Я познаю мир энциклопедия. с длинной и красивой

библиотекарь детского отдела библиотеки семейного чтения

с. Конёво, Плесецкого района, Архангельской области.

« Умная страница, помоги учиться».

библиографический обзор- викторина по серии книг

« Я познаю мир».

Слайд 2. Цель:

- заинтересовать справочной литературой и научить ею

пользоваться.

Задачи:

Дать представление о серии « Я познаю мир».

Познакомить со справочным аппаратом книг этой серии.

Читательское назначение - учащиеся 4-5 кл.

Оборудование : ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.

Слайд 3. Библиотекарь: Ребята! Многих из вас интересуют вопросы об окружающем мире. Как часто мы слышим, да и сами задаём вопросы: Кто? что? откуда? где? когда? как? отчего? зачем? Почему?

Перед вами удивительная серия « Я познаю мир». Об этой серии можно говорить много. Вы все любите читать, выписывать интересные сведения, которые нужны вам, как дополнительный материал к урокам и просто для того, чтобы быть более эрудированным человеком. Ведь не зря говориться, кто много читает, тот много знает.

Многотомная популярная энциклопедия для детей издательства АСТ « Я познаю мир» содержит рассказы по широкому кругу знаний: естественным и гуманитарным наукам, истории, культуре, искусству.

Слайд 4.

В конце каждого тома имеется именной, предметный или предметно- именной указатели, позволяющие использовать книги как справочники и облегчающие поиск нужного материала. Эта серия рекомендуется в качестве дополнительного пособия для учащихся младших и средних классов школ.

Слайд 5,6,7. Я хочу, представить вам книгу из серии

« Я познаю мир» - Животные

В этой книге собраны небольшие истории о животных, которые населяют этот мир. Многих из них вы хорошо знаете, о других слышали или читали, третьих видели в телепередачах. В природе всё тесно взаимосвязано между собой. И человек, который сам часть природы, тоже связан с окружающей средой: с землёй, реками, воздухом и всеми живущими вокруг другими существами. Вмешательство человека в жизнь природы нельзя остановить. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинить ей большого вреда. А для этого надо знать и любить природу, знать животных, которые живут на нашей планете рядом и одновременно с нами, их повадки, привычки, образ жизни. Знать, чтобы сохранить и сберечь. И эта книга поможет вам, ребята, узнать и полюбить окружающий нас животный мир. Содержание этой книги разделено на 4 части:

« Оставшиеся в море», « Потомки динозавров», « Их стихия небо», « Избравшие сушу». Книга содержит предметно- именной указатель, позволяющий быстро найти животное.

Вам наверняка случалось видеть королей: в кино, на фотографиях. Почти у всех королей обязательно есть мантия. Она длинная, и на ней много чёрных треугольничков. Мантия сделана не из ткани, а из сотен шкурок маленьких зверей. Чёрные треугольнички на мантии – кончики их хвостов.

Вопрос: из шкурок, какого зверька сделана мантия у королей?

(горностай)

К сведению : в теплое время шерсть горностая бурая и не очень густая, и лишь к зиме он становиться кремово- белым. Длиной горностай всего 20-25 см, из которых 15 см. хвост. Этот пушистый зверёк обладает очень тонким змееподобным туловищем и очень проворен. Он уничтожает за год 200-300 мышей. Именно из сотен шкурок маленьких зверьков- горностаев - делают мантию королей.

Следующий вопрос: белые грудки, чёрные сюртуки и смешная походка придают этим птицам забавное сходство с человеком. Эти птицы приспособились к самому суровому климату на Земле. Они прекрасно чувствуют себя среди ледяных полей и свирепого холода. Кто эти птицы?

(пингвины )

К сведению: сейчас на нашей планете обитает 17 видов пингвинов. Среди них есть такие, кто перебрался жить на берега Африки, Южной Америки и Австралии. Каждый год малые пингвины гнездятся прямо на австралийских пляжах, нисколько не обращая внимания на глазеющих туристов. Там же они откладывают по 2-3 яйца и преспокойно их высиживают. Хотя пингвины не умеют летать, и на суше очень неуклюжи, зато в воде могут соперничать с проворными тюленями и дельфинами. Крылья служат им великолепными вёслами, с их помощью пингвин развивает скорость до 40 км/ч.

