Зеленые машины дорожный патруль. Встречайте «Дорожный патруль

(ЦОДД) создал новую службу — «Дорожный патруль». Ее специалисты проверяют дорожную инфраструктуру и помогают водителям в ДТП.

«Это логичное продолжение всех активностей ЦОДД, Департамента транспорта с целью улучшения обстановки на дорогах и помощи как нашим внутренним службам, так и людям. Служба “Дорожный патруль” не подменяет ни в коей мере собой ГИБДД, у нее несколько обязанностей. В том числе она следит за состоянием дорожно-транспортной инфраструктуры, влияющей на безопасность. Это знаки, дорожная разметка, дорожные неровности, светофоры», — рассказал руководитель Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Вадим Юрьев.

Также инспекторы работают как техпомощь на дороге. Они готовы запустить неисправный автомобиль, поменять проколотое колесо, отбуксировать машину до ближайшей заправки. При ДТП, которое попадает под европротокол, сотрудники разъяснят права и обязанности автомобилистам и помогут оформить необходимые документы.

Работа cлужбы «Дорожный патруль» управляется и координируется из ситуационного центра ЦОДД. «Операторы центра направляют экипажи патруля туда, где они необходимы прежде всего. Сейчас идет пилотная эксплуатация. Маршруты меняются, патрулирование — по всей Москве, но примерно за неделю экипажи объезжают весь город. В основном в пределах МКАД», — добавил Вадим Юрьев.




Сейчас по городу ездят пять патрулей, в которых дежурят 17 сотрудников. Они работают в 24-часовом режиме семь дней в неделю. Планируется, что «Дорожный патруль» будут активно использовать во время проведения крупных спортивных мероприятий, где необходимо управлять многочисленными потоками общественного и личного транспорта.

К середине 2018 года службу планируют расширить до 30 экипажей для охвата всей территории Москвы.

Дорожный патруль появился в Москве летом прошлого года. И главная его цель (можно сказать, сакральная) - увеличивать пропускную способность дорог. Чтобы машины как можно меньше стояли в пробках и как можно больше ехали. А как это сделать?

В первую очередь, следить за тем, чтобы на проезжей части не было помех. Например, заглохла иномарка на перекрестке и никак не может завестись. Белокурая девица бегает вокруг машины, как наседка, хлопает глазками и ничего не может сделать. И тут из-за угла подкатывает зеленый джип, цепляет застрявшую иномарку тросом и тащит на станцию техобслуживания. Ну или хотя бы на островок безопасности, где можно стоять и никому не мешать. Или случилось ДТП . Два неопытных водителя с ужасом разглядывают царапины на своих машинах и спорят, кто из них виноват. И это вместо того, чтобы оформить по-быстрому европротокол и без всякой полиции разъехаться. В этом случае дорожный патруль тоже помогает. У них этих европротоколов целая пачка. На всех хватит. Еще у столичных водителей прямо на середине дороги часто заканчивается бензин. Особенно у таксистов. И их тоже приходится стаскивать с проезжей части, чтобы не создавать помех другим автолюбителям.

Кроме этого, экипажи дорожного патруля следят за состоянием знаков, светофоров и асфальта на проезжей части. Они рассекают по столичным трассам круглосуточно.

ЧТО ЗА ДЫМ ТАКОЙ ИЗ ТРУБЫ ИДЕТ

Я сижу на заднем сидении джипа «Volkswagen Amarok» и глазею по сторонам. Впереди - патрульные Центра организации дорожного движения Дмитрий Коваленко и Владислав Родин. Крупные ребята ростом за 180. Оба отслужили в армии. Говорят, что пересев на внедорожник, свободно вздохнули. Потому что места внутри пикапа значительно больше, чем в «Солярисе», на котором они ездили раньше.

Мы едем по Третьему транспортному кольцу в районе станции метро «Рижская». И вдруг видим белый «Опель», стоящий посреди дороги. Мигает аварийка. Водитель сидит внутри. Останавливаемся за иномаркой. Выставляем дорожные конусы. И подходим к «Опелю». А там классическая картина. Сидят две девушки и не знают, как им действовать дальше. Вера (водитель) рассказала, что из ее машины неожиданно повалил белый дым. А сам автомобиль начал чихать и кашлять.

