Природа не бездушный лик. Лёгкие стихи Тютчева: в чём секрет? Возможно вам будет интересно

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
_________________

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
_________________

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» Тютчева

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» (1836 г.) считается одним из центральных во всем творчестве Тютчева. Поэту было несвойственно выступать с какими-либо заявлениями или обвинениями. Он вообще воздерживался от высказывания своего мнения, предпочитая описывать красоту природы. В данном произведении поэт отступает от своего правила. Он выступает в защиту объекта своего преклонения – природы. Тютчев считает, что его современники забыли о значении окружающего мира, прельстившись учениями грубых материалистов. Достаточно смелым было обвинение поэта, направленное против строгих служителей церкви, считающих природу лишь «приложением» к высшему творению – человеку. К сожалению, аргументы автора остались неизвестны, так как вторая и четвертая строфы были вырезаны цензурой и в дальнейшем не могли быть восстановлены.

Тютчев твердо заявляет о независимой и самостоятельной сущности природы, которая занимает равное с человеком положение («в ней есть душа, …свобода, …любовь»). Все природные явления и объекты возникли не в результате чьей-то воли или желания, а посредством собственной тяги к жизни.

Человек должен осознать, что все окружающее обладает не только физическими, но и духовными свойствами. Людей, которые не понимают этого, Тютчев считает слепыми и глухими. Рассматривая природу в качестве своей мастерской, они сами уподобляются бездушным автоматам. Для них закрыто все богатство окружающего мира, его красота и неповторимость. Они не способны к проявлению высоких чувств. Огородившись непроницаемой стеной от природного мира, такие люди никогда не чувствуют вдохновения. Их внутренний мир убог и ограничен.

В финале стихотворения Тютчев бросает в сторону своих оппонентов самое страшное обвинение. Неуважение к природе делает таких людей настолько бесчувственными, что даже «голос матери» не сможет расшевелить их души. В этом заявлении отчетливо проявляется собственная позиция автора. Тютчев неоднократно заявлял, что считает природу родной матерью человека. В своих произведениях он часто использовал этот образ.

Произведение «Не то, что мните вы, природа…» доказывает, что Тютчев мог не только мирно воспевать красоту пейзажа, но и в случае необходимости грудью вставать на его защиту. В какой-то степени поэта можно считать одним из предшественников современного движения экологов.

Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника А. Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Поэт был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вечных вопросах человеческого бытия. Она редко предстает как просто фон, в стихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

Стихотворение “Не то, что мните вы, природа” написано в форме обращения. У него нет заглавия, что придает ему более глубокий смысл. Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от вечного:

Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах…

Строки стихотворения принадлежат поэту особого склада: философского. Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Все в природе представляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, все говорит с ним “понятным сердцу языком”. Стихотворение начинается со слова “не”, чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы. “Душу”, жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. Стихотворение содержит те образы, из которых природа складывалась для самого Тютчева.

Написано оно четырехстопным ямбом, а перекрестный способ рифмовки гармонирует в нем с чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на “и”, “а” и “о” придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно оно звучит благодаря употреблению устаревших слов (“лик”, “чрево”, “древо”) и ударения (“приклеил”). Особая же смысловая нагрузка создается при помощи анафоры:

Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Илъ зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?..

Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение (“Солнцы не дышат”, “не совещалась в беседе дружеской гроза”), метафоры (“весна не цвела”, “ночь нема была”), сравнения (“живут в сем мире, как впотьмах”). Все это придает речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придает художественной речи нужную авторскую интонацию.

В стихотворении “Не то, что мните вы, природа” есть отточия, заменяющие строки, которые в свое время были изъяты цензурой, а впоследствии утеряны. И все же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи – взаимоотношений человека и природы. Через все произведение автор проводит мысль о том, что “глухие” люди не умеют чувствовать, а следовательно, не умеют жить. И если для них природа безлика, то для Тютчева она – “голос матери самой”. Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения.

