Приложение I. Виктор Цой: дневник интервью

Личность талантливого человека всегда несет в себе элемент загадки. Многих интересуют ответы на вопросы, как Виктор Цой относился к жизни, какой у него был любимый цвет и т.п. Кто-то периодически причисляет его к пророкам, «неведомым посланцам». Другие называют его певцом перестройки, борцом за правое дело, героем поколения 80-х. Ответы на эти и другие вопросы можно найти в интервью Виктора Цоя.

Виктор Цой всегда находил время для общения с журналистами. Например, перед концертами в Москве в октябре 1989 года он в течение 4-5 часов вместе со своим продюсером Юрием Айзеншписом обошел крупные редакции всех московских газет. В каждом гастрольном городе Цой давал как минимум одно интервью крупной местной газете. Если Виктор в лице журналиста встречал действительно сочувствующего человека, то он всегда вполне откровенно отвечал на его вопросы.

Первый директор группы «Кино» Юрий Белишкин вспоминал: «1989 год, Волгоград, журналистка, Аня Гончарова, по-моему. Единственная, кто дозвонился ко мне и уточнил все детали перед тем, как взять у Вити интервью. Так вот, она общалась два с половиной часа – и с кем, с Цоем, из которого, по мнению большинства журналистов, кроме «да – нет – не знаю» и слова-то больше не вытянешь! Она просто любила его как человека, сопереживала и хотела понять».

К подобным интервью также можно отнести: Сергею Шапрану в Минске, Л. Чебанюк в Архангельске, ответы на записки в ДК Связи и 344 школе г.Ленинграда.

Ставшая мифом «восточная немногословность» рок-музыканта от скромности, а не от скрытности или замкнутости. «Я отвечаю, когда меня спрашивают. Если меня не спрашивают, я не отвечаю» - вот и вся его позиция.

Другое дело, вопросы журналистов. Они, как правило, не отличались разнообразием, и только поэтому музыканту не хотелось повторяться, что по-человечески понятно. Не каждый из «акул советского пера» мог настроить Виктора на откровенность или просто оказывался не в теме, и поэтому вынужден был довольствоваться односложными ответами.

В то же время, если перед ним оказывался профессиональный журналист, умеющий нестандартно поставить вопрос, то и ответы Виктора также были необычными и интересными. Для примера можно назвать интервью французским журналистам для фильмов «Рок вокруг Кремля» и «Рок в Советах», интервью Сергею Шолохову на кинофестивале «Золотой Дюк», интервью в передачах «Взгляд», «До шестнадцати и старше», «Утренняя почта» и др.

Не надо также забывать, что многие интервью Цою приходилось давать в обстановке концертного шума и гастрольной суеты.

Поэтому «восточная немногословность» Виктора Цоя немного преувеличена. С одной стороны, в рождении этого мифа сыграл свою роль врожденный темперамент самого Цоя. Мама Виктора как-то вспоминала, что, будучи грудным ребенком, ее сын предпочитал тишину и покой всякому шуму. Однако, что в этом восточного? Можно подумать, что все русские болтуны, а корейцы и японцы молчуны. Конечно, это не так. С другой - устойчивый миф о молчаливости Цоя связан с многочисленными воспоминаниями об этом его друзей, а точнее знакомых. Всем остальным ничего не оставалось делать, как только повторять слова людей, с которыми Цой по той или иной причине не хотел быть откровенным.

История сохранила нам уникальные архивные фото и видеоматериалы, из которых видно насколько Виктор был общительным, жизнелюбивым человеком с хорошим чувством юмора. Режиссер фильма «Игла» Рашид Нугманов вспоминал: «когда говорят о Викторе, что он человек необщительный или – грубый, отталкивает людей – это не так. Просто, особенно в последнее время, он общался с очень немногими, но с друзьями был замечательным, открытым человеком. Мы могли говорить с ним о чем угодно – о кино, о музыке, о жизни вообще. Но, наверное, сутью наших разговоров, как и любого дружеского общения, было выяснение нашей правоты: «Ведь я прав, что…».

Интервью Виктора Цоя позволяют отчетливо увидеть в его личности то, что чувствуется, но ускользает в его песнях. Виктор почти всегда афористично мыслил, но не всегда мог литературно сформулировать ответ на вопрос. С определенными оговорками это можно сказать о песнях, в которых не всегда различима граница между лирическим героем и автором. Ответы Цоя в некоторых случаях помогают точнее понять ту или иную песню, которые как бы расшифровываются с помощью интервью.

Есть еще одна общая для интервью и песен особенность – ирония. Без особого чувства юмора невозможно представить творчество Цоя. «Алюминиевые огурцы», «Без десяти девять часов», «Это не любовь», «Фильмы», «Малыш», хулиганские песни типа «Прохожий», «Мама Анархия», песни с социальным подтекстом типа «Бошетунмай», «Следи за собой», «Муравейник» и нек. др. как раз отличаются тонкой иронией. Выполненные в жанре неограффитизма рисунки Цоя также по-своему смешны и абсурдны.

Эта особенность Цоя не ускользнула от рок-критика Александра Старцева, который еще в 1985 году заметил по поводу своего интервью: «Это трудно передать - всю ироничность Цоя, когда любая фраза начинается всерьёз, а кончается с такой интонацией, что не совсем понятно, смеётся он где-то внутри, или нет. Скорее всего, и то, и другое одновременно».

Так или иначе, без интервью портрет Виктора Цоя был бы неполным. Даже несмотря на сомнения в том, насколько ответы Цоя соответствуют тому, что он говорил на самом деле. В некоторых случаях действительно можно говорить о недобросовестности журналистов. Сам Виктор неоднократно жаловался, что они «так все изменят, что себя не узнаешь».

Конечно, иногда встречаются расхождения в записи и в расшифровке интервью, но в целом совпадения составляют, на мой взгляд, не менее 80 процентов. Сегодня можно не только прочитать большую часть известных интервью, но и услышать и увидеть их в записи. Наиболее достоверные из них могут стать своего рода лакмусовой бумажкой для всех остальных публикаций. В библиографии я указал интервью, сохранившиеся на аудио или видео носителе. Все они могут стать хорошей основой для создания сборника «Виктор Цой. Книга интервью».

Библиография интервью Виктора Цоя

Составил Андрей Дамер

1. Виктор Цой комментирует начало выступления группы «Гарин и Гиперболоиды». 1 января 1982 г., Москва. Концерт записал Алексей Дидуров. Издан на 3 диске МП3 коллекции «Кино». MOROZ RECORDS. 2000-2006.
2. Виктор Цой комментирует песню «Холодильник». Акустический концерт в рок-клубе, 1982 г. Издан на 5 диске МП3 коллекции «Кино». MOROZ RECORDS. 2000-2006.

3. Ответы на вопросы после выступления на концерте в Москве, 3-4 января 1983 г. В.Цой, А.Рыбин. Изданы на 5 диске МП3 коллекции «Кино». MOROZ RECORDS. 2000-2006.
4. Краткая история «Кино», интервью с В. Цоем и Б.Гребенщиковым, ноябрь 1983 г. Ленинград, Рок-клуб. 30.11.1983 г. Полный текст в Интернете: .
5. Интервью для стенной газеты факультета журналистики Свердловского университета в декабре 1983 г., беседовала Ольга Тарасова. Не опубликовано.

6. Виктор Цой комментирует песню «Троллейбус». Концерт у П. Краева (Песни под гитару), 1984 г. Издан на 2 диске МП3 коллекции «Кино». MOROZ RECORDS. 2000-2006.
7. Виктор Цой комментирует песню «Я иду по улице». Майк и Цой. Концерт у П. Краева, декабрь 1984 г. Издан на 2 диске МП3 коллекции «Кино». MOROZ RECORDS, 2000-2006.
8. А почему не «Кино»? Ответы на вопросы после выступления в кон. декабря 1984 г. в Академгородке г. Новосибирска, ж. ИД, №2 и №3, март-май 1985. Запись сохранилась.

9. Фрагмент интервью В.Цоя в д/ф «Rock Around the Kremlin», Zarafa Films. France, лето 1985 г. Запись сохранилась.
10. КИНО: Взгляд с экрана, интервью с В.Цоем и Ю.Каспаряном ведет Алек Зандер (Александр Старцев), Рокси, № 10, сент.-декабрь 1985. Ленинград. Включено с сокращениями в сборник ВИКТОР ЦОЙ: Стихи, документы, воспоминания (Л., Новый Геликон. 1991, С. 176-177). Полный текст в Интернете: Goldenunder .
11. Фрагменты интервью с В.Цоем, беседовала Джоанна Стингрей на Проспекте Ветеранов, Ленинград, 1985 г. Впервые были показаны на каналах российского телевидения, выборочно напечатаны в альбоме Виктор Цой. Фотоальбом. Red Wave. MOROZ RECORDS, 1996. Частично изданы (видео) на 2 диске МП3 коллекции «Кино». MOROZ RECORDS. 2000-2006. Запись сохранилась.

