Роман камю чума краткое содержание. Чума (более подробная версия)

Роман представляет собой свидетельство очевидца, пережившего эпидемию чумы, разразившейся в 194… году в городе Оране, типичной французской префектуре на алжирском берегу. Повествование ведется от лица доктора Бернара Риэ, руководившего противочумными мероприятиями в зараженном городе.

Чума приходит в этот город, лишенный растительности и не знающий пения птиц, неожиданно. Все начинается с того, что на улицах и в домах появляются дохлые крысы. Вскоре уже ежедневно их собирают по всему городу тысячами, В первый же день нашествия этих мрачных предвестников беды, еще не догадываясь о грозящей городу катастрофе, доктор Риэ отправляет свою давно страдающую каким-то недугом жену в горный санаторий. Помогать по хозяйству к нему переезжает его мать.

Первым умер от чумы привратник в доме доктора. Никто в городе пока не подозревает, что обрушившаяся на город болезнь – это чума. Количество заболевших с каждым днем увеличивается. Доктор Риэ заказывает в Париже сыворотку, которая помогает больным, но незначительно, а вскоре и она заканчивается. Префектуре города становится очевидна необходимость объявления карантина. Оран становится закрытым городом.

Однажды вечером доктора вызывает к себе его давний пациент, служащий мэрии по фамилии Гран, которого доктор по причине его бедности лечит бесплатно. Его сосед, Коттар, пытался покончить жизнь самоубийством. Причина, толкнувшая его на этот шаг, Грану не ясна, однако позже он обращает внимание доктора на странное поведение соседа. После этого инцидента Коттар начинает проявлять в общении с людьми необыкновенную любезность, хотя прежде был нелюдимым. У доктора возникает подозрение, что у Коттара нечиста совесть, и теперь он пытается заслужить расположение и любовь окружающих.

Сам Гран – человек пожилой, худощавого телосложения, робкий, с трудом подбирающий слова для выражения своих мыслей. Однако, как потом становится известно доктору, он в течение уже многих лет в свободные от работы часы пишет книгу и мечтает сочинить поистине шедевр. Все эти годы он отшлифовывает одну-единственную, первую фразу.

В начале эпидемии доктор Риэ знакомится с приехавшим из Франции журналистом Раймоном Рамбером и еще довольно молодым, атлетического сложения человеком со спокойным, пристальным взглядом серых глаз по имени Жан Тарру. Тарру с самого своего приезда в город за несколько недель до разворачивающихся событий ведет записную книжку, куда подробнейшим образом вносит свои наблюдения за жителями Орана, а затем и за развитием эпидемии. Впоследствии он становится близким другом и соратником доктора и организует из добровольцев санитарные бригады для борьбы с эпидемией.

С момента объявления карантина жители города начинают ощущать себя, словно в тюрьме. Им запрещено отправлять письма, купаться в море, выходить за пределы города, охраняемого вооруженными стражами. В городе постепенно заканчивается продовольствие, чем пользуются контрабандисты, люди вроде Коттара; возрастает разрыв между бедными, вынужденными влачить нищенское существование, и состоятельными жителями Орана, позволяющими себе покупать на черном рынке втридорога продукты питания, роскошествовать в кафе и ресторанах, посещать увеселительные заведения. Никто не знает, как долго продлится весь этот ужас. Люди живут одним днем.

Рамбер, чувствуя себя в Оране чужим, рвется в Париж к своей жене. Сначала официальными путями, а затем при помощи Коттара и контрабандистов он пытается вырваться из города. Доктор Риэ между тем трудится по двадцать часов в сутки, ухаживая за больными в лазаретах. Видя самоотверженность доктора и Жана Тарру, Рамбер, когда у него появляется реальная возможность покинуть город, отказывается от этого намерения и примыкает к санитарным дружинам Тарру.

В самый разгар эпидемии, уносящей огромное количество жизней, единственным человеком в городе, довольным положением вещей, остается Коттар, поскольку, пользуясь эпидемией, сколачивает себе состояние и может не волноваться, что о нем вспомнит полиция и возобновится начатый над ним судебный процесс.

Многие люди, вернувшиеся из специальных карантинных учреждений, потерявшие близких, теряют рассудок и жгут свои собственные жилища, надеясь таким образом остановить распространение эпидемии. В огонь на глазах равнодушных владельцев бросаются мародеры и расхищают все, что только могут унести на себе.