(No Ratings Yet)

Анализ стихотворения Тютчева “Не то, что мните вы, природа…”

Другие сочинения по теме:

  1. Стихи Тютчева о любви носят характер обобщенно психологический и тем самым отчасти философский. В. Гиппиус писал: “Тютчев поднимает любовную лирику...
  2. При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к...
  3. Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный Пример сочинениятический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную...
  4. В 1830 году Тютчев пишет стихотворение “Silentium” (“Молчание”). Ведущая тема “Silentiuma” связана с внутренним миром человека, это повествование о тайне...
  5. Прочтем текст, расставляя смысловые акценты. Во вступлении главной целью является создание некоего настроения и изложение ситуации на момент начала событий....
  6. Поэзия Ф. Тютчева – “поэзия мысли”, “философская поэзия”, “поэзия космического сознания”. Важнейшая Пример сочинения для Тютчева – хаос, заключенный в...
  7. Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого “Завещание” Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те...
  8. Философские мотивы в поэзии Ф. И. Тютчева Федор Иванович Тютчев стоит особняком в русском поэтическом пантеоне. Он – современник Пушкина....
  9. Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и...
  10. Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы, нашедший свои, ему одному свойственные краски, чтобы запечатлеть ее красоту. Нам дорог Тютчев, чуткий...
  11. В середине 1830-х годов, в лучший период своего творчества, поэт вновь посвящает этой же проблеме подряд два стихотворения: “Фонтан” и...
  12. Для достоверности поэт называет конкретное место действия. Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта (“Нас, товарищ, двое”). Поэт призывает “Светить...
  13. Художественная судьба замечательного русского поэта Ф. И. Тютчева необычна: это, как писал критик А. М. Гуревич, “судьба последнего русского романтика,... Стихотворение “Лесное озеро” (I, 198) – подлинный шедевр, жемчужина лирики Н. Заболоцкого. Написано стихотворение в 1938 году. Экспозиция стихотворения дает...
  14. В стихотворении “Пчелы” (1867) поэт рассказал о пчелах спасенных догадливым прохожим: пчелы гибли в половодье, не долетали до улья –...

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили,

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

(1836) Строфы 2 и 4 были запрещены цензурой. Пушкин настоял на том, чтобы они были заменены точками, так как отсутствие этих строф нарушало композиционную цельность ст-ния. В 1851 г., готовя тексты ст-ний Тютчева к печати, Н. В. Сушков просил автора вспомнить недостающие строфы, но поэт не смог восстановить их в своей памяти или не захотел их печатать. В ряде изданий ст-ние напечатано целиком по списку стихотвоений Тютчева, сделанному по статье Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» (С. 1850, № 1), где была поправка Некрасова в ст. 31: «Увы, души в нем не встревожит» вм. «Души его, ах, не встревожит». Эта поправка не была замечена Тютчевым, когда он просматривал список СТ. Между тем она вступила в противоречие с тоном и смыслом ст-ния, являющегося инвективой и имеющего уничижительный для противников финал. «Увы» вм. «ах» приглушало в заключительной фразе ее гневную интонацию, высшая точка которой, как это и свойственно мелодике тютчевского восклицания, находится в центре фразы. Ст-ние является программным для всей натурфилософской лирики Тютчева. В его основе - романтическая идея одухотворенности материи, живущей по своим внутренним причинам, что характерно для философии тождества Шеллинга. В широком смысле ст-ние направлено против традиционно-церковных представлений о природе и механистических взглядов на нее, господствовавших в эпоху рационализма XVII - XVIII вв. Неприемлемость с ортодоксально-церковных позиций пантеистических взглядов объясняет причину ценз. купюр. Вместе с тем отдельные выражения («слепок», «лик», «внешние, чуждые силы» и др.) говорят о том, что полемический адресат ст-ния - объективно-идеалистическое учение Гегеля с его принципиальным обособлением природы от духа. Подобное обособление приобрело еще более резкое выражение у младогегельянцев правого, теистического крыла. По-видимому, ст-ние было написано в 1833 - 1834 гг. во время полемики между Шеллингом и последователями Гегеля. Она началась в связи с выходом книги французского философа В. Кузена «Философские фрагменты» (Париж, 1833), предисловие к которой написал Шеллинг. Это предисловие было его первым литературным выступлением после двадцатилетнего молчания. X. Роте высказал предположение, что толчком к созданию ст-ния могло послужить чтение Тютчевым книг Г. Гейне «Романтическая школа» (1833) и «К истории религии и философии в Германии» (1834), в которых также имеются критические выпады против поздней гегелевской трактовки природы. См. Rothe H. «Nicht was ihr meint, ist die Natur»: Tjutcev und das «Junge Deutschland» // «Studien zu Literatur und Aufklдrung in Osteuropa». Giessen, 1978. S. 319-335.

