Общественное объединение "город-сад".

Жители района Раменок на протяжении нескольких лет протестуют против проекта строительства дороги 3538, которая, по их мнению, убьет район и не принесет при этом никакой пользы никому в Москве. В феврале 2016 года борьба против этой дороги вышла на новый уровень - на помощь строителям пришла полиция. И если до этого жители сами могли останавливать строителей и не давать проводить незаконные работы, то с полицией они не справились. Вмешательство полиции не изменило правовых и рациональных аспектов проблемы - дорога по-прежнему незаконна, она по-прежнему угрожает району гигантским вредом и по-прежнему в ней нет никакого практического смысла для города.

1. ДОРОГА НИКОМУ НЕ НУЖНА
Самое интересное, что дорога никому не нужна. Она в принципе не может решить никаких транспортных проблем, так как никуда не приводит.

По проекту, она должна пройти от Мичуринского проспекта перпендикулярно улице Раменки и упереться в улицу Светланова. Улица Светланова, в свою очередь, упирается в крохотный дублер Ломоносовского проспекта - левый ряд там поворачивает только налево, так что прямо едет только один ряд. На улице Светланова уже сейчас, когда ей пользуются только жители этой улице и те водители, что едут с Раменского бульвара, каждое утро огромные пробки. Для того, чтобы повернуть на Ломоносовский проспект, иногда приходится стоять по 40 минут. Если туда направить поток с проектируемой дороги 3538, улице Светланова просто встанет. Таким образом, разгрузить Мичуринский не получится - по этому проезду все равно невозможно будет быстро выбраться в сторону метро Университет. ЖК «Шуваловский» будет жить в пробке круглосуточно, а не только по утрам.

На этом рисунке красным выделена дорога 3538, а бордовое - это пробки по "Яндекс-пробки" в часы пик на улице Светланова и дублере Ломоносовского.

Кроме того, проблема Мичуринского проспекта сейчас не в отсутствии проезда через Раменки, а в строительстве метро. Даже притом, что сейчас проспект сужен до минимальной ширины из-за строительства двух станций, там все равно худо-бедно можно проехать, затруднения есть только там, где сужена дорога, а на остальном протяжении Мичуринский едет со скоростью 60 км/ч. С окончанием стройки пробка исчезнет, так как с одной стороны откроется проезд по Мичуринскому в сторону улицы Косыгина, а с другой уже открыта эстакада через улицу Лобаческого и теперь проезд перекрестка улица Лобачевского/Мичуринский проспект проходит без светофоров.

2. БЛИЗОСТЬ К ДЕТСКИМ САДАМ И ШКОЛАМ
По проекту, общая ширина дороги составит 25 метров, из них 11,25 м - это ширина проезжей части. При этом количество полос не указывается, а по нормативам в эту ширину могут уложиться от двух до трех полос. Если проект будет реализован в этом объеме, от проезжей части до подъездов жилых домов и территории детского сада будет оставаться примерно 10-15 метров, что уже является нарушением санитарных норм.

Однако при этом в проекте указано, что эта ширина сохраняется «до начала реорганизации территории» - по всей видимости, речь идет о застройке в долине МГУ. Соответственно, после начала «реорганизации территории» ширина может быть увеличена, и в этом случае дорога не будет примыкать к детским садам и школе, как сейчас, а вообще пройдет по их территории. В пользу грядущего расширения говорит тот факт, что на дороге запланирован подземный пешеходный переход - подземные переходы через двухполосные дороги не делают, а вот через четырех и более - строят.

Но даже по нынешнему проекту, дорога 3538 пройдет в нескольких метрах от детского сада «Светлана» (входит в ГБОУ ЦО 1434), детского сада №1544 и школы 1434. В нескольких метрах в буквальном смысле - забор школы и садов будет стоять на тротуаре этой дороги. Это грубейшее нарушение санитарных норм - в своде правил (СП 42.13330.2011) «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 » определено, что участки детских дошкольных учреждений не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам. Фактически это означает, что дети в двух детсадах будут гулять на обочине дороги (в саду «Светлана» уличная площадка расположена почти вплотную к забору, который будет выходить на дорогу). Для уменьшения вреда проект предусматривает установку шумозащитных экранов вроде того, что установлены на МКАД, но даже если остановить в стороне эстетический аспект вопроса, все равно эти экраны ничего не меняют - детские учреждения не должны стоять на дороге.

На этом рисунке красным обозначены заборы детских садов и школы, синим - граница дороги.

При этом в 2002 году экспертиза показала, что нормы по шуму будут превышены, а нормы по грязи вообще никто не замерял. Очевидно, что возрастет риск онкологических заболеваний - исследования однозначно говорят о том, что близость к крупным автомобильным дорогам увеличивает риск онкологии, особенно у детей.

