Литературные течения конца 19 века. Использовали сложные виды рифм. Вопросы для повторения изученного материала

    • Цель урока – познакомиться
    • с основными литературными течениями конца XIX
    • начала ХХ века


Задачи:

  • 1. Разобрать основные литературные течения конца 19 - начала 20 века.

  • 2. Познакомиться с представителями символизма, акмеизма, футуризма.

  • 3. Познакомиться с творчеством Сергея Есенина - представителя имаженизма.



Вопросы для повторения изученного материала

  • Каких русских писателей 19 – начала 20 века вы можете назвать?

  • Какие основные мотивы их творчества вы знаете?

  • С какими литературными направлениями вы знакомы?



ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ КОНЦА 19 - НАЧАЛА 20 ВЕКА

  • Конец 19 - начало 20 века - эпоха русского культурного возрождения.

  • В эпоху культурного ренессанса произошел взрыв во всех областях культуры:

  • не только в поэзии, но и в музыке;

  • не только в изобразительном искусстве, но и в театре.

  • Россия того времени дала миру большое количество новых имен, идей, шедевров.



СИМВОЛИЗМ

  • Направление в европейском и русском искусстве, которое возникло на рубеже 20 века, сосредоточенное, в основном, на художественном выражении с помощью СИМВОЛА идей, находящихся за пределами чувственного восприятия.



Представители символизма

  • В начале 1900-х гг внутри символизма образовались

  • 3 течения:

  • 1. Николай Минский, Дмитрий Мережковский - в начале гражданская поэзия, затем - идеи религиозности.

  • 2. Валерий Брюсов, Константин Бальмонт («старшие символисты») - рассматривали символизм как новый этап развития после реализма - историко-культурная проблематика, рационализм, завершенность образов, декламационный строй.

  • 3. «Младшие символисты» - Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов - философско-религиозное понимание мира - мистические мотивы, гротескное восприятие действительности.



АКМЕИЗМ

  • Отделился от символизма в начале 1910-х гг.

  • Акмеизм - живой процесс, в котором все находится в состоянии изменчивости. В нем нет жестких рамок, как в символизме, а есть лишь направление мышления поэтов. Главным для акмеистов был тезис о реабилитации земного бытия.



Представители акмеизма

  • Акмеисты взяли на себя задачу вернуть миру его самоценность. Все предметы и явления хороши сами по себе.

  • Главным для акмеистов был тезис о реабилитации земного бытия.

  • -Николай Гумилев

  • -Осип Мандельштам

  • -Анна Ахматова



ФУТУРИЗМ

  • Одно из универсальных художественных движений начала 20 века.

  • Футуристов отличал порыв к свободному творению новых форм, способных выразить существо грядущего искусства и жизнеустройства;

  • футуризм породил немало новаторских идей и значительных движений в литературе, живописи, театре, музыке.



Представители футуризма

  • Футуристы писали на темы города, машинной цивилизации, всеобщего хаоса, разрыва привычных связей.

  • Использовали сложные виды рифм.

  • Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Василий Каменский, Павел Филонов, Алексей Крученых,

  • 1. кубофутуризм - Владимир Маяковский,

  • 2. эгофутуризм - Игорь Северянин,

  • 3. имажинизм - Борис Пастернак, Сергей Есенин.



Сергей Александрович Есенин (1895-1925)‏

  • Один из самых популярных и известных поэтов 18-19 вв.



Биография С.А. Есенина

  • - Родился 21 сентября (3 октября) 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии

  • - В 1904 г.- учеба в Константиновское земское училище, далее - учеба в церковно-учительской школе

  • - В 1912 г. - переезд в Москву

  • - В 1913 г. - поступление в МГНУ им. А.Л. Шанявского

  • В 1914 г. – первая публикация стихов



Биография С.А. Есенина

  • - В 1915 г. - приезд в Петербург, чтение стихов А.А. Блоку, С.М. Городетскому

  • - Выступление в «народной» одежде перед публикой

  • - В 1918-1920 гг. - активное участие в московской группе имажинистов

  • - В 1921 г. - посещение Средней Азии, Урала и Оренбуржья



Биография С.А. Есенина

  • 1921 г. - женитьба на А. Дункан

  • С 1922 по 1923 г. - жизнь в Европе и США

  • В 1924-1925 гг. - Азербайджан

  • 28 декабря 1925 года - смерть



Творчество С.А. Есенина

  • Темы лирики:

  • Любовь

  • Природа

  • Родина

  • Революция

  • Мотивы:

  • «Крестьянской Руси»

  • Христианские мотивы



Творчество С.А. Есенина

  • Сложная жизнь начинающего поэта, его духовное созревание отразилось в лирике 1910-1913 гг. (около 60 стихотворений и поэм): любовь ко всему живому, к жизни, к Родине. На такой лад поэта особенно настраивает окружающая природа:

  • «Выткался на озере алый свет зари…», «Дымом половодье…»,

  • «Береза», «Весенний вечер», «Ночь»,

  • «Восход солнца», «Поет зима - аукает…»,

  • «Звёзды», «Темна ноченька, не спится…» и др.



Творчество С.А. Есенина

  • С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции.

  • С января 1914 года стихи Есенина появляются в печати («Берёза», «Кузнец» и др.).

  • Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нём начинают занимать библейские образы и христианские мотивы.



Творчество С.А. Есенина

    • В начале 1916 года выходит «Радуница» (1910-1915).
    • Творчество 1914-1917 гг.: «Микола», «Егорий», «Русь», «Марфа Посадница», «Ус», «Иисус-младенец», «Голубень» и др.
    • Основа мироздания - изба. Избы образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами.
    • Не видать конца и края, Только синь сосёт глаза…


Творчество С.А. Есенина

  • Сборник «Сельский часослов» (1918) Есенин – тонкий лирик, мастер пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души.

  • Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Черный человек» (1925).

  • В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревёнчатой избы».



Творчество С.А. Есенина

  • Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).

  • На стихи Есенина написано множество песен: «Письмо матери» и «Клён ты мой опавший», «Над окошком месяц», «Гуляка», «Ты меня не любишь, не жалеешь», «Звёзды», “Москва» и др.

  • Многие из этих песен воспринимаются как народные.



  • Спасибо за внимание!



  • Использование материалов презентации

  • Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.

  • Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.



Экономическая и политическая тряска в конце 19, в начале 20 века (зарождение буржуазии, отмена крепостного права) способствовала появлению новых литературных течений.Реализм сменяется пролетарской литературой, появляется модернизм (современный).

К модернизму относятся: символизм, акмеизм и футуризм.

Символизм

Символизм- первое самое крупное течение, возникшее в России. Начало ему положили: Дмитрий Мережковский и Валерий Брюсов. Представители этого течения центральное значение в своем творчестве отдавали символу.

В 1812 году выходит первый сборник стихотворений русских символистов.

Затем вышел второй сборник и третий. Предполагалось, что в этих сборниках печатались различные поэты. Но вскоре выяснилось, что автором всех стихотворений в этих сборниках был начинающий поэт Валерий Брюсов, который подписывал стихи различными псевдонимами. Его уловка удалась и на символистов обратили внимание. И вскоре стали появляться новые авторы- символисты.

Символисты делятся на:

младосимволистов- Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Александр Блок.

старших символистов- Валерий Брюсов, Соловьев, Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб.

Они проповедовали искусство для искусства. Но между ними возникали споры. Старшие отстаивали приоритет религиозно филосовских поисков, а младосимволистов считали декодентами.

Декоденство (в переводе с фр.- упадок)- в литературе это кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия. Поэтому у представителей этого течения много уныния, печали.

Акмеизм - возник в 1910 году и генетический связан с символизмом. Представителями этого течения являются: Вячеслав Иванов, Сергей Городецкий, Николай Гумелев, Алексей Толстой. Вскоре они объединились в кружок "Цех поэтов", к которому присоединились Анна Ахматова, Зинкейвич, Миндельшпам. Акмеисты в отличии от символистов выступали за показ ценностей жизни, отказавшись от не целомудренного стремления символистов познать непознаваемое. По мнению акмеистов, предназначение поэзии в художественном освоении окружающего нас многообразного мира.

Футуризм

Футуризм (будущее) - интернациональное литературное явление. Самое крайнее по эстетическому радикализму, возникшему в Италии и и практически сразу же возникшее в России после выхода в свет футуристического общества "Садок Судей". Авторами- футуристами были: Дмитрий Бурлюк, Хлебников, Каменский, Маяковский. Футуристы делились на три группы:

эго-футуристы- Игорь Игнатьев, Олимпов, Гнедов, и др.

