Ширинские-шихматовы. Ширинский-Шихматов Кирилл Алексеевич

Дата смерти Место смерти Семья Отец

Ширинский-Шихматов Александр Прохорович

Мать

Екатерина Павловна Березникова

Супруга

Людмила Карловна Ширинская-Шихматова

Дети

Сыновья Аникита и Михаил, дочери Екатерина, Мария, Павла

Ширинский-Шихматов Андрей Александрович - саратовский губернатор в 1913-1915 году.

Биография

Из тверских дворян. Родился 10 января года. Отец А.А.Ширинского-Шихматова, Александр Прохорович (1822-1884) был сенатором, попечителем многих учебных округов, служил в министерстве народного просвещения.

Образование получил в Императорском училище правоведения, службу начал в году по линии министерства внутренних дел. В чине Титулярного Советника – с 12 августа года. Председатель Вышневолоцкой Уездной Земской Управы – с 1 декабря 1906 года. В звании Камергера Императорского Двора – с 6 декабря года. В 1908 году назначен эстляндским вице-губернатором. С марта года переведен симбирским вице-губернатором; после смерти симбирского губернатора Д.Н.Дубасова – исполняющий обязанности губернатора Симбирской губернии. В феврале года ему было предложено исправлять должность саратовского губернатора. С 4 марта 1913 года по август года - саратовский губернатор. С 1915 г. - член совета при министре внутренних дел.

Пуля конструкции Ширинского-Шихматова с клеймом

Государственную деятельность совмещал с охотничьими путешествиями. В 1890-х годах путешествовал по отдаленным губерниям России, результатом чего стал «Альбом северных собак» - сборник фотоснимков с классификацией пород, составленной впервые. Он разработал стандарты лаек, дал обстоятельные обзоры проходившим выставкам.

А. А. Ширинский-Шихматов был знатоком медвежьих охот, автор книги «По медвежьим следам», изданной в году. Конструктор пули для гладкоствольного охотничьего оружия, носящей его имя, и механической медвежьей рогатины. Публиковал литературные рассказы в журнале «Охотник».

Участвовал в деятельности саратовской ученой архивной комиссии, активно включился в ее работу как непосредственный исполнитель отдельных исследовании. Уже в мае 1913 года Андрей Александрович участвовал в проведении раскопок на городском выгоне , а в апреле года он на свои средства организовал проведение раскопок с целью археологических изыскании в Царицынском уезде в местности “Мечетное городище” на правом берегу Волги, в 12 верстах выше Царицына. Об этих изысканиях самим губернатором составлен отчет, напечатанный в 32 выпуске Трудов СУАК .

В период губернаторства Ширинского-Шихматова в 1914 году была окончена постройкой вторая очередь управления РУЖД на Троицкой площади и состоялось переселение туда всех технических служб из дома Вакурова . Последний тут же заняли администрация, преподаватели и студенты Высших сельскохозяйственных курсов . Примерно в это же время в здании СУАК на Большой Кострижной улице открылся музей памяти П.А. Столыпина .

Награды

  • Орден Святого Станислава 2-й степени;
  • Орден Святой Анны 2-й степени с мечами и бантом;
  • Орден Святого Владимира 4-й степени (1907).

Галерея

Примечания

Ширинские-Шихматовы - старинный княжеский род, записанный
в V часть родословной книги Смоленской губернии и ведущий начало от беев
Ширинских, которые имели обширные владения по реке Волге и затем были завоевателями
Крыма. Здесь они до конца XVIII в. были "знаменитейшими и сильнейшими из
всех" и "составляли в народном собрании первейшую степень". Один из беев
Ширинских - Кинбар выехал в Россию при великом князе Иоанне Васильевиче
III и считается таким образом родоначальником рода Ширинских; потомки правнука
его - Шихмата (во св. крещении Василия) Келядемаевича (начало XVI в.) стали
называться Ширинскими-Шихматовыми. Сын его Иван Васильевич - известный
боевой воевода середины XVI века. В 1556, во время поражения Девлет-Гирея,
И. В. Шереметевым взято было в плен в числе трофеев и знамя Ширинских мурз;
в 1572 при набеге того же Девлет-Гирея были убиты трое мурз Ш.; в 1594
г. Ш. мурза Иши-Махмет приезжал в Москву в качестве крымского посла; в
1622 г. во время набега крымского хана Махмет-Гирея на Комарницкую волость
взят в плен Ш. мурза Котлуш. Некоторые из Ш. еще в XVI в. принимали православие.
Так, упоминается в шведском походе 1549 г. князь Пантелеймон Иванович Ш.;
в 1630 г. значится в числе ярославских дворян князь Иван Лукич Ш. Князья
Иван Сунгалеевич, Федор Арасланович, Петр, Михаил и Андрей Бикбаевичи были
стольниками Петра I (1702). В 1784 г. Мехметши-бею Ширинскому Потемкин
назначил ежегодное жалованье в 2000 руб., императрица Екатерина II повелела
избирать губернских предводителей дворянства Тавриды из рода Ш. Род князей
Ш.-Шихматовых окончательно утвержден правительствующим сенатом в княжеском
достоинстве в 1836 г.; герб внесен в Х часть Общего Гербовника. Есть еще
два дворянских рода Ширинских, записанных во II и III части родословной
книги Таврической и Ярославской губерний.

Исследователь Ширинских-Шихматовых:

ШИРИНСКАЯ-ШИХМАТОВА
АЛЕКСАНДРА ЕВГЕНЬЕВНА 1863, Витебск. Дочь кн. Евгения Николаевича Ш.-Ш.
(1820) и Анны Георгиевны, ур. Кальминовой. Муж с 1896 КАРЛ АДОЛЬФ ПАУЛЬ (ПАВЕЛ ТРОФИМОВИЧ) 1855-1902.

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ
Незабвенного Князя Алексея Александровича
ШИРИНСКОГО - ШИХМАТОВА.

Русские люди часто не замечают своих пророков и учителей при жизни и еще чаще забывают их по смерти, а между тем Россия более, чем какая либо иная страна была богата такими людьми, каких Господь промыслительно посылал нам для того, чтобы мы набирались у них мудрости, подражали им и передавали бы их завиты грядущим поколениям.

Стоило бы только развернуть забытые страницы истории, чтобы увидеть чуть ли не на каждой из них имена тех людей, которые жили среди нас, казалось, только для того, чтобы предостерегать от ошибок, в конечном результате вызвавших гибель России и наше беженское горемыканье.

При жизни их не слушали, а после смерти забыли. И это неудивительно, ибо посмертная память обычно простирается лишь на область внешних дел и в памяти потомства гораздо чаще остаются мелкие ничтожные люди сгоравшие от честолюбия, крикуны, умеющие себя рекламировать, чем подлинные герои духа, убегавшие от славы людской.

И так не только у русских. Так везде.

И потому все люди стоят сейчас пред неразрешимыми проблемами, пытаясь восстановить нарушенное равновесие в области политической, социальной и экономической жизни народов и для этого пристально смотрят в даль, ожидая оттуда помощи, тогда как им нужно оглянуться назад, воскресить в памяти имена своих мудрецов и вспомнить их заветы, коими они пренебрегали ибо совершенно очевидно, что государственное благо зиждется на религии и безрассудно восстановлять политический, социальный и экономический порядок в государстве, доколе не восстановлены основы христианской религии, на коих этот порядок зиждется:

На вершину земной славы обыкновенно восходят и делаются заметными только те, в сущности мелкие ничтожные люди, которые умеют жить в унисон с временем, плывут за общим течением жизни и мысли, нисколько не заботясь о том, куда это течение уносит людей и в какой мере согласуется с христианскими идеалами жизни. Они поглощены только одной заботою и стремятся только к одной цели - нравиться окружающим и снискать какую угодно ценою любовь к себе со стороны возможно большего числа людей. С этой целью они угождают и вашим и нашим и умудряются достигать той популярности, какую приобретают обманом и какая быстро возносит их на высоту. Это обычный тип лакействующих карьеристов, выдвигаемый толпою, любящей лесть и небрезгливой: Они боятся громко думать, боятся проронить лишнее слово, дабы не очутиться в противоречии с вкусами и желаниями толпы и не потерять завоеванных у нее позиций: Более этого, утверждаясь на лжи, они и проповедуют ложь, заслоняют собою правду и, сами того не зная, воюют против Бога.

При таких условиях нужна уже подлинная духовная мощь, исключительные дарования и способности, нужно быть уже подлинно большим человеком для того, чтобы находясь в полном противоречии с печальной действительностью и ведя борьбу с нею, очутиться на поверхности жизни и ею руководить. Такими подлинно великими государственными людьми были Константин Петрович Победоносцев, начинающий получать должную оценку только теперь, спустя 25 лет после своей смерти (+ 10 марта 1907г.) и прямой продолжатель его по духовному и государственному облику, князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов, почивший 9/22 декабря 1930 года.

