Дож венеции. Как добраться до Дворца дожей

Интерьеры этого дворца расписывали лучшие мастера своей эпохи. И тем ярче контраст между изящными гостиными и темными пыточными камерами в подземелье. Палаццо контрастов, дворец, где были написаны темные страницы истории Венеции – Дворец Дожей.

Как все начиналось…

Нынешний дворец нисколько, ни малейшей деталью не напоминает тот, самый первый, который был построен на заре IX века . В 810 году на центральной площади Сан-Марко стал строиться шикарный дворец, окруженный со всех сторон водой и крепкими стенами.

Однако при первом же народном восстании в 976 году особняк был разрушен воинственно настроенными венецианцами. После того, как восстановительные работы были завершены, резиденцию дожей постигла новая кара – он сгорел почти полностью при разрушительном пожаре в 1106 году.

Но и на сей раз палаццо было восстановлено. А уже в том виде, в котором мы его знаем сейчас, Дворец дожей появился в середине XV века (работы вел архитектор Себастьяно Дзиани). Поскольку отпала надобность в обороне и защите от нападений, дворцу при восстановительных работах придали изящный и торжественный вид . Так как строительство шло довольно продолжительное время, в работе принимали участие мастера из разных стран. Отсюда и смешение стилей – строгий готический, округлый романский, изящный арабский.

В 1577 году случился еще один крупный пожар, который практически до основания уничтожил левое крыло здания . И это единственные помещения, которые воссозданы точно такими же, какими были и до пожара. В реставрационных работах принимали участие крупнейшие художники и архитекторы того времени – Тинторетто, Веронезе.

В соответствующие периоды своей истории Палаццо Дуккале успел побывать в роли места для заседаний сенатского комитета, совета Республики, Верховного суда, инквизиции, морского ведомства, Совета Десяти (тайная канцелярия).

Внешний фасад здания – это ряды строгих колонн на втором ярусе и ажурные арки , которые придают строению некую воздушность. И лишь в одном месте на фасаде дворца две колонны выделяются среди других; в отличие от остальных эти колонны имеют красный цвет, поскольку именно здесь, между 9-ой и 10-ой колоннами оглашались смертные приговоры.

Со стороны фасада есть затейливо украшенный балкон , с которого в дни великих празднеств венецианский правитель обращался к горожанам.

Внутренний двор – это несколько галерей . Раньше попасть во дворец можно было через «Порта дела Карте» («Бумажные ворота»). Название это дано было из-за того, что здесь писцы оформляли всевозможные бумаги и разрешения. Сегодня «Порта дела Карте» работают только на выход.

Вход же начинается с лестницы Гигантов во внутреннем дворе Палаццо . Гиганты – это статуи Марса и Нептуна. Взгляните на фото этого места во Дворце дожей в Венеции.

Дворцовые интерьеры

Палаццо Дуккале – одно из наиболее интересных в архитектурном плане зданий: оно выстроено в сочетании строгого готического стиля и восточной легкости.

На второй этаж ведет Золотая лестница . Золотой ее название из-за обилия позолоченной лепнины. Строительство велось под неусыпным контролем Сансовино (1538 год), а позже – Скарпаньино (1559 год).

Изначально эта лестница предназначалась только для высокопоставленных лиц , имена которых были занесены в специальную Золотую книгу, (хранилась под лестницей, служители сверяли – есть ли имя гостя в Золотой книге, и лишь потом пропускали).

Северное крыло – это личные покои дожей . В коридорах и залах этого крыла можно увидеть статуи знаменитых философов.

На верхнем этаже южного крыла находится знаменитый Зал Большого Совета (занимает все крыло). Длина этого зала – 55 метров, ширина – 25 метров, и это единственное в мире помещение, высокий потолок которого не поддерживается вообще никакими опорами. На стенах можно увидеть 66 портретов первых венецианских дожей.

А вот один из портретов закрашен черным – это Марино Фальеро, который был казнен за попытку государственного переворота. В историю Венеции он вошел, но в зале Большого Совета поневоле увековечен таким вот необычным способом.

Зал карт – это собрание географических карт XVI-XVIII веков, к выполнению которых привлекались лучшие итальянские мастера. Раритетом является карта Марко Поло с пройденными им маршрутами.

Зал голосований и Зал коллегии во Дворце дожей могут похвастаться собранием картин мастеров Италии (Тинторетто, Веронезе, Франческо Бассано), Зал магистрато познакомит с известными и малоизвестными работами Иеронима Босха, а в Оружейной палате представлена коллекция старинного оружия.

Секретные помещения во дворце

Есть во Дворце не только пышные вестибюли и парадные залы, в нем находится немало помещений, в которых велась своя тайная жизнь, вершились дела государственные, а также судьбы конкретных людей.

В числе таких помещений – зал Совета Десяти , где проводил заседания трибунал, выносящий приговоры преступникам, томящимся в закрытых камерах здесь же, в подвальных помещениях (тюрьма Поцци) или в камерах на самом верхнем этаже (тюрьма Пьомби). Знаменитые узники Пьомби – Джордано Бруно и Джакомо Казанова.

«Мост вздохов» – еще одна печально известная достопримечательность Палаццо Дуккале. Этот узкий мост соединял Дворец дожей с новым зданием тюрьмы (Карчери), и по этому мосту иногда проводили заключенного, который едва успевал бросить последний взгляд на город.

Узнайте о Дворец дожей больше из этих видеороликов:

1. Внешняя часть дворца и немного истории

2. Внутренние залы дворца

Экскурсии: сколько стоит и когда посмотреть

Время работы дворца зависит от туристического сезона. Во время высокого сезона (апрель – октябрь) Палаццо открывается в 8.30 и заканчивает работу в 19.30 . А в зимний период время работы дворца уменьшается на 2 часа – соответственно до 17.30.

Билет во дворец стоит 20 евро . Студентам и пенсионерам предоставляется скидка – для них цена билета будет 13-14 евро (для получения скидки нужно предъявить пенсионное удостоверение или студенческий билет). Дети до 5 лет могут посещать Дворец бесплатно, а с 6 до 14 лет – за 12 евро.

