Пенджаб, индия. Контрольно-пропускной пункт Вагах Бордер

Золотой Храм в Амритсаре, более известный как Хармандир Сахиб, – грандиозный центральный храм сикхизма в Индии, построенный между 1585 и 1604 годом. Название «Золотой храм» он получил за внешнюю отделку – фасад здания полностью покрыт золотом.

Золотой Храм находится в южной части индийского города Амритсар, в центре водоема, который был выкопан в 1577 году четвёртым гуру сикхов – Гуру Рам Дасом. Не только для верующих сидхов, но и всех праведников это место по праву считается святыней. В нем хранится оригинальный экземпляр «Гуру Грантх Сахиб» с 1604 года, священный текст сикхов. Попасть в Хармандир Сахиб можно по мосту из мрамора, который символизирует отделения верующих от грешников.

Посещать Золотой храм можно целый день, он закрывается только ночью.

Контрольно-пропускной пункт Вагах Бордер

Вагах Бордер находится в 30 километрах от города и является единственным контрольно-пропускным пунктом на границе Индии с Пакистаном. Границу в Вагахе Бордер часто называют «Берлинской стеной Азии».

Здесь каждый вечер проходит торжественная церемония спуска государственных флагов двух стран, которая больше похожа на шоу, чем на ежедневный ритуал.

Церемония под названием «спуск флагов» проходит с 1959 года и собирает сотни зрителей обеих стран. Войска каждой страны участвуют в мундирах и красочных тюрбанах, что делает шоу более красочным. Это очень интересное зрелище, которое достойно внимания многих путешественников.

А какие достопримечательности Пенджаба вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Золотой дворец в Амритсаре

Этот дворец, который также называется Хармандир Сахиббыл, в начале XVII века возвел гуру сикхов Арджун Джи. Каждый год к этому святилищу тянутся тысячи паломников, чтобы соблюсти ритуал и почтить светлую память духовных наставников сикхов.

Воды озера вокруг храма считаются священными и также притягивают многочисленных паломников.

Как правило, ворота дворца всегда открыты для всех желающих его посетить - для этого достаточно только проявить свое уважение храму, просто накрыв платком голову и сняв обувь. Архитектура внутренних помещений храма поражает своей красотой и магией, здесь можно отдохнуть в освежающей тени древнего дерева, можно окунуться в священные воды. Кроме того, можно понаблюдать за людьми, которые готовят блюдо «дал махани» – традиционное для области Панджаб.

Но самое главное: отправившись посмотреть на Золотой дворец, расположенный в городе Амритсар, вероятнее всего, вы сможете избежать шумной толпы туристов, потому что эта уникальная достопримечательность не пользуется чрезмерным спросом в различных путеводителях.

Хармандир-Сахиб (Дарбарасахиб или Золотой Храм) - один из древнейших и почитаемых храмов Индии. За свою отделку золотыми пластинами храм получил название Золотого. Этот храм считается одним из старейших и священнейших в Индии - время его строительства – 1589 год.

Большей частью золотых пластин, которыми сегодня отделан храм и благодаря которым здание производит впечатление, сделанного из цельного куска золота, храм был отделан в начале и первой половине XIX века, когда под патронажем махараджи сикхской империи в Пенджабе, императора Ранджит Сингха, были произведены декоративные работы по отделке священного комплекса золотом и мрамором.

Золотой храм стоит в центре искусственного озера, и дорога к нему лежит по узкому мраморному мосту – прежде считалось, что пройти в святилище могут только праведники и путь через озеро приравнивался к очищению души. Дорога по мосту символизирует путь от грешного к праведному. Храм символично открыт для входа с четырех сторон, со всех сторон света. Таким образом, гурварда доступен для всех национальностей и вероисповеданий.

Гипермаркет Alfa One

Alfa one - это торговый центр, расположенный в Индии в городе Амристар. Он впечатляет своим внушительным размером и интерьером. Общая площадь - 2 миллиона квадратных футов. В нем находится 170 магазинов, предлагающих бренды местных и международных дизайнеров. Также имеется большое количество ресторанчиков, где можно отведать блюда на любой вкус, но большой популярностью пользуется местная кухня.

Туристы могут посетить кинотеатры и насладиться великолепным качеством фильмов в формата 4d и 5d. Дети могут провести время в игровой комнате.

Рядом находится базар,состоящий из более чем 51 магазинов, предлагающих изделия народных ремесел.

В торговом центре Alfa one действует множество эскалаторов, лифтов, которые облегчают передвижение для покупателей.

Здесь же расположена удобная парковка для машин.

Сад Камней

Сад камней в Пенджабе является одной из самых главных достопримечательностей Пенджаба.

Это всемирно известный сад площадью 64 акра, который располагается посреди обширных лесных угодий. Сад представляет собой выставку произведений искусства под открытым небом. Экспонаты в саду созданы из камней, а также из отходов и других ненужных предметов. Человеческая фантазия найдет применение даже ненужным стеклянным браслетам, испорченному фарфору, люминесцентным лампам и другим вещам, уже не пригодным для выполнения своих прямых функций. Скульптуры под открытым небом, которые разделяют водопады, делают место похожим на театр со сказочными представлениями и шоу.

Первоначальную концепцию сада разработал Нек Чанд – инспектор в отделе дорожного хозяйства Чандигарха. Когда он путешествовал по горам Шивалик, он там подбирал камни неправильной формы, напоминающие птиц, обезьян, животных, людей, которые позже привозил в свой дом на берегу ручья. В течение семи лет он собирал камни, чтобы позже всех удивлять необычайными скульптурными произведениями.

Самые популярные достопримечательности в Пенджабе с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Пенджаба на нашем сайте.

Пенджаб (Punjab) - штат на северо-западе Индии. В переводе с персидского название Пенджаб означает "пятиречье". Имеются в виду реки Беас, Рави, Сутледж, Ченаб и Джелум.

Столица штата - город Чандигарх , который также является столицей Харьяны и находится за пределами штата (у его восточной границы). Пенджаб граничит с Пакистаном на западе, штатом Джамму и Кашмир на севере, штатом Химачал-прадеш на северо-востоке, штатом Харьяна на юго-востоке и штатом Раджастан на юго-западе.

Крупнейшие города штата - Амритсар, Патиала, Лудхиана, Джаландхар и Мохали. До разделения Индии после обретения независимости в 1947 году в состав Пенджаба входили территории современного штата Пенджаб в Пакистане. В 1966 году индийский Пенджаб был поделен еще раз - юго-восточная часть образовала штат Харьяна, а часть северо-восточных территорий отошла Химачал-прадешу.

Штат Пенджаб называют житницей Индии, потому что здесь выращивают 25% всех объемов пшеницы в стране, 14% хлопка и 9% риса. В Лудхиане производят 90% шерстяных изделий Индии. Экономически, Пенджаб - один из самых развитых в Индии штатов с низким уровнем бедности. Грамотность в штате - около 70%, что немного выше среднего по Индии. Сикхи составляют самую большую индийскую диаспору на западе, что тоже оказывает влияние на развитие штата в сторону вестернизации и глобализации со всеми достоинствами и недостатками этих моделей.

Главные достопримечательности штата, в том числе Золотой Храм в Амритсаре, связаны с религией сикхизм, которая возникла на территории Пенджаба в 15 веке и которой следуют 60% живущих в штате.

Амритсар - священный город сикхов, был основан в XVI веке четвёртым сикхским гуру - Рам Дасом. Название города означает "озеро амриты" (амрита - напиток, дарующий бессмертие). Главная достопримечательность Амритсара - это Золотой Храм или Дарбар Сахиб, архитектура которого представляет собой удивительную гармонию мусульманского и индийского стилей. Этот храм считается одним из лучших в мире образцов архитектурного искусства. На Восток, Север, Запад и Юг открываются его четыре, удивительно красивые двери. Храм выполнен из мрамора, бронзы и золотого листа. Только на покрытие купола потребовалось 100 кг золота. Этот впечатляющий Золотой Храм стоит в центре озера Амрит Саровар, воды которого считаются священными. Здесь бережно хранят священную книгу сикхов "Гуру Гранд Сахиб", которую читают беспрерывно. Одной из достопримечательностей Амритсара является башня Баба Атал, построенная в 1784 г. в память об Атал Рае, сыне шестого сикского гуру Хар Гобинда.

Храм Шри Дургиана (Серебряный храм) - этот храм, построенный в XVI в., очень похожий на Дарбар Сахиб, является местом почитания богини Дурги, а своё второе название он получил благодоря резным серебряным дверям.

Пенджаб описание

Еще один весомый взнос Пенджаба в индийскую культуру - довольно разнообразная и очень популярная по всей Индии пенджабская кухня .

Главный транспортный узел и главный город Пенджаба - Амритсар, который связан с остальной Индией и заграницей авиасообщением. В Амритсар можно также попасть на поезде и автобусе из Дели, Чандигарха, соседених штатов - Джамму и Кашмира, Химачал-Прадеша, Харьяны и Раджастана, а также из многих крупных городов Северной Индии. Другой важный транспортный узел Пенджаба - Патханкот.

Штат Пенджаб , с его благоприятными природными условиями и деятельным населением, считается землей рек, плодородных почв и выдающихся достижений. Этот штат, который характеризует неподражаемое умение успешно реализовывать любую потенциальную возможность, первым воспользовался сельскохозяйственными технологиями для проведения “зеленой революции” и показал самые высокие темпы роста в области производства пищевых продуктов. Из второстепенного производителя Пенджаб превратился в ведущий штат, выращивающий рис. Во время операции “Наводнение” Пенджаб показал самые высокие нормы производства молока на душу населения, дав толчок “Белой революции”.

