Конспект урока по литературе
Тема: Литература XVIII века. Классицизм.
Цели:
1. Дать учащимся общий обзор литературы XVIII века, исторической обстановки, господствующих идеологий и направлений в литературе этого периода;
2. Познакомить учащихся с литературным направлением «классицизм», его основными чертами, принципами, жанрами, представителями;
3. Развить у учащихся умение сопоставлять классицизм, как направление в зарубежной и русской литературе.
Оборудование: дидактический материал, таблица.
Ход урока
I . Организационный момент:
Учитель: «Здравствуйте дорогие ребята! Присаживайтесь, пожалуйста! На прошлом уроке мы с вами закончили изучать древнерусскую литературу, прочитали одно из самых выдающихся произведений этого периода – «Слово о полку Игореве». Сегодня мы с вами начнем знакомство с новым периодом развития русской литературы – с литературой XVIII века, века Просвещения, узнаем о господствующем направлении этого периода – классицизме. Но прежде мне бы хотелось повторить с вами материал прошлых уроков».
II . Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос:
· С какой литературой мы познакомились с вами на прошлых уроках? Назовите ее особенности.
· Какие жанры древнерусской литературы вам известны? Назовите их признаки и приведите примеры.
2. В конце урока ученики сдают на проверку тетради с отзывами о «Слове о полку Игореве».
III . Изучение нового материала.
1. Чтение статьи из учебника «Эпоха Просвещения. Литература XVIII века».
Примечание: на доске заранее написан эпиграф:
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А.С. Пушкин
2. Работа с эпиграфом :
Учитель задает следующие вопросы к эпиграфу:
· Как происходит становление русской государственности в XVIII веке?
· Как развитие литературы, культуры, политики, экономики связано с деятельностью Петра I ?
3. Работа с таблицей.
Примечание: таблица заранее написана на доске.
Периоды | Русская литература XVIII века | Представители |
Особенности периода |
||
I . Литература Петровского времени | Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы. | Феофан Прокопович |
Становление новой литературы | ||
II . 1730-1750е гг. | Формирование классицизма, расцвет жанра оды. | Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков. |
III . 1760- первая половина 70-х годов | Дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма. | Майков, Чулков, Новиков, Херасков. |
IV . Последняя четверть века | Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций | Фонвизин, Державин, Радищев, Крылов, Карамзин. |
Учитель вместе с учениками обсуждает каждый период, комментирует историческое время. Ученики по ходу беседы перечерчивают таблицу в тетради.
Слово учителя: «Литература XVIII века восприняла опыт европейской литературы, но и сохранила лучшие традиции литературы Древней Руси: гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность и др.».
4. Монолог учителя (определение понятия классицизм).
«Главная задача литературы классицизма – воспитание сынов отечества и исправление пороков. Литературе придавалось общественное содержание. Главным объектом изображения был человек. Пытаясь понять, что такое человек, как формируется человеческая личность, классицисты стали изображать в своих произведениях отдельные свойства человеческого характера. Герой стал осознаваться как носитель определенного порока или добродетели. В результате система образов в литературе классицизма характеризуется одноплановостью, абстрактностью, отсутствием динамики развития. Классицисты разработали свою систему жанров. Обратимся к следующей схеме».
|
Ученики перечерчивают схему в тетради.
5. Работа в тетрадях (запись основных черт классицизма).
Ученики под диктовку учителя записывают в свои тетради основные черты классицизма. Учитель их по ходу комментирует:
· Культ разума;
· Стройная сюжетно-композиционная организация, схематизм;
· Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются;
· Идеализация героев;
· Объективность повествования;
· Активное обращение к общественной, гражданской проблематике;
· Часто «говорящие фамилии» (Скотинин, Простаков, Правдин), что связано с делением на положительных и отрицательных героев.
6. Чтение статьи учебника «История возникновения классицизма».
Ученики читают статью вслух. После этого ведется беседа по прочитанному.
7. Подведение итогов.
Беседа по вопросам:
· Каковы особенности литературы XVIII века?
· Что такое классицизм? Назовите его основные черты, жанры, приведите примеры.
8. Домашнее задание.
1) чтение и конспектирование статьи учебника «Классицизм в литературе»;
2) подготовиться к устному развернутому ответу на вопрос: «Что такое классицизм?»
15. Русская литература 18 века: значения, особенности, периодизация, система жанров.
18 век – новый период в литературе. Переход от литературы средневековья к литературе нового времени.
Древне-русская литература носит рукописный характер, а литература 18 века – печатный.
Представители:
Кантемир – соратник Петра Первого.