Все эти сведения взяты из детской энциклопедии « Я познаю мир» - животные.

Слайд 8,9,10. Следующая книга из серии «Я познаю мир»- Рыбы.

Эта книга знакомит читателя с некоторыми особенностями внешнего облика, образа жизни и поведения рыб и рыбообразных - удивительных животных, населяющих толщу вод нашей планеты. Собранные в книге наиболее интересные факты о жизни рыб и рыбообразных помогут вам, ребята, узнать о таинственном, скрытом от наших глаз мире этих существ. Познакомитесь с основными группами этих животных, разнообразием и особенностями их внешнего вида, способов передвижения, дыхания, питания, а также с наиболее важными звеньями их жизненного цикла (размножение, миграция). Книга снабжена небольшим словарём, объясняющим некоторые понятия, использованные в тексте, а также указателем с названиями рыб и рыбообразных.

Вопрос: вы все знаете, как страшен и опасен крокодил. Но, оказывается, крокодилы тоже очень боятся - небольшую рыбку. Что это за рыбка?

(пиранья).

К сведению: если крокодилы, хоть немного ранены, они спешат из воды. Почуяв кровь раненого животного, пираньи нападают на него.

С виду пиранья - небольшая (до 40 см.) серебристая рыба, похожая на карпа. Но у этой безобидной рыбки острые трёхгранные зубы. Пираньи живут в тропических реках огромными стаями. Если в воде появится, хотя бы капля крови, тысячи рыб нападают на животное и через минуту от него останется только скелет.

Вопрос: какую рыбу наших водоёмов называют хищницей?

(щука)

К сведению:

Кормится щука по утрам и под вечер. Обычно она пожирает наиболее многочисленных в водоёме рыб. А весной, например, охотно ест беспечных лягушек. Случается, щука утаскивает под воду мышей, крыс, куликов и даже переплывающих реку белок. Крупные особи нападают на водоплавающих птиц: не только утят, но и взрослых уток, за что иногда их называют утятницами.

Слайд 11,12,13. Хочу представить ещё одну книгу из серии

« Я познаю мир» - Птицы.

Этот популярный том детской энциклопедии знакомит нас с необыкновенным миром птиц, обитающих в нашей стране и во всём мире. Жизнь пернатых предстаёт перед нами с разных сторон: в увлекательной форме книга рассказывает о строении, питании, семейных хлопотах, дальних перелётах, общественных отношениях, уникальном долголетии птиц. Птицы были современниками динозавров, но благополучно дожили до расцвета человеческой цивилизации и повстречались в небе с реактивными лайнерами.

Сотни видов птиц во всём мире, места их обитания нуждаются в охране. Многокрасочный и разноголосый мир пернатых, государственных границ не ведающих, является достоянием всех жителей планеты, и наш общий долг состоит в том, чтобы сохранить его для будущих поколений землян.

Издание снабжено предметно- именным указателем и может использоваться как справочник.

Викторина: « Узнай по описанию».

1. Белый, как снег, с блестящими, прозрачными глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинною, гибкою и красивой шеею. (Лебедь)

2.Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпорой. (Дятел).

3. А эта розовая птица загребает своим клювом со дна жидкий ил. Затем, слегка приоткрыв клюв, процеживает ил с помощью язычка, задерживая во рту мелких рачков, червей, моллюсков. (Фламинго)

4.Эта птица на своём длинном хвосте « разносит» новости

по лесу. (Сорока).

И еще о многих знакомых и незнакомых птицах вы узнаете из этой энциклопедии.

Слайд 14. Представляю ещё одну энциклопедию « Я познаю мир» -

«Насекомые».

Знаете ли вы, что клещ не насекомое, как в прочем и паук? А сколько ног у многоножки? Кто такие членистоногие?

Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдёте в этой энциклопедии, которая посвящена многочисленной рати животного мира - насекомым, паукообразным, многоножкам. Это увлекательный рассказ о существах, которые появились на Земле раньше нас, но благополучно существуют и процветают до сих пор. Цель книги – увлечь читателя, заставить его внимательно посмотреть вокруг себя, узнать побольше о летающих, порхающих и ползающих созданиях, узнать - и значит полюбить. Справочный аппарат книги снабжен именным указателем и списком литературы.

Слайд 15. Посмотрите видеофильм о бабачках.