Как и во всей остальной равнинной Северной Индии, лучшие месяцы для посещения Пенджаба - октябрь-ноябрь и февраль-март. В декабре-январе может быть прохладно (до 0 градусов). Это может быть некомфортно, если учитывать, что никакого центрального отопления в Пенджабе нет и жилища никак не приспособлены для холодов. С апреля по июнь длится жаркий сезон (до +50 в тени), а с июля по сентябрь - сезон дождей, когда к жаре прибавляется еще и влажность.

Фестивали Пенджаба:

Февраль: Rural Sports Festival - трехдневный фестиваль в городе Кила Раипур около Лудхианы с гонками на воловьих упряжках и другими деревенскими состязаниями и увеселениями

Basant Festival - фестиваль культуры в Патиале, народные песни, танцы, состязания и запускание летающих змеев

Март: Holla Mohalla Frstival - религиозный фестиваль в Анандпур Сахибе в честь основания сикхского братства Хальса

Апрель: Baisakhi Festival - сикхский Новый Год и праздник сбора урожая и по всему штату, праздничные процессии под бой барабанов

Сентябрь: Shaikh Farid Aagman Purb Festival - религиозный праздник в честь святого суфия в городе Фаридкот на западе Пенджаба

Декабрь: Harballah Sangit Sammelan Festival - музыкальный фестиваль классической музыки в городе Джаландхар на севере Пенджаба

По материалам: www.indostan.ru

Официальное название: the State of Punjub/Штат Пенджаб.

Столица: Чандигарх /Chandigarh/, Союзная Территория Чандигарх.

Общая площадь штата: 50 362 кв. километра.

Языки: Панджаби является официальным языком в штате. Многие жители говорят также на бихари, урду, хинди, и, конечно, на английском. Хотя чаще всего англоязычных можно встретить только в больших городах и популярных туристических маршрутах.

Лучшее время для посещения: Опытные специалисты советуют период с октября по март. Потому что с апреля и по июнь в Пенджабе главенствует засушливое и невероятно жаркое лето. Температура поднимается до 40 и выше по Цельсию, причем после - наступает длительный сезон муссонов, длящийся приблизительно до конца августа-сентября. В то время как зимой температура понижается до +5-15 градусов, показатели могут упасть как до нуля, иногда до минусовой отметки.

Карта штата Пенджаб:

Краткий обзор, история и культура штата Пенджаб:

Пенджабом называется небольшой штат на северо-западной границе Индии, что расположен с юго-востока между Харьяной, с юго-запада - Раджастаном, с северо-востока - Химачал Прадеш, с севера - Джамму и Кашмиром, и, наконец - с северо-запада граничит с Пакистаном.

Штат берет название от одной из провинций в Индии, когда она входила в состав Британской короны. Тогда туда входили земли значительной части Химачал Прадеш, современных Харьяны, Чандигарха, Пенджаба, Дели, и даже пакистанской провинции Пенджаб. Своему происхождению это слово благодарно Персии и пяти рекам, что пронизывают весь сегодняшний регион, на сегодня перевод звучит приблизительно так "Земля Пяти Вод". Все пять рек под названиями Беас, Джелум, Рави, Сутлеж и Ченаб - это притоки Инда, причем место их общего слияния является примерно юго-западной границей древней провинции Пенджаб.

История провинции уводит нас в глубокую древность, описанную в древнеиндийской "Махабхарате". Имя Панчанада - это название земель пенджабского междуречья в период между 6000 и соответственно 500 годами до нашей эры. Уже в Бронзовый Век Цивилизация Долины Инда процветала на всей западной части тутошних плодородных равнин, где-то начиная с 3300 и заканчивая 1300 годом до н. э. Именно эта Цивилизация оставляет память о себе такими историческими и архитектурными памятниками, например, как Харрапа, город, что расположен в современном Пакистане.

Начавшееся прибытие различных древних арийских племён приблизительно датируется периодом между 2000 и заканчивая 1700 гг. до нашей эры. Именно тогда земли Индостана ощутили на себе как зарождение, так и расцвет знаменитой Ведической Цивилизации, которая протянулась длиной приблизительно по течению всей реки Инд.

Кроме того Пенджаб - это часть многих великих давних империй, таких как Гандхара, Гупта, Гурджара-Пратихара, Кушана, Маурья, Махаджанапады, Нанда, Пала, Сунга и Шахия. Эти территории когда-то процветали, а их торговые города, например, такие как Лудхиана, Таксила и Джаландхар, богатели и развивались, даже вопреки случающимся периодическим кровавым и разрушительным вторжениям огромных армий оккупантов и захватчиков. Среди таких можно отметить и известных греков под руководством Александра Македонского, и грозных скифов, и персидских шахов, и, так называемых, сакья (шакья) - потомком которых считается сам Будда Гаутама Шакьямуни, кроме того - это различные набеги афганских и тюркских племён.

Уже к 712 году нашей эры население Пенджаба делится по своему вероисповеданию на различные ветви индуизма, так и представляет большие сообщества зороастрийцев и буддистов. В то же время новая молодая религия - ислам, приносится вторжением полчищ войска Умайядского Халифата, под руководством Мухаммада бин Касима. Именно этой религии суждено было существенно изменить как географическую, так и политическую ситуацию всего региона.

Пенджаб в 1009 году становится жертвой кровавой оккупации его войсками афганского султана по имени Махмуд Гхазни. Кровопролитные военные компании грабят огромное количество существующих тогда храмов Северной Индии, и включают эти земли во владение Империи Гхазнавидов. Именно при правлении этого султана город Лахор, который теперь находится на территории Пакистана, становится крупным политическим и торговым центром - своеобразной второй столицей тогдашней афганской империи.

Впоследствии Мухаммад тюркский султан, дважды, соответственно в 1186 и 1187 гг., завоевывал Пенджаб, и, наконец, полностью подчинил его своей власти. В 1206 году, незадолго до своей смерти Гхори назначает Кутб-уд-Дина Айбака, своего наиболее приближённого генерала на должность наиба (губернатора) с резиденцией в городе Лахор на тогдашних индийских землях. Айбак становится первым правителем так называемой "династии Рабов", и в том же году основывает в Дели свое новое государство под названием Делийский Султанат. Его 10 поколений правят Пенджабом до 1290 года, когда последний из них был зарезан своим влиятельным придворным Джалал-уд-Дином Хилджи.

Закат династии Рабов приводит к тому, что следующие приблизительно 150 с лишком лет, Пенджаб становится добычей нескольких мусульманских династий, что одна за другой им владели: это известные Хилджи -период 1290-1320 гг., династия Туглаки (1320-1413 гг.), воинственные Сайиды (1414-1451 гг), и, наконец, Лоди (1451-1526 гг.).

Уже в 1523 году Захиреддин Бабур, бывший правитель Ферганской Долины и Кабула, известный как потомок Тамерлана, начинает поход на Индию. Так, в Первой Панипатской битве, что случилась в 1526 году, его армия полностью уничтожает войска последнего из династии Лоди султана Ибрагима и берет щтурмом Дели и Агру. Таким образом, владения Делийского Султаната переходят в руки Бабура, что в 1526 г. основывает блистательную династию Великих Моголов, которых называют императорами. Так, наследники Бабура правят Пенджабом долгий период, вплоть до 1739 года. Именно при них возводится великое множество различных исторических и архитектурных сооружений и памятников.

Однако наиярчайшая и известнейшая страница в истории Пенджаба - это зарождение и возвеличивание в это регионе культуры, религии и государства так называемых сикхов. Известно, что корни сикхизма ведут свое начало из времен покорения Бабуром Северной Индии. Император Акбар, его внук и наследник, что отличался религиозной терпимостью, посетив лангар - так называемую бесплатную столовую, созданную при гурудваре для всех желающих из любых религий, проникается уважением к этому молодому культу, и его главе - Гуру Амар Дасу. Удивленный и впечатлённый император передает обширные земли в дар гурудваре, и до 1605 г., до самой своей смерти остается в дружеских отношениях с тогдашними сикхскими гуру.

Его сын и наследник, Джахангир, получив власть, расценивает сикхских гуру и вообще религию в целом как серьезную угрозу собственному владычеству. Он арестовывает Гуру Арджун Деву, подвергая его жестоким смертельным пыткам, кроме того, он начинает общегосударственное целенаправленное преследование приверженцев сикхов и индуистов. Это приводит к тому, что шестой по счёту, новый, религиозный сикхский лидер по имени Гуру Нар Гобинд объявляет о суверенитете сикхских земель и основывает целый форт для защиты своего священного города под названием Амритсар. Приведенный в бешенство Джахангир пленяет и этого лидера, заключая его в застенки Гвалиора. Оттуда Нара Гобинда отпускают только через много лет, тогда могольский император решает, что угрозы от сикхов больше нет.

Наследник Джахангира, его сын Шах Джахан после смерти отца в 1627 году, продолжает его линию, предпринимая несколько военных кампаний по захвату Амритсара, вынуждая, наконец, сикхов отступить до Холмов Шивалик. Там они и остаются на несколько десятков лет. Сын Шах Джахана Аурангзеб, взойдя в 1658 году на делийский трон, тоже отличается огромной религиозной жестокостью и нетерпимостью, сильнее чем его предшественники. Не пожалеет он даже престарелого отца и родных своих братьев, что уж думать о сикхах. Почти сразу же предпринимает он целый ряд попыток ограничения сикхских гуру, дошло даже до активных попыток возвести на этот пост ставленника своего Рам Раи.

