Станица орловская забайкальского казачьего войска. Забайкальские казаки

Забайкальские казаки или Забайкальское казачье войско - этническая группа русских в Забайкалье. Старшинство с 20 августа 1655. Войсковой штаб - в городе Чите . Войсковой праздник, войсковой круг - 17 марта, день преподобного Алексия человека Божьего.

Цвета и знамёна Забайкальского казачьего войска

Забайкальские казаки традиционно носили желтые лампасы , погоны и околыши и темно-зеленые мундиры.

Казачье знамя представляло собой полотнище войсковых цветов с изображением лика Спаса Нерукотворного. На знамени была надпись: "С нами Бог".

История Забайкальского казачьего войска

Костяк забайкальских казаков составили донские казаки, которые появились в Забайкалье около 1639. В 1654 казаки Петра Бекетова основали Нерчинск. По образцу казачьего войска были организованы буряты (4 полка) и тунгусы (500 человек = 1 полк), которые позже слились с казаками. Отличительной особенностью забайкальских казаков был тот факт, что наряду с православием часть из них (преимущественно происхождения) исповедовала ламаизм

Забайкальское казачье войско было образовано 17 марта 1851 приказом императора Николая I, по предложению генерал-губернатора Н. Н. Муравьева-Амурского , на территории Забайкалья из части сибирских казаков, бурят, эвенкийских военных формирований и крестьянского населения некоторых районов в составе 3 конных полков и 3 пеших бригад (1-й, 2-й, 3-й русские полки , 4-й тунгусский (эвенкийский) полк и 5-й и 6-й бурятские полки). Осуществляло охрану границы с Китаем и внутреннюю службу.

В 1854 забайкальские казаки осуществили сплав по реке Амур и основали пограничные посты вдоль границы с Китаем. 1858 из Забайкальского было выделено Амурское казачье войско .

В начале XX века забайкальские казаки выставляли в мирное время 1 гвардейскую полусотню, 4 конных полка и 2 батареи; в Первую мировую войну выставили 1 гвардейскую полусотню, 9 конных полков, 4 батареи и 3 запасные сотни.

В 1916 казачье население Забайкальского казачьего войска составляло 265 тысяч человек, на военной службе находилось 14,5 тысяч. Участвовало в подавлении Ихэтуаньского восстания 1899-1901, в Русско-японской 1904-1905 и Первой мировой войнах.

Во время Гражданской войны 1918-20 часть казачества активно воевала против большевиков под руководством атамана Г. М. Семёнова и барона Унгерна, некоторые казаки поддержали красных.

В 1920 Забайкальское казачье войско, как и прочие казачьи войска в СССР , было ликвидировано советской властью . После поражения Семёнова примерно 15 % казаков вместе с семьями ушли в Маньчжурию, где обосновались, создав свои станицы (Трехречье). В Китае они поначалу тревожили набегами советскую границу, а затем замкнулись и жили своим бытом до 1945 (наступления Советской Армии). Затем некоторые из них эмигрировали в Австралию (Квинсленд). Некоторые в 1960-е гг. вернулись в СССР и были поселены в Казахстане. Потомки смешанных браков остались в Китае.

Современность

В эпоху советской перестройки началось возрождение забайкальского казачества. В 1990 в Москве был созван Большой казачий круг, на котором в числе прочих было принято решение о воссоздании Забайкальского казачьего войска. В 1991 был образован ансамбль песни и пляски "Забайкальские казаки" . В 2010 в Чите был избран атаманом Забайкальского казачьего войска Сергей Бобров. 30 марта 2011 забайкальские казаки отметили 160-летие своего войска.

Структура Забайкальского казачьего войска

Во главе Забайкальского казачьего войска стоял наказной атаман, подчинявшийся генерал-губернатору Сибири. Атаман совмещал права начальника дивизии и губернатора. При нем было учреждено два комитета: войсковое дежурство (для ведения военных дел) и войсковое правление (для ведения хозяйственных дел). Высшей формой организации казаков была бригада (всего было 6 бригад), которая делилась на полки (500-600 бойцов), а те на сотни.

Полки назывались по имени центрального поселения: Аргунский, Верхнеудинский, Читинский, Нерчинский .

Территориальное расположение

1-й Отдел

  1. Атамано-Николаевская (Харацайская) станица,
  2. Желтуринская станица,
  3. Кударинская станица,
  4. Мензинская станица,
  5. Мурочинская станица,
  6. Усть Урлукская станица,
  7. Цаган Усунская станица,
  8. Цакирская станица,
  9. Шарагольская станица,
  10. Аракиретская станица,
  11. Боргойская станица,
  12. Верхнеудинская станица,
  13. Гыгетуйская станица,
  14. Селенгинская станица,
  15. Харьясская станица,
  16. Янгажинская станица.

2-ой Отдел

  1. Акшинская станица,
  2. Букукунская станица,
  3. Верхнеульхунская станица,
  4. Дуроевская станица,
  5. Дурулгуевская станица,
  6. Зоргольская станица,
  7. Мангутская станица,
  8. Могойтуевская станица,
  9. Цаган-Олуевская станица,
  10. Чиндантская 2-я станица,
  11. Чиндант-Гродсковская станица,
  12. Улятуевская станица,
  13. Быркинская станица,
  14. Донинская станица,
  15. Калгинская станица,
  16. Манкечурская станица.

