Воздух нельзя увидеть услышать почувствовать. Вывод: воздух бесцветный

Муниципальное дошкольное о бразовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад
« Сказка» п. Ивня

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Правда ли , что воздух есть везде ? »

Сапрыкина Ира (6 лет )
Галкина Алина (6 лет )

Научный руководитель :

воспитатель
МДОУ ЦРР- детский сад

«Сказка» п. Ивня

Польщикова Татьяна Михайловна

Цель : определить , действительно ли воздух проникает всюду и есть

Везде

Задачи :

§ изучить материалы энциклопедии по теме « Воздух»,

§ выяснить , может ли воздух поддерживать предметы,

§ обнаружить воздух в пространстве и доказать присутствие воздуха внутри человека

Гипотеза : предположим , что воздух есть везде.

Введение :

Воздух окружает нас повсюду. Он является бесцветным и очень мало весит. Землю окружает слой воздуха, который называется "атмосфера". Всем лю­дям, животным и растениям воздух необходим для существования. Воздух оказывает давление во всех направлениях на все тела. Кроме того, воздух яв­ляется средой для распространения звука, который передается в нем быст­рее, чем через жидкости и твердые тела. Воздух состоит из различных газов и водяного пара.

Воздух необходим всем живым организмам, без него нет жизни растениям и животным.

Много в природе волшебных чудес, Попон загадок таинственный лес: Кто это звонко поёт в синеве?
Что за зверек притаился в траве? Кто там стучит очень громко:
-Тук-тук!-?
Кто это сети развесив вокруг?

Словно жемчужины дивной красы,
На паутине капли росы,
Вдруг на болоте, в глуши, среди кочек Прячется сказочный алый цветочек! Только для нас невозможного нет -
Мы на вопросы отыщем ответ

Воздух бывает чистым и грязным .

Всем людям нужно знать, что жить лучше в том месте, где воздух чистый. Там растут большие растения, животные и люди не болеют, потому что дышат чистым воздухом. Это места у реки, у леса, где деревья выделяют много кислорода, отчего воздух становится чище.

Наверное, все знают, что там, где рядом свалки и дымят трубы заводов, там жить опасно, потому что воздух загрязнён отходами производства . Даже деревьям там тяжело, они так же, как и люди могут болеть.

Веер" href="/text/category/veer/" rel="bookmark">веер , помахать у лица и почувствовать дуновение(перемещение воздуха).

Описание опытов

Воздух поддерживает предметы

Чтобы убедиться в том, что воздух поддерживает предметы, воспитатель предложила мне встать на стульчик и взять два листочка

(один смять, другой ровный), отпустить их одновременно с высоты. Мы увидели, что ровный листок как бы парил, медленно опускался, а смятый упал сразу(он был тяжелее).



Есть ли воздух внутри человека ?

Как же убедиться в том, есть ли воздух внутри человека. Мы провели вот такой опыт. Глубоко вздохнув, мы задержали воздух и увидели, как грудная клетка увеличилась в размере (легкие наполнились воздухом), а затем выдохнули, и грудная клетка уменьшилась.

Вывод : Значит воздух есть внутри человека .

Можно провести ещё один опыт для того чтобы узнать: воздух есть внутри человека. Нужно взять трубочку (например, от сока), подуть в неё, подставить ладошку. Тогда можно почувствовать, как тёплый воздух
(нагревшись внутри) попадает на ладошку.

Вот так мы и убедились в том, что воздух есть внутри человека и его можно почувствовать.

Воздух есть повсюду и проникает везде .

Для того, чтобы убедиться в этом, мы надули шарик, а потом развязали ниточку. Мы увидели как шарик становится всё меньше и меньше, и наконец он стал совсем маленький: воздух весь из него вышел.

Подобный опыт можно провести с пластиковой бутылкой: надеть шарик на горлышко, надавить на бутылку и увидим, что шарик понемногу наполняется воздухом.

Воздух имеет вес

Оказывается, надутый шарик тяжелее пустого, а убедились мы в этом так: оба шарика (пустой и надутый) на ниточках привязали на палочку, расположенную горизонтально. Увидели, как полный воздухом шарик, перевесил пустой. Так всем стало понятно, что воздух имеет вес.

Вывод : Таким образом, наша гипотеза о том, что воздух есть повсюду, нашла подтверждение в нашем исследовании.

