План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Интегрированная НОД «Вода в жизни человека. Опыт2

Конспект по экспериментированию первой младшей группе « Вода, какая она»

Воспитатель: Кожевникова Н. В. Ноябрь.

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность, познакомить с некоторыми свойствами воды;

Образовательная:

1.Познакомить детей со свойствами воды (цвет, температура, текучесть)

2.рассказать о значении воды в нашей жизни.

Развивающая:

1.Развивать речь, мышление и любознательность детей.

2.Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.

3.Развивать наблюдательность.

Воспитательная:

1.Воспитывать бережное отношение к воде.

2.Воспитывать у детей культурно- гигиенические навыки.

Обогащение словаря: Жидкая, прозрачная,холодная, тёплая.

Материал и оборудование: Стакан, стакан с водой, стакан с белой гуашью, камешек,две тарелки, вода тёплая, холодная, полотенце.

Ход занятия:

Раздаётся стук в дверь.

В-ль: Интересно, кто к нам пришёл в гости?

Заносит игрушку зайчика.

Здравствуйте, ребята,я шёл к вам в гости и нёс немного воды, хотел вместе с вами с ней поближе познакомиться, но я упал, и вода вся пролилась. Но у меня осталась загадка, отгадайте её..

Чтобы не было беды, жить нельзя нам без (воды)

В-ль: Не расстраивайся, Зайка, мы поможем тебе. У нас в группе вода есть в водопроводном кране.

Зайка; Здорово, сейчас мы с вами отправимся в путешествие на поиски воды. Вы готовы? Тогда в путь!

По ровненькой дорожке,

(дети идут шагом)

Шагают наши ножки,

Раз, два, раз, два,

По камешкам, по камешкам

(прыгают на двух ногах)

В ямку- бух!

(приседают на корточки)

Дети подходят к водопроводному крану.

В-ль: Набирает воду в стаканы.

Опыт № 1: « Вода- жидкая»

Вместе с детьми переливаем воду из одного стакана в другой.

В-ль: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

В-ль: Почему вода льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак вода какая? (жидкая)

Вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Давайте вместе повторим, вода льётся она жидкая.Молодцы. Идём дальше в путь.

Проводится п/и « По ровненькой дорожке»

Доходим до стола, где стоят стаканы с водой и тарелочки с белой гушью.

В-ль: Дети, какого цвета вода? Ответы детей.Прозрачная.

А сейчас сделаем с вами воду белого цвета. Дети размешивают гуашь в воде. Какого цвета получилась вода? Белого.

Зайка: Давайте мы с вами поиграем в прятки.

Опыт №2.» Вода прозрачна»

Зайка: Давайте с вами спрячем камушек в прозрачной воде и в воде белого цвета. И увидим где видно камушек, а где нет. Ответы детей.

В-ль: Правильно в одном стакане вода прозрачная и мы с вами видим камушек, а в другом стакане вода белая и мы не видим камушек, вода не прозрачная.

Зайкы: Давайте вместе скажем вода прозрачная и непрозрачная.

В-ль: А теперь немного отдохнём.

Льётся чистая водица, мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём, крепко щёткой зубы трём

Моем уши, моем шею, на глазах мы хорошеем.

Дети подходят к столу где стоят два таза с тёплой и холодной водой.

Опыт №3 « Вода холодная, тёплая»

Воспитатель говорит, что вода, может быть, тёплой и холодной. Предлагает опустить пальцы в тёплую и холодную воду.

В-ль: Так какая у нас в чашках вода? (тёплая, холодная)

Зайка: Все вместе вода, какая? Холодная, тёплая. Молодцы!

В-ль: Дети, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей)

Правильно, вода бывает жидкая, прозрачная, бывает непрозрачная, холодная, тёплая.

Читаю отрывок из стихотворения Н. Рыжовой:

Мы привыкли, что вода- наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться, не наесться не напиться.

Смею вам я доложить без воды нам не прожить!

Зайка, а ты знаешь для чего нам нужна вода?

Зайка: Я знаю, люди пьют воду, каждый день моют руки и лицо, моют посуду, стирают одежду, варят еду, моют грязные фрукты и овощи; поливают растения, чтобы не засохли.