3-ий Отдел

  1. Ботовская станица
  2. Житкинская станица
  3. Ильдиканская станица
  4. Курлыченская станица
  5. Кулаковская станица
  6. Куенгская станица
  7. Куларская станица
  8. Ломовская станица
  9. Митрофановская станица - (г. Шилка)
  10. Новотроицкая станица
  11. Сретенская станица
  12. Торгинская станица
  13. Усть-Теленгуйская станица
  14. Ундинская станица
  15. Кайдаловская станица
  16. Макковеевская станица
  17. Размахнинская станица
  18. Титовская станица

В ноябре 1905 года казаки участвуют во всех крупных собраниях солдат Читинского гарнизона и рабочих читинских железнодорожных мастерских. В совете солдатских и казачьих депутатов РСДРП, избранном на собрании 22 ноября, работали такие известные казаки, как Ц. Ранжуров, К. Белоглазов, А. Беломестнов, Г. Гантимуров, П. Селяев, А. Лопатин, К. Пешков, М. Козулин, К. Рюмкин, И. Перевалов, А. Простокишин, М. Братеньков, Г. Шишкин.

Третья часть забайкальских станиц выступает с требованиями политического характера, используя митинги и так называемые «революционные переговоры». Для них характерны призывы созвать Учредительное собрание, уравнять казачье сословие с другими в отбывании воинской повинности, сократить срок действительной армейской службы, ввести подоходный налог, уничтожить винную монополию, захватить земли кабинета его Величества и изгнать царских чиновников.

Хорошее, как известно, забывается скорее. Народ помнил о казаках все-таки больше как о «нагаечниках», «лампасочниках», помогавшим душить свободу. Поэтому о ликвидации казачества как сословия мечтали и большевики, и эсеры, и даже кадеты. Но первым приложило к этому руку Временное правительство после Февральской революции 1917 года.

Под нажимом военного министра А. Гучкова 17 апреля в Чите состоялся Первый съезд казаков Забайкальской области. Делегаты на него не избираются, а только посылаются представители станиц и тыловых казачьих частей. Фронтовиков оставляют в стороне, опасаясь их явного сопротивления, ведь на повестке дня съезда стоял вопрос о ликвидации казачьего сословия. Фактически съездом объявляют казачью секцию Первого съезда сельского населения.

Всеми делегатами (при незначительном числе воздержавшихся) принимается резолюция: «Казачье сословие, как пережиток старины и следствия существования постоянных армий, должно быть уничтожено и сравнено со всеми свободными гражданами России».

Съезд предложил упразднить должность наказного атамана, образовать уездные земства, но на первый период войны государство должно обеспечивать казаков оружием, лошадьми и обмундированием.

В забайкальских станицах к решению съезда относятся неоднозначно. Одни одобряют, другие выступают против. Ярко выраженными противниками ликвидации казачьего сословия становятся Сретенская и Верхнеудинская станицы . Забайкальские казаки разделяются на «граждан» и «казаков». К первым, разумеется, тяготеют бедные и средние слои, ко вторым – более зажиточные и часть средних.

Такое деление не могло не сказаться потом, в период гражданской войны, поставившей казаков перед мучительным выбором: за какую власть проливать кровь?

В августе 1917 года в Чите состоится второй областной Казачий съезд, подготовленный есаулом Г. Семеновым, генералом И. Шильниковым и кадетом С. Таскиным. Он отменяет решение Первого съезда, восстанавливает казачье сословие. Забайкальское казачье войско вступает в Союз казачьих войск России.

После установления Власти Советов в марте – апреле 1918 года состоится Третий казачий съезд. Большинство делегатов голосуют за ликвидацию казачьего сословия. Но спустя пять месяцев власть в Забайкалье захватывает есаул Г. Семенов (в период гражданской войны генерал- лейтенант, атаман Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск) и своим приказом восстанавливает в станицах атаманов и казачьи правления.

Летят над Аргунью
Проклятья и стоны
И красною пеной
Вскипает волна
Разрублены шашкой
Судьба и погоны.
Казацкая доля –
Чужая война.

Сыны на отцов,
Брат на кровного брата,
И шашка – острее,
И пуля – точней,
Но всем уготовлена
Страшная плата-
Вселенское горе родных матерей.

Прощай, атаман,
Мы устали от сечи,
И кони устали по крови скакать.
Мерцают в церквах погребальные свечи,
И нас по приказу
Спешат проклинать.

Мы тоже сражались
За счастье и волю.
Казачья Отчизна – едина для всех.
Пробита душа вековечною болью:
Простит ли она обоюдный наш грех.

Закатное солнце маньчжурской границы.
Под кровом чужбины судьба умирать.
Господь, помоги нам в родимых станицах
С последним поклоном еще побывать.

А волны Аргуни отчаянно бьются,
И ветер степной закусил удила.
Не дети, так внуки
Однажды вернуться.
Даурия – наша родная земля.


