Мы теперь уходим понемногу размер. Анализ стихотворения Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу…

Еще в древние времена, осознав трагическую конечность бытия, люди стремились напрямую не говорить о смерти, чтобы не навлечь на себя беду раньше срока. Именно поэтому в языке так много устойчивых выражений, обозначающих уход человека из жизни. Талантливый русский поэт С. Есенин тоже сумел подобрать мелодически тонкую и возвышенную метафору:

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Ассонанс «у» в первых строках стихотворения навевает печальные раздумья о смысле земной жизни, о ее скоротечности, о поиске нравственных опор.

В природе смерть одного человека компенсируется продолжением рода, появлением новых живых душ: детей, внуков, правнуков. У Есенина же конечность человеческого бытия звучит вдвойне пессимистично: процесс ухода неотвратим, а жизнь хрупка и коротка. Поступательное движение человека по жизни лишь приближает его к роковому концу.

Что же принято делать перед уходом по народной традиции? Конечно же, прощаться. Поэтому так логично и закономерно звучит вторая строфа стихотворения, начинающаяся с пронзительно тревожных обращений:

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

В этот миг душевного единения с природой лирический герой словно ищет понимания своему горестному чувству.

Первая строка четвертой строфы «Много дум я в тишине продумал» свидетельствует о глубине философского начала, с которой он воспринимает судьбу. Не каждому из нас дано среди житейской суеты вдруг остановиться и предаться размышлениям. В такие минуты, как правило, происходит своеобразная переоценка ценностей. Человек осознает, что все время находится на краю той пропасти, которая отделяет этот мир от мира усопших. Мучительный вопрос о судьбе души после того, как она расстается с бренной плотью, издревле был включен во все религиозные учения мира. С. Есенин понимал, что не сможет получить на него ответа. Он с грустью смотрит в будущее и дорожит теми минутами созерцания и раздумий, которые отпущены судьбой.

Говорят, перед концом человек вспоминает всю свою жизнь. Лирический герой С. Есенина словно оглядывается перед уходом и смотрит на то, что оставляет в этом мире. Он сожалеет лишь о двух ценностях этого света: о неповторимых красотах природы, которых, увы, нет в той благодатной стране, и о людях, которые живут на земле, обрабатывают ее, делая еще прекраснее (сеют хлеб, «золотящийся во мгле»).

Провидческое предчувствие скорой смерти не поэтический прием, а реальный факт биографии С. Есенина. Данное стихотворение датируется 1924 годом. Поэт в это время был еще совсем молодым, но всего один год остается ему жить и творить на этой прекрасной земле, любоваться красотами русской природы.

Величие души человеческой проявляется в том, как он встречает смерть, воспринимает ее неизбежность. Это, наверное, наиболее тягостное из всех испытаний, которые посылает на его долю судьба. В есенинской метафоре воплощено прежде всего религиозное понимание смерти как перехода из одного состояния жизни души в другое. Именно поэтому фраза «в ту страну, где тишь и благодать» звучит несколько умиротворенно по сравнению с надрывной и трагической тоской, которая пронизывает все естество поэта, когда он обращается к любимой природе. Он словно стремится запомнить и унести с собой это драгоценное воспоминание о неповторимых красотах мещерских лесов и песчаных равнин, милых сердцу берез и осин, розоватого отблеска предзакатной воды на озерах и реках. Характерные образы и детали среднерусского пейзажа свидетельствуют о том, что скорее всего картины, описанные в данном произведении, навеяны образом родной Рязанщины.

Но не одна лишь природа заставляет С. Есенина любоваться этим светом. Страну украшают люди своим трудом, великодушием и добротой. Символично, что поэту дороги все люди, живущие на земле. В финале стихотворения не выделен какой-либо один образ (друга, матери или возлюбленной, например), как это часто делается в подобных исповедальных произведениях. В этом плане данное стихотворение тесно соотносится с произведением Н. Рубцова «До конца», в котором лирический герой перед уходом также прощается с миром и исповедуется «перед всем старинным белым светом».

