Есенин сергей александрович. Образ «небесной земли» в поэмах С

Одной из современных педагогических технологий является метод проектов. Несмотря на многие положительные качества, он довольно медленно внедряется в активную педагогическую практику, так как перед педагогом встает проблема, как совместить метод проектов с классно-урочной системой. Предлагаю свой опыт изучения темы “Лирика Сергея Есенина” в 11-м классе с использованием варианта метода проектов, предложенного программой Intel “Обучение для будущего”.

“Визитная карточка” учебного проекта

Тема проекта: “Художественный мир Сергея Есенина”

Типология проекта: информационный

Продолжительность проекта: 7 академических часов; с включением самостоятельной домашней работы – 2 учебных недели

Предметная область: литература

Учебная тема: “ЛирикаСергея Есенина”

Ключевые понятия: художественный мир поэта, основные мотивы лирики поэта, особенности стиля, образ лирического героя, эволюция взглядов поэта, этапы творческого пути.

Образовательные цели:

  • выявить особенности художественного мира Сергея Есенина
  • воссоздать характер лирического героя Сергея Есенина

Развивающие цели: способствовать формированию информационной культуры

Воспитательные цели: способствовать формированию коммуникативной культуры.

Система уроков

Урок 1. “Мозговой штурм”.

Основываясь на знании учащихся особенностей художественного мира А. Блока и В. Маяковского и имеющемся впечатлении о стихотворениях С. Есенина, учащимся предлагается определить существенную отличительную черту лирики С. Есенина. В ходе свободного обсуждения обращается внимание на то, как много стихов поэта стало песнями, которые воспринимаются как народные, что в его поэзии слышится что-то русское. Формулируется основополагающий вопрос проекта (считаю, что в 11-м классе данный этап возможно провести совместно с учащимися, так как в этом возрасте происходит активное формирование мировоззрения и у большинства учащихся есть интерес к философским вопросам). Основополагающим является обширный, всеобъемлющий вопрос, на который нельзя ответить одним предложением без проведенной исследовательской работы.

Итак, основополагающий вопрос нашего проекта:

Почему Сергей Есенин “самый русский” из поэтов серебряного века? (11 класс “А”).

Является ли Сергей Есенин “самым русским” из поэтов серебряного века? (11 класс “Б”).

Привожу варианты основополагающего вопроса по классам, которые показывают степень самостоятельности работы учащихся и их вовлеченности в работу.

На первом же уроке определяются и проблемные вопросы, т.е. относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые учащиеся ищут ответ в результате участия в проекте. Ответ на каждый из проблемных вопросов дает возможность приблизиться к решению основополагающего вопроса. Формулируются с помощью наводящих вопросов темы самостоятельных исследований в рамках каждого проблемного вопроса. К концу урока у каждого учащегося в тетради должна быть составлена таблица (учитель по ходу обсуждения чертит ее на доске).

11 класс “А”

Проблемные вопросы Темы исследования
Фольклорные мотивы в лирике Сергея Есенина.

Мотив “хулиганства” в лирике Сергея Есенина.

Любовь и трагедия лирического героя Сергея Есенина.

Отношение лирического героя Сергея Есенина к жизни и смерти.

Любовь к родной природе.

Есенин и революция.

Изменение отношения к России в послереволюционный период.

11 класс “Б”

Проблемные вопросы Темы исследования
Какие факторы повлияли на формирование русского характера поэта Сергея Есенина? Истоки русского национального в характере Сергея Есенина.
Каковы черты русского национального в характере лирического героя Сергея Есенина?
  • Фольклорные мотивы в лирике Сергея Есенина.
  • Любовь к “братьям меньшим” в лирике Сергея Есенина.
  • Мотив “хулиганства” в лирике Сергея Есенина.
  • Любовная лирика Сергея Есенина.
  • Любовь к родной природе.
Каково отношение Сергея Есенина к России? Образ Родины в лирике Сергея Есенина.

Изменение отношения к России в послереволюционный период

Урок 2. Управляемая дискуссия, метод наводящих вопросов.

