», «дочь»


Имена существительные м.р. 2 скл. В Им.п. ед.ч.

«плащ», «ерш», «смерч»


Глаголы изъявительного наклонения во 2 л. ед.ч.

«едешь», «бежишь»


Имена существительные ж.р. с основой на шипящих в Род.п. мн.ч. (1 скл)

«с крыш», «из туч»


Глаголы в неопределенной форме:

«стричь», «беречь»


Краткие имена прилагательные:

«свеж», «хорош», «похож»


Глаголы в повелительном наклонении:

«режь», «ешь», «намажьте»


Предлог меж

(устаревшая форма от «между»)


Наречия с основой на шипящей:

«вскачь», «настежь»


Наречия (исключения)

«уж», «замуж», «невтерпеж»


  1. Словарный диктант (объяснение и проверка с опорой на тиблицу).
«Пастбищ, жечь, смажь , замуж, нож, ландыш, молодежь, навзничь, меж, клещ, тягач, радиопередач , сокровищ, сушь, Иртыш, преследуешь , приглашаешь , могуч, неуклюж, уж, спрячьте, взаимопомощь».

  1. Индивидуальные задания; 4 ученика разбивают выделенные слова по составу, дают определения частей слова и составляют простые предложения. Класс составляет предложение со словом «взаимопомощь»
II . Запись под диктовку и на доске предложения для синтаксического разбора

  1. «В красоте рощ, в неприступности круч, раздолье полей и пастбищ находит человек источник разума, силы, вдохновения – всего того, что в совокупности с мощью знаний делает его властелином земли»
В процессе записи, поясняется орфограмма «Ь после шипящих», объясняется постановка запятых.

  1. Повторение о простом и сложном предложении:
А) чем простое предложение отличается от сложного?

Б) какое предложение называется сложносочиненным?

В) какое предложение называется сложноподчиненным?


  1. Объяснительный диктант. Дать характеристики предложениям и объяснить повторяемую на уроке орфограмму.
А) Мой дед до жизни был охоч,

Хотя и жил не припеваючи.

В отце была земная мощь

И дух лесов неостывающий.

(А Алдан-Семенов)
Б) Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и и ночь, и день и ночь!

(Н. Заболоцкий)
В) Вдаль по родственным землям

Любо-дорого течь!

Плавной музыке внемлеть:

То река или речь?

(Я. Хелемский)
III . Итог урока

Урок №2

Тема : Правописание гласных в корне - проверяемых и непроверяемых. Знаки препинания в предложении с приложением.

Цель : Повторить правила правописания проверяемых и непроверяемых гласных в корне. Повторить постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами.

План .

I . Повторение о правописании гласных в корне


  1. Как проверить безударную гласную в корне?

  2. Какими правилами нужно пользоваться, чтобы правильно написать гласную в корнях с чередованием?

  3. Когда пишется «ё», а когда «о» после шипящих в корне слова?

  4. Словарный диктант с объяснением правописания:
Непримиримый, полоскать (белье), объединить, примерять (платье), приласкать (ребенка), усиление, обвинение, трясина, землетрясение, трещать, запретил, содрогаться, уберу, собираться, внимательный, горелый, зарницы, наклониться, умирать, замер, намокать, равнение, вскочить, пловец, блестеть, расчет, шепот, шорох, крыжовник, шелковый.

II . Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Приложение и определение.


  1. При записи предложений объяснять орфограммы «гласные в корнях слов» и знаки препинания, особо выделив обособленные приложения, определения и обстоятельства
Пингвин – птица интересная. По выражению многих наблюдателей, он своими манерами похож на человека. Когда ему нужно поскорее убраться от человека ставшего слишком назойливым, пингвин укладывается на брюхо и ползет опираясь на концы крыльев. Когда пингвин ползет так по льду, он совсем утрачивает свое подобие и с человеком и с птицей. Лишь поднятая голова, единственная птичья часть тела, мешает принять его за млекопитающее или земноводное. Перед объективами фотоаппаратов они, лишь изредка пошевеливая крылышками, стоят в такой важной позе, будто ждут от нас, пришельцев с севера, предъявления посольских верительных грамот.

  1. Самостоятельная работа.
Задание по вариантам: списать текст, расставить знаки препинания и пропущенные буквы. При проверке варианта обмениваться тетрадями.

Первый вариант:

Океан покрывающий почти всю нашу планету океан в котором миллионы лет тому назад зар…дилась жизнь это вода. Тучи обл…ка туманы воспетые поэтами и несущие влагу всему живому это тоже вода. Бескрайние снежные покровы заст…лающие путь не чуть не половину планеты это тоже вода.

