Артикуляционные упражнения для развития. Артикуляционные упражнения для детей

Речевые звуки получаются за счет целого комплекса кинем (движений артикуляционных органов). Правильное произношение всевозможных звуков во многом зависит от силы, подвижности, а также дифференцированной работы органов артикуляционного аппарата. То есть произношение речевых звуков - это достаточно непростой двигательный навык, который помогут развить артикуляционные упражнения.

Основные цели артикуляционной гимнастики

Вы можете наблюдать, как малыш делает разнообразные (мимические и артикуляционные) движения языком, челюстью и губами. При этом воспроизводятся характерные звуки - лепет и бормотание. Это первый этап в развитии речи каждого человека. Он имеет большое значение. У детей такие движения вырабатываются и развиваются постепенно. Им важна сила, точность и дифференцированность.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики поможет выработать и развить полноценные движения, что важно для правильного воспроизведения речевых звуков.

Состоит из огромного количества упражнений, направленных на тренировку подвижности органов, отработки разнообразных положений губ, мягкого неба и языка.

Во-первых, артикуляционную гимнастику следует выполнять каждый день. Это способствует качественному усвоению и закреплению вырабатываемых навыков у детей. Рекомендуется делать артикуляционные упражнения три или четыре раза в день, примерно по 5 минут. Не нужно нагружать ребенка большим количеством новых упражнений сразу. Вполне достаточно за один раз 2-3 упражнений.

Во-вторых, упражнение выполняется не один, а несколько раз (около пяти). следует делать по 10-15 секунд.

В-третьих, необходимо грамотно подходить к отбору упражнений и учитывать традиционную последовательность: от простого - к сложному. Проводить 3-4 лет лучше в игровой форме, весело и эмоционально.

В-четвертых, новые упражнения надо вводить постепенно, по одному. Нужно не забывать повторять и закреплять пройденный материал. Не следует приступать к новым упражнениям, если предыдущие задания выполняются не очень хорошо. Отрабатывать старый материал можно с новыми игровыми приемами.

И, в-пятых, артикуляционную гимнастику лучше выполнять сидя. В данном положении у детей не напрягается тело, руки и ноги. Детям будет легче выполнять новые задания, если они будут видеть себя и руководителя. Для этого потребуется настенное зеркало. Можно начинать гимнастику с упражнений для губ.

Организационный момент

При объяснении нового упражнения взрослый максимально должен применять игровые приемы. Затем происходит наглядная демонстрация. После чего под контролем взрослого его выполняет ребенок.

Когда дети выполняют артикуляционные упражнения, важно контролировать качество движений. Важно учитывать симметричность обеих сторон лица. Без этого артикуляционная гимнастика абсолютна бессмысленна.

К выполнению каждого упражнения нужно подходить творчески.

Сначала движения будут напряженными. Постепенно они станут более свободными, органичными и координированными.

В комплекс артикуляционных упражнений должны входить как статические, так и динамические задания.

Упражнения для губ

Их существует огромное количество. Это:

  • Улыбка - губы удерживаются в улыбке, зубы не должны быть видны.
  • Хоботок - губы вытягиваются вперед длинной трубочкой.
  • Заборчик - улыбка при сомкнутых зубах.
  • Бублик - округлить и вытянуть вперед губы. Зубы при этом должны быть сомкнуты.
  • Кролик - упражнение выполняется при сомкнутых зубах. Приподнять верхнюю губу, обнажив при этом соответствующие резцы.

Задания для развития подвижности губ

Артикуляционные упражнения для детей должны быть направлены и на развитие подвижности губ. Это:

  • Почесывание и покусывание зубами обеих губ.
  • Губы вытянуть вперед трубочкой. После чего растянуть их в улыбке.
  • Губы вытянуть трубочкой. Вращать их круговыми движениями, двигать влево и вправо.
  • Представить себя рыбкой, которая разговаривает. Хлопать губами друг о друга.
  • Взять носогубную складку верхней губы двумя пальцами одной руки, а нижнюю губу большим и указательным пальцами другой. Растягивать их вниз и вверх.
  • «Поцелуй». Щеки втягиваются внутрь, после чего резко открывается рот с характерным звуком.
  • «Уточка». Массировать вытянутые губы пальцами, пытаясь изобразить клюв. При этом большие пальцы обеих рук должны оказаться под нижней губой, а другие - на верхней.
  • «Недовольная лошадка». Пытаться изобразить звук, напоминающий фырканье лошади.