Список литературы :

1. Якушенко Р. « Мир вокруг нас»

2. « Моя самая первая энциклопедия» Росмэн, 2005г.

3. « Мир науки « (энциклопедия для маленьких)

4. « Наш дом - природа» И. Рыжова

C. 40

1. Солнце — это газообразный раскалённый шар.

2. Созвездие Большая медведица.
— Орион, Лев, Лебедь, Кассиопея, Большая Медведица.

— 12 созвездий.

Заглянем в кладовые Земли

С. 44

Мы познакомились с гранитом. С помощью атласа-определителя.

1. Гранит — это горная порода, состоящая из трёх минералов: полевого шпата, кварца и слюды.
2. Из практической работы.
3. Горные породы можно увидеть на обрывистых склонах оврагов и по берегам рек.
4. Человек с давних пор использует богатства земных кладовых. Одни в строительстве, другие — для изготовления украшений.

Про воздух…

С. 48

1. Ветер — это погодное явление.
2. Воздух загрязняют выхлопные газы автомобилей, дым заводов и фабрик.
— Воздух можно почувствовать, если сильно побежать, или одновременно открыть окно и дверь.
— Воздух необходим для дыхания человека, животных растений.

— Воздух загрязняют своими выхлопами машины, фабрики, заводы — своими отходами. Это плохо влияет на состояние природы вокруг. Для того, чтобы воздух был чистым, на фабриках и заводах нужно устанавливать очистные сооружения.

1. Почувствовать воздух можно: если резко взмахнуть рукой или наклониться; побежать; когда дует ветер.
2. Воздух имеет очень важное значение. Человек, растения и животные не могут жить без воздуха, потому что они им дышат.
4. На заводах и фабриках должны работать установки, которые улавливают вредные вещества, загрязняющие воздух.

…И про воду

С. 52

1. Вода испаряется и, поднимаясь вверх в виде пара, образует облака и тучи. В тучах маленькие частицы воды сливаются, тяжелеют и падают вниз в виде дождя.
2. В холодное время года капельки воды замерзают и падают на землю в виде снега. При сильном понижении температуры вода замерзает и превращается в лёд.
3. При попадании в воду вредных веществ с фабрик и заводов вода загрязняется.
— Вода необходима для умывания, с помощью воды мы удаляем загрязнения. Используем воду для приготовления пищи…
— Без воды жизнь растений и животных невозможна. Воду можно увидеть в многочисленных водоёмах, в виде дождя…
— Воду загрязняют фабрики и заводы, сбрасывающие отходы в водоёмы. Это плохо влияет на растения и животных, обитающих в этих водоёмах. На таких фабриках и заводах нужно ставить очистные фильтры и запрещать им сбрасывать отходы.

— Можно экономно использовать воду при чистке зубов. Чтобы вода не лилась понапрасну, пока чистишь зубы, нужно налить её в стакан, и затем полоскать ею рот.

— Красив и безбрежен океан! Можно часами любоваться его красотой и величием. Огромные волны с шумом несутся к берегу и с силой обрушиваются на камни, распадаясь на тысячи разноцветных брызг. Потом океан как бы отступает, но только для того, чтобы вновь атаковать берег. Он будто бы живой, дышит, движется, рвёт…

1. Вода встречается в морях, океанах, реках и озёрах. Дома в кране на кухне и в ванной комнате. В фонтанах и в бутылках в магазине.
2. Вода, как и воздух, имеет очень важное значение для человека, животных и растений. Она необходима им для жизнедеятельности.
4. Воду нужно использовать бережно, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран. Чтобы вода не загрязнялась, на заводах и фабриках необходимо строить очистные сооружения.

Про воздух...

Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если он загрязнен.

Чистый воздух - одно из главных богатств природы. К сожалению, из труб заводов и фабрик в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется. Такой воздух опасен для людей, растений, животных. На заводах и фабриках должны работать установки, которые улавливают вредные вещества.

Отгадай загадку. Напиши отгадку.

Чего в комнате не видишь,
а жить без него не сможешь?
Ответ: Воздух

Придумай и запиши свою загадку о воздухе.

Он прозрачен, невесом, кто же это? Воздух он!
Без него нельзя прожить и минуты? Ответ: Воздух
Нужен всем живым существам на нашей планете. Ответ: Воздух
Деревья очищают, а человек загрязняет? Ответ: Воздух

Отметьте красным карандашом то, что загрязняет воздух, зелёным - то, что не загрязняет. Объясните свое решение.
Ответ:
Красным карандашом отметили фабрики и заводы, которые загрязняют воздух вредными веществами, а так же весь транспорт (автобус, грузовик, легковой автомобиль, мотоцикл), который работает на бензине и с выхлопными газами выбрасывают в воздух несколько очень вредных веществ.
Зелёным карандашом отметили экологически чистые средства передвижения - лошадку с санями, самокат, велосипед, роликовые коньки. Трамваи и троллейбусы, которые работают на электричестве, при этом никаких вредных выхлопных газов не образуется и воздух остается чистым.

Здесь помести одну или две из своих фотографий, показывающих удивительную красоту неба. Можно вырезать фотографии из журналов или сделать распечатку из Интернета. В подписи к фотографиям постарайся передать те мысли и чувства, которые возникают у тебя при наблюдении за небом.


Я люблю смотреть на небо, на прекрасные белые пушистые, как будто сладкая сахарная вата, облака. Глядя на них, фантазировать, представлять, на какое животное они похожи. Очень красиво небо, когда, после дождика, появляется радуга, и из-за тучек проглядывает ласковое солнышко.

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с понятием “ВОЗДУХ”. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

ЗАДАЧИ:

· Показать способы обнаружения воздуха.

· Познакомить со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений.

· Развивать интерес к познавательной деятельности.

· Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;

· Расширять и активизировать словарь детей;

· Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;

· Прививать бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование:

Целлофановые мешочки.

Стаканы большие и маленькие.

Стаканы с водой и трубочки.

Воздушные шары.

Сказочный персонаж кукла – Незнайка

Орг.момент

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным веществом, которое существует в природе. Познакомимся мы с этим веществом при помощи опытов. К нам сегодня в гости пришел Незнайка, который тоже желает познакомиться с интересным веществом.

I.Опыт: “Что внутри”.

Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей).

А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей).

Его раздуло.

Что его раздуло? Что внутри? (ответы детей).

Так кто же прав? (ребенок прокалывает свой мешочек и струю направляет на себя).

Что вы чувствуете? Что было в мешке? (ответы детей)

В мешке был воздух.

Мы его видим? Нет. Значит воздух невидимый. Но его можно обнаружить.

А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем.

Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если …

Педагог: Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей)

Движение воздуха.

Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться.

А как называется движущийся воздух?

А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)

Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)

Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

Вывод: воздух невидимый.

Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать.

Незнайка

Подожди незнайка, я тебе сейчас это докажу.

(демонстрация игрушки с пищалкой)

Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.

Педагог: Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно.

Что получается? Попадает ли вода в стаканчик?

Незнайка: У меня в стаканчике вода.(ответы детей: А у меня стаканчик сухой, вода в него не попала).

Почему у Незнайки в стаканчике оказалась вода? (ответы детей).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

Педагог: А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей).

Незнайка: конечно, нет, он же невидимый.

Педагог: Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте). Что видите? (ответы детей)

Это пузырьки, которые мы выдыхаем.

Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы).

Незнайка: им так нравится.

Педагог: Потому что воздух легче воды.

Где вы наблюдали это явление – компрессор в аквариуме.

Зачем же нужен воздух?

Прежде всего, воздух необходим для дыхания.

Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)

Нет, незнайка ты не прав, растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается равновесие в составе воздуха.

Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.

Ребята давайте подышим носом Отлично.

Как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей).

Незнайка: Неет, я знаю точно, воздух не имеет запаха.

(дети приводят примеры, где и когда они чувствовали запах воздуха).

Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение “нечем дышать” все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. - Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?

Источники загрязнения воздуха:

1) машины,

2) заводы и фабрики,

3) пыль, дым.

Полезно ли дышать человеку, таким воздухом? (ответы детей).

Незнайка: Конечно, полезно, что в этом плохого?

Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.

Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)

Способы охраны воздуха: (рисунки) фильтры на заводах и фабриках,

посадка растений в городах, использование невредных видов транспорта, топлива, создание организаций по охране окружающей среды,

Нужен ли всем воздух?

Незнайка: предлагает детям: закрыть нос и рот и не дышать.

Ребята, что вам хочется сделать в этой ситуации? (ответы детей).