Писатель Тютчев родился в 1803 году. Это был девятнадцатый век, время которое было золотым для рассвета поэзии. Тютчев был довольно интересной и причудливой личностью. Когда-то, например, его знакомый написал, что сам писатель плохо заботится о своей внешности и уделяет этому очень мало времени. Его волосы всегда были всколочены, будто он не выспался или разогнаны ветром. Однако брился он постоянно, ему не нравилась борода. Одевался он довольно плохо, можно даже было его назвать неряхой, но на это он не обращал внимание. Если судить по походке, то она была как бы ленивая, рост у него был небольшой, однако лицо симпатичное.

Не смотря на все его внешние качества, Тютчев был весьма умным человеком, у него была бурная фантазия. Его в кругах представляли, как занятного собеседника, с которым приятно общаться, можно поговорить на любые темы. Писатель был очень остроумным, с подковыркой, любой с ним мог найти общий язык.


Многие отмечали, что человек он был разносторонний и необычный, его знакомый называл Тютчева дарованием Божьим. В биографии данного писателя довольно много интересных фактов, до конца всех не узнаешь. С противоположным полом у писателя довольно много отношений, было несколько жен и по словам писателя он любил каждую и очень сильно.

Жизнь Тютчева

Когда писателю исполнилось двадцать два года, он женился на вдове Элеоноре. Тогда писатель был моложе этой девушки на четыре года и у нее даже было четверо детей. Его жена была покровительницей для писателя, выполняла она этот долг изумительно, также позже родила ему трех детей. Однако скоро эти страсти прошли и уже 1833 году писателю понравилась Эрнестина Дернберг.

Однако та была замужем, своего супруга она не очень любила. Когда Тютчев встретил ее, тогда они были на балу, муж Эрнестины почувствовал себя плохо и уехал в тот день. Тогда он подошел к Тютчеву и сказал, что он поручает ему свою жену, через несколько дней барон умер.

Отношения писателя с данной особой имели существование, однако подробностей очень мало известно. Дело в том, что Эрнестина уничтожила всю переписку с писателем, а также с его знакомыми, поэтому до наших дней мало что дошло. Однако то, что сохранилось утверждает, что любовь у них была безмерная, которая потрясала Тютчева и в то же время мучила его.

Их отношения некоторое время были скрытными, однако после в 1836 году их роман получил большую огласку, тогда его первая жена пыталась покончить собой, нанеся себе удар ножом в грудь. Спустя год он встретился с Элеонорой и понял, что пришло время принять выбор и попрощаться с любимой женщиной. Через год Элеонора умерла, тогда говорят Тютчев в переживаниях посидел всего за одну ночь.

Однако прошло время, и писатель успокоился и отошел от негодований, затем он снова увлекся Эрнестиной. Писатель поехал в Швейцарию, где пошел на встречу к своей любимой, после через год они поженились. После венчания писатель пропал и находился в отпуске долгое время с женой. Его за это уволили из Министерства и лишили привилегий.

После скитаний по Европе в 1844 году писатель решает вернуться в Петербург, там же снова восстанавливается в должности и живет со своими двумя детьми и женой. Писатель вспоминал, что вот его жизнь уже налаживается, однако вскоре он увлекся другой девушкой. О ней мало, что известно, она упоминается в переписке, как Денисьева.

Любовь писателя переросла в светский скандал, однако вся грязь понеслась на Денисьеву. После с Тютчевым они любили четыре года друг друга после чего она умерла. Осталось трое детей после смерти Денисьевой. Все это время с Денисьевой Тютчев не разрывал отношения с семьей. По словам писателя, он безумно любил обеих женщин, те в свою очередь также обожали писателя.