Второй вариант:

Прекрасно бесконечное многообразие красок солнечного заката его переливов золотых и б…гряных торжественен и нежен небосвод при выходе солнца. Эта необыкновенная симфония цвета обязана рассеянию и поглощению солнечного спектра в..дяными парами в атмосфере. Вода в…ликий художник природы.

Указать, чем являются обособленные члены.

III . Итог урока.

Урок №3

Тема : Правописание падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных. Знаки препинания в предложении с однородными членами.

Цель : Повторить правила правописания падежных окончаний имен существительных. Вспомнить постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

План

I . Фронтальный опрос:


  1. Что называется склонением?

  2. Какие части речи могут склоняться?

  3. Какие особенности есть у существительных 1, 2, 3 склонения при изменении по падежам?

  4. Что нужно знать, чтобы правильно написать падежное окончание имени прилагательного?
II . Повторение о знаках препинания в предложении с однородными членами.

  1. Записать под диктовку и на доске предложения и объяснить постановку знаков препинания и выбор падежного окончания:
Лицо у него черное, закопченное дымом, измазанное сажей, руки тоже грязные. Молодой светлоглазый шофер приветливо улыбнулся, точно встретил своих самых близких друзей. Солнце еще не прогрело полированные деревянные стены, столики и ореховое пианино. Постепенно к плеску, стуку, шороху, бульканью, ко всем легкомысленным звукам воды присоединились тяжелый гул людских голосов и гортанные выкрики.

  1. Указать, какими членами предложения являются однородные члены; какими частями речи они выражены?
Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон, и смерть, и ад со всех сторон. Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. Неровная линия берега, то поднимаясь, то опускаясь, приятно тревожит глаз.

  1. Обобщающие слова при однородных членах. Записать предложения и составить схемы предложений.
В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто. А по сторонам вымершая от зноя степь: устало полегшие травы, тускло, безжизненное блистающие солончаки. Всюду: сверху и внизу – пели жаворонки.

  1. Самостоятельная работа по вариантам.
Списать предложения:

I вариант

Ни дерево, ни вода – ничто не шелохнется. Вся усадьба Чертопханова состояла из четырех ветхих срубов разной величины, а именно: из флигеля, конюшни, сарая и бани. Все: лицо, походка, взгляд, голос – все вдруг изменилось в ней.

II вариант

И вы, и я – мы оба порядочные люди. Местонахождение усадьбы было хорошо: приветливо, уединенно и привольно. Все вокруг: и море, и горы, и город – сливалось в хрустальную чашу, полную искр, блеска, теней и ветра.

Из данных предложений выпишите то, которое соответствует схеме


I вариант


О
О : ни, ни, ни


О
II вариант

___ . ___, ___ . ___, ___ . ___ -


Всего их тетеревов тут шесть: две серых тетерки и четыре петуха, краснобровых и с лирами. Ах, я не верю ничему: ни снам, ни сладким увереньям, ни даже сердцу твоему. На красноватой траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. Повсюду: в кустах, в траве – запели, зачирикали птиц.

III Итог урока.

Урок №4

Тема : Правописание суффиксов существительных и прилагательных, знаки препинания в сложносочиненном предложении

Цель : Повторить правила правописания суффиксов существительных и прилагательных. Повторить постановку знаков препинания в сложносочиненном предложении.

План

I Повторение о суффиксах, их значении и правилах правописания.

Словарный диктант. Суффиксы выделить графически и объяснить их написание:

Ежонок, собачонка, бархатистый, горошек, бойцовый, бочонок, старушонка, гвардеец, глянцевый, грошовый, прядильщица, душенька, плюшевый, плохонький, синеватый, носильщик, матросский, казацкий, дымчатый.

II . Комплексное повторение различных видов разбора и правописания суффиксов. Вызываются четыре человека.


  1. Мы произносим: «Человек!», и видится нам за этими словами скромный мужественный, величественный образ.

  2. Мы говорим: «Человек» и представляем крошечное существо, беспомощное, неуклюжее, или маленькую забавную игрушки, изображающую как взрослого, так и ребенка.

  3. Скажем «человечище и гигант не только по росту, но – и это особенно важно – силе мысли, по значению в жизни общества встает за ним.

  4. А есть еще в нашей лексике слово «человечишко», обозначает оно себялюбца, эгоиста, ничтожество в обществе.
III . Самостоятельная работа. Списать текст, расставить знаки препинания и дать характеристику второму предложению.