Однако, несмотря на общую элегическую тональность, есенинский лирический герой все-таки выделяет и наиболее счастливые минуты своей земной жизни:

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

В этих строках воплотилось глубокое философское представление поэта о праве каждой живой души на счастье и радость на этой планете. На первый взгляд пренебрежительное слово «зверье» в контексте есенинских строк звучит нежно и ласково. Поэт словно полемизирует с теми, кто позволяет себе обижать «братьев наших меньших». Этим определением С. Есенин уравнивает людей и животных в их праве на жизнь. Данные строки наполняют произведение огромным воспитательным значением. Наряду с тем, что философский смысл остается главным для читательского восприятия стихотворения, огромную ценность имеет и эстетически выразительное описание природы в нем.

Произведение поэта имажиниста Есенина "Мы теперь уходим понемногу" вышло в свет в первой половине ХХ века. Неприятие смены советской власти и уход близкого друга поэта Александра Ширяевца - эти события негативно сказываются на мыслях поэта, которые он выплескивает в своём стихотворении.

Стихотворение пропитано тематикой противопоставления жизни и смерти. Поэт употребляет глаголы в прошедшем времени, будто пишет прощальное письмо. Придаваясь воспоминаниям он осознает насколько ему был дорог родной край с его необычайной природной красотой.

Композиционная структура произведения состоит из семи катренов. Относительно стихотворение делится на несколько частей. В первой Есенин в форме иносказания даёт понять, что от смерти никто не скроется и рано или поздно каждый окажется в стране, в которой правят тишь и благодать. Далее он повествует о своей возвышенной любви к жизни, природе, родным местам. В заключительной части поэт признается, что всегда перед сонмом уходящим испытывает страх.

Произведение принадлежит к философской лирике. Выполнено в размере пятистопного хорея с применением перекрестной рифмы АВАВ ("понемногу - в дорогу", "благодать - собирать"). Для выразительности использовано множество средств, эпитеты "бренные пожитки", "милые чащи", "розовая водь"; метафоры "цветут чащи", "не звенит лебяжьей шеей рожь". Анафора "много - много" в начале четвертой строфы символизирует как много всего успел сделать поэт на этой земле, "счастлив - счастлив" поэт доказывает, что был счастлив от того, что делал. Для большей образности описания идёт применение олицетворения: "осины загляделись". Прием звукописи использован в строке: "Не звенит лебяжьей шеей рожь" повторение шипящих звуков способствует передачи шелеста. Стилистика, в которую окрашена лексика очень разнообразна. Здесь встречаются выражения высокого стиля: "сомн", "благодать"; и разговорного "валялся", "зверье".

Последняя строфа сглаживает уныние всего прочитанного, но и так же даёт понять о конечности бытия.

Во всех стихотворениях последнего года жизни поэта заметны мрачные нотки, но во всех них сохраняется одна любовь, любовь к русской природе.

Стихотворение "Мы теперь уходим понемногу" оказалось своеобразным предвидением скорой смерти автора. Создавая такой прощальный монолог в 1924 году Есенин был совсем молод. Но уже ровно через год поэта не стало.

Вариант 2

У Есенина имеется огромное количество разных произведений, которые стали популярными и знаменитыми практически каждым. «Мы теперь уходим потихоньку» написано как раз в то время, когда автору совсем не нравилось все что происходит с миром, и он ничего сделать не мог, чтобы это все прекратить. Есенин не может в этом мире найти себя и от этого ему на душе тоскливо. К этому еще добавилось и то, что у него умер друг, с которым он давно дружил. Здесь идет обращение не только к земле, на которой он родился и живет, но еще и к тем местам, которые за это время стали ему дороже всего на свете.

А ведь еще с древних времен люди не говорили о смерти громко для того чтобы не навлечь беду ни на себя, ни на своих близких и родных людей. Именно поэтому было создано огромное количество различных устойчивых выражений, которые и описывает данное событие в полной мере.

Так задумано природой, чтобы один человек умирал и ему на замену рождался другой. Это могут быть дети, внук или правнуки. Есенин очень тонко описывает этот уход и показывает, что процесс невозможно предотвратить, а жизнь порой бывает хрупкой и тонкой гранью.

Многие люди перед уходом в мир иной стараются попрощаться со всеми своими родственниками, а также близкими людьми. А также попросить прощения за то, что когда-то сделали им больно.