Формирование групп учащихся для проведения исследований. Возможна и индивидуальная работа. Определение формы представления результатов. Выбрана форма презентации. Учитель знакомит с требованиями, предъявляемыми к учебным презентациям, указывает, какова их цель (наглядное представление результата самостоятельной деятельности), что может быть содержанием презентации, разбирает на примерах возможные ошибки.

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. Учащиеся определяют для себя “цепочку” вопросов и ответов, которые надо доказать в исследовании, продумывают пути проведения своих исследований. Учитель предлагает составить предварительный сценарий презентации, оказывает консультативную помощь.

Обсуждение с учащимися возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав, достоверности источников информации.

Домашнее задание: сбор материала по теме исследования.

Урок 3, 4. “Мозговой штурм”.

Каждая группа представляет собранный материал. В ходе обсуждения нужно выяснить, отвечает ли представленный материал на основополагающий вопрос проекта. Учащиеся класса дают советы, предлагают исключить какую-либо информацию, либо расширить исследование, рассмотреть дополнительные аспекты. Учитель направляет обсуждение с помощью наводящих вопросов. В финале обсуждения рабочих материалов учитель сообщает, что каждое исследование должно иметь свою цель, ее наличие поможет отобрать нужную информацию и выбрать последовательность изложения. На примере ученических проектов прошлых лет проводится тренировка по определению цели исследования и ее формулированию.

Домашнее задание: доработать исследования, внести коррективы с учетом сделанных замечаний, сформулировать цель исследования.

Урок 5. Индивидуальные консультации. Самостоятельная работа в группах.

Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

Домашнее задание: подготовка презентации по отчету о проделанной работе (доклад на 5-6 минут, который должен сопровождаться компьютерной презентацией, чтением и анализом стихотворений по выбору учащихся).

Уроки 6, 7. Защита полученных результатов и выводов.

Каждой группе на представление полученных результатов дается до 6 минут. Затем проводится обсуждение, которое организуется в виде игры “черное – белое” оппонирование. Каждому учащемуся дается номер выступающей группы. Номер на темной бумаге – “черное” оппонирование, на светлой – “белое”. “Черный” оппонент должен задать вопрос, который выявляет недостаток работы, “белый” задает вопрос, высвечивающий достоинства работы. Задача выступающих – воспользоваться вопросами для того, чтобы суметь рассказать то, что осталось за рамками выступления. Например, с помощью “белого” вопроса развернуть интересную часть своей работы, а с помощью “черного” восполнить недостаток. Ответы на вопросы могут сделать выступление более ярким, интересным, запоминающимся. Поэтому, ответ лучше начать с таких речевых формул, как: “Спасибо, что вы обратили внимание на…”, “Большое спасибо за интересный вопрос”. “Вы правы, однако мы полагаем…” и подобных. Таким образом, каждая группа отвечает на 2 вопроса. Работа учащихся организована. Они вовлечены в активную деятельность. С правилами игры учитель знакомит в начале урока перед защитой.

Кроме этого, учащимся предлагается вести конспект урока используя таблицу, составленную на 2-ом уроке: в левой колонке записывается тема исследования, в правой – тезисы выступления. Таким образом, к концу урока у учащихся в тетради должны быть записаны тезисы темы “Художественный мир Сергея Есенина”. Учитель предупреждает, что конспекты будут им оценены.

Уроки, проведенные с использованием метода проектов, вызвали большой интерес у учащихся, которые проявили активность, инициативу. Понравился и урок-защита работ, результат которого – оценка у каждого учащегося (некоторые получили по 2 оценки). Однако главный результат – это осознание, что подготовленные презентации могут быть использованы на других уроках в других классах.

Предлагаю вниманию несколько ученических презентаций, которые имеют разное качество, как в содержании, так и в оформлении. Но их главное достоинство в том, что они являются самостоятельной творческой и исследовательской работой учащихся.

Одна презентация отпечатана полностью, остальные – в полном объеме представлены на электронном носителе, а выборочные слайды отпечатаны (см.

