Что то невнятное непрестанно шепчет в полудремоте. «Правописание о и ё после шипящих и Ц

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ

федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»

челябинский институт (филиал)

Кафедра МЕНЕДЖМЕНТ И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Вариант 2

Выполнил: студент 1 курса

специальности «Менеджмент организации»

заочной формы обучения __________________________ А.А.Лесиков

Проверил: преподаватель

к.филол.н. __________________________ Е.В.Семёнова

Челябинск 2009

Задание 1.

Ещё только одиннадцатый час на исходе, а уже никуда не денешься от тяжёлого зноя, каким дышит июльский полдень. Раскалённый воздух едва-едва колышется над немощённой песчаной дорогой. Ещё не кошенная, но наполовину иссохшая трава никнет и стелется от зноя, почти невыносимого для живого существа. Дремлет без живительной влаги зелень рощи и пашен. Что-то невнятное непрестанно шепчет в полудремоте неугомонный кузнечик. Ни человек, ни животное, ни насекомое - никто больше не борется с истомой. По-видимому все сдались, убедившись, что сила истомы, овладевшей ими, непобедима и непреодолима. Одна лишь стрекоза чувствует себя по-прежнему и как ни в чём не бывало пляшет без устали в пахучей хвое. На некошеных лугах ни ветерка, ни росинки. В роще под пологом листвы так же душно, как и в открытом поле. Вокруг беспредельная сушь, а на небе ни облачка.

Полуденное солнце, готовое пронзить каждым своим лучом, жжёт невыносимо. Бесшумно, едва приметно, струится в низких берегах кристально чистая вода, зовущая освежить истомлённое зноем тело в прохладной глубине.

Задание 2.

а) АлфавИт, блЮдо, вЕчеря, диспансЕр, закУпорить, ломОть, оптОвый, столЯр, счАстлив, твОрог, тунИка, хОленый, туннЕль, фанЕра, милиционЕр, скворЕчник, друг сердЕчный, цыгАн, прАвы, дЕверь, забытьЁ, осетрОвый, стартЁр, форзАц, тульЯ.

б) АнатОм, атеИзм, трубопровОд, бытиЕ, втридОрога, дОблестный, кЕта, кулинарИя, кОлледж, Индекс, звЁздный, некролОг, надОлго, соболЕзнования, проЕкт.

Задание 3

а) Бра – средний род; киви – мужской род.

б) Видеть – нет повелительного наклонения (в повелительном наклонении употребляется другой глагол – смотри); поднимать – подними; бояться - бойся; хотеть – хоти (разговорная форма).

в) От восьми тысяч четырёхсот пятидесяти шести отнимите шесть тысяч четыреста пять. Книга иллюстрирована сорока тремя рисунками и снабжена девяносто двумя чертежами.

г) З лющий – более злющий; фиолетовый – фиолетовее – более фиолетовый; клетчатый – нет сравнительных степеней.

Задание 4

а) Гувернёр - воспитатель, обычно иностранец, нанимаемый в буржуазных семьях для воспитания и начального образования детей.

Психоз - психическая болезнь, душевное заболевание.

Соратовать - соратничать кому-либо, быть чьим-то соратным товарищем, соратнаком, ратовать (бороться) за одно и то же дело.

Раздудить - о чем-либо всюду, раструбить, расславить, разнести весть, огласить шумно.

б) Пробный - примерный, смотреть - глядеть, храбрость - смелость.

в) К ак снег на голову – внезапно; не оставить камня на камне - разрушить.

г) Зима поля одела снежным одеялом.

Вместо шапки на ходу он надел сковороду (С.Я.Маршак)

Задание 5

В городской народный суд г. Челябинска

Истец: Иванов Геннадий, проживающий

по улице проспект Ленина, дом 20

Ответчик: Петрова Мария, проживающая

по улице проспект Ленина, дом 21

Исковое заявление

23 февраля сего года я отмечал праздник Красной Армии. Моя соседка Петрова Мария выразила по этому поводу своё бурное недовольство, на что я ей ответил в том же тоне. После этого получил от ответчицы удар в область шеи. Поэтому на основании вышеизложенного и в соответствии со ст.7 Гражданского Кодекса РФ

привлечь ответчицу к гражданской и уголовной ответственности за оскорбление меня, как бывшего воина Красной Армии и нанесение телесных повреждений.

Дата. Подпись.

Задание 6

а) официально-деловой текст

Уведомление о преобразовании

12 октября 2009 года в ОАО «САТУРН» произошла реорганизация путем преобразования в ООО «САТУРН» (свидетельство о государственной регистрации юридического лица: серия 74 № 004123456).

ООО «САТУРН» является правопреемником по всем обязательствам ОАО «САТУРН» в отношении всех его кредиторов и должников.

С уважением,

Генеральный директор

ООО «САТУРН» Иванов И.И.

б) публицистический текст

В пресс-службе «Зенита» корреспонденту «Советского спорта» Владиславу Белякову предоставили следующую информацию: около 400 фанатов «Спартака», большинство – в черных вязаных масках-шапкахс прорезями для глаз, были задержаны на набережной Макарова за несколькочасовдо матча.

При досмотре у них было изъято около 180 пиротехнических средств, 285 масок, боксерские капы, хоккейные маски, кастеты, заточки, газовые баллончики. Фанатов развезли по отделениям милиции и после составления протоколов обещали отпустить.

в) разговорный текст

Первый раз я смотрел фильм «Звёздные войны» в далёком 89-м, в кинотеатре. Вскоре после него удалось посмотреть следующий фильм - "Империю". 6-й эпизод на большом экране заценить, к сожалению, не удалось. Немного зацепило, увлёкся. Затем состоялся повторый просмотр всех трёх фильмов по телевизору. Я просто полюбил эти фильмы. А когда в 95-96 гг. вышла "азбучная" серия EU-книг я вдруг понял, что я настоящий фэн вселенной "Звёздных войн".

г) научный текст

Вода - весьма распространенное в природе вещество. 71 % поверхности земного шара покрыто водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере; в виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор и в полярных странах. В недрах земли также находится вода, пропитывающая почву и горные породы. Общие запасы воды на Земле составляют 1454,3 млн. км3 (из них менее 2% относится к пресным водам, а доступны для использования 0,3%).

Задание 7

Художественный троп - употребление слова или выражения в переносном, образном смысле; в более узком значении - словопреобразование, посредством которого достигается эстетический эффект выразительности в речи (художественный, публицистический, бытовой и др.)

Эпитет - художественное определение, один из тропов. Выражается преимущественно именем прилагательным ("сладостный напев"), но также наречием ("горячо любить"), именем существительным ("веселья шум").

Парцелляция - реализация единой синтаксической конструкции более чем одной фразой. Пример: Я жаловаться буду. Губернатору. (М. Горький.)

Задание 8

Бесшумно, едва приметно, струится в низких берегах кристально чистая вода , зовущая освежить истомлённое зноем тело в прохладной глубине.