Я была вчера в автосервисе , - сообщила она. - И мне там сказали, что... А вот, смотрите-ка...

Девушка достала документ и на одном дыхании прочла:

Вышла из строя мембрана клапана рециркуляции картерных газов. Но мне обещали, что я с такой мембраной проезжу недели две. Неужели обманули?

Надо сказать, что в такой ситуации растеряться может не только женщина, но и мужчина. Представьте. Машина, объятая едким дымом, дергается как паралитик и отказывается ехать. Мимо со свистом мчатся машины. Это ведь не где-нибудь во дворе или на Пятницкой . Это ТТК.

Дмитрий Коваленко достал из багажника трос и подцепил «Опель» к зеленому внедорожнику (пикап, кстати, очень мощный - во время недавних снегопадов он спокойно вытягивал из сугробов фуры на МКАДе). Владислав Родин остановил движение, чтобы «Amarok» дорожного патруля оттащил сломавшуюся машину на островок безопасности. Вера от волнения даже забыла, как включить нейтральную скорость. Но справилась. И через несколько минут благодарила патрульных. Мол, на проезжей части было страшно даже дверь приоткрыть, не то что выйти. Затем она позвонила в автосервис и вызвала специалиста. А мы поехали дальше.

НЕ СПИ, ТАКСИСТ, ЗАМЕРЗНЕШЬ

Наша задача - освободить дорогу, - рассказывают Дмитрий и Владислав. - Была бы где-то рядом станция техобслуживания, мы бы ее дотащили. А так обычно буксируем на обочину. Ситуации всегда разные. Как-то раз наш коллега ехал по ТТК и увидел мужчину возле отбойника. Непонятно, как он там оказался. Но он был в поддатом виде и собирался переходить дорогу. Пришлось остановить машины и, словно бабушку на перекрестке, вести его в безопасное место. А то бы угодил под колеса.

В другой раз ехали в районе Кутузовского проспекта и заметили на правой полосе машину такси. Без всяких признаков жизни. Подошли. А там водитель из солнечного Узбекистана стучит зубами от холода и спит. Автомобиль сломался, а он в Москве чуть ли не первый день. На работу только вышел. Куда звонить, не знает. Ну и уснул. А, главное, мороз был градусов двадцать. «Шкода» его покрылась инеем и внутри стала напоминать морозилку.

Понятно, что говорить «если бы да кабы» несерьезно, - говорят ребята. - Но в такую погоду можно замерзнуть очень быстро.

Похожая ситуация была на Щелковском шоссе, где водитель муниципального автобуса застрял в среднем ряду, оставшись без солярки. Пока ждал «своих», несколько раз садился в машину дорожного патруля, чтобы не околеть (двигатель-то без топлива не работает и, соответственно, печка тоже).

Тем временем мы оказались на Новослободской улице (в районе 62 -го дома). Там не разъехались легковая «Мазда» и грузовой «Мерседес». Ущерб очень незначительный (по две царапины), а потому решили вопрос мирным путем. Водитель «Мерседеса» достал 500 рублей и протянул водителю «Мазды». Тот пожал плечами, но деньги все-таки взял. Оба приехали покорять столицу из южных российских республик. Составлять европротокол отказались (его составляют при ущербе, не превышающим 50 тысяч рублей).

По словам патрульных, чаще всего ДТП возникают из -за таксистов, которые работают по 20 часов в сутки, других приезжих водителей, женщин за рулем (ничего личного!) и автомобилей «Газель» (они постоянно ломаются и глохнут). У доброй половины автолюбителей в багажнике нет никаких инструментов, потому они и стоят на проезжей части даже при мелких поломках.

За смену мы объехали вдоль и поперек квадрат - от ТТК до МКАД и от Дмитровского до Щелковского шоссе. Оттащили несколько машин. Оформили пару европротоколов. Составляется он за 20 минут. Действительно, удобно. На его бланке рисуется схема ДТП, на которой обозначено, кто и куда двигался. Пострадавший получает оригинал протокола, а виновный аварии копию. Дальше водители обращаются в свои страховые компании. И компания виновного возмещает ущерб компании пострадавшего.