В годы существования Дальневосточной республики принимается Конституция, одна из статей которой отменяет «сословные деления граждан, сословные преимущества и привилегии» и, таким образом, автоматически ликвидирует казачье сословие. Но все-таки борьбу за то, быть ему или не быть, завершает советская власть.
Несмотря на то, что Советы изначально не являются инициаторами расказачивания, они как органы власти играют решающую роль в ликвидации, а точнее, уничтожении казачества.

24 января 1919 года Оргбюро ЦК РКП(б) принимает циркулярное письмо по отношению к казачеству, а через пять дней после этого Я. Свердлов подписывает директиву, которую историки называют «страшной директивой». Вот строка из нее: «Провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам».
Так росчерком пера одного человека на эшафот и в ссылку посылается более двух миллионов человек (около 125000 –казнены), среди них женщины, дети, старики.

В большей степени страдают казаки Дона и Кубани. В Забайкалье репрессии начинаются в 1921 году. Немало казаков уходят за Аргунь и селится на китайской стороне в районе так называемого Трехречья: Хулу, Дербула и Гана. Места здесь не обжитые. Поначалу несчастные эмигранты строят землянки, надеясь на быстрое возвращение на родную землю. Но идут годы, власть в России не меняется, приходится обживаться основательно. Однако спокойно жить не дают. Казаки постоянно подвергаются набегам и грабежам с советского берега.

Казачество как сословие ликвидируется, но мысль о возрождении в казачьем народе не умирает.

ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО (ЗКВ) (1851-1918), иррегулярное воинское образование, сформированное с целью усиления военного потенциала России, присоединения территорий, расположенных по Амуру и в Приморье на основании проекта, разработанного вост.-сиб. генерал-губернатором Н.Н.Муравьевым-Амурским . Утверждено Положением о ЗКВ, подписанным царем Николаем I 17.3.1851. Ко времени образования ЗКВ казаки Заб. входили в состав Заб. городового полка, станиц Верхнеудинского и Нерчинского у., Цурухайтуевского и Харацайского пограничных отделений, Тунгусского и Бур. казачьих полков. Из этих подразделений было образовано конное войско: 3 конные (по 2 полка) бригады. Позже на основании правительственного распоряжения об обращении крестьян Нерчинских заводов в казаки и образовании пешего войска было создано 3 пешие (по 4 батальона) бригады.

В пешее войско вошли крестьяне Верхнеудинского у. и Нерчинского горного округа (горных з-дов), станичные и городовые и частично пограничные казаки. Сформированы 2 конно-артиллерийские батареи в составе 12 орудий. Летом 1851 в ЗКВ состояло 48 169 казаков, из них 20 410 конных и 27 759 пеших (после реформ 1897-1906 пешие батальоны были расформированы). Позже состав ЗКВ увеличился: в конном войске — 21 тыс. чел., в пешем — более 30 тыс. Первая конная бригада состояла из рус. казаков, живших вдоль по Селенгинской границе от Ключевского караула до Акшинской крепости. Здесь базировались 1-й и 2-й конные полки. Штаб бригады находился в ст-це Кударинской. Из рус. казаков, живших на Акшинской границе по рр. Онону, Аргуни, Шилке от Акши до ст-цы Горбиченской, состояла 2-я конная бригада. На этом участке располагались 3-й и 4-й конные полки. Штаб бригады находился в ст-це Новоцурухайтуевской. Казаки-буряты, проживавшие позади пограничной линии по рр. Селенге, Чикою, Хилку и др., составляли 3-ю конную бригаду. Штаб находился в Селенгинске. Три пешие бригады состояли из бывших горнозаводских крестьян, проживавших между Аргунью, Шилкой и нижним течением Онона. Штаб 1-й пешей бригады — д. Олочинская; штаб 2-й пешей бригады — с. Шелопугинское; штаб 3-й пешей бригады — с. Бянкинское. В рус. конных бригадах было от 5 до 6 тыс. казаков, в бур. конной — 10 тыс., в пеших бригадах — по 10 тыс. чел. Делами ЗКВ ведало особое казачье отделение при Гл. упр. Вост. Сиб. в г. Иркутске. Общее руководство принадлежало вост.-сиб. генерал-губернатору, подчинявшемуся военному министру. В связи с образованием ЗКВ 11.7.1851 была учреждена Забайкальская область с центром в Чите.

Обязанности наказного (назначенного царем) атамана ЗКВ возлагались на военного губернатора. С 23.10.1851 их стал выполнять генерал-майор П.И.Запольский . Летом 1852 состоялся 1-й смотр ЗКВ, к-рый продемонстрировал успехи в его формировании. В дек. 1852 особой грамотой, подписанной Николаем I, 4 конным полкам и 12 пешим батальонам ЗКВ были пожалованы знамена. В 1872 территориально ЗКВ было разделено на 3 военных отдела, в 1898 был создан 4-й. В 1916 в них насчитывалось 516 войсковых поселений, объединенных в 63 станицы. Первый военный отдел (центр г. Троицкоcавск) выставлял 1, 2 и 3-й Верхнеудинские конные полки; 2-й военный отдел (центр г. Чита) — 1-й и 2-й Чит. полки; 3-й военный отдел (центр г. Нерчинск) — 1-й и 2-й Нерчинские полки; 4-й военный отдел (центр с. Нерчинский Завод) — 1-й и 2-й Аргунские полки. Военными отделами управляли также атаманы, к-рых назначал наказной атаман. Станицами и поселками управляли соответственно станичные и поселковые атаманы, избираемые жителями этих населенных пунктов с последующим утверждением их атаманами военных отделов. ЗКВ имело собственное судопроизводство, системы здравоохранения, образования, торговли и др., а также правоохранительные структуры, подчинявшиеся непосредственно наказному атаману ЗКВ.

