Фонетические упражнения на произношение английских звуков. Jolly Phonics для обучения детей

АНГЛИЙСКАЯ ФОНЕТИКА охватывает широкий спектр вопросов. Здесь и образование звуков английского языка, и классификация фонем, и процессы изменения норм произношения и еще много других тем, которые освещает английская фонетика.

В этом разделе нас интересует в большей степени практическая английская фонетика, а теоретическая, ведь для практического владения языком гораздо важнее уметь правильно произносить звуки, знать транскрипцию и уметь читать.

Любой язык – это прежде всего звучание. Освоение любого языка начинается с изучения звуков. Предлагаем подробнее познакомиться с английскими звуками – их произношением и обозначением в транскрипции.

Быстро и легко запомните 26 букв английского алфавита. Зайдите в этот раздел и познакомьтесь с великолепными материалами, помогающими без труда освоить английский алфавит.

Практическая английская фонетика начинается с умения читать транскрипцию. Для чего она нужна? Прежде всего, чтобы узнать правильное произношение слов. Дело в том, что написание английских слов значительно отличается от произношения. Порой даже профессионалы не в состоянии правильно прочитать незнакомое слово. На помощь приходит транскрипция.

Английская фонетика включает в себя классическое произношение, т.е. “чистое”, правильное произношение слов и фраз с учетом четких правил. Однако, в реальной жизни вы не встретите ни одного носителя языка, который бы с выразительной дикцией правильно произносил бы каждый звук. Как правило, в разговорной речи произношение слов и фраз меняется: происходит разного рода фонетическая деформация, отчего неискушенному знатоку английского сложно воспринимать на слух речь носителей. Наш курс способствует устранению этой проблемы.

Произношение и транскрипция – это еще не вся английская фонетика. Если вы хотите полноценно овладеть английским языком, то должны освоить английские правила чтения. Честно говоря, многие педагоги предпочитают обходить стороной эту тему, т.к., во-первых, знание правил еще не обеспечивает правильное чтение слов, и во-вторых, изучение этих самых правил – работа не из легких. Тем не мене, мы полагаем, что без знания правил чтения английская фонетика была бы неполноценной, поэтому приготовили для вас простой, но чрезвычайно эффективный курс.

Предлагаем познакомиться с правилами чтения английского языка, данными в систематизированном (табличном) виде. Таблицы можно сохранить и держать под рукой для справки.

Получила ваше одобрение, мы продолжаем изучать особенности произношения английских звуков 🙂 На этот раз возьмем парные согласные звуки /d – t/ и /z – s/ . Давай разберемся, чем они отличаются от русских аналогов и научимся их произносить. Потому что неправильно произнесенная согласная может полностью поменять смысл слова .

Нам, русскоговорящим, может казаться, что вот уж эти звуки абсолютно идентичны нашим /д-т/ и /з-с/. Как же мы ошибаемся: НЕверное произношение этих фонем создает наш типичный восточно-славянский акцент.

Причины ошибок в произношении

  1. Сами звуки произносятся не так, как наши (другая артикуляция дает иной звук).
  2. Эти звуки не смягчаются перед гласными переднего ряда , как в русском языке (да-да, они не имеют парного мягкого звука. Вообще!).
  3. На конце слова эти звуки не оглушаются (редукция звонких согласных – одна из самых распространенных ошибок).

Сегодня мы отработаем каждый пункт по знакомой нашим читателям схеме: сначала теория, а потом практика на специальных наборах слов и скороговорках.

Звуки английского языка в сравнении с русскими: /d – t/

Звук / d / произносится в словах day, did, mad . Существенное отличие от русского /д/ состоит в том, что при произнесении русского звука передняя часть языка прижимается к внутренней поверхности верхних зубов и деснам , а самый кончик языка слегка опущен (произнеси слово “дом” и отследи положение своего артикуляционного аппарата – чувствуешь?).

При произнесении английского / d / тупой кончик языка нужно прижать к альвеолам (бугоркам над зубами) под прямым углом.

Совет: прижимай кончик языка (а не переднюю его часть) к альвеолам (а не к верхним зубам).