    повествовательное,

    невосклицательное,

  1. двусоставное. Подлежащее – вода. Сказуемое – струится, простое глагольное сказуемое,

    распространённое,

  2. осложнено обособленным обстоятельством в виде уточнения и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

    Схема предложения:

Список использованных источников и литературы

Большая Российская энциклопедия», 1969-1978 [Электронный ресурс].- Электрон. Дан. © 2001 «Большая Российская энциклопедия», 1969-1978© 2001-2009 «Яндекс». Режим доступа к ресурсу: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/

Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников [Электронный ресурс].- Электрон. Дан. © 2000-2009 БСМП «ЭЛЕКС-Альфа». Режим доступа к ресурсу: http://[email protected]

Конспект лекций по русскому языку и литературе Семёновой Е.В. - Челяб. ин-т (фил.) ГОУ ВПО «РГТЭУ».- Челябинск, 2009

Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех © 2000-2009. [Электронный ресурс].- Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-36126 [email protected]. Режим доступа к ресурсу:http://www.gramota.ru/

Срочно в номер! Милиция задержала 400 фанатов «Спартака» Новости 30 ноября 2009, №181-М(17985) [Электронный ресурс] .- Электрон. Дан. Газета "Советский спорт" 1999 - 2009 . Режим доступа к ресурсу: http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/358898

Толковый словарь русского языка Под ред. Ушакова Д. Н., издание 1935-40 г.г. [Электронный ресурс].- © Яндекс (электронная версия), 2007 . Режим доступа к ресурсу: http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/

Главная > Книга

2 Ещё только одиннадцатый час на исходе, а уже нику- да не денешься от тяжёлого зноя, каким дышит июльский день. Раскалённый воздух едва-едва колышет- ся над немощёной песчаной дорогой. Ещё не кошенная, но наполовину иссохшая трава никнет и стелется от зноя, почти невыносимого для живого существа. Дрем- лет без живительной влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнятное непрестанно шепчет в полудремоте неуго- монный кузнечик. Ни человек, ни животное, ни насеко- мое - никто уже больше не борется с истомой. По-види- мому, все сдались, убедившись в том, что сила истомы, овладевшей ими, непобедима, непреодолима. Одна лишь стрекоза чувствует себя по-прежнему и как ни в чём не бывало пляшет без устали в пахучей хвое. На некошеных лугах ни ветерка, ни росинки. В роще под пологом листвы так же душно, как и в открытом по- ле. Вокруг беспредельная сушь, а на небе ни облачка. Но отправиться купаться не хочется, да и незачем: после купания ещё больше распаришься на солнцепёке. Одна надежда на грозу: лишь она одна может разбудить скованную жарой природу и развеять сон. И вдруг впрямь что-то грохочет в дали, неясной и ту- манной, и гряда тёмных туч движется с юго-восточной стороны. В продолжение очень короткого времени, в те- чение каких-нибудь десяти - пятнадцати минут царит зловещая тишина, и вдруг всё небо покрывается тучами. Но вот откуда ни возьмись в мёртвую глушь врывает- ся резкий порыв ветра, который, кажется, ничем не сдержишь. Он стремительно гонит перед собой столб пы- ли, беспощадно рвёт и мечет древесную листву, безжа- лостно мнёт и приклоняет к земле полевые злаки. Ярко блеснувшая молния режет синюю гущу облаков. Вот-вот разразится гроза и на обнажённые поля польётся осве- жающий дождь. Хорошо бы в пору укрыться от этого совсем нежданного, но желанного гостя. Добежать до де- ревни не удастся, а усесться в дупло старого дерева впору только ребёнку. Гроза надвигается: вдалеке вспыхивает молния, слы- шится слабый гул, постепенно усиливающийся, прибли- жающийся и переходящий в прерывистые раскаты, об- нимающие весь небосклон. Но вот солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону небосклона и скрылось. Вся окрест- ность вдруг изменилась, приняла мрачный характер, и гроза началась. 3 Командир партизанского отряда рассеянным взгля- дом окинул всю эту сияющую красоту и не почувствовал её. Он увидел свой отряд, измученный и поредевший втрое, уныло растянувшийся вдоль дороги, и понял, что ниоткуда и ни от кого ждать помощи не приходится. Сам он тоже бессилен был что-нибудь сделать для людей, плетущихся на одеревенелых ногах позади него по гли- няной каше осенней дороги и жующих лепешки из не- сеяной муки. Однако он не мог не чувствовать, что эти люди теперь близки ему и дороги так, как никогда не бы- ли дороги раньше. В присутствии этих людей он обязан быть бодрым и энергичным. Он пытался взять себя в руки, сосредоточиться на чём-нибудь, но мысли его сбивались и путались, глаза слипались, и он чувствовал, что эта попытка овладеть со- бой могла ему не удаться. Странные образы, обрывки ту- манных воспоминаний, донельзя смутные ощущения ок- ружающего клубились в его сознании беззвучным и бес- плотным роем. Он не знал, сколько времени длилось это бессозна- тельное состояние, ему казалось, что очень долго, но ког- да он очнулся, то, к удивлению своему, почувствовал, что по-прежнему сидит в седле с какой-то кошачьей цеп- костью, и увидел, что впереди него колышутся те же ло- шадиные уши. На полях, которые тянулись узкими по- лосками от дороги к сопкам, виднелись стога соломы и фигуры людей, медленно двигавшихся за плугами. Вда- ли слышались людские голоса, звуки животных, каза- лось, кто-то мурлычет и мяучит. Тучи наполовину за- тмили и продолжали затмевать оранжево-жёлтое солн- це, создавая тревожно-неспокойное настроение. Внезапно стало темно, как ночью. Бессчётные удары грома следовали один за другим, молния слепила глаза. Сколько люди ни напрягали зрение, сколько ни всматри- вались в даль, впереди ничего нельзя было различить. Приходилось ехать наугад. Как нелегко достаётся им эта дорога! А какие только испытания не ждут их впереди! Но люди верили и знали: победа будет за ними. Часть 2 ПУНКТУАЦИЯ Раздел 1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПРИ ПЕРЕРЫВЕ РЕЧИ 1. В конце повествовательного предложения ставит- ся точка, в конце вопросительного - вопро- с и т е л ь н ы й знак, в конце восклицательного - в о с к л и ц а т е л ь н ы й знак. 2. При перерыве речи, как в конце, так и в середине предложения, ставится м н о г о т о ч и е. 211. Прочитайте предложения. Объясните постановку знаков препинания в конце предложения и при перерыве речи. 1. Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, бит- ва отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Равняясь, строят- ся полки. Молчит музыка боевая. (П.) 2. Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? (Г.) 3. Как Днепр широк! Как даль ясна! Как шелестят колосья в поле! (Сурк.) 4. Заперто. Уеха- ли... Про меня забыли... Ничего... я тут посижу... (Ч.) 212. Прочитайте. Разбейте текст каждого примера на простые предложения. Запишите предложения, расстав- ляя знаки препинания и заменяя, где нужно, строчные бук- вы прописными. 