Поначалу погребальные обряды совершаются при соблюдении всех правил. Однако эпидемия приобретает такой размах, что вскоре тела умерших приходится бросать в ров, кладбище уже не может принять всех усопших. Тогда их тела начинают вывозить за город, где и сжигают. Чума свирепствует с весны. В октябре доктор Кастель создает сыворотку в самом Оране из того вируса, который овладел городом, ибо этот вирус несколько отличается от классического его варианта. К бубонной чуме добавляется со временем еще и чума легочная.

Сыворотку решают испробовать на безнадежном больном, сыне следователя Отона. Доктор Риэ и его друзья несколько часов подряд наблюдают агонию ребенка. Его не удается спасти. Они тяжело переживают эту смерть, гибель безгрешного существа. Однако с наступлением зимы, в начале января, все чаще и чаще начинают повторяться случаи выздоровления больных, так происходит, например, и с Граном. Со временем становится очевидным, что чума начинает разжимать когти и, обессилев, выпускать жертвы из своих объятий. Эпидемия идет на убыль.

Жители города сначала воспринимают это событие самым противоречивым образом. От радостного возбуждения их бросает в уныние. Они еще не вполне верят в свое спасение. Коттар в этот период тесно общается с доктором Риэ и с Тарру, с которым ведет откровенные беседы о том, что, когда закончится эпидемия, люди отвернутся от него, Коттара. В дневнике Тарру последние строки, уже неразборчивым почерком, посвящены именно ему. Неожиданно Тарру заболевает, причем обоими видами чумы одновременно. Доктору не удается спасти своего друга.

Однажды февральским утром город, наконец объявленный открытым, ликует и празднует окончание страшного периода. Многие, однако, чувствуют, что никогда не станут прежними. Чума внесла в их характер новую черту – некоторую отрешенность.

Однажды доктор Риэ, направляясь к Грану, видит, как Коттар в состоянии помешательства стреляет по прохожим из своего окна. Полиции с трудом удается его обезвредить. Гран же возобновляет написание книги, рукопись которой приказал сжечь во время своей болезни.

Доктор Риэ, вернувшись домой, получает телеграмму, в которой говорится о кончине его жены. Ему очень больно, но он осознает, что в его страдании отсутствует нечаянность. Та же непрекращающаяся боль мучила его в течение нескольких последних месяцев. Вслушиваясь в радостные крики, доносящиеся с улицы, он думает о том, что любая радость находится под угрозой. Микроб чумы никогда не умирает, он десятилетиями способен дремать, а затем может наступить такой день, когда чума вновь пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города.

Вариант 2

В романе описывается свидетельство человека, который пережил эпидемию чумы и был разорен в городе Оране, что находится на алжирском берегу. Рассказчиком выступает доктор Бернар Риэ, который в то время руководит мероприятиями против эпидемии.

Чума пришла в город внезапно. Сначала на улицах появилось множество дохлых крыс. Затем их стали собирать тысячами. Еще не догадываясь о предстоящей беде, доктор Риэ отправляет свою больную жену в горный пансионат. А к нему домой приезжает мать.

Первой жертвой чумы становится привратник в доме доктора. Со временем количество заболевших быстро возрастает. Доктор заказывает вакцину в Париже, которая не совсем помогает. В городской мэрии решают объявить карантин. Оран становится закрытым для посетителей.

В один из вечеров, доктора вызывает к себе давний пациент, которого Риэ лечил бесплатно. Он рассказал, что его сосед пытался наложить на себя руки. Причина, которая послужила таким действиям, неясна. Однако после инцидента сосед изменился. Ранее он был груб со всеми, а сейчас проявляет любезность. Видимо, у него нечиста совесть, и теперь ему необходимо заслужить расположение близких и соседей.

В самом начале эпидемии, доктор Риэ знакомится с двумя людьми. Один из них, Раймон Рамбер, работает журналистом, а другой, молодой человек по имени Жан Тарру. Он приехал в город за несколько дней до появления чумы. И теперь ведет подробные записи обо всех, происходящих событиях. Впоследствии этот человек, становится близким другом доктора, и организовывает с ним добровольческие отряды для спасения жителей.

