Как же привить ребенку любовь к чтению? Какие вопросы следует задавать по прочитанной книге.

Приучайте с самого раннего возраста, что чтение - это способ получить удовольствие. А для этого - пусть как можно чаще ребенок видит Вас читающими. К сожалению, современные технологии постепенно вытесняют бумажные книги и поощряют любителей чтения использовать электронные носители или читать онлайн. Однако, для ребенка лучше использовать чтение бумажных книг.
Мой 3-х летний приемный сын Ваня каждый вечер перед сном наблюдал меня с книгой в руках. Интересовался, о чем я читаю и интересно ли мне. Я на доступном для малыша языке открывала для него мир взрослых книг. Сын с умным видом стал приносить по вечерам детские книжки, и мы вместе «читали»: он свою книгу, я свою. Он именно так и говорил: «Я читаю книгу». А после у него появилась любимая книга, читать которую он просил меня перед сном.
Вскоре чтение по вечерам с малышами стало для нас традицией.
Вечерняя сказка как нельзя лучше подходит для формирования у ребенка чувства безопасности: мама и папа рядом, все в порядке, могу спокойно ложиться спать. Ребенок расслабляется и, «подготовленный ко сну», идет в кроватку.

Если малыш (до 5 лет) не хочет слушать сказку, то лучше не настаивать. Книга не должна ассоциироваться с неприятными впечатлениями от «давящих» родителей. Любым давлением можно отбить навсегда желание читать. Дети из нашего детского сада отказывались слушать сказку, когда им хотелось побегать и поиграть, зато с огромным удовольствием погружались в мир книг после дневного сна. Ищите время, когда Ваш малыш будет восприимчивым к чтению.

Сказка для ребенка - это погружение в новый, неизведанный мир. Плохих сказок так же много, как и хороших. Поэтому будьте избирательны! Читайте разные сказки, ищите, что больше по душе Вашему малышу. Мне, например, нравятся сказки Г.Х. Андерсена, сказки в стихах А.С. Пушкина, Н.Н. Носова «Незнайка», произведения П.П. Бажова, выборочно русские народные сказки, сказки народов мира.

До 5 лет у детей, как правило, слабо развита волевая сфера, и им сложно более 15 минут сосредоточено слушать. Поэтому читайте выразительно, не торопясь, выделяйте голосом автора и героев. Замирайте, рычите, пищите, громко кричите - творите! Обязательно добавляйте для выразительности жесты. Это помогает обратить внимание ребенка на Вас. Понаблюдайте, как долго ребенок может внимательно слушать сказку - начал ерзать, смотреть по сторонам - заканчивайте чтение или укоротите сказку, не перегружайте сознание малыша. Если Вы уже почти закончили читать, то предложите дослушать сказку. Переключайте внимание ребенка вопросами о том, что Вы читаете: «А что же сейчас произошло с принцессой? Как ты думаешь, почему она так поступила? А чтобы на ее месте сделал ты?» и.т.д.

Выбирайте книги с красивыми иллюстрациями. Смотрите на книги, которые покупаете, глазами ребенка - спокойные тона, понятные герои. Рисунков на одной странице не должно быть много, иначе сознание ребенка, цепляясь за детали, не сможет уловить сути. Из моего детства я помню книгу, к которой я боялась подходить. Художник изобразил такого страшного волка, что я прижималась к маме, боясь, что он прыгнет на меня.

Рассматривайте фотографии (настоящие фотографии) и придумывайте истории вместе с ребенком, используя в речи определения, описывающие происходящее на фотографии. Легче всего начать с фотографий животного мира или природы. Можно задавать ребенку наводящие вопросы: «Какое это животное? Какими качествами оно обладает? Давай придумаем про него интересную историю?» и.т.д. Потом усложняйте: используйте фотографии с сюжетом, с большим количеством деталей, с двумя-тремя персонажами.

Описание и придумывание историй помогает развить речь и фантазию ребенка, расширить словарный запас, почувствовать себя создателем сказки.

Почитайте с ребенком книгу детских стихов. Дополнительный интерес ребенка привлекут весёлые рифмы. Небольшой стих ребенок сможет легко запомнить наизусть после нескольких прочтений.

А вот как получилось увлечь книгой моих старших:

Совместное чтение книги:

У моих старших приемных детей (Лиза, 13-ти и Артем, 14-ти лет) были сложности с чтением книг. Один ребенок притворялся, что читает, а другой, из-за сильного отставания, читал почти по слогам.

Своими силами они эти трудности преодолеть не могли. Надо было втянуть их в процесс, сделав его легким, коллективным и увлекательным…

Для этого мы всей семьей начали читать «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова. У каждого в руках было по экземпляру, чтобы они следили за текстом, когда читали взрослые. Определяли по желанию, кто будет читать за автора, кто - за героя. Читали выразительно, эмоционально. Поскольку мы с мужем читали книгу раньше, то сложные эпизоды мы просто пересказывали. Дети привыкали не стесняться уточнять смысл незнакомых слов. После прочтения нескольких глав смотрели фильм. Ребята комментировали просмотр и искренне недоумевали, если в фильме не было эпизодов, которые стали любимыми. Ребята признались, что читать - гораздо интереснее, чем смотреть фильм.
Лиза сказала: «Когда я читаю книгу, я сама в своей голове рисую целый мир, яркий, интересный. Фильм после этого кажется сухим и бесцветным, а актеры не всегда играют точно» .
Так в первый раз дети получили удовольствие от чтения. Вся семья была «в теме», поэтому часто за столом во время ужина обсуждали хитросплетения сюжета, поведение героев, запомнившиеся моменты.

После Лиза, «войдя в возраст», заинтересовалась темой любви. Мне удалось направить ее интерес к книгам, чтобы удержать от практических экспериментов. Первое, что я дала ей, были стихи о любви поэтов Золотого и Серебряного века: А.С. Пушкина, М.С. Лермонтова, И.Ф. Анненского, А.А. Ахматовой, А.А. Блока, М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, выборочно С.А. Есенина. Заодно Лиза с интересом изучила военную лирику и лирику Е.А. Евтушенко. Потом я предложила прочитать вместе «Последнюю поэму» Р. Тагора. Читали вслух, обсуждали. Поскольку произведение талантливое, то вызвало большой эмоциональный отклик. Лиза побежала за подругами, и мы продолжили чтение вместе. Они завели тетради, в которые выписывали фразы из книги и особенно полюбившиеся стихотворения.

