Анализ стихотворения Цветаевой «Эвридика — Орфею.

834 0

Марина Цветаева с раннего детства увлекалась художественной литературой, и одно время была без ума от мифов Эллады, в которых открывала для себя простые истины и великие житейские мудрости. Прошло довольно много времени, прежде чем поэтесса обратилась в своих стихах к мифическим произведениям, в которых начала находить много общего с собственной жизнью.

В 1923 году она написала стихотворение , которое можно считать ответом мифического персонажа своему возлюбленному. Действительно, все мы до сих пор превозносим подвиг Орфея, который не побоялся спуститься в царство Аида за своей возлюбленной, трагически погибшей от укуса змеи. Однако никто никогда не задавался вопросом о том, согласна ли была Эвридика вернуться в мир живых, с которым утратила связь. Ответ на него дает в своем стихотворении , которая отмечает, что «не надо Орфею сходить к Эвридике и братьям тревожить сестер».

Чтобы понять глубинный смысл этой фразы, следует не только учитывать время создания этого стихотворения, но и особенности личной жизни поэтессы. После революции она осталась на руках с дочерью в разоренной и ставшей ей совершенно чужой России. Муж Цветаевой, Сергей Эфрон, вместе с группой белогвардейцев оказался во Франции, и долгое время поэтесса ничего не знала о его судьбе. В конце концов, она смирилась со своей участью, однако неожиданно пришло известие о том, что ее муж жив. При этом Эфрон настаивал на воссоединении семьи и принялся хлопотать об оформлении всех необходимых документов для того, чтобы его близкие смогли эмигрировать.

Цветаева покорилась судьбе, хотя давно уже не любила своего супруга и внутренне была рада той свободе, которую неожиданно получила после 10 лет замужества. Тем не менее, она выполнила волю Сергей Эфрона и уехала вместе с дочерью к нему в Париж. А спустя год появилось стихотворение «Эвридика – Орфею» , в котором поэтесса раскаивается в своем поступке, так как не может найти ему оправдания. Действительно, к супругу она относится как к брату или же хорошему другу, но жизнь с ним под одной крышей тяготит поэтессу. У тому же она очень сильно тоскует по любимой Москве, понимая, что жизнь вдали от родины с каждым днем становится для нее все труднее и невыносимее. Именно по этой причине поэтесса в столь образной форме намекает супругу, что решение о ее бегстве из охваченной революцией России, которую можно без особой натяжки сравнить с царством мертвых, является неправильным. Ведь там она чувствовала себя гораздо комфортнее и счастливее, несмотря на все бытовые трудности и статус супруги белоэмигранта. А жизнь в сытой и спокойной Европе кажется ей лишенной всякого смысла и надежды на светлое будущее, в котором нет ни родины, ни любимого человека.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Мы помещаем текст доклада, прочитанного на последних Топалеровских чтениях (февраль 2016 г.) ученицей 11 гуманитарного класса.

АГЛАЯ ГЕРАСИМОВА. Образ Орфея и Эвридики в поэзии Рильке и Цветаевой.

Мифы по своей сути – жанр откровения. Они говорят о взаимодействии богов и смертных или же, иными словами, – бесконечностей с конечным. Обычно рамки повествования таковы, что они оставляют поэту очень мало места для манипуляций с фабулой, сводя его роль до роли глашатая. Перед лицом такой ситуации, а также ввиду предполагаемого знакомства его аудитории с данным сюжетом, поэт старается в своих строках превзойти самого себя. Чем более известен миф, тем труднее задача поэта.

И. Бродский.

ВВЕДЕНИЕ

Миф об Орфее и Эвридике состоит из двух частей; о нисхождении Орфея в Аид и о его смерти. В первой повествуется о том, как Орфей, великий певец, потерял свою жену Эвридику и отправился к Аиду и Персефоне с мольбой вернуть свою любовь. Орфей очаровал Аида своим пением, и тот согласился помочь ему, но с одним условием: Орфей не должен оглядываться по пути обратно на Эвридику, бредущую за ним. Орфей не выдержал, обернулся: он увидел ее в последний раз, и «ему пришлось пережить вторичную смерть Эвридики, а виновником этой второй смерти был он сам».