Народ создавая в былине Илья Муромец и Соловей разбойник образ врага Русской земли пользуется суффиксами сообщающими словом пренебрежительно увеличительное значение идолище поганый страшилище и другие и тем самым выражает свое презрительное к нему отношение. А рисуя в той же былине картины Родины народ нежен и ласков и это проявляется в подборе слов с уменьшительно ласкательными суффиксами травушка муравушка дороженька силушка.

IV . Устная работа (можно в виде соревнования по рядам)

Образовать однокоренные при помощи различных суффиксов от слов:

Родная земля, белый снег, тонкая береза, веселая песня, красивая жемчужина, легкое пальто, добрая бабушка, горячий хлеб, большой холод.

V . Итог урока

Урок №5

Тема : Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. Непроизносимые согласные. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Цель : Повторить правила правописания глухих и звонких согласных в корне; непроизносимых согласных. Повторить постановку знаков препинания в сложноподчиненном предложении, союзы в сложноподчиненном предложении, типы придаточных предложений.

План

I . Правописание глухих и звонких согласных в корне, непроизносимых согласных.


  1. Прочитать запись на доске и объяснить написание выделенных согласных.
Но г ти, домоча д цы, блю д це, варе ж ка, пря ж ка, ча ш ка, бече в ка, сколь з ко, приве з ти, пол з ти, вле з ть, ма с ка, ше ф ство, изморо з ь, изморо с ь, про с ьба, ко с ьба, моло т ьба, обра з цовый, бу д то бы, впереме ш ку, впереме ж ку.

  1. Самостоятельная работа с дальнейшей взаимопроверкой.
Списать слова, вставить, где нужно, пропущенные буквы и подобрать, где можно, проверочные слова.

I вариант.


  1. доблес…ный, грус…ный, прес…ный, лес…ный, несчас…ный, поз…ний, ненас…ный, со…нце, сер…це, лес…ница, облас…ной, мес…ный, ярос…ный, влас…ный, радос…ный, извес…ный, соглас…ный

  2. гру(зч, щ)ик, боро(зд, щ)атый, разме(т, д)чик, коне(ч, ш)но
II вариант.

  1. здра…ствуйте, звез…ный, вес…ник, поверхнос…ный, свис..нул, громоз…кий, стас…ный, препос…ной, трос…ник, подвла…ный, учас…ник, отвес…ный, завис…ник, ус…ный, корыс…ный, ужас…ный

  2. разно(сч, щ)ик, перево(д, т)чик, ре(зч, щ)ик, мо(зж, жж)ечок, балалае(ч, ш)ник
II Сложноподчиненные предложения и знаки препинания при них.

  1. Составить предложения, в которых объяснить, кто такой грузчик, и кто такой разносчик. Какие по строению получились предложения? Что такое сложноподчиненное предложение? Какие виды придаточных предложений вы знаете? Как присоединяется придаточная часть к главной? Какие союзы используют для присоединения придаточного к главному предложению?

  2. Разбор предложений

  1. Пиши ко мне всё, что ты заметишь.

  2. В рассеяности проехал я мимо поста, где должен был переменить лошадей.

  3. Вы это поймете когда проживете здесь еще несколько времени.

  4. Владимир приехал в деревню для того, чтобы тебя видеть.

  5. Чарский был в отчаянии, если кто-нибудь из светских друзей заставал его с пером в руках.

  6. Он прикидывался страстным охотником до лошадей, хотя никак не мог отличить горской породы от арабской.
III. Итог урока.

Урок №6

Тема : Правописание частиц «не» и «ни» с разными частями речи. Тире в простом и сложном предложениях.

Цель : Повторить правила правописания частиц «не» и «ни» с различными частями речи. Вспомнить правила постановки тире в простом и сложном предложениях.

План

I Правописание «не» и «ни» с различными частями речи.


  1. С существительными

  1. Когда «не» пишется с существительными раздельно? (отрицание и противопоставление)

  2. Когда «не» пишется слитно? (без «не» не употребляется, «не» является приставкой)

  3. Когда «ни» пишется раздельно? (усиление отрицания, для абсолютного отрицания, «ни» и существительное разделяет предлог)
Предложения для объяснения. Попутно вспомнить правописание «не» с глаголами.

  1. Дружба (не)услуга, за нее (не)благодарят.

  2. (Не)бойся (н..)знания, бойся ложного знания. От него все зло мира.

  3. (Н…)зверя, (н…)птицы, (н…)звука, (н…)тени.