Девятым по счёту Верховным Гуру сикхов становится Тегх Бахадур, начиная с дня своего пришествия, 20 марта 1665 г. активную борьбу с попытками Аурангзеба полностью исламизировать всех живущих сикхов. Во-первых, он переносит свою резиденцию в Анандпур, и начинает по региону активно путешествовать, агитируя и проповедуя против насаждения власти Рам Раи и могольской нетерпимости. Помогает он также всем кашмирским брахманам, препятствуя обращению их в мусульманство. Однако вскоре он схвачен и доставлен к Аурангзебу, который предложил ему на выбор или смерть, или принятие ислама. Понятно, что легендарный Гуру предпочитает смерть, поэтому он был обезглавлен в 1675 году, получив при этом вечное поклонение и уважение сикхов, и, конечно, статус святого мученика.

Гобинд Сингх, десятый Верховный Гуру, продолжает консолидацию сикхов, и для их защиты переносит в город Паунта резиденцию сообщества, выстраивает там мощнейший форт, создавая из воинов, принявших сикхизм, сильное ополчение. Раджи Холмов Шивалик были насторожены быстро растущей мощью его армии, а также ростом его политического влияния. Они предпринимают ряд нападений на земли сикхов, однако терпят поражение и отбрасываются назад. Именно 30 марта 1699 г. Гобинд Сингх объявляет о создании штаба, что объединяет сикхские военные силы - Кхальса, в городе Анандпуре. Это ещё больше сплачивает разные сикхские сообщества воедино в борьбе против раджей Холмов Шивалик, что были подстрекаемые могольскими императорами. Наконец, воины Кхальса в 1701 году разбивают напавшую на них объединённую армию раджей Холмов Шивалик и Великих Моголов. Произошло это в известной битве при городе Мукстар.

В 1707 году, когда умирает могольский властитель Аурангзеб, именно Гуру Гобинд Сингх приглашается как наследник престола Великих Моголов на мировые переговоры с императором по имени Бахадур Шах I в Южную Индию, город Нандед. Однако, как только прибыл туда, гуру подвергается нападению агентов бывшего военачальника в армии Аурангзеба, который стал губернатором Сирхинда и всей Малвы, по имени Вазир Кхан. Тем не менее Гобинд Сингх убивает их в схватке, получая при этом сильнейшее ранение в грудь.

Европейский хирург, которого нанимает Бахадур Шах, зашивает рану Гуру, но скоро она открывается вновь, ведь сикхский гуру пытается выстрелить из слишком натянутого лука. Предчувствуя смерть, Гобинд Сингх передает Банда Сингх Бахадуру, тому, кому он доверял, документ, согласно которому все военные группировки сикхов будут подчиняться ему, наказывая начинать кампанию освобождения и объединения всех земель сикхов. Согласно с волей умирающего Гобинд Сингха, для всех сикхов обладателем титула Вечного Верховного Гуру стало священное писание Шри Гуру Грантх Сахиб - главная книга сикхизма.

Два года понадобилось Банда Сингх Бахадуру, чтобы собрать силы своих союзников и сторонников, после чего он возглавляет общепенджабское восстание против Великих Моголов и их религиозных ставленников в регионе. Его действия стали настолько успешные, что даже самого Вазир Кхана пленяют в Сирхинде-Фатехгархе и обезглавливают. Все города, где сторонники Великих Моголов отличились особой жестокостью к сихскому народу, были подвержены карательным акциям, причем сами города подвергаются разрушению. Подчинив себе земли между реками Ямуна и Сутлеж, полководец делает своей столицей город Лохгарх, расположенный в Гималаях. Он даже начинает чеканить собственную монету.

Однако в 1716 году сравнительно небольшой сикхский отряд, численностью где-то 700 человек с Банда Сингх Бахадуром во главе окружают и запирают в форте под названием Гурдас Нангал. Они находятся без внешнего продовольствия и не имеют никакого снабжения целые 7 месяцев. Сделано это было большой численностью войск Моголов, что возглавил сын губернатора Лахора Закарий Кхана. Наконец, крепость была взята натиском стотысячного войска моголов. Оставшиеся в живых изнеможённые сикхи пленяются и под конвоем направляются через Лахор в Дели. Взбешенный и опозоренный тем, что каких-то 700 воинов сикхов могли сковать огромную армию и удерживать форт 7 месяцев, Закария Кхан устраивает из этого пути кровавое шоу. Он приказывает срубать все возможные головы сикхов за наималейшие проступки их на долгом пути до самой могольской столицы. Прибыв в столицу, жестокий спектакль он продолжает и там, кульминацией чего становятся ужасные пытки и, наконец, казнь предводителя, Банда Сингх Бахадура, который наотрез отказался принимать ислам.

В это время Империя Моголов трещит по швам, ведь после смерти Аурангзеба за делийский престол вспыхивает огромная междоусобная борьба. Один за другим следуют череда убийств и дворцовых переворотов. Этим пользуется Надир Шах, тогдашний правитель Персии, который в 1739 году разбивает войска, как оказалось, последнего императора моголов по имени Мухаммад Шах, при Карнальской битве. Он захватывает Дели и устраивает там тотальное разграбление и ужасную резню. Пенджаб, между тем, тоже становится частью персидской добычи.

Затем Ахмад Шах Дуррани, афганец (урожденный - Абдали), в 1747 году, становится владыкой земель Надир Шаха. Это случается после того, как собственные солдаты убивают Надир Шаха. Поскольку правитель был выходцем из Пенджаба, он ненадолго делает частью будущей обширной афганской Империи под названием Дуррани и свою малую родину. Не следует забывать, что с 1758 по 1761 годы афганцы уступают контроль Империи Маратхов, однако вскоре получают его.

Территория Пенджаба в это время становится полем боя между сикхскими армиями, что стремительно набирают силу, и, собственно, афганцами. Многие города по нескольку раз переходили от одних к другим. При этом даже Лахор, столица региона, и Амритсар, священный для всех сикхов, серьезно пострадали. Разрушения были большими - ведь даже пострадал знаменитый памятник - Золотой Храм. Наконец, в 1773 году, когда умирает Ахмад Шах Дуррани, уважаемый среди лидеров многочисленных и при этом разношёрстных афганских племён, становится понятным, что его империю настигает та же участь, что и Империю Великих Моголов. Ведь начавшаяся там междоусобица и частые нападения их внешних врагов ослабляют её, вследствие чего сильное некогда государство постепенно разваливается на куски.

Однако уже тогда территория Пенджаба наличествуют независимые самостоятельные административные регионы сикхов под названием мислы. Хотя пока они ещё разрознены, и не имеют общей чёткой структуры, за исключением Кхальса, армейского объединённого штаба. Афганские армии при том, пытаясь уничтожить сикхов, не один раз вторгаются в Пенджаб, но пока безуспешно. А к концу XVIII века стало понятно, что армия сикхов является мощным и скоординированным целым. И наконец, в 1796 году при попытке афганцев очередной раз вторгнуться в Индию главным в командовании объединёнными силами Кхальса выбирают Ранжит Сингха - тогдашнего правителя из одного из регионов, Сукерчакиаса. Это - решение собрания лидеров сикхов. Этот человек уже показал, что он талантливый и умелый полководец, неоднократно бил афганцев и до того момента. Афганцы были вскоре отброшены и разбиты под руководством Ранжит Сингха.

Итак, 6 июля 1799 г. сикхская армия численностью в двадцать пять тысяч воинов во главе с Ранжит Сингхом выдвигается на Лахор. Имея моральную и материальную поддержку многих слоёв пенджабского населения, в числе которых - и мусульмане, и индуисты. Люди видят в нем прежде всего освободителя от рабства у афганцев, поэтому сикхский полководец входит в Пенджаб в столицу, а потом, спустя пару лет, официально провозглашается первым махараджей в Империи Сикхов.

Империя Сикхов, формально учреждена только в 1801 году. Она простирается от перевала Кхайбер Пасс, что соединяет теперешний Пакистан и Афганистан, который находится на западе; прямо до Тибета, если смотреть на восток; на юге она доходила до Синдха, а на севере - до Кашмира. Интересным был тот факт, что сикхи не являются религиозным большинством в этой империи - их всего лишь около 15 процентов, так же как и индуистов. Большинство населения империи - около 70 процентов - составляют мусульмане. Когда умирает махараджа Ранжит Сингх, в 1839 г., то в империи начинаются внутренние трения, которые ослабляют её. Этим решила воспользоваться Британская Ост-Индская Компания, что появилась в Индии в то время, поэтому целых 32 тысячи британских воинов выдвигаются к границам пенджабского региона.

1845 г. был ознаменован началом жестокой и непростой, однако довольно успешной для пришлых британцев Первой Англо-Сикхской войны. А через три года, Великобритания в 1848 году начинает Вторую войну, по результатам которой, можно говорить о полной потере Пенджабом независимости. Так, 2 апреля 1849 г., его включают в состав Британской Ост-Индской Компании и называют Провинцией Пенджаб. При этом, некоторая часть земель сикхов сохраняет-таки формальную автономию, номинально оставаясь под протекторатом локальных махараджей, которые, все-таки признают над собой верховную власть нынешних британцев.

Следующие лет пятьдесят Пенджаб развивается как одна из важнейших индийских территорий под протекторатом Великобритании. Лахор становится крупным культурным и образовательным центром, а город Равалпинди - получает статус солидной военной базы. Кроме того, целые пенджабские батальоны появляются в британских колониальных войсках. Однако, среди населения в регионе появляется все больше и больше противников колониального правления, особенно после Восстания Сипаев, что охватило Индию в 1857 году.

Уже в ХХ веке, когда началась Первая Мировая война, в Пенджабе опять вспыхивают активные действия индийцев за свою независимость. Это практически парализует административную активность британцев, вот почему по окончании активных военных действий на территории Европы, Великобритания опять начинает кампанию, устраняя своих противников. Отвечая на это, Джавахарлал Неру и Махатма Ганди вместе с целым рядом других индийских политиков, активизируют политическую деятельность, делая ее ещё более интенсивной.