Упражнения на звуки английского языка

Задание № 1.

doctor / ˈdɒk.tə r /

middle / ˈmɪd. ə l/

Еще одно важное отличие от русского /д/: согласные звуки английского языка не смягчаются перед гласными переднего ряда (такими как русские и, е, ю и т.д.). Если в слове “диван” мы скажем мягкий / д /, то в слове “did” – звук / d / будет твердым, как скала 🙂

Совет: сначала произнеси согласный (по тем правилам, которые мы выучили выше), а потом уже поднимай среднюю спинку языка для произнесения последующего гласного.

Задание № 2. Потренируйся произносить твердый / d / перед гласными переднего ряда на словах:

destroy / dɪˈstrɔɪ /

dear / dɪə r /

ditsy /ˈdɪt.si/

digital /ˈdɪdʒ.ɪ.t ə l/

Произношение согласного звука английского языка / t /

Теперь научимся произносить / t /, что будет довольно просто, поскольку он имеет ту же артикуляцию, что и / d / – мы подносим тупой конец языка к альвеолам под прямым углом .

Но есть еще одна важная деталь – это аспирация звука (или придыхание, как обычно говорят). Подробнее об этом звуке английского языка в видео:

Задание № 3. Потренируй правильную артикуляцию на следующих словах:

table / ˈteɪ.b ə l /

task / tɑːsk /

taste / teɪst /

Отмечу еще, что сила придыхания зависит от позиции:

  1. аспирация будет сильнее перед ударным гласным: tea /tiː/
  2. слабее перед безударным гласным: water /ˈwɔː.tər/
  3. в конце слов почти без придыхания: cat /kæt/
  4. без аспирации после звука /s/: best /best/

Звук / t / тоже не смягчается перед гласными переднего ряда . Так, в слове “тина” мы скажем мягкий русский / т /, но в слове “team” – твердый английский / t /.

Задание № 4. Потренируйся произносить твердый / t / перед гласными переднего ряда:

Парные звуки в английском языке: об отсутствии оглушения

А теперь последняя сложность, которую делят на двоих два этих звука: отсутствие оглушения на конце слова. Для русского человека это очень сложно: ко д и “кот у нас звучат одинаково. В английском языке звонкость звука имеет смыслоразличительную функцию: оглушишь звук – изменишь смысл слова . Классические примеры: bu d – bu t (почка растения – союз “но”), ba d – ba t (плохой – летучая мышь), ki d – ki t (ребенок – комплект) и т.д.

Совет: четко проговаривай все согласные звуки в соответствии с правилами чтения. Например, послушай, как произносит слова певица Тэйлор Свифт в песне “Bad Blood” .

Cause baby now we go t ba d bloo d

You know it used to be ma d love

(Милый, теперь между нами вражда. Знаешь, это была сумасшедшая любовь)


С 0:36 – по 0:48

Задание № 5. Перед тобой набор слов, оканчивающихся на / d / и / t /. Проговори их в соответствии с транскрипцией, не оглушая звук / d / на конце.

mid /mɪd /
mitt /mɪt /

mad /mæd /
mat /mæt /

feed /fiːd /
feet /fiːt /

cad /kæd /
cat /kæt /

cod /kɒd /
cot /kɒt /

bod /bɒd /
bot /bɒt /

bid /bɪd /
bit /bɪt /

bad /bæd /
bat /bæt /

bed /bed /
bet /bet /

wed /wed /
wet /wet /

wad /wɒd /
what /wɒt /

fad /fæd /
fat /fæt /

had /hæd /
hat /hæt /

hod /hɒd /
hot /hɒt /

led /led /
let /let /

add d /
at t /

Скороговорки на звуки английского языка

Напоследок отработай несколько скороговорок. Для удобства звук / d / отмечен в них жирным:

  • D an’s D ad is a good d river.
  • D olly D ale d ances with D avy D ail, D avy D ail d ates to D olly D ale.
  • If a d octor is d octoring a d octor, d oes the d octor d oing the d octoring have to d octor the d octor the way the d octor being d octored wants to be d octored or d oes the d octor d octor the way he usually d octors?

Теперь на звук / t /.