Незнайка предлагает детям шары.

Почему они называются воздушными? (ответы детей)

VII. Опыт “Надуй шарик”.

Педагог: Мы как бы ловим ртом воздух и запираем его в воздушном шарике

Иногда шары надувают особым газом из болона. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шары могут улететь вверх.

Незнайка: есть шары на которых можно путешествовать и я хочу предложить вам на рисовать для меня проект такого воздушного шара и его устройства Договорились? Ну, тогда, до свидания! До встречи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

на тему:

"Воздух – невидимка"

учитель начальных классов:

Степанова Дарья Николаевна

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с понятием “ВОЗДУХ”. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

ЗАДАЧИ:

  • Показать способы обнаружения воздуха.
  • Познакомить со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений.
  • Развивать интерес к познавательной деятельности.
  • Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
  • Расширять и активизировать словарь детей;
  • Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;
  • Прививать бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование:

Целлофановые мешочки.

Стаканы большие и маленькие.

Стаканы с водой и трубочки.

Воздушные шары.

Сказочный персонаж кукла – Незнайка

Орг.момент

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным веществом, которое существует в природе. Познакомимся мы с этим веществом при помощи опытов. К нам сегодня в гости пришел Незнайка, который тоже желает познакомиться с интересным веществом.

I.Опыт: “Что внутри”.

Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей).

А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей).

Его раздуло.

Что его раздуло? Что внутри? (ответы детей).

Незнайка: А я считаю, что внутри ничего нет.

Так кто же прав? (ребенок прокалывает свой мешочек и струю направляет на себя).

Что вы чувствуете? Что было в мешке? (ответы детей)

В мешке был воздух.

Незнайка: Воздух? Я его не вижу.

Мы его видим? Нет. Значит воздух невидимый. Но его можно обнаружить.

II. Опыт: “Определи движение воздуха”.

А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем.

Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если …

Педагог: Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей)

Движение воздуха.

Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться.

А как называется движущийся воздух?

(ветер)

А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)

Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)

Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

Вывод: воздух невидимый.

Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать.

Незнайка : Ха- ха – ха услышать, чего придумали. Разве воздух можно услышать, это же не музыка.

Подожди незнайка, я тебе сейчас это докажу.

(демонстрация игрушки с пищалкой)

Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.

III. Опыт: “Опусти стаканчик, в воду держа его прямо”.

Педагог: Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно.

Что получается? Попадает ли вода в стаканчик?

Незнайка: У меня в стаканчике вода.(ответы детей: А у меня стаканчик сухой, вода в него не попала).

Почему у Незнайки в стаканчике оказалась вода? (ответы детей).

Вывод: в стаканчике есть воздух, он не пускает туда воду. Он прозрачный, невидимый.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

V. Опыт: “Пускание пузырьков из воды”.

Педагог: А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей).

Незнайка: конечно, нет, он же невидимый.

Педагог: Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте). Что видите? (ответы детей)

Это пузырьки, которые мы выдыхаем.

Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы).

Незнайка: им так нравится.

Педагог: Потому что воздух легче воды.

Где вы наблюдали это явление – компрессор в аквариуме.

Зачем же нужен воздух?

Прежде всего, воздух необходим для дыхания.

Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)

Незнайка: А я знаю, а я знаю, воздух нам привозят в мешках с луны, берут мешок, закручивают и везут к вам.

Нет, незнайка ты не прав, растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается равновесие в составе воздуха.

Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.

Ребята давайте подышим носом Отлично.

Как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей).

Незнайка: Неет, я знаю точно, воздух не имеет запаха.

(дети приводят примеры, где и когда они чувствовали запах воздуха).

Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение “нечем дышать” все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. - Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?

Источники загрязнения воздуха:

1) машины,

2) заводы и фабрики,

3) пыль, дым.

Полезно ли дышать человеку, таким воздухом? (ответы детей).

Незнайка: Конечно, полезно, что в этом плохого?

Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.

Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)

Способы охраны воздуха: (рисунки) фильтры на заводах и фабриках,

посадка растений в городах, использование невредных видов транспорта, топлива, создание организаций по охране окружающей среды,

Молодцы ребята, вы правы, в нашей стране есть даже День защиты окружающей среды – 5 июня.

Нужен ли всем воздух?

Незнайка: предлагает детям: закрыть нос и рот и не дышать.