Во время карантина, некоторые жители города переходят черту бедности. Другие же, имея солидный капитал, покупают на рынке продукты по завышенным ценам и развлекаются в кафе и ресторанах. Никто не знает, сколько им придется терпеть подобный ужас. Горожане живут в страхе.

Рамбер хочет выбраться из карантинной зоны и уехать домой в Париж. Он договаривается с контрабандистами о поездке, так как официально город покидать нельзя. Однако, видя, как доктор и Жан Тарру самоотверженно борются с эпидемией, примыкает к ним.

Тем временем, эпидемия набирает силу. Жителей уже не хоронят на кладбище из-за нехватки места. Умерших вывозят за город и сжигают. В городе творится хаос. Многие, кто потерял своих близких, сходят с ума и сжигают свои жилища.

Через полгода, доктор Кастель разрабатывает вакцину, на основе вируса. Сначала сыворотка не помогает, но со временем стали учащаться случаи успешного выздоровления. Спустя несколько месяцев, с города снимают карантин и объявляют открытым. Однако доктор Риэ понимает, что вирус умеет ждать, и может наступить такой момент, когда микроб проснется и снова выйдет на улицы города.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Творчество А. Камю с примером плодотворного объединения талантов писателя и философа. В своих произведениях А. Камю размышляет над абсурдностью мира и смыслом бытия человека в нем. Человека художник ставит превыше всего. Этот создание, мыслящее, полное ответственности за все существо. Он Read More ......
  2. Едва лишь закончилась Вторая мировая война, но воспоминания о ней еще весьма живые, воспоминания об “коричневой чуме” – фашизм. Но почему тогда просто не написать роман о войне, о ее жертвах? Зачем такая аллегория? Чума – это не только жестокость. Read More ......
  3. Экзистенциализм возник накануне первой мировой войны в России Для философской атмосферы того периода, в которой возник зкзистенциализм, характерны отступление на задний план методологически-теоретико-познавательной проблематики (Дильтей), обращение к объекту (Гуссерль), возрождение метафизики (Н. Гартман) и идея философской антропологии (Шелер). Во время Read More ......
  4. “Чума” – роман философский. Понятно, что на первом плане стоит философская проблематика, философское обобщенно-универсальное трактование зла в контексте человеческого существования. Именно так осмысливается чума главными героями произведения, интеллектуалами Рие и Тарру. Что же такое чума? Во-первых, это конкретная болезнь. Во-вторых, Read More ......
  5. XIX – в начале в искусстве происходит глобальный переворот, связанный с поиском новых форм изображения человека и мира. Опираясь на достижение психологической прозы XIX столетия, писатели все больше углубляются во внутренний мир человека. Особое место в литературе XX столетия занимает Read More ......
  6. На протяжении всей тысячелетней истории человечество освоило много страшных уроков. Вечные ценности оказались шаткими, человек – преисполненным эгоизма и непомерных желаний, природа – воплощением апокалипсиса. Но только XX век принес человечеству истинное понимание тщетности жизни. Вторая мировая война открыла и Read More ......
  7. Осадное положение Чума захватывает испанский город Кадис и устанавливает в нем свои порядки. Освободит людей только тот, кто преодолеет страх перед Чумой. “Осадное положение” – это представление в трех частях. В предисловии автор указывает на своего якобы соавтора Жана-Луи Барро, Read More ......
  8. Посторонний Мерсо, мелкий французский чиновник, житель алжирского предместья, получает известие о смерти своей матери. Три года назад, будучи не в состоянии содержать ее на свое скромное жалованье, он поместил ее в богадельню. Получив двухнедельный отпуск, Мерсо в тот же день Read More ......
Краткое содержание Чума Камю

11 КЛАСС

АЛЬБЕР КАМЮ

ЧУМА

Это произошло после Второй мировой войны в небольшом приморском городе Оране. Вдруг везде стали появляться крысы, да еще и больные - умирали на глазах. Вот уже восемь тысяч дохлых крыс подсчитали. Умер старый привратник в доме доктора Рие. Симптомы похожи на чуму: повышенная температура, увеличение лимфатических узлов. Но уважаемые граждане никак не хотят признать, что в городе чума. Жителей города успокаивают. Говорят, что в больницах все сделано, чтобы лечить тех, кто заболел. Об эпидемии в газетах и листовках речь не идет. Сыворотки для прививок в городе нет.