Колонизаторы, обеспокоенные, а то и взбешенные такими действиями, вводят в действие целый ряд постановлений и законов, что в основе своей направлены на пресечение любых антиправительственных митингов. Было даже постановление о свободном применении колонистами оружия. Так, в городе Амритсаре 13 апреля 1919 г. в саду Джаллианвала Багх британские солдаты убили от 500 до 1000 простых индийцев, где были женщины и дети. Это было мирное собрание по поводу празднования религиозного сикхского фестиваля под названием Байсакхи. Факт расправы ещё больше сплотил все население Пенджаба и остаточно настроил против колонизаторов. И наконец, в 1930 году партия под руководством Ганди и Неру совместно с Индийским Национальным Конгрессом объявила в своей декларации о признании Индии со столицей Лахором независимой территорией.

В то же время среди индийского населения, поддерживающего идею независимости, начали появляться споры о религиозных верованиях, которые со временем распространяются на весь народ. Это привело к тому, что в 1940 г. появляется Лахорская Декларация, составленная Всеиндийской Мусульманской Лигой. Она призывает всех пенджабцев, кто исповедует ислам, бороться за независимость Пакистана. Опять Пенджаб становится ареной для очень непримиримой, грязной и кровавой схватки между мусульманами, сикхами и индуистами.

Кульминацией этих событий стали события 1946 года, тогда мусульманское население Пенджаба начало коммунальную агрессию и выявило открытое насилие против индуистского и сикхского меньшинства. А меньшинство берется за оружие, и снова проливается кровь, первая кровь в очередной войне. Эти события стали ключевыми для всей дальнейшей истории развития Индии, а также граничащих с ней держав. Чтобы хоть как-то разрешить проблему, представители Национального Конгресса и Мусульманской Лиги решают Пенджаб разделить по, так называемым, религиозным линиям. Это и послужило моделью для последующего раздела территорий Британской Индии.

Когда в августе 1947 года Индия получает наконец Независимость, Провинция Пенджаб разделяется на две части. Западный Мусульманский Пенджаб, отходит к новообразованному государству Пакистан, в то время как Восточный Пенджаб, остается индийской территорией, в которой преобладает сикхское и индуистское население. К территории Индии отходят также многие, так называемые, полунезависимые княжества региона Пенджаб, такие как Патияла и другие.

Деление Пенджаба потянуло за собой массовое переселение индийского населения. Это порождает в свою очередь большое количество жертв на почве религиозной нетерпимости и коммунальных неурядиц. Ведь многие сотни, даже тысячи людей вырываются из родных мест и по принуждению перебираются за многие сотни, а то и тысячи километров от бывшего дома и друзей. Кроме того, в этом же году разражается Первая Индо-Пакистанская война по поводу споров за Кашмир, что разделяет жителей тогдашнего единого региона ещё сильнее.

Потом, в 1950 году образуются два штата, первый из них - Пенджаб. Вторым стал - Союз Стран Восточного Пенджаба и Патиялы. Хотя дата - 1 ноября 1956 г. - это та точка отсчета, когда эти оба штата административно объединяются.

Тут же возникает вопрос о новой столице, ведь Лахор, историческая столица в древнем Пенджабе, отходит к Пакистану. Так, новым административным центром Пенджаба становится Чандигарх. Это и город и, кстати, одна из самых маленьких союзных территорий в Индии. Кроме того, Чандигарх сейчас выполняет роль столицы сразу в двух современных штатах - в Пенджабе, а также в соседней Харьяне, что, кстати, не входит в состав.

Поскольку в то время сепаратистские тенденции были очень сильны, то население сикхов в новообразованном штате начало требовать создать говорящее на пенджаби, национальное административное образование. Благодаря чему, 1 ноября 1966 г., по уставу Акта о Реорганизации штата Пенджаб, из состава исключается его южная половина, целиком говорящая на хинди. Она становится новым штатом под названием Харьяна. Кроме целый ряд земель, что использовали в общении язык пахари в горах на северо-востоке (Куллу, Кангра, Шимла, Спити и Лахаул), становятся частью другого штата, Химачал Прадеш.

В 70-е годы ХХ века страна ввергнута в серьезный кризис из-за несогласий и противостояния индийского правительства и его оппозиции, к которой причислили себя сикхские партии. Так, в 1975 г. Индира Ганди, будучи премьер-министром, вводит чрезвычайное положение в стране. Оно, в общем, продлилось около двух лет, 25 июня 1975 - 21 марта 1977 гг. В тюрьмы за этот период попали тысячи из оппозиции и противников существующего правительства. Среди арестованных - около 40 тысяч только сикхов, которые выступили против федерального центра, и поддержали создание автономного правительства Пенджаба.

Реагируя на репрессии, одна из самых влиятельных сикхских политических партий - Широмани Акали Дас принимает Анандпур-Сахибскую Декларацию, составленную в 1973 году. Согласно документа, Пенджаб и другие штаты имеют право на максимальную автономию в пределах Индийского Союза, при этом возможности центрального правительства существенно ограничили. Итак, в начале 1980-х появляются фундаменталистские группы сикхов, что борются за выполнение этой Декларации, однако это совершается путём насилия относительно федеральных официальных представителей и своих противников.

В ответ на это в июне 1984 г. Индира Ганди осуществляет армейскую "Операцию Синяя Звезда", где используют танки и бронированные машины. Их целью является захват Хармандир Сахиба - так называемого Золотого Храма в городе Амритсар, являющегося священным для всех Сикхов. Дело в том, что главный зал храма забрал под свой политический штаб Джарнаил Бхиндранвале, известный местный политик. Штурм святыни повлек за собой события, при которых очень многие пенджабские индуисты и сикхи присоединяются к сепаратистской кампании, которая целью ставит независимость Пенджаба, планируя создать при этом сикхское государство Кхалистан.

Не прошла даром атака на святыню и для премьер-министра. Так, 31 октября 1984 г. Индиру Ганди убивают личные телохранители-сикхи, мстя за Золотой Храм. Фактически это приводит к усилению насилия и череде антисикхских погромов в Дели. Жертвами стали от 10 до 17 тысяч сикхов, которых убили и сожгли их дома "банды неизвестных рабочих", подстрекаемые правительством. Только беженцами становятся около 50 тысяч мирных граждан. Трагические события решительно подтолкнули сикхов к борьбе за свободный Кхалистан в террористической манере.

Гремят взрывы в популярных общественных местах, множатся нападения на различных федеральных чиновников, начинаются убийства гражданских лиц, которые были на стороне правительства. Результатом стало то, что в период с 1987 по 1992 гг. правительство Индийского Союза запрещает любые выборы местного правительства в штате Пенджаб. Территория управляется прямиком из столицы, Дели. Параллельно ведется настоящая охота на активистов-сикхов, применяя при этом бесчеловечно недопустимые методы.

Проходит время, и люди, устав от многих лет страшного насилия, жестоких убийств и политических преследований, таки приходят к некоторому пониманию. Наконец, в Пенджабе к началу 1990-х гг. сепаратизм практически сходит на ноль. Со своей стороны, федеральное правительство также признало долю своей вины в происходящем, и сейчас максимум усилий тратит для того, чтобы подобное больше не повторилось.

Сейчас, штат Пенджаб - это современное индийское сообщество, что позволяет ему быть важным промышленным, финансовым, образовательным и туристическим центром в Индийском Союзе. Его административное деление состоит из 22 районов, что в свою очередь объединены в 3 главных - Доаба, Маджха и Малва. Его основным видом деятельности является сельское хозяйство (в штате производится пшеница - по Индийскому Союзу он держит лидерство. Кроме того, в штате производят хвойное масло и тростниковый сахар). Из промышленных предприятий можно отметить создание и производство различных исследовательских инструментов, электрического оборудования. Производят здесь и спортивные товары, текстиль, велосипеды, и ещё целый ряд хозтоваров. Многие сталепрокатные предприятия тоже размещены в Штате Пенджаб.

Образование: Пенджаб - мультиуниверситетский штат. Ведь большое количество различных учебных заведений - от колледжей заканчивая университетами - позволяют получить образование на любой вкус. Это и среднее, и высшее, и специальное высшее образование во многих областях: инженерной и юридической, финансовой и медицинской. Востребованными являются также специальности ветеринаров. А гордиться штат может лучшими в стране профессионалами особенно в сфере сельского хозяйства.

Данные 2008 года подают информацию о том, что штат держит самый низкий уровень голода в Индии. Кроме того, здесь считается самым высоким по стране уровень развития социальной и бытовой инфраструктуры. А еще штат может гарантировать лучшие (данные 2003 года) условия жизни по сравнению со всем Индийским Союзом. Наверняка из-за этого сейчас на пенджабской территории около 20 процентов внутренних мигрантов - по сравнению с общим числом всего населения. Большинство из них - рабочие из Уттар-Прадеш, Бихара и Одиши, что приехали в богатый край сикхов на вынужденные заработки.

Географическое положение штата Пенджаб:

Территория штата максимально размещается на плодородной равнине, где находится множество ручьёв, рек, а также объектов по искусственной ирригации. На своем юго-западе Пенджаб значительно превосходит по сухости прочие районы, ведь ближе к кордону с Раджастаном штат шаг за шагом становится засушливой зоной, что лежит в преддверии Тхар, Великой Индийской Пустыни. Невысокая горная цепь под названием Холмы Шивалик, что является подножием Гималаев, расположена на северо-востоке штата. Её максимальная высота невелика - всего около 500 м. Зато здесь синоптики констатируют самое большое количество выпадающих во всём Пенджабе осадков.