Ребята, что вам хочется сделать в этой ситуации? (ответы детей).

Вывод: воздух нужен всем: человеку, животным и растениям.

Незнайка предлагает детям шары.

Почему они называются воздушными? (ответы детей)

VII. Опыт “Надуй шарик”.

Педагог: Мы как бы ловим ртом воздух и запираем его в воздушном шарике

Иногда шары надувают особым газом из болона. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шары могут улететь вверх.

Незнайка: есть шары на которых можно путешествовать и я хочу предложить вам на рисовать для меня проект такого воздушного шара и его устройства Договорились? Ну, тогда, до свидания! До встречи.


Наталья Семенютина
Эксперементальная деятельность «Воздух»

Цель : Обобщение и систематизация представлений детей о воздухе .

Программное содержание :

Развивающие задачи :

1. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования .

2. Развивать логическое мышление.

3. Развивать желание самостоятельно делать выводы.

Обучающие задачи :

1. Расширить представления детей о свойствах воздуха : невидим, имеет вес, при охлаждении сжимается, при нагревании расширяется, упругий.

2. Продолжать знакомить детей со способами обнаружения воздуха .

3. Познакомить детей с историей изобретения воздушного шара .

4. Активизировать речь и обогащать словарь.

5. Обучать детей отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

2. Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками, и культуру

поведения на занятиях.

Материал : 4 стола. На первом - веера и воздушные шары (по количеству детей) . На втором - стеклянные ёмкости с водой, салфетки, стаканчики, трубочки и ёмкости, наполненные водой. На третьем - баночки, бутылочки разного размера, 1 шарик. На четвертом - 2 стакана (один с чистой водой, второй с газированной, небольшие кусочки пластилина.

Стулья по количеству детей на них белые халаты. Проектор, экран, ноутбук, колонки, сумка-холодильник, фен.

Предварительная работа :

Беседа с детьми о значении воздуха для всего живого «Для чего нам нужен воздух . Наблюдение за рыбками «Как рыбки дышат в воде» , дидактическая игра «Живое – неживое» .

Ход занятия

Вводная часть

Ребята, сегодня в детский сад почтальон принёс посылку для вас. А откуда она, мы сейчас посмотрим. (Читают на посылке надпись «Страна Почемучек» ).

А тут еще открытка с загадкой :

Через нос проходит в грудь.

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

Что это? (Воздух )

А как вы догадались? (Алина, Саша)

Да, воздух не видим , но он существует вокруг нас.

Давайте откроем посылку и посмотрим, что там.

А там ничего нет.

Тогда, что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух ) Как считает Катя? А Дима?

Для чего нам нужен воздух ? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха - не больше 5 минут .

А кому ещё нужен воздух ? (Рыбам, животным, растениям)

Правильно всему живому.

- Воздух называют «Воздух-невидимка » . Почему? Как вы считаете? Алиса? А Надя как думает? (Потому что он не видим)

- У нас возникла проблема : если воздух невидим , как же нам его увидеть, услышать и почувствовать? (Ответы детей) Как считает Саша? А Никита?

Я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию исследовать воздух . Там, мы будем вместе искать ответы на наши вопросы.

Посмотрите на эту модель (на слайде 3 модели : глаза, руки, уши) . Глядя на неё, скажите пожалуйста, на какой вопрос мы будем искать ответ? (Как можно увидеть воздух )

А на эту? (Как можно почувствовать воздух )

На эту? (Как можно услышать воздух )

Для работы в лаборатории мы с вами перевоплотимся в научных сотрудников. Одевайте халаты. (Дети одеваются)

Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным) . В лаборатории надо соблюдать определенные правила : соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

Основная часть

Давайте подойдём к волшебной «Чудо – двери» . Играет музыка.

Через чудо - дверь пройдём

В лабораторию попадём.

Будем всё на свете знать.

На наши вопросы ответы искать.

Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории. Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.

Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь вокруг первого стола.

Посмотрите на модель. Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас? (Слайд 12)

Как можно почувствовать воздух ? Молодцы.

Возьмите веера. Помашите ими. Что чувствуете? (Воздух , холодок)

А теперь подуйте себе на ладошки. Что вы чувствуете? (Воздух , струю воздуха )

Эксперимент №1 «Чувствуем воздух при помощи шарика »

Цель : познакомить детей со способом обнаружения воздуха – чувствуем воздух , определить, что воздух есть в шаре , его можно почувствовать.