Оба они были людьми того "старого закала", который умышленно отождествлялся с реакцией, а на самом дел был лишь протестом против того сатанизма, который, прикрываясь всякого рода новшествами, надвигался на Россию и постепенно порабощал ее. Оба они хорошо понимали, что подлинное благо государства и народа не может воплощаться в реформах, снисходивших к требованиям крикливой толпы, ибо знали, что толпа отражает не волю народа, а волю тех кто стоить у нее за спиной и руководит ею. Когда, с момента рокового манифеста 17 октября 1905 г., Россия покатилась в пропасть - К. П. Победоносцеву, этому великому государственному мужу, нечего было делать больше - и он отошел от дел. Ту же участь испытал и князь А. А. Ширинский - Шихматов, с тою лишь разницею, что начавшийся развал России застал К. П. Победоносцева уже на склоне его жизни и деятельности, а князя А. А. Ширинского - Шихматова в пору их расцвета.

Князь Алексей Александрович Ширинский - Шихматов родился 6/19 ноября 1862 г. в г. Вильне, где отец его, незадолго до назначения Товарищем Министра Народного Просвещения, занимал должность Попечителя учебного округа. По окончании курса в Императорском Училище Правоведения в 1884 году, князь был назначен чиновником особых поручений при Эстляндском губернаторе князе Шаховском, известном обрусителе края, сразу же оценившим своего молодого чиновника и вскоре назначившим его советником Губернского Правления. В этой последней должности князь проявил исключительную энергию и большую деловитость в возведении православных храмов и школьных зданий в десяти новооткрытых приходах губернии, чем обратил па себя внимание Обер-Прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева, который, в 1890 году привлек князя на службу по ведомству Православного Исповедания. Имея всего 28 лет от роду, князь стал ближайшим сотрудником этого выдающегося государственного деятеля, и обессмертившего свое имя в истории русского государства. В 1889 г. князь был командирован в Вену по Высочайшему повелению, дабы представительствовать Ведомство Православного Исповедания при закладке храма Российского Посольства в столице Австро-Венгрии. В 1894 году последовало назначение князя Прокурором Московской Синодальной конторы. Эта должность связывалась с самыми разнообразными функциями и требовала много практических знаний, работоспособности и такта. Прокурор Синодальной конторы являлся одновременно и Управляющим Синодальным училищем, и Главным начальником Синодального хора (бывшего преемником патриаршего хора досинодального периода, под его управлением находились "Патриаршая Библиотека" и "Патриаршая Ризница" и, наконец, сложное хозяйство Московских Синодальных имуществ,

Вступив в должность, князь прежде всего обратил внимание на Московский Синодальный хор, стремясь сохранить его древнерусскую культуру и прежний церковный облик, стяжавший ему всемирную славу. Хор содержался на доходы с недвижимых имуществ, принадлежащих Синодальной конторе. Эти доходы были достаточны для содержания хористов и состоящего при хоре пятиклассного училища, с пансионом для их детей, но совершенно недостаточны для тех широких целей, какие были положены князем в основу реорганизации хора. В чем же заключались эти задачи?

В глазах князя, Московский Синодальный хор имел значение церковно-государственное. Его задачею являлось не обслуживание Успенского собора во время архиерейского богослужения, а закрепление исконно-русских начал в церковном хоровом пении и внедрение этих начал повсеместно в России. Вот почему Синодальное училище, под мудрым управлением князя А. А. превратилось вскоре в церковную музыкально-певческую академию, явившуюся бережной хранительницей русского направления в пении и музыке в противовес итальянско-романскому направлению, проникшему в Придворную певческую капеллу и заразившему ее своим иноземным духом. Князь А. А. как я уже отмечал, был насквозь русским человеком. Он редко ездил заграницу, предпочитая свое иностранному, чутьем прозревая фальшь западноевропейской культуры которая, в противоположность русской, с ее духовными устремлениями, убивала дух и культивировала земные влечения и настроения. С этим западным направлением, все чаще проникавшим в различные области русской жизни, князь упорно боролся. Обладая свойствами природного начальника, великолепно разбираясь в людях и никогда не ошибаясь в их оценке, князь сумел окружить себя выдающимися помощниками. Пригласив в свои сотрудники г. Орлова, в качестве регента, и композитора Кастальского - для заведывания музыкальной частью, князь А. Д. коренным образом преобразовал духовное училище, которое, как я уже отметил, превратилось в музыкально-певческую академию; расширил курс училища, доведя его до десяти классов (6 певческих и 4 регентских, повысил общеобразовательную программу до уровня средне учебного заведения, а программу музыкальную - до высшего. При вновь реорганизованном училище был образован "Наблюдательный Комитет", давший направление церковно-певческому творчеству и на рецензию которого Св. Синод направлял все поступающие на его цензуру церковно-музыкальные сочинения. Таким образом князь А. А. создал новую эпоху в церковном пении, которое стало отныне русским и только церковным.

Влияние Московского Синодального училища весьма быстро распространилось по всей России. В самом скором времени из стен училища вышли блестящие композиторы, прекрасные регенты, весьма ценные преподаватели, заполнявшие по всей России вакантные места регентов и учителей музыки и пиния при архиерейских хорах, духовных академиях, семинариях, гимназиях и пр.

Для достижения всех этих целей нужны были, конечно, и большие средства. И вот здесь в полной мере обнаружились удивительные административные и хозяйственные способности князя. Доходные здания принадлежавшие Синодальной конторе, так называемые "Теплые ряды", дававшие весьма скудный доход не окупавшей даже затрат на их содержание, были значительно расширены, точнее заново перестроены, согласно последним требованиям техники, образовался как бы целый торговый городок с роскошными светлыми, обширными магазинами, и доходность сразу же увеличилась более, чем в три раза сравнительно с предыдущей. Запущенный и почти необитаемый дом на Никольской улице князь заново перестроил превратись его в, с громадными магазинными помещениями, ставшими приносить большие доходы. Один из таких магазинов сдавался внаем за 10.000 рублей в год. Заново перестроен с надстройкою нового этажа, доходный дом на Дмитровке. То же сделано и с зданием Синодального училища, где был надстроен еще один этаж и сооружен огромный двухсветный концертный зал с хорами, на Б. Никитской улице. Во дворе усадьбы Крестовоздвиженской церкви князь А. Д. Построил дом с квартирами для певчих и, наконец перестроил заново, с надстройкой целого этажа, огромный дом для причта Успенского собора. В общем князь поднял доходность Московской Синодальной конторы до 200 т. рублей в год с избытком покрывавших смету на содержание Синодального училища, хора, библиотеки и ризницы.

Не меньшую любовь проявил князь А. А. и к Патриаршей Библиотеке и Ризнице. Они были переведены в лучшие, заново отремонтированные просторные и светлые помещения, для них были заказаны специальные шкалы и витрины, были заново пересоставлены старые каталоги и описи и во главе, для заведывания Библиотекою и Ризницею, были поставлены опытные и знающие люди.

Все огромное здание Московской Синодальной Конторы, включающее мироваренную Палату (приемную палату патриарха Никона), Палату Синодальной конторы, храм Двенадцати Апостолов и др., было обновлено капитальным ремонтом.

За полгода до коронации Государя Императора Николая Александровича, на князя А. А. было возложено общее руководство большим ремонтом Успенского собора; по инициативе князя тогда же была произведена первая отмывка старинных икон собора, был перекрыт купол и положено начало тем грандиозным реставрационным работам которые впоследствии велись по указаниям князя и уже в бытность его членом Государственного Совета) и приостановлены были только революцией.

Глубокий знаток церковного искусства, князь собирал по всей России старые иконы древнего письма и лично их рассортировывал. Предметы, имевшее научную и художественную ценность и хорошо сохранившиеся, князь распределял в Ризнице, в библиотеках Патриаршей и Училищной, или же в витринах вдоль стен Мироваренной Палаты, предметы обветшавшие отдавались в починку, реставрировались и затем ими снабжались бедные церкви. В период 1895-1900 князь выполнил несколько ответственных поручений ревизионного характера в ряде русских южных и юго-западных городов а также в Финляндии. Некоторые из этих поручений (напр. ревизия условий охраны старинной ризницы водном из монастырей Ростова Великого) были прямо связаны со все возраставшим авторитетом князя, как археолога и знатока русского искусства и древности. В 1896 году князь был пожалован камергером Двора Е. И. В., а несколько лет спустя - гофмейстером Высочайшего Двора. Представляется совершенно невероятным чтобы один человек своею волею и энергией мог создать в одно десятилетие все то, что было создано князем Д. А. В период его управления Московской Синодальной конторой.

