Не солнце ль ставит там свой трон. «Вечернее размышление о Божием величестве…» М.Ломоносов

Урок литературы в 9 классе
Тема урока: «Анализ стихотворения М. В. Ломоносова

«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае Великого северного сияния»»
Форма проведения: урок-исследование

Цели урока:

1. (Предметные) познакомить с творчеством М.В.Ломоносова как реформатора русского литературного языка и стиха, определить пафос стихотворения «Вечернее размышление о Божьем величии при случае северного сияния».

2.(Метапредметные) Выработать навыки анализа лирического текста, показать многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного смысла, развивать творческое мышление, внимание, совершенствовать навыки устной речи.

3.(Личностные) Воспитывать интерес к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, общества, гордость за Родину и достижения соотечественников. Воспитывать восхищение перед красотой родной природы и силой человеческого разума.

Методы и приемы: словесные (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративные (демонстрация), использование ИКТ (презентация), демонстрация слайдов.

Словарная работа: ода, метафорический язык, архаизмы, старославянизмы,

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, физическая карта России, текст стихотворения «Вечернее размышление…».

Ход урока

В оде человек бескорыстен: он не ничтожным событиям

собственной жизни радуется не об их сетует,

он вещает правду и суд Промысла, торжествует

о величии родимого края, межует перуны в сопостатов блажит праведника, клянет изерга.

В. К. Кюхельбекер

I. Организационный этап

Приветствие, проверка отсутствующих, создание благоприятного настроя.
II. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе

Учитель

Сегодня мы вновь обращаемся к чрезвычайно богатому поэтическому творчеству Михаила Васильевича Ломоносова, русского поэта и выдающегося ученого
III. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Сообщение подготовленного ученика о деятельности М.В. Ломоносова как выдающегося ученого и поэта

Главные открытия Ломоносова М. В. касаются химии, физики и астрономии. Они на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых.

Физические и химические опыты, которые проводил Ломоносов , отличались высокой точностью. Однажды он проделал такой: взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись окислом, но общий вес сосуда при этом не изменился. Так был открыт закон сохранения материи - один из основных законов природы.

Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой обычно связывают с именем Д. Бернулли. Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц - молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении - медленнее.

Он высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно указал на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту. Он пытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально. В эпоху господства корпускулярной теории света он открыто поддержал волновую теорию Гюйгенса и разработал оригинальную теорию цветов.

Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра - знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.

В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, специально организовавшие для этого далекие экспедиции. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.

Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения вглубь Вселенной, Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, - оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала.

Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена Ломоносова была и природа комет. Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.

Наука для ученого – это двигатель прогресса, катализатор развития промышленности и, следовательно, источник благосостояния нации.

Не оставил в стороне Ломоносов и филологическую науку. Его книга «Краткое руководство к риторики на пользу любителей красноречия» и трактат «Краткое руководство к красноречию» стали лучшими учебниками по теории красноречия для ученой молодежи XVIII века. Той же цели служили и такие филологические работы как «Российская грамматика» (1755) и «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1757).

Учитель

Ломоносов будет первым русским поэтом, который напишет стихи так, как пишут их до сих пор: на правильном чередовании ударных и неударных слогов. Одно из его стихотворений мы и прочитаем.

Но прежде я хочу обратить ваше внимание на две особенности этого произведения.

Одна из них касается содержания стихотворения, т. е. предмета повествования, того, о чем идет речь в стихотворении. В чем она заключается?

Вспомним, что Ломоносов жил и творил в середине XVIII в. Этот век в европейской и российской истории характеризуется бурным развитием науки и техники, а также стремлением к просвещению населения. В обогащении человека знаниями и освобождении его от невежества виделось улучшение жизни людей. Ученые и писатели, занимавшие передовые позиции своей эпохи, считали, что через печатное слово, через просвещение проходит дорога к совершенствованию человеческого общества. Нетрудно догадаться, что и М. В. Ломоносов не мог оставаться в стороне от столь важного и благородного просветительского дела.

Поэтому пропаганда научных воззрений на устройство мира составляет тему и идейную направленность стихотворения. И это одна из отличительных его особенностей.

Другой особенностью стихотворения является наличие в нем слов старославянского языка. Что это такое - старославянский язык?

В середине IX в., т. е. двенадцать столетий тому назад, братья Кирилл и Мефодий, проповедники православного христианства, создали славянскую азбуку и сделали переводы священных книг с греческого языка на один из славянских языков. Язык этих первых славянских книг мы теперь называем старославянским.

Так как в те далекие времена славянские языки мало отличались друг от друга и язык кирилло-мефодиевских переводов был понятен всем славянским народам, во многих славянских странах книги продолжали писать не на живом разговорном языке своего народа, а на языке кирилло-мефодиевских переводов. Так было и на Руси.

В стране существовало два языка: живой разговорный, т. е. собственно русский, и литературный, книжный. Разговорный язык со временем изменялся, а книжный оставался прежним и становился все менее и менее понятным. К XVIII в. назрела острая необходимость сблизить эти языки. Ломоносов видел решение проблемы в замене старославянских слов литературного языка словами из живого разговорного языка, но в некоторых случаях считал необходимым оставить и старославянские слова - там, где они придают речи определенную стилевую окраску, а точнее сказать, делают речь торжественной, возвышенной, и в тех случаях, когда нет соответствующих слов в разговорном языке. В этом заключается суть реформы русского языка, которую осуществил Ломоносов.

Одно из отличий старославянского языка от русского мы с вами хорошо знаем: русским полногласным словам голос, холод, сторона и так далее соответствуют неполногласные старославянские. Голос на старославянском как будет? - (Глас.) Холод - ? (Хлад.) Сторона - ? (Страна.) Порох - ? (Прах.) Старославянское слово прах и древнерусское порох имели значение «пыль».

Старославянский язык оказал благотворное влияние на развитие русского языка: он значительно обогатил словарный запас нашего языка. Например, мы говорим: хо лод - и прохлада, холодный - и охлаж денный, холодеет - и охладить.

- Какие из этих слов вы отнесете к исконно русскими и какие заимствованы из старославянского? (Полногласные формы холод, хо лодный, холодеет являются исконно русскими словами, а неполногласные прохлада, ох лаждение, охладить имеют старославянское происхождение.)