Первая книга стихов писателя вышла в 1854 году, это было довольно поздно, возможно из-за его любовных похождений. Уже в шестидесятых годах у писателя настало трудное время, у него умерло много близких. Денисьева умерла от чахотки, это была его последняя любовь, после он отобразил это в стихах.

Все это время Тютчев не представлял свою жизнь без Эрнестины, он считал ее святой. Он ее так любил, написал про это также много стихотворений. Умер поэт спустя девять лет после смерти Денисьевой, тогда многие известные писатели высказали свою скорбь Тютчеву. Вся жизнь писателя подобна написанному роману, где есть все, любовь, верность, чувства. Все это Тютчев выразил в своих стихах, они понятны и интересны.

Писатель после себя не оставил большое творческое наследие, однако стал и при этом великим поэтом. Он написал несколько гениальных стихотворений, которые никогда не забудутся потомками. Среди них есть и «Не то что мните вы природа» которое мы и рассмотрим в данной статье.

Анализ стихотворения Тютчева


Стихотворения, написанные Ф.И. Тютчевым о русской природы, по праву считаются качественным проявлением русской поэзии. Этот великий поэт – один из немногих, кто рассматривал природу в качестве постоянного источника, откуда можно черпать впечатления и раздумья. В этом с Тютчевым может сравниться разве что Фет. Но именно Тютчеву удавалось очень тонко использовать стихотворную форму для передачи пейзажей.

При этом во время прочтения написанных им произведений говорить о бездушном наблюдении за природой неуместно. Природа для автора является поводом для размышлений, посвященных загадкам мироздания, вековым вопросам бытия. Только в редких случаях Тютчев описывал природу исключительно в качестве фона, в большинстве случаев она является одухотворенной, мыслящей.

«Не то, что мните вы, природа» была написана с использованием формы обращения. Отсутствие заглавия у этого произведения придает его смыслу еще большую глубину. Поэт старается выступить против тех людей, которые недооценивают значение природы в нашей жизни, он старается подчеркнуть очерствение человеческих душ в результате того, что они отдалились от природы.

Глядя на написанные автором строки, можно сделать вывод о том, что они выполнены поэтом с философским складом ума. Поэтому он не только обладал хорошим даром пейзажиста, но и собственной философией о природе. Тютчев любой элемент природы представлял в качестве одухотворенного, в качестве наполненного глубоким значением. В самом начале стихотворения употребляется «не» для более полного ограждения читателя от неправильной трактовки природы. У Тютчева наблюдалось стремление к пониманию жизни природы, после чего он старался запечатлеть все ее проявления.

Во время написания стихотворения использовался четырехстопный ямб, также нельзя не отметить гармонирование перекрестного способа рифмовки с чередованием мужских и женских рифм. А вот наличие ассонанса на «о», «а» и «и» делает тон стихотворения более возвышенным. Мелодичность и музыкальность придаются ему при помощи использования большого количества сонорных согласных. Торжественности стихотворению прибавляет и применение большого количества устаревших слов.


Анафора была использована автором для создания особой смысловой нагрузки. Не отказался Тютчев и от использования таких выразительных художественных средств, как олицетворения, метафор и сравнения. Наличие всех этих средств делает речь более красочной и выразительной, а художественный образ раскрывается все в большей степени. Для стихотворения характерно использование сложных предложений, что не в новинку для поэзии автора, при этом довольно часто их окончание обозначается восклицательными знаками, благодаря чему автор получает нужную интонацию.


Также данное стихотворение дополняется отточиями. В свое время цензура запретила публикацию этих строк, после чего они были утеряны. Но на смысле произведения это не сказалось, как и на его главной идее – взаимоотношения между природой и человеком. Мысль автора о «глухоте» людей, не умеющих чувствовать и жить, слышится на протяжении всего стихотворения. И если для большинства людей природа является безликой, то сам Тютчев ее называет «голосом матери самой». Он использует ее образы для выражения сокровенных мыслей, чувств, сомнений, важных вопросов.

Творчество писателя наполнено глубоким философским смыслом, оно хорошо повлияло на установление русской поэзии, образу русского духа. Все произведения писателя носят в себе истинный, прекрасный и самобытный характер. Он написал сборник, который состоял аж с трехсот стихотворений, третья часть из них на иностранном языке.

