События в литературной жизни 18 века

Конспект урока по литературе

Тема: Литература XVIII века. Классицизм.

Цели:

1. Дать учащимся общий обзор литературы XVIII века, исторической обстановки, господствующих идеологий и направлений в литературе этого периода;

2. Познакомить учащихся с литературным направлением «классицизм», его основными чертами, принципами, жанрами, представителями;

3. Развить у учащихся умение сопоставлять классицизм, как направление в зарубежной и русской литературе.

Оборудование: дидактический материал, таблица.

Ход урока

I . Организационный момент:

Учитель: «Здравствуйте дорогие ребята! Присаживайтесь, пожалуйста! На прошлом уроке мы с вами закончили изучать древнерусскую литературу, прочитали одно из самых выдающихся произведений этого периода – «Слово о полку Игореве». Сегодня мы с вами начнем знакомство с новым периодом развития русской литературы – с литературой XVIII века, века Просвещения, узнаем о господствующем направлении этого периода – классицизме. Но прежде мне бы хотелось повторить с вами материал прошлых уроков».

II . Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос:

· С какой литературой мы познакомились с вами на прошлых уроках? Назовите ее особенности.

· Какие жанры древнерусской литературы вам известны? Назовите их признаки и приведите примеры.

2. В конце урока ученики сдают на проверку тетради с отзывами о «Слове о полку Игореве».

III . Изучение нового материала.

1. Чтение статьи из учебника «Эпоха Просвещения. Литература XVIII века».

Примечание: на доске заранее написан эпиграф:

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

А.С. Пушкин

2. Работа с эпиграфом :

Учитель задает следующие вопросы к эпиграфу:

· Как происходит становление русской государственности в XVIII веке?

· Как развитие литературы, культуры, политики, экономики связано с деятельностью Петра I ?

3. Работа с таблицей.

Примечание: таблица заранее написана на доске.

Периоды

Русская литература XVIII века

Представители

Особенности периода

I . Литература Петровского времени

Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы.

Феофан Прокопович

Становление новой литературы

II . 1730-1750е гг.

Формирование классицизма, расцвет жанра оды.

Кантемир,

Тредиаковский,

Ломоносов,

Сумароков.

III . 1760- первая половина 70-х годов

Дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

Майков,

Чулков,

Новиков,

Херасков.

IV . Последняя четверть века

Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций

Фонвизин,

Державин,

Радищев,

Крылов,

Карамзин.

Учитель вместе с учениками обсуждает каждый период, комментирует историческое время. Ученики по ходу беседы перечерчивают таблицу в тетради.

Слово учителя: «Литература XVIII века восприняла опыт европейской литературы, но и сохранила лучшие традиции литературы Древней Руси: гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность и др.».

4. Монолог учителя (определение понятия классицизм).

«Главная задача литературы классицизма – воспитание сынов отечества и исправление пороков. Литературе придавалось общественное содержание. Главным объектом изображения был человек. Пытаясь понять, что такое человек, как формируется человеческая личность, классицисты стали изображать в своих произведениях отдельные свойства человеческого характера. Герой стал осознаваться как носитель определенного порока или добродетели. В результате система образов в литературе классицизма характеризуется одноплановостью, абстрактностью, отсутствием динамики развития. Классицисты разработали свою систему жанров. Обратимся к следующей схеме».

Жанры

Ученики перечерчивают схему в тетради.

5. Работа в тетрадях (запись основных черт классицизма).

Ученики под диктовку учителя записывают в свои тетради основные черты классицизма. Учитель их по ходу комментирует:

· Культ разума;

· Стройная сюжетно-композиционная организация, схематизм;

· Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются;

· Идеализация героев;

· Объективность повествования;

· Активное обращение к общественной, гражданской проблематике;

· Часто «говорящие фамилии» (Скотинин, Простаков, Правдин), что связано с делением на положительных и отрицательных героев.

6. Чтение статьи учебника «История возникновения классицизма».

Ученики читают статью вслух. После этого ведется беседа по прочитанному.

7. Подведение итогов.

Беседа по вопросам:

· Каковы особенности литературы XVIII века?