Аудиогида на русском языке нет, но экскурсию может проводить и русскоязычный гид . В основном экскурсии на английском и итальянском языках.

Монтескье в своих «Записках путешественника» выносит этой новой метрополии неодобрительную оценку и становится основоположником легенды о ничтожности и коррумпированности венецианцев: «Через две недели я уеду из Венеции; признаюсь вам, что гондольеры довели меня до белого каления: несомненно, введенные в заблуждение моим здоровым видом, они останавливаются у каждой двери, где вас поджидают куртизанки, а когда я приказываю им плыть дальше, неодобрительно качают головами, словно я в чем-то провинился».

Однако вернемся к гондоле, которая в глазах гостей Венеции, в сущности, уже вытеснила великолепного льва, превратившись в символ города, пусть даже смехотворный. В описании Теофиля Готье она предстает перед нами во всей своей загадочной и картинной неповторимости: «Гондола является естественным порождением Венеции, неким организмом, рожденным в здешних водах и ведущим свою особенную жизнь, этакой рыбой, способной существовать только в водах канала. Лагуна и гондола связаны между собой неразрывно, словно моллюск со своей раковиной. Город являет собой раковину, а гондола - живущего в ней моллюска». Однако уже в 1806 г. Шатобриан представил этот венецианский челнок в весьма мрачных красках: «Эти знаменитые черные гондолы производят впечатление кораблей, перевозящих гробы; на первой же из них мне привиделся покойник, которого собрались хоронить».

Таким образом, будущий автор «Замогильных записок» предвосхитил видение Венеции в черных красках, которое вскоре будет проповедовать по всей Европе лорд Байрон. По вине английского поэта и романтиков в целом, к которым впоследствии присоединятся декаденты (и среди них Д"Аннунцио), экс-Светлейшая становится «городом мертвых par excellence , настоящим призраком, который вот-вот исчезнет» (Бассани).

Разумеется, автор «Чайльд Гарольда» имел полное право написать: «Венеция подобна Кибеле, вышедшей из океана и горделиво несущей свой башенный венец; овеваемая ветрами, она шествует величественной походкой, и ей подвластны воды и обитающие в них божественные творения…» И тут же добавить: «Ее дочери получили в приданое рассеянные племена некогда могучих народов, а неисчерпаемый Восток пролил на плащ ее сверкающий дождь своих сокровищ. Облачившись в пурпур, она приглашала к себе на пиры монархов и осыпала их столькими милостями, что даже ничтожнейший из них чувствовал себя возвышенным».

Противопоставление блистательного прошлого Венеции ее нынешнему упадку стало общим местом (topos) нового мифа о городе в лагуне: «Это жалкий обшарпанный город, который с каждым часом неустанно погружается в могилу», - напишет Бальзак, в то время как Баррес станет оплакивать «физиологическую грусть» и «изнуренность Венеции»…

В таком же духе создан целый ряд венецианских «ноктюрнов», авторами которых стали лучшие литераторы XIX столетия от Жорж Санд до Готье и Тэна: «Стоявшие на мостах силуэты смутно напоминали человеческие, и, когда мы проплывали под мостовыми пролетами, на нас устремлялись их тусклые сонные взоры. Огни то и дело гасли, и нам ничего не оставалось, как двигаться вперед, лавируя между четырьмя зловещими сгустками мрака; над водой клубилась липкая, сырая и глубокая тьма, ночное небо изливало тьму, окрашенную в цвета грозовых туч, каменные стены канала были окутаны непрозрачной мглой, настолько плотной, что свет лодочного фонаря не мог пробиться сквозь нее и порождал лишь красноватый сумрак, в котором проплывали мимо то пьедестал неведомого монумента, то основание колонны, то портик или решетка. Иногда невесть откуда взявшийся лучик стремительно выхватывал из темноты какие-то несоразмерные, таинственные, поистине фантастические предметы, но они, к счастью, мгновенно исчезали, а вместе с ними и пробужденный ими леденящий страх» (Готье).

Вот уже больше века Венеция является жертвой нездорового любопытства эстетов и своеобразного «вуаеризма» тысяч туристов, навалившихся на нее всей своей плотной, тяжелой и инертной массой. Но еще хуже, что она сама превратилась в серию стереотипов. Ибо ни интеллектуал, подлинный или только считающий себя таковым, ни исследователь, приезжающий в Венецию, уже не в состоянии взглянуть на нее свежим взглядом. В кармане у туриста лежит путеводитель (примерно с 1860 г. это «Бедекер»), в его интеллектуальном багаже - мемуары знаменитых предшественников, на которые он не может не сослаться; он останавливается (по крайней мере, останавливался до недавнего времени) в тех же гостиницах, где некогда останавливались Шатобриан и Готье (гостиница «Европа»), Жорж Санд, Мюссе и Луиза Коле (гостиница «Даниэли») и откуда взору его открываются все те же неизменные виды, а потому во множестве рождаются изречения вроде следующих: «Моя гостиница, отель «Европа», расположена у входа в Большой канал, напротив Морской таможни, Джудекки и Сан-Джорджо Маджоре» (Шатобриан); «Остров Сан-Джорджо с его собором находится напротив; звонница его словно качается на волнах; справа высятся Dogana di Mare и Salute » (Коле).

Даже Пруст, долгое время избегавший общих мест, в конце концов - видимо, на мгновение забывшись - создал свой toposo тайнах и чарах Венеции: «Я не заметил, как очутился в лабиринте узеньких улиц, calli, бороздящих, подобно трещинкам, этот, словно составленный из множества замысловатых и слепленных воедино форм, кусочек Венеции, отсеченный от остального города каналом и лагуной… Это был один из тех архитектурных ансамблей, к какому в любом другом городе вели бы все улицы, все указатели. Здесь же, казалось, его нарочно спрятали среди пересечения улочек, уподобив тем восточным дворцам, куда героя волшебной сказки приводят ночью, дабы к утру доставить его домой, где он, пробудившись, уже не сможет понять, приснилось ли ему его ночное приключение или же он пережил его наяву». Поэтому в качестве заключения мы все же предпочтем лапидарное суждение Ле Корбюзье: «Венеция - это величайшее архитектурное чудо из всех существующих на земле».