Казаки, зачисленные на службу в ЗКВ, как и раньше, охраняли границы с Китаем и Монголией; несли внутреннюю службу: конвоировали арестантские партии, охраняли гос., военные объекты, исполняли др. полицейские функции; сопровождали дипломатические, торговые, научные и иные миссии и экспедиции за границу — ЗКВ участвовали в экспедициях ученых Н.М.Пржевальского , П.К.Козлова , П.А.Кропоткина , Г.Н.Потанина и др.; охраняли рус. консула в Пекине, Маймачене и Урге. Казаки ЗКВ участвовали в Вост. (Крымской) войне 1853-56, рус.-турецкой войне 1877-78, в войне с Китаем 1900-01 (см. Китайский поход ), рус.-япон. войне 1904-05 и 1-й мировой войне 1914-18. В 1917 в ЗКВ насчитывалось ок. 100 полных Георгиевских кавалеров из числа рядовых и ок. 50 офицеров, награжденных орденом Св. Георгия и золотым Георгиевским оружием — самыми почетными военными наградами России. Ок. 10 тыс. заб. казаков имели георгиевские медали и кресты разных степеней. В 1903 ЗКВ получило войсковое знамя. Первый Чит. и 1-й Верхнеудинский полки получили Георгиевские знаменами с надписью «За отличие в войне с Японией в 1904 и 1905». За военные отличия в кит. походе и рус.-япон. войне отдельные части ЗКВ получили знаки отличия на головные уборы: «За отличия против китайцев в 1900» — 4-й и 6-й пешие батальоны, 4-я и 5-я сотни 1-го Верхнеудинского полка, 2-я Заб. казачья батарея; «За отличие в Сев. Маньчжурии в 1900» — 3-й Верхнеудинский полк; «За Бейцан и Пекин в 1900» — 3-я сотня 1-го Чит. полка, «За поход в Корею в 1904 и 1905» — 1-й Нерчинский полк; «За отличие в войну с Японией в 1904 и 1905» — 1-я, 3-я и 4-я Заб. батареи, 2-й Верхнеудинский, 2-й Чит., 1-й и 2-й Аргунские полки. Георгиевскими серебряными трубами были награждены 1-я и 2-я сотни 1-го Нерчинского полка — 4 с надписью «За Эюр, Хинган и Цицикар в 1900»; 1, 2, 4-й сотням 1-го Аргунского полка — 6 «За отличие в Сев. Маньчжурии»; 6-й сотне 1-го Верхнеудинского полка — 2 «За Тяньцзинь и Пекин в 1900»; 1-й Заб. казачьей батарее — 2 «За Шахэ и Мукден в 1900»; 2-й Заб. батарее — 2 «За Бейдалинский перевал с 16 по 23 февр. 1905»; 4-й сотне 1-го Верхнеудинского полка — 2 «За Порт-Артур в 1904».

Неравные социально-экономические условия проживания, несоизмеримые с предоставленными льготами тяготы казачьей службы, а также активная работа политических партий, в первую очередь большевиков, способствовали тому, что часть казачьего войска не только подавляла рев. движение 1905-07, часть участвовала в нем. Это привело к репрессиям со стороны правительства. После февр. 1917 в ЗКВ произошел раскол. Часть казаков 3-го и 4-го военных отделов, потомки горнозаводских крестьян, потребовали ликвидации ЗКВ и казачества как сословия. Казаки 1-го и 2-го военных отделов, так называемые «караульцы», поддержали походного атамана ЗКВ подъесаула Г.М.Семенова . Семенов на 2-м Войсковом круге в авг. 1917 выступил за сохранение ЗКВ и впоследствии из добровольцев сформировал Особый маньчжурский отряд для борьбы с Сов. вл. После установления Сов. вл. в Чите с помощью казаков-фронтовиков 2-го Чит. полка в марте 1918 ЗКВ как гос. структура прежнего строя было ликвидировано. Восстановлено в полном объеме после падения Сов. вл. в сент. 1918. В авг. 1917 впервые за всю историю ЗКВ избрало войскового атамана, к-рым стал полковник В. В. Зимин, в июне 1919 его сменил Г. М. Семенов. В окт. 1920, после окончательного установления Сов. вл. в Заб., ЗКВ было вторично ликвидировано. Ушедшие в эмиграцию заб. казаки под руководством Семенова самоорганизовались по территориальному признаку. Ими было образовано 20 станиц во Внутренней Монголии, Маньчжурии и вдоль КВЖД.