Я предлагала ей книги, помогающие понять и разобраться в собственных чувствах, используя чужой опыт. На этой волне интереса к тонким человеческим чувствам были легко освоены и произведения школьной программы: «Вишневый сад», «Дама с собачкой» (А.П. Чехов), «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин), «Гранатовый браслет» (А.И.Куприн). Много размышлений вызвал старый зарубежный бестселлер «Анжелика» (А. и С. Голон).
Теперь, зная, какие образы заложены у моей дочери, мне легче поднимать и обсуждать тему отношений с мальчиками и вопросы, возникающие в подростковом возрасте. В наших отношениях появилось больше доверия и искренности.

Благодаря совместному чтению у нас в семье стали появляться общие традиции и ритуалы. Когда мы с мужем пикируемся цитатами из любимых книг, дети особенно радуются, когда понимают, из какого это произведения и какой смысл несет шутка. Радостно шутят в ответ.

Что делать, если ребенку неинтересно то, что он читает?

А какие у Вашего ребенка интересы и уровень подготовки? Если книги, которые Вы даете ребенку, не интересны, то это может быть по двум причинам: Вы дали сложную книгу или у ребенка слабо развита волевая сфера.
Можно начать с легких и интересных рассказов, постепенно усложняя материал. В рассказах для начала должно быть немного действующих лиц, их поступки должны быть логичны и понятны для ребенка.
Тем, кто постарше, советую рассказы А.П. Чехова, И.А. Бунина , они дают возможность ОТОЖДЕСТВИТЬСЯ с героем или ситуацией.
Ребенку, который никогда не брал книжку в руки, не логично давать вашу любимую «Войну и мир» Л.Н. Толстого. Он не оценит того, что видите в этой книге Вы.
Потом, когда вы увидите, что он уже сам вошел во вкус, можно дать свободу выбора. Если он увлечен путешествиями, то рекомендую книги для совместного прочтения: - «Дети капитана Гранта» Ж.Г. Верна «Затерянный мир» А.К. Дойля.
С Лизой мы начинали с легких юмористических рассказов А.П. Чехова . Читали, комментировали, обсуждали. После она самостоятельно с увлечением прочитала всю книгу и просила подобрать что- нибудь столь же занятное. Я предложила ей «Звездные дневники Иона Тихого» С. Лема, «Кысь» Т.Н. Толстой.

Я вдохновляю и увлекаю детей книгами, которые читаю сама.

Во время чтения я делюсь своими впечатлениями от прочитанного, читаю с выражением понравившиеся отрывки. Благодаря этому у старших детей появился список книг, которые они хотели бы прочесть в будущем.

  • Важно вместе с ребенком определить точное время для чтения. Например, час после обеда или перед сном. Так вы постепенно сможете создать у ребенка привычку читать каждый день.
  • Пусть чтение проходит в уютной для ребенка обстановке. Посадите его в удобное кресло с подушками, укройте пледом. Можно приготовить чай, зажечь свечу.

Будет здорово, если чтение из нудной необходимости превратится в праздник, в таинственный ритуал.

Дмитрий Морозов

«Для меня чтение - это способ прожить несколько жизней, опробовать разные пути, набрать лучшего материала для выстраивания Образа мира, соответствующего задачам самосовершенствования личности».
Всемирно известная писательница Урсула ЛеГуин высказала в недавнем интервью взгляды, которые совпали с нашими принципами педагогики:
«Дисциплинировать что-либо - в правильном понимании этого слова - означает не подавлять, а воспитывать: поощрять рост, и действие, и плодоношение, будь то персиковое дерево или человеческий разум. Я думаю, что огромное большинство американцев обучено обратному. Их выучили подавлять свое воображение, отказываться от него как от чего-то детского или женоподобного, нерентабельного и, возможно, грешного.
Они научились бояться воображения, но их никогда не учили его дисциплинировать. Впрочем, сомневаюсь, что воображение может быть подавлено. Если его с корнем вырвать у ребенка, из ребенка вырастет овощ. H о если воображение отвергать и презирать, оно одичает и ослабнет, деформируется. В лучшем случае человек с таким воображением станет просто эгоцентричным мечтателем, в худшем - будет принимать желаемое за действительное, а это весьма опасное занятие, если предаваться ему всерьез.
В чем же тогда польза воображения? Мне кажется, происходит ужасная вещь: трудолюбивый, честный, уважаемый гражданин, вполне взрослый и даже образованный человек боится драконов, страшится хоббитов и досмерти пугается фей. Это забавно, но в то же врем внушает страх. Что-то здесь не так. Я не знаю, что можно с этим поделать, кроме как постараться дать честный ответ на вопрос такого человека, хотя этот вопрос часто задается самым агрессивным и высокомерным тоном: "Какая польза от всего этого? Драконы, и хоббиты, и маленькие зеленые человечки - какой от них толк?" Самый правдивый ответ, к сожалению, этот человек даже не станет слушать. Просто не услышит. А самый правдивый ответ таков: "Польза в том, чтобы дать вам радость и наслаждение". "У меня на это нет времени", - отвечает он, заглатывая таблетку от язвы и торопясь на поле для гольфа. Тогда попробуем достаточно близкий к правдивому ответ. Скорее всего, он будет принят ненамного лучше, но звучит так: "Польза художественной литературы в том, что она помогает вам лучше понять ваш мир, ваших товарищей, ваши собственные чувства и собственную судьбу". Боюсь, он возразит: "В прошлом году я получил прибавку к зарплате, я в состоянии дать своей семье все самое лучшее, у нас два автомобиля и цветной телевизор последней модели. Я и так все понимаю в этом мире! " И он прав, неоспоримо прав - если это то, чего он хочет, и все, чего он хочет. Читая о препятствиях, которые преодолевает хоббит, чтобы бросить зловещее волшебное кольцо в жерло придуманного автором вулкана, вы приобретаете то, что имеет мало общего с вашим социальным статусом, или материальным благополучием, или доходами. Я убеждена, что зрелость - не перерастание, а рост; что взрослый - не умерший ребенок, а ребенок выживший. Я убеждена, что все лучшие способности взрослого человека существуют в ребенке и что если эти способности поощрять в юности, то они прекрасно и мудро проявляются во взрослом человеке, но, если их подавлять и отвергать в ребенке, они останавливаются и человек вырастает калекой.
И наконец, убеждена, что одна из наиболее человеческих и человечных способностей - сила воображения; так что наша приятная обязанность как библиотекарей, как учителей, или родителей, или писателей, или просто взрослых - поощрять эту способность к воображению в наших детях, поощрять ее расти свободно, расцветать вечнозеленым лавром, давая ей лучшую, самую лучшую и чистую пищу, какую она только может усвоить. И никогда, ни при каких обстоятельствах не подавлять ее, не насмехаться над ней, не намекать, что она присуща только детям, недостойна мужчины, не истинна.
Разумеется, фантазия истинна. Она не реальна, но истинна. Дети знают это. Взрослые тоже знают - и именно потому боятся фантазии. Они знают, что ее истинность противоречит и даже угрожает всему, что фальшиво, поддельно, что не приносит конкретной пользы в той жизни, в которую они дали себя втянуть. Они боятся драконов, потому что боятся свободы. Я убеждена, что мы должны доверять нашим детям. Hормальные дети не смешивают реальность и фантазию - они смешивают их в гораздо меньшей степени, чем мы, взрослые (как один великий фантаст показал в сказке " Hовое платье короля"). Дети прекрасно знают, что единороги не существуют, но они также знают, что книги о единорогах - если это хорошие книги - истинны. Слишком часто это больше, чем знают их мамы и папы, поскольку, отвергая свое детство, взрослые отрицают половину собственных знаний, и остается только печальный и бесплодный факт: "Единороги не существуют". И этот факт никого никуда не приведет (кроме как в истории, написанной другим великим фантастом, "Единорог в саду", где убежденность героя в нереальности единорогов приводит его прямо в сумасшедший дом). Именно с помощью таких фраз, как: "Жил-был дракон" или "Жил-был в норе под землей хоббит ", - с помощью таких прекрасных несуществующих фактов мы, фантастические человеческие существа, сможем прийти своим особым образом к истине ».