Статические и динамические упражнения для языка

Качественные артикуляционные невозможны без упорных занятий. Среди статических упражнений можно выделить следующие:

  • Птенчики. Открыть широко рот, при этом язык лежит неподвижно.
  • Лопаточка. Рот должен быть открыт, высунуть язык, расслабить его и в широком положении опустить на нижнюю губу.
  • Чашечка. Широко открыть рот. Высунуть язык, подняв при этом передний и боковой края. Язык не должен касаться зубов.
  • Жало. Выдвинуть вперед узкий напряженный язык.
  • Горка. Спинку языка поднять вверх, кончик при этом должен плотно упереться в нижние резцы.
  • Трубочка. Загнуть вверх боковые края языка.
  • Грибок. К нёбу присосать язык.

Комплекс артикуляционных упражнений должен включать динамические задания:

  • Маятник. Слегка приоткрыть рот и растянуть губы в улыбку. Кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.
  • Футбол. Рот должен быть закрыт. Напряженным языком поочередно упираться то в одну, то в другую щеку.
  • Чистка зубов. Закрыть рот. Обводить движением языка по кругу между зубами и губами.
  • Лошадка. Язык присосать к небу, затем щелкнуть языком. Цокать сильно и медленно.
  • Вкусное варенье. Открыть рот и облизать языком верхнюю губу.

Артикуляционные упражнения для звука «р»

Первое упражнение называется «Чьи зубы чище». Для его выполнения следует открыть широко рот и с внутренней стороны верхних зубов совершать движения (влево-вправо) кончиком языка.

Второе - «Маляр». Открыть рот, губы растянуть в улыбке. Делать кончиком языка движения вперед-назад по нёбу.

Третье - «Кто дальше загонит мяч». Упражнение делается на улыбке. Сделать язык широким. Его край положить на нижнюю губу и стараться длительно произносить звук «ф». Затем положить ватку на стол и сдувать ее на противоположную сторону.

Это всего лишь некоторые артикуляционные упражнения для звука «р», которые помогут вырабатывать правильные движения языка, его подвижность, подъем и т.д.

Представленные в статье задания помогут укрепить и развить определенные навыки у детей. Артикуляционные упражнения требуют грамотного и творческого подхода взрослого. Обязательно выполняйте их в игровой форме, не забывайте говорить названия каждого из них, что будет вызывать прямые ассоциации. И тогда детям будет интересно выполнять разнообразные упражнения.

1. Трубочка (то же, что у малышей «слоник». Отличие – держать более продолжительное время, без дырочки, крепко-крепко сжимая губки).

2. Отфыркивание – для расслабления губ.

3. Трубочка в сторону и на место (несколько раз).

4. Трубочка в другую сторону и на место (несколько раз).

5. Трубочка вверх и на место (несколько раз).

6. Трубочка вниз и на место (несколько раз).

7 . Почесать нижними зубами верхнюю губу, и наоборот.

8. Чередование трубочки, вытянутой вперед, и улыбки с приплюснутыми друг к другу губами. Быстро. Несколько раз подряд. Можно менять темп – то медленно, то с ускорением.

9. Верхняя губка огибает верхние зубы и тянется в глубь рта. А мы пытаемся ее оттуда вытащить, а она сопротивляется (происходит растягивание некоторое время – губа должна устать).

10. То же, с нижней губкой. Тянем, а она сопротивляется.

11. То же упражнение, но вместе одновременно верхняя и нижняя губа. Только в быстром темпе.

12. Область «усов» над верхней губкой попробовать сложить в складочки – как плиссированную юбку. Двумя руками. Подержать складочки. Губе очень больно. Отпустить. Повторить упражнение три раза.

13. Верхнюю губу поднять «за ниточку» как будто. Как в марионеточных куклах. Опустить. Повторить 10 раз.

14. То же, но опускать нижнюю губу.

15. Чередование: верхнюю поднять, нижнюю опустить, верхнюю опустить, нижнюю поднять.

После этих упражнений возникает ощущение усталых губ, они становятся горячими – кровь прилила к ним. Это тот эффект, который нужен.