Материал : воздушные шары .

Почувствовать воздух можно с помощью шарика. Посмотрите на меня. Я проделаю эксперимент , а затем коллеги вы проделаете. Надуваем шарик немножко и направляем отверстие шара на ладонь, выпускаем струю воздуха , но шарик из руки не выпускаем.

Что вы чувствуете? Степа? А Андрей, что чувствует? (Воздух , холодок)

- Воздух перемещается с одного места на другое, когда воздух перемещается можно сказать, что дует ветер.

Вывод : обнаружили воздух – почувствовали его , при помощи воздушного шарика .

Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос : Как можно почувствовать воздух ? (Да)

А кто считает по-другому?

При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух ? (При помощи веера, дули на ладошки, воздушного шарика )

Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

Располагайтесь вокруг второго стола коллеги. Посмотрите на модель. На какой вопрос мы с вами будем искать ответ? Как можно увидеть воздух ?

У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух , ничего)

А мы проверим ваши версии.

Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике

Цель : определить, что воздух есть в стаканчике . Познакомить детей со способами обнаружения воздуха – видим воздух .

Материал : стеклянные ёмкости с водой, салфетки, стаканчики.

Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент . На дно стаканчика кладём салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки. Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт коллеги. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая) Почему? Как считает Катя? Вика?

Вывод : салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке , он не пускал туда воду.

Эксперимент №3 «Видим воздух , при помощи трубочки и ёмкости с водой» Цель : обнаружить, что воздух мы можем увидеть и другим способом. При разном выдохе воздуха , увидеть разное количество пузырьков.

Материал : трубочки и ёмкости, наполненные водой, алгоритм действия эксперимента .

Этот эксперимент коллеги проделайте самостоятельно. Вам поможет алгоритм, расположенный на экране. Дети рассматривают алгоритм действия и проделывают эксперимент – ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует. Что вы увидели? Лена? Саша? (Пузырьки воздуха ) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод : когда выдыхаем много воздуха , то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха , пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух .

Уважаемые коллеги эксперимент закончен .

Коллеги скажите, пожалуйста, нашли мы ответ на вопрос : Как же можно увидеть воздух ? (Да)

А кто не согласен? Все увидели воздух ?

А что нам помогло увидеть воздух ? (При опускании стаканчика в ёмкость с водой мы увидели, что салфетка на дне стаканчика осталась сухой, когда дули в трубочки видели пузырьки воздуха ).

Коллеги, располагайтесь вокруг стола.

На какой вопрос, мы будем сейчас искать ответ? (Дети смотрят на модель «Ухо» )

Как можно услышать воздух ?

Эксперимент №4 «Слышим воздух разными способами »

Цель : обнаружить, что воздух можно услышать , разными способами : если подуть в баночку или бутылочку и если надуть шарик и выпускать воздух .

Материал : баночки, бутылочки, шарик.

Возьмите по баночке, бутылочке и подуйте в горлышко, с краю. Дети берут баночки, бутылочки и дуют в горлышки с краю.

Что вы слышите, коллеги? (Воздух , звук) .

А ещё можно услышать звук при помощи шарика. Если надуть шарик, а затем, растягивая отверстие шарика сдувать воздух , что мы услышим? Лена? Петя? (Звук, писк) . Педагог сам проделывает эксперимент с шариком .

Вывод : воздух можно услышать разными способами.

На нашей планете Земля есть воздух , поэтому мы слышим звуки, а на Луне воздуха нет , поэтому, если бы мы туда отправились, и издавали бы разные звуки, мы бы их не слышали.

А еще, уважаемые коллеги, мы можем слышать воздух , когда слушаем звучание различных духовых инструментов. Вот послушайте

Уважаемые коллеги, скажите мне, пожалуйста, нашли мы ответ на вопрос :

Как можно услышать воздух ? Таня думает, что да. Вы согласны с Таней?

С помощью чего мы услышали воздух коллеги ? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) .

Скажите мне, пожалуйста, коллеги, а как можно еще надуть шарик? (С помощью насоса) .

А я вам предлагаю другой способ.

Эксперимент №5 «Надуваем шарик»

Цель : обнаружить, что воздух при нагревании расширяется – занимает больше места. Познакомить детей с необычным способом надувания шарика.