За одно дежурство экипаж дорожного патруля наматывает до 300 км.

ОФИЦИАЛЬНО

Дорожный патруль оказал помощь почти 6 тысячам водителей за полгода, - рассказала «КП » пресс-секреатрь Центра организации дорожного движения Анастасия Писарь. - Также за это время патрульные помогли неисправному легковому и грузовому транспорту (2 225), водителям при ДТП (2 062), оформили 633 европротокола, отбуксировали 829 неисправных авто. Дежурная смена ситуационного центра ЦОДД с помощью системы видеоаналитики мониторит дорожную ситуацию в режиме реального времени. Так, при фиксации ДТП, которое негативно отражается на пропускной способности дороги, дежурная смена сообщает о нем экипажу дорожного патруля.

ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА ПРО ДОРОЖНЫЙ ПАТРУЛЬ

Можно ли вызвать дорожный патруль по телефону?

Нет. Изначально службу создали для того, чтобы экипажи патрулировали улицы в свободном режиме. О ДТП и застрявших машинах патрульным сообщают сотрудники ситуационного центра.

Сколько машин у дорожного патруля?

При создании службы было 5. Сейчас 10 (и 40 патрульных). К концу 2018 года будет 40 машин.

Что входит в обязанности дорожного патруля?

Патрулирование улиц

Выявление сломанных дорожных знаков и светофоров

Помощь при ДТП (оформление европротокола, оказание первой медицинской помощи)

Буксировка сломанных авто, а также машин, у которых кончился бензин

Регулировка движения в случае больших пробок

Помощь водителям в случае мелких поломок

По каким маршрутам ездят патрульные?

Каждый день маршруты меняются. Они охватывают все городские округа столицы. Чаще всего зеленые машины можно встретить на больших и самых загруженных трассах - Третьем транспортном кольце, МКАД, Садовом кольце, Волгоградском проспекте, шоссе Энтузиастов, Профсоюзной улице и так далее.

МОСКВА, 17 июн — РИА Геббоо, Сергей Белоусов. В мае на дорогах Москвы появились зеленые автомобили Центра организации дорожного движения (ЦОДД) с надписями «Дорожный патруль». Многие автомобилисты стали путать их с машинами, фиксирующими нарушения парковки, некоторые принимают их за сотрудников ГИБДД, но большинство вообще не знает, кто они и зачем нужны. Корреспондент РИА Геббоо провел один день в составе экипажа дорожного патруля и выяснил, чем именно занимается недавно созданная столичным правительством служба.

Знакомство

На парковке главного офиса ЦОДД меня встречают Олег и Рамиль — двое «старожилов» центра, которых совсем недавно назначили в экипаж дорожного патруля. На обоих — форма темного цвета и фуражки с шашечками над козырьками. Головной убор сильно напоминает дизайн фуражек британской полиции. Оба они являются сотрудниками «Дорожного патруля ЦОДД» — службы, которая должна оказывать автомобилистам помощь на дорогах в случае дорожно-транспортных происшествий, поломок машин, затруднений движения, чрезвычайных ситуаций и других неприятностей.

Сотрудник дорожной службы ЦОДД во время патрулирования в Москве

«Наш экипаж патрулирует Садовое кольцо, другие машины выезжают на Третье транспортное (ТТК) и прилегающие улицы. В основном мы работаем в пределах «Трешки», — признается Рамиль. — Наш проект считается пилотным, поэтому пока работают только пять экипажей. Если проект будет признан удачным, штат расширят до 30 машин, и тогда мы будем охватывать всю Москву».

Олег — бывший водитель с многолетним стажем, у Рамиля два высших образования — юридическое и экономическое — и опыт работы за рулем автомобиля ЦОДД, который выявляет нарушения парковки, и на «жирафе» — мобильном комплексе фиксации нарушений. Прежде чем начать работу в дорожном патруле, оба прошли специальную подготовку.

Сотрудники дорожной службы ЦОДД во время патрулирования в Москве.