Упражнения для языка

(к упражнениям, которые перечислены в разделе для детей 4–6 лет, добавляю еще эти):

1. Язычком описывать круги по деснам с внешней стороны 10 кругов в одну сторону, 10 кругов в другую. (В этом упражнении расслабляется корень языка.)

2. Складывать язык во всех возможных направлениях.

3. Попробовать языком дотянуться до носа, до подбородка.

Дикция

Теперь артикуляционный аппарат размят. Можно переходить к дикции. (Говорить лучше после упражнений на дыхание и стон.)

Дети плохо говорят! Не умеют формулировать мысль. Вокруг часто слышим речь нечеткую, невнятную, с пропуском звуков, цедящую сквозь зажатые челюсти, с обилием жаргона, с бедной интонацией. Той напевной, богатой оттенками русской речи, с хорошими протяжными гласными мало где встретишь.

Дикция – правильное, четкое произнесение звуков речи, слов.

Во всех группах используется пробка из-под вина. Она в качестве мешающего фактора заставляет язык с усилием работать. Так что после пробки говорить легче, и сама речь получается четче.

Не проглатывайте окончания!

Ребенок или взрослый, когда говорит в бытовой речи или со сцены, и мы слышим только начало слова, фразы. Не хватает энергии дыхания, эмоциональной зараженности на то, чтобы окончить, и даже выделить последний звук (звуки). Мы этого не замечаем в жизни, привыкаем так говорить. Если это терпимо в бытовой речи, то совершенно неприятно в сценической. Если сравнивать речь, звучащую со сцены, с приготовлением пищи и угощением нас, зрителей-гостей, блюдами, то кажется, что хозяин подал сырое блюдо, недожарил.

Рекомендации: Надо обращать внимание на произнесение концов слов – особенно согласных на конце – Б, П, В, Ф, К, Г, Д, Т. Усиленное их произнесение способствует и правильной работе дыхания. Дело в том, что при четком проговаривании этих согласных в конце слова, выбрасываются из легких лишние остатки воздуха, и автоматически ребра раскрываются для всасывания новой порции воздуха.

Темп речи снижает ее культуру!

Конечно же, если иметь в виду речь неподготовленную, бытовую. (Не скороговорки в тренинге, которые и предназначены для выработки четкости речи в быстром темпе.) А то, как говорят все в обычной жизни. Когда возникает «каша» во рту. Вот почему я постоянно прошу воспитанников на занятиях говорить медленно, четко, внятно. Чтоб артикуляционный аппарат успевал дорабатывать, договаривать. Кроме того, в образовавшихся паузах успевают возникнуть в сознании говорящего видения, необходимые для полноценного общения с партнером. Успевают возникнуть «лучи» взаимодействия с ним, в паузах возникает момент «Понял, не понял? Тогда объясню по-другому!». При быстрой речи не возникнет ничего. Я говорю о начальном этапе обучения. Дети, которые занимаются уже несколько лет, научены и могут ускорять темп без вреда для понимания, взаимодействия и оценок происходящего.

Упражнения: артикуляционные, дикционные.

Еще обратите внимание на произнесение двойных согласных, стоящих либо в середине слова, либо в конце одного и в начале следующего за ним слова. Например, читая скороговорку: Ткет ткач ткани на платки Тане , в словах тке т т кач встречается двойной твердый звук «Т». В бытовой речи мы не следим за этим нюансом, но для полноценной правильной речи хорошая дикция требует проговаривания именно двух звуков: тт . Или в другой скороговорке: «От топота копыт пыль по полю летит» . Так же требуется хорошо произнести двойной «Т» – о т т опота . Лучше брать эти два слова и отрабатывать отдельно от всей скороговорки, в разных темпах.

Мой ребенок не говорит «Р-р-р»!!!

Смотря какой вид дефекта представлен в данном случае. Как правило, имеет место вялый язык. Поэтому следует делать упражнения на восстановление тонуса языка, уложить его в правильное положение и делать КАЖДЫЙ ДЕНЬ по НЕСКОЛЬКУ РАЗ упражнение «Моторчик». Добиться трепетания кончика языка.

Выработать хорошую воздушную струю, накачать мышцы языка, расслаблять язык.

