Read on Mobile Режим чтения. Крупные реки России


Реки России

Реферат по географии выполнил Алпатов Денис

В России свыше 2,5 млн. рек. Они принадлежат к бассейнам трех океанов, а также к бессточному внутреннему бассейну Каспия. Около 2/3 площади России относится к бассейну Северного Ледовитого океана, куда впадают такие крупные реки, как Обь (приток Иртыш), Енисей (притоки Ангара, Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска) и Лена (притоки Вилюй и Алдан). В своем верхнем течении это типично горные реки.

Около 4/5 остальной территории России приходится на бассейн Тихого океана. Среди впадающих в этот океан наиболее крупными являются Амур и Анадырь. Реки бассейна Тихого океана, в отличие от других рек страны, имеют меньшую протяженность и отличаются большей скоростью течения.

Около 5% территории страны приходится на бассейн Атлантического океана. Для рек этого бассейна характерен равнинный характер течения. Среди них наибольшую длину имеет река Дон.

Бессточный внутренний бассейн Каспия занимает в России большую часть Европейской России. Наиболее крупной рекой этой области является Волга. На территории страны самые большие бассейны у Лены (2 млн. 400 тыс. км) и Енисея (2 млн. 580 тыс. км2). Что же касается реки Оби, имеющей большой бассейн, значительная часть его лежит за пределами страны.

Густота речной сети на территории России зависит от.многих природных условий, таких, как рельеф, климат и растительность. Рельеф влияет на характер течения. Большинство крупных рек страны имеют равнинный характер, долины их широки, уклон рек мал, течение медленное. Наименьший уклон имеет Обь (4 см на 1 км), а наибольший - Енисей (37 см на 1 км). Реки, протекающие в горах, имеют узкие долины и бурное течение, большой уклон.

Влияние климата сказывается через величину годового стока и характер питания. Наибольший сток характерен для рек, протекающих в горных областях, и для рек, протекающих на севере Восточно-Европейской равнины. Что касается характера питания, то большинство рек России имеют смешанное питание (снеговое, дождевое и питание грунтовыми водами), хотя в большинстве районов преобладает снеговое питание (нередко свыше 50% стока). Для режима большинства равнинных рек России характерно весеннее половодье, летом и осенью возможны ливневые паводки. Реки с летним половодьем, связанным с таянием ледников, выпадением садков и поздним таянием снега в горах, характерны для гор Прибайкалья, Забайкалья, Камчатки, высокогорных районов Кавказа, Алтая и Северо-Восточной Сибири. Летние паводки характерны и для рек Дальнего Востока, где климат муссонный: во время летних дождей проходит половодье на Амуре и его притоках. Своеобразен климат рек Якутии: небольшой снежный покров весной не тает, а испаряетья, и весеннее половодье выражено слабо. Летом же в период дождей по рекам проходят сильные паводки.

Сильные дожди, дружное таяние снега могут привести к стихийным бедствиям - наводнениям. Частые и сильные наводнения бывают на реках Дальнего Востока.

Евразия – самый крупный из шести материков, территория которого окутана густой сетью больших и малых рек. Крупнейшие реки впадают во все океаны, омывающие континент с четырех сторон. Внутренние воды Евразии отличаются большим разнообразием.

Реки Евразии

Благодаря внушительным размерам, Евразия может похвастаться сотнями полноводных и протяженных рек - ни на одном другом континенте нет такого количества крупнейших водных объектов.

Они несут свои стремительные воды в океаны, омывающие со всех сторон материк:

  • Индийский океан – в южной части Евразии;
  • Северный Ледовитый – омывает северное побережье;
  • Атлантический – граничит с западными регионами материка;
  • Тихий – принадлежит восточной части Евразии.

Большие полноводные реки имеют очень разветвленную сеть притоков. На распределение рек влияют два важных фактора: климат и рельеф. Наиболее густая сеть рек сформирована на окраинах материка, а главная черта внутренних вод - неравномерность их распределения.

Рис. 1. Реки Евразии на карте.

Рассмотрим характерные особенности рек четырех океанических бассейнов:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Реки Атлантики

Самые крупные реки европейского региона несут свои воды в бассейн Атлантического океана. Многие из них берут свое начало в горных районах. Пробивая себе дорогу к равнинам, они текут по узким долинам, образуя многочисленные крутые пороги и водопады.