Не менее крупные следы оставил князь и на последующих этапах своей деятельности:

Осенью 1902 года, по Высочайшему повелению, на князя было возложено верховное руководство подготовкой торжества прославления Преподобного Серафима Саровского. О том, как прошли эти торжества, вызвавшие небывалый подъем религиозного чувства в русском народе, как велика была радость общения паломников с Царем русские люди будут еще долго помнить.

Исключительные административный и организационные способности, проявленные в Сарове князем А. А. остановили на нем внимание Государя Императора, когда, осенью 1903 года, встал вопрос о назначении волевого, и вместе с тем тактичного, деятеля на должность начальника одной из ответственейших губерний - Тверской.

Учитывая исключительную трудность условий этой службы, князь отказывался от предложения, ссылаясь на свою неподготовленность и не ручаясь за успех возлагаемого поручения, но Государь Император ответил: "Я сам ручаюсь за вас" и, обняв Своего верного слугу, благословил князя в декабре того же 1903 года на новую трудную и боевую работу в должности Тверского губернатора.

Понадобилось только 10 месяцев в течение которых революционная зараза, мерами нравственного воздействия и личным авторитетом князя, была искоренена, и в октябре 1904 года князь был назначен сенатором а в апреле 1905 г. - Товарищем Обер-Прокурора Святейшего Синода. В этой последней должности, при все время хворавшем К. П. Победоносцеве, на князя легла основная тягота по отстаиванию в Комитете Министров русских исторических и церковных начал от посягательств Председателя означенного Комитета, - С. Ю. Витте; в частности, по одному принципиальному вопросу, князь - один против всех - принужден был подать особое мнение и имел величайшее для монархиста счастье, на следующем очередном заседании Кабинета узнать, что Государю Императору благоугодно было присоединиться к этому особому мнению и утвердить его. К этому же времени относится и работа князя по подготовке восстановления Патриаршества в России. Под его влиянием был представлен К. П. Победоносцевым соответствующий всеподданнейший доклад о созыве Церковного Собора и князь много потрудился в образованном при его участии особом предсоборном присутствии. Этот этап служебной деятельности князя связывается с его участием в событиях чрезвычайной важности. Так в июле 1905 года князь был приглашен участвовать в происходивших в Петергофе, под председательством Государя Императора, исторических совещаниях обсуждавших вопрос о представительном строе. В свое время стенографические записи речей участников этих знаменитых совещаний были изданы в форме объемистой книги, какая попала заграницу и даже ходила по рукам у русских беженцев в Сербии, в 1920 году. Сейчас эта книга приобретает исключительное и чрезвычайное значение. В ней, как в зеркале, отражаются заслуги подлинных государственных людей и преступления тех кто злоупотреблял своими правами и властью в ущерб интересам России. По этой книге можно судить и о том кто являлся действительно мудрыми прозорливым государственным деятелем и кто не понимал пользы государства и сознательно или бессознательно, по умыслу или недомыслию, работал ему во вред. Очень характерны были выступления гр. Коковцева, который не только доказывал желательность представительного строя, утверждая, что последний нисколько не нарушить прерогатив Самодержавия, но даже находил что в интересах государства каждый министр финансов обязан входить в сношения с евреями и что, по этой причине, нежелательно обострять отношений с еврейством.. Даже председатель Государственного Совета граф Сольский, вышедший из духовного звания и дошедший до наивысших ступеней служебной карьеры, награжденный графским титулом маститый старец не понимал невидимому, государственного и церковного значения Самодержавия, ибо со своей стороны ратовал за представительный строй. Другие участники совещания, люди более молодые и зараженные левыми течениями, господствовавшими в то проклятое время, только поддерживали общий голос исторгавший из рук Помазанника Божия данную Им при коронации клятву хранить заветы Самодержавия.

Князь А. А. Выступал три раза и, несмотря на то, что имел против себя подавляющее большинство, смело и мужественно доказывал что представительный строй не только нарушить прерогативы самодержавной власти Царя, но и погубить Россию. Речи князя были ясны, категоричны и несомненно, что Государь Император всецело разделял их основную мысль, но враждебное князю большинство решило вопрос иначе, в результате чего последовало учреждение Государственной Думы и крушение России. Предвидение князя А. А. нашло фотографическое отображение в последующих событиях, явившихся лишь логическим результатом рокового акта 17 октября 1905 года. В апреле 1906 года князь А. А, был назначен, как я уже упоминал, Обер-Прокурором Св. Синода и вошел в кабинет И. Л. Горемыкина. распустившего крамольную Думу и проявившего твердую государственную власть. Однако недолго продолжалась совместная государственная работа этих выдающихся сановников, связанных между собою общею политическою программой и общими взглядами. Горемыкина сменил Столыпин, человек совершенно иного склада и мировоззрения, и князь А. А. не нашел возможным оставаться в составе его кабинета, также как отказывался раньше входить в состав кабинета гр. Витте. В глазах князя А. А. оба эти премьера строили свои государственный программы на компромиссах и нередко принимали за действительные чаяния народа лживые голоса общественного мнения и прессы:

В июле 1906 года, 43-х лет от роду, князь А. А. назначается членом Государственного Совета и становится виднейшим членом правой группы, усиленно боровшейся с надвигавшейся крамолой, но, к великому несчастью Росси и, сделавшейся ее жертвою. В то же время, не ограничиваясь прямыми обязанностями по службе, князь активно работает в Обществе, созданном при его участи и А. С. Стишинским, в задачи какового входило изучение духовной, культурной и исторической связи Росси и с ее окраинами, в которых к тому времени уже оформились сепаратистские течения. К этому же примерно времени относится и избрание князя в члены Императорской Археологической Комиссии. Общественно-политическая деятельность князя А. А не ограничивается правой группой Государственного Совета: он принимает близкое участие в культурно-патриотической деятельности Русского Собрания и, на основании его личного доклада, Государь Император из Собственных сумм жертвует 100.000 рублей, на которые при обретается Собранием собственный дом (на Кузнецком пер.) и создается первая образцовая патриотическая гимназия.

Так писать мог только человек не только связанный личной Дружбой со мною, но и насквозь проникнутый любовью к Барградскому Подворью Св. Николая, духовно сроднившийся с ним. Нет возможности в кратком очерке исчерпать свидетельства той любви и преданности князя А. А. к Православному Палестинскому Обществу, какие он проявлял на каждом шагу своей деятельности, нет сейчас и средств для издания архивов Общества, и наша задача исчерпывается пока только бережным хранением этих дорогих архивов, какие в свое время явятся и школой и руководством для будущих продолжателей нашей работы.

Здесь я заканчиваю очерк внешней деятельности князя А. А, точнее, некоторые этапы ее, ибо для полного описания этой деятельности и оценки ее церковно-государственного значения понадобился бы объемистый труд, невыполнимый в условиях нашего беженства. Перехожу теперь к характеру духовного облика почившего князя. Этот облик не всегда отражается на фоне внешней деятельности. Наоборот, последняя часто скрывает, заслоняет этот облик.

Важно внешнее делание, многоценны труды человека, дающие в результате благо ближним, но еще важнее - внутреннее созидание, высота целей, чистота побуждений, бесхитростное служение Богу и ближнему, не гонящееся за людской славой, не ищущее похвал, словом, все то, что человек возьмет с собою после смерти, идя к Богу.

В этом отношении князь А. А. стоял уже на такой высоте, какая сближала его с подвижниками Церкви. К числу этих последних относить обычно только подвижников духовного звания и состояния, между тем их было много и среди мерян, великие подвиги которых протекали обычно в полном неведении и скрывались самими подвижниками: Князь Алексей Александрович быль абсолютно нечувствителен к голосу так называемого общественного мнения и в этом отношении составляли разительное исключение среди людей, для которых слава людская, популярность и одобрение толпы были целью их жизни и деятельности: А мало ли было таких людей?!. Можно, без всякого преувеличения, сказать, что почти все деятели, как в сфере государственной, так еще более в сфере Церковной, были заражены этим ядом зависимости от общественного мнения, парализовавшего их волю и свободу и толкавшего их на путь компромиссов с совестью и правдой. Можно сказать даже больше, что в огромном большинстве не паства шла за пастырем, а пастырь плелся за паствой, угождая ей и стремясь заслужить ее рукоплескали и что именно поэтому, влияние Церкви в деле воспитания русского народа было чрезвычайно незначительным. Иначе и не могло быть, ибо плоды духовной работы имеют совершенно иную природу, чем плоды внешней деятельности. Их собирает только тот, кто отдает своему ближнему все, а от ближнего не берет ничего. Тот же, кто гоняется за славой и одобрением толпы, тот собирает вокруг себя только шум, но созидает презрение при жизни.