В-ль: Молодец зайка правильно. Вода всем необходима не только людям, но и растениям, животным-всему живому на земле. Поэтому её нужно беречь и охранять.

Зайка: Как хорошо у вас было в гостях, но мне уже пора, я к вам ещё приду. До свидания детки.

МАДОУ «Центр развития – детский сад № 162»

Конспект открытого показа

НОД

ВОДА - источник жизни

Цель:

Формировать знания детей о значении воды в жизни всех живых существ.

Задачи:

1. Закрепить знания о свойствах воды, о животных, обитающих в водной среде.

2. Учить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь.

3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

4. Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.

5. Прививать детям бережное отношение к воде.

Словарная работа

Водопроводные, пресная, испарились.

Материалы

«Волшебная палочка», сундучок, конверты с заданиями, шапочки волшебников, карточки – символы, обозначающие свойства воды, дидактическая игра «Кому нужна вода» с набором картинок, набор животных (животные обитающие в водной среде, насекомые, птицы, дикие и домашние животные, стаканчики с грязной и чистой водой, воронки, вата.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент. Игровая мотивация

Дети под тихую мелодичную музыку входят в группу.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в удивительный мир знаний. Узнаем много нового и интересного. А поможет нам в этом Знайка, который приготовил для нас задания, они лежат в этом замечательном сундучке. У Знайки есть волшебная лаборатория, где происходят чудеса с водой, песком, воздухом. Чудеса – дело непростое, чудеса делают волшебники. А вы хотите стать волшебниками? Становитесь в круг. Я возьму волшебную палочку, буду говорить слова, а вы выполняйте то, о чем я говорю.

Чики – чики – чикалочка,

Помоги мне волшебная палочка,

Вокруг себя повернись,

В волшебников превратись.

Дети выполняют

Педагог дотрагивается палочкой до каждого ребенка и одевает ему шапочку волшебника. Теперь вы волшебники!

2. Основная часть. Постановка проблемы совместный поиск решений

Дети вместе с педагогом переходят к столу, на котором стоит сундучок с заданиями.

Выполняют первое задание Знайки. Педагог из сундучка вынимает конверт и читает письмо.

«Дорогие ребята, прошу вас отгадать эту загадку и дать правильный ответ»

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять (Вода)

Педагог: А почему Знайка вам загадал эту загадку?

Дети выдвигают версии… (Мы будем говорить о воде)

Ребята, в конверте остались ещё вот такие интересные картинки - это «заколдованные» капельки воды и нам необходимо их расколдовать. Педагог показывает детям карточки –символы. Мы с вами уже проводили опыты с водой и знаем её свойства. Сейчас я вам буду показывать карточку, а вам нужно назвать свойство воды и рассказать, как это проверить. Педагог показывает детям карточки по одной, дети называют свойства воды.

Вода – бесцветная. Если в стакан с водой положить камешек, то мы его увидим. Значит вода прозрачная.

Вода – безвкусная. Если воду попробовать, то она не соленая, не горькая, ни кислая, ни сладкая. Значит, у неё нет вкуса.

Вода не имеет запаха. Если её понюхать, то она ничем не пахнет.

Вода не имеет формы. Если её налить в стакан - она примет форму стакана, если перелить в тарелку – примет форму тарелки. Значит, у неё нет своей формы.

А Знайка приготовил нам ещё интересное задание.

Дети с педагогом возвращаются к сундучку с заданиями

Педагог достает конверт, читает задание.

«Дорогие ребята, с первым заданием вы справились, правильно отгадали загадку и «расколдовали» капельки воды. Сейчас вы должны рассказать, кому нужна вода и почему без нее нельзя прожить»

Педагог просит пройти детей к наглядному пособию «Кому нужна вода». На мольберте закреплен лист ватмана с изображением воды, от него нарисованы стрелки. На столе картинки, необходимо выбрать нужную и прикрепить к стрелке.

Дети рассматривают картинки, выбирают нужную, объясняют кому нужна вода и для чего (человеку, птицам, животным, растениям).