К рекам Атлантики относятся Днепр, Сена, Дон, Эльба, Одра, Висла и другие. Крупнейшие реки Атлантики - Дунай и Рейн, которые имеют очень важное стратегическое значение, поскольку открывают дорогу многим европейским странам к океану.

  • Реки Северного Ледовитого океана

Все реки Северного Ледовитого океана наполняются водой в теплое время года, с началом таяния снегов. Зимой их надолго сковывает лед. Его таяние начинается с верховьев, где раньше устанавливается теплая погода. Поскольку низовья этих рек долгое время остаются скованными льдами, то очень часто происходит затопление прибрежной территории вследствие подъема уровня воды.

К Северному Ледовитому океану относятся такие реки как Лена, Енисей, Печора, Обь (Енисей – самая полноводная река, Обь – самая длинная).

  • Реки Тихого океана

Истоки большинства рек бассейна Тихого океана находятся в горах, в основном, в высокогорных районах Тибета. Они отличаются бурным нравом в верховьях. Безжалостно врезаясь в горные породы, они выносят на равнинные участки очень много ила, который впоследствии распределяется на равнинах Восточной Азии.

К рекам Тихого океана относятся Меконг, Хуанхэ, Янцзы.

Крупнейшая река материка - Янцзы, которая также впадает в Тихий океан. Ее протяженность составляет 5530 км. В верхнем течении это быстрая, бурлящая горная река, которая при выходе на равнину меняет свой характер на более спокойный. Янцзы образует очень много больших и малых рукавов.

Рис. 2. Янцзы.

  • Реки Индийского океана

Одни из самых крупных рек Евразии берут свое начало в южных регионах материка, и впадают в Индийский океан. Это реки Инд, Евфрат, Тигр, Брахмапутра и Ганг.

В теплое время года начинают таять ледники и снега, выпадает очень много садков. Это приводит к тому, что уровень воды в этих реках резко повышается и прибрежная зона оказывается под водой. Однако даже самые сильные наводнения не страшат местных жителей, которых привлекают плодородные почвы и комфортные климатические условия.

Озера Евразии

На территории самого крупного в мире материке располагается большое количество озер различной величины. Рассмотрим самые интересные из них:

  • Каспийское море - самое большое озеро не только в Евразии, но и во всем мире.
  • - самое глубокое озеро на континенте, в которое впадает более трехсот рек, а вытекает всего лишь одна - река Ангара.

Рис. 3. Байкал.

  • Ладожское и Онежское озера - одни из крупнейших на территории Европы, имеющие ледниковое происхождение.
  • Венерн - самое пресное озеро в мире, расположенное на Скандинавском полуострове.
  • Мертвое море - самое соленое озеро мира, которое находится на Аравийском полуострове.
  • Убсу-Нур и Лобнор - уникальные, так называемые «блуждающие» озера Центральной Азии, у которых нет постоянной береговой линии.

Все мы знаем, что поверхность планеты, на которой мы живём, состоит из суши и океана.


Но на суше тоже встречаются водоёмы – это озёра и реки. О том, что такое река в географии, стоит поговорить подробнее, ведь речная система представляет собой довольно сложную структуру, функционирующую по своим законам.

Что такое река?

В географии рекой называют постоянный, т.е. текущий по одному и тому же руслу, естественный поток пресной воды достаточно большого объёма. При помощи рек происходит регуляция водного баланса на поверхности планеты: испаряющаяся с поверхности океана вода выпадает на сушу в виде дождя или снега, а затем с речными течениями возвращается в океан. Движение воды в реке происходит под действием силы тяжести: так как суша расположена выше, чем океан, то речная вода, используя естественные складки рельефа, стекает вниз, к морю или океану.

Так как наполнение большинства рек зависит от , их уровень претерпевает сезонные колебания: летом и зимой снижается (некоторые реки мелеют или даже пересыхают), весной и осенью поднимается. Эти колебания называются режимом реки. Каждая река собирает осадки с определённой площади, ограниченной возвышенностями, которые называются водоразделами. Площадь сбора влаги называется бассейном реки, и в него входят все притоки, ручьи и подземные источники, которые пополняют реку водой.

Реки распределены по поверхности суши неравномерно. Наибольшая густота сети рек наблюдается в экваториальном поясе с его частыми и обильными дождями. Умеренный и тропический пояса хуже обеспечены речной влагой: обширные площади здесь заняты пустынями, в которых реки текут лишь сезонно либо полностью пересохли.