У каждого человека имеются свои дела и проблемы, которые требуют быстрого решения. И не каждый сможет вдруг остановиться и задуматься над тем как он живет и переоценить все что происходит с ним. А ведь на самом деле все мы находимся рядом с пропастью, которая отделяет наш мир от мира усопших. И никогда не знаешь, когда вы попадете в эту пропасть.

Больше всего на свете Есенину хотелось узнать, куда же попадает душа после смерти, вот только это никому неизвестно, пока сам туда не попадешь. И нужно дорожить каждой минутой, которая вам отведена, и наслаждаться жизнью какой бы она не была.

Для автора данное произведение является провидческим, ведь через год он умирает. А с собой он уносит неповторимую красоту леса, озер и равнин. Но не одна природа запоминается Есенину, кроме этого он помнит людей, которые стараются поскорее посадить овес и пшеницу, а потом ухаживают за ней и собирают.

Анализ стихотворения Мы теперь уходим понемногу по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Кедрина Аленушка 5 класс

    Прежде чем приступить к анализу стихотворения, надо вспомнить, когда оно было написано. Понять, какие чувства были на душе у поэта. Октябрь 1942 года, идет война до окончания которой еще долгих три года. Это известно сейчас, а тогда

  • Анализ стихотворения Буря Некрасова

    Стихотворение под названием «Буря», написанное Некрасовым, полностью раскрывает автора, как человека достаточно романтичного и целеустремленного. Складывается впечатление

  • Анализ стихотворения Море и звёзды Фета

    Афанасий Фет имел непростые отношения с женой Марией Боткиной. Поэт всю жизнь любил Марию Лазич, а на Боткиной женился по расчету. В смерти Марии Лазич писатель обвинял себя

  • Анализ стихотворения В дороге Некрасова 6, 10 класс

    Николай Некрасов часто упоминает в своих произведениях о крестьянских жизнях, которые всегда были печальны. Кроме того, поэт рассказывает часто в своих творческих работах о браках между барином и простой крестьянкой

«Мы теперь уходим понемногу…» Сергей Есенин

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

Анализ стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу…»

Сергей Есенин предчувствовал собственную гибель за несколько лет до трагических событий в ленинградской гостинице «Англетер». Об этом свидетельствуют стихи поэта, наполненные грустью и ощущением неизбежности всего происходящего. Рефрен о скорой смерти присутствует в них с завидным постоянством, начиная с середины 1923 года, когда поэт вдруг осознал, что молодость осталась в прошлом, а будущее не сулит ему ничего нового и увлекательного.

В 1924 году Есенин публикует стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…», пронизанное духом упадничества и пессимизма. Чувствуется, что автор внутренне готовится к смерти, хотя напрямую и не говорит об этом. Однако мысленно он прощается с дорогими ему местами, отмечая: «Перед этим сонмом уходящих я не в силах скрыть свою тоску». Следует отметить, что само стихотворение было написано под впечатлением от смерти поэта Александра Ширяевца, который внезапно скончался от менингита в возрасте 37 лет. Он был одним из закадычных друзей Есенина, поэтому его смерть поэт воспринял, как личную трагедию, сделав из нее соответствующие выводы: «Может быть, и скоро мне в дорогу».

В этом произведении автор признается, что очень много думал о собственной жизни, которую считает вполне удачной. Однако Есенин не относит себя к разряду людей, которые цепляются за каждое мгновение существования в этом бренном мире . Даже о самом себе он говорит уже в прошедшем времени, отмечая: «И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил». Представляя себе жизнь после смерти, поэт с внутренним трепетом отмечает: «Знаю я, что не цветут там чащи». Поэтому перспектива кануть в небытие кажется ему удручающей. Александр Ширяевец уже переступил эту грань, перед которой Есенин испытывает настоящую панику. Тем не менее, автор понимает всю неизбежность смерти и чувствует, что очень скоро станет ее очередной добычей. Поэтому каждый момент земной жизни приобретает для него особый смысл. Ведь за чертой, к которой уже подошел Есенин, его ждет неизвестность, хотя сам автор убежден, что там – мрак, холод и пустота. Поэт не верит в бессмертие души и не стремится к вечности , понимая, что она бессмысленна без любимых полей и рек, без осин и березок, пурпурных гроздьев рябины и соловьиных трелей. Но больше всего Есенин боится того, что никогда уже не встретит тех, кто был с ним рядом все эти годы. «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле», — отмечает поэт, прощаясь не только с другом, но и с самой жизнью.