Флора и фауна штата Пенджаб:

Богатейшее биологические разнообразие: именно так характеризируется район Холмов Шивалик. Кроме того, многие произрастающие здесь растения и обитающие животные - эндемики - они уникальны и встречаются только тут. Красота потрясающая, ведь можно увидеть около пары-тройки сотен удивительных растений. Отряд млекопитающих представлен 19 видами. Отдельно следует отметить огромное количество бабочек - целых 214 видов и птиц - 396 видов! Кроме того можно увидеть рыбу 55 видов и рептилии 20 видов. На широких равнинах в Пенджабе нет естественных лесов, его растительность - это в основном травы и кустарники. Хотя здесь много садов с многочисленными плодовыми деревьями различных сортов. Заповедники и национальные парки тоже широко представлены в Пенджабе.

Религиозные убеждения штата Пенджаб:

Сейчас религиозные вероисповедания пенджабцев на фоне историческом почти не изменились. Это, пожалуй, единственный штат в Индийском Союзе, где преобладает сикхское большинство (60 %). Остальные представлены такими цифрами: 37 % - индуисты, 2 % - мусульмане, 1,5 % - христиане, кроме того есть небольшие общины буддистов, джайнистов и прочих.

Достопримечательности штата Пенджаб:

Для туристов Пенджаб привлекателен своей богатейшей историей, интересной и необычной культурой и вкуснейшей кухней. Все это не может не привлекать к себе любителей путешествий. Щедрые события в длинной истории штата, что корнями уходят в прошлое на десятки тысяч лет, позволяют ему демонстрировать интересные исторические, архитектурные и религиозные монументы и памятники. При этом штат прославился удивительной природной красотой и невероятным богатством животного и растительного мира. Кухня Индии предлагает при этом совершенно удивительные как вегетарианские, так и невегетарианские яства местных кондитеров и поваров, которые любому придутся по вкусу.

Визитной карточкой Пенджаба и шедевром зодчества выступает Хармандир Сахиб в городе Амритсар, так называемый Золотой Храм, что притягивает туристов даже больше, чем святыня Тадж Махал. Величественное строение с 1574 года хранит Верховного Гуру сикхов - священное писание под названием Шри Гуру Грантх Сахиб. Он блестит на солнце и переливается в лучах ночных подсветок, поражая своей совершенной красотой и удивительной мощью веков.

Известным и посещаемым можно считать также старинный величественный форт под названием Кила Мубарак в городе Батхинде. Сам он очень древний и возведен ещё где-то в 90-110 гг. н. э. двумя легендарными правителями: императором Канишкой из династии Кушана, а также раджой Дабом - очень давними и уважаемыми правителями в Северной Индии. Огромной мощности и величия крепостные стены за свой век, вернее двухтысячелетнее бытие ощутили множество битв и коварных дворцовых интриг, видели славные победы и были свидетелями жестоких поражений. Именно в этом форте, к примеру, ненадолго была заключена одна-единственная во всей истории Дели правительница-женщина, которой была султанша по имени Разия Бегам, наследница и дочь Илтутмыша, стоявшая на троне в период с 1236 и до 1240 гг.

Туристам, любящим историю, наверняка придется по душе район Рупнагар в городке Анандпур Сахиб. Именно здесь берет начало сикхский объединённый армейский штаб Кхальса, что был основан еще в 1665 г. 9-м по счету Верховным Гуру по имени Тегх Бахадур. Прекрасно сохранившиеся здания древних крепостей и храмов станут просто находкой для любителей старины.

Сирхинд-Фатехгарх, город со сложным названием (район Фатехгарх-Сахиб), хранит в себе кровавые преступления веков. Именно здесь могольский губернатор Вазир Кхан заживо забетонировал малолетних сыновей Гуру по имени Гобин Сингх. Впоследствии его казнили сами сикхи, а город - предали полному разрушению. От тех времен остались только руины, но они хранят в себе память веков. На месте же гибели детей одного из сикхских гуру теперь возвышается величественный храм сикхов - городская гурудвара, полностью открытая для посещения туристами.

Тем, кто хотели бы посетить дворцы махараджей Пенджаба, мы рекомендуем экскурсии в города Капуртхала, Фаридкот и Патиялу. Именно там, наряду с роскошными резиденциями известных правителей из прошлого, очень много исторических достопримечательностей. Там есть форты и гурудвары, храмы и мечети, сады и музеи.

Очень древние эпохи тоже хранят свои артефакты, их в Индии можно найти со времён так называемой Цивилизации Долины Инда, которая находится в городе Ропаре или Рупнагаре. Это и старинные индуистские монументы археологии в маленьком городишке Дхолбаха, район Хошиарпур, и, конечно же, буддистские постройки в городишке Сангхол, что расположен в районе Фатехгарх Сахиб.

Изюминкой Пенджаба для туристов станут и пограничные переходы на общепризнанном индо-пакистанском кордоне, которые расположены в таких населённых пунктах, как Вагха, что недалеко от Амритсара, а также Хуссаиани Вала, что лежит в районе Фирозпур. Для туристов здесь ежедневно! проводятся шумные и красочные церемониалы открытия и закрытия обеих границ. В этих действах участвуют солдаты и даже офицеры из обеих армий. Они наряжены в парадную форму, и при этом стараются изо всех сил перещеголять один другого в муштре, выдержке и сложности своих выполняемых ритуалов. В это время огромные толпы, как индийских, так и иностранных туристов кучкуются, чтобы увидеть, сфотографировать или заснять на видеокамеру эти крайне интересные и очень необычные красочные процедуры.

Музеи штата Пенджаб:

Обязательно нужно сказать и о многочисленных музеях в штате, причем каждый из них по-своему уникален и может оказаться интересен любому путешественнику. Хотелось бы назвать самые популярные, хотя их так много: это и музей Махараджи им. Ранжит Сингх в городе Амритсаре, и военный мемориал в городе Ферозшахе, и музей в городе Сангхоле, и галерея искусств в городе Шиш Махале, и музей боевого вооружения в крепости Кила Мубарак, городе Патияле, и, несомненно музей одного из самых популярных сикхских Гуру по имени Тегх Бахадур в городе Анандпур-Сахибе.

Природные памятники штата Пенджаб:

Пенджаб знаменит также несколькими зоологическими садами и заповедников. Кроме того есть тут и знаменитые национальные парки, среди них - Национальный Болотный Парк, Хари-Ке-Паттан Заповедник в районе Амритсар, Фирозпур, Тарн-Таран и Капуртхала. Интересны для прогулок также своеобразные болотные заповедники, такие как Канжли Уэтлэнд, лежащий в районе Капуртхала, Сутлеж Уотэр Бади Уэтлэнд, что находится в районе Рупнагар, а также популярный для индийцев и туристов Чхатбирский зоопарк.

Культурное и художественное наследие Штата Пенджаб зиждется на нескольких китах - национальной форме музыки и танца, называющейся бхангра, основанной на традиционных деревенских ритуальных танцах, богатом наследии пенджабских поэтов, своём собственном кинематографе, и многочисленных сельских, фольклорных и религиозных фестивалях, регулярно проходящих в штате.

Пенджабская кухня: Следует отметить, что блюда пенджабской кухни очень разнообразны. Благодаря давней и разнородной истории, она впитала в себя вегетарианские и мясомолочные блюда, острые соусы и кушанья, и яства, полностью избавленные от специй. Хотя нет, одно-таки остаётся неизменным - это незабываемый, удивительный вкус пищи, благодаря которому повара из Пенджаба ценятся во всем мире. Что касается цен, то на еду они относительно невысоки, вы вполне сможете найти в туристических местах подходящий ресторан или закусочную в разумном соотношении к ценам и по качеству обслуживания.

Шопинг штата Пенджаб:

Следует отметить, что в штате Пенджаб существует вполне интересный шопинг, однако сразу нужно предупредить, что он типично "индийского" стиля, и при этом мало супермаркетов и моллов среднеевропейского уровня. Стоит сказать, что мало где можно расплачиваться кредитными картами. Традиционно следует помнить, что в Индии, как и в любой другой азиатской стране просто необходимой частью шопинга есть искусство торговаться. Ведь при этом начальную цену можно понизить вплоть до четырех и более раз.

Логичным результатом развития туристического бизнеса в Пенджабе стало появление большого количество гестхаусов и отелей на любой вкус и цену, поэтому абсолютно не ни малейших проблем в плане поиска подходящего для вас жилья. Особенно развит отельный бизнес в таких больших городах, как Амритсар.

Как добраться до штата Пенджаб:

Как известно, штат Пенджаб не имеет ни одной морской границы, следовательно, его транспортные системы, как воздушная, так и железнодорожная с автомобильной чрезвычайно развиты - их считают одними из лучших во всей Индии.

Пенджаб славится своей лучшей транспортной сетью Индии. Фактически все города и селения в штате хорошо связаны или железной дорогой, или асфальтированными трассами высокого качества. Это одни из наиболее разветвлённых и современных путей во всех индийских штатах. Шесть аэропортов (Амритсар, Лудхиана, Патияла, Патханкот, Мохали, Чандигарх) тоже хороший показатель для развития туризма. Хотя пока только один из них - в городе Амритсар сейчас считается международным, все остальные - для внутренних рейсов. Однако в перспективе - есть планы объединить аэропорт Мохали и международный аэропорт в Чандигархе.

Следует отметить, что многие индийские авиакомпании предлагают регулярные рейсы в районы штата Пенджаб из множества своих городов, таких как Дхарамсала, Ченнай (Мадрас), Джайпур, Лудхиана, Мумбаи (Бомбей), Дели, Шринагар, Бангалор, Джамму, Индор, и Куллу. Подробно ознакомиться по каждому направлению и узнать больше об авиакомпаниях можно, посетив официальные сайты таких авиаперевозчиков. как GoAir, Air India, Jagson Airlines, Kingfisher Airlines, Air India Regional, Jet Airways.