«Пока мы работаем только в дневное время суток, смены длятся с семи до 16 часов и с 14 до 22 часов. И так — пять дней в неделю. В выходные дорожный патруль пока не функционирует», — рассказывают они.

В салоне их служебной машины висят два видеорегистратора, которые снимают все, что происходит спереди и позади. На спинках передних кресел висят рюкзаки со множеством карманов. В них хранятся фонарь, перочинный ножик и другие инструменты, которые могут понадобиться в дороге, а также два полосатых жезла, совсем как у гаишников.

Автомобиль дорожной службы ЦОДД во время патрулирования в Москве

«Иногда центральный офис дает нам наводку, если видит по камерам, что где-то произошла авария. Мы немедленно выезжаем. Сегодня как раз две машины столкнулись на Нижегородском шоссе, но доехать туда мы не успели, раньше нас на место ДТП прибыл наряд ГИБДД», — говорят патрульные.

Автомобиль дорожной службы ЦОДД во время патрулирования в Москве

Автомобиль дорожной службы ЦОДД во время патрулирования в Москве

В багажнике патрульного автомобиля лежат два больших огнетушителя, ящик с набором ключей, конусы с оранжевыми и белыми полосами, «прикуриватель» для запуска двигателя, большой домкрат, как в автосервисах. Все это снаряжение, как ружье у Чехова, когда-нибудь да «выстреливает».

«Если кончился бензин, мы можем дотащить на тросе до ближайшей заправочной станции, если, конечно, есть техническая возможность у буксируемой машины: проушины там — и так далее. Если тащить нужно фуру, то мы останавливаем другую фуру и просим помочь — у нас есть специальный усиленный трос для большегрузного транспорта, — поясняют сотрудники дорожного патруля. — Его нам выдало руководство после одного случая, когда мы долго не могли остановить какой-нибудь грузовик, чтобы попросить отбуксировать заглохший на проезжей части другой грузовой автомобиль. Мы также смотрим за тем, чтобы различные ремонтные бригады работали на дорогах по правилам, следим за безопасностью рабочих».

Патрулирование

Выезжаем от офиса ЦОДД во 2-м Лесном переулке и двигаемся в сторону ТТК по Бутырской улице. Ехать на Садовое кольцо — привычный маршрут Олега и Рамиля — нет смысла, там сейчас масштабная реконструкция, поэтому, кроме дорожной техники, никому помощи мы оказать не сможем.

Работа экипажа дорожного патруля ЦОДД

«Позавчера, например, у нас был спокойный день. Ни одного ДТП мы не встретили, — рассказывает Рамиль. — Зато вчера поворачиваем в сторону базы, и прямо у нас на глазах происходит авария: один водитель остановился пропускать пешеходов на переходе, а второй отвлекся на мобильный телефон. Дождь еще шел, асфальт был мокрый, и резкое торможение не помогло. Кстати, очень много таких вот мелких аварий происходит именно из-за мобильных телефонов».

Патрульная машина хоть и снабжена оранжевым проблесковым маячком, но нарушать правила, ездить по выделенным полосам для общественного транспорта ей нельзя. По каждому нарушению, которое фиксирует камера, сотрудники пишут объяснительные. Так как штрафы приходят в ЦОДД, аннулировать их легко.

Работа экипажа дорожного патруля ЦОДД

Работа экипажа дорожного патруля ЦОДД

«На днях отгородил машиной и конусами на Сущевском Валу открытый канализационный люк в среднем ряду, куда могла заехать колесом машина или провалиться мотоциклист, — продолжает Рамиль. — Стоял и ждал специальные службы, которые должны были исправить проблему. Водители относились неоднозначно: кто сигналил, кто матом мог выругаться. Но что поделаешь, безопасность превыше всего».

Как раз едем по Сущевскому Валу и видим, как машины объезжают аварию из четырех автомобилей. Картина следующая: Chevrolet, Volvo и такси Skoda желтого цвета остановились друг за другом в хвосте пробки, а сзади в них влетел Hyundai, из-за чего все четыре машины «поцеловались». Подъезжаем сзади, включаем мигалку. Олег выставляет конусы, Рамиль отправляется к участникам ДТП, чтобы выяснить, нет ли пострадавших и не нужна ли кому-либо медицинская помощь.