Педагог задает наводящие вопросы.

Зачем вода растениям? Как они ее получают?

Смогут ли животные прожить без воды?

Для чего людям вода?

Предложить детям подумать: откуда берется вода в кране?

Педагог: В кране - вода из реки. Её фильтруют через специальные, большие фильтры и вода уже чистая поступает к нам по трубам, которые называются водопроводные трубы. Дети повторяют название труб.

А как попадает вода в реку (в виде дождя) ? Давайте поиграем в игру «Капельки»

Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».

Педагог: А сейчас ребята, вы превратитесь в маленькие капельки дождя одевают на голову ободок с капелькой. Педагог говорит, что она – мама Тучка одевает на голову ободок с тучкой, а ребята - ее детки капельки, им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая дождь. Капельки полетели на землю. Разбегаются, прыгают, танцуют. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Капельки составляют ручей, взявшись за руки. Встретились ручейки и стали большой рекой дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу. Плавали – плавали капельки в реке, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. Пригрело солнышко. Стали капельки легкими, потянулись вверх присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

Педагог: Настало время для третьего задания. Посмотрим, что на этот раз приготовил нам наш Знайка.

Дети с педагогом проходят к столу. Педагог достает конверт, читает:

«Ребята, вы правильно рассказали, кому нужна вода. Сейчас предлагаю вам следующее задание. Водные животные заблудились и никак не могут найти свой водоем, вам нужно им помочь»

Для выполнения этого задания педагог приглашает детей к следующей специально спроектированной зоне «Водоем». Дети становятся вокруг экспериментального стола, в нем находятся емкости с водой, песком, набор животных (животные обитающие в водной среде, домашние и дикие животные, насекомые, птицы). Из предложенного набора выбирают водных животных, объясняют свой выбор и помещают их в «водоем».

Педагог задает детям вопросы:

Что умеют делать все водные животные?

Почему водные животные не могут жить на суше?

Зачем рыбам плавники?

Зачем рыбам хвост?

Зачем рыбам жабры?

Педагог: Теперь посмотрим, остались ли еще в сундучке задания от Знайки. Достает конверт, читает:

«Дорогие ребята, предлагаю вашему вниманию видеописьмо».

Дети переходят в зону для просмотра видеописьма.

На экране сюжет, река просит детей о помощи: «Помогите, мне тяжело стало нести свои воды. Я очень люблю, когда ко мне приходят добрые люди, но не все такие, есть те, которые не знают, как вести себя, все бросают в меня: пакеты, бутылки, банки, моют машины. Я погибаю»

Педагог: Настало время делать чудеса. Вам надо очистить воду, вылечить реку. Из грязной превратить в чистую. Если мы это сделаем, то докажем, что мы – настоящие волшебники.

Дети проходят в лабораторию. Садятся за столы, где стоят стаканы: один – с грязной водой, другой – с чистой водой, вата, воронка, пустой стакан на каждого ребенка

Педагог: Ребята, у вас на столах вода из реки. В одном стаканчике – из чистой реки, до того, как там побывали люди, а во втором из грязной реки, после того, как люди загрязнили реку. Сравните воду в двух стаканах. Чем она отличается.

Дети: В одном стакане вода чистая, а в другом грязная.

Педагог: В какой воде могут жить водные животные и растения, а в какой нет?

Дети: Водные животные и растения могут жить в чистой воде, а в грязной не могут.

Педагог: Правильно ребята, всем нужна чистая вода, от загрязнения воды страдает все живое. В реках и озерах растениям и животным живется не так хорошо, как раньше. Загрязненная вода вредна и для здоровья человека потому, что мы с вами пьем пресную воду, которую берут в основном из рек. Какую воду мы пьем? Пресную. Но грязную воду можно очистить с помощью фильтров. Мы сейчас с вами будем очищать грязную воду, чтобы река опять стала чистой.

Дети через фильтр сливают грязную воду в пустой стакан.

Педагог: Посмотрите, очистилась ли у вас вода? Какая она?

Дети: Чистая, прозрачная.

Дети сравнивают её с водой «из чистой реки».