И на фоне этих людей, князь являлся как бы живым укором, приковывая к себе внимание не только чистых людей, преклонявшихся пред его нравственной чистотою и величием духа, но и еще большее внимание людей противоположных свойств и настроений, видевших в этой чистоте отражение надменности, гордости и высокомерия.

Казалось бы, не велик подвиг, оставаться независимым от общественного мнения, как не велик грех, рождаемый такой зависимостью.

В действительности же, нет подвига более величавого, чем такая независимость, как нет преступления более гнусного этой зависимости. На такой подвиг отваживались лишь очень и очень немногие, ибо оставаться независимым от общественного мнения, значить вести борьбу с ним, одному против всех, значит обличать его неправду, а это может делать только исключительно чистый человек, который ничего не должен миру и не боится его ответных ударов.

Именно эта боязнь ответных ударов, опасение разоблачений в ответ на обличения, и создавала такую зависимость от общественного мнения и связывала нравственно нечистых людей. Отсюда это пресмыкательство пред общественным мнением, жажда популярности и личной славы и неукротимая страсть нравиться всем и каждому, словом все то, что было присуще огромному большинству людей и что совершенно отсутствовало у князя А. А. Ширинского-Шихматова, не только не желавшего никому нравиться, а, наоборот, сознательно убегавшего от славы людской и внешней суровостью скрывавшего величие своей души.

Духовный облик князя А. А. Ширинского-Шихматова отражал столько самобытного и примечательного, свойственного прямой, честной натуре подлинного русского барина, не знающего компромиссов с совестью и долгом, строгого к подчиненным, но еще более строгого к себе, что обрисовать его в кратком очерке совершенно невозможно. Это сделает история.

Так, в неустанном труде, связанном с Палестинским Обществом, с церковными делами и с работами по монархическому делу, протекала жизнь князя в беженстве, медленно и постепенно подтачивая его слабеющие силы. Здоровье князя А. А. уже давно внушало мне опасение. Всегда отзывчивый, чрезвычайно аккуратно, с пунктуальной точностью отвечавший не только на официальные, но и на частные мои письма, князь в начале осени 1929 года стал писать с большими перерывами. отвечая сразу на несколько писем, а затем и совсем замолк, чем не мало тревожил меня. Но письмо от 7/20 ноября, хотя и полученное после двухнедельного перерыва, успокоило меня. Князь даже не упоминал о своей болезни, выражавшейся в мучительных припадках грудной жабы и, по-видимому, стал чувствовать себя лучше. Затем опять настала продолжительная пауза. Прошел целый месяц в течение которого не было писем, и я вновь стал терзаться тревожными мыслями и опасениями. Наконец, 10/23 декабря получилась лаконическая телеграмма от полковника В. Шиманского, извещавшего меня о смерти князя, а на другой день письмо от князя Юрия Алексеевича Ширинского-Шихматова от 9/22 декабря (в конверте, надписанном дорогим мне почерком усопшего князя) - такого содержания:

":Чувствуя возможность рокового исхода обострившейся за последнее время болезни, отец лично и заранее заготовил конверт с Вашим адресом, чтобы мы смогли немедленно известить Вас о его кончине. Он почил сегодня в 4 часа 55 мин. пополудни, удостоившись причащения Св. Таин. Хороним его здесь. Последние дни особенно часто вспоминал Вас и несколько раз крестил, благословляя на подвиг защиты Дома Святителя Николая. Помолитесь об упокоении его души:

P. S. Председательство принял на себя А. А. Нератов":

Вслед за сим пришло письмо от Анатолия Анатольевича Нератова, от 10/23 декабря, извещавшего меня о кончине князя и о вступлении в должность Председателя Прав. Палест. Обства и в то же время просившего меня продолжать, в память покойного князя, мое трудное дело в Бари...

Этот удар не только оглушил меня, причинив тяжкую боль и вызвав длительные страдания, но и обессилил меня. В лице князя Алексея Александровича я потерял бесценного друга, отечески окормлявшего меня в течение 25 лет, мудрого начальника, руководившего каждым шагом моей работы, дававшего мне, кроме своего служебного опыта и знаний, и великую духовную опору. В часы упадка энергии, в минуты уныния и тоски, я часто останавливался мысленно на нравственном облике усопшего князя и в этих мыслях черпал и бодрость духа и новые силы для дальнейшей борьбы с препятствиями, тормозившими мое дело в Бари, возложенное на меня князем. Некрологи обыкновенно заполняются дифирамбами в память почивших и в них обычно приписывают последним и те качества, коих они не имели. Но некрологи, напечатанные в газетах в память почившего князя А. А Ширинского-Шихматова не отразили даже в малейшей степени тех качеств и особенностей князя, коими он обладал, и это потому, что ни одна газета не напечатала бы правды о князе, ибо почти вся пресса служила неправде. Исключительным свойством покойного князя, стяжавшим ему славу великого христианина и вооружившим против него нечистых людей, было его прямодушие. Князь не только всегда говорил правду, жил правдой и служил правде, но он всегда и мыслил правдой, не зная тех тонких уловок, хитрости и лукавых изворотов мысли, на коих, в сущности, и строились отношения между людьми. Сказать что либо приятное кому либо и тем польстить ему, обнадежить несуществующими надеждами, пообещать заведомо неисполнимое, угодить, понравиться, войти в доверие и завоевать этими способами и приемами любовь и расположение со стороны неглубоких и легковерных людей, - все это является обычным содержанием взаимоотношений между нравственно нечистоплотными, нечистыми людьми, точнее между огромным большинством людей. Это и понятно, ибо чистые отношения между людьми строятся только на религиозной почве, когда религия является не внешним только исповеданием, когда ею не торгуют, пуская в оборот для личных выгод, а когда она растворяется в глубоком религиозном чувстве, проникающем в мысли и чувства человека.

Таким святым религиозным чувством и был насквозь проникнут почивший князь Алексей Александрович. Вот почему он был так далек от желания нравиться или производить впечатление, вот почему для него общественное мнение абсолютно не существовало и он никогда не гнался ни за славой ни за популярностью, в противоположность огромному большинству государственных деятелей, не исключая и иерархов Церкви, которые вдохновлялись в своей деятельности не сознанием ее нравственной ценности, а рукоплесканиями толпы. Вследствие этого князя называли гордым и надменным, тогда как там, были не гордость вельможи, не надменность сановитого барина, а чистота сердца и правдивость, не знавшая компромиссов. И наряду с ними детская незлобивость, великая снисходительность к немощам ближнего, чрезвычайное смирение, скрывавшееся за величавою наружностью князя и глубокая христианская вера, лежавшая в основе всей его жизни и определявшая и направлявшая каждый шаг его церковной и государственной деятельности. В этом отношении князь составлял совершенно исключительное явление целостностью своего нравственного облика и совершенно правь был наш общий друг и любимый соработник Сергей Сергеевич Воейков, когда посвящая усопшему князю свои благодарный строки, писал в газете "Возрождение" 14/27 декабря, N 2034:

":Яркий и светлый образ почившего навсегда останется памятным в сердцах тех, кому дано было встретить его на своем жизненном пути, иметь с ним общение.

Будучи настоящим православным русским человеком, глубоко верующим и насквозь проникнутым православным христианским миросозерцанием, князь Алексей Александрович, на всех близко знавших его, производил своим на редкость цельным, ясным и чистым нравственным обликом неизгладимое впечатление, являясь неисчерпаемым источником живой веры в Бога и задушевной жертвенной любви к своим ближним.

Живя в век шатания нравственных устоев человечества, и в век безудержного натиска темных сил и стремления их искоренить в русском народе все, что только есть в нем святого, все, в чем только теплится искра Божия, князь всю свою жизнь непоколебимо и неустанно, честно и открыто боролся за сохранение и укрепление исконных начал русского православного быта во всех его проявлениях - и в области церковной, и в области государственной. и в области русского народного искусства, будучи большим знатоком православной иконописи и церковного зодчества.

С христианским смирением и покорностью воле Божией переносил князь все невзгоды своего эмигрантского существования и до конца дней своих в тяжелых материальных условиях бескорыстно и самоотверженно отдавал последние силы свои защите и охране заграничных владели Православного Палестинского Общества, председателем коего, после великой княгини Елисаветы Феодоровны он состоял".