На небесном синем блюде Желтых туч медовый дым. Грезит ночь. Уснули люди, Только я тоской томим. С. Есенин Произведения Сергея Александровича Есенина - это его правдивый поэтический дневник, в котором автор предельно честен перед собой и своими читателями. На страницах этого дневника не сухие факты и биография художника, а его сомнения, переживания, ошибки и преодоление невзгод, целый художественно-философский мир поэта. Вначале - безмятежная жизнь глубинки, полная гармония с окружающей природой и восхищение ее красотой и бесконечностью. Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны. Солнце садится за горы лесистые, Рог золотой выплывает луны. Запад подернулся лентою розовой, Пахарь вернулся в избушку с полей, И за дорогою, в чаще березовой Песню любви затянул соловей. Но уже в ранние стихи поэта закрадывается боль, печаль и тревога за рядом живущих соотечественников - их заботы, труд, радости становятся темой его поэзии. Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер. Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну, Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину. Огромный и таинственный мир манит поэта, заставляет его покинуть родные места, искать судьбу в городе. Но вольнолюбивой душе поэта чужд этот мир с его спланированной застройкой, суетой окружающей жизни. Есенин томится в этих «каменных колодцах». В моей душе так было гулко В пеленках камня и кремней. На каждой ленте переулка Стонал коровий рев теней. Визжали дроги, словно стекла, В лицо кнутом грозила даль, А небо хмурилось и блекло, Как бабья сношенная шаль. Поэт видит спасение в возвращении домой, только на природе, в необъятных родных полях может обрести он душевное равновесие, успокоенность. Но и деревня теперь всколыхнулась, пришли кардинальные перемены, и Есенин пытливо всматривается в лица земляков, вслушивается в их немудреные речи. Вот вижу я: Воскресные сельчане У волости, как в церковь, собрались. Корявыми, немытыми речами Они свою обсуживают «жисъ». Хромой красноармеец с ликом сонным, В воспоминаниях морщиня лоб, Рассказывает важно о Буденном, О том, как красные отбили Перекоп. До боли знакомые места, но и они меняются, пусть не так быстро, как бы хотелось, но поступь времени не остановить. Поэт пугается и одновременно приветствует грядущие перемены. Эта действительность становится основной чертой зрелой поэзии Есенина. Довольно гнить и ноять, И славить взлетом гнусь,- Уж смыла, стерла деготь Воспрянувшая Русь. Уж повела крылами Ее немая крепь! С иными именами Встает иная степь. Жизнь продолжается, несмотря на все потери, кровь и несчастья. Временами поэт ужасается той дани, которую приходится платить народу, но ничто не появляется само. Любой прогресс имеет цену крови. Очень поэтично и образно говорит о себе и своем состоянии поэт в стихотворении «Русь уходящая»: Я человек не новый! Что скрывать? j Остался в прошлом я одной ногою, Стремясъ догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою. Я слушаю. Я в памяти смотрю, О чем крестьянская судачит оголь: «С советской властью жить нам по нутрю... Теперь бы ситцу... Да гвоздей немного...» Заслуга Есенина в том, что он пытается понять окружающие перемены, примириться с новой действительностью. Если эта «жись» устраивает народ, то поэт постарается понять и принять новую данность. Он счастлив, что...Избежал паденья с кручи. Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик. Он поет о России, о любви, прошли сомнения и тягостные раздумья. Поэт в гуще событий и полон творческих планов. Отправившись на Кавказ, Есенин попал в необыкновенный поэтический мир. Все здесь мило сердцу. Очень легко работается, хочется осуществить многое. Любовь моя! прости, прости. Ничто не обошел я мимо. Но мне милее на пути. Что для меня неповторимо. Неповторимы ты и я. Помрем - за нас придут другие. Но это все же не такие - Уж я не твой, ты не моя. Поэт мечтает объять весь мир, а сам понимает, что жизнь его бренна, как-то по-особенному чувствует приближение то ли зрелости, то ли конца. Свое чувство у Есенина к осени - в ней еще яркость красок, буйство цвета, и «половодье чувств», но Уже близок конец - неотвратима зима. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной. Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. Поэт ощущает себя частью мироздания. Благословляет свой приход на землю, но понимает и закономерность ухода. Все мы, все мы в этом мире тленны. Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришлось процвестъ и умереть. В классической русской литературе поэзия Есенина не затерялась, а обрела свой голос и подобающее ей место.