Карта 1. План Венеции

1-церковь Сан-Пьетро (Оливоло); 2-собор Сан-Марко; 3-Дворец дожей; 4-Арсенал; 5-мост Риальто; 6-церковь деи Фрари; 7-Ка Д"Оро; 8-Фондако деи Тедески (Немецкое подворье).

15. Джованни Партечипацио II, 881–887, низложен

17. Пьетро Трибуно, май? 888 - конец мая? 912

18. Орсо Партечипацио II, 912–932, отрекся

19. Пьетро Кандиано II, 932–933, отрекся

20. Пьетро Партечипацио, 939–942

21. Пьетро Кандиано III, 942–959

22. Пьетро Кандиано IV, 959–976

25. Трибуно Меммо, декабрь? 979–992

27. Отгоне Орсеоло, 1009–1026, низложен

В Венеции все дороги ведут к площади Сан-Марко, по крайней мере, я, гуляя по городу, практически неизменно оказываюсь здесь. Неудивительно, что это место так манит туристов: здесь расположены две главные достопримечательности города – Собор святого Марка и знаменитый Дворец дожей. Подплывая к Сан-Марко, мы видим наверно самый классический венецианский вид – парадный подъезд города.

Таким его видели жители и гости республики и много веков назад: колонна со львом св. Марка, колонна со св. Теодором, попирающим дракона, а справа – боковой фасад Дворца дожей. Палаццо Дукале (так его называют на венецианский манер) на протяжении долгих веков являлся тем центром, из которого маленькая Венеция вершила мировую историю, пока Наполеон не положил конец независимости Венецианской республики в 1797г. Дворец был не только домом дожа (верховного правителя республики), но и местом заседаний правительства, зданием суда и тюрьмы. Перед дворцом в бурные моменты истории собирался народ, с его балконов оглашались самые важные указы и вновь принятые законы. Сейчас Дворец дожей – главный музей Венеции, который я рекомендую посетить, даже если времени в городе у вас в обрез. Давайте же познакомимся с ним поближе.

История

Первое здание на этом месте построили ещё в IX веке, и в то время это была, скорее, небольшая крепость среди болот – далеко не центр тогдашнего венецианского поселения. Строительство здесь собора св. Марка несомненно повлияло на выбор места резиденции дожей – главный собор и дворец верховного правителя должны были находиться рядом, в географических условиях Венеции это было необходимо. В дальнейшем на протяжении всей истории республики дожи жили только здесь. Необходимость в дворце-крепости вскоре отпала: море служило естественной защитой.

Нынешнее здание возводили больше 100 лет, закончили только в 1424г. Впоследствии дворец много раз достраивался, реконструировался, не раз страдал от пожаров, но всё же дошёл до наших дней без кардинальных изменений.


Дворец был построен в модном в то время готическом стиле. Его архитектура весьма необычна: массивная верхняя часть на тоненьких ножках у меня, например, вызвала поначалу даже ощущение несоразмерности. Однако эта несоразмерность кажущаяся, ощущение «лёгкости» нижней части дворца создают многочисленные арочные пролёты. Замечу, что верхняя часть дворца не слишком богата готическими «кружевами». Дело в том, что отделка её фасада проводилась значительно позже самого строительства, в то время, когда на замену готике пришли более строгие архитектурные стили.


Кстати, обратите внимание на две красные колонны почти посередине здания. С ними связана некая зловещая традиция: то ли с этого места оглашались смертные приговоры, то ли дож именно отсюда наблюдал за смертной казнью преступников – версии разнятся.

Отмечу для ясности: несмотря внешнюю помпезность и важность титула дожа, реальная власть верховного правителя Венецианской республики была крайне ограничена (за исключением совсем уж давних времён). В поздние годы республики это была во многом декоративная должность – все решения принимал Большой Совет, а дож должен был блюсти церемониал и много жертвовать из личных закромов на благо Родины. Зато, будучи выбранным, правил дож уже до самой смерти.

Дворец дожей часто страдал от пожаров. Особенно сильно он выгорел в 1577 году. Тогда разгорелись серьёзные дебаты: восстанавливать дворец в прежнем виде или полностью его переделать. К счастью, возобладал первый подход, иначе нынешний вид дворца мы смогли бы изучать только по старым картинам.

После падения республики в 1797г во дворце размещались различные государственные учреждения, сначала наполеоновские, потом австрийские, а затем и объединённой Италии. В 20-х годах XX века дворец был открыт как музей. Я предлагаю немедленно отправиться туда.

Музей

В былые времена парадным входом во дворец служили знаменитые Бумажные ворота. В наши дни они работают только на выход из музейного комплекса.


Билетные кассы и вход в музей находятся со стороны фасада дворца, выходящего на залив. Очереди сюда обычно небольшие – особенно по сравнению с толпами перед собором св. Марка или Кампанилой. Тем не менее, рекомендую приходить пораньше: к середине дня дворец заполнится людьми и осматривать его станет не очень уютно, особенно в жару.

Покупка билетов

Музей открыт ежедневно с 9-00 до 17-15 (с ноября по февраль – до 16-15). Билет стоит 20 EUR, он единый для посещения Дворца дожей, музея Коррер, Библиотеки Марциана и Археологического музея. По отдельности билеты в эти места не продаются.
Сколько времени уйдёт на осмотр Дворца дожей? По моим ощущениям, даже если вы, не спеша, пойдёте по залам, нигде не останавливаясь дольше, чем на 1-2 минуты, обойти весь комплекс вам удастся часа за 3. Если идти только по самым интересным местам, но задерживаться у отдельных экспонатов чуть подольше – вырисовываются те же 3 часа. Примерно на это время и рассчитаны стандартные экскурсии по дворцу, на которые водят туристов, приезжающих в Венецию автобусом на 1 день. В принципе такой экскурсии вполне достаточно, если ваше время в городе сильно ограничено. Однако если вы путешествуете не туристическим автобусом, и имеете в городе хотя бы 3 дня, я бы рекомендовала осматривать дворец, не торопясь. Если же при этом и брать экскурсию, то иметь возможность после её окончания ещё побродить по залам самостоятельно. Тогда осмотр займёт у вас 4-6 часов, но и впечатление от увиденного окажется более цельным.