Отозвалась на кончину князя и русская газета "Царский Вестник", издаваемая в Югославии, поместив статью Н. Тальберга под заглавием "Верный до гроба", заканчивающуюся следующими словами:

"Князь, страдая сердцем, опасался всегда умереть внезапно где-нибудь на улице. Но Господь сулил ему ту кончину, о даровании которой мы всегда молимся. Окруженный любимой семьей, внимая постоянно чтению Евангелия и молитв, медленно угасал этот прекрасный русский человек, благословив всех, отдав все распоряжения о своих похоронах. Трижды во время болезни удостоенный принятия Св. Таин, получив отпущение грехов, с молитвою на устах "Христос Воскресе из мертвых смертью смерть поправ и сущим во гробе живот даровав", скончался сей истинный раб Божий. И когда вечером, 9 декабря, родные и близкие собрались на первую панихиду, то, при виде бездыханного тела усопшего, одетого в правоведскую рубашку, в русскую поддевку и сапоги, с пальмовыми палестинскими ветвями на руках и крестом Гроба Господня на груди, при виде спокойного, красивого, дорогого лица, думалось им, что Господь милостиво принял в Свою вечную обитель того, кто за свою долгую жизнь не покривил ни перед Ним, ни перед Помазанниками Божиими, ни пред матушкой Россией":

И действительно, стоить только вдуматься в слова "не покривил ни перед Богом, ни пред Царем, ни пред Россией", дабы оценить все значение почившего князя, как человека исключительной, совершенно необычайной нравственной чистоты. Много ли таких людей, которые, оглядываясь на смертном одре на свою прожитую жизнь, могут сказать, что в своих отношениях и к Богу и к Царю и к ближнему никогда не кривили душой, никогда не искали лучших выгод, не изменяли своему нравственному долгу, не стремились к почестям и славе, а имели пред собой только нравственный идеал?! Останавливаясь только на этой одной черте облика почившего князя нужно было бы исписать много страниц, а один только перечень внешних следов его деятельности то на поприще Прокурора Московской Синодальной Конторы, то на поприще Тверского губернатора, а затем Обер-Прокурора Св. Синода и члена Государственная Совета, составил бы объемистую книгу.

Заканчивая свой краткий очерк, не могу не остановиться и на отношении князя к церковным делам. Князь А. А. глубоко скорбел от разразившейся церковной смуты, вызванной недобрыми чувствами, выросшими на почве земных побуждений, с одной стороны и неумением предотвратить их с другой стороны: В результате этой смуты прекрасный русский храм в Париже на rue Daru очутился в ведении митрополита Евлогия и беженцы, верные соборному началу, остались без храма. Таковой пришлось созидать, наняв помещение на 18, rue d"Odessa. Дивный иконостас этого маленького нового храма Знамения Божией Матери сооружен по замыслу князя и под его руководством трудами художников и иконописцев Исцеленова, Стеллецкого и кн. Львовой. Князь в качестве Председателя комиссии по украшению храма - уже к этому времени больной (астма, осложненная артериосклерозом) исходил весь Париж, вплоть до самых отдаленных окраин, в поисках мастеров, способных воспроизвести, по его рисункам и образцам, церковную утварь, лампады, подсвечники и другие предметы церковного обихода. Трогательно заботясь о благолепии этой маленькой, убогой церковки, князь пожертвовал ей частицу подлинной мантии Преподобного Серафима Саровского (сохраненной со времени прославления Святого) и вывезенной младшим сыном князя при отъезде из Москвы. О церкви этой, в честь Знамения Божией Матери, вспоминал он и в последние свои дни, перед самой кончиной:

11/24 декабря в Медоне, в церкви Воскресения Христова, состоялось отпевание почившего князя А. А. Ширинского-Шихматова; служил архиепископ Серафим в сослужении архимандрита Серия, о. Б. Молчанова, о. В Тимофеева и о. И. Малинина, а затем погребение на Севрском кладбище.

Годом позже, в марте 1931 года, совершенно неожиданно для себя, я был вынужден очутиться по делам Подворья в Парике и прежде всего поспешил в Севр навестить семью князя и поклониться дорогой могиле. Меня, как родного, встретила княгиня Леокадия Петровна Ширинская-Шихматова, которая и внешностью и всем складом своей нежной душевной организации и чарующей женственностью, отражавшей столько приветливости и ласки, так сильно напоминала мне мою покойную мать. Бедная убогая квартирка князя носила все же отпечаток того неуловимого барства, какое говорило о том, кто жил в ней. Все было благородно, просто, повсюду царица изумительная чистота и порядок. Стены маленькой гостиной были украшены Царскими портретами и древне русскими сюжетами в рамках кустарной работы, изготовленных лично князем, и все, казалось, было пропитано русским духом.

Недолго я пробыл у княгини в свое первое посещение: Душа рвалась на могилу князя и, расспросив как и куда идти, я побежал на кладбище. Я быстро нашел дорогую могилу, увидев недалеко от входа временный деревянный русский крест, с покрышкой: Великой болью сжалось сердце при виде убогой, скромной могилы на чужом кладбище, среди чужих людей, в чужой стране: Долго стоял я с опущенной головой и с молитвой на устах, точно прикованный к месту: Сознание полного одиночества, ощущение безвозвратной потери, терзало меня, охватывая глубоким волнением: "Вот они подлинные духовные вожди", думал я. "Каждое их слово, каждая мысль были поучением и назиданием, каждый шаг их деятельности - не малодушным соглашательством с неправдой, а громким протестом против нее, они не знали никаких компромиссов с совестью, не боялись скомпрометировать себя в борьбе с всесильной ложью, господствовавшей в мире, и честно выполняли свою задачу на земле и долг перед Богом".

Со смертью князя А. А. ушел в могилу не только просто хороший человек и крупный государственный деятель, но и человек старого закала, воплощавший в себе традиции и мощь дореволюционной России в самый светлый момент ее государственной жизни. Вместе с Государем Императором Николаем Александровичем, чутьем угадывавшим правду эпохи Царя Алексея Михайловича, князь А. А. являлся как бы прямым продолжателем этой эпохи, воплощая собою ее дух и осуществляя ее задачи. Еще много и долго будут спорить между собою представители отживающего и нарождающегося поколений о преимуществах их идеалов, о ценности своих программ и предпочтительности своих задач, однако убеждение, что правда впереди и связана с новшествами, всегда останется ложным. Правда - позади, у подножия Голгофы, и, чем глубже проникали в толщу жизни религиозные начала, чем больше одухотворялась ими народная жизнь, тем правдивее была жизнь, тем виднее была правда на земле: И нигде во всем мире, эта правда не сияла большим блеском, чем в России в эпоху Царя Алексея Михайловича, когда Россия была еще Святою Русью, когда чутьем угадывая ложь европейской цивилизации, скрывавшей еврейскую программу уничтожения христианства и мирового господства, не только не приобщалась к такой "цивилизации", но и отбивалась от нее, защищая свои национальные черты и дорожа ими. Слово "прогресс" выдумано не только безрелигиозными людьми, но и людьми, желавшими в корне уничтожить религию и убить веру, а прозвище "реакционер" получили все те люди, которые следовали заветам Христа и потом вели борьбу со всем, что разрушало устои Церкви и государства и скрывалось под маской "прогресса". В этом смысле "реакционерами" были все лучшие, все духовно просвещенные люди, все видевшие Святую Русь сквозь толщу России, медленно, но неуклонно порабощаемой международным еврейством, заражающим ее своим духом, отравляющим ее своим ядом, уничтожающим ее величавый национальный облик: В том и значение князя А. А. , что он, будучи истинно русским человеком, не только глубоко страдал при виде этой преступной работы, но и боролся с нею, сдирая больные наросты и ядовитые наслоения на теле России и восстановляя попорченное и изломанное, делая то, что по малодушно, корысти или трусости не делали стоявшие на страже церковной и государственной правды. Деятельность людей этого типа, а таких было большинство среди церковных и государственных деятелей, ограничивалась в лучшем случае лишь констатированием зла, указанием на его характер и размеры, но в борьбу с ним никто не вступал...

Князь не дожил до торжества своих трудов: Но они не пропали даром: Придет время, когда каждый народ найдет своего Вождя и восстановит свое отечество в том виде, в каком создал его Господь, очистив его от иноземных и иноверных наслоений. Придет, момент, когда и Россия свергнет с себя жидовское иго и восстановит свой настоящий, подлинный национальный облик: И тогда начнется созидательная работа, тогда вспомнят о князе А. А. и будут учиться у него".

Все эти мысли быстро пронеслись в моем сознании и я не заметил, как, будто в ответ на них, из за тучи выглянуло яркое солнце и своими лучами осветило дорогую могилу: Я ушел успокоенный, я знал, что Господь принял в Свои объятия того, кто прославлял Его Святое Имя на всех поприщах своей деятельности, на каждом шагу жизни, являя те божеские свойства своей души, какие растворялись во вне его милосердием и любовью к ближнему, его безграничным снисхождением к их немощам, пламенной любовью к России и верностью Царю, его самоотверженным трудом, не знавшим отдыха, а наипаче, тем смирением, какое боялось их огласки и убегало от славы людской...