Слайд 16, 17, 18. Следующая книга из этой серии -

Растения.

Попробуйте представить, что из нашей жизни исчезли все растения. Как уныло стало за окном! Нет привычных тополей на улице, пропали одуванчики и подорожник, торчавшие по кроям дорог. Да и наш дом сразу опустеет. Не будет в нём всяких припасов: чая, кофе, какао, различных круп, не будет и одежды из хлопка и льна, нет мыла, духов, различных лекарств. А книги, бумага? Их ведь тоже сделали из древесины. Но это ещё не самое страшное. Что было бы, если вдруг не стало того, что мы не видим, но без чего мы не смогли бы существовать - воздуха, кислорода?

Учёные насчитали на планете около 500 тысяч видов растений. В течение двух- трёх последних столетий растительность на планете стала изменяться из-за бурной и не всегда разумной деятельности человека. Люди рвут, уничтожают растения, не задумываясь, что будет потом, или потому, что ничего не знают о них.

Например: отгадайте, можно ли употреблять в пищу кактусы?

К сведению: невероятно, но можно. Многие кактусы утоляют жажду путников в пустыне, служат вкусной пищей. Засахаренные ломтики одного из мелокактусов

(« конфетного кактуса») – любимое лакомство мексиканцев. Кактус опунция украшает герб Мексики, которую можно назвать страной кактусов.

Следующий вопрос: Пётр1 отведав в Голландии кушанье из этого овоща, прислал в Россию семена для выращивания. Что это за овощ? (картофель)

К сведению: Только во второй половине 18 века картофель начали сажать на

крестьянских огородах. В клубнях картофеля до 20 % крахмала, есть также сахар,

белки, витамины. В народе его называют «вторым хлебом».

Ещё много интересного о растениях можно узнать из этой книги.

Слайд 20.

Я провела обзор только по пяти книгам, но у нас в библиотеке ещё 18 книг этой серии. Я надеюсь, что заинтересовала вас, и вы обязательно познакомитесь с этими книгами.

Слайд21.

Составление синквейна по теме.

«Синквейн» от фран. Слова «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).

Правила составления синквейна:

В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

Пятая строка – одно слово, синоним темы.

подготавливает к краткому пересказу.

учит формулировать идею (ключевую фразу);

синквейн

1 .Энциклопедии.

2.Научные, справочные.

3.Информируют,заинтерисовывают,обучают,

5.Информация.

Спасибо за урок! И до свидания.

Литература

    Я познаю мир: География: Дет.энцикл./ Авт.-сост. В.А. Маркин; Худож. Е.В.Пузикова; Под общ. ред. О.Г.Хинн.- М.: АСТ,1999.- 558с., ил.

    Я познаю мир: Города мира: Дет.энцикл./ Авт.Е.В. Чекулаева; Под общ. ред. Е.М.Ивановой; Худож. А.А.Румянцев, Ю.А.Станишевский.- М.: АСТ, Астрель,2003.- 478с., ил.

    Я познаю мир: Животные: Дет.энцикл./ Сост.П.Я.Ляхов; Под общ. ред. О.Г.Хинн; Худож.А.В.Кардашук, Е.В.Дедова.-М.:АСТ,1999.544с.ил.

    Я познаю мир: Змеи, крокодилы, черепахи: Дет.энцикл. /Авт.Д.В.Семёнов; Под общ. ред. Е.М. Ивановой.- М.:Астрель, АСТ,2001.-413с.ил.

    Я познаю мир: Изобретения: Дет.энцикл./ Авт. А.А.Леонович; Худож.А.А.Леонович,Л.Л.Сильянова; Под общ.ред. Е.М.Иванова.- М.: АСТ,Астрель,2003.-510с.ил.

    Я познаю мир: Космос: Дет.энцикл./ Авт.-сост. Т.И.Гонтарук; Под. общ.ред.О.Г. Хинн; Худож. А.В.Кардашук и др.- М.: АСТ, 1999.-446с. ил.

    Я познаю мир: Культура: Дет.энцикл./Авт.- сост.Н.В.Чудакова; Под. общ.ред.О.Г.Хинн; Худож.А.В.Кардашук, Е.В.Дедова. –М.: АСТ,1998.-476с.ил.