Ф. Прокопович,
Сумароков,
Тредиаковский,
Ломоносов,
Фонвизин
Радищев (бунтарь хуже Пугачева)
Литература 18 века – литература всецело светская.
Происходит процесс секуляризации культурной жизни. Меняется тип писателя.
Перед нами не учёный монах, а частный человек.
Черта литературы – повышенная идеологичность. Просветительство.
Идея внесословной ценности личности,
Идея равенства людей.
Расширяются связи России с Европой (убийственно! Примеч. Леща)
Русская литература 18 века проходит ускоренный путь развития. Обновляется вся система жанров. Идёт бурное развитие поэзии. Реформа стихосложения. Вводится понятие ударного и безударного слога. Происходит бурное развитие прозы.
Демократизация литературы. Появился образ маленького человека.
Появляются различные направления. Возникает сентиментализм, зарождается предромантизм, происходит рост реалистических тенденций в литературе.
Переход произошёл не сразу. Закладывается фундамент русской литературы 19 века.
Развивается жанр истории. «История о Василии Искариотском»
Литература второй трети 18 века меняется. На общий план выходят просветительские идеи. Переход к силлабо-тоническому стилю стихосложения.
После восстания Пугачёва возникают 2 мысли: воспитательно-просветительская и революционно-просветительская. Зарождается сентиментализм. Классицизм отдавал приоритет разуму.
Против них – принцип бытового правдоподобия. Все герои классицизма либо положительные, либо отрицательные. Герои однолинейные. Эстетичный идеал человека – человек, овладевший своими страстями. Был выдвинут принцип трёх единств: единство места, времени (24 часа) и действия. Обязательное наличие любовной интриги. Создаётся теория трёх штилей. Теория Ломоносова разграничивает жанры.
Своеобразие русского классицизма.
Он сформировался позже, чем на Западе. Русские классицисты горели идеей просвещения. Соединяли пафос служения отечеству с передовыми идеями раннего просвещения.
Идея просвещённого абсолютизма.
Главное в формировании классицизма – воспитание. А. Кантемир «сатира о воспитании». Главная черта – открытая тенденциозность.
В 60-90е годы классицизм начинает трансформироваться. Популярным становится жанр оды.
16. Творчество а.Д. Кантемира. Композиционное и тематическое своеобразие сатир Кантемира.
Князь Антиох Дмитриевич Кантемир, сатирик, переводчик и дипломат первой половины XVIII века, родился в 1708 г. в Константинополе.
Он составил «Симфонию на Псалтырь» - систематизацию изречений, взятых из Псалтыри, облегчавшую пользование ими для практических целей. Рукопись своего труда вместе с посвящением автор поднес императрице Екатерине I, и в следующем году книга была напечатана в 1250 экземплярах. В то же время Кантемир усердно занимался переводами и сочинял любовные песенки, о которых он вспомнил потом в IV сатире (стихи 151 - 165).
Горячо сочувствуя делам Петра I, Кантемир сознательно примкнул к небольшому кружку лиц, хранивших петровские предания, во главе которого стоял Феофан Прокопович. Памятником благоговейного отношения А. Кантемира к памяти Петра Великого стала еще, «Петрида, или Описание кончины Петра Великого» (1731), где за неуклюжими виршами чувствуется искренний лиризм автора.
Сатиры Кантемира были приветствованы сочувственными стихотворениями Феофана Прокоповича и Феофила Кролика, префекта Заиконоспасской академии. В словах Феофана, однако, слышится упрек в недостаточно смелом нападении на общего врага. Ответом на сочувственный отзыв Феофана Прокоповича явилась III сатира, которую Кантемир послал архиепископу новгородскому из Москвы в августе 1730 г. В начале 1731г. написаны сатиры IV и V (первая из них содержит обращение автора к своей музе). В последних трех сатирах мы уже не видим живого отношения к окружающей действительности: обличения автора принимают отвлеченный, философический характер, теряя и в сатирической силе, и в историческом значении. Только там и сям рассеянные личные намеки на Меншикова, Остермана, Рагузинского и др. составляют связь с русской действительностью; недостаточное знакомство с русской жизнью вне столиц слишком очевидно. Когда в VI сатире он заговорил о сельском священнике, которому знакома дорога в кружало, то обличительный тон его не вяжется с картиной безысходной нужды, которую создает себе по некоторым подробностям более вдумчивый читатель.
Сатиры Кантемира, за немногими исключениями, имеют два заглавия. Одно заглавие - «тематическое» («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных» и т. п.). Другое заглавие - «нетематическое» - как правило, обозначает адресата, к которому обращается автор («К уму своему», «К Архиепископу Новгородскому» и т. д.), либо - в случае диалогического построения сатиры - участников диалога («Филарет и Евгений», «Сатир и Периерг»).