· Что такое классицизм? Назовите его основные черты, жанры, приведите примеры.

8. Домашнее задание.

1) чтение и конспектирование статьи учебника «Классицизм в литературе»;

2) подготовиться к устному развернутому ответу на вопрос: «Что такое классицизм?»

  • 6. Жанр житие в древнерусской литературе. Житийный канон и его своеобразие. Житие Бориса и Глеба, житие Феодосия Печерского.
  • 7. Формирование жанра хождения в литературе Древней Руси. Типы хождений. Паломнические хождения (Хождение Игумена Даниила).
  • 8. Слово о полку Игореве: историческая основа, проблема датировки и авторства. Система образов и художественное своеобразие.
  • 9. Литература периода феодальной раздробленности. Анализ «Жития Александра Невского».
  • 1. Литература периода феодальной раздробленности (XIII-XIV вв.)
  • 2. Анализ «жития александра невского».
  • 10. Житийная литература конца 14-15 веков. Агиографическое творчество Епифания Премудрого, Пахомия Лагофета.
  • 11. Старообрядческая литература XVIII века. Протопоп Аввакум и его сочинения.
  • Житие протопопа Аввакума
  • 12. Русская историческая и бытовая повесть XVII в. («Повесть о Горе и Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.)
  • 13. Своеобразие сатирической литературы 17 века.
  • 14. Стихотворство 17 века. Доссилабическое стихотворство. Силлабическое стихотворство Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, Кариона Истомина.
  • 15. Русская литература 18 века: значения, особенности, периодизация, система жанров.
  • 16. Творчество а.Д. Кантемира. Композиционное и тематическое своеобразие сатир Кантемира.
  • 17. Своеобразие русского классицизма. Поэзия м.В. Ломоносова.
  • 18. Жанр оды в русской литературе XVIII в. («Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» м.В. Ломоносова).
  • «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
  • 19. Творчество в.К. Тредиаковского и а.П. Сумарокова. Реформа русского стихосложения.
  • 20. Сатирическая журналиситка конца 60 – начала 70-х годов XVIII века. Творчество н.И. Новикова.
  • 21. Лирика г.Р. Державина. Сатирический мирообраз в торжественной оде «Фелица».
  • 22. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербург в Москву»: композиция, структура, проблематика, жанровое своеобразие «путешествия» в соотношении с национальной литературной традицией
  • 23. Д.И. Фонвизин: творчество, личность. Комедия «Недоросль»: проблематика, сюжетно-композиционная структура. Исследователи о комедии
  • 24. Сентиментализм в русской литературе 18 века и н.М. Карамзин как её представитель. Повести «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь»: система образов, своеобразие языка и стиля
  • 15. Русская литература 18 века: значения, особенности, периодизация, система жанров.

    18 век – новый период в литературе. Переход от литературы средневековья к литературе нового времени.

    Древне-русская литература носит рукописный характер, а литература 18 века – печатный.

    Представители:

    Кантемир – соратник Петра Первого.

    Ф. Прокопович,

    Сумароков,

    Тредиаковский,

    Ломоносов,

    Фонвизин

    Радищев (бунтарь хуже Пугачева)

    Литература 18 века – литература всецело светская.

    Происходит процесс секуляризации культурной жизни. Меняется тип писателя.

    Перед нами не учёный монах, а частный человек.

    Черта литературы – повышенная идеологичность. Просветительство.

      Идея внесословной ценности личности,

      Идея равенства людей.

    Расширяются связи России с Европой (убийственно! Примеч. Леща)

    Русская литература 18 века проходит ускоренный путь развития. Обновляется вся система жанров. Идёт бурное развитие поэзии. Реформа стихосложения. Вводится понятие ударного и безударного слога. Происходит бурное развитие прозы.

    Демократизация литературы. Появился образ маленького человека.

    Появляются различные направления. Возникает сентиментализм, зарождается предромантизм, происходит рост реалистических тенденций в литературе.

    Переход произошёл не сразу. Закладывается фундамент русской литературы 19 века.

    Развивается жанр истории. «История о Василии Искариотском»

    Литература второй трети 18 века меняется. На общий план выходят просветительские идеи. Переход к силлабо-тоническому стилю стихосложения.