Сотрудники дорожной службы ЦОДД во время патрулирования в Москве

Сотрудники дорожной службы ЦОДД во время патрулирования в Москве

«Мы помогаем оформить ДТП в том случае, если сумма ущерба составляет менее 50 тысяч рублей, если столкнулось не более двух автомобилей, нет пострадавших и оба участника согласны с тем, кто прав, а кто виноват, — отмечают патрульные. — В общем, должны быть соблюдены условия «европротокола». Помогаем водителям сфотографировать место аварии, правильно заполнить извещения о ДТП. Если нужен наряд ГИБДД, то до его прибытия прикрываем место происшествия: не у всех, например, есть знаки аварийной остановки. Мы также связываемся с ответственным за этот участок батальоном ГИБДД — так гаишники быстрее приезжают на место. Обо всех своих действиях обязательно сообщаем в наш Ситуационный центр».

К счастью, в этом ДТП никто не пострадал, но и «европротокол» тут бессилен — слишком много машин-участниц. Рамиль звонит в ГИБДД. Удивительно, но никто из водителей до сих пор даже не набрал на телефоне 112. Буквально через пять минут приезжает машина ДПС, а следом карета скорой помощи. Несмотря на наличие инспектора, Рамиль и Олег не покидают место происшествия — после отправки фотографий и сообщений через планшет, подключенный к интернету, они ждут сигнала от Ситуационного центра ЦОДД. В это время к нам подходит водитель такси и жалуется, что машина только поступила в парк и прошла всего 50 тысяч километров. Другого водителя — судя по акценту, из южных регионов — сильно заинтересовали фуражки Олега и Рамиля: «Ребят, я вам скажу — хочу себе такую же шляпу». Получив разрешение из ЦОДД, мы уезжаем.

«Иногда нас путают с «парконами» (автомобили ЦОДД, фиксирующие нарушения парковки. — Прим. ред.), — улыбаются дорожные патрульные. — Мы подъезжаем куда-то, где много неправильно припаркованных машин, начинаем фотографировать покосившийся знак, а водители кидаются закрывать свои номера, быстро уезжают с места неправильной парковки. Думают, что «попали» на штраф».

Сотрудник дорожной службы ЦОДД во время патрулирования в Москве

Сотрудник дорожной службы ЦОДД во время патрулирования в Москве

Сворачиваем с ТТК на Шарикоподшипниковскую. Сразу за светофором проезжаем пешеходный переход, на котором просел асфальт. Был бы я на своей машине, не обратил бы внимания — таких мест в Москве полно. Однако дорожный патруль останавливается, фотографирует место, отправляет данные в центр.

«Через пару дней эта яма может стать еще больше, и даже сейчас машина может повредиться, если проедет на высокой скорости, — поясняет Олег. — Центр передаст информацию соответствующим службам, они должны все устранить. Бывает так, что мы на следующий день едем в той же точке — ямы уже нет».

Едем на 1-ю Дубровскую улицу, останавливаемся на перекрестке, где Олег и Рамиль фотографируют накренившуюся металлическую мачту с дорожными знаками. На противоположной стороне покосился знак «Главная дорога», его тоже снимают на планшет. За установку знаков отвечает ЦОДД, информация из ситуационного центра отправляется в соответствующее подразделение, в течение 12-16 часов все должно быть исправлено.

Работа экипажа дорожного патруля ЦОДД

Работа экипажа дорожного патруля ЦОДД

«Пару смен назад я ехал по Садовому кольцу и увидел старенький ВАЗ-2104, — рассказывает Рамиль. — Возле него стоял мужчина, держа в руках провода, в салоне сидела женщина с ребенком. Никто не останавливался им помочь. Я сфотографировал ситуацию, сообщил на базу, «прикурил» машину. Мужчина остался очень доволен нашим сервисом».