3. БЛИЗОСТЬ К ЖИЛЫМ ДОМАМ
Также дорога пройдет вплотную к нескольким панельным домам, чьи жители тоже окажутся в зоне риска. Из подъездов трех домов - дома 37 и 39 по Мичуринскому проспекту и 9к1 по улице Раменки - можно будет вообще выйти прямо на проезжую часть. Еще несколько домов расположены чуть дальше, но выхлопы будут долетать и туда.

4. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЯ
Дорога разрезает район на две части, и огромное количество людей, и в первую очередь огромное количество детей будут ходить через эту дорогу минимум дважды в день. Проект предусматривает пешеходный переход, но он расположен НЕ У ШКОЛЫ . То есть предполагается, что школьник вышел из дома, сделал крюк, дошел до перехода, перешел, и обратно пошел по направлению к школе. При этом любые исследования показывают, что дети в силу возраста к собственной безопасности относятся небрежно и НЕ ПЕРЕХОДЯТ ПО ПОДЗЕМНОМУ ИЛИ ДАЖЕ НАЗЕМНОМУ ПЕРЕХОДУ , если существует физическая возможность сократить путь, перейдя в неположенном месте. Проще говоря, очевидно, что огромная часть детей, особенно опаздывающих в школу, будет перебегать дорогу прямо у школы, чтобы не делать крюк. При условии, что из всех ДТП с пешеходами две трети связаны с наездами на детей, такой проект для школьников убийственен. Дети будут бегать через несколько полос, притом, что никаких лежачих полицейских или знаков, ограничивающих скорость, там не предусмотрено.

На этом видео видно, как много школьников идут по территории будущей дороги сейчас (засняты 20 минут). Это лишь одна из тропинок, причем расположена она вовсе не там, где будет расположен пешеходный переход.

Сейчас строители готовятся убирать забор детского сада «Светлана», который мешает проводить работы, то есть на какое-то время детский сад вообще без забора останется. Детская площадка для детей с особенностями развития будет снесена ради дороги.


На рисунке 1,3,4, 7, 8, 11 - детские сады (8 - детский сад для детей-инвалидов, 11 - платный детский сад), 1, 2, 9 - школы, 6 - детская поликлиника, 10 - детская площадка для инвалидов.

Общеобразовательный комплекс 1434, к которому относятся 2 школы и четыре сада (на рисунке номера 1, 2, 3, 4, 5 и 7), будет разделен дорогой на две части.

Помимо того, что дорога увеличит риск онкологических заболеваний и сильно снизит уровень безопасности, ради нее придется существенно уменьшить количество зелени в районе и фактически уничтожить часть Раменского парка (ту часть, которая примыкает к Раменкам).

5. ЭСТЕТИКА
Сейчас тот участок, где предполагается проложить дорогу, - единственный обширный зеленый участок между домами в районе. Газон, крупные деревья, пешеходные тропинки - здесь напрашивается сквер, а не многополосная дорога.

Вот так выглядит это участок сейчас.

Вот как этот участок будет выглядеть по окончании строительства.

Для защиты детских садов и школы от шума и грязи предполагается установить два защитных экрана высотой 4 метра и длиной около ста. Еще раз - в центре густонаселенного района, фактически во дворах, предполагается установить прозрачные экраны, которые по высоте превышают те, что стоят на МКАДе. Это будет единственный случай использования таких экранов внутри жилого квартала в Москве.

Ради строительства придется уничтожить мемориал и аллею, которую заложили жители в прошлом году. Весной на газоне должны зацвести несколько десятков кустов сиреней, посаженных в прошлом году, уже установлены лавочки, частично установлено освещение. Все это сделано местными жителями за свой счет.

Мемориал, посвященный юбилею Победы в Великой отечественной войне, также был установлен в прошлом году. Планировалось, что в следующем году на этом участке появится небольшой сквер.

Осенью аллея и мемориал выглядели вот так:

Планы будущего развития аллеи выглядят вот так:

Очевидно, что с эстетической точки зрения такая аллея и такой сквер лучше многополосной дороги с экранами длиной 100 метров и высотой 4 метра.

Решение о закладке аллеи и мемориала было утверждено советом муниципальных депутатов района Раменки. Соответствующее обращение было отправлено в Московскую городскую думу. Установка мемориала одобрена Комиссией по монументальному искусству .

6. НАРУШЕНИЯ, ДОПУЩЕННЫЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОРОГИ 3538
А) Дорога пройдет по территории, которая не проходила процедуру межевания.

Б) Проект одной и той же дороги с одним и тем же подрядчиком разбит на два этапа. Общая стоимость работ составляет более одного миллиарда, однако стоимость каждого этапа не превышает миллиард рублей - соответственно, власти получили возможность избежать публичных слушаний и не дали жителям высказать свое мнение.