1. «А, так ты...» - «Я без души лето целое всё пе- ла». (Кр.) 2. Редела тень восток алел огонь казачий пламенел. (П.) 3. В департаменте но лучше не называть, в каком департаменте. (Г.) 4. Да разве можно такими ре- чами поносить родителей да неужто я затем тебя на свет родила, учила и берегла пуще соломинки. (Остр.) 5. При мне не смей сидеть встань ступай отсюда. (Ч.) 6. Кого они любят чего им надо. (М. Г.) 7. Какая не- обыкновенная была эта девушка на грузовике а уж ха- рактер а глаза какие. (Фад.) 8. Была самая середина глухой осенней ночи в лесу было очень сыро и холодно из чёрных лесных болот, заваленных мелкими гнилыми листьями, поднимался туман луна стояла над головой. (Кат.) 9. Но как хорошо какая большая Москва и как шумно на улицах. (Кае.) 10. Партизаны въехали в лес тут было тихо вдруг командир приказал остано- виться отряд выполнил приказ командир спешился и пополз через несколько минут отряд услышал его ус- ловный призыв. (Финн.) Диктант Машенька Павлецкая жила в доме Пушкиных и была гувернанткой хозяйских детей. Вернувшись однажды с прогулки, она застала в доме необыкновенный переполох. Подходя к своей комнате, Машенька увидела, как из дверей выбежал сам хозяин Николай Сергеич. Он был красен. Его передёргивало... Не замечая гувернантки, он прошёл мимо неё и, подни- мая вверх руки, воскликнул: «Как это ужасно! Как бес- тактно! Как глупо, дико!» Машенька вошла в свою комнату. Хозяйка Федосья Васильевна стояла у её стола и укладывала обратно в ра- бочую сумку клубки шерсти, лоскутки, бумажки... Огля- нувшись и увидев бледное, удивлённое лицо гувернант- ки, хозяйка слегка смутилась и пробормотала: «Извини- те, я... я нечаянно рассыпала... зацепила рукавом...» Оставшись одна, Машенька обвела удивлёнными гла- зами свою комнату и, ничего не понимая, похолодела от страха... Что Федосья Васильевна искала в её сумке? За- чем у стола слегка выдвинут один ящик? Всё носило на себе свежие следы обыска. Что же случилось? В комнату вошла горничная. - Лиза, вы не знаете, зачем это меня... обыскивали? -- спросила у неё гувернантка. - Так ведь всех обыскивали, - ответила Лиза. - У ба- рыни пропала брошка в две тысячи... - Но ведь это подлость, низость! - воскликнула Ма- шенька, задыхаясь от негодования. - Какое она имела право подозревать меня и рыться в моих вещах? - В чужих людях живёте, барышня, - вздохнула Лиза. - Хоть вы и барышня, а всё же... как бы прислу- га... Это не то, что у папаши с мамашей жить... Машенька повалилась в постель и горько зарыдала. Никогда ещё её так глубоко не оскорбляли, как теперь... Её, благовоспитанную девицу, дочь учителя, заподозри- ли в воровстве, обыскали! В голову полезли всякие несо- образности. Если её могли заподозрить в воровстве, то, значит, могут теперь арестовать, потом вести под конво- ем по улице, засадить в тёмную, холодную камеру... Кто вступится за неё? Родители живут далеко в про- винции. Хватит ли у них денег, чтобы приехать к ней? В столице она одна, без родных и знакомых... (По А. П. Чехову.) Раздел 2 ТИРЕ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ § 38. Тире между подлежащим и сказуемым I. Между подлежащим и сказуемым может ставить- ся т и р е: 1. При отсутствии глагола-связки между подлежа- щим и сказуемым, выраженными формами име- нительного падежа существительного (перед сло- вами это, вот, значит, это значит тире ставит- ся всегда): 1) в предложениях, содержащих логическое опреде- ление или характеристику предмета путем указания на существенный признак: Геология - это наука о строении, составе, истории земной коры; Книга - источник знаний; 2) в предложениях научного и публицистического стиля: Появление нового лекарства - результат нескольких лет работы многих учёных; Подго- товка жилых зданий к зиме - вот задача перво- степенной важности; 3) после однородных подлежащих: Лесть и трусо- сть - самые дурные пороки (Т.). 2. Перед сказуемым, выраженным идиоматическим оборотом: А крыльцо - дай бог иному князю (А. Т.). 3. Для внесения ясности в смысл предложения; ср.: Старший брат - мой учитель и Старший брат мой - учитель. 4. Если подлежащее и сказуемое выражены инфи- нитивом (неопределенной формой глагола) или если один из главных членов выражен формой име- нительного падежа существительного, а другой - инфинитивом: Жизнь прожить - не поле перей- ти (Поел.); Назначение каждого человека - раз- вить в себе всё человеческое, общее и насладиться им (Бел.). 5. Если подлежащее и сказуемое выражены числи- тельными в форме именительного падежа или если один из главных членов выражен формой имени- тельного падежа существительного, а другой - чис- лительным или оборотом с числительным: Дважды два - четыре; Большая Медведица - семь звёзд в виде ковша к югу от Полярной звезды; Удельный вес золота - 19,3. II. Между подлежащим и сказуемым тире обычно не с т а в и т с я: 1. В простых по конструкции предложениях разго- ворного стиля: Мой отец врач. 2. Если в роли связки выступает сравнительный со- юз как, словно, будто, точно, вроде как и др.: Льды как льды, пустыни как пустыни (Кав.). 3. Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, иногда наречие, союз или частица: Вадим, кажется, друг Олега; Кино по-прежнему самый массовый вид искусства; Ртуть тоже ме- талл; Март только начало весны. 4. Если перед сказуемым стоит отрицание не: Бед- ность не порок (Погов.). 5. Если сказуемое предшествует подлежащему (т. е. при обратном порядке главных членов предложе- ния): Интересный человек наш сосед. 6. Если сказуемому предшествует не согласованный с ним второстепенный член предложения: Серёжа мне приятель. 7. Если подлежащее и сказуемое образуют неразло- жимый фразеологический оборот: Дело дрянь. Постановка тире в случаях 1-7 имеет своей целью интонационно подчеркнуть отношения меж- ду главными членами предложения: Моя солдат- ская шинель - как печать отвержения (Л..); Но объяснение - не оправдание (М. Г.); Славные люди - соседи мои! (Н.) 8. Если подлежащее выражено личным местоимени- ем, а сказуемое - существительным в форме имени- тельного падежа: Он порча, он чума, он язва здеш- них мест (Кр.). Постановка тире в этом случае имеет целью логи- чески и интонационно подчеркнуть высказывание: Ты - старый ребёнок, теоретик, а я - молодой старик и практик (Ч.). 9. Если один из главных членов предложения вы- ражен вопросительно-относительным местоимени- ем: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. 10. Если сказуемое выражено прилагательным или словосочетанием: Спина у акулы тёмно-синего цве- та, а брюхо ослепительно белое (Гонч.). Постановка тире в этом случае имеет целью инто- национно расчленить предложение: Зрачки - ко- шачьи, длинные (Ш.); Высота возле разбросанных домиков хутора - командная (Каз.). 213. Перепишите, расставляя знаки препинания. 1. Услуга в дружбе вещь святая. (Кр.) 2. Прекрасный человек Иван Иванович. (Г.) 3. Аврал это значит общая работа. (Гонч.) 4. Грушницкий юнкер. (Л.) 5. Гусь, из- вестно, птица важная и рассудительная. (Т.) 6. Обман всегда обман. (Д.) 7. Пруд как блестящая сталь. (Ф.) 8. Ты меж сестер словно горлинка белая промежду сизых простых голубей. (Н.) 9. У тебя брошка вроде как пчёлка. (Ч.) 10. Дома города точно груды грязного сне- га. (М. Г.) 11. Офицер этот не чета вам. (Фед.) 12. Сте- пан нам сосед. (Ш.) 13. Грош цена теории, которая не подтверждается практикой. 214. Перепишите, расставляя знаки препинания. 1. Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания. (П.) 2. У лётчиков наших такая порука, та- кое заветное правило есть: врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь. (Те.) 3. Зна- чит, девятью сорок триста шестьдесят, так? (Пис.) 4. Семь уничтоженных и три захваченных фашистских бронемашины таков результат проведённого партизана- ми боя. (Сурк.) 5. Я не вор какой, душегуб лесной, я слу- га царя, царя грозного. (Л.) 6. Я честный человек и ни- когда не говорю комплиментов. (Ч.) 7. Я фабрикант, ты судовладелец. (Фед.) 8. Обитатели Горюхина большею частью роста среднего. (П.) 9. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. Солнце ярко, небо сине. (Л.) 10. Виш- нёвый сад мой! (Ч.)