За листом картона с изображением реки, стоит бокал - аквариум. В процессе очистки воды, дети по очереди приносят стаканчики с очищенной водой, которую она «отдают» речке - сливает в бокал.

Педагог обращает внимание детей на экран. На экране сюжет, обращение реки к детям:«Спасибо, ребята! Я думала, мне придется погибнуть, а вы спасли меня! Теперь я снова чистая, прозрачная. Приходите ко мне в гости, вас я не боюсь, ведь вы не будете загрязнять меня».

Педагог: Ребята, всю воду в мире нельзя так очистить, как это сделали мы сейчас, поэтому необходимо вести себя так, чтобы ее не загрязнять. Надеюсь, что вы будете правильно себя вести в природе и научите этому других.

А какие меры нужно принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой?

Дети: Не бросать мусор, при умывании не открывать сильно кран и закрывать после умывания, не лить зря воду.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Педагог: Теперь, ребята, давайте возьмемся за руки, улыбнёмся друг другу. Вы доказали, что настоящие волшебники. Все задания Знайки выполнили. А на память вам от нашего героя волшебные капельки, которые будут поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

Вот и закончилась игра, возвращаться нам пора и вновь поможет нам в этом волшебная палочка. Педагог берет волшебную палочку и говорит:

Чики – чики – чикалочка.

Помоги мне, волшебная палочка.

Вокруг себя повернитесь.

В ребят снова превратитесь.

Вот мы и превратились снова в ребят.

Закрепление полученных знаний детьми, подведение итога образовательной деятельности.

Педагог:

Чем сегодня занимались?

Что делают капельки воды в природе?

Как помогли речке?

Как нужно относиться к воде?

Что вам понравилось больше всего?

Какие чувства вы испытали, когда помогли реке?

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Возраст детей: 5-6 лет

Формы непосредственно образовательной деятельности: Познавательно – исследовательская деятельность

Форма организации: подгруппа

Задачи:

Образовательные: закреплять первоначальные знания о круговороте воды в природе, развивать навыки проведения лабораторных опытов» объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации

Развивающие: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными глаголами по теме ПОД, развивать социальные навыки: умение работать подгруппами, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою

точку зрения.

Воспитательные: прививать бережное отношение к воде, воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, правильное отношение к своему7 здоровью.

Словарь новых слов: воронка, схема круговорота, грязная вода, емкости для воды, воронки, ткань, вата, марля, бумажные салфетки, вата, тканевые салфетки, клеенки

Предварительная работа: проведение опытов на тему «свойства воды, очищение воды с помощью марли» , разучивание стихотворений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение сказок, познавательной литературы о воде

Оборудование и материалы: воронка, схема круговорота, грязная вода, емкости для воды, воронки, ткань, вата, марля, бумажные салфетки, вата, тряпочки, клеенки, мультимедийный проектор, ноутбук, магнитофон.

ХОД НОД:

Воспитатель:

Станем рядышком. по кругу.
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни день:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся - Утро доброе начнётся.

ДОБРОЕ УТРО!!!

Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, чтобы посмотреть нашу с вами работу.

Давайте им тоже пожелаем доброго утра.

Дети: - Доброе утро.

Воспитатель: Ребята, смотрите, что я вам сегодня принесла. Это волшебный ящик, в котором находится то, с чем вы сталкиваетесь каждый день. Чтобы правильно назвать, послушайте загадку:

Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли - Жить нельзя нам без...

Дети: Воды.

Воспитатель: (достает бутылочку с водой) Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о воде.

Воспитатель: А что такое вода?

Дети: вода - это жидкость.

Воспитатель: А где можно встретить воду?

Дети: В речке, в озере, в море, океане...

Воспитатель: А в каком состоянии бывает вода?

Дети: В виде снега, льда, дождика, росы, тумана...

Воспитатель; А какие свойства воды мы с вами уже знаем?

Дети;: Она прозрачная, не имеет запаха, цвета, вкуса.... Не имеет формы.