  4. (Н…)музы, (н…)труды, (н…)радости досуга – (н…)что (н…)заменит единственного друга.

  5. Жизнь – это самый серьезный предмет. Радость найдем, одолеем (н…)взгоды.

  6. На Керчь мы шли уже (не)берегом, а степью.

  7. Экипаж (не)был похож (н…)на тарантас, (н…)на коляску, (н…)на бричку.
Объяснить постановку тире в четвертом и пятом предложениях.

  1. С прилагательными

  1. Когда «не» пишется с прилагательными раздельно? (прямое отрицание, при этом прилагательное входит в состав сказуемого; выражено или подразумевается прямое противопоставление; прилагательное имеет при себе отрицательное местоимение или наречие с частицей «ни» (нисколько, ничуть) или если «не» входит в состав усилительных отрицаний (вовсе не, далеко не, отнюдь не))

  2. Когда «не» пишется с прилагательными слитно? (без «не» не употребляется; «не» является приставкой или можно заменить синонимом)

  3. Когда «ни» пишется раздельно? (абсолютное отрицание; усиление уже имеющегося отрицания; когда употребляется в значении «и не»)
Списать предложения, найти ошибки в написании «не» и «ни» с прилагательными, исправить ошибки и обосновать свой выбор.

  1. Снег лежал ослепительной пеленой на ниобозримой степи.

  2. Я приказал ехать на не знакомый предмет, который тотчас стал продвигаться нам навстречу.

  3. Я памятник воздвиг себе не рукотворный, к ниму не зарастет народная тропа.

  4. Дом был не велик и приземист.

  5. По зимнему синеющие дали казались не оглядными, красивыми.
Вставить пропущенные буквы и объяснить свой выбор:

Все гости совершали обряд приветствования никому (н…)известный, никому (н…)интересный и (н…)нужный тетушке. Он заметил, что они подъехали (н…)к парадному, а к заднему подъезду.


  1. С глаголами, наречиями, причастиями и деепричастиями:

  1. Когда «не» пишется слитно с этими частями речи? (когда без «не» не употребляется, когда можно заменить синонимом (кроме глагола), нет пояснительных слов, «не» под ударением)

  2. Когда «не» пишется раздельно? (прямое отрицание, устойчивое словосочетание, есть пояснительные слова, есть отрицательное местоимения, есть противопоставление)

  3. Когда «ни» пишется раздельно? (Усиление отрицания, утверждения; входит в состав устойчивого словосочетания)
Записать под диктовку и объяснить выбор орфограммы.

  1. Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры не уставайте делать добро.

  2. Он решил не говорить с ним ни о чем, не противоречить ему, делать все, что велит.

  3. «Нечего их ни жалеть, ни жаловать!» - сказал старичок в голубой ленте.

  4. Какие б чувства не таились тогда во мне – теперь их нет.

  5. В лугах не скошена трава.

  6. Разорванные листы так и остались не склеены.

  7. Деятельность человека бесплодна и ничтожна, когда не воодушевлена высокою идеею.

  8. Как бы то ни было, имя дочери белогорского коменданта не было произнесено.

  9. Не зная истории культуры, невозможно быть культурным человеком.

  10. Никогда не беритесь за последующее не окончив предыдущее.

  11. Все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома.

  12. Вовсе не обязательно читать все подряд.
Объяснить постановку знаков препинания в предложении в). Объяснить постановку тире в предложении г).

II . Самостоятельная работ.

Списать текст, раскрыть скобки, графически объяснить слитное и раздельно написание «не» со словами и постановку тире в предложениях, поставить недостающие запятые.

Сердце Москвы – кремль, Красная площадь. Царь пушка, Царь колокол, Оружейная и Грановитая палаты, лобное место – это не десятилетиями, а веками удаленная от нас история. Вот еще веха истории – (не)далеко от храма Василия Блаженного памятник, на пьедестале которого начертано: «Гражданину Минину, князю Пожарскому – благодарная Россия». И в лучах солнца и в (не)настье хороша Красная площадь: при солнце мы видим ее золотой и искрящейся, (не)отразимо прекрасной – (не)погода (не)изменяет этого мнения: (не)дождь обращает на себя внимание, а (не)возмутимость людей, (не)скончаемым потоком торопящихся сюда.

III . Итог урока

Урок №7

Тема : Итоговый контрольный диктант.

Цель : Проверить усвоение изученного материала за год

На следующем уроке провести анализ диктанта, выполнить работу над ошибками, при необходимости дать дополнительные задания.

План

I Чтение текста диктанта, его осмысление, обсуждение предполагаемых знаков препинания.