Внутренний двор

Пройдя билетные кассы, мы оказываемся во внутреннем дворе резиденции дожей. Перед нами сразу откроется такой вот вид.


В галерее справа размещается небольшая археологическая выставка, на её осмотр уйдёт немного времени. Пройдём к противоположной стороне двора. Обращаю ваше внимание на колодцы – сейчас они не используются, а когда-то вода из них считалась самой вкусной в Венеции, водоносы разносили её по всему городу.

Итак, мы подошли к входной лестнице дворца – Лестнице Гигантов. На ней проводились самые важные церемонии республики, включая венчание нового дожа – здесь ему на голову надевали ритуальную шапочку, символ власти. По бокам от лестницы две статуи: Марса и Нептуна, появившиеся в 1557г, а сзади – выход из музея через Бумажные ворота, туда нам ещё рано. Время подняться по лестнице и зайти внутрь дворца.


В принципе, исследовать залы Дворца дожей можно в любом порядке. Во время первого своего посещения дворца я, например, сразу направилась в парадные залы. Однако можно сначала пройтись по апартаментам дожей. Если вы начали обход с них, обратите внимание на Зал карт с географическими картами и глобусами, Зал философов и небольшую выставку картин известных мастеров – Беллини, Карпаччо и др. Если времени на осмотр дворца не так много, советую не задерживаться в этих залах – самое интересное впереди.

Парадные залы Дворца дожей

По Золотой лестнице. Первые залы

В парадные залы дворца посетители поднимаются по Золотой лестнице, так же, как поднимались по ней знатные гости, послы мировых держав и большие люди республики. Простым людям пройтись по этой лестнице было невозможно – в республике строжайше соблюдали раз и навсегда установленные традиции, существовала даже специальная «золотая» книга с перечнем знатных венецианских фамилий, достойных подниматься по Золотой лестнице. Перед тем, как идти наверх, давайте полюбуемся видом, открывающимся с высоты галереи.


Первые же залы – Зал четырёх дверей, Зал перед Коллегией – восхитили меня богатством убранства, а ведь это были всего лишь прихожие – места, где посетители ожидали приёма у дожа.

В зале Коллегии дож со своими советниками принимали зарубежных гостей, собственных дипломатов и прочих важных персон. Коллегия включала в себя дожа, его шестерых советников, главу совета десяти, верховного канцлера и ещё нескольких сановников. Политическое устройство республики было сложным – большие и малые Советы, Коллегия, Сенат и т.д. Больше всего венецианскую знать пугала перспектива захвата власти одним человеком – отсюда обилие властных органов, ограничивающих власть дожа и друг друга. Частично именно отсутствие сильной власти, её распыление, и привели к плачевному концу былой империи.

Все парадные залы украшены картинами лучших венецианских художников – Тициана, Тинторетто и др. Тематика одна – прославление Венецианской республики, описание её достижений и великих побед. В Зале Коллегий моё внимание привлекла картина Веронезе «Себастьяно Веньер после битвы при Лепанто». Веньер участвовал в битве и впоследствии был избран дожем, но правил всего несколько месяцев – не перенёс горя от пожара 1577г и сильного выгорания дворца.


В Зале Сената советую обратить внимание на картину Тинторетто «Мёртвый Христос в окружении двух дожей». Религиозная тематика соседствует с аллегорическими картинами, вроде «Венеции на троне». Из окна этого зала открывается типичный вид на венецианские крыши.


Зал Компаса

Зал Компаса (Буссола) был мне интересен, прежде всего, не компасом (хотя и он имеется в наличие), а одним из немногих сохранившихся ящиков для доносов.


С одной стороны это просто щель – этакий почтовый ящик, а с другой – сейф с двойной дверцей, который могли открывать только одновременно два человека – каждый свою дверцу. Подобные ящики в Венеции обычно были оформлены в виде львиной пасти и встречались по всему городу, а не только во дворце. Судя по всему, доносили венецианцы друг на друга весьма азартно, в архивах до сих пор хранится огромное количество подобных бумажек.


Из зала Компаса выходили две потайные двери, одна из них вела прямо в тюрьму на верхнем этаже. В зале обвиняемые часто ждали вынесения приговора. Также с замиранием сердца ждали разбирательства своего дела люди, вызванные из-за доноса.
Суд по всем этим делам проходил в Зале Совета Десяти . Совет был образован после заговора 1310 г (чтобы пресекать подобное в зародыше) и являлся, по сути, тайной полицией Венецианской республики. Помимо 10-ти ежегодно переизбираемых членов, в Совет входили дож и 6 его советников. Слава Совета 10-ти была зловещей. Сейчас уже сложно сказать, действительно ли там творился такой жестокий произвол, каким его представляла впоследствии наполеоновская пропаганда. Если и так, то она сработала: надолго в массовом сознании Венецианская республика стала ассоциироваться с тотальным страхом и доносительством, а также с безжалостными судьями, штампующими обвинительные приговоры в зале Совета Десяти и отправляющими заключённых под «свинцовую крышу» – так называли старую тюрьму, камеры которой располагались прямо над помещением Совета.


Оружейные залы

Если время позволяет, рекомендую осмотреть Оружейные залы . Здесь выставлены алебарды, мечи, пики, арбалеты, доспехи разных времён – словом, есть на что посмотреть. Формально оружие принадлежало Совету Десяти и, говорят, всегда хранилось в боевой готовности – мало ли что… Возникает ощущение, что венецианцы всё время жили, как на вулкане. А ведь за более чем тысячелетнюю историю республики здесь не случилось ни одного серьёзного бунта или народного восстания – удивительное достижение.


В Оружейной особое внимание следует обратить на конные доспехи короля Франции Генриха IV, подаренные им республике в 1603г. Да, были времена, когда расположения Венеции искали самые могущественные правители мира.

Пройдя Зал Совета Сорока и несколько смежных с ним комнат, мы окажемся в главном помещении Дворца дожей – Зале Большого Совета. Этот высший орган власти республики заседал здесь, и к концу XVIII столетия разросся аж до 1600 человек. Неудивительно, что этот правительственный зал был самым большим в Италии.