Что такое ИКГ

(Беседы о методике индивидуальной коррекции грамотности)

Боже, дай мне силы перенести то,
что я не в силах изменить.
Боже, дай мне силы изменить то,
что я не в силах перенести.
Боже, дай мне мудрости,
чтобы не перепутать первое со вторым.

(Испанская народная мудрость)

Беседа первая

О тестировании и... о себе

Предлагаемая вашему, уважаемые коллеги, благосклонному вниманию авторская методика индивидуальной коррекции грамотности (сокращенно – ИКГ) не является, конечно, панацеей от всех пунктуационно-орфографических и грамматических бед. Она не задумывалась и как серьезная альтернатива традиционной (научно обоснованной и хорошо апробированной) системе преподавания русского языка в средней общеобразовательной школе.

Однако, как представляется ее автору, эта методика может быть полезна для классов коррекции, авторских, частных, семейных и малокомплектных школ, где учится немало детей с весьма серьезными проблемами в правописании. Впрочем, и в обычных школах, где наполняемость классов куда больше, чем в перечисленных выше школах, ИКГ может помочь коллегам-словесникам поработать над грамотностью каждого ученика отдельно, поскольку такой подход дает возможность сдвинуть ситуацию с грамотностью (безграмотностью) с мертвой точки.

Специфика методики обозначена в ее названии, в первом же слове – индивидуальная коррекция грамотности.

Нечто вроде вступления.
Как я дошел до жизни такой,
или Для чего понадобилось изобретать какие-то методики

Несколько слов о себе, точнее, о том, почему у меня возникло желание каким-то образом изменить учебный процесс. Лет десять я работал в обычной школе в классах с четвертого по одиннадцатый, пользуясь всевозможными методичками, советами старших коллег и учителей-методистов. В классах, где я работал, было, как правило, человек по 35–40. И ситуация с грамотностью была вполне обычной, то есть удручающей. Что касается индивидуального подхода к ученикам на уроках, то, как это чаще всего бывает в подобных случаях, он не шел дальше благих пожеланий. Дополнительные занятия с отстающими и всевозможные индивидуальные задания серьезной роли в деле избавления от безграмотности не играли. Конечно, эта ситуация не могла меня устраивать, но на оплату труда уровень грамотности не влиял. К сожалению, зависимости между зарплатой учителя и реальным уровнем грамотности учеников (хотя бы повышением его!) нет и сейчас.

В 1988 году я пошел (по совместительству с основной работой) преподавать – готовить к вступительным экзаменам отстающих – в один из московских кооперативов, оказывавших образовательные услуги.

В нем оплата труда полностью зависела от успеха преподавателя. Плохо работаешь, нет у ребят серьезных подвижек в правописании – через короткое время остаешься практически без зарплаты и должен искать себе другое место работы. Результаты работы видны почти сразу, оценка ее достаточно объективна, поскольку проводится она незаинтересованными лицами – в первую очередь учителями школ, где ребята из вашей группы учатся.

Здесь, в этом самом кооперативе, я и ощутил острую необходимость в создании методики, которая позволила бы реально помочь приходящим на занятия ученикам (в группах было по 8–10 человек) избавиться от безграмотности.

Осознание того, что использующийся на многих подготовительных курсах метод последовательного прохождения всего курса орфографии и пунктуации (начиная с орфограммы № 1 и знаков препинания в конце предложения и кончая дефисом в междометиях и знаками препинания в сложных предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи) ни к чему хорошему привести не мог, и собственный метод проб и ошибок в конце концов и привел к возникновению методики ИКГ, с которой я и хочу вас познакомить.

Этап первый и ответственнейший. Тестирование

Начало начал такого рода методик – предварительное тестирование. От того, насколько удачно подобран (или написан самим преподавателем) текст (тест), в конце концов зависит успех всей долгой и трудной работы. Это как в любом деле: начато плохо, шаляй-валяй – результата хорошего не будет.

Конечно, выбирая соответствующий текст, в первую очередь обращаешь внимание на возраст ребят. Так как в кооператив, о котором шла речь ранее, в основном приходили ребята из 11-го класса (уж так получается, что и родители, и ученики начинают думать о вступительных и выпускных экзаменах только в последний год обучения в школе), то и тексты приходилось подбирать соответствующие, те, в которых максимально были бы представлены орфографические и пунктуационные правила, особенно те из них, которые объективно, по-настоящему сложны (-н- и -нн- в прилагательных, в том числе и отглагольных, и страдательных причастиях прошедшего времени; слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений; слитное и раздельное написание не с различными частями речи и т.п.).

Первый тест не должен быть излишне сложным, «навороченным» и чрезвычайно большим по объему, так как в этом случае речь бы шла уже не о проверке знаний и определении изъянов в правописании, а прежде всего о способности ребят в течение долгого времени концентрировать свое внимание. Кроме того, поскольку в школе (в том числе и на письменном экзамене по русскому языку в девятом классе) объем диктантов ограничен и ребята не имеют опыта работы с текстами по 400–500 слов, даже для старшеклассников я подбирал тексты, объем которых не превышал 300–325 слов.

Бесспорно, объем объемом, а число проверяемых орфограмм и пунктограмм должно быть довольно большим. Полагаю, что 70–80% всех изучаемых в школе правил, а то и больше в таком тексте должны быть представлены.

Естественно, совершенно иная ситуация складывается, если вы тестируете ребят более младших классов. И все же подход должен оставаться прежним. В первом проверочном тесте, скажем, для ребят, окончивших пять классов, должны быть представлены практически все основные орфограммы и пунктограммы, изученные к этому времени, причем приоритет должен быть отдан именно тем из них, которые, как показывает опыт, усваиваются тяжелее всего, например, чередующиеся безударные гласные в корнях а г-, -ло ж-; -ро с-, -ра ст-, -ра щ-; непроизносимые согласные в корне, личные окончания глаголов; знаки препинания при прямой речи и т.д. Объем такого теста должен быть примерно таким же, как и в обычном проверочном диктанте, в крайнем случае можно превысить объем слов на 10–15.

В рамках этой статьи нет возможности подробно рассказать о специфике тестов для всех классов, а также привести все примеры первичных тестов. Но в мои планы входит в дальнейшем знакомить вас и с такими тестами, с тем, как я их подбираю, и с другими тайнами моей репетиторской кухни.

А сейчас для начала разрешите предложить вашему вниманию текст, который я довольно часто использовал на первом тестовом занятии для выпускников школ. Текст взят из хорошо известного словесникам пособия: Д.Э. Розенталь . Русский язык для поступающих в вузы. М.: Изд-во МГУ, 1972.

Контрольный текст № 1

Еще только одиннадцатый час на исходе, а уже никуда не денешься от тяжелого зноя, каким дышит июльский полдень. Раскаленный воздух едва-едва колышется над немощеной песчаной дорогой. Еще не кошенная, но наполовину иссохшая трава никнет и стелется от зноя, почти невыносимого для живого существа. Дремлет без живительной влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнятное непрестанно шепчет в полудремоте неугомонный кузнечик. Ни человек, ни животное, ни насекомое – никто уже больше не борется с истомой. По-видимому, все сдались, убедившись в том, что сила истомы, овладевшей ими, непобедима, непреодолима. Одна лишь стрекоза чувствует себя по-прежнему и как ни в чем не бывало пляшет без устали в пахучей хвое.

На некошеных лугах ни ветерка, ни росинки. В роще под пологом листвы так же душно, как и в открытом поле. Вокруг беспредельная сушь, а на небе ни облачка.

Но отправиться купаться не хочется, да и незачем: после купания еще больше распаришься на солнцепеке. Одна надежда на грозу: лишь она может разбудить скованную жарой природу и развеять сон.

И вдруг что-то грохочет в дали, неясной и туманной, и гряда темных туч движется с юго-восточной стороны. В продолжение очень короткого времени, в течение каких-нибудь десяти–пятнадцати минут(,) царит зловещая тишина, и вдруг все небо покрывается тучами.

Но вот откуда ни возьмись в мертвую глушь врывается резкий порыв ветра, который, кажется, ничем не сдержишь. Он стремительно гонит перед собой столб пыли, беспощадно рвет и мечет древесную листву, безжалостно мнет и приклоняет к земле полевые злаки. Ярко блеснувшая молния режет синюю гущу облаков. Вот-вот разразится гроза и на обнаженные поля польется освежающий дождь. Хорошо бы в пору укрыться от этого совсем нежданного, но желанного гостя. Добежать до деревни не удастся, а усесться в дупло старого дерева впору только ребенку.

Гроза надвигается: вдалеке вспыхивают молнии, слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон.

Но вот солнце выглянуло в последний раз и скрылось. Вся окрестность вдруг изменилась, приняла мрачный характер, и гроза началась.

(315 слов, 24 предложения)

Как правило, сам процесс диктовки этого теста занимает 40–45 минут, 15 минут обычно дается на самопроверку. Таким образом, все тестирование занимает не более часа, что соответствует нормам проведения школьного экзаменационного диктанта.