Напомню, что язык первых славянских книг был хорошо понятен в древности всем славянским народам. Многое в этом языке мы можем понять без объяснения и теперь.

Посмотрите на первую запись на доске. (Лице свое скрывает...)

Этими словами начинается стихотворение М. В. Ломоносова, послушайте его первую строчку:

Лице свое скрывает день...

Стиховая строчка закончилась, делаем паузу в чтении. Догадался ли кто-нибудь из вас, как понимать: день скрывает свое лицо?

Послушайте следующую строчку:

Поля покрыла мрачна ночь…

Теперь, несомненно, прояснился смысл предыдущей фразы, - не правда ли?

Как вы понимаете фразу «поля покрыла какая ночь?» (Мрачна ночь.)

- Как видите, прилагательное мрачная употреблено без конечного гласного «я», т. е. имеет неполное окончание, употреблено в усеченной форме. Если усеченное прилагательное заменить прилагательным полной формы, то фраза лишится стихотворного ритма, - послушайте: поля покрыла мрачная ночь. В стихотворении Ломоносова мы встретим немало прилагательных в усеченной форме.

А скажите, от какого существительного образованоприлагательное мрачный ? (Мрак) Слово мрак старославянское, имеет значение «темнота, тьма, темень». Теперь как надо понимать выражение мрачная ночь ? (Темная ночь.) Послушайте четыре строчки стихотворения:

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень,

Лучи от нас склонились прочь.

Сначала темень покрыла... что? (Поля.)

Затем добралась до вершин... чего? (Гор.)

А как понимать «лучи от нас склонились прочъ»? (Солнце опустилось за горизонт, его лучей мы уже не видим, они «склонились прочъ от нас». ".

Обратите внимание на следующее. Мы вместе с автором стихотворения наблюдаем наступление ночи не в городе, а на природе: поля, горы, закатывается за горизонт солнце, и над нами... что? (Небо.) В современном городе ночного неба не увидишь, мешают фонари, дома.

А наблюдали ли вы ночное не6о в зимнюю морозную ночь?

Чем поражает оно наше воображение? (Мы видим бесчисленное множество звезд, и перед нами как бы открывается Вселенная, бескрайняя и таинственная.)

Это потрясающее впечатление при виде усыпанного звездами неба Ломоносов передает такими словами:

Открылась бездна звезд полна

Скажите, можно ли что-либо добавить к столь зримой картине звездного неба, созданной словами? Казалось бы, добавить нечего. Но поэт находит чем дополнить сказанное, чтобы точнее передать читателю свое изумление увиденным:

Послушайте еще раз и постарайтесь увидеть, как через изображение звездного неба проглядывает восторженное чувство очарованного человека:

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

Теперь откройте учебники с текстом стихотворения. Послушайте стихотворение. (Начало работы над стихотворением – его прослушивание. Без этого всякий разговор не только бесполезен, но попросту вреден: мы готовим читателей, умеющих наслаждаться, сопереживать, думать.)
Вечернее размышление о Божием Величестве при случае Великого северного сияния
Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень,

Лучи от нас склонились прочь.

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

В свирепом как перо огне, -

Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков;

Для общей славы божества

Там равна сила естества».


О вы, которых быстрый зрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак Являет естества устав!

Скажите, что нас так мятет?
Что зыблет ясный ночью луч?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Среди зимы рождал пожар?

Иль солнечны лучи блестят,

Иль тучных гор верхи горят;

И гладки волны бьют в эфир.
Сомнений полон ваш ответ

И что малейших дале звезд?

Несведом тварей вам конец?

Скажите ж, коль велик творец?*

IV. Этап первичной проверки понимания изученного.

Найдите и назовите слова, значения которых вам непонятно. Как вы думаете, почему значения этих слов вам не ясны? (устаревшие слова, вышедшие из активного употребления).

Поразмышляем над прочитанным

Стихотворение отделено от нашего времени более чем двумя столетиями и за это время в его тексте родились архаизмы времени – языковые факты, которые в ту далёкую эпоху устаревшими ещё не были.Поэтому,чтобы понять стихотворение,поработаем над словом.

- Обратимся к последней строке первой строфы. Чему нет дна? (Бездне.)

- Давайте подумаем, как образовано слово бездна. (От осуществительного дно и предлога без.) Бездна в буквальном смысле означает... что? («Без дна».) Заметьте, какое изящное выражение мысли о бескрайности мира: нет бездне дна!

- А чему числа нет? (Звездам.) По-русски звёздам. В современном русском языке определенных случаях происходит замена звука [э] звуком ["о]: звезда - но звёзды, звёздам. Языки древнерусский и старославянский такой замены не знали: звезда - звезды, звездам.

- Прочтем целиком первую строфу, следи те за мною по своим листкам.

В последней строке попробуем заменить старославянское звездам русским словом звёздам. Как прозвучит эта строка? Стихотворная фраза «звездам числа нет, бездне дна» превратилась в прозаическую

- Посмотрим, нарушится или не нарушит ся стиховой ритм первой строки, если ста рославянское выражение лице свое заме нить русским лицо своё . (Стих сохранился.)

- А теперь давайте подумаем, почему рус скому варианту «лицо своё скрывает день» Ломоносов предпочел старославянский «лице свое скрывает день»?

- Подумайте, можно ли фразу лице свое скрывает день прочитать в быстром темпе, весело, или она требует неторопливого, ровного, плавного произнесения? Спокойное, размеренное произнесение слов придает речи оттенок величавости, возвышенности. Такое ровное, мерное чтение первой строки определяет характер чтения всей строфы. И только такое неторопливое, как бы задумчивое чтение соответствует душевному настрою человека, охваченного восторженным чувством при созерцании открывшейся перед ним Вселенной.

- Скажите, какие мысли охватывают нас при наблюдении звездного неба? (Мысли о своей незначительности в бескрайнем мире, размышления о своем месте в нем.) -- Как эти мысли и чувства передает Ломоносов, мы увидим, прочитав следующую строфу. Вспомним только, что означает старославянское прах! (Пыль.)

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне, -

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

- Мысльми - древняя форма существительного. А как мы скажем теперь? (Мыслями.)

