Самая масштабная битва во второй мировой войне. Битвы второй мировой войны

«Адмирал граф Шпее» стал третьим немецким «карманным линкором», построенным после крейсеров «Дойчланд» («Лютцов») и «Адмирал Шеер» . В первые месяцы Второй мировой он безнаказанно топил британские торговые суда, став самым знаменитым кораблём своего типа. А итоги его первого и последнего боя дают богатый материал для анализа эффективности артиллерийского вооружения и броневой защиты немецких тяжёлых крейсеров. Почему же бой при Ла-Плате и его результаты до сих пор вызывают столь жаркие споры?

На момент начала Второй мировой войны тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» под командованием капитана-цур-зее Ганса Лангсдорфа находился в Центральной Атлантике. Приказ на открытие крейсерской войны он получил только 25 сентября 1939 года – до этого момента Гитлер ещё рассчитывал мирно уладить конфликт с Великобританией. Война должна была вестись строго по призовым правилам, поэтому о неожиданных артиллерийских или торпедных атаках речи не шло.

Почти два с половиной месяца «Шпее» и «Дойчланд» вместе с несколькими судами снабжения безнаказанно действовали в Атлантическом и Индийском океанах. Для их поиска англичанам и французам пришлось выделить 3 линейных крейсера, 3 авианосца, 9 тяжёлых и 5 лёгких крейсеров. В конце концов, группа «G» коммодора Генри Хэрвуда (тяжёлый крейсер «Эксетер», лёгкие крейсера «Аякс» и «Ахиллес») перехватила «Шпее» у берегов Южной Америки, недалеко от устья реки Ла-Плата.

Этот бой стал одним из немногих классических артиллерийских морских сражений Второй мировой войны, дав наглядную иллюстрацию к старому спору о том, что эффективнее – калибр орудий или вес залпа?

«Адмирал граф Шпее» проходит через Кильский канал, 1939 год
Источник – johannes-heyen.de

По суммарному водоизмещению три британских крейсера превосходили «Шпее» примерно вдвое, по весу минутного залпа – более чем в полтора раза. Чтобы превознести достижения своей стороны, некоторые британские исследователи сравнивали вес разового залпа кораблей без учёта темпа стрельбы – эти цифры дошли до советской печати и некоторое время дезориентировали любителей военно-морской истории. Согласно этим данным, корабль стандартным водоизмещением 12 540 т оказывался вдвое мощнее трёх крейсеров общим стандартным водоизмещением 22 400 т.


Схема тяжёлого крейсера «Адмирал граф Шпее», 1939 год
Источник – А. В. Платонов, Ю. В. Апальков. Боевые корабли Германии, 1939–1945. СПб, 1995

«Шпее» нёс всего шесть орудий, зато 283-мм калибра, выпускавших в минуту 4500 кг металла. Кроме того, у него имелось восемь 150-мм орудий в лёгких установках, размещённых по четыре на борт (ещё 2540 кг металла в минуту, по 1270 кг на борт).


Кормовая башня «Адмирала графа Шпее»
Источник – commons.wikimedia.org

«Эксетер» также нёс шесть орудий, но лишь 203-мм, так как первоначально считался скаутом класса «B», а не «А». Вес его минутного залпа составлял всего 2780 кг – в два с лишним раза меньше, чем у противника. Однотипные «Аякс» (флаг Хэрвуда) и «Ахиллес» имели по восемь 152-мм орудий в двухорудийных башнях и при максимальной скорострельности (8 выстрелов в минуту) могли выпускать в минуту по 3260 кг металла (больше, чем флагман). Таким образом, суммарный бортовой залп британской эскадры составлял 9300 кг, то есть, превосходил залп «Шпее» если не в два, то минимум в полтора раза (с учётом того, что средний калибр «немца» мог вести огонь на борт лишь половиной орудий). Несомненно, «Шпее» был гораздо лучше защищён, зато имел на 5 узлов меньшую скорость. Таким образом, имел место классический пример «несимметричного» боя, в котором каждая сторона имела свои преимущества.

Один против трёх

Противники обнаружили друг друга утром 13 декабря 1939 года, почти одновременно (около 5:50 по Гринвичу), однако немцы быстрее поняли, что перед ними – боевые корабли. Правда, лёгкие крейсера они приняли за эсминцы, поэтому рейдер охотно двинулся на сближение. В первые минуты огня никто не открывал, хотя дистанция составляла чуть больше сотни кабельтовых.

В 6:14 коммодор Хэрвуд отдал приказ разделиться, чтобы взять противника в «клещи». Тяжёлый «Эксетер» двинулся прямо на «немца», заходя слева от него, в то время как оба лёгких крейсера пошли по широкой дуге, обходя противника справа и держась на большом расстоянии от него. Этот манёвр выглядит странно: держась на расстоянии в сотню кабельтовых, англичане имели мало шансов попасть в противника, в то время как вражеские 283-мм пушки оставались для них весьма опасными. Напротив, наиболее эффективной тактикой для них было быстро сократить дистанцию и приблизиться на такое расстояние, когда 152-мм снаряды смогут пробить борт «Шпее». К тому же, это позволило бы британцам использовать торпедные аппараты – немцы такой возможности побаивались (свидетельством этому является поведение «Лютцова» и «Хиппера» в «Новогоднем бою» 31 декабря 1942 года). «Эксетер» действительно стрелял торпедами в начале боя, а вот «Аякс» использовал их только в конце боя (около 7:30), когда дистанция сократилась до 50 каб; чуть ранее одну торпеду выпустил «Шпее». Даже если бы торпеды не попали в немецкий крейсер, уклонение от них, так или иначе, понизило бы точность его стрельбы.