Преклонимся же пред светлою памятью незабвенного князя Алексея Александровича и вознесем к Престолу Всевышнего молитву об упокоении его души: "Господи, упокой чистую душу верного раба Твоего князя Алексея в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание; всякое согрешение, содеянное им словом, или делом, или помышлением, яко благий человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един кроме греха, правда Твоя - правда во веки и слово Твое - Истина!"...

История борьбы Барградского Подворья с большевиками составляет содержание 3-го и 4-го тома моих "Воспоминаний", к сожалению, за отсутствием средств, еще не изданных. ()

Алексей Ширинский-Шихматов

Ширинский-Шихматов Алексей Александрович (1862-22.12.1930), князь, русский общественный деятель. Окончил Училище правоведения. В течение многих лет был сотрудником и соратником К. П. Победоносцева, занимал должности обер-прокурора Святейшего Синода, сенатора и члена Государственного Совета.

На Ширинского-Шихматова было возложено руководство по подготовке и проведению прославления мощей прп. Серафима Саровского в 1903. Князь критически относился к С. Ю. Витте и другим деятелям либерально-масонского движения. Занимая твердые православно-монархические позиции, Ширинский-Шихматов сделал многое для развития русских патриотических организаций и особенно Русского Собрания и Союза Русского народа. В годы революционной смуты (1905-1907) князь, вместе с другими лицами, создал тайный кружок, выдвигавший верных лиц на ответственные посты и задерживавших тем самым ход революционного движения.

В 1917-1918 князь работал в Москве, пытаясь организовать спасение Царской семьи. Его ближайшим сподвижником в этом деле был протоиерей Иоанн Восторгов. С 1920 Ширинский-Шихматов находится в эмиграции, сначала в Берлине, затем в Париже, не прекращая активной борьбы против представителей иудейско-масонской идеологии, являясь одним из руководителей монархического движения, членом Высшего Монархического совета.

О. Платонов

Ширинский-Шихматов Алексей Александрович, князь (1862 – 1930) – государственный, общественно-политический и церковный деятель, публицист. Служил по ведомству Министерства внутренних дел. С 1890 – помощник юрисконсульта при обер-прокуроре Святейшего Синода, с 1894 – прокурор Московской Синодальной конторы и управляющий всеми недвижимыми имуществами, принадлежавшими Синоду в Москве и ее окрестностях. Руководил подготовкой торжеств, связанных с прославлением преподобного Серафима Саровского. С 1903 – Тверской губернатор. В октябре 1903 – гофмейстер. В мае 1905 – товарищ обер-прокурора Синода, в апреле-июле 1906 – обер-прокурор. С 1906 член Государственного совета. Один из активных деятелей Русского собрания. Вице-председатель императорского православного Палестинского общества. В 1915 основал Общество Возрождения Художественной Руси. С осени 1916 председатель Особого комитета для борьбы с злоупотреблениями, порожденными тыловой обстановкой (уклонение от воинской повинности и проч.). В 1915 – феврале 1917 входил в кружок члена Государственного совета А. А. Римского-Корсакова, подготовившего несколько записок на имя Николая II. После Октябрьской революции переехал в Москву, где участвовал в деятельности подпольных монархических организаций. Эмигрировал. На съезде правых монархистов (1921 Рейхенгаль, Германия) был избран одним из трех членов Высшего монархического совета. В 1924 переехал в Париж. В 1928 был председателем президиума монархического съезда в Париже.

Использованы материалы Примечания Александра Репникова к Дневникам за 1915 г . Льва Тихомирова.

Ширинский-Шихматов Алексей Александрович (1862-22.12.1930), князь, русский общественный деятель. Окончил Училище правоведения. В течение многих лет был сотрудником и соратником К. П. Победоносцева, занимал должности Обер-прокурора Св. Синода, сенатора и члена Государственного совета.

На Ширинского-Шихматова было возложено руководство по подготовке и проведению прославления мощей прп. Серафима Саровского в 1903. Князь критически относился к С. Ю. Витте и др. деятелям либерально-масонского движения. Занимая твердые православно-монархические позиции, Ширинский-Шихматов сделал многое для развития русских патриотических организаций и особенно Русского собрания и Союза русского народа. В годы революционной смуты (1905-07) князь, вместе с другими лицами, создал тайный кружок, выдвигавший верных лиц на ответственные посты и задерживавших тем самым ход революционного движения.

В 1917-18 князь работал в Москве, пытаясь организовать спасение Царской семьи. Его ближайшим сподвижником в этом деле был прот. Иоанн Восторгов. С 1920 Ширинский-Шихматов находится в эмиграции, сначала в Берлине, затем в Париже, не прекращая активной борьбы против представителей иудейско-масонской идеологии, являясь одним из руководителей монархического движения, членом Высшего монархического совета.

Скончался кн. Ширинский-Шихматов в пригороде Парижа Севре. В статье «Верный до гроба», которую опубликовала русская газета «Царский вестник» (Югославия), Н. Д. Тальберг так описывал кончину кн. Ширинского-Шихматова: «Князь, страдая сердцем, опасался всегда умереть внезапно где-нибудь на улице. Но Господь сулил ему ту кончину, о даровании которой мы всегда молимся. Окруженный любимой семьей, внимая постоянно чтению Евангелия и молитв, медленно угасал этот прекрасный русский человек, благословив всех, отдав все распоряжения о своих похоронах. Трижды во время болезни удостоенный принятия Святых Таин, получив отпущение грехов, с молитвою на устах “Христос Воскресе из мертвых смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав”, скончался сей истинный раб Божий. И когда вечером, 9 дек., родные и близкие собрались на первую панихиду, то, при виде бездыханного тела усопшего, одетого в правоведскую рубашку, в русскую поддевку и сапоги, с пальмовыми палестинскими ветвями на руках и крестом Гроба Господня на груди, при виде спокойного, красивого, дорогого лица, думалось им, что Господь милостиво принял в Свою вечную обитель того, кто за свою долгую жизнь не покривил ни перед Ним, ни перед Помазанниками Божиими, ни пред матушкой Россией». Близко знавший кн. Ширинского-Шихматова бывший товарищ обер-прокурора Св. Синода кн. Н. Д. Жевахов, отмечая заслуги князя перед Россией и русским народом, писал, что с его смертью «ушел в могилу не только просто хороший человек и крупный государственный деятель, но и человек старого закала, воплощавший в себе традиции и мощь дореволюционной России в самый светлый момент ее государственной жизни. Вместе с государем императором Николаем Александровичем, чутьем угадывавшим правду эпохи царя Алексея Михайловича, князь А. А. являлся как бы прямым продолжателем этой эпохи, воплощая собою ее дух и осуществляя ее задачи. …И нигде во всем мире, эта правда не сияла большим блеском, чем в России в эпоху царя Алексея Михайловича, когда Россия была еще Святою Русью, когда, чутьем угадывая ложь европейской цивилизации, скрывавшей еврейскую программу уничтожения христианства и мирового господства, не только не приобщалась к такой “цивилизации”, но и отбивалась от нее, защищая свои национальные черты и дорожа ими. Слово “прогресс” выдумано не только безрелигиозными людьми, но и людьми, желавшими в корне уничтожить религию и убить веру, а прозвище “реакционер” получили все те люди, которые следовали заветам Христа и потом вели борьбу со всем, что разрушало устои Церкви и государства и скрывалось под маской “прогресса”. В этом смысле “реакционерами” были все лучшие, все духовно просвещенные люди, все видевшие Святую Русь сквозь толщу России, медленно, но неуклонно порабощаемой международным еврейством, заражающим ее своим духом, отравляющим ее своим ядом, уничтожающим ее величавый национальный облик. В том и значение князя А. А., что он, будучи истинно русским человеком, не только глубоко страдал при виде этой преступной работы, но и боролся с нею, сдирая больные наросты и ядовитые наслоения на теле России и восстановляя попорченное и изломанное, делая то, что по малодушно, корысти или трусости не делали стоявшие на страже церковной и государственной правды».

О. П., А. С.

ШИРИНСКИЙ-ШИХМАТОВ Алексей Александрович (6.11.1862-9.12.1930), князь, государственный и общественный деятель, гофмейстер, сенатор, член Государственного Совета.