Обратим также внимание на слова углублён, утомлён. В современном русском языке в суффиксах этих причастий происходит чередование звуков [э] и [о]: углубле на - углублён, утомлена - утомлён. В древнерусском и старославянском языках, как вы уже знаете, такого чередования нет. Поэтому, чтобы придать речи возвышенный стиль, надо произнести эти причастия... как? (Углублен, утомлен.)

Один из учеников читает всю строфу. (Учитель следит за правильной расстановкой логических ударений

Взор повествователя прикован к звездному небу. Ведь перед ним Вселенная, скрывающая в себе величайшие тайны мироздания. Ах, как хочется проникнуть в них пытливому человеческому разуму! Голова кругом идет от нахлынувших мыслей.

- О чем они, эти мысли? О чем думает поэт и ученый? Это мы узнаем, прочитав следующую строфу.

В ней мы встретим выражение «множество светов» в значении «множество миров». В каком значении употреблено здесь существительное свет! (Мир, Вселенная.) Я читаю, вы следите за мною по своим листкам.

Уста премудрых нам гласят:

«Там разных множество светов,

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков;

Для общей славы божества

Там равна сила естества».

Последние две строчки требуют пояснения. Слово естество в данном случае является синонимом слова природа. Сила естества - как иначе можно сказать? (Сила природы.) Там равна сила естества - там такая же сила природы, т. е. такая же степь, высота ее совершенства, как и у природы, окружающей нас. И все это, конечно, возвышает славу Бога, Творца Вселенной. Обратите внимание на четвертую строчку Круг веков - т. е. «ход времени». Народы там и круг веков - там народы и их многовековая история. - Обратимся к заглавию стихотворения.

- Скажите, что побудило поэта к размышлению о Божьем величии? (Северное сияние)

Чтобы продолжить чтение стихотворения мы должны хорошо представлять себе картину северных сияний.

Используя Физическую карту России, покажите, где на территории Российской Федерации можно наблюдать северное сияние? (Кольский полуостров, Мурманск, Архангельск и т.д.)

- Вы видели когда-нибудь полярное сияние? Как современная наука объясняет северное сияние?

На фотографиях это явление природы выглядит очень красиво. (Просмотр фотографий северного (полярного) сияния на сайтах Интернета, или специально подготовленную Презентацию к уроку)

- Продолжим чтение. Что в стихотворении обозначают синонимы естество, натура? (Природа.)

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

- Откуда встает заря? (С полночных стран.)

- Какое слово в русском языке соот ветствует старославянскому неполногласно му слову страна? (Сторона.)

- От какого существительного образовано прилагательное полночный? (Полночь.) Полночная страна - это сторона, в которой солнце находится... когда? (Когда у нас полночь.) Ночью мы не видим солнца, потому что оно находится в полночной стране, т. е. в северной стороне, на севере.

Утренняя заря не может вставать на северной стороне неба; мы знаем, что солнце всходит на востоке, а не на севере. Так где ж, природа, твой закон, если заря вдруг поднимается с полночных стран, с севера?! Это же противоестественно, «незаконно»!

- Догадываетесь, какое природное явление Ломоносов называет зарею? (Северное сияние)

- Читаем следующие две строчки.

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

- К какому существительному относится усеченное прилагательное льдисты? (Моря.) Огнь - древнерусская форма... какого с л ов а? (Огонь.)

Солнце ставит свой трон, чтобы «царствовать», управлять природным явлением. Это первое предположение о причине северных сияний.

- Следующее предположение... какое? (Не льдисты ль мещут огнь моря?) В основе этого предположения лежит, очевидно, тот факт, что сияния наблюдаются на севере, над льдистыми морями.

Читаем следующие две строчки. Се значит «вот».

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

- Хладный - старославянское слово. Как скажем по-русски? (Холодный.)

Приступаем к чтению следующей строфы. Предварительно поясню несколько слов.

Естество - это слово мы уже встречали, что оно означает? (Природа.) Существительное устав родственно глаголам уста вить, установить и имеет значение «правило», «закон». Так, например, свод армейских правил и законов и теперь называется уставом, точнее, воинским уставом. Зрак - старославянское слово, переводится как «взгляд, взор, зрение». Глагол мя тет в наше время не употребляется, но сохранились родственные ему слова смятение, мятущийся. Смятение означает «душевное волнение, растерянность». При чтении стихотворения глагол следует произносить так: мя[т"эт], чтобы сохранить рифму.

- Я читаю строфу, вы следите за мной тексту .

О вы, которых быстрый зрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак

Являет естества устав!

Вам путь известен всех планет, -

Скажите, что нас так мятет?

- Скажите, к какому существительному отно сится прилагательное малый? (Знак.) Следовательно, эту фразу надо понимать так: «О вы, которым малый знак вещи показывает закон природы». На одном интересном факте проясню смысл сказанного

Сохранилось предание, будто бы Ньютон открыл закон всемирного тяготения, наблюдая падение яблока с яблони. Рассуждал он, вероятно, так. Если яблоко летит к земле, значит планета Земля притягивает к себе это яблоко. Но и яблоко в таком случае должно притягивать к себе планету Земля, так как оба они являются материальными телами и должны быть равны перед законом. Ньютон в малом знаке вещи - в падении яблока - своим быстрым зраком усмотрел устав природы, проник в кни гу вечных прав.

Следующую строфу читает один из учеников, остальные следят по своим листкам.

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

- Какое лексическое значение имеет глагол зыблет ? Родственными словами ему являются существительное зыбь, прилагательное зыбкий. Зыбь означает «легкое волнение на поверхности воды», зыбкий - «находящийся в состоянии зыби, колеблющийся». Как надо понимать глагол зыблет! («Колеблет, приводит в постоянное движение».)

- В следующей строке мы встречаем устаревшее слово тверд.ь Назовите однокоренное прилагательное к этому слову . (Твердый.) Устаревшее слово твердь означает «твердое основание». В выражении земная твердь оно означает «суша», в выражении небесная твердь означает «небо». Напомню, лучи северного сияния стремятся ввысь. Скажите, в каком значении - «суша» или «небо» здесь употреблено слово твердь? (Небо.)

- Вернемся к первой строчке. К какому существительному относится прилагательное ясный? (Луч.) Если в предложении поменять местами слова ясный и ночью, т. е. расставить слова синтаксически правильно, звучание стиха не нарушится. Проверим это. Прочитаем первую строчку, поменяв местами слова ясный и ночью...