Материал : сумка – холодильник, бутылочка, шарик, фен, емкость с водой и льдом.

Если взять пустую бутылку, её охладить, затем занести охлажденную бутылку в тёплое помещение, на горлышко надеть шарик. Что произойдёт?

Педагог вынимает охлаждённую бутылочку с шариком из сумки – холодильника. Тёплую струю фена направляет на бутылочку – нагревает её.

Что происходит коллеги? (Шарик надувается)

Почему он надувается? (Воздух расширяется )

Посмотрите на меня. Сожмите кулачки - вот так воздух сжимается в холоде , разожмите кулачки - воздух в тепле расширяется . И когда мы занесли бутылку в тёплое помещение, воздух стал расширяться , ему стало мало места в бутылочке, он начал, выходить из бутылочки и надул шарик.

Вывод : шарик можно надуть необычным способом, в шарике есть воздух , при нагревании бутылочки он нагревается – расширяется и выходит из бутылочки в шарик.

Эксперимент №6 «Сдуваем шарик»

Цель : шарик можно сдуть необычным способом, обнаружить, что если

воздух охладить , он сжимается - занимает меньше места.

Материал : бутылочка с шариком на горлышке, емкость с водой и льдом.

Коллеги, а как можно сдуть шарик? (Лопнуть, снять с бутылочки)

А давайте мы его охладим, ставим бутылочку и шарик в емкость с холодной водой и льдом. Воспитатель ставит бутылочку с надутым шариком на горлышке, в емкость с холодной водой и льдом.

Пока шарик с бутылочкой охлаждаются, я вам расскажу про воздушные шары .

Первый воздушный шар изобрели и построили французы, два брата Жозеф и Жак Монгольфье. Это было давно в 1783 году. Братья построили шар из бумаги и льняной ткани. Шар надули горячим воздухом , т. к. горячий воздух легче холодного . Первыми пассажирами были петух, утка и овца. (Показ картинок) . Этот полёт длился 8 минут. А когда полетел человек - полёт длился 25 минут. Шары стали надувать газами. Сейчас полёты на воздушных шарах - это увлекательный вид спорта. И может быть кто-то из вас, когда

вырастит, тоже будит летать на воздушных шарах .

Ну что же, давайте коллеги посмотрим, что же стало с нашим шариком? (Сдулся. А почему? Воздух сжался ) Покажите кулачками, как он сжался.

Вывод : воздух при охлаждении занимает меньше места – сжимается. Шарик можно сдувать таким необычным способом, воздух из шарика вышел обратно в бутылочку.

Уважаемые коллеги, скажите мне, пожалуйста, а воздух имеет вес ? Вика считает, что имеет. А Яна думает, что воздух не имеет веса .

А мы сейчас проверим.

Эксперимент №7 «Живой пластилин»

Цель : выявить, что воздух имеет вес .

Материал : 2 стакана (один с чистой водой, второй с газированной, небольшие кусочки пластилина.

Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан – чистую воду, во - второй стакан – газированную.

В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко) .

Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане? (В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно. Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве)

Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары ) и пластилин всплывает на поверхность.

Какой можно сделать вывод, коллеги?

Вывод : воздух имеет вес .

Ну что же, время наше в научной лаборатории закончилось и нам пора возвращаться в детский сад.

Подойдите к волшебной «Чудо – двери» . Играет музыка. (Слайд 30)

Вокруг себя повернись, в детском саду окажись. (Дети проходят через дверь)

Заключительная часть

Ребята, я вам предлагаю снять халаты и положить их на стульчики.

Посмотрите на меня.

Где мы сейчас были? (В научной лаборатории)

А зачем мы туда отправились? (Искать ответы на вопросы)

С помощью чего мы нашли ответы :

Посмотрите на модели.

Увидели воздух :

1. С помощью коктейльных трубочек и ёмкости с водой.

2. Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.

Почувствовали воздух :

С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.

Услышали воздух :

1. С помощью бутылочек, баночек.

2. С помощью шарика.

А что нового, интересного вы узнали из путешествия?

Ребята, подойдите ко мне, закройте глазки. Я вас всех поглажу, а вы мне

скажите, кого я больше всех погладила?

Я вас всех погладила, вы все были внимательными, активными. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты , как настоящие научные сотрудники. Спасибо за работу!