    После восстания Пугачёва возникают 2 мысли: воспитательно-просветительская и революционно-просветительская. Зарождается сентиментализм. Классицизм отдавал приоритет разуму.

    Против них – принцип бытового правдоподобия. Все герои классицизма либо положительные, либо отрицательные. Герои однолинейные. Эстетичный идеал человека – человек, овладевший своими страстями. Был выдвинут принцип трёх единств: единство места, времени (24 часа) и действия. Обязательное наличие любовной интриги. Создаётся теория трёх штилей. Теория Ломоносова разграничивает жанры.

    Своеобразие русского классицизма.

    Он сформировался позже, чем на Западе. Русские классицисты горели идеей просвещения. Соединяли пафос служения отечеству с передовыми идеями раннего просвещения.

    Идея просвещённого абсолютизма.

    Главное в формировании классицизма – воспитание. А. Кантемир «сатира о воспитании». Главная черта – открытая тенденциозность.

    В 60-90е годы классицизм начинает трансформироваться. Популярным становится жанр оды.

    16. Творчество а.Д. Кантемира. Композиционное и тематическое своеобразие сатир Кантемира.

    Князь Антиох Дмитриевич Кантемир, сатирик, переводчик и дипломат первой половины XVIII века, родился в 1708 г. в Константинополе.

    Он составил «Симфонию на Псалтырь» - систематизацию изречений, взятых из Псалтыри, облегчавшую пользование ими для практических целей. Рукопись своего труда вместе с посвящением автор поднес императрице Екатерине I, и в следующем году книга была напечатана в 1250 экземплярах. В то же время Кантемир усердно занимался переводами и сочинял любовные песенки, о которых он вспомнил потом в IV сатире (стихи 151 - 165).

    Горячо сочувствуя делам Петра I, Кантемир сознательно примкнул к небольшому кружку лиц, хранивших петровские предания, во главе которого стоял Феофан Прокопович. Памятником благоговейного отношения А. Кантемира к памяти Петра Великого стала еще, «Петрида, или Описание кончины Петра Великого» (1731), где за неуклюжими виршами чувствуется искренний лиризм автора.

    Сатиры Кантемира были приветствованы сочувственными стихотворениями Феофана Прокоповича и Феофила Кролика, префекта Заиконоспасской академии. В словах Феофана, однако, слышится упрек в недостаточно смелом нападении на общего врага. Ответом на сочувственный отзыв Феофана Прокоповича явилась III сатира, которую Кантемир послал архиепископу новгородскому из Москвы в августе 1730 г. В начале 1731г. написаны сатиры IV и V (первая из них содержит обращение автора к своей музе). В последних трех сатирах мы уже не видим живого отношения к окружающей действительности: обличения автора принимают отвлеченный, философический характер, теряя и в сатирической силе, и в историческом значении. Только там и сям рассеянные личные намеки на Меншикова, Остермана, Рагузинского и др. состав­ляют связь с русской действительностью; недостаточное знакомство с русской жизнью вне столиц слишком очевидно. Когда в VI сатире он заговорил о сельском священнике, которому знакома дорога в кружало, то обличительный тон его не вяжется с картиной безысходной нужды, которую создает себе по некоторым подробностям более вдумчивый читатель.

    Сатиры Кантемира, за немногими исключениями, имеют два заглавия. Одно заглавие - «тематическое» («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных» и т. п.). Другое заглавие - «нетематическое» - как правило, обозначает адресата, к которому обращается автор («К уму своему», «К Архиепископу Новгородскому» и т. д.), либо - в случае диалогического построения сатиры - участников диалога («Филарет и Евгений», «Сатир и Периерг»).

    В известном смысле стихосложение сатир - явление уникальное в русской поэзии. Кроме Кантемира, почти никто им не пользовался. Стих его сатир в основе своей, конечно, силлабический, но это не обычная, не «классическая» силлабика, а реформированная. В нее введены элементы тонического принципа, и потому вернее будет определить ее как своего рода тонизированную силлабику. Сатиры написаны тринадцатисложным стихом с обычной для силлабической системы женской рифмой. Каждый стих обязательно имеет цезуру, делящую стих на два полустишия; в первом полустишии семь слогов, во втором - шесть. Обычное силлабическое стихосложение совершенно не регламентировало ударений в строке, за исключением ударения, связанного с рифмой. Именно таким обычным силлабическим стихом Кантемир писал первоначальную редакцию сатирического цикла из пяти сатир, созданных в период 1729-1731 гг.