Люди во время чумы живут так, будто ничего не произошло. Никто не хочет поверить в чуму, которая может разрушить все планы.

И вот наконец было признано, что в городе эпидемия. Все контакты с внешним миром были оборваны. Нельзя было переписываться: зараза. Телефонная связь оборвалась: перегрузки. Еще как-то работал телеграф. Люди были в отчаянии. Приговор власти был таков: выехать из города нельзя. Если кто-то хочет вернуться, пусть возвращается, но обратного пути нет.

Снабжение города очень уменьшилось. Бензина не было, автомобили исчезли с улиц. Многие работники остались без работы. В кино театрах шли старые фильмы, но люди ходили их смотреть - со скуки.

1 Брейгель Питер (около 1525-1569) - выдающийся нидерландский художник. «Падение Икара» относится к числу его самых известных произведений.

Большинство старательно делала вид, что ничего не произошло. Жители города пытались шутить, сидели в кафе, общались. Некоторые кафе выбросили лозунг: «Больше пьешь - микроба убьешь!»

Журналист Рамбер, что случайно оказался в городе, очень страдает от разлуки со своей невестой. Она живет в Париже. Рамбер просит, чтобы врач Рие дал ему справку, что журналист не болен чумой. Пусть его отпустят к любимой. Но Рие отказывает. Если отпустить Рамбера, то за ним последуют другие. Нельзя быть уверенным, что кто-то из них уже не несет в себе чуму.

Рие работает в лазарете. Ежедневно он видит, как матери плачут над детьми, в которых увидели отталкивающие красные волдыри - признак чумы. Рие уже не имеет силы сочувствовать.

Отец Панлю на воскресной проповеди провозгласил, что чума - это кара Господня за грехи. В городе поселился ужас.

Писатель Гран спасается от ужаса творчеством. Он работает над каждым предложением в рукописи - это помогает ему не думать об опасности.

Рестораны переполнены. Никто не жалеет денег на дорогие вина и изысканную пищу. Все словно гонятся за последним лучиком жизни. По бульварам гуляют влюбленные.

Врач Рие не прекращает своего труда: «Может, она и бессмысленна, но он должен противостоять - это единственный смысл жизни!» Старик Кастель пытается сделать новую сыворотку для прививок. В городе начинают действовать санитарные дружины. Нельзя сидеть сложа руки! Надо сопротивляться чуме, хотя бы для того, чтобы сохранить свое человеческое достоинство.

Между Рамбером и Рие вспыхивает философская спор: что важнее - работа (обязанность) или любовь?

Но несмотря на все философские беседы и человеческие усилия чума все распространяется. Поднимается безжалостный ветер. Начинаются пожары. Кое-кто сам поджигает свой дом, думая, что пламя уничтожит болезнь.

Не было возможности похоронить умерших прилично, трупы бросали в ров. Вывозили их уже без гробов, в трамваях. Кое-кто из родных успевал бросить в окно трамвая цветы - последний привет. Так ехали по городу трамваи - с трупами и цветами.

Понемногу люди привыкали к отчаянию. Это смущало доктора Рие, он считал, что привычка к отчаянию хуже сам отчаяние.

Люди были словно сонные. Они чувствовали, что уж лучше умереть, чем так существовать. Никто уже не надеялся на встречу с любимыми, на возвращение прежней жизни.

Но чума еще и объединяла всех индивидуалистов. Общая беда - все же общая.

Люди не замыкаются в своих домах. Они ходят в театр - это словно вызов судьбе. Нарядно одетая публика слушает оперную арию, и вдруг актер падает - смерть на сцене.

Наконец была готова сыворотка Кастеля. Ее испытали на маленькому мальчику, сыну следователя. Ребенок долго и невыносимо страдала и все же умерла.

Я не могу принять того Божьего мира, где мучают детей! - восклицает врач.

В городе появляются разные пророки. Они ссылаются на Нострадамуса и пытаются вычислить срок окончания чумы.

Среди бедных и богачей растет напряжение. Бедные еле выживают, а богачи ищут себе развлечения.

И вот наконец чума убирается из города. Чума ушла, но проблемы остались. Как говорил один старик: «Разве не вся наша жизнь - чума? »

Повесть Альбера Камю является развернутой метафорой жизни как чумы, где каждый должен сделать свой выбор.