  • The t rip by t rain t ook t iresome t went y t wo hours.
  • T ake t en prett y t eapot s and put t went y t wo plat es on the t able.
  • T im t old T om a t rue st ory about t went y-t wo t all t rees. That T im plant ed at a mount ain t op.

Произношение английских согласных /z – s/

Звук / z / произносится в словах z one, hi s , ro se . От нашего / з / отличается тем, что при произнесении русского звука кончик языка широкий , и находится у основания нижних передних зубов , а воздух проходит через щель между передней частью языка и зубами (произнеси слово “зонт” и проследи за положением своего артикуляционного аппарата).

Для английского звука / z / кончик языка вновь поднимается ближе к альвеолам (но не касается их), и воздух проходит через образованную между альвеолами и кончиком языка щель.

Совет: ставь кончик языка ближе к альвеолам. Обрати внимание, что ты должен чувствовать поток воздуха, идущий прямо вперед, а не в разные стороны.

Учим звуки английского языка

Задание № 1. Потренируй правильную артикуляцию на следующих словах:

zany /ˈzeɪ.ni/

bozo /ˈbəʊ.zəʊ/

result /rɪˈzʌlt/

reason /ˈriːzən/

president /ˈprezədənt/

Следующий важный момент аналогичен предыдущей группе звуков: / z / не смягчается . Слово “зима” мы произнесем с мягким /з’/, тогда как в слове “zipper” – / z / твердый.

Совет: сначала закончи артикуляцию согласного и только потом поднимай среднюю спинку языка, чтобы произнести последующий гласный.

Задание № 2. Потренируйся произносить твердый / z / перед гласными переднего ряда на словах:

zero /ˈzɪə.rəʊ/

zipper /ˈzɪp.ə r /

zebra /ˈzeb.rə/

lazy /ˈleɪ.zi/

hazy /ˈheɪ.zi/

Глухой звук /s/ в английском языке

Артикуляционно он произносится так же, как / z /, но без участия голоса . Отличие от русского / с / такое же – кончик языка поднят к альвеолам, а звук образуется струей воздуха, проходящего через узкую щель между кончиком языка и альвеолами.

Еще одно отличие – звук / s / более сильный и длительный, чем русский : произносится более напряженно, энергично и длительно, особенно в конечном положении: miss .

Совет: ставь кончик языка ближе к альвеолам, и обрати внимание, что английский / s / – более длительный звук, чем русский.

Задание № 3 . Потренируй правильную артикуляцию на следующих словах:

salad /ˈsæl.əd/

Вновь обращаю внимание, что звук / s / не смягчается . Например, слово “сила” произносится с мягким / с /, а “seen” – с твердым.

Задание № 4. Потренируйся произносить твердый / s / перед гласными переднего ряда:

silly /ˈsɪl.i/

sister /ˈsɪs.tə r /

Парные звуки в английском языке: упражнения

Опять повторю о типичной для нас ошибке – оглушать конечный звук и менять таким образом смысл слова: bu zz – bu s (жужжать – автобус), ri se – ri ce (подниматься – рис) . Послушай, как звонко произносит звук / z / Стивен Кертис Чапман в песне “His Eyes” .

His eyes are always upon us; His eyes never clos e in sleep. And no matter where you go, You will always be in His eyes , in His eyes .

(Его глаза всегда смотрят на нас, его глаза никогда не закрываются во сне. И неважно, куда вы идете, вы всегда будете в его глазах)


С 0:47 – по 1:11

Задание № 5. Оно тебе известно 🙂 Потренируйся четко произносить правильный звук в конце слова.