К числу несомненных достоинств этого теста я хотел бы отнести следующее: оптимальное число случаев с -нн- в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени – еще не кошенн ая дано в паре с на некошен ых лугах , имеются в тексте нежданн ый и желанн ый . Очень хороший подбор слов с личными окончаниями глаголов: дене шься, дыши т, боре тся, сдержи шь, пляше т, шепче т и т.п. Хорош он тем, что наряду с исключениями представлены слова с безударными личными окончаниями глаголов, относящихся и к основному правилу. Конечно, нашлось в тексте место и случаям со слитным и раздельным написанием наречий и наречных выражений.

Кроме пары в пору – впору , обращают на себя внимание и часто встречающиеся наречия: вдалеке и без устали .

Имеется также случай, позволяющий выяснить, отличают ли ребята наречие от существительного с предлогом: вдаль – в даль, неясную итуманную .

Конечно, особое место занимают в тексте случаи слитного и раздельного употребления не с различными частями речи: не денешься, немощеной, непрестанно, невнятное, неугомонный, незачем и прочие.

Среди остальных орфограмм текста (а они в нем представлены почти все) хотелось бы отметить случаи с написанием производных предлогов (в течение, в продолжение) ; синтаксически цельных словосочетаний (как ни в чем не бывало, откуда ни возьмись) ; дефисное написание различных частей речи (по-видимому, по-прежнему, что-то, юго-восточный, вот-вот) ; написание пре- и при - (непре станно, непре одолима, при клоняет, беспре дельная, при ближающийся) ; написание корней -пол- и -полу- (полдень, полудремота) ; не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях (ничем, никуда, никто) .

Есть в тексте и такие случаи: отличие частицы не от ни, -тся и -ться в глаголах, ь в существительных и личных окончаниях глаголов и его отсутствие (рощ и пашен) , орфограммы в именах числительных, написание неясно слышимой проверяемой согласной в корне (приведен и очень интересный случайблеснувшая , в котором т не пишется) и многое другое.

Таким образом, в сравнительно небольшом по объему тексте представлены трудные случаи русской орфографии.

С точки зрения пунктуации текст тоже можно назвать удачным. Есть в нем примеры с употреблением тире при обозначении пространственно-временных пределов, и знаки препинания (в первую очередь двоеточие) в бессоюзном сложном предложении, и обособление вводных слов и словосочетаний, и знаки препинания в сложносочиненном предложении (в том числе и в тех случаях, когда запятая перед союзом и не ставится, поскольку в первом предложении имеется общий второстепенный член – обстоятельство времени вот-вот , не говоря уже об обособлении определений, как одиночных, так и распространенных, а также обстоятельств.

Словом, это тест .

Кстати сказать, каждый раз, когда подобного рода тестирование проводилось с вновь пришедшими ребятами, перед началом работы я напоминал им о регламенте и правилах проведения теста (да и любой проверочной работы по русскому языку), а именно – объяснял им, что они должны делать при первом прослушивании текста и тогда, когда текст читается в последний раз. Говорил о том, что в тот момент, когда каждое отдельное предложение зачитывается в первый раз, они должны слушать его, а не хвататься за ручку и т.д. Думаю, что это вещи общеизвестные, но напоминать об этом ребятам все же необходимо, и почаще. И вообще мелочей в таком деле нет.

Есть и еще один маленький нюанс, который позволяет организовать работу во время написания теста (экзаменационного диктанта, проверочной работы). Я советовал ребятам всегда иметь при себе простой карандаш (лучше М2) и хорошо стирающий ластик, и в тех случаях, когда по ходу работы над текстом они не уверены в написании той или иной буквы или знака препинания, не ставить их, а на полях делать определенную отметку (палочка – пропущенная буква, галочка – знак препинания). Опыт показывает, что многие особо сложные случаи требуют для размышления некоторого времени. В ходе работы над текстом его просто-напросто нет, ребенок начинает нервничать, не успевает записывать текст, пропускает слова, по инерции делает неоправданные, глупые ошибки и так далее. А за те пятнадцать минут, которые выделены для окончательной проверки, ему проще будет справиться с этими случаями, да и найти их по отметкам на полях можно очень быстро. Нелишне напомнить коллегам и то, что в институтских экзаменационных диктантах 3 исправления приравниваются к одной ошибке, что влияет на итоговую оценку. (Отметки на полях потом аккуратно убираются.)

Безусловно, обучать этим нехитрым приемам организации работы над диктантом нужно не в одиннадцатом классе. Тогда и «грязи» в тетрадях будет куда меньше, а желанияучиться учиться – куда больше. В конце концов из таких вот маленьких хитростей (точнее, из суммы таких маленьких хитростей) и состоит процесс обучения!

Итак, вы подобрали текст, тестирование проведено. Конечно, само по себе оно мало что значит. Главная его задача – выяснить, в каких именно орфограммах и пунктограммах, а также случаях, изучаемых грамматикой (неверное согласование, управление и т.п.), ваш ученик делает ошибки и насколько часто. Выяснив это, мы сможем выстроить алгоритм коррекции его грамотности. О том, как лучше провести разбор первого теста, в какой последовательности отрабатывать плохо усвоенные орфограммы и пунктограммы, как учесть интересы каждого в группе и в то же время максимально полезно для всех проводить занятия, и о многом другом мы поговорим с вами при следующих встречах.

Текущая страница: 16 (всего у книги 23 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

6
Прилетела Жар-птица

На днях в наших перелесках еще одной радостью стало больше: заявились иволги, не задержались с прилетом. Значит, сейчас все птицы дома.

Иволга – самая красивая птица. Она всем взяла: и пером, и песней. Да и зовется нежно, любовное что-то в этом слове, близкое к Волге-реке и к иве-ивушке. Недаром и вошла в наши народные сказки как Жар-птица. И в самом деле: летит она, ярко-желтая, золотая с черными крыльями и рубиновыми глазами. Ну чем, скажите, не Жар-птица из сказки? А какие песни поет! Чистые, звонкие, переливчатые: фю-тиу-лиу. А все, наверное, потому, что сначала она тихо прощебечет, пропоет еле слышно про себя, а уж потом и на весь лес выплеснет на радость всем свою красивую трель.

Особенно чиста ее песня утром, она под стать росистому лугу и свежему воздуху, еще не согретому солнцем. Так и ждешь, что ей вот-вот ответят песней оба березовых склона. Да, если сказку в лесу рождает кукушка, то настоящую музыку все-таки – иволга.

Это очень осторожная птица. Она и прилетает всех позднее, когда уже листва густая, непроглядная, и перелетает только поверху, над деревьями, и гнезда вьет на самых верхушках. Потому и редко ее увидишь. Но уж если придется увидеть, запомнишь на всю жизнь. Мне посчастливилось ее видеть. Впервые это было в костромских лесах, в любимых местах А. Н. Островского. Тропинка от Галичского тракта нырнула в лесную глушь, в мокрую малину и вскоре привела в залитую солнцем Ярилину долину, окруженную сосняком и молодыми березками.

Чуть в стороне голубой ключ. Вода в нем и в самом деле голубая и такая чистая, что видны на дне пульсирующие в песке роднички. А может быть, это не роднички вовсе, а бедное Снегурочкино сердце? Ведь на этом месте она, по преданию, и растаяла. Мы загляделись в голубой омут, и вдруг кто-то из ребят неожиданно крикнул: «Жар-птица!» И оторвавшись от колодца, все увидели, как перелетала сказочную долину золотая птица. А вскоре и песню ее услышали. Потом нетерпеливо ждали, что чудо повторится. Но не повторилось. Да иначе оно бы и не было чудом. Вот и осталась красивым воспоминанием эта солнечная птица из сказки.

Еще видел ее в Великих Сорочинцах, на Полтавщине. Мы ночевали с ребятами в старенькой деревянной школе, в стороне от села, где много тишины и тополей. И утром, когда умывались во дворе, видели, как иволга несколько раз улетала и снова садилась на школьные тополя, а потом долго звала своей песней кого-то.

А однажды в таремских перелесках она перелетала с одного березового склона на другой прямо над моей головой. И последняя встреча с ней была в амачкинских лесах: она сама осторожно подкрадывалась на мой свист. Знать, и вправду поверила.