«Четыре год прошло после смерти Эвридики, но остался по-прежнему верен ей Орфей». Вторая часть мифа рассказывает о том, как его убили вакханки, жрицы Диониса, и как его голова и лира нашли своё последнее пристанище на острове Лесбос.

Орфей пытался идти против существующего порядка и совершить невозможное – вернуть умершую из царства Аида. Он шел вернуть Эвридику, хотел успокоить растерзанную душу, однако лишь усугубил ситуацию. Мы так и не узнаем, о чем думал Аид, поставив столь странное условие выполнение просьбы. Может, он боялся забрать любимца Аполлона в свое царство преждевременно, боялся, что Орфей не устоит перед страной мертвых, как предположил И. Бродский? Может, захотел посмеяться над заносчивым смертным? Может, считал, что это условие, наоборот, легко выполнимо и хотел успеха затее Орфея?

Разные поэты по-разному понимали этот миф. Я обращаюсь к Марине Цветаевой и Райнеру Марии Рильке, «Психее» и «Орфею», как их нередко называют. Они глубоко между собой связаны, и тема “Цветаева и Рильке” была, есть и будет темой для многочисленных исследований, как написал в эссе «Девяносто лет спустя» Иосиф Бродский, глубоко занимавшийся этой темой. В частности, мое исследование направлено на изучение образов Орфея и Эвридики в творчестве этих поэтов в совокупности с их отношениями.

ЦВЕТАЕВА

У Цветаевой есть два стихотворения, которые в рамках настоящего исследования можно назвать центральными: «Так плыли: голова и лира…» 1921 года, и «Эвридика - Орфею» 1923 года.

В первом стихотворении описывается картина после убийства Орфея. В нем одновременно разделяется и смешивается человек и поэт: Орфей-человек и Орфей-поэт – как голова и лира, вместе плывущие, но одновременно и различные, отделенные друг от друга. Несколько раз повторяется противопоставление – в одном стихе упоминается лира, в следующем – голова, характерно использование слова «двойной». Но они смешиваются:

Не лира ль истекает кровью?
Не волосы ли – серебром?

Это происходит оттого, что Орфей не может отделить тела от души, крови от серебра поэзии. Но они дополняют друг друга: когда лира говорит «мира!», губы идут за ней: «жаль!» Именно в этом единстве и живет Орфей, однако его путь как человека закончен, физически он мертв, но путь Орфея-поэта только начинается.

Стихотворение «Эвридика – Орфею» - несколько иного склада. Здесь Эвридика – пишет ли, говорит ли? – Орфею о себе, но больше - о бездне между ними. Она теперь мертва, она теперь вечно покойна в царстве Аида:

… Ибо в призрачном доме
Сем – призрак ты , сущий, а явь –
Я, мертвая…

Она уже другая. Она бессмертна, она лишь призрак, и нет у нее ни рук, ни уст. Ее любовь ушла вместе с жизнью: «с бессмертья змеиным укусом кончается женская страсть», она уже чужда плоти и людской жизни - этого не изменить. Она лишь молит о покое. В конце она повторяет:

Не надо Орфею сходить к Эвридике
И братьям тревожить сестер.

Орфей, которому Аид дал шанс забрать Эвридику, не может вернуть ее к жизни: самой же Эвридике это кажется «превышением полномочий», она вовсе не рада стремлению Орфея вернуть ее.

Стоит упомянуть ещё несколько стихотворений, связанных с этой темой. Это стихотворение из цикла «Провода»: «Вереницею певчих свай…», которое описывает другую Эвридику – чувствующую и любящую, вновь пишущую – телеграфирующую – Орфею: «лю-ю-блю…». Здесь появляются провода, соединяющие Эвридику, не тень ее, а ее саму с Орфеем. Но он здесь – фигура за строками, он вне стихотворения. Весь цикл – об Эвридике, ищущей Орфея – что бесполезно и невозможно, ждущую его и не дожидающуюся, несмотря ни на что, грань между мертвыми и живыми неизменна. В отличие от предыдущего стихотворения она действительно его ждет, ее любовь не угасла.