Упражнения на дыхание, артикуляционные упражнения

Отдельного внимания требует звук «Р». Необходимо привить детям любовь к раскатистому долгому звуку. Чтобы отвлечь детей от усиленного произнесения – излишнего напряжения в области языка (ротовой полости), мы подключаем руку. В момент выдоха, в процессе произнесения звука, мы рукой делаем вращательные движения, как будто рука является штопором, и мы ею сверлим широкую стену. Снимается напряжение с артикулирования, становится легче и веселее делать упражнение. Кроме того, в разделе «Пальчиковая гимнастика» говорится о взаимосвязи речи и движений рук. Здесь этот принцип с успехом применяется.


Похожая информация.



Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом . Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
  3. Повторите пункт №2 у зеркала


Возможно, определение «артикуляционная гимнастика» вызовет недоумение. Ведь все привыкли, что гимнастика нужна для укрепления мышц, для гибкости, ловкости… Все верно. Органы, участвующие в звукообразовании – губы, щеки, язык, – тоже состоят из мышц. И когда они недостаточно развиты, сильны, подвижны, речь получается неразборчивой, у говорящего словно «каша» из звуков во рту. Поэтому в развитии речи дошкольников артикуляционная гимнастика для детей имеет огромное значение. Ведь именно в детстве легче и важнее всего выработать нужные качества мышц, участвующих в речи.

Самые детские игры

Что же нужно этим мышцам? Губам, щекам и нижней челюсти – подвижность, языку – сила, упругость, ловкость, достаточная длина уздечки, способность быстро принимать разные положения и состояния. Не менее важно умение делать выдох нужной силы и в нужном направлении. Все эти способности ребенок вполне может приобрести к моменту начала активного говорения (около 2 лет), если все это время с ним заниматься артикуляционной гимнастикой. Кроме того, существуют различные комплексы артикуляционных упражнений, позволяющие исправить неправильное произношение некоторых звуков речи (шипящих, свистящих, [л], [р]) у детей 4, 5, 6, 7 лет. Так что значение таких занятий переоценить трудно.

Чтобы проблем с неправильным произношением было как можно меньше, начинать занятия по развитию артикуляции можно еще до 1 года – уже с первых месяцев жизни малыша. Сначала это будут звуки, которые показывает ребенку мама. Причем показывает утрированно, делая каждое движение преувеличенным, чтобы кроха постепенно запоминал движения губ.

Например, при купании, переодевании, во время игр для самых маленьких деток можно изображать:

  • шум воды;
  • гогочущих гусей;
  • рыбок (шлепать губами без звука);
  • вой ветра;
  • лошадок – цокать, фыркать;
  • собачек; высовывающих язык или рычащих;
  • слоников, вытягивающих хоботок;
  • кошечек, которые лакают, облизываются, мяукают;
  • ухающих сов;
  • тикающие часики;
  • пение петушка;
  • писк мышки и пр.

Такие занятия нужно проводить постоянно, чтобы малыш привыкал к тому, что речь – это активная работа губ, языка и всех остальных мышц, участвующих в процессе звукообразования. Вначале он будет просто смотреть, как это делают взрослые.

От двух до четырех

В возрасте 2-3 лет ребенок уже может повторять за родителями простейшие упражнения. С этого возраста занятия с дошкольниками должны носить систематический характер.

Чтобы убедиться, что все делается правильно, ребенку обязательно нужно зеркало. А чтобы малыш не считал занятия нудными уроками, выполнять которые не хочется, проходить они должны в виде игры. В это время можно рассказывать малышу сказочные истории о путешествиях язычка, слоника, отважных грибников, маленьких поварят и т. д. Можно облекать каждое упражнение в стихотворную форму.

В возрасте 3-4 лет уже можно контролировать правильное выполнение каждого движения, у деток постарше важно вырабатывать четкость и плавность.

Малыши 2-4 лет не способны долго концентрировать внимание и быстро устают, даже от игр. Поэтому занятие артикуляционной гимнастикой для детей этого возраста не должно длиться более 10 минут. Начинать нужно и вовсе с 2-3 минут в день, с самых простых упражнений, постепенно изучая все новые, по мере того, как будут освоены предыдущие.

Во время таких «уроков» чередуйте статичные и динамичные упражнения, чтобы дольше удерживать интерес малыша к занятию.


В этом возрасте подойдут следующие артикуляционные упражнения.