Дмитрий Морозов :
«С 4 лет я читал сыну и помогал понимать смысл следующих книг:

  • Сказки А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В. Гауфа
  • Стихи С.Я. Маршака,

Среди его любимых книг:

  • «Маугли» Р. Киплинга,
  • «Бэмби» Ф. Зальтен,
  • Н.Н. Носов «Незнайка»,
  • «Хоббит» - Д.Р. Толкиен,
  • «Путешествия Гулливера» (в адаптированном виде) Д. Свифта
  • «Робинзон Крузо» Д. Дефо.

Не советую читать многочисленные современные фэнтези для детей. Эти книги уводят в сторону от реальных законов, на которых строится жизнь человека и общества, а значит, дезориентируют развивающую личность. Берите книги, которые ближе к реальной жизни, к тем вызовам, с которыми предстоит столкнуться.

Книги, прочитанные Святославом самостоятельно с 8 лет:

  • С. Томсон - рассказы о животных,
  • М. Твен «Приключения Тома Сойера»
  • К. Плешаков «Богатыри» - 2 тома - очень рекомендую найти!

В десятилетнем возрасте:

  • Учебники истории для 5 - 7 классов с моими комментариями
  • Учебники природоведения и биологии для 3 - 7 классов
  • «Три мушкетера» А. Дюма
  • «Властелин Колец» Д.Р. Толкиен
  • «Гарри Поттер» Дж. К. Роулинг
  • Л. Воронкова «След огненной жизни» и т.д. - на ее книгах я вырастил в сыне любовь и понимание истории.
  • Дж. Лондон «Белый Клык», «Зов предков»

В 12 лет Святослав прочитал, не отрываясь:

  • «Крестоносцы» - Г. Сенкевич
  • М. Семенова - «Валькирия» и весь цикл о викингах, «Волкодава» (только первую часть)
  • «Ведьмак» - А. Сапковский
  • «Затерянный мир» - А.К. Дойль.
  • «Понедельник начинается в субботу» и «Трудно быть богом» - Б. и А. Стругацкие
  • На краю Ойкумены - И.А. Ефремов

Cписок книг, которые прочитали с удовольствием мои старшие дети 13 - 14 лет

  • А.Н. Толстой - «Детство Никиты»
  • А. Грин - «Алые паруса»
  • Р.Л. Стивенсон - «Черная стрела», «Остров сокровищ»
  • «Белый отряд» А.К. Дойль
  • Дж. Лондон - «Смок Бейлю» - это серия повестей о дружбе, отваге, о том, как можно жить в постоянном преодолении своей слабости, и при этом искренне получать удовольствие от трудностей и свершений.
  • Р. Киплинг - «Ким» - о том, как мальчик преодолевает трудности и опасности, дружба, преданность Учителю,
  • Г. Уэллс - «Война миров»,
  • «Анжелика» и продолжение - А. и С. Голон (хорош для девочек, но требует комментариев мамы )
  • М. Стюарт «Полые холмы» и т.д.

В 11 классе:

  • «Трудно быть богом» и вообще Б. и А. Стругацкие.
  • «Лезвие бритвы» - И.А. Ефремов, после просмотра фильма «Александр Македонский» - «Таис Афинская».

Книги помогающие побороть в себе инстинкт неудачника и труса, гимн труду и риску, плюс ликбез по экономике капитализма: Д.Клавелл «Сегун» и «Тай Пан» , потом просмотр сериалов (после, а не до!)

С моими комментариями с огромным удовольствием были прочитаны «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого.

Удалось настоять и втянуть в чтение таких необходимых по школьной программе книг, как «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова. После книги полезно посмотреть кино - всем вместе и с обсуждением!

Для взрослых, приехавших в Китеж, начинать читать мировую литературу мы рекомендуем с романов «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» М.А. Булгакова, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, а также произведений И.А. Бунина, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова - Щедрина.

Если у Вас создалось впечатление, что все это Вы уже читали в школьные годы, то все равно, попробуйте перечитать. Скорее всего выяснится, что по молодости лет и отсутствию жизненного опыта Вы много чего упустили. Я перечитал «Войну и мир» в 45 лет и был потрясен мощью Толстого. Не знаю, что он был за человек, но отражать жизнь во всех ее противоречиях он умел как никто.