  1. Новое!

    Чувство родины - основное в моем твор­честве. С. Есенин Сложное время начала XX века подарило русской (и мировой) литературе много замечательных поэтов, среди которых невозможно было не заметить С. Есенина. «Его поэзия есть как бы разбрасывание...

  2. Я человек не новый, что скрывать, Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать "стальную рать", Скольжу и падаю другою. Есенин "Вся моя автобиография - в стихах", - писал Есенин. Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем самобытнее...

    Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» - Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». С. Есенин Сергей Александрович Есенин - самобытный и истинно русский поэт. В классическую литературу он пришел из глубин народной жизни и всегда гордился...

    Есенин ""Истоки есенинского творчества, его тематика возникли из народной жизни, жизни самой природы - деревенской жизни. А народ, как и природа, не терпит мертвой формы. И вера для него должна быть живая. Христианство не составляло исключения....

Сергей Есенин в своих величайших произведениях сумел в самое обыкновенное и земное вселить бессмертную душу, а небесное наоборот представить, как некую земную и очень реальную картину. Читая его произведения, можно заметить, что природа в его стихах часто фигурирует, как некая живая душа. То есть происходит очень сильное олицетворение всего вокруг. Каждая березка, каждый куст, каждый камень в представлениях поэта имеют свою необыкновенную историю, свое отношение к происходящему, по-своему реагируют на те или иные события. На мой взгляд, Сергей Есенин практически не отделял природный мир от человеческой жизни. А людей наоборот не мог представить без живой природы.

Если внимательно прочитать многие его стихотворения, то складывается такое ощущение, что каждое время года в природе это определенный период в жизни любого человека. Лето – это молодая пора, когда человек только родился и проживает беззаботные и светлые деньки под присмотром родителей. В этот период нет каких-то серьезных забот, на душе всегда легко, радостно и солнечно, как и бывает чаще всего летом. Стадия взросления у Сергея Есенина сравнивается с весной. Это незабываемая пора, когда распускаются прекрасные цветы, деревья обрастают молодыми зелеными листочками. А человек познает первые радости и переживания от любовных переживаний. Он становиться старше, мудрее, счастливее. Ведь в его душе зародилось совершенно новое чувство, от которого хочется жить.

Человек с головой погружается в свои переживания, все вокруг приобретает яркие краски, жизнь становиться все необычнее. Когда чувство любви переполняет тебя изнутри, то и снаружи человек преображается. То же самое происходит и с окружающей природой в весеннюю пору. Все преображается, становится красивее. В стихотворениях Сергея Есенина окружающая природа России имеет свою душу, с которой человек может поговорить в любое время года. Но почему-то осознание этого факта приходит только весной, когда собственная душа переполнена чувством любви. Тогда человеческая душа и душа природы вступают в уникальный резонанс, они могут общаться и слышать друг друга. Здесь также прослеживается объединение земного и небесного.

Следующая пора в жизни человека – это взрослый возраст. Он сравним с осенью. Именно эта пора вызывала в душе поэта щемящее чувство приближающей старости и скорой смерти. На мой взгляд, Сергей Есенин каким-то неведомым образом чувствовал свою приближающуюся кончину. Я не верю в версию с самоубийством. Ведь поэт был набожным человеком, он верил в бессмертие души и знал православные каноны, по которым самоубийство является одним из самых страшных грехов.