Воспитатель: Молодцы, а за ваши правильные ответы я вам вручаю по капельке воды. (вручаются голубые и синие капельки)

Воспитатель: Вода находится везде. Она может перемещаться, изменять свое состояние и этот процесс мы называем круговоротом воды в природе.

В природе путешествует вода.
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает - и снова в поход!

По горным вершинам.
Широким долинам.
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница - ВОДА!

Воспитатель: У меня к вам, ребята, есть предложение. А давайте мы сейчас все вместе создадим модель круговорота воды в природе. Согласны?

Воспитатель: Вот здесь на столах я подготовила вам модельки. Вам необходимо их рассмотреть, обсудить, что они обозначают, найти им место на листе со стрелками и наклеить их. Работать будете командами: первый стол - голубые капли, второй стол - синие капли.

Дети самостоятельно выполняют работу.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. А теперь давайте разберем круговорот воды в природе на большой схеме.

Дети: Когда солнце нагревает поверхность водоема вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху воздух превращается в пар. получаются облака и тучи. С помощью ветра они перемещаются и выпадают на землю в виде дождя или снега. На земле она попадает или в реки или в озера или в подземные воды.

Воспитатель: А как вы справились с этой работой?

Дети: хорошо.

ФИЗМИНУТКА:

Море очень широко, (дети широко разводят руки в стороны)
Море очень глубоко, (приседают, коснувшись ладонями пола)
Рыбки там живут, друзья, (выполняют упражнение «Рыбка» - ладони поставить на ребро, сложить вместе, пальцы крепко сомкнуты, шевелить плотно прижатыми кистями из стороны в сторону - рыбка
плывет)

А вот воду пить нельзя! (разводят руки в сторону, приподнимая плечи)

Воспитатель; Сегодня нам в группу принесли посылку. Здесь лежит письмо

«Здравствуйте, ребята. Пишет Вам Крокодил Гена и Чебурашка. У нас в городе случилась беда; сломался водопровод, и мы берем воду из реки. Но она там грязная, и мы не знаем, что делать»

(воспитатель достает бутылку с грязной водой)

Воспитатель; Как же сможем помочь Крокодилу Гене и Чебурашке?

Дети; Можно отремонтировать водопровод. Привезти чистой воды.

Воспитатель; А можно самим очистить воду. Очистить воду можно с помощью фильтра. В качестве фильтра мы будем использовать различные фильтры; ватные диски, бумага, марля, ткань. Я приглашаю вас в лабораторию. Распределитесь на пары, так, чтобы в каждой паре была синяя и голубая капельки. В нашей мини- лаборатории мы научимся очищать воду, то есть фильтровать ее.

Эксперимент мы проведём.
Воду чистую найдём.
Грязь не пустим через фильтр.
Будет вода у нас чистой вмиг!

У вас на столах есть стаканы с грязной водой. Такую воду нельзя нигде использовать, поэтому ее надо очистить. Также у вас есть пустые стаканы, фильтры, воронки, бумажные салфетки, чтобы вытереть руки. Все это вам понадобиться в работе. Ребята, все готовы?

Воспитатель; Тогда внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Сначала мы возьмем пустой стакан и вставим в него воронку. А в воронку - фильтр. Теперь нам надо воду профильтровать. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан.

Дети самостоятельно фильтруют воду.

Воспитатель: Давайте посмотрим на фильтр.

Дети:; Он стал грязным.

Воспитатель; Положите фильтр на тарелочку и давайте сравним воду в стаканах. Какой фильтр справился лучше с очисткой воды?

Дети:; вата.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Дети:: грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой.

Воспитатель: А где мы сможем использовать нашу чистую воду?

Дети:: руки помыть, игрушки. Цветы полить.

Воспитатель: Давайте польем наши цветы на окне.

Воспитатель: Ну мы справились с просьбой Крокодила Гены и Чебурашки?

Дети:: Да.

Воспитатель: Вечером мы нарисуем им правила очистки воды и я обязательно отправляя им письмо.

Воспитатель: А какое у вас сейчас настроение? Почему

Дети: Хорошее, ведь мы смогли помочь нашим друзьям

Воспитатель: На этом наша с вами работа не закончена. И за вашу отличную работу я приготовила для вас один маленький фокус.