  • «Обитаемый остров» и «Понедельник начинается в субботу» А. и Б. Стругацких - для детей и юношества, но если раньше не читали, то рекомендую в любом возрасте. А уж потом
  • «Гадкие лебеди», «Пикник на обочине», «Град Обреченный» А. и Б. Стругацкие и другие.
  • М. Уилсон «Брат мой - враг мой» и «Живи с молнией».
  • Г. Гессе «Игра в бисер», а, впрочем, весь.
  • Г. Маркес «Сто лет одиночества».
  • Р. Роллан «Жизнь Рамакришны».
  • «Дваждырожденные» - это мое, но тоже неплохо.

Духовная литература в защитной окраске фантастики:

  • Р. Желязны «Князь света»,
  • Г. Олди «Мессия очищает диск», «Герой должен быть один».
  • Пять томов Ф. Герберта «Дюна».
  • К. Кастанеда (кроме первого тома - там он все больше о наркотиках для поднятия тиража).

О психологии:

  • книги Н.И. Козлова - легко и с юмором.

Для тех, у кого склонность к философии:

  • А. Маслоу, Э. Фромм, Л. Н. Гумилев , И А. Ефремов - «Час быка» и «Туманность Андромеды» - эти книги намного умнее, чем принято замечать.

По самопознанию лично мне многое помогли переосмыслить труды этнопсихолога А. Шевцова . Если разобраться в его необычной терминологии, то здорово, хоть и непривычно.
Если Вы вообще раньше не читали книг, связанных с духовностью, то все - равно не начинайте с «Анастасийских хроник» Мэгре или «Серфинга с трансзеландом». Не верю и книжкам, написанным нашими соотечественниками, под фамилиями «Рама», «Шарма» и т. д. Духовности больше в романах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого или житиях русских святых. Но если вы ищите «облегченно духовную» литературу, то почитайте Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», «Иллюзии» или П. Коэльо «Алхимик», но в больших дозах его не советую, а то вы можете так и остаться на этом уровне.
Поиск самого себя и смысла жизни рекомендую начинать с книг Н.И. Козлова - написано с юмором и по делу. О духовном не пишет, но учит видеть реальный мир и не обманывать себя. А это и есть первый шаг к высшему.
Книги Ф.А. Малявина - «Конфуций» и перевод жизнеописания даосского патриарха Ли Пэна. По ЦиГун - книги мастера Чома (он наш, русский, поэтому его опыт как бы более «съедобен»).
Лучше читать книги серьезные и требующие усилий. Зато они выводят на новый уровень осознания себя и мира. Среди них, на мой взгляд:
Д. Балашов «Бремя власти», «Русь Святая» и все остальные тома. Очень сложный язык, стилизованный под древнерусский, но если прорваться через словесные изыски, то это лучшее, что написано о нашей истории.

И кто бы ни писал о нашей истории, привкус истины и жизни по-прежнему у классиков:

  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • А.Н. Толстой «Хождение по мукам».

По современной истории:

  • А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом»

Просто настоящая литература:

  • Р. Уоррен «Вся королевская рать ».
  • Д. Стейнбек «Зима тревоги нашей», «Консервный ряд» - совсем не духовно, но все про жизнь и гениально написано.
  • Т.Н. Толстая «Кысь»
  • В. Пелевин «Жизнь насекомых», «Поколение пепси», и многое другое.

Еще раз оговорюсь, я перечислил далеко не все, да и перечисленное очень различается по качеству, но о вкусах не спорят.

Чтение нескольких книг одновременно - занятие не для каждого, но иногда бывает полезно и необходимо почерпнуть большое количество информации или же одновременно наслаждаться произведениями различных жанров. Переключаясь между книгами, каждая из них остается для вас новой, и это может быть хорошим способом сравнить их. Если не уверены, что читать, начиная несколько книг одновременно, можно принимать решения о выборе одной из них.


Шаги

    Выделите время для чтения. Если вы не читаете ни одной книги, то начав несколько одновременно, вы и вовсе замедлите процесс чтения. Даже если у вас на чтение есть лишь по несколько минут в день, все равно можете переключаться между различными книгами.

    Выберите несколько книг согласно своим интересам и побудительным причинам для чтения.

    • Книги могут быть связаны или не связаны, в зависимости от вашей цели. Если вы исследуете конкретную тему, то они будут, вероятно, связаны. Если вы читаете для забавы, книги могут быть любым выбором, которого вы пожелаете.
    • Выберите книги, которые привлекают вас. Будет проще возвратиться к книге, которой вы наслаждаетесь.
  1. Проверьте каждую книгу. Вы можете прочитать начало (по одному) или предисловие. Посмотрите на оглавление, прочитайте или просмотрите выводы, введения и заключения.

    Начните читать каждую книгу, в то время как ваше внимание к ней свежо. Попытайтесь начать в день, когда принесли ее домой, или в день, когда начинаете проект. Используйте свой свежий интерес, чтобы прочитать большую часть новой книги в первый заход. Полностью посвятите себя чтению каждой книги поочередно. Прочитав больше за первый раз, вы также получите хорошее преимущество.

    • Вы не должны начинать несколько книг в один день, чтобы читать их одновременно. Вместо этого попробуйте принцип "лестницы", приступая к следующей прежде, чем закончите первую.
  2. Разложите книги кругом. Оставьте одну на вашей тумбочке, другую возле обеденного стола и третью в вашей сумке. Читайте ту книгу, которая ближе к тому месту, где вы находитесь. Выбирайте книгу в соответствии с фокусом или настроением, которое вам присуще при посещении того или иного места.

    • Поместите одну в вашей домашней ванной в легкой досягаемости от туалета, особенно если это - научная литература с большим количеством коротких подтем. Вы будете удивлены тем, как часто вы читаете в ванной. Не помещайте ее там, где душ может ее намочить и обязательно во время приема ванны имейте полотенце, чтобы вытереть руки перед тем как касаться страниц. Возможно, стоит предусмотреть полку для книг в ванной комнате.
  3. Смешайте книги различных типов и форматов. Слушайте аудиокнигу в автомобиле, сохраните книгу в мягкой обложке или электронную книгу в вашей сумке, имейте электронные книги на своем iPad и т.д. В зависимости от вашей цели выберите книги по различным предметам, легкие и трудные для восприятия, так, чтобы у вас был выбор для различных мест и настроений. Чтение на различные темы поможет вам дифференцировать книги.