Его украшали лучшие художники Венеции, но, увы, пожар 1577 г полностью уничтожил старое помещение со всеми шедеврами. Из мастеров старой школы только Тинторетто и Веронезе успели поучаствовать в реставрационных работах. Самая известная картина в Зале Большого Совета – «Рай» – как раз авторства Тинторетто и его сына. Эта одна из крупнейших в мире картин занимала всю стену за троном дожа.


Стены зала Большого Совета украшены масштабными полотнами, прославляющими достославные события венецианской истории. Тут и 12 картин, описывающих противостояние императора Фридриха Барбароссы и Папы Александра III (их примирение состоялось именно в Венеции, которая впоследствии пользовалась расположением и того, и другого). Я долго изучала серию картин, прославляющих четвёртый крестовый поход, во время которого при деятельном участии венецианцев был взят и разграблен Константинополь. Эту страницу истории республики очень сложно назвать славной, хотя именно в результате того похода Венеция вышла на пик своего могущества. Спустя почти 600 лет она во многих чертах повторила судьбу Константинополя: французы вывезли из города огромное количество сокровищ и культурных ценностей.

Отдельное место в зале Большого Совета (как и в смежном Зале Голосований ) занимают батальные полотна: победы венецианцев над Генуей, Миланом и над турками при Лепанто нашли широкое отражение в творчестве художников.


В Зале Большого Совета завершалась одна из самых витиеватых церемоний Венецианской республики – выборы дожа. Более запутанной системы выборов наверно не знала история. Перескажу кратко и своими словами: сначала 100 человек выбирают 30 человек, потом эти 30 выбирают 50 человек, затем те 50 выбирают 300 человек ну и тд. В конце этой цепочки кто-то, наконец, выбирал и дожа. Кстати, портреты всех дожей республики также украшают Зал Большого Совета. Я специально отыскала одно место с чёрной драпировкой, вместо портрета: на этом месте находилось изображение дожа Марино Фальеро – единственного из правителей, казнённого за измену (о чём нам и сообщает надпись).


По мосту Вздохов в тюрьму и обратно. Последние залы дворца

Пройдя через мост, мы сможем осмотреть мрачные камеры Новой тюрьмы. Обойти их недолго – внутри нет ничего примечательного, но обстановка и в самом деле гнетущая, я живо представила, каково было заключённым.


Осмотрев камеры и тюремный дворик, ознакомимся с небольшой экспозицией, посвящённой творчеству заключённых не столь давних времён – начала XX века (удивительно, но тюрьма функционировала вплоть до конца Второй Мировой войны). Творчество узников представлено рисунками и надписями на стенах – воистину, здесь перебывало много талантливых людей.


В комнате перед мостом организована маленькая археологическая выставка – демонстрируются предметы, найденные в ходе раскопок фундамента Кампанилы Сан-Марко. Она, как известно, полностью обрушилась в 1902 г, и в процессе работ по её восстановлению было найдено немало предметов, относящихся к самым разным периодам венецианской истории, в частности – останки домашних животных.


Изучив всё интересное, возвращаемся по коридору моста Вздохов обратно во дворец. Осталось пройти ещё несколько небольших залов. В основном, это помещения разных бюрократических ведомств – нотариусов, цензоров и др.

Вскоре мы войдём в комнату с сувенирным магазином, рядом – кафе и туалеты. Покупать сувениры здесь не очень выгодно, но имеется большой выбор книг по истории Венеции и Дворца дожей на разных языках, включая русский. Спустившись отсюда по лестнице, мы снова окажемся во внутреннем дворе.

Здесь можно посидеть отдохнуть на лавочке и обдумать дальнейшие планы на день. Если во Дворце дожей мы уже осмотрели всё, что хотели, двигаемся на выход к Бумажным воротам.


Но задержитесь ещё немного около лестницы Гигантов: рядом с ней в закоулке одной из галерей стоит оригинальная скульптура св. Теодора, попирающего дракона, та самая – с колонны перед дворцом. На колонне её давно заменили копией, а здесь мы можем оценить её по-настоящему внушительные размеры и весьма своеобразный вид вблизи.


Считается, что эта композиция была «собрана» из обломков древнеримских статуй, чем и объясняется её аляповатый вид. Особенно хорош дракон, больше смахивающий на крокодила, которому всё в этой жизни надоело.
Насладившись шедевром, выходим через ворота на площадь Сан-Марко.

Как добраться до Дворца дожей

Большинство туристов добираются до Дворца дожей на вапоретто (№1, №2 и др.). Выходите на остановке San Zaccaria (1) и идите по набережной налево. Когда вы перейдёте Соломенный мост (2), Дворец дожей (3) будет справа от вас. Если вы гуляете по Венеции пешком, и хотите отыскать дворец, двигайтесь в направлении площади Сан-Марко (4), благо указателей в городе хватает. Оказавшись на площади, идите в сторону набережной мимо Собора св. Марка (5), и Дворец дожей (3) будет слева от вас.

Поблизости находится много чего интересного. Перекусив в одном из кафе на Сан-Марко или в ближайших окрестностях, можно отправиться в музей Коррер (6) – билет-то у вас уже есть. Чтобы попасть туда, идите от дворца дожей и собора св. Марка на противоположный конец площади, держась левой стороны. Музей расположен в здании Новых прокураций, и он органично дополняет экспозицию Дворца дожей: здесь меньше масштабных полотен на всю стену и залов с богатой историей, зато подробно представлен быт Венеции разных лет – археологические находки, документы, костюмы, монеты и т.д. Кроме того, вы сможете увидеть коллекцию картин XII-XVII веков, греческие и римские скульптуры V-IV веков до н.э., а также знаменитую библиотеку Марциана (7).


Тут главное – правильно рассчитать свои силы: не стоит пытаться объять необъятное. Если чувствуете усталость, отдохните в садике (8) за библиотекой и идите гулять в сторону Риальто, наслаждаясь неповторимыми венецианскими улочками. В любом случае, этот день станет одним из самых ярких ваших воспоминаний о Венеции.