Снова авария. На перекрестке Волгоградского проспекта и улицы Талалихина притерлись BMW и Renault, их водители-девушки считают виноватыми друг друга. Ситуация снова не подпадает под «европротокол», движение сильно затруднено, автомобили объезжают аварию по тротуару, из окна Renault поскуливает собака. «Вы знаете, что такое «Дорожный патруль ЦОДД»?» — спрашиваю я у одной из участниц аварии. Девушка разводит руками. Рамиль звонит в местный отдел ГИБДД и узнает, что свободных нарядов пока нет. Удивительно, но через десять минут сотрудникам дорожного патруля удается уговорить девушек сфотографировать место ДТП на мобильные телефоны и отправиться на его оформление в тот самый отдел автоинспекции. Движение свободно, мы отправляемся дальше.

Сотрудники дорожной службы ЦОДД во время патрулирования в Москве

Сотрудники дорожной службы ЦОДД во время патрулирования в Москве

«Иногда мы работаем на перекрытиях, например, в праздник 9 Мая, когда с помощью наших экипажей перегораживали улицы для прохождения парадных колонн. Люди о нас совсем мало знают. Скоро будут учения: имитирование ситуации с возгоранием в тоннеле, где именно — мы не знаем, но там будут задействованы все экстренные службы Москвы, в том числе и наша», — поделились патрульные.

Начинается сильный дождь, канализационные стоки не справляются с потоками воды. И вот еще одно ДТП — на Крутицкой набережной: такси въехало в задний бампер Mazda. Не успели мы выйти из машины, как девушка-водитель ринулась к нам — подумала, что мы гаишники. Выяснилось, что стоят участники аварии тут уже больше трех часов. Рамиль опять звонит в ГИБДД, под дождем фотографирует машины, потом объясняет водителям, с каких ракурсов лучше сделать снимки. Наконец пригодились жезлы: Олег останавливает поток, таксист и женщина сдают задом в ближайший карман, чтобы освободить движение по набережной, где всего по одной полосе в каждую сторону. На все про все уходит примерно минут пять.

Аналоги

«Дорожный патруль ЦОДД» — не первый опыт создания в России службы автомобильных «ангелов». С 2013 года на платных участках трассы М-4 «Дон» работают аварийные комиссары госкомпании «Автодор», которая помогает автомобилистам в экстренных ситуациях. Обязанности комиссаров почти такие же: они могут оказать первую помощь пострадавшим, вызвать экстренные службы, отгородить место ДТП, убрать животное, которое попало на проезжую часть, расчистить трассу от посторонних предметов или неправильно припаркованных автомобилей и даже ликвидировать последствия природных катаклизмов.

В Германии существует служба Gelbe Engel («Желтый ангел»), организованная немецким автомобильным клубом ADAC. Автомобили мобильной технической помощи — в основном это минивэны — превращены в мастерские на колесах и могут оказать любую помощь автомобилисту. Кроме машин, у ADAC имеется несколько десятков медицинских вертолетов, которые за 15 минут должны очутиться в любом проблемном месте Германии. Однако помогают они только тем, кто оплатил членство в клубе, причем по дорогому тарифу PLUS. Особая международная страховка ADAC позволяет вертолетам прилетать в любую страну Европы, чтобы спасти человека из беды, или использовать технику партнеров в других государствах по всему миру.

«Дорожный патруль ЦОДД» за свою помощь денег с автомобилистов не берет и брать не планирует.

Идея создания специальной службы, которая оказывает помощь автомобилистам в разных ситуациях, не нова. На дорогах ГК «Автодор» (в ведении которой находятся платные автодороги), к примеру, уже давно . Случись что на скоростной платной дороге, и они тут как тут. Аваркомы оснащены специальным оборудованием, позволяющим оказать необходимую помощь. А оперативное реагирование возможно благодаря постоянному мониторингу всех участков автобана специальными центрами. Но это на трассе. В городах подобных служб у нас до последнего момента не было. И вот Центр организации дорожного движения (ЦОДД) Правительства Москвы представил нам такую. Знакомьтесь - Дорожный патруль.