    • Ваш ум может справиться хорошо с восприятием различных книг, прочитанных в один и тот же период времени, но в различных местах. Так, имейте книги для машины или поезда, на работу и с работы, книги для сонного полудня и чтения перед сном, книги для получения инструкций, например, поваренные книги.
    • Следует иметь в виду, что чтение книжного тома с политической подоплекой перед сном пойдет тяжелее, чем чтение в легком жанре. Это еще одно серьезное основание для того, чтобы иметь несколько книг для чтения сразу! Хороший выбор для чтения перед сном - это перечитывание старого избранного, когда вы знаете, чем заканчивается сюжет, и проще отложить книгу, когда вы уже дремлете.
  4. Планируйте время чтения, даже если и не очень строго. Если библиотека или сроки проекта не заставляют вас читать быстрее, все равно обращайте внимание, когда начинаете каждую книгу и как продвигаетесь. Используйте эту информацию, чтобы сохранять фокус на книге.

    Не игнорируйте никакую из книг так долго, чтобы забыть сюжет или в каком месте читали. Книги, которые вы читаете одновременно, должны конкурировать за ваше внимание. Если книга интересует вас намного меньше, чем другие, измените свой подход. Читайте эту книгу отдельно. Читайте эту книгу вместе с другими такого же уровня интереса. Или вообще откажитесь от ее чтения.

    Читайте за один раз, если можете, всю главу или раздел или по крайней мере найдите хорошее место для остановки. Чтение всего раздела за раз поможет вам сохранять непрерывность, когда вы перейдете от одной книги к другой книге. Чтение одного или двух более коротких разделов книги за раз может также помочь лучше понять трудные для восприятия тексты.

    Пусть ваш фокус и предпочтения ведут вас. Если вы оказались захвачены книгами и испытываете желание продолжать дальше, идите вперед. Читайте книгу, которую вы в состоянии читать в данном настроении.

    Читайте трудную книгу, используя в качестве вознаграждения забавную книгу. Почитайте некоторое время забавную книгу после того, как пройдете через трудной книги.

    Делайте заметки в ключевых местах по мере чтения или отмечайте страницы, которые вы должны будете найти снова для проекта.

    Попытайтесь посвящать чтению концовок больше времени и на время уделять меньше внимания другим книгам. Окончания в беллетристике часто - самая интенсивная часть истории. В научной литературе они обычно содержат выводы, заключения и другую важную информацию. Так или иначе попытайтесь читать с большей непрерывностью ближе к концу.

  5. Библиотека - великолепное место, чтобы получить книгу на пробу, особенно если вы не уверены, что хотите читать.
  6. Делайте письменные заметки при чтении книг исследовательского характера. Вставляйте свои примечания как закладки. Если вы записали что-то, это поможет вам восстановить свой ход мыслей и вспомнить прочитанную информацию. Маленькие эскизы также могут помочь, если вы сможете потом в них разобраться.
  7. Если предпочитаете, можете читать много книг последовательно, особенно если параллельное чтение не приемлемо для вас.
  8. Подсчитайте, сколько книг вы можете одновременно комфортно читать. Начните с двух или трех книг и увеличьте число, когда приобретете опыт переключения между книгами.
  9. Читайте вместе о несвязанных предметах, жанрах и идеях. Это может помочь вам дифференцировать книги. Кроме того, это может иногда приводить к комбинации, которую вы иначе не рассмотрели бы. Воспользуйтесь возможностью, чтобы исследовать различные темы одновременно.
  10. Предупреждения

  • Особенно при чтении многочисленных книг жанра беллетристики, выберите те, сюжеты которых происходят в различные периоды, или имеют абсолютно различные темы, чтобы избежать путаницы персонажей и сюжетных линий.
  • Держите в голове даты и сроки начала и окончания чтения, если они установлены.
  • Примите меры предосторожности, чтобы не потерять и не повредить библиотечные книги.

Возможность почитать вместе с ребенком книжку можно найти просто и легко, стоит только захотеть и не упустить свободную минуту досуга. Для начала расположитесь удобно и комфортно там, где вы планируете почитать с ребенком книгу. Затем надо настроиться на чтение, успокоится. Для того, чтобы установилась тишина можно предложить ребенку закрыть глаза и представить, что перед ним открывается волшебная страна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Читаем книжки вместе!»

Возможность почитать вместе с ребенком книжку можно найти просто и легко, стоит только захотеть и не упустить свободную минуту досуга. Для начала расположитесь удобно и комфортно там, где вы планируете почитать с ребенком книгу. Затем надо настроиться на чтение, успокоится. Для того, чтобы установилась тишина можно предложить ребенку закрыть глаза и представить, что перед ним открывается волшебная страна.

История начинается. Не торопитесь и не читайте слишком быстро. Пусть ваши слова станут медленным и нежным потоков, который льется со страниц. Если вы хорошо знаете сюжет истории, то время от времени отрывайтесь от книги, посмотрите на малыша, на его реакцию на услышанное. Если ребенок во время вашего чтения начинает отвлекаться, можно остановиться на время, дать возможность ребенку успокойся и при этом не упустить деталей повествования. Чтение не должна вас обязывать начинать обсуждение прочитанного сразу после того, как закончилось повествования. Стоит позволить в первую очередь именно ребенку высказаться по теме книги, это даст ему возможность составить собственное мнение и продемонстрировать его. А если ребенок начинает «дописывать» историю, придумывать альтернативный сюжет, не мешайте ему, просто послушайте и, доверившись детской фантазии, попробуйте стать соавтором новой интересной истории.

Дети в любом возрасте очень любят, когда им читают сказки. Но лучше всего их не читать, а рассказать ребенку. Для детей сказки – это театр, это маленькое путешествие в страну фантазий. Особенностью детской психики является способность воспринимать и представлять себе образ, который рисуют им родители, читая или рассказывая сказку.

Перед чтением необходимо предоставить ребенку возможность самому выбрать ту или иную книгу, которая для него наиболее интересна. Даже если он в который раз предпочитает одну и ту же сказку, необходимо снова прочитать ему это произведение. Повторяющийся выбор говорит о том, что конкретная книга дает ребенку необходимую информацию для развития, и при чтении в сознании ребенка происходит какая-то работа. Путешествие в мир сказок развивает воображение, фантазию и побуждает ребёнка к сочинительству. В своих сказках и рассказах ребенок проявляет себя справедливым, защищает обиженных и слабых, наказывает зло.

11.02.2019

04.02.2019

29.01.2019

21.01.2019

29.10.2018

22.10.2018

25.09.2018

Все статьи 11.03.2015

В театральном зале библиотеки можно посмотреть кукольный спектакль и принять участие в сказочной игре

После реконструкции детская библиотека «ГОРОД», объединившая образование и развлечение, стала одним из любимых мест отдыха. Здесь признаются, что нередко видят, как ребенок, который хочет провести выходной в ее пространстве, приобщает к библиотеке и своих родителей. И здесь этому рады, потому что один из принципов, которые пропагандируют в «ГОРОДе» — родители должны учиться читать волшебные сказки вместе с детьми.

Елена Шпаковская,
заведующая сектором маркетинга библиотек Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Зинаида Воронцова,
заведующая детской библиотекой «ГОРОД»

Современные родители хотят, чтобы дети читали

Родители сегодня очень изменились. Сейчас они заинтересованы в том, чтобы дети читали. Мы наблюдаем эту тенденцию на протяжении последних трех лет. Если еще 10 лет назад им было интересно вместе с детьми посмотреть мультфильмы в библиотеке, то сейчас они наотрез от этого отказываются. Они говорят, мы здесь для того, чтобы привлечь ребенка к чтению.

Библиотека должна выйти за пределы книги

Игра — естественное и любимое занятие ребенка, поэтому мы используем игровые моменты в любом из наших мероприятий. Будь то мастер-класс, спектакль или выставка, мы обязательно подключаем к действию ребенка и таким образом каждое мероприятие превращается в игру. Наша цель — не открывать дидактические факты перед ребенком, а привлечь его, заинтересовать какой-то темой или историей, чтобы у него возник импульс самому что-то узнать и почитать.

Для этих целей перспективно подключать к сотрудничеству издательства. В дополнение ко многим детским книгам они пишут интерактивные программы, а также сами могут что-то провести. Например, издательство «Самокат» выпускает серию книг про Элмера, слона в клеточку. Можно пригласить представителя издательства, чтобы он рассказал о книге и научил ребят рисовать слона. По методичкам, которые сопровождают многие детские книжные новинки, любой библиотекарь может проводить интересные мастер-классы. Это замечательный инструмент, который библиотекам нужно брать на вооружение.

Также, сейчас в тренде раннее развитие, и многие детские издательства уделяют внимание различным отраслям знаний. Например, у издательства «Умная Маша» есть серия, где смешарики ставят разные опыты и рассказывают о научных явлениях ребенку. Мы решили развить направление детской научной книги и создать интересный научный день. Когда ребенок может и прочитать в книге, и посмотреть иллюстрацию, и по мотивам прочитанного сделать что-то руками, эффект получается совершенно удивительный. В каждой книге мы стараемся найти возможность выйти за ее пределы, и в каждом мероприятии найти ниточку, по которой можно к книге вернуться.

Мы учим родителей читать вместе с детьми

Увлечь чтением детей — мало, мы обучаем родителей, как нужно читать сказку с детьми. Этой цели посвящен один из наших проектов «Сказка за сказкой». Здесь мы учим родителей ребенка-дошкольника работать с книгой, преподносить ее. Мы хотим, чтобы родители не упустили важный момент встречи ребенка со сказкой. Потому что сказка — самая главная ступень вхождения ребенка в литературу, это фундамент. Именно волшебная сказка говорит с ребенком на самые серьезные темы и может рассказать ему о добре и зле, о любви и смерти своим понятным, универсальным языком, в котором запечатлен жизненный опыт многих поколений. Поэтому мы стремимся донести до родителей, что ни в коем случае ребенок не должен взрослеть без сказки.

В рамках этого проекта был создан театр Лукоморье: здесь мы инсценируем сказку, ставим кукольный спектакль прямо по тексту оригинала, а ведущие объясняют во время просмотра некоторые незнакомые слова. После спектакля дети часто вовлекаются в игру по мотивам сказки, могут выразить свое понимание через рисунок, взять книгу почитать домой. Клуб существует уже шесть лет и очень популярен, дети вырастают, уходят, приходят новые, и все члены клуба (и родители, и дети) наши самые активные читатели. И мы напоминаем, что вовремя прочитанная книга может изменить судьбу ребенка, ключевое слово «вовремя». Важно не пропустить нужные книги в нужное время, каждому возрасту своя книга.

Cориентировать родителей в книжном пространстве

Сейчас выходит море литературы, в котором родителям очень сложно ориентироваться, даже мы, библиотекари, не успеваем за всем следить. Поэтому так важно сотрудничать с издательствами, многие из которых возрождают формат книжных обзоров. Представители издательства приходят в библиотеку и рассказывают родителям и библиотекарям о книжных новинках. Ведь сотни книг никто не прочитает, а такой путеводитель по интересным изданиям, которые в данный момент выходят, помогает оставаться в курсе.

Стоит ли внимания новейшая детская литература или родителям лучше остановить свой выбор на проверенной классике — это сложный вопрос. Вокруг вкусов и предпочтений всегда много споров. Ведь когда-то Лидию Чарскую тоже не издавали, говорили, что это банальное дамское чтение, но ее книгами же можно зачитаться. Еще недавно мы ругали Гарри Поттера, а сейчас общепризнано, что это прекрасная литературная сказка, поскольку она говорит о созидающих элементах жизни. Поэтому мы придерживаемся мнения, что не столь важно, что именно читает ребенок, лишь бы он читал, лишь бы он взял в руки книгу.

В раннем возрасте родители руководят чтением ребенка и они, конечно, чаще выбирают классику, литературу народов мира. Когда дети подрастают, они уже сами решают, что читать. И ничего плохого нет в том, что они выбирают современную детскую литературу. Они обязательно научатся ориентироваться в литературном потоке, если с первых шагов рядом с ними были родители, которые им в этом помогали.

Мы рекламируем книги в социальных сетях

Чтобы заинтересовать детей чтением, мы выбираем разные инструменты. В социальных сетях у нас есть сказочный персонаж книговенок Филимон. Каждую пятницу он анонсирует книгу, которую сам прочитал: рассказывает о ней и приглашает ребят и родителей за ней прийти. Мы можем себе это позволить: фонды у нас большие, около 50 тысяч изданий, большинство книг в нескольких экземплярах, и даже если их будут брать читать домой, все равно книги в фонде есть.

Знаете, сейчас издают удивительно красивые, интерактивные детские книги, которые привлекают внимание ребенка, переиздания классики тоже замечательные. У библиотекарей есть абсолютная уверенность, что бумажная книга для младшего возраста не уйдет. Ведь тактильное восприятие мира в раннем возрасте очень важно. Да и если взрослые будут помнить, что в детстве они любили перелистывать книги и вдыхать их запах, им снова захочется взять книгу в руки.

Книга — первый этап на пути к информационной грамотности

Конечно, новые технологии в детской библиотеке тоже должны присутствовать. Электронные каталоги, множество дисков с познавательными играми — мы не уходим от того. Ребенок попросту может сесть за компьютер, сделать домашнее задание, войти в Интернет. Но встречаясь с педагогами, мы часто слышим мнение, что очень важно научить ребенка работать с книгой. Только после того, как он научится полноценно работать с книгой, он сможет работать с информацией на других носителях, потому что только при работе с печатным текстом у него вырабатывается умение делать оценку и анализ. Если он не научится работать с информацией на бумаге, ему очень сложно будет выбирать из электронного контента то, что наиболее ценно. Если он научится выбирать из бумажного, он эффективнее будет работать в Интернете. Поэтому мероприятия, где используется книга, считаются у педагогов наиболее ценными.

Библионяня объединила педагогические и библиотечные методики

Еще один из наших удачных проектов — Библионяня, в котором нам удалось в полной мере реализовать принцип edutainment, совместить образование и развлечение. Этот кружок был задуман для детей, которые не ходят в детский сад. Ребенок, который будет четыре года посещать Библионяню, полностью окончит курс подготовки к школе: научится читать, писать, решать логические задачи. Но родители могут и разово оставить малыша на час, чтобы за ним приглядели. Половина нашего коллектива имеет педагогическое образование, это очень важно. В Библионяне работает опытный педагог, владеющий современными методиками преподавания. Мы объединили педагогические знания и библиотечный опыт и, видимо, угадали потребности нашего окружения: Библионяней интересуется весь район.

Детский библиотекарь универсален

За последние десять лет профессия библиотекаря необычайно изменилась. Чтобы идти в ногу со временем, нужно иметь самые разносторонние знания и способности. Детский библиотекарь и вовсе становится универсальным: он должен овладевать современными технологиями и в то же время быть педагогом, артистом, экспертом детского чтения, все в одном лице. Поэтому те, кто остаются в профессии, очень интересные, по-своему уникальные личности. Образ библиотекаря как хранителя книжных сокровищ навсегда уходит в прошлое. Даже наименование должности видоизменяется: теперь у нас есть не только библиотекарь и библиограф, а специалист по библиотечно-досуговой и выставочной деятельности. Видите, в его ведении и досуг, и выставки, и всевозможные мероприятия, и контент. Сегодня работать в библиотеку приходят не только с библиотечным, но и с педагогическим, филологическим, культурологическим образованием. И мы этому рады, потому что это приносит новое восприятие. Посмотрите, какой потрясающий ролик сняли выпускники Института кино и телевидения о библиотеке им. Н. В. Гоголя! Интересные люди всегда привносят что-то свое.

Дети должны видеть, что мы есть

Библиотека должна быть в шаговой доступности, особенно на городских окраинах, где не так много культурных центров. Мы все понимаем, что процесс изменения очень небыстрый. В нашем районе более 10 библиотек и до некоторых из них ремонт дойдет через годы, но содержательно меняться надо уже сейчас. Работать по-новому нужно уже сейчас, потому что читатель уже другой. Библиотекам необходимо быть в курсе всех новшеств, которые появляются в городе и стране. Сейчас книжные магазины, торгово-развлекательные комплексы тоже берут на себя часть наших функций, проводят схожие литературные мероприятия. И мы стремимся быть интересными и заявлять о себе, чтобы дети видели, что мы есть, тогда они к нам придут. Ведь ребенок в определенное время должен прочитать определенные книги, поэтому мы должны быть рядом.

Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.

От 6 месяцев до года

С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками - ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой. Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности "говорящие". Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка - гавкать. И мама должна помочь малышу научиться правильно с ними "общаться": возьмите малыша на руки, вместе перелистывайте книгу, рассматривайте ее, вместе нажимайте на звучащие приспособления и радуйтесь. Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг. Они должны находиться в зоне досягаемости малыша, тогда он с удовольствием будет тянуться от одной к другой. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые. Через какое-то время кроха с удовольствием будет снова рассматривать "старые" книги. Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным - например, в виде небольших певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией. Сейчас на книжном рынке много таких книжек. Выбирая их, помимо всего прочего, нужно обращать внимание, соблюдаются ли предъявленные к таким изданиям гигиенические требования. В первую очередь посмотрите на материал, из которого они изготовлены, - он должен быть безопасным для ребенка, прочным и, желательно, моющимся.

От 1 до 2 лет

В возрасте от года до 2-х лет в лексиконе ребенка появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными объектами и запоминая по-своему. Чтобы в сознании ребенка образовалась прочная связь между предметом и его "именем", требуется многократное повторение этой цепочки: "предмет - его название". И здесь снова на помощь приходит умная, добрая книжка. В этом возрасте многие дети особенно любят книжки про животных. Изучая их, ребенок может влюбиться, например, в кошку и какое-то время совсем не будет замечать изображенных в книжке других животных. Он будет вновь и вновь с радостью перелистывать страницы своих книг, выискивая в них именно кошек. Такую "любовь" можно использовать для расширения кругозора ребенка - например, рассказать, где живет кошечка, чем она питается, какие у нее привычки. Так у ребенка формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний. Годовалому ребенку уже пора осваивать и коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами - "Колобок" ("Я от бабушки ушел…"), "Репка" ("Тянем - потянем") и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного. В возрасте до 2-х лет продолжают играть большую роль иллюстрации - зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым, а это уже основа развития наглядно-образного мышления. Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел. Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы. А взрослым необходимо помочь ребенку соединить картинку и текст воедино. При покупке самой книги или сборника сказок и стихов обратите внимание на их художественное оформление. Книги для малышей должны содержать минимум текста и максимум иллюстраций. Самое главное требование к рисункам в книгах для маленьких детей - чтобы картинка была крупной, красочной, живописной, а главное - понятной малышу. Если кроха не поймет, что изображено на иллюстрациях, он потеряет интерес к этой книге. Например, когда мама или папа прочтут текст, они рассматривают иллюстрации к тексту и задают ребенку примерно такие вопросы: "Кто здесь нарисован? Ты помнишь, мы о нем сейчас читали?". Можно купить кукольный театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажи сказки. С этой же целью следует в первую библиотечку малыша добавить книжки с объемными картинками. Пока ушки малыша с лушают сказку, его подвижные пальчики открывают и закрывают дверь избушки, катят по дорожке колобка, гладят пушистую спинку лисички. Нужно только следить за тем, чтобы действия малыша соответствовали читаемому в этот момент тексту, - тогда кроха лучше усвоит содержание и не потеряет интерес к самому процессу чтения. Следите также за выражением его глаз и мимикой. Эмоции ребенка расскажут вам о многом: что его удивило, обрадовало, испугало. Наблюдательная мама после таких занятий сможет сделать кое-какие выводы о характере подрастающего человечка (насколько он чувствительный, боязливый, восприимчивый и т. д.). Когда вы садитесь c ребенком читать книжку, не забудьте вначале создать соответствующую этому занятию атмосферу - ничто не должно отвлекать внимание малыша от чтения. Для усиления эмоционального восприятия текста иногда можно поставить негромкую классическую музыку - подберите ее заранее, чтобы она подошла по интонации к читаемому произведению. Ребенок в возрасте от года до двух лет может рассматривать книгу 10-20 минут, но не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете отвращение к книгам.

От 2-х до 3-х лет

Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть "повторюшкой": попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой… К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Есть веселый пример: мама, объяснявшая, ребенку, что такое "цокотуха", ушла в такие дебри, что ребенок уснул, не дождавшись любимой сказки. Читайте текст несколько раз - дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного. Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки "читать" самостоятельно. В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, - для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт - титульный лист, свой фасон одежды - формат, "говорящая обложка", которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга. Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь - не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: "И мне тоже почитай!". Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе "Тараканище" К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение - не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.

От 3-х до 6 лет

В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику. Детская книга - это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний "читаемым". Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное. В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:

  • сначала мама "глаза в глаза" читает ребенку текст и не показывает картинок;
  • дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
  • обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
  • демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
  • соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке
  • следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.

Список литературы для детей от 0 до 2 лет:

1. Любые книги с "правильными" иллюстрациями, моющиеся либо из плотного картона. 2. Серия "Моя первая книжка": "Это я"; "Животные"; "Машина"; "Счет"; "Слова"; "Ферма" 3. Серия "Мишутка": "Приятного аппетита"; "Что надеть"; "Любимые игрушки"; "Веселый денекС. Козлов. "Я на солнышке лежу". 4. Серия "Уроки малышам":"Твои игрушки"; "Считалочка"; "Все поет"; "Давай поиграем" 5. Серия "Топотушки": Р. Сеф. "Кто на кого похож" 6. Серия "Для самых маленьких": "Сказки в стихах" (А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, К. Чуковский, Э. Успенский, И. Токмакова; 7. "Репка". Русская народная сказка в обработке А. Толстого, "Снегурочка и лиса" Русская народная сказка из сборника А.Н. Афонасьева. 8. "Теремок". 9. В.А. Степанов. "Как живете? Что жуете?" Б.Заходер. "Песенки Винни-Пуха".

Список литературы для детей от 2-х до 4-х лет

- " Золотая книга для детей" "Репка". Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. С. Бордюга и Н. Трепенок; - "Колобок". Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. А Савченко; - "Петушек и бобовое зернышко". Русская народная сказка в обр. О.Капицы. рис. М. Рудаченко; - С. Маршак. "Детки в клетке", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок; - В. Сутеев. "Цыпленок и утенок "; "Под грибом"; - Л.Толстой "Три Медведя", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок; - С. Михалков."Упрямый лягушонок", рис. В. Сутеева; - С. Михалков. "Мой щенок", рис. В. Сутеева; - С. Маршак. "Сказка о глупом мышонке"; - С. Маршак. "Сказка об умном мышонке", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок; - К. Чуковский. "Телефон", рис. В.Канашевича; - "Гуси-Лебеди". Русская народная сказка в обр. Л. Елисеевой; - К. Чуковский. "Муха-цокотуха", рис. В. Конашевича; - К. Чуковский. "Тараканище", рис. В. Конашевича; - К. Чуковский. "Крокодил", рис. В. Сутеев; - В. Сутеев. "Дядя Миша", рис. В. Сутеев; - Б. Заходер. "Мишка-Топтыжка", рис. Г. Бедарева; - А.С. Пушкин. "Лукоморье"; - И.А. Ищук. Читаем по картинкам, - В.Н. Косыгина. "Тру-ля-ля", Артикуляционная гимнастика, - С. Маршак. "Веселый счет";

Список литературы для детей от 3-х до 6 лет

К вышеперечисленным произведениям прибавляются: 1."Красная Шапочка", пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа.. 2."Три поросенка", пер. М. Тарловского, рис. Т. Вульфа. 3."Кот в сапогах" пер. Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа. 4. "Золушка", перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа. 5."Спящая Красавица", пересказ Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа. 6."Оловянный солдатик", пересказ С. Летовой, рис. Т. Вульфа. 7."Русалочка", перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа. 8."Огниво", пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа. 9."Новогодняя сказка", изд-во "Самовар",1996 год.