Следующее стихотворение Цветаевой, «Есть счастливцы и счастливицы…», 1934 года, уже о другом: о горьком призвании поэта. Однако здесь выражена очень интересная мысль: если бы Орфей послал бы в Аид только лишь свой голос, Эвридика бы вернулась к нему, сама. Можем ли мы видеть в этом разделение Орфея-человека и Орфея-поэта? Орфей-поэт, только лишь голос, идеальная квинтэссенция его дара, и Орфей-человек, с присущими ему слабостями и страхом, про которого сказано «лишним встав» – в отдельности от его чарующего голоса. Но это мы увидим позже, а вернее – раньше, в переписке Марины Цветаевой 1926 года с Борисом Пастернаком и Райнером Марией Рильке.

ПЕРЕПИСКА

«Поводом к переписке, завязавшейся между Рильке, Цветаевой и Пастернаком, послужило поздравительное письмо, которое написал Леонид Осипович Пастернак своему давнему знакомому Р.М. Рильке после двадцатилетнего перерыва». Рильке ответил старшему Пастернаку, тот написал письмо сыну, тот – Цветаевой... Так началась столь важная для моего исследования и для жизни трех великих поэтов переписка, но я буду рассматривать только аспект переписки именно Цветаевой и Рильке.

В их переписке можно увидеть те же образы, что и в их поэзии, там можно найти подтверждение и некоторым выводам из стихотворений. Хотя основной принцип поэзии остается: многое подразумевается. Возможно, некая «слоистость» мышления характерна для поэтов, держащих в голове сразу несколько смыслов одной фразы или даже одного слова. Так, даже в самых первых письмах можно увидеть не просто доказательство идеи о перерождении Орфея в поэтах; эта тема сквозит лейтмотивом сквозь всю переписку, наряду с любовью, подчеркнуто не плотской, не земной, любовью душ, которую единственную принимала Цветаева-Психея. Цветаева называет Рильке воплощенной пятой стихией, самой поэзией. Она разделяет человека-Рильке и поэта-Рильке, в ответ Рильке пишет ей: «я и сам с ним теперь в разладе» – речь идет о человеке-Рильке. Позже она пишет о своих прежних словах. «Пушкин, Блок и – чтобы назвать всех разом – ОРФЕЙ – никогда не может умереть, поскольку он умирает именно теперь (вечно!)». Орфей здесь – идея поэта, его смысл и душа.

Цветаева пишет о своей любви к Рильке, постоянно балансируя на грани приличий – одновременно оставаясь за границами их. Их сближает обожание стран друг друга: «Подобно Цветаевой, творившей «свою» Германию, Рильке создал «свою» Россию». Она любила его, одной лишь душою. Она тонко чувствует его поэзию, ее чувства так глубоки, что многое в переписке невозможно пересказать. Ее письма сродни ее поэзии: очень многое скрыто от постороннего глаза, но Рильке прекрасно ее понимает: они оба поэты, тонко чувствующие друг друга.

РИЛЬКЕ

Цветаева следовала за Рильке: она безмерно его уважала и любила – на расстоянии, на схожести мыслей и идей, на понимании его и его понимании ее. Ее стихотворение «Эвридика – Орфею» перекликается с его стихотворением «Орфей. Эвридика. Гермес». Она безумно любила его «Сонеты к Орфею» и дорожила сборником, подписанным им:

Марине Ивановне Цветаевой

Касаемся друг друга. Чем? Крылами.
Издалека ведем свое родство.
Поэт один. И тот, кто нес его,
Встречается с несущим временами.

Стихотворение «Орфей. Эвридика. Гермес» идет впереди сонетов не только по времени, но и по смыслу. Образ певца изменяется, из человека он становится тем самым бессмертным поэтом, которого Рильке воспевал в сонетах. Здесь Орфей – человек, что подчеркивается и усиленной прозаизацией его описания:

Его шаги глотали, не жуя,
Куски тропы огромные, а руки,
как гири, висли под каскадом складок,
не помня ничего о легкой лире.