Пока это пять автомобилей, которые проводят ежедневный мониторинг дорожного движения в столице. Понятно, что на такой город это мало. Из-за плотного трафика охватить все городские улицы попросту невозможно. Поэтому сейчас дежурство проводится на самых проблемных участках. Патрулирование проходит в разных режимах. Одни экипажи находятся в свободном плавании. Они следуют по своему маршруту и проверяют состояние дороги. В поле зрения попадает всё - от открытых люков и неправильно установленных знаков до аварийных ситуаций. С одним из экипажей я провел несколько часов.

Вот, к примеру, рядом со остановился небольшой грузовик на аварийке. Занял при этом одну полосу и без того сузившегося Садового кольца. В результате движение застопорилось. Патруль останавливается, включает оранжевую «люстру», инспекторы выставляют конусы. Подходят к грузовичку, интересуются у водителя, в чем причина остановки и не нужна ли помощь. Водитель, оказывается, пытался разобраться, как ему проехать до точки разгрузки товара. Инспекторы попросили съехать в карман, чтобы не мешать движению автомобилей. Проблема была решена за несколько минут.

Едем дальше. Вот автокран остановился все так же прямо на полосе движения, у строительного объекта на Садовом кольце. Этот водитель, завидев наш спецавтомобиль и инспекторов в форме, тут же подбежал и сказал, что прямо сейчас уедет.

Только не штрафуйте! - попросил он.

К слову, инспекторы Дорожного патруля штрафовать не могут по определению. Нет у них таких полномочий. Да и задачи совсем другие.

Помочь решить проблему - да! Случилась, к примеру, авария. Инспекторы окажут . Или помогут переместить неисправный или поврежденный автомобиль в безопасное место. Спустило колесо и нет домкрата или ключей? Не проблема. Машина заглохла посреди дороги? Патруль отбуксирует в безопасное место. В автомобилях Дорожного патруля для этого есть все необходимое, от ремкомплекта до специальных мощных тросов, способных буксировать даже многотонные грузовики.

«Вот на днях, к примеру, на перекрестке застыл фургон, - рассказывает патрульный Олег. - Движение перекрыто, машины выстроились в многокилометровую пробку. Останавливаем грузовики, просим помочь оттащить фургончик, но у водителей нет троса. Тогда мы даем наш, и движение возобновляется», - с гордостью делится инспектор.

В общем, это полноценная техпомощь на дороге. Причем бесплатная.

Еще одна сфера интересов - контроль соблюдения строительными организациями условий ведения работ на проезжей части. Патрульные смотрят, чтобы строители не загрязняли дорогу, правильно устанавливали дорожные знаки. Если увидят неладное, тут же сообщат в Ситуационный центр ЦОДД, а там уже оперативно оповестят подрядчиков о необходимости устранения всех недостатков.

Причем если ситуация серьезная, сотрудники Дорожного патруля обязаны принять меры для обеспечения безопасности всех участников движения. Опасный участок обозначается специальными знаками и конусами. Дорожный патруль не покидает такое место до приезда оперативных служб (ГИБДД, МЧС, коммунальные службы).

Экипажи Дорожного патруля всегда на связи с Ситуационным центром ЦОДД. Если где-то в городе случится ЧП или авария на дороге перекроет движение, находящийся поблизости патруль сможет приехать и помочь. Но это вовсе не замена ГИБДД. Ни в коем случае! Еще раз повторюсь: основная задача Дорожного патруля - помочь водителям и сделать все возможное, чтобы беспрепятственно ехал.

В московском Центре организации дорожного движения (ЦОДД) появилось новое подразделение – «Дорожный патруль». В тестовом режиме оно действует уже три месяца, но только сейчас его представили москвичам. Патрульные будут привлекаться для экстренной помощи при возникновении пробок, фиксировать повреждения проезжей части и дорожных знаков, а также всячески помогать автомобилистам – буксировать их машины, консультировать по составлению «Европротокола» и даже согревать в холода. Так что, если приближается зеленый седан, скорее всего вам хотят помочь, а не оштрафовать вас. Скорее всего.

Для начала – пять экипажей

Глава ЦОДД Вадим Юрьев в первую очередь подчеркнул - служба «Дорожный патруль» не подменяет ни в коей мере собой ГИБДД.