Только четыре встречи за всю жизнь. А сколько от них радости. Они и сейчас волнуют, как только заслышу в лесном долу ее звонкую и переливчатую трель: «Фю-тиу-лиу…»

7
Начало грозы

Еще только одиннадцатый час на исходе, а уже никуда не денешься от тяжелого зноя, каким дышит июльский день. Раскаленный воздух едва-едва колышется над немощеной песчаной дорогой. Еще не кошенная, но наполовину иссохшая трава никнет и стелется от зноя, почти невыносимого для живого существа. Дремлет без живительной влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнятное непрестанно шепчет в полудремоте неугомонный кузнечик. Ни человек, ни животное, ни насекомое – никто уже больше не борется с истомой. По-видимому, все сдались, убедившись в том, что сила истомы, овладевшей ими, непобедима и непреодолима. Одна лишь стрекоза чувствует себя по-прежнему и как ни в чем не бывало пляшет без устали в пахучей хвое. На некошеных лугах ни ветерка, ни росинки. В роще, под пологом листвы, так же душно, как и в открытом поле. Вокруг беспредельная сушь, а на небе ни облачка.

Полуденное солнце, готовое поразить каждым своим лучом, жжет невыносимо. Бесшумно, едва приметно струится в низких берегах кристально чистая вода, зовущая освежить истомленное зноем тело в прохладной глубине.

Но отправиться купаться не хочется, да и незачем: после купания еще больше распаришься на солнцепеке.

Одна надежда на грозу: лишь она одна может разбудить скованную жаром природу и развеять сон.

И вдруг впрямь что-то грохочет в дали, неясной и туманной, и гряда темных туч движется от юго-восточной стороны. В продолжение очень короткого времени, в течение каких-нибудь десяти-пятнадцати минут, царит зловещая тишина и все небо покрывается тучами.

Но вот, откуда ни возьмись, в мертвую глушь врывается резкий порыв ветра, который, кажется, ничем не сдержишь. Он стремительно гонит перед собой столб пыли, беспощадно рвет и мечет древесную листву, безжалостно мнет и приклоняет к земле полевые злаки. Ярко блеснувшая молния режет синюю гущу облаков. Вот-вот разразится гроза и на обнаженные поля польется освежающий дождь. Хорошо бы в пору укрыться от этого совсем нежданного, но желанного гостя. Добежать до деревни не удастся, а усесться в дупло старого дуба впору только ребенку. Гроза надвигается: изредка вдалеке вспыхнет молния, слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь горизонт. Но вот солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону небосклона и скрылось. Вся окрестность вдруг изменилась, приняла мрачный характер, и гроза началась.

8
Шмель

Зиму шмель провел в земле, в брошенной полевой мышью норке. В оцепенении глубоком, почти равном смерти, он не чувствовал и не знал ничего зимнего – ни морозов, ни метелей, ни снегов. Когда же весной земля начала оживать, пробуждаться, начал пробуждаться и он. А будило их с землей солнце, все более яркое, высокое и горячее.

Хотя шмель и вышел из зимнего сна благодаря теплу, но его все-таки было мало, и он начал согревать себя сам, быстро сокращая мышцы груди и оставляя пока неподвижными крылья. Он разогревался, как мотор, гудел, словно в полете, и желание реального полета возникало в нем, становясь все настоятельней. Согревшись вполне, шмель захотел выбраться из тьмы и тесноты зимнего своего пристанища на свет, волю. Он начал пошевеливать своими мохнатыми, отвыкшими от движения лапками, сначала оставаясь на месте, а потом и продвигаясь понемногу вперед. Набирая силу, он протискивался, проталкивался все упорнее сквозь рыхлые комочки земли, травинки, листья полуистлевшие. И вот впереди забрезжило то, что он добровольно оставил прошлой осенью и к чему теперь чувствовал неодолимую тягу – свет. Он прибывал и рос, и шмелю нелегко было переносить полузабытый его напор, и он время от времени замирал, отдыхая и осваиваясь с новой прибавкой, порцией света.

Когда же он, наконец, вполне выбрался на волю-вольную, на свет полного уже, яростного, слепящего накала, то замер надолго. У него возникло ощущение, что он только что родился, и надо было свыкнуться с этим. И радость жизни вернувшейся он должен был освоить – она шевельнулась в нем в самый момент пробуждения и с тех пор росла и росла.

Лежа на солнце и легком ветерке, шмель прогревался по-настоящему, до самой-самой глубины своей, подсыхал, освобождался от зимней промозглой сырости. С шерстки его понемногу исчезала серость подземная, и краски проступали – золото и чернь. Уходила и тяжесть, в землю стекая, сменяясь легкостью, обещавшей полет.

Перед первой попыткой полета нужно было размяться, и шмель пополз вперед, куда придется. Время от времени он останавливался, даже на бок падал изнеможенно, и снова полз. Оказавшись на бугорке, с которого был виден склон крутой, серо-зеленый, он почувствовал, что может попробовать взлететь. Запустив «мотор» – грудные мышцы, – он работал ими долго, гудел, все усиливая звук. Потом слежавшиеся за зиму крылья стал понемногу расправлять, расклеивать и тоже включать в работу. Их трепет был поначалу вял, неровен, но понемногу набирал и постоянство, и напор. Момент взлета, отрыва от земли приближался с неотвратимостью, и шмель радостно это чувствовал. Равновесие зыбкое, колебавшееся между тяжестью его тела и тягой вверх, держалось и держалось и вдруг исчезло. Он оторвался от земли и полетел – низко совсем, почти ее касаясь. Сил у него хватило ненадолго – лишь для того, чтобы впервые прозвучала внятно натянутая его полетом басовая, еще робкая, хрупкая, готовая вот-вот оборваться, струна.

9

Тихий сентябрьский день был на исходе. По лесным дорогам в гору двигались искусно замаскированные ветвями пушки и трехтонки, шли караваны груженных, по-видимому, минами лошадей. У всех в этот день было приподнятое настроение: обессилевшие за последние дни бойцы, расположившись небольшими, но плотными группками или поодиночке, наспех писали письма и, вполголоса переговариваясь, подкреплялись тушенкой.

Уже совсем стемнело и в ущелье стало холодно, когда, покинув позиции, батальоны отправились в путь. Было непонятно, как в густом лесу, при едва брезжащем свете луны, двигаясь на ощупь, люди найдут свое место в горах и приготовятся к бою. Однако командиры рот заранее изучили окрестности, и поэтому отход протекал нормально.

Неприятель, в течение ночи почти не пытавшийся штурмовать, на рассвете в открытую ринулся на нашу арьергардную роту, оставленную в теснине… Но никто из фашистов не видел, как на вершине кристаллических скал, укрытые охапками легких стелющихся растений, едва зыблющихся на ветру, расположились наблюдатели, буквально не сводившие глаз с врага.

Взволнованные долгим ожиданием, готовые стоять насмерть, лежали бойцы на скалах, а на дорогах недоступные огню шли фашисты. Опасность была настолько велика, что ни у кого не возникла мысль пренебречь ею или хотя бы приуменьшить ее.

И в эту минуту как будто раскололось небо, загрохотали пушки и минометы, тысячекратным эхом канонада отразилась в горах, и в блистающую, кристально чистую голубизну неба поднялся изжелта-багровый дым.

С хриплыми, далеко не стройными голосами, бойцы бросились врукопашную, и было хорошо видно, как по дороге суматошно, словно шарики рассыпанной ртути, метались фашисты. Только ночью гитлеровцы нащупали почти незащищенное место и, прорвав оборону, врассыпную бросились по теснине. Так закончился бой.