Иосиф Бродский, посвятивший этому стихотворению эссе «Девяносто лет спустя», писал не столько о человечности Орфея, сколько о дистанции между Рильке и Орфеем, которую поэт сознательно увеличивает. Бродский отмечает схожесть певца и поэта, замечая, что не стоит их смешивать: «Другими словами, Рильке и герой-поэт не должны полностью отождествляться в нашем сознании – хотя бы потому, что не бывает двух одинаковых поэтов».

Орфей идет вперед, не слыша ни Эвридики, покорной тенью следующую за ним, ни Гермеса, держащего ее за руку. Эвридика тем временем мало осознает происходящее вокруг: «она была полна великой смертью». Примечательно, что при первом упоминании Эвридики нам дано ее описание глазами Орфея, она отстранена от собственного образа: Эвридика не заинтересована больше ни в жизни, ни в Орфее, она потеряна для мира живых и для Орфея. В стихотворении ни разу не названо ее имени, ее самой там уже нет.

Как и Эвридика Цветаевой, она уже за гранью жизни. «Она была уже не той» - она забыла Орфея. Она следовала за богом, только потому, что он ее вел, она не понимала ни трагедии ситуации – Орфей обернулся, он потерял ее навсегда! – ни самой ситуации:

И потому, когда внезапно бог
Остановил ее движеньем резким
И горько произнес: “Он обернулся”, –
Она спросила удивленно: “Кто?”.

Она вернулась в землю, «отдалась земле», ее цикл рождения и смерти прекратился. У Цветаевой Эвридика не столь пассивна: она помнит Орфея, она умоляет его оставить ее в покое, в ее бессмертии. Эвридика же в цикле «Провода» помнит Орфея и любит его, она не отстраняется от него, но в это же время осознает пропасть между ними.

В «Сонетах к Орфею» певец преображается. В нем уже ничего нет от того Орфея, что «в чувствах ощущал своих разлад» – только лишь его божественный дар, его лира. Он обернулся и потерял прошлое, но сама попытка вернуть его, вернуть Эвридику была обречена на провал – ведь весь этот подвиг был взглядом назад. Здесь еще сильнее видна разница между Орфеем-поэтом и Орфеем-человеком. Орфей-поэт, его песня, была настолько сильна и полна эмоций, что очаровала самого Аида, но для человека эти эмоции оказались губительны.

Возможно, именно потому Орфей и стал «пра-поэтом», как изящно выразился Бродский: его разделенность в самом себе была настолько явной, что одна часть перевешивала другую: поэт в Орфее был весомее человека, и потому, лишившись тела, поэт-Орфей нашел успокоение в вечности, бесконечно появляясь в других поэтах, перерождаясь и олицетворяя пятую стихию, саму поэзию.

Сонеты – единое произведение, однако сама книга разделена на две части. В первой нам дан сам певец, Орфей: его власть над природой и всем живым, его божественное происхождение, его бессмертие:

Ведь то – Орфей. Его метаморфоза
жива во всем. Мы не должны искать

других имен. Однажды и навеки
всё певчее – Орфей.

Вот она, та мысль, идея, владеющая думами Цветаевой и Рильке. Поэт бессмертен, и поэт – Орфей. Он связан с мертвыми через Эвридику, ушедшую в царство теней («ты знаешь умерших»), и через его бессмертие, через вечность, к которой он принадлежит. Орфей – и человек, и поэт: он как всадник – «и двое суть одно», так как они нераздельны; это заметила и Цветаева в письме к Рильке: «Ибо всадник не тот, кто сидит на лошади, всадник – оба вместе, новый образ, нечто не бывшее раньше, не всадник и не конь: всадник-конь и конь-всадник: В С А Д Н И К». Ведь поэт – он одновременно и дух, и человек.

Во второй части Сонетов больше упоминаний других мифов, других героев античности, как будто бы Рильке-Орфей пытается передать вечное через застывшую во времени античность и мифологию, герои которой так же реальны, как и Орфей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Орфей бессмертен, Орфей – сама поэзия. Для Цветаевой эта идея была истиной, для Рильке – бытием. Поэзия бессмертна: она властна над живым и отделена от людей – но все же не насовсем, не навсегда, она спускается к людям, одаривая их своим присутствием.