- Почему же Ломоносов нарушает обычный порядок слов? При «неправильном» порядке слов возникает необходимость четко отделять едва заметной паузой слово от слова. При таком чтении каждое слово выделяется, повышается его смысловая весомость. Характер же читательского исполнения первой строки сохраняется и далее, до конца строфы.

В следующей строфе М. В. Ломоносов высказывает предположения о причине северного сияния:

Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склонясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

Согласно старинным учениям, все мировое пространство заполнено особой средой - эфиром. Греческим же словом зефир называют легкий ветерок. Море успокоилось, и волны стали «гладкими», потому что перестал дуть зефир. Такие волны «бьют в эфир» и вызывают его свечение.

Приступаем к чтению последней строфы стихотворения.

Окрест - значит «вокруг, кругом, около». Отсюда и существительное окрестность.

Сомнений полон ваш ответ

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

С вопросами, от которых «мысльми утомлен», ученый и поэт снова обращается к тем премудрым, «которых быстрый зрак пронзает в книгу вечных прав». Он спрашивает: что малейших дале звезд?

- Подумайте и догадайтесь, какие звезды кажутся нам ма лейшими, т. е. самыми слабыми? (Слабыми кажутся нам наиболее удаленные звезды.)

Ломоносов спрашивает, а скорее всего, сам ищет ответ на вопросы: что малейших дале звезд? коль пространен свет?

Выражение коль пространен понятно? Подберите родственное слово прилагательному пространен. (Пространство.)

Сомнений полон ответ о природе северных сияний, хотя они возникают «окрест ближних мест» и доступны наблюдению. Так можно ли знать о том, что дале малейших звезд, можно ли сказать, коль простра нен свет?

Несведом тварей вам конец?

- Непонятно? Сейчас помогу проникнуть в смысл сказанного.

Существительное тварь означало ранее любое живое существо и не имело бранного значения. Теперь о выражении несведом конец. Вам, конечно, знакомо слово сведущий? Сведу щий, знающий - слова-синонимы. Раньше в русском языке было и слово сведомый. Слова сведущий и сведомый составляют пару, подобно современным ведущий - ведомый, несущий - несомый, знающий - знаемый. Сведущий - тот, кто знает; све домый - то, что известно, что знаемо. В прошлом прилагательные и причастия нередко употреблялись в краткой форме: све дущий - сведущ (например: каждый сведущ в своем деле), сведомый - сведом (например: дело это не всякому сведомо). Выражение несведом конец означает «конец неизвестен» , а фразу несведом тварей вам конец следует понимать так: разнообразие живых существ настолько велико, что нет этому разнообразию конца.

Прочитаем последнюю строчку стихотворения

Скажите ж, коль велик творец?

- Обратимся к заголовку стихотворения . Стихотворение Ломоносова - это размышление... о чем? (О Божием Величестве.) Мы сказали бы теперь «о Божьем величии»

Слова величество, величие - старославянские. Они имеют общий корень с прилагательным великий, в краткой форме - велик. Однокоренные слова величество и велик в данном случае близки по смыслу и заключают стихотворение в рамку. В заголовке указывается цель повествования (о Божием Величестве), в заключительной фразе содержится главный вывод из сказанного (коль (как) велик Творец). Этот вывод дается в форме риторического вопроса, т. е. такого вопроса, который не требует ответа, потому что ответ заключен в самом вопросе:

Скажите ж, коль велик творец?
V. Этап систематизации и обобщения изученного

- А теперь еще раз прослушайте стихотворение М. В. Ломоносова.

Что нового вы узнали на уроке?

Что ещё хотели бы узнать?

Над чем вы задумались, уходя с урока?
VI. Этап информации о домашнем задании

1. Подготовить выразительное чтение и анализ стихотворения «Вечернее размышление…».

2. Особое задание (выполняется по желанию обучающихся): напишите мини-сочинение-рассуждение на темы: «Роль риторических вопросов в стихотворении «Вечернее размышление…» или «Какова роль наук в развитии общества? (Цитаты из «Оды на день восшествия на…»
Урок окончен. Спасибо!

1. Лице свое скрывает день,

Поля покрыла мрачна ночь,

Взошла на горы черна тень,

Лучи от нас склонились прочь,

Открылась бездна звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна.

2. Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я в сей бездне углублен

Теряюсь, мысльми утомлен!

3. Уста премудрых нам гласят:

Там разных множество светов,

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков:

Для общей славы Божества

Так равна сила естества.

4. Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льды ль мещут огнь моря?

Се хладный камень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

5. О вы, которых быстрый зрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малой вещи знак

Являет естества устав:

Вам путь известен всех планет,

Скажите, что нас так мятет?

6. Что зыблет ясной ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

7. Там спорит жирна мгла с водой,

Иль солнечны лучи блестят,

Слонясь сквозь воздух к нам густой

Иль тучных гор верхи горят,

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

8. Сомнений полон ваш ответ,

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Неведом тварей вам конец?

Скажите"ж, коль велик Творец?

УТРЕННЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ

1. Уже прекрасное светило

Простерло блеск свой по земли,

И Божия дела открыло:

Мой дух, с веселием внемли,

Чудяся ясным толь лучам,

Представь, каков Зиждитель сам!

2. Когда бы смертным толь высоко

Возможно было возлететь,

Чтоб к солнцу бренно наше око

Могло приблизившись воззреть,

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно Океан.

3. Там огненны валы стремятся

И не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков,

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

4. Сия ужасная громада

Как искра пред тобой одна,

О, коль пресветлая лампада,

Тобою, Боже, возжена,

Для наших повседневных дел,

Что Ты творить нам повелел!

5. От мрачной ночи свободились

Поля, бугры, моря и лес,

И взору нашему открылись

Исполнены Твоих чудес.

Там всякая взывает плоть:

Велик Зиждитель наш Господь!

6. Светило дневное блистает

Лишь только на поверхность тел,

Но взор Твой в бездну проницает,

Не зная никаких предел.

От светлости Твоих очей

Лиется радость твари всей.

7. Творец! покрытому мне тьмою

Простри премудрости лучи,

И, что угодно пред Тобою,

Всегда творити научи,

И, на Твою взирая тварь,

Хвалить Тебя, безсмертный Царь.