Не следует забывать и о протяжённой железнодорожной сети, что включает в несколько довольно крупных железнодорожных узлов и пересекает всю территорию штата как вдоль, так и поперёк. Хотя наиболее разветвленной является сеть автодорог, что позволяет огромному количеству автобусов и автомобилей доставить пассажиров фактически во все необходимые населённые пункты Пенджаба. Этот факт позволяет осуществить путешествие, как с помощью такси или на любом другом арендованном транспорте. При этом список городов, где постоянно курсируют автобусы или поезда довольно широкий, что же касается цен на билеты, то они достаточно демократичные. Единственное неудобство, с чем вы можете столкнуться, это тот факт, что чем ближе к дате вашей поездки, тем цены поднимаются. Кроме того, билеты могут неожиданно закончиться, следовательно, лучше приобрести их заранее.

(76,3 миллиона человек, 2011 год, пе-ре-пись; со-став-ля-ют свыше 70% в провинции Пенд-жаб и городе Ис-ла-ма-бад) и се-ве-ро-за-па-де Ин-дии (29,1 миллиона человек, из них в шта-те Пенд-жаб 22,3 миллиона человек, Харь-я-не 2,2 миллиона человек, Рад-жаст-ха-не 1,1 миллиона человек - 2001 год, пе-ре-пись). Проживают так-же в США (в основном в шта-те Ка-ли-фор-ния), Ве-ли-ко-бри-та-нии (свыше 1,5 миллиона человек - 2009 год, оцен-ка), ОАЭ, Са-уд. Ара-вии, Сян-га-не, Ма-лай-зии и другие. Об-щая чис-лен-ность около 120 миллиона человек (2013 год). Го-во-рят на языке панд-жа-би, рас-про-стра-не-ны так-же язы-ки ур-ду. Ве-рую-щие в Па-ки-ста-не главным образом му-суль-ма-не -сун-ни-ты, в Ин-дии - сик-хи и ин-дуи-сты , есть хри-стиа-не (ка-то-ли-ки и про-тес-тан-ты).

Тра-диционная куль-ту-ра ти-пич-на для на-ро-дов Южной Азии. Основное за-ня-тие - па-шен-ное зем-ле-де-лие (пше-ни-ца, про-со, бо-бо-вые, ку-ку-ру-за; Восточный Пенд-жаб - один из главных хлоп-ко-водческих рай-онов Ин-дии); раз-ви-то ис-кусственное оро-ше-ние. Основное сельско-хозяйственное ору-дие - лёг-кий де-ревянный плуг, за-пря-жён-ный в уп-ряж-ку бы-ков. Раз-ви-ты тка-че-ст-во (у ин-ду-сов - тра-диционное за-ня-тие кас-ты джу-ла-ха), в том числе про-изводство ков-ров (в основном вы-ход-цами из Каш-ми-ра) и шёл-ко-вых тка-ней, из-го-тов-ле-ние ме-тал-лической по-су-ды, юве-лир-ное де-ло, резь-ба по де-ре-ву, кам-ню, сло-но-вой кос-ти (главным образом в Ам-рит-са-ре). По-се-ле-ния улич-ной пла-ни-ров-ки, на-счи-ты-ва-ют до не-сколь-ких со-тен дво-ров. Жи-ли-ще сыр-цо-вое или гли-но-бит-ное, в го-рах - де-ре-вян-ное двух-этаж-ное, с кла-до-вы-ми и хле-вом в ниж-нем эта-же и жи-лы-ми по-ме-ще-ния-ми - в верх-нем. Муж-ская оде-ж-да - шта-ны, ру-ба-ха, шер-стя-ная без-ру-кав-ка, тюр-бан или ша-поч-ка; жен-ская - ру-ба-ха до ко-лен (ка-миз), ши-ро-кие шта-ны (саль-вар, сутх-ни), шёл-ко-вый шарф (чун-ни, ду-пат-та). Пи-ща - пре-сные ле-пёш-ки из пше-нич-ной (па-ра-тха) и ку-ку-руз-ной (мак-ки ди ро-ти) му-ки, ка-ши из бо-бов (ле-том), про-са и ку-ку-ру-зы (зи-мой). Ха-рак-тер-ны упот-реб-ле-ние то-п-лё-но-го мас-ла (гхи) и пря-но-стей (ма-са-ла), хо-лод-ный ки-сло-моч-ный на-пи-ток с пря-но-стя-ми (лас-си) и другие. Кас-ты рас-про-стра-не-ны как сре-ди ин-ду-сов, так и сре-ди му-суль-ман. В Па-ки-ста-не боль-шое зна-че-ние име-ют пат-ри-ли-ней-ные родственные груп-пы (би-ра-да-ри).

Музыкальная куль-ту-ра от-ли-ча-ет-ся раз-но-об-ра-зи-ем форм и жан-ров - клас-сических, народных, ре-ли-ги-оз-ных (главным образом в рам-ках су-фий-ской прак-ти-ки). У гроб-ни-цы про-по-вед-ни-ка и по-эта Ба-ба Фа-ри-да (1173 год или 1175-1265 годы) ис-пол-ня-ют-ся су-фий-ские пес-но-пе-ния кау-а-ли в со-про-во-ж-де-нии ре-лигиозного тан-ца дха-мал. Сре-ди музыкально-по-этических тра-ди-ций сик-хов вы-де-ля-ет-ся твор-че-ст-во дха-ди - ис-пол-ни-те-лей бал-лад ге-ро-ического, ре-лигиозного, лю-бов-но-го со-дер-жа-ния: обыч-но они по-ют груп-па-ми (всту-пая по-оче-рёд-но или вме-сте) под ак-ком-па-не-мент ма-лень-ких ба-ра-ба-нов в фор-ме пе-соч-ных ча-сов (дхадд) и смыч-ко-во-го ин-ст-ру-мен-та (са-ран-ги). Оди-ноч-ное или груп-по-вое ис-пол-не-ние фольк-лор-ных сель-ских бал-лад со-про-во-ж-да-ет-ся од-но-струн-ным щип-ко-вым лют-не-вид-ным ин-ст-ру-мен-том (тум-би) и пар-ной флей-той (ал-го-за). Клас-сическая му-зы-ка раз-ви-ва-лась главным образом в Па-ти-аль-ской гха-ра-не (то есть в од-ной из индийских школ кхай-я-ля), наи-боль-шую из-вест-ность в XX веке по-лу-чи-ли индийско-па-кистанский пе-вец Ба-де Гу-лам Али Хан, его сын Му-на-вар Али Хан и внук Раза Али Хан. Муж-ские и жен-ские пе-сен-но-тан-це-валь-ные жан-ры при-уро-че-ны к различным празд-ни-кам, в том числе ре-ли-ги-оз-ным; сре-ди жен-ских - кру-го-вые сам-ми (об ис-то-рии люб-ви и раз-лу-ки прин-цес-сы Сам-ми) и гид-да (со-про-во-ж-да-ет-ся хлоп-ка-ми в ла-до-ни и иг-рой на ба-ра-ба-не дхол-ки); сре-ди муж-ских - джу-мар (экс-та-ти-че-ский, ис-пол-ня-ет-ся обыч-но на свадь-бах; име-ет ре-гио-наль-ные раз-но-вид-но-сти). Ши-ро-ко рас-про-стра-нён кол-лек-тив-ный та-нец бхангра, вос-хо-дя-щий к празд-ни-ку сбо-ра уро-жая Вай-сак-хи; ис-пол-ня-ет-ся как жен-щи-на-ми, так и муж-чи-на-ми, от-ли-ча-ет-ся жи-вым ха-рак-те-ром. На его ос-но-ве сло-жил-ся стиль современной му-зы-ки Пенджабцев; по-пу-ляр-ный индийско-британский пе-вец Рад-жин-дер Сингх Раи (псевдоним Panjabi MC) объ-е-ди-нил тра-дицивальный стиль бхан-гра с современными на-прав-ле-ния-ми поп-му-зы-ки.

Слово «Пенджаб» в переводе с местного языка - пенджаби - обозначает Пятиречье. Так называется обширный регион, расположенный в поймах пяти крупных рек, круглогодично снабжающих водой его жителей. Когда-то можно было сказать, что они являются еще и естественными границами этой территории. Однако сейчас страны Пенджаб не существует - земли Пятиречья поделены между Индией и Пакистаном. Пенджабцы сегодня - самый большой народ на планете, не имеющий собственного государства.

История Пятиречья удивительно богата. Некогда долина пяти рек стала колыбелью всей индийской цивилизации. «Махабхарата», бессмертный индийский эпос, говорит, что именно на Пенджабской равнине произошла великая битва Пандавов и Кауравов. Здесь же зародилась империя Великих Моголов, на три с лишним сотни лет ставших хозяевами всех окрестных земель. В Пятиречье появилась религия сикхов - правители, исповедующие ее, владели регионом до тех пор, пока Пенджаб не аннексировала Британия, превратив его в одну из своих колоний. Победители милосердно обошлись с последним властителем этой страны - они всего лишь сместили его с поста и даже платили бывшему князю пожизненную пенсию. После ухода англичан Пятиречье и вовсе было поделено на части: одна отошла Пакистану, другая - Индии.

Сегодня штат Пенджаб - не самый большой в Индии. Зато, пожалуй, наиболее экономически развитый. Провинцию с населением всего 24 млн. человек и территорией в 50 тыс. кв. км можно назвать и житницей, и сборочным цехом страны. Здешнее сельское хозяйство дает 3% мирового урожая пшеницы, 2% - хлопка и 1% риса. 30% индийских предприятий, выпускающих электронику, станки, удобрения, тоже сконцентрированы здесь. А изделия из шерсти в Индии производятся по большей части в Пенджабе.