Орфей попытался «превысить свои полномочия», поддался своим эмоциям и потерпел поражение. Теперь в нем поэт противопоставлен человеку: Орфей – воплощенная поэзия, он как будто бы потерял свою человечность. И теперь его именем зовут поэтов и певцов, теперь он – бессмертный дух. Орфей потерял Эвридику, послужив причиной ее второй и последней смерти, и потерял себя. Не потому ли на него набросились вакханки, боготворящие жизнь и вино, увидев в нем уже не человека?

Цветаева никогда не встречалась с Рильке, несмотря на ее мечты и мечты Бориса Пастернака, возможно, даже осознавала их несбыточность. Но она соприкоснулась с Поэтом, названным Орфеем двадцатого столетия, через письма, на стыке идей и эмоций, через свою одержимость и любовь.

О, утраченный Бог! След твой мы слышим всегда!
Лишь потому, что тебя вражда растерзала,
вслух превратились мы все и в природы уста.

Кимаевой Анастасии

"Орфей и Эвридика"(1903-1904) В. Я. Брюсова и "Эвридика - Орфею"(1923) М. И. Цветаевой: античный миф у двух поэтов.

Оба великих поэта Серебряного века русской поэзии обратились к извечной темы античной мифологии: легенда об Орфее и Эвридике. Каждый из них дал новое, свое особое видение этого мифа, что и станет предметов моего анализа.

Обратимся к стихотворению В. Я. Брюсова «Орфей и Эвридика»(1903, 1904гг.), которое включено в цикл «Правда вечная кумиров» сборника «Stephanos» построено как диалог Орфея и Эвридики. По интонационной организации здесь главенствует напевная интонация, создаваемая большим числом повторов как отдельных слов, так и полустиший, и даже целых стихов. Продумана и гармонична композиция этого стихотворения: в нем 11 четверостиший, каждое из которых – обращения Орфея или Эвридики друг к другу по пути из Аида. Четверостишия-обращения регулярно чередуются.

В первых двух четверостишиях определяется главная тема стихотворения: Орфей в роли «ведущего», а Эвридика в роли «ведомого» следуют из Аида.

«Мы идем тропой мятежной, к жизни мертвенной тропой».

Если вспомнить «классический» миф об Орфее и Эвридике, то мы знаем, что в нем Эвридика не говорила с Орфеем, а лишь молча следовала за ним. В стихотворении Брюсова – Эвридика заговорила, но при этом она не выражает своего собственного мнения, она лишь подчиняется желанию Орфея ее вернуть

«ты ведешь, мне – быть покорной».

Но теперь Эвридика лишь тень, у которой

«на взорах – облак черный, черной смерти пелена».

Орфей опьянен своим страстным желанием вернуть возлюбленную. Его разум затуманен, ведь он не понимает, что он «лишь тень ведет назад».

В стихотворении очень ярко прослеживается мотив всемогущества искусства, которое способно дать жизнь, так же, как и смерть. Искусство – это величие. И наш Орфей это знает, ведь он «заклявший лирой – бога, песней жизнь в тебя вдохну!» В этом стихотворении Брюсов сохранил проблематику и смыслы античного мифа – магическая сила искусства и художника, их способность зачаровать даже богов и охранителей Аида, соотношение любви и смерти.

Но Эвридика, познавшая нечто большее, чем Орфей, познавшая космос, смерть, великое таинство на наивный оптимизм Орфея отвечает, что теперь для нее «все напевы» ничего не значат, ведь она познала тайну тишины, увидела «севы Асфоделевой страны» (загробный луг, по которому блуждают души умерших, считался усеянным цветами асфоделя.). В этом стихотворение нашла свое выражение характерная для орфического мифа оппозиция мир живых / мир мертвых. Влюбленных разделяет разная глубина знаний о космосе. Познавшая тайну потусторонности Эвридика видит «сумеречную» сторону бытия» . Она признает поверхностными представления Орфея о земной реальности:

Для Эвридики кажутся бессмысленными «радости песен», «радость плясок», «сладко-жгучий ужас ласк» - теперь ее мертвому сердцу неподвластны былые радости жизни.