II Диктант.

Гроза

Одиннадцатый час на исходе. По-прежнему тяжело дышит июльский полдень. Тихо колышется над песчаной дорогой воздух, придорожные желтые травы никнут, стелются от зноя. Дремлет и томиться без влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнятно лепечет в полудремоте кузнечик.

Ни человек, ни птица, ни мелкая травяная тварь – никто уже ничуть не борется с истомой, все сдались, кажется, ее непреодолимой силе. Не хочется ни о чем думать. В лугах ни ветерка, ни росинки. В лесу так же душно как и в открытом поле. Идти купаться в ближайшую речонку сил не хватает, да, пожалуй, еще больше разомлеешь на солнышке после купания.

Вследствие жары все замирает. Одна надежда на грозу: она одна разбудит природу, одна развеет сон. Вдруг слышишь: что-то грохочет вдали. Это строятся полку грозных туч, они быстро облегают все небо.

Блеснула молния, разрывая облака. Наступает зловещая тишина. Вот-вот разразится трескучий гром, на обожженные поля опрокинутся небесные озера.

III Повторное чтение и проверка написанного.

IV Итог урока

Использованная литература


  1. «Русский язык» Пособие для факультативного курса под ред. А.В. Барандеева, М. «Высшая школа», 1994 г.

  2. «Современный русский язык» Сборник упражнений под ред. П.А. Леканта, М. «Высшая школа», 1994 г.

  3. «Уроки русского языка в восьмом классе» Пособие для учителя. Н.А. Пузанова, М. «Просвещение», 1970 г.

  4. Использованы цитаты из произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, М. Горького, М.М. Пришвина, К. Паустовского и др.

Ольга Яворская
Конспект урока в третьем классе «Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих»

Русский язык

Дата «___» ___ ___ г Класс 3- «Б»

(2 четверть)

Урок 44

Тема урока : Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих

Цель урока :

1. Знакомить учащихся с особенностями написания .

2. Обобщать знания учащихся о функциях мягкого знака, как показателя мягкости согласных, разделительного мягкого знака для подтверждения женского рода имён существительных .

Тип урока : урок усвоения новых знаний;

Методы преподавания : информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___

Методы учения : исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___

Оборудование, наглядность, ТСО

Этапы и структура урока .

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока )

2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают слова с шипящим на конце .

Во время проверки дом. Задания 5 уч-ся получают карточки и работают по ним

3. Чистописание вещь, чертёж

Слого-звуковой анализ слов : вещь, чертёж.

К каким родам относятся эти два слова?

Какими звуками заканчиваются эти слова?

Что мы знаем об этих звуках? Как их называют или что у них общего?

Какие шипящие звуки вы знаете ?

4. Сообщение темы урока .

Мы начинаем изучать написание имён существительных , у которых основа заканчивается на шипящий звук .

5. Постановка учебной задачи.

На что ещё обратили внимание при анализе слов вещь и чертёж! (Заканчиваются на шипящий звук , но в одном случае есть мягкий знак, а во втором его на конце слова нет .)

Почему это происходит вы узнаете, выполнив упр. 247. (Устно выполнить все задания к упражнению) .

Что нового узнали о написании имён существительных женского рода ? (Если основа имён существительных женского рода заканчивается шипящим звуком , то после него пишется мягкий знак. Имена существительные мужского рода , оканчивающиеся шипящим звуком , пишутся без мягкого знака.)

6. Наблюдение над особенностями существительных с шипящим звуком на конце слова

Упр. 248- комментированное письмо.

Упр. 249- комментированное письмо.

Упр. 251- комментированное письмо.

Упр. 253- устно

Пыль с дороги захватил,

А потом, набравшись сил,

Завертелся, закружился

И столбом до неба взвился. (Смерч)

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою

Я любой замок. (Ключ)

В небе - изба,

На избе - труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет. (Печь)

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она. (Мышь)

Подходить к дому стала,

С неба солнце украла. (Ночь)

Физкультминутка

7. Зрительный диктант.

Упр. 250 стр. 111.

8. Самостоятельная работа творческого х-ра.

Упр. 254. Проверка – фронтально.

9. Итог урока .

Что нового узнали на уроке ?

В каких случаях пишется мягкий знак после шипящих ?

У кого из вас вызывает затруднение написание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных , стоящих в начальной форме?

Задайте друг другу вопросы о существительных с шипящим звуком на конце слова .

Домашнее задание.