ПРЕЛОЖЕНИЯ ПСАЛМОВ

ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 1

1. Блажен, кто к злым в совет не ходит,

Не хочет грешным в след ступать,

И с тем, кто в пагубу приводит,

В согласных мыслях заседать,


2. Но волю токмо подвергает

Закону Божию во всем,

И сердцем оный наблюдает

Во всем течении своем.


3. Как древо он распространиться,

Что близ текущих вод растет,

Плодом своим обогатиться,

И лист его не отпадет.


4. Он узрит следствия поспешны

В незлобивых своих делах,

Но пагубой смутятся грешны,

Как вихрем восхищенный прах.


5. И так злодеи не возстанут

Пред Вышняго Творца на суд,

И праведные не вспомянут

В своем соборе их отнюдь.


6. Господь на праведных взирает,

И их в пути Своем хранит,

От грешных взор Свой отвращет,

И злобный путь их погубит.


Между 1743 и началом 1751

ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 14

1. Господи, кто обитает

В светлом доме выше звезд,

Кто с Тобою населяет

Верх священный горних мест?


2. Тот, кто ходит непорочно,

Правду завсегда хранит,

И нелестным сердцем точно

Как языком говорит.


3. Кто устами льстить не знает,

Ближним не наносит бед,

Хитрых сетей не сплетает,

Чтобы в них увяз сосед.


4. Презирает всех лукавых,

Хвалит Вышнего рабов

И пред Ним душою правых,

Держится присяжных слов,


5. В лихву дать сребро стыдиться,

Мзды с невинных не берет.

Кто так жить на свете тщится,

Тот вовеки не падет.


Между 1743 и 1747

ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 26

1. Господь Спаситель мне и Свет:

Кого я убоюся?

Господь Сам жизнь мою блюдет:

Кого я устрашуся?


2. Во злобе плоть мою пожрать

Противны устремились.

Но злой совет хотя начать,

Упадши, сокрушились.


3. Хоть полк против меня восстань,

Но я не ужасаюсь.

Пускай враги воздвигнут брань,

На Бога полагаюсь.


4. Я только от Творца прошу,

Чтоб в храм Его вселиться,

И больше в свете не ищу,

Как в оном веселиться.


5. В селении своем покрыл

Меня Он в день печали,

И неподвижно укрепил,

Как злые окружали.


6. Возвысил Он мою главу

«Утреннее размышление о Божием величестве»,

«Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния»

Ломоносов

История создания и жанр. В XVIII веке духовными одами назывались стихотворные переложения псалмов — лирических текстов молитвенного характера, составляющих одну из книг Библии — Псалтирь. Для русского читателя XVIII в. Псалтирь была особенной книгой: любой грамотный человек знал Псалтирь наизусть, потому что по текстам этой книги учили читать. Поэтому переложения псалмов (стихотворный русский перевод старославянских текстов) как лирический жанр были весьма популярны.

В творчестве выдающегося ученого, мыслителя, поэта М.В. Ломоносова жанр духовной оды получает распространение не только в своей традиционной форме, но и как особый жанр научно-философской лирики. В этих произведениях он выражает веру в науку и человеческий разум, восхищается природой как Божественным творением.

Хотя духовная тематика не была самой распространенной в литературном творчестве Ломоносова, однако целый ряд его поэтических произведений посвящен именно этим вопросам. К жанру духовной оды в творчестве Ломоносова принято относить следующие произведения: «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Утреннее размышление о Божием величестве», а также стихотворные переложения из текстов Священного Писания (фрагменты из книги Иова; переложения псалмов 3,14, 26, 34, 70, 116, 143, 145). Все духовные оды Ломоносова написаны в промежутке между 1743 и 1751 гг. Ученый-энциклопедист в эти годы интенсивно занимается научными изысканиями. Это время, когда Ломоносов стремится всеми силами способствовать развитию отечественной науки, утверждая свои научные взгляды в Петербургской Академии Наук, где большинство ученых и административных постов тогда занимали ученые из европейских стран, главным образом немцы. Его духовные оды стали философской декларацией писателя-ученого, отстаивающего свой взгляд на устройство мироздания, значение науки и определяющего сферу ее приложения в условиях своего отечества.

Тематика и проблематика. Для духовных од Ломоносова характерен широчайший диапазон проблем. Писатель задается разнообразными нравственно-философскими вопросами, размышляет о роли и месте человека и науки в мироздании, о совершенстве природы как Божественного творения. При этом Ломоносов отличается от православных писателей прошлого тем, что он не чуждается «свободного философствования». Будучи глубоко верующим человеком, он отвергает «стеснение сферы науки религией». «Неверно рассуждает математик, — замечает М.В. Ломоносов, — если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтири можно научиться астрономии и химии». Известна ломоносовская формула: «Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято»1. Святость научного знания в понимании Ломоносова обозначала необходимость всецело посвятить себя науке. Универсализм его дарования проявлялся в нерасчленимости для него науки и литературы, религии и науки.

Две рассматриваемые оригинальные оды Ломоносова не имеют библейского источника, как остальные, они навеяны научными занятиями поэта астрономией и физикой. «Утреннее размышление о Божием величестве» и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» представляют собой опыты создания научной картины мира поэтическими средствами. В «Вечернем размышлении...» поэт-ученый выдвигает научную гипотезу об электрической природе северного сияния. В «Утреннем размышлении...» рисуется научно достоверная, как ее себе представляли в XVIII в., картина солнечной поверхности:

Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

В этих одах появляется образ человека-исследователя, он подобен титану-первооткрывателю, который вопрошает Творца:

Творец, покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи,
И, что угодно пред Тобою,
Всегда творити научи.
(«Утреннее размышление...»)

Лирический герой этих стихотворений стремится проникнуть в тайны мироздания, познать законы природы:

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

При этом он говорит о смятении человека перед непознаваемостью законов мироздания:

Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров» сочетаются в этих духовных одах с преклонением перед безграничной созидательной силой Творца, неизмеримое величие которого являет себя в устройстве мира, картинах грандиозной природы, ее могуществе и силе. Это приводит поэта в благоговейный восторг, подобный духовному состоянию автора библейских псалмов, и облекается в насыщенную мощными образами поэтическую картину;

От мрачной ночи свободились
Поля, бугры, моря и лес,
И взору нашему открылись,
Исполнены твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
«Велик Зиждитель наш Господь!»