Статические:

  • «Улыбочка» – ребенок улыбается, скрыв зубы за сомкнутыми губами, положение сохраняется 4-5 секунд;
  • «Блинчик» – язычок выкладывается в расслабленном, плоском состоянии на нижнюю губу, но не выдвигается вперед (держим также около 5 секунд);
  • «Бегемотик» – малыш держит ротик широко открытым около 5 секунд;
  • «Хоботок» – губы складываются в трубочку и вытягиваются вперед, насколько возможно (задержать положение до 5 секунд);
  • «Голодный хомячок» – втянуть щеки и задержаться в таком положении на 5-6 секунд.

Динамические:

  • «Месим тесто» – язык находится в положении «блинчика», в это время ребенок смыкает-размыкает губы, слегка покусывает язык зубками;
  • «Чистим зубки» – кончиком языка малыш должен провести по верхним зубкам слева направо, затем точно так же по нижним;
  • «Змейка (стрелочка)» – язычок нужно сделать узким, острым и вытянуть максимально вперед, задержать на несколько секунд;
  • «Качели» – с открытым ртом надо поочередно поднимать язычок вверх и опускать вниз. Можно выполнить вариацию: сделать упражнение перед зубками и за зубками;
  • «Часики» – с открытым ртом малыш поочередно касается кончиком язычка правого и левого уголка рта;
  • «Шарики» – малыш надувает щечки, а затем хлопает по ним пальчиками, выпуская воздух;
  • «Сытый хомячок» – надуваются сначала обе щечки, затем каждая по очереди.

Начинать нужно с 2-3 повторений, постепенно увеличивая их число до 7-10. Но если ребенок устает, занятие следует остановить и доделать оставшуюся часть в другое время.

Домашние занятия по развитию артикуляционного аппарата у малыша не стоит прекращать, если он пошел в садик. Занятий, проводимых воспитателем со всей группой в детском саду, может быть недостаточно. Ведь в детском коллективе сложно уделить достаточное внимание каждому ребенку индивидуально, чтобы убедиться, что он все выполняет правильно и в нужном объеме. Даже если кроха занимается у профессионального логопеда, он вам посоветует закреплять пройденное дома.

От четырех до семи

В этот период своего развития дошкольник (или младший школьник) уже готов к более продолжительным и сложным по содержанию занятиям. Комплекс артикуляционных упражнений может длиться уже до 20 минут. Ребенок теперь в состоянии выполнять довольно сложные просьбы взрослых, поэтому «заковыристые» упражнения больше подходят именно для этой возрастной группы.

В этом возрасте ребенку можно показывать видео уроки по развитию артикуляционного аппарата (при этом и сами родители могут более правильно освоить методику проведения таких занятий).

Обучая своего ребенка правильной речи, следите, чтобы ваша собственная речь тоже была правильной. Дети учатся, копируя наши действия. Поэтому если у родителей есть дефекты речи или они неграмотно строят предложения, то же самое будут делать и дети. Если вы сами не выговариваете какие-то звуки, займитесь сначала своей артикуляцией. Добейтесь чистого звукоизвлечения и только после этого учите своего кроху. В противном случае переучивать его придется логопеду. А это намного сложнее.

К тому же, такая ситуация непременно окажется стрессовой для ребенка, когда он попадет в языковую среду, отличную от той, что окружает его дома (например, пойдет в детский сад). Ведь для него все, что делают родители, априори правильно.

Итак, артикуляционная гимнастика для возраста 4-7 лет выглядит следующим образом.

Упражнения для развития подвижности губ:

  • «Слоник» («Хоботок»);
  • «Улыбочка»;
  • «Бегемотик»;
  • «Блинчик»;
  • «Заборчик»;
  • Чередование «Улыбочка» – «Заборчик».


Упражнения для укрепления мышц языка:

  • «Блинчик»;
  • «Качели»;
  • «Месим тесто»;
  • «Сердитая киска» – кончиком языка малыш упирается в нижние зубы, середину языка выгибает «горкой», теперь нужно слегка покусывать «горку» зубками;
  • «Змейка»;
  • «Парус» – ребенок должен упереться кончиком языка в передние зубы и задержаться так несколько секунд (рот при этом открыт);
  • «Маляр» – нужно «покрасить» язычком нёбо по направлению от зубов к горлу;
  • «Чистим зубки»;
  • «Часики»;
  • «Чашечка» – ротик нужно широко открыть, высунуть язычок и сделать его округлым, подняв кончик и бока (удерживать так несколько секунд, не касаясь губ или зубов);
  • «Индюшонок» – ребенок быстро двигает кончиком языка по верхней губе вперед-назад, издавая звук «бл»;
  • «Вкусное варенье» – широким языком малыш должен облизать верхнюю губу сверху вниз;
  • «Дятел» – острым кончиком языка нужно быстро бить за верхними зубами у их основания, произнося звук «д»;
  • «Моторчик» – упражнение похоже на предыдущее, только выдыхать нужно с большей силой и произносить «дын-дын».