buzz /bʌz /
bus /bʌs /

rise /raɪz /
rice /raɪs /

as z /
ass s /

bags /bægz /
backs /bæks /

noise /nɔɪz /
voice /vɔɪs /

wise /waɪz /
nice /naɪs /

nose /nəʊz /
overdose /ˈəʊ.və.dəʊs /

close /kləʊz /
lachrymose /ˈlæk.rɪ.məʊs /

those /ðəʊz /
adipose /ˈæd.ɪ.pəʊs /

blouse /blaʊz /
mouse /maʊs /

advise /ədˈvaɪz /
vice /vaɪs /

cause /kɔːz /
sauce /sɔːs /

limbs /lɪmz /
bits /bɪts /

his /hɪz /
miss /mɪs /

Скороговорки на английском языке для отработки звуков

  • He rous es , opens his eyes , ris es and goes to Z oe.
  • A Z ulu z oologist vis ited Z urich z oo on Tues day to ex amine doz ens nois y z ebras , doz ens laz y liz ards and doz ens craz y chimpanz ees from a des ert on Z anz ibar.
  • S ue is s ix teen this s ummer and C ec ile was s eventeen las t S unday.
  • S wan s wam over the s ea, s wim, S an, s wim. S wan s wam back again. Well s wum, S wan!
  • A s ingle s inger s ings a s ad s ong about six ty-s ix s is ters s itting by the s ea at s uns et.

До новых встреч, друзья!

В следующий раз мы заострим внимание на новой группе звуков. Кстати, буду признательна, если в комментариях ты подскажешь, какие именно звуки разобрать. До встречи в нашем блоге! 🙂

Здравствуйте! С чего вы начинали изучать иностранный? Теоретические познания и практическая фонетика английского языка — это начало начал для начинающих учить иностранный. Как вы знаете, а если не знаете, то вам станет известно, что в основе орфографии американского и британского варианта языка лежит исторический (традиционный) принцип. А что из этого следует? Фонетика в английском языке А это означает, что английское произношение слов редко совпадает с их написанием. Со времен Елизаветы I, орфография осталось на том же этапе развития, а теоретическая фонетика английского языка шагнула далеко вперед. Эволюция звуков произошла быстрыми темпами, и букв для их выражения стало катастрофически не хватать. Вот тут то и появились у них собственные законы.

— это один из разделов лингвистики, который занимается изучением звуковой стороны языка. Эту науку выгодно отличает от других дисциплин лингвистики, тот факт, что она, кроме языковой функции, исследует акустическую характеристику и восприятие явлений звука. А еще — работу артикуляционного аппарата. То есть данная наука подходит к природе возникновения фонем со всех сторон.

Поэтому для начинающих, объясняя произношение, раскрывают все элементы его создания. Начинающий учит и специальные фонетические знаки, и буквы, и положение губ, языка и зубов при создании воздушного потока. Потому эта дисциплина прочно связана с таким естественными науками, как физиология, анатомия, психология и психолингвистика. Произношение согласных Исходя из этого, фонетические исследования проводятся одновременно в трех аспектах:

  • Артикуляционный (анатомо-физиологический) аспект — изучает звуки с точки зрения их создания: работа голосовых связок, органов речи и т. д.
  • Фонологический (функциональный) аспект — рассматривает, какую функцию выполняют звуки, работает с фонемами
  • Физический (акустический) аспект — исследует звуки как колебания потока воздуха, акцентирует физические характеристики фонем: длительность, силу и частоту.

Поняв, как образуется звук с точки зрения всех этих характеристик, учащийся сможет его правильно воспроизвести. Конечно, не с первого раза, но после нескольких тренировок уже будут видны значительные улучшения.

Зачем знать английскую фонетику?

Ответ прост: чтобы научиться грамотно разговаривать по-английски. Сегодня бытует мнение, будто ставить произношение — это бесполезная трата времени. Сторонники этого утверждения считают, что эти знания никому не пригодятся и никогда иностранец не сможет правильно выговаривать слова.

Я не буду спорить, с этими «полиглотами», хоть и не согласна с их мнением. Я просто рекомендую тем, кто подошел к этапу постановки произношения, начать с изучения фонетики. Эти знания существенно облегчат вам этот нелегкий процесс. Чтобы ваш английский стал по-настоящему грамотным, нужно приложить значительные усилия.

А поскольку произношение — это и есть фонетика, то ее надо изучать, наблюдая за работой органов речи, и слушая грамотную артикуляцию. Можно записаться на специализированные курсы, посещать лингафонные кабинеты, воспользоваться услугами реального или виртуального репетитора . А еще можно просто посмотреть видео лекции на нашем сайте, если у вас нет времени на испытание предыдущих способов.