В разговоре с Эвридикой Орфей надеется, что ее сердце «оживет», если она увидит его. Он в нетерпении нарушил указание Аида – не оглядываться на Эвридику, пока они не выйдут на солнечный свет – оглянулся и этим взглядом потерял жену навеки. Вся вина за печальный исход этого пути возлагается на Орфея.

В отличие от В.Я. Брюсова, М. И. Цветаева большее внимание отдает образу Эвридики. В ее письмах к Б. Пастернаку этого же периода он появляется не раз: «До страсти хотела бы написать Эвридику: ждущую, идущую, удаляющуюся. Если бы ты знал, как я вижу Аид!». В другом письме Цветаева проецирует образ Эвридики на себя: «Мой отрыв от жизни становится все непоправимей. Я переселяюсь, переселилась, унося с собой, что напоила б и опоила б весь Аид!»

Теперь Эвридика не покорная тень, следующая за Орфеем, а почти что «воинственная» душа». Она обращается к мертвым «для тех, отженивших последние клочья покрова; для тех, отрешивших последние звенья земного» , считая их «сложившим великую ложь лицезренья» с недоумением: «не превышение ли полномочий Орфей, нисходящий в Аид?»

В стихотворении «Эвридика – Орфею» ее образ уже находится по ту сторону бытия, навсегда расставшись с земной плотью и сложив на смертное ложе «великую ложь лицезренья». Вместе с физической смертью от нее ушла способность видеть жизнь в лживой, искажающей суть оболочке. Она теперь среди «зрящих внутрь», в корень вещей и мира. Потеряв свою плоть и перестав ощущать радости прошлой жизни, но ощущая всей своей сущностью бытие, вечность, «она успела стать подземным корнем, тем самым началом, из которого произрастает жизнь. Там, на поверхности, на земле, где она была «благоухающим островом в постели и красавицею белокурой песен», – там, она, в сущности, жила поверхностно. Но сейчас, здесь, на глубине, она переменилась.

Свидание с Орфеем для нее «нож». Эвридика не хочет возвращаться к старому, к любви «уст» и «ланит», просит оставить ее «уплочено же – всеми розами крови за этот просторный покрой бессмертья… до самых летейских верховий любивший – мне нужен покой».

Теперь для Эвридики все былые жизненные удовольствия совершенно чужды: « что я скажу тебе, кроме: – «ты это позабудь и оставь!» . Она признает поверхностными представления Орфея о земной реальности

И для нее истинная человеческая жизнь – за чертой, пребывание в Аиде. Орфей – образ из ее прошлого, призрак, который кажется ей мнимым. «Ведь не растревожишь же! Не повлекуся! Ни рук ведь! Ни уст, чтоб припасть устами!»

В двух последних четверостишьях говорится о том, что Эвридика умерла от укуса змеи. Этот «бессмертный змеиный укус» противопоставлен сладострастью земной жизни. «С бессмертья змеиным укусом кончается женская страсть». Почувствовав его, Эвридика не хочет и не может уходить с Орфеем, выше прежней умершей страсти для нее – «последний простор» Аида.

Уплочено же – вспомни мои крики! –

За этот последний простор.

В стихотворении дважды повторяется мотив платы. И этой платой за вход в Аид, за покой бессмертия Эвридика называет земную любовь к Орфею. Теперь они друг для друга брат и сестра, а не великие любящие:

Не надо Орфею сходить к Эвридике

И Братьям тревожить сестер.

Эвридика, помнит о том, что связывало их наверху, в земной жизни, но он ей уже не любовник, а духовный брат. Страсть умерла вместе с телом, и приход Орфея – напоминание о «клочьях покрова», то есть, имея в виду Цветаеву, клочьях лирики и страсти, воспоминание о которых не вызывает тоски. Это даже не останки, а тряпье вместо наряда, не идущее в сравнение с прекрасным «просторным покроем» новых одежд – бессмертья. Имея большее, цветаевская Эвридика не хочет и не может расставаться с ним ради меньшего. Орфей превышает полномочия, нисходя в Аид, стремясь увлечь Эвридику из мира бессмертия, так как жизнь не может взять верх над смертью.