Известнейший французский роман Камю «Чума» повествует об эпидемии в небольшой французской префектуре Оран. Главным символом и предвестником чумы стали крысы, которые в огромном количестве появились перед тем, как стали болеть люди. Мертвых грызуны находили на улицах префектуры. Разносчики заразы «предрекли» серьезнейшую эпидемию.

Повествование ведёт доктор Риэ Бернар. Он только что отправил заболевшую жену в горный санаторий. Первым умирает довольно близкий Риэ – привратник в его доме. Люди пока не понимают всей опасности происходящего. Для лечения чумы, которую «узнал» Бернар, он заказывает в Париже сыворотку, но её не хватает, да и не очень хорошо она помогает.

Скоро жители города оказываются в заложниках, объявлен карантин. На кладбище мест уже не хватает, трупы приходится сжигать около города. Все боятся… Некоторые даже сходят с ума, потеряв близких. Сосед доктора (Коттар) после неудачной попытки самоубийства меняет свой привычный стиль поведения – становится очень вежливым. (В итоге он, сойдя с ума, начнёт стрелять по прохожим из своего окна.)

Тут же появляются те, кто разграбляют дома умерших, появляются спекулянты. В этом городке творится кошмар.

На страшном фоне появляются новые герои повествования. Из Парижа приезжает смелый журналист Раймон. Служащий мэрии начинает писать книгу… Многие пытаются сбежать из карантина.

Постепенно эпидемия спадает, люди всё чаще выздоравливают. И вот всё закончилось, но жизнь уже не будет прежней.

Опустошенный Риэ получает известие о том, что его жена, которая находилась всё это время в «безопасности», тоже умерла. И он думает о том, что микроб чумы нельзя победить, что он может ждать сотни лет, чтобы опять напасть на человечество.

Роман повествует о хрупкости человеческой жизни, устоев, об опасности, в которой нужно остаться человеком.

Картинка или рисунок Камю - Чума

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Платонов В прекрасном и яростном мире

    Героем рассказа Андрея Платонова является молодой и талантливый водитель пассажирского паровоза Мальцев. Этот молодой и амбициозный юноша, которому около тридцати лет, уже занимает должность машиниста высшего класса

  • Краткое содержание Уайльд День рождения Инфанты

    У прекрасной инфанты, дочери испанского короля, день рождения. Сегодня ей исполняется двенадцать лет. Только раз в году в этот день инфанте разрешается играть с другими детьми, низшими по званию и положению

  • Краткое содержание Кафка Процесс

    Йозеф К, которому исполнилось тридцать лет, внезапно оказывается под арестом. Незнакомые люди говорят ему, что расследование по делу началось. Он задает множество вопросов, как и за что попал в такую среду, на что получает только смех и молчание.

  • Краткое содержание Бианки Мышонок Пик

    Какой бы ни был трудным путь, он всегда заканчивается. В этой сказке наш герой – крошечный мышонок, который отправился в опасное и в тоже время веселое путешествие к своим родным брату и сестре. На этом сложном пути его постоянно подстерегают опасности

  • Краткое содержание Идеальный муж Уайльд

    Начало 1890-х годов. Лондон. На протяжении двух суток действие происходит в шикарном классическом особняке Чилтернов и в квартире лорда Горинга.