    Я познаю мир: Литература: Дет. энцикл./ Авт.- сост.Н.В.Чудакова; Под.ред О.Г.Хинн; Худож.Е.В.Гольдяева, А.В.Кардашук. – М.: АСТ,1999 447с.ил.

    Я познаю мир: Математика: Дет. энцикл./ Авт.- сост. А.П.Савин, В.В. Стацко и др. под. общ.ред. О.Г.Хинн; Худож.А.В.Карташук и др.- М.: АСТ,1999.-480с.ил.

    Я познаю мир: Медицина: Дет.энцикл./Авт.-сост.Н.Ю.Буянов; Под общ. ред. О.Г.Хинн; Худож. А.В.Кардашук, Т.В.Берёзкина и др.- М.: АСТ,1998.- 480с. ил.

    Я познаю мир: Насекомые: Дет. энцикл./ Авт.- сост.П.Р.Ляхов; Под.общ. ред.Е.М.Ивановой; Худож.Е.В.Гальдяева,Л.Л.Сильянова.- М.: АСТ,Астрель, 1998.-352с. ил.

    Я познаю мир: Праздники народов мира: Дет. энцикл./ Авт.-сост. И.Полянская, Н.Ионина; Под. общ.ред. Е.Ивановой; Худож. А.Снегирёв, Ю. Сташевский.- М.: АСТ, Семейная библиотека, 1999.-512с. ил.

    Я познаю мир: Птицы: Дет.энцикл./ Авт. В.В. Иваницкий; Худож. Е.А.Коблик, А.А.Мосалов.- М.:АСТ, Астрель, 2004.- 399с. ил.

    Я познаю мир: Растения: Дет. энцикл./ Авт.- сост. Л.А. Багрова; Под общ. ред.О.Г.Хинн; Худож. А.В.Кардашук, О.В.Войтенко.- М.:АСТ, 1999.-512с. ил.

    Я познаю мир: Рыбы: Дет. энцикл./ Авт.-Е.Васильева; Худож. В.Полевод.- М.:АСТ, Астрель, 2005.-392с.ил.

    Я познаю мир: Страны и народы: Дет. энцикл./ Авт.- сост. Л.А.Багрова; Под общ. ред. О.Г.Хинн; Худож. А.В.Кардашук.- М.: АСТ, 1999.- 448с. ил.

    Я познаю мир: Страны и народы: Дет. энцикл./ Авт.- сост.Л.А. Багрова; Под общ. ред. О.Г. Хинн; Худож. Е.В.Гальдяева, А.В. Кардашук.- М.: АСТ, 1999.-592с. ил.

    Я познаю мир: Физика: Дет. энцик./ Сос. А.А.Леонович; Под. Общ. ред. О.Г.Хинн.- М.: АСТ, 1999.- 480с.ил.

    Я познаю мир: Химия: Дет. энцикл./ Авт.- сост. Л.А.Савина; Под.общ.ред. О.Г.Хинн; Худож. А.В.Кардашук, О.М.Войтенко.- М.: АСТ, 1999.-448с. ил.

    Я познаю мир: Чудеса техники: Дет. энцикл./ Авт.С.Н.Зигуненко; Худож. А.А.Румянцев, Ю.А.Станишевский.- М.: Астрель, АСТ, 2002.-397с. ил.

    Я познаю мир: Экология: Дет. энцикл./ Авт.- сост.А.Е.Чижевский; Под. общ. ред. О.Г.Хинн; Худож. В.В.Николаев, А.В.Кардашук и др. – АСТ, 1999-432с. ил.

    Я познаю мир: Экономика: Дет. энцикл./ Сост. Р.С.Белоусов, Д.С.Докучаев; Худож. Е.В.Гольдяева, А.В.Кардашук.- М.:Олимп, АСТ, 2001.- 496с. ил.

    Зотов В.В. Лесная мозаика: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. / В.В.Зотов; рис. В. Храмова. – М.: Просвещение, 1993 – 250с., ил.

Природоведение. 5 класс: материалы к урокам(стихи, викторины, кроссворды)/ Сост. Н.А. Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2004.- 88 с.

Просмотр содержимого презентации
«Библиографический обзор»

Конёвская библиотека семейного чтения

Презентация

к библиографическому обзору-викторине.


Цель:

  • -заинтересовать

справочной

литературой

и научить ею

пользоваться.

Задачи:

  • -знакомство

с серией книг

« Я познаю мир».

  • знакомство

со справочным

аппаратом

энциклопедий.



Словарь

терминов

Предметный

Предметно-

именной


Вопрос: И з шкурок какого зверя

сделана мантия у королей?


К сведению:

В теплое время шерсть горностая

бурая, лишь к зиме он становиться кремово-белым. Длиной горностай 20-25см. Он уничтожает за зиму 200-300 мышей.

Чёрные треугольники на мантии

кончики их хвостов.

Горностай

Вопрос : Б елые грудки, чёрные сюртуки

и смешная походка придаёт этим птицам

забавное сходство с человеком

Кто эти птицы?


К сведению:

Н а нашей планете обитает 17 видов пингвинов. Хотя пингвины

не умеют летать, и на суше очень неуклюжи, зато в воде могут соперничать с проворными тюленями и дельфинами. Крылья служат великолепными вёслами, и с их помощью развивают скорость до 40 км/час.

Пингвины


Вы знаете как страшен и опасен

крокодил, но оказывается он тоже боится,

небольшую рыбку.

Вопрос: Какую рыбку боится крокодил?


К сведению:

С виду пиранья небольшая

до 40 см. Но у этой безобидной

рыбки острые трёхгранные зубы.

Если в воде появиться, хотя бы

капля крови, тысячи рыб нападают на животное и через минуту от него остаётся только

Пиранья

Вопрос: К акую рыбу наших водоёмов называют хищницей?


Щука

К сведению:

весной, например, щука охотно ест беспечных лягушек. Случается, щука утаскивает под воду мышей, крыс, куликов и даже водоплавающих птиц: не только утят, но и взрослых уток, за что их иногда называют утятницами.


Викторина

«Узнай по описанию»


Белый, как снег,

с блестящими,

прозрачными глазами с чёрным носом и лапами

с длинной и красивой

шеею.

Этот пернатый лекарь

в момент свалился бы

с дерева, если б не хвост,

который служит ему

подпорой.


Эта птица на своём

длинном хвосте

« разносит» новости

по лесу.

Эта розовая птица рекордсмен

среди пернатых по длине ног и шеи. Основным орудием добычи корма служит изогнутый в виде крючка клюв, используемый для отцеживания планктона.




Вопрос: как вы думаете,

можно ли употреблять

в пищу кактусы?

К сведению : невероятно, но можно. многие кактусы утоляют жажду путников в пустыне, служат вкусной пищей.

Кактус опунция украшает герб

Мексики.


Вопрос: царь Пётр1 отведав

в Голландии кушанье из этого

овоща, прислал в Россию

семена для выращивания.

Что это за овощ?



1.Энциклопедии.

2.Научные, справочные.

3.Информируют,заинтерисовывают, обучают.

4.Помогают ученикам при подготовки к урокам.

5.Информация.


Издательство ACT предлагает вниманию читателей очередной том детской энциклопедии «Я познаю мир». Книга «Страны и народы: Азия, Африка, Америка, Австралия» познакомит юных читателей с историческим про

Очередной том популярной детской энциклопедии «Я познаю мир» посвящен истории оружия. В книге рассказывается о том как искусные мастера в течение времени все более совершенствовали тот или иной

Очередной том популярной детской энциклопедии 4 Я познаю мир" посвящен военной технике. Читателя ждет увлекательный рассказ о том, как создавалась и совершенствовалась военная техника, какие пор

Недра планеты Земля и ее поверхность чрезвычайно богаты самыми разнообразными минералами и камнями. Есть среди них и космические пришельцы. Очередной том «Драгоценные камни и минералы» многотомн

Если вы считаете, что ботаника – это скучно, возможно, вы просто не читали новый том универсальной энциклопедии «Я познаю мир». На страницах этой книги вы познакомитесь с основными группами не только

Очередной том популярной детской энциклопедии «Я познаю мир» посвящен рептилиям. Вы узнаете много удивительного о жизни самых разнообразных представителей этого класса: как они слышат, видят, ох

В новом том популярной энциклопедии «Я познаю мир" читатели познакомятся со всем многообразием живых организмов нашей планеты. Издание будет очень полезно школьникам при выполнении докладов и реферато

Очередной том детской энциклопедии «Я познаю мир» посвящен организмам, разнообразие которых в дикой природе не поддается даже приблизительной оценке. Вирусные болезни известны не одно столетие, но и в