Идея и пафос. В духовных одах Ломоносова выразились не только его важнейшие идеи, но и нашла отражение творческая индивидуальность писателя. Ломоносов во всю мощь своего энциклопедического научного мышления создает грандиозные космические картины, в описании которых сливаются лирические эмоции человеческого восторга перед стройностью божественного творения, а также ощущение неисповедимого божественного Промысла и непознаваемости глубинных связей, конечных причин, лежащих в основе мироздания.

Поэт выражает в этих духовных одах чувство потерянности и религиозный энтузиазм человека, охватывающие его ум при созерцании величественных картин природы. У человека, выросшего среди сурово-величественной природы. Севера и ставшего ее исследователем и певцом, картина первозданной природы вызывает особое отношение:

Сия ужасная громада
Как искра пред Тобой одна!
О, коль пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжена,
Для наших повседневных дел,
Что Ты творить нам повелел!

(«Утреннее размышление о Божием величестве») ,

Именно этот эмоциональный диссонанс — с одной стороны, восторг, вызванный ощущением божественной гармонии и взаимосвязи всех элементов мироздания, с другой — смятение перед непознаваемостью мира — порождает в духовных одах Ломоносова сложную двойную интонацию. Они являются гимном и элегией одновременно.

Значение произведения. Духовные оды Ломоносова по праву признаются наиболее совершенными в художественном отношении поэтическими произведениями писателя. Медная крепость их стиля удивительно гармонирует с грандиозностью рисуемых образов. В дальнейшем не раз русская литература вновь и вновь обращалась к духовным проблемам, создавая высочайшие художественные творения, которые принесли ей мировую славу. В конце XVIII века дело Ломоносова продолжил Державин, а затем в поэзии XIX века натурфилософская поэзия Тютчева наследует традиции ломоносовских духовных од, особенно в создании картин ночного пейзажа. Конечно, классицизм с его строгим делением на стили и жанры безвозвратно ушел в прошлое, оды, столь популярные среди писателей этого литературного направления, сменились другими стихотворными жанрами. Но сам накал духовного искания, выраженный в возвышенных художественных образах, связанных с библейской первоосновой, не мог исчерпать себя. В русской литературе он отразился в той ее пророческой ветви, которая дала нам незабываемых «Пророков» Пушкина и Лермонтова, навсегда связавших воедино в русской литературе имя Поэта с высокой миссией Пророка.

«Вечернее размышление о Божием величестве…» Михаил Ломоносов

Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет,-
Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?

Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?

Анализ стихотворения Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве…»

В мае 1743 года Ломоносов был заключен под стражу. Причиной тому послужил конфликт с иностранными профессорами, работавшими в Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. Михаил Васильевич пробыл в тюрьме восемь месяцев. Этот период отмечен его активной научной и творческой деятельностью. В частности, он написал «Вечернее размышление о Божием величестве». Упоминание о Господе в официальном названии продиктовано желанием угодить цензуре. При этом в самой оде Ломоносов высказывал мысли, которые вызвали негодование со стороны церковников того времени. Речь идет в первую очередь о вполне материалистических представлениях, касающихся устройства вселенной. С большой долей уверенности можно сказать, что Михаилу Васильевичу были близки некоторые идеи деизма. Последователи этого религиозно-философского течения не отрицают существования Бога и факта сотворения Им мира, но отказываются принимать религиозный догматизм, значительную часть явлений, носящих сверхъестественный и мистический характер. Когда Ломоносов в стихотворениях упоминает Господа, то в качестве синонимов стоит рассматривать слова «природа», «естество».

Стихотворение «Вечернее размышление о Божием величестве» тесно связано с научными изысканиями Михаила Васильевича, что легко подтверждается на примере буквально нескольких строк. Примерно в середине оды написано следующее: «Там разных множество светов». Ломоносов утверждал наличие большого количества населенных миров. Мысль эту он пытался доказать в труде «Явление Венеры на Солнце», написанном в 1761 году. Значительная часть стихотворения посвящена рассуждениям о природе северных сияний, изучению которых Михаил Васильевич посвятил немало времени. В оде задается вопрос:
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Адресован он немецкому ученому Христиану фон Вольфу. По его мнению, северные сияния образуются вследствие возгорания в небе «тонких испарений», рождающихся в земных недрах. Далее следует обращение к группе бреславльских ученых-натуралистов: «…Иль тучных гор верхи горят…». В 1716 году они высказали идею о том, что северные сияния тесно связаны с исландским вулканом Гекла. Якобы его огни отражаются в морских льдах при их передвижении. Ближе к финалу Ломоносов транслирует собственную теорию: «…И гладки волны бьют в эфир». Согласно гипотезе Михаила Васильевича, северные сияния имеют электрическую природу. Надо отметить, что необычным явлением он интересовался в течение всей жизни. В 1743 году (время создания рассматриваемой оды) приступил к регулярным наблюдениям за северными сияниями. В научной работе «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753) имеется их описание в прозе, удивительное по силе и красоте.

«Вечернее размышление о Божием Величестве» Ломоносов включил в «Риторику» (1748) – книгу по мировой литературе, в которую также вошли произведения русских писателей. Затем ода была напечатана в двух собраниях сочинений Михаила Васильевича, изданных в 1751 и 1758. Каждый раз текст стихотворения подвергался изменениям. Главная задача переделок – воспроизведение хода научной мысли с максимальной точностью и простотой. В итоге цели автор достиг. Четырехстопный ямб в сочетании с мужскими рифмами позволил идеально воплотить в стихотворной форме пафос естествоиспытателя и поэта.

Современники по достоинству оценили «Вечернее измышление о Божием Величестве». Ода приобрела необыкновенную популярность не только в образованных кругах. Она часто встречалась в рукописных песенниках, широко распространенных в восемнадцатом столетии.

М. В. Ломоносов. Преложение псалма 103-го. Утреннее размышление о Божием величестве. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния

Три стихотворения Михаила Васильевича Ломоносова (1711 - 1765), публикуемые в этой книге, отражают дух его поэзии и его художественные открытия, во многом определившие дальнейшее развитие русской словесности: создание основ литературного языка, совершенствование - вослед за В. К. Тредиаковским, но с оригинальностью и мощью гения - русского стиха, разработка начал эпической и лирической поэзии, научно-художественной литературы. Ломоносовские переложения библейских псалмов и размышления о Божием величестве (в нынешнем словоупотреблении - величии) поражают единством неколебимой веры в непостижимую мудрость Творца, совершенство Его творения и пламенной жажды знания, творчества, счастливого сознания силы и благотворности человеческого разума.