Английские крейсера «Аякс» и «Эксетер» (на заднем плане). Монтевидео, ноябрь 1939 года

В свою очередь, «Эксетер», с его более дальнобойными орудиями, не имел никакой необходимости сокращать дистанцию. Единственное объяснение его манёвра состоит в том, что англичане преувеличивали защиту «Адмирала графа Шпее» и постарались подойти к нему поближе. Однако это никак не оправдывает разделения сил: в одиночку тяжёлый крейсер существенно уступал «карманному линкору». Вдобавок, заходя с разных сторон, англичане позволил противнику ввести в действие все восемь 150-мм орудий вместо четырёх.

Первая фаза боя: сокрушительный удар по «Эксетеру»

В 6:18 «Шпее» открыл огонь по «Эксетеру» из носовой башни главного калибра с дистанции примерно 90 каб. «Эксетер» ответил в 6:20 – сначала из двух носовых башен, затем, чуть довернув влево, ввёл в действие кормовую башню. В 6:21 начал стрельбу «Аякс», в 6:23 – «Ахиллес». Все британские корабли вели огонь полубронебойными снарядами («коммон») – для 203-мм орудий это было вполне оправданно, но 152-мм снаряды не имели шанса пробить броню «немца». Логичнее было бы использовать фугасные снаряды, имевшие больший поражающий эффект, но в начале войны англичанам их попросту не хватало.

Немцы стреляли «лесенкой» – давали следующий залп, не ожидая падения предыдущего – но для большей точности сначала вели огонь из башен поочерёдно, и перешли на полные шестиорудийные залпы только после того, как добились первого накрытия. Сначала «Шпее» стрелял полубронебойными снарядами, но после первых накрытий перешёл на фугасные мгновенного действия: главный артиллерист немецкого крейсера Пауль Ашер рассчитывал добиться максимального поражения, считая защиту «Эксетера» слабой и неполной.


Тяжёлый крейсер «Эксетер» в 1941 году

«Эксетер» был накрыт уже третьим залпом, получив существенные осколочные повреждения незащищённого оборудования (в частности, был уничтожен самолёт на катапульте). Четвёртый залп дал одно попадание в носовую часть, но полубронебойный 283-мм снаряд пронизал корпус насквозь, не успев взорваться. Следующее попадание было столь же малорезультативным – возможно, немцы заметили это и поэтому перешли на стрельбу фугасными снарядами.

Первый же попавший в «Эксетер» 283-мм фугасный снаряд (в 6:25) взорвался, ударившись о вторую башню – её лёгкая 25-мм броня пробита не была, но башня всё равно вышла из строя до конца боя. Осколки выкосили людей на мостике (командир корабля кэптен Фредерик Белл чудом уцелел), и крейсер на некоторое время лишился управления, а главное – вышла из строя система управления артиллерийским огнём. Вряд ли даже бронебойный снаряд мог нанести больший ущерб.

После этого «Шпее» разделил огонь, перенацелив носовую башню на лёгкие крейсера – тем более что после 6:30 «Эксетер» укрылся дымовой завесой. Расстояние до новой цели в этот момент составляло около 65 каб. В 6:40 283-мм снаряд взорвался у форштевня «Ахиллеса», повредив командно-дальномерный пункт и ранив командира корабля Эдварда Перри (некоторые источники пишут о ранении артиллерийского офицера), а также выведя из строя радиостанцию, что нарушило связь с самолётом-корректировщиком. Вскоре после этого в «Эксетер» попало ещё два снаряда: один из них вывел из строя первую башню (причём в прибойнике загорелся заряд, и во избежание взрыва англичанам пришлось затопить её погреба), а второй пронизал корпус над поясом, уничтожил радиорубку и взорвался под палубой у левого борта. Второе попадание вывело из строя 102-мм орудие и вызвало пожар в кранцах первых выстрелов.


Бой у Ла-Платы 13 декабря 1939 года
Источник – С. Роскилл. Флот и война. Том 1. М.: Воениздат, 1967

В 6:42 в «Эксетер» попал последний снаряд – место попадания неизвестно, но, судя по всему, оно было в носовой части в районе ватерлинии, так как к концу боя крейсер имел метровый дифферент на нос и крен на левый борт, а его скорость снизилась до 17 узлов, хотя машины остались неповреждёнными. Наконец, в 7:30 вода замкнула кабели электропитания кормовой башни и вывела её из строя – крейсер лишился всей своей артиллерии.

В ответ «Шпее» получил с «Эксетера» только два 203-мм снаряда. Один из них насквозь пробил высокую башенноподобную надстройку и не взорвался. Зато второй с дистанции примерно 65 каб вошёл в борт почти под прямым углом (в этот момент «Шпее» резко отвернул влево, с 6:22 до 6:25 сменив курс почти на 90°), прошил 100 мм брони верхней части пояса над броневой палубой, затем пробил 40-мм верхнюю продольную переборку и под очень острым углом соприкоснулся с 20-мм броневой палубой, где и взорвался в продуктовой кладовой. Была перебита главная пожарная магистраль, возник локальный пожар, но в целом немецкому кораблю повезло: повреждения оказались незначительными. Сработала «разнесённая» система бронирования – можно утверждать, что она обеспечивала защиту от 203-мм бронебойных снарядов на дистанции как минимум в 65 каб и при попаданиях под углами, близкими к 90°.

Вторая фаза боя: «Шпее» против лёгких крейсеров

Примерно в 6:45 «Шпее» перенёс весь свой огонь на лёгкие крейсера, которые уже давно стреляли по нему и добились нескольких попаданий (правда, практически не нанеся повреждений). До них в этот момент было около 90 каб, и эта дистанция увеличивалась, так как «Шпее» уходил от англичан точно на траверз. Видя это, Хэрвуд, находившийся на «Аяксе», приказал своим кораблям разворачиваться и догонять противника, всё ещё держась правее него.

В 6:55 корабли Хэрвуда отклонились на 30° левее, чтобы ввести в действие все свои башни. На этот момент дистанция между противниками составляла 85–90 каб. По заверениям англичан, после этого уже второй залп дал попадания, но немецкий корабль начал маневрировать, сбивая прицел. После 7:10 «Шпее» некоторое время опять стрелял по появившемуся из дыма «Эксетеру» с дистанции в 70 каб, однако попаданий не добился.