Все города и деревни, даже самые крохотные поселения высоко в горах, электрифицированы; в последнее из них провода были протянуты еще в 1974 году. Пенджаб - и самый образованный штат: 80% здешних мужчин и 70% женщин умеют читать и писать.

Большая часть населения этой провинции исповедует сикхизм, и эта мирная, гармоничная религия сказывается на менталитете пенджабцев самым благотворным образом. Каждый сикх может, впервые увидев вас, согласиться составить вам компанию в любую, даже самую дальнюю, поездку. Просто так, чтобы показать дорогу. Или же, познакомившись во время совместного застолья, утром пойти вместе с вами в альпинистский поход на гору-семитысячник. В то же время они люди серьезные. До 1984 года 80% офицерского состава индийской армии и треть чиновников федерального госаппарата составляли сикхи-пенджабцы.

Однако потом все изменилось - после того как телохранители-сикхи убили Индиру Ганди. Причиной акции стал приказ провести антитеррористическую операцию против пенджабских сепаратистов, отданный премьер-министром индийскому спецназу. Операция вылилась в штурм главной святыни сикхов - Золотого Храма в Амритсаре. В итоге храм был сильно поврежден, святыня осквернена. Пострадали и мирные паломники. И сепаратисты поклялись, что Индира не доживет до конца года. Так и случилось - премьер-министра, появившуюся на людях без бронежилета, попросту застрелили.

Для сикхов наступило страшное время. Народ был поставлен де-факто вне закона на целое десятилетие. И лишь через 20 лет премьер-министр Индии принес извинения за эти годы.

Чандигарх. Дорогая столица

Официальная столица штата Пенджаб - Чандигарх - объявлена самым чистым населенным пунктом Индии. Колоритное название, которое переводится как «Крепость в честь богини Чанди» - городу дали в честь храма Чанди Мандир, расположенного в 12 км. История города не так уж богата - он был основан в 1953 году. Зато по праву славится своей архитектурой - исключительно современной, так как Чандигарх возведен на месте, где до этого никаких поселений не было.

В качестве главного градостроителя индийское правительство пригласило самого известного архитектора того времени - швейцарца Ле Корбюзье. К тому времени он успел уже построить множество великолепных зданий и по всему миру, от Аргентины до Японии (даже в СССР был приглашен для участия в проектировании Дома Центросоюза и в качестве консультанта при постройке главного здания страны - Дворца Советов). Под руководством мэтра всего за 5 лет у подножья Гималаев вырос город, по праву считающийся гордостью Пенджаба, площадью в 150 кв. км.

Ле Корбюзье задумывал Чандигарх как компактный и аккуратный административный центр небольшого штата. Но бурный рост населения страны и потоки мигрантов, хлынувшие в новое поселение, быстро утилизировали эту идею. Вместо запланированных архитектором 30 районов-секторов сегодня в столице их уже 60 - город активно расстраивается. Чандигарх уже мало чем отличается от других индийских городов. А самовольная застройка по окраинам совершенно не гармонирует с центральными районами, благодаря которым столица получила второе, почти официальное, имя - Город Красоты.

Хотя жизнь здесь довольно дорогая, Чандигарх считается вторым по популярности местом в Индии, после Тадж-Махала. Однако иностранных туристов здесь относительно немного - в столицу Пенджаба едут в основном сами индусы. И неудивительно: в таком молодом городе не так уж много достопримечательностей.

Но если вы все же доберетесь сюда, то обязательно посетите сектор 1, носящий еще название Капитолий. Это совершенно самостоятельный, завершенный архитектурный ансамбль, вынесенный за городскую черту. В величественных зданиях сектора заседает администрация штата, так что внутрь туристов не пускают. Зато оценить работу одного из самых именитых архитекторов ХХ века снаружи может каждый.

Кроме того, в Чандигархе стоит посетить Сад камней Нека Чанда. История его создания просто невероятна. Целых 40 лет его создавал всего один человек - Нек Чанд, работавший дорожным инспектором в Управлении общественных сооружений. Долгое время он держал в тайне дело всей своей жизни, в одиночку собирая камни, возводил из них необычные скульптуры и удивительные сооружения. Благо руины окрестных деревушек, снесенных, чтобы расчистить место для будущей столицы, поставляли ему почти неограниченное количество материалов.

В конце концов о необычном хобби дорожного инспектора узнал главный архитектор Чандигарха, ученик Ле Корбюзье М.Н. Шарма. Увидев результат многолетнего труда Чанда, он был очень впечатлен. И вместо того чтобы отдать приказ о сносе незаконных построек, помог этому увлеченному человеку превратить сад камней в интереснейшую достопримечательность, привлекающую множество туристов.

Такова столица штата Пенджаб. И тем удивительнее отношение к ней самих пенджабцев. Они Чандигарх за столицу не считают. Дело в том, что город одновременно является административным центром соседнего штата Харьяна. И при этом официально не является частью ни одного из них, подчиняясь непосредственно правительству в Дели.

Есть город золотой… Амритсар

Истинной столицей своей земли пенджабцы-сикхи считают священный город Амритсар. Его название произошло от имени озера, по преданию, выкопанного одним человеком - гуру Рам Дасом. Рассказывают, что именно он дал водоему имя Амрит Саровар, то есть «Источник нектара бессмертия». А поселение на берегах озера стали называть сокращенно - Амритсаром. Кстати, и сам город основал тоже Рам Дас. Произошло это в 1577 году. А еще через 11 лет в центре озера был заложен первый камень будущей главной святыни сикхской религии - гурдвара Хармандир-Сахиб или Золотого Храма Амритсара.

Это сооружение возвели удивительно быстро, всего через 14 лет посреди водоема стоял блистательный храм, горящий огнем в лучах индийского солнца. Золотым он был назван неспроста: две трети здания снаружи отделаны золотом. И не сусальным, а листовым.

Святыня всегда хорошо охранялась, и все же за свою историю храм не раз пострадал. Особенно в просвещенном ХХ веке. В 1919 году английские солдаты расстреляли здесь многотысячное мирное шествие паломников и повредили пушечными ядрами фасад здания. Его же штурмовал спецназ в 1984-м. В результате сооружение опять серьезно пострадало. Индийское правительство пробовало восстановить храм, однако гордые пенджабцы не приняли ни помощи, ни извинений - святыня приобрела свой изначальный вид исключительно на пожертвования самих сикхов.

Современный Золотой Храм - это отдельный город в городе, прекрасный и тщательно оберегаемый. Все ворота (а их целых 18) укреплены, хорошо охраняются и, при необходимости, надежно блокируются. При этом святыня стоит изолированно, на воде. С внешним миром храмовый комплекс соединен мостом, на котором постоянно несут вахту колоритные бородатые сардары - сикхские гвардейцы. Но попасть на территорию Золотого Храма может каждый, вне зависимости от веры. Нужно только соблюсти некоторые требования - вернее, вежливые просьбы привратников: снять обувь и носки, омыть ступни в священном озере и покрыть голову косынкой, которую вам выдадут прямо на месте - ярко-оранжевую, с символикой храма и очень красивую.

После этого каждый становится здесь желанным и долгожданным гостем, особенно белый человек. Незнакомые люди подходят к туристу, здороваются, предлагают помощь, сардары охотно фотографируются. К тому же на территории храма вы и сами почувствуете себя звездой - многие матери просят сфотографироваться с их детьми. Возможно, это добрый знак для сикхов, а может, просто престижно заснять своего малыша на руках у белого человека. Так что за согласие отцы детишек будут искренне благодарны вам, а матери - просто счастливы. Не отказывайтесь, сделайте приятное добрым людям и останьтесь навсегда в семейных альбомах радушных сикхов.

Ходить босиком по территории комплекса абсолютно безопасно с точки зрения гигиены: площадь моется тщательно, а пол в самом храме даже не просто водой, а молоком. Зато такая прогулка чревата совершенно особой опасностью - обжечь ноги о раскаленные мраморные плиты. Ведь солнышко здесь припекает почти круглый год, и даже ранней весной температура бывает под 40 градусов. Самый простой способ уберечь ступни - не останавливаться надолго, особенно на солнце, а побольше ходить. Тем более что по традиции, чтобы очиститься и приблизиться к богу, следует обойти храм 4 раза по часовой стрелке.

Главная цель вашего визита сюда - сам храм, Хармандир-Сахиб. К нему ведет мост - важный этап как для живых, так и для умерших. Для первых это единственная возможность попасть внутрь, для вторых - мерило земной жизни. Согласно легенде, по нему могут беспрепятственно пройти в храм только души праведников.

Живым на мосту придется постоять минимум 2 часа. Каждый сикх обязан хоть раз в жизни попасть в храм, а многие ходят довольно часто. К паломникам присоединяются туристы. Отсюда и длинные очереди. Перед мостом каждого внимательно осматривают сардары: опрятен ли он, не носит ли запрещенных здесь кожаных вещей, не пахнет ли алкоголем и табаком - в этом случае доступ в храм тоже запрещен. Ожидание скрашивает музыка, звучащая из динамиков, такая приятная и успокаивающая, что можно слушать бесконечно. Если понравилось, вечером, после захода солнца, на храмовой площади можно послушать ее и в живом исполнении хора девушек, одетых в белые закрытые одежды, очень красивых и, судя по всему, европейского происхождения. Правда, что их связывает с сикхской религией и какое положение они занимают в ней, уточнить я не успел - закончив пение, они поблагодарили слушателей и ушли.