Упражнения для развития подъязычной уздечки:

  • «Грибочек» – язык надо присосать к нёбу (ротик максимально открыт) и так задержать на 7-10 секунд;
  • «Гармошка» – упражнение похоже на предыдущее, только нижнюю челюсть при этом нужно покачивать – открывать с максимально возможной амплитудой и немного прикрывать;
  • «Лошадка» – упражнение похоже на грибочек, только более динамичное: язычок нужно отрывать, издавая звук, похожий на цокание копыт.

Упражнения для щек:

  • «Голодный хомячок»;
  • «Сытый хомячок»;
  • «Шарики».

Занимаясь с ребенком артикуляционными упражнениями дома, следует помнить о том, что во время таких игр малыш должен находиться в хорошем настроении и заниматься с удовольствием. Занятия после 4 лет можно организовывать по 2 раза в день продолжительностью около 10 минут каждое. Одно из основных слагаемых успеха – систематичность тренировок и их игровая форма. Никакого насилия и никакой «обязаловки»!

В идеале время выполнения каждого упражнения – около 10 секунд. Но ориентироваться следует на желание и способности ребенка. Если он устает или не хочет – лучше на время снизить темпы.

Если какое-то упражнение не получается даже у вас, не стесняйтесь признаться в этом малышу и предложить ему поучиться вместе. Можно посмотреть его на видео, попробовать снова и вместе решить, что вы непременно осилите сложную игру.

Занятия на отработку артикуляции не обязательно должны быть именно занятиями – элементы упражнений можно включать в повседневную жизнь: подражать домашним животным, облизывать ложку или тарелку во время еды и т. д.

Тренируем силу выдоха

В любом возрасте будут полезны упражнения для тренировки дыхания. Ведь если у ребенка не будет развита сила речевого выдоха, он не сможет произносить длинных фраз, будет добирать воздух в процессе говорения и договаривать предложение либо шепотом, либо «взахлеб».

Тренировать речевое дыхание можно при любом удобном случае. Например, читая книжку. Если в ней есть описание ветра, мама может изобразить, как он дует. Придя зимой с прогулки, можно подуть на озябшие ручки. Купая кроху в ванной, дуем на пенку, сдуваем ее с рук. За обедом можно подуть на горячий чай. Такие игры кроме непосредственной пользы принесут ребенку и массу положительных эмоций.

Основной упор при развитии речевого дыхания следует делать на то, чтобы ребенок мог сделать длительный плавный выдох одинаковой силы на всем протяжении. Это поможет ему в дальнейшем правильно распределять количество воздуха при произнесении длинных фраз.

Существуют специальные упражнения на отработку речевого дыхания.

  • «Одуванчик». Летом на прогулке нужно найти опушенный одуванчик и показать малышу, как сдувать с него пух.
  • «Бабочка». Вырезать бумажную бабочку. Прикрепленная к нитке, она очень красиво порхает, если правильно на нее подуть – ровно и долго.
  • «Снежинка». Нужно сделать снежинку – распушить маленький кусочек ватки. Когда на нее дуют, она летает. Чем дольше выдох, тем выше летит снежинка.
  • «Пушок». То же самое, только с перышком. Играть можно вдвоем: мама гонит пушинку к ребенку, он – обратно к ней.
  • «Ивушка». К карандашу или палочке приклеивают несколько узких полосок бумаги. Делая «ветерок», малыш заставит «ветви ивы» колыхаться.
  • «Свечка». Малыш должен научиться задувать свечку (например, для своего дня рождения).
  • «Перелетные птицы». Вырезанные фигурки небольших птиц кладут на стол. По команде («птички улетают!») взрослый вместе с ребенком дует на птичек. Чья улетит дальше – тот и победил.
  • «Дудочка». Игрушка в виде дудочки или свистка (свистульки) также прекрасно тренирует дыхание.
  • «Буря в стакане». Ребенок с силой дует в трубочку для коктейля, помещенную в стакан с водой или напитком. Настоящая буря!