***
Посмотрите вы на дожа -
Удивитесь, может, тоже.
На закате видит он:
По волнам гуляет челн,
Ярким золотом горит,
Молодцов к себе манит.
Тот, кто бросится к нему,
Сразу же идет ко дну!
Не стерпел и наш вельможа -
В волны бросился! И что же?
Выплыл старый лоботряс!
Шутка это, но про нас.

***
Такое шутливое стихотворение подарил мне когда-то один из моих добрых поклонников Юрий К*.

Но кто такие дожи, что мы знаем о них? Давайте познакомимся поближе - они стоят того. Заодно вспомним некоторые интересные переломные факты истории и насладимся красотой и неповторимым очарованием аристократки ВЕНЕЦИИ.




The winged lion of St. Mark stands over the Porta della Carta, the main entrance to the Doge"s Palace in Venice

ДОЖ (итал. doge, от лат. dux - «вождь, предводитель»; того же корня слова «дукс», «дукат», «дука», «дуче») - титул выборного главы Венецианской республики. Институт дожей существовал в общей сложности ровно 1100 лет (697-1797). За эти века сменилось 120 дожей.



Светлейшая Республика Венеция, Республика Святого Марка (венец. Serenìsima Republica de Venesia, итал. Serenissima Repubblica di Venezia) - с конца VII века по 1797 год государство-республика в Европе со столицей в городе Венеция. Располагалась в северо-восточной части территории современной Италии, имела колонии на территории государств, лежащих в Адриатике, бассейнах Эгейского, Мраморного и Чёрного морей. Краткая историческая справка

По легенде, первым венецианским дожем считается Паоло Лучио Анафесто. (Паолуччио Анафесто, (?-717)
Традиционно датой начала его правления считается 697 год, когда в Ираклее/Гераклее, по призыву патриарха города Градо, состоялось собрание жителей Венецианской лагуны, чтобы положить конец противоречиям и борьбе интересов кланов и скоординировать сопротивление против лангобардов и славян.

На этом собрании, вместо двенадцати трибунов, общим верховным главою был избран Павл Анафесто, на всю его жизнь. Вскоре после избрания верховный глава заключил мирный договор с королем лонгобардов Лиутпрандом, и правил до 717 года. А впоследствии эта должность получила название - дож.
Однако всё, что известно из достоверных источников, это то, что некий Паулиций (вероятно экзарх Равенны Павл) отвечал за оборону венецианской границы возле Ираклеи.

Первое же документально подтверждённое избрание дожа венецианцами произошло гораздо позже. В те времена независимость выборов правителя без одобрения византийского императора была весьма сомнительна.


В 726 году, после того как византийский император Лев III издает иконоборческого эдикт - закон, запрещающий поклонение изображениям святых, возмущенные венецианцы избирают дожем местного жителя-невизантийца.

Им становится Орсеоло (Орсо Ипато (? - 742) - 3-й венецианский дож). После разрешения конфликта, который тянулся несколько лет, он покорился экзарху и получил от императора Льва III титул hypatos - консул. Впоследствии это слово стало фамилией рода Ипато. Император утверждает его в должности дожа. В 737 году Орсо Ипато был убит согражданами в своем дворце, и должность дожа была упразднена на пять лет, но затем вновь восстановлена в связи с необходимостью иметь сильного военного вождя для обороны города.

Так избрание Орсеоло дало начало традиции, которая продержалась более 1000 лет. Предположительно первые дожи выполняли функции наместников Византийской империи.
До 1032 года дожи имели практически неограниченную власть в государственных, военных и церковных делах. Дожи избирались из самых богатых и влиятельных семей Венеции и часто получали этот пост по наследству.


Венецианская республика, искусно пользуясь своим выгодным и безопасным положением между Византийской и Франкской империей, развила своё благосостояние и стала богатым и могущественным торговым городом. Её флоты победоносно сражались против норманнов и сарацинов в Нижней Италии, равно как и против славян на восточном берегу Адриатики. К островам в лагунах восточной Адриатики была присоединена Истрия, а прибрежные города Далмации в 997 году добровольно поставили себя под венецианское покровительство.



Витторе Карпаччо. Чудо с реликвией (1494)

Политику присоединения к Республике Святого Марка восточных земель, которая продлилась более 500 лет, начал Дож Пьетро II Орсеоло (961-1009) - 26-й венецианский дож (с 991 года).

Он распространил влияние Венеции на хорватов и славян Неретвы, освободил венецианцев от 50-летней практики дани славянским пиратам. Начал расширение территории Венецианской республики, разорив пиратские базы на островах Ластово и Корчула, захватил их и покорил город Дубровник.

Победа в морском сражении с пиратами у города Задар в 1000 году, и получение контроля над всем Адриатическим морем были пышно отмечены «Праздником обручения Венеции с Адриатическим морем». Это положило начало многовековой церемониальной обязанности дожа, который каждый год в день Вознесения выходил в Адриатику на государственном корабле-галере «Бучинторо» (или Букентавр) и бросал в море золотое кольцо.




Каналетто (1697–1768) "Бучинторо" около Дворца дожей


Гварди Франческо (1712-1793) "Бучинторо" у набережной Св.Елены

«Bucintoro» использовалась лишь во время официальных церемоний. Это судно имело две палубы, было декорировано орнаментом, приводилось в движение 42 веслами. За время существования Венецианской республики имя «Bucintoro» носили несколько галер. Последняя из них была разобрана в 1824 г.

Пьетро II Орсеоло был не только успешным правителем, но и главой большого семейства.
У него было 11 детей. По некоторым данным, одна из дочерей Пьетро стала женой сына хорватского короля Светослава Суроньи, а один из сыновей был женат на дочери византийского императора Романа III Аргира. Другой - Оттоне - был женат на сестре венгерского короля Иштвана I, он же стал преемником Пьетро на посту дожа. Сын Оттоне - Пётр - позже стал королём Венгрии.
Вот такая семья!

С XI до XVIII века Венеция - самостоятельная республика с аристократическим устройством.
Будучи владычицей Адриатического моря, Венеция пользовалась полной независимостью, но ещё долгое время сохраняла формальную политическую связь с Византийской империей.