Творчество С.А. Есенина наполнено философскими проблемами. В 1924 .г. в его стихах неожиданно появляется множество вопросов, обращенных, в первую очередь, к самому себе: чем я жил? что я успел? Эти вопросы, так и остающиеся без ответа, отражают смятение его и потерянность, мысли о близком конце. Таким тяжелым душевным состоянием были оплачены последние шедевры его философской лирики, к которой относится и стихотворение «Мы теперь уходим понемногу».

Это произведение было написано в 1924 году на смерть Александра Васильевича Ширяева, «новокрестьянского» поэта, с которым на протяжении многих лет Есенин был связан крепкой дружбой. Это подведение итогов буйной и неспокойной жизни, это размышление о преходящем характере нашего бытия: «Мы теперь уходим понемногу // В ту страну, где тишь и благодать».

Очень осторожно упоминается «та страна», страна усопших. «Тишь и благодать», царящие там - это ниспосланная Господом награда за земную жизнь. Так начинается первая строфа, пронизанная пророческим предчувствием близкого конца. Но о смерти говорится завуалировано: «Может быть, и скоро мне в дорогу // Бренные пожитки собирать». Эпитет «бренные» придает строфе почти трагическое звучание, однако разговорное слово «пожитки» одновременно наполняет её легкой иронией. Мысль высказана с утвердительной интонацией. Нет сомнений в том, что все произойдет именно так.

Однако вторая строфа совсем иная по настроению. Она убеждает, что лирический герой еще не готов пройти по этой скорбной дороге. Яркие олицетворения, трогательный эпитет, восклицательная интонация, обращения и использование личных местоимений свидетельствуют о жизнелюбии, о трепетном отношении к русской природе: «Милые березовые чащи! // Ты, земля! И вы, равнин пески!». Именно к природе взывает лирический герой, именно с ней горше всего прощаться, стоя у роковой черты. Но люди умирают…

«Сонм уходящих»- как горестно, тоскливо звучит это сочетание! Впечатление усиливается и от принадлежности этого выражения к высокому стилю.

Три следующих строфы – размышление о смысле существования в этом мире, ведь перед смертью по христианским традициям надлежит исповедаться. Уж не исповедь ли это? Все глаголы в этих строфах употреблены в прошедшем времени. Это создает ощущение безысходности, безвозвратности, однако суффикс «-л-» наполняет строки напевностью и плавностью. Этой же цели служит пятистопный хорей с пиррихиями в каждой строке.

Откровенное признание в излишней любви к земному, к тому, «что душу облекает в плоть», то есть к разгульной жизни, сменяется восторженным взглядом на картины природы. Вот где можно найти умиротворение, вот чем можно успокоить израненное сердце! Как молитва звучит пожелание: «Мир осинам». Перефразическое олицетворение «загляделись в розовую водь» - красивейший образ, окрашенный в один из излюбленных есенинских тонов, принадлежащих к русской традиции иконописи.

Но не только плотскими страстями была наполнена жизнь лирического героя: «Много дум я в тишине продумал // Много песен про себя сложил». В этих строках – прямое указание на автобиографический характер есенинского творчества, поэтому оправдана анафора «много», ведь его лирика многогранна.

На этом противоречивом пути, на этой «земле угрюмой» были моменты, окрашенные в мажорные тона. Чувство полного, высшего удовлетворения не чужды герою, поэтому вновь анафорически звучат строки:

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве.

Радоваться каждому дню, каждой минуте – в этом, наверное, и заключается высшее счастье. Особое звучание приобретают строки:

И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Множество есенинских стихотворений посвящено животным. Они – гимн животному царству, без взаимодействия с которым не может совершаться самоопределение всего человечества. Мы живем по законам природы, только люди гораздо безжалостней, чем звери… Есенин дал фразеологизму «братья наши меньшие» новое значение – «животные, за которых люди в ответе». Тогда как этимология этого сочетания иная – Христос называл так людей низшего сословия, обездоленных. По-моему, в этом подтексте есть очень глубокий смысл.