Рефлексия

Публикации по теме:

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Род имен существительных» Данный урок разработан для учащихся 2 классов. Цель урока: дать понятие о категории имен существительных. Урок построен на основе применения.

Тема урока : «Написание ь после шипящих»

Цели:

1.Создать условия для ознакомления учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих в глаголах.

2.Создать условия для формирования умения писать Ь после шипящих в именах существительных и кратких прилагательных

3.Создать условия для развития орфографической зоркости и мыслительной деятельности учащихся.

4.Создать условия для воспитания культуры учебного труда и коммуникативных способностей.

Ход урока

І. Орг. момент.

ІІ. Орфографическая минутка.

под диктовку, выделим орфограммы:

Воро бь и, па ль то, яко рь , моло дёжь , соло вь и, помощь .

* Самопроверка. (слова вынести на доску )

Сверьте с доской. У кого все слова записаны так, как на доске, поднимите руку.

Прочитайте слова ещё раз и скажите, что в них общего?

( имена существительные;

С безударной гласной в корне слова;

Пишутся с мягким знаком;)

Какую роль выполняет “ Ь ” в словах?

Ь – разделитель;

Ь – смягчитель;

Ь – указывает на существительное жен. рода 3 склонения;

А как вы напишите следующие слова: ключ…, хорош…, могуч…, чертёж…?

Объясните.

Вывод. Расскажите, что мы знаем о правописании Ь после шипящих на конце слов?

А как вы думаете, пишется ли Ь после шипящих на конце глаголов?

Тема нашего урока сегодня звучит так:

“Мягкий знак после шипящих в глаголах”.

Попробуем сформулировать цели урока.

У – узнаем, пишется ли Ь после шипящих в глаголах;

Р – будем развивать внимание и орфографическую зоркость;

О – объяснять написание слов;

К – корректировать ответы товарищей;

ІІІ. Работа над новым материалом.

Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли Ь после шипящих на конце глаголов, предлагаю обратиться к рубрике “Давай подумаем” на с.82.

Внимательно прочитайте предложения.

Скажите, это просто предложения или что-то иное? (пословицы)

Кому не понятен смысл пословиц? (по необходимости объяснить)

1). Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2). За двумя зайцами погонишься , ни одного не поймаешь.

4). Без теста пирога не испечёшь .

5). Важно беречь платье снову, а честь смолоду.

Прочитайте выделенные слова. Какой частью речи они являются?

(Глаголы)

В каких формах стоят? (в нач. ф.; в личн. ф.; в ф. повелит. накл.)

Что интересного вы заметили в написании глаголов? (на конце глаголов после шипящих пишется Ь)

Сравним наши выводы с выводом девочки Жени. (На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь )

Совпали ли выводы? (да)

Чтение вывода по учебнику хором. (Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь )

А сейчас закрепим наши теоретические знания на практике.

Упр. 1 – внимательно прочитайте задание. Как вы его поняли?

(записать глаголы в три столбика: нач. ф. гл. 2л. ед. ч. гл. повел. накл.)

Встаньте, кто выполнил задание правильно.

Ф? минутка . Я буду называть слова. Если в слове надо писать Ь, вы приседаете 1раз, если Ь писать не нужно – делаете 1 хлопок над головой.

Рожь, шалаш, скрипач, спишь, дружишь , беречь, кирпич, могуч, пишешь, думаешь, (желаю) удач.

Работа по карточкам.

“Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч… .
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного…”

Прочитайте отрывок.

Из какого произведения эти строки? Кто автор?

Вставь, если нужно Ь в слова. (дети работают самостоятельно)

Проверка .

Назовите слова, в которых написали Ь, и докажите, что он необходим.

А почему в словах могуч и туч Ь писать не нужно?

Письмо под диктовку с комментированием.

Поспешишь – людей насмешишь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Упражнение с использованием сигнальных карточек . (слова записаны на доске; дети показывают Ь, учитель вписывает в слова)

Стри…, доч…, поёш…, мыш…, скрипач…, гореч…, трубач…, стрич…, играеш…, сторож…, печ…, спряч…, береч…

Вывод .

Дети, кто понял, когда же пишется Ь после шипящих на конце слов?

Сейчас я проверю.

Задание на карточках . (соедини линией, когда пишется Ь)

Сравните с таблицей! (на доску вывешивается таблица)

Обратимся к целям урока и сделаем вывод.

Что нового мы узнали о правописании глаголов?

Чему учились?

Кому на уроке было интересно и всё понятно – поставьте на полях в тетради восклицательный знак (! ). Если были затруднения или что-то непонятно – поставьте знак вопроса (?)