10
Цветут незабудки

Больше недели серебрился одуванчиками дол. Куда ни глянь – везде его пышные шапки. Как будто и нет других цветов. Но вот налетел дождь, не успели одуванчики спрятать свою красу и враз лишились ее. И остались лишь голые стебельки, что стыдливо выглядывают из травы. У Васильева угла весь курган в клейкой кровавой смолке, а понизу его, словно ожерельем, окружают красные клевера. Чуть дальше красуются ромашки с длинными лепестками и очень частыми, без просвета. Цветут колокольчики, мятлик, луговая овсяница. И гудит по-летнему луг. Гудит и благоухает. А тут еще пахнуло и ароматом незабудок. Неужели они? И точно: вон прижались к краешку у протоки.

Скромнее незабудок и нет цветов: пять мелких голубеньких лепесточков с золотистой точкой в середине. И все. А какую красоту дарят людям!

Я и раньше встречался с незабудками. Не забыть лесную речку Солотчу, что в Мещерском крае. Весь берег в них. И мы с ребятами осторожно перешагивали через цветы, чтобы спуститься к воде. Встречал их и около озера под Заплатином. А здесь – впервые. Может быть, это беспокойная чайка принесла в клюве семечко из Вьюхтонских лугов и уронила тут? Тогда ей спасибо за это.

Я сорвал несколько цветочков на память, добавил к ним вероники дубравной, несколько кусточков красного клевера да подорожника с нежно-розовыми шапками. И получился скромный букет. И не хрусталь под него подставил, не керамику с узорами, а простой стакан с холодной водой. И целую неделю цвели на столе незабудки. Только однажды сменил воду и подставил их под кран. Они враз посвежели, будто только что с луга, все в капельках воды, словно в утренней росе. И неделю полнилась комната тонкими запахами.

Первыми в букете отцвели незабудки и усеяли белый лист под стаканом бледно-голубыми звездочками.

11

Отправляя в разведку Метелицу, Левинсон наказал ему во что бы то ни стало вернуться этой же ночью. Но деревня, куда был послан взводный, на самом деле лежала много дальше, чем предполагал Левинсон: Метелица покинул отряд около четырех часов пополудни и на совесть гнал жеребца, согнувшись над ним, как хищная птица, жестоко и весело раздувая тонкие ноздри, точно опьяненный этим бешеным бегом после пяти медлительных и скучных дней, – но до самых сумерек бежала вслед, не убывая, тайга – в шорохе трав, в холодном и грустном свете умирающего дня. Уже совсем стемнело, когда он выбрался наконец из тайги и придержал жеребца возле старого и гнилого, с провалившейся крышей омшаника, как видно, давным-давно заброшенного людьми.

Он привязал лошадь и, хватаясь за рыхлые, осыпающиеся под руками края сруба, взобрался на угол, рискуя провалиться в темную дыру, откуда омерзительно пахло задушенными травами. Приподнявшись на цепких полусогнутых ногах, стоял он минут десять не шелохнувшись, зорко вглядываясь и вслушиваясь в ночь, невидный на темном фоне леса и еще более похожий на хищную птицу.

Метелица прыгнул на седло и выехал на дорогу. Ее черные, давно неезженые колеи едва проступали в траве. Тонкие стволы берез тихо белели во тьме, как потушенные свечи.

Он поднялся на бугор: слева по-прежнему шла черная гряда сопок, изогнувшихся, как хребет гигантского зверя; шумела река. Верстах в двух, должно быть возле самой речки, горел костер, – он напоминал Метелице о сиром одиночестве пастушьей жизни; дальше, пересекая дорогу, тянулись желтые, немигающие огни деревни. Линия сопок справа отворачивала в сторону, теряясь в синей мгле, в этом направлении местность сильно понижалась. Как видно, там пролегало старое речное русло; вдоль него чернел угрюмый лес.

«Болото там, не иначе», – подумал Метелица. Ему стало холодно: он был в расстегнутой солдатской фуфайке поверх гимнастерки с оторванными пуговицами, с распахнутым воротом. Теперь он походил на мужика с поля, после германской войны многие ходили так, в солдатских фуфайках.

Он был уже совсем близко от костра, – вдруг конское тревожное ржание раздалось во тьме. Жеребец рванулся и, вздрагивая могучим телом, завторил страстно и жалобно. В то же мгновение у огня качнулась тень и Метелица с силой ударил плетью и взвился вместе с лошадью.

(По А. Фадееву)

12
Осторожнее, несмышленыши!

У птиц нет более тревожной и в то же время счастливой поры, чем та, когда их потомство вылетает из гнезда и пробует крылья. Сколько гомону, суетни и крику в лесу, на лугах, в оврагах. Одни учатся летать с деревьев, другие тренируются на лугу, а то и на горе. И, полетел несмышленыш, а ни силы, ни сноровки. Только страх да любопытство. Не хватило сил, зацепился крыльями за ветки, висит, кричит. А то упадет в траву. И, мать тут как тут: что-то выговаривает, учит. А то и клювом – за промах.

Прошла неделя, и вот уже грачата летают и никак не налетаются: им все ново, они еще не ведают опасности. Вон их сколько на лугу, неуклюжих, маленьких, горбатеньких. Да только ли грачей!

На лесной дороге молоденький нарядный дятел чуть ли не задел крылом за мою шляпу: знать, не боится. А чуть дальше дрозд беззаботно пьет воду из лужицы у тропы. Ему тоже все нипочем. Я смотрю на него и думаю: сколько их поплатилось и сколько еще поплатится за свою неопытность, пока не научатся осторожности. Не зря разлетались черные вороны и все парами, парами. Зловещ и неприятен их крик. От них хорошего не жди.

Раньше в перелесках их не было. А сейчас – вон их сколько развелось. Это не к добру: ворон – страшный враг всех певчих и промысловых птиц, особенно, когда их много. Так что будьте осторожны, несмышленыши!

13
В лесу

Небольшая дорожка вела нас через свежескошенный луг, и мы вволю налюбовались веселым полевым пейзажем. Как только мы вошли в лес, внимание наше привлек незнакомый нам доселе знак, вырубленный на сосне. Он напоминал изображение оперенной стрелы, длиной не менее полутора-двух метров, так что оперение охватывало ствол во всю его ширину.

Приглядевшись к одной из сосен, мы увидели, что у нижнего конца стрелы там, где положено быть наконечнику, прикреплен к дереву железный колпачок, наполненный белой массой, похожей на топленое масло. Тогда память подсказала читанное в ученых книгах и даже стихах небезызвестное слово «живица».

Сегодня сосна оказалась с таким же фантастическим значком, и третья, и четвертая…

Всмотревшись в неясную далекую глубину бора, мы увидели, что все сосны, как одна, несут на себе изображение огромной стрелы. Сквозь сосны вскоре проглянули невысокие постройки, и мы, предварительно спросив у продавщицы магазинчика, сидевшей на завалинке у своего сельпо и щелкавшей тыквенные семечки, очень скоро нашли технорука.

Это был молодой мужчина невысокого роста, с малозаметными усиками, в простой, в полоску, рубахе с резинками на рукавах, в шевиотовых брюках, заправленных в валяные сапоги. Звали его Петр Иванович. Он, извиняясь за свой внешний вид, сообщил нам, что весной застудил ноги и теперь вынужден даже в жару ходить в валенках. Рассказывая, он незаметно подвел нас к домику и, смущаясь, пригласил войти. В комнате с высокой дощатой перегородкой, сплошь увешанной плакатами и картинками с видами леса, нас встретила молодая красивая хозяйка, с черными до блеска волосами и ярко-голубыми глазами. На ней было скромное ситцевое платье с какими-то замысловатыми разводами совершенно непонятного цвета. Не успели мы как следует поздороваться с ней, как она уже поставила на стол большое деревянное блюдо с вареными грибами, чашку с печенным в золе картофелем, квашеную капусту, моченые яблоки, молоко, хлеб.

Мы впоследствии несколько дней кряду с благодарностью вспоминали гостеприимных хозяев в маленькой лесной деревеньке, от которых узнали много интересного о тайнах живицы.

14

Есть в русском языке забытые нами слова, а они так звучны и поэтичны, что и ныне удивляют своей первозданной красотой: ополье, снежница, околица, водополица. Среди них и ополица, узкая полоска леса, отделенная от основного массива полем, а то и лугом.