Была воссоздана структура ЗКВ с выборным войсковым атаманом, правлением, почетными судьями и т.п. Организованы учебные заведения, больницы и др. учреждения. В этом состоянии ЗКВ просуществовало до вступления Кр. Армии в Сев. Китай в авг. 1945 и было ликвидировано Сов. вл. Казаки были большей частью репрессированы под предлогом возмездия за сотрудничество с Японией и «измену Родине». За редким исключением казаки ЗКВ в Маньчжурии в годы ВОВ в основной своей массе занимали патриотическую позицию. Так, сформированные японцами из молодых заб. казаков-эмигрантов части в авг. 1945 отказались вступить в бой с Красной Армией. За это они частично были уничтожены, частично расформированы японцами. Некоторая часть заб. казаков, избежав сов. и япон. репрессий, эмигрировала в третьи страны, незначительное количество в 1960-е вернулось в СССР, в основном в целинные районы Казахстана. 16.11.1991 войсковой учредительный круг положил начало формированию казачьих общин на традиционных территориях ЗКВ. Была создана общественная организация «Забайкальское казачье войско». Первым атаманом ЗКВ (общественной организации) избран подполковник Г. В. Кочетов, в 1993 — подполковник А.В. Богданов (переизбирался в 1997 и в 2000). С 1993 начинают решаться вопросы правового, кадрового, хоз.-экономического становления заб. казачества. Стали отрабатываться различные формы взаимодействия с СибВО (ЗабВО) (сборы и слеты с казачатами, учебные стрельбы, комплектование воинских частей казаками и др.). В новом пос. Сенькина Падь на границе размещены казаки-переселенцы из Казахстана. В 1997 вышел президентский указ «Об утверждении Устава ЗКВ», позволивший активизировать работу по вхождению указанного общества в систему гос. устройства, а заб. казачества — в структуру госслужбы на профессиональной основе. 1.11.2000 утверждены эскизные проекты войскового герба, нагрудного знака и знамени (см. Знамена Забайкальского казачьего войска ). Они сохраняют историческую символику заб. казачества и учитывают его современное состояние, а также новые геральдические требования.

Ист.: РГВИА, ф. 2007; ГАЧО, ф. 30.

Лит.: Казачьи войска: Справочник / Под ред. В. К. Шенка. — СПб., 1912; Васильев А. П. Заб. казаки. Исторический очерк. — Чита, 1916; Смирнов Н. Н. Слово о заб. казаках: Ист. очерк-хроника. — Волгоград, 1994; Заб. казачество: история, традиции, перспективы развития: Материалы региональной научно-практической конференции. — Чита, 2000.

ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО, иррегулярное войско в России. Образовано Положением о Забайкальском казачьем войске от 17(29).3.1851 по инициативе и по проекту восточносибирского генерал-губернатора Н. Н. Муравьёва (с 1858 именовался Муравьёвым-Амурским) «как щит Забайкалья от возможных посягательств Китая» и база российской колонизации Дальнего Востока. Центр Забайкальского казачьего войска - Чита. Возглавлялось наказным атаманом, который подчинялся непосредственно восточносибирскому (в 1884-1906 приамурскому, затем иркутскому) генерал-губернатору. В войско вошли казаки Китайской пограничной линии (кроме Тункинской дистанции) и забайкальские городовые и станичные казаки, к казачьему сословию были приписаны крестьяне Нерчинских горных заводов. Численность казаков (с семьями): 100,8 тысяч человек (1851), 265 тысяч человек (1917; 28% населения Забайкальской области). Преобладали русские, помимо них в состав войска входили буряты (21 тысяча человек в 1917) и эвенки (3 тысячи человек). С 1855 года часть забайкальских казаков переселялась в Приамурье (первоначально добровольно, с 1858 по жребию), где они составили ядро Амурского казачьего войска. В конце 1850-х - начале 1860-х годов в казаки Забайкальского казачьего войска записаны свыше 14,2 тысяч «штрафных» нижних чинов, отчисленных со службы во Внутренней страже и сосланных в Восточную Сибирь из Европейской России. В фактическом владении станичных обществ Забайкальского казачьего войска находилось: 3,3 миллиона га земли (1891), 6,7 миллионов га (1904), 10,9 миллионов га (1917).

В 1851-72 Забайкальское казачье войско делилось на 3 пеших (казаки долин рек Газимур, Ингода, Онон и Унда) и 3 конных (размещались вдоль русско-китайской границы) бригадных округа, каждый из которых подразделялся соответственно на 4 батальонных или 12 сотенных округов. В 1872 Забайкальское казачье войско разделено на 3 военных отдела: 1-й - на юго-западе Забайкальской области (центр - город Троицкосавск), 2-й - на юге (город Акша), 3-й - на востоке (город Нерчинск), в 1898 образован 4-й отдел - на юго-востоке (село Нерчинский Завод).

В мирное время на действительной военной службе находилась треть состава Забайкальского казачьего войска. Казаки несли пограничную, конвойную и караульную службу, держали разъезды на границе, ловили беглых; выполняли земские повинности по содержанию дорог, почты, квартир для проходящих войск.

Забайкальские казаки участвовали в обороне низовьев реки Амур и залива Де-Кастри (ныне залив Чихачёва) в Крымскую войну 1853-56 (2,5 тысячи казаков), в подавлении движения Ихэтуань в Китае в 1900-01 (8,5 тысяч казаков), в русско-японской войне 1904-05 (свыше 19 тысяч казаков). В 1-й мировой войне участвовали 9 конных полков и 5 батарей [до 14 тысяч человек; они находились главным образом в составе 1-й Забайкальской казачьей бригады (с декабря 1915 дивизия; действовала в Польше, Полесье и Галиции), 2-й и 3-й Забайкальских казачьих бригад (действовали на Кавказском фронте у озера Ван)].