Действия немецкого командира были крайне неудачными – маневрируя, Лангсдорф мешал стрелять не только противнику, но и собственным комендорам. В то же время Хэрвуд, пользуясь преимуществом в скорости, неуклонно сокращал дистанцию, а это приносило больше выгоды лёгким крейсерам, все 152-мм орудия которых сейчас были введены в действие.


Лёгкий крейсер «Аякс» в 1939 году
Источник – С. Патянин, А. Дашьян, К. Балакин. Все крейсера Второй мировой. М.: Яуза, Эксмо, 2012

Благодаря высокой скорости стрельбы и наличию самолёта-корректировщика англичане уже с дистанции в 80 каб начали добиваться всё большего количества попаданий. К 7:10 в «Шпее» попало от 4 до 6 снарядов. Один угодил в 150-мм установку №3, уничтожив её вместе с расчётом, другой попал в корму за броневой цитаделью, убил двух человек, но не разорвался (по английским данным, это была учебная болванка). Ещё два снаряда попали в башенноподобную надстройку: один взорвался над верхним директором главного калибра (погибло три человека, но повреждения опять оказались минимальными), другой уничтожил правый дальномер и нанёс повреждения директорам зенитного и главного калибров (на некоторое время была нарушена связь последнего с башнями). Взрывом была выведена из строя слабо защищённая система подачи снарядов к носовой группе 150-мм орудий.

Чтобы сблизиться с противником, после 7:10 Хэрвуд изменил курс, и теперь у его крейсеров могли стрелять только носовые башни. В это время немецкий корабль также находился к англичанам строго кормой. В результате, несмотря на сокращение дистанции, попадания прекратились. Однако в 7:16 «Шпее» начал маневрировать, введя в действие обе башни и добившись накрытия. Расстояние между противниками стало быстро сокращаться.

Англичане снова пристрелялись: один их снаряд попал в кормовую часть «Шпее» и вывел из строя аппаратуру дистанционного управления торпедными аппаратами, ещё один вывел из строя 105-мм универсальную установку, а третий взорвался у основания катапульты, уничтожив стоявший на ней самолёт. Ещё два снаряда попали в кормовую башню, не причинив ей вреда. Наконец, известно, что один из 152-мм снарядов попал в надводную часть броневого пояса (толщина – 100 мм) в районе кормовой башни, но не пробил её.

В 7:25 немецкий 283-мм снаряд с дистанции около 50 каб насквозь пробил барбет третьей башни «Аякса» и ударился в барбет четвёртой башни, выведя из строя обе (при этом непонятно, произошёл ли взрыв). Одновременно вышла из строя подача к одному из орудий во второй башне. На крейсере осталось всего три целых орудия, но Хэрвуд не вышел из боя.

Взаимные манёвры опять на некоторое время сбили наводку обеим сторонам, но в 7:34 с дистанции в 40 каб «Шпее» опять добился накрытия: осколки от близкого разрыва снесли на «Аяксе» верхушку мачты вместе с антеннами (С. Роскилл описывает это как попадание и относит на 7:38).


«Адмирал граф Шпее» входит на рейд Монтевидео после боя
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

В этот период боя «Шпее» получил сразу три попадания в надстройку, уничтожившие камбуз, но опять не нанёсшие серьёзных повреждений. Ещё один снаряд попал в носовую башню, не пробив её брони, но, по некоторым данным, заклинив среднее орудие – возможно, временно.

На кораблях обеих сторон стали подходить к концу боеприпасы, стреляли они медленнее и осторожнее, поэтому попаданий больше никто не добился. На «Аяксе» имелось 7 убитых и 5 раненых, на «Ахиллесе» – 4 убитых и 7 раненых. В 7:42 Хэрвуд поставил дымовую завесу, и под её прикрытием британские корабли описали зигзаг, чтобы резко увеличить расстояние до противника. Англичане постарались не выпускать немецкий корабль из вида, но при этом держаться от него на дистанции в полтораста кабельтовых, и в итоге «проводили» противника почти до самого Монтевидео.

Итоги сражения

За всё время боя в «Шпее» попало два 203-мм и до восемнадцати 152-мм снарядов. Последнее объясняется большим количеством и высокой скорострельностью шестидюймовых орудий: за минуту британские крейсера могли выпустить свыше сотни снарядов и к концу боя почти исчерпали боезапас. А вот 203-мм снарядов «Эксетер» мог выпустить лишь два десятка в минуту, да и в огневом бою он участвовал не до конца столкновения.

Далеко не все 152-мм снаряды оказали на «Шпее» хоть какое-то воздействие. Часть их не взорвалась, а некоторые просто прошли через высокую надстройку без особого вреда для корабля.


Повреждения, полученные «Адмиралом графом Шпее» во время боя у Ла-Платы
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Известны места и последствия попаданий 14 снарядов из 18 (они описаны выше). Как минимум один снаряд (возможно, больше) попал в главный пояс, не пробив его. Три снаряда попали в башни главного калибра, имевшие 140-мм лоб (один – в носовую, два – в кормовую), также не пробив брони и лишь временно выведя из строя одно 283-мм орудие. Более-менее серьёзный эффект произвело попадание только двух 152-мм снарядов: один из них уничтожил 150-мм орудие, другой вывел из строя подачу 150-мм снарядов и на некоторое время нарушил управление огнём главного калибра. Известно, что «Шпее» имел две пробоины площадью около 0,5 м2 каждая (над ватерлинией и на уровне неё), вполне устранимых в море. Таким образом, основное воздействие шестидюймовых снарядов сказалось лишь на палубе и надстройках немецкого корабля.