Такова общая методика развития артикуляционного аппарата у дошкольников. Корректировать ее нужно исходя из возможностей, здоровья, интересов ребенка. Кому-то вместо «Змейки» упражнение лучше назвать «Иголочка» или «Стрела», с кем-то больше внимания уделять растяжению уздечки (особенно если малышу не удаются звуки [р] и [л]), кто-то не отличается усидчивостью, тогда занятия придется делить на 3-4 захода за день и выполнять их совсем маленькими порциями.

Если же, несмотря на все усилия родителей, к 4-5 годам ребенок не научился правильно произносить все звуки или путает, к примеру, звонкие с глухими, следует обратиться за помощью к логопеду. Возможно, у малыша есть врожденные дефекты органов речи (нёба, языка), либо у него неправильный прикус, слишком короткая подъязычная уздечка, короткий язык, большие губы и т. д. К дефектам речи приводит и повышенный тонус мышц губ, языка, гортани.

Для коррекции таких дефектов может понадобиться курс логопедического массажа или даже оперативное вмешательство.

Правильная, красивая речь, окрашенная яркой интонацией, имеющая приятную ритмику, не появится у ребенка просто так. Это – большая «незаметная» работа, которую предстоит проделать родителям малыша в первые 5-6 лет его жизни, чтобы потом он мог уже самостоятельно обогащать и совершенствовать речевой багаж в школе, радуя папу с мамой своими успехами.

Упражнение 1

Попеременно высовывать узкий напряженный язык («жалом») и широкий расслабленный («лопатой»).

Упражнение 2

С усилием упереть кончик языка в верхние зубы, затем расслабить, уложив на дно полости рта. Губы и зубы разжать, рот приоткрыть.

Упражнение 3

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удержать позу на счет 1-5.

Упражнение 4

Растянуть губы в улыбку с напряжением, затем расслабить губы и вернуть в прежнее положение.

Упражнение 5

Попеременно сжимать с усилием и разжимать челюсти и губы. Расслабиться, свободно опустив нижнюю челюсть.

Упражнение 6

Медленно опускать и поднимать расслабленную нижнюю челюсть без напряжения и утомления, широко открывая рот.

Упражнение 7

Оттянуть язык назад с усилием. Ощутить напряжение корня языка. Затем расслабить язык, уложив его на дно полости рта.

Упражнения для голосового аппарата

Зевок - это безусловный рефлекс, произвольный дыхательный акт, который состоит из медленного вдоха и быстрого энергичного выдоха. Зевание уменьшает напряженность, скованность голосового аппарата.

Упражнение 1

Раскрыть широко рот, глубоко зевнуть. Повторить упражнение.

Упражнение 2

Зевнуть и, перебивая зевание, протяжно произнести звук м-м-м. Повторить 10-15 раз.

Упражнение 3

Зевнуть, на выдохе произнести слоги ах, ух, ох сначала беззвучно, а затем озвучив их.

Упражнение 4

Зевание с произношением слогов мумми, момми, мамми на выдохе. Повторить 10-15 раз.

Обратите внимание!

При выполнении упражнений следует улавливать контраст между напряжением и расслаблением мышц. Ежедневно мысленно воспроизводите во всех деталях приятное ощущение расслабленности.

Овладев релаксацией, вы научитесь снимать напряжение и усталость, почувствуете себя спокойнее и раскрепощенное.

Глава 5 Тренируем речевые мышцы

Работающие мускулы - крепнут,

неработающие - засыпают, неправильно

работающие - разрушаются.

Общие сведения

Хорошая дикция - основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей - языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).

Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

♦ При выполнении артикуляционных упражнений соблюдайте следующие правила:

♦ выполняйте упражнения только перед зеркалом с опорой как на визуальный контроль, так и на двигательные ощущения;

♦ избегайте сопутствующих (дополнительных) движений;

♦ выполняйте упражнения в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений;

♦ переходите к следующему упражнению только после того, как усвоено предыдущее;

♦ тренируйтесь 2-3 раза в день по 7-10 минут.