Родился в Вильне в семье попечителя учебного округа (впоследствии его отец был товарищем министра народного просвещения). В 1884 окончил курс в элитном Императорском Училище правоведения. Назначен сначала чиновником особых поручений при Эстляндском губернаторе кн. Шаховском (прославившемся политикой обрусения края), затем советником губернского правления. В этой должности проявил исключительную энергию и деловитость в возведении православных храмов и школьных зданий в 10-ти новооткрытых приходах губернии. В 1889 князь был командирован по Высочайшему повелению в Вену, где он представлял ведомство православного исповедания при закладке храма Российского посольства. Своей активной деятельностью он обратил на себя внимание обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева, который в 1890 привлек его на службу по ведомству православного исповедания и назначил помощником юрисконсульта при обер-прокуроре. В 1894 последовало назначение князя на ответственную должность прокурора Московской Синодальной конторы. Занимавший эту должность чиновник являлся одновременно руководителем Синодального училища, гл. начальником Синодального хора (бывшего преемником патриаршего хора досинодального периода), управляющим Патриаршей библиотекой и Патриаршей ризницей, в его ведении находилось также управление немалым и сложным церковным хозяйством и имуществом в Москве. Первым делом кн. Ширинский-Шихматов занялся реорганизацией стяжавшего всемирную славу Московского Синодального хора. Князь стремился к тому, чтобы хор не только обслуживал Успенский собор во время архиерейского богослужения, но сделался рассадником исконно-русских начал в церковном хоровом пении повсеместно в России. Ввиду этого Синодальное училище было превращено вскоре в церковную музыкально-певческую академию, имевшую своей задачей бережное хранение русского направления в пении и музыке в противовес итальянскому, которое доминировало в Придворной певческой капелле. Как отмечали современники, фактически он создал новую эпоху в церковном пении, которое стало национально-русским. Помимо того, что он внес огромный вклад в постановку певческого искусства, князь привел в порядок Патриаршую библиотеку и Патриаршую ризницу. Будучи глубоким знатоком церковного искусства, князь собирал по всей России старые иконы древнего письма, организовал их реставрацию. За свои труды в 1896 он был пожалован камергером Двора.

Осенью 1902 Высочайшим повелением на кн. Ширинского-Шихматова было возложено верховное руководство подготовкой торжеств, связанных с прославлением прп. Серафима Саровского. Эти торжества вызвали небывалый подъем религиозного чувства в Русском Народе. Своими административными и организационными способностями, проявленными в этом деле, кн. Ширинский-Шихматов обратил на себя внимание Государя Императора, и в дек. 1903 он стал Тверским губернатором. Однако в окт. 1904 интригами назначенного министром внутренних дел вместо убитого В. К. Плеве махрового либерала кн. П. Д. Святополк-Мирского он был уволен с должности губернатора. По возвращении в Петербург князь был принят Государем, пожалован гофмейстером Двора и назначен сенатором. Вскоре в апр. 1905 он стал товарищем обер-прокурора Св. Синода при уже больном К. П. Победоносцеве, и на князя легла основная тягота по защите в Комитете Министров церковных и национальных интересов от посягательств председателя этого комитета С. Ю. Витте. В окт., когда Витте был назначен председателем Совета Министров, а Победоносцев вышел в отставку, кн. Ширинский-Шихматов последовал примеру своего непосредственного начальника знаменитого обер-прокурора Св. Синода, и снова вернулся в 1-й Департамент Сената. Витте, кстати, просто ненавидел кн. Ширинского-Шихматова, называл его в своих воспоминаниях «реакционером».

В апр. 1906 после отставки кабинета Витте князь был назначен обер-прокурором Св. Синода в правительстве И. Л. Горемыкина. В июле 1906, когда Горемыкина сменил П. А. Столыпин, поначалу провозгласивший либеральную политику, кн. Ширинский-Шихматов отказался войти в его кабинет и был назначен членом Государственного Совета, где вскоре стал виднейшим деятелем правой группы. В это же время он активно работал в обществе «Окраины России», которое было создано при его участии А. С. Стишинским и в задачи которого входило изучение духовной, культурной и исторической связи России с ее окраинами, особенно с теми, где были сильны сепаратистские тенденции. В это время кн. Ширинский-Шихматов принял близкое участие в культурно-патриотической деятельности Русского Собрания (РС). 28 янв. 1909 совместно с председателем Совета РС кн. М. Л. Шаховским разработал проект объединения деятельности РС и Общества ревнителей исторического просвещения как единомышленных обществ. Именно на основании его личного доклада Государь из собственных сумм пожертвовал 25 марта 1909 100 тыс. руб., на которые был построен Дом Русского Собрания. Когда в 1910 в Главном Совете Союза Русского Собрания (СРН) начались трения, по его инициативе и под его председательством на Троицком подворье в Петербурге собрались представители противоборствующих сторон А. И. Дубровин, В. М. Пуришкевич, о. И. И. Восторгов и Н. А. Павлов (от объединенного дворянства) для выработки соглашения. Однако эта инициатива кн. Ширинского-Шихматова не принесла никаких плодов, соглашение не было достигнуто. В 1907-12 князь был председателем «Бюро для взаимной осведомленности и совместных действий правых деятелей» в период легислатуры III Государственной Думы, в состав которого кроме него входили 3 чел. от Государственной Думы (гр. А. А. Бобринский, А. С. Вязигин и Г. Г. Замысловский) и 3 чел. от Государственного Совета (М. Я. Говоруха-Отрок, кн. А. Н. Лобанов-Ростовский и А. С. Стишинский).

После гибели вел. кн. Сергея Александровича, который был председателем Императорского Православного Палестинского общества, эту должность заняла его вдова вел. кн. Елизавета Федоровна, а вице-председателем стал кн. Ширинский-Шихматов. (После злодейского убийства в 1918 прпмч. Елизаветы Федоровны он был избран, уже за границей, председателем Палестинского общества, оставаясь им до самой своей кончины). Именно кн. Ширинский-Шихматов обратил в свое время внимание на предложение кн. Н. Д. Жевахова построить в г. Бари Православное подворье и странноприимный дом для паломников, по его настоянию кн. Жевахов стал председателем Строительной комиссии Барградского подворья. В этот же период избранием в члены Императорской археологической комиссии были по достоинству оценены и заслуги князя как знатока и собирателя древностей.

В самый разгар войны в 1915 кн. Ширинскому-Шихматову удалось осуществить свой давний замысел, свою мечту, - он основал Общество Возрождения Художественной Руси. К работе Общества ему удалось привлечь незаурядные творческие силы - он лично знал почти всех знатоков и любителей русского искусства, зодчества, словесности, истории, иконографии, археологии, музыки и кустарничества. Эти знакомства завязались у него в ходе строительных и реставрационных работ: он руководил реставрацией Успенского собора в Москве, строительством Николо-Александровского храма Императорского Православного Палестинского общества в Петрограде и подворья в Бари. Немалый вклад он внес в строительство Феодоровского Государева Собора в Царском Селе, возведенного в память 300-летия Дома Романовых. Он участвовал в оборудовании нижнего храма и в создании окружающего собор «Царского Городка», в котором должны были разместиться казармы Собственного Его Величества Конвоя и Сводного Гвардейского пехотного полка (там хранилась лично собранная кн. Ширинским-Шихматовым лучшая в России коллекция старинной русской меди: братины, ковши, ендовы и прочее, всего св. 350 предметов). Общество Возрождения Художественной Руси состояло из 3 разрядов: словесности (подготовивший к печати 2-томный перечень русских слов, могущих заменить соответствующие иностранные), художественный (успевший выпустить и распродать ок. 3 млн открыток с изображением памятников русского зодчества) и хождений по Руси (задуманный на то время, когда окончившаяся война позволит разработать и осуществить обширный план художественно-просветительских поездок для групп народных учителей, учащихся и всех желающих). Замыслу кн. Ширинского-Шихматова сочувствовала св. Царица Александра Федоровна, которая обещала после войны подарить Обществу 3 санитарных поезда ее имени, в то время обслуживавших фронт. Во время войны князь был также назначен вице-председателем Комитета вел. кн. Ольги Николаевны для помощи семьям запасных, призванных под ружье, а с осени 1916 еще и председателем Особого комитета для борьбы с злоупотреблениями, порожденными тыловой обстановкой (уклонение от воинской повинности и прочими). В 1915 - н. 1917 он входил в сложившийся вокруг члена Государственного Совета А. А. Римского-Корсакова кружок правых деятелей (Д. П. Голицын, А. С. Стишинский, А. А. Макаров и др.), который подготовил несколько записок на имя Государя с предложением начать проведение более жесткой политики в отношении противников Самодержавия. 25 февр. 1917 в самый разгар беспорядков в Петрограде он пытался спасти положение, предлагая правительству от имени правой группы Государственного Совета ввести в столице осадное положение. К его советам не прислушались.