Не переживайте, завтра мы продолжим разговор на эту тему.

Дом. задание. С.82 –правило, с. 83 – упр. 5, 2.

Цель урока: Систематизировать и обобщить правила правописания Ь после шипящих на конце слова; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

Материал для словарно-семантической работы: сердечный, душевный, задушевный; изнурительный.

I. Систематизация и обобщение правил правописания Ь после шипящих на конце слова по пособию М. Т. Баранова и др. (с. 228230) или В. Ф. Грекова и др.

II. Совершенствование орфографических умений и навыков.

1. Выполнение упр. 69 из пособия В. Ф. Грекова и др.

2. Выборочный диктант (выписать слова с контрольными орфограммами, обозначить их).

1. Воздух тих, прозрачен и свеж, (А, Чехов). 2. Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг. (И. Никитин). 3. Плач полетел, серебряно звеня. (А. ). 4. Я открываю настеж ь окна. В комнат у вливается поток свежего воздуха. (Ч. Айтматов). 5. И я приму тебя, как упряжь, тех ради будущих безумств, что ты, как стих, меня зазубришь, как быль, запомнишь наизусть. (Б. Пастернак). 6. Он тем хорош, что он совсем не то, что думает о нём толпа пустая. (И. Северя нин). 7. Для чего и куда увела она прочь нас с тобой ото всех в эту буйную ночь? (И. Бунин).

3. Предупредительный диктант.

1. Взялся за гуж - не говори, что не дюж. 2. И умен, и пригож, да на дело не гож. 3. Для дорогого гостя и ворота настежь. 4. День за ночь - сутки прочь. 5. Пеший конному не товарищ. 6. Худая слава пойдё т - никто замуж не возьмё т. 7. С горы вскачь, а в гору хоть плачь. 8. Матушка-рожь кормит всех сплошь. 9. В каком народ е живёшь, того обычая и держись. 10. После дождя и туч снова солнца луч. 11. Красна реч ь поговоркою. 12. В медовых речах всегда горечь найдётся. (Пословицы).

4. Объясните льный диктант.

Щемящ ее чувство овладевает тобой, когда пер еступаешь порог родного дома и вспоминаеш ь прожитые здесь годы...

Лежиш ь, бывало, на тёплой печи, в трубе от лютого холода стонет вьюга, стучится в избу. Мать, сидя за прялкой, выводит пониженным голосом; отец, орудуя шилом и дратвой, подшивает валенки и главенствует простуженным басом. Голоса их пер еплетаются, теснятся в избе. Слушаешь, слушаешь, закрыв глаза, и вот уже нет ни избы, ни вьюги, уходишь мечтами в казачий боевой поход, гарцуеш ь на лихом коне, едешь “по-пiд горою, яром, долиною” и дальше, дальше. Откроешь глаза, чтобы оглянуться, попрощаться с родной хатой,- и проснешься. И снова видишь отца с матерью за работой,

Не понимал я тогда их горьких жалоб на жизнь, не знал, что труд этот дейст вительно изнуряющ, а песня лишь скрашивала его, возвращала их в молодость, в ту пору, когда выходила “дiвчинонька рано-вранцi по воду.. .”. А вспомнив это, пусть и не своё, чьё-то чужое счастье, обоим становилось легче.

Песня из украинской старины действительно была у них самым задушевным разговором. (По И. Ф илоненко).

5. Диктант-кроссворд (заменить продиктованные слова или сочетания слов одним словом с шипящим на конце, письменно объяснить контрольные ).

Неправда (ложь), сильный вихрь (смерч), мелкие деньги (мелочь), сильно размахнувшись (наотмашь), содействие (помощь), ползучее растение (плющ), невозделанное место (пустошь), граница (рубеж), скачка ми, очень быстро (вскачь), способ ходьбы в строю (марш), невыносимо (невтерпёж), распахнув до конца (настежь).

Домашнее задание: составить связное высказывание в научном стиле речи об употреблении буквы Ь после шипящих на конце слова, выполнить упр. 315 из пособия В. Ф. Грекова и др.

Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце слов. (5 класс)
Цель урока:
1) Научить ориентироваться в написании мягкого знака после шипящих на конце слов на основе классификации частей речи.
2) Развивать логическое мышление.
3) Прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты:
Личностные:
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Определение границы незнания, коррекция собственных задач.
Познавательные:
Выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи.
Регулятивные:
Осознание самого себя как движущей силы учения
Коммуникативные:
Умение работать в парах, эффективно сотрудничать.
Участие в диалоге на уроке.