Воздействие 203-м снарядов оказалось ещё менее существенным. Один из них также прошёл навылет через надстройку, поскольку англичане использовали полубронебойные снаряды. Другой (скорее всего, не «коммон», а чисто бронебойный) попал в «Шпее» под очень удачным углом, пробил пояс и внутреннюю переборку, но взорвался на 20-мм броневой палубе.

На попадания 152-мм снарядов пришлась и большая часть немецких потерь в людях: 36 человек убиты (в том числе, один офицер), ещё 58 – ранены (правда, в большинстве своём легко). Однако повреждения самого корабля практически не снизили его живучесть и очень слабо повлияли на его боеспособность. В то же время факт почти полного пробития брони говорит о том, что реальную опасность для живучести «карманного линкора» (хотя бы в теории) представляли лишь 203-мм снаряды.

Воздействие немецких 283-мм снарядов на британские корабли было куда более ощутимым. Хотя «Шпее», даже ведя огонь всем бортом, мог выпускать в минуту не более двенадцати снарядов главного калибра, в «Эксетер» попало шесть таких снарядов (правда, два из них прошили оконечности и не взорвались). В итоге британский тяжёлый крейсер лишился всей артиллерии, снизил ход и принял значительное количество воды, причём её поступление не удавалось остановить довольно долго. На корабле погиб 61 человек (включая 5 офицеров), а ещё 34 моряка были ранены. Если бы Лангсдорф действовал решительнее, не «дёргал» свой корабль из стороны в сторону и постоянно не менял цели, ему бы не составило особого труда настичь и потопить «подранка» (в крайнем случае, торпедами).


Взорванный и горящий «Шпее»
Источник – Illustrated London News, Dec. 30, 1939

Стрельба «Шпее» по лёгким крейсерам оказалась куда менее удачной – фактически, немцы добились лишь одного попадания главным калибром в «Аякс» и двух очень близких падений, в основном, причинивших ущерб системам управления и связи обоих крейсеров (в частности, на некоторое время нарушилась связь с корректировщиком). Зато всего один удачно попавший 283-мм снаряд вывел из строя половину артиллерии флагманского «Аякса», вынудив Хэрвуда фактически прекратить артиллерийский бой. Примечательно, что 150-мм орудия «Шпее» не произвели ни одного попадания – отчасти потому, что система управления их огнём действовала гораздо хуже (во многом, из-за того, что они имели ограниченные углы наводки и при маневрировании корабля были вынуждены постоянно менять цели).

В целом, вторую половину сражения (бой с лёгкими крейсерами) «Шпее» провёл заметно хуже, чем первую. Англичане добились вдвое большего процента прямых попаданий – и это притом, что на дистанции в 70–80 каб немецкие 283-мм орудия должны были значительно превосходить в точности 152-мм орудия противника. Столь плохая стрельба отчасти объясняется неудачным и непродуманным маневрированием. С другой стороны, единственный попавший прямо в цель немецкий 283-мм снаряд нанёс противнику больше ущерба, чем два десятка английских 152-мм снарядов – самому «Шпее».


Затопленный «Шпее». Фото, сделанное англичанами в 1940 году
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Ошибочное решение Лангсдорфа идти в Монтевидео, ставшее заведомой ловушкой, было принято не из-за потерь и повреждений, а после того, как командир «Шпее» получил сообщение о том, что израсходовано 60% снарядов. Возможно, сыграл свою роль и психологический эффект от неудачного хода второй фазы боя, начинавшегося столь многообещающе для немцев. Вечером 17 декабря 1939 года «Шпее» был взорван и затоплен его же командой в нейтральных водах в четырёх километрах от уругвайского берега. Командир корабля Лангсдорф застрелился. Это также свидетельствует об эмоциональной неустойчивости немецкого командира, помешавшей ему адекватно руководить боем и добиться победы.

Список литературы:

  1. В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эскмо, 2012
  2. С. Роскилл. Флот и война. Том 1. М.: Воениздат, 1967
  3. http://www.navweaps.com

Вторая мировая война велась на территории 40 стран, в ней принимало участие 72 государства. В 1941 году Германия имела сильнейшую армию в мире, но несколько переломных сражений привели Третий Рейх к поражению.

Битва за Москву (срыв блицкрига)

Битва за Москву показала: немецкий блицкриг провалился. В этом сражении в общей сложности участвовало больше 7 миллионов человек. Это больше, чем в Берлинской операции, включенной в Книгу Гиннесса как крупнейшее сражение Второй мировой, и больше, чем силы противников на западном участке фронта после высадки в Нормандии.

Битва за Москву стала единственным крупным сражением Второй мировой войны, которое было проиграно вермахтом при его общем численном превосходстве над противником.

Москву отстояли «всем миром». Так, в истории остался подвиг старшего конюха села Лишняги Серебряно-Прудского района Ивана Петровича Иванова, который 11 декабря 1941 года повторил подвиг Ивана Сусанина, заведя в глубокий овраг «Белгородские сосны» немецкую автоколонну из 40 машин.

Помогла победе над врагом и простая учительница из Красной поляны Елена Горохова, которая сообщила командованию Красной армии о передислокации немецких частей с дальнобойными артиллерийскими батареями.

В результате контрнаступления под Москвой и общего наступления немецкие части были отброшены на 100-250 км. Полностью были освобождены Тульская, Рязанская и Московская области, многие районы Калининской, Смоленской и Орловской областей.

Генерал Гюнтер Блюментрит писал: «Теперь политическим руководителям Германии важно было понять, что дни блицкрига канули в прошлое. Нам противостояла армия, по своим боевым качествам намного превосходившая все другие армии, с которыми нам когда-либо приходилось встречаться на поле боя. Но следует сказать, что и немецкая армия продемонстрировала высокую моральную стойкость в преодолении всех бедствий и опасностей, обрушившихся на неё».

Сталинградская битва (коренной перелом)

Сталинградская битва была главным переломным сражением Второй мировой войны. Советское военное командование ясно дало понять: за Волгой земли нет. Интересны оценки этого сражения и тех потерь, которые понес Сталинград зарубежных историков.