Его стихотворения наполнены любовью к жизни, любовью к Богу. Но осенняя пора воспринималась, как предчувствием чего-то страшного, тяжелого. Как осенние листья опадают на сырую и холодную землю, так и человек теряет частички своей души в борьбе со своими переживаниями или внешними обстоятельствами. Но Сергей Есенин был искренни уверен, что эта пора обязательно пройдет и на небе снова появиться солнце, что в душе каждого человека опять распустятся добрые и теплые весенние чувства.

Ведь у всего вокруг есть своя душа, а небесный рай можно представить и на земле. Он ведь совсем рядом, но его необходимо найти каждому самостоятельно. В этом ему может помочь только собственная душа и внутренние ощущения. И здесь происходит приближение небесного наоборот к земному. В стихах Есенина небесный рая не был отделим от природы, а прекрасные русские леса были сравни небесным храмам.

Идея мира у Есенина двухчастна: «мир», чужой и опасный, и «дом» как его позитивный эквивалент, родной и теплый. Антиномия мир-дом характерна для всего творчества поэта. Однако уже в раннем творчестве «дом» помещается в контекст утраты, тоски, вины и раскаяния. Мотивы ухода и возвращения становятся ведущими. Но если уход реален, то возвращение - в будущем, в мечтах, в желаниях, а возможно ли оно реально? Ощущение христианского линейного потока истории все сильнее дает о себе знать, лирический герой отчетливо понимает свою включенность и в жизнь «мира». В поэмах 1917-1918 гг., создавая оригинальную утопию, Есенин изображает «землю, отразившую небо», хотя для себя поэт-пророк все же оставляет небо, взгляд на Инонию - это взгляд со стороны:

По тучам иду, как по ниве я,

Свесясь головою вниз.

Слышу плеск голубого ливня

И светил тонкоклювых свист.

В синих отражаюсь затонах

Далеких моих озер.

Вижу тебя, Инония,

С золотыми шапками гор.

Для Есенина этого периода дом - аналог космической упорядоченности, рукотворная модель космоса, и он связывает программу переустройства чуждого лирическому герою мира с идеей космоса-дома. «Туга по небесной стране посылает мя в страны чужие, - отвечает спрашивающим Козьма Индикоплов на спрос, зачем он покидает Россию», - замечает поэт в статье «Отчее слово». Эта же «туга» движет и лирическим героем в поэмах 1917-1918 гг.

Как же будет устроен новый дом-мир? Прежде всего, он будет свободен от смерти. Поиски земного рая не должны быть сопряжены с мыслью о необходимости земных страданий для достижения «Царствия небесного». Поэтому Есенин отказывается от искупления первородного греха жертвенностью Иисуса Христа. Вера для него не требует посредника между человеком и Богом. В поэме «Пришествие» Иисус бессилен и беспомощен:

…Из прозревшей Руссии

Он несет свой крест.

Но пред тайной острова

Безначальных слов

Нет за ним апостолов,

Нет учеников.

Отказ от крестных мук, от пути Христа - условие для того, чтобы вырваться из круговорота жизни, обусловленной смертностью человека, конечностью его бытия.

Муки повторяются снова и снова, а выхода нет и для Христа:

Опять его вои

Стегают плетьми

И бьют головою

О выступы тьмы.

Намеченный Христом путь отделил человека от Бога, поэтому «лестница к саду твоему без приступок», царство Божие недосягаемо:

Как взойду, как поднимусь по ней

С кровью на отцах и братьях?

Тянет меня земля,

Оцепили пески,

На реках твоих Сохну.

Есенин остро переживает двойственность человека: для него животное начало также актуально, как и духовное. И если христианская традиция основывается на идее вознесения сына Божия (по вертикали вверх), то у Есенина направление движения меняется и здесь - по вертикали вниз.

В поэмах 1917-1918 гг. формулируется призыв-молитва «сойди, спустись на землю, Боже»:

Холмы поют о чуде,

Про рай звенит песок.

О, верю, верю, - будет

Телится твой восток.

Н. Федоров считал, что к началу ХХ века человечество выбрало для себя зооморфные идеалы, поставило себе образцом зверскость, видимо, они оказали некоторое влияние и на Есенина. Поэтому «теления» и ожидает лирический герой в произведениях поэта этого периода. Конечно, нельзя утверждать, что он полностью отказывается от духовного начала, но хочет, чтобы одухотворенность перестала быть прерогативой неба, а была одухотворена и земля здесь и сейчас.

В своей концепции мироздания-дома поэт пытается совместить языческий космоцентризм с христианским антропоцентризмом, поставив человека в центр космогонических процессов. Есенин не принимает только Христа с его жертвенностью и добровольно принятым страданием, влекущим за собой смерть:

Время мое приспело,

Не страшен мне лязг кнута.

Тело, Христово тело,

Выплевываю изо рта.

Не хочу воспринять спасения

Через муки его и крест:

Я иное постиг учение

Прободающих вечность звезд.

Стремление восстановить связь между человеком и Богом пронизывает поэмы 1917-1918 гг. Пророчество явления нового мира также отсылает к мифологической традиции:

Не хочу, чтоб умело хмуриться

На озерах зари лицо.

Я сегодня снесся как курица,

Золотым словесным яйцом.

Лирический герой чувствует себя творцом, сопричастным процессу обновления мироздания, но процесс этот также течет в направлении, противоположном ходу мировой истории - это некая попытка вернуться к началу творения и воссоздать мир, где боги и люди равны. Золотое яйцо является символом тайны сотворения мира у многих народов. Оно придает форму хаосу, предшествует возникновению жизни в первоначальной пустоте. В индийской мифологии один из сюжетов повествует о том, что Брахма производит на свет золотое яйцо, из которого и прорастает мировое дерево. Повторив путь творца, лирический герой становится сопричастным процессу миротворчества.

Особое место в мироздании занимает у Есенина образ Богоматери: это и Дева Мария, и Русь, и Великая Мать, и земная старушка-мать. В образе Девы Марии поэта привлекает «попрание» ею смерти. В отличие от Христа, ее «введение во храм» - не только духовное Воскресение: вслед за «успением», разлучением души Марии с телом, следует их чудесное воссоединение и уход воскресшего тела в Небо. Мать занимает центральное место во вновь сотворенном мире - Инонии, земном рае. Но именно в земном.

Поэма строится на разделении двух миров - мужского и женского. Для мужчин - небо, им присущи солярные символы. Даже явление нового пророка изображается как прорыв через земное к небесному. Лирический герой может спускаться на землю, свободно перемещаться вверх и вниз по вертикали, но все же его удел - небо.

Для женщины-матери - земля, чудесная Инония, отразившая небо, что подтверждается и цветовой символикой. Здесь синий цвет и его оттенки преобладают. Для обозначения «земного рая» поэт использует лунные символы, недаром время матери - вечер, ночь, когда зажигаются звезды. Звезда - многозначный символ, это и постоянство и защита, и знак девства Марии, и символ Мессии. Поэтому они и появляются в поэмах о пришествии нового Спаса и «видении» земного рая. Звезды - это зерна и пчелы, чем они также связаны с символикой Девы Марии, и не только плодородие, но и возрождение, реинкарнация, божественный дар жизни, продолжающейся и после видимой смерти, важен в символике зерна и пчелы для поэта. Эти символы вводят в поэмы мотив вечного возрождения и личного бессмертия. Нисхождение в землю - это только ступень к новым воплощениям, а земля-мать готова к постоянному деторождению. Зарождение новой жизни во тьме материнского чрева приобретает пластические формы, делая человеческое бессмертие реально достижимым, когда земля готовится к новому рождению - «по иному над нашей выгибью Вспух незримый коровий бог». Удел матери - земное плодородие дение сына, которому уготовано небо. Поэтому ее мир - место отдохновения, гармонии и покоя. Тот самый «рукотворный космос» - дом, желанный и недостижимый для лирического героя, по которому можно тосковать, но в который трудно возвратиться

М. Ю. Жилина

Образ рая: от мифа к утопии. Серия “Symposium”, выпуск 31.

СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.212-214