Ход урока

1.Мотивационная установка на сотрудничество (от лексического значения приставки СО (вместе):
Собеседники - те, кто вместе? (беседуют)
Сотрудники - те, кто вместе? (трудятся)
Будем вместе хорошо трудиться на уроке?
2.Актуализация опорных знаний Зрительный диктант. Слайд №2 (Текст на экране) Орфограммы пропущены
В этот час такая тиш..!
(Не) шурш…т в р…ке камыш…
Ветер свеж, и ты (не)спиш…
Порядок работы
Орфоэпическое чтение учителем
Работа над пропущенными орфограммами - гласными с помощью открывающихся планшетов с гласными буквами (дети показывают нужную букву)
Объяснение других орфограмм
Устное воспроизведение (текст скрыт).
Письмо по памяти.
3. Физминутка – фономассаж(произносим звуки [ М, Н, В, З,Ж] , проводя по массажным линиям лица. Последнее движение - поколачивание грудины со звуком [Ж].
4. Переход к теме урока от звука [Ж].
- Какой звук вы произнесли последним?
- Дайте характеристику этого звука (согласный, звонкий, твёрдый).
-Что ещё вы знаете об этом звуке? (шипящий).
- Назовите шипящие звуки [Ж], [Ш], [Щ’], [Ч’].
- Какие по твердости – мягкости звуки [Ж] [Ш ]? (всегда твердые, не имеют мягкой пары).
-Какие по твёрдости -мягкости звуки [Ч’] [Щ’]? (всегда мягкие, не имеют твердой пары)
- Можно ли смягчить[ Ж ], [Ш],если написать после букв Ж,Ш мягкий знак?
-Станут ли твердыми [Ч’], [Щ’], если не написать после букв Ч, Щ на конце мягкий знак?
-Почему же иногда пишем ь?
Это традиционное написание(«традо» - передаю) Такое написание нам передали наши предки, и я уверена, что мы будем писать грамотно, чтобы никто не мог нас упрекнуть в неуважении к нашим предкам и нашему языку. Слайд №3 Будем помнить слова Александра Сергеевича Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие»

Давайте найдем в тексте написанного зрительного диктанта слова с шипящей на конце, определим, к какой части речи они относятся, и составим таблицу.
5.Составление таблицы . Слайд №3
Мягкий знак после шипящих на конце слова
Существительное 3 скл Ь
Не 3 скл Не пишем Ь
Краткое прилагательное Вопрос каков? Не пишем Ь
Глагол Всегда Ь

6.Рассказ по готовой таблице с приведением примеров.

7. Работа в парах: слайд №5 дописать пословицы
Поспешишь –
Без труда
С кем поведёшься,
Шила в мешке
Что посеешь,

8.Чтение стихотворения, иллюстрирующего применение изученного материала (читает подготовленный ученик) слайд№6
Если к слову с шипящей ты задал вопрос:
Это кто? Мышь, камыш или брошь?
Ты, дружок, не спеши,
А сначала склоненье над ним напиши.
Если третье склоненье,
То, отбросив сомненье,
Мягкий знак непременно
Ты в конце напиши!
А не третье склоненье-
Никогда не пиши!

А какая беда нам грозит, если не научимся применять правило? (приходим к выводу, что самая страшная беда - быть безграмотным)
Я уверена, что эта беда нам не грозит. Давайте проверим!
9. Слайд №7- 9
Замените данные слова существительными с основой на шипящий, укажите склонение
Доктор – врач 2 скл
Поддержка –
Неправда –
Родник –
Сила –
Друг –
Безветрие –
10. Получи 5
1 2 3
1. вещ.. глуш.. печёш..

2. помощ.. грач.. круч..

3. брош.. мыш.. бежиш..

4. луч.. дач.. доч..

5. несёш.. печ.. молодёж..

10. Интерактивный тренажёр «Мягкий знак после шипящих в конце слова».

11. Рефлексия. Ребята, у вас на столах есть картинки: солнышко и облачко.
Это символы (знаки) вашего настроения на уроке и отношения к тому, что и как вы сегодня смогли сделать (большая часть детей выбирает на этом уроке солнышки)
Положите в дневник карточку с домашним заданием.
12. Домашнее задание дается каждому индивидуально.
На карточке слова, например: рыбка, заяц, неправда, шило и т.д. Задание: вспомнить или найти пословицы с этими словами, объяснить написание мягкого знака после шипящих на конце слов.

Презентация на тему: Написание ь после шипящих на конце слова