В книге «Операция выжить», увидевшей свет в 1949 году и написанной известным американским публицистом Хесслером, которого сложно заподозрить в прорусской позиции, указывалось: «По оценке весьма реалистического ученого доктора Филиппа Моррисона, потребовалось бы по крайней мере 1000 атомных бомб, чтобы причинить России ущерб, нанесенный только в ходе одной Сталинградской кампании... Это значительно больше того количества бомб, которое мы накопили после четырехлетних неустанных усилий».

Сталинградская битва была борьбой на выживание.

Начало было положено 23 августа 1942 года, когда немецкая авиация произвела массированную бомбардировку города. Погибло 40 000 человек. Это превосходит официальные цифры воздушного налета союзников на Дрезден в феврале 1945-го (25 000 жертв).

В Сталинграде Красная армия применила революционные нововведения психологического давления на противника. Из громкоговорителей, установленных у передовой, неслись любимые шлягеры немецкой музыки, которые прерывались сообщениями о победах Красной армии на участках Сталинградского фронта. Самым эффективным средством психологического прессинга был монотонный стук метронома, который прерывался через 7 ударов комментарием на немецком языке: «Каждые 7 секунд на фронте погибает один немецкий солдат». По завершению же серии из 10-20 «отчетов таймера» из громкоговорителей неслось танго.

В ходе Сталинградской операции Красной армии удалось создать так называемый «Сталинградский котел». 23 ноября 1942 года войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов замкнули кольцо окружения, в котором оказалась почти 300-тысячная вражеская группировка.

В Сталинграде оказался в плену один из «любимчиков» Гитлера маршал Паулюс, который в дни Сталинградского сражения стал фельдмаршалом. К началу 1943 года 6-я армия Паулюса представляла собой жалкое зрелище. 8 января советское военное командование обратилось к немецкому военачальнику с ультиматумом: если он не сдастся к 10-и часам следующего дня, все находящиеся в «котле» немцы будут уничтожены. Паулюс на ультиматум никак не отреагировал. 31 января он был взят в плен. Впоследствии он стал одним из союзников СССР в пропагандисткой войне Холодной войны.

В первых числах февраля 1943 года части и соединения 4-го воздушного флота Люфтваффе получили пароль «Орлог». Он означал, что 6-й армии больше не существует, а Сталинградская битва закончилось поражением Германии.

Битва на Курской дуге (переход инициативы к Красной армии)

Победа в сражениях на Курской дуге имела кардинальное значение в силу ряда факторов. После Сталинграда у вермахта был ещё один шанс изменить ситуацию на Восточном фронте в свою пользу, Гитлер возлагал на операцию «Цитадель» большие надежды и заявлял, что «Победа под Курском должна послужить факелом для всего мира».

Важность этих боев понимало и советское командование. Красной армии было важно доказать, что она может одерживать победы не только во время зимних кампаний, но и летом, поэтому в победу на Курской дуге вкладывались силы не только военных, но и гражданского населения. В рекордные сроки, за 32 дня, была построена железная дорога, соединившая Ржаву и Старый Оскол, названная «дорогой мужества». На её строительстве днём и ночью работали тысячи людей.

Переломным этапом Курской битвы стала битва под Прохоровкой. Крупнейшее танковое сражение в истории, более 1500 танков.

Воспоминания о том сражении до сих пор поражают воображение. Это был настоящий ад.

Командир танковой бригады Григорий Пенежко, получивший Героя Советского Союза за это сражение, вспоминает: «Мы потеряли ощущение времени, не чувствовали ни жажды, ни зноя, ни даже ударов в тесной кабине танка. Одна мысль, одно стремление - пока жив, бей врага. Наши танкисты, выбравшиеся из своих разбитых машин, искали на поле вражеские экипажи, тоже оставшиеся без техники, и били их из пистолетов, схватывались врукопашную…».

После «Прохоровки» наши войска пошли в решительное наступление. Операции «Кутузов» и «Румянцев» позволили освободить Белгород и Орёл, 23 августа был освобождён Харьков.

Нефть называют «кровью войны». С самого начала войны одним из генеральных путей немецкого наступления был направлен в сторону бакинских нефтяных месторождений. Контроль над ними были приоритетной задачей для Третьего Рейха.
Битва за Кавказ была отмечена воздушными боями в небе над Кубанью, ставшими одним из самых масштабных воздушных сражений Второй мировой. Впервые за советские летчики навязали люфтваффе свою волю и активно мешали и противодействовали выполнению немцами своих боевых задач. С 26 мая по 7 июня ВВС РККА провели 845 самолето-вылетов по аэродромам гитлеровцев в Анапе, Керчи, Саки, Сарабуз и Тамани. Всего за время сражений в небе Кубани советская авиация произвела около 35 тысяч самолетовылетов.

Именно за бои над Кубанью первой Звезды Героя Советского Союза был удостоен Александр Покрышкин, будущий трижды Герой Советского Союза и маршал авиации.

9 сентября 1943 года началась последняя операция битвы за Кавказ - Новороссийско-Таманская. В течение месяца немецкие войска на Таманском полуострове были разбиты. В результате наступления были освобождены города Новороссийск и Анапа, созданы предпосылки для проведения десантной операции в Крым. В честь освобождения Таманского полуострова 9 октября 1943 г. в Москве был дан салют 20 залпами из 224 орудий.

Арденнская операция (срыв «последнего блицкрига» вермахта)

Битву в Арденнах называют «последним блицкригом вермахта». Это была последняя попытка Третьего Рейха переломить ситуацию на Западном фронте. Командовал операцией фельдмаршал В. Модель, приказавший начать ее утром 16 декабря 1944 года, уже к 25 декабря немцы продвинулись на 90 км вглубь обороны противника.