В начале нового тысячелетия стали происходить чудесные перемены, где-то зримо, где-то пока скрыто, Земля, и человечество вместе с ней начали меняться. Изменился свет солнца, меняется природа, меняемся

Экстрим и стремление к самосовершенствованию у них в крови. Превосходя физическими способностями обычных людей, идя по тонкой грани между жизнью и смертью, они получают нечто гораздо большее, чем прос

Юрий Евгеньевич Березкин - старший научный сотрудник Ленинградского отделения Института археологии АН СССР, кандидат исторических наук, автор книг «Древнее Перу», «Мочика». Его новая работа посвящена

Эта книга посвящена истории русских царей. В узком смысле слова «царь» - это основной титул монархов России с 1547 по 1721 год. Но этот титул неофициально употреблялся правителями Руси с XII века по ф

Ваш ребенок подрос, он уже говорит, читает, активно познает мир, и вам кажется, что он уже большой и самостоятельный? Поверьте, это не так! Ему по-прежнему нужна ваша помощь, поддержка и защита. В это

Криминалистика – это поиск, криминалистика – это тайна. Тайна преступления, затонувших пиратских сокровищ и черной дыры в центре нашей галактики. Эта книга рассчитана на подготовленного читателя… Подг

В книгу кроме известных стихов и эпиграмм включены новые и ранее не публиковавшиеся произведения Валентина Гафта, в том числе его воспоминания, написанные специально для этого издания. Глава "Штрихи к

В сборник произведений известного детского писателя вошли рассказы из циклов «Что я видел», «Что бывало», сказки, рассказы о животных. «Что я видел» - увлекательная повесть-энциклопедия, «полная необы

Родился Вест герцогом, воспитывался как воин, а стал главарём бандитов. В стремлении познать мир людей, он научился любить и уже за одно это, искренне поблагодарил Звёзды. Но лишь после тяжёлых испыта

Многие из вас любят путешествовать по странам, океанам и морям. Некоторые осуществляют походы по родным местам, а кто-то любит решать задачи или разгадывать кроссворды. В брошюре представлен интересны

Предисловие

Однажды много лет назад в одной из деревень Южного Урала начали происходить странные вещи. В некоторых домах стали раздаваться звуки, шедшие из-под земли. Особенно сильно они были слышны зимними ночами.

Звуки эти напоминали то жуткий гул, то пушечный выстрел. Кто-то из жителей утверждал, что слышит, как под землей словно пересыпают из одного места в другое картошку; кто-то спорил: нет, это в глубинах не умолкает погребальный колокол. Людей обуял страх. Они решили: под землей объявилась нечистая сила.

«Пора уезжать! - говорили самые напуганные.

Лучше найти новое жилье, чем дрожать по ночам в родной деревне».

Неизвестно, как бы окончилась эта история, если бы не геологи. Они нашли ответ, почему гудит земля, успокоили людей, и жизнь в уральской деревушке пошла своим чередом.

Геологи обнаружили, что около поселка на глубине 10-20 метров протекает настоящая подземная река. Обычно подобные подземные потоки образуют в земных недрах пустоты - там, где нестойкие к воде породы легко в ней растворяются.

Вот и небольшая уральская речка, уйдя в землю, размыла в известняке под поселком громадную пещеру. Этого мало, вода продолжала разрушать породы, вызывала обвалы, перекатывала внушительных размеров камни. Так что не нечистая сила подавала голос из-под земли, а река, занятая разрушительной работой...

Эта книга расскажет о том, как геологи разгадали и разгадывают тысячи малых и больших тайн нашей планеты. Как устроены вулканы? Почему мерцают драгоценные камни? Из чего состоят лечебные грязи и почему подземные воды бывают целебными?

Эта книга расскажет и о сокровищах Земли. Кто-то решит: речь пойдет о кладах, найденных или до сих пор спрятанных в укромных уголках нашей планеты. Конечно, нет! Есть на свете более удивительные и ценные сокровища, чем старинные монеты, ювелирные украшения, запертые в подгнивших сундуках или керамических сосудах. Настоящие сокровища Земли - это нефть, газ, глина, торф, сланцы, золото, руды металлов, драгоценные камни и многое, многое другое.