12. Интервью В.Цоя газете «Политехник», Ленинград, 24 апреля 1986. Включено в сборник ВИКТОР ЦОЙ: Стихи, документы, воспоминания (Л., Новый Геликон. 1991, С. 196).
13. Маленькое интервью, после выступления на концерте в Таллине (ДК Креукса), 5 октября 1986 г., беседовал Н.Мейнерт, настольная газета Про Рок (орган печати таллинского рок-клуба), июль-октябрь 1986. Перепечатано в сборнике Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.60-61).
14. Из выступления В.Цоя в Ленинградском Дворце Молодежи во время концерта гр. «Кино», 19 октября 1986 г. Издан на 6 диске МП3 коллекции «Кино». MOROZ RECORDS, 2000-2006.
15. Ответы на вопросы после выступления на неизвестном концерте в Ленинграде, 1986 г. Опубликованы в сборнике Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.135). Частично изданы на 2 диске МП3 коллекции «Кино». MOROZ RECORDS, 2000-2006.
16. Ответы на вопросы после выступления В.Цоя и Ю.Каспаряна в Ленинграде (ДК Связи) в декабре 1986 г. на встрече с клубом «Вираука». Опубликованы в сборнике Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.129-134). Изданы на 7 диске МП3 коллекции «Кино». MOROZ RECORDS, 2000-2006.

17. Фрагмент интервью В.Цоя в д/ф «Рок» (реж. А.Учитель), 1987. Запись сохранилась.
18. Интервью В.Цоя газете «Аргументы и факты», Москва, 1987. №39. Включено в сборник ВИКТОР ЦОЙ: Стихи, документы, воспоминания (Л., Новый Геликон. 1991, С. 197-198).
19. Виктор Цой комментирует песни «Я объявляю свой дом», «Мы хотим танцевать», «Это не любовь». Акустический концерт в Москве, 1987. Издан на 1 диске МП3 коллекции «Кино». MOROZ RECORDS, 2000-2006.
20. Ответы на вопросы во время выступления В.Цоя и Ю.Каспаряна в Дубне, март 1987. Изданы на 2 диске МП3 коллекции «Кино». MOROZ RECORDS, 2000-2006.
21. Интервью В.Цоя белорусскому радио, фестиваль «Литуаника» в Вильнюсе, 23 мая 1987. Опубликовано в сборнике Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С. 63-64). Запись сохранилась.
22. Нас обманули со всем этим... Молодежь Эстонии, 9 мая 1988, Таллинн. Лето 1987.
23. Беседа Джоанны Стингрей с Виктором Цоем, фрагмент в д/ф «Солнечные дни» (реж. Д.Стингрей, А.Липницкий), 1992. Издано на DVD: Виктор Цой и группа «Кино». Часть 2. MOROZ RECORDS, 2004. Текст в Интернете: Tsoi16 .
24. Виктор Цой комментирует песни «Город», «Солнечные дни» и «Я иду по улице». Первый концерт Виктора Цоя на юге, 1987. Издан на 7 диске МП3 коллекции «Кино». MOROZ RECORDS, 2000-2006.
25. День в «Кино», разговор Феликса Аксенцева с Виктором Цоем по телефону в ноябре 1987 г., Ленинград - Алма-Ата. Опубликовано в журнале «Родник» №10, 1988. Включено в сборник ВИКТОР ЦОЙ: Стихи, документы, воспоминания (Л., Новый Геликон. 1991, С. 223-224).
26. Интервью В.Цоя бюллетеню «Новый фильм» («Жана фильм»), Алма-Ата, март 1988. Включено в сборник ВИКТОР ЦОЙ: Стихи, документы, воспоминания (Л., Новый Геликон. 1991, С. 201-203).
27. Виктор Цой комментирует песню «Следи за собой». Концерт в Алма-Ате, декабрь 1987. Издан на 7 диске МП3 коллекции «Кино». MOROZ RECORDS, 2000-2006.

28. Ответы на вопросы во время выступления в школе №344 г. Ленинграда. Опубликованы в сборнике Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.135-138). Изданы на 8 диске МП3 коллекции «Кино». MOROZ RECORDS, 2000-2006.
29. Фрагменты интервью В.Цоя передаче «До 16-ти и старше...», Москва, осень 1988. Гостелерадиофонд. BSP б/№ (75-0250). Запись сохранилась.
30. Виктор Цой комментирует песни альбома «Это не любовь». Акустический концерт у Беляева, 1988. Издан на 4 диске МП3 коллекции «Кино». MOROZ RECORDS, 2000-2006.
31. Виктор Цой комментирует песню «Когда твоя девушка больна» и отвечает на вопросы. Концерт в Таллинне, 6 марта 1988. Издан на 4 диске МП3 коллекции «Кино». MOROZ RECORDS, 2000-2006.
32. У нас у всех есть какое-то чутье, в разговоре с В.Цоем принимали участие: А.Астров, В.Андреев, А.Бурлака, Г.Казаков, апрель 1988 г., журнал «РИО». №19, 1988. Перепечатано в газете Московский Комсомолец, 23 сентября 1990. С.3. В этом виде включено в сборник ВИКТОР ЦОЙ: Стихи, документы, воспоминания (Л., Новый Геликон. 1991, С. 181-189). Скорее всего, в публикации «МК» два интервью (апрель 1988 г. и май 1990 г.) были объединены.
33. Виктор Цой комментирует песню «Когда твоя девушка больна». Концерт в ДК Железнодорожников, апрель 1988. Издан на 8 диске МП3 коллекции «Кино». MOROZ RECORDS, 2000-2006.
34. Редкая группа крови, ответы на вопросы во время выступления В.Цоя в ЛДМ, май 1988 г., записал М.Садчиков, Калейдоскоп, № 33, 2000. Перепечатаны в сборнике Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.135).
35. Мне приснилось – миром правит любовь…Мне приснилось – миром правит мечта, интервью с В.Цоем в Воронеже записала Елена Янушевская, май 1988 г., Сверстник, №16, 1992. Воронеж.
36. Мы не прощаемся, Виктор, интервью с Цоем летом 1988 г. подготовил В.Куликов, Тверская жизнь, 1991.
37. В.Цой и Н.Разлогова отвечают на вопросы Сергея Шолохова на кинофестивале «Золотой Дюк» 16 сентября 1988 г., Одесса. Изданы на 3 диске МП3 коллекции «Кино». MOROZ RECORDS, 2000-2006.
38. Цой, который гуляет сам по себе, вопросы с пресс-конференции Р.Нугманова и В.Цоя на кинофестивале «Золотой Дюк» (теплоход «Федор Шаляпин») 16 сентября 1988 г., Одесса. Записал Александр Милкус, Красноярский комсомолец, 29 августа 1989. С сокращениями напечатано в сборнике Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.86-89). Запись сохранилась.
39. Фрагмент интервью В.Цоя из д/ф «Rock Around the Kremlin». N.Minz. France. 1988. Запись сохранилась.
40. Hовые пролетарские герои, интервью с В.Цоем для журнала 7a Paris, Париж, 1988. Перевод с французского.
41. Потушите в зале свет... Интервью во время концертов в ноябре 1988 г. в Москве записала В. Мамонтова. Советский цирк, 1990. Полный текст в Интернете:
Kinoman
42. Выступление В.Цоя перед зрителями на концерте-мемориале А.Башлачева, 20 ноября 1988 г., Издано на 9 диске МП3 коллекции «Кино». MOROZ RECORDS, 2000-2006.
43. Интервью В.Цоя Сергею Черникову на новосибирском радио в декабре 1988 г., Новосибирск. Эфир - февраль 1990. Запись сохранилась.
44. Интервью В.Цоя А.Козлову во время выступления в с/к Север, Новосибирск, декабрь 1988. Опубликовано в январе 1989. Перепечатано в сборнике Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.35).