    Многочисленные заимствования из Ювенала, Горация, Персия и Буало автор и не думал скрывать; но в образах хулителей просвещения несомненны черты, списанные с натуры, и образ науки, скитающейся в рубище, - его оригинальное создание.

    Сатиры его наряду с баснями и эпиграммами важны скорее для характеристики личности поэта и эпохи в целом, чем как памятник русского слова. Кантемир был, по мнению многих, лишен художественного творческого дара. Другой причиной нежизненности его созданий служил недостаток живого источника речи: «не русак породой», по его собственному выражению, он не обладал тем творческим потенциалом, который столь мощно проявился в трудах Ломоносова. К тому же и стих его шел вразрез с музыкальными элементами русского языка.

    С творчеством Кантемира русская поэзия XVIII в. вступила в новый круг литературных имен и современных ей западноевропейских традиций.

    В 18 веке в Россию пришел классицизм, а несколько позже его заменило направление сентиментализма. Это столетие запомнилось такими писателями и поэтами, как Ломоносов, Державин, Жуковский, Фонвизин, Сумароков, Карамзин и тд.

    Идеи поднимались самые разные. Особенно отличались идеи этих двух направлений, названных мной выше. Так вот, идей было очень много, но я постараюсь вкратце описать основные из них.

    Начнем с классицистических идей:

    Классицистическое искусство ставит в приоритет разум и рационализм. Основной конфликт классицистических трагедий, к примеру, - это противоречие чувств и долга с обязательно победой долга в дальнейшем. В понимании классицистов долг - это рациональное понятие, а чувства - это необузданная стихия. Подобную тему раскрывает Ломоносов в своем стихотворении "Разговор с Анакрионом".

    Ломоносов написал трактат, в котором провозглашал 3 "штиля" в литературе: высокий, торжественны (оды, героические поэмы), средний (элегии, драмы) и низкий (комедии, басни). Каждому штилю соответствовал свой лексикон, нарушение которого было неприемлемым, то бишь поэт не мог использовать низшую лексику в написании оды или поэмы. Главенствующими жанрами в 18 веке стала ода и героическая поэма. Они посвящались исключительно правителям, подвигам, героям ("Ода на взятие Хотина", "Ода на День Восшествия" Ломоносова; "Фелица" Державина). Нельзя было описывать в оде что-то мирское, приземленное.

    Популярным жанром стала философская ода. Самый часто задаваемый вопрос философии 18 века вполне актуален и по сей день: в чем смысл нашего существования? ("На смерть князя Мещерского" Державина, "Вечернее размышление" Ломоносова)

    Фонвизин в своих классицистических комедиях ("Недоросль", "Бригадир") высмеивал различные пороки и негативные черты людей: солдафонство, галломанию, отсутствие стремления к Просвещению, узколобость и ограниченность.

    На смену классицизму пришел сентиментализм с совершенно иными идеями и постулатами. Классицизм не интересовало частное и конкретное, в этом направление человек ценился по своей общественной пользе, он был функцией. Сентиментализм же, наоборот, интересует внутренний мир человека. Возникает идея, что нужно развивать в человеке чувство сострадания, и тогда отпадет необходимость в этических нормах и проповедях, ведь, если в человеке развить природную чувствительность, они будут не нужны. В литературе появляется образ нового героя: чувствительный герой. Это персонаж, обладающий способностью эмоционально реагировать на несчастье другого и находить высшее наслаждение в сострадании. Самое выдающееся сентименталистическое произведение - "Бедная Лиза" Карамзина. Ломоносовские 3 штиля утрачивают актуальность, основными жанрами становятся элегия и идиллия, оды начинают пропадать.

    В начале 19 века возникает романтизм, но это уже другая история.