«У нее несколько обязанностей. Первое – служба следит за состоянием дорожно-транспортной инфраструктуры, прежде всего, в зоне притяжения ЦОДД, влияющей на безопасность. Это знаки, дорожная разметка, неровности на дороге, функционирование светофоров. Второе – мы вменяем патрулю помощь на дорогах. И третье – он отрабатывает вместе с ГИБДД и другими службами, организует дорожное движение при специальных и особых ситуациях», – пояснил он.

Сотрудник новой службы ЦОДД Дорожный патруль.

Работа «Дорожного патруля» координируется из ситуационного центра ЦОДД, с которым экипажи постоянно находятся на связи. Увидеть зеленые седаны с желтыми проблесковыми маячками можно будет почти по всей Москве - зона их ответственности ограничивается МКАД.

«У нас сейчас работает пять экипажей. Мы надеемся, что проект будет успешным, и по мере его развития разрастется до 30 экипажей, – рассказал журналистам Юрьев. - Мы бы считали это целесообразным сделать к середине следующего года».

Состав всей службы на данный момент – 17 человек. По мнению главы ЦОДД, помощь патрульных особенно может понадобиться во время матчей Кубка Конфедераций.

Первая дорожная помощь

«Нам важно, чтобы город ехал, - подчеркнул Юрьев. - Одна из проблем, почему город останавливается - это ДТП, в том числе мелкие. Мелкие аварии сейчас можно оформлять по «Европротоколу», и коллеги разъясняют, напоминают о возможности его составления, выполняют рекомендательную и побудительную роль».

Кроме того, патруль придет на выручку, если дорогу заблокирует заглохший из-за отсутствия бензина автомобиль или машина с пробитым колесом. Такое авто отгоняют в сторону, освобождая полосу для движения.

Работники ситуационного центра новой службы ЦОДД Дорожный патруль.

Фото: Евгения Новоженина / РИА Новости

Помощь «Дорожного патруля» абсолютно бесплатна, однако их главная задача - решать не проблемы конкретного водителя, а решать проблему города, так что когда программа-минимум выполнена и причина затора перемещена на обочину, экипаж едет на следующий вызов или продолжает патрулирование.

Но, если у автомобилиста действительно неприятности, его не бросят, обещают сами патрульные. Если вы не по погоде одетая девушка и не завелись в февральский мороз - вас непременно отогреют. Так уже было на Университетском проспекте. «Она стояла после аварии. Саму аварию разобрали, все разъехались, а она не завелась. Появились мы. Я предложил ей погреться, и она с удовольствием присела в машину, где мы ее отогрели. Когда приехал эвакуатор, проследили за погрузкой, и девушка уехала», - рассказал инспектор службы Олег Козлов.

«Лошадей» бы побольше

Форма инспекторов частично заимствована у коллег из Великобритании и частично - у отечественных бойцов МЧС. Машины «Дорожного патруля» экипированы только самым необходимым: оранжевыми конусами, огнетушителями, фонарями, видеорегистраторами (скоро у сотрудников должны появиться и нагрудные камеры).

Из других средств «первой дорожной помощи» - домкрат на три тонны, чтобы быстро поменять колесо даже у внедорожника, обычный трос на пять тонн, более мощный трос, выдерживающий 20 тонн, для буксировки тяжелой техники (не самим, но с помощью проезжающего мимо грузовика), набор инструментов, насос и провода для «прикуривания» аккумулятора. В ближайшее время также должны появиться небольшие временные дорожные знаки.

Конечно, «легковушка» с мотором мощностью немногим больше сотни лошадиных сил - так себе тягач, поэтому в ЦОДД рассматривают возможность использования пикапов. Кроме количества «лошадей» и полного привода, его преимущество во вместительном кузове, куда может влезть, например, пластиковый наливной блок.

Наконец, для любителей пренебрегать ПДД будет ошибкой не брать в расчет новые зеленые машины ЦОДД. Хоть выявлять нарушения – не их профиль, возможность такая у них есть. «Нарушения фиксировать они могут. «Помощник Москвы» – так называется новый инструмент, который коллеги тестируют. Плюс, уже сейчас фиксируются нарушения в местах проведения дорожных работ», – заключил глава ЦОДД Вадим Юрьев.