45. Интервью В.Цоя на английском языке датскому радио, Копенгаген, 14 январь 1989. Не опубликовано.
46. Интервью В.Цоя алма-атинскому радио, Алма-Ата, февраль 1989. Впервые опубликовано в газете «Дружные ребята», 25 марта 1989. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.65-67). Аудиофайл фрагмента интервью: .
47. Интервью В.Цоя во время гастролей в Алма-Ате, февраль 1989. Алма-Ата, Тутти-news, №5, март 1991. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.67-69).
48. Не сотвори себе кумира, интервью во время гастролей в Алма-Ате, февраль 1989. Алма-Ата, Ленинская смена, 22 июня 1991. Включено в сборник ВИКТОР ЦОЙ: Стихи, документы, воспоминания (Л., Новый Геликон. 1991, С. 209-210).
49. Фрагменты интервью В.Цоя во Франции в апреле 1989 г. из д/ф «Rock in Soviet», Франция, 1989. Один фрагмент издан на 2 диске МП3 коллекции «Кино». MOROZ RECORDS, 2000-2006.
50. Виктор Цой: «Стараюсь обычно верить в лучшее», во время гастролей в Мурманске, апрель 1989 г. Интервьюировала Татьяна Бавыкина, Мурманск, Комсомолец Заполярья, 13 мая 1989. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.71-73).
51. Я отказываюсь перевоплощаться, интервью мурманскому ТВ в апреле 1989. Запись сохранилась частично. Полный текст в Интернете:
Kinoman
52. Интервью В.Цоя газете «Советская молодежь», Рига, 6 мая 1989. Включено в сборник ВИКТОР ЦОЙ: Стихи, документы, воспоминания (Л., Новый Геликон. 1991, С. 206-209).
53. Виктор Цой: «Не тронь мою душу…», во время гастролей в Волгограде, апрель 1989 г. Интервьюировала А.Гончарова, Волгоград, Молодой ленинец, 6 мая 1989. Включено в сборник ВИКТОР ЦОЙ: Стихи, документы, воспоминания (Л., Новый Геликон. 1991, С. 203-206). Запись сохранилась
54. Творчество возможно без суеты, во время гастролей в Свердловске, май 1989 г. О.Матушкин, На смену! 3 июня 1989. С. 4.
55. Интервью В.Цоя Сергею Шапрану во время гастролей в Минске (7 мая 1989), Минск, Знамя Юности, сентябрь 1989. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.73-83). Запись сохранилась.
56. Без охоты данное интервью, Краснодар, Киноэкран Кубани, 1 июля 1990. Во время гастролей в Краснодаре, май 1989. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.126-127).
57. Пою о том, что волнует, беседовала с В.Цоем Ольга Панчишкина во время гастролей гр. «Кино» в Краснодаре, май 1989, Комсомолец Кубани, 30 июня 1989. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.83-86).
58. КИНО Виктора Цоя, интервью А.Петрова, Страж Балтики, Калининград, 24 сентября 1989. Во время гастролей в Калининграде, 16-17 сентября 1989.
59. В.Цой: «Живу надеждой на лучшее время», интервью взял Александр Игудин, Ленинград, Ленинские искры, 30 сентября 1989. С.6. Перепечатано с сокращениями в журнале «Костер», №8, август 1991. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.92).
60. У тебя были строгие родители, фрагмент интервью во время гастролей в Харькове, 20-21 сентября 1989. Запись сохранилась.
61. Интервью В.Цоя украинскому радио во время гастролей в Харькове, 20-21 сентября 1989. Программа «4 М»; Опубликовано в статье Цой: «Хочу быть самим собой…» // Весло, №1-2. 1991, Киев. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.89-91). Запись сохранилась.
62. Интервью В.Цоя Дмитрию Шитлину, Алексею Тарнопольскому, Харьков, Старт, №1, 1991.
63. Билет на вечерний сеанс, интервью взял Игорь Воеводин во время гастролей в Москве (октябрь 1989 г.), Московская правда, 4 ноября 1989. С.3. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.94-95).
64. Он не ищет славы, интервью Артуру Гаспаряну во время гастролей в Москве (октябрь 1989 г.), Московский Комсомолец, 26 октября 1989.
65. Интервью В.Цоя Евгению Станкевичу для московского радио. Во время гастролей в Москве, октябрь 1989. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.95). Запись сохранилась.
66. Фрагменты интервью В.Цоя московскому ТВ во время записи клипов в октябрь 1989. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.92-93). Запись сохранилась.
67. Фрагмент интервью В.Цоя в передаче «Взгляд». Москва, 1989. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.64-65). Запись сохранилась.
68. Интервью В.Цоя Юрию Николаеву для передачи «Утренняя почта». Москва, 19 ноября 1989. Запись сохранилась.
69. Человек из поколения дворников и сторожей, вопросы В.Цою задавал Лев Беляев, Красноярский Комсомолец, 9 декабря 1989. Во время гастролей в Красноярске, 1-4 декабря 1989. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.95-99).

70. Интервью Виктора Цоя и Рашида Нугманова в Нью-Йорке 6 февраля 1990 г., журнал Премьер, 1990.
71. Виктор Цой: в «Кино» и в жизни, интервью Г. Каиповой во время гастролей группы «Кино» в Ташкенте, 9-11 марта 1990 г., Ташкентская правда, 12 мая 1990. Полный текст в Интернете: Kinoman
72. Интервью взял Ю.Казаченко во время гастролей в Ташкенте, Вечерний Ташкент, 11 марта 1990. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.103-104).
73. Интервью В.Цоя газете «Комсомолец Узбекистана», Ташкент, 17 марта 1990. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.105-106).
74. Интервью взял И.Серебряков во время гастролей группы «Кино» в Запорожье, Черная суббота, 4 октября 1990.
75. Одно из последних интервью Виктора Цоя, интервью И.Бурлаковой во время гастролей «Кино» в Киеве, март-апрель 1990 г., Событие, 23 марта 1991. Также на Украинском радио в передаче «Гарт», «УТ» в июне 1990. Аудиозапись. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.112-113). Запись сохранилась.
76. Виктор Цой: «Перемен требуют наши сердца!», беседовали с В.Цоем Татьяна Денисова и Дмитрий Гордон, Вечерний Киев, 7 апреля 1990. С.1. Во время гастролей «Кино» в Киеве, март-апрель 1990.
77. …И он сказал: «Всем удачи в службе!», интервью сержанта И.Кроля, Архангельск, Часовой Севера, 26 декабря 1990 – 1 января 1991. Во время гастролей в Киеве, март-апрель 1990. Скорее всего, это интервью переработка предыдущего (76), хотя и добавлены несколько новых вопросов.
78. А тем, кто ложиться спать, спокойного сна, беседовали с В.Цоем Людмила Микитюк и Людмила Чугунова, Молодежь Украины. 4 квитня 1990.
79. Фрагмент интервью Александру Ягольнику для Украинского радио. Радиопередача «Блиц». Эфир 18 апреля 1990. Во время гастролей в Киеве, март-апрель 1990. Запись сохранилась.
80. Интервью взял Александр Ягольник во время гастролей «Кино» в Киеве, март-апрель 1990 г.
Печаталось во множестве вариантов, с разным количеством вопросов, разной их последовательностью и редакцией:
а) Место для шага вперед. // Комсомольское знамя. Киев, 23 сентября 1990 г. А. Ягольник. В этом виде включено в сборник ВИКТОР ЦОЙ: Стихи, документы, воспоминания (Л., Новый Геликон. 1991, С. 257-270).
б) В.Цой: «Хочу быть самим собой…» // Весло, №1-2. 1991. В этой публикации объединены разные интервью.
в) Закрой за мной дверь, я ухожу! // Журнал «Клуб». №7. 1991. Сокращенный вариант.
г) Хочу быть самим собой. // Rock Fuzz, № 7. 1992. Текст в Интернете: Kinoman
81. Интервью В.Цоя пермскому ТВ, Пермь, 25-28 апреля 1990. Видео. Запись сохранилась.
82. Интервью взял Григорий Волчек во время гастролей «Кино» в Перми, март 1990 г. Пермь, Молодая гвардия, 28 апреля 1990. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.108-111).
83. Ну, а тело не допело чуть-чуть, Ну, а телу не додали любви, Пермь, Молодая гвардия, №30. 25 августа 1990. Во время гастролей «Кино» в Перми, март 1990. Текст в Интернете:
Kinoman
84. Интересное «Кино» Виктора Цоя, интервью взял Ю.Львов. Пермь, март 1990.
85. Интервью В.Цоя газете «Вечерняя Уфа» во время гастролей «Кино» в Уфе в апреле 1990.
86. Звезда из котельной, интервью Т.Байдаковой летом 1990 г., МС, 45-я параллель, август 1991.
87. Интервью В.Цоя журналу «Музыкальный Олимп», Москва, 1990. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.119-121).
88. Интервью В.Цоя журналу «Советский Экран», Москва, №2. 1990. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.127-128).
89. Интервью взяла Г.Зинченко во время гастролей «Кино» в Ленинграде 6-7 мая 1990 г., Московская правда, 5 декабря 1991. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.115-116).
90. Выступление В.Цоя перед зрителями во время концерта в СКК, Ленинград, май 1990. Издан на 10 диске МП3 коллекции «Кино». MOROZ RECORDS, 2000-2006.
91. Виктор Цой: Очень важно, что меня понимают, беседовал А.Бушуев, Слава Севастополя, 20 мая 1990. Во время гастролей «Кино» в Севастополе. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.116-118).
92. Интервью взял В.Кульчицкий во время гастролей «Кино» в Одессе, 15 мая 1990, Вечерняя Одесса, 4 декабря 1990. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.118-119).
93. Я не хочу быть частью… системы, интервью С.Мухаметшиной. Одесса, Комсомольская искра, 21 августа 1990. Во время гастролей в Одессе, май 1990.
94. Звезда по имени Цой, дайджест-интервью составил Владимир Чистяков, журнал Одноклассник, №-2. 1991.
95. Виктор Цой: «Жизнь – это не всерьез», беседовал Л.Чебанюк, Северный комсомолец, 15 июня 1991. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.121-126). Архангельск, июнь 1990.
96. Блиц-интервью перед выступлением на Последнем концерте в Лужниках, Московский комсомолец, 24 июня 1990.
97. Выступление В.Цоя перед зрителями на Последнем концерте на б/с «Лужники», 24 июня 1990. Издано: DVD: Виктор Цой и группа «Кино». Часть 1. MOROZ RECORDS, 2004.

Примечание

1. В качестве образца использована библиография из сборника "Иосиф Бродский. Книга интервью". Сост. профессор русской литературы Валентина Полухина. М.: Захаров, 2005. С.757-774.

2. Сборник "ВИКТОР ЦОЙ: Стихи, документы, воспоминания" (Л., Новый Геликон. 1991) неоднократно переиздавался под разными названиями. Составители Марьяна Цой, Александр Житинский.

3. Сборник "Это сладкое слово – Камчатка" (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005) можно найти в Интернете. В частности: Page Title

4. Данная библиография интервью Виктора Цоя впервые опубликована на официальном сайте Рашида Нугманова. Перепечатка другими сайтами запрещена.

Текущая страница: 31 (всего у книги 58 страниц) [доступный отрывок для чтения: 38 страниц]

Валентина Васильевна

Родилась Валентина Васильевна Цой (Гусева) 8 января 1937 года в Ленинграде, где и прожила долгую и трудную жизнь.

Многие «киноманы» относятся с особым пиететом к матери Виктора Цоя, считая, что это именно она взрастила таланты их кумира, что она лучше всех понимала своего сына и «сделала» его как личность. Многие считают, что именно благодаря матери и первой жене Цой состоялся как музыкант. И когда Цоя не стало, убитые горем поклонники пошли к его матери за утешением и общением, в котором она им никогда не отказывала, как не отказывала представителям СМИ в интервью и комментариях. Из всех близких Виктору людей она была самой общительной. И если Марьяна давала интервью скорее по необходимости и, как правило, знакомым, то Валентина Васильевна была открыта всем.

Сам Виктор о роли матери в своей жизни никогда не говорил. Поэтому все, что известно о близости матери и сына, известно с ее слов.

Считается, что Валентина Васильевна искала в ребенке способности и стремилась раскрыть их, старалась воспитывать Витю сама и ограждала его от влияний со стороны. По ее словам, она любила читать ему книги из серии «Жизнь замечательных людей», хотела заинтересовать Виктора тем, как формируются талантливые люди, и таким образом помочь сыну раскрыться. Как известно, именно Валентина Васильевна заметила у сына талант к рисованию и отдала его в художественную школу, где и началось увлечение Цоя рок-музыкой.

Как видно из многочисленных интервью, родители Цоя ему полностью доверяли. Семейных сцен не было, все жили мирно. Однако родители Виктора не предполагали, что их сын пойдет по тому пути, который Цой выбрал в итоге.

Из интервью Роберта Максимовича Цой:

– Кем вы хотели видеть сына?

– Мать была уверена, что Виктор станет художником, он ведь с детства – лет с шести, наверное, – очень хорошо рисовал. ‹…›

– Поначалу вы не приняли его увлечение музыкой?

– Не то чтобы не приняли, просто не верили, что это у него серьезно. Думали, очередное увлечение, которое скоро пройдет. А уж того, что у него помимо музыкального еще и поэтический талант проявится, даже представить себе не могли. ‹…›

– От последнего места работы вы, наверное, в особый восторг не пришли?

– Меня больше расстраивало, когда он вообще не работал. В те времена ведь как было: не трудишься где-то – значит, тунеядец, а за это могли и посадить. А Виктор, когда его из Художественного училища имени Серова выгнали «за неуспеваемость», поначалу устроился на завод штамповщиком, но долго там не продержался, а потом два года вообще не работал – лежал на диване. Его знаменитая песня «Бездельник» посвящена именно тому времени. Я тогда очень переживал, а мать как-то спокойно к этому отнеслась, ни разу его не попрекнула. Сказала: «Не хочешь – не работай. Делай то, к чему душа лежит». А душа у него всегда лежала к музыке. Думаю, ей материнская интуиция подсказала, что из него будет толк. Виктор вообще был ближе к матери, чем ко мне. Во-первых, она проводила с ним больше времени, я-то постоянно пропадал на работе. Во-вторых, не секрет, что я один раз уходил из семьи – так сказать, грехи молодости. В общем, Валюта оказалась права: я думал, что Виктор два года бездельничал, а оказалось, что все это время он творил742
http://www.bulvar.com.ua/arch/2010/32/4c63da03a02a4/

Хотели ли родители, чтобы их единственный сын посвятил всю свою жизнь песням? В интервью рижской газете «Советская молодежь» в 1989 году Цой сам коротко ответил на этот вопрос: «Сейчас они считают, что я занимаюсь своим делом Наверное, они так считали не всегда».

Инна Николаевна Голубева:

Баталии были по поводу его работ и вообще… С Валентиной Васильевной. Валентина Васильевна – педагог. Не учитель с большой буквы, а педагог. Она окончила институт Лесгафта и заочно отучилась на учителя биологии. И вот, значит, они доставали его. Хотя скорее они доставали, конечно, всегда меня, потому что они мне все говорили: Витя должен что-то сделать, Витя должен позвонить, Витя должен работать, Витя должен еще что-то делать. И вот как-то она звонит нам и говорит: «Ну что, Витька работает?»

А они с отцом его звали не Витей, не Виктором, а Витькой. И вот, значит, говорит: «Ну что, Витька работает?» Я говорю: «Ну, как-то так…» Она мне: «Ну что же вы, Инна Николаевна, не можете ему объяснить, раз ты женился, у тебя семья, значит, должен содержать себя и семью? А что это он не работает-то? Он же ведь женатый, у него ребенок родился. Он должен работать и хлеб, значит, в дом приносить». Я ей отвечаю: «Валентина Васильевна, вы ничего не путаете? По-моему, родители должны учить этому своих детей». Я, правда, ничего ему не говорила никогда. Я могу биться, там, за этого «Музыканта» несчастного вот врукопашную, а про это ничего.

Конечно, подобными звонками и требованиями Валентина Васильевна все больше отдаляла себя от Виктора. Он часто повторял фразу, что «у всех родители как родители, а у меня черт знает что»… Потом уже, когда все это произошло и Вити не стало, Валентина Васильевна мне говорила: «Благодаря моему воспитанию, Инна Николаевна, он таким стал, гениальным. Если бы кто-то другой был – ничего не получилось бы, а вот у меня получилось. Удивительно все получилось – у вас девочка такая, у меня мальчик…»743


Говоря о родителях Цоя, нельзя забывать о культурной пропасти, которая отделяла Виктора от его отца с матерью. Это была проблема многих советских семей того времени. Виктор был человеком с другими ценностями и часто повторял, что ему трудно найти общий язык с людьми старшего возраста, так как они мыслят совершенно иначе.

Как бы то ни было, вырос будущий властитель дум молодежи в совершенно обыкновенной советской семье, и ценности его родителей были ценностями обыкновенного советского человека. Его мать (как и многие нормальные родители) хотя и не попрекала его, но не была в восторге оттого, что сын бросил учебу и вместо этого начал заниматься какой-то непонятной рок-музыкой, которая мало того что была запретной, так еще и не давала стабильного дохода. Родители вряд ли могли предполагать, что увлечение сына может принести ему материальное благополучие и успех в обществе, поэтому их крайне беспокоило, что он живет какой-то странной жизнью. Только потом, когда они увидели, что Виктор добился успеха, они немного поменяли свое отношение к нему. Но все равно, согласно воспоминаниям многочисленных свидетелей, ни мать, ни отец не воспринимали его как состоявшегося в жизни человека, музыканта, как гения. Валентина Васильевна говорила, что героем его сделали поклонники.


Валентина Васильевна Цой. Фото из архива семьи Цой


Юрий Айзеншпис:

Если у Наташи дома я бывал часто, то питерский «дом со шпилем» на углу Московского и Бассейной посетил буквально пару раз. Квартира, помнится, достаточно большая, но обстановка средняя или даже ниже средней: громоздкие комоды, старомодные платяные шкафы. Мы сидели на слегка колченогих стульях, слушали западную музыку и пили крепкий сладкий чай с вареньем, которым нас угощала Витина мама. Отношения между ними оставались достаточно натянутыми – образ «блудного сына» навсегда приклеился к нему. Да он особо и не стремился его изменить744
Ю. Айзеншпис. «Зажигающий звезды. Записки и советы пионера шоу-бизнеса». М.: «Алгоритм», 2005 год.

Марина Смирнова:

У Витьки поначалу были какие-то комплексы, пока он еще не осознал себя тем, кем стал. То ли это были отголоски детских комплексов, то ли он вырос в семье, в которой было трудно вырасти уверенным в себе. Мне тогда не приходило в голову анализировать ситуацию, как сейчас, однако я уверена, что у него не было счастливого детства745

Алексей Рыбин:

У него были прекрасные отношения с родителями. С мамой, с отцом. Некоторое время они с Марьяшей жили у Витьки, с родителями. Все было хорошо746

Разумеется, никто не сомневается, что мать любила своего сына и хотела ему лучшего. Но лучшего не с его точки зрения, а с точки зрения человека другого поколения, с другим жизненным опытом и ценностями. Это и составляет основной конфликт «отцов и детей».

Что было важно для Цоя? Вспомните песни «Битник», «Закрой за мной дверь» – сколько в них стремления к свободе и романтизма и сколько в них отрицания ценностей социума. «Взрослые» часто называют такие настроения «подростковым максимализмом», и в интервью Цой неоднократно подтверждал ту позицию, которую он выражал в своем творчестве. Ему было важно в первую очередь сохранить себя, свою внутреннюю гармонию, было важно быть честным перед собой, делать то, что нравится, даже если это приносит определенные материальные трудности.

Что обычно важно для родителей? Стабильность и внешний комфорт, одним из элементов которого является образование. И для Валентины Васильевны, как для педагога, и для всей корейской родни Цоя было важно именно это.

Валентина Васильевна Цой:

Я всегда берегла нервную систему сына и делала все возможное, чтобы он рос в любви. Ребенку нужны защищенность и вера в счастливое будущее.

Мои родители были лимитчиками, с одним классом образования. Они жили в бараке и всю жизнь работали, чтобы не умереть с голоду. Я хотела жить иначе. Боролась за жизнь как могла и этому учила своего сына. После семилетки поступила в техникум железнодорожного транспорта, но в пятнадцать лет влюбилась и была отчислена за плохое прилежание. Пришлось идти в вечернюю школу и параллельно заниматься спортивной гимнастикой. Потом была школа тренеров при Институте физической культуры имени Лесгафта… После рождения Виктора поступила на биофак Института имени Герцена и окончила его. Я сама построила свою жизнь. Поэтому, когда Виктора выгнали из Серовского училища, настояла на его поступлении в вечернюю школу. Он ее окончил747
С. Шапран. Виктор Цой. Почему мы так безумно его любили? «Советская молодежь». 17.08.1991 год. Рига.

То есть для Валентины Васильевны было важно, чтобы сын «социализировался». Она считала, что именно шлифовка под стандарт и есть проявление любви, поэтому старалась дать ему то, чего недополучила от жизни. Однако Виктор не особо стремился к показной образованности, поэтому его часто называли пэтэушником, не учитывая, что он постоянно учился, но сам. Так что не было между Виктором и его матерью полного взаимопонимания, поскольку их точки зрения на жизнь были диаметрально противоположны.

Разные они и по характеру. На первый взгляд создается впечатление, что Цой – человек мягкий, компромиссный, но на самом деле он был независим и свободолюбив. Просто вел себя спокойно. Поэтому Валентина Васильевна сама вспоминала, что старалась говорить с сыном полушепотом, чувствуя его независимый нрав. Но далеко не всегда им удавалось не ссориться.

Валентина Васильевна Цой:

Из-за Наташи Разлоговой мы с сыном рассорились. Не потому, что она была мне несимпатична. Совсем даже наоборот: Наташа прекрасная женщина, очень красивая, похожа на молодую Джину Лоллобриджиду. Я не удивилась, что Виктор в нее влюбился. Но мне не нравилось, как он выстраивает свои отношения с Марьяной и сыном Александром. Я вложила Вите записку в пальто, которое он попросил меня отремонтировать и отослать ему на съемочную площадку в Алма-Ату. В записке я сделала ему втык по поводу Наташи, Марьяны и Саши. После этого на целый год сын вычеркнул меня из своей жизни – не звонил, не приезжал. Я тогда разозлилась и решила: не буду напоминать о себе, а заодно узнаю, кого я вырастила!748
Там же.

Валентина Васильевна была строгим человеком. Порой весьма резким. Но она честно рассказывает, что Цой с ней целый год не разговаривал, потому что она после его ухода от Марьяны неправильно с ним поговорила.

Как известно, Виктор провел с родителями только юность, а потом ушел от них и стал жить самостоятельной жизнью. Свое отношение к родительскому воспитанию в то время Цой высказал довольно откровенно в беседе с корреспондентом газеты «Комсомольское знамя» в Киеве, где группа выступала во Дворце спорта.

Из интервью Виктора Цоя:

– А твои родители были строгие, они тебя часто наказывали, если да, то за что?

– Достаточно строгие, да. Но за что наказывали, честно говоря, не помню. За что обычно наказывают детей? За детские проступки.

– Хорошо, а у тебя нет к ним претензий, допустим, того не показали, тому не научили?

– А я вообще не считаю, что родители могут чему-то научить. Ребенок – это человек с собственной судьбой, и, мне кажется, мы слишком много значения придаем, так сказать, формированию личности родителями (последнюю фразу произносит с издевкой). Родители могут дать образование там, что угодно, а личность формируется сама, под влиянием окружающей среды. Но на одних одна и та же среда влияет так, на других иначе…

Если вспомнить ранние песни Цоя, то в них можно найти отражение того непонимания, которое царит между «взрослыми» и «детьми» вообще. В них ощущается какая-то неприкаянность, ненужность обществу, явное сильное сопротивление ценностям «взрослых».


А я смеюсь, хоть мне и не всегда смешно,
И очень злюсь, когда мне говорят,
Что жить вот так, как я сейчас, нельзя.
Но почему? Ведь я живу.
На это не ответить никому…

(Мои друзья)


Все говорят, что надо кем-то мне становиться,
А я хотел бы остаться собой.

(Бездельник)


Папа, твой сын никем не хочет быть.


Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл,
Извлеченный из снимков чужой диафрагмы,
А теперь телевизор, газета, футбол,
И довольна тобой твоя старая мама.
А когда-то ты был битником…

(Когда-то ты был битником)

Мнение о том, что мать всегда лучше всех знает сына, ошибочно. Бывает, что меньше всего о человеке знают именно родители, одноклассники, однокурсники, потому что их не выбирают, и очень часто человек (особенно человек избирательный в общении) не раскрывается перед ними полностью.

Родители знают Виктора только как своего ребенка, но они почти не видели его настоящего – такого, каким он раскрывался в общении с единомышленниками. Именно поэтому они ВООБЩЕ не относились серьезно к его пению в ванной и бренчанию на гитаре, – для них это было детской шалостью, тогда как для Виктора это было делом жизни.


Валентина Васильевна Цой:

Художественного образования у него не получилось… А музыка? Думаю – поиграет и бросит. Но вышло по-другому…749
Там же.

Алексей Вишня:

Родители хотели, чтобы он шел учиться, работать, а он – сухое вино, гитары и компании панков. Что тут говорить – конечно, по мнению родителей, это все полное г…но. Мой папа серьезно посмотрел на мою музыку лишь тогда, когда взял в руки пластинку фирмы «Мелодия». Вот тогда да. Сразу пошли преференции, а до этого он только и делал, что затыкал уши, чтобы не слышать мой писк750
Из интервью автору – 2011 год.

Ирина Легкодух:

Я не помню, чтобы он хоть когда-нибудь что-то говорил о маме или папе751
Там же.

. Георгий Гурьянов:

Мы ни разу эту тему не поднимали. Цой никогда о родителях не говорил. Но и никакого неуважительного отношения или чего-то иного я не видел752
Из интервью автору – 2012 год.

Рашид Нугманов:

Никогда, ни единым словом или жестом Виктор не высказал мне своего презрения к родителям. Правда, я с ними при жизни Виктора не встречался никогда, и повода говорить о них у нас не было. Виктор очень тепло относился к моей маме, и я как-то автоматом проецировал такое отношение к его собственным родителям. Надо сказать, что я не раз был свидетелем критического отношения к ним со стороны Марьяши и ее мамы Инны Николаевны, но пропускал все это мимо ушей, так как не мое это дело было, тем более что Виктор никак на такие разговоры не реагировал. Сохранял молчание753
Там же.

Люди со временем меняются, особенно потеряв ребенка. Да и вообще, когда теряешь человека, то всегда чувствуешь вину, возникает ощущение, что поступал с ним в чем-то неправильно. Вкус родители Виктору, безусловно, привили, но «приняли» они сына, по сути, только после смерти. Его смерти. Которая очень их обоих изменила. Только post factum Валентина Васильевна поняла, что ее сын добился в жизни многого, – недаром ее родство с Виктором и фамилия «Цой» часто помогали ей, например когда она сталкивалась с наплевательским отношением врачей в поликлиниках…

Инна Николаевна Голубева:

Сегодня Роберт Максимович у нас с журналистами общается. И смотрит он на это со своей позиции. Еще Марьяша была жива – как только где-то что-то надо, – у нас представители есть: сначала Валентина Васильевна, теперь вот Роберт Максимович. Его в жюри сажают. А у него все Витька да Витька… Только сейчас он понял – что такое Витя. А то все: «Что он там делает? Что он там на гитаре своей умеет?» Это потом уже Валентина Васильевна говаривала, что это ее воспитание754
Там же.

Андрей Тропилло:

Родители узнали, что их сын герой и гений, только после его смерти755
Из интервью А. Тропилло. Фильм «Громкое де-ло. Спецпроект. Виктор Цой». РенТВ, 2010 год.

Первое время после гибели Виктора дома у его родителей был проходной двор, дверь не закрывалась – толпы фанатов шли к ним, чтобы выразить свое сочувствие, посидетъ-поговоритъ… Приходили и такие, которые были на грани суицида, готовые вот-вот отправиться за своим кумиром, и Валентина Васильевна с каждым сидела – разговаривала, убеждала в абсурдности самоубийства… Вот это поражало больше всего, ведь ей самой было нелегко в тот период, после потери единственного сына, а она еще других умудрялась поддерживать.

Из интервью Валентины Васильевны Цой Олегу Беликову:

Я знаю, что такое автокатастрофа, знаю, что он погиб. Я не могу не верить Наташе. Акт экспертизы – неоспоримый документ. Но после того как в первый раз попыталась его прочитать – два месяца потом к нему не подходила. К смерти я психологически готова, но это смерть моего сына…

Я не собираюсь специально интересоваться фактами его смерти, из акта я поняла, что у него в груди была жуткая дыра и что он умер мгновенно. Но ребята с Богословского постоянно мучают меня разговорами о том, что он якобы жив. Для меня это очень трудно.

Мы вот как-то шли с Робертом с кладбища, а кругом на ограде надписи: «Цой жив». И я говорю ему: «Роберт, ну как ты мог поверить в то, что твоего Вити нет?»756
http://tsoy.hoha.ru/int8.html

28 ноября 2009 года Валентина Васильевна умерла в одной из больниц Петербурга. За последние полтора месяца она перенесла два тяжелых инфаркта. Похоронили мать Виктора Цоя на Богословском кладбище, совсем недалеко от могилы сына…

Наташа

Наталия Разлогова – самая закрытая фигура из всех, кто был рядом с Виктором Цоем в его короткой жизни. Она получила массу упреков в свой адрес, в основном от поклонниц Виктора, с которыми отказывалась общаться (с прессой она тоже не общалась). Однако ее редкие комментарии (когда она вступала в коммуникацию с «киноманами» на сайте Рашида Нугманова) всегда отличались четкостью, ясностью и глубиной понимания.