Чума (La peste) Роман-притча (1974)
Роман представляет собой свидетельство очевидца, пережившего эпидемию чумы, разразившейся в 194… году в городе Оране, типичной французской префектуре на алжирском берегу. Повествование ведется от лица доктора Бернара Риэ, руководившего противочумными мероприятиями в зараженном городе.
Чума приходит в этот город, лишенный растительности и не знающий пения птиц, неожиданно. Все начинается с того, что на улицах и в домах появляются дохлые крысы. Вскоре уже ежедневно их собирают по всему городу тысячами, В первый же день нашествия этих мрачных предвестников беды, еще не догадываясь о грозящей городу катастрофе, доктор Риэ отправляет свою давно страдающую каким-то недугом жену в горный санаторий. Помогать по хозяйству к нему переезжает его мать.
Первым умер от чумы привратник в доме доктора. Никто в городе пока не подозревает, что обрушившаяся на город болезнь – это чума. Количество заболевших с каждым днем увеличивается. Доктор Риэ заказывает в Париже сыворотку, которая помогает больным, но незначительно, а вскоре и она заканчивается. Префектуре города становится очевидна необходимость объявления карантина. Оран становится закрытым городом.
Однажды вечером доктора вызывает к себе его давний пациент, служащий мэрии по фамилии Гран, которого доктор по причине его бедности лечит бесплатно. Его сосед, Коттар, пытался покончить жизнь самоубийством. Причина, толкнувшая его на этот шаг. Грану не ясна, однако позже он обращает внимание доктора на странное поведение соседа. После этого инцидента Коттар начинает проявлять в общении с людьми необыкновенную любезность, хотя прежде был нелюдимым. У доктора возникает подозрение, что у Коттара нечиста совесть, и теперь он пытается заслужить расположение и любовь окружающих.
Сам Гран – человек пожилой, худощавого телосложения, робкий, с трудом подбирающий слова для выражения своих мыслей. Однако, как потом становится известно доктору, он в течение уже многих лет в свободные от работы часы пишет книгу и мечтает сочинить поистине шедевр. Все эти годы он отшлифовывает одну-единственную, первую фразу.
В начале эпидемии доктор Риэ знакомится с приехавшим из Франции журналистом Раймоном Рамбером и еще довольно молодым, атлетического сложения человеком со спокойным, пристальным взглядом серых глаз по имени Жан Тарру. Тарру с самого своего приезда в город за несколько недель до разворачивающихся событий ведет записную книжку, куда подробнейшим образом вносит свои наблюдения за жителями Орана, а затем и за развитием эпидемии. Впоследствии он становится близким другом и соратником доктора и организует из добровольцев санитарные бригады для борьбы с эпидемией.
С момента объявления карантита жители города начинают ощущать себя, словно в тюрьме. Им запрещено отправлять письма, купаться в море, выходить за пределы города, охраняемого вооруженными стражами. В городе постепенно заканчивается продовольствие, чем пользуются контрабандисты, люди вроде Коттара; возрастает разрыв между бедными, вынужденными влачить нищенское существование, и состоятельными жителями Орана, позволяющими себе покупать на черном рынке втридорога продукты питания, роскошествовать в кафе и ресторанах, посещать увеселительные заведения. Никто не знает, как долго продлится весь этот ужас. Люди живут одним днем.
Рамбер, чувствуя себя в Оране чужим, рвется в Париж к своей жене. Сначала официальными путями, а затем при помощи Коттара и контрабандистов он пытается вырваться из города. Доктор Риэ между тем трудится по двадцать часов в сутки, ухаживая за больными в лазаретах. Видя самоотверженность доктора и Жана Тарру, Рамбер, когда у него появляется реальная возможность покинуть город, отказывается от этого намерения и примыкает к санитарным дружинам Тарру.
В самый разгар эпидемии, уносящей огромное количество жизней, единственным человеком в городе, довольным положением вещей, остается Коттар, поскольку, пользуясь эпидемией, сколачивает себе состояние и может не волноваться, что о нем вспомнит полиций и возобновится начатый над ним судебный процесс.
Многие люди, вернувшиеся из специальных карантинных учреждений, потерявшие близких, теряют рассудок и жгут свои собственные жилища, надеясь таким образом остановить распространение эпидемии. В огонь на глазах равнодушных владельцев бросаются мародеры и расхищают все, что только могут унести на себе.
Поначалу погребальные обряды совершаются при соблюдении всех правил. Однако эпидемия приобретает такой размах, что вскоре тела умерших приходится бросать в ров, кладбище уже не может принять всех усопших. Тогда их тела начинают вывозить за город, где и сжигают. Чума свирепствует с весны. В октябре доктор Кастель создает сыворотку в самом Оране из того вируса, который овладел городом, ибо этот вирус несколько отличается от классического его варианта. К бубонной чуме добавляется со временем еще и чума легочная.
Сыворотку решают испробовать на безнадежном больном, сыне следователя Огона. Доктор Риэ и его друзья несколько часов подряд наблюдают атонию ребенка. Его не удается спасти. Они тяжело переживают эту смерть, гибель безгрешного существа. Однако с наступлением зимы, в начале января, все чаще и чаще начинают повторяться случаи выздоровления больных, так происходит, например, и с Граном. Со временем становится очевидным, что чума начинает разжимать когти и, обессилев, выпускать жертвы из своих объятий. Эпидемия идет на убыль.
Жители города сначала воспринимают это событие самым противоречивым образом. От радостного возбуждения их бросает в уныние. Они еще не вполне верят в свое спасение. Коттар в этот период тесно общается с доктором Риэ и с Тарру, с которым ведет откровенные беседы о том, что, когда закончится эпидемия, люди отвернутся от него, Коттара. В дневнике Тарру последние строки, уже неразборчивым почерком, посвящены именно ему. Неожиданно Тарру заболевает, причем обоими видами чумы одновременно. Доктору не удается спасти своего друга.
Однажды февральским утром город, наконец объявленный открытым, ликует и празднует окончание страшного периода. Многие, однако, чувствуют, что никогда не станут прежними. Чума внесла в их характер новую черту – некоторую отрешенность.
Однажды доктор Риэ, направляясь к Грану, видит, как Коттар в состоянии помешательства стреляет по прохожим из своего окна. Полиции с трудом удается его обезвредить. Гран же возобновляет написание книги, рукопись которой приказал сжечь во время своей болезни.
Доктор Риэ, вернувшись домой, получает телеграмму, в которой говорится о кончине его жены. Ему очень больно, но он осознает, что в его страдании отсутствует нечаянность. Та же непрекращающаяся боль мучила его в течение нескольких последних месяцев. Вслушиваясь в радостные крики, доносящиеся с улицы, он думает о том, что любая радость находится под угрозой. Микроб чумы никогда не умирает, он десятилетиями способен дремать, а затем может наступить такой день, когда чума вновь пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города.