«Преложение псалма 103», написанное, как и другие «преложения», в 40-е гг., - высокий образец верности духу подлинника и свободы преображения его в сознании поэта иного времени, языка и культуры. Сопоставление исконного текста с ломоносовским для читателей нашего времени крайне затруднено тем, что в их распоряжении тоже переводы: на древнеславянский и русский (впервые полная рукописная Славянская Библия создана в 1499 г., полная печатная в 1581 г., ее ветхозаветная часть отредактирована в первой половине XVIII в., впервые полная Русская Библия издана в 1876 г.). Ломоносов мог пользоваться Славянской Библией, а также переводами Библии на греческий («Септуагинта» - «Перевод семидесяти», III в. до н.э.) и на латынь («Вульгата» - «Народная», IV в. н.э.). Все же сопоставление даже с Русской Библией, которой при Ломоносове не было, позволяет ощутить характер «преложения». Вот два стиха из Библии:

«Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки;

Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее; на горах стоят воды.»

Соответствующие два четверостишия Ломоносова:

Ты землю твердо основал, И для надежныя окрепы Недвижны положил заклепы И вечну непреклонность дал.

Ты бездною ее облек, Ты повелел водам парами, Всходить, сгущаяся над нами, Где дождь рождается и снег.

Очевидна верность источнику, заметны и особенности, внесенные поэтом-северянином и естествоиспытателем.

Стихотворение понятно современному читателю: старинные слова придают ему торжественность, смысл их раскрывается в контексте, за исключением разве что слова «онагр» - осел, животное, которое высоко ценилось в Палестине за исключительную полезность в хозяйстве; на белых ослицах ездили люди почетные.

«Утреннее» и «Вечернее» размышления написаны в 1743 г. Это лирика, созданная убежденным христианином, поэтом-ученым; поразительный сплав научной проницательности и поэтической образности (об этих стихотворениях см. также в первой главе книги). Здесь нуждаются в пояснении слова «Зиждитель» - создатель, «тварь» - творение, «натура», «естество» - природа.

Печ. по кн.: Ломоносов М. В. Сочинения. Л., 1957.

1b М. В. ЛОМОНОСОВ

Преложение псалма 103-го

Да хвалит дух мой и язык Всесильного Творца державу, Великолепие и славу. О Боже мой, коль Ты велик!

Одеян чудной красотой, Зарей божественного света, Ты звезды распростер без счета Шатру подобно пред Собой.

Покрыв водами высоты, На легких облаках восходишь, Крилами ветров шум наводишь, Когда на них летаешь Ты.

И воли Твоея послы, Как устремления воздушны, Всесильным маниям послушны, Текут, горят, не зная мглы.

Ты землю твердо основал И для надежныя окрепы Недвижны положил заклепы И вечну непреклонность дал,

Ты бездною ея облек, Ты повелел водам парами Всходить, сгущался над нами, Где дождь рождается и снег.

Их воля - Твой единый взгляд. От запрещения мутятся И в тучи, устрашась, теснятся; Лишь грянет гром Твой, вниз шумят.

Восходят горы в высоту; Крутые ставишь Ты стремнины И стелешь злачные долины, Угрюмством множа красоту.

Предел верхам их положил, Чтоб землю скрыть не обратились, Ничем бы вниз не преклонились, Кроме Твоих безмерных сил.

Из гор в долины льешь ключи И прохлаждаешь тем от зноя: Журчат для сладкого покоя, Между горами текучи.

И напояют всех зверей, Что окрест сел себя питают; Онагры ждут, как в жажде тают, Отрады от руки Твоей.

Слетаясь тамо птицы в тень, Возносят пение и свисты, Живят вертепы каменисты И тем проводят жаркой день.

Ты свыше влагу льешь горам, Плодами землю насаждаешь И все народы насыщаешь, Свидетелей Твоим делам.

Растишь в полях траву для стад; Нам разны зелия в потребу Обильно прилагаешь к хлебу, Щедротою ко всем богат.

Хлеб силой нашу грудь крепит, Нам масло члены умягчает, Вино в печали утешает И сердце радостью живит.

Древам даешь обильный тук, Поля венчаешь ими, щедрый! Насаждены в Ливане кедры Могуществом всесильных рук.

Утреннее размышление о Божием Величестве

Уже прекрасное светило Простерло блеск свой по земли И Божия дела открыло. Мой дух, с веселием внемли, Чудяся ясным толь лучам, Представь, каков Зиждитель сам!

Когда бы смертным толь высоко Возможно было возлететь, Чтоб к солнцу бренно наше око Могло, приближившись, воззреть, Тогда б со всех открылся стран Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся И не находят берегов, Там вихри пламенны крутятся, Борющись множество веков; Там камни, как вода, кипят, Горящи там дожди шумят.

Сия ужасная громада - Как искра пред Тобой одна. О коль пресветлая лампада Тобою, Боже, возжена Для наших повседневных дел, Что Ты творить нам повелел!

От мрачной ночи свободились Поля, бугры, моря и лес И взору нашему открылись, Исполненны Твоих чудес. Там всякая взывает плоть: «Велик Зиждитель наш, Господь!»

Светило дневное блистает Лишь только на поверхность тел; Но взор Твой в бездну проницает, Не зная никаких предел. От светлости Твоих очей Лиется радость твари всей.

Творец! Покрытому мне тьмою Простри премудрости лучи И что угодно пред Тобою Всегда творити научи И, на Твою взирая тварь, Хвалить Тебя, бессмертный Царь.

1743 (?)

Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния

Лице свое скрывает день, Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на горы черна тень, Лучи от нас склонились прочь. Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волна: Как мала искра в вечном льде, Как в сильном вихре тонкий прах, В свирепом как перо огне, Так я, в сей бездне углублен, Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят: «Там разных множество светов, Несчетны солнца там горят, Народы там и круг веков; Для общей славы Божества Там равна сила естества».