Со временем обязанности дожа всё больше перекладывались на венецианских чиновников. Власть дожей была ограничена введением нескольких альтернативных институтов власти. После 1172 года глава государства избирается через сложную процедуру.


Комитет сорока выбирал дожа из четырёх кандидатов, выбранных из состава Большого совета.

На выборах 1229 года Комитет сорока был увеличен до сорока одного, то есть нечётного количества членов. С 1268 года существовала должность вице-дожа. С того же времени и до конца существования титула действовала процедура выбора, включающего в себя одиннадцать голосований. Приготовьтесь проследидь цепочку!

Из тридцати членов Большого Совета выбиралось девять.
Девять членов совета выбирали сорок человек, а из этих сорока выбиралось двенадцать человек, которые в свою очередь выбирали двадцать пять человек.
Эти двадцать пять отсеивались до девяти человек, девять выбирали сорок пять избирателей.
После этого сорок пять человек ещё раз уменьшались до группы из одиннадцати.
И наконец, одиннадцать человек выбирали сорок одного избирателя, которые выбирали дожа.

Подобный метод голосования был призван учесть интересы всех сторон, и не допустить на высшую должность в государстве ставленника какой-либо партии или клана, человека опасного или неспособного удержать в руках бразды правления.


Когда дож был выбран, он представал перед народом со словами
«Это ваш дож, если это вас устраивает».

После этого он принимал присягу, в которой торжественно клялся действовать согласно законам и на благо государства.



Гварди Франческо (1712-1793) Коронация дожа на Лестнице гигантов во Дворце дожей. Венеция

Одеяние дожа состояло из шапки-колпака особой формы, меча, пурпурной или золотой мантии, с воротником из меха горностая и красных башмаков, схожих с башмаками византийских императоров.


Ежегодно в Пасху дож возглавлял процессию от Сан-Марко до женского монастыря Сан Заккариа, где настоятельница монастыря вручала ему новую шапку (corno ducale), сшитую монахинями. Шапка имела форму рога, была жёсткой, изготавливалась из парчи.

Власть дожа строго ограничивалась различного рода предписаниями. Он не имел права появляться на публике в одиночку, не мог в одиночку встречаться с иностранными государями или посланниками, не мог один вскрывать официальную корреспонденцию. У дожа не могло быть собственности на территории других государств.



Дворец дожей

Обычно дожи управляли страной до самой смерти, хотя имелись случаи разжалования с поста. Доходы дожа на его посту были небольшими. После 1501 года была разработана процедура посмертного возмещения ущерба, нанесённого дожем в период правления, например в результате хищений.

Во время Крестовых походов Венеция, несмотря на конкуренцию других итальянских республик (Пизы и Генуи), распространила свои торговые связи на весь Ближний и Средний Восток.

Могущество республики достигло высшей степени при правлении дожа Энрико Дандоло (итал. Enrico Dandolo, 1107 или 1108 - май 1205) - 41-го венецианского дожа.
Происходил он из влиятельной венецианской семьи и до шестидесятилетнего возраста оставался в тени своих родственников, выполняя посольские миссии в Константинополь.
Известно, что Дандоло ослеп до того, как стал дожем. Есть две версии: первая говорит о том, что его ослепили византийцы во время посольской миссии в 1171 году, другая - что слепота явилась следствием удара по голове, полученного между 1176 и 1192 годом.
Тем не менее, в 1192 году Энрико Дандоло становится дожем.

Наибольшую историческую известность принёс дожу Четвертый крестовый поход .
При содействии французских крестоносцев 13 апреля 1204 года Константинополь был взят и разграблен. В том же году была основана Латинская империя со столицей в Константинополе. Венеция получила во владение три восьмых территории Византийской империи, остров Крит и укрепила свое экономическое положение.



Эжен Делакруа "Взятие Константинополя крестоносцами",1840

В мае 1205 года Энрико Дандоло заболел и скончался в возрасте 97 лет. Дожа похоронили в Константинополе в Софийском соборе. Гробница Дандоло сохранилась до наших времен.

Венеция не смогла помешать падению в 1261 году Латинской империи, а византийские императоры после того предоставили генуэзцам очень широкие права в Константинополе, и венецианцы были оттеснены на задний план. Кроме того, с 1256 года началась продолжительная война между Венецией и Генуей, которая велась с переменным успехом. Но несмотря на перипетии, республика процветала.


В конце XV столетия Венецианская республика была богата, могущественна, внушала страх своим врагам, и среди её населения научное и художественное образование было распространено более, чем в среде всех других европейских наций.
Торговля и промышленность процветали. Интересно отметить, что уже в 1536 году венецианские купцы использовали такой современный знак @ , в те времена это была мера веса и называлась "амфора".



Простой народ Венеции неслыханно богател, так как налоги были незначительны, и правление имело мягкий характер, когда дело не касалось политических преступлений, для преследования которых назначены были в 1539 году три государственных инквизитора.


Но затем наступили перемены, которых никакое благоразумие предотвратить не могло.

В 1453 году столица Византийской империи, Константинополь, была захвачена турками-османами под предводительством султана Мехмеда II. Это повлекло за собой уничтожение Восточной Римской империи и смерть последнего византийского императора Константина XI Драгаша. Османы мало-помалу отняли у венецианцев владения, принадлежавшие им в Архипелаге и Морее, равно как Албанию и Негропонт (Эвбею)...

А в 1498 году португалец Васко да Гама открыл морской путь в Ост-Индию, и Венеция с течением времени лишилась выгод ост-индской торговли.


Итак, в VI веке Венеция являлась группой островов, которые обживали первые поселенцы, в XI веке она уже Серениссима (Светлейшая) - «королева Адриатики», контролирующая торговлю между Востоком и Западом.
К XIII веку Венеция недолго управляла Византией.
В 1508 году, чтобы победить Венецию, вынуждены были объединиться короли Франции, Испании и Священной Римской империи.
И только в 1797 году Наполеон завершил непрерывную 1376-летнюю историю венецианской независимости. Наступил закат...


В XVIII веке Венеция уже не была такой могущественной, как в прежние времена, но все еще обладала значительным капиталом и влиянием.
Кроме того, она была одним из ведущих центров итальянской культуры, книгопечатания, гуманистической образованности.