Роман представляет собой свидетельство очевидца, пережившего эпидемию чумы, разразившейсяв 194… году в городе Оране, типичной французской префектуре на алжирском берегу.
Повествование ведется от лица доктора Бернара Риэ, руководившего противочумнымимероприятиями в зараженном городе.Чума приходит в этот город, лишенный растительностии не знающий пения птиц, неожиданно. Все начинается с того, что на улицах и в домахпоявляются дохлые крысы. Вскоре уже ежедневно их собирают по всему городу тысячами, Впервый же день нашествия этих мрачных предвестников беды, ещё не догадываясь о грозящейгороду катастрофе, доктор Риэ отправляет свою давно страдающую каким-то недугом женув горный санаторий. Помогать по хозяйству к нему переезжает его мать.Первым умерот чумы привратник в доме доктора. Никто в городе пока не подозревает, что обрушившаясяна город болезнь - это чума. Количество заболевших с каждым днем увеличивается. ДокторРиэ заказывает в Париже сыворотку, которая помогает больным, но незначительно, а вскореи она заканчивается. Префектуре города становится очевидна необходимость объявлениякарантина. Оран становится закрытым городом.Однажды вечером доктора вызывает к себе егодавний пациент, служащий мэрии по фамилии Гран, которого доктор по причине его бедностилечит бесплатно. Его сосед, Коттар, пытался покончить жизнь самоубийством. Причина, толкнувшая егона этот шаг, Грану не ясна, однако позже он обращает внимание доктора на странноеповедение соседа. После этого инцидента Коттар начинает проявлять в общении с людьминеобыкновенную любезность, хотя прежде был нелюдимым. У доктора возникает подозрение, чтоу Коттара нечиста совесть, и теперь он пытается заслужить расположение и любовьокружающих.Сам Гран - человек пожилой, худощавого телосложения, робкий, с трудомподбирающий слова для выражения своих мыслей. Однако, как потом становится известно доктору, он в течение уже многих лет в свободные от работы часы пишет книгу и мечтает сочинитьпоистине шедевр. Все эти годы он отшлифовывает одну-единственную, первую фразу.В началеэпидемии доктор Риэ знакомится с приехавшим из Франции журналистом Раймоном Рамбероми ещё довольно молодым, атлетического сложения человеком со спокойным, пристальным взглядомсерых глаз по имени Жан Тарру. Тарру с самого своего приезда в город за несколько недельдо разворачивающихся событий ведет записную книжку, куда подробнейшим образом вносит своинаблюдения за жителями Орана, а затем и за развитием эпидемии. Впоследствиион становится близким другом и соратником доктора и организует из добровольцевсанитарные бригады для борьбы с эпидемией.С момента объявления карантина жители городаначинают ощущать себя, словно в тюрьме. Им запрещено отправлять письма, купаться в море, выходить за пределы города, охраняемого вооруженными стражами. В городе постепеннозаканчивается продовольствие, чем пользуются контрабандисты, люди вроде Коттара; возрастаетразрыв между бедными, вынужденными влачить нищенское существование, и состоятельными жителямиОрана, позволяющими себе покупать на черном рынке втридорога продукты питания, роскошествовать в кафе и ресторанах, посещать увеселительные заведения. Никто не знает, как долго продлится весь этот ужас. Люди живут одним днем.