Писать Тютчев стал довольно рано, первые его произведения никто не воспринимал всерьез. Однако позже его монологи про природу считались прекрасными. Сам писатель рассказывал, что необходимо почувствовать саму природу, полюбить ее, найти в ней смысл. Он говорил о ней, как о чем-то живом, высшие проявления человеческого духа поэт не выделяет из всех других явлений природы.

Не то, что мните вы природа…

Сочинение по литературе

ученицы 11А класса

МБОУ СОШ № 1

г. Ярцево Смоленской обл.

Федотовой Карины

Человек и природа всегда существовали вместе. Но со времени роста технического прогресса человек забыл свое место в природе. Сегодня он живёт в мире железа и бетона, в окружении автомобилей и всевозможных электронных устройств. Почему же мы отгородились от мира природы пластиком, сталью, бетоном, не понимая, что эта искусственная изоляция угнетает нас, отрицательно влияет на наше здоровье и психику. Природа - наш дом. Но человек целенаправленно день за днём уничтожает его. Ещё каких-то сто лет назад в наших городах было больше деревьев, в реках текла чистая вода, а воздух был чист и прозрачен. Сегодня нетронутых уголков на нашей планете остаётся с каждым годом всё меньше, и мы не отдаем себе отчёт в том, что постепенно привыкаем к отсутствию живой природы вокруг. И если нам ещё есть что вспомнить, то, возможно, наши дети будут принимать такой железобетонный мир за норму. Кто же научит сегодняшнее поколение любить и беречь природу? В первую очередь, русская классическая литература.

Известный поэт 19 века Ф. Тютчев писал:

Не то, что мните вы природа

Не слепок, не бездушный лик, -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…..

Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от природы. Через всё произведение автор проводит мысль о том, что “глухие” люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить.

И если для них она безлика, то для Тютчева природа - “голос” матери самой. В этих четырёх строчках сконцентрировано то истинное отношение к Природе, которое и должно быть присуще каждому человеку. Поэтому это стихотворение и сегодня не потеряло своей актуальности.

Свой голос в защиту природы поднимали не только поэты, но и писатели. Б. Васильев - один из них. С душевной болью пишет он о взаимоотношениях человека с природой в романе “ Не стреляйте в белых лебедей”. Отношение к природе как бы разделяет героев произведения на два лагеря: на тех, кто понимает и любит природу, и других - жестоких, безжалостных. Главный герой Егор Полушкин тесно связан с природой, при виде того, как уничтожаются её богатства, страдает всей душой. Он не может понять, что движет людьми, когда они сжигают муравейник. Он не понимает, как человек, царь природы, может спокойно наблюдать, как от огня “корчились тысячи маленьких существ”. Сам Егор влюблён в лес, в реку, в природу в целом. Он и в людях пытается разбудить тягу к доброму и прекрасному: привозит на теперь уже мертвое Черное озеро пару лебедей, чтобы возродить уничтоженную красоту. Природная деликатность, нравственная чистота Егора не находят отклика в окружающей среде. Открытый, мягкий характер Егора - источник всех его неудач. Он погибает на посту, как и положено “старшему сыну” природы, защищая дело всей своей жизни, о котором он просто и задушевно говорит на столичном совещании: «А природа, она всё покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это - царём-то зваться. Сын он ей, старший сыночек! Так разумней же будь, не вгоняй в гроб “маменьку!». Роман Б. Васильева заставляет нас задуматься о своём отношении к природе. Автор хочет донести мысль о том, что нельзя человеку отрываться от природы, быть с ней во враждебных отношениях.

Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране. Об этом говорил непревзойдённый мастер русского пейзажа К.Г. Паустовский. Нельзя не согласиться с ним. Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой берёзки. Стоит чаще наслаждаться естественной красотой нашей Земли, пока у нас есть такая возможность. Разобщенность с природой, противостояние ей неизменно ведет человека к духовной гибели, нравственной нищете, а вот взаимодействие с тем, что нас окружает, - путь к миру, к гармонии, к ладу с природой и самим собой. Закончить свое сочинение я хочу строками из стихотворения Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя