Практикум по анатомии мозга человека - Савельев С.В. Общий план строения ЦНС

«ПРАКТИКУМ ПО АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА Методическое пособие по курсу «анатомия и физиология» для студентов-бакалавров гуманитарных специальностей Москва 2012 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие...»

-- [ Страница 1 ] --

Филиппова С.Н.

ПРАКТИКУМ ПО АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ

ЧЕЛОВЕКА

Методическое пособие по курсу «анатомия и физиология»

для студентов-бакалавров гуманитарных специальностей

Москва 2012

Предисловие

Введение

Методика выполнения лабораторных работ 6

1. Правила оформления отчета о лабораторной работе 6



2. Правила составления словаря анатомо- физиологических терминов 8

4. Развитие научно-исследовательского мышления и творческих 15 способностей студентов на лабораторных занятиях РАЗДЕЛ 1. Процессы интеграции жизнедеятельности 18 Тема 1.1. Возрастные периоды развитии я. 18 Тема 1.2. Учение Павлова И.П.о высшей нервной деятельности 22 Тема 1.3.Связь состояния НС и психических процессов: влияние на 28 результаты деятельности РАЗДЕЛ 2. Опорно-двигательный аппарат Тема 2.1. Костно-мышечная система. Физическое развитие человека 32 Тема 2.2 Функциональное состояние костно-мышечной системы 36 РАЗДЕЛ 3. Функциональные системы организма 36 Тема 3.1.Дыхательная и сердечно-сосудистая системы 41 Тема 3.2 Пищеварительная система. Основные отделы и их функции 44 РАЗДЕЛ 4. Психофизиологические процессы и здоровье 45 Тема 4.1 Адаптация человека: причины дезадаптации, адаптационная 45 модель здоровья Тема 4.2 Стрессовая реакция организма и ее механизмы 49 Тема 4.3 Методы оценки и развития психофизического здоровья 54 РАЗДЕЛ 5. Контрольные работы Контрольная работа №1. Тема 1.2 60 Контрольная работа №2. Тема 1.3 Контрольная работа №3. Тема 2.1 Контрольная работа №4. Тема 2.2 62 Контрольная работа №5. Тема 3.1 Контрольная работа №6. Тема 3.2 Контрольная работа №7. Тема 3.2 65 Использованная литература 66

ПРЕДИСЛОВИЕ

Переход российского высшего профессионального образования на 2-х уровневую систему подготовки существенно изменил все три взаимосвязанные составляющие образовательного процесса:

организационные формы состояние студентов как субъектов 1. 2.

педагогического процесса 3. требования к результатам обучения студентов.

Наиболее существенное влияния организационные изменения оказали на естественнонаучные дисциплины. Особенно это относится к учебным предметам, изучающим человека, которые направлены на познание самого сложного из живых созданий процесса эволюции в биосфере. В изучении человека естественные науки призваны тесно взаимодействовать с гуманитарными дисциплинами для того, чтобы изучать Человека комплексно, целостно, интегрально.

Поэтому в качестве прочной профессиональной базы будущим специалистам - гуманитариям жизненно необходимы естественнонаучные знания о строении и функционировании организма, его ЦНС и головного мозга как материальной основы психики и поведения. Исключительно важна роль этих знаний в формировании здоровья и здорового образа жизни студентов, которые затем в качестве специалистов «помогающих профессий»

будут призваны передать ФАКЕЛ ЗНАНИЙ будущим поколениям юных россиян, готовить их к жизни в обществе высокого риска.

Трудности в освоении учебного материала создаются не только сложностью анатомо-физиологической организации человека как объекта изучения, но и ускоренным характером учебного процесса из-за сокращения сроков обучения, создающего дефицит времени для освоения тем и, следовательно, требующей концентрации, информационной насыщенности изучаемого материала.

Это предъявляется повышенные требования как к базовому (школьному) уровню подготовки студентов, так и к их психофизическому состоянию и психологической мотивации учения.

3 Более чем тридцатилетний опыт преподавания автора в гуманитарных ВУЗах показывает, что наблюдается снижение этих характеристик учащихся.

Но именно эти качества студентов обеспечивают, наряду с хорошей квалификацией преподавателя, необходимую в условиях рыночной конкуренции в профессионально-трудовой сфере, высокую результативность обучения. Таким образом, мы выявили существенное противоречие в преподавании естественнонаучных дисциплин в современных ВУЗах, состоящее в росте требований к студентам, с одной стороны и снижении их образовательных возможностей с другой стороны.

В настоящее пособие реализованы 3 методологических подхода в преодоление современных противоречий и объективных трудностей в изучении и усвоении знаний по естественно-научным дисциплинам студентами гуманитарных ВУЗах.

1.Интегральный, междисципалинарный подход, который реализуется в использовании как анатомо-физиологического так и психологического научно-практического знания, синтез которых выражается в психофизиологическом содержании лабораторных работ

2. Здоровьеформирующий подход, направленный на создание и закрепление навыков самообследования, самоконтроля на основе знаний, трансформирующихся в привычки здорового образа жизни у обучающейся молодежи

3. Научно-исследовательский подход, который призван формировать компетенции научного мышления и творчества будущих специалистовгуманитариев.

Цель практикума – представить разработанные автором практические задания, творческие вопросы, которые в наглядной форме позволят раскрыть студенту значимость теоретических фундаментальных знаний анатомии и физиологии человека, стимулируют поисковую активность студентов для творческого разрешения проблем индивидуального и общественного здоровья, безопасной жизнедеятельности.

В процессе выполнения практических заданий навыки понимания студентами механизмов процессов жизнедеятельность позволят сформировать естественнонаучное (анатомо-физиологическое) мышление без которого молодому человеку трудно разобраться в современных научных знаниях о биологии человека, наращивать и развивать свою культуру здоровья и здорового образа жизни, являющуюся неотъемлемой составляющей профессионально важных качеств личности специалиста помогающих гуманитарных профессий.

ВВЕДЕНИЕ

Практикум содержит три раздела: 1. Основы выполнения лабораторных работ 2. Лабораторные работы 3. Контрольные работы Первый раздел посвящен обоснованию принципов выполнения лабораторных заданий и рейтинговой оценки освоения знаний по дисциплине с целью контроля прочности и глубины их усвоения студентами.

Второй раздел содержит теоретическое введение в тематику работы и методику ее выполнения, обработки полученных результатов, их оценки для написания студентом заключения, выводов и рекомендаций на основания полученных в результате обследования данных. В каждом работе содержатся 1-3 вида заданий для самостоятельной работы. Отдельно выделены творческие задания, при выполнении которых студент формирует и вырабатывает навыки и приемы научного поиска. В каждой теме приведены вопросы для самоконтроля прочности и глубины усвоения темы, а также рекомендованная для ее освоения учебная литература.

Третий раздел составлен из разработанных автором контрольных вопросов.

требующих при ответе на них самостоятельности и нестандартности мышления, умения анализировать и практически применять полученные знания.

5Методика выполнения лабораторных работ

1. Правила оформления отчета о лабораторной работе (ЛР).

При проведении лабораторных работ важно не только понять содержание изучаемого материала, но существенным является умение представить выполненную работу в логически правильной установленной форме.

Это позволит упорядочить информацию по изучаемой теме, определить ее место и смысловые связи с другими проблемами изучаемой дисциплины.

Поэтому требования преподавателя оформлять отчет о лабораторной работе ни в коем случае не являются «формалистикой и бюрократией», как иногда думают студенты, а служат таким педагогическим целям как воспитание дисциплины мышления и поведения, наблюдательности, аккуратности, самостоятельности в учебной деятельности. Развивается умение формулировать: 1. цели работы, 2. излагать научным языком полученные результаты измерений, 3.самостоятельно устанавливать связи воздействий на организм и способов его реагирования на воздействия 4. строить и обосновывать собственные предположения, умозаключения и выводы

5. искать и предлагать методы и способы улучшения состояния организма.

Поэтому оформление студентом отчета о лабораторной работенеобходимая составляющая не только учебных практических работ, но и любого исследования, проводимого в естественных науках.

Фактически любое исследование – это вопрос Природе, а Отчет о ЛР – это ответ Природы, так как он отражается в сознании естествоиспытателя. Задача студента научиться четко и грамотно оформить результаты своего исследования. Работы в практикуме составлены таким образом, что освоенные методы исследования и накопленный опыт получения с их помощью результатов обследования человека и групп людей могут быть использованы при изучении других дисциплин, написании курсовых работ и выпускной дипломной работы.

Приводится образец отчета о лабораторной работе (ЛР).

ОБРАЗЕЦ

Отчет О лабораторной работе №_________ по теме «____________»(название темы)

1.Цель работы: __________________(сформулировать цель).

Например: «Составить модель и дать описание одного (на выбор) из периодов онтогенеза человека с указанием основных возрастных этапов его развития»

2.Теоретические основы работы: (приводится краткое описание теоретических сведений на основе лекций, данных учебной и дополнительной литературы)

3.Материальное обеспечение: (приборы, оборудование, используемые методы исследования (название и авторы методов), их краткое описание)

4. Порядок выполнения работы: (привести последовательность выполнения операций (действий) при выполнении методики

5. Результаты исследования: (привести полученные результаты в форме цифровых таблиц, графиков, рисунков, схем). Дать словесное описание табличных и/или графических данных.

Например: «На графике представлено изменение мышечной работоспособности испытуемого в течение 6 минут двигательной активности с максимальной интенсивностью. Форма кривой имеет выпуклый характер, а именно: в течение 3 минут показатели работоспособности возрастали, а на 4ой минуте начали понижаться и на 6-й минуте опустились ниже исходного (первоначального) уровня».

6. Заключение: (написать, что следует из полученных результатов).

Например: «Полученные результаты свидетельствуют о том, что у испытуемого определяется низкая потребность в активности, что может быть вызвано такими причинами как утомление при физических перегрузках, психологические чрезмерные нагрузки, недостаточный ночной отдых, несбалансированное питание, неблагоприятные экологические факторы и другие».

7.Выводы: (сделать краткие выводы из полученных результатов)

Например:

1. Выявлена низкая потребность в активности испытуемого

2.Определены основные причины данного состояния

3. Путем дополнительного опроса (самоанализа) определена ведущая причина, а именно: недостаточный ночной отдых, связанный с временным нарушением сна- бессонницей.

3. Легкие физические упражнения с последующей мышечной релаксацией

4. Успокоительные травяные чаи перед сном 5. Прекратить за 1.5-2 часа до сна просмотр ТВ, ИНТЕРНЕТ, другие интенсивные нагрузки 6.Режим сна в соответствии с индивидуальными биоритмами Оформление отчета проводится в отдельной тетради для лабораторных работ, все работы приводятся последовательно в соответствии с нумерацией:

№1, №2, 3№…………….№ заключительная. Каждая работа начинается с новой страницы. Средний объем ЛР – 5-6 стр. Необходимо использовать цветное оформление (фломастеры, цветные ручки, карандаши) для оформления графиков, рисунков, схем. Работу оформлять аккуратно и самостоятельно.

2. Правила составления словаря анатомических и физиологических терминов Необходимость регулярного ведения словаря связана с большим объемом информации, который необходимо усвоить первокурснику при изучении анатомии и физиологии.

Сведения, которые человечество накапливало в течение длительного исторического времени, каждый человек должен усвоить за весьма краткий его промежуток. Инструментами познания человеком мира и самого себя являются научные термины и понятия, в которых сконцентрирован огромный объем информации. Человек, который знает содержание научных понятий, может читать и понимать научную литературу, мыслить с помощью научного языка в данной области знания, правильно, на научной основе строить свои представления (модели) окружающего мира. Освоение научных понятий естественных и гуманитарных дисциплин – основная задача студента в процессе обучения.

В этом непростом деле верным помощником учащегося является словарь терминов (понятий) данной дисциплины, который в применении к конкретной области знаний носит название глоссарий. Можно рекомендовать использовать для составления собственного словаря понятий (глоссария) следующие источники информации:1. Лекции 2. Словари по отраслям знаний

3. Справочники 4. Энциклопедии 5. Учебники, как правило, содержащие краткий глоссарий. 6. Интернет (после проверки по вышеперечисленным 1-5 пунктам) Словарь необходим в следующих случаях: 1. для составления на его основе словаря сокращений терминов, что важно для выработки индивидуальных приемов быстрого и качественного конспектирования лекций, семинаров

2. для хороших результатов в тестировании, при котором проверяется грамотность, то есть знание терминологии учебных предметов

3. для сдачи экзаменов, на которых преподаватель контролирует полноту и глубину усвоения студентом понятий дисциплины 4. для методики самостоятельного составления тестов по проверке грамотности учеников в различных областях знаний. Как правило, понятия в глоссарии располагаются в алфавитном порядке.

–  –  –

3 Модульно-рейтинговая оценка знаний студентов В современной модели высшего профессионального образования используется модульно-рейтинговая оценка знаний студентов. Это означает, что учебные темы разделены по смыслу на отдельные блоки (модули), оцениваются определенным количеством баллов, их сумма: 1.рубежный (промежуточный) и итоговый (в конце семестра) рейтинг освоения учебной информации студентом. Правила подсчета рейтинговых баллов даны в виде ПАМЯТКИ, в которой описаны этапы проведения контроля знаний и условия получения оценочных баллов и итогового рейтинга *.

–  –  –

Текущая успеваемость складывается из оценок за:

Посещение занятий – 1 рейтинговый балл Текущую работу на практикуме, семинаре – 0,5 рейтинговых баллов Выполнение лабораторной работы – до 1-2 рейтинговых балла Исследовательская работа – до 5 рейтинговых баллов Одно задание в контрольной работе (тесте) – до 2 рейтинговых баллов Рисунок (не входящий в лабораторную работу) – 2 рейтинговых балла Самостоятельно выполненный реферат – до 3 рейтинговых баллов

За ответ на экзамене студент может получить от 20 до 40 баллов.

ВНИМАНИЕ!

Меньше 10 баллов за ответ на зачёте и меньше 20 баллов за ответ на экзамене – «неудовлетворительно» по предмету вне зависимости от суммы баллов за работу в течение семестра.

–  –  –

Необходимо помнить, что:

ЦЕЛЬЮ обучения является формирование профессионального мышления на основе усвоения знаний в процессе учебной деятельности. Рейтинговая оценка - это всего лишь ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ СКОРОСТИ

ДВИЖЕНИЯ К ЦЕЛИ.

Поэтому необходимо исключить «охоту за рейтингом любой ценой», которой подвержены некоторые современные студенты.

Главное – ПРОЦЕСС ВАШЕГО РОСТА, а не линейка, которой вы его измеряете. Рейтингам в ВУЗе свойственны недостатки, подобные ЕГЭ в школе.

4. Развитие научно-исследовательского мышления и творческих способностей студентов на лабораторных занятиях При выполнении лабораторных заданий, приведенных в Практикуме, студент имеет возможность выполнить самостоятельные исследовательские работы, в которых как в капле воды представлены основные принципы и закономерности проведения научных исследований. В современном российском образовании выявляется противоречие: с одной стороны все возрастающая потребность страны в профессионалах с высоким творческим потенциалом, а с другой стороны снижение интереса студентов к занятию серьезными научными исследованиями, в процессе проведения которых формируются профессиональные творческие способности специалиста, мотивация постоянного применения творческих решений в профессии.

Основой научного исследования является:

1. изучения теории данной проблемы

2. методически грамотное проведение обследования человека с учетом его возрастных и других индивидуальных особенностей,

3. регистрация данных

4. математическая обработка данных измерений(усреднение, расчет сигмы-разброса данных от средних значений, определение степени достоверности данных и др.). Эти операции с количественными показателями измерений изучает специальный раздел математики, который называется математической статистикой. Статистическая обработка позволяет получить надежные, достоверные количественные результаты измерений, на основе которых исследователь делает

5. выводы и заключения

Все великие ученые, как естествоиспытатели, так и гуманитарии (педагоги, психологи), придавили большое значение овладению специалистами – практиками, работающими с детьми методами научных исследований и формирующихся при проведении исследований ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ как условия личностного развития профессионально важных качеств и знаний специалиста.

Педагог-исследователь, психолог-исследователь – это знающий, мыслящий и высокообразованный специалист, который в своей работе непосредственно, практически воплощает в жизнь великое в своей гуманности ТРЕБОВАНИЕ (ИМПЕРАТИВ) гениального русского Педагога Ушинского К.Д.: « Прежде чем воспитывать ребенка во всех отношениях, надо ИЗУЧИТЬ РЕБЕНКА ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ» (Ушинский К.Д., 1983). В свою очередь к СОВРЕМЕННОМУ высшему профессиональному образованию предъявляется ТРЕБОВАНИЕ: « Учить не только мыслям, но и МЫШЛЕНИЮ» (Кант).

Творческие задатки есть у каждого растущего человека, но в разной степени выраженности. Ребенка с ярко выраженным творческим потенциалом называют одаренным. В определенной мере от самого МОЛОДОГО человека, его активности, усилий, интереса к профессии зависит, разовьет ли он задатки в творческие профессиональные способности. Они необходимы для решения огромного количества новых задач и проблем, с которыми необходимо разбираться специалистам в процессе быстро усложняющейся профессиональной деятельности в нашем стремительно изменяющемся мире.