Последний век государства отмечен культурным расцветом Венеции. Здесь творят композиторы Николо Порпора и Доменико Скарлатти, пишут картины Джамбаттиста Тьеполо и Франческо Гварди, на подмостках театров ставятся пьесы Карло Гольдони и Карло Гоцци.

В 1789 году титул дожа принял Лодовико Манин (итал. Ludovico Manin;1726-1802), 120-й и последний дож Венецианской республики. Впервые был избран дожем человек, не принадлежащий к знатной венецианской семье. Его предки были из области Фриули и более 200 лет назад заплатили 100,000 дукатов, для того чтобы быть записанными в "Золотую книгу" - реестр венецианской знати.
Но благородства Манину было не занимать.



Венеция старалась сохранить нейтралитет в Первой Итальянской кампании Наполеона.

Однако захват республики австрийско-французскими войсками был вопросом времени. Два события ускорили ее судьбу.

Первое из них - уничтожение французской колонии в Вероне, после того как город был захвачен венецианскими крестьянами в апреле 1797 года. Событие получило название «Веронская Пасха».

Второе - нападение на французское судно, которое шло в венецианских водах под охраной австрийских военных кораблей. Форт острова Лидо обстрелял корабль, капитан был убит.

1 мая 1797 года Наполеон объявил войну Венеции, а 9 мая дал указания заменить органы власти новым муниципальным советом, набранным из буржуазии, и впустить в город французскую армию.

Венецианская республика не смогла оказать какого-либо сопротивления.
Когда многие из членов Совета уже сбежали из урезанного до территории города и лагуны венецианского государства, Манин всё же провёл последнее заседание, пытаясь сгладить противоречия, возникшие в обществе под давлением Наполеона.

На Большой совет, в который входили 1169 членов, 12 мая явилось только 619 членов, которые приняли решение выполнить любую волю Наполеона.

Верные далмацинские солдаты стреляли в воздух, покидая город, и Совет, напуганный выстрелами, отрекся от власти в пользу буржуазного муниципалитета, а дож Лoдовико Манин объявил об отречении от престола; только один член выступил против этого.
Несмотря на отсутствие кворума, Республика Сан-Марко 512 голосами «за» и 20 «против» прекратила существование.

Манин снял царственный головной убор корно и сказал слуге: "Убери, это мне больше не понадобится". В народе же пошла в ход злая поговорка: "Если дож из Фриули - республика мертва".

15 мая 1797 года французские войска вошли в Венецию. И Наполеон упразднил титул дожа.
Капитуляция Венеции стала не только полной, но и унизительной. Новой властью было составлено раболепное послание Наполеону, в котором его благодарили за свободу Венеции.

Слова «Мир тебе, Марк, евангелист мой» (лат.«Pax tibi, Marce, Evangelista meus») начертанные на развороте книги в лапах льва на фасаде собора Святого Марка были изменены на «Права человека и гражданина».

Оккупационные войска разграбили Венецию.
Царственные знаки дожа и все львы Св. Марка были уничтожены.
Квадрига и сокровищница Св. Марка были отправлены в Париж.
Церкви и монастыри разорены мародёрами.

Золотая Книга публично сожжена...


The Winged Lion of Saint Mark


Квадрига собора святого Марка из позолоченной бронзы

хранится в базилике Сан-Марко (Венеция). Является единственным сохранившимся образцом многофигурной конной античной скульптуры. Создание квадриги приписывают скульптору Лисиппу и датируют IV веком до н. э.
Вывезена и установлена на арке площади Каррузель в Париже. Скульптура вернулась на своё место 13 декабря 1815 года.




Джованни Беллини (Giovanni Bellini) (около 1430–1516) «Мадонна со святыми и музицирующими ангелами»

Картина крупнейшего художника венецианской школы, заложившего основы искусства Высокого Возрождения в Венеции, находится сейчас в алтаре венецианской церкви святого Захарии. Наполеон был заворожен этой картиной и в 1797 году увез её с собой в Париж, где она хранилась 20 лет.




Площадь Сан-Марко Наполеон в свое время назвал "гостиной Европы"

Французское правление было недолгим. Венеция попала в зависимость от Австрии. Затем значительная часть территории континентальной Венеции отошла к Австрии и к Цизальпинской республике (будущему Итальянскому королевству), а Ионические острова – к Франции.
Впервые, за более чем тысячелетнюю историю, республика перестала быть независимым государством, превратившись в провинцию.

Многие формы правления присутствовали после этого, но к институту дожей Венеция больше не вернулась...




Русский писатель и искусствовед Павел Муратов (1881-1950), автор трёхтомника «Образы Италии» (1911-12), писал:
«Венеция была тогда второй столицей Европы. Она делила с Парижем поровну всех знаменитостей сцены, искусства и любви, всех знатных путешественников, всех необыкновенных людей, всех авантюристов, всех любопытных, всех тонких ценителей жизни и всех её изобразителей.
Но у Венеции было то преимущество, что в ней не было резонёров, лицемерных моралистов, деловых людей и скучных насмешников».

«В венецианской живописи много любви к праздничной и красивой внешности жизни, к дорогому убранству, богатым тканям, пирам, процессиям, восточным нарядам, чернокожим слугам и златоволосым женщинам. Карпаччио и Джентиле Беллини изображали все это в XV веке, Тициан, Бонифацио и Паоло Веронезе - в XVI, Тьеполо - в XVIII.
Но наряду с этими художниками здесь были и другие: Джорджоне, Тинторетто и Джованни Беллини».
Венецианские художники , Венецианская школа живописи

«Нынешняя Венеция - только призрак былой жизни, и вечный праздник на Пьяцце - только пир чужих людей на покинутом хозяевами месте. Прежняя Венеция жива лишь в дошедших до нас произведениях ее художников...»


Венеция - родина Казановы и Марко Поло, Монтеверди и Вивальди...
каналов, гондол, потрясающей архитектуры, живописи, карнавалов и венецианской маски, - теперь туристическая «мекка», город влюбленных сердец!


























Светлая память тебе, дож, величественный призрак прошедших времен!