Рамбер, чувствуя себя в Оранечужим, рвется в Париж к своей жене. Сначала официальными путями, а затем при помощи Коттараи контрабандистов он пытается вырваться из города. Доктор Риэ между тем трудитсяпо двадцать часов в сутки, ухаживая за больными в лазаретах. Видя самоотверженностьдоктора и Жана Тарру, Рамбер, когда у него появляется реальная возможность покинуть город, отказывается от этого намерения и примыкает к санитарным дружинам Тарру.В самыйразгар эпидемии, уносящей огромное количество жизней, единственным человеком в городе, довольным положением вещей, остается Коттар, поскольку, пользуясь эпидемией, сколачивает себесостояние и может не волноваться, что о нем вспомнит полиция и возобновится начатый надним судебный процесс.Многие люди, вернувшиеся из специальных карантинных учреждений, потерявшие близких, теряют рассудок и жгут свои собственные жилища, надеясь таким образомостановить распространение эпидемии. В огонь на глазах равнодушных владельцев бросаютсямародеры и расхищают все, что только могут унести на себе.Поначалу погребальные обрядысовершаются при соблюдении всех правил. Однако эпидемия приобретает такой размах, что вскоре телаумерших приходится бросать в ров, кладбище уже не может принять всех усопших. Тогдаих тела начинают вывозить за город, где и сжигают. Чума свирепствует с весны. Воктябре доктор Кастель создает сыворотку в самом Оране из того вируса, который овладелгородом, ибо этот вирус несколько отличается от классического его варианта. К бубонной чумедобавляется со временем ещё и чума легочная.Сыворотку решают испробоватьна безнадежном больном, сыне следователя Огона. Доктор Риэ и его друзья несколько часовподряд наблюдают атонию ребенка. Егоне удается спасти. Они тяжело переживают эту смерть, гибель безгрешного существа. Однакос наступлением зимы, в начале января, все чаще и чаще начинают повторяться случаивыздоровления больных, так происходит, например, и с Граном. Со временем становитсяочевидным, что чума начинает разжимать когти и, обессилев, выпускать жертвы из своих объятий.
Эпидемия идет на убыль.Жители города сначала воспринимают это событие самымпротиворечивым образом. От радостного возбуждения их бросает в уныние. Они ещёне вполне верят в свое спасение. Коттар в этот период тесно общается с доктором Риэи с Тарру, с которым ведет откровенные беседы о том, что, когда закончится эпидемия, людиотвернутся от него, Коттара. В дневнике Тарру последние строки, уже неразборчивым почерком, посвящены именно ему. Неожиданно Тарру заболевает, причем обоими видами чумы одновременно.
Доктору не удается спасти своего друга.Однажды февральским утром город, наконецобъявленный открытым, ликует и празднует окончание страшного периода. Многие, однако, чувствуют, что никогда не станут прежними. Чума внесла в их характер новую черту - некоторую отрешенность.Однажды доктор Риэ, направляясь к Грану, видит, как Коттарв состоянии помешательства стреляет по прохожим из своего окна. Полиции с трудомудается его обезвредить. Гран же возобновляет написание книги, рукопись которой приказал сжечьво время своей болезни.Доктор Риэ, вернувшись домой, получает телеграмму, в которойговорится о кончине его жены. Ему очень больно, но он осознает, что в его страданииотсутствует нечаянность. Та же непрекращающаяся боль мучила его в течение несколькихпоследних месяцев. Вслушиваясь в радостные крики, доносящиеся с улицы, он думает о том, что любая радость находится под угрозой. Микроб чумы никогда не умирает, он десятилетиямиспособен дремать, а затем может наступить такой день, когда чума вновь пробудит крыс и пошлетих околевать на улицы счастливого города.