куба-футуристы- Ивнев, Крисанф.

центрифуга- Борис Пастернак, Бобров, Агеев, Большаков и т. д.

Представители футуризма призывали отсечь все старое и создать новую литературу, способную преобразить мир.

Футуристы говорили:

" С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество"

Так они говорили о Горьком, Гумилеве и Блоке.

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. В начале века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и "альбомных" стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней. Этот век подарил нам таких мастеров Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка.

Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии.

Сентиментализм : Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от . Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению и по убеждениям сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Романтизм: идейное и художественное направление в культуре конца - первой половины . Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного и . Романтизм утверждает культ , чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Основоположником русского романтизма является Жуковский: русский поэт, переводчик, критик. Сначала писал сентиментализм из-за близкого знакомства с Карамзиным, но в 1808 вместе с вышедшей из под его пера баллады «Людмила» (. переделка «Леноры» ), русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание - . Участвовал в ополчении. В стал чтецом при вдовствующей императрице. В он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты - будущей императрицы , а осенью был назначен на должность «наставника» наследника престола, будущего императора .

Вершиной русского романтизма можно считать поэзию . Во взглядах прогрессивной части российского общества 30-х гг. XIX в. проявились черты романтического миросозерцания, вызванные неудовлетворенностью современной действительностью. Это мировоззрение отличало глубокое разочарование, неприятие действительности, неверие в возможность прогресса. С другой стороны, романтикам было присуще стремление к возвышенным идеалам, желание полного разрешения противоречий бытия и понимание невозможности этого (разрыв между идеалом и действительностью).

Творчество Лермонтова наиболее полно отражает романтическое мировоззрение, сформировавшееся в николаевскую эпоху. В его поэзии основной конфликт романтизма - противоречие между идеалом и действительностью - достигает крайнего напряжения, что существенно отличает его от поэтов-романтиков начала XIX в. Основным объектом лирики Лермонтова является внутренний мир человека - глубокий и противоречивый. нашего времени». Ключевая тема в творчестве Лермонтова- тема трагического одиночества личности во враждебном и несправедливом мире. Раскрытию этой темы и подчинено все богатство поэтических образов, мотивов, художественных средств, все многообразие мыслей, переживаний, чувств лирического героя.

Важен в произведениях Лермонтова такой мотив, как, с одной стороны, - ощущение «необъятных сил» человеческой души, а с другой - ненужность, напрасность активной деятельности, самоотдачи.

В разных его произведениях просматриваются темы родины, любви, поэта и поэзии, отражая особенности яркой индивидуальности и мировоззрения поэта.

Тютчев: Философская лирика является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России. Начав с одических произведений, он постепенно нашел свой собственный стиль. Это было чем-то вроде сплава русской одической поэзии и традиции европейского романтизма. Кроме того он никогда не хотел видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрегал результатами собственного творчества.

Наряду с поэзией начала развиваться проза . Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Ранняя поэзия также развивалась в рамках романтизма. Его южная ссылка совпала с рядом исторических событий и в Пушкине зрела надежда на достижимость идеалов свободы и вольности (в лирике Пушкина получила отражение героика современной истории 1820-х гг.), но после нескольких лет холодных приемов его произведений вскоре он понял, что миром правят не мнения, а власти. В творчестве Пушкина романтического периода вызрело убеждение, что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. Это определило трагическую тональность пушкинской музы.

Постепенно, в 30е годы, у Пушкина появляются первые «признаки» реализма.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Реализм в искусстве, 1) правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства. 2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг. 19 в. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма 19 - 20 вв.: отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий к проблеме "личность и общество"

Гоголь не был мыслителем, но это был великий художник. О свойствах своего таланта сам он говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». Нельзя было проще и сильнее указать ту глубокую основу , которая лежала в его таланте.

Крити́ческий реали́зм - художественный метод и литературное направление, сложившееся в . Главная его особенность - изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.

Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков. В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина . Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной (причудливой, комической, трагикомической) форме.

Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Развитие поэзии несколько затихает .

Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.