Смотрим обучающее видео

Лекции английской фонетики будут эффективными тогда, когда их проводят профессионалы или носители речи. Желательно, чтобы производилась демонстрация положения артикуляционного аппарата. Уроки также должны сопровождаться текстовыми пояснениями для начинающих и желательно примерами. Всем этим требованиям отвечают наши фонетические видео лекции.

Ну, вот теперь мы изучили теорию. Пришло время рассмотреть, что собой представляет практическая фонетика английского языка. Смотрите обучающее видео для начинающих о том, как правильно произносить различные звуки и обучайтесь прямо дома:

Особенности произношения английских звуков

Кроме трудностей, вызванных различием между произношением и написанием слов, имеются трудности произносительные. Они обусловлены особенностями артикуляции, произносительных привычек, характера движения и уклада органов речи. В English language есть такие фонемы, которые совершенно не имеют аналогов в русском. А также существуют звуки, хоть и схожие, но в той или иной степени отличающиеся. Английская фонетика Итак, английское произношение характеризуется такими особенностями:

  • Язык оттянут назад и распластан, его кончик при артикуляции согласных фонем располагает вертикально по отношению к плоскости неба. (В русском, как правило, язык всей передней частью прилегает к зубам)
  • Выдыхаемый поток воздуха подается отрывистыми краткими порциями. (В русском манера произношения напевная и плавная)
  • Губы слегка растягиваются, как при улыбке, особенно верхняя. Уголки губ остаются неподвижными, не сильно округляются и не выпячиваются, как в русской манере артикуляции.

А напоследок я скажу…


Решил подучить английский Грамотное владение английской фонетикой позволит начинающему быстро и легко освоить разговорную речь. Более того, станет проще восприятие и написанной речи. Любой человек начинает познавать родную речь с самого раннего детства именно со звукового восприятия, а позже начинает изучать знаковую систему. Этот же принцип последовательности изучения также работает и при овладении иностранными языками, в частности английским.

Таким образом, и получается, что фонология является основой основ при изучении иностранных языков. Ведь только разобравшись с принципами создания слов, с механизмами артикуляции, можно уловить суть разнообразий в колебаниях голоса и воздуха, которые влияют на произношение, а, следовательно, и смысла сказанного. Именно поэтому я советую вам не пренебрегать English phonetics.

Изучение любого иностранного языка начинается с изучения его алфавита. После этого оказывается, что эти буквы звучат и употребляются в словах по-разному. Вот и в английском языке 26 букв, но аж 48 звуков, которые обозначаются этими буквами. Правила произношения звуков, букв и, соответственно, слов изучает фонетика английского языка.

Фонетика - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Теоретическая фонетика английского языка исследует тесную связь между устной, внутренней и письменной речью. Но фонетика в целом исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Это практическая фонетика английского языка. Мы не случайно упоминаем о теоретической и практической составляющих. Дело в том, звуки как нематериальные явления - это те элементы языковой системы, которые позволяют воплощать слова и предложения в материальную звуковую форму. Иначе устное общение было бы невозможно. Вот в чем важность фонетики английского языка и вот почему мы посвятили ей отдельную статью.

Фонетика английского языка для начинающих

В одной из недавних , мы говорили о том, как произносятся английские звуки и слоги, в которых они используются, и приводили их в таблицах с произношением - транскрипцией. Тогда же выяснили, что транскрипция - это очень удобный инструмент для понимания того, как звучит английский язык.

Транскрипция - это специальные символы, обозначающие, как нужно произносить звуки речи. Транскрипция помогает понять разницу между написанием и произношением в английском языке.

Как мы уже сказали, в английском языке 48 звуков. Значит, создано 48 знаков английской транскрипции - по одному знаку на каждый звук:

Гласные (vowels). 6 букв: a, e, i, o, u, y


Согласные (consonants). 21 буква: b, c, d, f, g, h, j, k, l, m, n, p, q, r, s, t, v, w, x, y, z

Каждая буква звучит определенным образом, но иногда сразу две буквы обозначают один звук, как это видно в таблицах. Такое сочетание букв называется диграф. Примеры диграфов:

  • gh [g] – ghost
  • ph [f] – photo [‘foutou]
  • sh [ʃ] – shine [ʃaɪn]
  • th [ð], [θ] – think [θɪŋk]
  • сh – chess .