Но где ж, натура, твой закон? С полночных стран встает заря! Не солнце ль ставит там свой трон? Не льдисты ль мещут огнь моря? Се хладный пламень нас покрыл! Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак Пронзает в книгу вечных прав, Которым малый вещи знак Являет естества устав, Вам путь известен всех планет; Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит? Как молния без грозных туч Стремится от земли в зенит? Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой; Иль солнечны лучи блестят, Склонясь сквозь воздух к нам густой; Иль тучных гор верьхи горят; Иль в море дуть престал зефир, И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ О том, что окрест ближних мест. Скажите ж, коль пространен свет? И что малейших дале звезд? Несведом тварей вам конец? Скажите ж, коль велик Творец?

Из книги Духовные стихи автора

Из книги Духовные стихи автора Ломоносов Михаил Васильевич

УТРЕННЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ 1. Уже прекрасное светилоПростерло блеск свой по земли,И Божия дела открыло:Мой дух, с веселием внемли,Чудяся ясным толь лучам,Представь, каков Зиждитель сам!2. Когда бы смертным толь высокоВозможно было возлететь,Чтоб к солнцу

Из книги Духовные стихи автора Ломоносов Михаил Васильевич

ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 14 1. Господи, кто обитаетВ светлом доме выше звезд,Кто с Тобою населяетВерх священный горних мест?2. Тот, кто ходит непорочно,Правду завсегда хранит,И нелестным сердцем точноКак языком говорит.3. Кто устами льстить не знает,Ближним не наносит бед,Хитрых

Из книги Духовные стихи автора Ломоносов Михаил Васильевич

ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 26 1. Господь Спаситель мне и Свет:Кого я убоюся?Господь Сам жизнь мою блюдет:Кого я устрашуся?2. Во злобе плоть мою пожратьПротивны устремились.Но злой совет хотя начать,Упадши, сокрушились.3. Хоть полк против меня восстань,Но я не ужасаюсь.Пускай враги

Из книги Духовные стихи автора Ломоносов Михаил Васильевич

ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 34 1. Суди обидящих, Зиждитель,И от борющихся со мнойВсегдашний буди Покровитель,Заступник и Спаситель мой.2. На глас мой ныне преклонися,Прими оружие и щит,И мне на помощь ополчися,Когда противник мне грозит.3. Сдержи стремление гонящих,Ударив пламенным

Из книги Духовные стихи автора Ломоносов Михаил Васильевич

ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 70 1. В Тебе надежду полагаю,Всесильный Господи, всегдаК Тебе и ныне прибегаю,Да ввек спасутся от студа.2. Святою правдою ТвоеюИзбавь меня от злобных рук,Склонись молитвою моеюИ сокруши коварных лук.3. Поборник мне и Бог мой будиПротив стремящихся враговИ

Из книги Духовные стихи автора Ломоносов Михаил Васильевич

ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 103 1. Да хвалит дух мой и языкВсесильного Творца державу,Великолепие и славу.О Боже мой, коль Ты велик!2. Одеян чудной красотой,Зарей божественнаго света,Ты звезды распростер без счета,Шатру подобно, пред Тобой.3. Покрыв водами высоты,На легких облаках

Из книги Духовные стихи автора Ломоносов Михаил Васильевич

ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 116 Хвалите Господа, всея земли языки,Воспойте Вышняго, вси малы и велики,Что милость Он Свою вовек поставил в нас,И истина Его пребудет всякой

Из книги Духовные стихи автора Ломоносов Михаил Васильевич

ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 143 1. Благословен Господь мой Бог,Мою десницу укрепивый,И персты в брани научивыйСотрет врагов взнесенный рог.2. Заступник и Спаситель мой,Покров и милость и отрада,Надежда в брани и ограда,Под власть мне дал народ святой.3. О Боже, что есть человек?Что Ты

Из книги Духовные стихи автора Ломоносов Михаил Васильевич

ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 145 1. Хвалу Всевышнему ВладыкеПотщися, дух мой, возсылать:Я буду петь в гремящем ликеО Нем, пока могу дыхать.2. Никто не уповай вовекиНа тщетну власть князей земных:Их те ж родили человеки,И нет спасения от них.3. Когда с душою разлучатся,И тленна плоть их в

М. В. Ломоносов. ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 1 М. В. Ломоносов ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 1 1 Блажен, кто к злым в совет не ходит, Не хочет грешным вслед ступать И с тем, кто в пагубу приводит, В согласных мыслях заседать, 2 Но волю токмо подвергает Закону Божию во всем И сердцем оный наблюдает

Из книги Псалмы-Псалтирь в переводах (переложениях) стихами автора

М. В. Ломоносов ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 14 1 Господи, кто обитает В светлом доме выше звезд? Кто с тобою населяет Верьх священный горних мест? 2 Тот, кто ходит непорочно, Правду завсегда хранит И нелестным сердцем точно, Как устами, говорит; 3 Кто языком льстить не знает, Ближним не

Из книги Псалмы-Псалтирь в переводах (переложениях) стихами автора

М. В. Ломоносов ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 26 1 Господь - Спаситель мне и свет: Кого я убоюся? Господь сам жизнь мою блюдет: Кого я устрашуся? 2 Во злобе плоть мою пожрать Противны устремились; Но, злой совет хотя начать, Упадши сокрушились. 3 Хоть полк против меня восстань, Но я не

Из книги Псалмы-Псалтирь в переводах (переложениях) стихами автора

М. В. Ломоносов. ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 34 М. В. Ломоносов ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 34 1 Суди обидящих, Зиждитель, И от борющихся со мной Всегдашний буди Покровитель, Заступник и Спаситель мой. 2 На глас мой ныне преклонися, Прими оружие и щит И мне на помощь ополчися, Когда противник мне

Из книги Псалмы-Псалтирь в переводах (переложениях) стихами автора

М. В. Ломоносов. ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 143 М. В. Ломоносов ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 1431 Благословен Господь мой Бог, Мою десницу укрепивый И персты в брани научивый Сотреть врагов взнесенный рог. 2 Заступник и спаситель мой, Покров, и милость, и отрада, Надежда в брани и ограда, Под

Из книги Псалмы-Псалтирь в переводах (переложениях) стихами автора

М. В. Ломоносов. ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 145 М. В. Ломоносов ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 145Хвалу всевышнему владыке Потщися, дух мой, воссылать; Я буду петь в гремящем лике О нем, пока могу дыхать. Никто не уповай вовеки На тщетну власть князей земных: Их те ж родили человеки, И нет спасения от