Однако немцы не знали, что оборона союзников была намеренно ослаблена для того, чтобы когда немцы прорвутся на Запад на 100 километров, окружить их и ударить с флангов. Вермахт этого маневра не предусмотрел.
Союзники знали об Арденнской операции заранее, так как могли читать немецкие шифры системы «Ультра». Кроме того, о перемещениях немецких войск докладывала воздушная разведка.

Несмотря на то, что инициатива изначально была у союзников, немцы хорошо подготовились к Арденнам. Время начала наступления было выбрано с учетом того, чтобы авиация союзников не могла оказывать поддержку с воздуха. Также немцы пошли на хитрость: всех, знающих английский язык, переодели в американскую форму и под руководством Отто Скорцени создали из них штурмовые отряды для того, чтобы они сеяли панику в американском тылу.
Часть «Пантер» была замаскирована под американские танки, на них навесили фальшборты, снляи с пушек дульные тормоза, закрыли башни листовым железом и нарисовали на броне большие белые звезды.

С началом наступления «фальш-пантеры» рванулись в тыл американских войск, но хитрость немцев была «раскушена» из-за глупости. Кто-то из немцев попросил о заправке и сказал вместо «gas» «petroleum». Американцы так не говорили. Диверсанты были раскрыты, а их машины сожгли из базук.

В американской историографии Битва в Арденнах называется Battle of the Bulge - Битва за Выступ. К 29 января союзники завершили операцию и начали вторжение в Германию.

Вермахт потерял в боях более трети своей бронетехники и практически все самолеты (в том числе и реактивные), участвовавшие в операции, израсходовал топливо и боеприпасы. Единственный «профит» для Германии от Арденнской операции был в том, что она задержала наступление союзников на Рейне на шесть недель: его пришлось перенести на 29 января 1945.

Вторая мировая война, Великая Отечественная война. Это была самая жестокая и кровопролитная война в человеческой истории.

За период этой бойни погибли более 60 млн. граждан самых разных стран мира. Ученые-историки подсчитали, что каждый военный месяц на головы военных и мирных жителей по обе стороны фронта падало в среднем до 27 тысяч тонн бомб и снарядов!

Давай же сегодня, в День Победы, вспомним 10 самых грозных битв Второй мировой.

Источник: realitypod.com/

Это было самое большое воздушное сражение в истории. Целью немцев было получить превосходство в воздухе над британскими Королевскими ВВС, чтобы беспрепятственно вторгнуться на Британские острова. Битва велась исключительно боевой авиацией противоборствующих сторон. Германия потеряла 3000 своих пилотов, Англия - 1800 летчиков. Более чем 20 000 британских гражданских лиц были убиты. Поражение Германии в этом сражении считается одним из решающих моментов во Второй мировой войне - оно не позволило устранить западных союзников СССР, что в дальнейшем привело к открытию второго фронта.


Источник: realitypod.com/

Самое продолжительное длинное сражение Второй мировой войны. В ходе морских боев немецкие подводные лодки пытались топить советские и британские суда снабжения и боевые корабли. Союзники отвечали тем же. Особое значение этого сражения понимали все - с одной стороны, морем шли поставки западного оружия и техники в Советский Союз, с другой стороны, снабжение Великобритании всем необходимым шло в основном морем - англичанам требовалось до миллиона тонн всевозможных материалов, продовольствия, чтобы выжить и продолжать борьбу. Цена победы членов антигитлеровской коалиции в Атлантике была огромной и ужасной - около 50 000 ее моряков погибли, столько же немецких моряков расстались с жизнью.


Источник: realitypod.com/

Это сражение началось после того, как немецкие войска в конце Второй мировой войны предприняли отчаянную (и как показывает история, последнюю) попытку переломить ход боевых действий в свою пользу, организовав наступательную операцию против англо-американских войск в горной и лесистой местности в Бельгии под кодовым названием Unternehmen Wacht am Rhein (Стража на Рейне). Несмотря на весь опыт английских и американских стратегов, массированная атака немцев застала союзников врасплох. Тем не менее, в итоге наступление провалилось. Германия в этой операции потеряла убитыми более 100 тысяч своих солдат и офицеров, англо-американские союзники - около 20 тысяч военных убитыми.


Источник: realitypod.com/

Маршал Жуков в своих мемуарах писал: «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву». Гитлер рассматривал взятие Москвы, столицы СССР и самого большого советского города как одну из главных военных и политических целей операции «Барбаросса». В германской и западной военной истории она известна как «Операция Тайфун». Эта битва делится на два периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941) и наступательный, который состоит из 2 этапов: контрнаступления (5-6 декабря 1941 — 7-8 января 1942) и общего наступления советских войск (7-10 января — 20 апреля 1942). Потери СССР — 926,2 тыс. человек, потери Германия — 581 тыс. человек.

ВЫСАДКА СОЮЗНИКОВ В НОРМАНДИИ, ОТКРЫТИЕ ВТОРОГО ФРОНТА (С 6 ИЮНЯ 1944 Г. ПО 24 ИЮЛЯ 1944 Г.)


Источник: realitypod.com/

Эта битва, ставшая частью операции Overlord, ознаменовала собой начало развертывания стратегической группировки англо-американских союзных войск в Нормандии (Франция). Во вторжении принимали участие британские, американские, канадские и французские подразделения. Высадке основных сил с боевых кораблей союзников предшествовали массированная бомбардировка немецких береговых укреплений и десантирование парашютистов и планеров на позиции отборных частей вермахта. Морская пехота союзников высаживалась на пять пляжей. Считается одной из крупнейших десантных операций в истории. Обе стороны потеряли более 200 тысяч своих военнослужащих.


Источник: realitypod.com/

Последняя стратегическая наступательная операция вооруженных сил Советского Союза периода Великой Отечественной войны оказалась и одной из самых кровопролитных. Стала возможной в результате стратегического прорыва германского фронта частями Красной Армии, осуществлявшими Висло-Одерскую наступательную операцию. Завершилась полной победой над гитлеровской Германией и капитуляцией вермахта. В ходе боев за Берлин потери нашей армии составили более 80 тыс. солдат и офицеров, Фашисты потеряли 450 тыс. своих военнослужащих.