Классификация рек

В географии реки принято классифицировать по размеру их бассейна, топографии местности, в которой они протекают, и некоторым другим признакам.

По размеру бассейна различают:

— большие реки с бассейнами, площадь которых превышает 50 000 квадратных километров, располагающиеся, как правило, в нескольких гидрографических зонах;

— средние реки с бассейнами, размеры которых варьируют в пределах 2 000 – 50 000 квадратных километров, протекающие по одной гидрографической зоне;


— малые реки с бассейнами, расположенными в одной гидрографической зоне и занимающими площадь менее 2 000 квадратных километров.

По топографическим особенностям различают горные реки, которые текут в горных местностях и отличаются бурным течением, и , русло которых проходит по равнинным местностям.

Строение реки

В состав большинства рек входят следующие части:

исток – то место, откуда река берёт начало (ручей, ледник, озеро и т.д.);

устье – то место, куда река впадает (другая река, море, озеро);

— – линейный вытянутый рельеф, по которому проходит её русло;

пойма – часть речной долины, которая во время половодья или паводка обычно затопляется;

плёс – глубокая часть русла;

перекат – мелководная часть русла;

стрежень – линия, на которой речная вода течёт с наибольшей скоростью;

терраса реки – площадка в речном течении, не имеющая уклона либо имеющая минимальный угол уклона;

притоки реки – более мелкие реки и ручьи, впадающие в реку и питающие её водой.

Полосы суши, окаймляющие реку, называются её берегами – правым и левым, по отношению к направлению течения. Устье закономерно располагается ниже, чем исток, и разница между этими высотами называется уклоном реки. Уклон аналогичным образом можно определить и для любого участка речного русла.

Использование рек человеком

Люди научились использовать преимущества, которые даёт река, с древнейших времён, располагая свои поселения рядом с крупными и небольшими реками. Сфера использования рек включает:

— добычу или производство продуктов питания (рыболовство, орошение земельных участков для выращивания сельхозпродукции, забор питьевой воды и др.);

— использование в качестве судоходной артерии, а также для сплава леса по течению;

— использование энергии течения реки (строительство водяных мельниц, а впоследствии – гидроэлектростанций);

— использование реки (базы отдыха, пляжи, санатории, водный туризм).


Кроме того, реки с глубокой древности используются в качестве естественной защиты от нападения неприятеля, разграничения регионов и т.д.

Класс: 6
Тема урока: Реки
Тип урока: урок изучения нового материала, практикум
Цели:
Сформировать представление о реке и ее частях, о крупнейших реках России с использованием
новых информационно­коммуникационных технологий;
Расширить и углубить знания о водах суши – реках;
Научить обучающихся находить и показывать реки на карте;
Развивать познавательную активность, умение наблюдать, рассказывать, делать выводы.
Задачи:
Образовательные

:
формировать представление о реках (части, состав, виды);
формировать умения работать с картой;
формировать умения составлять описание географического объекта;
формировать навыки по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».
Развивающие

:
развивать навыки работы с информационным материалом.
развивать аналитическое мышление, умение выявлять причинно­следственные связи;
развивать познавательный интерес и географическое мышления обучающихся;
Воспитательные