После большевистского переворота переехал в Москву, где вел тайную монархическую работу и пытался организовать спасение Царской Семьи. В этом ему активно помогали в Москве о. Иоанн Восторгов, в Петрограде А. Ф. Трепов и Н. Е. Марков. 22 авг. (5 сент.) 1918 большевики объявили «красный террор», первыми жертвами которого стали видные правые государственные и церковные деятели - расстрелянные в Москве еп. Ефрем (Кузнецов), прот. И. И. Восторгов, И. Г. Щегловитов, Н. А. Маклаков, С. П. Белецкий, А. Н. Хвостов. Агенты ЧК искали и кн. Ширинского-Шихматова, и ему пришлось скрываться, пока 1 сент. со всей семьей не удалось по чужим документам выехать из Москвы с эшелоном возвращавшихся на родину литовских беженцев. Гродно (3 мес.), Варшава (1,5 года), Прага (4 мес.), Карлсбад (3 мес.): таковы первые этапы его эмигрантской жизни. В н. 1921 он обосновался в Германии (жил в Берлине и Мюнхене), где оставался до 1924. Пользовался значительным влиянием в монархических кругах эмиграции. На Съезде хозяйственного восстановления России (Рейхенгалль, Бавария), 16-23 мая 1921 (Съезд в Рейхенгалле) был избран, получив 102 записки из 105 возможных, одним из 3-х членов руководящего органа монархической эмиграции Высшего Монархического Совета, наряду с Н. Е. Марковым и А. М. Масленниковым. В 1924 семья кн. Ширинского-Шихматова перебралась в Париж. В 1928 он был председателем президиума Четвертого монархического съезда в Париже. Когда в результате внутрицерковной смуты православный русский храм на rue Daru оказался в ведении митр. Евлогия (Георгиевского), его противники (среди них и кн. Ширинский-Шихматов) вынуждены были создать новый маленький храм в помещении на rue d"Odessa. Иконостас этого храма во имя Знамения Божией Матери был сооружен по замыслу и под руководством князя, который был председателем комиссии по его украшению. Заботясь о благолепии церкви, князь пожертвовал в нее частицу подлинной мантии прп. Серафима Саровского, сохраненной со времени прославления святого и вывезенной при отъезде из Москвы.

Скончался кн. Ширинский-Шихматов в пригороде Парижа Севре. 11 дек. в Медоне, в церкви Воскресения Христова архиеп. Серафим в сослужении архим. Сергия, о. Б. Молчанова, о. В Тимофеева и о. И. Малинина совершил отпевание почившего князя, который был погребен на Севрском кладбище. В статье «Верный до гроба», которую опубликовала русская газета «Царский вестник» (Югославия), Н. Д. Тальберг так описывал кончину кн. Ширинского-Шихматова: «Князь, страдая сердцем, опасался всегда умереть внезапно где-нибудь на улице. Но Господь сулил ему ту кончину, о даровании которой мы всегда молимся. Окруженный любимой семьей, внимая постоянно чтению Евангелия и молитв, медленно угасал этот прекрасный русский человек, благословив всех, отдав все распоряжения о своих похоронах. Трижды во время болезни удостоенный принятия Св. Таин, получив отпущение грехов, с молитвою на устах “Христос Воскресе из мертвых смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав”, скончался сей истинный раб Божий. И когда вечером, 9 дек., родные и близкие собрались на первую панихиду, то, при виде бездыханного тела усопшего, одетого в правоведскую рубашку, в русскую поддевку и сапоги, с пальмовыми палестинскими ветвями на руках и крестом Гроба Господня на груди, при виде спокойного, красивого, дорогого лица, думалось им, что Господь милостиво принял в Свою вечную обитель того, кто за свою долгую жизнь не покривил ни перед Ним, ни перед Помазанниками Божиими, ни пред матушкой Россией». Близко знавший кн. Ширинского-Шихматова бывший товарищ обер-прокурора Св. Синода кн. Н. Д. Жевахов, отмечая заслуги князя перед Россией и Русским Народом, писал, что с его смертью «ушел в могилу не только просто хороший человек и крупный государственный деятель, но и человек старого закала, воплощавший в себе традиции и мощь дореволюционной России в самый светлый момент ее государственной жизни. Вместе с Государем Императором Николаем Александровичем, чутьем угадывавшим правду эпохи Царя Алексея Михайловича, князь А. А. являлся как бы прямым продолжателем этой эпохи, воплощая собою ее дух и осуществляя ее задачи. …И нигде во всем мире, эта правда не сияла большим блеском, чем в России в эпоху Царя Алексея Михайловича, когда Россия была еще Святою Русью, когда, чутьем угадывая ложь европейской цивилизации, скрывавшей еврейскую программу уничтожения христианства и мирового господства, не только не приобщалась к такой “цивилизации”, но и отбивалась от нее, защищая свои национальные черты и дорожа ими. Слово “прогресс” выдумано не только безрелигиозными людьми, но и людьми, желавшими в корне уничтожить религию и убить веру, а прозвище “реакционер” получили все те люди, которые следовали заветам Христа и потом вели борьбу со всем, что разрушало устои Церкви и государства и скрывалось под маской “прогресса”. В этом смысле “реакционерами” были все лучшие, все духовно просвещенные люди, все видевшие Святую Русь сквозь толщу России, медленно, но неуклонно порабощаемой международным еврейством, заражающим ее своим духом, отравляющим ее своим ядом, уничтожающим ее величавый национальный облик. В том и значение князя А. А., что он, будучи истинно русским человеком, не только глубоко страдал при виде этой преступной работы, но и боролся с нею, сдирая больные наросты и ядовитые наслоения на теле России и восстановляя попорченное и изломанное, делая то, что по малодушно, корысти или трусости не делали стоявшие на страже церковной и государственной правды».

Степанов А.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Далее читайте:

Погромы еврейские , организация которых приписывается черносотенцам.

Литература:

Государственный Совет. Портреты и биографии. Изд. 2-е. Ч. 2. Пг., 1915;

Жевахов Н. Д. Князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов: Краткий очерк жизни и деят. Новый Сад, 1934.

Ширинские-Шихматовы - старинный княжеский род , записанный в V часть родословной книги Смоленской губернии и ведущий начало от беев Ширинских, которые имели обширные владения по реке Волге и затем были завоевателями Крыма. Здесь они до конца XVIII в. были «знаменитейшими и сильнейшими из всех» и «составляли в народном собрании первейшую степень».

В 1452 г. один из беев Ширинских стал вассалом Касимовского царя. После ликвидации Касимовского царства (1681 г. - de facto, 1702 г. - de jure), его потомки автоматически перешли в русское подданство. В 1919 году последние Ширинские покинули Касимов ; многие из них участвовали в Белом движении.

Другой Ширинский бей - Кинбар выехал в Россию при великом князе Иоанне Васильевиче III и считается таким образом родоначальником российской ветви Ширинских. Потомки правнука его - Шихмата (во св. крещении Василия) Келядемаевича (начало XVI в.) и стали называться Ширинскими-Шихматовыми. Сын его Иван Васильевич - известный боевой воевода середины XVI века .

Часть Ширинских оставалась вассалами крымских Гиреев. В 1555 году , при поражении Девлет-Гирея в Судбищенской битве , И. В. Шереметевым взято было в числе трофеев знамя Ширинских мурз. В 1572 году при набеге того же Девлет-Гирея были убиты трое мурз Ширинских. В г. Ширинский мурза Иши-Махмет приезжал в Москву в качестве крымского посла. В 1622 году во время набега крымского хана Махмет-Гирея на Комарницкую волость взят в плен Ширинский мурза Котлуш .

Некоторые из Ширинских ещё в XVI в. принимали православие . Так, упоминается в шведском походе г. князь Пантелеймон Иванович Ширинский; в г. значится в числе ярославских дворян князь Иван Лукич Ширинский. Князья Иван Сунгалеевич, Федор Арасланович, Петр, Михаил и Андрей Бикбаевичи были стольниками Петра I ().

Есть ещё два дворянских рода Ширинских, записанных во II и III части родословной книги Таврической и Ярославской губерний.

В 1922 г. сёстры Екатерина Андреевна (род. 1904) и Мария Андреевна (род. 1899) Ширинские-Шихматовы были высланы в Пишпек в ссылку сроком на 3 года. Позднее их вывезли в зимнюю стужу из Фрунзе (бывшего Пишпека) в товарных вагонах и выгрузили на полустанке в Голодной степи, где никакого жилья не было. Предполагают, что они погибли от голода и холода.

Описание герба [ | ]

Щит разделен на четыре части, из коих в первой в чёрном поле, изображен золотой крест и под ним серебряная луна, а в нижнем горностаевом поле Княжеская шапка, во второй части в золотом поле находится ездок, облеченный Княжескою мантией, с поднятым мечем, скачущий в правую сторону. В третьей части, в серебряном и красном полях поставлена крепость переменяющая вид свой на серебре в красный, а на краске в серебряный; в четвёртой части, в чёрном поле означены перпендикулярно четыре золотых полосы, а в нижнем голубом поле крестообразно положены две серебряных сабли остриями обращенных вверх.

Щит покрыт Княжескою мантией и шапкой с пером наподобие чалмы, которая наложена на дворянскую корону. Герб рода Шихматовых, имеющих титул татарских князей, внесен в Часть 10 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 95 .