В апреле 1917, после Февральской революции, 1-й Забайкальский областной казачий съезд в Чите решил ликвидировать казачье сословие, в августе 1917 2-й съезд постановил отменить это решение. В марте 1918 казачья фракция 3-го Забайкальского съезда советов провозгласила себя 3-м Областным казачьим съездом, который вновь вынес решение о ликвидации Забайкальского казачьего войска. После занятия Читы частями Сибирской армии Временного сибирского правительства (27.8.1918) Забайкальское казачье войско восстановлено. Окончательно оно упразднено в апреле 1921, с принятием конституции Дальневосточной республики.

В Гражданскую войну 1917-22 казаки Забайкальского казачьего войска находились как в составе РККА (около 5,5 тысяч человек в 1918) и красных партизанских отрядов (преимущественно на юго-востоке Забайкалья, в 1920 - 10 конных и 2 пехотных полка), так и в составе Белых армий: в 1918 в Особом Маньчжурском отряде Г. М. Семёнова (главным образом офицеры Забайкальского казачьего войска), в 1919 - в 1-й и 2-й Забайкальских казачьих дивизиях (14 конных полков, 4 батареи, около 6,5 тысяч человек; входили в состав Колчака армий), в 1920 - в Дальневосточной армии (свыше 1,8 тысяч человек в октябре 1920). В 1921-22 в Приморье ряд формирований Забайкальского казачьего войска действовал в составе Белоповстанческой армии, затем - Земской рати. На территории самого Забайкальского казачьего войска шли ожесточённые бои у села Нерчинский Завод и станиц Богдать (апрель - сентябрь 1919) и Сретенск (апрель 1920). В конце 1920, после отступления войск Семёнова в Маньчжурию, там в 18 посёлках на реках Хаул, Дербул и Ган поселилось около 20 тысяч человек, преимущественно казаков Забайкальского казачьего войска (в 1945-60-х годах часть жителей посёлков либо добровольно уехала, либо была депортирована в СССР, часть уехала в другие страны). В 1990 в Чите создано общественное объединение Забайкальское войсковое казачье общество, которое действует на территориях Республики Бурятия, Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

Лит.: Васильев А. П. Забайкальские казаки: В 3 т. Чита, 1916-1918. Благовещенск, 2007; Сибиряков Н. С. Конец Забайкальского казачьего войска // Минувшее. М., 1990. Т. 1; Смирнов Н. Н. Слово о забайкальских казаках. Волгоград, 1994; Василевский В. И. Забайкальское казачье войско. М., 2000.

Забайкальские казаки - гроза самураев - были на самых далёких рубежах Родины оплотом порядка и государственности. Исключительно смелые, решительные, сильные выучкой, они всегда успешно противостояли самым лучшим подразделениям противника.

История

Забайкальские казаки появились впервые в сороковых годах восемнадцатого века, когда донские и оренбургские вызвались на переезд в неосвоенные ещё новые российские земли. Здесь для государства открывались великолепные возможности для освоения полезных ископаемых, количество которых порождало легенды. Границы с восточными и не очень мирными соседями нужно было охранять, и лучше, чем забайкальские казаки, это вряд ли кто-то мог сделать.

К тому же необходим был постоянный и бдительный контроль за местным населением - бурятами, в которых ещё бурлила кровь Чингисхана, тунгусами, которые тоже не слишком доверяли пришлым. Забайкальские казаки словно эстафету продолжили. Именно их силами были присоединены к империи Урал, Оренбуржье, Сибирь. Остроги на Ангаре и Лене закладывались казачьими подразделениями атаманов Перфильева и Бекетова, а в числе первых землепроходцев мы до сих пор чтим национального героя, казака-мореплавателя Семёна Дежнёва.

Первые походы

Первыми до озера Байкал добрался Курбат Иванов со своими казаками. Тогда и началось повсеместное заселение Забайкалья, установились и окрепли дружественные связи с туземцами, которых обучали и даже включали довольно часто в состав своего войска. Забайкальские казаки, история возникновения которых относится к походу Ерофея Павловича Хабарова (1649 год), присоединили к России Приамурье, а в 1653 году уже был выстроен Читинский острог - будущая столица забайкальского казачества. Имя Павла Бекетова, казака, заложившего город Читу, славится до сей поры. Россия прирастала новыми территориями, чрезвычайно богатыми, красивыми и полезными.

Чтобы казаки могли далее продвигаться на восток, такой оплот на Байкале был просто необходим. Пришедшие осваивались, налаживались жизнь и быт забайкальских казаков, организовывались всё новые казачьи полки, которые к середине восемнадцатого века сформировались в Кстати, буряты в силу своей воинственности принесли славу обретённой родине, поскольку из них были созданы и обучены многие полки специально для усиления пограничного контроля. Несмотря на то что официальные границы с Монголией отсутствовали, а Манчжурия вообще появление русских в этих местах не приветствовала, скорее, наоборот, такой шаг был просто необходим. Так и было создано полноценное и по тем временам беспрецедентное по качеству казачье войско.