Раздел психологии, изучающей творческие процессы, называется психологией творчества. Исследователи выявили, что творческие способности развиваются при выполнении новой, в достаточной степени сложной для человека деятельности. Поэтому большую ошибку совершают студенты, которые собственные УСИЛИЯ при выполнении учебных заданий ЗАМЕНЯЮТ информацией из ИНТЕРНЕТА, которая как бурьян глушит ЕЩЕ НЕОКРЕПШИЕ РОСТКИ ИХ СОБСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА. Они сначала замедляют, а затем прекращают свое личностное и профессиональное развитие, недостаточно осознавая свой переход на жизненную траекторию деградации своих способностей.



ИНТЕРНЕТ можно и нужно превратить из препятствия своему развитию в своего союзника, инструмент развития. Для этого нужно КРИТИЧЕСКИ И ТВОРЧЕСКИ осмысливать используемую информацию, формируя собственно мнение по рассматриваемым проблемам.

В Практикуме специально выделены ТВОРЧЕСКИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Также на занятиях используются, наряду со стандартными тестами, ТВОРЧЕСКИЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. Выполняя их полностью самостоятельно, ВЫ решаете

ТРИЕДИНУЮ ПРОБЛЕМУ СВОЕГО РАЗВИТИЯ:

1. активизируете функции лобных долей и других областей коры и подкорковых структур, осуществляющих функциональное обеспечение познавательной и творческой деятельности

2. накапливаете личный опыт по решению творческих задач и, следовательно, формируете свое творческое мышление

3. упорно и последовательно идете по пути становления социально значимого, крайне необходимого стране и народу специалиста помогающей людям профессии.

РАЗДЕЛ 1. Процессы интеграции жизнедеятельности

Тема 1.1 Возрастные периоды развития Вопросы: Онтогенез как процесс индивидуального развития человека.

Использование метода моделирования для изучения онтогенеза.

ТЕОРИЯ: метод моделирования в АиФ. Метод моделировании широко используется в естественных науках. Модель – упрощенное представление объекта исследования, в котором отражены существенные свойства изучаемого объекта.

Различают: 1. материальные модели,2. компьютерные модели,

3. графические модели.

1. Материальные модели подразделяются на витальные (живые) и собственно материальные (например: действующие модели искусственных почек, сердца). Витальные модели используются в тех случаях, когда по этическим соображениям невозможно изучение механизмов биологических процессов на испытуемом (человеке). Тогда проводят эксперименты на живых организмах в лабораторных условиях, работа с которыми регламентируется определенными правилами. Например: использование плодовой мухи вида Дрозофила при изучении генома живых организмов.

2. компьютерные модели – используются для преобразования цифровой информации в графическую для визуального представления сложных объектов и их изменения во времени под влиянием заданных условий

3. графические модели – позволяют наглядно представить живые объекты как системы: существенные элементы и связи между ними Модель онтогенеза, витального цикла человека Индивидуальный жизненный путь человека, его биологическое развитие, психологическое становление его личности и ее социальная динамика происходит как целостный процесс во времени, что позволило разработать модель онтогенеза, получившую название «жизненный или витальный (vita (лат.) – жизнь) цикл человека», введенный академиком Казначеевым В.П. (Казначеев В.П. с соавт., 2002). Эта «модель жизнедеятельности» отражает триединство и целостность биопсихосоциальной сущности человека в его неповторимой и уникальной индивидуальности. На основе модели можно ясно представить свой жизненный путь, проследить основные закономерности, которые на него влияют. Это поможет каждому молодому человеку в осмыслении и долгосрочном прогнозе жизненных стратегий.

Модель онтогенеза «Витальный цикл» состоит из закономерной смены возрастных стадий: пренатальная (эмбрион, плод), рождение, младенчество, детство, подростковый возраст, юношеский возраст, зрелость, старость.

В детском и подростковом, юношеском возрасте особенно важны благоприятные условия внешней среды для генетически обусловленного роста и развития организма, формирования двигательных качеств и высших психических функций (речи, мышления, сознания, интеллекта) человека.

В период зрелости происходит стабилизация психофизиологических качеств и приобретение социально-экономической самостоятельности, реализация репродуктивных функций (продолжение рода).

В пожилом и старческом возрасте биопсихосоциальные возможности человека постепенно снижаются. Наступает естественный, процесс угасания жизненных функций. При этом, продолжительность жизни (долголетие), выраженное величиной биологического возраста (числом прожитых лет), определяется:

1. здоровьем человека, зависящего от взаимодействия генетических факторов и влияния на организм комплекса факторов среды 2. образом жизни по законам природно-биологическим (ЗОЖ) 3.действием чрезвычайных (экстремальных) факторов.

Модель онтогенеза «Витальный цикл» включает две важнейшие программы:

1. Программа «видового бессмертия», которая реализуется любым живым организмом и связана со способностью к рождению потомства, то есть воспроизводством следующих поколений.

2. Программа «творческого бессмертия», которая присуща только человеку. Она реализуется его вкладом в развитие своего народа и человечества в жизненно важных областях деятельности, таких как военное искусство, управление, наука, спорт, культура, техника, философия, политика и др.

Задание: выполнить с помощью таблицы 2 и рисунка 1 схему «Модель онтогенеза». Дать анатомо-физиологическую характеристику одного из периодов онтогенеза.

–  –  –

Темы для рефератов и докладов: характеристика «Развернутая анатомических и физиологических особенностей одного из возрастных периодов онтогенеза».

Вопросы для самопроверки:

1. Дать определение понятия «онтогенез», раскрыть его закономерности

2. Что такое «критические периоды онтогенеза», их роль в онтогенезе

3. Привести примеры гетерохронности развития систем организма в онтогенезе

4. Изложите современные представления об акселерации и ретардации Рекомендуемая литература

1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М., «Сфера», 2001

Тема 1.2 Учение Павлова И.П. о высшей нервной деятельности

Вопросы: Типология индивидуальных различий высшей нервной деятельности человека. Развитие учения о типологии (ВНД) индивидуальных различий человека. Вклад И.П.Павлова в учение о типах высшей нервной деятельности (ВНД).

ТЕОРИЯ: И.П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности (ВНД) организмов, у которых в процессе эволюции сформировалась центральная нервная система (ЦНС), головной мозг (ГМ) и кора головного мозга. Он выделил определенные свойства ЦНС человека, которые определяются взаимодействием процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга и влиянием на функции коры подкорковых структур ГМ.

Свойства НС:

1. Сила НС – результирующая величина взаимодействия процессов возбуждения торможения нерных центров и совокупности нейронов ГМ. Это свойство определяется работоспособностью и выносливостью нейронов коры мозга

2. Подвижность нервных процессов (НП) – определяется скоростью смены процессов возбуждения процессами торможения и вновь процессами возбуждения и т.д. По этому свойству индивидуальные различия между людьми проявляется наиболее ярко.

3. Уравновешенность НП – зависит от соответствия силы возбуждения нейронов силе торможения нервных клеток. Отражает баланс процессов возбуждения и торможения или временное преобладание того или другого процесса.

Комбинация этих свойств образует типы высшей нервной деятельности (ВНД) человека. Типы ВНД соотносятся с типами темперамента, которые относят к свойствам психических процессов. Таким образом, в основе типов ВНД и типов темпераментов лежат особенности структурно-функциональной организации различных отделов НС, зависящие от функциональной активности нейронов коры головного мозга человека и других высших млекопитающих.

Создатель учения о высшей нервной деятельности И.П. Павлов вы своих трудах по Высшей нервной деятельности внес вклад, развил одно из старейших учений о психике – учение о темпераментах, которое более 2000 лет назад создал великий врач древности Гиппократ.

Темперамент – это индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психологической деятельности человека, особенности его поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Задание 1: Провести самообследование тестом «Формула темперамента».

ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТА (Тест А. Белого)

Тест позволяет определить процентное соотношение типов темперамента, присущих данному конкретному человеку (Батаршев А.В., 2005).

Инструкция. Отметьте знаком «+» те из указанных ниже качеств темперамента, которые для вас обычны, повседневны.

Итак, если вы:

1) неусидчивы, суетливы;

2) невыдержанны, вспыльчивы;

3) нетерпеливы;

4) резки и прямолинейны в отношениях с людьми;

5) решительны и инициативны;

6) у прямы;

7) находчивы в споре;

8) работаете «рывками»;

9) склонны к риску;

10) незлопамятны;

11)обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;

12) неуравновешенны и склоны к горячности;

13) агрессивный забияка;

14) нетерпимы к недостаткам;

15) обладаете выразительной мимикой;

16) способны быстро действовать и решать;

17) неустанно стремитесь к новому;

18) обладаете резкими, порывистыми движениями;

19) настойчивы в достижении поставленной цели;

20) склоны к резким сменам настроения -то вы чистый холерик (при положительных ответах на 16 и более утверждений).

Если вы:

1) веселы и жизнерадостны;

2) энергичны и деловиты;

3) часто не доводите начатое дело до конца;

4) склонны переоценивать себя;

5) способны быстро схватывать новое;

6) неустойчивы в интересах и склонностях;

7) легко переживаете неудачи и неприятности;

8) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;

9) с увлечением беретесь за любое новое дело;

10) быстро остываете, если дело престает вас интересовать;

11) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;

12) тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы;

13)общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;

14) выносливы и работоспособны;

15) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, с сопровождающейся жестами, выразительной мимикой;

16) сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке;

17) обладаете всегда бодрым настроением;

18) быстро засыпаете и пробуждаетесь;

19) часто несобранны, проявляете поспешность в решениях;

20) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться -то вы, конечно же, сангвиник (при 16 и более положительных ответах).

Если вы:

1) спокойны и хладнокровны;

2) последовательны и обстоятельны в делах;

3)осторожны и рассудительны;

4) умеете ждать;

5) молчаливы и не любите попусту болтать;

6) обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики;

7) сдержанны и терпеливы;

8) доводите начатое дело до конца;

9) не растрачиваете попусту сил;

10) придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе;

11) легко сдерживаете порывы;

12) маловосприимчивы к одобрению и порицанию;

13) незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкое-тям в свой адрес;

14) постоянны в своих отношениях и интересах;

15) медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое;

16) ровны в отношениях со всеми;

17) любите аккуратность и порядок во всем;

18)с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;

19)обладаете выдержкой;

20) несколько медлительны - то вы, без сомнения флегматик (при положительных ответах на 16 и утверждений).

Если вы:

1) стеснительны и застенчивы;

2) теряетесь в новой обстановке;

3) затрудняетесь устанавливать контакты с незнакомыми людьми;

4) не верите в свои силы;

5) легко переносите одиночество;

6) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;

7) склонны уходить в себя;

8) быстро утомляетесь;

9) обладаете тихой речью;

10) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;

11) впечатлительны до слезливости;

12) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;

13) предъявляете высокие требования к себе и окружающим;

14) склонны к подозрительности, мнительности;

15) болезненно чувствительны и легко ранимы;

16) чрезмерно обидчивы;

17) скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями:

18) малоактивны и робки;

19)уступчивы, покорны;

20) стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих - то вы меланхолик (при 16 и более положительных ответах).

Обработка результатов тестирования ЕСЛИ количество положительных ответов в «паспорте» темперамента того или иного типа составляет 16-20, то это значит, что у испытуемого ярко выражены черты данного типа темперамента. Если же ответов насчитывается 11 - 15, значит, качества данного темперамента присущи ему в значительной степени.

Если же положительных ответов 6-10, то качества данного типа присущи ему совсем в небольшой степени.

А теперь определите формулу темперамента: Фг =((А х /А) 100%) + ((Ас /А) 100%) + ((Аф/А) 100%)+((Ам/А) 100%), где Фт- формула темперамента; X - холерический темперамент; С - сангвинический темперамент; Ф - флегматический темперамент; М - меланхолический темперамент; А - общее число плюсов по всем типам; Ах - число плюсов в «паспорте» холерика; Ас - число плюсов в «паспорте»

сангвиника; Аф - число плюсов в «паспорте» флегматика; Ам - число плюсов в «паспорте» меланхолика.

В конечном виде формула темперамента приобретает, например, такой вид:

Фт= 14%Х + 36%С +8 %Ф + 42%М.

Это означает, что темперамент данного человека на 14% холерический, на 36% сангвинический, на 8 % флегматический, на 42% меланхолический. Если относительный результат положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента доминирующий, если 30-39% - то качество данного типа выражены средне, если 10-19% -то качества данного темперамента выражены в малой степени.

–  –  –

Задание 2: Установить связь типов темперамента с типами ВНД.

Своеобразие комбинаций свойств НС: силы, подвижности, уравновешенности образует специфические типы высшей нервной деятельности (ВНД) человека. Наиболее часто встречаются 4 типа, три из которых И. П. Павловым отнесены к сильным, а один - к слабому (рис. 1).

Типы ВНД Сильные

–  –  –

Рис.2 Связь типов ВНД с типами темперамента Следует отметить, что не существует формального разделения типов высшей нервной деятельности и связанных с ними типов темперамента на «хорошие» и «плохие». Каждый из типов ВНД и типов темперамента обладает определенными достоинствами, а некоторые из негативных характерологических свойств типа темперамента при определенных условиях среды и психологическом состоянии индивида даже могут иметь положительное как личностное так и социально-психологическое значение.

При этом следует иметь в виду, что «чистых» типов темперамента не существует тоже. Между четырьмя основными типами располагается до 16 промежуточных вариантов. Ниже представлены характерологические особенности четырех типов высшей нервной деятельности человека и связанных с ними типов темперамента.

Творческое задание 3 (для самостоятельной работы).

Составить «психологический портрет» детей различных типов темперамента Для выполнения задания используйте представленые характерологические особенности четырех типов высшей нервной деятельности человека и связанных с ними типов темперамента.

1. СИЛЬНЫЙ неуравновешенный (холерический темперамент) Позитивные Негативные

Высокая активность -цикличность в работе

Энергичность -вспыльчивость

Общителен, инициативен, решителен -резкость в отношениях

Возбужденная, убедительная речь -неустойчивость в поведении

2. СИЛЬНЫЙ уравновешенный, подвижный(сангвинический темперамент) Позитивные Негативные

Высокая скорость реакции -деятелен при наличии интереса

Высокая приспособляемость -тяготится однообразием

Мало склонен к самоуглублению

Общительность

Неусидчивый

Доброжелательность,

В действиях бывает резким

Жизнерадостность

Выразительность мимики, -недостаточная настойчивость пантомимики

3.Сильный уравновешенный, инертный (флегматичный темперамент) Позитивные Негативные

Ровен в отношениях -несколько инертен

В меру общительный - склонен к малоподвижности

Не обидчив -требуется время для концентрации внимания

Высокая работоспособность -медленно принимает решения

Настойчив

2. Слабый тип ВНД (меланхолик) Позитивные Негативные

Высокая чувствительность -легкораним и застенчив

Сердечность в отношениях -мнительность, замкнутость

Тонкая восприимчивость -пониженная активность

В привычной обстановке исполнителен -в неблагоприятных условиях низкая работоспособность

Вопросы для самопроверки:

5. Дать определение понятия «онтогенез», раскрыть его закономерности

6. Что такое «критические периоды онтогенеза», их роль в онтогенезе?

7. Привести примеры гетерохронности развития систем организма в онтогенезе

8. Изложите современные представления об акселерации и ретардации Рекомендуемая литература

1. Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности. Учебник для психологов и педагогов. М., «Юнити», 2009 Тема1.3. Связь функционального состояния НС и психических процессов: влияние на результаты деятельности человека Вопросы: Понятие функционального состояния НС, психических процессов, активности организма. Влияние уровня активности на результаты деятельности. Кривая Йоркса-Додсона ТЕОРИЯ: Физиологические основы активности организма, связь активности и результатов деятельности В физиологии активность живого организма является одним из основных понятий, которое определяют как главную особенность, внутреннее свойство жизни. Внутреннее побуждение к активности организма во внешней среде направлено на выживание и приспособление к изменениям внешних условий. Физиологические механизмы активности прошли длительный эволюционный путь развития. Инстинктивные формы активности являются генетически запрограммироваными. Условнорефлекторные, прежизненно складывающиеся формы активности позволяют адаптироваться к новым, неожиданным событиям в среде. На генетическую программу активности наслаивается прежизненный опыт, образуя биокомплекс активности. Внутреннее глубинное побуждение живого существа к активности называют потребностью. Биологические (витальные) потребности в пище, воде, воздухе, движении, отдыхе и продолжении рода обеспечивают выживание как особи, так и видов живых организмов. Потребность, побуждающая к активности живые организмы, обеспечивается сложной, многоуровневой организацией нейронов и нервных центров, являясь особой функциональной системой.

У человека активность приобретает форму произвольного, целенаправленного и осознанно регулируемого поведения. Основным компонентом поведения, формирующим устойчивость к вредным воздействиям среды является поисковая активность (Ротенберг В.С., Бондаренко С.М.. 1989). На этой основе формируется целенаправленная деятельность человека, направленная не только на биологическое выживание, но имеющая сложные психологические механизмы мотивации деятельности, служащие социальным целям познания и преобразования Природы и Общества и самого Человека.

Задание 1. Проведите самообследование тестом Ильина Е.

Графический тест «Определение потребности в активности»

Тест разработан Е. П. Ильиным (1972) и показывает уровень внутреннего энергетического потенциала человека для проявления им активности.

Тест основан на определении дифференцированных пространственных порогов при увеличении и уменьшении амплитуд движений руки по отношению к эталонной (выбранной испытуемым или заданной экспериментатором) амплитуде. У лиц с высоким энергетическим потенциалом дифференциальные пороги при увеличении эталонной амплитуды движения больше, чем при уменьшении эталонной амплитуды. У лиц с низким энергетическим потенциалом наблюдается обратная закономерность.

Инструкция по проведению тестирования Испытуемый, сидя за столом, с закрытыми глазами чертит на листке бумаги небольшую горизонтальную линию (до 2, 5 см), которая для последующих движений будет эталонной. Затем, не открывая глаз, под этой линией он должен начертить линию чуть длиннее. Это повторяется четыре раза, и каждый раз эталон испытуемый выбирает заново. В следующей серии испытуемый, начертив небольшую линию (также до 2,5 см), в повторном движении Должен постараться начертить линию, чуть короче первой. Пробы с уменьшением амплитуд движений руки тоже повторяются четыре раза, причем и в этом случае каждый раз эталон выбирается заново. Затем все это проделывается на больших амплитудах движений (чертятся при закрытых глазах линии, равные 5-7 см). Тест включает 4 задания. Весь порядок начертания линий такой:

1.Начертить небольшую линию (примерно 2.5 см) Начертить линию чуть длиннее. Повторите три раза.

2.Начертить небольшую линию Начертить линию чуть короче. Повторите три раза.

3.Начертить большую линию (примерно 5-7 см) Начертить линию чуть длиннее. Повторите три раза

4.Начертить большую линию Начертить линию чуть короче. Повторите три раза.

Обработка результатов и выводы Измеряется длина каждой линии и определяется, сколько миллиметров каждый раз прибавлял испытуемый к эталону и сколько убавлял. Если ему это в каких-то попытках сделать не удалось (разница равна нулю или отрицательна), то эти попытки во внимание не принимаются..

Суммируются отдельно: а) все значения увеличения длины линий при малых амплитудах движений руки (сумму обозначим - «а»), б) все значения уменьшения при малых амплитудах («б»), в) все значения увеличения при больших амплитудах («в»), г) все значения уменьшения при больших амплитудах («г»). После этого сравнивают «а» - с «б» и «в» - с «г».

Делают выводы об обследованном человеке.

1. Если «а» больше «б» и «в» больше «г», то имеется высокая потребность в активности

2. Если «б» больше «а» и «г» больше «в», то имеется низкая потребность в активности.

3.Если «а» больше «б», а «г» больше «в», то имеется средняя потребность в активности.

4. Вариант: «а» «б» и «в» г» свидетельствует о временном парабиотическом состоянии обследованного, вызванного утомлением, недосыпанием и прочими причинами. Исследование следует тогда повторить в другой день.

3.2 Связь активности и результатов поведения и деятельности.

Кривая Йоркса- Додсона Для физиологических и психологических обследований важно установить связь активности и результатов деятельности. Например, для прогноза (предсказания) результатов учебной в зависимости от показателей активности учеников в классе используют кривую ЙорксаДодсона. Эти исследователи еще в начале ХХ века установили, что многие показатели состояния человека (активность, эмоциональное состояние) зависящие от функциональной активности ЦНС и ГМ, связаны с результативностью его деятельности закономерностью, описываемой Кривой Йоркса- Додсона.

ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ

ПОТРЕБНОСТЬ В АКТИВНОСТИ

ПОТРЕБНОСТЬ В АКТИВНОСТИ

Рис. 3. Кривая Йоркса-Додсона Задание 2. Используя кривую Йоркса-Додсона, сделайте прогноз в начале года успеваемости в конце полугодия 24 учащихся 3 класса, если известно, что:

15% - имеют низкую потребность в активности,

20% - гиперактивны, имеют средне-высокую (оптимальную) потребность в

Остальные активности.

Творческое задание (для самостоятельной работы): Разработать меры по повышению успеваемости в классе с учетом особенностей нервных процессов в коре головного мозга и психофизического состояния трех выделенных групп учащихся.

Вопросы для самопроверки:

1. Определите понятие «поисковая активность (ПА)» ребенка

2. Установите связь состояния ЦНС и ГМ с уровнем здоровья ребенка

3. Почему двигательная гиперактивность понижает обучаемость детей?

1. Курепина М.М.и др. Анатомия человека.Атлас. М., 2007

2. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. Учебник нового века. СПб, «Питер», 2003

3. Акимова А.М., Козлова В.Т. Психофизиологичесчкие особенности индивидуальности школьников.Учет, коррекция.М.,ACADEMA, 2002 Тема 4. Костно-мышечная система. Физическое развитие Вопросы: Общий план строения опорно-двигательного аппарата.

Физическое развитие (ФР) человека в процессе онтогенеза.

ТЕОРИЯ: Закономерности роста и ФР в онтогенезе.

Ростовые процессы организма и уровень физического развития человека в различные периоды онтогенеза изучает анатомия и физиология, спортивная АиФ, раздел возрастной антропологии ауксология. Рост и физическое развитие определяются как паспортным, так и биологическим возрастом человека, то есть степенью морфо-функциональной зрелости организма в определенный период онтогенеза.

Рост – результат деления клеток, приводящий к их количественному накоплению и увеличению продольных, поперечных размеров и веса тела.

Физическое развитие – комплекс анатомических и функциональных свойств, определяющих активность и работоспособность организма

Изучены закономерности роста и развития:

Необратимость: процессы роста и развития направлены из прошлого в будущее последовательное прохождение генетически

Постепенность:

запрограммированных стадий без пропусков этапов развития

Цикличность: активизация (ростовые скачки) и замедление процессов развития в определенные периоды онтогенеза. Высокие темпы роста определяются: 1. во внутриутробный период 2. у детей 6-7 лет 3. в 11-14 лет.

Гетерохронность: различная скорость роста и созревания систем организма, проявляющейся в изменении веса и роста ребенка в онтогенезе, окружности головы, грудной клетки, длины конечностей и т.д.

развития: связана с генетическими механизмами,

Эндогенность регулирующими темпы роста и развития ребенка. Средовые факторы могут привести к ускорению роста и развития - акселерации или замедлению роста и развития – ретардации.

В биомедицинских исследованиях уровень физического развития, функциональной активности и зависящее от них состояние здоровья детей и взрослых оценивают методом индексов, измеряя такие показатели, как длина и масса тела и рассчитывая величину индексов ФР (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003).

Задание 1. Провести определение ФР студентов с помощью индексов.

1. Индекс Брока-Бругша, Для определения должной массы тела пользуются росто-весовым показателем Брока-Бругша, т. е. соотношением между весом (Р) и ростом (L)(см):

–  –  –

Этот индекс равен в среднем для мужчин 370-400 г/см, для женщин - 325-375 г/см, для мальчиков 15 лет - 325 г/см, для девочек 15 лет - 318 г/см;

Индекс массы тела 3.

Наличие избытка жира в организме, ведущее к значительным нарушениям состояния здоровья - ожирение. Трудно провести четкую границу между физиологическим и патологическим состоянием (когда ожирение связано с определенным риском для здоровья). Хотя избыточная масса тела и ожирение представляют различные степени риска для здоровья, между ними нет четкой границы.

В практических целях ожирение (у взрослого населения) оценивают с помощью индекса массы тела (ИМТ), что является не точным отражением количества жира в организме, а показателем пропорциональности массы тела к длине тела. ИМТ рассчитывается по формуле:

–  –  –

Похожие работы:

« Горбунова, А.Н. Чертов КОЛОРИМЕТРИЯ ИСТОЧНИКОВ ИЗЛУЧЕНИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Санкт-Петербург Горбунова Е.В., Чертов А.Н. Колориметрия источников излучения. Учебное пособие. – СПб: Университе ИТМО, 2015. – 126 с. Приводятся теоретические основы и методики расчета цветовых координат и координат цветности излучения источника. Также в общем виде...»

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 08.06.2015 Рег. номер: 636-1 (22.04.2015) Дисциплина: Психофизиология Учебный план: 37.03.01 Психология/4 года ОДО Вид УМК: Электронное издание Инициатор: Плотникова Марина Васильевна Автор: Плотникова Марина Васильевна Кафедра: Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеяте УМК: Институт психологии и педагогики Дата заседания 17.02.2015 УМК: Протокол №6 заседания УМК: Дата Дата Результат Согласующие ФИО Комментарии получения согласования согласования Зав....»

« ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологий Кафедра анатомии и физиологии человека и животных Елифанов А.В., Ковязина О.Л. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ЭМБРИОЛОГИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020501.65 Биоинженерия и биоинформатика, форма...»

« «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт биологии кафедра анатомии и физиологии человека и животных Елифанов А.В., Ковязина О.Л. ЦИТОЛОГИЯ И ГИСТОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 06.03.01 направления «Биология», профили Ботаника, Зоология, Физиология, Генетика, Биоэкология; Биохимия; форма обучения...»

«БИОАКУСТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ МЕТОД ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НЕЙРОТЕРАПИИ немедикаментозное, неинвазивное лечение расстройств центральной нервной системы Метод биоакустической коррекции разработан и запатентован специалистами нейрофизиологами Института экспериментальной медицины РАМН, отдел Физиологии им. И.П. Павлова, группа нейродинамической коррекции патологии мозговых функций. Эффективность метода подтверждена 25–летними научными исследованиями: Федерального государственного бюджетного учреждения...»

«РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологий Кафедра анатомии и физиологии человека и животных Елифанов А.В., Ковязина О.Л. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО КЛЕТОЧНОЙ БИОЛОГИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020501.65 Биоинженерия и биоинформатика,...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Прокопьевский филиал (ПФ КемГУ) (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины (модуля) Б2.Б.2 Анатомия и возрастная физиология (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 44.03.02.62 Психолого-педагогическое образование (шифр,...»

«РЕЦЕНЗИЯ На учебно-методический комплекс Повышения квалификации (ПК) специальности «Трансфузиология» Учебно-методический комплекс (УМК) повышения квалификации (ПК) по специальности «Трансфузиология», состоит из дисциплин: специальных «Общие вопросы клинической трансфузиологии» и «Частные вопросы клинической трансфузиологии», «Практика»; смежных «Общественное здоровье и здравоохранение», «Анестезиология и реаниматология», «Реанимация и интенсивная терапия», «Гематология»; фундаментальных...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт Кафедра экологии и генетики Кафедра зоологии и эволюционной экологии Кафедра анатомии и физиологии человека и животных А.Г. Селюков, В.С. Соловьев, И.В. Пак СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ БИОЛОГИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов по направлению подготовки 06.04.01 Биология...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт биологии кафедра анатомии и физиологии человека и животных Фролова О.В. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 06.03.01 направления «Биология», профили Ботаника, Зоология, Физиология, Генетика, Биоэкология; Биохимия; форма обучения – очная...»

«СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения 1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 020400.68 – Биология (магистерская программа Физиология человека и животных).1.2. Нормативные документы для разработки ООП магистерской программы Физиология человека и животных 1.3. Общая характеристика магистерской программы Физиология человека и животных 1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения...»

«РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологии кафедра анатомии и физиологии человека и животных Фролова О.В. БИОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных», «Экология человека»,...»

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 20.06.2015 Рег. номер: 2662-1 (15.06.2015) Дисциплина: Философские проблемы естествознания 06.04.01 Биология: Биотехнология/2 года ОДО; 06.04.01 Биология: Физиология Учебный план: человека и животных/2 года ОДО; 06.04.01 Биология: Экологическая генетика/ года ОДО Вид УМК: Электронное издание Инициатор: Ларин Юрий Викторович Автор: Ларин Юрий Викторович Кафедра: Кафедра философии УМК: Институт биологии Дата заседания 21.05.2015 УМК: Протокол заседания 9 УМК: Дата Дата...»

«СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Начальник ГИБДД Директор АНО ДПО УЦ Республики Крым «КрымАвтоДар» полковник полиции А.В. Борисенко _В.С. Лубенецкий «_»2015г. «»2015г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА подготовки водителей транспортных средств категории «В» для лиц с ограниченными физическими возможностями, а так же с нарушением слуха и речи СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка..2 I. Учебный план..4 II. Календарный учебный график..5 III. Рабочие программы учебных предметов..11 IV. Базовый цикл программы..11 4.1....»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт биологии кафедра анатомии и физиологии человека и животных Фролова О.В. БИОХИМИЯ ЧЕЛОВЕКА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 06.03.01 направления «Биология», профили Ботаника, Зоология, Физиология, Генетика, Биоэкология; Биохимия; форма обучения – очная Тюменский...»

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 08.06.2015 Рег. номер: 1187-1 (21.05.2015) Дисциплина: Анатомия и физиология ЦНС Учебный план: 37.03.01 Психология/4 года ОДО Вид УМК: Электронное издание Инициатор: Плотникова Марина Васильевна Автор: Плотникова Марина Васильевна Кафедра: Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеяте УМК: Институт психологии и педагогики Дата заседания 17.02.2015 УМК: Протокол заседания УМК: Дата Дата Результат Согласующие ФИО Комментарии получения согласования...»

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от «» 2015 г. Содержание: УМК по дисциплине «Болезни растений» для студентов направления подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата), профили биоэкология, биохимия, ботаника, генетика, зоология, физиология, форма обучения очная Автор: Н.Н. Колоколова Объем 20 стр. Должность ФИО Дата Результат Примечание согласования согласования Заведующий кафедрой ботаники, Рекомендовано Протокол заседания биотехнологии и Н.А. Боме к электронному кафедры от 23.01.2015 ландшафтной...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт биологии Кафедра анатомии и физиологии человека и животных С.Н. Толстогузов ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата), профиль подготовки «Физиология человека и...»

«ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН занятий по акушерству для студентов IV курса педиатрического факультета на 7 семестр 2015 2016 учебного года.1. Анатомо-физиологические особенности женской репродуктивной системы. Перинатология.2. Беременность физиологическая. Физиологические изменения в организме женщины при беременности.3. Методы исследования в акушерстве. Методы оценки состояния плода. 4. Роды физиологические. Причины наступления родов. 5. Физиология послеродового периода и периода новорожденности. 6....»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Окончание. начало см. No 33, 34, 35, 36, 37, 38/2001г.

Лабораторный практикум по анатомии, физиологии и гигиене человека

(9-й класс химико-биологического профиля)

Лабораторная работа No 34.
Опыты, выясняющие объем внимания, эффективность запоминания,
особенности воображения и мышления

1. Объем внимания

Цель : определить объем внимания.

Оборудование : таблица с произвольно расположенными цифрами от 101 до 136, изготовленная на листе бумаги (формат A4), секундомер (или часы с секундной стрелкой), карандаш.

ХОД РАБОТЫ

Испытуемому дают инструкцию с заданием: «В квадратах в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Вам предстоит их найти в порядке возрастания - сначала 101, затем 102, 103 и т.д. до 136 (найденное число зачеркивается карандашом). Работу начинать по команде экспериментатора».

Форма отчетности

Определить объем внимания по формуле:

B = 648: t ,

где B - объем внимания, t - время работы в секундах.

Оценка результатов

2. Объем памяти при механическом и логическом запоминании

Цель : определить возможности памяти при разных способах запоминания.

Оборудование : подготовленные ряды слов по 10 для каждого способа запоминания.

Возможный перечень слов для логического запоминания: сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена. Возможный перечень слов для механического запоминания: квартира, елка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.

ХОД РАБОТЫ

Исследователь громко зачитывает испытуемому ряд слов из логического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.
Через 3 - 4 мин экспериментатор вновь громко зачитывает испытуемому ряд слов из механического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.

Форма отчетности

Сравните результаты воспроизведения первого и второго перечней слов. Объясните причину разного запоминания слов одним и тем же испытуемым.

3. Особенности воображения

На рисунке даны незаконченные изображения предметов. Дорисуйте их в течение 1 мин. Сравните их с рисунками товарищей, обратите внимание на индивидуальные различия в определении рисунков.

4. Логическое мышление

Цель : оценка логического мышления.

Оборудование : секундомер (или часы), лист бумаги, на котором изображены числовые ряды.

Примерные варианты числовых рядов:

1) 24, 21, 19, 18, 15, 13, -, -, 7;
2) 1, 4, 9, 16, -, -, 49, 64, 81, 100;
3) 16, 17, 15, 18, 14, 19, -, -;
4) 1, 3, 6, 8, 16, 18, -, -, 76, 78;
5) 7, 16, 19, 5, 21, 16, 9, -, 4;
6) 2, 4, 8, 10, 20, 22, -, -, 92, 94;
7) 24, 22, 19, 15, -, -.

ХОД РАБОТЫ

Экспериментатор предъявляет испытуемому лист бумаги, на котором представлено 7 числовых рядов. Испытуемый в течение 5 мин должен найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа.

(Правильные ответы: 1) 12, 9 ; 2) 25, 36 ; 3) 13, 20 ; 4) 36 , 38 ; 5) 13 ; 6) 44, 46 ; 7) 10, 4 .)

5. Выявление объема кратковременной памяти

Цель : определить объем кратковременной памяти.

Оборудование : часы, тест.

ХОД РАБОТЫ

В течение одной минуты прочтите предложенный текст, затем отложите и закройте. В течение пяти минут запишите в любом порядке все слова, кторые вам удалось запомнить.

6. Работоспособность

Цель : выявить взаимосвязь между вниманием и работоспособностью.

Оборудование : часы, схема для эксперимента.

ХОД РАБОТЫ

Испытуемому предлагают следующее задание. Перед вами прямоугольник, состоящий из 16 полей. Каждое из них разделено по диагонали на 2 части. В прямом углу нижнего треугольника указан его порядковый номер, а в верхних– те же цифры в беспорядке. Ваша задача найти цифры над диагональю в порядке от 1 до 16, проговаривая вслух каждую найденную цифру. Начало и окончание работы точно фиксируется экспериментатором.

Форма отчетности

Сравните полученные вами результаты с нормативными.

Литература

Анисимова А.С., Бруновт Е.П. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. - М: Просвещение, 1987.

Батуев А.С., Кузьмина И.Д. и др . Биология-9. Человек.- М.: Просвещение, 1994.

Бинас А.В., Маш Р.Д. Биологический эксперимент в школе. - М.: Просвещение, 1990.

Воронин Л.Г., Колбановский В.Н ., Маш Р.Д . Физиология высшей нервной деятельности и психология. 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984.

Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: Просвещение, 1993.

Рохлов В.С., Сивоглазов В.И . Практикум по анатомии и физиологии человека. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Чебышев Н.В., Кузнецов С.В., Зайчикова С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. - М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1998.

Пояснительная записка

В жизни каждого школьника в 9 классе наступает момент, кода он задумывается над вопросом: «Кем быть?». В предпрофильной подготовке происходит самоопределение ученика, относительно профиля обучения в старшей школе. Поэтому данный элективный курс предназначен для изучения в рамках предпрофильной подготовки. Программа рассчитана на 12 часов.

Необходимость введения элективного курса «Практикум по анатомии и физиологии человека в помощь сдающим ОГЭ» обусловлено большим количеством вопросов по анатомии и физиологи человека в КИМах ОГЭ, имеющих практическую направленность.

Этот курс изучается в 9 классе после того, как учащимися усвоены основные теоретические положения анатомии, физиологии и гигиены человека, но практическое применение знаний учащихся – навыки решения биологических задач, постановка и проведение физиологического эксперимента развиты слабо. Программа курса углубляет знания по курсу «Анатомия и физиология человека», позволяет реализовать связь теоретического и практического материала, активизировать познавательную деятельность учащихся в области знаний о физиологических механизмах организма человека, соответствует требованиям экзамена по биологии в 9 классе.

Практикум охватывает разделы курса: «Введение. Ткани организма человека», «Кровь и кровообращение», «Дыхание», «Пищеварение. Обмен веществ и энергии», «Нервная система».

Проведение практических занятий включает три важных этапа. Во-первых, изучение теоретического материала, связанного с выполнением конкретной лабораторной работы. Во-вторых, само выполнение работы, результаты которой проверяет учитель, и ее дальнейшее оформление. В-третьих, защита выполненной лабораторной работы, которая проводится в форме собеседования или опроса, решения задач и проблемных вопросов, которые используются в ОГЭ. На третьем этапе отрабатываются умения оценивать правильность биологических суждений, проводить множественный выбор, устанавливать соответствие, определять последовательность биологических процессов, явлений, объектов, включать в биологический текст, пропущенные термины и понятия из числа предложенных, работать с текстом биологического содержания, со статистическими данными, представленными в табличной форме, определять энерготраты и составлять пищевой рацион, обосновывать необходимость рационального и здорового питания. В программу курса включены такие практические работы, для которых не требуется особого оснащения кабинета и сложных медицинских приборов. Особенностью данного курса является групповая работа учащихся. В методических рекомендациях даны ответы к заданиям.

Цель курса: развитие интереса к изучению биологии; углубление и закрепление теоретических знаний; выработка навыков учебного эксперимента, способствующих сохранению здоровья учащихся, успешной сдаче ОГЭ и выбору химико-биологического профиля.

1. расширить и углубить знания по анатомии и физиологии человека;

2. освоить приемы и методы изучения физиологических процессов и функций организма человека, развитие навыков самостоятельной исследовательской и проектной работы;

3. развивать мышление и самостоятельность принятия решений;

4. развивать интерес к непрерывному образованию и самообразованию.

Формы и методы обучения: лекции с элементами беседы; решение задач, проблемных вопросов; работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся; лабораторный практикум; разработка и защита проектов.

Формы контроля:

работа с рисунками, таблицами; решение расчетных задач; постановка и описание опыта, отчеты по лабораторным работам, ответы на вопросы, аналитическое сравнение полученных данных с нормативными. Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции, где заслушиваются доклады, рефераты и отчеты учащихся по выбранной теме исследования.

Планируемые результаты:

1.Личностные результаты:

Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение явлений, происходящих в организме, интеллектуальных умений (способность доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

Регулятивные: УУД:

Умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Личностные УУД:

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи;

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем интегрироваться в группу сверстников; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные УУД:

Умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить связи между строением и функциями органов; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках

3.Предметные результаты:

Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения организма человека; овладение различными видами публичных выступлений; соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.

ПРОГРАММА КУРСА АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

1. Раздел: «Введение. Ткани организма человека» (2ч.)

Организм человека как единая целостная живая система. Понятие о тканях, органах, системах органов. Понятие о внутренней среде организма и о гомеостазе. Функции крови. Строение, состав свойства и объем крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их количество, строение и функции. Кроветворные органы. Свертывание крови. Группы крови человека. Решение задач на определение группы крови. Иммунитет, его виды. Лабораторная работа 1 Ткани человека. Внутренняя среда организма. Кровь Лабораторная работа № 2. Определение групп крови

2. Раздел: «Кровообращение» (2ч.)

Кровеносные сосуды, их классификация, особенности строения и функции. Закономерности расположения сосудов. Механизмы движения крови по артериям, венам и капиллярам. Основные закономерности и показатели движения крови по сосудам: давление, пульсовая волна, линейная скорость и время полного кругооборота. Общая схема кровообращения человека: сосуды большого, малого и сердечного кругов кровообращения. Сердце: строение, функции сердца. Автоматия. Работа сердца: сердечный цикл, систолический и минутный объем кровотока, тоны сердца, электрокардиограмма. Регуляция работы сердца. Гигиена органов кровообращения, заболевания сердечно-сосудистой системы и их профилактика. Лабораторная работа № 3. Измерение артериального пульса и его классификация Лабораторная работа № 4. Измерение кровяного давления в артериях человека

3.Раздел: «Дыхание» (4ч.)

Верхние дыхательные пути: носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань: строение функции. Нижние дыхательные пути: трахея, бронхи, их строение и функции. Легкие, их местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение легких. Плевра. Механизм вдоха - выдоха. Механизмы и эффективность газообмена в легких. Легочные объемы и их определение. Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания. Лабораторная работа № 5. Определение «нормальных» параметров респираторной функции. Формулы и номограммы Лабораторная работа № 6. Спирометрия. Определение ЖЕЛ и составляющих ее объемов Лабораторная работа № 7. Определение тренированности дыхательной мускулатуры Лабораторная работа № 8. Влияние наполнения легких на продолжительность задержки дыхания

4. Раздел: «Пищеварение. Обмен веществ» (2ч.)

Пища, пищевые и питательные вещества. Отделы пищеварительного тракта, их строение, их участие в пищеварении. Пищеварительные ферменты и их действие. Процессы пищеварения в отделах пищеварительного тракта. Пищеварительные железы. Регуляция пищеварения. Понятие о полноценном, сбалансированном питании и гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов ЖКТ. Общее понятие об обмене веществ. Значение обмена. Белковый обмен. Понятие о полноценном и неполноценном белке. Углеводный обмен. Жировой обмен. Водно - солевой обмен. Лабораторная работа № 9. Характеристика основных компонентов пищеварительных соков. Влияние желчи на жиры. Лабораторная работа № 10. Основы питания. Составление пищевого рациона

5. Раздел: «Нервная система» (1ч.)

Подразделение нервной системы на отделы. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга. Классификация рефлексов. Безусловные и условные рефлексы. Соматическая и автономная нервная система. Строение и функции. Сравнительная характеристика симпатической и парасимпатической нервной системы. Лабораторная работа № 11. Изменение артериального давления под действием холода

Год выпуска: 2001

Жанр: Анатомия

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Для создания учебного пособия «Практикум по анатомии мозга человека» существуют и объективные мотивы. Изучение анатомии ЦНС часто вызывает значительные затруднения. Это связано с несколькими причинами. Самая простая и очевидная причина лежит в объема изучаемого материала. За небольшой период слушателям необходимо выучить 200-300 названий анатомических структур и основных связей головного и спинного мозга, поэтому, как правило, лекционные курсы дополняются практическими занятиями. Контакт с материалом всегда упрощает запоминание, а хорошее знание предмета облегчает формирование обобщенных представлений. Необходимо специализированное руководство для практических занятий, которое могло бы облегчить изучение препаратов.
Руководство для практических занятий должно содержать краткий теоретический экскурс и ясные фотографии, подкрепленные пояснительными схемами. При этом должно соблюдаться соответствие между основными учебниками и практическим руководством. Настоящее руководство к практическим занятиям по анатомии ЦНС создано именно с этими целями. В нем содержатся описание 10 отдельных занятий по анатомии и небольшое приложение, посвященное лимбической системе, подкорковым ядрам и коре больших полушарий переднего мозга.
Текстовая часть содержит описание иерархических отношений анатомических структур, классификацию и основные сведения по функциональной специализации отделов головного и спинного мозга. Описание препаратов и структурной организации ЦНС не подменяет основного учебного руководства под ред. М.Р. Сапина. Пояснительный текст необходим как при подготовке к занятию, так и в процессе его проведения.
В настоящее время существует множество различных, в том числе и переводных, руководств, которые используют устаревшие или нестандартные классификации нервной системы. Это заставило нас ввести некоторые пояснения по поводу наиболее сложных разделов предмета. Большинство иллюстраций было создано специально для настоящего руководства, а часть позаимствована из вышедшего ранее «Стереоскопического атласа мозга человека» (Савельев С.В., 1996).

Книга «Практикум по анатомии мозга человека» предназначена для студентов и может быть использована как краткий «репетиториум» при изучении центральной нервной системы в курсах анатомии медицинских, биологических и психологических факультетов высшей школы.

«Практикум по анатомии мозга человека»

Общий план строения ЦНС

  1. Общий план строения
  2. Строение и специфичность нейронов
  3. Классификация нейронов
  4. Нейроглия
  5. Классификация клеток нейроглии
  6. Оболочки спинного и головного мозга
  7. Отростки твердой оболочки головного мозга
  8. Оси тела и мозга человека

Спинной мозг

  1. Общий план строения
  2. Образование спинномозговых нервов
  3. Сегменты спинного мозга
  4. Поперечный разрез спинного мозга
  5. Строение серого вещества спинного мозга
  6. Строение белого вещества спинного мозга

Головной мозг

  1. Средняя масса головного мозга
  2. Минимальная и максимальная масса мозга
  3. Подразделение головного мозга на 5 отделов

Продолговатый мозг

  1. Общий план строения
  2. Передняя поверхность продолговатого мозга
  3. Задняя поверхность продолговатого мозга
  4. Внутреннее строение продолговатого мозга

Задний мозг

  1. Общий план строения
  2. Внутреннее строение моста
  3. Мозжечок
  4. Доли и дольки мозжечка
  5. Белое и серое вещество мозжечка
  6. Ядра мозжечка
  7. Ножки мозжечка
  8. Перешеек мозга
  9. Ромбовидный мозг

IV желудочек

  1. Общий план строения
  2. Дно IV желудочка (ромбовидная ямка)
  3. Проекция ядер черепно-мозговых нервов на ромбовидную ямку
  4. Крыша IV желудочка
  5. Сосудистое сплетение IV желудочка
  6. Понятие о спинномозговой жидкости
  7. Циркуляция спинномозговой жидкости

Средний мозг

  1. Общий план строения
  2. Крыша среднего мозга
  3. Покрышка
  4. Ножки мозга
  5. Поперечный разрез среднего мозга
  6. Понятие об экстрапирамидной системе

Промежуточный мозг

  1. Общий план строения
  2. Надбугорная область
  3. Зрительный бугор
  4. Дорсальный таламус
  5. Понятие о подкорковом чувствительном центре
  6. Метаталамус
  7. Вентральный таламус
  8. Гипоталамус
  9. Гипофиз
  10. Ядра гипоталамуса
  11. Понятие о гипоталамо-гипофизарной системе
  12. III желудочек

Конечный мозг

  1. Общий план строения
  2. Комиссуры полушарий
  3. Поверхности полушарий
  4. Полюса полушарий
  5. Отделы полушарий конечного мозга
  6. Плащ конечного мозга
  7. Борозды и извилины дорсолатеральной поверхности полушария
  8. Борозды и извилины медиальной и базальной поверхностей полушария
  9. Старая, древняя и новая кора конечного мозга
  10. Локализация функций в коре полушарий конечного мозга
  11. Базальные ядра
  12. Обонятельный мозг: периферическая и центральная части
  13. Понятие о лимбической системе
  14. Латеральные желудочки

Черепно-мозговые нервы

  1. Распределение и краткая функциональная характеристика черепно-мозговых нервов
  2. Места выхода черепно-мозговых нервов из мозга

Пояснительная записка

Элективный курс предназначен для учащихся средних школ, выбравших медико-биологический профиль обучения, которым анатомические и физиологические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма.

Программа курса рассчитана на 34 ч и составлена как дополнение к основному курсу биологии.

На сегодняшний день отечественной средней школой накоплен достаточный опыт подачи теоретического материала, но практическое применение знаний учащихся – навыки решения биологических задач, постановка и проведение физиологического эксперимента развиты очень слабо. Кроме того, далеко не каждая школа имеет всё необходимое для организации сложных практических работ. Поэтому в программу курса включены такие лабораторные работы, для которых не требуется особого оснащения и сложных приборов.

Цель : развитие познавательного интереса учащихся к биологии, медицине; развитие мышления, речи посредством решения экспериментальных задач по физиологии и анатомии человека; углубление теоретических знаний; выработка навыков постановки и проведения физиологического эксперимента, лабораторных работ, решения экспериментальных задач.

Задачи :

    познакомить учащихся с методиками изучения анатомических и физиологических особенностей организма человека;

    сформировать опыт постановки физиологического эксперимента и решения задач по физиологии и анатомии человека.

Основные виды занятий : проблемная лекция; лабораторная работа; практическая работа; урок решения задач.

Формы контроля : рисунок; работа с формулами; работа с таблицами; постановка и описание опыта; ответы на вопросы; аналитическое сравнение полученных данных с нормативными; составление индивидуальных характеристик на основе данных исследований.

Учебно-тематический план

Всего часов

Лекции

Практика

1. Организм человека и его строение

2. Опорно-двигательный аппарат

3. Кровь и кровообращение

4. Нервная система

5. Анализаторы

6. Высшая нервная деятельность

Итоговое занятие

Итого:

Тема 1. Организм человека и его строение (4 ч)

Лекция 1. Вводное занятие: знакомство с программой курса, перечнем лабораторных, практических работ и с формами контроля.

Лекция 2. Строения организма человека: клетки организма и их многообразие, органы и системы органов; функции органов.

Практическая работа. «Изучение строения животной клетки под микроскопом».

Практическое занятие. «Решение задач».

Тема 2. Опорно-двигательный аппарат (5 ч)

Лекция. Строение и функции опорно-двигательной системы человека: кости, скелет, мышцы; взаимосвязь строения скелета человека и его мышечной системы.

Практическая работа № 1. «Мышечная сила».

Практическая работа № 2. «Определение наличия плоскостопия».

Практическая работа № 3. «Координация движений».

Практическое занятие. «Решение задач».

Цикл упражнений лечебной физкультуры при плоскостопии

Тема 3. Кровь и кровообращение (5 ч)

Лекция. Строение системы кровообращения человека: сердце и его функции, сосуды, виды сосудов, взаимосвязь строения разных видов сосудов с их функциями.

Практическая работа № 1. «Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения».

Практическая работа № 2. «Функциональные пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы».

Практическая работа № 3. «Приемы остановки кровотечения».

Практическое занятие. «Решение задач».

Тема 4. Нервная система (8 ч)

Лекция 1. Строение нервной системы человека: центральная и периферическая нервная система, спинной мозг, соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Лекция 2. Рефлекторный принцип работы нерв-ной системы. Безусловные и условные рефлексы. Отделы головного мозга и их функции.

Практическая работа № 1. «Исследование рефлекторных реакций человека».

Практическая работа № 2. «Исследование состояния вегетативной, или автономной, нервной системы».

Практическая работа № 3. «Средний мозг».

Практическая работа № 4. «Мозжечок».

Практическая работа № 5. «Определение индивидуального профиля асимметрии».

Практическая работа № 6. «Условные зрачковые рефлексы человека на звонок».

Тема 5. Анализаторы (6 ч)

Лекция. Ощущения. Строение и функции анализаторов. Значение анализаторов.

Практическая работа № 1. «Возрастные особенности аккомодационных способностей глаза».

Практическая работа № 2. «Острота зрения».

Практическая работа № 3. «Цветное зрение».

Практическая работа № 4. «Измерение остроты слуха речью».

Практическая работа № 5. «Температурная адаптация кожных рецепторов».

Тема 6. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Лекция. Высшая нервная деятельность, формы торможения рефлексов, рассудочная деятельность, сон, инстинкт, особенности высшей нервной деятельности человека.

Практическая работа № 1. «Память».

Практическая работа № 2. «Внимание».

Практическая работа № 3. «Восприятие».

Практическая работа № 4. «Определение типа темперамента».

Итоговое занятие (1 ч)

Обобщение материала курса. Решение теста в форме ЕГЭ