Сторонники дороги утверждают, что проект дороги проходил процедуру слушаний при обсуждении проекта застройки новой территории МГУ, однако это не соответствует действительности. МГУ (и в том числе ректор университета Садовничий) подтвердил, что эта дорога не имеет отношения к новой территории МГУ. Дорога 3538 была запланирована несколько десятков лет назад, когда в Раменках не было нынешних школ и детских садов и количество домов было совсем иным. Это отдельный проект, и он как раз не проходил процедуры публичных слушаний.

В) Нарушены СанПины в отношении как минимум двух детских садов и одной школы.

Г) Проект прошел госэкспертизу, для которой была взята старая геоподоснова, на которой нет одного дома (проект затрагивает его территорию) - речь идет о доме №39 по Мичуринскому проспекту.

Д) Экспертиза уровня шума для этого дома не производилась.

Е) Экспертиза уровня загрязнений не производилась ни для этого дома, ни для детских образовательных учреждений (двух детских садов и одной школы).

7. ДОКУМЕНТЫ ПРОТИВ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОГИ

А) Экспертиза 2002 года показала превышение шума рядом с детскими садами.

Б) Департамент образования города Москвы признал нецелесообразным проведение городской трассы «при явном нарушении норм СанПиН 2.4 . и поддержал обращение жителей об отмене проекта дороги по проезду 3538 (6 июня 2006 года).

В) Минстрой признал, что проект составлен с нарушениями - нельзя готовить проектную документации по линейному объекту (в данном случае - дороге) только на основании ГПЗУ. Должен быть проект планировки и проекты межевания, которые, соответственно, утверждаются после публичных слушаний (24 февраля 2015 года).

Г) Совет муниципальных депутатов района Раменки принял решение требовать приостановки всех работ по реализации второго этапа (26 мая 2015 года).

Д) Администрация президента РФ приняла решение о приостановке работ до создания конфликтной комиссии и выработки компромиссного решения (1 сентября 2015 года)

Е) Комиссия Совета депутатов округа Раменки по градостроительству, землепользованию и развитию инфраструктуры приняла решение о корректировке проезда 3538 и ограничения его от ул.Светланова до дома 39 по Мичуринскому проспекту (24 декабря 2015 года).

Ж) Совет по правам человека при президенте РФ направил письмо ( , ) о необходимости разрешения конфликтной ситуации (3 февраля 2015).

8. МНЕНИЕ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ

Местные жители на протяжении последних нескольких лет проводили митинги и сборы подписей против строительства дороги. Они выразили согласие на то, чтобы был закончен первый этап строительство и скорректирован второй. В митингах приняли участие тысячи людей, собраны несколько тысяч подписей. Обращения отправлены в сотни инстанций. Подавляющее большинство местных жителей категорически против реализации второго этапа проекта в полном объеме.
В качестве компромисса местные жители готовы обсудить проект, при котором будет построен участок дороги, который продолжит улицу Светланова вдоль дома 29к4 и закончится там тупиком. Такая дорога будет использоваться местными жителями и уменьшит автомобильный трафик во дворах. Сейчас там грунтовая дорога, по которой ездят местные и которая превратилась в болото. Вот на приведение в порядок этой дороги жители согласны.


На этом рисунке зеленым цветом отмечен первый этап работ, на который жители дали согласие и который должен быть завершен в обозримом будущем.


На этом рисунке зеленым отмечен компромиссный вариант, на который согласны жители.

Ради дороги предполагается снести местную ярмарку выходного дня - на данный момент это единственное место в районе, где можно купить свежие овощи и фрукты, рыбу и мясо, колбасы и сыры и прочие вне крупных супермаркетов. Перенос этой ярмарки на другое место был отклонен муниципальными депутатами.

9. РЕЗЮМЕ
Проект дороги 3538 представляет собой план строительства дороги, которая существенно ухудшит качество жизни людей района Раменки, ухудшит экологическую обстановку района, серьезно снизит уровень безопасности местных жителей, приведет к значительному количеству ДТП с участием детей и изуродует внешний вид одного из самых зеленых и благополучных районов Москвы. При этом практическая польза этой дороги минимальна, так как она оказывается фактически «тупиковой» - она упрется в те улицы, которые и так перегружены. Минусы этой дороги очевидны, плюсов почти нет.

Бонус: ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ ПРОТИВ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ
До определенного момента борьба строителей и жителей велась в правовом поле - жители требовали предоставить разрешительные документы на проведение работ, и при их отсутствии работы не проводились.

Однако в феврале 2016 года на спорном участке строители появились в сопровождении неизвестных, которые, при попустительстве присутствовавших нескольких десятков полицейских, принялись избивать местных жителей. Фактически именно полицейские обеспечили крупной строительной технике проезд на участок. При этом пострадало около десятка человек, двое были госпитализированы, одна пострадавшая получила тяжелые травмы, в том числе черепно-мозговую.