Великие чудеса первыми видят геологи. Представляете, какие чувства обуревают их, когда они открывают новое месторождение нефти или золотоносную россыпь? Работа геологов, исследователей Земли, искателей ее сокровищ, всегда связана с разгадыванием тайн и нерешенных вопросов.

Хочется верить, что многим юным читателям этой книги профессия геолога придется по душе. Ведь делать открытия - одно из благороднейших занятий на Земле.

Что такое геология?

С легкой руки Эшольта

Хомо сапиенс (человек разумный) существует около десяти тысяч лет. И за это время он приобрел многие сотни профессий, например землепашца, охотника, кузнеца, учителя, космонавта...

Одной из самых древних является профессия геолога-рудознатца.

Прежде чем начать рассказ о сокровищах Земли, то есть о полезных ископаемых, необходимо понять, что такое геология.

Термин «геология» ввел норвежский ученый М.П. Эшольт. Это произошло в 1657 году.

Геология - греческое слово, в переводе на русский язык оно означает наука о Земле. Правда, это понятие слишком широкое, потому что Землю изучает ряд других наук: геодезия, почвоведение, география... Поэтому правильнее сказать: геология изучает верхнюю твердую часть нашей планеты, называемую земной корой (литосферой), ее состав, строение и процессы, протекающие в ней с момента образования до наших дней. Если мы заглянем в энциклопедию, то узнаем, что «геология - это комплекс наук о составе, строении и истории развития земной коры и Земли». А один старый мудрый профессор говорил: «Геология - это стремление человека узнать, что находится у него под ногами».

Еще в глубокой древности люди пытались уяснить себе происхождение Земли, определить ее форму, величину, отношение к Солнцу и звездам. Эти и многие другие вопросы решает геология. Люди знают форму и величину Земли, глубину морей, высоту всех гор, умеют объяснить землетрясения и извержения вулканов. Знают, как Земля устроена, но очень приблизительно.

Наша планета - это огромный, не вполне правильный шар со средней величиной радиуса 6368 километров. По сегодняшний день люди продолжают неутомимо изучать Землю. Поэтому почти в каждом государстве существуют геологические учреждения, которые исследуют строение и состав земной коры в пределах своей страны, ищут различные полезные ископаемые.

Первые геологи

Имен первых геологов мы не узнаем никогда, потому что это были первобытные люди. Естественно, они не учились в высших учебных заведениях, не отправлялись в научные экспедиции, не склонялись над микроскопами, но зато умели внимательно наблюдать жизнь, которая царила вокруг них.

Первобытные люди научились отыскивать питьевую воду; в один прекрасный день открыли для себя лечебные свойства минеральных подземных источников; находили самые разнообразные камни и пытались сделать из них орудия труда. Острыми камнями наши пращуры рассекали туши убитых животных, плоскими - растирали зерна злаков, цветными и блестящими камнями украшали себя.

Первобытные люди догадались, что камни - это надежное оружие. Удачно брошенный камень как бы удлинял руку охотника, поражая убегавшего зверя или врага.

Однажды первые люди случайно заметили, что некоторые тяжелые камни на углях костра плавятся, превращаясь в блестящий слиток. Потом наши наблюдательные предки догадались, что получившуюся из камня тяжелую жидкость можно вылить в глиняные формы - и вот тебе, пожалуйста, готовы топоры, ножи, наконечники для стрел и многие важные для жизни вещи. Это были первые металлические предметы. А металл тот - всем известная сегодня бронза.

Наверняка первобытные люди не один раз бросали в пламя костра и горючие камни - куски угля. А увидев, как горит нефть, решили, что наблюдают невероятное явление.

Так, шаг за шагом, наши праотцы осваивали все новые и новые сокровища Земли, запоминали увиденное, делились потрясшими их впечатлениями друг с другом.

Если бы они могли написать учебник об этом опыте, это был бы первый занимательный учебник геологии.

О каменных сковородках, "фе" и многом другом

Как древние люди использовали камни? Например, они делали из них кухонную посуду. Ее первые образцы появились по крайней мере 10-15 тысяч лет назад. Сначала это были грубые и толстые, слегка закругленные по краям массивные сковородки. Затем из камня принялись выдалбливать более глубокие сосуды, напоминающие нынешние миски и чаши. Чуть позже появились каменные горшки.