Где их только не встретишь. Есть они и в наших перелесках. И каждая ополица хороша по-своему.

То это березки вперемежку с соснами у полевой дороги на Александровку, любимое место первых подберезовиков: просторно им тут, светло под солнцем, тепло. Не надо и в лес идти, если здесь пусто. Но зато каких свежих красавцев нарежешь после дождя.

Другая ополица узеньким островком врезалась в пшеничное поле. Здесь среди осин и можжевельника красуются пять подружек-берез, выросших из одного пня. По краям – стройные белоствольные красавицы, а одна из них, что в середине, прежде чем подняться вверх, изогнулась по-над землей. Потому она и ниже своих сестер и косы у нее до земли. Я люблю здесь отдыхать: сидишь на изогнутом стволе, теплом от солнца, как в беседке. И слышно в тишине, как шепчется листва над голо вой, как чуть-чуть позванивает тяжелыми колосьями пшеничное поле.

Но все-таки самая любимая – амачкинская ополица, десятка четыре берез, насквозь прогретых солнцем. С краешку от поля растет земляника, наливная, ароматная, а по лугу – колокольчики, медульник, ромашки. Вот и все. Но сколько раз дарила она мне радость, награждая белыми грибами. Со временем грибница здесь пропала, и года три не было никаких грибов. Но каждый раз я заходил сюда, хотя и был уверен, что ничего не найду. Просто тянуло, хотелось встретиться.

А в прошлом году белые грибы появились здесь снова. Их и не так много на этой маленькой ополице, но зато на солнце они тугие, тяжелые, будто литые – одно загляденье. Выскочит из рук такой здоровяк, ударится о землю и хоть бы что – жив, невредим.

Но особенно радовало то, что именно здесь появляются первые белые грибы. Вот и в прошлом году: я не думал, что они уже пошли, и пришел за аптечной ромашкой на окраину пшеничного поля. Обратно той же полевой дорогой идти не захотелось, решил возвращаться луговой тропинкой понизу. Зашел на ополицу и вдруг увидел шесть темно-коричневых крепышей. Они стояли почти рядышком, как игрушечные, будто кто-то только что их расставил под березкой. Удивился, обрадовался и долго стоял счастливый, любуясь такой приятной неожиданной встречей. Не хотелось разрушать эту гармонию красоты, этот подарок ополицы. Потом еще встретились семеек пять.

И в этом году вчера она порадовала своей щедростью. А сегодня и не нашел ничего. Даже не поверил: ведь только вчера было счастье. Снова вернулся. И напрасно вернулся. Но заметил, когда уходил, что ополица переживает, невесело провожая меня. Соседний лес пошумливает листвой, а она нет, стоит молчаливая, задумчивая, будто виноватая. Вот и пришлось успокаивать: «Что ты, ополица. Я не держу на тебя никакой обиды. Ты же не виновата. Если бы была возможность, последние бы отдала, ничего не утаила. Знаю твою щедрость. Вон ведь ты как вчера. Наверное, только для меня и берегла все свое сокровище, будто ждала. Потому и с радостью выложила все: «Наконец-то пришел… Дождалась…» А сегодня… Что ж поделаешь. Может быть, другие тут побывали до меня. И, наверное, побывали. Им же тоже надо. Не переживай. Ну, улыбнись, пожалуйста. Не последняя же у нас с тобой встреча. Еще порадуешь. За тобой не пропадет».

И, мне показалось, что зашевелилась ее листва, зашепталась на солнце.

Вот какие наши ополицы. Разве их разлюбишь когда, забудешь?

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть (посл.). Надо было дождаться их во что бы то ни стало (Л.Т.). Не для того же пахал он и сеял, чтобы нас ветер осенний развеял? (Н.). Нельзя гнать человека только потому, что вы подозреваете его в чём-то (Ч.). Мы выпили по стакану воды, причём старик нам кланялся в пояс (Т.). Мне стало грустно и досадно не потому, что гунны вымерли, а оттого, что смысл слова, которое меня так долго мучило, оказался столь простым и ничего не дал мне (М. Г.). Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был великий эконом (П.). Однажды Варюша проснулась оттого, что воробей прыгал по оконцу и стучал клювом в окно (Пауст.). Итак, она звалась Татьяной (П.). «Я и так не сплю», — подумала Наташа… (Пауст.) Много труда ему предстоит, но зато зимой он отдохнёт (С.- Щ.). Она тоже подошла к Павлу… (М. Г.).

2

В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась одна очень странная, не виданная мною доселе рыба (Купр.). На то вам и красное лето дано, чтоб вечно любить это скудное поле, чтоб вечно вам милым казалось оно (Н.). Я склонился к реке, но и там, и в этой тёмной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звёзды (Т.). Людям Павла Ивановича деревня тоже понравилась (Г.). Они немножечко дерут, зато уж в рот хмельного не берут (Кр.). Подложили цепи под колёса, вместо тормозов, чтобы они не раскатывались (Л.). Несмотря на то, что Нехлюдов приехал поздно, ему пришлось долго дожидаться (Л. Т.). Для того, чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе (Л.Т.). Нечем хвалиться, коль из рук всё валится (посл.). Как ветер, песнь его свободна, зато, как ветер, и бесплодна (П.). Неуловимые образы бродили в душе, возбуждая в ней не то жалость, не то недоумение (Т.). Ружьё — вещь благородная, притом и украшение в комнате приятное (Г.).

3

Ещё только одиннадцатый час на исходе, а уже никуда не денешься от тяжёлого зноя, каким дышит июльский день. Раскалённый воздух едва-едва колышется над немощёной песчаной дорогой. Ещё не кошенная, но наполовину иссохшая, трава никнет и стелется от зноя, почти невыносимого для живого существа. Дремлет без живительной влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнятное непрестанно шепчет в полудремоте неугомонный кузнечик. Ни человек, ни животное - никто уже больше не борется с истомой. По-видимому, все сдались, убедившись в том, что сила истомы, овладевшей ими, непобедима, непреодолима. Одна лишь стрекоза чувствует себя по-прежнему и пляшет без устали в пахучей хвое. На некошеных лугах ни ветерка, ни росинки. В роще под пологом листвы так же душно, как и в открытом поле.

Но отправляться купаться не хочется, да и незачем: после купания ещё больше распаришься на солнцепёке. Одна надежда на грозу, лишь она сможет разбудить скованную жарой природу и развеять сон.

И вдруг впрямь что-то грохочет в дали неясной и туманной, и гряда тёмных туч движется с юго- восточной стороны. В продолжение очень короткого времени, в течение каких-нибудь десяти-пятнадцати минут царит зловещая тьма, и вдруг всё небо покрывается тучами. В мёртвую глушь врывается резкий ветер, который, кажется, ничем не сдержишь. Он стремительно гонит перед собой столб пыли, беспощадно рвёт и мечет древесную листву, безжалостно мнёт и приклоняет к земле полевые злаки.

Вот-вот разразится гроза, и на обнажённые поля польётся освежающий дождь.

1 Отыскать, безыскусственный, безыдейный, безынициативный, безысходный, предыстория, отыграть, подытожить, разыскать, сверхинтересный, сверхизысканный, межиздательский, пединститут, безынтересный, бе...

1. Является ли данное слово глаголом или наречием? Да Нет Пишется Ь (исключения - наречия уж, замуж, невтерпеж) 2. Является ли слово существительным III склонения? Да Н...

Алгоритм правописания гласных о, е, ё после шипящих: 1. Находится ли гласный в корне слова? ↓ Да ↓ Нет ↓ 2. Изменяется ли ударный гласный на Е при изменении слова? ↓ 2. Пада...

1 Бадминтонный, балованный, бедственный, безвременный, бережёный, берестяной, бесписьменный, бешеный, вербованный, воспитанный, глиняный, гостиная, гранёный (стакан), дарованный, дарственная, дисквал...