Пограничная линия

В начале девятнадцатого века по восточной границе уже образовалась длинная линия укреплённых крепостей (острогов), выстроенных казаками. На передовой традиционно возвышались наблюдательные вышки - "сторожа", где круглый год и круглосуточно находились несколько дозорных казаков. Также постоянно каждый пограничный городок отправлял в горы и степи разведку - отряд от двадцати пяти до ста казаков.

То есть казаки Забайкальского края создали мобильную пограничную линию. Она оповещала о неприятеле и способна была дать врагу отпор самостоятельно. Однако всё равно мало было казаков на такую длинную пограничную линию. И тогда император переселяет множество "гулящих людей" на восточные рубежи для несения пограничной службы. Количество казаков в Забайкалье резко увеличилось. Тогда и пришло официальное признание Забайкальского казачьего войска - в марте 1871 года.

Генерал-губернатор

Придумал этот способ защиты восточных границ который составил проект создания казачьего войска, а государь и военный министр охотно эту работу одобрили. На окраине громадной страны было создано сильнейшее войско, которое могло поспорить с любым неприятелем. В него вошли не только донские и сибирские казаки, но и бурятские, и тунгусские формирования. Увеличивалось и крестьянское население Забайкалья.

Численность войска достигала восемнадцати тысяч человек, каждый из которых начинал службу семнадцатилетним, а уходил на заслуженный отдых только в пятьдесят восемь лет. Вся жизнь его была связана с охраной границы. Здесь в зависимости от службы формировались традиции забайкальских казаков, поскольку и вся их жизнь, и воспитание детей, и сама смерть были связаны с охраной государства. После 1866 года установленный срок службы был снижен до двадцати двух лет, устав же войсковой был точной копией устава войска Донского.

Подвиги и поражение

Ни одного военного конфликта за многие десятилетия не обошлось без участия забайкальских казаков. Китайский поход - они первыми вошли в Пекин. Сражения при Мукденах и в Порт-Артуре - о доблестных казаках поют песни до сих пор. И русско-японская война, и Первая мировая сопровождались легендами о силе, упорстве и отчаянной смелости воинов-забайкальцев. Костюм забайкальского казака - тёмно-зелёный мундир и жёлтые лампасы - наводил ужас на японских самураев, и, если их численность не превышала казачью более чем в пять раз, они атаковать не решались. Да и при большей численности чаще всего проигрывали.

К 1917 году казачье войско за Байкалом насчитывало уже 260 тысяч человек. Стояли 12 больших станиц, 69 хуторов и 15 выселок. Они защищали царя несколько веков, служили ему верой и правдой до последней капли крови, именно потому революцию они не приняли и в Гражданской войне решительно сражались с Красной Армией. Это был первый случай, когда они не победили, поскольку дело их не было правым. Так в китайском Харбине образовалась самая большая колония, которую создали выдавленные с территории России забайкальские казаки.

Чужбина

Конечно, не все забайкальские казаки воевали против новой советской власти, были и те, кто поддержал красных. Но всё-таки большая часть ушла под руководство барона Унгерна и атамана Семёнова и в итоге оказалась в Китае. А здесь в 1920 году все до единого казачьи войска были советской властью ликвидированы, то есть распущены. В Манчжурию вместе с семьями смогло уйти только около пятнадцати процентов забайкальского казачества, где они и создали Трёхречье - ряд станиц.

Из Китая они некоторое время тревожили советские границы набегами, но поняли бесполезность этого и замкнулись. Жили своими традициями, своим бытом до 1945 года, когда Советская армия начала наступление на Манчжурию. Пришло то самое грустное время, когда овеянные славой казачьи забайкальские войска полностью рассыпались. Одни эмигрировали дальше - в Австралию - и поселились в Квинсленде, некоторые вернулись на родину, но не в Забайкалье, а в Казахстан, где им было определено поселение. Потомки же смешанных браков из Китая не уехали.

Возвращение

Столицей Забайкальского казачьего войска всегда была Чита. Несколько лет назад там открылся памятник Петру Бекетову, казаку, основателю этого города. История понемногу восстанавливается, возвращаются быт и традиции забайкальских казаков. По крупицам собираются утерянные знания - по старинным фотографиям, письмам, дневникам, другим документам.

Выше вы можете видеть фото Первого Верхнеудинского полка, который находился в составе казачьего войска. В момент съёмки полк находился в длительной - двухгодичной - командировке в Монголии, где произошла революция 1911 года. Теперь мы знаем, что казаки поддержали её, блокировали китайские войска, охраняли коммуникации и, конечно, доблестно, как всегда, воевали. Монгольский поход довольно мало известен. Об этом более других упоминает в то время даже не атаман, а есаул Семёнов, который большую часть побед приписал себе лично.

А там были люди гораздо более высокого полёта - даже будущие белые генералы. Например, на фото выше - Г. А. Вержбицкий, которому удался быстрый штурм китайцев - Шарасуме.