:
воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов;
воспитывать бережное отношение к природе, Родине.
Планируемые результаты:
Предметные УУД
Научатся называтьи
показывать на карте
крупные реки мира и России.
Получат возможность
научиться определять устье,
исток, притоки реки и
речные системы;
Описывать ГП реки по плану
Метапредметные УУД
Познавательные: выделяют главные,
существенные признаки понятий; сравнивают
объекты, факты, явления, события по
заданным критериям, качественно и
количественно описывают объект.
Коммуникативные: участвуют в
коллективном обсуждении проблем;
обмениваются мнениями.
Регулятивные: прогнозируют результаты
уровня усвоения изучаемого материала и
сохраняют учебную задачу
Личностные УУД
Сохраняют мотивацию к
учебной деятельности;
проявляют интерес к новому
материалу; выражают
положительное отношение к
процессу познания, адекватно
принимаютпричины
успешности/неуспешности
учебной деятельности
Методы и формы обучения:
Наглядный, частично­поисковый, практический, контроля
Индивидуальный, фронтальный, работа в парах, группах
Образовательные ресурсы:
Учебник «География» начальный курс: 6 класса /И.И.Баринова, А.А Плешаков.
Атлас и контурные карты 6 класс, раздаточный материал
Карта полушарий
Необходимое оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока.
Организационный момент
Проверяет готовность класса к уроку, приветствует обучающихся:
– Здравствуйте!
– Здравствуйте, скажем, мы нашим гостям!
Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами плодотворно
поработаем!
Вы готовы –все в порядке,
И учебники, тетрадки!
Вы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
На столе у каждого лежат листочки с заданиями, которые вы будете
выполнять по ходу нашего урока. На первом листочке – ваше «дерево
успеха», за каждое выполненное задание, вы ставите себе один балл, если
задание не смогли сделать 0 баллов
­ Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках.
Какую оболочку Земли мы изучаем? Что она в себя включает?
Выполним задание № 1.Из списка географических объектов выберите только
те, которые относятся к водам суши
Задание № 1.
Из списка географических объектов выберите и подчеркните только те,
которые относятся к водам суши.
Географические объекты: Болото, океан, ручей, подземные воды, река, залив,
родник, водохранилище, озеро, водопад, море.
Проверим задание. Правильно выполнили задание 1 балл.
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об одном из указанных вами
объектов. О каком, вам поможет определить загадка:
Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.(Река)
­Значит, какая будет тема урока? Ваше мнение
Сегодня мы разберем один из водных объектов суши – это реки.
Вы все были на побережье реки, вспомните, что представляет собой река?
Что вы знаете о реках?
А что бы вы хотели еще узнать о реках? Какие цели мы перед собой
поставим?
Итак, сегодня мы должны узнать:
­ что такое река, ее части;
­ что такое речная система;
­ какие бывают реки;
­ зачем реки нужны человеку
Откройте тетради и запишите число и тему урока.

На Земле почти 20 млн. рек, но 53 из них имеют длину более 1000 км. А
России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.

бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид.
Что такое река? (выслушиваются ответы детей и делается вывод)
Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле
реки. Запись определения в тетрадь.
Схема реки. Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало.
­ А откуда река может брать свое начало? (Одна река вытекает из озера,
другая из болота, третья из родника, четвертая начинается в горах)
­ Значит, что такое исток?
Исток – место, где река берет начало. Запись определения в тетрадь.
Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда­то впадает.
­ Куда река может впадать? (в море, озеро, или в другую реку)
­ Как называют это место? (устьем)
Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Запись
определения в тетрадь.
Задание: Найдите на карте России исток и устье реки Волга. Определите,
где они находятся.
Исток находится на Валдайской возвышенности, а устье – в Каспийском
море.
Работа с атласом
Работа в парах. Возьмите листочки с заданием № 2. Откройте физическую
карту Российской федерации на стр. 16.Ознакомьтесь с заданием: вам нужно
найти с помощью карты исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице.
Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам
справиться с этим заданием.(Приложение 2).
Задание № 2


Устье реки
Название реки Исток реки
Волга
Ангара
Географические объекты:
Каспийское море, озеро Байкал.
Задание № 2Б
река Енисей, Валдайская возвышенность,

вам нужно найти с помощью физической карты Российской федерации атласа
исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны
географические объекты, которые помогут вам справиться с заданием.
Название реки Исток реки
Иртыш
Анадырь
Географические объекты: река Обь, восточные сколы хребта Монгольский
Алтай, Анадырский залив, Анадырское плоскогорье.
Устье реки
Задание № 2В
вам нужно найти с помощью физической карты Российской федерации атласа
исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны
географические объекты, которые помогут вам справиться с заданием.
Название реки Исток реки
Амур
Лена
Географические объекты: Охотское море, слияние рек Шилки и Аргуни,
озеро в Байкальском хребте, море Лаптевых.
Устье реки
Давайте проверим, как справилась с заданием ваша пара.
Ребята, у кого задание такое же проверим, правильно ли выполнили задание,
оцените работу.
Справились с заданием № 2 без ошибок, ставим 1 балл.
Прежде чем выполнять следующие задание,поработаем устно с понятиями
Как называется расстояние от истока до устья?
Значит, реки бывают длинными и короткими.
Работаем с физической картой Российской федерации стр. 16.
Приведите примеры длинных рек.
Приведите примеры коротких рек.
Многие реки являются притоками других рек. Притоки бывают правыми и
левыми. Как определить, где правый приток, а где левый?
Ответы детей
Обратимся к карте:
определим притоки (правый, левый) рек:
Лена (притоки Алдан, Вилюй)
Обь (приток Иртыш)
Волга (приток Кама).
Следующий вопрос Что такое речная система?