Сейчас участок превратился в горячую точку - при любой попытке местных жителей потребовать предъявить документы или просто ответить на вопрос «какие именно работы производятся», строители угрожают местным жителям расправой и пытаются отобрать мобильные телефоны.

Неизвестные, нападавшие на жителей в начале февраля, постоянно находятся в районе и нарушают общественный порядок - как минимум, справляют нужду около мусорных баков и подъездов домов и угрожают местным жителям.

Передвигать припаркованные автомобили, чтобы проехать непосредственно к месту возгорания. Да, они действительно поднимали легковушки как старый шифоньер и отодвигали их в сторону. Узкие проезды и обилие личного автотранспорта в купе с наплевательским отношением к ближнему своему делают свое дело. У меня во дворе ровно такая же печальная ситуация, поэтому подобный случай далеко не единственный, и далеко не самый трагичный. В Одинцово сотрудникам МЧС все же удалось добраться до места ЧП и справиться с огнем, а вот в Йошкар-Оле, тоже совсем недавно, 10 февраля, пять человек остались без крова , из-за того, что пожарные просто не смогли подобраться к горящему дому.

В цивилизованном мире, к которому мы все в той или иной степени стремимся, проблемы принято решать. Москва пока с ними по мере сил справляется. Платные парковки, кто бы что ни говорил, заставили центр ехать. Новые эстакады облегчили доступ из области в город. Привычный образ жизни, правда, несколько пошатнулся, но польза от изменений не стала менее очевидной.

Однако, несмотря, на очевидность пользы многие люди до сих пор верят не глазам, а сказкам. Моя теща живет на пересечении Мичуринского проспекта и Раменского бульвара в одном жилом квартале, и у этого квартала есть проблема. Оттуда тяжело выехать как на личном автомобиле, так и на общественном транспорте. До остановки из глубины квартала идти далековато, а на машине приходится петлять по дворам, пытаясь не задеть припаркованные тазы коллег автомобилистов. Конечно, дорожная сеть Москвы мягко говоря не совершенна. Когда проектировались старые районы, никто не думал, что спустя некоторое время у каждого второго будет кредитное ведро с гайками. Соответственно, проблемы приходится решать по мере их обострения.

Что б избавить местных жителей от этих транспортных неудобств было принято решение о строительстве дополнительной дороги, которая окружала бы квартал (улица Светланова в прошлом Проектируемый Проезд № 3538). Участок дороги длиной чуть больше километра сократил бы путь по дворам автомобилистам, а две остановки, которые там запланированы, сделали бы удобней передвижение «безлошадных» граждан. Остается лишь расслабиться и ждать, когда построят, а потом наслаждаться открывшимися возможностями. Скорей всего местные жители так и поступили бы, но что-то пошло не так.

Вот, что мне рассказала теща. Дело в том, что внезапно дорога стала очень сильно не нравиться некоторым активистам. Начались митинги, люди стали вывешивать с балконов заранее заготовленные баннеры и выходить на протесты с детьми. Представители всех оппозиционных сил сочли за должное выступить перед возмущенными горожанами. Последние, в свою очередь, кидались грудью на амбразуру экскаватора, дабы остановить строительство «дороги убийцы» (так ее начали называть с недавних пор).

«Дорога убийца» получила свое прозвище поскольку, как считают несогласные, на ней обязательно будут погибать дети, торопящиеся в школу. Кстати, детская сюжетная линия является основной в этом протестном спектакле. И как всегда она выглядит цинично и мерзко. Вот пример протестного «креатива»:

Друзья! Берите с собой завтра игрушки детей! Куклы, Мишки, зайчики, не важно. Мы повесим их на жёлтые заборы строителей, пусть висят как символ угрозы, которая нависла над нашими детьми!!! Если их снимут и покидают на землю, то мы их там и похороним в земле, перед их носом.

Полюбуйтесь сами на

В Раменках, между кварталами 39и 37 Мичуринского проспекта, строй.комплекс решил построить Проектируемый проезд № 3538, который станет продолжением ул. Светланова. Как обычно это бывает, жителей особо не спросили, совместные встречи проходили не в формате "мы хотим сделать такое-то, давайте подумаем как лучше", а как обычно "мы тут построим то и то". В результате случилось невиданное в наших краях - жители объединились против строительства дороги. Что хочет сделать мэрия, и что так возмутило горожан - читайте далее.