О ней мало что известно. Наталия – дочь видного болгарского дипломата, который полжизни прожил во Франции. Детство ее прошло в Париже, ее первый язык – французский. Ее брат – известный российский киновед, директор Института культурологии Кирилл Разлогов (из-за разницы в возрасте многие принимают его за отца Наталии), старшая сестра Елена – доктор филологических наук, преподаватель МТУ. Сама Наталия по образованию лингвист, закончила филфак Московского университета. На момент знакомства с Виктором занималась переводами и читала лекции о французском кино членам Союза кинематографистов. На съемки «ACCBI» поехала по персональному приглашению режиссера Сергея Соловьева для того, чтобы посмотреть «вживую», как снимаются фильмы, прочувствовать атмосферу съемок. Там они с Виктором и сблизились. Поскольку Цой и Разлогова были людьми из разных миров, никаких других шансов пересечься у них не было. Так, чисто случайно в жизни Виктора Цоя и появилась другая женщина. Отсюда и разделение в среде поклонников – кто-то уважает и чтит Марьяну, кто-то – Наталию. У каждого свое восприятие и мнение. Сторонников Марьяны большинство, и некоторые из них довольно агрессивно реагируют даже на то, что кому-то Наталия нравится.

Давайте попробуем рассмотреть основные моменты, касающиеся претензий к Наталии.

I. Разлогова «отбила» Цоя у Марьяны, выступив в роли «роковой женщины».

Впервые Наталия и Виктор увиделись мельком на «Мосфильме» во время подготовки к съемкам «ACCBI». По-настоящему же они узнали друг друга уже в Ялте. Экскурсоводы до сих пор с гордостью рассказывают, что «АССУ» снимали именно в этом городе. По словам местных жителей, экскурсоводов и по книге Барабанова «АССА», там есть как минимум три «знаковых» места: отель «Ореанда», где снимали номер Крымова, отель «Таврида» с зимним садом и рестораном, где снимали знаменитую проходку под начало «Перемен!», а также гостиница «Украина», где жила съемочная группа, очень красивый, но ныне заброшенный особняк, выглядящий зловеще-романтично. Ну и канатная дорога, конечно.

Есть всего несколько свидетельств, которые проливают свет на зарождение отношений Разлоговой и Цоя, – это вышеупомянутая книга Барабанова о съемках «АССЫ», интервью Георгия Гурьянова, где он признается, что познакомил Цоя и Наташу именно он, и воспоминания Сергея Бугаева:


Виктор Цой и Наталия Разлогова. Фото неизвестного автора из архива Рашида Нугманова


Цой приехал в Ялту не сразу. Может, спустя месяц или чуть поменьше, где-то в конце января. Мы уже начинали сниматься, а по сути дела, еще шла подготовка. И он там встретил девушку, которая работала помощницей Виктора Трахтенберга, помрежа. Звали ее Наталия Разлогова. И началась у них очень нежная дружба. У Цоя длинное черное или темно-синее, сейчас не помню, пальто, и периодически на набережной Ялты – не скажу в кустах, но в местах укромных – можно было видеть две загадочные стройные фигуры. Они были чем-то похожи. То есть было ощущение, что их вырубал один скульптор из одного куска мрамора: одинаковые две пышные черные копны волос, очень стройные фигуры. Никого не хочу сравнивать, но все сыграло свою роль. Марьяша к тому времени стала очень сильно злоупотреблять спиртными напитками, Цой, насколько я знаю, много сил тратил на то, чтобы ей что-то объяснить. Потом уже, в последние годы, она сумела очень сильно себя трансформировать: выучила японский язык и такие усилия над собой предприняла, какие редко люди осуществляют. Но в тот момент Наталия Разлогова сыграла свою роль как гармонизирующий фактор… И благодаря Разлоговой он чувствовал себя стабильно и уверенно, не выходя за рамки своей действительно огромной славы757
А. Житинский. «Цой forever». СПб.: «Амфора», 2009 год.

Эти слова расходятся с популярной версией, по которой Цой ни с того ни с сего бросил жену и ребенка ради другой женщины. На самом же деле прошлые отношения уже, в общем-то, закончились. Подтверждает это и Марина Смирнова, упомянув в одной передаче, что «Цой ушел окончательно тогда, когда в его прошлых отношениях уже было пепелище». Даже сама Марьяна Цой в «Точке отсчета» говорит, что к тому моменту, когда Цой познакомился с Наталией, они были абсолютно свободными людьми.

Марьяна Цой:

Наталия оторвала Цоя от Питера и унесла в Москву. Получается, что я – своя, а она – нет. Получается, что я – порядочная, а она – нет. Хотя неизвестно, кто из нас порядочнее. Последний период жизни Витя был с ней. Это длилось три года, и это было очень серьезно… Судя по тому, что он доверял ей очень сильно, она не сделала ни одного неверного шага. Потому что с Цоем достаточно сделать один неверный шаг – и все. Может быть, я когда-то как раз и оступилась758
Из интервью А. Житинского с Марьяной Цой, 14 сентября 1990 года. Опубликовано в книге «Альманах рок-дилетанта». СПб.: «Амфора», 2006 год.


Фотография Наталии Разлоговой, раскрашенная Виктором Цоем. Из архива Наталии Разлоговой


Да и по простой житейской логике – не стал бы человек, который до этого несколько лет ни с кем не был замечен, кроме своей жены, вдруг крутить роман с другой женщиной, если бы у него в семье все было хорошо и гладко. Цой явно не был из породы ловеласов, насколько можно судить об этом по воспоминаниям знакомых и друзей.

К тому же на момент знакомства Цой уже не был мальчиком, он был взрослым человеком и вовсе не подкаблучником, которым его любят иногда выставлять. Если принять версию о том, что его «окрутили», и о том, что Марьяна «сделала» Цоя как личность, то придется признать, что Виктор был зависимым и ведомым человеком, который легко подпадал под влияние женщины. На это нечего возразить, – если людям нравится ставить на пьедестал такого слабого и заурядного человека, который ничего из себя не представляет и всем обязан своим женам, – это их право и их собственный выбор. Но возникает вопрос: соответствует ли это мнение правде или же просто характеризует самих поклонниц?

2. Разлогова «окрутила» его не от большой любви, а просто в погоне за славой и деньгами перспективного рок-музыканта.

Ни денег, ни славы у Цоя в начале 1987 года не было. Наталия, будучи представителем московской киноэлиты, зарабатывала переводами много больше, чем рок-музыканты концертами. То есть на тот момент «киношники» были бедны и широко известны лишь в кругу поклонников. Съемки фильма «Игла» и выход «АССЫ», которые сделали Цоя героем на все времена, случились почти через год после знакомства с Разлоговой. А на момент встречи Цоя и Наталии он был для представителей мира кинематографа экзотическим персонажем, загадочным героем рок-подполья, о котором они почти ничего не знали. Так что при знакомстве с Цоем Наталию зацепила именно его личность, а никак не статус звезды.

Поскольку Наталия училась в музыкальной школе при консерватории, некоторые считают, что она (как и Марьяна) оставила след и в музыке Цоя, придумав аранжировочный ход в «Невеселой песне».

Юрий Каспарян:

Замечательным, восхитительным образом взяла и придумала. У нее мелодия была в голове, она придумала вот этот рифф – та-та-та-там-там-там– там-там… Витя очень трепетно из нее на студии вытянул этот мотивчик, и мы его сыграли. В «Звезде по имени Солнце» он и есть. Ну, там более развернутое соло, да. А в «КИНО в кино» там совершенно другая аранжировка, которая вошла в фильм…759
www.yahha.com

Надо сказать, что Каспаряну больше нравится другое исполнение песни, более раннее, с выраженными гитарами и отчетливым вторым вокалом Георгия Гурьянова.

Юрий Каспарян:

Мне нравится другое исполнение этой песни. Недавно я его услышал. Пластинка вышла «КИНО в кино» – было там это исполнение760
Из передачи «Летопись» на «Нашем Радио» («Альбом «Группа крови», 1987»), опубликовано также в книге А. Чернила «Наша музыка: Первая полная история русского рока, рассказанная им самим». СПб.: «Амфора», 2006, с. 246.

Тем не менее Наталия, судя по всему, никогда не стремилась «вносить свой вклад» в музыку Цоя, да и вообще поначалу была далека от музыки группы «КИНО».

По словам самой Наталии, впервые она услышала песни Виктора Цоя в Плиенъциемсе. Кто-то из отдыхающих летом 86-го привез записи «Аквариума» и «КИНО», и семилетний сын Наталии Женя стал распевать песню «Рыцарь Саша».

Многие задаются вопросом, как Цой сумел покорить такую строгую во всех отношениях женщину, как Наталия, ведь произвести на нее впечатление сложно. Вернее, невозможно. За ней пытались ухаживать известные режиссеры и культовые телеведущие. Безрезультатно. Но Цою это удалось. Объяснить, в чем для нее заключалась его необычность, нелегко, ведь необычность вытекает из контекста. Видимо, Цой сильно отличался от ее окружения. Он был абсолютно независимым в суждениях, невлияемым и уверенным в своем дао мужчиной, что наверняка завораживало.