(Берется стакан с водой. Растворяем в нем тушь. Перемешиваем. Вода окрасилась. В воду добавляю толченный активированный уголь. Вода становится прозрачной.)

На этом наше занятие окончено. Спасибо Вам огромное за вашу работу.

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования для детей старшей группы на тему: «Что мы знаем о воде, говорят, она везде». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект познавательно-исследовательского занятия, направленного на расширение знаний детей о воде и развитию любознательности у дошкольников.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Познавательно-исследовательская», «Чтение художественной литературы», «Продуктивная».

Цель: обобщить знания детей о воде.

Задачи:

Образовательные : Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Развивающие: Развивать мышление, внимание,память, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, фильтры, фильтрование, очистные сооружения, круговорот воды в природе.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Демонстрационный материал: иллюстрации, изображающие водные ресурсы планеты (реки, озера, моря, океаны); демонстрационный плакат «Круговорот воды в природе»; коробка «с загадкой (кусочком льда)»; срезанная заранее веточка бальзамина в стакане с цветной водой; разнос с предметами-яблоком, маленькой свежей рыбкой, веточкой бальзамина, долькой арбуза; ведерко с водой.

Раздаточный материал: для опытнической работы- зеркальца, кусочки ваты и марли, воронки, пластиковые стаканы по два на ребенка, вода из реки, фартуки и шапочки, для игры- бумажные маски для детей с рисунками капелек, одна маска — с изображением Солнца, и одна с изображением –Тучи.

Методические приемы: Организационный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, беседа, экспериментирование, создание проблемной ситуации, физкультурная минутка-дидактическая игра, анализ, подведение итогов.

Ход НОД:

Дети входят в группу.
Воспитатель:
— Доброе утро я вам говорю,
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься
Слушать внимательно, ума набираться.
— Ребята, я приготовила вам интересные загадки. Вот первая загадка. Подойдите к столу (дети находят на столе коробку, с боку которой имеется круглое отверстие).
— Потрогайте одной рукой то, что лежит внутри коробки, но отгадку не говорите, держите в секрете («в кулачке»).
— Вот вторая загадка — звуковая (шум морского прибоя, всплеск волн).
— А сейчас скажите мне: что было в коробке и что за звуки вы услышали? О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (ответы детей).
— Да, верно, в коробке был кусочек льда, который в ваших ладошках быстро превратился в воду и звуки морского прибоя вам тоже знакомы. Речь на сегодняшнем занятии пойдет о воде.
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить.(Н. Рыжова)