Хармандир-Сахиб - красивое двухэтажное здание. На первом этаже расположен большой зал, в котором хранится главная святыня сикхов - Священная книга Ади Грантх. Ежедневно с 5 часов утра ее начинают читать. В углах зала сидят 4 священника, которые каждые 3 часа сменяют друг друга, а когда книга заканчивается, открывается первая страница и все повторяется. Книга лежит на специальном пюпитре, каждый ее лист проложен кожаной прокладкой. Одному человеку тяжело не только поднять фолиант, но даже перевернуть страницу. Потому жрецам помогают специально приставленные люди.

Долго стоять на первом этаже нельзя: очередь постоянно движется. Зато наблюдать с балкона на втором этаже можно сколько угодно. Обязательно дождитесь вечера - в 23.00 книгу закрывают и торжественно несут в отдельные покои, отдыхать. Святыню сопровождает целая процессия, очень красочная.

Когда устанете наслаждаться красотами, посетите гигантскую храмовую столовую Гурука Ланга. Для сикха без трапезы здесь паломничество не полноценно. Вам же будет просто интересно увидеть самую большую столовую в мире, в которой может разместиться до 6 тыс. человек. Кроме того, вас накормят вкусно и совершенно бесплатно. Впрочем, на территории Золотого Храма с вас никто, никогда и ни за что не попросит денег. Желающим пожить здесь предоставят комнату, голодных накормят. Это святой принцип сикхизма - помоги бескорыстно.

В столовой вам выдадут поднос с пятью отделениями, в которые положат вареный рис, дхал (суп-пюре), чечевичный соус, карри и ласси - сладкий йогурт. Вдобавок вы получите пшеничные лепешки-чапати. Еда вегетарианская, зато порции большие. А если не хватит, всегда можно попросить добавки. Впрочем, разносчики еды и сами ее предлагают. Есть, правда, не очень удобно: ни столов, ни стульев нет. Но местным жителям они и не нужны - они могут сидеть часами, скрестив ноги. У непривычного к такой позе европейца быстро затекут ноги. Но долго сидеть здесь все равно не стоит: тысячи людей ждут своей очереди пообедать. В среднем, за день сюда приходит до 30 тыс. человек. В дни религиозных праздников - в 2 раза больше. И заведение работает как часы.

Кроме храма можно посетить Музей сикхов, расположенный неподалеку - любой паломник покажет дорогу. Здесь собраны картины и объекты материальной культуры, повествующие о жизни этого гордого народа.

Сикхизм - жизнь по совести, любви и чести

Сикхизм - основная религия жителей Пенджаба - зародился в XVI веке на стыке индуизма и ислама, и от обоих взял какие-то черты. Однако, по сути, это совершенно самостоятельное учение, своеобразный противовес верованиям соседей. Так, в исламе пенджабцев не устраивало отвержение всего того, что не укладывалось в каноны Корана, а в индуизме - замкнутая и громоздкая кастовая система. Основные принципы новой веры были изложены и записаны десятью Гуру - первосвященниками сикхской религии. Они просты и доступны пониманию каждого: все люди мира равны, женщины равноправны с мужчинами; говори и живи честно; обуздай пять пороков - гордыню, гнев, жадность, похоть, зависть; проявляй доброту, сострадание и любовь к ближнему. Сикхи считают всех приверженцев своей веры единой семьей. И каждый из них, где бы он ни находился, вправе рассчитывать на помощь этой семьи.

Сикхи верят в единого Бога, имен у которого много, а настоящего не знает никто. Если спросите у сикха - кто есть Иисус, получите ответ - Бог, Аллах - Бог, Будда - тоже Бог. Они никогда не отзовутся плохо ни об одном символе чужой веры. Поклонение своему божеству в этой религии может быть выражено только одним способом - медитацией.

Высшие иерархи сикхизма носят звание Гуру - учитель. Всего за историю веры их было 10. А с 1708 года главный Гуру сикхизма - книга. Та самая Ади Грантх, что хранится в Амритсаре. В ней записаны постулаты, озвученные первыми отцами церкви. К святыне относятся, как к человеку, у книги есть собственные покои, куда ее на ночь несут спать, утром ее будят и омывают. В каждом сикхском храме хранится точная копия Ади Грантх.

Перед тем как передать свои полномочия книге, последний Гуру создал внутри сикхской общины военное братство Орден Хальса - для защиты веры, книги и храма. Член ордена в жизни обязан свято придерживаться принципа пяти «К». Кеш - пожизненный отказ от обрезания волос. Их братья Хальсы заматывают вместе с тканью в чалму. Кангха - обязательное ношение при себе гребешка для укладки волос: сикх должен выглядеть опрятно. Кача - обязанность всегда носить нижнее белье. В тамошней жаре для многих это блажь, но для сикха - вопрос гигиены. Кирпан - постоянное наличие маленького кинжала на поясе для защиты веры. Сейчас это, скорее, традиция, но при необходимости член ордена с таким оружием может дать серьезный бой. Кара - ношение браслета на запястье. Не золотого, не серебряного, а стального, купить который может каждый. Эти пять «К» распространяются как на мужчин - членов ордена, так и на женщин. Впрочем, такие ортодоксальные дамы - редкость.

Братьев Хальсы называют кеса-дхари - «человек с волосами». Остальные же верующие, не члены Ордена, носят имя сахадж-дхари, «безволосые», и мало чем отличаются от нас с вами. Хотя узнать сикха просто: к родовому имени каждый мужчина добавляет слово «Синх» - лев, а женщина «Каур» - львица.

Такие они, сикхи - люди слова, чести и религии, неустанно воспитывающей пенджабский народ в любви и уважении к себе подобным и, что еще более важно, к отличным от них.

Дружелюбная граница

Приехав в Пенджаб, грех не посетить место, называемое Вагах. Только там можно увидеть действо под названием «Закрытие границы».

Здесь находится единственный пограничный пропускной пункт между Индией и Пакистаном. Не секрет, что эти государства не очень-то дружны - скорее, готовы спорить и даже воевать по любому поводу. Но они отлично понимают: в случае чего мировое сообщество тут же вмешается в конфликт. Потому в единственной точке соприкосновения страны усиленно демонстрируют всем взаимное расположение.

Каждый вечер в 16 часов на границе начинается шоу, на которое съезжаются посмотреть жители всех окрестностей и туристы, осведомленные об этом мероприятии. На специально возведенных бетонных трибунах собирается несколько тысяч возбужденных людей с индийской стороны и несколько сотен с пакистанской. Туристов обыскивают и проводят прямо к границе, в VIP-зону. Там лучше видно, а вместо бетонных скамеек стоят стулья. За час до начала шоу ораторы начинают «заводить» толпу с индийской стороны, выкрикивая патриотические лозунги, речевки, здравицы в честь будущих побед, которые подхватывает толпа. Наиболее активным участникам действа предоставляется право пробежать стометровку с индийским флагом до белой полосы, разделяющей страны, и помахать им перед пакистанцами. Иногда бегут толпой, ухватившись за древко знамени. Один раз на дистанцию вышла даже старенькая бабушка в сари. И ничего, справилась.

С пакистанской стороны все несколько скромнее - с флагом не бегают. Когда обе стороны уже достаточно «разогрелись», начинается основная часть шоу - выходят военные. Солдаты по обе стороны границы начинают маршировать друг перед другом, выполнять упражнения с оружием, а затем одновременно отдают честь. Обе «команды» действуют абсолютно синхронно: не дай бог, кто-то собьется - это позор. И даже двигаются и перестраиваются в зеркальном отражении, если бы не разная форма, могло бы показаться, что они репетируют перед зеркалом.

Увидев это шоу с обеих сторон, могу сказать: с пакистанской оно более профессиональное, зато индусы сопереживают солдатам намного азартнее. По окончании действа ворота с обеих сторон наглухо запираются, и солдаты становятся друг к другу спинами. Народ расходится, а у туристов начинается фотосессия.

Добраться в Вагах несложно - местечко находится всего в 8 км от Амритсара. Вас довезет такси или рикша, но можно и дойти пешком. Кроме того, перед входом на территорию храмового комплекса Хармадир дежурят водители микроавтобусов, зазывающие каждого входящего и выходящего туриста. Как только наберется 8 пассажиров, они отвезут вас туда, а потом доставят назад в Амритсар. К тому же группой вы не затеряетесь в индийской толпе.

Покидая Пенджаб

Вы надолго запомните Пенджаб - чистоту улиц и отелей, веселых и бескорыстных людей, которым от вас ничего не нужно, бесподобный Золотой Храм, вкусную еду. Пенджабская кухня - родоначальница индийской в целом. Но последняя настолько изменилась, что только изначальные продукты остались одинаковыми, а готовят по-разному. Пенджабские явства менее острые и более привычные для нас. Как ни удивительно, одно из самых распространенных местных блюд - картошка. Впрочем, здешние жители не только по кулинарным пристрастиям, но даже внешне больше похожи на европейцев, чем на индусов. Жители соседних районов - низкорослые смуглые люди с мелкими чертами лица. Пенджабцы - статные, высокие, красивые. И даже их образ мышления и менталитет во многом напоминает наш с вами.

Увидеть эти места издавна стремились многие люди - и простые, и знаменитые. В 1891 году Пенджаб посетил наследник российского престола, будущий император Николай II. Он увез отсюда воспоминания о достойных людях и великолепном храме. Сюда любили наведываться Николай Рерих и Архип Куинджи. Многие великие люди, говоря о поражающей воображение Индии, подразумевают именно Пенджаб. Богатый не только яркими красками, но и запоминающимися событиями и местами. Не угнетающий нищетой, а удивляющий достоинством скромности и умеренности. Впечатляющий демонстрацией удивительной стойкости и единения людей, в основе жизни которых - незыблемая вера в Бога, в данное им равноправие и любовь к ближнему и главный житейский судья - совесть.

Оставьте комментарий

Ваш комментарий будет показан на странице после утверждения модератором.