Окружающие подтверждают, что Виктор и Наталия относились друг к другу по-особому.

Марина Смирнова:

Наташа старше меня на семь лет. Но она и сейчас выглядит так, что двадцатилетние могут ей позавидовать. То есть это удивительной красоты – и внешней и внутренней – человек, она совершенно была с другой планеты, интеллектуал, из кинематографической семьи, то есть с определенным бэкграундом человек, с огромным внутренним пространством. С невероятно четким умом. Она стала для Вити проводником, просто взяла его за руку и повела дальше. Я думаю, что этой встречи не могло не произойти. Он уже к этому моменту перерос юношеские отношения и компании. Она для Цоя, безусловно, стала учителем, который открыл ему другие пласты. Вот вы посмотрите, он даже говорить стал по-другому после встречи с ней – это видно по его интервью. У него произошел некий рывок. Она невероятно красивый, умный и тонкий человек. Она не могла не привлечь внимание, потому что очень отличалась от всех в тусовке. И она говорила мне о Цое, что его просто нельзя было не заметить, потому что его интеллект, его способности были просто удивительны – от игры в шахматы, когда за час его можно было научить играть так, что он начинал у всех выигрывать, до какого-то парадоксального понимания сути вещей. Она его вообще воспринимала как инопланетянина. Каких больше нет, не было и, наверное, не будет. Я не могу говорить за Наташу, но я видела, как это было с Витькиной стороны. Ведь они познакомились незадолго до съемок. И вот период съемок, его начало… Сказать, что Витька был влюблен, это ничего не сказать. Он же вообще был очень цельный человек, гениальный во всем. Пока был с Марьяной, он ничего себе не позволял. Потом появилась Наташа, и он так же совершенно преданно весь отдан был ей. Когда были съемки в Аральске – а это какая-то глушь невероятная, казахская степь, нет ничего, какая-то телефонная будка, откуда надо звонить по талончику, да и дозвониться можно было только чисто теоретически. А Наташи тогда даже в Москве не было, она ездила по всему Союзу с лекциями о современном французском кино, о «новой волне», так что ее еще и не поймать было. Тем не менее ежевечерне мы с ним за ручку ходили на этот переговорный пункт, и разговоры были только о ней. Я с ней тогда еще незнакома была, но это был некий ритуал. Он невероятно ее любил. Для него это был целый космос761
А. Житинский. «Цой forever». СПб.: «Амфора», 2009 год.

Джоанна Стингрей:

Он очень любил Наташу, и те три года, что они провели вместе, они были неразлучны. Мне кажется, что большую часть жизни Виктор чувствовал себя одиноким, но с Наташей он нашел себя762
А. Житинский, М. Цой. «Виктор Цой. Стихи, воспоминания, документы». СПб.: «Новый Геликон», 1991 год.

Рашид Нугманов:

После встречи с Наташей Цой стал очень домашний, его круг общения ограничился считаными людьми. Конечно, каждому человеку хочется иметь свой угол. Они собирались с Наташей покупать квартиру. Тут все понятно, – если лет в двадцать неустроенность можно переносить относительно спокойно, то в 1990 году ему уже было двадцать восемь и хотелось жить по-человечески»763
www.yahha.com

Вообще противопоставлять Марьяну, которая прошла с Цоем через первые трудности жизни, и Наталию, которая якобы «пришла на готовое», чтобы греться в лучах славы и жить беззаботно, бессмысленно. Тем более что жизнь со знаменитостью вовсе не так радужна, как кажется со стороны. Наверное, поэтому долгое время ходили слухи о том, будто бы не все так гладко между Виктором и Наталией, будто к августу 1990 года их отношения были почти полностью разрушены и зашли в тупик. Поэтому Цой стал писать песни, полные безысходности и грусти. Некоторые даже обвиняют Наталию в гибели Цоя!

Если всерьез задуматься, то трудности наверняка были. Когда человек добивается реального успеха, жить с ним становится тяжело. В таких случаях встает выбор – становиться тенью звезды или уходить. Если учитывать тот факт, что именно к августу 1990 года Виктор получил согласие Марьяны на развод (хотя здесь мнения мемуаристов расходятся, и некоторые говорят, что Цой якобы сам не хотел разводиться), то становится очевидно, что момент выбора был не за горами.

Цой Forever. Документальная повесть Житинский Александр Николаевич

Приложение I Виктор Цой: дневник интервью (фрагменты из одноименной книги, изданной Андреем Дамером)

Из книги Виктор Цой. Стихи. Документы. Воспоминания [без иллюстраций] автора

Михаил Садчиков Витя, Марьяна и Саша (фрагменты интервью) 21 июня Виктору Цою исполнилось бы 29. Многие вспомнят его в этот день. Кто-то загрустит, кто-то улыбнется, кто-то прокрутит в тысячный раз его песни - слишком свежи еще воспоминания, не зарубцевались раны, не стерлась

Из книги Право на рок автора Рыбин Алексей Викторович

ИЗ ИНТЕРВЬЮ А.ЛИПНИЦКОГО С АНДРЕЕМ ТРОПИЛЛО 02.02.91. «Poкcu» N 16, 1991. Л: А в чем причина, как бы поприличней слово подобрать… угасания Майка?Т: Пьянство.Л: Просто пьянство?Т: Да, просто пьянство, попытка быть не хуже других.Л: Расшифруй…Т: Понимаешь, я всегда считал Майка отцом

Из книги Как я был красным автора Фаст Говард Мелвин

Испытываю некоторое затруднение, ибо вынужден обращаться к аудитории, части которой имя автора публикации известно прекрасно и, следовательно, в пространных комментариях оно не нуждается, а части не говорит ровным счетом ничего, и, стало быть, ей ориентиры требуются.

Из книги Промельк Беллы.Фрагменты книги (часть I) автора Мессерер Борис

Борис Мессерер. Промельк Беллы. Фрагменты книги (часть I) Предисловие Идея записывать, фиксировать свои наблюдения и впечатления укрепилась в моем сознании после того, как совпали наши с Беллой жизненные пути.Еще и до этого события я встречался со многими интересными

Из книги Промельк Беллы.Фрагменты книги автора Мессерер Борис

Борис Мессерер. Промельк Беллы. Фрагменты книги Предисловие Идея записывать, фиксировать свои наблюдения и впечатления укрепилась в моем сознании после того, как совпали наши с Беллой жизненные пути.Еще и до этого события я встречался со многими интересными людьми,

Из книги Жизнь Вудхауза. Фрагменты книги автора Маккрам Роберт

Роберт Маккрам Жизнь Вудхауза. Фрагменты книги

Из книги Фрагменты автора Козаков Михаил Михайлович

Фрагменты из книги «Рисунки на песке» Начну с самого что ни на есть общеизвестного. В 1956 году произошло знаменательное событие, на какое-то время определившее многие жизненные процессы, - XX съезд партии, на котором в открытую заговорили о культе личности Сталина.В том же

Из книги В центре океана [Авторский сборник] автора Сокуров Александр Николаевич

ЯПОНСКИЙ ДНЕВНИК Фрагменты первой, третьей и десятой тетрадей 20 августа 1999, 22 часа 40 минут.ПетербургЯсный солнечный день. Отложил все дела и поехал на берег Финского залива. Три часа сидел на песке - смотрел на воду. Поймал себя на том, что ни о чем не думаю. Всякая жизнь

Из книги Распря с веком. В два голоса автора Белинков Аркадий Викторович

Аркадий Белинков Из интервью для журнала «Тайм» (фрагменты; перевод с английского) Лагерь. Как я узнал о смерти Сталина. Меня отправили в Карлаг в Северном Казахстане. Тут я замечу, что территория этого лагерного комплекса равнялась территории Франции. Неудивительно

Из книги И было утро... Воспоминания об отце Александре Мене автора Коллектив авторов

Из книги Беспокойное бессмертие: 450 лет со дня рождения Уильяма Шекспира автора Грин Грэм

Из книги «Кино» с самого начала автора Рыбин Алексей Викторович

Из книги Виктор Цой автора Житинский Александр Николаевич

Из книги автора

Из книги автора

Фрагменты интервью Виктора Цоя «…Стихов я не пишу, только песни» Газета «Политехник» (Ленинград) 24.02.1984 г. Что главное, по-вашему, в музыке? В чем секрет ее популярности?Я думаю – актуальность. А в общем, песни должны быть хорошими.Мы знаем ваши стихи – и простые,

Из книги автора

Приложение I Виктор Цой: дневник интервью (фрагменты из одноименной книги, изданной Андреем

Доклад на тему:

Виктор Цой

Северо – Задонск 2002

Краткая биографическая справка.

Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в г. Ленинграде в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и ин­женера Роберта Максимовича Цоя. Виктор был единственным ребёнком в семье. В 1969 год – он поступил в школу, где работала его мать. Всего за время обучения до восьмого класса сменил вместе с матерью три школы. С 1974 по 1977 год посещает среднюю художественную школу, где воз­никает группа "ПАЛАТА № 6" во главе с Максимом Пашковым. В 1977 году - окончил восемь классов и поступил в художественное учи­лище им. В. Серова. В 1978 году - исключен из училища "за неуспевае­мость". По­ступает работать на завод и учится в вечерней школе. В 1979 году - по­ступает в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву. В те­чении лета 1981 года - вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валин­ским создает группу "ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ". Осенью 1981 - группа "ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ" вступает в Ленинградский рок - клуб. Вес­ной 1982 – производится запись альбома "45". В это же время Виктор знакомится со своей будущей женой Марианной. В это же время - пер­вый электрический концерт группы "КИНО" в Ленинградском рок - клубе совместно с музы­кантами "АКВАРИУМА". Заканчивает училище со справ­кой и поступает работать в реставрационные мастерские в г. Пуш­кин. Осенью 1982 - по­ступает на работу в садово-парковый трест резчи­ком по дереву. В этом же, 1982 году, первые акустические концерты в Москве. В феврале 1983 - второй электрический концерт группы "КИНО" в рок - клубе. Весной группу покидает Алексей Рыбин. Летом 1983 - за­писывает с Юрием Кас­паряном фонограмму "Демо" у Алексея Вишни, впоследствии получив­шую название "46". Осенью 1983 - проходит об­следование в психиатри­ческой больнице № 2 на Пряжке и получает "бе­лый билет". Весной 1984 года - выступление "КИНО" на втором фести­вале рок - клуба и получение лауреатского звания. Летом, осенью 1984 года - записывает альбом "На­чальник Камчатки" в студии Андрея Тро­пилло вместе с музыкантами "АКВАРИУМА". Оформляется второй со­став "КИНО": Цой, Каспарян, Ти­тов, Гурьянов. В феврале 1985 - же­ниться на Марианне. Весной 1985 – получает звание лауреата на третьем фестивале рок - клуба. 5 августа 1985 года - родился сын Саша. Летом, осенью 1985 - работа над двумя альбомами - "Ночь" в студии Тропилло и "Это не любовь" в студии Вишни. Весной 1986 - выступление на четвертом фестивале рок - клуба. Диплом за лучшие тексты. Летом 1986 - съемки фильма "Конец каникул" в Киеве. Выходит пластинка "Red Wave". Поступает работать в котельную "Камчатка". Участвует в съемках фильма режиссера Алексея Учителя "Рок". Осень, зима 1986 - участие в съемках "Ассы". Весной 1987 года по­следнее выступление на фестивале рок - клуба. Приз "за творческое со­вершеннолетие". Записывается аль­бом "Группа крови". Осенью 1987 на­чинаются съемки фильма "Игла". В 1988 году выходит "Группа крови" и фильм Рашида Нугманова "Игла". Записывается альбом "Звезда по имени Солнце". Начало "звездных" га­стролей. В ноябре - участие "КИНО" в мемориальном концерте Алексан­дра Башлачева в Лужниках. В 1989 году летняя поездка в США, участие в фестивале "Золотой Дюк" в Одессе. По опросам кинокритиков журнала "Советский Экран" признан лучшим киноактером года. Обширные турне по стране. Выходит альбом "Звезда по имени Солнце". В ноябре - по­следние концерты "КИНО" в Ле­нинграде. Во Франции выходит пластинка "Последний герой". Весной 1990 поездка в Японию. В июне 1990 - по­следний концерт "КИНО" в Мо­скве в Лужниках. Летние гастроли по стране. Запись последнего альбома, который вышел после смерти Цоя и называется "Черный альбом".

15 августа 1990 года Виктор Робертович Цой погиб рано утром в ав­томобильной катастрофе под Ригой и похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

Группа «КИНО» и Виктор Цой.

В популярности ленинградской группы "КИНО" есть что-то необъ­яснимое. И действительно, успех, слава, массовое признание обычно на­ходит того или иного исполнителя в результате последовательности оп­ределенных событий; им, как правило, предшествуют всплески твор­че­ской активности, интенсивная работа, нарастание общественного инте­реса и постоянное нахождение "на виду". В случае "КИНО" все было прямо наоборот. Год "КИНО" начался весной 1988, когда группа полно­стью исчезла с музыкальных горизонтов: не выступала, даже не репети­ровала, а её участники были заняты реализацией собственных проектов и, как это может показаться, лишь по чистой случайности вы­кроила в на­чале года несколько дней, чтобы завершить находившийся в "полуфабри­катном" состоянии альбом, получивший известность под на­званием "Группа крови". Он-то и стал катализатором взрыва давно на­зревавшей "киномании", в считанные месяцы охватившей страну.

А началось всё осенью 1981 года, когда на обломках жэковских ко­манд "ПАЛАТА №6" и "ПИЛИГРИМ" возникло трио "Гарин и Гипербо­лоиды". Пару месяцев спустя его состав сократился до дуэта, а назва­ние обратилось в "КИНО"-
- в ту пору под ним скрывались Виктор Цой и Алексей Рыбин. Они всту­пили в рок-клуб, выступили при деятельном участии музыкантов "АКВАРИУМА" - на его сцене, записали альбом, по суммарному вре­мени звучания получивший название "45", и исчезли на целый год. За­тем вы­ступили ещё раз - уже впятером и с "электрической" программой и … распались. И все же в мае 1984 года "КИНО" появилось вновь. Вик­тор Цой, а вместе с ним Юрий Каспарян (гитара), Александр Титов (бас) и Георгий Гурьянов (барабан) "тёмной лошадкой" вышли на сцену II Ле­нин­градского Рок-фестиваля и произвели сенсацию, став одним из главных открытий этого смотра творческих сил рок - движения. Звание лауреатов фестиваля "КИНО" подтверждало ещё дважды в 1985 и 1987 годах. Осе­нью 1984 года А. Титова сменил Игорь Тихомиров по совмес­тительству участник "ДЖУНГЛЕЙ" и один из лучших бас - гитаристов страны. С тех пор состав группы "КИНО" - если не считать эпизодиче­ских появлений разнообразных гитаристов, перкуссионистов и клавиш­ников, редко иг­равших с группой больше одного концерта остаётся не­изменным.

Песни "КИНО" поражают обилием свежих мелодических решений, их аранжировки отличают сдержанность и лаконизм, а отличная ансамб­левая игра, в которой вклад каждого участника равнозначен и не­заменим, позволяет говорить о них как о классическом образце рок – группы. В тек­стах Виктора Цоя, а именно он является автором практиче­ски всего ре­пертуара "КИНО", романтически возвышенные образы сме­шиваются с су­губо реалистическими, бытовыми зарисовками с натуры, отражая внут­ренний мир современного молодого человека. Острые, почти публици­стические, обращения соседствуют в песнях "КИНО" с добрым юмором, а иногда и едкой иронией, которая вообще характерна для поэтического языка Цоя. В более поздних работах группы заметно "повзросление" ее героя, отход от наивного бытописания жизни дворов и подворотен к бо­лее серьезным проблемам, призывы к действию, по­ступку,
жажда нравственного совершенства.

В последние годы, особенно после успеха "Группы крови", творче­ская активность группы значительно возросла. "КИНО" регулярно высту­пает в Ленинграде, периодически гастролирует. В 1989 группа дважды побывала за рубежом - на благотворительных концертах в Дании и на крупнейшем во Франции рок-фестивале в Бурже. Их музыка звучит в фильмах "РОК", "АССА", "ГОРОД", "ИГЛА" - в последнем из них Виктор Цой дебютировал как исполнитель главной роли.

- Что главное, по-вашему, в музыке? В чем секрет ее популярности? -
-Я думаю - актуальность. А в общем, песни должны быть хорошими
- Мы знаем ваши стихи - и простые, жизненные, на волнующие всех нас темы, и более сложные, с подтекстом. Что вам ближе?
- Я не представляю себя и без того. и без другого. Мир многолик, многолики и стихи.
- Точно не знаю. Наверное, текст и музыка едины, ведь мысль в них одна А вообще, стихов я не пишу, только песни.
- Какие современные эстрадные группы вас интересуют больше
- Те же. что и вас: "Аквариум", "Зоопарк". "Алиса" Кстати. "Алиса" сейчас возобно­вила работу с Кинчевым, наверное, мы их увидим на рок-фестивале
- А из западной музыки?
- Для нас интереснее всего работа независимых фирм грамзаписи. До нас же доходит чаще всего музыка "продающаяся", музыка для танцев. Уши привыкают к стандартам. А у независимых фирм небольшим тиражом выходят пластинки групп, не ориенти­рующихся на стандарты. Нам это ближе.
- Виктор, не находите ли вы у нас или на Западе аналогов своему творчеству?
- Я их не ищу. Хотя мы слушаем очень много музыки, это входит в нашу работу. Воз­можно, какое-то влияние есть, но каждая наша песня проходит через собственную призму.
- Что вы предпочитаете - концертную или студийную работу? И что вы старае­тесь использовать больше, акустическую или электрическую музыку?
- Концерты и записи неразделимы. Сейчас очень остро встает проблема звука на кон­цертах Кино". Мы хотим превратить концерты в нечто "горячее", поэтому мы ориен­тируемся на тех, кто слышал наши песни в записи и знает их
- Какие у "Кино" проблемы?
- Только организационные. В музыке у нас тупиков нет. Мыслей и желания работать много.
- Что вы ждете от публики?
- Я хочу, чтобы среди слушателей были только те. кому близка моя музыка. Приятно играть для тех, кто понимает тебя.
- В заключение традиционный вопрос о творческих планах.
- В апреле мы закончим запись нового альбома. Потом поедем в Киев для участия в съемках короткометражного художественного фильма. Ну, и будем готовиться к рок-фестивалю здесь и в Вильнюсе.