В известном смысле стихосложение сатир - явление уникальное в русской поэзии. Кроме Кантемира, почти никто им не пользовался. Стих его сатир в основе своей, конечно, силлабический, но это не обычная, не «классическая» силлабика, а реформированная. В нее введены элементы тонического принципа, и потому вернее будет определить ее как своего рода тонизированную силлабику. Сатиры написаны тринадцатисложным стихом с обычной для силлабической системы женской рифмой. Каждый стих обязательно имеет цезуру, делящую стих на два полустишия; в первом полустишии семь слогов, во втором - шесть. Обычное силлабическое стихосложение совершенно не регламентировало ударений в строке, за исключением ударения, связанного с рифмой. Именно таким обычным силлабическим стихом Кантемир писал первоначальную редакцию сатирического цикла из пяти сатир, созданных в период 1729-1731 гг.
Многочисленные заимствования из Ювенала, Горация, Персия и Буало автор и не думал скрывать; но в образах хулителей просвещения несомненны черты, списанные с натуры, и образ науки, скитающейся в рубище, - его оригинальное создание.
Сатиры его наряду с баснями и эпиграммами важны скорее для характеристики личности поэта и эпохи в целом, чем как памятник русского слова. Кантемир был, по мнению многих, лишен художественного творческого дара. Другой причиной нежизненности его созданий служил недостаток живого источника речи: «не русак породой», по его собственному выражению, он не обладал тем творческим потенциалом, который столь мощно проявился в трудах Ломоносова. К тому же и стих его шел вразрез с музыкальными элементами русского языка.
С творчеством Кантемира русская поэзия XVIII в. вступила в новый круг литературных имен и современных ей западноевропейских традиций.
В 18 веке в Россию пришел классицизм, а несколько позже его заменило направление сентиментализма. Это столетие запомнилось такими писателями и поэтами, как Ломоносов, Державин, Жуковский, Фонвизин, Сумароков, Карамзин и тд.
Идеи поднимались самые разные. Особенно отличались идеи этих двух направлений, названных мной выше. Так вот, идей было очень много, но я постараюсь вкратце описать основные из них.
Начнем с классицистических идей:
Классицистическое искусство ставит в приоритет разум и рационализм. Основной конфликт классицистических трагедий, к примеру, - это противоречие чувств и долга с обязательно победой долга в дальнейшем. В понимании классицистов долг - это рациональное понятие, а чувства - это необузданная стихия. Подобную тему раскрывает Ломоносов в своем стихотворении "Разговор с Анакрионом".
Ломоносов написал трактат, в котором провозглашал 3 "штиля" в литературе: высокий, торжественны (оды, героические поэмы), средний (элегии, драмы) и низкий (комедии, басни). Каждому штилю соответствовал свой лексикон, нарушение которого было неприемлемым, то бишь поэт не мог использовать низшую лексику в написании оды или поэмы. Главенствующими жанрами в 18 веке стала ода и героическая поэма. Они посвящались исключительно правителям, подвигам, героям ("Ода на взятие Хотина", "Ода на День Восшествия" Ломоносова; "Фелица" Державина). Нельзя было описывать в оде что-то мирское, приземленное.
Популярным жанром стала философская ода. Самый часто задаваемый вопрос философии 18 века вполне актуален и по сей день: в чем смысл нашего существования? ("На смерть князя Мещерского" Державина, "Вечернее размышление" Ломоносова)
Фонвизин в своих классицистических комедиях ("Недоросль", "Бригадир") высмеивал различные пороки и негативные черты людей: солдафонство, галломанию, отсутствие стремления к Просвещению, узколобость и ограниченность.
На смену классицизму пришел сентиментализм с совершенно иными идеями и постулатами. Классицизм не интересовало частное и конкретное, в этом направление человек ценился по своей общественной пользе, он был функцией. Сентиментализм же, наоборот, интересует внутренний мир человека. Возникает идея, что нужно развивать в человеке чувство сострадания, и тогда отпадет необходимость в этических нормах и проповедях, ведь, если в человеке развить природную чувствительность, они будут не нужны. В литературе появляется образ нового героя: чувствительный герой. Это персонаж, обладающий способностью эмоционально реагировать на несчастье другого и находить высшее наслаждение в сострадании. Самое выдающееся сентименталистическое произведение - "Бедная Лиза" Карамзина. Ломоносовские 3 штиля утрачивают актуальность, основными жанрами становятся элегия и идиллия, оды начинают пропадать.
В начале 19 века возникает романтизм, но это уже другая история.