Традиции

Правление в казачестве всегда являлось военным, несмотря на то, что во всех было особенно развито земледелие, скотоводство и различные промыслы. Действительная служба определяла и быт, и всю остальную жизнь казака, вне зависимости от его положения в войске. Осень проходила на полевой службе, зимой шла боевая подготовка, повторялись уставы. Тем не менее гнёт и бесправие в казачестве практически не встречались, здесь была самая большая общественная справедливость. Землю они завоёвывали и потому считали себя вправе владеть ею.

Мужчины даже на полевые работы, на охоту и рыбалку выезжали вооружёнными, словно на войну: кочевые племена не предупреждали о нападениях. С пелёнок приучали к верховой езде и оружию детей, даже девочек. Женщины, оставшиеся в крепости, когда всё мужское население находилось на войне, неоднократно успешно отражали набеги из-за границы. Равенство в казачестве было всегда. Традиционно на руководящие посты выбирались люди умные, талантливые и обладающие большими личными заслугами. Знатность, богатство, происхождение никакой роли при выборах не играли. И подчинялись атаманам и решениям казачьего круга беспрекословно все: от мала до велика.

Вера

Духовенство тоже было выборное - из наиболее религиозных и грамотных людей. Священник был учителем для всех, и его советам следовали всегда. Казаки были наиболее веротерпимым народом для тех времён, несмотря на то, что сами глубоко, даже истово, преданы православию. Веротерпимость обусловливалась тем, что всегда в казачьих войсках были и старообрядцы, и буддисты, и магометане.

Часть добычи из походов предназначалась церкви. Храмы всегда были щедро убраны серебром, золотом, дорогими хоругвями и посудой. Жизнь казаки понимали как служение Богу и Отечеству, потому никогда не служили вполсилы. Любое дело выполнялось безупречно.

Права и обязанности

Обычаи в казачестве таковы, что женщина там пользуется почитанием и уважением (и правами) наравне с мужчинами. Если казак разговаривает с женщиной преклонных лет, он должен стоять, а не сидеть. В женские дела казаки никогда не вмешивались, но всегда оберегали жён, защищали и отстаивали их достоинство и честь. Таким образом обеспечивалась будущее всего народа. Интересы казачки мог представлять отец, муж, брат, сын, крестник.

Если казачка - вдова или одинокая женщина, то её защищает лично атаман. К тому же она могла выбрать ходатая за себя из станичников. В любом случае её всегда должны были выслушать в любой инстанции и обязательно помочь. Любой казак должен придерживаться нравственности: почитать всех стариков, как своих родных отца и мать, а каждую казачку - как сестру свою, каждого казака - как брата родного, каждого ребёнка - любить, как собственного. Брак для казака священен. Это христианское таинство, святыня. Никто не мог вмешиваться в быт семьи без приглашения или просьбы. Основную ответственность за всё, что внутри семьи происходит, несёт мужчина.

Быт

Избы забайкальские казаки обставляли почти всегда одинаково: с иконами, столом-угловичком, на котором лежит Библия рядом с папахой и свечами. Иногда неподалёку располагалась и гордость семейная - патефон или фортепиано. У стены - всегда красиво заправленная кровать, старинная, с узорами, на которой ещё прадеды отдыхали. Особая гордость казачки - узорный подзор на кровати, кружевные вышитые наволочки на многочисленных подушках.

Перед кроватью обычно висит зыбка. Неподалёку стоит огромный сундук, где хранят приданое девушки, а также и походный сундук, всегда готовый для войны или службы. На стенах - много вышивок, портретов и фотографий. В кухонном уголке - чисто надраенная посуда, утюги, самовары, ступки, кувшины. Лавка с вёдрами для воды. Белоснежная печь со всеми атрибутами - ухватами и чугунками.

Состав забайкальского казачества

В самом начале здесь присутствовали и эвенкийские (тунгусские) военные формирования. Силы распределялись так: три конных полка и три пешие бригады (с первого по третий - русские полки, четвёртый - тунгусский, пятый и шестой - бурятские) охраняли границы и несли внутреннюю службу, а когда в 1854 году был осуществлён сплав по Амуру и основаны погранпосты вдоль остальной границы, появилось и Амурское казачье войско. Для одного Забайкальского эта пограничная линия была слишком велика.

В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков забайкальцы выставляли для мирного времени гвардейскую полусотню, четыре конных полка и две артиллерийские батареи. Война потребовала большего: конных девять полков, три запасные сотни и четыре артиллерийские батареи помимо вышеперечисленного. Из казацкого населения в 265 тысяч службу несли более четырнадцати тысяч человек.

Настоящее время

С перестройкой забайкальское казачество начало своё возрождение: созван в Москве 1990 года Большой казачий круг, где было решено забайкальское казачество воссоздать. Буквально через год это свершилось вплоть до организации ансамбля. Он так и называется - "Забайкальские казаки". Атамана избирали в Чите, им стал в 2010 году А в 2011-м была широко отмечена 160-летняя годовщина со времени появления казачества за Байкалом.

Гимн забайкальских казаков остался почти прежним, в нём воспевается родимый Забайкал, не снимавший папаху ни перед одной вражьей силой, очень поэтически вшивающий в синеву Байкала солнечный луч, словно казачий лампас (жёлтый), также поётся о любви к России, о памяти служивших ей праотцов.