Собственно вот наложенный проект дороги на местность:

Дорога предусматривается вроде как 2хполосная, но при этом она будет иметь статус магистральной, из-за чего ширина самой дороги и придорожных объектов будет 25 м, что есть выше нужного (представим, что 6 метров уходит на тротуары - останется 19 метров дороги), т.к. делается для проезда танка, если того потребуется. И это при том, что она пройдёт вплотную к детским садам. По сути, такая дорога отрежет эти дома от школ, детских садов и школ. Более того, предлагается даже сделать шумоотражающие экраны (!) и подземный переход (!!). Естественно это абсурд, поэтому люди митингуют:

Довод про экологию, конечно, немного спорный - там рядом Мичуринский проспект, ведь глупо полагать, что если дорога в 500м от тебя, то пыль и грязь не долетит, хотя проектом предусмотрена вырубка 241 дерева и 303 кустарников:

А тем временем рабочие уже вовсю собираются приступить к работам, из-за чего даже пришлось вызывать полицию :

К сожалению, так как работу с жителями никто не проводил, то они выступают уже не за обсуждение, а просто категорически против любого строительства, хотя можно было продумать компромиссный вариант, например, если бы дорога была местного значения, с запретом проезда большегрузов, шириной полос метра 3, с ограничением скорости в 40 км/ч и средствами успокоения трафика. Собственно даже ответ МосКомАрхитектуры допускает такое:

Однако жители не отойдут, ведь чуть ли не каждый день им показывают, как открывают развязки и шоссе вместо обычных улиц, вот они и думают, что у них в прямом смысле строят под окнами магисталь, которое превратит их жизнь в полный ад. Можно было бы попытаться исправить ситуацию, но ни проектировщик в лице ОАО «Мосинжпроект», ни Правительство города, ни даже Собянин - никто палец о палец не ударил - все уповают на силу . При этом в СМИ этот факт замалчивают, ибо как это возможно, чтобы кто-то критиковал власть за строительство идиотской дороги?

PS вообще, судя по планировки, какая-то дорога была задумана там изначально, но документов по этому поводу я не нашёл.

материал подготовлен на основе постов

Обычно я пишу либо про любимое метро, либо про крупные дорожные объекты, то есть то, что заметно, что затрагивает большое число людей. Но помимо линий метро, автомагистралей и развязок не менее важными являются и сравнительно небольшие объекты, «малые дела», которые в нашем огромном городе, может, и не так заметны, но сильно влияют на жизнь в отдельно взятых микрорайонах.

Строительство Солнцевской линии метро приковывает внимание метрофанатов к Юго-Западу столицы и в частности к Раменкам. А там, кроме метро, как оказалось, реализуется ещё и много автодорожных проектов. Один из них - как раз то самое малое дело - давно запланированное продление улицы Светланова на ещё один квартал с поворотом направо к Мичуринскому проспекту. Официально это называется «Проектируемый Проезд № 3538» - именно такое название носила эта улица до 2013 года, когда было присвоено имя Светланова.

Квартал из нескольких домов к югу от Раменского бульвара долгое время не имел развитой улично-дорожной сети, которая в своё время была отложена «на потом»: улицы были только с двух сторон. В результате часть домов были лишены удобного выезда в город на Ломоносовский и Мичуринский проспекты (проезд возможен только по забитым дворам). «Безлошадным» жителям ещё тяжелее - ближайшая остановка автобуса находится в полукилометре от крайнего дома.

В прошлом году проблема, наконец, сдвинулась с мёртвой точки и началось строительство долгожданного проезда. При этом, напуганным масштабным строительством автомагистралей жителям в данном случае не о чем беспокоиться: идёт строительство именно местного, всего двухполосного проезда, которым будут по сути пользоваться только жители ближайших кварталов. Ни о каких дублёрах проспектов, эстакадах и развязках речи не идёт.

Помимо, собственно, дороги, в этом месте запланированы ещё две автобусные остановки: одна между домами 29 корп. 4 и 39 по Мичуринскому проспекту с наземным пешеходным переходом, другая - напротив детского сада № 1544 в непосредственной близости от ГУ «ИС района Раменки» с подземным переходом. Урбанисты, правда, склонны считать, что безопаснее строить наземные переходы со светофорами, а не подземные, но это общероссийская проблема: у нас принято считать, что под землёй безопаснее и никто не будет перебегать дорогу вблизи подземного перехода. Я бы, если уж очень хочется построить там подземный переход, не стал бы уповать только на него, а уже сразу бы поставил там «лежачих полицейских» - это и для автомобилистов полезно, так как там вблизи довольно крутой поворот. Впрочем, помимо подземного перехода в том месте планируется также ограждение проезжей части с обеих сторон дороги.

Жители района Раменок на протяжении нескольких лет протестуют против проекта строительства дороги 3538, которая, по их мнению, убьет район и не принесет при этом никакой пользы никому в Москве. В феврале 2016 года борьба против этой дороги вышла на новый уровень - на помощь строителям пришла полиция. И если до этого жители сами могли останавливать строителей и не давать проводить незаконные работы, то с полицией они не справились. Вмешательство полиции не изменило правовых и рациональных аспектов проблемы - дорога по-прежнему незаконна, она по-прежнему угрожает району гигантским вредом и по-прежнему в ней нет никакого практического смысла для города.