Данная статья будет посвящена теме решающих битв самой кровопролитной войне в истории человечества – Второй мировой. И здесь будут названы не только те битвы, которые оказали влияние на сторону победителей, ведь не нужно забывать, что в начале войны немцы владели преимуществом и это они заслужили рядом блестящих побед.
И так, начнем. Какие же битвы можно назвать самыми значительными и самыми решающими в ходе Второй мировой войны?
1. Захват Франции.
После того, как немецкие войска взяли Польшу, Гитлер понимал, что ему нужно избавиться от опасности на Западном фронте, это бы обеспечило немецкой армии не развязывание войны на два фронта. А для этого нужно было захватить Францию.
Захватить Францию Гитлеру удалось всего за несколько недель. Это был настоящий «блицкриг». Молниеносные танковые удары помогли сломить и окружить самые боеспособные армии французов, голландцев и бельгийцев. Однако не это было главной причиной поражения для союзников, их излишняя самоуверенность стала для них катастрофической ошибкой, которая привела к капитуляции Франции и решительной победе немцев на Западном фронте.
При наступлении на Францию не происходило огромных сражений, были всего лишь локальные попытки сопротивления в отдельных частях французской армии и когда пала Северная Франция, победа Германии не заставила себя ждать.
2. Сражение за Британию.
После того, как пали французы, необходимо было уничтожить и Великобританию, которая находилась на хорошо защищенных от прямого нападения островах.
Гитлер прекрасно понимал, что сломить англичан можно будет только после того, как будут разбиты их ВВС. На начальном этапе воздушные атаки на Британию проходили успешно, немецкие бомбардировщики бомбили крупнейшие города. Но когда у англичан появился радар, они смогли перехватывать немецкие самолеты еще на подлете к островам.
Количество немецкой боевой техники в воздухе сильно уменьшалось, и спустя несколько месяцев началась катастрофическая нехватка не только самолетов, но и кадров.
А вот королевские ВВС тем временем набирали свою силу и полностью получили преимущество в воздухе над Британией. Эта победа позволила англичанам не только обезопасить себя от атак немцев, но и дала время восстановить свой военный потенциал после поражения в битве за Францию. Кроме того, победа англичан дала дорогу проведению операции под названием «Оверлорд», о которой речь пойдет дальше.
3. Битва за Сталинград.
Тем временем на Восточном фронте продолжалось успешное наступление армий Вермахта, которые уже полностью оккупировали Украину и теперь готовы взять важнейшие города для СССР, в том числе и Сталинград. Однако здесь они вынуждены были остановиться.
Практически захватив город, немцы встретили решительное сопротивление Красной Армии, которое не удавалось сломить из-за численного преимущества противника, проблемами с припасами и оружием, а также суровыми морозами.
Сражение за Сталинград началось в июле 1941 года и успешно складывалось для немцев до ноября этого же года. Но вот уже с наступлением зимы силы Союза начали мощнейшую контратаку, которая вынудила немцев отступить. Таким образом, одна из лучших армий Вермахта под командованием Паульса была окружена и разбита.
Всего за время сражения при Сталинграде немцы потеряли около 1 млн. бойцов, а также огромное количество единиц оружия и боевой техники. Боевой дух немцев был подорван настолько, что наступление советских войск остановить уже было невозможно. Наступил коренной перелом не только в ходе Великой Отечественной, но и в ходе Второй мировой.
4. Курская битва.
Данное сражение можно смело назвать последней попыткой немцев начать контратаку на Восточном фронте. Немцы решили провести молниеносную атаку по линии обороны СССР на Курской дуге, но их план был подорван и наступление завершилось полным провалом. После этого, огромные силы Красной Армии начали контрнаступление, и благодаря численному преимуществу им удалось сломать оборону немцев, что значило одно – поражение Германии уже предрешено. Были разбиты лучшие армии, а количество солдат Вермахта уже уступало силам Красной Армии в несколько раз, и это не говоря уже о том, что на Западном фронте начали давить силы союзников.
В ходе Курской битвы также произошло крупнейшее танковое сражение – битва под Прохоровкой, где победили советские танки, хоть и с огромными потерями.
5. Сражение в заливе Лейте.
Это сражение можно назвать последней решительной попыткой японцев перехватить инициативу в войне на Тихом океане. Японский флот атаковал флот США в надежде разбить его и начать контрнаступление. Эта битва продолжалась с 23 по 26 октября 1944 года и завершилась полной победой американцев. Японцы воевали настолько отчаянно, что жертвовали собой ради уничтожения противника – речь о так называемых «камикадзе». Но это им не помогли, они потеряли свои мощнейшие суда и больше не предпринимали решительных попыток остановить флот США.
6. «Оверлорд».
В 1944 году Германия уже была на грани поражения, но его нужно было ускорить, для этого был открыт Западный фронт – операция «Оверлорд».
В июне 1944 года огромные силы США и союзников высадились в Северной Франции. Уже спустя два месяца был освобожден Париж, а еще спустя два силы союзников подошли к западным границам Германии. Для того, чтобы сдерживать наступление на Западном фронте, немцы сильно растянули свои силы и еще сильнее ослабили позиции на Восточном фронте, что ускорило наступление Красной Армии.
Открытие Второго фронта стало решающим ударом по военной силе Германии, за ним последовала только оккупация и падение Берлина.
7. Битва за Берлин.
Несмотря на то, что Германия уже проиграла, Берлин продолжал стоять. Город был взят в кольцо, и помощи ждать было не откуда, но немцы стояли.
Битва за Берлин, которая продолжалась всю весну 1945 года была завершена к 8 маю. При обороне Берлина немцы оказывали мощнейшие очаги сопротивления, из-за чего гибло огромное количество солдат Красной Армии, но их участь все равно была решена.
После того как застрелился Гитлер боевой дух Вермахта был полностью уничтожен и Германия капитулировала – победа была одержана. Тем временем на Тихом океане, США уже почти подчинило себе Японию – Вторая мировая подходила к концу.
Вот такими были решающие битвы Второй мировой. Конечно, это список можно было дополнить еще десятком важных сражений, однако все же эти битвы и операции были ключевыми.