Продолжаем работу в прах. Приступим к выполнению задания №3
Схема реки. На листочке, изображена схема реки и задание.
Приложение 3.Схема реки
Задание № 3. Познакомьтесь со схемой реки. Подпишите части реки
Горы Озеро
Болото
Море
Словарик: исток, устье, правый приток, левый приток.
Проверка выполнения задания. На слайде показана схема. Проверяется
каждое пустое поле по парам. Если все задание выполнили правильно, ставим
1 балл.В России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.

Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие
бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид. Реки
бывают равнинные и горные.
Вопрос: по каким признакам отличаются равнинные реки от горных?
Выполним задание № 4 на листочка Приложение 4
Задание № 4
Рассмотрите фото рек. Установите соответствие между характером реки и
приведенными ниже характеристиками.

__________________ __________________
__________________ __________________
__________________ __________________
Характеристики: Спокойное течение, широкая речная долина
большая длина,извилистое русло,удобна для судоходства Бурное
течение,узкая долина, прямое русло, короткая река,неудобна для
судоходства
Проверка задания. Типы рек
Слайд №15Равнинные
Горные Слайд №16

Спокойное течение
Широкая речная долина
Большая длина
Извилистое русло
Удобна для судоходства
Бурное течение
Узкая долина
Прямое русло
Короткая река
Неудобна для судоходства
Работа в группах
Иногда на реке можно увидеть пороги.
Пороги – выходы твердых пород в русле реки.(учащиеся записывают
определение)
Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород.
Река размывает более мягкие породы, а выходы трудноразмываемых твердых
пород образуют пороги. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают
судоходству. При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле
река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из
твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде
водопада.
­ Что такое водопад?
Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.
Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и
равнинной местности.
Как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 50с.ш. и
630 з.д.?(Анхель, показывают на карте у доски)
Самый высокий водопад на Земле – Анхель, которыйнаходится в Южной
Америке. Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с
самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого
ущелья.
А вот еще один водопад, о котором расскажет
Сообщение о Ниагарском водопаде.
Самый мощный водопад Ниагарский, расположенный в Северной
Америке.
Наибольшая высота водопада – 51 м., ширина 1200 м. Расположен водопад на
реке Ниагара, соединяющей озёра Эри и Онтарио в Северной Америке.
Учитель просит посмотреть на карту на север юг, запад восток. «Совершить»
кругосветное путешествие глазами по океанам из города Мурманск, начиная
по Северному Ледовитому океану через Тихий океан, Индийский и
Атлантический (при этом учитель может проводить указкой по карте, а
учащиеся следят глазами). Закрыть глаза сосчитать до десяти.
Ребята как вы думаете какое значение рек? В природе? В жизни человека?
Ответы детей

Мы ребята продолжаем работу и чтобы закрепить знания, которые мы
получили на уроке, выполним практическую работу.
Работаем в группе.
Возьмите листочки Задание № 5 Описание реки по плану. Название реки
вы выбираете самостоятельно (приложение 5)
Приложение 5
Задание № 5
Описание реки по плану. Название реки выбираете самостоятельно.
План описания реки ___________________
1. Материк, на котором находится река
2. Исток реки
3. Устье реки
4. Направление реки
5. Характер течения (равнинная, горная)
6. Притоки реки
7. К бассейну какого океана принадлежит река
Корректирует работу в группах.
Проверка практической работы по группам
Подведем итог урока, сегодня мы узнали:
­ что такое река, ее части;
­ что такое речная система;
­ какие бывают реки;
­ зачем они человеку;
Пусть каждый возьмет свое «Дерево успеха» и оценит свою работу на уроке.
­Ребята оцените, кто сегодня хорошо поработал на уроке. Согласны?!
Знакомит с домашним заданием:
Для всех Параграф 23, вопросы в конце параграфа
На выбор:
1­Ребята, какая крупная река протекает в Ростовской области?
2)Творческое задание: описать реку Дон согласно плану практической
работы.





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: сформировать знания о реках земного шара. Показать их различия и общие черты.

Задачи урока:

  • Начать формирование у учащихся представления о реках.
  • Познакомить учащихся с основными понятиями, терминами, определениями.
  • Продолжить формирование умения работать с географической картой.
  • Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта – реки.
  • Формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом.