Последние две строфы объединены общим смыслом. В них взор вновь обращается в тот печальный и безмолвный мир. Есть ли там что-нибудь? Герой уверен лишь в том, что там нет тех красот, которыми можно тешить взгляд на этом свете: «.. не цветут там чащи», «…не будет… этих нив, златящихя во мгле», «не звенит лебяжьей шеей рожь».

Эпитеты и метафоры помогают воссоздать поистине волшебную картину. Видимо, эта земля не настолько угрюма, если она исполнена таких красот.

Лейтмотивом звучат строки: «Оттого пред сонмом уходящих // Я всегда испытываю дрожь». В них тоска по ушедшим в тот мир друзьям, в них горестный вздох о быстротечности нашей земной жизни. Что же делать?

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Последние строки стихотворения – это своеобразный вывод, итог глубоких размышлений, но это и скрытый призыв к читателю. Нужно ценить то, что дала нам жизнь, нужно радоваться каждому дню, нужно любить живых, нужно чаще признаваться им в этом, иначе можно не успеть…

Лексика стихотворения очень разнообразна по стилистической окраске. Здесь и слова высокого стиля: «сонм», «плоть», «благодать»; и разговорного стиля «валялся», «зверье». Будто вся душа русского поэта, полная мучительных терзаний, раскрыта перед нами…Так и в нашей жизни много прекрасного, граничащего с низким.

"Мы теперь уходим понемногу" - одно из последних стихотворений поэта, в котором сквозит оптимизм и любовь к жизни. Стихотворения последнего года наполнены черной меланхолией, в них явственно звучат прощальные нотки. Тем не менее, все лирика Есенина «жива одной большой любовью – любовью к Родине».


Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…» относится к программным произведениям поэта, так как ярко выражает основную направленность его творчества – любовь к бытию, к красоте мира, бесконечное восхищение и преклонение перед этим творением Бога. Оно датируется 1924 годом, когда поэт достиг вершины мастерства и надеялся на долгую творческую работу по реализации новых замыслов, но при этом как бы предчувствовал краткость своего жизненного пути.

Предчувствие ухода звучит уже в первых строках стихотворения, но благостный мир вечного покоя и отдохновения, в который вступит его душа, отнюдь не кажется привлекательным, страшит и печалит его: «Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть своей тоски».

Это признание является вступлением к основной части стихотворения, которая звучит как страстное признание в любви к своей земле. Просто дышать, просто жить – какое это огромное счастье! Жизнь – самая обычная, с ее простыми радостями, доступными каждому, – представляется поэту как ни с чем не сравнимое наслаждение. Он с благоговением относится к природе, ее прекрасные образы переданы с удивительным мастерством большого художника. Как целая философия доброго, чуткого отношения к живому миру звучат следующие слова: «И зверьё, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове». Такова тема и идейное содержание стихотворения, художественная форма которого может служить образцом поэтического совершенства.

Поэтическая речь – это прежде всего система образов.

Читатель должен увидеть мир глазами художника, и поэтому так важна их яркость, зримость. Этой выразительности поэт достигает с помощью конкретности изображаемого, стараясь по возможности избегать обобщения. Так, с первого взгляда может показаться неожиданным переход от философского рассуждения к частному и ничем, казалось бы, не примечательному пейзажу: «Слишком я любил на этом свете Всё, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь». Но если вдуматься в этот образ, то именно он наиболее поражает своей свежестью, новизной. Эти примеры можно продолжить и дальше: не любил женщин, а «целовал; не лежал на траве, а «валялся».

Авторскому почерку соответствуют и использованные средства художественной выразительности. Особенно интересной кажется двойная метафора «не звенит лебяжьей шеей рожь». Здесь образ зримый смешивается с образом слышимым и является прекрасной авторской находкой поэта. Есенин часто «расцвечивает» свои стихотворения, при этом золотой, красный и розовый цвета являются его любимыми – «розовая водь», «златящиеся нивы». Эти цвета символичны: золотой – божественный цвет, а красный – цвет горения, любви, страсти.

Тщательно выверена и композиция стихотворения, где основным приемом является повтор, который озвучивает в разных вариантах основную мысль поэта и при этом создает особую музыкальность стиха, его песенную напевность: "Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил..."

Таким образом, стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…» можно считать классическим образцом русской лирики, где ясно высказанная мысль сочетается с несомненными художественными достоинствами.

Обновлено: 2018-01-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.