А гласный звук, плавно переходящий из одного в другой - это дифтонг. Примеры дифтонгов:

  • ea – bread
  • ie – friend
  • ai – again [əˈɡen]
  • au – autumn [ˈɔːtəm].

Важно учитывать, что количество букв и звуков в слове может отличаться. Например, в слове “help” 4 буквы и 4 звука , а в слове “six” – три буквы, но 4 звука .

Практическая фонетика английского языка

В мы упоминали о неразрывной связи английской фонетики и анатомии. Упражнения по фонетике созданы специально, чтобы превратить теоретические знания в навыки правильного английского произношения слов и предложений. Кроме того, практическая фонетика английского языка помогает слышать и понимать речь его носителей.

На практике мы все чувствуем, как во время произношения звуков воздух встречает преграды, образованные нашим языком, губами, зубами и даже альвеолами. В зависимости от этого различают два типа согласных звуков: глухие и звонкие:

Но это еще не все варианты. Более подробная классификация различает согласные звуки в английском языке по тем конкретным преградам, которые встречает воздух:

  • Смычные согласные . Органы речи смыкаются так, что полностью преграждают проход для воздуха: [ p , b , t , d , k , g ].
  • Носовые согласные . Воздух проходит наружу через полость носа: [ n , m , ŋ ].
  • Щелевые согласные . Органы речи смыкаются не полностью и остается узкий проход - щель для воздуха: [ θ , ð , ʃ , ʒ , s , z , h , f , v , w , r , j , l ].
  • Смычно-щелевые согласные . Преграда размыкается медленно и при этом переходит в щель: [ tʃ , dʒ ].
  • Губно-губные согласные . Нижняя губа сближается с верхней: [ f , v ].
  • Межзубные согласные . Кончик языка находится между нижними и верхними передними зубами: [ θ , ð ].
  • Альвеолярные согласные . Кончик языка прикасается или приподнимается к альвеолам: [ t , d , l , s , z ].

Что касается гласных звуков, то они тоже не одинаковы. На них влияют разные положения языка относительно нёба:

  • Гласные переднего ряда. Кончик языка упирается в основание нижних зубов, а спинка языка довольно близко подходит к нёбу: [ i: ].
  • Гласные заднего ряда. Язык оттянут назад и кончик языка опущен, а спинка языка приподнята к мягкому нёбу: [ a:].

На первый взгляд эта классификация может показаться непростой, но поверьте, на практике вы почувствуете и сразу поймете, что к чему. А понимание происхождения звука поможет произносить его правильно. Ну, а для детей изучение английской фонетики желательно совместить с игрой. Например, как в этом упражнении по фонетике:

Упражнения по фонетике английского языка

Для тренировки английского произношения необходимо учитывать еще и ударение - то есть, выделение одного или более слогов в слове. Ударный слог произносится более энергично, с большим напряжением органов речи. Ударение помогает различать слова и понимать их смысл как самих по себе, так и в контексте. Например:

  • to ex`port (глагол “экспортировать”)
  • `export (существительное “экспорт”).

Второй важный аспект произношения фраз и предложений - это интонация . При помощи интонации мы понимаем или “объясняем”, является ли предложение повествованием, вопросом, просьбой или восклицанием.

Самое простое упражнение по фонетике английского языка выполняют на занятиях уровня Beginner (Elementary):

  1. Напишите ваше имя по-английски.
  2. Теперь прочтите ваше имя по буквам.
  3. Проделайте то же самое еще с тремя-пятью именами (можно вспомнить друзей, членов семьи и/или одноклассников).

Можно тренироваться в английской фонетике и таким образом:

  1. Произнесите слова по буквам: Yes, Last, Key, Yellow, Funny, Girl, Toy, Now, Sleep, Drama, Kiss, King.
  2. Произнесите слова по транскрипции: Yes , Last , Key , Yellow, Funny, Girl , Toy , Now , Sleep , Drama ["dra:mə], Kiss , King
Но мы советуем не забывать о дополнительных ресурсах для изучения английского, таких как каналы и блоги. С ними освоение английской фонетики будет более простым, занятным и эффективным.