Цветаева М.

Для тех, отженивших последние клочья

Покрова (ни уст, ни ланит!…)

О, не превышение ли полномочий

Орфей, нисходящий в Аид?

Для тех, отрешивших последние звенья

Земного… На ложе из лож

Сложившим великую ложь лицезренья,

Внутрь зрящим - свидание нож.

Уплочено же - всеми розами крови

За этот просторный покрой

Бессмертья…

До самых летейских верховий

Любивший - мне нужен покой

Беспамятности… Ибо в призрачном доме

Сем - призрак ты, сущий, а явь -

Я, мертвая… Что же скажу тебе, кроме:

- «Ты это забудь и оставь!»

Ведь не растревожишь же! Не повлекуся!

Ни рук ведь! Ни уст, чтоб припасть

Устами! - С бессмертья змеиным укусом

Кончается женская страсть.

Уплочено же - вспомяни мои крики! -

За этот последний простор.

Не надо Орфею сходить к Эвридике

И братьям тревожить сестер.

Марина Цветаева с раннего детства увлекалась художественной литературой, и одно время была без ума от мифов Эллады, в которых открывала для себя простые истины и великие житейские мудрости. Прошло довольно много времени, прежде чем поэтесса обратилась в своих стихах к мифическим произведениям, в которых начала находить много общего с собственной жизнью.

В 1923 году она написала стихотворение «Эвридика – Орфею», которое можно считать ответом мифического персонажа своему возлюбленному. Действительно, все мы до сих пор превозносим подвиг Орфея, который не побоялся спуститься в царство Аида за своей возлюбленной, трагически погибшей от укуса змеи. Однако никто никогда не задавался вопросом о том, согласна ли была Эвридика вернуться в мир живых, с которым утратила связь. Ответ на него дает в своем стихотворении Марина Цветаева, которая отмечает, что «не надо Орфею сходить к Эвридике и братьям тревожить сестер».

Чтобы понять глубинный смысл этой фразы, следует не только учитывать время создания этого стихотворения, но и особенности личной жизни поэтессы. После революции она осталась на руках с дочерью в разоренной и ставшей ей совершенно чужой России. Муж Цветаевой, Сергей Эфрон, вместе с группой белогвардейцев оказался во Франции, и долгое время поэтесса ничего не знала о его судьбе. В конце концов, она смирилась со своей участью, однако неожиданно пришло известие о том, что ее муж жив. При этом Эфрон настаивал на воссоединении семьи и принялся хлопотать об оформлении всех необходимых документов для того, чтобы его близкие смогли эмигрировать.

Цветаева покорилась судьбе, хотя давно уже не любила своего супруга и внутренне была рада той свободе, которую неожиданно получила после 10 лет замужества. Тем не менее, она выполнила волю Сергей Эфрона и уехала вместе с дочерью к нему в Париж. А спустя год появилось стихотворение «Эвридика – Орфею», в котором поэтесса раскаивается в своем поступке, так как не может найти ему оправдания. Действительно, к супругу она относится как к брату или же хорошему другу, но жизнь с ним под одной крышей тяготит поэтессу. У тому же она очень сильно тоскует по любимой Москве, понимая, что жизнь вдали от родины с каждым днем становится для нее все труднее и невыносимее. Именно по этой причине поэтесса в столь образной форме намекает супругу, что решение о ее бегстве из охваченной революцией России, которую можно без особой натяжки сравнить с царством мертвых, является неправильным. Ведь там она чувствовала себя гораздо комфортнее и счастливее, несмотря на все бытовые трудности и статус супруги белоэмигранта. А жизнь в сытой и спокойной Европе кажется ей лишенной всякого смысла и надежды на светлое будущее, в котором нет ни родины, ни любимого человека.