1. ДОРОГА НИКОМУ НЕ НУЖНА
Самое интересное, что дорога никому не нужна. Она в принципе не может решить никаких транспортных проблем, так как никуда не приводит.

По проекту, она должна пройти от Мичуринского проспекта перпендикулярно улице Раменки и упереться в улицу Светланова. Улица Светланова, в свою очередь, упирается в крохотный дублер Ломоносовского проспекта - левый ряд там поворачивает только налево, так что прямо едет только один ряд. На улице Светланова уже сейчас, когда ей пользуются только жители этой улице и те водители, что едут с Раменского бульвара, каждое утро огромные пробки. Для того, чтобы повернуть на Ломоносовский проспект, иногда приходится стоять по 40 минут. Если туда направить поток с проектируемой дороги 3538, улице Светланова просто встанет. Таким образом, разгрузить Мичуринский не получится - по этому проезду все равно невозможно будет быстро выбраться в сторону метро Университет. ЖК «Шуваловский» будет жить в пробке круглосуточно, а не только по утрам.

На этом рисунке красным выделена дорога 3538, а бордовое - это пробки по "Яндекс-пробки" в часы пик на улице Светланова и дублере Ломоносовского.

Кроме того, проблема Мичуринского проспекта сейчас не в отсутствии проезда через Раменки, а в строительстве метро. Даже притом, что сейчас проспект сужен до минимальной ширины из-за строительства двух станций, там все равно худо-бедно можно проехать, затруднения есть только там, где сужена дорога, а на остальном протяжении Мичуринский едет со скоростью 60 км/ч. С окончанием стройки пробка исчезнет, так как с одной стороны откроется проезд по Мичуринскому в сторону улицы Косыгина, а с другой уже открыта эстакада через улицу Лобаческого и теперь проезд перекрестка улица Лобачевского/Мичуринский проспект проходит без светофоров.

2. БЛИЗОСТЬ К ДЕТСКИМ САДАМ И ШКОЛАМ
По проекту, общая ширина дороги составит 25 метров, из них 11,25 м - это ширина проезжей части. При этом количество полос не указывается, а по нормативам в эту ширину могут уложиться от двух до трех полос. Если проект будет реализован в этом объеме, от проезжей части до подъездов жилых домов и территории детского сада будет оставаться примерно 10-15 метров, что уже является нарушением санитарных норм.

Однако при этом в проекте указано, что эта ширина сохраняется «до начала реорганизации территории» - по всей видимости, речь идет о застройке в долине МГУ. Соответственно, после начала «реорганизации территории» ширина может быть увеличена, и в этом случае дорога не будет примыкать к детским садам и школе, как сейчас, а вообще пройдет по их территории. В пользу грядущего расширения говорит тот факт, что на дороге запланирован подземный пешеходный переход - подземные переходы через двухполосные дороги не делают, а вот через четырех и более - строят.

Но даже по нынешнему проекту, дорога 3538 пройдет в нескольких метрах от детского сада «Светлана» (входит в ГБОУ ЦО 1434), детского сада №1544 и школы 1434. В нескольких метрах в буквальном смысле - забор школы и садов будет стоять на тротуаре этой дороги. Это грубейшее нарушение санитарных норм - в своде правил (СП 42.13330.2011) «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 » определено, что участки детских дошкольных учреждений не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам. Фактически это означает, что дети в двух детсадах будут гулять на обочине дороги (в саду «Светлана» уличная площадка расположена почти вплотную к забору, который будет выходить на дорогу). Для уменьшения вреда проект предусматривает установку шумозащитных экранов вроде того, что установлены на МКАД, но даже если остановить в стороне эстетический аспект вопроса, все равно эти экраны ничего не меняют - детские учреждения не должны стоять на дороге.

На этом рисунке красным обозначены заборы детских садов и школы, синим - граница дороги.

При этом в 2002 году экспертиза показала, что нормы по шуму будут превышены, а нормы по грязи вообще никто не замерял. Очевидно, что возрастет риск онкологических заболеваний - исследования однозначно говорят о том, что близость к крупным автомобильным дорогам увеличивает риск онкологии, особенно у детей.

3. БЛИЗОСТЬ К ЖИЛЫМ ДОМАМ
Также дорога пройдет вплотную к нескольким панельным домам, чьи жители тоже окажутся в зоне риска. Из подъездов трех домов - дома 37 и 39 по Мичуринскому проспекту и 9к1 по улице Раменки - можно будет вообще выйти прямо на проезжую часть. Еще несколько домов расположены чуть дальше, но выхлопы будут долетать и туда.

4. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЯ
Дорога разрезает район на две части, и огромное количество людей, и в первую очередь огромное количество детей будут ходить через эту дорогу минимум дважды в день. Проект предусматривает пешеходный переход, но он расположен НЕ У ШКОЛЫ . То есть предполагается, что школьник вышел из дома, сделал крюк, дошел до перехода, перешел, и обратно пошел по направлению к школе. При этом любые исследования показывают, что дети в силу возраста к собственной безопасности относятся небрежно и НЕ ПЕРЕХОДЯТ ПО ПОДЗЕМНОМУ ИЛИ ДАЖЕ НАЗЕМНОМУ ПЕРЕХОДУ , если существует физическая возможность сократить путь, перейдя в неположенном месте. Проще говоря, очевидно, что огромная часть детей, особенно опаздывающих в школу, будет перебегать дорогу прямо у школы, чтобы не делать крюк. При условии, что из всех ДТП с пешеходами две трети связаны с наездами на детей, такой проект для школьников убийственен. Дети будут бегать через несколько полос, притом, что никаких лежачих полицейских или знаков, ограничивающих скорость, там не предусмотрено.

На этом видео видно, как много школьников идут по территории будущей дороги сейчас (засняты 20 минут). Это лишь одна из тропинок, причем расположена она вовсе не там, где будет расположен пешеходный переход.

Сейчас строители готовятся убирать забор детского сада «Светлана», который мешает проводить работы, то есть на какое-то время детский сад вообще без забора останется. Детская площадка для детей с особенностями развития будет снесена ради дороги.


На рисунке 1,3,4, 7, 8, 11 - детские сады (8 - детский сад для детей-инвалидов, 11 - платный детский сад), 1, 2, 9 - школы, 6 - детская поликлиника, 10 - детская площадка для инвалидов.

Общеобразовательный комплекс 1434, к которому относятся 2 школы и четыре сада (на рисунке номера 1, 2, 3, 4, 5 и 7), будет разделен дорогой на две части.

Помимо того, что дорога увеличит риск онкологических заболеваний и сильно снизит уровень безопасности, ради нее придется существенно уменьшить количество зелени в районе и фактически уничтожить часть Раменского парка (ту часть, которая примыкает к Раменкам).

5. ЭСТЕТИКА
Сейчас тот участок, где предполагается проложить дорогу, - единственный обширный зеленый участок между домами в районе. Газон, крупные деревья, пешеходные тропинки - здесь напрашивается сквер, а не многополосная дорога.

Вот так выглядит это участок сейчас.

Вот как этот участок будет выглядеть по окончании строительства.

Для защиты детских садов и школы от шума и грязи предполагается установить два защитных экрана высотой 4 метра и длиной около ста. Еще раз - в центре густонаселенного района, фактически во дворах, предполагается установить прозрачные экраны, которые по высоте превышают те, что стоят на МКАДе. Это будет единственный случай использования таких экранов внутри жилого квартала в Москве.

Ради строительства придется уничтожить мемориал и аллею, которую заложили жители в прошлом году. Весной на газоне должны зацвести несколько десятков кустов сиреней, посаженных в прошлом году, уже установлены лавочки, частично установлено освещение. Все это сделано местными жителями за свой счет.

Мемориал, посвященный юбилею Победы в Великой отечественной войне, также был установлен в прошлом году. Планировалось, что в следующем году на этом участке появится небольшой сквер.

Осенью аллея и мемориал выглядели вот так:

Планы будущего развития аллеи выглядят вот так:

Очевидно, что с эстетической точки зрения такая аллея и такой сквер лучше многополосной дороги с экранами длиной 100 метров и высотой 4 метра.

Решение о закладке аллеи и мемориала было утверждено советом муниципальных депутатов района Раменки. Соответствующее обращение было отправлено в Московскую городскую думу. Установка мемориала одобрена Комиссией по монументальному искусству .

6. НАРУШЕНИЯ, ДОПУЩЕННЫЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОРОГИ 3538
А) Дорога пройдет по территории, которая не проходила процедуру межевания.

Б) Проект одной и той же дороги с одним и тем же подрядчиком разбит на два этапа. Общая стоимость работ составляет более одного миллиарда, однако стоимость каждого этапа не превышает миллиард рублей - соответственно, власти получили возможность избежать публичных слушаний и не дали жителям высказать свое мнение.

Сторонники дороги утверждают, что проект дороги проходил процедуру слушаний при обсуждении проекта застройки новой территории МГУ, однако это не соответствует действительности. МГУ (и в том числе ректор университета Садовничий) подтвердил, что эта дорога не имеет отношения к новой территории МГУ. Дорога 3538 была запланирована несколько десятков лет назад, когда в Раменках не было нынешних школ и детских садов и количество домов было совсем иным. Это отдельный проект, и он как раз не проходил процедуры публичных слушаний.