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.

Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края, атласы, контурные карты, компьютер, мультимедийная установка, презентация по теме: «Реки».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

Задание: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.

Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив.

Загадка

Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река).

Определение с учащимися темы, задач и цели урока.

III. Изучение нового материала.

– Какая река протекает по территории нашего края? Опишите реку Кубань.

– Что такое река? (Это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении – русле). В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека (канал, водохранилище), текущий в заданном природой направлении, которое резко не меняется.

Из каких частей состоит река?

  • Русло главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.
  • Пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.
  • Речная долина – более широкое понижение в рельефе.

– Где начинаются реки? Какими бывают истоки рек? Формируется понятие исток – начало реки. Приводятся примеры рек, которые берут начало в горах или истоком являются болота, озера.

– Где заканчиваются реки? (Анализ учебника стр. 149, рис 132)

  • Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище, море, океан.

– Какими бывают типы устьев рек?

  • Дельта – устье реки с протоками;
  • Эстуарий – воронкообразное устье реки.

Слайд 9

Реки, впадающие в другие реки, называются притоками . Они могут быть левые и правые.

– Как определить, где у реки левые или правые притоки? (Привести пример по карте). Назовите левые и правые притоки реки Кубань.

Слайд 10 -12

Самая протяженная река мира – Нил (6671 км), самая полноводная река мира – Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Река Кубань – главная река нашего края.

Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья).

В контурных картах подпишите реки, обозначенные на карте:

  1. Нил, Конго (Африка);
  2. Обь, Енисей, Лена, Волга, Амур, Кубань, Янцзы, Инд (Евразия);
  3. Амазонка (Южная Америка);
  4. Миссисипи (Северная Америка).

– Как реки зависят от рельефа? Сравните характер течения горной и равнинной реки. Учащиеся рассматривают слайд и работают с учебником стр. 151-152.

Горные реки имеют:

  • бурное и стремительное течение,
  • относительно прямые русла,
  • речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,
  • дно почти все занято руслом,
  • неблагоприятные условия для судоходства.

Равнинные реки имеют:

  • плавное и спокойное течение,
  • русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,
  • разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов,
  • русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,
  • развитое судоходство.

Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.

Слайд 15–16

– При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?

Формируются понятия порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты.Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.

Как реки зависят от климата? Климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года. В тех областях земного шара, где осадков много и рек много, они полноводны (Амазонка). Мало рек в пустынях, некоторые из них пересыхают.

  • Питание – это способ поступления влаги в реку. В питании рек принимают участие дождевые, талые снеговые и ледниковые, также подземные воды. Рек, которые бы имели один источник питания, в природе не существует.
  • Режим реки – поведение реки в течение года.
  • Половодье – ежегодно повторяющийся в одно и то же время подъем уровня воды реке. Когда бывает половодье на реке Кубань?

– В чем значение рек? (ловят рыбу, развито судоходство, энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей, по берегам рек всегда поселялись люди и т.д.)

IV. Закрепление материала.

  • Укажите направление течения реки – с северо-запада на юго-восток;
  • назовите номера всех истоков – 1, 2, 3,4;
  • назовите номера всех устьев – 11, 5, 6, 7, 8;
  • назовите номера всех правых притоков – 9;
  • назовите номера всех левых притоков – 10, 12.

V. Подведение итогов.

Практическая работа: «Описание реки по плану».

1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур.

  1. Название реки: 1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур;
  2. На каком материке находится;
  3. Исток (начало реки);
  4. Устье (место впадения);
  5. Направление течения;
  6. Притоки (левые и правые);
  7. Питание реки;
  8. Хозяйственное использование.

VI. Домашнее задание.

§ 38-39, обозначенные на контурной карте реки, знать и уметь показывать на физической карте полушарий.

Литература:

  1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.
  2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «Вако», 2005.
  3. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением (С.В. Долгорукова, Л.И. Елисеева и др.) – М.: Глобус, 2008.
  4. География. 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. Мультимедиа издание по географии для общеобразовательных учебных заведений.
  5. www.cabri-volga.org/rus/VolgaMap.html
  6. ru.picscdn.com/domain/keldysh.ru/
  7. www.ecosystema.ru/07referats/slovgeo/252.htm
  8. www.skitalets.ru/water/karelia/keret_pushkin2003