Один день - одна правда" url="http://diletant.media/one-day/26639312/">

Российские школьники знают Вторую мировую войну прежде всего по таким ключевым событиям, как Сталинградская битва или танковое сражение на Курской дуге. Однако не менее масштабными стали морские битвы, рассказ о которых мы и представляем.

В результате поражения в кампании 1940 года Франция заключила соглашение с нацистами и стала частью оккупированных территорий Германии с самостоятельным формально, но подконтрольным Берлину вишистским правительством.


В 1940 году правительство Франции стало подконтрольно Берлину


Союзники стали опасаться, что французский флот мог перейти Германии и уже через 11 дней после французской капитуляции провели операцию, которая надолго станет проблемой в союзных отношениях Великобритании и той Франции, которая сопротивлялась нацистам. Она получила название «Катапульта». Британцы захватили корабли, стоявшие в британских портах, силой выставив с них французские команды, что не обошлось без столкновений. Разумеется, союзники восприняли это как предательство. Еще страшнее картины разворачивались в Оране, командованию кораблей, стоявших там, был направлен ультиматум — передать их в управление британцам или потопить. В итоге их потопили британцы. Все новейшие линкоры Франции были выведены из строя, погибли более 1000 французов. Правительство Франции порвало с Великобританией дипломатические отношения.

Морские сражения Второй мировой войны отличаются от предыдущих тем, что они уже не являлись чисто морской битвой.


Морские сражения Второй мировой войны не являлись чисто морской битвой

Каждое из них было комбинированным — при серьезной поддержке авиации. Частью кораблей были авианосцы, позволявшие обеспечить такую поддержку. Нападение на Перл-Харбор на Гавайских островах было совершено с помощью палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Нагумо. Ранним утром 152 самолета атаковали базу ВМС США, застав врасплох ничего не подозревавших военных. В нападении приняли участие и подлодки Японского императорского флота. Потери американцев были колоссальными: около 2,5 тысяч погибших, потеряны 4 линкора, 4 миноносца, уничтожено 188 самолетов. Расчет при столь яростной атаке был на то, что американцы падут духом, а большая часть флота США будет уничтожена. Не случилось ни того, ни другого. Нападение привело к тому, что сомнений для американцев насчет участия во второй мировой не осталось: в этот же день Вашингтон объявил войну Японии, а в ответ Германия, находящаяся с Японией в союзе, объявила войну США.

Переломный момент для американского флота на Тихом океане. Серьезная победа на фоне страшного бедствия начала войны — Перл-Харбора.


Битва у атолла Мидуэй — п ереломный момент для американского флота

Мидуэй находится в тысяче милей от Гавайских островов. Благодаря перехваченным переговорам японцев и разведданным, полученным в результате полетов американской авиации, командование США заранее получило информацию о готовящемся нападении. 4 июня вице-адмирал Нагумо отправил на остров 72 бомбардировщика и 36 истребителей. Эскадренный миноносец американцев поднял сигнал об атаке противника и, выпустив облако черного дыма, атаковал самолеты из зенитных орудий. Битва началась. Авиация США тем временем взяла курс на японские авианосцы, в итоге 4 из них были потоплены. Япония потеряла также 248 самолетов и около 2,5 тысяч человек. Потери американцев скромнее — 1 авианосец, 1 эсминец, 150 самолетов и около 300 человек. Приказ о прекращении операции поступил уже в ночь на 5 июня.

Лейте — филиппинский остров, вокруг которого развернулась одна из самых тяжелых и масштабных морских битв.


Сражение в Лейте — одна из самых тяжелых и масштабных морских битв

Американские и австралийские корабли начали бой против японского флота, который находясь в патовой ситуации провел атаку с четырех сторон, используя в своей тактике камикадзе — японские военные шли на самоубийство с целью нанести как можно больший урон противнику. Это последняя крупная операция для японцев, к моменту ее начала уже потерявших стратегическое преимущество. Однако силы союзников все равно одержали победу. Со стороны Японии погибли 10 тысяч человек, однако из-за работы камикадзе серьезные потери понесли и союзники — 3500. Кроме того, Япония потеряла легендарный линкор Musashi и едва не потеряла другой — Yamato. При этом шансы на победу у японцев были. Однако из-за использования плотной дымовой завесы, японские командиры не могли адекватно оценить силы противника и не решились бороться «до последнего бойца», а ретировались.

Операция Catechism гибель немецкого линкора «Тирпиц» 12 ноября 1944 года

«Тирпиц» — второй линкор типа «Бисмарк», один из мощнейших и самых устрашающих военных кораблей немецких сил.


«Тирпиц» — один из самых устрашающих военных кораблей немецких сил


С момента его принятия на вооружение британские ВМС начали за ним настоящую охоту. Первый раз линкор был обнаружен в сентябре и в результате атаки британских самолетов превратился в плавучую батарею, лишившись возможности участвовать в морских операциях. 12 ноября скрыть корабль уже не удалось, в корабль попали три бомбы Tallboy, одна из которых привела к взрыву на его пороховом складе. Тирпиц затонул у Тромсё буквально через несколько минут после этой атаки, погибли около тысячи человек. Ликвидация этого линкора означала фактически полную морскую победу союзников над Германией, что позволило высвободить военно-морские силы для использования в Индийском и Тихом океанах. Первый же линкор этого типа «Бисмарк» наделал куда больше бед — в 1941 году он потопил британский флагман и линейный крейсер «Hood» в Датском проливе. В результате трехдневной охоты за новейшим кораблем он также был потоплен.