В) Нарушены СанПины в отношении как минимум двух детских садов и одной школы.

Г) Проект прошел госэкспертизу, для которой была взята старая геоподоснова, на которой нет одного дома (проект затрагивает его территорию) - речь идет о доме №39 по Мичуринскому проспекту.

Д) Экспертиза уровня шума для этого дома не производилась.

Е) Экспертиза уровня загрязнений не производилась ни для этого дома, ни для детских образовательных учреждений (двух детских садов и одной школы).

7. ДОКУМЕНТЫ ПРОТИВ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОГИ

А) Экспертиза 2002 года показала превышение шума рядом с детскими садами.

Б) Департамент образования города Москвы признал нецелесообразным проведение городской трассы «при явном нарушении норм СанПиН 2.4 . и поддержал обращение жителей об отмене проекта дороги по проезду 3538 (6 июня 2006 года).

В) Минстрой признал, что проект составлен с нарушениями - нельзя готовить проектную документации по линейному объекту (в данном случае - дороге) только на основании ГПЗУ. Должен быть проект планировки и проекты межевания, которые, соответственно, утверждаются после публичных слушаний (24 февраля 2015 года).

Г) Совет муниципальных депутатов района Раменки принял решение требовать приостановки всех работ по реализации второго этапа (26 мая 2015 года).

Д) Администрация президента РФ приняла решение о приостановке работ до создания конфликтной комиссии и выработки компромиссного решения (1 сентября 2015 года)

Е) Комиссия Совета депутатов округа Раменки по градостроительству, землепользованию и развитию инфраструктуры приняла решение о корректировке проезда 3538 и ограничения его от ул.Светланова до дома 39 по Мичуринскому проспекту (24 декабря 2015 года).

Ж) Совет по правам человека при президенте РФ направил письмо ( , ) о необходимости разрешения конфликтной ситуации (3 февраля 2015).

8. МНЕНИЕ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ

Местные жители на протяжении последних нескольких лет проводили митинги и сборы подписей против строительства дороги. Они выразили согласие на то, чтобы был закончен первый этап строительство и скорректирован второй. В митингах приняли участие тысячи людей, собраны несколько тысяч подписей. Обращения отправлены в сотни инстанций. Подавляющее большинство местных жителей категорически против реализации второго этапа проекта в полном объеме.
В качестве компромисса местные жители готовы обсудить проект, при котором будет построен участок дороги, который продолжит улицу Светланова вдоль дома 29к4 и закончится там тупиком. Такая дорога будет использоваться местными жителями и уменьшит автомобильный трафик во дворах. Сейчас там грунтовая дорога, по которой ездят местные и которая превратилась в болото. Вот на приведение в порядок этой дороги жители согласны.


На этом рисунке зеленым цветом отмечен первый этап работ, на который жители дали согласие и который должен быть завершен в обозримом будущем.


На этом рисунке зеленым отмечен компромиссный вариант, на который согласны жители.

Ради дороги предполагается снести местную ярмарку выходного дня - на данный момент это единственное место в районе, где можно купить свежие овощи и фрукты, рыбу и мясо, колбасы и сыры и прочие вне крупных супермаркетов. Перенос этой ярмарки на другое место был отклонен муниципальными депутатами.

9. РЕЗЮМЕ
Проект дороги 3538 представляет собой план строительства дороги, которая существенно ухудшит качество жизни людей района Раменки, ухудшит экологическую обстановку района, серьезно снизит уровень безопасности местных жителей, приведет к значительному количеству ДТП с участием детей и изуродует внешний вид одного из самых зеленых и благополучных районов Москвы. При этом практическая польза этой дороги минимальна, так как она оказывается фактически «тупиковой» - она упрется в те улицы, которые и так перегружены. Минусы этой дороги очевидны, плюсов почти нет.

Бонус: ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ ПРОТИВ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ
До определенного момента борьба строителей и жителей велась в правовом поле - жители требовали предоставить разрешительные документы на проведение работ, и при их отсутствии работы не проводились.

Однако в феврале 2016 года на спорном участке строители появились в сопровождении неизвестных, которые, при попустительстве присутствовавших нескольких десятков полицейских, принялись избивать местных жителей. Фактически именно полицейские обеспечили крупной строительной технике проезд на участок. При этом пострадало около десятка человек, двое были госпитализированы, одна пострадавшая получила тяжелые травмы, в том числе черепно-мозговую.

Сейчас участок превратился в горячую точку - при любой попытке местных жителей потребовать предъявить документы или просто ответить на вопрос «какие именно работы производятся», строители угрожают местным жителям расправой и пытаются отобрать мобильные телефоны.

Неизвестные, нападавшие на жителей в начале февраля, постоянно находятся в районе и нарушают общественный порядок - как минимум, справляют нужду около мусорных баков и подъездов домов и угрожают местным жителям.