— А вы ребята, как думаете, почему всему живому не прожить без воды? (ответы детей).
— Верно, о воде еще говорят -водица-живица, то есть вода- это жизнь. А сейчас пройдите к столику и давайте посмотрим, что на нем стоит (на столе находятся яблоко, свежая рыбка, веточка бальзамина и картинка с изображением арбуза).
Воспитатель:
— Сегодня мы говорим о воде,а какое отношение к воде имеет то, что находится перед вами (полные ответы детей).
— Я с вами согласна, в арбузе очень много сока, то есть воды,яблоко тоже содержит сок. Вода-среда обитания рыбы. Если раздавить пальцами срезанный стебель веточки бальзамина, мы ощутим влагу. И в листьях тоже содержится вода. Откуда? Почему?
— Да, верно, цветы поливаем водой, корнями растение всасывает воду и по стеблю она попадает в листья. А еще бальзамин в народе получил название «Ванька-мокрый» ,так как перед дождем по краю листочков появляются многочисленные капли воды. В подтверждение этого рассмотрим проведенный ранее нами опыт. Веточка бальзамина была поставлена в баночку с водой, окрашенной в красный цвет.
— Что вы заметили? (ответы детей). Стебель и листья окрасились в желтый цвет. Это доказывает, что растению необходима вода, растение «пьет» воду и по стеблю она попадает в листья.
Воспитатель:
— Сейчас я прошу вас закрыть глаза и посмотреть что изменилось? (меняет свежую рыбку на сухую).
— Верно вы заметили, то что рыбка стала сухая, в ней не стало воды. Куда делась вода? (ответы детей).
— Верно, вода испарилась, то есть превратилась в пар.
— Приведите примеры когда вы наблюдали испарение воды?(мама вывешивает после стирки белье на балкон и оно становится сухим, вытирает стол мокрой тряпкой,моет полы).
— А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Ходят капельки по кругу». Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки (звучит музыка, напоминающая дождь, воспитатель просит надеть детей маски-капелек, сама надевает маску- тучки и игра начинается).
Воспитатель: я — мама Тучка, а вы, ребята, мои детки капельки, и вам пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по — одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка и вернулись ко мне маме — Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
— Сейчас мы с вами сделаем вывод: солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю, в реки, моря, океаны. Такое явление в природе называют круговорот воды в природе. Давайте все хором повторим (рассматриваем плакат «Круговорот воды в природе»). Вода испаряется с поверхности земли под действием солнца, образует облака, и в виде дождя и снега возвращается на землю. Круговорот воды в природе происходит ежедневно, в любое время суток, в любую погоду, в любое время года.
— Продолжаем разговор о воде. Мы говорим о том, что все живое нуждается в воде и состоит из воды.
— Скажите, а есть ли жидкость в человеке? Что же доказывает, что в нас есть вода? (ответы детей).
— Да, я с вами полностью согласна, это и слезы, слюни, пот, кровь. А чтобы еще раз убедиться в этом, мы отправимся в игровой уголок к девочкам и воспользуемся маленькими зеркальцами из шкатулки.
Воспитатель:
— Возьмите в руки зеркальца, подышите на них приоткрытым ртом и сразу дотроньтесь до зеркала. Что вы чувствуете? (ответы детей).
— Да, пальчик стал влажным. Этот опыт доказывает, что в человеке есть вода и при дыхании он её теряет. Давайте снова отправимся в лабораторию (одевают фартуки и шапочки).
— Прежде, чем приступить к работе вот еще вопрос: откуда мы берем воду?(ответы детей).
— Как она попадает к нам в дом? (по трубам,из реки).
— Ребята, вы видели, какая вода течет в реке? (мутная, грязная, темная).
— А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).
— Что же за превращение происходит с водой? (её очищают).
— Чтобы попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома жителей. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды (рассматривание иллюстраций).Таким образом, мы с вами пьем чистую воду.
— Итак, перед вами в стаканах вода из нашей реки Волги. Через стенки стаканов видно, что вода из реки грязная. И мы займемся тем, что постараемся в нашей лаборатории очистить воду. Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром.
— Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище? Но такую воду еще пить нельзя. А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например уголь. Оставить на некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо очищенной. Но как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях приходится затрачивать много сил и средств и времени для получения чистой воды. Поэтому воду нужно беречь и относиться к ней бережно.

Течет река издалека,
Течет река издалека,
Как хороша и глубока,
А может это океан?
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.

— Ребята, сегодня мы на занятие принесли с собой ведерко с водой. Это вода, которая накапала за ночь из приоткрытого крана. Куда мы денем эту воду? (польем цветы, вымоем игрушки, постираем кукольное белье). Верно, к воде мы будем относиться бережно. А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак (перечеркнутый кран, с капелькой воды) мы повесим в умывальной комнате.
— Давайте предложим нашим гостям послушать советы о том, как беречь воду (ответы детей — зря воду не лить; плотно закрывать кран; не играть с водой, которая течет из крана; не оставлять без надобности открытые краны). Молодцы, ребята, ваши советы очень важны.
— А сейчас я предлагаю вам вспомнить всё, что вы узнали о воде на сегодняшнем занятии (дети совместно с педагогом вспоминают яркие и интересные моменты, отвечают на вопросы, подводят итог занятия).

Конспект занятия по Развитию познавательно – исследовательской деятельности в средней группе.
Тема: «Вода - какая она?»

Цель: определить свойства воды: вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости.

Задачи:

Учить наблюдать, делать выводы.

Развивать логическое мышление, речь, кругозор.

Воспитывать любознательность.

Расширять представление детей о воде.

Знакомить с различными свойствами воды.

Методы и приёмы:

Игровой (сюрпризные момент);

Практический (опыты);

Наглядный (

Словесный (вопросы поискового характера).

Образовательная область: Познавательное развитие по ФГОС

Интеграция областей: Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие (по ФГОС)

Материалы: кукла Катя, сундучок, ёмкость с холодной и горячей водой, мерные стаканчики, краски, столовые приборы из кукольной посуды.

Место проведения: групповое помещение.

Ход занятия:

Раздается стук в дверь, но никто не заходит.

Воспитатель интересуется у детей: кто бы это мог быть (ответы детей обсуждаются).

Воспитатель открывает дверь, входит кукла Катя и вносит волшебный сундучок с письмом.

В. : Дети нам передали волшебный сундучок, но как нам его открыть? (высказывания детей обсуждаются)

Воспитатель открывает конверт и читает: чтобы открылся волшебный сундучок нужно отгадать загадку:

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без...
(Воды)

Воспитатель открывает сундучок и достает из него прозрачный стакан с водой. Спрашивает у детей: как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)

Чтение стихотворения о воде:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без нее нам не прожить.

Игра “Вода - не вода”

Если я называю слово, обозначающее то, что содержит воду (лужа, радуга) - поднимаете обе руки; если предмет или явление имеет только отношение к воде (кораблик, дельфин) - поднимает одну руку. Если, названный предмет или явление не имеют никакой связи с водой (ветер, камень) - руки поднимать не надо.

Итак, начнем:

Дождь, ручей, туча, лед, болото, океан, лужа, река, радуга, озеро, снег, родник, море, град, облако, лодка, рыба, ванна, кит, чайник, зонтик, лягушка, фонтан, лебедь, душ, поезд, луна, забор, камень, зеркало, вилка, ветер, книга.

Вот мы и выяснили, что вода принимает разные формы и бывает в разных состояниях. Она то дождь, то снег, то облако, то спокойное озеро, то буйное море, то твердый лед. А что, если бы вдруг вода исчезла? Об этом даже подумать страшно! Не было бы дождя и снега - высохли бы реки, озера и моря, погибли бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, зверей и человека!

Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.

Опыт №1 «Вода- это жидкость».

Воспитатель : Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).

Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.

Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей). Проходите к столам, смотрите и повторяйте за мной. Воспитатель берет в одну руку прозрачный стакан с водой, в другую пустой прозрачный стакан и переливает воду из одного стаканчика в другой.
Вывод: вода текуча.

Опыт №2 «Вода безвкусная»

Воспитатель : А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Опыт № 3 «Вода не имеет запаха».

В.: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

Опыт № 4 «Вода бесцветная».

Воспитатель : Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим, возьмите стаканчик с водой, опустите в воду поочередно предметы. Какой предмет находиться в стакане, как вы догадались и почему? (в стакан опустили вилку и ложку. Их видно, потому что стакан прозрачный и вода прозрачная.)
А какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная

Опыт№ 5 «Вода может менять цвет»

Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? (Ответы).

На столе у воспитателя несколько стаканов с водой и краски.

Воспитатель : Я сейчас в воду добавлю капельку краски и мы посмотрим, что произойдёт с водой. (Дети повторяют за воспитателем) Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Опыт № 6 «Вода может нагревать предметы».

Воспитатель : Возьмите два стаканчика и потрогайте их. Что можно теперь сказать о воде, какая она и как вы догадались? (В одном стаканчике холодная вода, в другом горячая. Мы определили это на ощупь). Опустите в оба стаканчика два одинаковых предмета, посчитайте до пяти, достаньте предметы и скажите, какими они стали и почему? (ложки стали мокрыми, потому что мы их вынули из воды. Одна ложка холодная, она была в стакане с холодной водой. Другая теплая, потому что была в стакане с теплой водой)

Вывод: вода может нагреваться и нагревать другие предметы.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)

Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

Итог: Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить

Вода – безвкусная.

Вода – бесцветная.

Вода не имеет запаха.

Вода может менять цвет.

Вода может нагреваться и нагревать предметы.